Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)

Я о л и т и ч е с к о е п р о с в е щ е н и е С БОЛЬШ ИМ ИНТЕРЕСОМ Трудящиеся нашей области, как и весь советский народ, с удовлетворением и гордостью восприняли речь Генераль­ ного секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председателя Президиума Вер­ ховного Совета СССР тсв. Л. И. Брежнева на торжественном заседании в честь 60-летия Великого Октября. В системе партийного, комсомольского и экономического образования, школах коммунистического труда идет изуче- | ние речи Л. И. Брежнева, других документов юбилейного торжественного заседания. КОГДА ЗАБЫВАЮТ ОБ УЧИТ ЕЛЕ. Два года назад бюро обкома КПСС приняло постанов л е н и е «О работе Гря- зинского горкома партии с педагогическими кадрами». Оно обязало все горкомы и райкомы партии устранить имеющие­ ся недостатки в организации труда и быта педагогов, разра­ ботать конкретные мероприятия, направленные на дальней­ шее улучшение работы с учительством. Как же реализовано это постановление в Воловском рай­ оне! Об этом и рассказывается сегодня. П Коммунисты и комсомольцы, все трудящиеся Липецкого района с большим интересом изучают доклад товарища Л. И. Брежнева «Великий Ок­ тябрь и прогресс человечест­ ва», сделанный на торжествен­ ном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР н Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-й годовщине Великой Октябрьской социали­ стической революции. В теоретическом семинаре при парторганизации совхоза «Бо- ринский» состоялись занятия по первой теме: «Советский Со­ юз в авангарде социального прогресса». В своей лекции пропагандист А. Ф. Лычагин на конкретных фактах пока­ зал, что Великий Октябрь по­ ложил начало создания на зем­ ле нового типа цивилизации. Коренное изменение полити­ ческих основ общества, под­ черкнул пропагандист, убе­ дительное доказательство ог­ ромных созидательных возмож­ ностей власти рабочего класса, трудящихся. В исторически минимальные сроки наша стра­ на из отсталой превратилась в страну высоко развитой инду­ стрии и коллективизированного сельского хозяйства. Два с по­ ловиной трудовых дня требу­ ется сейчас нашей промышлен­ ности, чтобы произвести столь­ ко же продукции, сколько ее производилось за весь 1913 год. Большой интерес вызвала у слушателей часть доклада, где Л. И. Брежнев говорит о раз­ витии сельского хозяйства. Только за последние 10 лет производство зерна возросло со Г48 миллионов тонн до 194 миллионов тонн, резко увеличи­ лось производство других ви­ дов сельскохозяйственной про­ дукции. Государство выделяло и будет выделять сельскому хозяйству большие капитало­ вложения, наращивать мощно­ сти обслуживающих село от­ раслей промышленности. Пропагандист на примере своего совхоза рассказал об огромной помощи государства Он привел такие данные: в на- Более 1200 человек занима­ ются в системе политпросве­ щения в липецком объедине­ нии «Продтовары». На снимке: экономист Раиса Ивановна Шальнева, бухгалтер Галина Сергеевна Реброва и продавец Елена Александровна Поляко­ ва готовятся к очередным заня­ тиям. Фото Ю. Ардашева. чале организации совхоза, в 1925 году было собрано по 5 центнеров зерна с гектара. В хозяйстве не было тракторов, минеральных удобрений. Труд­ но было получить высокий уро­ жай. Сейчас в совхозе более 100 тракторов, много другой техники. Все культуры сеются только по хорошо удобренной почве. В результате сборы зер­ на с каждого гектара увеличи­ лись в 4—5 раз. С помощью государства в хозяйстве пост­ роен высокомеханизированный молочный комплекс. Все это позволило совхозу резко под­ нять продуктивность скота, до­ срочно выполнить годовое за­ дание по заготовкам молока. Далее пропагандист сказал, что в докладе Л. И. Брежнева было отмечено, что еще не все проблемы сельского хозяйства решены. Следовательно, задача состоит в том, чтобы сосредо­ точить все усилия на преодоле­ нии недостатков в работе, на дальнейшем подъеме сельского производства. Слушатели семинара обме­ нялись мнениями, как лучше и быстрее выполнить задачи, по­ ставленные в докладе Л. И. Брежнева. Речь шла об улуч­ шении организации зимовки скота, ремонте техники, повы­ шении эффективности и каче­ ства работы. Слушатели семинара — это в основном специалисты хозяй­ ства, руководители среднего звена. Идейная закалка, пони­ мание 'ими задач, поставлен­ ных партией перед сельским хозяйством, во многом способ­ ствуют повышению эффектив­ ности их труда. К примеру, под руководст­ вом слушателя семинара, агро­ нома Л. Т. Черкасова рабочие совхоза заблаговременно от­ сортировали семена и довели их до высоких посевных кон­ диций. Организованно идет вывозка навоза, заготовка ми­ неральных удобрений под уро­ жай будущего года. Многое сделано для подъема продуктивности дойного стада зоотехником В. Е. Нефедовой — активной слушательницей теоретического семинара. Учеба расширяет кругозор, помогает ей в работе с людьми. Она яв­ ляется лучшим политинформа­ тором в совхозе. Можно сказать много доб­ рых слов и о других слушате­ лях семинара. Все они являют­ ся хорошими производственни­ ками, умелыми воспитателя­ ми. Знания, полученные на за­ нятиях в семинаре, они стре­ мятся донести до широких масс трудящихся Воловский район — один из отдаленных в области. В на­ родном образовании его за последнее время произошли некоторые положительные из­ менения. Несколько возросло число учителей 4—10 классоз с высшим педагогическим об­ разованием. Его имеют все руководители средних и вось­ милетних школ. Райком партии, районо и педагогические коллективы школ проводят работу по за­ креплению молодежи на селе. Два года назад выпускники Захаросской средней школы обратились с письмом ко всем выпускникам сельских средних школ области с призывом остаться работать в родных колхозах и совхозах. В районе есть отдельные школы, как, например, Василь­ евская средняя, возглавляемая делегатом XXV съезда партии М. П. Девушкиной, которая не уступает1многим городским. В ней — сложившийся учи­ тельский коллектив. Опытные помогают молодым в овладе­ нии педагогическим мастерст­ вом. Продуманно строится ме­ тодическая работа и самообра­ зование педагогов. Уроки про­ ходят на высоком идейно-тео­ ретическом и методическом уровнях с широким применени­ ем технических средств и на­ глядных пособий, а поэтому и успеваемость учащихся высо­ кая. Учительство района прини­ мает активное участие в мас­ сово-политической работе сре­ ди населения. Около ста чело­ век—в составе агитколлективов и групп политинформаторов при парткомах колхозов и совхозов, более сорока — про­ пагандисты в системе партий­ ного и комсомольского просве­ щения, 27—депутаты районно­ го и сельских Советов народ­ ных депутатов. Почти все учи­ теля—члены общества «Зна­ ние». И все же в постановке на­ родного образования в районе немало просчетов. Во многих школах еще низок образова­ тельный уровень педагогиче­ ских кадров. Особенно в Га- тищенской, Спасской, Захаров- ской, Большовской средних школах, в большинстве вось­ милетних. В Панинской школе почти все основные предметы преподают не специалисты. Медленное повышение каче­ ственного состава педагогиче­ ских кадров объясняется их частой сменяемостью. За по­ следнее пятилетие заменено более сорока процентов учите­ лей. Не приживаются в районе выпускники педагогических учебных заведений. За тот же период из района выехало бо­ лее пятидесяти молодый учи­ телей. Так, из 14 направлен­ ных в Воловскую и Гатищен- скую средние школы молодых специалистов выбыло восемь, половина — из Юрской вось­ милетки. И это в то время, когда школы из года в год испытывают острую нужду в квалифицированных педагогах различных специальностей. Большая текучесть наблюда­ ется среди руководителей школ и аппарата районо. Только за последние 'три года из 20 директоров средних и восьмилетних школ заменено 13, семь завучей из 16, пять из девяти организаторов вне­ классной и внешкольной вос­ питательной работы с детьми, а аппарат районо за пятиле­ тие сменился дважды, заведу­ ющие районо—трижды. Для повышения образова­ тельного уровня учителей сла­ бо используется в районе за­ очное обучение. Далеко не все учителя, не имеющие высшего педагогического образования, вовлечены в него. Всего в пе­ динституты области из района на заочное обучение зачислено 59 учителей, в том числе в ЛГГШ—49, но на летнюю сес­ сию этого года в г. Липецк явилось лишь 39. Успешно же справились с учебным планов и перешли на следующий курс только 21 человек. Особенно низка успеваемость учителей- заочников из воловских школ на математическом отде­ лении, которая по ито­ гам летней , сессии не достигает и сорока процентов. Отдельные педагоги «учатся» в пединституте более десяти лет. Район из года в год не вы­ полняет планы повышения ква­ лификации педагогов на кур­ сах при областном институте усовершенствования учите­ лей. За последнее пятилетие курсы прошли чуть более «по­ ловины учителей района, а из некоторых школ и того мень­ ше: из 41 учителя Воловской средней школы—только восем­ надцать. В пединституты области, как правило, из района поступает меньше учителей, нежели тре­ буется району. Так, в :Ш74 го­ ду в районе заменено 30 учи­ телей, а поступило в пединсти­ туты 17, в 1975—соответствен­ но 40 и 21, в 1976 — 29 и 11. На начало 1977—78 учебного года потребность района в учительских кадрах составила 17 человек, а закончило пед­ институты из числа поступив­ ших вне конкурса только де­ сять. Зачисление но внеконкурсно­ му набору в институты прохо­ дит в основном по валу. При­ емные комиссии, облоно, райо­ не и школы не анализируют, какие специалисты потребуют­ ся району в будущем. В 1977 году Елецкий пединститут, на­ пример, выпустил восемь учи­ телей русского языка и лите­ ратуры, зачисленных в свое время по внеконкурсному на­ бору из воловских школ. Рай­ ону же нужны были только три словесника. Остальных распре­ делили в другие «места. Заха- ровская средняя школа остро «нуждается в учителях физ­ культуры и трудового обуче­ ния, а на эти специальности школа в институт никого не направила. Методическая работа среди учителей района явно не от­ вечает современным требова­ ниям. За последнее пятилетие сменилось три заведующих районным методическим каби­ нетом. Анализ его работы за прошлые годы свидетельствует, что основным недостатком бы­ ло отсутствие пра«ктическ«ой на­ правленности в методической работе. Очень мало проводи­ лось семинаров-практикумов, не обобщался и не распростра­ нялся передовой педагогиче­ ский опыт. * Эти недостатки характерны и для методической работы с учителями в школах. Плохо обстоит дело с самообразова­ нием педагогов. В подавляю­ щем большинстве учителя школ района не имеют личных творческих планов. Деятельность районо далеко не способствует улучшению состояния учебно-воспитатель­ ной работы школ. За 1976 и 1977 годы «районо проверил 15 средних и восьмилетних школ и только четыре «из них—фрон­ тально. В большинстве актов проверок нет глубокого анали­ за состояния учебно-воспита­ тельного процесса в школах, работы учителей, а иногда да­ же тема проверки не совпада­ ет с выводами и предложени­ ями. В систему работы районо не вошло проведение повтор­ ных проверок школ По выпол­ нению своих предложений, не добивается он предоставления информаций школами по ре­ зультатам проверки. . Прогрессивной формой обу­ чения детей давно уже приз­ нана кабинетная система за­ нятий, но в школах Воловско- го района все еще придержи­ ваются старинки. В Ожогин- ской средней, «например, прак­ тически нет ни одного учебно­ го кабинета. На уроках от­ сутствуют технические сред­ ства и наглядные пособия. Воловская средняя школа вот уже который год отчитывается перед органами народного об­ разования, что у нее девять учебных кабинетов, а фактиче­ ски их только два—машино­ ведения и лингафонный. Школа достаточно оснащена техниче­ скими средствами обучения, учебным оборудованием, пе- ' чатными пособиями (за про­ шедшее пятилетие их приоб­ ретено более, чем на 8,5 тыся­ чи рублей), но они свалены в лабораториях и на уроках не используются. В районе отдельные педаго­ ги допускают вольное обраще­ ние с учебными планами. Так, в Захаровской средней школе в течение недели уроки трудо­ вого обучения заменялись уро­ ками физкультуры. В последнее время 35 учите­ лям района выделены новые квдртиры. Но можно и нужно бы выделить больше, в этом есть острая необходимость. Так, из восьми учителей Алек­ сандровской восьмилетки двое живут на частных квартирах, а школе вот уже пять лет не вы­ делено ни одной. На частных квартирах проживают и четыре учителя Гатищенской средней школы' Эти примеры можно продолжить. Перспективным планом в районе предусматривалось строительство пяти жилых до­ мов для учителей, но до сего времени оно не начато. 1В числе их и дом для учителей Пании- ской восьмилетки. Для его сооружения был уже завезен кирпич, но часть его правление колхоза «Свобода» передало на другие нужды. Не все учителя в районе обеспечены и топливом. Специальным приказом учи­ теля сельской местности в снабжении продуктами пита­ ния приравниваются к специа­ листам сельского хозяйства. Но он не выполняется. Так, совхоз «Васильевский» и колхоз имени XX партсъезда не выписывают пр'одукты питания учителям Васильевской и Спасской сред­ них школ. Педагоги Захаров­ ской и Александровской школ неоднократно обращались к руководству колхоза «Свобо­ да» с просьбой выдать зерно, но каждый раз получали отказ. Педагоги Гатищенской сред­ ней школы вынуждены ходить за продуктами за семь кило­ метров в соседнее село Навес­ ное или летать самолетом в г. Ливны Орловской области. Даже хлеб учителям Захароз- ской, Гатищенской, Спасской, Александровской, Юрской школ завозится нерегулярно. Воловский райком партии недостаточно занимается на­ родным образованием и редко рассматривает вопросы, свя­ занные с работой школ. За по­ следние пять лет бюро райко­ ма только дважды обсуждало эти вопросы, но НИ в одном из принятых постановлений нет конкретной программы работы с педагогическими кадрами. Райком партии не следит за своевременным утверждением работников школ, входящих в его номенклатуру. До сих пор не утверждены директора две­ надцати средних и восьмилет­ них школ, 5 из 9 организато­ ров, 4 из 9 учителей Общество­ ведения, хотя многие из них работают в этих должностях уже не первый год. В школах района несколько ослаблена роль коммунистов в педагогических коллективах. Партийные организации созда­ ны только в двух школах — Иабережанской и Воловской средних, хотя в районе тру­ дятся 73 учителя-коммуниста. Парторганизаций, например, нет в таких средних школах, как Гатищенская, Спасская, Большовская, хотя коммуни­ стов в них от 5 до 13 человек. Надо полагать, что Волов­ ский райком партии изменит свое отношение к народному образованию и будет более действенно заниматься работой с педагогическими кадрами. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Ю. КАНИЩЕВ, инструктор отдела науки и учебных заведений обкома КПСС.* П. КАШМЕНСКИЙ, заведующий нештатным отделом школ «Ленинского знамени». УТРАЧЕ ННАЯ С ЛАВА П Р О В Е Р Я Е М В Ы П О Л Н Е Н И Е О Б Я З А Т Е Л Ь С Т В Коллектив елецкого завода «Гидропривод» долгое время пользовался заслуженной славой передового предприятия. Гидроприводцы первыми в городе выполнили задание девя. той пятилетки пб всем основным показателям, добились нема, лых успехов в соревновании за высокое качество, надежность продукции. Однако с начала десятой пятилетки наступил спад. Завод неоднократно срывал выполнение месячных заданий в про­ шлом году, продолжает отставать и нынче. План десяти меся­ цев по выпуску продукции и росту производительности труда выполнен лишь на 97 процентов. Потребителям недодано гид­ рооборудования на 642 тысячи рублей. О причинах, отрицательно сказывающихся на результатах работы некогда передового коллектива, рассказывается ниже. Р УКОВОДИТЕЛЯМИ за­ вода — директором Г. М. Степаненко, главным ин­ женером Н. Г. Евсеевым — в деталях разработано, каза­ лось бы, убедительное объяс­ нение затянувшегося отстава­ ния коллектива. С начала прошлого года, го­ ворят они, коллектив начал выпуск модернизированных гидронасосов первого габарита. По сравнению с прежними мо­ делями они имеют ряд преиму­ ществ: у них выше рабочий и объемный коэффициент полез­ ного действия, меньше уровень шума. Вместе с тем, трудоем­ кость изготовления увели; чилась более чем на тридцать процентов, а численность про­ мышленно производственного персонала, фонд зарплаты и цена на новую продукцию ос­ тались почти на том же уров­ не. Ясно, что в таких условиях трудно не допустить срыва. Освоение продолжается и в нынешнем году. Сейчас уже начали производство модер­ низированных насосов второ­ го габарита, на подходе — третий габарит. Еще несколь­ ко месяцев, и все трудности останутся позади... Итак, судя по их словам, срыв был предопределен фак­ том освоения новой продукции. Но в таком случае невольно возникает вопрос: неужели по­ добную ситуацию нельзя было предвидеть заранее? Чтобы выйти из нее с наименьшими потеоями, нужно было преду­ смотреть комплекс организаци­ онных и технических мероприя­ тий по повышению производи­ тельности труда, ускорению процесса освоения новых изде­ лий. Именно такая задача стояла перед коллективом предприятия. К сожалению, к решению ее на заводе оказались неподго­ товленными. Чего стоит хотя бы такой факт. Первоначально освоение насосов второго га­ барита предполагалось начать со второй половины прошлого года. Затем срок переносили дважды: на конец 1976 и на­ чало 1977 года. Фактически же начали выпуск их лишь с ок­ тября. Вместо 3200 одинарных насосов по плану собрали тогда... 376 штук. По третьему же габариту изготовлены все­ го-навсего опытные партии. По-настоящему не налажено еше и производство насосов первого габарита. С начала нынешнего года при перевы­ полнении задания по выпуску гидромоторов и некоторых других видов продукции недо­ дано более 22 тысяч гидрона­ сосов разных типоразмеров. Печальная участь, постигшая новую продукцию, в немалой степени — следствие серьезных просчетов в деятельности тех­ нических служб завода. Осо­ бенно велики они в области перевооружения производст­ ва, внедрения прогрессивной технологии. Выпуск новой, бо­ лее сложной продукции прак­ тически ведется на том же са­ мом, зачастую и физически, и морально устаревшем обору­ довании, теми же инструмен­ тами и с той же технологиче­ ской оснасткой, что и раньше. — Станочный парк у нас давно уже не обновлялся,— признается мастер участка предварительной обработки роторов цеха № 10 Н. Е. Ще- кин.— Пазофрезериые станки до того изношены, что выдер­ жать ча них необходимую точ­ ность' при обработке деталей нелегко. Качество режущего инструмента плохое. Фрезы быстро тупятся, ломаются. От­ сюда — большой брак. Из ме­ сячной программы — 26 тысяч роторов в брак идет полторы тысячи штук. А брак — это не только прямые убытки для производства, но и снижение производительности труда, уменьшение выпуска продук­ ции. Не удивительно, что в этом месяце мы задолжали сборщикам немало роторов... Но, может быть, обстановка, сложившаяся на участке, вовсе не типична? Увы, в том же цехе № 10 — самом крупном по объему производства на «Гидроприводе» — о подобных фактах с горечью говорили сменные мастера А. Ф. Леонть­ ев, Б. И. Петрушкин и другие. А ведь в свое время служ­ бой главного инженера был составлен обширный план орг- техмероприятий по внедрению новой техники и технологии, по расшивке так называемых «уз­ ких мест» производства. Он-то и должен был помочь так на­ ладить дело, чтобы процесс освоения новой продукции протекал «безболезненно». Так почему же он не дал ожидае­ мой отдачи? Дело в том, что наметки плана далеко не всегда учиты­ вали реальные нужды произ­ водства, а осуществление того, что диктовалось необходимо­ стью, неоправданно затяну­ лось. Так, для механосбороч­ ного цеха № 5 изготовили не­ сколько полуавтоматических фрезерных станков, на кото­ рых намечалось производить, механическую обработку «окон» в дисках. Станки уста­ новили, но затем выяснилось, что надобность в них отпала: цех перешел на более прогрес­ сивную технологию изготовле­ ния дисков. В итоге оборудо­ ванию пришлось искать другое применение, что, разумеется, повлекло за собой дополни­ тельные затраты труда и средств. В то же время такие насущно необходимые для це­ ха технические мероприятия, как изготовление стендов для испытания гидромоторов и насосов второго габарита, кон­ вейерной печи для покрытия изделий поливинилбутералью, подъемного устройства для по­ грузки готовой продукции, не осуществлены до енх пор, хотя по плану они намечались на первую половину года. Или взять такое важнейшее организационно - техническое мероприятие, намеченное на нынешний год, как обеспечение плана производства каждого цеха необходимым заделом технологических материалов и комплектующих деталей на первое число месяца. Ставилась цель—добиться четкой ритмич­ ной работы всех производст­ венных подразделений. Но что же получилось на практике? — Еще ни разу не было та­ кого,— говорит начальник це­ ха № 5 В. И. Лукин,— чтобы выполнение производственной программы шло без всяких «ЧП». Сегодня, к примеру, нет литья, завтра — резиновых уп­ лотнительных колец, после­ завтра — чего-нибудь другого. Особенно много неувязок при­ ходится на начало месяца. В такие дни мы даем людям от­ гулы, а потом наверстываем в выходные... Об этом же говорили все, с кем приходилось встречаться на заводе. В частности, в круп­ нейшем сборочном цехе— № 2 — назвали такие цифры: на 17 ноября здесь получили от ме­ ханических цехов всего 4000 крышек одинарных гидронасо­ сов вместо 7700 и 8000 рото­ ров из 12100. Еше хуже обсто­ яло дело с резиновыми уплот­ нительными кольцами, идущи­ ми по кооперации. А вот результаты работы «с колеса». В цехе № 1 выпущено продукции на 17 ноября от месячного задания 25,5 про­ цента, в цехе № 2 — на 24,2 процента. В целом же по за­ воду изготовлено гидрообору­ дования лишь на 359 тысяч рублей при плане ноября в 1675 тысяч. Если проанализировать вы- С Е МИН А Р ПО А Т Е И З М У полнение плана до декадам в предыдущие месяцы, то карти­ на будет примерно такой же. Как правило, за первые двад­ цать дней выполняется около половины месячного задания, а остальное «берется штур­ мом» буквально в последние смены. После этого легко предста­ вить, как много рабочего вре­ мени теряется на заводе. Но, что показательно, эти простои не учитываются. По статисти­ ческому отчету за первое по­ лугодие на «Гидроприводе» не допущено ни одного часа про­ стоя оборудования. О механи­ ке этих липовых отчетов, ду­ мается, не стоит подробно го­ ворить. Компенсация простоев идет за счет тех самых выход­ ных, о которых упоминал вы­ ше В. И. Лукин. Не говоря о прямом нару­ шении трудового законода­ тельства, что само по себе не­ допустимо, работа в выход­ ные, штурмовщина отрица­ тельно влияют на закрепление кадров. За полгода текучесть составила здесь 9,7 процента— значительно больше, чем в среднем по городу. Для срав­ нения скажем, что на сосед­ нем элементном заводе она почти в два раза меньше. А ведь большая текучесть — это И недоданная продукция, и снижение производительности. На этом же сказываются и недостатки в нормировании труда. Создалось парадоксаль­ ное положение. В целом кол­ лектив завода десятимесяч­ ное задание по выработке вы­ полнил лишь на 97 процентов. В то же время среднее выпол­ нение норм рабочими-сдельши- ками, составляющими подав­ ляющее большинство, равняет­ ся 115,5 процента. Спрашивает­ ся: как же могут перевыпол­ нять план рабочие, если завод его проваливает? Ларчик открывается про­ сто: из 9322 норм, разработан­ ных здесь, технически обосно­ ванных всего 4955. Выходит, что почти половина норм явно занижена. Стоит ли сетовать в таком случае на чрезмерную трудоемкость новой продук­ ции? , Из всего этого можно сде­ лать вывод: преодоление от­ ставания полностью зависит от самого коллектива завода. Резервы для этого есть. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». В Липецке, в Доме полити­ ческого просвещения прове­ ден семинар по атеизму. Об­ суждены вопросы: «Конститу­ ция СССР и проблема свободы совести», «Религия и совре­ менность», «Идеологическая борьба и религия», «Психоло­ го-педагогическая основа про­ пагандистской работыя и другие. Занятия в семинаре расши­ рили кругозор пропагандистов, способствовали повышению культуры самой методики про­ ведения лекций по атеизму. Большой интерес вызвали лекции кандидата философ­ ских наук Н. Д. Гороховой и доцента А. В. Мельниковой (Московский университет име­ ни Патриса Лумумбы). В конце семинара были да­ ны ответы на вопросы про­ пагандистов-атеистов. Н. ЩЕРБАКОВ. П О М А Т Е Р И А Л А М € Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И ; «АРИФМЕТИКА ВЗАИМОРАСЧЕТА» Под таким заголовком в «Ленинском знамени» была опубликована корреспонден­ ция, в которой критиковался коллектив завода «Центролит» за бесхозяйственное отноше­ ние к расходованию металла при отливке изделий, за плохое качество продукции, постав­ ляемой станкостроителям. Секретарь парткома завода А. Никулин сообщил редакции, что корреспонденция обсужде­ на на расширенном заседании парткома с участием дирек­ ции, главных специалистов и начальников цехов. Критика в адрес заводских служб по эко­ номии черных металлов приз­ нана правильной. В настоящее время совмест­ но с Липецким станкострои­ тельным заводом изменена конструкция 13 наименований отливок. Сделано 182 коррек­ тировки технологических про­ цессов, направленных на сни­ жение веса отливок, улучшение качества продукции. Только по станкозаводу снижен вес по 12 видам отливок, что сберегло 664 тонны чугуна. Справедлива критика и по вопросам улучшения качества продукции, снижения брака. Для устранения отмеченных недостатков предстоит еще многое сделать. Партийный комитет обязал главных специалистов пере­ смотреть договоры на поставку продукции Липецкому станко­ заводу при заключении их на 1978 год с учетом замечаний, отмеченных в статье «Арифме­ тика взаиморасчета», а так­ же уделить особое внимание повышению качества продук­ ции, снижению брака. Начальникам цехов и эконо­ мистам предложено наладить работу по введению лицевых счетов экономии металла. « В О Т Т А К Ш Е Ф Ы ! » Под таким заголовком в №211 нашей газеты была опуб­ ликована заметка, в которой за плохую помощь совхозу «Ста- новлянский» в уборке картофе­ ля критиковались работники железнодорожной станции Елец. Как сообщил в редакцию секретарь Елецкого горкома партии В. Горлов, заметка об­ суждена на заседаниях бюро городского комитета КПСС и станции Елец. Лица, виновные в хищении картофеля, наказа, ны. Начальнику станции В. И. Чеботареву и секретарю парт, бюро Л. И. Винокурову указа­ но на слабый контроль за коллективами, работающими на уборке урожая. В партий­ ном порядке наказан А. М. Купцов, бывший старшим группы на уборке клубней. Ж Отлично работает в сбороч­ ном цехе Липецкого радиатор­ ного завода станочница полу­ автомата по обработке про­ бок для радиаторов Таисия Федоровна Яковлева. По за­ слугам — и честь. Т. Ф. Яков­ лева награждена орденом «Знак Почета». На снимке: станочница Т. Ф. Яковлева. Фото Ю. Клюева. ДОСТИЖЕНИЯ Н А У К И И ТЕХНИКИ ПЛАМЯ В ВОЛНАХ УЛЬТРАЗВУКА ■..Ы* Акустические колебания зна­ чительно повышают температу­ ру и скорость горения газооб­ разного топлива. Таково от­ крытие грузинских специали­ стов, на основе которого они создали экспериментальную установку для сварки и резки металла. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского ин­ ститута технологии электриче­ ских машин малой мощности заставили сжигаемый газ быть источником ультразвуковых колебаний. Ультразвуковые волны рождаются газом, пре­ одолевающим на пути к зоне горения вращающийся диск с отверстиями определенной ве­ личины. * Предложенный способ повы­ шения интенсивности горения газообразного топлива, напри­ мер, природного газа, пропан- бутановой смеси, может повы­ сить экономическую эффек­ тивность многих видов тепло­ вых установок. Подсчитано, что благодаря ультразвуку температура пламени возраста­ ет в среднем на 250—300 гра­ дусов по Цельсию. МЕТАЛЛ РАЗЛИВАЮТ МАГНИТОМ Отныне цветные металлы от плавильной печи до литейной формы будут транспортиро­ ваться не в привычных для производственников разливоч­ ных ковшах, а с помощью маг­ нита. Специальный магнито- динамический насос МДН-6, позволяющий полностью ав­ томатизировать этот процесс, создан в Институте проблем литья Академии наук УССР. Новые установки внедрены и успешно работают на ряде предприятий республики. . Их начали использовать и на Мценском заводе алюминиево­ го литья производственного объединения «Автозил». Этим выполнен один из пунктов про­ граммы сотрудничества «АН СССР — Автозил». — Принцип действия насоса основан на законе движения в магнитном поле проводника, через который пропущен элек­ трический ток,— рассказал за- ( ведующий отделом института В. П. Полищук.— Таким про­ водником, движущимся от плавильной ванны к месту раз­ лива, является металл. Как. только оператор нажимает кнопку на пульте электромаг­ нитной системы, жидкий ме­ талл, словно вода из артезиан­ ского колодца, течет по трубо­ проводу в литейную форму. Соединенная с индукционной печью установка поддержива­ ет постоянную температуру и однородный химический состав расплава. В результате значи­ тельно повышается качество отливок и изготовляемых из них деталей, возрастает их прочность, износостойкость. Применение новой установки также значительно улучшает условия труда в плавильных цехах. Начато серийное производст­ во установки, запатентованной в США, ФРГ, Англии, Фран­ ции, Японии. «ПУТЕЙЦЫ- САМОХОДЫ» Исправляет кривизну рель­ сов на стыках, выравнивает пу­ тевое цолотно, подбивает под шпалы щебень самоходная ма­ шина, внешне похожая на теп­ ловоз. Команды различным агрегатам машины подает луч лазера, благодаря чему дости­ гается высокая точность уклад­ ки или ремонта железиодо рожной колеи. Самоходный «путеец» пополнит парк эф­ фективней техники на строи­ тельстве или реконструкции железных дорог. Серийное! изготовление та­ ких машин началось на Ка­ лужском машиностроительном заводе. Здесь же освоен вы­ пуск самоходных рельсосва­ рочных агрегатов, мощных пу­ теукладочных кранов. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz