Ленинское знамя. 1977 г. (г. Липецк)
С Ю Р Н А П У Т Ч Е С К И Й Р У Б Е Ж1в ц е н т р а л ь н о м К О М М У Н И З М У (Окончание. Начало на 1.й стр.). Сове том СССР, опираясь на по мощь большого числа ученых, специалистов - правоведов, опытных работников государ ственного аппарата и общест венных организаций, подгото вила проект Основного Закона, о котором затем сказали свое слово свыше 140 млн. человек — более четырех пятых взрос лого населения страны. Они выступали на собраниях трудо вых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях Сове тов, по радио и телевидению. Они писали в газеты и в Кон ституционную Комиссию. 180 тыс. писем трудящихся — жи вые, подлинные документы на шей демократии. Кто в те дни близко следил за жизнью нашей страны, зна ет, что э то б ыло время о гро м ного прилива творческой энер гии, вр емя жарк и х дискус сий, заинтересованных споров. Около 400 тыс. предложений о конкретных поправках к про екту Основного Закона внесли советские люди. Многие из них касались существеннейших во просов нашей жизни — роли труда при социали зме, опре де лен ия социальной основы Со ветского государства, учета на казов избирателей в работе Советов, обязанностей граж дан беречь социалистическую собственность, права на веде ние подсобного хозяйства и т. д. Конституционной Комиссии пришлось серьезно порабо тать, чтобы проанализировать, сгруппировать поступившие предложения, прежде чем представить свои рекоменда ции на утверждение Верховно го Совета, который с учетом всех мнений, высказанных в ходе всенародных дискуссий, внес поправки в 118 (из 173) статей и добавил одну новую статью. Так что, когда мы говорим, что подлинным творцом Кон ституции является весь совет ский народ, то э то не преуве лич ение, не красивая фраза. Это — факт. И он свидетель ствует о то м, ч то у нас нет от чужде н и я тр уд ящ ихся от политической власти, полно стью преодолено извечное для эксплуататорского общества недоверие масс ко всему го сударственному. В ходе обсуждения проекта Конституции советские люди в полной мере проявили свое по- хозяйски требовательное отно шение ко всем делам общест ва. В адрес различных учреж дений, предприятий, организа ций, их руководителей было сделано много острых замеча ний. Мы со всем вниманием относимся к критическим вы ступлениям граждан, добива емся устранения вскрываемых ими недостатков. В свободе критики наша партия видит эф фек тивный инст румент раз ви т ия де мократ ическо го о бщ ес т ва, нео бхо ди мое услов ие нор мальной деятельности всех его институтов, Участие во всенародных о б суж де н и я х по мо гает сове тским людям яснее сознавать тесную связь своих повседневных дел с широчайшими перспектива ми общественного развития. Эта связь собственных инте ресов и устремлений трудя щихся с ключевыми задачами коммунистического строитель ства ярко проявляется и а об щественно-политической актив ности трудовых коллективов. Вопросы, связанные с ролью трудового коллектива в нашем обществе, привлекли большое внимание участников дискус сий по проекту Конституции. Оно и понятно. Ведь в э той первичной ячейке нашего со циального организ ма рож да ю тся и ра звиваются начинания, воздействующие на жизнь всей страны. Достаточно сказать, что с трудового коллектива пред приятия начинается составле ние Государственного плана. И естественно, что его выпол нение и перевыполнение так ж е в решающей степени зави сят от четкости ра бо ты и ини циативы трудовых коллективов. Взять, напри мер, Московс кий заво д ав тотракторно го элект роо бор удова н и я № 1. Его тру довой коллектив при о бсуж де н ии пла на десятой пятилетки выдвинул бо лее 200 п ре дложе н ий и добился реализации большинства из них. В резуль тате завод дал дополнительной продукции на 2,1 млн. рублей. В трудовых коллективах ре шается много вопросов, выхо дящих за пределы узкопроиз водственных интересов. В круг э т и х вопросов входит и орга низация социалистического со ревнования, и распределение фондов матер иаль н ого поощ рения, и повышение профес сиональной квалификации, и расстановка кадров, и з абота об отдыхе, о быте трудящих ся, об удовлетворении их ду ховных запросов. Поднять ка чество медицинского обслужи вания, уточнить принципы ис пользования растущего жило го фонда, э нер гичнее бороться с бюрократизмом, больше уделять внимания нравствен ному воспитанию молодежи — вот лиш^ некоторые из про блем широкого общественного значения, поднимавшихся в трудовых коллективах в связи с обсуждением проекта Кон ституции. По многочисленным предло жениям трудящихся в новом Основном Законе за трудовым коллективом закреплены ши рокие права в обсуждении и решении государственных и об щественных дел, в управлении предприятиями и учреждения ми, а сама статья о роли тру дового коллектива перенесена в главу о политической систе ме СССР. Углубление социалистиче ской демократии превратилось в одну из движущих сил эко ном ическо го прогресса стра ны. В свою очередь у множе н ие пр оизводственных ресур сов и народного бо гатства со ветского общ ества стало важ ным фактором укрепле ния и развития его де мократ ически х начал. В условиях зрелого социа лизма расширилась экономи ческая база социалистической демократии, права граждан наполнились более основатель ным материальным содержа, нием, прочнее стали гарантии этих прав. Кажд ый, кто срав н и т новый Основной Закон СССР с прежней К онс титуци ей, может уб едиться, что он отражает качественные сдвиги в о бъ е ме прав и свобод совет ского человека. Новый Основной Закон, ра зумеется, полностью подтвер дил записанные и в прежней Конституции свободы — слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонст раций. Вместе с тем конститу ционное оформление получили и другие политические права, которые давно вошли в прак тику общественной жизни. Принципиально важна новая статья, гласящая, что гражда нин СССР имеет право участ вовать в управлении государ ством, делами общества. По сравнению с прежней Консти туцией новый Основной Закон предоставляет советским лю дям больше прав в защите их личных интересов. Усилены и гарантии политических прав граждан. Например, очевидно, что право на критику стано вится более содержательным, когда оно подкреплено, как э то у нас сделано, конституци онным запретом пресле дова н и я за кр и тику и тре бо ва н ие м о пр ивле чении к ответственно сти лиц, виновных в наруше нии этого запрета. Теперь о социально-эконо мических правах, затрагиваю щих самые основы жизни лю дей. Приведу лишь несколько примеров, по которым можно судить о сдвигах в этой о бла сти. Право на труд десятиле тиями является у нас привыч ной нормой. Сегодня оно включает в себя право на вы бор профессии, рода занятий и деятельности в соответствии с призванием, профессиональ ной подготовкой и т. д. Мы это можем теперь гарантиро вать граждана м потому, ч то соз дали эко ном ику, пре дъяв ляющую не только ста бильно растущий, но и все более раз носторонний спрос на рабочую силу, на специалистов. Мы можем гарантировать это пра во и по тому, ч то создали вы сокоразвитую си стему о бщ е го и специального обр азован ия, профессионального обу чения, повышения квалификации. Новая Конституция утверж дает жизненно важное для че ловека право на жилище. В прежней Конституции о нем не говорилось. Теперь для него создана надежная материаль ная основа. Сейчас ежегодно строится жилья в семь раз больше, чем в 1936 году. Пра во на материальное обеспече ние в старости было записано и в прежней Конституции. Но ныне по сравнению с 1936 г. число людей преклонного воз раста, которые используют э то право, выросло в де ся тки раз. Да и средний раз мер государ ственной пенсии увеличился' почти втрое. В том, ч то со циалистическая де мократ и я прово зглашает не только политические, но и со циально-эконо м ические п рава, в том, ч то она и х не только провозглашает, но и надежно гарантирует, состоит одно из ее принципиальных отличий от де мократ ии буржу а з ной. В о б щ естве зрело го социализ ма, пр и е го высокоразвит ом эконо м ическо м потен циале, э та от л ичи тельная че рта со ци алисти ческой де мократ ии п роявляет ся осо бенно рельефно. Открывая простор для поли тической, эко ном ической, ду ховной активности граждан, их представителей и организа ций, наша де мократ и я направ ляет эту акт ив ность к целям, в до ст иже нии которых заин тересованы весь народ, все о б щество. Вместе с тем она дол ж на об еспечива ть выражен ие мн огоо б разны х специфических интересов различных групп на селения, увязывая и согласо вывая их с интерес ам и о бщ е с тва в целом. Вел ика в этом плане роль общественных ор ганизаций. Так, охранять интересы тру да — непре менная забота профсоюзов. Они действуют решительно, непреклонно,- ког да иные руководители пред приятий забывают о нормах трудового законодательства, о социальных нуждах .трудя щихся. В прошлом году по требованию профсоюзных ко митетов около 10 тыс. таких администраторов были осво бождены от должности. Но у нас нет коренного для буржу азного общества конфликта между трудом и капиталом, рабочим и предпринимателем, В таких условиях профсоюзы лучше всего выражают интере сы трудящихся тем, что орга низуют их участие в управле нии производством, делами всего общества. Результатом является, например, актив ность постоянно действующих производственных совещаний. В стране их сейчас 130 тысяч. 64 проц. их состава — рабо чие. Ежегодно от совещаний поступает до 1,5 млн. предло жений по повышению эффек т ив ност и пр оизводства. Оче видно, что это дает н емалую пользу наро д ному хозяйству. Но те м самым расширяются и мат ериальные во зможност и дл я лу чш его удовлетворения социальных, б ытовы х нужд са мих трудящихся. Или взять комсомол — орга низацию нашей молодежи. Юности свойственна тяга к романтике. И когда комсомол, например, увлекает сотни ты сяч юношей и девушек на строительство Байкало-Амур ской магистрали, то тем са мым он сливает специфиче ский интерес молодежи с боль шим общенародным интере сом — созданием новой транс портной артерии в Сибири. Словом, социалистический демократизм обеспечивает чуткую реакцию на возраста ющее многообразие общест венных интересов, открывает широкое поле для инициативы и социально-политической са модеятельности масс. Развитие социалистической государственности и социали стической демократии — про цесс, в котором ключевая роль принадлежит партии ком мунистов. На роль руководя щей и направляющей силы на шего общества КПСС выдви нута победой Октябрьской ре волюции, всей шестидесяти летней историей Страны Со ветов. Эта роль партии ясно отражена в Основном Законе Советского государства. Руководя деятельностью Со ветов, КПСС не подменяет их, строго разграничивает функ ции партийных и государст венных органов, проводит свою линию прежде всего через коммунистов, работающих в них. Суть этого ленинского принципа четко выражена в Основно м Законе страны, ко торый указывает, ч то все пар тийные организации действуют в ра мка х Конституции СССР. Советские коммунисты, как и все советские люди, хорошо сознают, что из конституци онного закрепления руководя щей роли КПСС в нашем го сударстве и обществе вовсе не следуют какие-либо привиле гии для партии. Напротив, э то налагает на нее повышенную ответственность, ибо свою на правляющую роль КПСС осу ществляет не силой власти, а благодаря своему высокому политическому авторитету и идейному влиянию в массах. Интересам расширения де мократизма, заложенного в природе нашего общественно го строя, служат усилия, посто янно предпринимаемые парти ей в целях укрепления социа листической законности и пра вопорядка. Стандартным приемом сов ременной антикоммунистиче ской пропаганды, пытающей ся опорочить советскую систе му, является, как известно, ссылка на имевшие место в годы культа личности незакон ные репрессии, нарушения принципов демократии и со циалистической законности. При этом, разумеется, пре д по читают у мал чи вать, ч то именно КПСС открыто и бес компромиссно осудила такую практику, допускавшуюся воп реки конституционным уста новлениям, провела большую работу по утверждению ле нинских норм партийной и го сударственной жизни, создала твердые гарантии против зло употребления властью и нару шений прав граждан. Осуществление демократи ческих прав и свобод комму нисты всегда считали дейст венным орудием трудящихся в борьбе за социализм и ком мунизм. Знание своих прав, умение применять их в инте ресах строительства нового общества — важнейшая черта активной жизненной позиции советского человека, его вы сокой политической культуры, формирование и развитие ко торой было и остается в центре внимания нашей пар тии. Разумеется, неотъ емле мым элементом политической культуры является понимание гражданином своей ответст венности перед обществом, своего высокого патриотиче ского долга честно и добросо вестно трудиться на благо на рода, всегда быть готовым к защите революционных завое ваний родины Октября. Мысль о том, что исполнение граж данских обязанностей есть столь же необходимый эле мент де мократ ии, как и осу ществл ение прав и св обод, вы сказывалась очень многими участниками дискуссий по про екту Конституции. И э та ид ея ясно выражена в соответству ющ их статьях нашего Основ ного Закона. ,Мы твердо стоим на той по зиции, что демократия социа лизма несовместима ни с ка- зарменно - бюрократическими порядками, ни с анархическим своеволием' в отношении к со циалистическим принципам, нормам и законам. Известно, что на знамени Первого Ин тернационала, созданного Марксом и Энгельсом, были начертаны слова: «Нет прав без обязанностей, нет обязан ностей без прав». Сегодня э тот лозун г Международного Товарищества Ра бо чи х стал одни м и з взж ных принципов жизни и деятельности совет ских трудящихся. Становление и развитие со циалистической де мократ ий — дело слож ное. Мы хорошо по ни маем, ч то здесь у нас есть и нерешенные про блемы и трудности. Предстоит завер шить большую работу по при ведению в соответствие с но вой Конституцией всех норм нашего законодательства. Мы считаем, что немалые резервы заложены в улучшении работы всех звеньев государственного аппарата, который должен с еще большей чуткостью отно ситься к творческой инициа тиве, к заботам и нуждам трудящихся. Большей требо* вательности, большей дейст венности мы ждем и от орга нов народного контроля, зна чение и авторитет который подняты вступившей в силу Конституцией. Мы делаем все необходимое для совершенствования совет ской демократии, для разви тия нашей государственности в направлении коммунистиче ского общественного самоуп равления. С принятием новой Конституции СССР сделан еще один большой шаг на пу ти к этой вел икой цели ко м му нистов всех стран. 3 . Опыт становления и разви тия первого в м и ре социали ст ическо го государства всегда вызывал бо льшой интерес за предел ам и нашей страны, не оставляя равнодушн ыми ни сторонников социализма, ни его классовых противников. Вполне закономерно поэтому, ч то крупные с дви ги в разви тии политической систе мы со ветс кого общества, закреплен ные в новой Конституции СССР, сам процесс ее обсуж дения и принятия оказались в центре внимания всей плане ты. Можно выделить ряд на правлений, в которых прояви лось международное значение этого большого события в жизни советского народа. Прежде всего новая Консти туция нашей страны вносит вклад в теорию и интернацио нальную практику строитель ства социализма, обогащая их опытом организации первого в истории общенародного со циалистического государства. Раскрывая принципиальное значение интернационализа ции революционного опыта, творческого освоения всего ценного, что дает борьба тру дящихся во всем мире, Ленин отмечал, что каждая, отдель но взятая попытка построе ния нового общества может страдать той или иной одно сторонностью, неполнотой, что «цельный социализм» создает ся «из революционного со трудничества пролетариев всех стран» (т. 36, стр. 306). Известно, что братские стра ны, вступившие на путь со циализма позже нас, учитыва ли при разработке своих кон ституций достижения совет ского законодательства, быв шего тогда единственным ис точником практического опы та социалистического государ ственного строительства. Ны не во многих из э т и х стран ставится и успешно решается задача создания развитого со циалистического общества. И, как отмечают руководители, печать э т и х государств, новая Советская Ко нст итуция явля ется полезным доку ментом дл я опре деле н и я перспектив их собственного развития. При разработке нового Ос новного Закона СССР мы, в свою очередь, опирались не только на конституционный опыт советской истории, но и со всем вниманием отнеслись к практике других социали стических стран. Это позволи ло, в частности, обогатить со держание отдельных статей Конституции, касающихся прав и обязанностей граждан, улуч шить ее общую структуру. В целом э то не ч то иное, как накопление коллективно го опыта социалистического государственного строитель ства. И че м бог аче этот опыт, тем яснее выявляются о бщ ие з ако номерност и фо рм и рова н и я и разв ития политической систе мы соц иа лиз ма, полнее раскрывается и х интернацио нальное значение. Суть дела, конечно, не в 'то м, ч то скла д ываются как ие -то ша блоны, которые остается только ко пировать. Суть в том, что вы рабатываются научно обосно ванные и выверенные на прак тике ориентиры, помогающие в конкретных условиях раз ных стран находить правиль ные решения сложных проб лем утверждения и развития социалистической государст венности, социалистической демократии. Жизнь показала, что такие ориентиры могут быть полез ны не только непосредствен но в строительстве социализ ма, но и на путях к нему. Об этом свиде тельствует, напр и мер, характер мно гих откли ков на новую Советскую Ко н ституцию в странах Азии, Аф рики, Латинской А мер ики . В ид ные де ятели и печать этих стран отм еч ают, ч то отражен ный в нашей Ко нституции опыт социалистического стро ительства содержит немало ценно го для народов, которые после осво бож де н и я от коло н иаль ной за ви симости стоят перед выбором дальнейшего пути развития, перед пробле мами укрепления националь ной государственности. Международное значение новой Конституции СССР оп ределяется, далее, ее несом ненным воздействием на ход современного > противоборства двух мировых систем. Самим фактом своего суще ствования, своим примером социализм всегда оказывал позитивное влияние на внут реннюю жизнь капиталистиче ских стран, помогал спра ведливой борьбе прогрессив ных сил. Новая Конституция, вобравшая в себя весь шести десятилетний опыт развития нашей страны по пути Октяб ря, умножает притягательную силу социалистического при мера. Она наглядно раскры вает практические пути эф фе кт ив но го и подлинно де мо крат ическо го решения корен ных про б ле м о бщ ес твенно го развития в интересах людей труда. Воплощенная в Ко нституции правда о социализ ме, е го де мокра тии дает ко ммун ис там м и ра дейс твенное иде йное оруж ие в борьб е с наш им об щим классовым противником— империализмом. На э то ука зывают пр едс тавители мн огих ко ммун и ст ически х и р абочих партий. Разумеется, Конституция развитого социалистического общества пришлась не по вку су тем, кто борется против социализма, кто не жалеет ни сил, ни средств, чтобы не до пустить победы нового строя. Мне уже приходилось в до кладе на сессии Верховного Совета СССР 4 октября 1977 г. говорить о наиболее характер ных нападках, с которыми на ши буржуазные оппоненты об рушились на проект Конститу ции. После ее вступления в силу картина в этом отноше н ии не из менилась. Так что не буду здесь повторяться. Чита тели могут ознакомиться с нашей позицией по данному вопросу, обратившись к тек сту доклада, в котором разо браны аргументы буржуаз ной пропаганды, показан их надуманный, лицемерный ха рактер. Мы знаем, что в мире есть еще немало людей, которые берут на веру выдумки про паганды, чернящей Советское государство, социалистическую демократию. Уверен, что бо лее широкое знакомство ми ровой общественности с новой Конституцией СССР, с жи з нью нашего народа поможет сократить число таких людей. В э той свя зи хотелось б ы вы разить признательность ко м мун ис тически м и р абочим пар тиям несоциалистическои ча сти мира, которые, нередко в тяжелой обстановке разнуз данных антисоветских кампа ний, много делают, чтобы по мочь правдивому освещению жизни Страны Советов, об ъ ективно му анализу про блем развитого социалистического общества. Чем больше будут люди знать о достижениях со циализма, чем яснее будут представлять себе масштаб и сложность проблем, которые ему пришлось решать и уда лось решить, тем больше бу дет убежденных сторонников нового общественного строя, тем прочнее будут политиче ские и идеологические пози ции мирового социализма, всех марксистско-ленинских партий — ведущей силы в борьбе против империализ ма, за мир, демократию и со циальный прогресс. Еще один аспект междуна родного значения новой Со ветской Конституции состоит в том, что ее дух и буква слу жат делу мира, безопасности народов, укреплению антиим периалистической солидарно сти всех профессивных сил. Все цели и помыслы наше го народа связаны с созида тельным мирным трудом. В СССР, других социалистиче ских странах, в отличие от им периалистических государств, нет классов или социальных групп, которые были бы за интересованы в гонке воору жений, в военных приготовле ниях. Включив в новую Кон ституцию особую глазу, в ко торой закрепляется миролю бивый характер внешней по литики Советского Союза, наш народ вновь подчеркнул ре шимость следовать ленинским курсом мира, курсом избав ления человечества от уж а сов войны, от материальных лишений и смертельных опас ностей, сопряженных с гон кой вооружений. В э той главе содержатся положения, соот ветствующие принципиальны м обязательствам, которые Со ветский Союз взял на себя как участник важнейших м еж дународных соглашений, в том числе по Заключительно му акту совещания в Хель синки. Это, несомненно, при дает дополнительный вес тем усилиям, которые предприни маются в мире для дальней шего оздоровления междуна родной обстановки, для раз вития разрядки. Советский Союз является составной частью мировой си стемы социализма. Глубокая и последовательная интерна ционалистская солидар ность о бъединяет нашу пар тию, весь народ с прогрессив ными, освободительными си лами мира, с международным коммунистическим движением. Естественно поэтому, что в Конституции ясно отражены классовый характер внешней политики Советского государ ства, его социальные идеалы и политические симпатии, его традиционная под д е р ж к а борьбы народов за нацио нальное освобождение и со циальный прогресс. В ней на шли свое отражение и те по зиции, которые вырабатыва лись КПСС на коллективной основе, вместе с другими компартиями, и были зафик сированы в их совместных до кументах, например на Бер линской конференции комму нистических и рабочих пар тий Европы. Словом, наша Конституция возводит в ранг государствен ного закона СССР то, что со ставляет самую суть внешней политики социалистического государства, — его заботу о мире, о создании междуна родных условий, отвечающих интересам борьбы за нацио нальную свободу и социаль ный прогресс, за социализм и коммунизм. * * * Создавая новую Конститу цию, мы исходили из того, что она станет важным сред ством дальнейшего развития и углубления социалистиче ской демократии, могучим орудием Строительства ком мунизма. Обсуждение и принятие но вого Основного Закона Союза ССР способствовали мощно му подъему трудовой и со циально-политической . актив ности нашего народа, направ ленной на решение величест венных задач, поставленных XXV съездом КПСС, на по строение коммунистического общества. В решении этих за дач советские, люди, тесно сплоченные вокруг ленинской Коммунистической партии, ви дят не только свой высокий патриотический, но и интер национальный долг перед международным р а б о ч и м классом, перед всем челове чеством. («Проблемы мира и со циализма», № 12, 1977 г.). К О М И Т Е Т Е К П С С И СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР о ш а рш иш ю А , Ж И З Н Ь И Н С р О р М А Ц И Я ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ ПАРТГРУППЫ Коммунисты — работники отдела главного технолога Грязинского завода гидро- оборудования выступили инициаторами совершен ствования оборудования и технологии производства на предприятии. На открытом собрании парт группы, посвященном, пробле мам дальнейшего развития со ревнования, они решили уде лить больше внимания сорев нующимся цехам и бригадам. Почин «Рабочей инициативе — инженерную поддержку» на шел в коллективе активных последователей. По предложе нию партгруппы были созданы три творческие группы под держки рабочей инициативы. Входящие в них конструкторы и технологи помогают своими предложениями и новшества ми рабочим бригадам успешно выполнять социалистические обязательства по досрочному завершению планов и заданий десятой пятилетки. УЧАТСЯ МОЛОДЫЕ ВОЖАКИ Задонский райком партии провел семинар секретарей - первичных парторганиза ций, избранных на этот пост впервые. Участники семинара прослу шали лекцию «КПСС — поли тический вождь рабочего клас са, всех трудящихся, всего на рода». На практических заня тиях в отделах райкома партии они ознакомились с основны ми принципами партийной ра боты, в районном узле связи и в райпо — с документацией и делопроизводством первич ных парторганизаций, Семинар дал много полезно го для молодых партийных во жаков, начинающих свою рабо- ТУМЕХАНИЗАТОРСКИЙ ВСЕОБУЧ Вопрос «О подготовка механизаторов в зимний пе риод 1977—1978 гг» обсу дило бюро Данковского горкома партии. Отметив существенные не достатки в организации меха низаторского всеобуча в рай оне, имевшие место в прош лом, бюро обязало первичные партийные организации, руко водителей хозяйств, районное управление сельского хозяй ства и администрацию ОПТУ № 9 обеспечить организован ное начало занятий с механи заторами во всех совхозах. Большое внимание уделено обучению женщин механиза торским профессиям. 15 ноября в районе начались занятия в учебных группах ме ханизаторского всеобуча и филиалах СПТУ № 9 в хозяй ствах. (Окончание. Начало на 1-й стр.). построенные колхозами по ти повым проектам. Министерство культуры СССР, Государственный коми тет Совета Министров СССР по кинематографии обязаны совместно с ВЦСПС преду сматривать более широкое раз витие и комплексное исполь зование передвижных техниче ских средств — автоклубов, авгобиблиотек, кинопередви жек для организации по еди ному плану культурного об служивания мелких сельских населенных пунктов, где от сутствуют стационарные уч реждения культуры, разрабо тать и утвердить положение о порядке и условиях работы автоклубов и кинопередвижек. Совхозам и другим государ ственным сельскохозяйствен ным предприятиям предостав лено право использовать средства, предусмотренные на культурно-массовую работу, для оплаты киносеансов и кон цертов, организуемых в поле вых станах, на фермах и участках отгонного животно водства. Рекомендовано колхозам, межколхозным и межхозяйст венным объединениям исполь зовать средства, предусмот ренные на культурно-массовую работу, для осуществления указанных мероприятий. Признано целесообразным образовать при Министерстве культуры СССР Всесоюзный междуведомственный Совет по культурно-просветительной ра боте для координации и орга низации целенаправленной ра боты культурно-просветитель ных учреждений (на общест венных началах). Министерст ву культуры СССР совместно с ВЦСПС и Министерством сельского хозяйства СССР з 3-месячный срок разработать и утвердить положение о Все союзном междуведомственном Совете по культурно-просвети тельной работе. Министерству культуры СССР поручено обеспечить методическое руководство ра ботой сельских культурно-про светительных учреждений не зависимо от их ведомственной принадлежности, принять ме ры к укреплению их квалифи цированными кадрами, органи зовать систематическое повы шение квалификации работни ков сельских учреждений культуры, утвердить по согла сованию с Министерством фи нансов СССР и ВЦСПС нор мы финансирования расходов на оснащение районных, го родских, сельских домов куль туры и клубов культинвента- рем, музыкальными инструмен тами и техническими средства-! ми. , Советы Министров союзных республик обязаны утвердить в пределах этих норм перечень оснащения культинвентарем, музыкальными инструментами и техническими средствами домов культуры и клубов с учетом особенностей союзных и автономных республик, кра ев и областей. В целях закрепления специ алистов на работе в сельских учреждениях культуры предло жено: — Госбанку СССР предо ставлять молодым специали стам, окончившим высшие или специальные средние учебные заведения и назначенным на работу в учреждения культу ры и киносети сельской мест ности, кредит на хозяйствен ное обзаведение в размере до 1000 рублей на срок 5 лет, с погашением начиная с третье го года после его получения; — Советам Министров со юзных и автономных респуб лик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов разработать и осу ществить мероприятия по обеспечению всех проживаю щих и работающих в сельской местности культпросветработ ников и киномехаников бес платными квартирами с отоп лением и освещением. Установлено, что за пере шедшими на пенсию культпро светработниками и киномеха никами в сельской местности и проживающими с ними чле нами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, ес ли общий станс работы ука занных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет. Распространены на специалистов — членов колхо зов, имеющих высшее или специальное среднее образова ние и работающих по специ альности в учреждениях куль туры колхозов, условия госу’- дарственного пенсионного обес печения, выплаты пособий и предоставления других видов обеспечения по государствен ному социальному страхова нию, предусмотренные поста новлением Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. «О Государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании председателей, специалистов и механизаторов колхозов». Рекомендовано колхозам производить оплату труда ру ководителей коллективов ху дожественной самодеятельно сти в соответствии с поста новлением ПК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС ' от 24 декабря 1976 г., а так же устанавливать доплату в отдельных случаях за проведе ние активной культурно-массо вой работы на селе клубным работникам и киномеханикам в размере до 30 процентов их оклада. В целях улучшения культур ного обслуживания тружени ков села решено расширить производство технических средств культуры (автоклубов, автобиблиотек, кинопередви жек и других). Госплану СССР поручено при разработ ке годовых планов экономиче ского и социального развития СССР предусматривать выде ление дополнительно Совету Министров РСФСР на эти це ли автошасси, Государствен ному комитету Совета Минист ров СССР по кинематографии автомобилей для кинопередви жек, а также мотоциклов с колясками для обслуживания киномеханиками сельских ста ционарных киноустановок. На Союзсельхозтехнику воз ложена организация ремонта грузовых и легковых автомо билей (их узлов и агрегатов, а также шасси и двигателей автомобилей), используемых местными органами Министер ства культуры СССР, Госу дарственного комитета Совета Министров СССР по кинемато графии и ВЦСПС под специа лизированный автотранспорт, в соответствии с номенклату рой марок автомобилей, ре монт которых осуществляется Союзсельхозтехникой. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР вы разили уверенность в том, что ЦК компартий союзных рес публик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров со юзных и автономных респуб лик, исполкомы краевых « об ластных Советов народных де путатов, все работники куль туры и кино примут необходи мые меры к успешному выпол нению решений XXV съезда КПСС по дальнейшему разви тию советской социалистиче ской культуры в деревне и улучшению культурного обслу живания сельского населения, направят всю многогранную культурно-просветител ь н у ю деятельность на селе на гар моничное развитие личности, на обогащение духовной жиз ни, на воспитание высокой коммунистической сознатель ности трудящихся. Все это будет благотворно влиять и на решение' политических, экономических и социальных задач, стоящих перед труже никами сельского хозяйства. В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я Изучение доклада Л. И. Брежнева, с которым он вы ступил на торжественном за седании, посвященном 60-ле тию Великого Октября, и ма териалов заседания находится сейчас в центре внимания всех идеологических работников Грязинского района. К углуб ленному изучению этих доку ментов приступили все 232 школы партийного, 78 комсо мольского и 106 школ эконо мического образования. Широ ко развернули свою работу в эти дни агитаторы и политин форматоры. Городской коми тет партии провел инструктив ный семинар идеологических работников района. Он оказал благотворное влияние на ход проведения занятий. Организо ванно проходят они в партор ганизациях заводов культива- торного и гидрооборудования, вагонного и локомотивного де по, в совхозах района. На заводе гидрооборудова ния, например, уже проведены 3 занятия. — Все слушатели,— говорит секретарь парткома завода Л. В. Барсукова, — проявляют огромный интерес к докладу Л. И. Брежнева. Они активны в собеседованиях, показывают глубокие и прочные знания. Грамотно и доходчиво излага ют изучаемые материалы про пагандисты А. Ф. Зверева, Н. Т. Староватых я В. С. Но виков. У них всегда имеются конспекты, подсобный матери ал. Большой интерес на заняти ях вызывают рассказы пропа гандистов сахарного завода А. С. Трубкина, М. Б. Соловь ева, И. Д. Чердник и других. Коллективы названных пред приятий успешно справляются с выполнением планов второго года десятой пятилетки. В этом есть немалая заслуга и тех, кто проникновенным сло вом и личным примером зовет людей на большие дела. к, соколов , •ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz