Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 октября 197 6 г., № 232 (14 618) .......... ■ — 1т а В Ю Я В 8 Х ^ » ,М>- » 1 1 М 1 й \ 1» С Е Г О Д Н Я — Д ЕН Ь У Ч И Т ЕЛ Я ВОСПИТАТЕЛИ Г РАЖДАН Д ЕНЬ УЧИТЕЛЯ. Он мо­ лод, наш праздник. Впер­ вые мы отметили его одиннадцать лет назад. Он почти ровесник моей сорок о­ вой школы. Как сейчас помню солнечное сентябрьское утро 1964 года. Во дворе новой школы собра­ лось около двух тысяч ребят. Строители вручают им памят­ ный подарок— ключ от нового здания. Звенит звонок, и пер­ воклассники по праву хозяев входят в пахнущее еще свеж ей краской помещение. За рас­ пахнутыми дверями классов словно притаился в ож идании особый мир. И в этот мир— мир знаний — шагнули наши ученики. Десять лет мы встречались с ними еж едневно. Работали, сообща преодолевали труд­ ности, радовались, огорчались. Мы учили наших питомцев до­ бросовестности и активности, сознательности и целеустрем­ ленности, настойчивости и правдивости, человечности и доброте. Каж дый учитель отдал за эти годы ученикам частицу своего сердца, сво­ ей души. И когда я, на­ пример, выпускала свой пер­ вый 10«в» класс из школы, я особенно почувствовала это. Класс ушел из школы, а я дол­ го чувствовала себя осиротев­ шей, каж дый из ушедших зани­ мал свое место в моем сердце, оставил след в моей душе. Вот Наташа Сук— старатель­ ная, прилеж ная, трудолюбивая, скромная девушка. Комсорг класса. Школу закончила с зо­ лотой медалью. Сейчас учится а М ГУ — будет скоро геоло­ гом. А Иванов Андрей был од­ ним из лучших учеников клас­ са, по-настоящему знающим парнем. На все имел свою точ­ ку зрения. В нем ясно чувство­ валось что-то взрослое, сло­ ж ившееся, определенное, Пер­ вые неудачи с дальнейшей учебой не сломили его. Сейчас он тож е студент М ГУ, а до это­ го прошел школу Советской Армии и трудового коллектива. Саша Бугаев, Валя Полупанова, Таня Суханова, Володя М оло­ стов, Оля Канева и другие м<$и милые «вешники» выросли на­ стоящими людьми— добрыми, отзывчивыми. Год назад ушел в ж изнь еще один мой выпускной класс — 10«а». Для учителей каждый класс, словно человек, имеет свой облик, свой нрав, свой характер. Есть классы буйные, есть классы трудные, есть классы хорошие, плохие и да­ ж е добрые и злые. Мой класс был самым средним. Эти мои ученики вызывали у меня недовольство: ни одного от­ личника, интересы многих ог­ раничены. Пришлось повозить­ ся с ними. И как сейчас ра­ достно на душе, что Саша Я., окончив техническое училище, поступив работать на НЛМ З, стал студентом политехниче­ ского института. Нашли свою дорогу а ж изни И горь С., Инна Г., Нина П. Да нет, вероят­ но, для учительского сердца большей радости, высшего сча­ стья, чем сознание, что на вер­ ную, служ бу Родине, ленинской партии встали новые отряды молодых строителей коммуниз­ ма. Такие чувства испытывает каж дый учитель школы. У нас за эти годы слож ился хороший трудовой коллектив. Дпя каж ­ дого педагога могучим резер­ вом повышения эффективно­ сти учебного процесса являет­ ся постоянное совершенство­ вание идейно-нравственного, коммунистического воспита­ ния школьников. Подавляю­ щ ее большинство педагогов умело и настойчиво ведет ре­ бят к знаниям, формирует их мировоззрение. Так, уроки от­ личников народного образова­ ния М арии Гавриловны Ушко­ вой и Анны Ивановны Лебе­ девой поднимают малышей на новую ступеньку в нравствен­ ном, идейном развитии. Они используют любую возмож ­ ность — рассказ, сочинение, урок по ‘внеклассному чтению — для того, чтобы поговорить с детьми о любви к Родине и о долге перед ней, о нравствен­ ной высоте подвига и о ребя­ чьих, пусть пока маленьких делах. Их питомцы отличаются воспитанностью, общест­ венной активностью, радост­ ной готовностью принять уча­ стие в трудовых делах школы, класса, пионерской организа­ ции. Или Вера Николаевна Лимо­ нова. Она приходит в школу задолго до занятий. Еще раз просматривает планы, литера­ туру. Казалось бы, сколько лет она преподает литературу, но волнуется по-преж нему перед каждым уроком, стремится, чтобы все было продумано до деталей, чтобы ее рассказ был ярким, интересным, вызывал определенные чувства у школьников, заставлял их ду­ мать, делать выводы. Надолго запоминают ребята занятия по литературе и русскому языку, которые проводят Л. Н. Решет­ никова, П. К. Канева, настойчи­ во и упорно работающие над содерж анием каж дого урока, Глубоким идейным звучани­ ем отличаются уроки учителей географии И. Т. Рогачева, А. Г1. Русиной, учителей истории М. И. М артынюка, Р. А. Иван­ никовой. Характерной чертой педаго­ гической деятельности учите­ лей математики Т. И. Окороко­ вой, Т. М. Наролитой, Н. П. Косенковой является повсед­ невная работа по углублению своих знаний, систематические поиски новых форм и методов обучения. Яркое излож ение материала, осуществление связи предмета с ж изнью, диф­ ференцированный подход к учащимся обеспечивают проч­ ное усвоение программного материала по математике и фи­ зике. Вот такие они—мои коллеги. Я не видела еще столь не по­ хож их друг на друга людей, чем учителя моей школы. Од­ ни из них уж е заканчивают свой учительский путь, другие только делают первые шаги. Одни мягки, другие строги, одни ж изнерадостны, другие замкнуты, но всех их объеди­ няет одно общее дело— воспи­ тание человека. Каж дое утро, когда я пеш­ ком иду на работу, вижу, как спешат дети в школы №№ 55, 36, 40, 43. Это зрелище неиз­ менно волнует меня. Глядя на ребят, толпящихся во. дворе, я думаю о том, с каким чувством явились они в школу? Чего они ж дут от предстоящего дня? Какие надеж ды одушевляют их? Какие тревоги занимают? Дети похожи друг на друга. Но только каж ется, что они одинаковы. Каждый из них хранит свей неповторимый об­ лик, свой особенный внутрен­ ний мир. Вот о чем-то интересном рассказывает группе ребят Саша Г. Непоседа на уроках, он и сейчас не стоит на месте. Его все время надо загруж ать работой, иначе ему будет не интересно. Лариса М . задумчи­ во стоит у колонны— она уж е сосредоточилась, очевидно «проговаривает» про себя ка­ кое-то домашнее задание. Вот десятиклассники обсуж ­ дают спортивные новости. Когда вот так видишь ребят, начинающийся день встает пе­ ред тобой освещенный их не­ высказанным ож иданием, и в привычной работе открывается особый смысл, словно на тебя накладывается долг не обма­ нуть их смутных надеж д. Я думаю о предстоящих уроках, проверяю себя, готова ли я к ним. Сколько бы я ни сидела накануне вечером за письменным столом, как бы тщательно ни готовилась, но без этой проверки я уж е не могу чувствовать себя уверен­ но. Трудовой день я начинаю со слов: «Итак, ребята, давайте работать»- Ученики уж е знают, что работать — значит думать, искать, сопоставлять факты. Научиться думать— самая труд­ ная задача ученика. Научить думать — самая трудная зада­ ча учителя. Сегодня я буду рассказы­ вать ребятам о героической битве под М осквой, о муж ест­ ве московской школьницы Зои Космодемьянской. И если в классе установится мертвая ти­ шина и 30 пар глаз устремятся на меня; ож идая моего слова, во мне родится ощущение общности судьбы и сознание единства дела. Такова уж наша педагогиче­ ская работа, что она безраз­ дельно овладевает человеком. Профессия учителя — особен­ ная, единственная среди всех. Потому что нет второй такой, которая бы так прямо, непо­ средственно была обращена к человеку. И к какому человеку — ребенку, подростку, юноше. Любви к детям требует на­ ша профессия, и эта любовь дает нам большую радость. Э. ИВАНОВА, учитель истории средней школы № 40 г. Липецка. РАДОСТЬ ПЕДАГОГА НЫНЕШНИЙ учебный год школы вступили ор­ ганизованно. В области практически завершен переход ко всеобщему среднему обра­ зованию молодежи. Более 25 тысяч, или 98 процентов вы- пусников 8-х классов, окон­ чивших дневную и вечернюю воваров. Его авторитет среди учеников — от большой влюб­ ленности в свою профессию. Он видит перед собой не просто школьников, а будущих строи­ телей коммунизма, тех, кому будет доверено самое главное — судьба нашей Родины, судь­ ба будущего». В Ы С О К О Е ПРИЗВАНИЕ школы, сели за парты общеоб­ разовательных школ, профес­ сионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений. Число учащихся в школах взрослых увеличилось с 13,7 тысячи до 20 тысяч. Произошли положительные изменения в организации тру­ дового обучения. Многие педа­ гогические коллективы и в их числе Верхне-Колыбельской школы Xлевенского района, Захаровской Воловского, Ново­ деревенской Липецкого райо­ нов накопили большой опыт по подготовке молодежи к актив­ ному участию в производи­ тельном труде. Обучение уча­ щихся работе на тракторах, комбайнах, работе в учениче­ ских производственных брига­ дах, опытничество на при­ школьных учебных участках и полях колхозов и совхозов, по­ стоянное общение школьников с руководителями и специали­ стами сельского хозяйства определяют жизненный путь многих выпускников средних школ, положительно сказыва­ ются на закреплении молодежи на селе. Верно сказано, что учитель сегодня меньше всего источник информации. Главное его при­ звание — в нравственном влия­ нии на учащихся, в воздейст­ вии на школьников всем своим существом, безупречностью по­ ступков, своей жизненной пози­ цией. Более десяти лет руково­ дит Петровской средней шко­ лой Добринского района заслу­ женный учитель школы РСФСР В. А. Бузмаков. Трудолюбием, добросовестным отношением к делу он всегда служит приме­ ром для учителей и учащихся. Для него стало правилом вне­ дрение в практику работы сво­ ей школы всего нового, передо­ вого. В школе есть все, что по­ требовала жизнь: оборудован­ ные кабинеты, стрелковый тир, комплексная спортивная пло­ щадка, хороший учебно-опыт­ ный участок. В настоящее вре­ мя создаются условия для ус­ пешной работы ученической производственной бригады. В соответствии с рекомендациями оборудован кабинет машинове­ дения, строится гараж для тех­ ники, полигон для практической езды, на закрепленном участке площадью 70 гектаров введен полный севооборот сельскохо­ зяйственных культур. Подлинная коммунистическая идейность, сплав знаний, убеж­ дений и действий, сама лич­ ность учителя средней школы № 10 г. Липецка Александра Николаевича Пивоварова ока­ зывают положительное влияние на формирование гражданской позиции учащихся. Его воспи­ танники, где бы они ни оказы­ вались: в вузе, в • техникуме или в рабочем коллективе, как и их учитель, выступают про­ пагандистами, политическим! бойцами партии. Вот строки о своем учителе из сочинения старшеклассницы: «Каждое ут­ ро идет в школу учитель исто­ рии Александр Николаевич Пи- Среда многочисленных масте­ ров педагогического труда А. М, Шаталова — учительница сред­ ней школы № 41 г. Липецка, Н. В. Агаркова — завуч сред­ ней школы № 1 г. Данкова, Е. Т. Саранцева — учительни­ ца средней школы г. Ельца, Н. П. Чимисова — учительница Больше-Боевской средней шко­ лы Долгоруковского района, А. Д. Цымбалист — учительни­ ца химии средней школы № 3 г. Липецка, Е. Ф. Хаустов — учитель Лев-Толстовекой сред­ ней школы и многие другие. Проведенная в прошедшем учебном году аттестация учите­ лей в ряде районов показала: возрастает педагогическое ма­ стерство большинства педаго­ гов. Из 2304 учителей, про­ шедших аттестацию, 557 заслу­ живают поощрения. Ольге Ивановне Колесниковой — учительнице математики сред­ ней школы № 1 г. Усмани, Юлии Яковлевне Трусовой — учительнице русского языка средней школы № 1 г. Чаплы­ гина, Ольге Васильевне Щер­ баковой — учительнице исто­ рия и обществоведения средней школы Кв 21 г. Ельца присвое­ но звание — «Учитель-мето­ дист», семи учителям — звание «Старший учитель». Партия высоко ценит граж­ данский подвиг, беззаветное служение учителя и делает все для его неуклонного духовного совершенствования, создания благоприятных условий для его успешной работы. Достаточно сказать, что только к 1 сентяб­ ря этого года введено школь­ ных зданий более чем на 6 ты­ сяч мест. 200 учительских се­ мей получили новые квартиры. Школы приобрели учебного оборудования почти на милли­ он рублей, заметно возросло число оборудованных кабине­ тов. Советская школа находится на одном из замечательных этапов своего развития* На на­ ших глазах с каждым годом растут и усложняются ее зада­ чи, связанные с особенностями современного социалистическо- го производства, невиданным научно-техническим и социаль­ ным прогрессом. Сложность и многоплановость проблем, вы­ двинутых перед народным об­ разованием XXV съездом КПСС, требует повышения эф­ фективности и качества работы каждого учителя, умения со­ средоточить усилия на решении главных вопросов. И нет сом­ нения в том, что следуя приме­ ру лучших, держа равнение на маяков педагогического труда, учителя Липецкой области бу­ дут и впредь упорно работать над повышением идейно-теоре­ тического уровня преподавания, совершенствованием идейно­ политического и трудового вос­ питания, развитием инициати­ вы и самодеятельности школь­ ников. В. ШАТАЛОВ, заведующий областным отделом народного образования. | В Тридцать первый год преподает в Липецкой средней школе № 3 учительница начальных классов Анна Алексеевна Ме­ щерякова. На снимке: идет урок русского языка в первом «А» классе. Фото Ю. Ардашева. : Я•.Я® .$ .$&.г В М Е С Т Е С Осуществлять комплексный подход к поста­ новке всего дела воспитания, то есть обеспе­ чить тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания—такую задачу поставил перед педагогическими кол­ лективами общеобразовательных школ XXV съезд партии. В ее решении нам, учителям- словесникам, отводится большая роль. В пол­ ной мере нам надб использовать нравственный потенциал произведений современной литера­ туры для воспитания у школьников лучших ка­ честв советского человека. Это воспитание должно осуществляться че только на уроках, но й во внеклассной работе. Читательские конференции, диспуты, литера­ турные вечера как бы продолжают классные беседы по современной советской литературе. Я считаю целесообразным проводить 'чита­ тельские конференции по проблемным темам, которые включают несколько произведений. Например, такие — «Тема труда в литературе 50—70-х годов», «Наш современник», «Подвиг советского народа в годы Великой Отечествен­ ной войны», «Образ коммуниста в советской литературе», «Наследники Великого Октября» и другие. Как проходят такие конференций? Учащиеся предварительно читают произведения. Им за-1 ранее предлагаются вопросы для беседы, над которыми следует подумать, читая книги. Конференции проходят оживленно, активно. Школьники особенно любят читать о профес­ сиях — строителей, учителей, врачей, инжене­ ров. Книги помогают им в выборе своего-жиз­ ненного пути. Читательские конференции способствуют комплексному воспитанию школьников, при­ вивают чувство патриотизма, стойкости, му­ жества, трудолюбия, честности, принципиаль- к н и г о й ности, настойчивости в достижении цели, не­ примиримости к пережиткам прошлого. С большим интересом участвуют наши школьники в диспутах. Их увлекает возмож­ ность откровенно высказать свое мнение, по­ спорить, выяснить для себя волнующие во­ просы. Споры, начатые на диспуте, обычно не заканчиваются в зале. Они переносятся в клас­ сы, продолжаются в школьных коридорах. Тематика их разнообразна: «Поговорим о люб­ ви», «Что значит быть культурным человеком», «В чем красота человека», «Как найти приз­ вание в жизни», «Береги честь смолоду», «Ка­ ким должен быть настоящий друг и товарищ», Так, диспут «Наше представление о счастье» был проведен после конкурсного сочинения «Мое представление о счастье». Вопросы, пред­ ложенные учащимся, заставляли перечитать многие художественные произведения, пораз­ мыслить над тем, что такое счастье, из ' чего оно складывается, в чем сущность мещанско­ го счастья, о месте личных и общественных интересов в представлении о счастье. В результате споров ребята приходят к правильному выводу. «Современники—достой­ ные преемники своих отцов. Они летают в кос­ мос и осваивают целину, добывают нефть и пишут докторские диссертации, прокладывают нити газопроводов и линии электропередач, строят БАМ. Они трудятся и учатся, спорят и борются с мещанскими привычками. Среди них есть немало героев и знатных людей. И чем бы на занимались, своим трудом они приближают коммунизм. В этом их счастье. Ю. ТРУСОВА, заслуженная учительница школы РСФСР учительница русского языка и литературы Чаплыгинской средней школы № 1, П Е Р В А Я С Т У П Е Н Ь Этого дня мы все очень ждем. Фантазируем, как от­ метить получше — шуточной стенгазетой, памятнуйи подар­ ками (заботы месткома), цве­ тами и конфетами... В этот день в учительской собираются одновременно все члены мно­ гочисленного коллектива наше­ го педучилища, чтобы поздра­ вить друг друга. Так получилось, что в этом году в «Агрономе» собрались бывшие воспитанники училища: В. И. Горячих, А. Н. Татари­ нов, Н. В. Тулинова, Н. Д. На­ умова и многие другие. Одни готовят очередной концерт для местных жителей, другие — оформляют наглядную агита­ цию, третьи — заняты произ­ водственными подсчетами. Александр Петрович Голя- шия ежедневно подводит итоги на лучшую группу. Сегодня это 3 «А», 3 «В» школьного отделе­ ния и 2 «Б» — дошкольного. Надо сказать, что эти коллек­ тивы держат первенство посто­ янно, вот уже иа протяжении многих недель. Девушки из 3 «В» ежедневно снимают пло­ дов на 50—-60 процентов боль­ ше нормы. Отлично трудятся Люба Воронова, Нина Сушко- ва, Люда Сергеева, Галя Ку- павцева, Коля Мальцев, Миша Языков, Толя Крутских... Многолетняя дружба связы­ вает нас с совхозом «Агроном». Этой осенью наши учащиеся уже убрали 1200 тонн яблок. Управляющий пятым отделени­ ем совхоза Владимир Иванович Стародубцев относится к на­ шим нуждам с большим внима­ нием. Двести рублей уже ис­ пользовано на поощрение луч­ ших помощников из педучили­ ща. 35 учащихся получили па­ мятные подарки. Еженедельно отмечается лучшая группа. Владимир Иванович часто заходит на кухню и в общежи­ тие, интересуется меню и каче­ ством пищи. В том, что на сто­ ле всегда масло, мясо, яйца, молочные продукты, овощные блюда, также заслуга заведую­ щей столовой С. М. Шаталовой и поваров А. П. Сапроновой, A. П. Петрухиной. Первокурсники и выпускники встречают этот день на своем привычном рабочем месте — за учебными столами. Прекрасно оборудован кабинет техниче­ ских средств преподавателем B. М. Ясенковым. Введено ав­ томатическое управление при­ борами. Наглядное оформление кабинета дополнила выставка лучших работ фотокружка. Педучилище — первая сту­ пень для получения педагоги­ ческого образования. В этом году ,53 выпускника поступили на заочное обучение в Липец­ кий и Орловский пединституты, Нина Кулешова — в Москов­ ский институт имени Ленина, Надя Хожайнова,— на физико- математический факультет Во­ ронежского университета. 8 вы­ пускников окончили училище с отличием. Имели право пойти в институт на очное обучение Таня Мишина и Люда Востри­ кова, но уехали вместе со все­ ми в Казань и Набережные Челны. 94 учителя к 124 воспитателя выпустило в этом году учили- ще. 11 из 69 преподавателей училища трудятся на этом по­ прище более четверти века: Е. В. Шумова, Е. П. Ларина. К. М. Черных, В. Г. Каменева. У них есть чему поучиться нам. молодым. А. ТАМБОВСКАЯ, преподаватель Лебедянского педучилища. БУДУЩЕ Г О ИКАЖДЫЙДЕНЬ- П О И С К До сих пор не могу отре­ шиться от впечатления, что в тот день в Усманской средней школе № 1 я была на необыч­ ном уроке в необычном классе. Она вошла в класс, просто, но очень аккуратно одетая, вся какая-то собранная, казалось, излучающая внутреннюю энер­ гию. И сейчас же эта энергия передалась ребятам. На опрос и попутно — повторение алге­ браических терминов уходит несколько минут. За это время ответы с места дали пять уча­ щихся. Тема сегодняшнего урока, бесспорно, по мнению учите- лей-математиков, сложная — «Относительная граница по­ грешности». Вводится новый термин, обосновывается новая формула, осваивается запись приближенных значений чисел. В объяснении Ольги Ива­ новны отмечаю стремление ак­ тивизировать мышление ребят, подвести их не к пассивному запоминанию, а к самостоятель­ ному выводу. С этой целью сле­ дуют вопросы, построенные, казалось бы, на парадоксах, сравнениях. Когда начинается решение задач по степени возрастаю­ щей сложности на закрепление темы, делаю еще одно ма­ ленькое открытие — к доске вызваны те, в ком она почув­ ствовала неуверенность при ответах с места. — Не торопись! Предлагай свой вариант, потом мы его обсудим вместе. Опять все в работе. Воз­ можно, сейчас спросят имен­ но твое мнение. Готового же решения с доски не спишешь— Ольга Ивановна не спеша прошлась по рядам, заглянув в тетради. — Молодец, теперь ищи окончательный ответ. — У тебя ошибка в самом начале. Найди ее сам. Учителя-математики знают, освоение новых программ свя­ зано с большими трудностями. Особенно вот в каком плане. Несомненно, работа мысли уча­ щихся требует лишних затрат времени, чем зубрежка. Но для развития творческих спо­ собностей ребят учитель дол­ жен иметь какое-то резервное время, а новая программа это­ го не предусматривает. Нет даже необходимого количества уроков для повторения. Как быть? Каждый ищет ответ са­ мостоятельно, исходя из опыта, О. И. Колесникова макси­ мально использует для этого урок, считая, что он был и остается основной формой учебной работы. И в проверке домашнего задания она поощ­ ряет самостоятельность по­ иска. И на уроке она ставит пе- ред собой эту цель. «Дать ре­ бятам представление о красоте и Изяществе решения задачи», —так она говорит. За урок класс решил пять задач. Она приходила ему на помощь лишь в случаях, когда надо было уточнить формули­ ровку. В конце урока на «от­ лично» оценила ответ ученика, проявившего самостоятель­ ность, обосновавшего решение на ранее пройденном материа­ ле. Почти все ребята, уверенно отвечавшие, отнюдь не были самыми успевающими. Но на ее уроке устоявшихся «границ» не существует. Закоренелый тро­ ечник знает — его работу на уроке оценят по заслугам, И работают все! Наверное, почувствовав, что класс устал, она переключила их внимание. Началось что-то вроде своеобразной игры. Оль­ га Ивановна писала На доске исходные данные, а класс пред­ лагал, какие величины можно отсюда найти. Стало шумнее, оживленнее, но вновь это был деловой, рабочий шум. Для «переключения» она практикует также самостоятельное состав­ ление задач, основанных на знакомых, взятых из жизни примерах. Мне думается, что проблемы «плохая дисциплина» на ее уроках нет вообще. Безукориз­ ненная организация урока— верный помощник в этом. Успевают в ее классах по математике все, больше поло­ вины имеют твердые «четвер­ ки». А ее «отличников», расска­ зывают, безошибочно узнают на областных олимпиадах школь­ ников В этом году, например, девятиклассник Саша Журав­ лев защищал честь школы и в зональной олимпиаде учащих­ ся. Резонен вопрос — неужели» ее классах вовсе нет «слабых»? Конечно, как в каждой обыч­ ной, не специализированной школе, есть ребята, которым математика дается труднее. С ними она работает больше и по индивидуальным планам. Но и при этом главная ее задача сделать так, чтобы предмет ре­ бята не отбывали, а любили. Об увлечении ребят матема­ тикой в школе рассказывает многое. Например, факульта­ тив по математике — дело, ко­ нечно, личное. Но желающих в нем почти вдвое больше, чем надо бы по плану. Нагрузка, конечно, на учителя больше, но Ольга Ивановна, кажется, только рада тому. Ее послу­ шать—чуть ли не каждый из этих ребят — будущий Лобачев-'' ский. Руками учащихся под ее ру­ ководством в школе создан ка­ бинет математики — уютный, солнечный, на окнах — цветы. Они, кстати, выращены одним из ее «Лобачевских». Учебные доски, наглядные пособия, «наказы» юному мате­ матику — многое помогает еде- лать урок насыщеннее, доход­ чивее. Но, к сожалению, много­ го еще и нет. Особенно техниче­ ских ^средств. Усмань и не «глубинка», казалось А бы, но новшества доходят сюда еще медленно. Есть в школе еще одна, на­ чатая тоже когда-то ею, тра­ диция — «месячники предме­ та»: химии, литературы, мате­ матики... В месячник математики во всех параллельных классах вы­ ходят стенные газеты — «Ради­ кал», «Интеграл», «Иска­ тель». В них-—масса любопыт­ ного: сведения цз история ма­ тематики, рассказы об извест­ ных ученых, задачи «на смекал­ ку». Проходит заочная мате­ матическая олимпиада. Ее по­ бедители награждаются на общешкольной линейке книга­ ми. В прошлом году Ольге Ивановна предложила тему «Математика и литература» и сама взялась прочитать доклад. Рассказала о великом русском писателе Л. Н. Толстом, выдаю­ щейся женщине — математике Софье Ковалевской и других, сквозь всю жизнь пронесших равную любовь к «физике и ли­ рике». А потом ребята с увле­ чением решали задачи, состав­ ленные самим Львом Николае­ вичем Толстым для крестьян­ ских детей. «Неуёмное трудолюбие», — так отозвалась об Ольге Ива­ новне Колесниковой много лет знающая ее коллега. Этим она невольно заражает и других. Как руководитель методиче­ ского объединения учителей математики района, она ве­ дет семинары, дает консульта­ ции, читает лекции при област­ ном институте усовершенство­ вания учителей. Ее ученики привыкли уже к тому, что на уроках частенько присутствуют «посторонние». Это—ее кол­ леги. Они тоже—учатся, хотят поспеть за ней, почерпнуть как можно больше из ее опыта. Идут годы, растет и ее заслу­ женная слава. «Отличник на­ родного просвещения РСФСР», участница ВДНХ и педагогиче­ ских чтений при Академии пе­ дагогических наук, заслужен­ ная учительница школ РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, «Учитель- методист»... Последнее званиё присуждено ей в числе первых в области. Наград за ее почти тридцатилетнюю работу в шко­ ле много. Она сказала в шутку: «Как же при такой славе плохо ра­ ботать?» Но дело, конечно, не в славе. «Главное значение в на­ шей работе имеет личное твор­ чество», — написала она од­ нажды, адресуясь к молодым учителям. Так она работает и сама. Каждый день—творчест­ во, каждый день — поиск! Л. Д УБИ Н А . Н А П Е Р Е М Е Н К Е БАБУШКА И НАУКА Старается бабушка: заметила вдруг, Что внук зашалил и отбипся от рук. пишет, читает, Смекнула тут бабушка: Рисунки рисует, «Ясное дело: задачки решает. Пилила тот сук, Взялась за учебу на котором сидела». на старости лет, Да так разохотилось —• БОГАТОЕ удерж у нет1 Тетрадки у бабушки НАСЛЕДСТВО в полном порядке, Семь сыновей, Обернуты книж ки, а Семь дочерей, в книж ках закладки. Да семьдесят внуков Ни в чем отставанья! Имеет М атвей. Промашки ни в чем! У внуков — счастливое Любые задания ей нипочем! детство, Вконец покорила У деда— веселое дедство. бабусю науке. Н. ЕМЕЛЬЯНОВ, Уж так-то прилеж но учитель Плехановской училась за анука! средней школы И что ж е? Однаж ды Грязинского района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz