Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
1 т ЛЕНИ НС КОЕ ЗН АМЯ 25 с е н т я б р я 1976 г., № 225 (1 4 6 1 ! ) . . - '■.' И ?1 ■— - \ В о з м о ж н о с т и п е р в и ч н о й : к а к о н и и с п о л ь з у ю т с я ? П О С Л Е К Р И Т И К И I Сегодня под нашей традиционной рубрикой «Возможности первичной: как они используются!» публикуется письмо Л. Кострова. В нем речь идет о том, как повысить активность каждого коммуниста и что этому порой мешает. Г О ДА ДВА НАЗАД на п ар т и йных собр ани ях в нашем хозяйстве нере д ко возн икала т ака я ситуация: после докл а д а мало ока зыв а ло сь жел а ющ и х выс туп и ть. А ведь в докл а де вроде бы и кри т ика был а , и с ам вопрос Пове ст ки дн я а к ту ал ьный . По чему же нс возн икало о твет ной ре ак ц и й со с т ороны уч а с т нико в собр ани я, почему боль ш ин ство не из ъ являло жела ния внести предложен ие или выск а з а т ь кр и т и ческое з аме ч а ни е? * Помн и т с я, на о дном из за се д ани й п ар т ком а мы специ ально обсуждали этот вопрос и пришли к единому мнению. Суть его в следующем — что бы повысить активность ком мунистов на партийных собра ниях, надо шире привлекать их к подготовке вопросов, вы работке проектов решений, од ним словом, вовлекать во все с’гороны жизни партийной ор ганизации. А самое главное, подчеркивали некоторые чле ны парткома, — наладить не только четкий учет критиче ских замечаний и предложе ний, высказываемых коммуни стами, но и добиваться их не пременного выполнения, о чем систематически информиро вать на собраниях. Речь, таким образом, идет об отношении к критике, о ее дей ственности. Неоценимую по мощь в данном случае нам оказало известное постановле ние ЦК КПСС по Тамбовской областной партийной организа ции. И сейчас можно сказать, что работа, проведенная по выполнению этого постановле ния, дала положительные ре зультаты. Теперь на собраниях в полный голос звучат крити ка и самокритика, стало боль ше высказываться и конкрет ных предложений. И это не просто, как говорится, дань «моде». Каждый коммунист теперь знает, что его мнение непременно учтут, примут кон кретные меры. У нас вошло в практику все критические замечания и пред ложения рассматривать на за седаниях парткома и партбюро бригадных организаций, опре делять сроки их выполнения и лиц, которые отвечают за это. Так, на одном и з . собраний коммунисты молочнотоварной фермы резко критиковали партком и правление колхоза за то, что они всерьез не ре шают вопросы реконструкции и благоустройства животновод ческих помещений, в частно сти, на фермах отсутствовали дороги и площадки с твердым покрытием. Это критическое замечание обсуждено затем на расширенном заседании парткома. Было решено соз дать специальную ремонтно- строительную бригаду. Ответ ственным за реализацию на меченного назначили коммуни ста В. Т. Егорова, В настоя щее время намеченный объем работ уже завершен. Об этом мы проинформировали комму нистов на очередном Партий ном собрании. Или взять недавний пример. На собрании, где обсуждались задачи коммунистов, вытекаю щие из речи Л. И. Брежнева на совещании в Алма-Ате, мно гие выступающие вносили кон кретные предложения. В част ности, предлагалось организо вать поточно-перевалочный ме тод уборки сахарной свеклы, составить четкий рабочий план на вспашке зяби. Эти пожела ния и замечания также реали зуются на практике. Не слу чайно с первых дней уборки' свеклы наш коллектив возгла вил соревнование среди кол хозов района по сдаче госу дарству ценной технической культуры. Полным ходом ведется и взмет зяби. До каждого пахот ного агрегата доведено кон кретное задание. По примеру механизаторов Т. М. Солод- ских, В. Т. Вострикова и А. И. Крепких развернулось соревно вание за то, чтобы каждым трактором ДТ-75 до 5 октября вспахать не менее чем по 300 гектаров. Расчет таков, чтобы к этому сроку завершить взмет зяби в целом по колхозу. Ре шению этой задачи подчинены и условия соревнования, кото рыми предусмотрены различ ные меры морального и мате риального поощрения тракто ристов. Отношение к критике, пра вильная реакция на замечания товарищей, где бы они ни бы ли высказаны, стали своеоб разным барометром в опреде лении партийной зрелости и деловых качеств каждого ком муниста. Партийный комитет не оставляет без внимания ни одного случая попытки зажи ма критики или неправильной реакции на нее. В стенной газете «За уро жай» механизатор, коммунист Ф. Е. Каравашкин справедливо критиковал главного инженера В. Н. Солодских за то, что тот плохо заботится о своевре менном ремонте уборочной техники. Главный специалист на словах согласился с крити кой, а выводов из нее не сде лал, конкретных мер для улуч шения дела не принял. И пар тийный комитет строго указал ему на неправильное отноше ние к критике, потребовал, чтобы в кратчайший срок не достатки в ремонте техники были устранены. Надо сказать, что тов. Солодских глубоко осознал допущенную ошибку и взялся за дело по-иастоящему. Повышая роль критики и самокритики как важнейшего средства выявления и устра нения недостатков в работе, мы заботимся, чтобы в кол лективе была создана атмос фера искренности и принципи альности, товарищеского ува жения и взаимной требова тельности. Все это способству ет росту трудовой и общест венной активности коммуни стов, о чем, в частности, гово рит и такой факт: в этом году на партийных собраниях было высказано более 40 критиче ских замечаний и предложений, 32 из них уже реализованы на деле. И все же сделать нам пред стоит еще очень многое. Ряд важных проблем решается по ка слишком медленно. Речь идет о повышении эффективно сти животноводческой отрасли, о ликвидации отставания с вы полнением плана продажи го сударству молока. Не все бла гополучно с подготовкой и переподготовкой кадров, осо бенно руководителей среднего звена. Разумеется, эти проб лемы, о которых говорили коммунисты на партийных соб раниях, одним днем не ре шишь. В настоящее время пар тийный комитет на основе кри тических замечаний составил комплекс мероприятий. Их вы полнение позволит коллективу колхоза ликвидировать допу щенные срывы в работе, что бы успешно завершить первый год десятой пятилетки. Л. КОСТРОВ, секретарь парткома колхоза имени Кирова Долгоруковского района. Д О Р Р О Д Н О Й З ЕМЛ Е Совхоз «Агроном» — это сад. Огромный, сказочный сад. Вес ной весь в цвету, осенью — в золотой россыпи созревающих плодов. Красота! Красота эта, такая привлека тельная для смотрящих со сто роны, — плод напряженнейше го труда людей, которые жи вут в совхозном поселке Агро ном и работают в одноимен ном хозяйстве. В красоту се годняшнего сада вложены си лы и творчество поколений аг- рономовских плодоводов, кото рые пестовали каждое деревце, терпеливо выращивали кварта лы сада, ныне плодоносящие т»ч щедро. И сами они, садо воды, как и их сад, мужали, росли, старились. На смену старшим приходили молодые, а там н у них подрастала новая смена. Только за последние годы стала заметной тревожная тен денция: все меньше и меньше молодежи оставалось с каж дым годом в совхозе. Сад рас цвел, заплодоносил в полную мощь, а убирать плоды приез жают горожане, студенты, школьники. Правда, сбор пло дов — работа сезонная, тре бующая множества рабочих рук и минимальной квалифика ции. Но ведь в саду много и других дел, которые может вы полнить только человек, имею щий определенные знания: об резка, борьба с вредителями и болезнями, уход за почвой, де ревьями и т. д. И стало саду не хватать са доводов. Правда, многие рабо ты механизированы, но не хва тает сегодня и механизаторов. И все только потому, что на могучий зов города откликну лись многие вступающие в жизнь. А ведь селу тоже нуж ны молодые рабочие, их руки... Такова проблема, выдвинутая временем. И встает на повестку дня вопрос о воспитании V сельской молодежи любви к земле и сельскому труду. Что бы шли молодые с гордостью н любовью дорогой отцов-хле- боробов. чтобы находили спа- Н а н е е р а в н я ю т с я д р у г и е Одной из лучших работниц на Липецком станкостроительном заводе по праву считается фрезеровщица заготовительно-штамповочного цеха Мария Ивановна Кузнецова. Она еже дневно выполняет сменные задания на 105 н более процентов при отличном качестве изго товленных деталей. В социалистическом соревновании за досроч ное выполнение заданий первого года десятой пятилетки ударник коммунистического труда несколько раз занимала призовые места. М. И. Кузнецовой присвоено звание «Лучший по профессии». На снимке: М. И. Кузнецова. V Фото И. Минакова. На Новолипецком металлур гическом 8эподе разработаны и внедрены стальные трехчушко вые мульды, взамен недолго вечных чугунных. Стальные мульды устанавливают на двух ленточной комбинированной машине для разливки чугуна- С внедрением новшества значи тельно уменьшилось количество боя чугуна в местах пережи мов. Расход мульд сократился в 10 раз. Экономический эффект соста вил 70 тыс. руб. * * * В Кузбасском политехниче ском институте произведен рас чет на ЭВМ «Напри» длины за. готовок для прутковых автома тов. Исходными данными при расчете являлись: разовые по тери, постоянный расход при изготовлении каждой детали и максимальная длина прутка, допускаемая технической ха рактеристикой станка. К разо вым потерям относится величи на зажима прутка в цанге и величина отрезки дефектного конца прутка. Постоянный расход склады вается из ширины отрезка го товой детали, длины детали, припуска на поперечное точе ние и припуска на обработку фасонного торца. Экономический эффект от внедрения расчета на ЭВМ составил более 100 руб. на од ном четырехметровом прутке, * * * В Ленинграде разработаны и внедрены типовые технологи ческие процессы изготовления давлением на автоматизирован ной линии деталей типа тел вращения диаметром 1,0—3,0 мм из низкоуглеродистых ста лей цветных металлов и спла вов. Линия состоит из серийно выпускаемых автоматов: хо лодновысадочного, резьбона катного, профиленакатного, а также нестандартного обору дования: промывочно-сушиль ного автомата и виброгалто- вечной установки. Промывочно-сушильный ав томат модели АПС-2 защищен авторским свидетельством СССР. В нем промывка и суш ка деталей осуществляется по замкнутому непрерывному цик лу, а тепло сушильной камеры используется для подогрева щелочного моющего раствора. Промываются детали «струй ным» способом. * * * Для периодического ритмич ного транспортирования узлов в процессе сборки Чебоксар ским проектно-конструкторским бюро внедрен пульсирующий конвейер. По замкнутому рель совому пути на колесах катят ся тележки конвейера, тягой скрепленные с цепью привода. Управление конвейером # осу ществляется оператором с пулбта управления. Конвейер работает в автоматическом и ручном режимах. На каждом рабочем месте имеются кнопки для аварийной остановки кон вейера. Грузоподъемность одной те лежки 250 кг, шаг перемещения конвейера 1,5 м. * ^ * * На Тутаевском заводе ди зельных агрегатов заготовки поршневых пальцев из прутка режут на токарном полуавто мате 1А730, вместо ранее ис пользованного шестишпиндель ного автомата. Для этого на шпинделе станка с помощью специальной оправки устано вили дисковые пилы. На заднем суппорте —• пневматическое приспособление для зажима прутков. Резка осуществляется таким образом. Оправка с пилами вращается, а задний суппорт с приспособлением осуществляет движение подачи. После от резки задний суппорт со штан гой отходит в исходное поло жение. С помощью пневмокра на отжимают заготовки и вруч ную выталкивают их из приз мы. Производительность нового способа резки круглых и шести гранных заготовок значительно выше и составляет в среднем 900 штук в смену. * * * (Более подробные сведения об этих и других новшествах можно получить в Липецком ЦНТИ), ШКОЛА ПРОПАГАН М А С Т Е Р С Т В А Из опыта работы Грязинского горкома КПСС с кадрами пропагандистов Пропагандист... Властитель дум, духовный наставник. Не каждому дано такое. Труд его — сложное и многогранное дело. Тут нужны и большая эрудиция, и умение «глаголом жечь сердца». «Чтобы стать действительно выдержанным, принципиальным и способным пропагандистом, — отмечал В. И. Ленин,— нужно порядочно поучиться и понабраться опыта». П АРТИЙНЫЕ организации Грязинского района про являют большую за боту о подборе и воспитании пропагандистских кадров. Здесь сложилась определен ная система в работе с ними. Она включает различные фор мы обучения молодых пропа гандистов, периодическую под готовку различных групп руко водителей политических школ и теоретических семинаров. Одна из форм — курсы. Только в 1975 году на област ных курсах побывало 198 про пагандистов. На предстоящий учебный год отдел пропаганды и агитации горкома КПСС раз работал четкий план подготов ки пропагандистов начального и среднего звена на областных курсах с учетом новых тем — «Актуальные вопросы поли тики КПСС», «Политика КПСС — марксизм-ленинизм в дей ствии». Положительно зарекомендо вал себя й постоянно действу ющий семинар при горкоме партии. На его занятиях долж ное место отводится вопросам марксистско-ленинской теории и методики партийной пропа ганды, использования техниче ских средств и наглядных по собий, местного материала, применения практических за даний и других активных форм учебы. Широко практикуется прове дение районных методических и теоретических конференций пропагандистов. Однако при всех достоинст вах эти формы работы с про пагандистами имеют и свои недостатки. Основной из них достоит в том, что на семина ре, тем более конференции, далеко не всегда можно рас крыть достоинства лучшего пропагандиста, показать их в действии. Ни рассказ, ни за писи на магнитофонную плен ку не могут заменить непо средственного наблюдения за ходом занятия. Чтобы восполнить этот про бел, по инициативе членов ме тодического совета кабинета политического просвещения горкома партии в районе орга низовали школы передового пропагандистского опыта. Основной метод повышения пропагандистского мастерства в этих школах — открытые за нятия. Проведение их пресле дует цель — заимствовать луч шие приемы у наиболее опыт ного пропагандиста. Достига ется это демонстрацией на практике таких, например, при емов, как создание в ходе за нятия проблемной ситуации, использование технических средств и наглядных пособий и т. д. Причем, каждая из школ специализируется на одном из основных приемов и методов пропаганды, например, руко водитель теоретического семи нара в средней школе № 53 Л. В. Клапцова на использова нии кинофильмов и художест венной литературы. В прошлом учебном году у нее проведено три таких за нятия по темам (в семинаре изучались актуальные пробле мы нравственного воспитания) «Учение А. С. Макаренко о детском коллективе», «Пробле мы нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. К. Крупской» и «Внешнепо литическая деятельность КПСС». Присутствовавшим на них гостям-пропагандистам был дан предметный урок то го, как с помощью художест венных образов из литературы и кинофильмов можно повы сить эмоциональное воздейст вие рассказа пропагандиста на слушателей, сделать занятие ярким, увлекательным, доход чивым. Другая школа передового опыта — на базе экономиче ской школы Грязинского куль- тиваторного завода, где изу чался курс «Труд руководите ля» — специализируется на методе практических заданий слушателям. Здесь на откры тых занятиях молодые пропа гандисты предприятий г. Грязи заимствовали много ценного у своего опытного коллеги —• начальника планового отдела завода А. М. Денисенко. Ска жем то, что данный метод да ет наибольший эффект тогда, когда он используется не эпи зодически, а постоянно, на протяжении всего курса. По является возможность напра вить усилия слушателей (руко водящих кадров завода) по пу ти исследовательской работы как в теоретическом, так и в практическом плане. Молодые пропагандисты по няли преимущества планирова ния практических заданий А. М. Денисенко по всему курсу в начале учебного года. Его преимущество в том, что слушатели имеют возможность (и пользуются ею) выбрать интересующую их тему, рабо тать над ней, что называется от души и со знанием дела. По теме «Организация труда руководителя», например, слу шатели В. Алехин, М. Гончаров проводили анализ использова ния производственных фондов завода. В итоге они предложи ли администрации завода осво бодиться от излишнего обору дования, от реализации кото рого в государственную кассу поступило 100 тысяч рублей. Организация и проведение открытых занятий у опытных руководителей школ и семина ров системы политической и экономической учебы позво ляет многим пропагандистам, особенно молодым, проверить на практике жизненность и ре зультативность тех или иных рекомендаций и советов, ото брать наиболее эффективные методы и приемы проведения занятий. • Школы передового пропа гандистского опыта в Грязин- ском районе постоянно совер шенствуют свою работу. Сей час в них разработана темати ка открытых занятий по углуб ленному изучению документов и материалов XXV съезда КПСС. Анализ работы с пропаган дистскими кадрами в Грязин- ском районе свидетельствует о том, как под влиянием поли тической и экономической уче бы, других средств идейного воздействия и организаторской работы партийных организа ций, под влиянием всего со циалистического образа нашей жизни происходят положитель ные изменения в сознании, по ступках и поведении людей. Это особенно заметно на мас совом росте трудовой и обще ственно-политической актив ности тружеников в борьбе за выполнение планов и обяза тельств первого года десятой пятилетки, за претворение в жизнь решений XXV съезда И'ПРГ* ' В. ДАНИЛОВ, зам. заведующего Домом политического просвещения обкома КПСС. Г о Р Д Ц А И О Т Ц М О Л О Д Ы Х стье и радость творчества имен но в их благородных профес сиях полеводов и садоводов, механизаторов и животноводов — всех тех, кто народ поит, кормит, одевает и обувает. Называется такое воспитание любви к определенному виду труда сухим словом «профори ентация» (в данном случае «профориентация на сельскохо зяйственные профессии»), а за этим сухим словом стоит столь ко важного! От кого и от чего же зависит, идти ли молодежи дорогой от цов? Прежде всего от самих от цов. Косинов Николай Васильевич работает и живет в совхозе «Агроном» с 1947 г., без малого тридцать лет. Двадцать три года — механизатор: сначала работал трактористом, потом бригадиром тракторного отря да. Вырастил трех сыновей. И все трое остались в родном поселке. Старший — Евгений Николаевич о с о т ы аедянств- тут и стал учителем в своей, Агрономовской средней школе. Средний — Владимир Николае вич, окончив эту же школу, стал трактористом в совхозе, потом был. призван в Совет скую Армию. Отслужив, вер нулся на старое место работы, обзавелся семьей. Успешно ра ботает механизатором. В этом году окончил Агроно- мовскую десятилетку и млад ший Косинов — Николай. И тоже — по примеру отца и бра та сел за руль трактора. Вот вам, если еще не дина стия (внуки пока маловаты), то семья коренных агрономовцев, с уже сложившейся традицией потомственных совхозных ме ханизаторов. Па таких семьях и традициях.и хозяйство дер жится. И основоположник та кой семейной традиции — отец, Николай Васильевич Косинов. Конечно, он не говорил своим детям громких слов о любви и верности к родной земле, о романтике профессия механиза тора, Он просто работы так, что у его детей родились я влечение к земле, и сначала интерес, а потом и любовь к профессии механизатора. Лич ный пример родителя — вот как называют педагоги этот определяющий судьбы детей воспитательный фактор. Про стое, кажется, дело: как ты к своей работе относишься, а в воснитапни имеет подчас ре шающее значение. Работаешь без интереса, клянешь свое де ло, тяготишься или только де лаешь вид, что оно тебе не нравится, н твой сьш никогда не пойдет по твоим стопам, будет искать чего-нибудь дру гого. А когда ребенок видит, что твой труд тебе приносит радость, он и к тебе, и к нему проникается уважением, а по том и любовью. Беседую с Николаем Косин о- вым — младшим, пытаюсь вы яснить, что определило его ре шение остаться в совхозе. Па рень рассуждает просто а ярак. тагтакк — Ну, а куда мне еще идти? И к чему? И будто извиняясь за то, что его не тянет за тридевять зе мель, сообщает: — Да и в армию скоро идти. — Ну, а после армии? — Заранее не хочу загады вать. Там видно будет. Но ско рее всего, вернусь в свой сов хоз. Нет, не такое это простое дело — «профориентация» для педагога и выбор пути для школьника. Только наивные люди могут считать, что до статочно. немного поагитиро вать выпускника, суметь убе дить его, и он останется в селе. Агитировать и убеждать, конечно, надо, но необходимо еще и воспитание трудрвых на выков. Николай Косинов о своем решении остаться работать в совхозе заявил еще в начале последнего своего учебного го да, но как видим, и сейчас, утке после осуществления при- хятаго .решения, все еще не ис. п , ’[?Ч" Нл 3, М О Г Л И Б Ы СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ На с е л ь с к и х с т р о й к а х В Долгоруковском районе многие объекты производствен ного и культурно-бытового на значения сооружены коллекти вом районного СМУ облмеж- колхозстройобъединения. В Сте. галовке и Ломовце, например, введены в строй корпуса свино водческих комплексов. В колхо зах «Советская Россия», «Заря коммунизма», «Верный путь», «Знамя Ленина» и других по строены клубы, столовые, дома животноводов. Сделано в по следние годы много. Но еще больше предстоит сделать. В текущем году наш коллектив обязался ввести в действие 23 объекта, произвести работ на сумму 2 миллиона рублей. В последующие годы десятой пя тилетки объем строительных работ намного возрастет. В планах колхозов — возведение жилых домо 1 в, благоустройство населенных пунктов. С ростом поголовья продуктивного скота и переводом животноводства на промышленную основу воз никает необходимость в соору жении новых типовых помеще ний, оснащенных механизмами. Словом, задачи, которые пред стоит нам решать, довольно сложные и многообразные. Наш коллектив хорошо на чал первый год десятой пяти летки. Хорошо работает хоз расчетная бригада И. П, Куличева. Рабочие этой брига ды Н. М. Панин, В. С. Скрылев, Н. К. Прудников и другие ос воили профессии каменщика, штукатура, бетонщика, плотни ка. Им по плечу любое задание. Трудятся они самоотверженно, доброкачественно. В текущем году бригада построила волов ню на тысячу голов в межхо зяйственном объединении по откорму крупного рогатого ско та. И. П. Куличев четко орга низовал работу своего коллек тива. Каждый строитель из смены в смену перевыполнял задания. Досрочно и с хорошим каче ством выполнила строительные работы бригада Н. Г. Тюлене- ва, сооружавшая скотный двор на 280 голов в колхозе «Верный путь». И этот коллектив глав ное внимание сосредоточивает на том, чтобы обязательно вы полнялся график работ. Люди дорожат каждым Пасом рабо чего времени, работают с пол ной отдачей сил. Строителям активно помогают колхозники. Появились, скажем, трудности с подвозом материалов, и кол- хоз помог транспортом, выде лил подсобных рабочих. Согла сованные действия заказчика ■ подрядчика способствуют по вышению темпов строительны» работ. У нас немало других приме ров четкой и слаженной работы бригад. И все же мы недоволь ны результатами своего труда, Многие объекты из тех, что сегодня должны быть готовы, еще не завершены. Причина —^ в плохой работе субподрядных организаций. Сдача ремонтной мастерской в колхозе «Путь к коммунизму» задержалась по тому, что Елецкая ПМК треста «Лилецксельхозмонтаж» не су мела своевременно смонтиро вать оборудование, а Долгору ковское ДСУ — провести рабо ты по благоустройству терри тории. По вине этих организа. ций сдерживается также сдача телятника в колхозе «Верный путь» и многих объектов в Стегаловском межхозяйствен- Ч ном объединении. Запланирова ли, к примеру, в Стегаловском межхозяйствениом объединении реконструировать сеть водо провода. Общая стоимость ра бот 43 тысячи рублей. Траншея вырыта давно, а трубы все еще «в пути». К,огда V их доставят— неизвестно. Сорван график по ставки оборудования для сви нарника-маточника и тепло трассы. Для ограждения Стега- лозского, Ломовецкого свино водческих комплексов и других объектов требуется не менее тысячи кубометров блоков. Но заказы полностью не вьшолне. ны. Работу строителей сдержи вает несвоевременная поставка железобетона и других мате риалов. Обо всех этих трудностях, проблемах, требующих немед ленного решения, говорилось не раз, - высказывались претен зии руководителям субподряд ных организаций, заказчику, но положение, по с.ути дела, не меняется. Приближаются сроки выпол нения принятых обязательств. А мы тем временем работаем вполсилы... Н. БАЛАШОВ, начальник Долгоруковского СМУ облмежкодхоз- стройобъединения. Бригадир передового участка Добрая слава идет в труболитейном цехе № 2 завода «Сво бодный сокол» о бригадире участка трубоотделки Александре Павловиче Негробове. Коллектив этого участка ежемесячно выполняет плановое задание по сдаче готовой продукции и за нимает первые места в социалистическом соревновании. А. П. Негробов активно участвует в жизни цеха. Он — член группы народного контроля, заместитель партгрупорга смены.'* На снимке: А. П. Негробов. Фото С. Кутепова. ключает колебаний. И если бы дело зависело только от на строения и решимости, вряд ли выбор пути мог быть прочным — ведь и то, и другое очень изменчиво, особенно у молодых. Но у Николая есть другое: он уже имеет профессию. Он стал механизатором, конкретнее, ма- шинистом-трактористом III класса за годы учебы в школе, и после окончания десятилетки ему оставалось только подать заявление о приеме на работу да убедить дирекцию совхоза доверить ему машину до на ступления 18-летнего возраста. И здесь мы подошли ко вто рому, определяющему выбор молодежью жизненного пути фактору — к влиянию школы. Оно не менее, а может иногда и более сильно, чем влияние родителей, осуществляется че рез трудовое воспитание вооб ще и путем выработки профес сиональных навыков конкретно. Агрономовские школьники за няты целеустремленным трудом с самых младших классов. Уже пятиклассники не просто учатся строгать дощечки, а изготав ливают ящики для сбора пло дов. И это серьезная работа, очень нужная в совхозе. А потом они работают в ученической бригаде, в лагере труда и отдыха. Выращивают кормовую свеклу, картофель. не говору уже о таких рабо тах в саду, как сбор плодов. В саду на пришкольном участке они осваивают приемы ухода за садом, учатся делать обрез ку деревьев, обрабатывать и удобрять почву и т. д. Выпуск ник школы сразу может идти работать в плодоводческую бригаду. А юноши — старше классники на уроках труда, машиноведения и на факульта тивных занятиях осваивают профессию тракториста. И ос ваивают основательно: сдают экзамены квалификационной кск миссии районного сельскохо зяйственного управления и по лучают права машиниста-трак- ториста III класса. Директор средней школы Ев. гений Васильевич Можаров со общил, что только в этом году в школе подготовлено 45 трак тористов. Часть из них уже работает в совхозе, другие ся дут за руль по достижению 18-летнего возраста. Из 78 вы пускников трех десятых клас сов в совхозе остался работать 31 человек. Каждый год из школы совхоз получает в ка честве пополнения своего отря да механизаторов по 5—7 трак, тористов. Изучение машин вызывает у юношей-школышков большой интерес. Валерий Овсянников, например, не ограничился изу- —*1И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz