Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Р Е Ш Е Н И Я X X V С Ъ Е З Д А К П С С - В Ж И З Н Ь! З А ДОЛГОВЕЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ МАШИН Обсуждаются проблемы, связанные с повышением качества липецкого трактора «Н аш а промышленность увеличит выпуск тракто ­ ров с повышенными рабочими скоростями и мощностью, которые будут обеспечиваться пол­ ным набором сельскохозяйственных орудий. В резул ьтате энерговооруженность труда в сель­ ском хозяйстве в расчете на одного работника повысится с семнадцати лошадиных сил в 1975 году до двадцати восьми лошадиных сил в 1980 году». ( Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы»5. В 3 - Трактор с коротким названием Т-40, который выпускает ЛТЗ, широко используется в сельском хозяйстве. Эта машина будет идти на службу в село еще, как минимум, пять-шесть лет. Значит до 1982 года более 300 тысяч липецких пропашных тракторов поступят на вооружение сельскохозяйственного производства. И уже не менее, чем до 1990 года им пред­ стоит бороздить поля, работать на различных участках кор­ мопроизводства, животноводства, транспортных перевозках и т. д. Какой быть этой машине, что нужно сделать конструкто­ рам, технологам, всем, кто связан с ее производством и эк­ сплуатацией, чтобы, как предусмотрено «Основными направ­ лениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», обеспечить дальнейшее повышение надежности, дол­ говечности, улучшить эксплуатационные качества! Что меша­ ет борьбе за качество продукции. Об этом и шла речь за «круглым столом» «Ленинского знамени». Участники заседания главное внимание сосредоточили на путях модернизации машины, повышения ее ресурса, совер­ шенствования системы управления качеством на стадиях кон­ струирования, серийного производства и эксплуатации. Вы­ ступавшие подчеркивали зависимость качества от правильно поставленной кооперации, от плановости и ритмичности в работе, от технической базы, культуры производства, умелой организации соревнования и других факторов. За «круглым столом» собрались создатели машины —- ве­ дущие специалисты Липецкого тракторного завода, предста­ вители предприятий — поставщиков ЛТЗ, те, кто эксплу­ атирует Т-40,—механизаторы, представители «Сельхозтехники», районных сепьхозуправлений, наконец, — специалисты, контролирующие качество техники, испытывающие и прини­ мающие ее. Т А К Р О Ж Д А Е Т С Я Б Р А К М Е X А Н И 3 А Т О Р Ы О Ц Е Н И В А Ю Т Т- 4 0 А. В. ГОЛЫШКИН, тракто- щ с т совхоза «Красный гор- 1 як» Грязииского района: — Трактор Т-40 — хорошая I нужная нам, сельским меха- [изаторам, машина. Особенно гезаменима она на транспоог- 1 ых работах, в условиях без­ дорожья, хороша с прицепными :ельскохо’зяйственными орули­ ши. Проходимость у нее вы­ сокая. Я лично без ремонта ис- юльзовал свой Т-40 три года, большей частью эксплуатиро- »ал на полевых работах, пи­ сал. Одна беда, уж очень жид- сая кабина у трактора: не- фочный металл. За год прихо- 1 ится варить кабину по два- грн раза. Да и тесна она. Вот ‘сть в машине гидравлическая гнетема. Мы этот узел «черто- шм» называем: в случае ре­ цепта никак к нему ре подле- юшь: кабина тесная. К слову зказать, и система эта очень :Ложная: множество трубок так шпутаньг, как паутина. Думаю, грактор должен быть совре­ менным, пусть сложным в сво- :й конструкции, но простым в иссплуатации. Н. А. ЛЮШИНА, трактори­ стка совхоза «Долгоруков­ ский» Долгоруковского района: — Надежная и удобная ма­ шина Т-40. Полтора года мож­ но не заглядывать внутрь, не ремонтировать. Я и мои под­ руги по бригаде возим на нем зеленую массу на корм скоту Все качества машины можно 5ы признать положительными, хотя, конечно, их следует по­ вышать. Но одно — кабину. особенно мы, женщины, никак не можем признать хорошей. Слишком жесткая, неудобная. В полевых условиях еще ниче­ го, а на дорогах в ней очень трясет. Конструкторы должны учитывать, что тряска эта осо­ бенно вредна женскому орга­ низму. П. М. БОРЗОВ, тракторист совхоза «Политово» Данков- ского района: — Я не первый год работаю на липецких тракторах. Не­ давно получил новый Т-40. Машина очень хорошая, особен­ но на транспортных работах. Но V меня есть предложения ее создателям: хорошо бы уве­ личить мощность двигателя, чтобы он не перегревался на пропашных работах. Кабину пора, наконец, сделать прочнее, поустойчивее, чтобы обеспе­ чить механизатору безопас­ ность, улучшить условия его труда. В. М. КЛИШИН, инженер областного управления «Сель­ хозтехника»: ^ — Наша организация про­ дает и ремонтирует трактор Т-40; Что касается торговли, то машину покупают в хозяй­ ствах с охотой, особенно хоро­ шо «идет» Т-40 с пусковым двигателем, потому что в зим­ нее время его легче заводить, чем стартером. Да и на пуско­ вые двигатели рекламаций не поступает. Кабина, как призна­ ют все, — «узкое место», она часто выходит из строя. Поже­ лание: выпускать тракторы большей мощности. На ЛТЗ действует система бездефектного изготовления продукции, внедряется система управления качеством на трех главных стадиях: конструиро­ вании, в производстве и при эксплуатации. Нашему трактору присвоена первая категория качества. Цель — получить Знак качест­ ва. Но для этого надо много сделать в совершенствовании конструкции машины. Нам, тракторостроителям, очень по­ лезно услышать мнения, пре­ тензии тех людей, которые эк­ сплуатируют Т-40. Некоторые из них мы знаем и над их уст­ ранением уже работаем. Наша сегодняшняя встреча полезна как нам, выпускающим трак­ тор, так и тем, кто его экс­ плуатирует. Вопрос: Назовите, пожалуй­ ста, заданный ресурс тракто­ ра, то есть период его работы без капитального ремонта. Ответ:' Сейчас заданный ре­ сурс шесть тысяч часов. Что касается трансмиссии, то мы уже укладываемся в него. А по ряду узле® установленный техническими требованиями ре­ сурс еще не достигнут. И Д и Д о М А Ш И Н Ы С Е Г О Д Н Я И З А В Т Р А Т Р А К Т О Р А И. о. главного инженера за- >да Е. П. ГОТОВСКИЙ: —Мы начали выпускать Т-40 1962 году, а в 1964-м—модер- хзированный трактор Т-40А с щедним ведущим мостом, а эти годы из ворот завода лило более 517 тысяч П ро­ ниных машин. Они завоевали эпулярность среди механиза- >ров и высокий престиж на зешнем рынке. Сейчас мы мо­ ем сказать, что трактор поль- щтся спросом в развитых ка- нталистических странах. В знкурентной борьбе с ангинами других фирм а часто выходит победи" »лем. Недавно я вернулся из .анады. Там наши тракторы эльзуются исключительной по- улярностью: их продают еше о того, как они поступят на хлады. На XXV съезде КПСС перед эакторостроителями постав- ена задача значительно уве- ичить выпуск тракторов повы- [енного качества, надежне/- ги, долговечности, с повы- [енными рабочими скоростями мощностью, и коллектив на- [его завода занимается всеми гими вопросами. Разработаны осуществляются мероприя- ия по улучшению качества ыпускаемой продукции на ятилетку. Сейчас мы заняты овышением надежности трак- ора, его агрегатов, узлов, си- тем с целью обеспечения за- анного ресурса. Второй воп- ос. над которым работает оллектив, дальнейшее расши- ение сфер поименения трак- ора, улучшение Условий тру- ,а на нем. По этим вопросам же немало сделано. Очень шого намечено сделать. Разработаны чертежи и изго- овлено пять образцов тракто­ ре с новой кабиной, значи- ельно большего объема. 'В [ей расширена и рациональ- [О организована площадь ос- екления, увеличен дверной [роем. Кабина имеет отличную ермошумовиброзащиту и гер- [етизацию, хорошо оформлен- 1 ЫЙ интерьер. Предусмотрена установка кондиционера. Не остаются без внимания вопросы сокращения ' времени на' техническое обслужи­ вание тракторов, уменьше­ ния расхода запасных частей. Внедрено много мероприятий конструктивного н технологи­ ческого плана. Много внимания уделяется совершенствованию технологии изготовления деталей. Все от­ ветственные детали обрабаты­ ваются на специальных стан­ ках, поточных и автоматиче­ ских линиях. А детали, в ко­ торых устанавливаются под­ шипники, обрабатываются на алмазных станках. Только в этом году внедрено 14 алмаз­ ных станков. Внедрение элек­ трохимической обработки уни­ версальных шестерен, валов дает возможность получать стабильные размеры. Использу­ ется прогрессивный метод об­ работки деталей при помощи горячего и холодного выдавли­ вания. Широко применяется сварка в среде защитных га­ зов. Сварка производится на автоматах и полуавтоматах. Уровень механизации этих ра­ бот достигает 98 процентов. Все больше деталей изготовляется из пластмассы и капрона. Они полностью отвечают требова­ ниям по надежности, дешевы и имеют отличную форму. Сло­ вом, все технические и техно­ логические новинки позволяют получать более стабильные, высококачественные детали для трактора. Отдел главного конструкто­ ра занимается авторским над­ зором зз изготовлением на за­ воде и эксплуатацией машин. Трактор испытывают не только у нас, но и на многих испытательных станциях в различных климатических зо­ нах страны. Заключен договор с рядом институтов, которые следят и за испытаниями на­ шего трактора на надежность, долговечность и проверяют эффективность мероприятий и предложений по улучшению ка­ чества. Конструкторы завода дума­ ют над тем, как улучшить вы­ пускаемый трактор, как сде­ лать его долговечнее, эффек­ тивнее в работе. Много роди­ лось интересных схем, ценных идей, хороших конструкций за чертежными досками, в ти­ ши кабинетов. Но очень часто путь от идеи до реальной ма­ шины слишком долгий. Поче­ му? Что затрудняет воплоще­ ние хороших разработок? Как осуществляется управление качеством на стадии конструи­ рования? Об этом участники заседания попросили расска­ зать главного конструктора ЛТЗ к. Н. ВИНОГРАДОВА. На основании работ, прове­ денных за прошлую пятилет­ ку, мы разработали и внедри­ ли две модификации трактора. Это трактор для работы на склонах — Т-40АМ и трак­ тор Т-40П для работы с про­ мышленным оборудованием, который используется в ком­ мунальном хозяйстве городов. В 1973 году начали серийно выпускать тракторы с пятиде­ сятисильным мотором. Эта мо­ дернизация в масштабах стра­ ны дала дополнительно пол­ миллиона лошадиных сил. Эко­ номический эффект на каждый трактор составил около 400 рублей. При испытании модер­ низированного трактора оказа­ лось, что трансмиссия служит 6 тысяч часов до капитального ремонта. А по остальным тре­ бованиям машина еще не до­ тягивает до нужного уровня. Тогда и началась особенно упорная работа по повышению надежности всех узлов, по улучшению качества машины. Немалого удалось добиться. Шум в кабине сейчас в полто­ ра раза меньше, чем был пео- воначально. Но он все-таки значительно превышает норму. Однако в создании условий для работы тракториста мы не добились того, что положено. Вибрация кабины значительно уменьшилась за счет аморти­ зации и самой кабины и сиде­ нья. Но и тут нужно еще пора­ ботать. Трактористы правы в своих требованиях. Проведена определенная ра­ бота и по улучшению внешне­ го вида трактора. Только опять-таки и в этом еше не все недостатки устранены. Справедливы замечания меха­ низаторов. Вот речь шла о долговечности отдельных узлов. Одни имеют 6 тысяч часов ресурс, а другие выходят из строя значительно раньше. Так что работать есть над чем. Не­ достигнута еше взаимная увязка трактора с некоторыми сельскохозяйствениыми маши­ нами. Сейчас минские тракторо­ строители переходят на выпуск трактора АПЗ-80. А «проме­ жуток» между ним и менее мощными машинами предстоит восполнять ЛТЗ. Мы становим­ ся основными поставщиками машин класса 0,9 тонны. От­ сюда и возрастающая ответст­ венность. Вторая задача — улучшение условий труда трак­ ториста. Стоит задача повысить мощ­ ности Т-40 с 50 до 60 лошади­ ных сил. Сейчас два таких бо­ лее мощных трактора проходят заводские испытания. В целом работы по модернизации трак­ тора должны быть закончены в 1978 году. Вопрос: Что конкретно дела­ ется для усиления узлов тор­ мозов и муфты сцепления сей­ час? Ответ: Наши муфты уже ра­ ботают лучше. Мы увеличили их размерыуприменили более стойкий мат4риал, что подняло долговечность в полтора раза, хотя установленного ресурса еще не достигли. Испытываем новые материалы из металло­ керамики. Их применение дол­ жно повысить моторесурс и долговечность. Сейчас 30 тракторов, в которых исполь­ зована металлокерамика, про­ ходят проверку в нашей об­ ласти по линии «Сельхозтехни­ ки». Реплика В. М. КЛИШИНА: — Да, мы проводим обсле- давание новой конструкции муфты. Претензий никаких нет: она работает хорошо. К. Н. ВИНОГРАДОВ: — Что касается тормозов, то мы примерно в полтора ра­ за повышаем их долговечность за счет увеличения толщины тормозных накладок. Крнечно, и это не предел. А что касает­ ся лучшей блокировки Т-40 с прицепами, то проблема будет решена с вводом пневматиче­ ской системы. Подготовка на нашем заводе уже проводится. Задержка из-за комплектующих изделий, которые должны по­ ставлять Винницкий и другое заводы. Вопрос: Как практически внедряются на заводе ваши «задумки», как идеи воплоща­ ются в машины. Ответ: Здесь я вижу две стороны вопроса. Отношение нашего Министерства трак­ торного и сельскохозяйствен­ ного машиностроения к модер­ низации трактора Т-40 и осу­ ществление намеченного у себя на заводе. Была проведена большая р а­ бота по доведению до государ­ ственных испытаний трактора с новой кабиной. Это в 1973 го­ ду. Однако министерство не выделило ассигнований для перехода на выпуск этого трактора, и, если можно так сказать, «идея» по сути дела была зачеркнута. Из всей про­ граммы остались лишь некото­ рые вопросы повышения мощ­ ности трактора. И только в 1975 году было принято реше­ ние о работах по дальнейшей модернизации выпускаемого трактора. И, наконец, чтобы замыслы конструкторов воплощались в машины, нужна соответствую­ щая техническая база на заво­ де, строгое соблюдение техно­ логии, своевременное осуще­ ствление. намечаемых меропри­ ятий по новой технике. У нас, н у ж н о признать, не все наме­ чавшиеся на прошлое пятиле­ тие мероприятия, связанные с улучшением качества Т-40, внедрены. Нет еще стабильно­ сти технологических процес­ сов. С ло й нет, немало делается для управления качеством в процессе серийного производ­ ства. Но, на взгляд конструк­ торов, это управление должно быть эффективнее. — Одной из основных задач в борьбе за улучшение каче­ ства продукции технологи ЛТЗ считают проверку соблю­ дения технологических про­ цессов. — Так говорил на за­ седании заместитель главного технолога завода А. М. КУП­ ЦОВ. — К проверке привлека-.- центов продукции, а ются технологи цехов, отдела главного технолога, мастера участков, представители ОТК, Действует график по провер­ ке точности оборудования и оснастки. :Внедрено большое количество поточных, поточно- механизированных линий. С каждым годом повышается удельный вес автоматов, полу­ автоматов, специальных агре­ гатных станков. Количество указанного оборудования со­ ставляет 52 процента. Исполь­ зование передовых методов значительно сокращает расход металла, повышает прочность деталей, снижается их трудо­ емкость. Чувствовалось, что у заме­ стителя главного технолога об­ щее положение не вызывает беспокойства. Другое же спе­ циалисты ЛТЗ не согласились с мнением /г. Купцова о срав­ нительном благополучии в соблюдении технологической дисциплины, с оценкой состоя­ ния технической базы завода. Приемщик Всесоюзного объ­ единения «Сельхозтехника» на ЛТЗ А. Г. ПАНОВ прямо ска­ зал: — Технологическая дисцип­ лина на заводе недостаточно жесткая. При проверке обнару­ живается высокий процент от­ ступления от технологии. А ведь мелкие дефекты не фикси­ руются. Вошли в систему гру­ бейшие нарушения при сборке машин на конвейере. Несмотря на приказ директора, с конвей­ ера снимаются неукомплекто­ ванные машины. 14 июля, нап­ ример, на заводской площадке скопилось уже окрашенных, но некомплектных 578 машин. Плохо организована покраска. На сборочный конвейер идут опрунтованные, но ненокрешен­ ные тракторы. Подкраска же на главном конвейере ухудша­ ет качества, снижает произво­ дительность труда. Брак порождается штурмов­ щиной. Пока завод в первую декаду выпускает 18—20 про- в третью _ 45—50 процентов. Понятно, что при спешке не хватает кон­ тролеров, да и на сборку по­ сылают • случайных людей. Ка­ кое уж тут качество? В маши­ не очень много точек сварки, проверить их все контролерам невозможно. Здесь должна быть высокая дисциплина и ответственность рабочего. На предприятии крайне низ­ ка культура производства. Де­ тали хранятся навалом, заби­ ваются грязью, портятся. Бе- дева, то завод имел бы много решь для проверки годную де- рекламаций. таль, а она вся в заусеницах. И такую ставят на трактор. Не соблюдаются и технические требования по приемке трак­ торов. На заводе не подготов­ лена трасса для проверки всех механизмов и управления. На заседании с тревогой го­ ворилось о трудностях, связан­ ных с нехваткой оборудова­ ния, о большом проценте мо­ рально устаревших станков, о недостатке рабочей силы. Как рассчитывать на стро­ гое соблюдение чертежа, если нет необходимых контрольных приспособлений, если не хва­ тает оснастки, инструмента. В третьем тракторном цехе, на­ пример, особенно на участке трансмиссии, очень мало приспо­ соблений. У Липецкого трак­ торного есть филиал — завод специнструмента и технологи­ ческой оснастки, но работает он на многие предприятия, а свой головной завод не обеспечива­ ет в полной мере. На заседании было сделано предложение, чтобы филиал работал только на нужды ЛТЗ. Сегодня по­ требности завода уже выше, чем возможности филиала. А без инструмента и современной оснастки — качества не обес­ печить. Слово берет Е. А. МЕДВЕ­ ДЕВА. Она говорит о причи­ нах, затрудняющих борьбу за качество. В частности — о штурмовщине. Улучшению качества изделий меша­ ет неритмичность работы. Она характерна не только для ЛТЗ, но и для завода пуско­ вых двигателей. Бывает, что в день контролерам предъявля­ ют 40 деталей, а в конце меся­ ца — по 240. Это «тройная вы­ работка» не на пользу качест­ ву. На одном из совещаний в об- ластной «Сельхозтехнике» под­ нимался вопрос о блокировке двигателя с трактора, и было принято решение ввести ее. Од­ нако взамен блокировки раз­ работали новую инструкцию о запуске двигателя. Почему-то наша «Сельхозтехника» не ока­ залась требовательной до кон­ ца. К. Н. ВИНОГРАДОВ:— Сей­ час на тракторе новых образ­ цов мы пытаемся сделать бло­ кировку. Есть одна идея: мож­ но сделать в «пускаче» блоки­ ровку, можно на тракторе. Мы придем к конструкторам ваше­ го завода с этим предложени­ ем. В З А И М Н Ы Е Г А Р А Н Т И И И О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Г Л А З А М И К О Н Т Р О Л Е Р О В Оценивая деятельность от­ дела технического контроля ЛТЗ, А. Г. Панов отметил, что эта служба дисциплинирован­ ная, требовательная. Как за­ водские контролеры стоят на страже качества, рассказал на­ чальник ОТК П. И. ДОРОФЕ­ ЕВ. — Разработаны и действуют комплексные мероприятия по повышению качества продук­ ции. Основная работа отдела сосредоточена в управлении качеством на стадии серий­ ного производства. Мы про­ веряем соблюдение техно­ логии путем ежедневного ана­ лиза. Контролеры, мастера, начальники ОГК дают оценку непосредственно исполните­ лям в течение смены. Если об­ наружены отступления на том или , ином участке, делаем от­ метку, которая учитывается при подведении итогов сорев­ нования. Один из основных показателей работы того или иного исполнителя — это ко­ эффициент качества. О рекламациях. Их число за пятилетие снижено в 1,3 раза. Не в порядке похвальбы скажу: по количеству рекламаций в сравнении с другими заводами мы в числе лучших. В прошлом году на узлы, изготовленные на ЛТЗ, поступило 28 реклама­ ций, а всего 285, в том числе и по двигателю. За прошедшее полугодие по дефектам, допу­ щенным липецкими тракторо­ строителями, пришло двенад­ цать рекламаций, а всего на трактор — 132 рекламации. Цель — чтобы вообще не было рекламаций. На это направле­ на и работа контролеров О’ГК. Важное место в системе" уп­ равления занимает заводская аттестация. Отдел главного конструктора с отделом техни­ ческого контроля разработали план по деталям, узлам, кото­ рые подлежат аттестации. Вопрос: Какие претензии к «пускачам»? Ответ: В основном их нет. Но при транспортировке иногда трубы топливной системы гнут­ ся и появляется течь. Претен­ зии же у нас самые большие к поставщикам технологических и электротехнических изделий: резина некачественная, -часто электрооборудование выходит из строя. Есть замечания к коллективу Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. Правда, после того, как руко­ водителей предприятия за вы­ пуск продукции плохого каче­ ства привлекли к судебной от­ ветственности, изделия стали намного лучше. И все-таки из-за неправильной транспортировки гидроцилиндры Ц-90 портятся. Во время испытаний случаются обрывы штока цилиндра. Имеет место течь и большая усадка. Представитель лаборатории Госнадзора Гостандарта СССР и. я. элиович отметил, что строгие санкции, принятые к руководителям Елецкого за­ вода тракторных гидроагрега­ тов, возымели положительное действие, и все-таки нужен еще и еще раз контроль за их ци­ линдрами. Что касается дру­ гого поставщика ЛТЗ — Ча- плыпшекого завода агрегатов, там в целом дела с качеством масляных и топливных фильт­ ров обстоят благополучно. Го­ воря о Липецком тракторном Заводе, т. Элиович признал, что коллектив его провел много ме­ роприятий, направленных на повышение качества машин. Улучшилось соблюдение требо­ ваний технологии и стандартов. — Здесь говорили о выполне. нни требований по ресурсу трактора. Ясно, что поднять его можно только при строжайшем соблюдении самой технологи­ ческой дисциплины и выполне­ нии требований ГОСТа. К со­ жалению, при внедрении всех ныне действующих 33 госстан­ дартов наблюдалась неоргани­ зованность, десять ГОСТов внедрены несвоевременно, а пять вообще еще остались не- внедренными. Затянули тракторозаводцы и с внутризаводской аттеста­ цией своей продукции. Пока они все еще готовятся к ней. На заводе еще высок брак. Не­ достаточно оснащены измери­ тельными инструментами, ос­ насткой и другой техникой тракторные цехи № 1 и № 3 . Много нарушений технологии. Неритмичность сборки и сдачи машин на контроль очень за­ трудняет работу, порождает брак. Нужно высказать замечания в адрес завода пусковых двига­ телей, который поставляет для тракторов «пускачи». Там низ­ ко качество выпускаемых дета­ лей. Плохо с подготовкой по­ верхности под окраску. Наша проверка показала, что многие детали не соответствуют тре­ бованиям чертежей по геомет­ рическим параметрам. Это сказывается на качестве двигателя. Старые ошибки по­ вторяются, отклонения растут. Пока наша лаборатория реши­ ла воздержаться от санкций, но они неизбежны, если положе­ ние не будет исправлено. Если бы не такой, очень требователь­ ный, дотошный приемщик Все­ союзного объединения «Сель­ хозтехника», как Е, А. Медве- В создании трактора участ­ вуют тысячи людей, многие предприятия. Надежность его работы, долговечность зависит от многих факторов. От того, как смежники гарантируют друг другу качество изделий, от ответственности и тех, кто из­ готовляет, и тех, кто эксплуа­ тирует машину. О том, как организовано на ЛТЗ соревнование за качество, как используются материаль­ ные стимулы, говорил на сове­ щании и. о. начальника отде­ л а -организации труда и зарп­ латы завода В. П. РЖЕВУ- СКИЙ. — Все конструктивные, тех­ нологические изменения, — ска­ зал он, — проводят в жизнь люди. От материальной заинте­ ресованности исполнителей в улучшении качества продукции, во внедрении новых технологи­ ческих процессов зависит мно­ гое. Поэтому мы этому вопро­ су придаем большое значение. И не случайно в нашей систе­ ме управления качеством ма­ териальному стимулу отведено особое место. У нас разработа­ на система материального по­ ощрения за качество выпускае­ мой продукции. 97,8 процента рабочих находятся на сдельно­ премиальной оплате. Оценка за качество влияет на размер пре­ миальных. Введено премирова­ ние и работников ОТК в зави­ симости от качества контроля. Есть материальный сти­ мул и для ИТР — им премия начисляется в зависи­ мости от коэффициента качест­ ва. За каждую операцию, вы­ полненную с нарушением, за рекламацию, за увеличение по­ терь от брака, за сдачу про­ дукции без отметки о приемке ОТК, за невыполнение графи­ ка, за плохие результаты про­ верки оборудования на техно­ логическую точность, за низ­ кую культуру производства —* за все это снижается коэффи­ циент качества. Введены и ин­ дивидуальные показатели по качеству продукции для ко­ мандиров производства, руко­ водства. Мы пытаемся у себя разработать коэффициент и положение о премировании за качество труда технологов, нор­ мировщиков, экономистов. Действуют новые условия со­ ревнований, в которых при оценке работы учитывается ко­ эффициент качества. Введены условия соревнования за зва­ ние бригады, смены, участка «высокого качества труда». По­ бедителей опять-таки определя­ ем по коэффициенту качества работы. Словом, во всем глав­ ное условие — качество про­ дукции и труда. Все больший размах получа­ ет соревнование под девизом: «Пятилетке качества — рабо­ чую гарантию!» Это соревно­ вание предполагает повышение ответственности каждого за свой труд, ответственность пе­ ред товарищем, смежником. На совещании немало при­ водилось примеров, когда этой ответственности не хвата­ ет. Так, начальник бюро коопе­ рации завода пусковых Двига­ телей В. М. БАРАБАНОВ обратил внимание на то, что Липецкий тракторный сам под­ водит своих поставщиков, сры­ вая выполнение плана по коо­ перации, давая металл плохого качества. В частности, завод пусковых двигателей, как пра­ вило, несвоевременно получает детали по кооперации. Очень подводят тракторостроители и елецких агрегатчиков, кстати сказать, своих же поставщи­ ков. Система управления качест­ вом, как известно, охватывает и такую стадию, как эксплуата­ ция. А здесь далеко не все благополучно. Участники засе­ дания говорили о низкой^куль­ туре эксплуатации машин, не­ соблюдении сроков и объемов технического ухода, о плохом качестве ремонта в специализи­ рованных организациях «Сель­ хозтехники». Тракторы хранят­ ся чаще всего под открытым небом, из-за чего быстрее выхо­ дят из строя. — Качество ремонта тракто­ ров в объединениях «Сельхоз­ техники» не выдерживает ника­ кой критики, — заметил т. Эли­ ович. — Мы проверяли Чернавское отделение «Сель­ хозтехники». Положение там тревожное. К сожалению, к нашим сигналам о крайне плохом хранении тракторов местные партийные и советские органы не всегда относятся с должным пониманием- Приводились факты безоб­ разного ремонта тракторов в Трубетчинском отделении «Сельхозтехники». После их «ремонта» трактористам прихо­ дится снова перебирать узлы, чистить и промывать их, сос­ кабливать краску, масло. Поднимался вопрос и о не­ обходимости улучшить обуче­ ние трактористов, ибо техника требует знаний. Главный инженер Грязив- ского районного объединения «Сельхозтехника» В. Я. ГОВСЬ РУНЕЦ сказал: — У нас не хватает Тракто­ ристов. Учебные заведения го­ товят их недостаточно. Для нас, например, механизаторов обучает Октябрьское ОПТУ. Ему надо улучшать теоретиче­ скую подготовку своих учени­ ков. Пока нас больше устраивает трактор «с пускачом». Если машина с аккумулятором стоит под открытым небом, как у нас, то она долго не прослу­ жит. А чуть похолодает ее не завести. Нужны, конечно, утеп­ ленные гаражи и условия для нормального технического ухо­ да. Я согласен с мнением то­ варищей, что сельскохозяйст­ венная техника должна быть и современной и высокоэффек­ тивной, но простой, надежной в обслуживании и эксплуата­ ции. Мысли, предложения участ­ ников «круглого стола» своди­ лись к оДному: сделать все, чтобы трактор с маркой ЛТЗ был лучше, надежнее, долго­ вечнее, удобнее в работе у ме­ ханизаторов. Материал с заседания «круглого стола» подготовила Г. ШЕВЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz