Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
Р Е Ш Е Н И Я X X V С Ъ Е З Д А К П С С - В Ж И З Н Ь! З А ДОЛГОВЕЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ МАШИН Обсуждаются проблемы, связанные с повышением качества липецкого трактора «Н аш а промышленность увеличит выпуск тракто ров с повышенными рабочими скоростями и мощностью, которые будут обеспечиваться пол ным набором сельскохозяйственных орудий. В резул ьтате энерговооруженность труда в сель ском хозяйстве в расчете на одного работника повысится с семнадцати лошадиных сил в 1975 году до двадцати восьми лошадиных сил в 1980 году». ( Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы»5. В 3 - Трактор с коротким названием Т-40, который выпускает ЛТЗ, широко используется в сельском хозяйстве. Эта машина будет идти на службу в село еще, как минимум, пять-шесть лет. Значит до 1982 года более 300 тысяч липецких пропашных тракторов поступят на вооружение сельскохозяйственного производства. И уже не менее, чем до 1990 года им пред стоит бороздить поля, работать на различных участках кор мопроизводства, животноводства, транспортных перевозках и т. д. Какой быть этой машине, что нужно сделать конструкто рам, технологам, всем, кто связан с ее производством и эк сплуатацией, чтобы, как предусмотрено «Основными направ лениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», обеспечить дальнейшее повышение надежности, дол говечности, улучшить эксплуатационные качества! Что меша ет борьбе за качество продукции. Об этом и шла речь за «круглым столом» «Ленинского знамени». Участники заседания главное внимание сосредоточили на путях модернизации машины, повышения ее ресурса, совер шенствования системы управления качеством на стадиях кон струирования, серийного производства и эксплуатации. Вы ступавшие подчеркивали зависимость качества от правильно поставленной кооперации, от плановости и ритмичности в работе, от технической базы, культуры производства, умелой организации соревнования и других факторов. За «круглым столом» собрались создатели машины —- ве дущие специалисты Липецкого тракторного завода, предста вители предприятий — поставщиков ЛТЗ, те, кто эксплу атирует Т-40,—механизаторы, представители «Сельхозтехники», районных сепьхозуправлений, наконец, — специалисты, контролирующие качество техники, испытывающие и прини мающие ее. Т А К Р О Ж Д А Е Т С Я Б Р А К М Е X А Н И 3 А Т О Р Ы О Ц Е Н И В А Ю Т Т- 4 0 А. В. ГОЛЫШКИН, тракто- щ с т совхоза «Красный гор- 1 як» Грязииского района: — Трактор Т-40 — хорошая I нужная нам, сельским меха- [изаторам, машина. Особенно гезаменима она на транспоог- 1 ых работах, в условиях без дорожья, хороша с прицепными :ельскохо’зяйственными орули ши. Проходимость у нее вы сокая. Я лично без ремонта ис- юльзовал свой Т-40 три года, большей частью эксплуатиро- »ал на полевых работах, пи сал. Одна беда, уж очень жид- сая кабина у трактора: не- фочный металл. За год прихо- 1 ится варить кабину по два- грн раза. Да и тесна она. Вот ‘сть в машине гидравлическая гнетема. Мы этот узел «черто- шм» называем: в случае ре цепта никак к нему ре подле- юшь: кабина тесная. К слову зказать, и система эта очень :Ложная: множество трубок так шпутаньг, как паутина. Думаю, грактор должен быть совре менным, пусть сложным в сво- :й конструкции, но простым в иссплуатации. Н. А. ЛЮШИНА, трактори стка совхоза «Долгоруков ский» Долгоруковского района: — Надежная и удобная ма шина Т-40. Полтора года мож но не заглядывать внутрь, не ремонтировать. Я и мои под руги по бригаде возим на нем зеленую массу на корм скоту Все качества машины можно 5ы признать положительными, хотя, конечно, их следует по вышать. Но одно — кабину. особенно мы, женщины, никак не можем признать хорошей. Слишком жесткая, неудобная. В полевых условиях еще ниче го, а на дорогах в ней очень трясет. Конструкторы должны учитывать, что тряска эта осо бенно вредна женскому орга низму. П. М. БОРЗОВ, тракторист совхоза «Политово» Данков- ского района: — Я не первый год работаю на липецких тракторах. Не давно получил новый Т-40. Машина очень хорошая, особен но на транспортных работах. Но V меня есть предложения ее создателям: хорошо бы уве личить мощность двигателя, чтобы он не перегревался на пропашных работах. Кабину пора, наконец, сделать прочнее, поустойчивее, чтобы обеспе чить механизатору безопас ность, улучшить условия его труда. В. М. КЛИШИН, инженер областного управления «Сель хозтехника»: ^ — Наша организация про дает и ремонтирует трактор Т-40; Что касается торговли, то машину покупают в хозяй ствах с охотой, особенно хоро шо «идет» Т-40 с пусковым двигателем, потому что в зим нее время его легче заводить, чем стартером. Да и на пуско вые двигатели рекламаций не поступает. Кабина, как призна ют все, — «узкое место», она часто выходит из строя. Поже лание: выпускать тракторы большей мощности. На ЛТЗ действует система бездефектного изготовления продукции, внедряется система управления качеством на трех главных стадиях: конструиро вании, в производстве и при эксплуатации. Нашему трактору присвоена первая категория качества. Цель — получить Знак качест ва. Но для этого надо много сделать в совершенствовании конструкции машины. Нам, тракторостроителям, очень по лезно услышать мнения, пре тензии тех людей, которые эк сплуатируют Т-40. Некоторые из них мы знаем и над их уст ранением уже работаем. Наша сегодняшняя встреча полезна как нам, выпускающим трак тор, так и тем, кто его экс плуатирует. Вопрос: Назовите, пожалуй ста, заданный ресурс тракто ра, то есть период его работы без капитального ремонта. Ответ:' Сейчас заданный ре сурс шесть тысяч часов. Что касается трансмиссии, то мы уже укладываемся в него. А по ряду узле® установленный техническими требованиями ре сурс еще не достигнут. И Д и Д о М А Ш И Н Ы С Е Г О Д Н Я И З А В Т Р А Т Р А К Т О Р А И. о. главного инженера за- >да Е. П. ГОТОВСКИЙ: —Мы начали выпускать Т-40 1962 году, а в 1964-м—модер- хзированный трактор Т-40А с щедним ведущим мостом, а эти годы из ворот завода лило более 517 тысяч П ро ниных машин. Они завоевали эпулярность среди механиза- >ров и высокий престиж на зешнем рынке. Сейчас мы мо ем сказать, что трактор поль- щтся спросом в развитых ка- нталистических странах. В знкурентной борьбе с ангинами других фирм а часто выходит победи" »лем. Недавно я вернулся из .анады. Там наши тракторы эльзуются исключительной по- улярностью: их продают еше о того, как они поступят на хлады. На XXV съезде КПСС перед эакторостроителями постав- ена задача значительно уве- ичить выпуск тракторов повы- [енного качества, надежне/- ги, долговечности, с повы- [енными рабочими скоростями мощностью, и коллектив на- [его завода занимается всеми гими вопросами. Разработаны осуществляются мероприя- ия по улучшению качества ыпускаемой продукции на ятилетку. Сейчас мы заняты овышением надежности трак- ора, его агрегатов, узлов, си- тем с целью обеспечения за- анного ресурса. Второй воп- ос. над которым работает оллектив, дальнейшее расши- ение сфер поименения трак- ора, улучшение Условий тру- ,а на нем. По этим вопросам же немало сделано. Очень шого намечено сделать. Разработаны чертежи и изго- овлено пять образцов тракто ре с новой кабиной, значи- ельно большего объема. 'В [ей расширена и рациональ- [О организована площадь ос- екления, увеличен дверной [роем. Кабина имеет отличную ермошумовиброзащиту и гер- [етизацию, хорошо оформлен- 1 ЫЙ интерьер. Предусмотрена установка кондиционера. Не остаются без внимания вопросы сокращения ' времени на' техническое обслужи вание тракторов, уменьше ния расхода запасных частей. Внедрено много мероприятий конструктивного н технологи ческого плана. Много внимания уделяется совершенствованию технологии изготовления деталей. Все от ветственные детали обрабаты ваются на специальных стан ках, поточных и автоматиче ских линиях. А детали, в ко торых устанавливаются под шипники, обрабатываются на алмазных станках. Только в этом году внедрено 14 алмаз ных станков. Внедрение элек трохимической обработки уни версальных шестерен, валов дает возможность получать стабильные размеры. Использу ется прогрессивный метод об работки деталей при помощи горячего и холодного выдавли вания. Широко применяется сварка в среде защитных га зов. Сварка производится на автоматах и полуавтоматах. Уровень механизации этих ра бот достигает 98 процентов. Все больше деталей изготовляется из пластмассы и капрона. Они полностью отвечают требова ниям по надежности, дешевы и имеют отличную форму. Сло вом, все технические и техно логические новинки позволяют получать более стабильные, высококачественные детали для трактора. Отдел главного конструкто ра занимается авторским над зором зз изготовлением на за воде и эксплуатацией машин. Трактор испытывают не только у нас, но и на многих испытательных станциях в различных климатических зо нах страны. Заключен договор с рядом институтов, которые следят и за испытаниями на шего трактора на надежность, долговечность и проверяют эффективность мероприятий и предложений по улучшению ка чества. Конструкторы завода дума ют над тем, как улучшить вы пускаемый трактор, как сде лать его долговечнее, эффек тивнее в работе. Много роди лось интересных схем, ценных идей, хороших конструкций за чертежными досками, в ти ши кабинетов. Но очень часто путь от идеи до реальной ма шины слишком долгий. Поче му? Что затрудняет воплоще ние хороших разработок? Как осуществляется управление качеством на стадии конструи рования? Об этом участники заседания попросили расска зать главного конструктора ЛТЗ к. Н. ВИНОГРАДОВА. На основании работ, прове денных за прошлую пятилет ку, мы разработали и внедри ли две модификации трактора. Это трактор для работы на склонах — Т-40АМ и трак тор Т-40П для работы с про мышленным оборудованием, который используется в ком мунальном хозяйстве городов. В 1973 году начали серийно выпускать тракторы с пятиде сятисильным мотором. Эта мо дернизация в масштабах стра ны дала дополнительно пол миллиона лошадиных сил. Эко номический эффект на каждый трактор составил около 400 рублей. При испытании модер низированного трактора оказа лось, что трансмиссия служит 6 тысяч часов до капитального ремонта. А по остальным тре бованиям машина еще не до тягивает до нужного уровня. Тогда и началась особенно упорная работа по повышению надежности всех узлов, по улучшению качества машины. Немалого удалось добиться. Шум в кабине сейчас в полто ра раза меньше, чем был пео- воначально. Но он все-таки значительно превышает норму. Однако в создании условий для работы тракториста мы не добились того, что положено. Вибрация кабины значительно уменьшилась за счет аморти зации и самой кабины и сиде нья. Но и тут нужно еще пора ботать. Трактористы правы в своих требованиях. Проведена определенная ра бота и по улучшению внешне го вида трактора. Только опять-таки и в этом еше не все недостатки устранены. Справедливы замечания меха низаторов. Вот речь шла о долговечности отдельных узлов. Одни имеют 6 тысяч часов ресурс, а другие выходят из строя значительно раньше. Так что работать есть над чем. Не достигнута еше взаимная увязка трактора с некоторыми сельскохозяйствениыми маши нами. Сейчас минские тракторо строители переходят на выпуск трактора АПЗ-80. А «проме жуток» между ним и менее мощными машинами предстоит восполнять ЛТЗ. Мы становим ся основными поставщиками машин класса 0,9 тонны. От сюда и возрастающая ответст венность. Вторая задача — улучшение условий труда трак ториста. Стоит задача повысить мощ ности Т-40 с 50 до 60 лошади ных сил. Сейчас два таких бо лее мощных трактора проходят заводские испытания. В целом работы по модернизации трак тора должны быть закончены в 1978 году. Вопрос: Что конкретно дела ется для усиления узлов тор мозов и муфты сцепления сей час? Ответ: Наши муфты уже ра ботают лучше. Мы увеличили их размерыуприменили более стойкий мат4риал, что подняло долговечность в полтора раза, хотя установленного ресурса еще не достигли. Испытываем новые материалы из металло керамики. Их применение дол жно повысить моторесурс и долговечность. Сейчас 30 тракторов, в которых исполь зована металлокерамика, про ходят проверку в нашей об ласти по линии «Сельхозтехни ки». Реплика В. М. КЛИШИНА: — Да, мы проводим обсле- давание новой конструкции муфты. Претензий никаких нет: она работает хорошо. К. Н. ВИНОГРАДОВ: — Что касается тормозов, то мы примерно в полтора ра за повышаем их долговечность за счет увеличения толщины тормозных накладок. Крнечно, и это не предел. А что касает ся лучшей блокировки Т-40 с прицепами, то проблема будет решена с вводом пневматиче ской системы. Подготовка на нашем заводе уже проводится. Задержка из-за комплектующих изделий, которые должны по ставлять Винницкий и другое заводы. Вопрос: Как практически внедряются на заводе ваши «задумки», как идеи воплоща ются в машины. Ответ: Здесь я вижу две стороны вопроса. Отношение нашего Министерства трак торного и сельскохозяйствен ного машиностроения к модер низации трактора Т-40 и осу ществление намеченного у себя на заводе. Была проведена большая р а бота по доведению до государ ственных испытаний трактора с новой кабиной. Это в 1973 го ду. Однако министерство не выделило ассигнований для перехода на выпуск этого трактора, и, если можно так сказать, «идея» по сути дела была зачеркнута. Из всей про граммы остались лишь некото рые вопросы повышения мощ ности трактора. И только в 1975 году было принято реше ние о работах по дальнейшей модернизации выпускаемого трактора. И, наконец, чтобы замыслы конструкторов воплощались в машины, нужна соответствую щая техническая база на заво де, строгое соблюдение техно логии, своевременное осуще ствление. намечаемых меропри ятий по новой технике. У нас, н у ж н о признать, не все наме чавшиеся на прошлое пятиле тие мероприятия, связанные с улучшением качества Т-40, внедрены. Нет еще стабильно сти технологических процес сов. С ло й нет, немало делается для управления качеством в процессе серийного производ ства. Но, на взгляд конструк торов, это управление должно быть эффективнее. — Одной из основных задач в борьбе за улучшение каче ства продукции технологи ЛТЗ считают проверку соблю дения технологических про цессов. — Так говорил на за седании заместитель главного технолога завода А. М. КУП ЦОВ. — К проверке привлека-.- центов продукции, а ются технологи цехов, отдела главного технолога, мастера участков, представители ОТК, Действует график по провер ке точности оборудования и оснастки. :Внедрено большое количество поточных, поточно- механизированных линий. С каждым годом повышается удельный вес автоматов, полу автоматов, специальных агре гатных станков. Количество указанного оборудования со ставляет 52 процента. Исполь зование передовых методов значительно сокращает расход металла, повышает прочность деталей, снижается их трудо емкость. Чувствовалось, что у заме стителя главного технолога об щее положение не вызывает беспокойства. Другое же спе циалисты ЛТЗ не согласились с мнением /г. Купцова о срав нительном благополучии в соблюдении технологической дисциплины, с оценкой состоя ния технической базы завода. Приемщик Всесоюзного объ единения «Сельхозтехника» на ЛТЗ А. Г. ПАНОВ прямо ска зал: — Технологическая дисцип лина на заводе недостаточно жесткая. При проверке обнару живается высокий процент от ступления от технологии. А ведь мелкие дефекты не фикси руются. Вошли в систему гру бейшие нарушения при сборке машин на конвейере. Несмотря на приказ директора, с конвей ера снимаются неукомплекто ванные машины. 14 июля, нап ример, на заводской площадке скопилось уже окрашенных, но некомплектных 578 машин. Плохо организована покраска. На сборочный конвейер идут опрунтованные, но ненокрешен ные тракторы. Подкраска же на главном конвейере ухудша ет качества, снижает произво дительность труда. Брак порождается штурмов щиной. Пока завод в первую декаду выпускает 18—20 про- в третью _ 45—50 процентов. Понятно, что при спешке не хватает кон тролеров, да и на сборку по сылают • случайных людей. Ка кое уж тут качество? В маши не очень много точек сварки, проверить их все контролерам невозможно. Здесь должна быть высокая дисциплина и ответственность рабочего. На предприятии крайне низ ка культура производства. Де тали хранятся навалом, заби ваются грязью, портятся. Бе- дева, то завод имел бы много решь для проверки годную де- рекламаций. таль, а она вся в заусеницах. И такую ставят на трактор. Не соблюдаются и технические требования по приемке трак торов. На заводе не подготов лена трасса для проверки всех механизмов и управления. На заседании с тревогой го ворилось о трудностях, связан ных с нехваткой оборудова ния, о большом проценте мо рально устаревших станков, о недостатке рабочей силы. Как рассчитывать на стро гое соблюдение чертежа, если нет необходимых контрольных приспособлений, если не хва тает оснастки, инструмента. В третьем тракторном цехе, на пример, особенно на участке трансмиссии, очень мало приспо соблений. У Липецкого трак торного есть филиал — завод специнструмента и технологи ческой оснастки, но работает он на многие предприятия, а свой головной завод не обеспечива ет в полной мере. На заседании было сделано предложение, чтобы филиал работал только на нужды ЛТЗ. Сегодня по требности завода уже выше, чем возможности филиала. А без инструмента и современной оснастки — качества не обес печить. Слово берет Е. А. МЕДВЕ ДЕВА. Она говорит о причи нах, затрудняющих борьбу за качество. В частности — о штурмовщине. Улучшению качества изделий меша ет неритмичность работы. Она характерна не только для ЛТЗ, но и для завода пуско вых двигателей. Бывает, что в день контролерам предъявля ют 40 деталей, а в конце меся ца — по 240. Это «тройная вы работка» не на пользу качест ву. На одном из совещаний в об- ластной «Сельхозтехнике» под нимался вопрос о блокировке двигателя с трактора, и было принято решение ввести ее. Од нако взамен блокировки раз работали новую инструкцию о запуске двигателя. Почему-то наша «Сельхозтехника» не ока залась требовательной до кон ца. К. Н. ВИНОГРАДОВ:— Сей час на тракторе новых образ цов мы пытаемся сделать бло кировку. Есть одна идея: мож но сделать в «пускаче» блоки ровку, можно на тракторе. Мы придем к конструкторам ваше го завода с этим предложени ем. В З А И М Н Ы Е Г А Р А Н Т И И И О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Г Л А З А М И К О Н Т Р О Л Е Р О В Оценивая деятельность от дела технического контроля ЛТЗ, А. Г. Панов отметил, что эта служба дисциплинирован ная, требовательная. Как за водские контролеры стоят на страже качества, рассказал на чальник ОТК П. И. ДОРОФЕ ЕВ. — Разработаны и действуют комплексные мероприятия по повышению качества продук ции. Основная работа отдела сосредоточена в управлении качеством на стадии серий ного производства. Мы про веряем соблюдение техно логии путем ежедневного ана лиза. Контролеры, мастера, начальники ОГК дают оценку непосредственно исполните лям в течение смены. Если об наружены отступления на том или , ином участке, делаем от метку, которая учитывается при подведении итогов сорев нования. Один из основных показателей работы того или иного исполнителя — это ко эффициент качества. О рекламациях. Их число за пятилетие снижено в 1,3 раза. Не в порядке похвальбы скажу: по количеству рекламаций в сравнении с другими заводами мы в числе лучших. В прошлом году на узлы, изготовленные на ЛТЗ, поступило 28 реклама ций, а всего 285, в том числе и по двигателю. За прошедшее полугодие по дефектам, допу щенным липецкими тракторо строителями, пришло двенад цать рекламаций, а всего на трактор — 132 рекламации. Цель — чтобы вообще не было рекламаций. На это направле на и работа контролеров О’ГК. Важное место в системе" уп равления занимает заводская аттестация. Отдел главного конструктора с отделом техни ческого контроля разработали план по деталям, узлам, кото рые подлежат аттестации. Вопрос: Какие претензии к «пускачам»? Ответ: В основном их нет. Но при транспортировке иногда трубы топливной системы гнут ся и появляется течь. Претен зии же у нас самые большие к поставщикам технологических и электротехнических изделий: резина некачественная, -часто электрооборудование выходит из строя. Есть замечания к коллективу Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. Правда, после того, как руко водителей предприятия за вы пуск продукции плохого каче ства привлекли к судебной от ветственности, изделия стали намного лучше. И все-таки из-за неправильной транспортировки гидроцилиндры Ц-90 портятся. Во время испытаний случаются обрывы штока цилиндра. Имеет место течь и большая усадка. Представитель лаборатории Госнадзора Гостандарта СССР и. я. элиович отметил, что строгие санкции, принятые к руководителям Елецкого за вода тракторных гидроагрега тов, возымели положительное действие, и все-таки нужен еще и еще раз контроль за их ци линдрами. Что касается дру гого поставщика ЛТЗ — Ча- плыпшекого завода агрегатов, там в целом дела с качеством масляных и топливных фильт ров обстоят благополучно. Го воря о Липецком тракторном Заводе, т. Элиович признал, что коллектив его провел много ме роприятий, направленных на повышение качества машин. Улучшилось соблюдение требо ваний технологии и стандартов. — Здесь говорили о выполне. нни требований по ресурсу трактора. Ясно, что поднять его можно только при строжайшем соблюдении самой технологи ческой дисциплины и выполне нии требований ГОСТа. К со жалению, при внедрении всех ныне действующих 33 госстан дартов наблюдалась неоргани зованность, десять ГОСТов внедрены несвоевременно, а пять вообще еще остались не- внедренными. Затянули тракторозаводцы и с внутризаводской аттеста цией своей продукции. Пока они все еще готовятся к ней. На заводе еще высок брак. Не достаточно оснащены измери тельными инструментами, ос насткой и другой техникой тракторные цехи № 1 и № 3 . Много нарушений технологии. Неритмичность сборки и сдачи машин на контроль очень за трудняет работу, порождает брак. Нужно высказать замечания в адрес завода пусковых двига телей, который поставляет для тракторов «пускачи». Там низ ко качество выпускаемых дета лей. Плохо с подготовкой по верхности под окраску. Наша проверка показала, что многие детали не соответствуют тре бованиям чертежей по геомет рическим параметрам. Это сказывается на качестве двигателя. Старые ошибки по вторяются, отклонения растут. Пока наша лаборатория реши ла воздержаться от санкций, но они неизбежны, если положе ние не будет исправлено. Если бы не такой, очень требователь ный, дотошный приемщик Все союзного объединения «Сель хозтехника», как Е, А. Медве- В создании трактора участ вуют тысячи людей, многие предприятия. Надежность его работы, долговечность зависит от многих факторов. От того, как смежники гарантируют друг другу качество изделий, от ответственности и тех, кто из готовляет, и тех, кто эксплуа тирует машину. О том, как организовано на ЛТЗ соревнование за качество, как используются материаль ные стимулы, говорил на сове щании и. о. начальника отде л а -организации труда и зарп латы завода В. П. РЖЕВУ- СКИЙ. — Все конструктивные, тех нологические изменения, — ска зал он, — проводят в жизнь люди. От материальной заинте ресованности исполнителей в улучшении качества продукции, во внедрении новых технологи ческих процессов зависит мно гое. Поэтому мы этому вопро су придаем большое значение. И не случайно в нашей систе ме управления качеством ма териальному стимулу отведено особое место. У нас разработа на система материального по ощрения за качество выпускае мой продукции. 97,8 процента рабочих находятся на сдельно премиальной оплате. Оценка за качество влияет на размер пре миальных. Введено премирова ние и работников ОТК в зави симости от качества контроля. Есть материальный сти мул и для ИТР — им премия начисляется в зависи мости от коэффициента качест ва. За каждую операцию, вы полненную с нарушением, за рекламацию, за увеличение по терь от брака, за сдачу про дукции без отметки о приемке ОТК, за невыполнение графи ка, за плохие результаты про верки оборудования на техно логическую точность, за низ кую культуру производства —* за все это снижается коэффи циент качества. Введены и ин дивидуальные показатели по качеству продукции для ко мандиров производства, руко водства. Мы пытаемся у себя разработать коэффициент и положение о премировании за качество труда технологов, нор мировщиков, экономистов. Действуют новые условия со ревнований, в которых при оценке работы учитывается ко эффициент качества. Введены условия соревнования за зва ние бригады, смены, участка «высокого качества труда». По бедителей опять-таки определя ем по коэффициенту качества работы. Словом, во всем глав ное условие — качество про дукции и труда. Все больший размах получа ет соревнование под девизом: «Пятилетке качества — рабо чую гарантию!» Это соревно вание предполагает повышение ответственности каждого за свой труд, ответственность пе ред товарищем, смежником. На совещании немало при водилось примеров, когда этой ответственности не хвата ет. Так, начальник бюро коопе рации завода пусковых Двига телей В. М. БАРАБАНОВ обратил внимание на то, что Липецкий тракторный сам под водит своих поставщиков, сры вая выполнение плана по коо перации, давая металл плохого качества. В частности, завод пусковых двигателей, как пра вило, несвоевременно получает детали по кооперации. Очень подводят тракторостроители и елецких агрегатчиков, кстати сказать, своих же поставщи ков. Система управления качест вом, как известно, охватывает и такую стадию, как эксплуата ция. А здесь далеко не все благополучно. Участники засе дания говорили о низкой^куль туре эксплуатации машин, не соблюдении сроков и объемов технического ухода, о плохом качестве ремонта в специализи рованных организациях «Сель хозтехники». Тракторы хранят ся чаще всего под открытым небом, из-за чего быстрее выхо дят из строя. — Качество ремонта тракто ров в объединениях «Сельхоз техники» не выдерживает ника кой критики, — заметил т. Эли ович. — Мы проверяли Чернавское отделение «Сель хозтехники». Положение там тревожное. К сожалению, к нашим сигналам о крайне плохом хранении тракторов местные партийные и советские органы не всегда относятся с должным пониманием- Приводились факты безоб разного ремонта тракторов в Трубетчинском отделении «Сельхозтехники». После их «ремонта» трактористам прихо дится снова перебирать узлы, чистить и промывать их, сос кабливать краску, масло. Поднимался вопрос и о не обходимости улучшить обуче ние трактористов, ибо техника требует знаний. Главный инженер Грязив- ского районного объединения «Сельхозтехника» В. Я. ГОВСЬ РУНЕЦ сказал: — У нас не хватает Тракто ристов. Учебные заведения го товят их недостаточно. Для нас, например, механизаторов обучает Октябрьское ОПТУ. Ему надо улучшать теоретиче скую подготовку своих учени ков. Пока нас больше устраивает трактор «с пускачом». Если машина с аккумулятором стоит под открытым небом, как у нас, то она долго не прослу жит. А чуть похолодает ее не завести. Нужны, конечно, утеп ленные гаражи и условия для нормального технического ухо да. Я согласен с мнением то варищей, что сельскохозяйст венная техника должна быть и современной и высокоэффек тивной, но простой, надежной в обслуживании и эксплуата ции. Мысли, предложения участ ников «круглого стола» своди лись к оДному: сделать все, чтобы трактор с маркой ЛТЗ был лучше, надежнее, долго вечнее, удобнее в работе у ме ханизаторов. Материал с заседания «круглого стола» подготовила Г. ШЕВЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz