Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

ПАРТИЙНОЕ ВНИ МАН ИЕ ШКОЛЬ­ НЫ М ПРОБЛЕМАМ СЕГОДНЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩ ИТЫ ДЕТЕЙ ПИОНЕРСКОЕ ЛЕТО В ГОРОДЕ РАССКАЗ ОБ УЧИТЕЛЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Д Е Л О П А Р Т И Й Н О Е На XXV съ езде КПСС пр ед­ ставит ели пр осв ещенцев стра­ н ы с гордостью заявили, что задани е ленин ской партии о п ерех о де к среднему вс еобучу в основном в ып олн ен о. Прош едшая пятилетка вне сла за метные перемены в шк ольную статистику и индустриального Ли пецка. Свыше 98 пр оц ент ов учащихся, окончивших вос ем ь классов в 1975 году, продолжа­ ют учиться в различн ых ср ед­ них учебных заведени­ ях. За г од ы пятилетки среднее об разован ие п олучцди бол ее 18 т ы сяч ч ел ов ек. Эта на 25 пр о­ цент ов больш е, чем в в осьмой пятил етке. П очти в 2,5 раза сократилось число второгодни­ ков, а в большинств е шк ол второгоднич ест во ликвидиро­ вано вообщ е. Б ольшая работа в ист екшем пятилетии пр ов едена п о укр еп­ лению материал ьно- техниче ской ба зы шк ол. За это вр емя воз­ веден о 8 школ на 9 т ы сяч м е ст. За парт ы в н ов ых зданиях с ел каждый вт орой уч еник города. На создан ие учебных кабине­ т ов, оснащ ение их техниче скими средст вами обуч ения, уче бно- наглядн ыми пособиями израс­ ходовано бол ее милли она руб­ л ей. Все шко л ы перешли на ка­ бинетную сист ему обуч ения. П робл емы среднего вс еоб уча постоянно находятся в пол е зрения партийных организаций наш ег о города. На пленумах н за с еданиях бю ро горкома пар­ тии анализируются вопро­ с ы подготовки и воспитания достойной см ены р абочего клас­ са, улучшения тр удового обу­ ч ения учащих ся, обо бщается опыт работы школ по кабинет­ ной Системе. Партийная прослойка ср еди ра ботников народного образо­ вания сегодня со ставляет 28 проц ент ов. В нас тоящее время во всех школах действуют пар­ тийные организации. Примером активного влияния на учебно-воспитательный про­ цесс, создание атмосферы от­ ветственности учителей за ре­ зультаты своего труда является работа партийной организации средней школы № 51. Ее педа­ гогический коллектив первым в городе поддержал инициативу московских педагогов. На пар­ тийных собраниях здесь м-ожнс/ всегда услышать ценные пред­ ложения по повышению эффек­ тивности обучения и коммуни­ стического воспитания учащих­ ся, резкую, но справедливую критику недостатков. Глубокое проникновение во все звенья школьной жизни, квалифицированный подход к решению повседневных задач положительно влияют на учеб­ но-воспитательный процесс. В школе постоянно повышается качество знаний учащихся, 38 процентов из них учатся без троек. Все восьмиклассники по­ лучают среднее образование. К сожалению, не все школь­ ные парторганизации, педаго­ гические коллективы полностью используют свои воспитатель­ ные возможности. В ряде школ еще незначительная часть школьников учится без троек. На одном из совещаний город­ ского актива резкой критике подвергся Левобережный рай­ он, в школах которого только 34 процента учащихся учились на «хорошо» и «отлично’». Се­ годня надо отметить, что пар­ тийные организации, районный отдел народного образования, заметно улучшили постановку' учебно-воспитательного процес­ са в школах. В третьей учеб­ ной четверти в числе «хороши­ стов» и «отличников» насчиты­ валось уже более сорока про­ центов. _ '• В нынешнем пятилетии по­ вышается роль школ работаю­ щей молодежи, в которых обу­ чается около 7 тысяч человек. В городе ежегодно выполняет­ ся план набора учащихся в школы этого типа, уменьшается отсев, растет успеваемость. За годы прошедшей пятилетки вы­ пуск из них составил ©коле/ 5,5 тыс. человек. Улучшается сотрудничество с трудовыми коллективами предприятий и организаций. Примером могут служить контакты завода «Свободный сокол» н школы рабочей молодежи № 4. В от­ деле кадров и по каждому це­ ху этого предприятия разрабо­ таны планы по вовлечению мо­ лодежи в школу. За их реали­ зацией осуществляется посто­ янный контроль. Вместе с тем недостатков в обучении молодых рабочих еще много. Велик отсев. По итогам первого полугодия он составил п а городу более 11 процентов, а в школах Лево- бережного района—свыше 15 процентов. Вызывает тревогу , низкая посещаемость занятий учащимися, их качество знаний. В ряде вечерних школ слабо поставлена воспитательная ра­ бота. Эти издержки объясняются недостаточным вниманием х повышению общеобразователь­ ного уровня молодежи со сто­ роны горисполкома и райиспол-г комов, партийных организаций предприятий и строек. Напри­ мер, в партийных комитетах заводов Новолипецкого метал­ лургического, тракторного, тре­ ста «Лилецкстрой» и других принимаемые решения по этому вопросу «повисают в воздухе». Они не подкрепляются соответ­ ствующей организаторской работой в трудовых коллекти­ вах. Не преодолено еще фор­ мально-бюрократическое от­ ношение некоторых хозяйствен­ ных руководителей к этим про­ блемам. В школах города накоплен опыт воспитания учащихся на примере героической жизни н деятельности В. И. Ленина. В период подготовки к праздно­ ванию 30-летия Великой Побе­ ды дальнейшее развитие полу­ чили военно-патриотическое и интернациональное воспитание. В настоящее время в школах имеется 12 музеев боевой и трудовой славы, 4 краеведче­ ских музея, 22 ленинских зала. Все это используется в учебно- воспитательном процессе. Ши­ рокое применение находят та­ кие формы внеклассной работы, как ленинские уроки, ленинский зачет, предметные кружки и политические клубы. Во мйогих школах эта рабо­ та поставлена на должный уро­ вень. Но существуют еще и не­ решенные проблемы. Одной из них является проблема свобод­ ного времени учащихся. Дело тут не в количестве мероприя­ тий, а в том,чтобы постоянно и целенаправленно вовлекать де­ тей и подростков в клубы и кружки п-о интересам, приоб­ щать их к общественно полез­ ному труду, спорту. Необходим, как отмечалось на съезде, «комплексный подход к поста­ новке всего дела воспитания». За годы девятой пятилетки партийные органы усилили вни­ мание к подбору и идейно-по­ литическому воспитанию педа­ гогических кадров. Достаточно сказать, что в школах работают более 350 заслуженных учите­ лей и отличников народного образования. В настоящее вре­ мя педагогический отряд горо­ да насчитывает более 2,5 тысячи работников просвещения. Среди них немало подлинных масте­ ров своего дела, отдающих обучению и воспитанию молоде­ жи все свои знания и опыт, по­ стоянно ищущих пути к серд­ цам воспитанников. К их числу относятся'” Анна Дмитриевна Цимбалистг—учительница сред­ ней школы № 3, Татьяна Федо­ ровна Лаврова — учительница средней школы № 46, Клавдия Федоровна Василенко — заме­ ститель директора средней школы № 43, Ольга Ивановна Гринева — директор средней школы № 5 и многие другие. Абсолютнее большинство учителей с высоким чувством ответственности трудятся твор­ чески и плодотворно, ведут большую массовошолитическую работу по укреплению союза школы, семьи и общественности. Свыше сорока учителей нашего города — депутаты городского и районных Советов депутатов трудящихся. Многие избраны в партийные, профсоюзные и комсомольские органы, почти каждый третий пропагандист—• учитель. Около полутора тысяч педагогов — члены общества «Знание». Однако сложные и ответст­ венные задачи нынешнего эта­ па развития советской школы предъявляют к учительству новые, более высокие требова­ ния. О необходимости дальней­ шего улучшения подготовки, преподавателей прямо говорит­ ся в решении XXV съезда пар­ тии. На это нацеливает нас и постановление ЦК КПСС «О работе по подбору и воспита­ нию идеологических кадров в партийной организации Бело­ руссии». Органы народного образова­ ния допускают еще поспешность при выдвижении на руководя­ щие должности в школах, глу­ боко не изучив деловые и по­ литические качества рекомен­ дуемых. В результате допу­ скается их частая смена, осо­ бенно организаторов внекласс­ ной и внешкольной работы. В целом по городу, например, за прошедшие два года их смени­ лось около двадцати человек. Мало внимания в педагогиче­ ских коллективах уделяется распространению движения содружества опытных и моло­ дых педагогов. В современных условиях по­ вышается ответственность школьных партийных организа­ ций за состояние политической учебы, повышение эффективно­ сти занятий в теоретических семинарах. Следует расширить охват учителей учебой в уни­ верситете марксизма-лениниз­ ма. В настоящее время эта форма учебы используется крайне слабо. Всего лишь 30 учителей посещают в нем заня­ тия. Рассматривая школьное об­ разование как один из важней­ ших участков работы, партий­ ные органы должны многое сделать по организационному укреплению школьных партор­ ганизаций, усилению их влия­ ния на учебно-воспитательный процесс. Пока еще некоторые из них малочисленны, мало в них молодых коммунистов, и, есте­ ственно, оми не могут оказать должного влияния на деятель­ ность комсомольских и пионер­ ских организаций, всего педа­ гогического коллектива. Сейчас в партийных органи­ зациях, педагогических коллек­ тивах учебных заведений идет широкое обсуждение материа­ лов XXV съезда КПСС. Наряду с этим необходимо обеспечить глубокое изучение его решений учащимися, используя в этих целях уроки общественных и специальных дисциплин, все формы внеклассной работы. Вложить в это благородное де­ ло все свои знания, все умение убеждать, всю силу души—та­ ково требование партии, почет­ ный долг каждого педагогиче­ ского работника. в . МОЛОД Ц ОВ , инструктор Липецкого горкома партии. НАЙТИ К АК-ТО УЖ так вышло. Может быть, сыграло свою роль то, что техни­ кум не за горами, за долами, а рядом, в родном селе. Может быть, просто сель­ ский конюх Иосиф Копенкин с малых лет своих детей в ло­ шадей, что называется, «влю­ бил». Так или иначе, но все его сыновья и дочери поступали учиться именно в Конь-Коло- дезский сельскохозяйственный техникум. Особенно порадова­ ли старого крестьянина сыно­ вья. Старший, Борис, сейчас ра­ ботает главным зоотехником в совхозе «Отрада» Добринского района, на племзаводе с давней славой. А младший — здесь, в родном селе. И пусть он вроде бы и «ушел чуток в сторону», как скажет иногда отец, но гор­ диться ему есть чем. ...На столе под стеклом — две групповые фотографии. Два выпуска прошлых лет. Скоро прибавится к ним еще одна. Разъедется по стране нынешний четвертый курс, его спецгруппа. Те самые парни и девчата, от которых я получи­ ла простое и взволнованное ■шсьмо: у «Хочется выразить благодар­ ность преподавателям, давшим нам специальность. А особенно велика она нашему классному руководителю — Анатолию Иосифовичу Копенкину»... В маленьком кабинетике, ка­ ким-то чудом втиснувшемся между просторными аудитория­ ми и лабораториями, стены увешаны множеством мудре­ ных таблиц. И книги — сплош­ ная латынь, и стопки дневни­ ков студенческой практики... Грустно мне с ними рас­ ставаться. Четыре года вместе. Но не только поэтому. Просто, понимаете... Повезло мне на ребят. Серьезные, ищущие. Он говорит мне все это, а я с тушаю и думаю: «Вот и разби­ райся тут, кому повезло: пре­ подавателю на учащихся или учащимся на преподавателя, как они считают». И снова ви­ жу мысленно строчки письма. И думаю, что, конечно, все вы­ шло не случайно......... Едва стали учащимися — приказ: всем классов выехать на сельхозработы в Елецкий район, в совхоз «Ключ жизни». Уехали почти незнакомыми: двадцать восемь учащихся и Анатолий Иосифович Копен­ кин. И пробыли недолго, а вернулись друзьями. Тогда-то и сказал кто-то из учащихся: «Повезло». И все согласились: с классным, кажется, и вправду повезло. А ему тогда, кстати, было ох как нелегко. Казалось, и опыт уже есть определенный, и знаний багаж солидный — по­ зади факультеты ветеринарный — Воронежского сельхозинсти­ тута, педагогический — Всесо­ юзной ветеринарной академии имени Скрябина, почти десять лет работы в техникуме. Но спецгруппа отличалась от ос­ тальных. Народ в нее пришел зрелый, все — со средним, многие парни после службы в армии. Такие не потерпят и не захотят «заигрываний». Да он, собственно, и сам бы их не по­ терпел. Он сумел стать в глазах ре­ бят не только хорошим препо­ давателем, требовательным классным руководителем. Дру­ гом сумел стать, наставником. Там, на уборке, он постоянно был рядом — свой, близкий. Работал наравне со всеми, а вечером, в часы отдыха, пред­ лагал: «Споем?». И девчонки в темноте молча сжимали в вол­ нении руки друг другу: они и сейчас готовы поклясться, что никогда не слышали голоса красивее. Но сейчас-то они уже знают: не они одни восхищают­ ся. Анатолий Иосифович, не­ смотря на загруженность рабо­ той, заядлый участник художе­ ственной самодеятельности, не раз отмечался на районных и областных смотрах. Конечно, они, его ребята, не знали, сколько трудных минут и часов, порою мучительных раздумий стоила ему повсе­ дневная работа классного ру­ ководителя, воспитателя. Никаких «осложнений» у уча­ щегося, одного из самых силь­ ных в группе, вроде бы не предвиделось. В техникум по­ ступил не по воле случая — профессию выбрал всерьез. Ушел на службу в армию, вновь вернулся по ее оконча­ нии в студенческую семью. С хорошей, завидной жадностью накинулся на учебники. Но од­ нажды на одной из лекций пре­ подаватель заметил: странно ве­ дет себя парень. Мелькнула до­ гадка: пьян? В перерыве осто­ рожно попытался заговорить на эту тему. Парень изобразил на лице изумление: — Ну, что Вы, Анатолий Иосифович! Просто у меня раз­ говор крупный был, возбужде­ ние не прошло... Однако через несколько дней «возбуждение» повторилось. Парень не хулиганил, не совер­ шал пока ничего «чрезвычай­ ного», но — пил. Пил втихо­ молку, стыдясь, может быть, самого себя, и это было еще страшнее. Где следовало искать выход, какой выбирать путь? Прибе­ гать к помощи администрации? Некоторые его коллеги уже на­ мекали: хочется, мол, тебе лишних хлопот, не проще ли пойти по проторенному пути? Но он-то знал: «проторенный путь» может закончиться исклю­ чением парня из техникума и не очень верил в воспитатель­ ную силу подобного. Помочь — не поможет, а вот что дальше парня вниз, под откос подтолк­ нет — это точно. Он не знал тогда, правы или не правы дающие советы -и на­ мекавшие ему на возможность «педагогической ошибки», на то, что он, возможно, переоце­ нивает свои силы. Но он знал одно — отдавать парня без борьбы не может. Всеми спосо­ бами старался добиться мак­ симального сближения с ним. И не достигал результата. Па­ рень слушал его, соглашался, даже давал «мужское слово»— и снова срывался. Тогда он ре­ шил... Ему было известно: юноша очень дорожит мнением мате­ ри. И классный руководитель сел за письмо: «Очень хотелось бы Вас увидеть, поговорить». На его счастье она оказалась умной и твердой. Приехала сразу же и пошла первым де­ лом не к сыну, не к директору техникума, а к Анатолию Иоси­ фовичу. Они долго говорили потом вечером у него дома — втроем: педагог, мать и сын. Никто ничего не узнал об этом разговоре, но, видно, дошел до сердца парня, заставил по-ино­ му взглянуть на себя. Парень сдержал слово. Сей­ час он заканчивает техникум, кстати, с отличными оценками. У них идут последние дни занятий. Последние часы сидят они на фармакологии и патоло­ гической анатомии, слушают Анатолия Иосифовича. Пред­ меты эти, едва ли не самые ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕР Ь - В М И К Р О Р А Й О Н Е Каждый год 1 июня — Международный день защиты детей — люди всех наций отмечают как особый праздник. И это понятно. Рядом со словом «дети» всегда стоят другие — близкие и дорогие каждому: «будущее», «мир», «счастье». Мы по праву гордимся теми большими достижениями, ко­ торые обеспечивают счастливое детство маленьких граждан Страны Советов. От первого шага малыша до зрелости забо­ тится, как мать, о них Отчизна. 1 июня — это и начало долгожданных детворой летних ка­ никул. О том, чтобы ребята провели их с пользой, интересно, увлекательно уже позаботились — в этот день в самых жи­ вописных местах области откроются десятки пионерских ла­ герей, которые примут тысячи мальчишек и девчонок. Ну, а те, кто остается в городе, — как позаботились о них! С п я т и к л а с с н и к О м Игорем Фадеевым мы встретились на перемене в школе. Разговор зашел о том, как он думает отдыхать ле­ том. Мальчик сразу стал вспо­ минать дни, проведенные им прошлым летом в пионерском лагере при средней школе № 4 Липецка. Особенно ему запом­ нились «День леса», читатель­ ские конференции по любимым книгам, экскурсия по городу, купание в реке Воронеж, кон­ курс талантов.» —- Я и в этом году пойду в такой лагерь, — говорит маль­ чик. — Буду в пем две смены, а в августе поеду в загород­ ный... И уже, как взрослый, добавил: — Об этом у нас с папой твердый договор.- Начальник городского пио­ нерского лагеря учительница В. П. Варварина знакомит с планом его работы в первую смену. Он охватывает все стороны воспитательной работы с детьми в дни летних каникул. В плане предусмотрены полит­ информации, встреча с делега­ том XXV съезда КПСС, сборы отрядов «Партия — наш руле­ вой», пионерский костер на те­ му «Мы делу партии и Лени­ на верны», беседы «Бери с ком­ мунистов пример», «Цена од­ ной минуты», экскурсии в лес с целью сбора и изучения ле­ карственных трав, военизиро­ ванная игра и многое другое. Средняя школа № 4 и вось- милетияя № 35 расположены в одном здания. Руководителя их решили создать для учащихся этих школ один городской пио­ нерский лагерь. В нем за лето отдохнет 300 детей (по сто че­ ловек в каждой смене). По­ добраны и утверждены началь­ ники смен, воспитатели. Боль­ шинство из них имеет опыт работы в пионерских лагерях. В организации городского пи­ онерского лагеря при этих шко­ лах активную помощь оказы­ вают шефы листопрокатного цеха № 1 и коксохимпроизвод- ства Новолипецкого металлур­ гического завода. Они сейчас ремонтируют ограду школьного двора, оформляют детскую и спортивную площадки, обору­ дуют купальню на пляже. Зав­ ком профсоюза выделил лаге­ рю сто раскладушек с постель­ ными принадлежностями. Микрорайон школы — и ле­ том центр воспитательной ра­ боты с детьми по месту жи­ тельства. Поэтому успех этой работы во многом зависит от деятельности культурно-про­ светительных учреждений и пи­ онерских комнат жилищно-эк­ сплуатационных контор. Нуж­ но сказать, что школам № 4 и № 35 в этом отношении повезло. Во Дворце культуры металлур­ гов будет продолжаться работа клубов «Звездочка», «Смена», «Юность», детского кинотеатра «Радуга», лектория «Закон и дети». Во время каникул сос­ тоятся тематические праздники «Пусть всегда будет солнце!», «Детям плэиеты —■счастливое детство», краеведческие экскур­ сии в Краснодоп, Ленинград, Севастополь, на Галичью го­ ру, походы по родному краю. Технические кружки — юных фотографов, киномехаников, ра­ диотехнический, «Умелые ру­ ки», «Мягкая игрушка», ки­ бернетический, радиооперато­ ров продолжат работу на базе пионерских комнат, а пионер­ ский ансамбль песни и пляски и детский духовой оркестр — на базе загородного пионерско­ го лагеря «Лесная республика». Готовится к летним канику­ лам школьников и пионерская комната ЖЭКа № 3 Новоли­ пецкого металлургического за­ вода, которая обслуживает в основном учащихся средней школы № 4. Здесь уже седь­ мой год работает педагогом- организатором В. Н. Зотова. По опыту прошлых лет она организует пионерский отряд по месту жительства из 60 ре­ бят. До открытия городского пи­ онерского лагеря при школах № 4 и № 35 остались считанные дни. Конечно, сделано пока не все. В дни, когда я знакомил­ ся с организацией этого пио­ нерлагеря, в школе № 4 меня заверили, что вопрос с питани­ ем ребят решен. Оно будет двухразовым (завтрак и обед) стоимостью один рубль в день. Причем родители ничего не платят. Обеспечит питанием детей ресторан «Металлург». Встречаюсь с директором рес­ торана Е. С. Бордозно. Она го­ ворит: — Вы первый, кто пришел ко мне по вопросу питания детей. А ведь, наверное, об этом следовало побеспокоиться не в последние дни перед открыти­ ем лагеря. И еще одно замечание. Про­ сматривая планы воспитатель­ ной работы с детьми на лето в городском пионерлагере, во Дворце культуры, в пионерской комнате ЖЭКа, невольно об­ ращаешь внимание на то, что они не скоординированы. Нуж­ на более тесная взаимосвязь. П. КА Ш М ЕНСКИЙ , заведующий нештатным отделом школ «Ленинского знамени». Л ИПЕЦКИЙ мясокомби­ нат — большое и слож­ ное предприятие. За последние .годы его производ­ ство значительно расшири­ лось, более совершенным стало оборудование. Этот процесс, в свою очередь, повлек и повыше­ ние требований к знаниям рабо­ чих. Общественными организация­ ми, администрацией был постав­ лен перед районным отделом народного образования вопрос об организации на территории предприятия девятого и десято- У ЧЕБ Н Ы Й Ц Е Х К ОМ БИ Н А ТА го класса общеобразовательной школы. В этом была своя ло­ гика. В цехах комбината тру­ дится много молодежи. Для того’, чтобы обеспечить моло­ дым рабочим дальнейшее обу­ чение, избрали заочную форму. Для школы были выделены, отремонтированы н оборудова­ ны учебные комнаты, приобре­ тены пособия, библиотека- 67 молодых рабочих сели с сен­ тября прошлого года за учебные парты. Два раза в неделю ква­ лифицированные учителя Ф. Я« Романников, Т. А. Шипултша, А. С. Бабайцева и другие дают им консультации по основным вопросам учебных программ. Нелегко сочетать работу с учебой. Были случаи, когда не­ которые учащиеся, запустив занятия, поддались слабости, решили оставить школу. Млс/гое сделали для того, чтобы оггн поверили в собственные силы, наставники молодежи — брига­ диры В. П. Брызгалова, В. И. Суворова, председатели цехко­ ма Г. И. Кирсанова, заводского комитета Л. С. Ремизова. Мно­ гие стали лучшими не только в труде, но и в учебе. Это чле­ ны бригады коммунистического труда Н. Борщова, Л. Хороши­ лова, 3. Манаенкова, В. Транв- на и другие. К. ТАРАСОВА, заведующая учебной частью областной заочной школы. ] 1 ИЮНЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Детский сад № 10 — одно из старейших дет­ ских учреждений в поселке липецких тракторо­ строителей. Малышам здесь хорошо, как в родном доме. Об этом позаботились работники детсада. «Свыше тридцати лет трудятся в кол­ лективе повар П. АГ Гончарова, няни М. Н. Подкопаева, А. И. Вереникина, А. Т. Кошелева, несколько лет -г воспитатели Л. Д. Новикова, А. В. Зайцева, 3. В. Савилова и другие. На снимке: до чего интересно сделать что- нибудь самому из пластилина! Оценит работу воспитательница М. А. Гугнина. Фото В. Финогипа. СЕБЯ трудные в техникуме, для них—• самые любимые. Я видела его класс на занятиях. Белоснеж­ ные накрахмаленные халаты, такие же колпачки — прямо аудитория какой-нибудь науч­ ной лаборатории. И еще поражает в его группе культура взаимоотношений. И это тоже исходит от него. Он— сын крестьянина, интеллигент, так сказать, в первом поколе­ нии. Но интеллигентность эта очень высокая. Большая внут­ ренняя культура педагога дис­ циплинирует учащихся, застав­ ляет их быть требовательнее к себе, внимательнее к другим. Я вдруг спохватываюсь: а ведь я ничего, наверное, не ска­ зала здесь о главном — о не­ посредственном преподаватель­ ском мастерстве Копенкина. Но об этом лучше всего говорят итоги недавно проведенной об­ ластной комплексной проверки. Ею работа педагога была оце­ нена высоким баллом, а опыт его признан достойным самого широкого распространения. И больше всего рада этому главная его наставница, нынеш- няя заведующая заочным от­ делением техникума Александ­ ра Ивановна Уланова. Она помнит, как много лет назад сидел у нее на уроках учащийся техникума Анатолий Копенкин. Она знает, что после он был лучшим студентом института. Его настойчиво оставляли в аспирантуре. Но он избрал не теорию, а практику. Александ­ ра Ивановна придирчиво сле­ дила за первыми его шагами на преподавательском попри­ ще. Ходила к нему на уроки и после, в разговорах наедине, нещадно громила их, повергая начинающего педагога в мрач­ ное уныние и заставляя его тем Очерк самым подолгу сидеть за спе­ циальной литературой, А по­ том наступил день, когда, взглянув после очередного по­ сещения на приунывшего Ана­ толия, она рассмеялась и ска­ зала: — А разноса не будет. Те­ перь к тебе на урок может ид­ ти кто угодно. Все в порядке. И тут же предупредила: . — Только не обольщайся^ этим. Педагог, когда он пере стает учиться, перестает быть педагогом. И эти слова стали жизнен­ ным кредо Анатолия. Одна из учащихся как-то охарактеризовала его весьма своеобразно: — Он — как радуга. Все цве­ та в нем есть. Она верно сказала, эта де вушка, которая скоро дипломи­ рованным специалистом придет на работу в колхоз или совхоз, нынешняя выпускница ветери­ нарного отделения Конь-Коло- дезского совхоза-техникума. И я не найду характеристики лучше. Как в радуге — все цвета солнечного спектра, так в нем — те главные качества, которые необходимы педагогу: и строгая, порой даже педан­ тичная требовательность к ре­ бятам и великая способность понимать, н просто человече­ ская доброта, которая, как из­ вестно, ценится превыше всего. И когда уезжают по направ­ лениям во все концы страны его выпускники, они увозят в себе кусочки светлой этой ра­ дуги... 3. ХАРЛАМОВА. Хлевенский район. У Л Ы Б К А М А ЛЫШЕ Й Как легко жилось бы псом на свет*, Если б войн нигде не знали дети. Чтоб спокойны зе судьбу детей Были бы седоща у матерей. Чтоб о п т снарядов н пожарищ Перестали > угрожать Кто б ты ни быв», дорогой товарищ. Мы с тобой перед детьми в ответе] Отстоим покой ребячий грудью, Не позволим вражеским ' орудьям Потревожить детский мирный сон. Пусть всегда покоен будет ои. И пускай па нашей всей планете По утрем встают с улыбкой дети, И несется песня вдаль и вширь, Прославляя во всем * мире—мир] А. ТУМАРОВСКАЯ. И ТАК БЫ ВАЕТ З А Р И С О В К И С Н А Т У Р Ы В А Р Е Ж К И На дворе слякотно. Колючий ноябрьский ветер прониэывеет насквозь. По дороге в коро­ тенькой шубке м заляпанных грязью ботинках идет девочка лет четырех. Она всхлипывает. Навстречу девочке бежит, не разбирая дороги, шестилетний Вовка. Щеки его горят, серые глаза озорно блестят. Пальто нараспашку, шапка сдвинута на затылок. Увидев плачущую де­ вочку, Вовка остановился. — Ты чего хнычешь, обидел кто? Девочка доверчиво смотрит на незнакомого мальчика и по­ казывает ему мокрые руки. — Упала в грязь? — Да- — А куда ты идешь? — К маме. — Ну не плачь,—успокаивает девочку Вовка. — Руки замерзли,—жалуется малышка и начинает сильнее шмыгать носом. — Сейчас согреем твои руки, —обещает Вовка. Вытерев полой своего паль­ то руки девочки, мальчик про­ тянул ей варежки. — Возьми, моим рукам и без варежек жарко, — сказал Вов­ ка. Девочка, натянула варежки, перестала плакать. На ее личи- ве засветилась радостная улыб­ ке. П О С Л Е Л И В Н Я Врвка, прижав свой курносый нос к оконному стеклу, смотрит на улицу. Там шумит ливень. За белесой пеленой дождя скрылись дома, деревья. Но вот туча ушла, выглянуло солн­ це, и все крутом засверкало, заискрилось. На ветках клена, что растет у нас под окном, гирляндами по­ висли дождевые капли. На солнце капли сверкают, словно жемчужины. Вдруг откуда-то появился во­ робей. Он сел на ветку и стал одну за другой подбирать кап­ ли. Пьет и от удовольствия за­ крывает глаза. Вовка причмок­ нул языком и сказал: — Здорово! — Что здорово? — спраши­ ваю его. — Посмотри, как пьет воро­ бей, наверное, вкусно. Не раздумывая, в одной ру­ башонке, Вовка выскочил на улицу, спугнул воробья и при­ нялся слизывать с веток дож­ девые капли. Дерево обрызга­ ло мальчика, а он даже не за­ метил этого. — Я пью солнце!—кричит он. С . БЕ З Л ЕПКИН. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz