Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

ВЫРАСТИМ ДОСТОЙНУЮ РАБОЧУЮ СМЕНУ С о б л а с т н о г о с о б р а н и я а к т и в а р а б о т н и к о в п р о ф е с с и о н а л ь н о - т е х н и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я Как уже сообщалось » газета «Ленинское знамя», в Ли­ пецке состоялся областной актив работников профессиональ­ но-технического образования. Его участники обсудили вопрбс о задачах работников профессиональйо-Технического обра­ зования в свете решений XXV съезда КПСС. С докладом вы­ ступил первый секретарь обкома партии Г. П. ПАВЛОВ. X X V С Ъ Е З Д КПСС,—ска. зал доклад­ чик, — явился крупнейшим по­ литическим событием з жизни нашёй партии и народа, в меж­ дународном коммунистнческом движении. Г. П. Павлов обстоятельно остановился на основных по­ ложениях доклада товарища Л. И. Брежнева на XXV съез­ де КПСС, в котором дан глу­ бокий анализ международной обстановки и мирового револю­ ционного процесса, показань! ве­ ликие достижения нашей пар­ тии и страны, поставлены ос­ новополагающие задачи на бу­ дущее. Коммунисты, трудящие­ ся нашей области, говорит док­ ладчик, как и весь советский народ, единодушно одобряют внутреннюю и внешнюю поли­ тику партий, горд .ся тем ува­ жением, которое питает все прогрессивное человечество к партии, советских коммунистов, .'ее мудрому боевому штабу — специальное образование. В об­ ласти быстро развиваются средние-профтехучилища, в к<Эг торых молодежь получает од­ новременно с профессией закон­ ченное среднее образование. В результате этих мер повы­ силось качество подготовки молодых рабочих. Каждый пя­ тый из них при выпуске из училища получил повышенный разряд. 72 процента выпускни­ ков — это люди со средним образованием. За 9-ю пятилетку в училищах освоено 17 Новых сложных профессий, таких, как: оператор установки непре­ рывной разливки стали, валь­ цовщик - оператор постов управления, оператор и слесарь по монтажу, эксплуатации и ремонту животноводческих комплексов, машинист Дожде­ вальных установок и насосных станций и другие. Целеустремленно, с полной отдачей работают многие кол­ лективы профессионально-тех­ нических училищ. Дух творче- Центральному Комитету КПСС ства, высокой ответственности и своим самоотверженным трудом на благо нашей Роди­ ны будут неуклонно крепить дело мира во всем мире. Успешное решение грандиоз. ных задач, поставленных XXV съездом перед народным хо­ зяйством страны, предполагает постоянное совершенствование народного образования и про­ фессиональной подготовки. В деятельности нашей Партии, подчеркивает докладчик, боль­ шое место занимают вопросы идейного воспитания, проблемы формирования нового человека — достойного' строителя ком­ мунистического общества. Вы­ полняя решения XXIV съезда, ЦК КПСС принял ряд поста­ новлений, в которых обобщен опыт идеологической работы, определены главные ее Направ­ ления. Все это дало большие положительные результаты. В то же время съезд отметил: ТО, что Сделано и делается, еЩе не решает всех задач в этой области. Улучшение бла­ госостояния советского народа, рост его сознательности предъ­ являют повышенные требова­ ния и к политической работе с лкЭдьми. В нашем обществе еще встречаются отклонения от со­ циалистических норм нравст­ венности — стяжательство, ху­ лиганство, пьянство, бюрокра­ тизм и другие отрицательные явления. Не следует забывать й взыскательности характерен для деятельности преподавате­ лей и мастеров технических училищ ■№№ 1, 2, 20, 27, ГПТУ №№ 14 и 21, СПТУ №№ 2 и 8. Не случайно они из года в год повышают результаты своей работы и успешно справляются с поставленными задачами. В рядах работников училищ много замечательных мастеров своего дела, хороших специали­ стов, умных наставников моло­ дой смены рабочего класса. Это Виталий Григорьевич Х орол— директор училища № 20, Ва­ лентин Дмитриевич Ситников— мастер производственного обу­ чения из того же училища, Ка­ питолина Ивановна Разома- скииа — преподаватель техни­ ческого училища № 11, Алек­ сандр Васильевич Гамов — ма­ стер производственного обучё- (сельские и строительные, ■ния из сельского профтехучили­ ща № 2, Виктор Николаевич Дорофеев — мастер из техни­ ческого учиЛйЩа № 2 н мно­ гие, многие другие. 23 рабоганка системы проф­ техобразования области удо­ стоены звания заслуженный учитель и заслуженный мастер профтехобразования, 140 на­ граждены значками «Отличник профтехобразования», многие отмечены Почетными грамота­ ми обкома КПСС и облиспол­ кома, Это наша гордость, светлые Маяки, на которых на- и о том, чго более активной И, до держать-уравнение. Такие изощренной становится Дгапе-' люди, тьСбЮ||вкромных труже- риалистическая пропаганда, _ников'у®ИЙ!|васлуживак>т ог- оёостряется борьба между со- ромной благодарности за свой циалистическсй и буржуазной нелегки», но почетный и бда- итеологиями. городный труд: Все , это требует _ усиления г~\ А ПОСЛЕДНЕЕ время идейно-воспитательной дея- ^ а связи с ростом сети тельности партийных организа­ ций. Необходимость неуклонно­ го повышения эффективности идеологической работы пар­ тии получила глубокое обо­ снование на XXV съезде КПСС. Съезд указал и пути реше­ ния этой задачи — обеспечение комплексного подхода, к поста­ новке всего дела воспитания. В этой связи, подчеркнул докладчик, особое значение приобретает дальнейшее совер­ шенствование профессионально- технического образования, по­ вышение качества подготовки квалифицированных рабочих. Профессионально - технические училища становятся основной школой профессиональной под­ готовки молодежи, в них фор­ мируется достойное пополне­ ние рабочего класса. Достаточ­ но сказать, чго за годы девя­ той пятилетки в училищах подготовлено для народното хозяйства области почти 73 ты­ сячи молодых рабочих. Это на 20 тысяч, больше, чем в вось­ мой пятилетке. Около 17 тысяч молодых рабочих получило сельскохозяйственное образова­ ние. Сегодня на многих ведущих предприятиях и стройках об­ ласти выпускники профтехучи­ лищ составляют от 30 до 50 процентов рабочих. Многие из них стали передовиками и ра­ ционализаторами производства, руководителями трудовых кол­ лективов. Мы с гордостью на­ зываем имена таких выпускни­ ков училищ, как Петр Михай­ лович Гу торов — старшин опе­ ратор установки непрерывной разливки стали Поводйпецкого завода, депутат Верховного Со­ вета СССР, делегат XXV съез­ да партии: Зинаида Тихоновна Петрова — бригадир садово­ дов совхоза «Агроном», деле­ гат XXV съезда КПСС; Виктор Васильевич Макейкин — бри­ гадир тракторной бригады сов­ хоза «Раненбургский», делегат XXV съезда КПСС; Виктор Иванович Лакомов — Герой Социалистического Труда, бригадир на стройке БАМа, де­ легат XVII съезда ВЛКСМ и многие другие. В девятой пятилетке област­ ная партийная организация, выполняя решения XXIV съез­ да КПСС, немало сделала для дальнейшего развития системы профессионально - техническо­ го образовзния. Построено 6 крупных отраслевых комплек­ сов профтехучилищ, а также многие другие здания. Значи­ тельно повысились образова­ тельный уровень и квалифика­ ция педагогических кздров. Те­ перь все преподаватели имеют высшее образование, и более 70 процентов»мастеров производ­ ственного обучения получили средних училищ в ряде учебных заведений ослаблено внимание к работе с мастерами производственного обучения. Это Неправильно. Мастер был и останется центральной фигу­ рой в профтехучилищах. И не только потому, что эта катего­ рия работников составляет большинство в педагогических коллективах. Мастер по поло­ жению своему — самый близ­ кий человек, воспитатель и на­ ставник будущих молодых ра­ бочих. С него берут пример юноши и девушки. Поэтому ра­ бота с мастерами, их политиче­ ское воспитание, повышение квалификации и педагогическо­ го мастерства, закрепление ма­ стеров на работе должны быть предметом особой и постоян­ ной заботы партийных, проф­ союзных организаций и руко­ водителей училищ. Говоря о повышении качест­ ва подготовки молодой рабо­ чей смены, Г. П. Павлов под­ черкнул, что она немыслима без тесной связи училищ и ба­ зовых предприятий, где учащи­ еся изучают новую технику и технологию, приобретают на­ выки работы на современном оборудовании, познают произ­ водственные и социальные тре­ бования к личности современ­ ного советского рабочего. Об­ разцом такого тесного, плодо­ творного сотрудничества могут служить Нозолипецкий метал­ лургический завод и техниче­ ское училище № 27. Здесь успешно развивается наставни­ чество, передовые кадровые ра­ бочие завода ' берут шефство над учащимися. Завод Многое сделал по оснащению училищ современным новейшим обору­ дованием. Из числа выпускни­ ков училищ создаются комсо­ мольско-молодежные бригады под руководством опытных спе­ циалистов завода. Для выпускников училищ, приходящих работать на Ново­ липецкий завод, создаются не­ обходимые условия для даль­ нейшего профессионального ро­ ста, Нто способствует формиро­ ванию у молодого пополнения чёрт зрелого рабочего. Больше и конкретнее стали занимать­ ся училищами профтехобразо­ вания, их нуждами организации «Главлипецкстроя», предприя­ тия сельского хозяйства. Однако нынешний этап раз­ вития производительных сил предъявляет новые, более вы­ сокие требования к профессио­ нальной подготовке советских людей. Нельзя мириться с тем, что в работе целого ряда про­ фессионально-технических учи­ лищ имеются серьезные упуще­ ния. Так. в учебном процессе недостаточно обеспечивается единство обучения и воспита­ ния, не всегда учитываются происходящие изменения в со­ держании труда рабочих, необ­ ходимость повышения нх идей­ но-политического уровня. В некоторых учебных заведениях лишь на 10—15 процентов ис­ пользуется новое учебное обо­ рудование. Многие занятия проходят на низком уровне и не достигают цели. Нельзя признать нормальным и то, что в ' училищах Не организовано изготовление готовой продук­ ции, хотя для этого имеются все .условия в хорошо оборудо­ ванных мастерских. Серьезные недостатки отме­ чаются в организации . произ­ водственной практики учащих­ ся, в чем большая вина как учебных заведений, так и базо­ вых предприятий. Глубокое понимание экономической поли­ тики партии, знание конкрет­ ной экономики делают рабоче­ го' подлинным хозяином про­ изводства. Между тем, в эко­ номической подготовке учащих­ ся много серьезных упущений. Постановление ЦК КПСС по вопросам экономического обра­ зования трудящихся выполня­ ется в ряде училищ слабо. В воспитательной работе за­ частую не используется все бо­ гатство ее форм, не уделяется должного внимания воспитанию у учащихся таких важных качеств, как ответственное отношение к учебе, . Слабо прививается любовь к будущей профессии, чувство гордости за высокое звание советского рабочего. Имеется немало' Слу­ чаев пропусков занятий и от­ числения учащихся из училищ за неуспеваемость И недостой­ ное поведение. Так, за годы девятой пятилетки из училищ, профтехобразования выбыло 2840 учащихся, в том числе без уважительных причин — 1 600 человек. Такого количества до­ статочно, чтобы укомплекто­ вать два крупных училища. Это большой брак в работе, за который надо предъявлять со­ ответствующий спрос. | Многие училища, особенно по­ полняются несвоевременно. В этом повинны коллективы учебных Заведений и руково­ дители базовых предприятий. Особую тревогу вызывают слу­ чаи нарушения4учащимися про­ фессионально-технических учи­ лищ общественного порядка, законов социалистического об­ щежития. Происходит это по­ тому, что партийные организа­ ции и педагогические коллекти­ вы недостаточно заботятся о профилактике правонарушений, мирятся с фактами хулиганст­ ва и антиобщественных прояв­ лений молодежи,. слабо воспи- тывают учащихся.,в духе не­ уклонного’ соблюдения совет­ ских з а к о н о в » . Говоря о резервах-роста ка­ чественных показателей- подго­ товки рабочих, кадров, доклад­ чик подчеркнул, что одним из главных является устра­ нение пестроты в резуль­ татах работы учебных заведе­ ний, учебных групп внутри училищ. Магистральным путем ликвидации этого пробела яв­ ляется дальнейшее повышение трудовой и общественной ак­ тивности всех членов коллекти­ ва. В этой связи большое зна­ чение имеет развитие движения по почину горьковских рабочих — «Ни одного отстающего ря­ дом», о котором говорил на XXV съезде партии Генераль­ ный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Этот ценный почин находит все более широкое распространение в трудовых коллективах страны, в том Чис­ ле и в нашей области. «Ни од­ ного отстающего рядом!» — это не только производствен­ ный лозунг, это — нравствен­ ная норма каждого советского труженика. Необходимо, чтобы это замечательное начинание нашло самую широкую поддер­ жку в училищах профтехобра­ зования. Важно, чтобы будущие мо­ лодые рабочие уже в стенах училища на практике усвоили как норму трудовой жизни борьбу с отставанием в собст­ венной работе и в работе сво­ их товарищей, чтобы они и в учебе, и в труде боролись за престиж рабочей профессии. Но в организации социалистиче­ ского соревнования это не всег­ да находит должное отражение. По-прежнему встречаются эле­ менты формализма, педагоги недостаточно заботятся об ос­ воении учащимися передовых методов труда, повышения ка­ чества продукции, навыков об­ разцового содержания рабо­ чих мест. Слабо поставлена во многих училищах^ гласность соревнования, плохо использу­ ются меры поощрения лучших. «ОСНОВНЫХ направле­ ниях развития народно­ го хозяйства СССР на 1976—1980 годы» сказано: «Обеспечить подготовку рабо­ чих высокой квалификации из числа молодежи для всех от­ раслей народного хозяйства, прежде всего в профессиональ­ но-технических учебных заве­ дениях, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование, а также технических училищах. Увеличить прием учащихся в средние профессионально-техни­ ческие и технические училища более чем в 2 раза». Чтобы успешно выполнить эту задачу, подчеркивает Г. П. Павлов, нам предстоит много поработать в десятой пятилет­ ке. Предусматривается даль­ нейшее укрепление учебно-ма­ териальной базы системы профтехобразования. Намеча- В ется, в частности, строительст­ во 6. крупных отраслевых комп­ лексов, а также других объек­ тов. В училищах профтехобра­ зования запланировано за пя­ тилетие подготовить не менее 80 тысяч молодых рабочих. Эта задача потребует дальней­ шего совершенствования струк­ туры специальностей, освоения новых профессий в соответст­ вии с растущими нуждами на­ родного хозяйства области. Особое внимание надо обра­ тить на комплектование сель­ скохозяйственных и строитель­ ных училищ. Следует настойчи­ во поработать, чтобы укрепить материальную базу технических училищ на селе, а также рас­ ширить сеть средних сельских училищ. Она будет важным источником закрепления моло­ дежи в сельскохозяйственном производстве. Нельзя дальше мириться с тем, что лишь 15— 20 процентов выпускников средних сельских школ оста­ ются на работе в колхозах и совхозах. Далее Г. П. Павлов говорит,, что необходимо руководство­ ваться указаниями XXV съез­ да КПСС о том, чтобы все вы­ пускники профессионально-тех­ нических училищ имели сред­ нее образование. Поэтому сле­ дует планомерно вести дело так, чтобы к 1980 году в обла­ сти осталось два типа учебных заведеиий профтехобразовани я: технические и средние учили­ ща. Усилия педагогических кол­ лективов должны быть направ­ лены и на повышение качества обучения, коммунистического воспитания учащихся. Надо обращать особое внимание на изучение общественных дисцип­ лин, формирование у, молоде­ жи основ коммунистического мировоззрения, воспитание вы­ соких моральных качеств, пат­ риотизма и интернационализма, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности. Важно, подчёркивает док­ ладчик, создавать в училищах обстановку творческой актив­ ности, коллективизма, высокой требовательности к соблюде­ нию норм коммунистической нравственности. Полнее исполь­ зовать возможности трудовых коллективов предприятий и организаций для усиления вос­ питательной работы в учили­ щах, Необходимо’ и впредь делать все для того, чтобы в народное хозяйство приходила в ы с о к о 'к в алнфчцированная, грамотная, политически зрелая молодежь. XXV съезд КПСС, сказал в заключение Г. П. Павлов, име­ ет огромное историческое зна­ чение,, Является научно-обосно­ ванной программой действий для всей нашей партии, для всего советского народа. Вдохновенные решениями XXV съезда КПСС, полные уверенности и оптимизма, со­ ветские люди, а вместе с ними и грудящиеся нашей области, работники профессионально- технического образования от­ вечают на призыв родной пар­ тии активным и самоотвержен­ ным трудом во имя великого дела строительства коммуниз­ ма, дальнейшего процветания я укрепления могущества люби­ мой Отчизны. Д о к л а д п е р в о г о сек­ ретаря областного коми­ тета КПСС вызвал ожив­ ленный обмен мнениями. Пер­ вым в прениях выступил ди­ ректор профессионально-техни­ ческого’ училища № 20 В. Г. Хорол. Он рассказал об успе­ хах, достигнутых коллективом училища в прошедшей пяти­ летке, подчеркнул историче­ скую важность решений съезда для дальнейшего совершенст­ вования профессионально-тех­ нического образования. За пятилетие для народного хозяйства области, сказал В. Г, Хорал, подготовлено 2 700 мо­ лодых рабочих, из которых 530 человек окончили учили­ ще с отличием, шестистам вы­ пускникам присвоены повы­ шенные квалификационные разряды. Комсомольцы, все юноши и девушки, обучающие, ся в училище, активно участ­ вуют и в труде и в обществен­ ной работе. На Всесоюзных ударных стройках Липецка ими отработано более 300 тысяч человеко-часов. Собрано 330 тонн металлолома. Училище — участник ВДНХ СССР 1973 го­ да и награждено дипломом П-й степени. В повседневном творческом труде получил хорошую закал­ ку, сложился сплоченный и де­ ятельный педагогический кол­ лектив. В этом, прежде всего, заслуга первичной партийной организации, которая нацели- вет сегодня инженерно-педаго­ гических работников училища на повышение качества подго­ товки квалифицированных ра­ бочих кадров. Одним из глав­ ных условий дальнейшего со­ вершенствования учебно-воспи­ тательного процесса является развитие и укрепление совре­ менной учебно-материальной базы. В нашем училище уже много сделано в этом направ­ лении. Так, например, за пос­ ледние годы реконструированы и оборудованы 14 учебных ка­ бинетов и мастерских. В распо­ ряжении педагогов и учащих­ ся богатый арсенал разнооб­ разных технических средств: учебное кино, машинное про­ граммирование, лабораторное оборудование, тренажеры, средства автоматики и механи­ зации управления учебным про­ цессом. Важно, чтобы в даль­ нейшем новые профтехучили­ ща строились по проектам,учи­ тывающим оснащение совре­ менными техническими средст­ вами обучения. Союзные и рес­ публиканские органы профес­ сионально-технического обра­ зования должны более требо-* вательно подходить к работе проектных организации в этом направлении. Говоря о пропаганде пере­ дового опыта лучших препода­ вателей училищ, В. Г. Хорол вносит предложение создать при учебно-методическом ка­ бинете областного управления профтехобразования группу нештатных методистов из чис­ ла наиболее опытных, квалифи­ цированных инженерно-педаго­ гических работников учебных заведений для того, чтобы ор­ ганизовать более планомерную и целенаправленную работу по изучению и обобщению опыта новаторов педагогического труда. Большую часть своего вы­ ступления В. Г. Хорол посвя­ тил вопросам укрепления свя­ зи профтехучилища с базовым предприятием — управлением «Металлургпрокатмонтаж - Г». Шефы оказывают педагогам ощутимую помощь в укрепле­ нии материальной базы, орга­ низации учебно’-вбепитательйо- го процесса. Только за послед­ ние годы 9-й пятилетки учили­ щу безвозмездно передано обо­ рудование и инструмент на сумму свыше 14 тыс. рублей. Намечается построить для училища 2-й спортивный зал, хозяйственно-бытовой блок, полностью реконструировать электрогаЗосварочные мастер­ ские^ Осуществление этих меро­ приятий будет способствовать улучшению качества, обучения, лучшей организации шефства-1 наставничества над выпускни­ ками и учащимися училищ на базовом Предприятии. С ВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ заслуженный..... мастер п р о ф т е х р б разования РСФСР В. Н. Дорофеев посвя. тил роли мастера в 'улучшении трудового восПитанИя учащих­ ся. Наше Елецкое техническое училище №' 2, сказал он, приз­ вано готовить рабочие кадры для народного хозяйства стра­ ны из числа выпускников сред­ них школ. Инженерно-педаго­ гические работники училища хорошо понимают, что успех в деле обучения и воспитания рабочей смены в первую оче- - редь зависит от квалифика­ ции, опыта и Идейно-политиче­ ской зрелости мастеров. Мастеру необходимо посто­ янно и упорно работать над собой, совершенствовать свои знания и умение, идти в ногу с развитием современной совет­ ской педагогической пауки, тех­ ники и технологии производст­ ва. Именно эти качества отли­ чают лучших мастеров нашего училища, таких, как С. Н. Дя- днщев, А. Г1. Пучков, В ,Н. Ко­ стомаров, Н. И. Гришин, Л. И. Пажельцев, М. К. Петрищева, П. И. Шевелев И многие дру- "■ гае. С 1954 года, со времени ор­ ганизация технических училищ на базе. 10-летки, мы сочетаем подготовку рабочих кадров с выпуском сложной продукции: станков ТВ-16, ЗМ-634, а в на­ стоящее время и настольно- вертикально-сверлильнаго стан­ ка 2М-112. Это помогает масте­ ру проводить уроки на долж­ ном методическом уровне, улучшать трудовое воспитание учащихся. Юноши и девушки привыкают к самостоятельной работе, у них развивается инициатива, воспитывается чув­ ство ответственности за пору­ ченное дело. Развивая техническое мышле­ ние учащихся, мы всячески спо­ собствуем рацибнализаторской деятельности своих подопеч­ ных. В группе, которой я ру­ ковожу, было создано 24 при­ способления, улучшающих из­ готовление деталей станка ТВ-16. Однако в деле подготовки высои<оквалифицированных кад- ров есть и недостатки. Мы еще не добились сознательной дис­ циплины у некоторых своих воспитанников, не удовлетво­ ряет эстетика и культура про­ изводства в училище. Во мно­ гом это объясняется тем, что существует ряд проблем, пре­ пятствующих нормальному те­ чению учебно-воспитательного процесса. Основным базовым предприятиям училища являет­ ся завод «Гидропривод». Пред­ приятие полностью обеспечено кадрами на 10-ю пятилетку. Вот почему от завода переста­ ли поступать заявки на подго­ товку рабочих в училище. Это затормозило решение вопроса о строительстве учебно-произ­ водственного комплекса, ус­ ложняется снабжение училища обор удО'ваяием, инструментом. В связи с созданием новых отраслей промышленности, ро­ стом контингента учащихся- В. Н. Дорофеев вносит предло­ жение пересмотреть закрепле­ ние за училищами базовых предприятий. Должно быть улучшено и материально-техни­ ческое снабжение учебных за­ ведений. Скорейшее решение назрев­ ших проблем поможет коллек­ тиву подготовить в 10-й пя­ тилетке 4 800 квалифицирован­ ных рабочих, изготовить в учебных мастерских 240 стан­ ков, на 12 тыс. рублей раз­ личных инструментов, на 500 тыс. рублей швейных, трико­ тажных и кружевных изделий. В перерыве собрания встретились работники |профессионально-технического образования Липецка и Ельца. На снимке (слева направо): заместитель ди­ ректора по учебно-воспитательной работе ГПТУ № 4 г. Ельца А. Т. Голышкнн, мастер ! производственного обучения ГПТУ № 21 г. Лй-\ пецка С. Н. Желвакова и мастер производст- '> венного обучения ГПТУ № 4 г. Ельца А. Я. Травин. Фото А. Федорова. В ВОСПИТАНИИ у моло­ дежи бережного отноше­ ния к социалистической собственности, сознательной трудовой дисциплины, добро­ желательного, внимательного отношения к людям большое значение имеют Ленинские чте­ ния, Ленинские уроки, политин­ формации, конкурсы, читатель­ ские конференции и диспуты, сказала в своем выступлении заместитель директора по учеб­ но-воопитателыюй работе ГПТУ-28 Р. В. Свиридова. Ве­ дущую роль в формировании качеств нового человека-, под­ черкнула она, играет препода­ вание общественно-политиче­ ских дисциплин. ' «Ни одного отстающего ря­ дом!», «Сегоднй' отличник уче­ бы, завтра — передовик произ­ водства!» — вот девизу, кото­ рые стремятся претворить в жизнь педагоги, воспитывая у учащихся чувства коллекти­ визма, взаимовыручки, товари­ щества., Большое значение кол­ лектив придает организации сониалнстического соревно®а- ния. Значительно оживилось это патриотическое движение в ходе соревнования за право подписать Ра-пО|рт^ХХУ съезду КПСС, ширятся накал трудов вого соперничества и в.эти днм- Однако инженерио-педатопи­ ческим работникам училища еще многое предстоит сделать для повышения качества обу­ чения молодежи. Сложные и ответственные проблемы подго­ товки рабочих сферы обслу­ живания, сказала Р. В. Свири­ дова, могут быть решены в том случае, если учебное заве­ дение и базовое предприятие будут работать в тесном кон­ такте. Но базовое предприятие для оснащения мастерских учи­ лища выделяет лишь списан­ ное, устаревшее оборудование. Естественно, когда учащиеся, закончив обучение, придут в цехи, йх придется переучивать для работы на новых станках. Ясно, что такое отношение к важному делу со стороны шефов .нельзя признать пра­ вильным. Сегодня училище испытыва­ ет большие затруднения в под­ боре мастеров производствен­ ного обучения в группы парик­ махеров, часовщиков, фотогра­ фов, швейников. Таких ос­ ложнений не было бы, если областное управление бытового обслуживания населения на­ ир являло на работу в училище своих лучших производствен- НИ1К01Й. Не все еще сделано по закре­ плению молодых специалистов на селе. В этом есть, конечно, недоработка нашего коллекти­ ва. Но главная причина боль­ шой текучести кадров в том. что на местах не всегда внима­ тельно относятся к трудоуст­ ройству выпускников училища. Например, в 1975 году 5 деву­ шек, закончив училище, поеха­ ли на работу в Ча-плышнский райбыткомбинат. Но руководи­ тели комбината бездушно от­ неслись к ним, не помогли уст­ роиться с жильем, не предоста­ вили в течение 3-х месяцев ра­ боту по специальности. Девуш­ ки были вынуждены искать ра­ боту в другом месте. Совсем немного времени ос­ талось до выпускных экзаменов в училище, и более 300 моло­ дых специалистов вольются в семью рабочего класса. Важно, чтобы все они встретили на местах отеческую заботу, вни­ мание и душевную теплоту. В ДЕСЯТОЙ пятилетке строителям области, ска­ зал начальник «Главли- пецкетроя» В. В. Артемов, предстоит выполнить строи­ тельно-монтажных работ на 1 миллиард 100 миллионов руб­ лей. Только на Новолипецком металлургическом заводе в строй действующих войдут коксовые батареи №№ 7 и 8, цех холодной прокатки углеро­ дистых сталей, 2-я очередь кпел ородно-конверторного це­ ха № 2, кислородная станция № 2, будет начато строитель­ ство доменной печи № 6 объ­ емом более 5 000 куб. метров. Решение этих больших и сложных задач невозможно без расширения профессиональной подготовки кадров. Только за годы 9-й пятилетки на стройки Главка пришли 8 145 молодых рабочих, которые участвовали в ссор ужении важнейших объ­ ектов, показали обрлзцы отно­ шения к труду, высокую выуч­ ку и профессиональное мастер­ ство; Не случайно, многие из выпускникс® профессион ально- технических училищ удостоены высоких правительственных нага ад. В целях дальнейшего расши­ рения базы для подготовки ра­ бочих Главлинецкстроём пре­ творяется в жизнь широкая программа строительства сов­ ременных комплексов училищ. Уже введены в строй действу­ ющих комплексы на 800 уча­ щихся каждый Для училищ №№ 21, 26 и 6 в Липецке и училища № 25 в\Ельне. В на­ стоящее время в 9 училищах, готовящих кадры для Главли- пеикстроя, 4 900 ученических мост. -В этом пятилетии число учащихся еще больше увели­ чится.' Мы предполагаем по­ строить новые здания, для тех­ нических училищ №№ 12 и 5. Организации и предприятия Главка повседневно оказывают подшефным училищам матери­ альную помощь. Однако к сво­ им задачам не все шефы под­ ходят с одинаковой ответствен­ ностью. Это в первую очередь относится к коллективу треста «Железобетон». В свою очередь и’ от работ­ ников профессионально-Техни­ ческого образования мы ждем поддержки в решении целого ряда проблем. Не в полной ме­ ре удовлетворяются наши заяв­ ки на подготовку рабочих мно­ гих профессий. Так, за пяти­ летку необходимо' было обу­ чить 3 600 плотников и Плотни­ ков-Столяров. Училище же за­ кончили лишь 870 человек этой профессии. Совершенно не го­ товятся сантехники и трубоук­ ладчики для треста «Спец-1 строй», формовщики, бетонщи­ ки, кровельщики. В то Же вре­ мя училища выпустили больше, чем требуется, газо- и электро­ сварщиков и электриков. Далее В. Б . Артемов говорит о задачах, которое необходи­ мо решить для того, чтобы со­ кратить текучесть/ кадров на стройках, и в этих целях пред­ лагает, чтобы учащиеся училищ проходили практику только на тех участках и в тех брига­ дах, в которых иЙ предстоит в будущем работать. Распределение учащихся. по ор ганизацням Главка отныне будет осуществляться за год до выпускных экзаменов, что уси­ лит контроль за учебой и со­ хранением контингента уча­ щихся. В целях улучшения профес­ сиональной подготовки рабочих следует рассмотреть также во­ прос о дальнейшей специали­ зации ряда училищ. До сих пор некоторые из Них выпуска­ ют рабочих' по 10—12 специ­ альностям. На наш взгляд, го­ ворит В. В. Артемов, в учили­ ще следует вести подготовку максимально по 6 специально­ стям, чт0 позволит подобрать более квалифицированные кад­ ры преподавателей. ОПРОСАМ участия ком­ сомольских организаций области в деле совершен- ствования профессиональной подготовки молодежи посвятил свое выступление первый секре­ тарь обкома ВЛКСМ П. Т. Гор­ лов. Он подробно осветил дея­ тельность в этом направлении комитетов комсомола Новоли­ пецкого металлургического за­ вода и технического училища № 27, остановился на пробле­ мах, стоящих перед учебными заведениями, готовящими кад­ ры для села. Особую тревогу, подчеркнул П. Т. Горлов, вызывает тот факт, что ни одно сельское училище не имеет своего базо­ вого предприятия, хотя еже­ годно они готовят более 3 ты­ сяч кадров массовых техниче­ ских профессий. Совершенно отсутствует связь комсомоль­ ских организаций колхозов и совхозов с учебными заведени­ ями профтехобразования. Не менее важной проблемой явля­ ется трудоустройство и закреп­ ление на производстве в ы п у с к ­ н и к о в профессионально-техни­ ческих училищ. Достаточно сказать, что в совхозе «Трое­ куровский» из 11 выпускников только 5 доверили тракторы, остальных определили разно­ рабочими. д в Большие задачи, стоящие пе­ ред комсомольскими организа­ циями профтехучилищ, сказал П. Т. Горлов, требуют постоян­ ного совершенствования стиля и методов работы комитетов комсомола. За годы пятилетки комсомольские организация профессионально - технических училищ области численно вы­ росли, организационно окреп­ ли. Сейчас в их рядах насчиты­ вается свыше 14 тысяч ,комсо­ мольцев. Среди освобожденных секре­ тарей комсомольских организа­ ций профтехучилищ — 25 процентов — коммунисты, бо­ лее половина из них имеет высшее или незаконченное выс­ шее образование. В последнее время, осо­ бенно в связи с проведением обмена комсомольских доку­ ментов, большую помощь ком­ сомольским организациям учи- и!Л1ИЩ оказывают партийные ор­ ганизации, администрация учи­ лищ. В то же время Многие ма­ стера и преподаватели СПТУ-3, ГПТУ-21 не считают нужным участвовать в работе комсо­ мольских собраний. Это отри­ цательно сказывается на вос­ питании,, подрастающей смены. ЙР1ЖТОР сельского про­ фессионально - техниче­ ского Училища № 2 А. А. Зеленое остановился на роли педагогического коллектива в улучшении качества подготов­ ки кадров для села. За годы девятой пятилетки, сказал он, училище обучило 4 512 человек различным сельскохозяйст­ венным специальностям. Осво­ ена подготовка кадров по но­ вым профессиям, таким, как оператор-птицевод, слесарь контрольно - измерительных приборов и автоматпки для обслужИ®ания ж ивотноводче- ских комплексов и ферм. В на­ стоящее время в училище обу­ чается 700 Человек в группах с трехгодичным сроком обуче­ ния, 265 человек с шести-вось­ мимесячным сроком обучения. В зимний период подготовлено в шести районах области 598 механизаторов. Но помещения, в которых расположены кабинеты, не отвечают необходимым требо­ ваниям. Училище нуждается в новом типовом здании; Практическое обучение сего­ дня трактористы проходят в учебном хозяйстве. Учхоз рас­ положен далеко за пределами училища, земли его непригод­ ны для работы тяжелых ма­ шин, так как пересечены овра­ гами, балками, разделены до­ рогами на маленькие участки. В довершение всего на землях учхоза организована городская свалка. Ясно, что на таких площадях невозможно мастеру показать, а учащемуся на­ учиться передовым методам и приемам обработки почвы. В последние годы училище испытывает трудности в комп­ лектовании учащихся в группы трактор истой-машинистое ши- рокого профиля. Очень мало молодежи направляется на обучение из колхозов им. Крупской Становлянского рай­ она, «Верный путь» Долгору­ ковского района, совхоза «Ис­ кра» и многих других. Пока остается проблемой закрепление выпускников в колхозах и совхозах. Анализ показал: там, где к молодым рабочим относятся с должным вниманием, предоставляют ра­ боту по специальности, довевя-, ют технически исправные ма­ шины, создают необходимые условия для труда, быта, уче­ бы, там не возникает ослож­ нений с молодыми специали­ стами. На собрании областного ак­ тива были утверждены основ­ ные мероприятия областного управления профтехобразова­ ния по выполнению решений XXV съезда КПСС. Его участ­ ники приняли обращение ко всем работникам профтехобра­ зования, в котором призвали совершенствовать систему об­ разования и профессиональной подготовки учащихся с тем, чтобы она в максимальной степени способствовала выпол­ нению задач, выдвинутых XXV съездом КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz