Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
ВЫРАСТИМ ДОСТОЙНУЮ РАБОЧУЮ СМЕНУ С о б л а с т н о г о с о б р а н и я а к т и в а р а б о т н и к о в п р о ф е с с и о н а л ь н о - т е х н и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я Как уже сообщалось » газета «Ленинское знамя», в Ли пецке состоялся областной актив работников профессиональ но-технического образования. Его участники обсудили вопрбс о задачах работников профессиональйо-Технического обра зования в свете решений XXV съезда КПСС. С докладом вы ступил первый секретарь обкома партии Г. П. ПАВЛОВ. X X V С Ъ Е З Д КПСС,—ска. зал доклад чик, — явился крупнейшим по литическим событием з жизни нашёй партии и народа, в меж дународном коммунистнческом движении. Г. П. Павлов обстоятельно остановился на основных по ложениях доклада товарища Л. И. Брежнева на XXV съез де КПСС, в котором дан глу бокий анализ международной обстановки и мирового револю ционного процесса, показань! ве ликие достижения нашей пар тии и страны, поставлены ос новополагающие задачи на бу дущее. Коммунисты, трудящие ся нашей области, говорит док ладчик, как и весь советский народ, единодушно одобряют внутреннюю и внешнюю поли тику партий, горд .ся тем ува жением, которое питает все прогрессивное человечество к партии, советских коммунистов, .'ее мудрому боевому штабу — специальное образование. В об ласти быстро развиваются средние-профтехучилища, в к<Эг торых молодежь получает од новременно с профессией закон ченное среднее образование. В результате этих мер повы силось качество подготовки молодых рабочих. Каждый пя тый из них при выпуске из училища получил повышенный разряд. 72 процента выпускни ков — это люди со средним образованием. За 9-ю пятилетку в училищах освоено 17 Новых сложных профессий, таких, как: оператор установки непре рывной разливки стали, валь цовщик - оператор постов управления, оператор и слесарь по монтажу, эксплуатации и ремонту животноводческих комплексов, машинист Дожде вальных установок и насосных станций и другие. Целеустремленно, с полной отдачей работают многие кол лективы профессионально-тех нических училищ. Дух творче- Центральному Комитету КПСС ства, высокой ответственности и своим самоотверженным трудом на благо нашей Роди ны будут неуклонно крепить дело мира во всем мире. Успешное решение грандиоз. ных задач, поставленных XXV съездом перед народным хо зяйством страны, предполагает постоянное совершенствование народного образования и про фессиональной подготовки. В деятельности нашей Партии, подчеркивает докладчик, боль шое место занимают вопросы идейного воспитания, проблемы формирования нового человека — достойного' строителя ком мунистического общества. Вы полняя решения XXIV съезда, ЦК КПСС принял ряд поста новлений, в которых обобщен опыт идеологической работы, определены главные ее Направ ления. Все это дало большие положительные результаты. В то же время съезд отметил: ТО, что Сделано и делается, еЩе не решает всех задач в этой области. Улучшение бла госостояния советского народа, рост его сознательности предъ являют повышенные требова ния и к политической работе с лкЭдьми. В нашем обществе еще встречаются отклонения от со циалистических норм нравст венности — стяжательство, ху лиганство, пьянство, бюрокра тизм и другие отрицательные явления. Не следует забывать й взыскательности характерен для деятельности преподавате лей и мастеров технических училищ ■№№ 1, 2, 20, 27, ГПТУ №№ 14 и 21, СПТУ №№ 2 и 8. Не случайно они из года в год повышают результаты своей работы и успешно справляются с поставленными задачами. В рядах работников училищ много замечательных мастеров своего дела, хороших специали стов, умных наставников моло дой смены рабочего класса. Это Виталий Григорьевич Х орол— директор училища № 20, Ва лентин Дмитриевич Ситников— мастер производственного обу чения из того же училища, Ка питолина Ивановна Разома- скииа — преподаватель техни ческого училища № 11, Алек сандр Васильевич Гамов — ма стер производственного обучё- (сельские и строительные, ■ния из сельского профтехучили ща № 2, Виктор Николаевич Дорофеев — мастер из техни ческого учиЛйЩа № 2 н мно гие, многие другие. 23 рабоганка системы проф техобразования области удо стоены звания заслуженный учитель и заслуженный мастер профтехобразования, 140 на граждены значками «Отличник профтехобразования», многие отмечены Почетными грамота ми обкома КПСС и облиспол кома, Это наша гордость, светлые Маяки, на которых на- и о том, чго более активной И, до держать-уравнение. Такие изощренной становится Дгапе-' люди, тьСбЮ||вкромных труже- риалистическая пропаганда, _ников'у®ИЙ!|васлуживак>т ог- оёостряется борьба между со- ромной благодарности за свой циалистическсй и буржуазной нелегки», но почетный и бда- итеологиями. городный труд: Все , это требует _ усиления г~\ А ПОСЛЕДНЕЕ время идейно-воспитательной дея- ^ а связи с ростом сети тельности партийных организа ций. Необходимость неуклонно го повышения эффективности идеологической работы пар тии получила глубокое обо снование на XXV съезде КПСС. Съезд указал и пути реше ния этой задачи — обеспечение комплексного подхода, к поста новке всего дела воспитания. В этой связи, подчеркнул докладчик, особое значение приобретает дальнейшее совер шенствование профессионально- технического образования, по вышение качества подготовки квалифицированных рабочих. Профессионально - технические училища становятся основной школой профессиональной под готовки молодежи, в них фор мируется достойное пополне ние рабочего класса. Достаточ но сказать, чго за годы девя той пятилетки в училищах подготовлено для народното хозяйства области почти 73 ты сячи молодых рабочих. Это на 20 тысяч, больше, чем в вось мой пятилетке. Около 17 тысяч молодых рабочих получило сельскохозяйственное образова ние. Сегодня на многих ведущих предприятиях и стройках об ласти выпускники профтехучи лищ составляют от 30 до 50 процентов рабочих. Многие из них стали передовиками и ра ционализаторами производства, руководителями трудовых кол лективов. Мы с гордостью на зываем имена таких выпускни ков училищ, как Петр Михай лович Гу торов — старшин опе ратор установки непрерывной разливки стали Поводйпецкого завода, депутат Верховного Со вета СССР, делегат XXV съез да партии: Зинаида Тихоновна Петрова — бригадир садово дов совхоза «Агроном», деле гат XXV съезда КПСС; Виктор Васильевич Макейкин — бри гадир тракторной бригады сов хоза «Раненбургский», делегат XXV съезда КПСС; Виктор Иванович Лакомов — Герой Социалистического Труда, бригадир на стройке БАМа, де легат XVII съезда ВЛКСМ и многие другие. В девятой пятилетке област ная партийная организация, выполняя решения XXIV съез да КПСС, немало сделала для дальнейшего развития системы профессионально - техническо го образовзния. Построено 6 крупных отраслевых комплек сов профтехучилищ, а также многие другие здания. Значи тельно повысились образова тельный уровень и квалифика ция педагогических кздров. Те перь все преподаватели имеют высшее образование, и более 70 процентов»мастеров производ ственного обучения получили средних училищ в ряде учебных заведений ослаблено внимание к работе с мастерами производственного обучения. Это Неправильно. Мастер был и останется центральной фигу рой в профтехучилищах. И не только потому, что эта катего рия работников составляет большинство в педагогических коллективах. Мастер по поло жению своему — самый близ кий человек, воспитатель и на ставник будущих молодых ра бочих. С него берут пример юноши и девушки. Поэтому ра бота с мастерами, их политиче ское воспитание, повышение квалификации и педагогическо го мастерства, закрепление ма стеров на работе должны быть предметом особой и постоян ной заботы партийных, проф союзных организаций и руко водителей училищ. Говоря о повышении качест ва подготовки молодой рабо чей смены, Г. П. Павлов под черкнул, что она немыслима без тесной связи училищ и ба зовых предприятий, где учащи еся изучают новую технику и технологию, приобретают на выки работы на современном оборудовании, познают произ водственные и социальные тре бования к личности современ ного советского рабочего. Об разцом такого тесного, плодо творного сотрудничества могут служить Нозолипецкий метал лургический завод и техниче ское училище № 27. Здесь успешно развивается наставни чество, передовые кадровые ра бочие завода ' берут шефство над учащимися. Завод Многое сделал по оснащению училищ современным новейшим обору дованием. Из числа выпускни ков училищ создаются комсо мольско-молодежные бригады под руководством опытных спе циалистов завода. Для выпускников училищ, приходящих работать на Ново липецкий завод, создаются не обходимые условия для даль нейшего профессионального ро ста, Нто способствует формиро ванию у молодого пополнения чёрт зрелого рабочего. Больше и конкретнее стали занимать ся училищами профтехобразо вания, их нуждами организации «Главлипецкстроя», предприя тия сельского хозяйства. Однако нынешний этап раз вития производительных сил предъявляет новые, более вы сокие требования к профессио нальной подготовке советских людей. Нельзя мириться с тем, что в работе целого ряда про фессионально-технических учи лищ имеются серьезные упуще ния. Так. в учебном процессе недостаточно обеспечивается единство обучения и воспита ния, не всегда учитываются происходящие изменения в со держании труда рабочих, необ ходимость повышения нх идей но-политического уровня. В некоторых учебных заведениях лишь на 10—15 процентов ис пользуется новое учебное обо рудование. Многие занятия проходят на низком уровне и не достигают цели. Нельзя признать нормальным и то, что в ' училищах Не организовано изготовление готовой продук ции, хотя для этого имеются все .условия в хорошо оборудо ванных мастерских. Серьезные недостатки отме чаются в организации . произ водственной практики учащих ся, в чем большая вина как учебных заведений, так и базо вых предприятий. Глубокое понимание экономической поли тики партии, знание конкрет ной экономики делают рабоче го' подлинным хозяином про изводства. Между тем, в эко номической подготовке учащих ся много серьезных упущений. Постановление ЦК КПСС по вопросам экономического обра зования трудящихся выполня ется в ряде училищ слабо. В воспитательной работе за частую не используется все бо гатство ее форм, не уделяется должного внимания воспитанию у учащихся таких важных качеств, как ответственное отношение к учебе, . Слабо прививается любовь к будущей профессии, чувство гордости за высокое звание советского рабочего. Имеется немало' Слу чаев пропусков занятий и от числения учащихся из училищ за неуспеваемость И недостой ное поведение. Так, за годы девятой пятилетки из училищ, профтехобразования выбыло 2840 учащихся, в том числе без уважительных причин — 1 600 человек. Такого количества до статочно, чтобы укомплекто вать два крупных училища. Это большой брак в работе, за который надо предъявлять со ответствующий спрос. | Многие училища, особенно по полняются несвоевременно. В этом повинны коллективы учебных Заведений и руково дители базовых предприятий. Особую тревогу вызывают слу чаи нарушения4учащимися про фессионально-технических учи лищ общественного порядка, законов социалистического об щежития. Происходит это по тому, что партийные организа ции и педагогические коллекти вы недостаточно заботятся о профилактике правонарушений, мирятся с фактами хулиганст ва и антиобщественных прояв лений молодежи,. слабо воспи- тывают учащихся.,в духе не уклонного’ соблюдения совет ских з а к о н о в » . Говоря о резервах-роста ка чественных показателей- подго товки рабочих, кадров, доклад чик подчеркнул, что одним из главных является устра нение пестроты в резуль татах работы учебных заведе ний, учебных групп внутри училищ. Магистральным путем ликвидации этого пробела яв ляется дальнейшее повышение трудовой и общественной ак тивности всех членов коллекти ва. В этой связи большое зна чение имеет развитие движения по почину горьковских рабочих — «Ни одного отстающего ря дом», о котором говорил на XXV съезде партии Генераль ный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Этот ценный почин находит все более широкое распространение в трудовых коллективах страны, в том Чис ле и в нашей области. «Ни од ного отстающего рядом!» — это не только производствен ный лозунг, это — нравствен ная норма каждого советского труженика. Необходимо, чтобы это замечательное начинание нашло самую широкую поддер жку в училищах профтехобра зования. Важно, чтобы будущие мо лодые рабочие уже в стенах училища на практике усвоили как норму трудовой жизни борьбу с отставанием в собст венной работе и в работе сво их товарищей, чтобы они и в учебе, и в труде боролись за престиж рабочей профессии. Но в организации социалистиче ского соревнования это не всег да находит должное отражение. По-прежнему встречаются эле менты формализма, педагоги недостаточно заботятся об ос воении учащимися передовых методов труда, повышения ка чества продукции, навыков об разцового содержания рабо чих мест. Слабо поставлена во многих училищах^ гласность соревнования, плохо использу ются меры поощрения лучших. «ОСНОВНЫХ направле ниях развития народно го хозяйства СССР на 1976—1980 годы» сказано: «Обеспечить подготовку рабо чих высокой квалификации из числа молодежи для всех от раслей народного хозяйства, прежде всего в профессиональ но-технических учебных заве дениях, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование, а также технических училищах. Увеличить прием учащихся в средние профессионально-техни ческие и технические училища более чем в 2 раза». Чтобы успешно выполнить эту задачу, подчеркивает Г. П. Павлов, нам предстоит много поработать в десятой пятилет ке. Предусматривается даль нейшее укрепление учебно-ма териальной базы системы профтехобразования. Намеча- В ется, в частности, строительст во 6. крупных отраслевых комп лексов, а также других объек тов. В училищах профтехобра зования запланировано за пя тилетие подготовить не менее 80 тысяч молодых рабочих. Эта задача потребует дальней шего совершенствования струк туры специальностей, освоения новых профессий в соответст вии с растущими нуждами на родного хозяйства области. Особое внимание надо обра тить на комплектование сель скохозяйственных и строитель ных училищ. Следует настойчи во поработать, чтобы укрепить материальную базу технических училищ на селе, а также рас ширить сеть средних сельских училищ. Она будет важным источником закрепления моло дежи в сельскохозяйственном производстве. Нельзя дальше мириться с тем, что лишь 15— 20 процентов выпускников средних сельских школ оста ются на работе в колхозах и совхозах. Далее Г. П. Павлов говорит,, что необходимо руководство ваться указаниями XXV съез да КПСС о том, чтобы все вы пускники профессионально-тех нических училищ имели сред нее образование. Поэтому сле дует планомерно вести дело так, чтобы к 1980 году в обла сти осталось два типа учебных заведеиий профтехобразовани я: технические и средние учили ща. Усилия педагогических кол лективов должны быть направ лены и на повышение качества обучения, коммунистического воспитания учащихся. Надо обращать особое внимание на изучение общественных дисцип лин, формирование у, молоде жи основ коммунистического мировоззрения, воспитание вы соких моральных качеств, пат риотизма и интернационализма, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности. Важно, подчёркивает док ладчик, создавать в училищах обстановку творческой актив ности, коллективизма, высокой требовательности к соблюде нию норм коммунистической нравственности. Полнее исполь зовать возможности трудовых коллективов предприятий и организаций для усиления вос питательной работы в учили щах, Необходимо’ и впредь делать все для того, чтобы в народное хозяйство приходила в ы с о к о 'к в алнфчцированная, грамотная, политически зрелая молодежь. XXV съезд КПСС, сказал в заключение Г. П. Павлов, име ет огромное историческое зна чение,, Является научно-обосно ванной программой действий для всей нашей партии, для всего советского народа. Вдохновенные решениями XXV съезда КПСС, полные уверенности и оптимизма, со ветские люди, а вместе с ними и грудящиеся нашей области, работники профессионально- технического образования от вечают на призыв родной пар тии активным и самоотвержен ным трудом во имя великого дела строительства коммуниз ма, дальнейшего процветания я укрепления могущества люби мой Отчизны. Д о к л а д п е р в о г о сек ретаря областного коми тета КПСС вызвал ожив ленный обмен мнениями. Пер вым в прениях выступил ди ректор профессионально-техни ческого’ училища № 20 В. Г. Хорол. Он рассказал об успе хах, достигнутых коллективом училища в прошедшей пяти летке, подчеркнул историче скую важность решений съезда для дальнейшего совершенст вования профессионально-тех нического образования. За пятилетие для народного хозяйства области, сказал В. Г, Хорал, подготовлено 2 700 мо лодых рабочих, из которых 530 человек окончили учили ще с отличием, шестистам вы пускникам присвоены повы шенные квалификационные разряды. Комсомольцы, все юноши и девушки, обучающие, ся в училище, активно участ вуют и в труде и в обществен ной работе. На Всесоюзных ударных стройках Липецка ими отработано более 300 тысяч человеко-часов. Собрано 330 тонн металлолома. Училище — участник ВДНХ СССР 1973 го да и награждено дипломом П-й степени. В повседневном творческом труде получил хорошую закал ку, сложился сплоченный и де ятельный педагогический кол лектив. В этом, прежде всего, заслуга первичной партийной организации, которая нацели- вет сегодня инженерно-педаго гических работников училища на повышение качества подго товки квалифицированных ра бочих кадров. Одним из глав ных условий дальнейшего со вершенствования учебно-воспи тательного процесса является развитие и укрепление совре менной учебно-материальной базы. В нашем училище уже много сделано в этом направ лении. Так, например, за пос ледние годы реконструированы и оборудованы 14 учебных ка бинетов и мастерских. В распо ряжении педагогов и учащих ся богатый арсенал разнооб разных технических средств: учебное кино, машинное про граммирование, лабораторное оборудование, тренажеры, средства автоматики и механи зации управления учебным про цессом. Важно, чтобы в даль нейшем новые профтехучили ща строились по проектам,учи тывающим оснащение совре менными техническими средст вами обучения. Союзные и рес публиканские органы профес сионально-технического обра зования должны более требо-* вательно подходить к работе проектных организации в этом направлении. Говоря о пропаганде пере дового опыта лучших препода вателей училищ, В. Г. Хорол вносит предложение создать при учебно-методическом ка бинете областного управления профтехобразования группу нештатных методистов из чис ла наиболее опытных, квалифи цированных инженерно-педаго гических работников учебных заведений для того, чтобы ор ганизовать более планомерную и целенаправленную работу по изучению и обобщению опыта новаторов педагогического труда. Большую часть своего вы ступления В. Г. Хорол посвя тил вопросам укрепления свя зи профтехучилища с базовым предприятием — управлением «Металлургпрокатмонтаж - Г». Шефы оказывают педагогам ощутимую помощь в укрепле нии материальной базы, орга низации учебно’-вбепитательйо- го процесса. Только за послед ние годы 9-й пятилетки учили щу безвозмездно передано обо рудование и инструмент на сумму свыше 14 тыс. рублей. Намечается построить для училища 2-й спортивный зал, хозяйственно-бытовой блок, полностью реконструировать электрогаЗосварочные мастер ские^ Осуществление этих меро приятий будет способствовать улучшению качества, обучения, лучшей организации шефства-1 наставничества над выпускни ками и учащимися училищ на базовом Предприятии. С ВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ заслуженный..... мастер п р о ф т е х р б разования РСФСР В. Н. Дорофеев посвя. тил роли мастера в 'улучшении трудового восПитанИя учащих ся. Наше Елецкое техническое училище №' 2, сказал он, приз вано готовить рабочие кадры для народного хозяйства стра ны из числа выпускников сред них школ. Инженерно-педаго гические работники училища хорошо понимают, что успех в деле обучения и воспитания рабочей смены в первую оче- - редь зависит от квалифика ции, опыта и Идейно-политиче ской зрелости мастеров. Мастеру необходимо посто янно и упорно работать над собой, совершенствовать свои знания и умение, идти в ногу с развитием современной совет ской педагогической пауки, тех ники и технологии производст ва. Именно эти качества отли чают лучших мастеров нашего училища, таких, как С. Н. Дя- днщев, А. Г1. Пучков, В ,Н. Ко стомаров, Н. И. Гришин, Л. И. Пажельцев, М. К. Петрищева, П. И. Шевелев И многие дру- "■ гае. С 1954 года, со времени ор ганизация технических училищ на базе. 10-летки, мы сочетаем подготовку рабочих кадров с выпуском сложной продукции: станков ТВ-16, ЗМ-634, а в на стоящее время и настольно- вертикально-сверлильнаго стан ка 2М-112. Это помогает масте ру проводить уроки на долж ном методическом уровне, улучшать трудовое воспитание учащихся. Юноши и девушки привыкают к самостоятельной работе, у них развивается инициатива, воспитывается чув ство ответственности за пору ченное дело. Развивая техническое мышле ние учащихся, мы всячески спо собствуем рацибнализаторской деятельности своих подопеч ных. В группе, которой я ру ковожу, было создано 24 при способления, улучшающих из готовление деталей станка ТВ-16. Однако в деле подготовки высои<оквалифицированных кад- ров есть и недостатки. Мы еще не добились сознательной дис циплины у некоторых своих воспитанников, не удовлетво ряет эстетика и культура про изводства в училище. Во мно гом это объясняется тем, что существует ряд проблем, пре пятствующих нормальному те чению учебно-воспитательного процесса. Основным базовым предприятиям училища являет ся завод «Гидропривод». Пред приятие полностью обеспечено кадрами на 10-ю пятилетку. Вот почему от завода переста ли поступать заявки на подго товку рабочих в училище. Это затормозило решение вопроса о строительстве учебно-произ водственного комплекса, ус ложняется снабжение училища обор удО'ваяием, инструментом. В связи с созданием новых отраслей промышленности, ро стом контингента учащихся- В. Н. Дорофеев вносит предло жение пересмотреть закрепле ние за училищами базовых предприятий. Должно быть улучшено и материально-техни ческое снабжение учебных за ведений. Скорейшее решение назрев ших проблем поможет коллек тиву подготовить в 10-й пя тилетке 4 800 квалифицирован ных рабочих, изготовить в учебных мастерских 240 стан ков, на 12 тыс. рублей раз личных инструментов, на 500 тыс. рублей швейных, трико тажных и кружевных изделий. В перерыве собрания встретились работники |профессионально-технического образования Липецка и Ельца. На снимке (слева направо): заместитель ди ректора по учебно-воспитательной работе ГПТУ № 4 г. Ельца А. Т. Голышкнн, мастер ! производственного обучения ГПТУ № 21 г. Лй-\ пецка С. Н. Желвакова и мастер производст- '> венного обучения ГПТУ № 4 г. Ельца А. Я. Травин. Фото А. Федорова. В ВОСПИТАНИИ у моло дежи бережного отноше ния к социалистической собственности, сознательной трудовой дисциплины, добро желательного, внимательного отношения к людям большое значение имеют Ленинские чте ния, Ленинские уроки, политин формации, конкурсы, читатель ские конференции и диспуты, сказала в своем выступлении заместитель директора по учеб но-воопитателыюй работе ГПТУ-28 Р. В. Свиридова. Ве дущую роль в формировании качеств нового человека-, под черкнула она, играет препода вание общественно-политиче ских дисциплин. ' «Ни одного отстающего ря дом!», «Сегоднй' отличник уче бы, завтра — передовик произ водства!» — вот девизу, кото рые стремятся претворить в жизнь педагоги, воспитывая у учащихся чувства коллекти визма, взаимовыручки, товари щества., Большое значение кол лектив придает организации сониалнстического соревно®а- ния. Значительно оживилось это патриотическое движение в ходе соревнования за право подписать Ра-пО|рт^ХХУ съезду КПСС, ширятся накал трудов вого соперничества и в.эти днм- Однако инженерио-педатопи ческим работникам училища еще многое предстоит сделать для повышения качества обу чения молодежи. Сложные и ответственные проблемы подго товки рабочих сферы обслу живания, сказала Р. В. Свири дова, могут быть решены в том случае, если учебное заве дение и базовое предприятие будут работать в тесном кон такте. Но базовое предприятие для оснащения мастерских учи лища выделяет лишь списан ное, устаревшее оборудование. Естественно, когда учащиеся, закончив обучение, придут в цехи, йх придется переучивать для работы на новых станках. Ясно, что такое отношение к важному делу со стороны шефов .нельзя признать пра вильным. Сегодня училище испытыва ет большие затруднения в под боре мастеров производствен ного обучения в группы парик махеров, часовщиков, фотогра фов, швейников. Таких ос ложнений не было бы, если областное управление бытового обслуживания населения на ир являло на работу в училище своих лучших производствен- НИ1К01Й. Не все еще сделано по закре плению молодых специалистов на селе. В этом есть, конечно, недоработка нашего коллекти ва. Но главная причина боль шой текучести кадров в том. что на местах не всегда внима тельно относятся к трудоуст ройству выпускников училища. Например, в 1975 году 5 деву шек, закончив училище, поеха ли на работу в Ча-плышнский райбыткомбинат. Но руководи тели комбината бездушно от неслись к ним, не помогли уст роиться с жильем, не предоста вили в течение 3-х месяцев ра боту по специальности. Девуш ки были вынуждены искать ра боту в другом месте. Совсем немного времени ос талось до выпускных экзаменов в училище, и более 300 моло дых специалистов вольются в семью рабочего класса. Важно, чтобы все они встретили на местах отеческую заботу, вни мание и душевную теплоту. В ДЕСЯТОЙ пятилетке строителям области, ска зал начальник «Главли- пецкетроя» В. В. Артемов, предстоит выполнить строи тельно-монтажных работ на 1 миллиард 100 миллионов руб лей. Только на Новолипецком металлургическом заводе в строй действующих войдут коксовые батареи №№ 7 и 8, цех холодной прокатки углеро дистых сталей, 2-я очередь кпел ородно-конверторного це ха № 2, кислородная станция № 2, будет начато строитель ство доменной печи № 6 объ емом более 5 000 куб. метров. Решение этих больших и сложных задач невозможно без расширения профессиональной подготовки кадров. Только за годы 9-й пятилетки на стройки Главка пришли 8 145 молодых рабочих, которые участвовали в ссор ужении важнейших объ ектов, показали обрлзцы отно шения к труду, высокую выуч ку и профессиональное мастер ство; Не случайно, многие из выпускникс® профессион ально- технических училищ удостоены высоких правительственных нага ад. В целях дальнейшего расши рения базы для подготовки ра бочих Главлинецкстроём пре творяется в жизнь широкая программа строительства сов ременных комплексов училищ. Уже введены в строй действу ющих комплексы на 800 уча щихся каждый Для училищ №№ 21, 26 и 6 в Липецке и училища № 25 в\Ельне. В на стоящее время в 9 училищах, готовящих кадры для Главли- пеикстроя, 4 900 ученических мост. -В этом пятилетии число учащихся еще больше увели чится.' Мы предполагаем по строить новые здания, для тех нических училищ №№ 12 и 5. Организации и предприятия Главка повседневно оказывают подшефным училищам матери альную помощь. Однако к сво им задачам не все шефы под ходят с одинаковой ответствен ностью. Это в первую очередь относится к коллективу треста «Железобетон». В свою очередь и’ от работ ников профессионально-Техни ческого образования мы ждем поддержки в решении целого ряда проблем. Не в полной ме ре удовлетворяются наши заяв ки на подготовку рабочих мно гих профессий. Так, за пяти летку необходимо' было обу чить 3 600 плотников и Плотни ков-Столяров. Училище же за кончили лишь 870 человек этой профессии. Совершенно не го товятся сантехники и трубоук ладчики для треста «Спец-1 строй», формовщики, бетонщи ки, кровельщики. В то Же вре мя училища выпустили больше, чем требуется, газо- и электро сварщиков и электриков. Далее В. Б . Артемов говорит о задачах, которое необходи мо решить для того, чтобы со кратить текучесть/ кадров на стройках, и в этих целях пред лагает, чтобы учащиеся училищ проходили практику только на тех участках и в тех брига дах, в которых иЙ предстоит в будущем работать. Распределение учащихся. по ор ганизацням Главка отныне будет осуществляться за год до выпускных экзаменов, что уси лит контроль за учебой и со хранением контингента уча щихся. В целях улучшения профес сиональной подготовки рабочих следует рассмотреть также во прос о дальнейшей специали зации ряда училищ. До сих пор некоторые из Них выпуска ют рабочих' по 10—12 специ альностям. На наш взгляд, го ворит В. В. Артемов, в учили ще следует вести подготовку максимально по 6 специально стям, чт0 позволит подобрать более квалифицированные кад ры преподавателей. ОПРОСАМ участия ком сомольских организаций области в деле совершен- ствования профессиональной подготовки молодежи посвятил свое выступление первый секре тарь обкома ВЛКСМ П. Т. Гор лов. Он подробно осветил дея тельность в этом направлении комитетов комсомола Новоли пецкого металлургического за вода и технического училища № 27, остановился на пробле мах, стоящих перед учебными заведениями, готовящими кад ры для села. Особую тревогу, подчеркнул П. Т. Горлов, вызывает тот факт, что ни одно сельское училище не имеет своего базо вого предприятия, хотя еже годно они готовят более 3 ты сяч кадров массовых техниче ских профессий. Совершенно отсутствует связь комсомоль ских организаций колхозов и совхозов с учебными заведени ями профтехобразования. Не менее важной проблемой явля ется трудоустройство и закреп ление на производстве в ы п у с к н и к о в профессионально-техни ческих училищ. Достаточно сказать, что в совхозе «Трое куровский» из 11 выпускников только 5 доверили тракторы, остальных определили разно рабочими. д в Большие задачи, стоящие пе ред комсомольскими организа циями профтехучилищ, сказал П. Т. Горлов, требуют постоян ного совершенствования стиля и методов работы комитетов комсомола. За годы пятилетки комсомольские организация профессионально - технических училищ области численно вы росли, организационно окреп ли. Сейчас в их рядах насчиты вается свыше 14 тысяч ,комсо мольцев. Среди освобожденных секре тарей комсомольских организа ций профтехучилищ — 25 процентов — коммунисты, бо лее половина из них имеет высшее или незаконченное выс шее образование. В последнее время, осо бенно в связи с проведением обмена комсомольских доку ментов, большую помощь ком сомольским организациям учи- и!Л1ИЩ оказывают партийные ор ганизации, администрация учи лищ. В то же время Многие ма стера и преподаватели СПТУ-3, ГПТУ-21 не считают нужным участвовать в работе комсо мольских собраний. Это отри цательно сказывается на вос питании,, подрастающей смены. ЙР1ЖТОР сельского про фессионально - техниче ского Училища № 2 А. А. Зеленое остановился на роли педагогического коллектива в улучшении качества подготов ки кадров для села. За годы девятой пятилетки, сказал он, училище обучило 4 512 человек различным сельскохозяйст венным специальностям. Осво ена подготовка кадров по но вым профессиям, таким, как оператор-птицевод, слесарь контрольно - измерительных приборов и автоматпки для обслужИ®ания ж ивотноводче- ских комплексов и ферм. В на стоящее время в училище обу чается 700 Человек в группах с трехгодичным сроком обуче ния, 265 человек с шести-вось мимесячным сроком обучения. В зимний период подготовлено в шести районах области 598 механизаторов. Но помещения, в которых расположены кабинеты, не отвечают необходимым требо ваниям. Училище нуждается в новом типовом здании; Практическое обучение сего дня трактористы проходят в учебном хозяйстве. Учхоз рас положен далеко за пределами училища, земли его непригод ны для работы тяжелых ма шин, так как пересечены овра гами, балками, разделены до рогами на маленькие участки. В довершение всего на землях учхоза организована городская свалка. Ясно, что на таких площадях невозможно мастеру показать, а учащемуся на учиться передовым методам и приемам обработки почвы. В последние годы училище испытывает трудности в комп лектовании учащихся в группы трактор истой-машинистое ши- рокого профиля. Очень мало молодежи направляется на обучение из колхозов им. Крупской Становлянского рай она, «Верный путь» Долгору ковского района, совхоза «Ис кра» и многих других. Пока остается проблемой закрепление выпускников в колхозах и совхозах. Анализ показал: там, где к молодым рабочим относятся с должным вниманием, предоставляют ра боту по специальности, довевя-, ют технически исправные ма шины, создают необходимые условия для труда, быта, уче бы, там не возникает ослож нений с молодыми специали стами. На собрании областного ак тива были утверждены основ ные мероприятия областного управления профтехобразова ния по выполнению решений XXV съезда КПСС. Его участ ники приняли обращение ко всем работникам профтехобра зования, в котором призвали совершенствовать систему об разования и профессиональной подготовки учащихся с тем, чтобы она в максимальной степени способствовала выпол нению задач, выдвинутых XXV съездом КПСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz