Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

11 января 1976 г., № 8 (14 394 ) в т м и н я я я к а я я ю ш п к и ' к л ш И Т Е П Р Н А Я Г Р А Н И Ц А — — -------- ------------------- © ♦ В пятницу • обл а стной библиотеке состоял* ся яечер Липецкой пис а тель ской орг анизации* С чита тел ями встретились предст а вители р а з­ ных поколений липецких пи сате л е й и литер а ­ т урного а кти ва. Мы пр едо ст а вляем мм слово на наш ей «Литер а турной стр а н ице». В Липецке начинала свой творч еский путь ныне известн а я поэте сс а , ответственный секре­ т а рь Т а мбовской пи сате ль ской ор ганизации Майя Румянц ев а . Большой вк лад в ор ганизацию ли тер а турных сил Липецкой обл а сти внес в свое время Юрий Черн о в. © . Вместе с «ветер анами» Липецкой пи сате ль ­ ской ор ганизации выступа ет сегодня и нов ая лит ер а турн а я смен а . Это только что начинаю­ щий свой твор че ский путь талантлнаый моло­ дой прозаик из с. Красного Ал ек с а ндр Титов, н ед а вно прин ятая в Союз писа теле й Светл а н а Мекшен, поэт Ив а н З а вр а ж и н. О тветственный секрет а рь Липецкой пи сате ль ­ ской ор ганизации Владислав Зорин рассказы­ ва ет о б итог ах первых десяти лет работы ор­ ганизации, о творч еских поисках ли тер а тор ов Липецкой обл а сти. Н А Ш И П Я Т И Л Е Т К Липецкой писательской орга­ низации исполнилась десять лет. Срок вроде бы и неболь­ шой. Но за это время наш на­ род сумел выполнить планы восьмой и девятой пятилеток. И скромный труд литераторов тоже «вливается в труд рес­ публики». Липецк мужает с нарастаю­ щим ускорением. Предполага­ ется, что к концу десятой пя­ тилетки население областного центра составит около полу­ миллиона человек. Внушитель­ ная цифра! Естественно, от ритма жизни города неотделим и ритм наших творческих поисков. Невольно вспоминаются стро­ ки, написанные нашим земля­ ком Алексеем Липецким в 1913 году: «То затерявшийся в расселине. То выползший на бугорок, Как на ладони, в рамке зелени, С горы весь виден городок. Отсюда словно он игрушечный, Но тишина в нем целый день, И не спугнул бы выстрел пушечный Его насиженную лень...» А вот стихи нового поэта, нашего современника: «На плечах домов — небосвод, Ночь в рабочей робе идет. Разбудили ее гудки, Ослепили прожектора, Мы встаем, на подъем легки, Мы спешим, нам к станкам ' пора...». Эти стихи Юрия Чернова вошли потом в сборник, кото­ рый так и назвал поэт «Ночная смена». Первые книги на ли­ пецкой земле! Тоненькие поэти* веские брошюрки. Десять — пятнадцать стихотворений. Но я для авторов, и для города эти поэтические кассеты были большим праздником. Потом дошел черед и до приезда большой писательской бригады. Литераторы присут­ ствовали при закладке пня очередной домны. И прямо на строительной площадке с кранами, металло­ конструкциями, железобетон­ ными перекрытиями началась поэтическая перекличка. Здесь у Пня домны родились строчки цикла стихов «На Липецкой Магнитке» Александра Нико­ лаева: «Людская жизнь пройдет. Сгорит, как порох, Ракетою промчится, наконец. Но домнам жить, В фундаменте которых — Бетон на чистом золоте сердец....». Впервые читала тогда свои стихи и рабочая завода, конт­ ролер ОТК. листопрокатного цеха № 2 Светлана Мекшен. В горячих аплодисментах пото­ нули заключительные строки: «Стирая грани ученичества, Во времени больших забот, Встает над городской обычностью Его величество Завод...» С площади Ленина откры­ вается захватывающая панора­ ма. Металлургический завод с домнами, трубами, стальными конструкциями, ажурными мостовыми переходами напо­ минает флагман крупной эс­ кадры. Чуть подальше — трак­ торный. И здесь безотказно действует литературный пост. Его тогда возглавлял сотрудник газеты «Кировец», поэт Стани­ слав Сериков. Теперь трудно и подсчитать, сколько было вы­ пущено литературных отчетов перед заводчанами — устных, стенгазетных, Многотиражных. И как бы итогом многолетней работы литераторов у тракто­ ростроителей послужила не­ давно вышедшая книга прозаи­ ка Виталия Чернова «Люди твердой закалки». Жить жизнью города —• не­ гласное правило литераторов- липчан, которое определилось еще тогда, в первые годы ра­ боты писательской организа­ ции. Сейчас сделана и первая попытка— на местном матери­ але Анатолий Баюканский на­ писал роман о рабочем классе «Восьмой день недели». Тема необычайно сложная. Автору пришлось в течение долгого времени жить и работать в коллективе Новолипецкого ме­ таллургического завода, изу­ чить технологию производства. Широко используются н мо­ бильные жанры: стихотворные репортажи с места события, газетно-журнальные очерки, штрихи к портрету героя. В канун Нового года Липец­ кая писательская организация снова провела серию встреч писателей с рабочими многих цехов НЛМЗ. Обоюдный обмен мнениями о производстве «ста­ ли и стихов» как бы еще раз подтвердил необходимость тес­ ной связи писателей с жизнью народа. Волнующи и всегда плодо­ творны глубокие многодневные рейды писателей по области. Общерие с колхозниками и рабочими совхозов — не мимо­ летное. У многих наших лите­ раторов есть в селах и район­ ных поселках на примете свои герои. Прозаик. Юрий Плотни­ ков сейчас готовит большую книгу о тружениках села. Мысленно охватывая работу прошедшего литературного де­ сятилетия, нельзя умолчать и об одной любопытной цифре? наш небольшой, но работоспо­ собный отряд по количеству изданных книг в Центрально­ черноземном книжном изда­ тельстве занимает второе место после Воронежа. Более семиде­ сяти книг подарили липчане своему читателю. И еще одно-—за десять лет мы приняли 11 литераторов в члены Союза писателей СССР. Новые и новые имена появля­ ются в наших послужных спи­ сках. Светлана Мекшен закон­ чила с отличием литературный институт имени Горького, она принята в члены Союза писа­ телей СССР, ее стихи широко печатаются в журналах и газе­ тах страны. К десятилетию ор­ ганизации она пришла с хоро­ шим подарком. Ее книга стихов «Голос» вот-вот должна поя­ виться на прилавках книжных магазинов. На подходе новая книга сти­ хов участника 6-го совещания молодых литераторов Ивана Завражина. Отрадно, что наши посланцы на этом ответствен­ ном совещании были замечены И хорошо аттестованы руково­ дителями семинаров. Второй участник — Александр Титов живет в райцентре Красное. Впрочем, в районах и городах Липецкой .области живут и ра­ ботают многие литераторы, по­ дающие надежды: Александра Тамбовская из Лебедяни, Нина Александрович из Усмани, В Ё Ш К Н Возьму билет Ах, Дон, до Вёшенской, Где твое донышко, Уеду н ал егке Коль са м ты — в глубину?! Под светлые скворечники, Здесь сердцем Под льдинки на р еке. судьбы впи са н ы Лучи над ст епью скошены, В глубинную волну. Но птицы небо жнут. И сколько вёсен Доном Хорошие, Протяж но хорошие проплывут. Здесь вешенцы А волны все живут. с поклоном Тр опинк а п о ст а реет , Опять сойдутся тут. Дорог а — никог да . Т есовые ворот а То тучами над Вёш ен ской, и дом невд ал еке , То п еснями — года, Хозяин светлобровый А вечной песне— вечность В холщевом пидж ак е. И ей душ а моя. На лоб ...Н ад сотою стр а н ицею крутой, широкий Опять за пла чу я. Сп ада ет прядк а све та . А выйду з а окол ицу, Не Дон ли Т а бун в степи, как тень. поде лил ся И дед Щук а рь , Волною белой этой?,.. прищурившись, И в сердце много весен — Глядит Вот эта ст епь с людьми. н а р ы ж ий день. Коле са ми д а п ле са ми Вдоль тополей д а ел ьников Донск а я степь гудит. Уходит ширь в зенит. То тучами над Вёш ен ской. А у пл еча То пе снями— год а . Ак синьин а Тр опинк а з а теряет ся, В ведерк а х Дон Дорог а — н икогд а... зв ен ит. М ай я РУ М ЯН Ц ЕВА. Иван Косарев из Данкова, Юрий Стародубцев из Тербун- скогь района, Тихон Дмитриев из Плоского, Николай Емелья­ нов и Борис Цветаев из Гря- зинскрто района, Эмма Алексе­ ева и Геннадий Скаредное из Ельца, Алла Тумаровская и Лариса Тактаева из Липецка и многие другие. Почетная и ответственная задача возложена у нас на поэта Сергея Панюшкина. Он возглавляет военно-патриоти­ ческую секцию при писатель­ ской организации. С. Т. Вайман, доктор фило­ логических наук — автор многих литературоведческих работ, опубликованных в жур­ налах Советского Союза и за рубежом, в течение, многих лет руководит секцией критики. Широкой популярностью пользуются книги старейшей нашей писательницы Юлии Яковлевны Шифриной. В свое время хорошо прозвучали ее повести «Я—хорошая девочка», «Я — взрослая», «Мы были од­ ногодками». В прошлом году вышел новый томик повестей и рассказов «Прошлое -идет ря­ дом». Сейчас Ю. Я. Шифрина заканчивает новую свою рабо­ ту — книгу о нашем современ­ нике. Назрела важная проблема — создать в городе детскую лите­ ратурную студию. Все предпо­ сылки к этому есть. Владимир Андреевич Добряков, популяр­ ный детский писатель, с удо­ вольствием принял бы на себя руководство. Дело требует решительного организацион­ ного вмешательства обществен­ ности. Всегда приятно подводить хорошие итоги. Они Побужда­ ют каждого из литераторов на новой временной ступеньке к новым удачам — к созданию подлинно народных книг. Но недоработки прошедше­ го десятилетия необходимо учесть. А они были. Нам необ­ ходимо укреплять свою связь С производственными коллек­ тивами. И в этом деле не обой­ тись без помощи общественных организаций, предприятий и хо­ зяйств. К сожалению, иногда писателей приглашают на встречи без предварительной подготовки аудитории, внепла­ ново, стихийно. Работники идеологического фронта не в полную силу ис­ пользуют необъятные возмож­ ности областного бюро пропа­ ганды советской литературы. Явно малую отдачу берут от приезда бригады писателей в некоторых районах области^ в городе Ельце. Десять лет — срок достаточ­ ный для укрепления писатель­ ской организации, завоевания авторитета, и это, прежде все­ го, зависит от самих писателей. Но дальнейшая плодотворная работа будет зависеть и от на­ шей связи с партийными и об­ щественными организациями. В стране широко разверну­ лась подготовка к XXV съезду КПСС. Событие огромной исторической важности ко многому обязывает и литерато­ ров, живущих на липецкой земле. В эги дни литератор обязан задать вопрос самому себе: все ли ресурсы писательских спо­ собностей использованы, нет ли долгов перед своим народом, чем ты встречаешь знамена­ тельную дату? И если «слово — полково­ дец человечьей силы», то каким оно будет у каждого из пишу­ щих на пороге второго десяти­ летия? В . З ОР И Н , ответственны й сек ретарь Ли п ецк ой писательск ой органи з аци и . зи м н и м д е н ь . Рис И. Степанова. РАССКАЗ Г О Р О Д И Д Е Т Иван Пудеевич, как и многие пожилые люди, проснулся рано. Летний рассвет только начи­ нался, и в такие часы ему всег­ да казалось, что будущий день будет большим и интересным. Никаких дел у него не было, и потому он долго лежал и ду­ мал. Вот, например, что означает *— Иван Пудеевич? Это имя, давное ему навеки. Отца по.п назвал Пудом, потому что дед Ивана Пудеевича был должен попу пуд муки. Чтобы не забывал дед о долге, чтобы помнил, глядя на маленького Пуда, улыбающегося своей по­ гремушке и уже отзывающего­ ся на свое короткое, бухающее имя. Пуд погиб, защищая рабо-' чее дело, а имя его осталось, превратилось в отчество и те­ перь, как дурачество старого Мира, доживало с Иваном Пу- деев-ичем свой век. Мутны, похожи на соя ста­ рые времена. Потому и не лю­ бит их Иван Пудеевич. Но что поделаешь, если эти годы уже прожиты, если они старыми ржавыми гвоздями впились в сердце. ...Вот лицо бабушки и он сам, маленький, просящий у нее ку­ сочек сахара, который бабуш­ ка бережно хранила в сундуке, завязанным в платочек... Вот рабочие принесли его отца, большевика, вставшего на за­ щиту бедных. Отец лежит на полу, и его черные руки, еще теплые, пахнут порохом и ма­ зутом... Иван Пудеевич решил вста­ вать. До некоторых пор жизнь Ивана Пудеевича была дело­ вой и размеренной, но вот ре­ шили на их старой улице по­ строить новый театр. Поэтому всем, жившим в старых домах, дали квартиры. Получил и Иван Пудеевич — светлую, двухкомнатную. Жена его, Мария Ермолаевна, очень об­ радовалась. Он не понимал ее радости и сердился, пытаясь объяснить ее настроение обыч­ ным пристрастием женщин ко всему чистому и красивому, Иван Пудеевич и двух дней не смог прожить на !втором этаже — вернулся в старый дом, в слободу. Слобода тоже имела свое название — Затоплянка. Ког­ да-то почти каждую весну во­ да подходила прямо под окна, но вот за последние годы в верховьях реки понастроили плотин, часть воды отдали за­ сушливым землям, и река ус­ покоилась. — Сдурел старик, — ахнула Мария Ермолаевна, когда Иван Пудеевич сказал ей, что пойдет проведать дом и, мо­ жет быть, заночует. «Задавят его там,— мелькнуло в ее оза­ боченном уме,-— и не найдешь потом под досками. Вот горе- то на мою голову...». — Забудь ты про этот дом,— пыталась она убедить его,—> смотри на новый да радуйся. Си ушел, не дослушав ее. — Мы с ним как два проти­ воположных земных шара,— вздохнула Мария Ермолаевна, обосновав таким образом свое мнение о муже. Живя теперь в новом доме, в большом куль­ турном городе, она и сло­ ва старалась подделать под новый «научный» лад. В своей квартире она ходила с удив­ ленными, широко раскрытыми глазами, нежно гЛадиЛа бока у ванны, улыбаясь, открывала краны с горячей и холодной водой. Целый час она училась пользоваться маленьким двер­ ным Замком. Она боялась, что он не откроется, когда она вернется из магазина. Газом Мария Ермолаевна пользовалась чрезвычайно ос­ торожно, делая все по инст­ рукции. И только когда ее ус­ покоила соседка, сказав, что «ничего там не может взор­ ваться», Мария Ермолаевна стала без опаски зажигать го­ релки. Повеселело на душе и на сердце Ивана Пудеевича, ког­ да вернулся он в низкий тем­ ный дом, где прожил шестьде­ сят три года. Казалось, чему бы радоваться — холодный кривой пол, весь из разнокали­ берных досок, скрипит и по­ станывает под ногами. В сте­ нах поскрипывает сухое дере­ во, собирающееся помаленьку шить. Этот дом построил еще дед Ивана Пудеевича. Окна снаружи кажутся чер­ ными. Это оттого, что они ма­ ленькие, и солнечный свет гас­ нет в них безвозвратно. Но черная глубина жива. Она на­ полнена для Ивана Пудеевича дорогими образами, улыбками друзей и родных. Вот Алешка... Нету его, Алешки — погиб на войне. Единственный сын Ивана Пу­ деевича. Всегда был весел этот хлопец. Приходил из школы и сразу начинал конаться в ка­ ких-то железках, мастерить. Протянул антенну, сделал ра­ дио. Иван Пудеевич помог ему тогда выкопать яму для за­ земления — зарыли в нее мед­ ный самовар. Долго потом удивлялся Иван Пудеевич, как это Алешка ухитрился из зем­ ли и неба добыть голос. — Вот гром я понимаю, — говорил он тогда Алешке, — гром идет с неба, и молния при этом светит. Чем ярче молния, тем сильнее гром. А здесь как? Почему не видно, кто говорит? Алешка смеялся, втолковы­ вал ему что-то рро магнитное поле. А Иван Пудеевич , не понимал н для смеха глупил еще больше, притворялся сов­ сем бестолковым. Потом вместе усаживались за простейший приемник. Алешка Шевелил маленький серый камешек, трогал его пружинкой, и в наушниках раз­ давался чистый человеческий голос: «Говорит Москва!» Алешка... На фотографии он весь настороженный, напрягся. Глядя на его портрет, невольно возникает ощущение близости фотографа, слышится его по­ велительное: «Спокойно, сни­ маю!» Очень уж не похож ак­ куратный причесанный мальчик с фотографии № веселого Алешу. Когда Алешка был малень­ кий, кто-то прищемил ему ру­ ку дверью. Эту дверь Алешка, ползая, очень любил откры­ вать. Рука вспухла, покрасне­ ла. Испугался тогда Иван Пу­ деевич, подумал, что перебили мальцу суставы. Но ничего, обошлось. Просто прищемили пальцы вскользь. Но вот за­ помнил Ива» Пудеевич плачу­ щее лицо сынишки, и теперь всегда видит эти слезит. И хоть знает, что его сын погиб, как герой, все видит его перед со­ бой маленьким, плачущим, без­ защитным. Иногда, напрягая свое отцовское воображение, он видит немца-фашиста, убив­ шего Алешу. Это огромный верзила с закаменелым беспо­ щадным лицом. Йод засучен­ ными рукавами черные воло­ сатые лапы. Раскрыв пасть Желтых звериных зубов, он втыкает в Алешину грудь штык... Иван Пудеевич скрипит зу­ бами от таких выдуманных картин, чувствует у себя под сердцем железо и тяжело са­ дится на маленький, щербатый порог родного дома. «Ум«рать-то, поди, куда больнее было,— думает он, чувствуя и представляя Алеш­ кину боль. Меня вот тоже ра­ нило в гражданскую под Во­ ронежем...» Солнце. Оно взошло, как всегда, над его садиком. Он маленький, Всего восемь яб­ лонь. Посадил он их как-то но осени, а как пришла весна, за­ шумели они листочками — ма­ ленькие лопоухие детки при­ роды. Садик небольшой, но уютный. Есть и огород. В нем огурцы, помидоры, привязан­ ные к палочкам. „.Здесь родной дом Ивана Пудеевича. Все эти дни он ду­ мает о нем, прощается с ним. Маленькие окошки, вечный по­ лумрак, запах керосина из еёней, выцветшие обои, ва которых желтый когда-то узор перемешался с осевшей на них чернотой. Лишь одно мес­ то над койкой Ивана Пудееви* ка сохранило свой порвана- •чальный рисунок. Там долго висела фотография Алеши. Те­ перь фотография — главная радость и ценность Ивана Пу­ деевича — висит в городской квартире. Иван Пудеевич выходит на улицу. Так он топчется целый день — то выйдет, то войдет. Улица умирает на глазах. Каждый день веселый бульдо­ зерист Митька сносит старые дома. А возле трактора всегда стоят несколько зевак, наблю­ дающих за работой. 1 Сейчас пока рано. Митька только еще возится с мотором, готовится его заводить. Нако­ нец, бульдозер завелся, я те­ перь Фзлый день будет слу­ шать Митька поскрипывание старых досок, звяканье пыль­ ных стекол. А Иван Пудеевич будет стоять невдалеке от зе­ вак и напряженно смотреть. Чьи-То давнишние судьбы бу­ дут проходить перед ним и на глазах растаскиваться по бревнышку, погружаться в об­ лако темной Пыли. Так проходит день. На пустой улице иногда по­ являются' редкие прохожие. — Что здесь собираются строить, папаша?— спрашива­ ют они. — Театр,— отвечает Иван Пудеевич. — Театр? Это хорошо. Го­ род растет, нужен и театр. А Иван Пудеевич все раз­ глядывает свой дом. Подходит к стене, швыряет штукатурку — прочна ли? Штукатурка от­ валивается, с грохотом падает ему под ноги. Вечер наступает медленно. В тишине ясно и отчетливо слышно, как идет Город. Он глухо шумит машинами, бря­ цает металлом, шипит электро­ сваркой. Иван Пудеевич лю­ бит город и Думает о нем, как о живом существе. Город мо­ лодой, красивый, добрый. Он подползает длинными транше­ ями иод фундаменты новых домов, вместе с цементом пе­ ремешивается в бетономешал­ ках, с каждым кирпичом ук­ ладывается надолго, прочно. Завтра сюда подъедет Мить­ ка й раза три обойдет вокруг дома в поисках старого чуда­ ка, Потом зарычит бульдозер, наедет на дом. Вывернутся бревна, скрипнут, словно избо­ левшиеся суставы, тяжким смертным голосом ухнет пото­ лок, с треском порвутся домо- вы жилочки. Мелькнет белое пятно и обрушится В ПЫЛЬ... Иван Пудеевич идет в но­ вый дом. Город в огнях, отды­ хает. Нарядная, всегда краси­ вая молодежь спешит в парк, где звучит музыка. Машины приглушенно шуршат шинами, светлячками плывут точки подфарников. На уклоне про­ спекта эти огоньки похожи на разноцветные Заезды. Иван Пудеевич прислуши­ вается к разговорам. Он ло­ вит себя на том, что ему ин­ тересны частички чужой жиз­ ни. Люди говорят об отдыхе, многие еще возбуждены рабо­ той, говорят о ней громко, спорят. В такие мгновения Ивану Пудеевичу становится немного неловко За свой воз­ раст, за свою бесполезность в этом большом трудолюбивом городе. Он пытается принять вид озабоченного человека, представить, что идет в ноч­ ную смену на какую-нибудь нужную работу. Это ему уда­ ется. и в шумном потоке про­ хожих он чувствует себя лег­ ко и уверенно. Желтые окна троллейбусов и автобусов полупусты. Но Ивану Пудеевичу хочется пройтись пешкам. Он уже не думает о маленьком домике и о своем одиночестве. Теперь он в городе, с людьми. А . Т И ТОВ . ЭК СПРЕСС Ж И 3 Н И Мне с ра нне й юности знакомы Вокзалы и аэродромы, Т ре вожно-шумные прич алы , Прощенья шепот за поз далы й. Служил отец мой н а гр ани це , Он научил м еня беречь И дом, где довелось родиться, И боль р а злук, и радость вс треч. Я са м— войною оп аленн ый, Поз нал крутую тв ердь земли. Не поезд а , а эшелоны Меня в грядущее везли, О, жизни трудные ступени, Землянки ст анций фронтовых, Причалы в м еч ущейся пене, З а вес а шаш ек ды мовых. И полевых а эродро мов Полусожж ен ная трава, И яростным зенитным громом Расс трелянн а я синев а .- Теперь и н ы е мне знакомы Вокзалы и аэродромы. О, царство ватников, штормовок, Броски на с е вер и н а ю г, Призывный гул ко мандировок, Гд е ты ща верст — еще не крюк, Где начина ет ся с па латок Рож д енье но вых городов, Где дым костров м анящ и сладок И в етер времени суров... Стуч а т зеленые вагоны, Стою, волненья не таю: В мир, громом жизни потрясенный, Я пр овожаю дочь мою. Сп е шит экспресс дорогой даль не й, Дочь мо лча маш ет из окн а, Стою счастливый и печ альный; Ведь первый р а з она одна. Ю . Ч ЕР Н ОВ . Д В А С Т И Х О Т В О Р Е Н И Я СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ Рубаха в меленький горошек. Все, как у всех. Но что хитрить! Н а снимке г ла вное— Галоши, и д ед у гордости не скрыть. Он шел босой, а и х — за спину, все р ади снимк а одного , чтобы н а Кр а сном Флоте сыну спокойней было за него*. Над туфлями у юных теток носки с ка емочкой видны. Из даль них торфор а зр а боток обновы те привезены. А вот н а снимке — Лель кудрявый, село покинувший ед ва. Его ладонь так велич ава на пасти мраморного льва. — А этот — гл яне шь, сердце стынет — мчит, аж картузик с головы. На бутафорском лимузин е слове «С приветом из Москвы» Здесь кто-то у велосипед а не дрогнет , рукава подняв, — и всем видны ч а сы «П обеда» на восемнадцати камнях. О бож е, как красноречиво могли мужчины, став круж ком, жать руки перед объективом или делиться огоньком... Вот обелиск. Рука простерта. Застыл в граните резкий ж ест. А рядом — коллектив курортный, причастный к славе этих мест... Листаю, не заплакать силясь, и в памяти родня встает. Как беззащитна уязвимость нехитрой гордости ее! С той гордостью им все по силам, и ты в сочувствии сдерж ись Но жаль, часов тех мало было, и тот курорт — один на жизнь. А вся их поза— это внешне. Заглянешь вглубь — и не смешно. И никакой рисовки грешное а лишь достоинство одно. * Это надо суметь — удерж аться на нервах: по -коанам, как смерчь, — , ленты хроник военных. И не спрятать лица, если взгляд у любимой весь — лишь поиск отца в пробегающих мимо. Не понять, не принять давность лент полинявших, приподнять и узнать в пехотинце упавшем. Четверть века не в счет, если все еще длится на Каяле полег неумолчной зегзицы. Эта нить бытия не на мне оборвется, дальше — дочка моя а кадры хроник вопьется. Через тысячи дней в темном том кинозале мне бы смертью своей не прибавить печали, промелькнуть, не склонясь, чтобы поздно иль рано тоже где-то упасть, но за краем экрана. И . З А В Р А Ж И И . ПАНТЕЛЕЕВНА В начале дня — собранье неурочное. Президиум, конечно, на виду. И Пантелеевна, разнорабочая, сидит в почетном, во втором ряду. Не скрыться от смущенья и не спрятаться. Глаза прикроет — жизнь пройдет, как час. ‘И надо удерж аться, ... ......... не расплакаться — Не время для волнения сейчас. А сердца-то и не было, наверное, когда ушла ты из родимых мест, поставив в землю мерзлую, холерную впервые в жизни свой семейный крест. Оно и позж е ничего не значило, растрачивая твой недетский пыл, когда, сдирая руки, ты батрачила за то, чтоб только теплый угол был. День долог, и заботы не убавится. „.Но как-то продотрядовский смельчак тебя остановил: «Постой, красавица. Поедешь, мож ет, с нами? Или— как?» Ты поняла чутьем, не разумением, что он — всерьез. И сердцем обмерла. Как солнышко выходит из затмения, так ты пошла на голос, как была. И началась твоя страница главная, где слова не убавить, не стереть. За то, что ты на ней — со всеми равная, не страшно было даж е умереть. Но ты жила, дыханием наполнена сраж ающейся, строящей, страны. И цену жизни поняла доподлинно, не зная собственным рукам цены. Землянки рыла. Гимнастерки штопала. Пни корчевала. И хлебы иаклё. Была всегда в работе — а не около. Иначе не умела, не могла. Жалела об одном; не шибко грамотна. И все ж, не в оправданье прошлых бед, наказывала детям, что, мол, срама-то ни от каких работ на свете нет. До разговоров прочих не охочая. Жизнь прожила и ж аловаться — грех. ... Собрание идет. Разнорабочая — в ряду почетном, ' на виду у всех. С. МЕКШЕН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz