Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
11 января 1976 г., № 8 (14 394 ) в т м и н я я я к а я я ю ш п к и ' к л ш И Т Е П Р Н А Я Г Р А Н И Ц А — — -------- ------------------- © ♦ В пятницу • обл а стной библиотеке состоял* ся яечер Липецкой пис а тель ской орг анизации* С чита тел ями встретились предст а вители р а з ных поколений липецких пи сате л е й и литер а т урного а кти ва. Мы пр едо ст а вляем мм слово на наш ей «Литер а турной стр а н ице». В Липецке начинала свой творч еский путь ныне известн а я поэте сс а , ответственный секре т а рь Т а мбовской пи сате ль ской ор ганизации Майя Румянц ев а . Большой вк лад в ор ганизацию ли тер а турных сил Липецкой обл а сти внес в свое время Юрий Черн о в. © . Вместе с «ветер анами» Липецкой пи сате ль ской ор ганизации выступа ет сегодня и нов ая лит ер а турн а я смен а . Это только что начинаю щий свой твор че ский путь талантлнаый моло дой прозаик из с. Красного Ал ек с а ндр Титов, н ед а вно прин ятая в Союз писа теле й Светл а н а Мекшен, поэт Ив а н З а вр а ж и н. О тветственный секрет а рь Липецкой пи сате ль ской ор ганизации Владислав Зорин рассказы ва ет о б итог ах первых десяти лет работы ор ганизации, о творч еских поисках ли тер а тор ов Липецкой обл а сти. Н А Ш И П Я Т И Л Е Т К Липецкой писательской орга низации исполнилась десять лет. Срок вроде бы и неболь шой. Но за это время наш на род сумел выполнить планы восьмой и девятой пятилеток. И скромный труд литераторов тоже «вливается в труд рес публики». Липецк мужает с нарастаю щим ускорением. Предполага ется, что к концу десятой пя тилетки население областного центра составит около полу миллиона человек. Внушитель ная цифра! Естественно, от ритма жизни города неотделим и ритм наших творческих поисков. Невольно вспоминаются стро ки, написанные нашим земля ком Алексеем Липецким в 1913 году: «То затерявшийся в расселине. То выползший на бугорок, Как на ладони, в рамке зелени, С горы весь виден городок. Отсюда словно он игрушечный, Но тишина в нем целый день, И не спугнул бы выстрел пушечный Его насиженную лень...» А вот стихи нового поэта, нашего современника: «На плечах домов — небосвод, Ночь в рабочей робе идет. Разбудили ее гудки, Ослепили прожектора, Мы встаем, на подъем легки, Мы спешим, нам к станкам ' пора...». Эти стихи Юрия Чернова вошли потом в сборник, кото рый так и назвал поэт «Ночная смена». Первые книги на ли пецкой земле! Тоненькие поэти* веские брошюрки. Десять — пятнадцать стихотворений. Но я для авторов, и для города эти поэтические кассеты были большим праздником. Потом дошел черед и до приезда большой писательской бригады. Литераторы присут ствовали при закладке пня очередной домны. И прямо на строительной площадке с кранами, металло конструкциями, железобетон ными перекрытиями началась поэтическая перекличка. Здесь у Пня домны родились строчки цикла стихов «На Липецкой Магнитке» Александра Нико лаева: «Людская жизнь пройдет. Сгорит, как порох, Ракетою промчится, наконец. Но домнам жить, В фундаменте которых — Бетон на чистом золоте сердец....». Впервые читала тогда свои стихи и рабочая завода, конт ролер ОТК. листопрокатного цеха № 2 Светлана Мекшен. В горячих аплодисментах пото нули заключительные строки: «Стирая грани ученичества, Во времени больших забот, Встает над городской обычностью Его величество Завод...» С площади Ленина откры вается захватывающая панора ма. Металлургический завод с домнами, трубами, стальными конструкциями, ажурными мостовыми переходами напо минает флагман крупной эс кадры. Чуть подальше — трак торный. И здесь безотказно действует литературный пост. Его тогда возглавлял сотрудник газеты «Кировец», поэт Стани слав Сериков. Теперь трудно и подсчитать, сколько было вы пущено литературных отчетов перед заводчанами — устных, стенгазетных, Многотиражных. И как бы итогом многолетней работы литераторов у тракто ростроителей послужила не давно вышедшая книга прозаи ка Виталия Чернова «Люди твердой закалки». Жить жизнью города —• не гласное правило литераторов- липчан, которое определилось еще тогда, в первые годы ра боты писательской организа ции. Сейчас сделана и первая попытка— на местном матери але Анатолий Баюканский на писал роман о рабочем классе «Восьмой день недели». Тема необычайно сложная. Автору пришлось в течение долгого времени жить и работать в коллективе Новолипецкого ме таллургического завода, изу чить технологию производства. Широко используются н мо бильные жанры: стихотворные репортажи с места события, газетно-журнальные очерки, штрихи к портрету героя. В канун Нового года Липец кая писательская организация снова провела серию встреч писателей с рабочими многих цехов НЛМЗ. Обоюдный обмен мнениями о производстве «ста ли и стихов» как бы еще раз подтвердил необходимость тес ной связи писателей с жизнью народа. Волнующи и всегда плодо творны глубокие многодневные рейды писателей по области. Общерие с колхозниками и рабочими совхозов — не мимо летное. У многих наших лите раторов есть в селах и район ных поселках на примете свои герои. Прозаик. Юрий Плотни ков сейчас готовит большую книгу о тружениках села. Мысленно охватывая работу прошедшего литературного де сятилетия, нельзя умолчать и об одной любопытной цифре? наш небольшой, но работоспо собный отряд по количеству изданных книг в Центрально черноземном книжном изда тельстве занимает второе место после Воронежа. Более семиде сяти книг подарили липчане своему читателю. И еще одно-—за десять лет мы приняли 11 литераторов в члены Союза писателей СССР. Новые и новые имена появля ются в наших послужных спи сках. Светлана Мекшен закон чила с отличием литературный институт имени Горького, она принята в члены Союза писа телей СССР, ее стихи широко печатаются в журналах и газе тах страны. К десятилетию ор ганизации она пришла с хоро шим подарком. Ее книга стихов «Голос» вот-вот должна поя виться на прилавках книжных магазинов. На подходе новая книга сти хов участника 6-го совещания молодых литераторов Ивана Завражина. Отрадно, что наши посланцы на этом ответствен ном совещании были замечены И хорошо аттестованы руково дителями семинаров. Второй участник — Александр Титов живет в райцентре Красное. Впрочем, в районах и городах Липецкой .области живут и ра ботают многие литераторы, по дающие надежды: Александра Тамбовская из Лебедяни, Нина Александрович из Усмани, В Ё Ш К Н Возьму билет Ах, Дон, до Вёшенской, Где твое донышко, Уеду н ал егке Коль са м ты — в глубину?! Под светлые скворечники, Здесь сердцем Под льдинки на р еке. судьбы впи са н ы Лучи над ст епью скошены, В глубинную волну. Но птицы небо жнут. И сколько вёсен Доном Хорошие, Протяж но хорошие проплывут. Здесь вешенцы А волны все живут. с поклоном Тр опинк а п о ст а реет , Опять сойдутся тут. Дорог а — никог да . Т есовые ворот а То тучами над Вёш ен ской, и дом невд ал еке , То п еснями — года, Хозяин светлобровый А вечной песне— вечность В холщевом пидж ак е. И ей душ а моя. На лоб ...Н ад сотою стр а н ицею крутой, широкий Опять за пла чу я. Сп ада ет прядк а све та . А выйду з а окол ицу, Не Дон ли Т а бун в степи, как тень. поде лил ся И дед Щук а рь , Волною белой этой?,.. прищурившись, И в сердце много весен — Глядит Вот эта ст епь с людьми. н а р ы ж ий день. Коле са ми д а п ле са ми Вдоль тополей д а ел ьников Донск а я степь гудит. Уходит ширь в зенит. То тучами над Вёш ен ской. А у пл еча То пе снями— год а . Ак синьин а Тр опинк а з а теряет ся, В ведерк а х Дон Дорог а — н икогд а... зв ен ит. М ай я РУ М ЯН Ц ЕВА. Иван Косарев из Данкова, Юрий Стародубцев из Тербун- скогь района, Тихон Дмитриев из Плоского, Николай Емелья нов и Борис Цветаев из Гря- зинскрто района, Эмма Алексе ева и Геннадий Скаредное из Ельца, Алла Тумаровская и Лариса Тактаева из Липецка и многие другие. Почетная и ответственная задача возложена у нас на поэта Сергея Панюшкина. Он возглавляет военно-патриоти ческую секцию при писатель ской организации. С. Т. Вайман, доктор фило логических наук — автор многих литературоведческих работ, опубликованных в жур налах Советского Союза и за рубежом, в течение, многих лет руководит секцией критики. Широкой популярностью пользуются книги старейшей нашей писательницы Юлии Яковлевны Шифриной. В свое время хорошо прозвучали ее повести «Я—хорошая девочка», «Я — взрослая», «Мы были од ногодками». В прошлом году вышел новый томик повестей и рассказов «Прошлое -идет ря дом». Сейчас Ю. Я. Шифрина заканчивает новую свою рабо ту — книгу о нашем современ нике. Назрела важная проблема — создать в городе детскую лите ратурную студию. Все предпо сылки к этому есть. Владимир Андреевич Добряков, популяр ный детский писатель, с удо вольствием принял бы на себя руководство. Дело требует решительного организацион ного вмешательства обществен ности. Всегда приятно подводить хорошие итоги. Они Побужда ют каждого из литераторов на новой временной ступеньке к новым удачам — к созданию подлинно народных книг. Но недоработки прошедше го десятилетия необходимо учесть. А они были. Нам необ ходимо укреплять свою связь С производственными коллек тивами. И в этом деле не обой тись без помощи общественных организаций, предприятий и хо зяйств. К сожалению, иногда писателей приглашают на встречи без предварительной подготовки аудитории, внепла ново, стихийно. Работники идеологического фронта не в полную силу ис пользуют необъятные возмож ности областного бюро пропа ганды советской литературы. Явно малую отдачу берут от приезда бригады писателей в некоторых районах области^ в городе Ельце. Десять лет — срок достаточ ный для укрепления писатель ской организации, завоевания авторитета, и это, прежде все го, зависит от самих писателей. Но дальнейшая плодотворная работа будет зависеть и от на шей связи с партийными и об щественными организациями. В стране широко разверну лась подготовка к XXV съезду КПСС. Событие огромной исторической важности ко многому обязывает и литерато ров, живущих на липецкой земле. В эги дни литератор обязан задать вопрос самому себе: все ли ресурсы писательских спо собностей использованы, нет ли долгов перед своим народом, чем ты встречаешь знамена тельную дату? И если «слово — полково дец человечьей силы», то каким оно будет у каждого из пишу щих на пороге второго десяти летия? В . З ОР И Н , ответственны й сек ретарь Ли п ецк ой писательск ой органи з аци и . зи м н и м д е н ь . Рис И. Степанова. РАССКАЗ Г О Р О Д И Д Е Т Иван Пудеевич, как и многие пожилые люди, проснулся рано. Летний рассвет только начи нался, и в такие часы ему всег да казалось, что будущий день будет большим и интересным. Никаких дел у него не было, и потому он долго лежал и ду мал. Вот, например, что означает *— Иван Пудеевич? Это имя, давное ему навеки. Отца по.п назвал Пудом, потому что дед Ивана Пудеевича был должен попу пуд муки. Чтобы не забывал дед о долге, чтобы помнил, глядя на маленького Пуда, улыбающегося своей по гремушке и уже отзывающего ся на свое короткое, бухающее имя. Пуд погиб, защищая рабо-' чее дело, а имя его осталось, превратилось в отчество и те перь, как дурачество старого Мира, доживало с Иваном Пу- деев-ичем свой век. Мутны, похожи на соя ста рые времена. Потому и не лю бит их Иван Пудеевич. Но что поделаешь, если эти годы уже прожиты, если они старыми ржавыми гвоздями впились в сердце. ...Вот лицо бабушки и он сам, маленький, просящий у нее ку сочек сахара, который бабуш ка бережно хранила в сундуке, завязанным в платочек... Вот рабочие принесли его отца, большевика, вставшего на за щиту бедных. Отец лежит на полу, и его черные руки, еще теплые, пахнут порохом и ма зутом... Иван Пудеевич решил вста вать. До некоторых пор жизнь Ивана Пудеевича была дело вой и размеренной, но вот ре шили на их старой улице по строить новый театр. Поэтому всем, жившим в старых домах, дали квартиры. Получил и Иван Пудеевич — светлую, двухкомнатную. Жена его, Мария Ермолаевна, очень об радовалась. Он не понимал ее радости и сердился, пытаясь объяснить ее настроение обыч ным пристрастием женщин ко всему чистому и красивому, Иван Пудеевич и двух дней не смог прожить на !втором этаже — вернулся в старый дом, в слободу. Слобода тоже имела свое название — Затоплянка. Ког да-то почти каждую весну во да подходила прямо под окна, но вот за последние годы в верховьях реки понастроили плотин, часть воды отдали за сушливым землям, и река ус покоилась. — Сдурел старик, — ахнула Мария Ермолаевна, когда Иван Пудеевич сказал ей, что пойдет проведать дом и, мо жет быть, заночует. «Задавят его там,— мелькнуло в ее оза боченном уме,-— и не найдешь потом под досками. Вот горе- то на мою голову...». — Забудь ты про этот дом,— пыталась она убедить его,—> смотри на новый да радуйся. Си ушел, не дослушав ее. — Мы с ним как два проти воположных земных шара,— вздохнула Мария Ермолаевна, обосновав таким образом свое мнение о муже. Живя теперь в новом доме, в большом куль турном городе, она и сло ва старалась подделать под новый «научный» лад. В своей квартире она ходила с удив ленными, широко раскрытыми глазами, нежно гЛадиЛа бока у ванны, улыбаясь, открывала краны с горячей и холодной водой. Целый час она училась пользоваться маленьким двер ным Замком. Она боялась, что он не откроется, когда она вернется из магазина. Газом Мария Ермолаевна пользовалась чрезвычайно ос торожно, делая все по инст рукции. И только когда ее ус покоила соседка, сказав, что «ничего там не может взор ваться», Мария Ермолаевна стала без опаски зажигать го релки. Повеселело на душе и на сердце Ивана Пудеевича, ког да вернулся он в низкий тем ный дом, где прожил шестьде сят три года. Казалось, чему бы радоваться — холодный кривой пол, весь из разнокали берных досок, скрипит и по станывает под ногами. В сте нах поскрипывает сухое дере во, собирающееся помаленьку шить. Этот дом построил еще дед Ивана Пудеевича. Окна снаружи кажутся чер ными. Это оттого, что они ма ленькие, и солнечный свет гас нет в них безвозвратно. Но черная глубина жива. Она на полнена для Ивана Пудеевича дорогими образами, улыбками друзей и родных. Вот Алешка... Нету его, Алешки — погиб на войне. Единственный сын Ивана Пу деевича. Всегда был весел этот хлопец. Приходил из школы и сразу начинал конаться в ка ких-то железках, мастерить. Протянул антенну, сделал ра дио. Иван Пудеевич помог ему тогда выкопать яму для за земления — зарыли в нее мед ный самовар. Долго потом удивлялся Иван Пудеевич, как это Алешка ухитрился из зем ли и неба добыть голос. — Вот гром я понимаю, — говорил он тогда Алешке, — гром идет с неба, и молния при этом светит. Чем ярче молния, тем сильнее гром. А здесь как? Почему не видно, кто говорит? Алешка смеялся, втолковы вал ему что-то рро магнитное поле. А Иван Пудеевич , не понимал н для смеха глупил еще больше, притворялся сов сем бестолковым. Потом вместе усаживались за простейший приемник. Алешка Шевелил маленький серый камешек, трогал его пружинкой, и в наушниках раз давался чистый человеческий голос: «Говорит Москва!» Алешка... На фотографии он весь настороженный, напрягся. Глядя на его портрет, невольно возникает ощущение близости фотографа, слышится его по велительное: «Спокойно, сни маю!» Очень уж не похож ак куратный причесанный мальчик с фотографии № веселого Алешу. Когда Алешка был малень кий, кто-то прищемил ему ру ку дверью. Эту дверь Алешка, ползая, очень любил откры вать. Рука вспухла, покрасне ла. Испугался тогда Иван Пу деевич, подумал, что перебили мальцу суставы. Но ничего, обошлось. Просто прищемили пальцы вскользь. Но вот за помнил Ива» Пудеевич плачу щее лицо сынишки, и теперь всегда видит эти слезит. И хоть знает, что его сын погиб, как герой, все видит его перед со бой маленьким, плачущим, без защитным. Иногда, напрягая свое отцовское воображение, он видит немца-фашиста, убив шего Алешу. Это огромный верзила с закаменелым беспо щадным лицом. Йод засучен ными рукавами черные воло сатые лапы. Раскрыв пасть Желтых звериных зубов, он втыкает в Алешину грудь штык... Иван Пудеевич скрипит зу бами от таких выдуманных картин, чувствует у себя под сердцем железо и тяжело са дится на маленький, щербатый порог родного дома. «Ум«рать-то, поди, куда больнее было,— думает он, чувствуя и представляя Алеш кину боль. Меня вот тоже ра нило в гражданскую под Во ронежем...» Солнце. Оно взошло, как всегда, над его садиком. Он маленький, Всего восемь яб лонь. Посадил он их как-то но осени, а как пришла весна, за шумели они листочками — ма ленькие лопоухие детки при роды. Садик небольшой, но уютный. Есть и огород. В нем огурцы, помидоры, привязан ные к палочкам. „.Здесь родной дом Ивана Пудеевича. Все эти дни он ду мает о нем, прощается с ним. Маленькие окошки, вечный по лумрак, запах керосина из еёней, выцветшие обои, ва которых желтый когда-то узор перемешался с осевшей на них чернотой. Лишь одно мес то над койкой Ивана Пудееви* ка сохранило свой порвана- •чальный рисунок. Там долго висела фотография Алеши. Те перь фотография — главная радость и ценность Ивана Пу деевича — висит в городской квартире. Иван Пудеевич выходит на улицу. Так он топчется целый день — то выйдет, то войдет. Улица умирает на глазах. Каждый день веселый бульдо зерист Митька сносит старые дома. А возле трактора всегда стоят несколько зевак, наблю дающих за работой. 1 Сейчас пока рано. Митька только еще возится с мотором, готовится его заводить. Нако нец, бульдозер завелся, я те перь Фзлый день будет слу шать Митька поскрипывание старых досок, звяканье пыль ных стекол. А Иван Пудеевич будет стоять невдалеке от зе вак и напряженно смотреть. Чьи-То давнишние судьбы бу дут проходить перед ним и на глазах растаскиваться по бревнышку, погружаться в об лако темной Пыли. Так проходит день. На пустой улице иногда по являются' редкие прохожие. — Что здесь собираются строить, папаша?— спрашива ют они. — Театр,— отвечает Иван Пудеевич. — Театр? Это хорошо. Го род растет, нужен и театр. А Иван Пудеевич все раз глядывает свой дом. Подходит к стене, швыряет штукатурку — прочна ли? Штукатурка от валивается, с грохотом падает ему под ноги. Вечер наступает медленно. В тишине ясно и отчетливо слышно, как идет Город. Он глухо шумит машинами, бря цает металлом, шипит электро сваркой. Иван Пудеевич лю бит город и Думает о нем, как о живом существе. Город мо лодой, красивый, добрый. Он подползает длинными транше ями иод фундаменты новых домов, вместе с цементом пе ремешивается в бетономешал ках, с каждым кирпичом ук ладывается надолго, прочно. Завтра сюда подъедет Мить ка й раза три обойдет вокруг дома в поисках старого чуда ка, Потом зарычит бульдозер, наедет на дом. Вывернутся бревна, скрипнут, словно избо левшиеся суставы, тяжким смертным голосом ухнет пото лок, с треском порвутся домо- вы жилочки. Мелькнет белое пятно и обрушится В ПЫЛЬ... Иван Пудеевич идет в но вый дом. Город в огнях, отды хает. Нарядная, всегда краси вая молодежь спешит в парк, где звучит музыка. Машины приглушенно шуршат шинами, светлячками плывут точки подфарников. На уклоне про спекта эти огоньки похожи на разноцветные Заезды. Иван Пудеевич прислуши вается к разговорам. Он ло вит себя на том, что ему ин тересны частички чужой жиз ни. Люди говорят об отдыхе, многие еще возбуждены рабо той, говорят о ней громко, спорят. В такие мгновения Ивану Пудеевичу становится немного неловко За свой воз раст, за свою бесполезность в этом большом трудолюбивом городе. Он пытается принять вид озабоченного человека, представить, что идет в ноч ную смену на какую-нибудь нужную работу. Это ему уда ется. и в шумном потоке про хожих он чувствует себя лег ко и уверенно. Желтые окна троллейбусов и автобусов полупусты. Но Ивану Пудеевичу хочется пройтись пешкам. Он уже не думает о маленьком домике и о своем одиночестве. Теперь он в городе, с людьми. А . Т И ТОВ . ЭК СПРЕСС Ж И 3 Н И Мне с ра нне й юности знакомы Вокзалы и аэродромы, Т ре вожно-шумные прич алы , Прощенья шепот за поз далы й. Служил отец мой н а гр ани це , Он научил м еня беречь И дом, где довелось родиться, И боль р а злук, и радость вс треч. Я са м— войною оп аленн ый, Поз нал крутую тв ердь земли. Не поезд а , а эшелоны Меня в грядущее везли, О, жизни трудные ступени, Землянки ст анций фронтовых, Причалы в м еч ущейся пене, З а вес а шаш ек ды мовых. И полевых а эродро мов Полусожж ен ная трава, И яростным зенитным громом Расс трелянн а я синев а .- Теперь и н ы е мне знакомы Вокзалы и аэродромы. О, царство ватников, штормовок, Броски на с е вер и н а ю г, Призывный гул ко мандировок, Гд е ты ща верст — еще не крюк, Где начина ет ся с па латок Рож д енье но вых городов, Где дым костров м анящ и сладок И в етер времени суров... Стуч а т зеленые вагоны, Стою, волненья не таю: В мир, громом жизни потрясенный, Я пр овожаю дочь мою. Сп е шит экспресс дорогой даль не й, Дочь мо лча маш ет из окн а, Стою счастливый и печ альный; Ведь первый р а з она одна. Ю . Ч ЕР Н ОВ . Д В А С Т И Х О Т В О Р Е Н И Я СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ Рубаха в меленький горошек. Все, как у всех. Но что хитрить! Н а снимке г ла вное— Галоши, и д ед у гордости не скрыть. Он шел босой, а и х — за спину, все р ади снимк а одного , чтобы н а Кр а сном Флоте сыну спокойней было за него*. Над туфлями у юных теток носки с ка емочкой видны. Из даль них торфор а зр а боток обновы те привезены. А вот н а снимке — Лель кудрявый, село покинувший ед ва. Его ладонь так велич ава на пасти мраморного льва. — А этот — гл яне шь, сердце стынет — мчит, аж картузик с головы. На бутафорском лимузин е слове «С приветом из Москвы» Здесь кто-то у велосипед а не дрогнет , рукава подняв, — и всем видны ч а сы «П обеда» на восемнадцати камнях. О бож е, как красноречиво могли мужчины, став круж ком, жать руки перед объективом или делиться огоньком... Вот обелиск. Рука простерта. Застыл в граните резкий ж ест. А рядом — коллектив курортный, причастный к славе этих мест... Листаю, не заплакать силясь, и в памяти родня встает. Как беззащитна уязвимость нехитрой гордости ее! С той гордостью им все по силам, и ты в сочувствии сдерж ись Но жаль, часов тех мало было, и тот курорт — один на жизнь. А вся их поза— это внешне. Заглянешь вглубь — и не смешно. И никакой рисовки грешное а лишь достоинство одно. * Это надо суметь — удерж аться на нервах: по -коанам, как смерчь, — , ленты хроник военных. И не спрятать лица, если взгляд у любимой весь — лишь поиск отца в пробегающих мимо. Не понять, не принять давность лент полинявших, приподнять и узнать в пехотинце упавшем. Четверть века не в счет, если все еще длится на Каяле полег неумолчной зегзицы. Эта нить бытия не на мне оборвется, дальше — дочка моя а кадры хроник вопьется. Через тысячи дней в темном том кинозале мне бы смертью своей не прибавить печали, промелькнуть, не склонясь, чтобы поздно иль рано тоже где-то упасть, но за краем экрана. И . З А В Р А Ж И И . ПАНТЕЛЕЕВНА В начале дня — собранье неурочное. Президиум, конечно, на виду. И Пантелеевна, разнорабочая, сидит в почетном, во втором ряду. Не скрыться от смущенья и не спрятаться. Глаза прикроет — жизнь пройдет, как час. ‘И надо удерж аться, ... ......... не расплакаться — Не время для волнения сейчас. А сердца-то и не было, наверное, когда ушла ты из родимых мест, поставив в землю мерзлую, холерную впервые в жизни свой семейный крест. Оно и позж е ничего не значило, растрачивая твой недетский пыл, когда, сдирая руки, ты батрачила за то, чтоб только теплый угол был. День долог, и заботы не убавится. „.Но как-то продотрядовский смельчак тебя остановил: «Постой, красавица. Поедешь, мож ет, с нами? Или— как?» Ты поняла чутьем, не разумением, что он — всерьез. И сердцем обмерла. Как солнышко выходит из затмения, так ты пошла на голос, как была. И началась твоя страница главная, где слова не убавить, не стереть. За то, что ты на ней — со всеми равная, не страшно было даж е умереть. Но ты жила, дыханием наполнена сраж ающейся, строящей, страны. И цену жизни поняла доподлинно, не зная собственным рукам цены. Землянки рыла. Гимнастерки штопала. Пни корчевала. И хлебы иаклё. Была всегда в работе — а не около. Иначе не умела, не могла. Жалела об одном; не шибко грамотна. И все ж, не в оправданье прошлых бед, наказывала детям, что, мол, срама-то ни от каких работ на свете нет. До разговоров прочих не охочая. Жизнь прожила и ж аловаться — грех. ... Собрание идет. Разнорабочая — в ряду почетном, ' на виду у всех. С. МЕКШЕН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz