Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
X X V с ъ е з д К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т ии С о в е т с к о г о С о ю з а Продолжение доклада товарища А. Н. КОСЫГИНА Вып ла ты и л ь г о ты нас елени ю из об щест венных фондов по требления увеличатся за пятилетие на 28—30 процентов и до стигнут в 1980 году не менее ста пятнадцати миллиардов руб лей. За счет этих фондов предусматривается осуществить ряд новых социальных мероприятий, среди дак — предоставление женщинам частично оплачиваемого отпуска для ухода за ро дившимся ребенком до достижения им одного года. Из числа других мероприятий надо назвать повышение мини мальных пенсий по старости для рабочих и служащих, а также для колхозников, установление йенсий для быв ших членов колхозов, имеющих смешанный стаж работы, надбавки к пенсиям инвалидам первой группы из числа кол хозников. Пятилетний план предусматривает высокий темп роста то варооборота — его объем увеличится на 27—29 процентов. Будет достигнуто более полное удовлетворение платежеспо собного спроса населения продуктами питания и промышлен ными товарами. Особенно быстро возрастет обеспеченность населения предметами длительного пользования, хотя и сей час в быт как городского, так и сельского населения широко вошли телевизоры, холодильники и многие другие бытовые приборы и машины. Реальная обеспеченность доходов гарантируется сохранени ем стабильных государственных розничных цен на основные предметы потребления и снижением цен на отдельные виды товаров по мере создания необходимых условий и накопления товарных ресурсов. Это одно из завоеваний нашей плановой экономики, которая ограждена от влияния инфляции, охва тившей все капиталистические страны. В новой пятилетке в стране будет продолжаться массовое жилищное строительство. Улучшение жилищных условий ра бочего класса, крестьянства, интеллигенции партия считает ■ одной из главных задач в деле повышения народного благо состояния. В течение этих лет будет введено в действие 545— 550 миллионов квадратных метров общей площади жилых до мов, повысится качество жилищного строительства, улучшится комфортабельность жилищ и их планировка. В целом на жи лищное и коммунальное строительство направляется около- ста миллиардов рублей капитальных вложений. Подавляющая часть жилищ, как и до сих пор, будет строиться за счет госу дарства. Вместе с тем будет поощряться развитие жилищно строительной кооперации, а в малых городах, в рабочих посел ках и в сельской местности — индивидуальное строитель ство. С жилищным строительством непосредственно связано и развертывание сети детских садов и яслей. Будет предусмат риваться выделение ресурсов на строительство детских учреж дений в первую очередь в районах с высокой занятостью жен щин в общественном производстве, в промышленных центрах и в новых городах, в частности, на востоке страны. При разработке пятилетнего плана Госплану СССР. Госпла нам союзных республик, строительным министерствам необ ходимо обратить особое внимание на правильные пропорции между жилищным и коммунальным строительством и не допу скать запаздывания в строительстве водопроводов, газовых чсетей, городского транспорта, предприятий торговли. Гуманизм- нашего строя, нашего социалистического общест ва всегда, даже в тяжелые времена, ярко проявлялся в забо те об условиях труда, охране здоровья, о росте образованности и культурного уровня советских людей. Крупные социальные мероприятия намечены в этих областях и в десятой пятилетке. Чтобы создать более благоприятные условия для высокопроиз водительного труда и широкого применения творческих способ ностей трудящихся, будет продолжен курс на усиление меха низации и автоматизации производственных процессов и по степенное вытеснение ручного труда, особенно тяжелого и ма лого ивлек ателыюго. Роль социальных факторов в развитии производства и повы шении его эффективности в новой пятилетке значительно воз растет. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый соиизльно-пснхологичсский климат в коллективе, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комп лексов — все это делает жизнь человека интереснее и содер жательнее и благоприятно сказывается на результатах произ водства. В области охраны .здоровья населения одна из основных за дач в новой пятилетке — повысить качество медицинского об служивания, улучшить организацию труда врачей и среднего медицинского персонала, поднять эффективность работы ле чебных учреждений. Эти меры наряду с расширением сети больниц, поликлиник, а также оздоровительно-трудовых и спортивных баз, домов отдыха, пансионатов позволят полнее удовлетворять потребности населения в квалифицированной медицинской помощи, улучшить условия отдыха трудящихся и профилактическую работу. В пятилетке намечается дальнейшее развитие общеобразо вательной школы. Все возрастающая часть нового пополнения рабочего класса будет получать подготовку в технических училищах, где профессиональное обучение сочетается с полным средним образованием. Увеличится выпуск специалистов для народного хозяйства, особенно по новым направлениям науки и техники. Во всех категориях учебных заведений будет улуч шаться материальная база, совершенствоваться учебный про цесс с тем, чтобы молодое поколение получало все более глу бокие и прочные знания и воспитывалось в духе коммунистиче ской сознательности и нравственности. В годы десятой пятилетки будет многое сделано для удов летворения разнообразных духовных запросов советских лю дей. Будет выпускаться все больше книг и других печатных изданий, в новые районы придет телевидение, дальнейшее раз витие .получат все виды искусства и литература, будет Ук репляться материальная база учреждений культуры. Наиболее полное удовлетворение материальных и культур ных потребностей советского народа—это высшая цель эконо мической политики партии. Это — цель наших планов и в то же время взжная предпосылка дальнейшего* роста производст ва, его эффективности. Товарищи, в проекте основных направлений предусмотрены дальнейший рост масштабов производства и обеспечение сба лансированности в развитии народного хозяйства. Определены следующие важнейшие показатели развития со- етской экономики в десятой пятилетке: 1975 год 1980 год (проект) млрд, рублей Национальный доход (в ценах 1973 года) 362 449—462 В том числе: , фонд потребления 266 337—344 фонд накопления 96 112—118 Продукция промышленности (в ценах на 1 июля 1967 года) В том числе: продукция группы «А» 523 710—729 380 524—540 143 186—189 ' Прирост за 1976—1980 годы млрд. %,_к рублей 1975 году 87—100 24—28 71— 78 27—29 1 6 - 22 17 -23 187—206 35—39 144—160 38—42 43— 46 30—32 1 3 - 15 14 -17 продукция группы «Б» Поодскния сельско го хозяйства (среднегодовой объем за пятилетие; в иенах 1965 года) 91 104—106 Абсолютное увеличение йродукции важнейших отраслей на родного хозяйства в новой пятилетке будет значительно боль шим, чем в минувшем пятилетии; боЛее весомым станет каж дый процент прироста. Так, например, один процент прироста промышленной продукции означает увеличение ее объема бо лее чем на 5 миллиардов рублей, или в 1.4 раза больше, чем в девятой ив 2.1 раза больше, чем в восьмой пятилетке. Десятая пятилетка — это новый, крупный шаг в увеличении производственного потенциала нашей страны, в укреплении экономического могущества Советского государства. Для того, чтобы решить поставленные задачи по повышению технического уровня общественного производства и обеспечить динамичное и эффективное развитие всей экономики, необхо димы значительные накопления и быстрый рост производства средств производства — орудий труда, химических продуктов, топлива, металлов. В связи с этим выпуск продукции в тяжелой индустрии намечается увеличить на 38—42 процента. { Опережающий рост тяжелой индустрии не означает, как отмечал Леонид Ильич Брежнев на декабрьском Пленуме, ос лабления внимания к всемерному расширению выпуска товаров народного потребления. Промышленность увеличит их произ водство за пятилетку на 43—46 миллиардов рублей, тогда как в девятой пятилетке прирост составил 39 миллиардов рублей. Показательно также, что фонд текущего потребления в на циональном доходе страны будет расти быстрее фонда накоп ления и увеличится в 1980 году на 27—29 процентов, или на 71—78 миллиардов рублей по сравнению с 1975 годом. Повышение удельного веса фонда потребления является од- ч ним из показателей роста конечных результатов общественно го производства и повышения его эффективности. Вместе с тем это убедительное свидетельство мирной политики нашего со циалистического государства. Направляя развитие народного хозяйства по пути интенси фикации, мы должны особенно строго следить за соблюдением народнохозяйственных и отраслевых пропорций. Этой задаче отвечает продолжение линии на существенное перераспределе ние накоплений в пользу сельского хозяйства. Если в 1961— 1970 годах капитальные вложения в сельское хозяйство на производственное строительство составили ПО миллиардов рублей, то в 1971—1980 годах они достигнут двухсот шести десяти миллиардов рублей. Доля их в общей сумме капи тальных вложений в народное хозяйство возрастет с восем надцати до двадцати трех про центов. В пятилетием плане следует четко определить комп лекс мер по механизации и ус коренной химизации сельского хозяйства, расширению мелио ративных работ в сочетании с послодовательным осушее гв- леннем курса на специализацию и концентрацию сель1скохозяй- стпеаного .производ етва. Сбал ансирое а.ннос развитие народного хозяйства в значи тельной мере должно обеспе чиваться также рациональной политикой капитальных вложе ний, решительным улучшением всей практики строительства. Новое строительство должно начинаться, как правило, в тех случаях, когда оно обеспечивает внедрение принципиально но вых научно-технических .реше ний. Растушую долю капиталь ных вложений следует направ лять на техническое перевоору жение и .реконструкцию дейст вующих предприятий. Это по зволит существенно повысить удельный вес затрат на актив ную часть основных фондов —• оборудование, ускорять освое ние производственных мощно стей, быстрее переходить на действующих предприятиях на выпуск новой продукции. Важную роль в обеспе чении сбалансированного роста экономики как в текущей пятилетке, так и в долгосрочной пер- , епективе играет надежная обеспеченность страны сырьевыми ресурсами. Советский Союз располагает крупнейшими, часто уникальными месторождениями ценных полезных ископаемых. Однако динамичное развитие народного хозяйства вызывает быстрый рост потребностей в различных видах минерального сырья. В наших плавах, как правило, будут предусматривать ся опережающие, по ера®некию с добычей, темпы роста раз веданных запасов полезных ископаемых, чтобы степень обе спеченности ими производства всегда находилась на достаточ ном уровне. Это позволит нам и в будущем тар актировать народное хозяйство от нехватки энергии и сырья, а также связанных с этим диспропорций. Одновременно будет улуч шаться использование сырья. Одно из главных условий пропорционального развития со ветской экономики в годы десятой и последующих пятилеток— рациональное использование трудовых ресурсов. Чем динамич нее народное хозяйство, чем быстрее меняется его отраслевая и территориальная структура, тем острее задача согласования развития материального производства и непроизводственной сферы с наличием трудовых ресурсов. Необходимо также иметь в виду, что в 80-е годы сократится естественный прирост тру довых ресурсов. Таким образом, интересы как текущего, так и более долго временного развития страны требуют всесторонней интенсифи кации производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда как решающих факторов по вышения эффективности производства и жизненного уров ня населения. Речь идет прежде всего о том, чтобы повы сить отдачу с каждой единицы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, эффективно попользовать произ водственные фонды. Поэтому данные вопросы должны быть тщательно проработаны на каждом предприя тии, стройке, в каждом совхозе и колхозе и занять долж ное место в социалистическом соревновании. В конечном счете решение этих вопросов — самое главное для успешного выпол нения заданий десятой пятилетки. Экономическая политика партии исходит из того, что для развития народного хозяйства по пути интенсификации необ ходимо, чтобы достижения научно-технической революции бы ли органически связаны с преимуществами социалистической системы хозяйства. Важная роль в решении этой задачи при надлежит науке. Для ускорения интенсификации общественного производства наша плановая система 'хозяйства позволяет использовать единую техническую политику, которая должна обеспечивать согласование всех направлений развития науки и техники. Среди направлений научно-технического прогресса, играю щих особую роль в десятой пятилетке и определяющих пер спективы долгосрочного развития экономики, можно выделить: в производстве орудий труда — рост единичных мощностей мащиН и агрегатов, переход от созданиями внедрения отдель ных машин к разработке и внедрению систем машин, целиком охватывающих весь технологический процесс, механизацию и автоматизацию трудоемких видов производства, и прежде всего в отраслях, где значительное число рабочих занято тяже лым ручным трудом, а также на работах под землей и с вред ными для здоровья условиями производства1, в совершенствовании технологических процессов — оазвяпие прогрессивной малооперационной технологии (например, без- •дсменной металлургии, /безверетен-ного прядения и бесчелноч ного ткачества) и технологии, максимально экономящей исход ное сырье, топливо, материалы и обеспечивающей охрану ок ружающей среды; в энергетике -— форсированное развитие атомной электро энергетики, строительство гидроэлектростанций (с учетом нужд ирригации) и сверхмощных тепловых электростанций на деше вом угле; создание крупных, более экономичных турбогенера торов; в производстве материалов — увеличение производства каче ственных сталей, особенно методами электрошлакового и ва куумного переплава; расширение сортамента проката, повыше ние доли алюминия, титана, полимеров в общем выпуске кон струкционных материалов; производство синтетических мате риалов с заранее заданными свойствами. Наряду с усовершенствованием уже освоенных технологиче ских , процессов будут создаваться заделы по принципиально новой технике и технологии. Следует усилить научную и кон структорскую разработку проблем, которые определяют буду щее экономики. В энергетике, например, повышается актуаль ность исследований по решению задач прямого преобразования тепловой, а в дальнейшем и ядерной энергии в электрическую. Усилия наших ученых будут направлены на то, чтобы уско рить решение и таких проблем, как управляемая термоядерная реакция и сверхпроводимость. Эффективность общественного производства—это не только научно-техническая или производственно-экономическая про блема, но и крупная социальная задача. Всемерный режим экономии — дело всех тружеников народного хозяйства. В со временных условиях особую силу приобретает ленинская мысль о том, что коммунизм начинается с повседневной заботы трудящихся о каждом пуде металла и зерна, об увеличении производительности труда. «Как бы ни росло богатство нашего общества, строжайшая экономия н бережливость остаются важнейшим условием развития народного хозяйства, повыше ния благосостояния народа» — так ставится вопрос в Отчет ном докладе Центрального Комитета съезду. Большой вклад в разработку важнейших народнохозяйст венных и социальных вопросов призваны внести ученые, рабо тающие в области общественных наук. Техническая и сш и т а , осуществляемая в десятой •аятилетже, создает условия для увеличения выпуска продукции с каждого рубля основных фондов, иными словами, для роста фондоот дачи. Увеличение выхода продукции с имеющихся сейчас ос новных фондов только на один процент дало бы дополнитель ный национальный доход за 5 лет в сумме, достаточной для строительства жилья для двух—двух с половиной миллионов семей. В новой пятилетке ставится задача улучшить исполь зование действующих производственных мощностей, повысить сменность работы оборудования, где это целесообразно, сни зить его простои. Для снижения материалоемкости продукции во всех отраслях предусматривается серьезный поворот в конструкциях и тех нологии к материалосберегающему направлению. Ставится за дача1более глубокой и комплексной переработки сырьевых ре сурсов, прежде всего руд цветных металлов и лесоматериалов, а также первоочередного производства техники, экономящей топливо, сырье и материалы. В плане предусмотрено также расширение выпуска загото вок и другой продукции в ви де, не требеюшем “значитель ной последующей обработки. И, конечно, особое, внимание должно быть уделено росту производительности труда. В целом по народному хозяйству намечается повысить ее при мерно на 27 процентов против 23 процентов в 1971—1975 го дах. Это равнозначно эконо мии труда, двадцати >шести миллионов работников. Зада ча, как видите, поставлена большая. Для ее решения на мечается повысить фондовоо руженность труда в промыш ленности на 37 процентов, в сельском хозяйстве — на 59 процентов. За счет повышения производительности обществен ного труда должно быть полу чено 85--90 процентов приро ста национального дохода. Только за счет роста произво дительн(.юти труда предстоит увеличить объем строительно- мовтажных работ, расширить производство в сельском хо зяйстве, а также в ряде круп ных промышленных центров, навръ-мер, в Москве и Ле нинграде; на действующих предприятиях рост производ ства должен происходить, как правило, при прежней иля меньшей численности работни ков. Нс менее важно реши тельно улучшить организацию труда, устранить потери рабо чего времени, повысить прото- водетвеиную д нейишишу. В проекте основных направ лений определены пути даль нейшего совершенствования планирования и управления, все го хозяйственного механизма. Этим вопросам, как известно, было уделено много вяиэдакия на XXIV съезде КПСС. За про шедшие годы проделана определенная работа по выпол нению решений съезда. Однако дальнейшее совершенствование организации и управления в соответствен с объективными по требностями нашего развития продолжает оставаться акту альной задачей. Как подчеркнул Леонид Ильич Брежнев, «меры по улучшению руководства экономикой... мы должны рассматривать как важнейший резерв, использование которого поможет успешно выполнить десятый пятилетиии план».’ В новой пятилетке задача плановых органов, министерств й ведомств, задача экономической науки состоит в том, чтобы, ориентируясь на повышение эффективности общественного про изводства, существенно повысите роль качественных показате лей плана. Разумеется, система качественных показателей требует от ражения и решения в плане многих экономических вопросов в иных формах, чем это делалось у нас до сих пор. Меры, на правленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать улучшение качества исходного сырья и материалов, совершенствование технологии, повыше ние роли операций по доводке готовой продукции и подго товке ее к потреблению. Следует настойчиво искать такие по казатели, которые усилят воздействие плана на повышение технического уровня производства и качества продукции, на ускорение темпов роста производительности труда, более эко номное использование основных фондов, материальных и фи нансовых ресурсов. Все это должно быть предусмотрено в пя тилетием плане развития народного хозяйства, в планах ми нистерств, объединений и предприятий. Красной нитью через весь план должна проходить органи ческая связь всех егр разделов, всех отраслей материального производства с передовой наукой. В плане будет предусмотре но как развертывание фундаментальных научных исследова ний, так и решение прикладных проблем, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом, ускоренное внед рение достижений науки и техники в производство—одна из наших кардинальных задач. Без этого экономика уже не мо жет успешно двигаться вперед по пути интенсификации и по вышения качества. Для нового пятилетнего плана у нас впервые составлены конкретные программы по решению наиболее важных научно- технических проблем, определяющие весь комплекс необходи мых работ, включая мероприятия по подготовке промышлен ного освоения новой техники. Предусмотренные в них задания должны быть обеспечены ресурсами, увязаны с планами про изводства, капитального строительства, материально-техниче ского снабжения. Государственный комитет по науке и технике должен обеспечить систематический контроль за выполнена:-' ем этих программ. Важным направлением совершенствования планирования должна стать разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам. Комплексные программы позволят в рамках едто ного народнохозяйственного плана концентрировать ресурсы на решении ключевых- проблем и успешно решать межотраслевые вопросы. Госплану СССР следует осуществить в десятой пяти летке разработку комплексных программ в единстве с отрас левыми и территориальными разрезами народнохозяйственно го плана. В числе, первоочередных предстоит разработать про грамму развития производственной базы атомной энергетики, программу механизации ручного и физического тяжелого тру да. программы формирования крупных территориально-произ водственных комплексов. Мы уже проделали значительную работу по подготовке к составлению нового пятилетнего плана. Проект основных на правлений в большей степени, чем это было перед прошлой пятилеткой, конкретизирует целый ряд вопросов развития на родного хозяйства. Утвержден план на 1976 год—первый год десятой пятилетки.. Плановые органы имеют возможность в более короткие сроки составить пятилетний план с разбивкой по годам и одновременно план развития народного хозяйства на 1977 год. Это имеет принципиальное значение, поскольку позволит устранить один из крупных недостатков в нашем планировании — практику длительного составления проектов народнохозяйственных планов, в результате которой плановые органы, а следовательно и Советы Министров союзных респуб лик, министерства и ведомства, все органы экономического управления в стране, допускали ослабление работы но конт ролю за исполнением планов, на что обращается серьезное внимание в Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС. Исходя из новых задач, поставленных в проекте основных направлений, Госплан СССР должен больше уделять внимания разработке основных пропорций развития народного хозяйства, сбалансированности плана, составлению комплексных про грамм, решению проблем экономического районирования и размещения производительных сил, определению путей повы шения эффективности общественного производства. Для того, чтобы глубоко и творчески заняться этой работой, Госплан должен быть освобожден от многих текущих вопросов, которые могли бы рассматриваться Госснабом СССР, министерствами и другими , органами. В десятой пятилетке будет продолжен разработанный пар тией курс на улучшение организационной структуры управ ления. Уже утверждены генеральные схемы управления не которыми отраслями промышленности. В этих отраслях на чали создаваться производственные и промышленные объеди нения, упразднены главки, сократилось количество звеньев управления. На начало 1976 года количество производствен ных и научно-протводстветшх объединений составило 2,3 тысячи, на их долю приходится 24 процента промышленной продукции. В десятой пятилетке создание производственных объединении в промышленности будет завершено. Объедине ния — это качественно новое явление в управлении' промыш ленным производством. Они представляют собой не механи ческое соединение предприятий, а единый производственно хозяйственный комплекс, в котором органически слиты наука и производство, широко развиты специализация и коопериро вание. В десятой пятилетке должны быть разработаны н внедре ны генеральные схемы управления в капитальном строитель стве. В них следует предусмотреть последовательный пере вод строительных министерств на двух- и трехзвеннуго систе му управления, создание крупных специализированных строи тельно-монтажных объединений. Широкое развитие получат межхозяйственное кооперирование и агропромышленная ин теграция в сельском хозяйстве,, создание на этой основе круп ных специализированных предприятий и объединении. Пред стоит разработать и принять соответствующие положения, регулирующие их деятельность. Создание производственных объединений в промышленно сти, укрупнение строительно-монтажных организаций, меж хозяйственное кооперирование и агропромышленная интегра ция в сельском хозяйстве отвечают особенностям современно го этапа развития экономики и улучшают организационную структуру народного хозяйства ,и управления. Одна из главных целей дальнейшего'совершенствования хозяйственного механизма — последовательная ориентация на улучшение конечных показателей производства и строитель ства: выполнение плава поставок продукции в соответствии с заключенными договорами, ввод в действие готовых объек тов и повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особо следует подчеркнуть значение четкого выполнения заданий по кооперированным поставкам, что во многом определяет ритмичность работы всей промышленности, эффективность использования произ водственных мощностей. Для этого предусматривается завершить перевод объеди нений и предприятий с массовым и крупносерийным произ водством на прямые длительные связи, положив в основу их взаимоотношений долгосрочные хозяйственные договоры, а также усилить зависимость размеров фондов экономического стимулирования и премий от выполнения плана поставок в соответствии с договорами и заказами. Практическая реали зация этой задачи требует серьезных изменений в работе Гос снаба и его органов, министерств и ведомств, повышения их ответственности за удовлетворение потребностей народного хозяйства. С учетом новой обстановки и новых задач будут совершен ствоваться и другие стороны нашего хозяйственного механиз ма. Создание производственных объединений позволяет по высить роль стабильных (пятилетних) экономических норма тивов, таких, как плата за фонды и другие платежи в бюд жет, нормативы распределения прибыли и образования фон да заработной платы. Надо сказать, что усиление роли экономических рычагов, в плановом руководстве народным хозяйством за последние годы заметно повысило заинтересованность предприятий и объединений в лучшем использовании производственных ре сурсов и'росте рентабельности. За годы девятой пятилетки было получено около пятисот миллиардов рублей прибыли, тоо в 1,5 раза больше, чем в восьмой пятилетке. Это расши рило и укрепило доходную базу государственного бюджета СССР, улучшило ее структуру, а, с другой стороны, усилило воздействие бюджета на улучшение финансовых результатов деятельности предприятий и объединений. За счет прибыли н других источников предприятий и объединений на образова ние фондов экономического стимулирования было направлено свыше ста миллиардов рублей. Эти средства были использо ваны на развитие и техническое перевооружение производст ва, выплату премий и вознаграждений, улучшение социально- бытовых условий жизни трудящихся. В десятой пятилетке на эти- цели будут выделены еще большие средства. Задача состоит в том, чтобы они использо вались с высокой отдачей, чтобы их размеры на каждом пред приятии и в объединении были поставлены в прямую зави симость от достигнутых результатов в деле повышения интен сификации производства, производительности труда, улучше ния качества продукции, технического прогресса. Необходимо также, чтобы на предприятиях й в объединениях эти ресурсы расходовались на те цели, на которые они предназначены, не отвлекались на другие нужды. При общем улучшении показателей рентабельности хозяй ства у нас все еще велико количество убыточных, предприя тий, а также отдельных видов продукции. В промышленности в 1975 году 18 процентов предприятий не выполнили план по прибыли. В деле повышения эффективности хозяйственной деятельно сти должна возрастать роль системы оплаты труда и преми рования. Более широко будут применяться прогрессивные формы материального поощрения, в частности оплата труда за конечную продукцию или'законченные объекты, безнарядные системы, стимулирование увеличения выпуска высококачест венной продукции с меньшей численностью работников. Пре мии должны в большей мере, чем сейчас, способствовать по вышению производительности труда, быстрейшему *освоению Производственных мощностей, улучшению использования дей ствующего оборудования, внедрению новой техники, экономии сырья и материалов, повышению качества продукции. Для укрепления хозрасчета необходимо также повысить действенность финансово-кредитного механизма. В настоящее время в промышленности каждый второй рубль оборотных средств обеспечивается за счет кредита, а в сельском хозяй стве, торговле и других отраслях доля кредита еще выше. Задача состоит в том, чтобы в десятой пятилетке поднять роль и эффективность кредитов в рациональном использовании производственных ресурсов, ?в ускорении роста производитель ности труда, снижении себестоимости м использовании резер вов производства. Шире должны развиваться кредитные от ношения в сфере строительства, в частности за счет предостав ления. долгосрочных .кредитов заказчику. Это позволит стиму лировать реконструкцию и перевооружение действующих предприятий, особенно в целях расширения производства то варов народного потребления и оказания услуг населению. На основе планомерного развития народного хозяйства, ро ста товарооборота и стабильности цен будут обеспечиваться дальнейшее укрепление денежного обращения в стране и устойчивость покупательной силы советского рубля. В совершенствовании хозяйственного механизма партия всегда отводила важную роль развитию инициативы и социа листической предприимчивости хозяйственных кадров. Актив ное использование новых научных и технических решений, пе редовых приемов организации труда и управления, творческий поиск резервов производства, внимательный учет изменяю щихся потребностей и спроса—вот что требуется от современ ного советского хозяйственника. Он должен обладать чувством нового, видеть перспективу и уметь принимать решения с партийных позиций, с полным знанием дела и, конечно, быть воспитателем в коллективе, организатором производства. Для повышения ответственности хозяйственных руководи телей за выполнение государственных заданий, договорных обязательств, за качество работы необходимо шире развивать критику и самокритику, улучшать дело контроля и проверки исполнения, настойчиво добиваться утверждения ленинского стиля работы во всех звеньях хозяйственного управления. Высокие цели, которые партия ставит перед страной в де сятой пятилетке, порождают много нового в жизни нашего об щества. И это особенно характерно для массового социалисти ческого соревнования, движения за коммунистическое отноше ние к труду, которые стали эффективными методами воздей ствия рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции на все стороны хозяйственной деятельности. Работники про мышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйст ва, всех отраслей экономики широко развернули перед съез дом соревнование за повышение эффективности производства и качества работы во имя дальнейшего роста экономики и на родного благосостояния. Для решения задач пятилетки очень важно, чтобы все больший размах приобретало соревнование коллективов пред приятий, поставляющих сырье, материалы, комплектующие изделия, с коллективами заводов н фабрик, выпускающих го товую продукцию. Это усиливает комплексное воздействие соревнования на выполнение и перевыполнение народнохозяй- ( Продолжение на 4-й сгр.)й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz