Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)

П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я Развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование. Повысить уровень учебно-воспитательной работы в средней школе* Больше внимания уделять профессиональной ориентации мо­ лодежи. Улучшить качество подготовки и переподготовки учи­ тельских .кадров. {Из проекта Щ КПСС к XXV съезду Коммунистической парши Советского Г Союза «Основные направления развития народного хозяйства-СССР иа 1976 1980 годы»). Н А ВСЮ стр а н у про* звучал призыв мо­ сковских уч ителей достойно встретить XXV съезд КПСС, сдел а ть де сятую пяти­ летку пятилеткой повышения к а ч еств а о бучения. Он наш ел широкую поддерж ку в пед а го­ г ических коллектив ах о бл а сти. В проекте ЦК КПСС к XXV съезду КПСС «Основные на­ п ра вления р а звития н аро д ного хозяйств а ССС Р на 19 7 6-— 1 980 годы», предусмотрены ме­ ры по д аль не йшему р а зви­ тию системы н а родного о бр а ­ зо вания, обращено особое внимание на повышение уровня учебно-воспитательной работы средней школы. С этим требо­ ванием тесно связано улучше­ ние качества подготовки и переподготовки учительских кадров. В осуществлении этой задачи зачастую включаются вопросы; которые не вызывают у учите­ лей трудностей в преподавании. Так, в Кузьмино-Отверж ской средней школе Липецкого района в план ме* тодобъединения учителей русского языка и ли тературы включили разработку уроков по произведениям А. Гайдара, хотя хороший под­ собный материал и без того имеется в методическом по­ собии для учителя. Формально были составлены планы метод- объединений при Золотушин­ ской средней школе Лев-Тол- стовского района. В планы лучших методиче­ ских объединений ' включены вопросы, как эффективнее учить, как развивать умствен­ ные и нравственные силы уча­ щихся, расширять духовные потребности, самостоятель- ВСЕ Н АЧИНАЕ ТСЯ С М Е Т О Д И К И значительную роль должны сыграть районные и городские Методические кабинеты. В по­ следние годы их деятельность Направлена на поиски наиболее эффективных форм помощи учителю, на совершенствование работы школьных и межшколь­ ных методических объедине­ ний. М етодические кабинеты Ча- плыгинского, Тербунского, Краснинского районов, Право­ береж ного района г. Липецка и г. Ельца уж е накопили некото-' рый опыт в этом направлении. Они систематически проводят с руководителями методических объединений семинары, кон­ сультации. При посещении школ специалисты дают сове- ты, конкретные указания по планированию и организации деятельности методобъедине- ний, организуют обмен опытом работы их руководителей. Отделы народного образо­ вания стали требовательнее подходить к подбору руково­ дителей методических объеди­ нений. Как правило, на эту работу выдвигаются лучшие учителя, знаЮщие и любящие свой предмет, добивающиеся хороших результатов в учебно- воспитательном процессе. Живее, интереснее, содер­ ж ательнее стали проходить за­ седания методических объеди­ нений. Это характерно, напри­ мер, для объединений учителей начальных классов средней школы N8 1 г. Чаплыгина, учи­ телей математики Борисовской средней школы Добровского района, русского языка и лите­ ратуры Хлевенской средней школы, города Ельца и некото­ рых школ г. Липецка. В их деятельности стало шире ис­ пользоваться коллективное творчество всех членов. На заседаниях методобъединений, как правило, педагоги анали­ зируют состояние обучения, качество знаний, умений и на­ выков, уровень воспитанно­ сти школьников, рассматрива­ ют вопросы идейно-политиче­ ского воспитания, обсуж дают практический материал. Большую помощь в подго­ товке к урокам и внеклассным занятиям учителям оказывают школьные методические каби­ неты. Три года назад институ­ том усовершенствования учи­ телей был изучен, обобщен и распространен опыт работы методического кабинета Ду- бовской средней школы Хле- венского района. Последова­ телями его стали сотни Сред­ них школ; N2 44 г. Липецка, Казинская Грязинского района, Казацкая Елецкого района и другие. В нынешнем учебном году нуж но добиться того, чтобы школьные методические каби­ неты стали своеобразной ко­ пилкой всего нового, передо­ вого. Однако деятельность многих методических объединений не стала еще средством подго­ товки учительства к успешному решению новых задач, стоящих перед школой. В планах методобъединений еще много формализма. В них ^ ' ность, творчество. Они про­ пагандируют лучшие формы Уроков, методы И приемы обу­ чения, которые заставляют учащихся более активно рабо­ тать, возбуж дают их внимание, воображ ение, чувства, память, волю, стимулируют любозна­ тельность. В некоторых методобъеднне- ниях чересчур увлекаются от­ крытыми уроками. В Новоде­ ревенской средней школе Ли­ пецкого района на каж дом занятии учителя посещали два открытых урока и обсуж дали их, а рассмотрению наиболее актуальных и неотлож ных воп­ росов мало уделялось внима­ ния. Главным при проведении открытых уроков долж но быть не количество, а качество их. На заседаниях методических объединений почти не прак­ тикуются выставки работ уча­ щихся, просмотр ученических тетрадей с точки зрения объ­ ема и характера работы, си­ стемы и видов упражнений, качества выполнения и про­ верки их учителем. Как пра­ вило, на них не планируются выступления администрации школы по анализу посещенных уроков, внеклассных и фа­ культативных занятий. Постановка методической работы с учителями в шкрле— один из самых верных показа­ телей содерж ательности педа­ гогического руководства. Ра­ ботники отделов народного образования, руководители школ должны оценивать дея­ тельность объединений преж ­ де всего по тому, насколько лучше стал учить и воспиты­ вать учитель. Коренной недо­ статок в работе методических объединений в том, что они мало уделяют внимания со­ вершенствованию воспита­ тельского мастерства учителя. Почти совсем не практикуете* в школах проведение с;пе- циальных дискуссий на опреде­ ленную тему. Недостаточно качественно готовятся педа­ гогические чтения, конферен­ ции. М ного трудностей встречает в работе учитель небольшой сельской школы, так как ему приходится преподавать не только тот предмет, по которо­ му получено специальное образование. Следовательно, надо так организовать работу методических объединений, чтобы учитель, даж е если он преподает два-три предмета, имел возмож ность повышать свою квалификацию по каж ­ дому из них. Работа методических объеди­ нений становится одной из эффективных форм повышения квалификации учителей. М ето­ дические кабинеты должны со­ бирать по крупицам все луч­ шее в деятельности объедине­ ний. Основным ориентиром в их оценке долж но быть каче­ ство работы учителя. В. ПИЩУЛИН, заместитель директора по учебно-методической работе института усовер­ шенствования учителей, заслуженный учитель школы РСФСР. П Р О Ч Н Ы Е З Н А Н И Я - К А Ж Д О М У У Ч ЕН И К У В педагогических коллективах школ области ширится сорев­ нование за достойную встречу XXV съезда КПСС. Учителя я общем строю трудящихся готовят свой трудовой вклад во всенародную копилку успехов и достижений. Этот вклад — совершенствование, повышение качества обучения и воспи­ тания молодежи. Качество обучения становится ключевой проблемой дня. Но она ставит немало актуальных вопросов перед сегодняшним учителем. Что это за вопросы и как их лучше решать в пов­ седневной педагогической практике! Этой теме и посвящена рецензируемая ниже книга П. Ф. Чубурина «Глубокие и проч­ ные знания—каждому ученику», выпущенная недавно в Центрально-Черноземном издательстве. П ОДСЧИТАНО, что у не­ которых учителей орга­ низационные вопросы занимают в среднем 4—5 ми­ нут, го есть 10 процентов уро­ ка. В масштабе учебного года это потеря целого месяца. А если учащиеся имеют несчастье учиться у таких расточителей времени десять лет, то это уже и потеря целого учебного года! Эти цифры нами «взяты из книги заслуженного учителя школы РСФСР П. Ф. Чубурина «Глубокие и прочные знания— каждому ученику». Пример характерный и поучительный. Уж слишком распространенным явлением в педагогической практике стал этот пресловутый организационный момент. К сожалению, неумением рацио­ нально построить урок грешат еще многие учителя. Скажем сразу, живых, взя­ тых из самой практики по­ вседневной работы примеров, учитель найдет в новой книге немало. И в этом ее главное достоинство. Книга ГГ. Ф. Чу­ бурина злободневна. Она под­ нимает много вопросов, кото­ рые волнуют педагогическую общественность. Автор прежде всего развен­ чивает процентоманию и пока­ зывает, к каким пагубным по­ следствиям приводит увлечение ею. Вот картина заседания педагогического совета школы, посвященного итогам истекшего учебного гЪда. Учителя, отдох­ нувшие и посвежевшие за вре­ мя летнего отпуска, вниматель­ но слушают директора школы. Он сообщает, что успеваемость за прошедший учебный год поднялась до 98,9 процента, а процент качества знаний равен 36. Далее директор называет процент успеваемости учащихся у каждого учителя, по предме­ там в целом, выделяет классы, которые закончили учебный год без второгодников, а также классы, в которых показатели успеваемости и качество знаний ниже общешкольного. Цифры я снова цифры! Вместо глубокого педагогического анализа рабо­ ты школы и учителей, одни проценты, то есть количествен­ ная сторона дела. А где же ка­ чественная, то есть существо процесса обучения и воспита­ ния? Об этом во многих шко­ лах руководители то ли из-за неумения анализировать, то ли из-за преклонения перед про- ©- На книжную полку учителя - з © центами не говорят на педсо­ ветах. А что означает иной раз в практике школ «процент каче­ ства знаний учащихся». Ариф­ метическая смесь «четверок» и «пятерок». Но ведь в понятие качества знаний должны вхо­ дить такие элементы, как на­ личие у учащихся определенно­ го фонда знаний, осознанность их, действенность, систематич­ ность и прочность. Но во всех ли школах оценки «четыре» и «пять» отвечают этим требова­ ниям? Остро, принципиально говорит автор о наболевших вопросах, которые мешают учителю, тормозят совершенст­ вомание учебно-восинтателино­ го процесса. Хорошо, что в книгу включен раздел «Основные идеи новых программ». В ней -автор в по­ пулярной форме рассказывает об особенностях новых про­ грамм, о первых успехах обу­ чения по ним^гв-^ияичных не­ достатках в работе ряда учи­ телей, о необходимости строго­ го соблюдения принципа тео­ ретического опережения, о вос­ питании в процессе обучения, об активизации познавательной деятельности школьников. Следует выразить сожаление, что последний вопрос изложен в книге недостаточно глубоко. Правда, П. Ф. Чубурин <в том же издательстве в 1968 г. издал брошюру «Учить активному мышлению*. Но за эти семь лет учительство страны, в том числе н областей Центрального Чер­ ноземья, накопило значитель­ ный опыт в развитии познава­ тельной активности учащихся. На страницах новой книги хотелось бы видеть теоретиче­ ское обобщение проделанной работы. Раздел «Воспитание познавательных интересов у школьников» ве восполняет этого пробела, так как он в основном сводится к показу проведения «декадников» и «месячников» ло предметам, общественного смотра знаний учащихся, предметных вечеров. Много полезного учитель из­ влечет из разделов «Современ­ ный урок», «Индивидуальная работа с учащимися». В по­ следнем показывается роль детских организаций и родите­ лей в индивидуальной работе с детьми. П. Ф. Чубурин наглядно показывает воспитательное значение объективной оценки знаний учащихся, убедительно доказывает, к чему приводит либерализм в этом деле, вскрывает его причины. ««Приходит в школу семилет­ иий ребенок. За десять лет обучения ему предстоит побы­ вать на 10 140 уроках. Каждый урок — шаг к новым знаниям, к глубинам науки, к более вы­ сокому уровню воспитанно­ сти... Порукой успеха в этом является то, что учеников ве­ дут по ступеням знаний умелые и добрые учителя, которые не­ устанно и щедро сеют «разум­ ное, доброе, вечное». Такими словами заканчивается книга. • Чувствуется, что П. Ф. Чу­ бурин, прошедший путь от рядового учителя до директора Воронежского областного ин­ ститута *’ усовершенствования учителей, проделал основатель­ ную работу. Новая книга, бес­ спорно, принесет большую пользу педагогам, заставит их над многими вопросами серьез­ но задуматься. Прежде всего над тем, как предупреждать неуспеваемость учащихся, а руководителей школ и органов народного образования — как анализировать и оценивать ра­ боту учителей и школ. П. К АШМ ЕН СК И Й . Первоклассница Фото Ю. Ардашева. «ПР АЗДНИК УРОЖАЯ» В Ш К О Л Е Много добрых дел на счету у юннатов и членов учениче­ ской производственной брига­ ды Красвинской средней шко­ лы. Каждый год они хорошо помогают труженикам подшеф­ ных хозяйств. Ежегодно по уже установившейся традиции они проводят в школе свой традиционный «Праздник уро­ жая». Вот и на этот раз в спортив­ ный зал школы пришли учащи­ еся всех старших классов. О делах ученической производст­ венной бригады рассказала де­ сятиклассница Лариса Карта­ шова. Более трехсот учащихся седьмых и девятых классов трудились на колхозных по­ лях. В колхозе «Заря комму­ низма» юные помощники убра­ ли картофель на площади бо­ лее 40 гектаров, в колхозе «Россия» собрали н отгрузили около 400 тонн клубней. Ока­ зана большая помощь и садо­ водам совхоза «Краснинсхий» — школьники собрали 217 тонн яблок, в совхозе «Восток» — 340 центнеров картофеля. Директор школы М. Н. По­ тапов вручил наиболее отли чившимся на полевых работах учащимся Почетные грамоты. Интересную концертную про­ грамму к празднику подгото­ вили учащиеся шестого класса «В» под руководством учитель­ ницы биологии В. Я. Хариной. Участники праздника с боль шим интересом слушали и смотрели рапорт-монтаж стихах. Участники вечера ознакоми­ лись с выставкой экспонатов продукции, выращенной юнна­ тами и членами ученической производственной бригады. Долго продолжался праздник в школе. Н. МАТВЕЕВ. Краснянский район. „ж ИЗНЬ убеждает: если ребенок толь­ ко потребляет ра­ дости, не добывая их трудом, напряжением' духовных сил, его сердце может стать хо­ лодным, черствым, равнодуш­ ным». Эти слова принадлежат известному советскому педа­ гогу, безгранично любящему детей, В. А. Сухомлинскому. Да, для нас, взрослых, труд это не только источник мате­ риального благосостояния. Большой смысл вкладываем мы в это понятие, связывая его с общественными ценно­ стями, духовным богатством каждого. И эту свою любовь к труду, его высокое понимание в жизни человека мы, стар­ шие, обязаны передать детям. С трудом должно быть связано все воспитание ребен­ ка. Труд всесторонне обога­ щает его. Он способствует ум­ ственному развитию — ребе­ нок в его процессе расширяет и уточняет свои представления об окружающем. Труд — ос­ нова нравственного совершен­ ствования: ребенок учится за­ ботиться о других, испытывая радость от того, что его ма­ ленькие усилия нужны взрос­ лым. Наконец, труд — благо­ датная почва для эстетическо­ го, морального и физического воспитания. Приобщение к труду долж­ но начинаться в семье, н с са­ мого раннего возраста. ...Малыш долго и шумно иг­ рал дома. В азарте он разбро­ сал игрушки по всей квартире. Утомившись, занялся рисова­ нием. А потом пришло время обеда и сна. Его красивые иг­ рушки в «Тихий час», с тру­ дом нагибаясь, собирала ба­ бушка. Разве не знакома многим родителям, особенно молодым, такая картина? Имея в ком­ нате место для игрушек, ребе­ нок не приучен убирать их сам. А взрослые, не видят в этом симптомов будущего «делай за меня». Первый, как будто малень- мама! Конечно, Саша ждал одобрения. А реакция мамы была противоположной: — Что ты наделал? Кто те­ бя просил ^ыть полы? Двой­ ную работу только мне да­ ешь . Да, может быть, это дейст­ вительно двойная работа для взрослых. Но видели ли вы в этот момент глаза ребенка? Конечно, это не значит, что за любой труд ребенок должен получать поощрение. Если мальчик мыл чашку, а взрос­ лый увидел, что она плохо вы­ мыта, надо на это обратить внимание. Пусть ребенок пере­ моет, он ведь это сможет. Приучать ребенка к труду надо с самообслуживании. Ре­ бенок должен уметь себя «ХОЧУ ПОМОЧЬ МАМЕ...» г Советы родителям кий, незначительный просчет в трудовом воспитании ребенка. Правильно поступают роди­ тели в семьях, устанавливая твердый порядок — ^выделяют специальные дни и часы для уборки в квартире, привлека­ ют к участию в ней и малы­ шей. В каждом доме можно и необходимо найти для них по­ сильный труд: полить цветы, убрать игровой уголок, выте­ реть пыль. Говоря о посильном труде для ребенка, хочется предосте­ речь родителей от неправиль­ ной оценки его труда. Саша О., желая доставить маме радость, решил убрать квартиру. Пока ^на ходила в магазин, он налил воду в та­ зик и принялся мыть полы. Легко представить, что могут сделать руки пятилетнего ре­ бенка. Какой радостью бле­ стели его глаза, когда пришла Радостный блеск сменился не­ доумением, а потом и горькой обидой. Нет готовых рецептов, как поступить в том или ином случаях. Но прежде всего нужна выдержка. Положи­ тельной оценки заслуживает само стремление ребенка сде­ лать доброе дело помочь маме. Так похвалите его за это! Потом, спустя некоторое время, терпеливо исправив то, что не смог или не сделал ма­ лыш, разъясните, что мыть пол ему еще трудно. Но он может помочь иначе — на­ пример, налить воду в тазик, подмести пол. Переделать что-то за малы­ ша гораздо легде, чем снять обиду с его сердца. А может быть, несправедливо делая ему выговор, вы тем самым подавляете желание трудить­ ся. одеть и раздеть, убирать свои вещи на место. Это тоже труд. В дошкольных, учреждениях программой предусмотрено трудовое воспитание. Сюда входят ручной труд (пришить пуговицу, вешалку), уборка игровых уголков, уголков при­ роды; труд на участке детско­ го сада —- малыши расчищают дорожки от снега, спребают листья в осеннее время, рабо­ тают на огороде; они дежурят по столовой, к занятиям помо­ гают разложить необходимый материал. Дети легко справ­ ляются со всем этим, а глав­ ное, выполняют поручения с удовольствием. В беседах с родителями ча­ сто можно слышать, что дети и дома с удовольствием тру­ дятся. Но бывают случаи, когда родители выражают сомнение, что их дети активны в труде в детском саду. Дома они не могут их заставить уб­ рать даже игрушки, не говоря уже о более сложных для них заданиях. Почему же так про­ исходит? .Важно знать, является ли труд в семье для ребенка си стоматическим, или это редкое поручение. Надо знать иидн видуальиые особенности ре­ бенка. Здесь нужен совет вос­ питателя. Ведь ребенок в дет ско,м саду находится более де сяти часов, а некоторые дети посещают и круглосуточные группы. Ребенок раскрывается перед воспитателем всесторон. не. Причин для объяснения почему ребенок в семье дру­ гой, много. Главная из них в том, что I коллективе сверстников, с лю бимым воспитателем ребенку легко. Он видит, что выполни ет нужное, необходимое дело и трудится с охотой. А дома этого сознания необходимости труда он не ощущает. Трудовое воспитание ребен ка в семье должно стать каж додневной заботой родителей. Надо помнить, что привитые в дошкольном возрасте трудо вые навыки — это и залог ус пешной учебы, активного вы­ полнения общественных обя занностей в школе. «Мама, я хочу тебе помочь.» — говорит малыш. Так не спе шите ему отказывать в этой просьбе. 3. ЕВ Л АНОВА. К К Д О М А Как-то в одном из цехов Липецкого тракторного завода мне пришлось беседовать с ра- бочими-женшинами. Разговор зашел о детяхл — Работаю пр сменам, — по. жаловалась одна. — Как во вторую, так сердце болит. Витька мой — в пятом. Дома один. Как он там,—н с обедом, и с уроками? Да и улицу лю­ бит... — А мне со Светланкой, можно сказать, повезло. Хо­ рошая школа у нас рядом... Я поинтересовалась, о какой школе речь. Оказывается —- о начальной, тридцать третьей. Мне самой не раз приходи­ лось бывать в ней, и всегда с удовольствием отмечала какой- то особый уют, царящий здесь. Школа размешена в старинном зданий. Раньше, до революции, в кем было егерское училище. В нем учился брат известного русского писателя, Глеба Ус- * Пенского — Александр. Глеб Успенский не раз бывал в учи­ лище и всегда восхищался чу­ десной природой места, где оно расположено. В одном из пи­ сем матери он как-то писал: «Местоположение удивитель­ ное, пруд, аллеи, словом, пре­ лесть...» 4 И сейчас здание веейой и летом утопает в зелени. При школе есть свой сад, за кото­ рым заботливо ухаживают ре­ бята. В самом здании всегда царит образцовая чистота. В школе занимаются около ста учащихся, все они успева-. ют. Этот успех определяется многим. И тем, что здесь рабо­ тает дружный, слаженный Коллектив учителей, который уже несколько лет возглавляет коммунист Елизавета Петровка Мякишева. И тем, что для ре­ бят В школе созданы все усло­ вия для учебы, содержатель­ ного отдыха. Большая часть учащихся посещает группы продленного дня. Можно понять, чем до­ вольны родители. Они знают, после занятий дети в школь­ ной столовой вкусно пообеда­ ют. Для первоклассников, еще привыкших к режиму дня детского сада, оборудована спальная комната. Соблюдение режима — это необходимое ус. ловие хорошей успеваемости малышей. Окончено приготовление за­ нятий под наблюдением учите­ ля, и можно запяться люби­ мым делом, спортом. В школе имеется плавательный бассейн. Частые гости в школе — ше­ фы, представители первого и четвертого тракторных цехов, отдела комплексной механиза­ ций и автоматизации: комсо­ мольцы Оля Максимова, Рая Сидорова, Зина Заруцкая, бригадир комсомольско-моло­ дежной бригады первого трак­ торного цеха Рая Савчишкина и другие. Они охотно расска­ зывают юным подшефным о своем заводе, организуют для них экскурсии в цеха. Конструкторы отдела со вку­ сом оформили школьникам ка­ лендари природы, а для сборов --плакаты, рисунки. «Наш за­ вод — навстречу XXV съезду Коммунистической партии» — над оформлением такого стен­ да работают сейчас заводские шефы совместно с юными ху­ дожниками школы. Рассказывают и ребята стар­ шим друзьям с завода о сво­ их делах — рапортуют об ус­ пехах в учебе, о том, какие веселые и интересные октябрят, ские и пионерские сборы они проводят, как дружно работают в саду, на пришкольном уча­ стке. В. КУПАВЫХ. С НАЧАЛА появилась идея. Преподаватель Грязинского ПТГУ № 14 Николай Василь­ евич Поспелов задумал на ба­ зе одного из учебных классов училища создать кабинет про­ граммировая1Ного обучения и контроля получаемых знаний по черчению. Нашлись и уча­ щиеся-энтузиасты, горячо под­ державшие интересное предло­ жение преподавателя. Вскоре кабинет вступил в действие. Обучение перешло на научную основу. Но оста­ навливаться на достигнутом нн преподавателю, ни учащимся не хотелось. Решили своими ОБУЧАЕТ Э ЛЕКТРОНИК А силами оборудовать и другие классные комнаты. Сейчас в училище заканчи­ вается оборудование кабинета подобного типа уже по обще­ ствоведению, а в подшефной Желтолесковской сельской средней школе создается та­ кой же кабинет общественных дисциплин. Все работы выполняются под наблюдением и с помощью Н. В. Поспехова учащимися ШТ'У № 14. Их пятеро, буду­ щих электромонтеров. Это комсомольцы — Алексей Ка­ ширин, Александр Клевцо®, Владимир Чистяков, Михаил Дуев, Владимир Шаров. Уча­ щиеся квалифицированно раз­ бираются в хитроумных спле­ тениях электронных схем, доб­ ротно и надежно исполняют все виды электромонтажных работ. В чем же суть новой формы обучения? Сорок пять минут длится урок. Не так уж и долго, если учесть, что учитель должен провести за это время опрос учащихся по пройденной те­ ме, проверить, как усвоен учебный материал, объяснить новый урок и закрепить полу­ ченные. знания. Причем, жела­ тельно проконтролировать степень усвоения знаний по пройденной ранее и новой те­ мам у всех учащихся. При прежних- формам веде- земе* ния урока на это вр ни не хватало. Тут-то и приходит .на помощь учителю электро­ техника. Она позволяет бук­ вально- за пять минут опреде­ лить, что и как усвоено каж­ дым учеником из сказанного учителем. Как протекает урок в школе с использованием технических средств? Учитель изложил но­ вый материал. У каждого уче­ ника — карточка. В ней три— пять вопросов, в зависимости от сложности изучаемой темы, и по нескольку ответов на каждый вопрос. Только один ответ из приведенных —- пра­ вильный. Номера ответов соответству­ ют номерам кнопок на пульте, который установлен на столе перед каждым учеником. Об­ думав вопрос, ученик нажи­ мает на соответствующую кнопку ответа на пульте. Раз­ решив таким образом все во­ просы, учащийся видит на пульте оценку — «мозг» маши­ ны объективен.- Запоминающее устройство, вмонтированное в централь­ ный пульт на столе учителя, позволяет преподавателю оп­ ределить, какой вопрос каж­ дый .из учащихся усвоил хо­ рошо, какой плохо. В кабинетах сельской школы и технического училища мон­ тируются также раздвижные доски, экраны дневного кино, телеэкраны. Эти и другие тех­ нические приспособления зна­ чительно расширят возмож­ ности преподавания. Доброе дело начато энтузи­ астами ГИТУ № 14 г; Грязи, И тем более похвально, что они ведут работу не только в стенах училища. В Желтойзе­ ковской школе Грязинского района ребята уже выполнили основные работы. У них сей­ час — производственная прак­ тика. Рядом с ними трудится будущий инструктор-наладчик, лаборант школы: Ему в даль­ нейшем придется обслуживать всю аппаратуру. Завидная увлеченность пре­ подавателя Николая Василь­ евича Поспехова передалась еТо питомцам. Нет сомнения, что все это пригодится юно­ шам в дальнейшем, когда они вольются в большие рабочие коллективы. Такая производ­ ственная практика — лучший способ определения и разви­ тия своих способностей. Й все, что сделают ребята для сель­ ских учащихся, сослужит хо­ рошую службу учителям на долгие годы, а учащиеся будут получать прочные, нужные в дальнейшей трудовой жизни знания 1и навыки. О. ЯБ ЛОКОВ. Страница подготов- | лена нештатным отде­ лом школ редакции га-1 зеты «Ленинское зна»! мя»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz