Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я Развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование. Повысить уровень учебно-воспитательной работы в средней школе* Больше внимания уделять профессиональной ориентации мо лодежи. Улучшить качество подготовки и переподготовки учи тельских .кадров. {Из проекта Щ КПСС к XXV съезду Коммунистической парши Советского Г Союза «Основные направления развития народного хозяйства-СССР иа 1976 1980 годы»). Н А ВСЮ стр а н у про* звучал призыв мо сковских уч ителей достойно встретить XXV съезд КПСС, сдел а ть де сятую пяти летку пятилеткой повышения к а ч еств а о бучения. Он наш ел широкую поддерж ку в пед а го г ических коллектив ах о бл а сти. В проекте ЦК КПСС к XXV съезду КПСС «Основные на п ра вления р а звития н аро д ного хозяйств а ССС Р на 19 7 6-— 1 980 годы», предусмотрены ме ры по д аль не йшему р а зви тию системы н а родного о бр а зо вания, обращено особое внимание на повышение уровня учебно-воспитательной работы средней школы. С этим требо ванием тесно связано улучше ние качества подготовки и переподготовки учительских кадров. В осуществлении этой задачи зачастую включаются вопросы; которые не вызывают у учите лей трудностей в преподавании. Так, в Кузьмино-Отверж ской средней школе Липецкого района в план ме* тодобъединения учителей русского языка и ли тературы включили разработку уроков по произведениям А. Гайдара, хотя хороший под собный материал и без того имеется в методическом по собии для учителя. Формально были составлены планы метод- объединений при Золотушин ской средней школе Лев-Тол- стовского района. В планы лучших методиче ских объединений ' включены вопросы, как эффективнее учить, как развивать умствен ные и нравственные силы уча щихся, расширять духовные потребности, самостоятель- ВСЕ Н АЧИНАЕ ТСЯ С М Е Т О Д И К И значительную роль должны сыграть районные и городские Методические кабинеты. В по следние годы их деятельность Направлена на поиски наиболее эффективных форм помощи учителю, на совершенствование работы школьных и межшколь ных методических объедине ний. М етодические кабинеты Ча- плыгинского, Тербунского, Краснинского районов, Право береж ного района г. Липецка и г. Ельца уж е накопили некото-' рый опыт в этом направлении. Они систематически проводят с руководителями методических объединений семинары, кон сультации. При посещении школ специалисты дают сове- ты, конкретные указания по планированию и организации деятельности методобъедине- ний, организуют обмен опытом работы их руководителей. Отделы народного образо вания стали требовательнее подходить к подбору руково дителей методических объеди нений. Как правило, на эту работу выдвигаются лучшие учителя, знаЮщие и любящие свой предмет, добивающиеся хороших результатов в учебно- воспитательном процессе. Живее, интереснее, содер ж ательнее стали проходить за седания методических объеди нений. Это характерно, напри мер, для объединений учителей начальных классов средней школы N8 1 г. Чаплыгина, учи телей математики Борисовской средней школы Добровского района, русского языка и лите ратуры Хлевенской средней школы, города Ельца и некото рых школ г. Липецка. В их деятельности стало шире ис пользоваться коллективное творчество всех членов. На заседаниях методобъединений, как правило, педагоги анали зируют состояние обучения, качество знаний, умений и на выков, уровень воспитанно сти школьников, рассматрива ют вопросы идейно-политиче ского воспитания, обсуж дают практический материал. Большую помощь в подго товке к урокам и внеклассным занятиям учителям оказывают школьные методические каби неты. Три года назад институ том усовершенствования учи телей был изучен, обобщен и распространен опыт работы методического кабинета Ду- бовской средней школы Хле- венского района. Последова телями его стали сотни Сред них школ; N2 44 г. Липецка, Казинская Грязинского района, Казацкая Елецкого района и другие. В нынешнем учебном году нуж но добиться того, чтобы школьные методические каби неты стали своеобразной ко пилкой всего нового, передо вого. Однако деятельность многих методических объединений не стала еще средством подго товки учительства к успешному решению новых задач, стоящих перед школой. В планах методобъединений еще много формализма. В них ^ ' ность, творчество. Они про пагандируют лучшие формы Уроков, методы И приемы обу чения, которые заставляют учащихся более активно рабо тать, возбуж дают их внимание, воображ ение, чувства, память, волю, стимулируют любозна тельность. В некоторых методобъеднне- ниях чересчур увлекаются от крытыми уроками. В Новоде ревенской средней школе Ли пецкого района на каж дом занятии учителя посещали два открытых урока и обсуж дали их, а рассмотрению наиболее актуальных и неотлож ных воп росов мало уделялось внима ния. Главным при проведении открытых уроков долж но быть не количество, а качество их. На заседаниях методических объединений почти не прак тикуются выставки работ уча щихся, просмотр ученических тетрадей с точки зрения объ ема и характера работы, си стемы и видов упражнений, качества выполнения и про верки их учителем. Как пра вило, на них не планируются выступления администрации школы по анализу посещенных уроков, внеклассных и фа культативных занятий. Постановка методической работы с учителями в шкрле— один из самых верных показа телей содерж ательности педа гогического руководства. Ра ботники отделов народного образования, руководители школ должны оценивать дея тельность объединений преж де всего по тому, насколько лучше стал учить и воспиты вать учитель. Коренной недо статок в работе методических объединений в том, что они мало уделяют внимания со вершенствованию воспита тельского мастерства учителя. Почти совсем не практикуете* в школах проведение с;пе- циальных дискуссий на опреде ленную тему. Недостаточно качественно готовятся педа гогические чтения, конферен ции. М ного трудностей встречает в работе учитель небольшой сельской школы, так как ему приходится преподавать не только тот предмет, по которо му получено специальное образование. Следовательно, надо так организовать работу методических объединений, чтобы учитель, даж е если он преподает два-три предмета, имел возмож ность повышать свою квалификацию по каж дому из них. Работа методических объеди нений становится одной из эффективных форм повышения квалификации учителей. М ето дические кабинеты должны со бирать по крупицам все луч шее в деятельности объедине ний. Основным ориентиром в их оценке долж но быть каче ство работы учителя. В. ПИЩУЛИН, заместитель директора по учебно-методической работе института усовер шенствования учителей, заслуженный учитель школы РСФСР. П Р О Ч Н Ы Е З Н А Н И Я - К А Ж Д О М У У Ч ЕН И К У В педагогических коллективах школ области ширится сорев нование за достойную встречу XXV съезда КПСС. Учителя я общем строю трудящихся готовят свой трудовой вклад во всенародную копилку успехов и достижений. Этот вклад — совершенствование, повышение качества обучения и воспи тания молодежи. Качество обучения становится ключевой проблемой дня. Но она ставит немало актуальных вопросов перед сегодняшним учителем. Что это за вопросы и как их лучше решать в пов седневной педагогической практике! Этой теме и посвящена рецензируемая ниже книга П. Ф. Чубурина «Глубокие и проч ные знания—каждому ученику», выпущенная недавно в Центрально-Черноземном издательстве. П ОДСЧИТАНО, что у не которых учителей орга низационные вопросы занимают в среднем 4—5 ми нут, го есть 10 процентов уро ка. В масштабе учебного года это потеря целого месяца. А если учащиеся имеют несчастье учиться у таких расточителей времени десять лет, то это уже и потеря целого учебного года! Эти цифры нами «взяты из книги заслуженного учителя школы РСФСР П. Ф. Чубурина «Глубокие и прочные знания— каждому ученику». Пример характерный и поучительный. Уж слишком распространенным явлением в педагогической практике стал этот пресловутый организационный момент. К сожалению, неумением рацио нально построить урок грешат еще многие учителя. Скажем сразу, живых, взя тых из самой практики по вседневной работы примеров, учитель найдет в новой книге немало. И в этом ее главное достоинство. Книга ГГ. Ф. Чу бурина злободневна. Она под нимает много вопросов, кото рые волнуют педагогическую общественность. Автор прежде всего развен чивает процентоманию и пока зывает, к каким пагубным по следствиям приводит увлечение ею. Вот картина заседания педагогического совета школы, посвященного итогам истекшего учебного гЪда. Учителя, отдох нувшие и посвежевшие за вре мя летнего отпуска, вниматель но слушают директора школы. Он сообщает, что успеваемость за прошедший учебный год поднялась до 98,9 процента, а процент качества знаний равен 36. Далее директор называет процент успеваемости учащихся у каждого учителя, по предме там в целом, выделяет классы, которые закончили учебный год без второгодников, а также классы, в которых показатели успеваемости и качество знаний ниже общешкольного. Цифры я снова цифры! Вместо глубокого педагогического анализа рабо ты школы и учителей, одни проценты, то есть количествен ная сторона дела. А где же ка чественная, то есть существо процесса обучения и воспита ния? Об этом во многих шко лах руководители то ли из-за неумения анализировать, то ли из-за преклонения перед про- ©- На книжную полку учителя - з © центами не говорят на педсо ветах. А что означает иной раз в практике школ «процент каче ства знаний учащихся». Ариф метическая смесь «четверок» и «пятерок». Но ведь в понятие качества знаний должны вхо дить такие элементы, как на личие у учащихся определенно го фонда знаний, осознанность их, действенность, систематич ность и прочность. Но во всех ли школах оценки «четыре» и «пять» отвечают этим требова ниям? Остро, принципиально говорит автор о наболевших вопросах, которые мешают учителю, тормозят совершенст вомание учебно-восинтателино го процесса. Хорошо, что в книгу включен раздел «Основные идеи новых программ». В ней -автор в по пулярной форме рассказывает об особенностях новых про грамм, о первых успехах обу чения по ним^гв-^ияичных не достатках в работе ряда учи телей, о необходимости строго го соблюдения принципа тео ретического опережения, о вос питании в процессе обучения, об активизации познавательной деятельности школьников. Следует выразить сожаление, что последний вопрос изложен в книге недостаточно глубоко. Правда, П. Ф. Чубурин <в том же издательстве в 1968 г. издал брошюру «Учить активному мышлению*. Но за эти семь лет учительство страны, в том числе н областей Центрального Чер ноземья, накопило значитель ный опыт в развитии познава тельной активности учащихся. На страницах новой книги хотелось бы видеть теоретиче ское обобщение проделанной работы. Раздел «Воспитание познавательных интересов у школьников» ве восполняет этого пробела, так как он в основном сводится к показу проведения «декадников» и «месячников» ло предметам, общественного смотра знаний учащихся, предметных вечеров. Много полезного учитель из влечет из разделов «Современ ный урок», «Индивидуальная работа с учащимися». В по следнем показывается роль детских организаций и родите лей в индивидуальной работе с детьми. П. Ф. Чубурин наглядно показывает воспитательное значение объективной оценки знаний учащихся, убедительно доказывает, к чему приводит либерализм в этом деле, вскрывает его причины. ««Приходит в школу семилет иий ребенок. За десять лет обучения ему предстоит побы вать на 10 140 уроках. Каждый урок — шаг к новым знаниям, к глубинам науки, к более вы сокому уровню воспитанно сти... Порукой успеха в этом является то, что учеников ве дут по ступеням знаний умелые и добрые учителя, которые не устанно и щедро сеют «разум ное, доброе, вечное». Такими словами заканчивается книга. • Чувствуется, что П. Ф. Чу бурин, прошедший путь от рядового учителя до директора Воронежского областного ин ститута *’ усовершенствования учителей, проделал основатель ную работу. Новая книга, бес спорно, принесет большую пользу педагогам, заставит их над многими вопросами серьез но задуматься. Прежде всего над тем, как предупреждать неуспеваемость учащихся, а руководителей школ и органов народного образования — как анализировать и оценивать ра боту учителей и школ. П. К АШМ ЕН СК И Й . Первоклассница Фото Ю. Ардашева. «ПР АЗДНИК УРОЖАЯ» В Ш К О Л Е Много добрых дел на счету у юннатов и членов учениче ской производственной брига ды Красвинской средней шко лы. Каждый год они хорошо помогают труженикам подшеф ных хозяйств. Ежегодно по уже установившейся традиции они проводят в школе свой традиционный «Праздник уро жая». Вот и на этот раз в спортив ный зал школы пришли учащи еся всех старших классов. О делах ученической производст венной бригады рассказала де сятиклассница Лариса Карта шова. Более трехсот учащихся седьмых и девятых классов трудились на колхозных по лях. В колхозе «Заря комму низма» юные помощники убра ли картофель на площади бо лее 40 гектаров, в колхозе «Россия» собрали н отгрузили около 400 тонн клубней. Ока зана большая помощь и садо водам совхоза «Краснинсхий» — школьники собрали 217 тонн яблок, в совхозе «Восток» — 340 центнеров картофеля. Директор школы М. Н. По тапов вручил наиболее отли чившимся на полевых работах учащимся Почетные грамоты. Интересную концертную про грамму к празднику подгото вили учащиеся шестого класса «В» под руководством учитель ницы биологии В. Я. Хариной. Участники праздника с боль шим интересом слушали и смотрели рапорт-монтаж стихах. Участники вечера ознакоми лись с выставкой экспонатов продукции, выращенной юнна тами и членами ученической производственной бригады. Долго продолжался праздник в школе. Н. МАТВЕЕВ. Краснянский район. „ж ИЗНЬ убеждает: если ребенок толь ко потребляет ра дости, не добывая их трудом, напряжением' духовных сил, его сердце может стать хо лодным, черствым, равнодуш ным». Эти слова принадлежат известному советскому педа гогу, безгранично любящему детей, В. А. Сухомлинскому. Да, для нас, взрослых, труд это не только источник мате риального благосостояния. Большой смысл вкладываем мы в это понятие, связывая его с общественными ценно стями, духовным богатством каждого. И эту свою любовь к труду, его высокое понимание в жизни человека мы, стар шие, обязаны передать детям. С трудом должно быть связано все воспитание ребен ка. Труд всесторонне обога щает его. Он способствует ум ственному развитию — ребе нок в его процессе расширяет и уточняет свои представления об окружающем. Труд — ос нова нравственного совершен ствования: ребенок учится за ботиться о других, испытывая радость от того, что его ма ленькие усилия нужны взрос лым. Наконец, труд — благо датная почва для эстетическо го, морального и физического воспитания. Приобщение к труду долж но начинаться в семье, н с са мого раннего возраста. ...Малыш долго и шумно иг рал дома. В азарте он разбро сал игрушки по всей квартире. Утомившись, занялся рисова нием. А потом пришло время обеда и сна. Его красивые иг рушки в «Тихий час», с тру дом нагибаясь, собирала ба бушка. Разве не знакома многим родителям, особенно молодым, такая картина? Имея в ком нате место для игрушек, ребе нок не приучен убирать их сам. А взрослые, не видят в этом симптомов будущего «делай за меня». Первый, как будто малень- мама! Конечно, Саша ждал одобрения. А реакция мамы была противоположной: — Что ты наделал? Кто те бя просил ^ыть полы? Двой ную работу только мне да ешь . Да, может быть, это дейст вительно двойная работа для взрослых. Но видели ли вы в этот момент глаза ребенка? Конечно, это не значит, что за любой труд ребенок должен получать поощрение. Если мальчик мыл чашку, а взрос лый увидел, что она плохо вы мыта, надо на это обратить внимание. Пусть ребенок пере моет, он ведь это сможет. Приучать ребенка к труду надо с самообслуживании. Ре бенок должен уметь себя «ХОЧУ ПОМОЧЬ МАМЕ...» г Советы родителям кий, незначительный просчет в трудовом воспитании ребенка. Правильно поступают роди тели в семьях, устанавливая твердый порядок — ^выделяют специальные дни и часы для уборки в квартире, привлека ют к участию в ней и малы шей. В каждом доме можно и необходимо найти для них по сильный труд: полить цветы, убрать игровой уголок, выте реть пыль. Говоря о посильном труде для ребенка, хочется предосте речь родителей от неправиль ной оценки его труда. Саша О., желая доставить маме радость, решил убрать квартиру. Пока ^на ходила в магазин, он налил воду в та зик и принялся мыть полы. Легко представить, что могут сделать руки пятилетнего ре бенка. Какой радостью бле стели его глаза, когда пришла Радостный блеск сменился не доумением, а потом и горькой обидой. Нет готовых рецептов, как поступить в том или ином случаях. Но прежде всего нужна выдержка. Положи тельной оценки заслуживает само стремление ребенка сде лать доброе дело помочь маме. Так похвалите его за это! Потом, спустя некоторое время, терпеливо исправив то, что не смог или не сделал ма лыш, разъясните, что мыть пол ему еще трудно. Но он может помочь иначе — на пример, налить воду в тазик, подмести пол. Переделать что-то за малы ша гораздо легде, чем снять обиду с его сердца. А может быть, несправедливо делая ему выговор, вы тем самым подавляете желание трудить ся. одеть и раздеть, убирать свои вещи на место. Это тоже труд. В дошкольных, учреждениях программой предусмотрено трудовое воспитание. Сюда входят ручной труд (пришить пуговицу, вешалку), уборка игровых уголков, уголков при роды; труд на участке детско го сада —- малыши расчищают дорожки от снега, спребают листья в осеннее время, рабо тают на огороде; они дежурят по столовой, к занятиям помо гают разложить необходимый материал. Дети легко справ ляются со всем этим, а глав ное, выполняют поручения с удовольствием. В беседах с родителями ча сто можно слышать, что дети и дома с удовольствием тру дятся. Но бывают случаи, когда родители выражают сомнение, что их дети активны в труде в детском саду. Дома они не могут их заставить уб рать даже игрушки, не говоря уже о более сложных для них заданиях. Почему же так про исходит? .Важно знать, является ли труд в семье для ребенка си стоматическим, или это редкое поручение. Надо знать иидн видуальиые особенности ре бенка. Здесь нужен совет вос питателя. Ведь ребенок в дет ско,м саду находится более де сяти часов, а некоторые дети посещают и круглосуточные группы. Ребенок раскрывается перед воспитателем всесторон. не. Причин для объяснения почему ребенок в семье дру гой, много. Главная из них в том, что I коллективе сверстников, с лю бимым воспитателем ребенку легко. Он видит, что выполни ет нужное, необходимое дело и трудится с охотой. А дома этого сознания необходимости труда он не ощущает. Трудовое воспитание ребен ка в семье должно стать каж додневной заботой родителей. Надо помнить, что привитые в дошкольном возрасте трудо вые навыки — это и залог ус пешной учебы, активного вы полнения общественных обя занностей в школе. «Мама, я хочу тебе помочь.» — говорит малыш. Так не спе шите ему отказывать в этой просьбе. 3. ЕВ Л АНОВА. К К Д О М А Как-то в одном из цехов Липецкого тракторного завода мне пришлось беседовать с ра- бочими-женшинами. Разговор зашел о детяхл — Работаю пр сменам, — по. жаловалась одна. — Как во вторую, так сердце болит. Витька мой — в пятом. Дома один. Как он там,—н с обедом, и с уроками? Да и улицу лю бит... — А мне со Светланкой, можно сказать, повезло. Хо рошая школа у нас рядом... Я поинтересовалась, о какой школе речь. Оказывается —- о начальной, тридцать третьей. Мне самой не раз приходи лось бывать в ней, и всегда с удовольствием отмечала какой- то особый уют, царящий здесь. Школа размешена в старинном зданий. Раньше, до революции, в кем было егерское училище. В нем учился брат известного русского писателя, Глеба Ус- * Пенского — Александр. Глеб Успенский не раз бывал в учи лище и всегда восхищался чу десной природой места, где оно расположено. В одном из пи сем матери он как-то писал: «Местоположение удивитель ное, пруд, аллеи, словом, пре лесть...» 4 И сейчас здание веейой и летом утопает в зелени. При школе есть свой сад, за кото рым заботливо ухаживают ре бята. В самом здании всегда царит образцовая чистота. В школе занимаются около ста учащихся, все они успева-. ют. Этот успех определяется многим. И тем, что здесь рабо тает дружный, слаженный Коллектив учителей, который уже несколько лет возглавляет коммунист Елизавета Петровка Мякишева. И тем, что для ре бят В школе созданы все усло вия для учебы, содержатель ного отдыха. Большая часть учащихся посещает группы продленного дня. Можно понять, чем до вольны родители. Они знают, после занятий дети в школь ной столовой вкусно пообеда ют. Для первоклассников, еще привыкших к режиму дня детского сада, оборудована спальная комната. Соблюдение режима — это необходимое ус. ловие хорошей успеваемости малышей. Окончено приготовление за нятий под наблюдением учите ля, и можно запяться люби мым делом, спортом. В школе имеется плавательный бассейн. Частые гости в школе — ше фы, представители первого и четвертого тракторных цехов, отдела комплексной механиза ций и автоматизации: комсо мольцы Оля Максимова, Рая Сидорова, Зина Заруцкая, бригадир комсомольско-моло дежной бригады первого трак торного цеха Рая Савчишкина и другие. Они охотно расска зывают юным подшефным о своем заводе, организуют для них экскурсии в цеха. Конструкторы отдела со вку сом оформили школьникам ка лендари природы, а для сборов --плакаты, рисунки. «Наш за вод — навстречу XXV съезду Коммунистической партии» — над оформлением такого стен да работают сейчас заводские шефы совместно с юными ху дожниками школы. Рассказывают и ребята стар шим друзьям с завода о сво их делах — рапортуют об ус пехах в учебе, о том, какие веселые и интересные октябрят, ские и пионерские сборы они проводят, как дружно работают в саду, на пришкольном уча стке. В. КУПАВЫХ. С НАЧАЛА появилась идея. Преподаватель Грязинского ПТГУ № 14 Николай Василь евич Поспелов задумал на ба зе одного из учебных классов училища создать кабинет про граммировая1Ного обучения и контроля получаемых знаний по черчению. Нашлись и уча щиеся-энтузиасты, горячо под державшие интересное предло жение преподавателя. Вскоре кабинет вступил в действие. Обучение перешло на научную основу. Но оста навливаться на достигнутом нн преподавателю, ни учащимся не хотелось. Решили своими ОБУЧАЕТ Э ЛЕКТРОНИК А силами оборудовать и другие классные комнаты. Сейчас в училище заканчи вается оборудование кабинета подобного типа уже по обще ствоведению, а в подшефной Желтолесковской сельской средней школе создается та кой же кабинет общественных дисциплин. Все работы выполняются под наблюдением и с помощью Н. В. Поспехова учащимися ШТ'У № 14. Их пятеро, буду щих электромонтеров. Это комсомольцы — Алексей Ка ширин, Александр Клевцо®, Владимир Чистяков, Михаил Дуев, Владимир Шаров. Уча щиеся квалифицированно раз бираются в хитроумных спле тениях электронных схем, доб ротно и надежно исполняют все виды электромонтажных работ. В чем же суть новой формы обучения? Сорок пять минут длится урок. Не так уж и долго, если учесть, что учитель должен провести за это время опрос учащихся по пройденной те ме, проверить, как усвоен учебный материал, объяснить новый урок и закрепить полу ченные. знания. Причем, жела тельно проконтролировать степень усвоения знаний по пройденной ранее и новой те мам у всех учащихся. При прежних- формам веде- земе* ния урока на это вр ни не хватало. Тут-то и приходит .на помощь учителю электро техника. Она позволяет бук вально- за пять минут опреде лить, что и как усвоено каж дым учеником из сказанного учителем. Как протекает урок в школе с использованием технических средств? Учитель изложил но вый материал. У каждого уче ника — карточка. В ней три— пять вопросов, в зависимости от сложности изучаемой темы, и по нескольку ответов на каждый вопрос. Только один ответ из приведенных —- пра вильный. Номера ответов соответству ют номерам кнопок на пульте, который установлен на столе перед каждым учеником. Об думав вопрос, ученик нажи мает на соответствующую кнопку ответа на пульте. Раз решив таким образом все во просы, учащийся видит на пульте оценку — «мозг» маши ны объективен.- Запоминающее устройство, вмонтированное в централь ный пульт на столе учителя, позволяет преподавателю оп ределить, какой вопрос каж дый .из учащихся усвоил хо рошо, какой плохо. В кабинетах сельской школы и технического училища мон тируются также раздвижные доски, экраны дневного кино, телеэкраны. Эти и другие тех нические приспособления зна чительно расширят возмож ности преподавания. Доброе дело начато энтузи астами ГИТУ № 14 г; Грязи, И тем более похвально, что они ведут работу не только в стенах училища. В Желтойзе ковской школе Грязинского района ребята уже выполнили основные работы. У них сей час — производственная прак тика. Рядом с ними трудится будущий инструктор-наладчик, лаборант школы: Ему в даль нейшем придется обслуживать всю аппаратуру. Завидная увлеченность пре подавателя Николая Василь евича Поспехова передалась еТо питомцам. Нет сомнения, что все это пригодится юно шам в дальнейшем, когда они вольются в большие рабочие коллективы. Такая производ ственная практика — лучший способ определения и разви тия своих способностей. Й все, что сделают ребята для сель ских учащихся, сослужит хо рошую службу учителям на долгие годы, а учащиеся будут получать прочные, нужные в дальнейшей трудовой жизни знания 1и навыки. О. ЯБ ЛОКОВ. Страница подготов- | лена нештатным отде лом школ редакции га-1 зеты «Ленинское зна»! мя»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz