Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
XXV с ъ е з д К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т ии С о в е т с к о г о С о ю з а ПРОДОЛЖЕНИ Е ДОКЛ АДА ТОВАРИЩА Л И БРЕЖНЕВА восп. будет сохраняться, пока израильские армии остаются на оккупированных землях. Она будет сохраняться, пока лишены своих законных прав и живут в отчаянных условиях сотнн тысяч палестинцев, изгнанных со своих земель, и арабский на род Палестины лишен возможности создать свое националь ное государство. Прочный мир на Ближнем Востоке требует также, чтобы были гарантированы безопасность всех госу дарств этого района, их право на независимое существование и развитие. Не ясно ли, сколь серьезную ответственность бе рут на себя те, кто, преследуя эгоистические цели, превра щает ближневосточное урегулирование в предмет политиче ской игры, кто использует сепаратные частичные договоренно сти, чтобы оттянуть время подлинных решений, а то и вооб ще поставить их под вопрос. Что касается Советского Союза, то он занимает принципи альную и конструктивную позицию. СССР, как сопредседа тель Женевской конференции, готов сотрудничать во всех уси лиях, направленных на действительное урегулирование кон фликта. Мы готовы участвовать в международных гарантиях безопасности и неприкосновенности границ всех стран Ближ него Востока — в рамках ООН или на иной основе. В по добного рода гарантиях, кстати сказать, могли бы принять участие, по нашему мнению, наряду с СССР и США, также Англия и Франция. Дело от этого лишь выиграло бы. Мы — за создание условий для развития наших отноше ний со всеми странами Ближнего Востока, у нас нет преду беждения против какой-либо из них. Наконец, мы готовы уча ствовать и в поисках решения такой проблемы, как прекра щение гонки вооружений в этом районе. Но, разумеется, толь ко в тесной увязке с общим урегулированием на Ближнем Востоке. Решать ее до такого урегулирования значило бы ста вить на одну доску агрессора и его жертвы. В отчетный период ЦК уделял большое внимание развитию нормальных, а где возможно, и дружественных отношений с государствами Азии. Прежде всего необходимо сказать о нашем многогранном сотрудничестве с Индией. Дружбе с этой великой страной мы придаем особое значение. За истекшее пятилетие советско- индийские отношения поднялись на новую ступень. Между нашими странами был заключен Договор о мире, дружбе н сотрудничестве. Уже за этот короткий срок отчетливо выя вилось его огромное значение для наших двусторонних свя зей, его роль как стабилизирующего фактора в Южной Азии и на континенте в целом. Тесное политическое и экономическое сотрудничество с Республикой Индией — это наш постоянный курс. Совет ские люди с симпатией, более того, с чувством солидарности относятся к миролюбивой индийской внешней политике, к му жественной борьбе прогрессивных сил страны за решение сто ящих перед ней трудных социально-экономических задач. Мы желаем народу и правительству Индии полного успеха в этой борьбе. (Аплодисменты). Ход событий показал правильность подхода Советского Со юза к проблемам Южной Азии. Мы приветствовали прекра щение индо-пакистанского военного конфликта в 1971 году и происшедшие тогда важные сдвиги в сторону утверждения нормальных отношений между государствами этой части ми ра. Мы с удовлетворением отмечаем, что в какой-то мере мог ли содействовать этому позитивному процессу. Говоря вообще о наших отношениях с государствами Азии, необходимо назвать нашего доброго соседа Афганистан, с ко торым мы недавно продлили имеющий почти полувековую давность Договор о нейтралитете и взаимном ненападении. Упомяну также Турцию, сотрудничество с которой из сферы главным образом экономической распространяется постепенно и на вопросы политические. Советский Союз намерен и впредь активно участвовать в поисках путей к укреплению мира и безопасности на азиат ском континенте, к развитию и здесь равноправного сотруд ничества. Мы будем действовать в этом направлении, действо вать как в рамках двусторонних контактов, так и на много сторонней основе. Мы не раз излагали свои соображения на этот счет и подчеркивали готовность со всем вниманием от нестись к любым предложениям, диктуемым заботой о проч ном мире и безопасности в Азии, об их обеспечении коллек тивными усилиями. В отчетный период немало было сделано и для дальнейшего развития дружеских связей с государствами Африки. В пер вой половине 70-х годов на земле этого континента развер нулся заключительный этап крушения колониальной системы. Советские коммунисты горячо приветствуют победу народов Гвинеи-Бисау и Островов Зе леного Мыса, Мозамбика и Анголы, увенчавшую их много летнюю героическую борьбу за независимость. КПСС всегда была солидарна с этими наро дами, оказывала всемерную поддержку борющимся патрио там. А сегодня мы рады тому, что и наши межгосударствен ные отношения с этими страна ми формируются в духе искрен ней дружбы и взаимопонима ния. (Аплодисменты). В истекшие годы продолжали укрепляться связи с нашими давними друзьями, такими, как Гвинейская Республика и На родная Республика Конго, тес ные взаимоотношения с Сома лийской Демократической Рес публикой еще прочнее скрепил заключенный Договор о дружбе и сотрудничестве. Рас ширились добрые отношения с крупнейшей страной Африки—■ Нигерией. Мы делаем и будем делать все, чтобы развивать и укреп лять дружбу с теми, кто дейст вительно к ней стремится. С подавляющим большинством государств, возникших в ре зультате слома колониальной системы, нас объединяет глубо кая приверженность к миру и свободе, отвращение к любым формам агрессии и господства, к эксплуатации одной страны другой. Эта общность коренных устремлений — богатая и пло дотворная почва, на которой и впредь будет крепнуть и рас цветать наша дружба! (Апло дисменты). 3 , Р а з в и т и е о т н о ш е н и й с к а п и т а л и с т и ч е с к и м и г о с у д а р с т в а м и Главным в нашей политике по отношению к капиталисти ческим государствам была и остается борьба за утверждение принципов мирного сосуществования, за прочный мир, за ос лабление, а в перспективе и устранение опасности возникно вения новой мировой войны. Можно констатировать, чго в последнее пятилетие удалось достигнуть значительного прог ресса в этом направлении. Переход от «холодной войны», от взрывоопасной конфронта ции двух миров к разрядке напряженности был связан прежде всего с изменениями в соотношении сил на мировой арене. Но потребовались большие усилия, чтобы люди — и особен но те, кто руководит политикой государств, — стали привы кать к мысли, что естественным делом является не баланси рование на грани войны, а переговоры по спорным вопросам, не конфронтация, а мирное сотрудничество. Большую роль сыграло то, что наша партия сумела четко определить основные задачи практической деятельности по укреплению международной безопасности, выразить их на своем XXIV съезде в Программе мира. Уже первые внешнепо литические шаги Советской власти, базирующиеся на платфор ме мирного сосуществования государств с различным общест венным строем, указали народам мира, как говорил В. И. Ленин, «единственный правильный выход из затруднений, хао са и опасности войн» (В. И. Ленин, ПСС, т. 45, стр. 193). Не изменно опираясь на эту платформу, наша партия, следуя за ветам Ленина и исходя из полувекового опыта своей миро любивой внешней политики, выступила на XXIV съезде с Программой мира. Эта Программа указала реальный путь к ликвидации «холодной воины», поставила четкие задачи в борьбе за переход от опасности-войн к мирному сотрудниче ству. . Актуальность и реалистичность этой программы подтвер дила жизнь, и хотя всеобщий мир еще отнюдь не гарантиро ван, у нас есть все основания с уверенностью сказать: оздо ровление международного климата убедительно свидетельст вует, что достижение прочного мира — не благое пожелание, а вполне реальная задача. Во имя ее решения можно и нужно продолжать работать, не жалея сил! (Аплодисменты). Разрешите остановиться на конкретных направлениях рабо ты, которую проводила наша партия по практической реали зации Программы мира. Прежде всего о Европе. Здесь изменения в направлении разрядки напряженности и укрепления мира, пожалуй, осо бенно ощутимы. И это, конечно, не случайно. В Европе на иболее сильны позиции социализма, воздействие согласованной политики социалистических государств. XXIV съезд поставил задачу: обеспечение европейской безопасности на основе признания сложившихся в результате второй мировой войны территориальных и политических реальностей. В этом направ лении наш ЦК и действовал. На этой основе успешно развивалось сотрудничество Совет ского Союза и других социалистических стран с Францией. Еще со времени переговоров с президентом де Голлем стали традицией советско-французские переговоры на высшем уров не. В ходе ряда встреч — сначала с президентом Помпиду, а затем с президентом Жискар д’ Эстэном — сблизились пози ции обеих стран по ряду внешнеполитических вопросов, акти визировались разносторонние советско-французские связи и контакты. Все это встретило широкую поддержку французско го народа, большинства политических партий Франции. Мы высоко ценим отношения с Францией и готовы расширять об ласти согласия и сотрудничества с ней.. На базе договора 1970 года произошел большой сдвиг в советско-западногерманских отношениях. Они вошли в нор мальное русло, причем на единственно возможной основе — отказа от претензий взломать существующие европейские границы. Сегодня ФРГ — это один чз наших крупных парт неров в деловом взаимовыгодном сотрудничестве с Западом. Наши переговоры с канцлером Брандтом в Ореанде и в Бон не, равно как и переговоры, состоявшиеся в Москве в ходе визитов канцлера Шмидта и президента Шесля, позволили улучшить взаимопонимание и продвинуть вперед сотрудни чество с ФРГ в экономике и в других областях. Одним из сложных вопросов было урегулирование, связан ное с Западным Берлином. Вокруг этого города, как известно, возникали кризисы, лихорадившие обстановку в Е'вропе. Одна ко заключенное осенью 1971 года Соглашение четырех дер жав в сочетании с соглашениями и договоренностями по ряду вопросов между правительствами ГДР, ФРГ и сенатом З а падного Берлина в основном сняло напряженность. Мы ценим сотрудничество с США, Францией и Англией, проявившееся в этом вопросе. Созданы условия для того, чтобы Западный Берлин из источника споров превратился в конструктивный элемент мира и разрядки. Нужно лишь, чтобы все стороны на деле уважали достигнутые соглашения. К сожалению, неко торыми их участниками в этом отношении делается далеко не все. Мы будем настаивать на строгом и полном соблюде нии всего, о чем есть договоренность. Советский Союз стоит за то, чтобы Западный Берлин жил спокойной и нормальной жизнью. В целом наши отношения с западноевропейскими странами можно оценить положительно. Это касается и отношений с Англией и Италией. Мы церим и стремимся развивать а: обо гащать также традиционные добрососедские отноЩёШШ с Фин ляндией, связи со скандинавскими странами, Австрией, Бель гией и другими государствами Западной Европы. Отражени ем больших н хороших перемен в политической атмосфере на континенте явилось, конечно, восстановление отношений с Португалией, а также улучшение отношений с .Грецией. В общем, пожалуй, ни одно государство запада Европы не ос талось в стороне от широкого процесса нормализации отноше ний с социалистическими странами. Товарищи! В интересах разрядки и прочного мира в Евро пе XXIV съезд КПСС призвал обеспечить созыв ,и успех об щеевропейского совещания. Теперь это стало действительно стью. В августе прошлого года в Хельсинки руководители ЗЗгХ государств Европы, а также США:и Канады подписали За ключительный акт совещания, работа которого продолжалась два года, а политическая подготовка — десять лет. Достигнутые результаты стоят затраченных усилий. Уча стниками совещания коллективно подтверждена нерушимость сложившихся границ. Разработан свод принципов межгосудар ственных взаимоотношений, полностью —и буквой, и духом -— отвечающий требованиям мирного сосуществования. Таким образом, созданы благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всем континенте. (Аплодисменты). Результаты совещания во многом обращены в будущее. На мечены перспективы мирного сотрудничества в целом ряде областей — экономике, науке и технике, культуре и информа ции, п развитии контактов между людьми. Определены и не которые другие меры по укреплению доверия между государ ствами, в том числе и в военной области. Главное теперь — претворять в практические дела все принципы и договорен ности, согласованные в Хельсинки. Советский Союз действует н будет впредь действовать именно таким образом. Недавно мы выдвинули некоторые предложения по развитию общеевро пейского сотрудничества в ряде важных областей. Мы и впредь будем прилагать усилия в этом направлении. Мы ожи даем такого же подхода и от всех других участников общеев ропейского совещания. Таким образом, достижения в деле налаживания мирных отношений в Европе есть, и достижения, товарищи, немалые. (Продолжительные аплодисменты). Но мы не можем не видеть и отрицательных моментов. В Европе все еще существует, в частности, такой сложный и опасный узел напряженности, как проблема Кипра. Мы убеж дены, что разумный учет интересов и прав обеих общин на Кипре — при безусловном уважении независимости, суверени тета и территориальной целостности Республики Кипр и без попыток навязывать киприотам извне чуждые им решения 1 позволит урегулировать эту острую проблему на благо мира, безопасности и спокойствия в Европе. Есть свои сложности и в наших отношениях с рядом капи талистических государств Европы. В основе их лежит, но-вй- днмому, нежелание влиятельных кругов этих государств по- настоящему отрешиться от психологии «холодной войны» и последовательно проводить политику взаимовыгодного сот рудничества и невмешательства во внутренние дела других стран. В ФРГ, например, линия на нормализацию отношений с со циалистическими странами подвергается нападкам правых сил, стоящих по существу на реваншистских позициях. Их дав ление, по-видимому, сказывается и на некоторых аспектах правительственной политики Бонна. Значительная часть средств массовой информации в западных странах не только не способствует укреплению взаимного доверия и междуна родного сотрудничества, а, наоборот, раздувает недоверие и враждебность к социалистическим странам. Кое-кто пытается выхолостить н извратить самую суть Заключительного акта, принятого в Хельсинки, использовать, этот документ как ширму для вмешательства во внутренние дела стран социализма; для антикоммунистической и антисоветской демагогии в стиле «холодной войны». Словом, за достижение в Европе действительно прочного ми ра, за то, чтобы разрядка стала необратимой, нужно еще мно го и упорно бороться. Советский Союз будет вести такую борьбу в тесном взаимодействии с братскими социалистиче скими государствами, со всеми миролюбивыми и реалистически мыслящими силами в Европе. Перед нами, товарищи, великая цель: прочный мир должен стать естественной формой жиз ни всех народов Европы. (Продолжительные аплодисменты). Товарищи! Решающее значение для ослабления угрозы но вой мировой войны и укрепления мира имел, .конечно, пово рот к лучшему в наших отношениях с крупнейшей державой капиталистического мира — Соединенными Штатами Америки. Это, несомненно, содействовало оздоровлению международ ного климата в целом, в том числе и в Европе. Задаче улуч шения отношений с США мы, действуя в полном соответст вии с установкой XXIV съезда, уделили очень большое вни мание. В итоге переговоров с президентом США Никсоном в Моск ве и в Вашингтоне, а затем встреч с президентом Фордом во Владивостоке и в Хельсинки достигнуто важное принципиаль ное взаимопонимание между руководителями Советского Со юза и Соединенных Штатов Америки о необходимости разви тия мирных равноправных отношений между обеими страна ми. Это нашло свое отражение в целой системе советско- американских договоров, соглашений и других документов. Наиболее важными из них, безусловно, являются «Основы вза имоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», Соглашение о предотвращении ядерной войны и ряд договоров и согла шений об ограничении стратегических вооружений. В чем глав ное значение этих документов? В том, сто в совокупности они заложили солидную политическую и правовую базу для разви тия взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США на принципах мирного сосуществования. Они в определенной мере уменьшают опасность возникновения ядерной войны. Именно в этом мы видим основной итог развития советско- американских отношений за последние пять лет. У наших отношений с США хорошая перспектива и на бу дущее— в той мере, в какой они будут и впредь развиваться на этой совместно созданной реалистической основе, когда при очевидном различии классовой природы обоих государств и их идеологии есть твердое на мерение разрешать разногласия и споры не силой, не угрозами и бряцанием оружия, а мирны ми политическими средствами. За последние годы наши от ношения с США развиваются по многим направлениям. Про исходит оживленный обмен де легациями, в том числе парла ментскими, активизировались культурные обмены. Подписано много советско-американских соглашений, предусматриваю щих развитие взаимовыгодного сотрудничества в самых раз личных областях экономики, науки, техники, культуры. Большинство нз них уже всту пило в силу и реализуется на практике к очевидной пользе для обеих сторон, а главное— для взаимопонимания между советским и американским на родами. Положительное в целом раз витие советско-американских отношений за последние годы осложняется, однако, рядом не маловажных факторов. Ему стремятся помешать влиятель ные силы в США, не заинтере сованные ни в улучшении от ношений с СССР, ни в разрядке международной напряженности в целом. Они изо>б|ража,ют в пре вратном свете политику Совет ского Союза и, ссылаясь на вы мышленную «советскую угро зу», призывают к новому взвин чиванию гонки вооружений в США и в НАТО. Были, как из вестно, и попытки вмешательст ва в наши внутренние дела, связанные с принятием в США дискриминационных мер в области торговли. Разумеется, с этим мы мириться не могли и не будем мириться. Это не тот язык, которым можно разговаривать с Советским Союзом. Теперь, я думаю, это уже всем ясно. (Аплодисменты). Не секрет, что определенные сложности связаны и с теми аспектами политики Вашингтона, которые угрожают свободе и независимости народов, представляют собою грубое вмеша тельство. в их внутренние дела на стороне сил угнетения и ре акции. Мы выступали и будем выступать против таких дейст вий. В то же время хочу еще раз подчеркнуть: Советский Со юз твердо намерен проводить курс на дальнейшее улучшение советско-американских отношений в строгом соответствии с духом и буквой достигнутых соглашений и взятых обяза тельств — в интересах обоих народов и дела мира на земле. (Аплодисменты). Все богаче по содержанию становятся наши отношения с Канадой; у них, как мы считаем, неплохие перспективы. За метно расширились связи со странами Латинской Америки. Мы поддерживаем стремление этих стран к упрочению поли тической самостоятельности и экономической независимости и приветствуем увеличение их роли в международной жизни. Развитие наших отношений с Японией в общем идет в по ложительном направлении. Советский Союз широко торгует с Японией. С ней заключен ряд взаимовыгодных соглашений в экономической области. Значительно активнее стали контак ты политических и общественных деятелей, растут культурные связи. Однако в связи с вопросами мирного урегулирования кое-кто в Японии, подчас при прямом подстрекательстве извне, пытается предъявлять к СССР необоснованные, и незаконные претензии. Это, конечно, не путь к поддержанию добрососед ских отношений. Мы считаем, что в советско-японских отно шениях законом должны быть именно добрососедство и дру жественное сотрудничество, к чему мы и стремимся. Хотел бы выразить надежду, что Япония не поддастся соблазну пой ти по пути, на который ее хотели бы толкнуть те, кто не прочь погреть руки на советско-японских разногласиях. (Аплоди сменты). Оздоровление международного климата создало благопри ятную атмосферу для оживления экономического, научно-тех нического и культурного сотрудничества. За отчетный период значительно возросли и изменились ка чественно экономические н научно-технические связи СССР с капиталистическими странами. Подробнее на этом я останов люсь ниже. Примерно в полтора раза возрос за минувшее пятилетие объем наших культурных обменов с зарубежными странами. Все это, товарищи, — материализация разрядки, важный участок общей работы нашей партии по развитию мирных связей между народами. Одним из главных направлений внешнеполитической дея тельности ЦК КПСС и Советского правительства была и ос тается как этого и требовала Программа мира — борьба за прекращение гонки вооружений, за разоружение. Сегодня эта задача стбит острее, чем когда-либо. Человечество устало жить, сидя на горах оружия, а подхлестываемая агрессивны ми кругами империализма гонка вооружений нарастает. Главным мотивом сторонников гонки вооружений являет ся утверждение о так называемой советской угрозе. Этот мо тив используется и тогда, когда нужно протащить более вы сокий военный бюджет, урезывая расходы на социальные нуж ды, и когда разрабатываются новые виды смертоносною ору жия, и когда пытаются оправдать военную активность НАТО. На самом деле, конечно, никакой советской угрозы не суще ствует ни для Запада, ни для Востока. Все это чудовищная ложь — от начала до конца. Советский Союз не собирается ни на кого нападать. Советскому Союзу война не нужна. Со ветский Союз не увеличивает свой военный бюджет, он не сок ращает, а неуклонно наращивает ассигнования на повышение благосостояния народа. (Аплодисменты). Наша страна После довательно и непоколебимо ведет борьбу за мир, постоянно вы ступает с конкретными предложениями, направленными на сокращение вооружений,,на разоружение. Советские коммунисты горды тем, что они взяли на себя трудную, но благородную миссию быть в первых рядах бор цов за то, чтобы отвести от народов опасности, связанные с продолжением гонки вооружений. (Аплодисменты). Наша партия призывает все народы, все страны объединить свои усилия для того, чтобы положить конец этому пагубному про цессу. Нашей конечной целью в этой области было и остается всеобщее и полное разоружение. Вместе с тем СССР делает все, чтобы добиться продвижения вперед ,на отдельных участ ках пути, ведущего к этой цели. На основе проекта Советского Союза и других социалисти ческих стран разработана, подписана и вступила в сил$ Меж дународная конвенция о запрещении и уничтожении бактери ологического оружия. Это фактически первая в истории меж дународных отношений мера реального разоружения. Речь идет об изъятии из военных арсеналов государств целой кате гории опаснейшего оружия массового уничтожения. Расширилась сфера действия Договора о нераспростране нии ядерного оружия. К нему присоединился в последнее вре мя еще ряд крупных государств, включая ФРГ и Италию. Вместе с тем принятие дальнейших эффективных мер к недо пущению расползания ядерного оружия по нашей планете ос тается одной из самых важных задач. СССР готов сотрудни чать в ее решении с другими государствами. Особо скажу о происходящих советско-американских пере говорах по дальнейшему ограничению стратегических воору жений. Мы ведем их, стремясь претворить в жизнь владивос токскую договоренность 1974 года и не допустить открытия нового канала гонки вооружений, который свел бы на нет уже достигнутое. Понятно, что соглашение по этому вопросу име ло бы очень большое значение как для дальнейшего развития отношений между СССР и США, для укрепления взаимного доверия, так и для упрочения всеобщего мира. Придавая исключительно важное значение всей этой проб леме, мы настойчиво и не раз предлагали Соединенным Шта там не останавливаться на одном только ограничении суще ствующих видов стратегического оружия. Мы считали воз можным пойти дальше. Конкретно мы предлагали договорить ся о запрещении создавать новые, еще более разрушительные системы вооружения, в частности, новые подводные лодки ти па «Трайдент» с баллистическими ракетами, новые стратеги ческие бомбардировщйки типа Б-1 в США и аналогичные сис темы в СССР. К сожалению, эти предложения не были приня ты американской стороной. Однако они остаются в силе. Надо ли говорить, насколько их претворение в жизнь было бы полезно для укрепления взаимного доверия. Кроме того, обе стороны получили бы воз можность сэкономить значительные средства, использовать юс для производительных целей, для улучшения жизни людей. Добавлю еще одно. За последнее время в ряде стран мно жатся выступления за то, чтобы район Индийского океана не стал ареной создания военных баз тех или иных держав. Мы сочувствуем этим выступлениям. Что касается Советского Союза, то мы не имели и не имеем намерения строить воен ные базы в Индийском океане. И мы призываем Соединенные Штаты Америки занять такую же позицию. ( Аплодисменты). Разумеется, придет время, когда в повестку дня встанет вопрос о неизбежности подключения к процессу ограничения стратегических вооружений также и других ядерных держав. Те из них, которые не пожелали бы этого, взяли бы на себя огромную ответственность перед народами. По инициативе нашей страны Генеральной Ассамблеей ООН в последние годы принят ряд важных резолюций по вопросам сдерживания гонки вооружений и запрещения раз работки и производства новых видов оружия массового унич тожения, новых систем такого оружия. Задача в том, чтобы эти резолюции были претворены в жизнь. Добиться этого, надо прямо сказать, не просто, так как ряд крупных государств все еще проявляет явное нежела ние прекращать гонку вооружений. Противники разрядки и ра зоружения обладают еще немалыми ресурсами. Они действу ют активно, в разных формах и с разных направлений. Хотя возможности агрессивных действий империализма теперь зна чительно урезаны, его природа остается прежней. Поэтому ми ролюбивым силам необходимо проявлять высокую бдитель ность. Нужны энергичные действия и единство всех сил- ми ра и доброй воли. В этой связи приобретает особое значение поддержанное подавляющим большинством стран—членов ООН предложе ние о созыве Всемирной конференции по разоружению. Политическая 'разрядка нуждается в подкреплении раз рядкой военной. В Программе мира была выдвинута ясная цель: сокращение вооруженных сил и вооружений в Централь ной Европе. Переговоры по этому вопросу в Вене продолжа ются уже более двух лет, однако ощутимого прогресса нет. Причина одна: страны НАТО все еще не хотят отказаться от попыток использовать переговоры для обеспечения себе одно сторонних военных преимуществ. Запад почему-то хочет, и даже требует, уступок от социалистических стран в ущерб их собственной безопасности. Но мы что-то не замечали у бло ка НАТО склонности делать подобные уступки другой стороне. Стремясь сдвинуть дело с мертвой точки, социалистические государства недавно внесли в Вене новые предложения. Мы готовы пойти на то, чтобы для начала, . в этом году, были сокращены только войска СССР и США, а уровень вооружен ных сил других участников переговоров был бы пока «замо рожен» и подлежал бы снижению на втором этапе — в 1977— 78 гг. Мы внесли также совершенно конкретные предложения о сокращении обеими сторонами числа танков, самолетов—• носителей ядерного оружия, пусковых установок ракет вмес те- с определенным количеством ядерных боеприпасов к этим средствам доставки. Наши предложения строятся на единственно реалистической основе сохранения сложившегося в центре Европы соотноше ния сил, по существу равновесия. Их реализация не нанесет ущерба безопасности ни одной из сторон. Хотелось бы наде яться, что все это найдет должный отклик у западных стран и можно будет, наконец, перейти от дискуссий к реальным ме рам по сокращению вооруженных сил и вооружений. На XXIV съезде была поставлена задача: отказ от примене ния силы и угрозы ее применения для решения спорных воп росов должен стать законом международной жизни. Этот . принцип был затем отражен в ряде договоров СССР с други ми странами. Он содержится в Заключительном акте общеев ропейского совещания. -Чтобы еще больше ослабить угрозу войны и создать благоприятные условия для продвижения к разоружению, мы предлагаем теперь заключить Всемирный до говор о неприменении силы в международных отношениях. Его участники, включая, разумеется, ядерные державы, взяли бы на себя обязательство воздерживаться от использования любых видов оружия, в том числе и ядерного, для разреше ния споров между собой. Советский Союз готов рассмотреть вместе с другими государствами практические шаги по реа лизации этого предложения. Велика ныне роль и ответственность массового движения общественности за укрепление мира. Минувшее пятилетие от мечено такими вехами в развитии этого движения, как Все мирный конгресс миролюбивых сил в Москве, Брюссельская ассамблея борцов за европейскую безопасность, Всемирный конгресс женщин в Берлине. Во всех этих акциях наша пар тия, общественность нашей страны принимали активное уча стие. Мы и впредь не пожалеем сил для вовлечения широких народных масс в дело укрепления мира. (Продолжительные аплодисменты). В своей внешней политике Советский Союз намерен терпе ливо и последовательно искать все новые и новые пути разви тия мирного взаимовыгодного сотрудничества государств с различным общественным строем, пути к разоружению. Мы будем неуклонно наращивать свои ,усилия в борьбе за проч ный мир. (Продолжительные аплодисменты). 4. П р о гр ам м а даль н ей ш ей бо р ьб ы з а м и р и меж ду н ар о дн о е со тр удн и ч ество , з а свободу и н е з а в и с и м о с т ь н а р о д о в Товарищи! Оценивая международное положение нашей стра ны и обстановку на мировой арене, Центральный Комитет партии приходит к выводу, что дальнейшая борьба за дело мира, свободы и независимости народов требует сейчас ре шения в первую очередь следующих назревших задач: — Неуклонно укрепляя единство братских социалистических государств и развивая их всестороннее сотрудничество в пост роении нового общества, наращивать их активный совместный вклад в укрепление мира. — Добиваться прекращения растущей, опасной для мира гонки вооружений и перехода к сокращению накопленных за пасов оружия, к разоружению. В этих целях: а) делать все возможное для завершения подготовки нового соглашения между СССР и США об ограничении и сокраще нии стратегических вооружений, для заключения междуна родных договоров о всеобщем и полном прекращении испы таний ядерного оружия, о запрещении ц уничтожении ору жия химического, о запрещении создания новых видов и сис тем оружия массового уничтожения, а также воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях; б) предпринять новые усилия для активизации переговоров о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. После достижения договоренности о первых конк ретных шагах в этом направлении продолжить в последующие годы дело военной разрядки в указанном районе; в) добиваться, чтобы на смену нынешнему постоянному I (Продолжение «а 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz