Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
З Н А М Я яшпштвяшвр Г Р А Н И Ц А Снегурочка. Фотоэтюд Ю. Ардашева. У Т Р О Р О Д И Н Ы Зд равствуй, морозное снежное утр о! Рад , что ты снова на землю пришло, И, как всегда, по-хозяйски и мудро Каждому дело по сердцу нашло. Где-то на реках возводят плотины, Где-то в дозоре, у домен стоят. Пишут стихи и рисуют картины, Новое, доброе люди творят. Строек огни над страной полыхают, Счастье и радость приходят в наш дом. Партии планы зовут, вдохновляют, День начинается мирным трудом. П . ВЕРИ Н . Я С О Л Д А Т Как я давно тебя не видел, Мой край и липы, и сосны... Как-будто детство я обидел Свое. Но нет моей вины. Прости меня, Мой край родимый, С моей кочующей суд ьбой. Обняться б нам необходимо, Поцеловаться бы с тобой. Но я солдат. А путь солдата Всегда от дома в стороне. Я з ащищ ал тебя когда-то,' С врагом сражаясь на войне. Вновь солнце над тобою светит И дружит зелень с синевой, Но я в дни солнечные эти Всегда боец передовой. Идти в запас не собираюсь, Солдаты Родине нужны. В учебном классе я стараюсь Постичь теорию войны. На полигоне — канонада, А значит, практики—черед. Мне находиться там, где надо, Где смелость крепости берет. Н. А К СЕН О В. с Т и х и • А н т о н и н ы с и н е л ь н и к о в о й П а д а ю т с е р е б р я н ы е ЗВбЗДЫм * Падают серебряные звезды С мутных холодею щих н е бес. Этот мир впустую был бы создан, Если бы в нем не было чудес. Но не тех, где то—колдун, то—леший, А прекрасных, словно в детстве сон. Видели ль, как тополь облетевший Слушает снежинок тихий звон? Может, стала я сентиментальна, Ну и что же, то— не смертный грех ! В зимний день, как во дворец хрустальный, Я вхожу. И приглашаю всех. Приглашаю всех на белый праздник... Б е л а я п о л я н а Тут и там, и сям — куда ни гляну Капли солнца в белых лепесточках Будто, пролетая над поляной, Облака развились на кусочки. А потом ромашками назвали Эти драгоценные осколки. Мы в букеты их с тобой вязали, А осталось—не сочтешь и сколько. Проходили строем пионеры — Шли с венками в День великой даты К тем местам, где а дымном сорок первом У мирали русские солдаты. И ложились белые ромашки У холодных тихих обелисков, Словно память чистая о павших Незабытых дорогих и близких. А поляна расцветала буйно Под гаданье — любит иль не любит. Год за годом в праздники и в будни ПО своим делам спешили люди. И венки шумели лепестками Те, что к свадьбам новым завивали, И окрест жила,молва людская, Что в поляне есть душа живая. Но однажды сталось: утром рано, Не себе ведь, а другим на горе, Выпололи белую поляну — Вырвали ромашку всю да с корнем. Но земли животво рящи соки , И поляна справилась с бедою: Через год в положенные сроки Зацвела ромашкой молодою. Р а д у ш ь е В стороне совсем мне незнакомой, В той дали, что нету и конца, Я люблю рябиновую дрему У резного русского крыльца. И в окошке, растворенном настежь, Золотой неяркий огонек. На него в осеннее ненастье Я, устав, шагну через порог. С рюкзаком ли, с посохом пастушьим, Окрыленной или скрывшей боль, Встречу здесь известное радушье, С лаской поднесенную хлеб- соль. И почую,, сбросив с плеч усталость, Что пришла в родимые края, Что отсюда, будто начиналась Вся дорога долгая моя. Ф ЕРМА, на которой Гри- шаня работал подвоз чиком кормов, заняла первое место по колхозу, и Гришаня, невзрачный мужичок, лет сорока, за свою старатель ную работу получил двести рублей премиальных. Дружок Тимоха намекал Гришане, что надо обмыть большую деньгу, но тот категорически отказал ся. На другой день над крышей Гришаниного дома высоко взметнулся грубоватый силуэт самодельной , телевизионной антенны, тускло, поблескиваю щей в лучах утреннего январ ского солнца новенькими мед ными трубками. В дом Гришани будто за де лом потянулись одна за д%у- гой соседки. Их интересовало, что за телевизор купил себе Гришаня. Заходили в дом, а телевизора не видели — лишь голый шнур свешивался с по толка до пола. — Игде телевизор, Гришух? — интересовались старухи и замирали от любопытства у двери. — Будет!— односложно и хмуро отвечал Гришаня, давая понять, что не настроен разго варивать на эту тему. — Он всегда так,— вмеши валась Гришанина жена Фрося, с раскрасневшимся от печи ли цом,—сперва сбрую купит, а уж потом лошадь. Мрачно отмахнувшись от супруги рукой, Гришаня встал, подошел к телевизионному ка белю, взял в руки штеккер и начал его рассматривать. — А телевизор большой, цветной все равно куплю,— угрюмо сказал он.— Я про не го в газете читал. Вся жизнь идет к передовому прогрессу а к цветному изображению. Я еще маленьким во сне видел, будто у нас в хате показыва ет цветное кино... К ОБЕДУ Гришаня выпро сил у бригадира лошадь и поехал в райцентр за телевизором. — Ах ты, боже мой,— со крушалась Фрося, когда Гри шаня уже уехал,— магазии-то нынче закрыт, . выходной. Она вышла на улицу, хотела крикнуть ему вдогонку, но в пушистом снегу через широкий выгон остались лишь два следа от полозьев саней. Несмотря на плохое настрое ние, Фрося навела в доме по рядок, вымыла пол. Нашла в сенях небольшой столик, от скоблила его ножом, промыла горячей водой. Накрыла столик газетами, постелила новую, в "бкладках, клеенку и поставила 3 угол — для телевизора. 1 ^ ОГДА уже опустилисо ™ Г \ сУмеРки- к дому неслы'ш- :: но подъехал Гришаня. Вся одежда его была покрыта инеем, губы задеревенели, но он бодро прошел через комна ту и отдернул занавеску за печкой, где прилегла уставшая за день жена. — Фрось, а Фрось! Привез телевизор-то я!— возбужденно и торопливо растолкал ее Гри шаня.— Помоги за несть. Вышли на улицу, к Фрося, поежйваясь от холода и зевая в кулак, увидела в санях здо ровенный картонный ящик с пу гающей надписью: «Не канто вать!». Кое-как они втащили короб ку в дом, вынули из нее теле визор, с трудом протащили его через весь дом и угромозднли на заранее приготовленное мес- то. Телевизор еще не работал, а в маленьком доме Гришани от него уже распространились во все стороны сияние и блеск. Гришаня нежно гладил п о л й - Один парень там был — умный с виду, в очках, сказал, что это конденсатор лопнул. Только он это проговорил, а экран опять засветился. Продавщица говорит парню: «Чтоб ты сам лопнул,— зачем человека с толку сбиваешь? Он покупает, а не ты...» Я обрадовался, что телевизор опять заработал, а продавщица тем временем воткнула антенну. Стал, значит, телевизор показывать... Гришаня на секунду замолк, набрал воздуха и продолжал: — Стал он, значит, псхкааы- рин! — язвительно сказала Фрося, — Не знаешь, на ком злость сорвать? Купил рух лядь, а теперь кто-то ему ви новат... — Погоди, замолкни! — по высил голос Гришаня. — Если не понимаешь, не суйся, куда тебя не просят. Прошло минут пять. Экран по-прежнему был темным. Гри шаня подошел к телевизору, тронул какую-то ручку, тре вожно приник ухом к полиро ванной деревяшной стенке, —- Гудит, — в полной расте- Т Е Л Е В И З О Р Рассказ рованные деревянные стенки телевизора, осторожно прика сался к ручкам настройки, к серому холодному стеклу эк рана. — Знаешь,— громко принял ся рассказывать Гришаня,— приехал я, а магазин закрыт... Хоть обратно уезжай. Обидно стало, что лошадь зря прогонял и что с тобой поругался рань ше срока... Расспросил, где про давщица живет, и прямиком к ней. Стучусь в дом, захожу. Вижу, женщина стирается. Я ей объясняю — так мол и так — телевизор х о ч у взять. А она говорит: «Не видишь што ль — выходной у меня сегодня, сти раюсь я, а тут обратна идтить с тобой на холод. В следующий раз приедешь...» Я и так, и сяк ее уговариваю — ни в какую не соглашается. Вижу, дело не идет, стал рукавицы надевать. «Извините, мол, говорю — по шел я, а так хотелось цветной телевизор купить. Целую неде лю документы собирал для кредита»... Хотел уходить, а она засмеялась, остановила, «Раз цветной, говорит, то пого дите... Такое дело у нас в ма газине не каждый день бывает. Цветной телевизор у нас в ма газине один-единственный, и никто его не покупает»... Бро сила она стирку, оделась, и мы пошли. Подошли к магазину, а тут откуда ни возьмись народ собрался — человек десять. Увидели продавщицу, что она открывает магазин и ну гал деть: одному—батарейку, дру гому—авторучку. А продавщица говорит: <Я никому не* буду отпускать товары, потому что пришла^цат этому товарищу продать цветной телевизор, по тому что он цз далекой дерев ни». Ну все люди, сколько их там было, пошли смотреть, как я буду телевизор покупать. Документы мои были в по рядке, и продавщица сразу у меня их приняла. «Пробуйте телевизор, говорит... Я пошел в угол, где десять штук теле визоров стояло, и сразу дога дался, который из них цветной, — вйшь какой здоровенный! Этакий сундучара! Включила продавщица его, он засветился, а потом внутри у телевизора что-то щелкнуло, и он потух. вать, но плоховато. Снег идет по экрану густой-трегустой, валит снежище, как позавчера у нас шел... Я стою, думаю — брать его или не брать. Продавщица до гадалась про мои мысли и го ворит: ты не очень-то волнуйся — цветной передачи пока нет — черное кино идет. А снег на экране оттого, что антенна плохая. Ну, если, дескать, не желаете, можете его не брать. А мне стыдно перед людьми, перед продавщицей, и время жалко потраченное, зашло мне в душу какое-то упрямство и говорю я: «Беру! Заворачивай мне его!». — Ну, ладно, хватит тебе болтать, включай, •— начала торопить Фрося. В глазах ее горело тревожное ожидание. Гришаня спохватился, принес забытый в санях стабилизатор. Стряхнув с прибора прилипшие к нему травинки сена, подклю чил к телевизору и, помедлив, воткнул шнур в розетку. — Ага, слышь, гудит! — та инственным и радостным голо сом зашептал Гришаня. — Погоди, пусть покажет, — с каменным лицом промолвила Фрося, недоверчиво всматрива ясь в темный экран. — Антеч- иу-то, антенну вдень, чудак! Я —баба, и то вижу! —* Ладно, тихо! Сам знаю. Гришаня воткнул антенну, но на экране изображения по ка не было. — Прогревается, — пояснил Гришаня, — ему сугрев долгий требуется — это тебе не при мус какой-нибудь. Волнуясь, Гришаня начал расхаживать по комнате, часто смотрел .тревожным взглядом на мертвый, экран телевизора. С русской печи торчал угол большой цветастой подушки — Гришаня резко и сильно уда рил по подушке кулаком, забив ее внутрь и плотнее задернул занавеску. — Не пыли! — прикрикнула на него Фрося. — Что она тро гает тебя, подушка-то? — Трогает, трогает... —сдер живая ярость, проворчал Гри шаня. — Она не подходит к нашему телевизору. — Подумаешь — какой ба- ряннссти произнес он. — Гудит, гудит, — разозли лась Фрося, — чтоб у тебя башка так загудела. Чуяло мое сердце, что подсунут тебе пло хой телевизор, бракованный. Обдурила тебя продавщица! Видит, что перед ней дубина неотесанная... — Прям уж обдурила, — возразил Гришаня, — Любишь ты людей плохими выставлять. Между прочим, мне эта продав щица сказала, что если теле визор не будет работать, то его можно отправить в Москву на завод. — Лучше бы на корову ста ли деньги собирать или сбер книжку завели, — продолжала стонать Фрося, — а ты взял и все денежки сразу ахнул. Да теперь еще каждый месяц по сорок рублей из получки будут вычитать. — Ерунда, — поморщился Гришаня, — отработаем. О Н СТОЯЛ у телевизора и с выражением отчая ния на лице вертел по очередно все ручки. Видя, что ничего не получается, Гришаня бросил это занятие. Облокотил ся на телевизор и безразлич ным взглядом уставился на печ ку, занимавшую чуть ли не полдома. На свежевыбритом лице его застыло упрямое вы ражение невинно обиженного человека. — Не плачь, Фрось, авось эти деньги как с неба свали лись, премиальные, — ду шевно выговаривая каждое слово, обратился он к Жене, — Другой бы, вроде Тимохи, пропил бы их и не моргнул глазом. А я купил дорогую развлекательную вещь, для удо вольствия в семье... Люди глянут—у Гришки ац- тенна над крышей. Значит, ,н.е хуже других, культурно живет человек. А зайдут в дом—пусть поглядят, какая у нас махина стоят! Ни у кого в деревне та кого нет.. Телевизор монотонно и тихо гудел, но по-прежнему не было ни изображения, ни звука. — А в магазине, Фрось, один меня поздравил. Дескать, вы, уважаемый товарищ, первым в нашем районе приобрели цвет ной телевизор, потому что ре шили воспринимать искусство в истинно натуральном виде, Первым в районе— Ну не плачь, не плачь! И Гришаня в сердцах трах нул по телевизору кулаком. — Потише ты, герой! — пре зрительно крикнула Фрося, — Совсем доломать хочешь? — Пусть не показывает1 —- разошелся Гришаня. — Я плакать не буду, потому что имею сознательность. Сказал, что в моем доме будет цветной телевизор, значит так оно и будет. Я — человек, а не алч ное существо... В глазах у Гришани блеснули слезы и, чтобы скрыть сла бость, он вышел на улицу, вспомнив, что там у него стоит лошадь, которую надо рас прячь. Управившись с этим делом, Гришаня вернулся домой и не хотя отворил дверь. Еще в се нях до него донесся сильный мужской голос. «Тимоха что ль пришел, *— подумал Гришаня, — смеяться надо мной будет». Но тут же сердце его радостно захолону ло — это чисто и мощно гово рил репродуктор телевизора. Гришаня вбежал и почти оттолкнул Фросю, стоявшую со сковородкой в руках и заго родившую экран. Т ЕЛЕВИЗОР РАБОТАЛ! И мало того работал — прекрасно работал! Шел документальный фильм. Пока зывали зеленые луга, поросшие яркокрасными цветами. Черно- желтая полосатая пчела, круп но увеличенная на экране, ма хала прозрачными серебристы ми крылышками. С голубого неба протянулись красноватые лучи солнца — вот оно сверк нуло прямо в глаза и рассыпа лось на экране сотней радуж ных брызг. Белые стволы бе рез, их длинные пушистые вет ви, колеблемые ветром, трава... Гришане казалось, что он лет ним днем вышел за околицу своей деревни. Ах ты, господи.. Ну что я говорил, Фросенька! Смотри — чудо-то какое! Точно — знать в магазине антенна плохая бы ла. Фильм продолжался. На эк ране загорелые ребятишки ки дались в зеленую воду реки, белыми бурунами вспенивая во ду, Пятнистая коричневая ко рова, отупело и не моргая смот рела на зрителей. Девчата с бу кетами сирени, босиком шли по шатким деревянным мосткам. У рыбака в садке шевелились желтые круглые караси с крас ными плавниками... , — Красота-то какая! вы дохнула Фрося, прикрыц. ла донью улыбающиеся губы.—А у меня сначала аж сердце забо лело—так я переволновалась. — И зря волновалась, — со лидно сказал Гришаня. — Он просто отогревался, телевизор- то. Морозище-то какой! Под кинь-ка еще дровишек в печку, пусть ему теплее будет... А. ТИ ТОВ. В Е С Е Л Ы Й Т У Р И С Т Однажды задумал веселый турист пешком до Луны дошагать. И молод он был, и высок, и плечист, и кашу умел доедать. Он кеды надел и рюкзак затянуя В тот день начинался апрель— К соседу турист, уходя, заглянул: «Я ск оро!» И вышел за дверь . О н двинулся в путь. На дождях промокал. От жажды сгорал и худел На отдых ему если кто намекал, Он слушать того не хотел, *Но вот возвратился на Землю турист. Разводит руками сосед: «Турист, ты все молод, высок и плечист, а я, уважаемый, сед». Веселый турист засмеялся в ответ задорно и так хорошо. «Ты дома сидел, я за семьдесят лет сходил до Луны и пришел ! И сам я вполне убедился теперь — Луна очень близко от нас». Турист улыбнулся и вышел за дверь. У шел, мне сказали, на Марс ! Л . ТАК ТАЕВА . З А В О Д С К А Я С М Е Н А Притуманились гордые стены В опозданьи осенней зари. И рассвет погасил постепенно Приозябшие в ночь фонари. Тяжелеет осеннее платье, И шагов оживленнее стук. Снова встречи и снова • 1 пожатья Незапачканных утренних " рук. И ни ночи, ни тучи сплошные, Ни дожди — не изменят маршрут: Мы оставили стены жилые, Нас на смену товари щи ждут. ! Наша жизнь в окруженье металла. И горды мы призваньем таким. Пусть сегодня заря запоздала. Мы идем по минутам своим. С. Ф ЕД ЕРЯК И Н . ЛИПЕЦКИЕ ТРОПИНКИ МАРКО В0ВЧ0К В Нальчике, в местном изда тельстве «Эльбрус» вышла кни га, посвященная нашей земляч ке, классику украинской лите ратуры. известной русской пи сательнице Марии Александров не Вилииской-Маркович, вы ступавшей под псевдонимом— Ма.рко Вовчок. Книга называет ся «Марко Вовчок на Кавказе». Автор ее—внук писательницы, украинский журналист Б. Б. Лобач-Жученко. В советское время о жизни и творчестве Марко Вовчок напи сано немало научных статей, монографических исследова ний, критико-биографических очерков и документально-худо жественных произведений. Од нако в этих работах недоста точно отражен последний этап творческой биографии писа тельницы. длившийся три де сятилетия. Этот пробел н вос полняет автор обозреваемой книги. И хотя книга называется «Марко Вовчок на Кавказе», автор много рассказывает о годах детства и юности буду щей писательницы, проведен ных на липецкой земле, а также о других фактах ее биографии, так или иначе связанных с на шим краем. При этом Б. Б. Лобач-Жученко широко ис пользует не публиковавшиеся ранее документы семейного ар хива. Автор книги подробно пове ствует о детстве Маши Вилин- ской, ее родителях. Родилась она 10 (22) декабря 1833 года в ныне уже не существующем сельце Екатерининское, распо ложенном между городом Ель цом и селом Казаки. Отец Ма ши, Александр Алексеевич Вн- линский, происходил «из офи церских детей». По окончании лицея в 1817 году он направля ется в 4-й гренадерский Сибир ский полк, в котором Прослу жил около двадцати лет, затем был переведен в Тулу. За не сколько месяцев до смерти тя желобольной А. Вилинский вы шел в отставку. Отец У 9 гмг увлекался музы кой и пением. Он хорошо испол нял народные песни. Благодаря ему, в Екатерининском знали и любили украинские песни. Текст одной из них — «Малесенький соловейко...», Мария Александровна за тем найдет в бумагах от ца и сообщит об этом буду щему мужу А. В. Марковичу, известному собирателю народ ных песен. Маша очень любила отца, ни на шаг не отходила от него, когда он приезжал в Екатерининское. Девочка с ог ромным интересом слушала его рассказы о военных походах и боях... Мать будущей писательницы. Прасковья Петровна, принад-1 лежала к обедневшему, полура- зорившемуся роду орловских дворян Даниловых, предки ко торых когда-то были жалованы землями, занимавшими боль шую чФсть Елецкого уезда по реке Сосне и ее притоку Ворго- лу. Бабушка Марко Вовчок по материнской Линии— тоже Ма рия Александровна — унасле довала от мужа. Петра Гаври ловича, сельпо Екатерининское, ставшее родиной будущей вы дающейся писательницы. На всю жизнь в памяти Ма рии Александровны сохрани лось милое ее сердцу Екатери нинское, которое представляло собой усадьбу* окруженную старым садом и избами йемно- гочисленных крепостных кре стьян. Екатерининское находи лось в нескольких верстах от обрывистого берега реки Вор- гол. Эта часть берега с множе ством глубоких пещер и поныне известна под названием Вор- гольские скалы. А немного ни же по течению, на другом бе регу, у села Нижний Вор-гол находилось имение дядюшки Николая Петровича Данилова, где Маша не однажды бывала в детстве и юности. В июне 1840 года Вилинский скончался. Прасковья Петров на прожила с Александром Алексеевичем около двенадца ти лет, но встречалась с ним редко, толысо во время его от пусков и своих приездов к не му в полк, а затем в Тулу. Поэтому и не удивительно, что менее чем через год после его,,, кончины Прасковья Петровна влюбилась в елецкого «льва», танцора, картежника и кутилу Дмитриева, в недавнем прош лом армейского унтер-офицера. Уже в 1841 году они обвен чались. Дмитриев за короткое время совершенно разорил об ремененное долгами имение. К тому же он оказался жестоким крепостником. Маша Вилинская еще девочкой столкнулась с ужасами помещичьего произ вола, она стала свидетельницей издевательств и истязаний, учинявшихся ее отчиаую-м. Род ные и соседи перестали бывать в Екатерининском и не прини мали Прасковью Петровну с новым мужем. Прасковья Петровна, чтобы избавить Машу от ужасающих сцен, отправила ее в располо женное невдалеке Знаменское к своей двоюродной сестре В. Д. Писаревой. Варвара Дмитриевна, образованная и энергичная женщина, большую часть своего времени посвяща- - ла воспитанию сына Митй. бу дущего знаменитого критика. У Писаревых часто устраивались музыкальные вечера и домаш ние спектакди, непременными участниками которых* были юная Маша Вилинская и ма ленький Митя Писарев.1 Чтобы почаще видеть дочь, Прасковья Петровна привозила ее из Знаменского к брату Ни колаю в Нижний Воргол, Ни колай Петрович, посоветовав шись с матерью, определил двенадцатилетнюю Машу в частный пансион в Харькове... Б. Б. Лобач-Жученко приво дит много интересных фактов о взаимоотношениях Марко Вов чок со своим троюродным бра том Дмитрием Писаревым, то же нашим выдающимся земля ком. Последний раз в Знамен ском они виделись в 1850 году, когда Мария Вилинская приез жала сюда на все лето из Орла. Затем в их встречах наступил более чем пятцаддатилетний перерыв... Вновь они встретились в Пе тербурге в конце шестидесятых годов. К этому времени Дмит рий Иванович Писарев стал уже известным литературным критикам и популярным публи цистом. Он недавно был выпу шен из Петропавловской кре пости после четырех лет и четырех с половиной месяцев заключения в одиночной каме ре. Оба одиноки, обоим прихо дится начинать жить заново. Это сразу сближает их. Летом 1867 года Н. А. Не красов, взявший на себя редак тирование журнала «Отечеств венные записки», пригласил в число постоянных сотрудников Марко Вовчок и Д. И. Писаре ва. Мария Александровна пере езжает в свою квартиру в один из домов на Невском. В этом доме поселился и Д. И. Писа рев. пылко увлеченный своею троюродной сестрой. «Любила ли Мария Алек сандровна Писарева?»—задает вопрос автор книги. И отвечает на него словами одного из со временников: «Высоко пеня талант Писарева, хотя и не подходя к нему по темперамен ту, быть может не любя его страстной поэтической любо вью, которой он добивался от женщины, она сошлась с ним по инстинкту высокоодарен ной, блестящей женщины, стремящейся стать центром ли тературного кружка и широ ких литературных влияний. Пикантная, с гибким женским умом и вспышками злого эф фектного остроумия, она сразу увлекла и даже слегка подчинила себе молодого, не избалованного судьбою Писа рева... Не уступая ему в тон кости литературного вкуса и в остроте художественных суждений, женщина, начитан ная и с богатыми жизненными впечатлениями, Марко Вовчок не нуждалась в ученых указа ниях и руководстве даже со стороны такого человека, как Писарев. Популярная в обще стве, полная творческих сил, привлекательная, она в тесном кругу домашнего обихода не могла не взять верх над Писа ревым...» Петропавловская крепость сильно подорвала здоровье Дмитрия Ивановича. Он и Ма рия Александровна стали от кладывать деньги на летнее заграничное лечение. Но Писа реву отказали в разрешении выехать за пределы России. Благодаря настойчивости Ма рии Александровны все же удается получить дозволение Писареву посетить Лифлянд- скую и Курдяндскую губерния, 22 июня 1868 года они приеха ли в Ригу, а оттуда перебра лись в местечко Дуббельн на Рижском взморье, где сняли дачу. Автор рассказывает об отды хе и работе Марии Александ ровны н Дмитрия Ивановича. Она занималась переводами, делала набросхя к новым заду манным вещам. Он готовил обещанные статьи для «Отече ственных записок»... И вот на ступило то роковое утро чет вертого июля. Купаясь в море, двадцативосьмилетний Писарев утонул. Потрясенная несчасуь- ем, Мария Александровна слег ла, С трудом она диктовала те леграмму в Петербург Некра сову о гибели Писарева. Дик товала и сама не хотела верить своим словам о случившемся. Не без труда и не без про волочки было получено разре шение на захоронение Писаре ва в Петербурге. И Марко Вов чок отправляется в дорогу с телом близкого ей человека.. Некрасов посылает Марии Александровне стихотворение на смерть Писарева, обращен ное к ней, с начальными слова ми: «Не рыдай так безумно над ним...» В книге приводятся слова Марко Вовчок, написанные ею в мучительные бессонные ночи за несколько дней до смерти, и обращение к Д. И. Писареву: «Милый мой Митя, а как ты с твоей теорией по целым дням и ночам не отходил от меля, когда я была больна, как я встречала твои добрые глаза, как ты был кроток, как за бросил все на это время, даже го, что было для тебя всего дороже, — работу свою. Как я, безумная, не могла этого оце нить. Я помню, насмехалась: а твоя теория? А ты кротко от вечал: да ведь я человек, не утративший человеческого, н я тебя люблю». Последние три десятилетня Марко Вовчок прожила на Кавказе. Об этом, как мы уже отмечали, обстоятельно рас сказывает Б. Б. Лобач-Жучен- Ко в своей книге. До самой смерти Марко Вовчок следила за ходом общественно-полити ческой жизни, писала рассказы, делала много переводов с французского, английского, не мецкого. датского, польского языков. До последних дней своих она продолжала жить интересами народа, боролась.за то, чтобы облегчить жизнь тру довому люду. И с полным правом она, певец обездолен ных, могла заявить в своей предсмертной залиске: «...во всю свою жизнь я не оставила никого, кто был на моей доро ге больной и несчастный, или казался мне таким, без того, чтобы всем сердцем не стре миться облегчить, помочь...» Творчеством, жизнью своею писательница доказала это. Умерла она 10 августа 1907 года в Долинске, бли3 Нальчи ка, где и была похоронена. Нам, липчанам, особенно до рого имя Марко Вовчок, на шей славной землячки. Мы с интересом знакомимся с каж дым фактом из ее жизни и деятельности. Книга Б. Б. Ло бач-Жученко «Марко Вовчок на Кавказе» добавляет много нового к нашим знаниям о за мечательной писательнице, которую Иван франко спра ведливо поставил «в ряды борцов за свободу и человече- чесхке права угнетенных на родных масс». К. О ГРЫЗК ОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz