Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
П « К о л л е к т и в — в о с п и т а т е л РОЖДЕНИЕ [ИЦИЙ .Ли пчане хорошо помнят то место, где сейчас находится авторемонтный завод областного объединения «Сельхозтех- ника». Несколько лет назад здесь был пустырь, поросший бурь* яном. И вот строители быстро возвели заводские цехи, быто. вые пом ещ ения и другие объекты. Также с «ноля» пришлось формировать и коллектив пред приятия. Но этот процесс ока. зался много сложнее. Среди тех, кому предстояло поднимать новое дело, было немало настоящих специалис тов, увлеченных открывающи мися перспективами. Однако потянулись на новый завод и те, кто надеялся на легкий за работок. Старожилам памятен день первой получки. На следу ющее утро 25 человек опоздали к началу смены, восемь не яви лись вообще. Этот случай лиш ний раз напомнил о том, что сплоченный коллектив не рож дается сам собой. Партийной организации, администрации предприятия многое предстояло сделать, чтобы воспитать в каждом чувство ответственно- сти перед товарищами, сплотить незнакомых прежде людей в единую трудовую семью. В ходе выполнения этой за дачи зарождались и крепли узы, связывающие рабочих и инже неров, ветеранов и молодежь. Шло становление коллектива. Этот процесс вызвал и иные перемены. Завод, уверенно набирая тем пы, раньше срока освоил про ектную мощность. По итогам социалистического соревнова ния среди родственных пред приятий системы «Россельхоз- техника» липецкие авторемонт ники неоднократно занимали призовые места. Отличных ре зультатов добились они и в этом году. План по всем тех нико-экономическим показате лям перевыполнен. С опереже нием графика идет ремонт ав томобилей. Перенять накопленный опыт теперь приезжают из других городов страны. Не без осно ваний многие связывают успе хи авторемонтников-липчан с большой и плодотворной воспи тательной работой в коллекти ве. Нередко возникает такой вопрос: что способствовало раз витию в людях таких, напри мер, качеств, как чувство вы сокой ответственности за дела предприятия? Гостям обычно отвечают, что рабочее содружество крепло по мере того, как рос и развивал ся завод, претворялся в жизнь план социального развития коллектива. Выделить из Всего комплекса этих задач какую- либо одну практически невоз можно. Но на том этапе, кото рый теперь старожилы назы вают «периодом становления», соединить воедино интересы людей во многом помогло ши рокое движение за культуру производства. С решения этой проблемы начали авторемонт ники отсчет своей коллектив ной биографии, именно в ходе борьбы за эстетизацию произ водства зарождались и крепли лучшие традиции завода. Не каждый всерьез восприни мал такой ответ. Дескать, скры вают что-то хозяева. Людям, привыкшим иметь дело с из ношенными деталями, автомо билями, прошедшими тысячи километров по сельским доро гам, неохотно верилось в чудо, действенную силу цветов, угол ков живой природы, аквариу мов в цехах. У них вызывало удивление ревностная забота об эстетическом содержании про изводственного процесса. Одна ко именно эта, казалось бы, второстепенная работа принес ла значительный экономический эффект. Не раз случалось так, что, устанавливая станки и обо рудование в соответствии с нормами эстетики, на пред приятии достигали более высо кой производительности труда, обеспечивали четкое взаимо действие различных звеньев технологической цепи. Нет, далеко не случайно ав торемонтники в круг резервов, влияющих на повышение про изводительности труда, ввели эстетизацию производства. Та кой подход, по утверждению директора завода А. Д. Ловец ких, имеет реальную основу еще и потому, что является важным средством развития личности человека. Убедитель ным подтверждением этой мыс ли явилась история переобору дования участка комплектации в моторном цехе. Прежний — не удовлетворял по многим причинам, среди ко торых были и те, которые дик товали требования гармонии, культуры, эстетики. На заводе был объявлен конкурс на луч ший проект нового сооружения Принимали в нем участие де сятки рабочих. Коллективный поиск вызвал у людей чувство сопричастности к общему делу, сознание собственной ответст венности за его успех. Обсуждение проектов стало мероприятием большого воспи тательного значения, ибо про демонстрировало широкие воз можности рабочего содружест ва, открыло новые грани в ха рактере людей. В процессе пе реоборудования участка ком плектации, выполнения других аналогичных заданий многие обнаружили качества новато ров производства. С тех дней ведет отчет своей рационализа торской деятельности, напри-, мер, рабочий Е. И. Сименков. На его лицевом счету только в этом году уже несколько раци онализаторских предложений, годовой экономический эффект от внедрения которых составил несколько тысяч рублей. Способствовала сплочению коллектива и работа Но рекон струкции бытовых помещений, оборудованию столовой. Важно было найти такие интерьеры, которые отвечали бы эстетиче ским вкусам большинства авто ремонтников. И опять админи страция, заводской комитет об ратились за советом к кол лективу. На предприятии наш лись свои художники, декора торы. В заводском цехе пита ния появились красочные пан но, украшения из металла, сте ны отделали полированным де ревом. Затраты потребовались минимальные, ведь почти весь использованный материал —это отходы местной мебельной фабрики. В процессе переобору дования столовой в соответст вии с нормами эстетики и кра соты произошла перепланиров ка других помещений, высвобо дились дополнительные площа ди для бытовок. А взять ставшие уже тради ционными субботники по бла гоустройству территории пред приятия. Сколько хлопот и вол нений вызывали первые из них. Нелегко было вселить в людях уверенность, что по соседству с цементным заводом можно вырастить фруктовый сад. Рас сказывали и о таком случае: один слесарь, повидавший до работы на авторемонтном не мало других заводов, наотрез отказался возиться с саженца ми. Да и мотивы, которые он выдвинул, на первый взгляд, показались убедительными. За вод еще только начинал осваи вать поточное восстановление грузовиков, на качество Про дукции пришло несколько рек ламаций. — Вам бы о деле думать, искать причинк брака, устра нять их, а вы за метлу и лопа ту взялись, — возмущался слесарь. Но прошло немного времени И рабочий, а вместе с ним и еще многие, поняли, что на предприятии одной из главных причин брака было отсутствие порядка в цехах и на террито рии. Неубранная куча мусора у входа в цех страшна, как счи тают здесь, не только потому, что выглядит неэстетичцо. Ее опасность в том, что о«а ми рит людей с беспорядком, не аккуратностью, а это потом пе реносится на рабочие места. Стремление к высокой куль туре производства в том плане, в котором понимают ее на ав торемонтном, — это не только повышенные требования к вы пускаемой продукции, но и со вокупность вопросов, связан ных с культурой труда, красо той трудового процесса коллек тивно работающих людей. Это — четкий ритм и гармония про изводства, научная организа ция труда. Для того, чтобы в комплексе, целенаправленно ре шать важные проблемы, адми нистрация, партийная органи зация предприятия разработали план'социального развития кол лектива на десятую пятилетку. Выполнение его находится под контролем коммунистов пред приятия. Из года в год на заводе от мечается качественный рост трудовой и общественной ак. гивности коллектива. Выража ется это, в частности, и в боль шем» чем прежде, стремлении к знаниям, повышению общеоб разовательного уровня. К на чалу организации предприятия более 40 процентов рабочих не имели среднего образования. Что же теперь? Между цехами, отделами развернулось сорев нование за звание «лучшие в учебе». В кабинете директора состоялось уже несколько «пе- дагогйческих советов», на ко торые были приглашены веду щие специалисты предприятия, учителя школы рабочей моло дежи, студенты вечерних вузов и техникумов. На них идет взыскательный анализ всего того, что еще мешает приобще нию возможно большего коли чества людей к знаниям, систе матической работе над книгой. Пять лет — небольшой срок в биографий коллектива. Но короткая история этого завода оказалась во многом поучи тельной даже для предприятий, имеющих давние традиции Курс на повышение эстетики труда в самом широком смыс ле слова, которым следуют на Липецком авторемонтном, при вел к отрадным переменам в жизни коллектива. Он явился одним из резервов успешного выполнения напряженных госу дарственных планов и высоких социалистических обязательств, принятых на 1976 год. Н. ЗАГНОЙКО. ПАССАЖИР ВОШЕЛ В АВТОБУС... Городской транспорт. Неста реющая тема для разговора на разных совещаниях и заседани ях. Нестареющая потому, что жалоб на работу городского гранспорта ничуть не стало меньше, чем в прошлом году. Правда, несколько изменился их характер. Пассажиры тфе- 5 уют повысить культуру пере возок. И это закономерное тре бование. Никто не спорит, что води тель — главная фигура на транспорте, от него непосредст венно зависит качество обслу живания пассажиров. Главная, но не единственная. Автору этих строк не раз приходилось критиковать не достатки пассажирского транс порта. Но, как помнят чи татели, лишь в один адрес: водителей и их руководство. А всегда ли виноваты только они? А пассажиры? Требуя культуру от транс портников, они, в свою очередь, сами должны соблюдать эти требования. Бескультурья, гру бости в автобусах все еще мно. го. Вот примеры. Компания ре бят едет без билетов. Слушают напоминания водителя об опла те, но руки в карманы за деньгами не тянутся. Без за зрения совести крадут у госу дарства по мелочи. Да у води телей тоже—при невыполнении плана кассового сбора прогрес сивки не будет. Интересно, что сказали бы эти люди, если б их нн за что. ни п р о что лиши ли законной оплаты за труд? Только за десять дней де кабря в Липецке было оштра фовано за безбилетный проезд в автобусах 1173 пассажира. Некоторые, отворачиваясь, подают кондуктору монету, не снимая с руки перчатки. Им, видите ли, не хочется уступать место старшему или матери с ребенком. И ведь не скажешь, что культурный уровень этих людей — низкцй. У иных за плечами техникумы, вузы. Один инженер (не буду называть его фамилии) прислал в автопред приятие свои письменные пре тензии в таких выражениях: «головотяпство», «дармоеды» и т. д. Бывает, едет пассажир в грязной одежде, везет незавер- нутые острые предметы, о ко торых при торможении могут пораниться стоящие рядом. От дельные пытаются втащить в салон стулья, телевизоры и да же кровати. Культура обслуживания во многом зависит от самих пас сажиров. Правилами преду смотрен вход в переднюю дверь лишь для людей слабых и боль ных, детей и инвалидов. Но стоит лишь открыть передние двери для выхода пассажиров, как навстречу, расталкивая стариков, врываются мужчины и молодые люди. При этом ло маются двери, поручни, бьют ся стекла. Из-за поломок при ходится возвращаться в гараж. — Недавно на маршруте № 15,— рассказывает водитель автоколонны № 1415 В. Печ ников,— молодой человек, во рвавшись в салон через перед нюю дверь, не оплатил проезд. Естественно, я остановил ма шину и предложил ему поки нуть автобус. Вместо того, что бы поддержать водителя, пас сажиры встали на защиту на рушителя. Таких фактов немало. В этом проявляются беслриншш- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е С О В Е Т А М И Н И С Т Р О В Р С Ф С Р 0 ПРИС У ЖДЕНИИ ГОС УД АРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ РСФСР 1976 ГОДА В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТ УР Ы, ИСК У ССТВА И АРХИТЕКТ УР Ы I Совет Министров РСФСР, рассмотрев предложения комис сии Президиума Совета Министров РСФСР по Государствен ным премиям РСФСР, постановляет: присудить Государственные премии РСФСР 1976 года: В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТ УР Ы — ПРЕМИИ ИМЕНИ М . ГОРЬКОГО Воронину Сергею Алексееви чу, писателю,— за книгу «Ро дительский дом». Фирсову Владимиру Ивано вичу, поэту, — за сборник сти хов «Музыка души». Фокиной Ольге Александров не, поэтессе, — за книгу сти хов «Маков день». Барабашу Юрию Яковлеви чу, литературоведу, — за книгу «Вопросы эстетики и поэти ки». В ОБЛАСТИ М УЗ Ы КАЛЬНОГО ИСК У ССТВА — ПРЕМИИ ИМЕНИ М . ГЛИНКИ Касьянову Александру Алек сандровичу, композитору, — за оперы «Степан Разин», «Фо ма Гордеев» и камерные про изведения последних лет. Штоколову Борису Тимофе евичу, солисту Ленинградского государственного академиче ского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, — за ис полнение ведущих партий в операх «Судьба человека», «Борис Годунов», «Иван Суса нин» и концертно-исполнитель скую деятельность. Келдышу Георгию (Юрию) Всеволодовичу, музыковеду, — за музыковедческие работы «Русская музыка XVIII века», «Рахманинов и его время», об щую редакцию и ряд ведущих глав в многотомном коллектив ном труде «История музыки народов СССР». В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСК У ССТВА — ПРЕМИИ ИМЕНИ К. СТАНИСЛАВСКОГО Владимировой (Фрейндлих) Алисе Бруновие, актрисе, — за исполнение ролей Щеголевой, Ковалевой, малыша в спектак лях Ленинградского театра имени Ленсовета «Человек со стороны», «Ковалева из про винции», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Монастырскому Петру Льво вичу, режиссеру, Борисову Вла димиру Владимировичу, Ершо вой Вере Александровне, Кузь мину Николаю Николаевичу, Михееву Николаю Александро вичу, актерам, — за спектакль «Золотая карета» в Куйбышев ском областном драматическом театре имени М. Горького. Цициновскому Яну Стани славовичу, режиссеру, Бушно- ву Михаилу Ильичу, Ливанову Аристарху Евгеньевичу, Лы- марь Людмиле Дмитриевне, Мороэенко Павлу Семеновичу, Серовой Евгении Ильиничне, актерам, — за спектакль «Ти хий Дои» в Ростовском област ном драматическом театре имени М. Горького. В ОБЛАСТИ И ЗОБРА ЗИТЕЛЬНО ГО ИСК У ССТВА — ПРЕМИИ ИМЕНИ И. РЕПИНА Угарову Борису Сергеевичу, художнику. — за картины «За землю, за волю», «Июнь, 1941 год», «Земля». Якупову Харису Абдрахма- новичу, художнику,—за карти ны «Челни,некие красавицы», «Передовые животноводы — пастухи Н. Зиганшин, III. И. и Г. Шакуровы». Кибальникову Александру Павловичу, скульптору,—за па мятник Сергею Есенину в г. Рязани. Аммосову Терентию Василье вичу, Буторину Николаю Дмитриевичу, Емрыканну Ва силию, Кривошеину Геннадию Георгиевичу, Пестереву Семену Николаевичу, Петрову Степану Никифоровичу, Сейгутегину Ивану Ивановичу, Тынатваль Галине, Эмкуль Вере, художни кам, — за создание высокоху дожественных произведений народного искусства из кости (скульптура и гравировка). В ОБЛАСТИ КИНОИСК У ССТВА — ПРЕМИИ ИМЕНИ БРАТЬЕВ ВАСИЛЬЕВЫХ Гребневу Анатолию Борисо вичу, автору сценария, Трегу бовичу Виктору Ивановичу, режиссеру-постановщику, Ро зовскому Эдуарду Александро вичу, оператору-постан 01 Вщику, Гурченко Людмиле Марковне, актрисе, — за художественный фильм «Старые стены» произ водства Ленинградской кино студии. художественных филь мов «Ленфильм». Колосову Сергею Николаева, чу, режиссер у-пост аиовщику, Богуславу Лямбаху, киноопера тору, Карташову Михаилу Ни колаевичу, художнику-поста- новщику, Касаткиной Людмиле Ивановне. Тадеушу Боровско му, актерам,—за художествен ный фильм «Помни имя свое» производства киностудии «Мос фильм» и творческого объедине ния «Иллюзион» (Польша). Семенову Юлиану Семенови чу, автору сценария, Лиозновой Татьяне Михайловне, режиссе ру-постановщику, Катаеву Пет ру Евгеньевичу, оператору-ло- становщику, Дуленкову Бори су Дмитриевичу, художнику- постановщику, Броневому Лео ниду Сергеевичу, Тихонову Вя чеславу Васильевичу, актерам, —за многосерийный художест венный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений вес ны» производства Централь ной киностудии детских и юно шеских фильмов имени М, Горького. В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТ УР Ы — ГОС УД АРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ РСФ СР Бегунцу Рубену Аветисовичу, Виноградовой Маргарите Вик торовне, архитекторам, Черво- нецкому Виталию Сергеевичу, инженеру-строителю, Кузнецо ву Андрею Николаевичу, ху- дожиику-монументалисту, Гри- диной Галине Антоновне, Кор- пан Жоржу Васильевичу, бри- гадирам-строителям, — за про ектирование и строительство краевого драматического театра имени М. Горького в г. Влади востоке. ПРЕМИЮ ИМЕНИ Н. К. КР У ПСКОЙ . Сладкову Николаю Иванови чу, писателю,—за книгу «Под водная газета». Председатель Совета Министров РСфСР М. СОЛОМЕНЦЕВ. Управляющий делами Совета Министров РСФСР И. СМИРНОВ. ность, отсутствие чувства граж данского долга у некоторых горожан, пользующихся услу, гамн транспорта, отсутствие са мого элементарного уважения к труду обслуживающих их людей. Удобства и комфорт на транспорте создаются самими людьми. Каждый пассажир, независимо от его основной профессии, должен быть и об щественным контролером. Всеобщее и постоянное вни мание к общественному транс порту, забота о нем — необхо димые условия успеха его ра боты. Пусть не обижаются на меня читатели-пассажиры. Я против хамства, с чьей бы сто роны оно нн проявлялось. Но дело в том, что с работниками автотранспорта воспитатель ную работу проводить легче, эго коллектив организованный н сравнительно малочисленный. А добиться такта от каждого пассажира — дело гораздо бо лее трудное. И тут надо, что бы соседи по салону не молча ли, не отворачивались при на рушении, а одергивали грубия нов, были по-настоящему не примиримы к хамству. Речь ведь идет о нашем общем хо рошем настроении, о культуре. И еще: очень нужны на го родских остановках дружинни ки. А их нет. Где они? Автобус, трамвай и троллей бус — транспорт общественный. Пользуясь им, не забудьте об уважении и к пассажирам, и к обслуживающему персоналу. Право, неудобно говорить о таких азбучных истинах. Но, к сожалению, еще приходится. Г. КРАСНОКУТСКИЙ, нешт. корр. «Ленинского знамени». ЗА РУБ ЕЖ Н Ы Й К АЛ ЕЙД ОСК ОП р ж д у н а р о д н а я ш Ш н ф о р м а ц н я « С Е Р Ы Е В О Л К И» , И Л И Ф А Ш И З М П О - Т У Р Е Ц К И РАБОТЫ ХВАТИТ.. В августе прошлого года серж ант Ли Хьюстон, получив ший «богатый опыт» во время войны во Вьетнаме, напечатал в нескольких американских га зетах объявление. Группа не давних военнослуж ащих, гово рилось в нем, готова помочь любому антикоммунистическо му правительству — естествен но, за соответствующую плату — в формировании специаль ных воинских частей для борь бы с партизанами и другими подрывными элементами. Недавно Хьюстон подвел итоги поступившей на его ад рес корреспонденции. Нес колько запросов действительно приШЛо от диктаторских реж и мов из разных концов света. Но большинство писем при надлеж ало американцам, умо ляющим «джи-ай» за любую плату научить их приемам са мообороны, «ДАРЫ» ЭГЕЙСКОГО МОРЯ Недавно известный француз ский ученый Жак-Ив Ку с то вер нулс я в Афины после дли тельной работы в греческих во дах на исследовательском суд не «Калипсо», Экспедиция, на которую гре ческие национальные центры туризма и кинематографии фи нансировали 2 миллиона долла. ров, не только провела архео логические работы, но и от сняла два документальных фильма. За 13 месяцев водо лазы совершили 1500 погруж е ний. «М орские глубины близ берегов Греции так богаты ис торическими памятниками, что для их изучения не хватит ж из ни», — говорит Ж ак-Ив Кусто. КАК КОШКИ ПОПАЛИ В ПОЛИТИК У «Отныне кошкам разрешено вернуться в продовольственные магазины. И мы, и они ж ивем в демократическом обществе», — не без юмора заявил недав но новозеландский министр здравоохранения, иммиграции Франт Дж ил. Дело в том, что а январе 1974 годе находящееся тогда . у власти в Новой Зеландии лей бористское правительство вве ло санитарные нормы, согласно которым запрещалось содер ж ать кошек и других ж ивот ных в продовольственных ма газинах и на предприятиях об щественного питания. Эти в це лом обоснованные и разумные меры неож иданно встретили бурное недовольство со сто роны многочисленных в Новой Зеландии любителей кошек. (АПН). П Р Е С С - КОНФЕРЕНЦИЯ А Л В А Р О К У Н Ь Я Л А ЛИССАБОН, 24 декабря. (ТАСС). Здесь состоялась пресс-конференция, посвящен ная итогам состоявшегося на днях пленума ЦК ПКП, на которой выступил Генеральный секретарь Португальской ком партии А. Куньял. Он заявил, что «португальская демократия находится на опасном поворо те»- Генеральный секретарь ПКП отметил, что компартия не бу дет участвовать в маневрах правой реакции с целью заме ны правительства социалистов явно реакционным правитель ством, но одновременно она не намерена быть опорой нынеш ней политики правительства, ко торая во многих вопросах про тиворечит интересам трудящих ся и народных масс. Защита революционных за воеваний, свободы и националь ной независимости требует ре шительной борьбы против реак ции, заявил А. Куньял. Импорт дешевой рабочей силы из стран Средиземномо рья, где высок уровень безрабо. тицы, давно стал доходным бизнесом голландских пред принимателей. Тысячи турок, марокканцев, греков приезжа ют сюда в надежде найти сча стье на чужбине. За последние годы в Голлан дии. значительно выросла коло ния рабочих турецкой нацио нальности. Ее численность се годня составляет сто тысяч че ловек. Не многим удается ско лотить «состояние»: за тяже лый изнурительный труд им платят, как правило, гроши, ко торых едва хватает, чтобы све сти концы с концами. Недавно в голландской прес се появились сообщения о том, что турецкие «гастарбай тере» (рабочие-мигранты) ста ли объектом не только социаль ной несправедливости, но и жестокого террора и запугива ний со стороны своих соотечест венников — руководителей про фашистской полувоенной орга низации «Бозкурт» («Серый волк»). Голландская пресса с трёво- гой отмечает, что в Нидерлан дах в настоящее время дейст вуют различные экстремист ские организации правого тол ка, стремящиеся установить контроль над иностраннными рабочими. Они нередко прибега ют к прямому насилию в отно шения политических эмигран. тов, прежде всего коммунистов и социалистов. «Бозкурт» от крыто выступает с Пропагандой идей национал-социализма и под предлогом борьбы с комму- низмом требует для себя права распоряжаться турецкой коло нией за границей. «Предатели страны и идеа лов туркизма должны быть уничтожены»,— заявил недавно в интервью голландской газе те «Де фолкскрант» Орхан Иилман, главарь «серых вол ков» в Голландии. Его полити ческая платформа — «борьба против западного влияния, ев реев, греков и прежде всего коммунизма». Как говорится, комментарии излишни. Положение турецких рабочих в Голландии осложнилось после перевода западноевропейского центра «Бозкурт» из Дюссель дорфа в Роттердам. Факты рас- прав сторонников организации с инакомыслящими все чаще попадают на страницы печати. Предполагается, что в Голлан дии сейчас насчитывается око ло трех тысяч «серых волков». Методы их работы разнообраз ны: шацтзж, угрозы, избиение соотечественников, отказыва ющихся «выть по-волчьи», соз дание фиктивных профсоюзов и землячеств. «Руководители «Бозкурта»— нацисты, последователи Гитле ра, современные эсэсовцы»,— заявил один из турецких рабо чих, наотрез отказавшийся на звать корреспонденту газеты «Де фолкскрант» свое имя. Гаага. Е. ФИЛАТОВ, соб. корр. АПН. В О Р О Н К В О Р О Н У Большой популярностью у жителей Луанды и других го родов Народной Республики Ангола пользуется советская фо товыставка «СССР — страна и люди». Многочисленные эк спонаты знакомят посетителей с жизнью и достижениями Стра ны Советов. В столице выставку посмотрели свыше 35 тысяч человек. Недавно экспозиция была передана в дар ангольскому на роду. На снимке: на фотовыставке. Фотохроника ТАСС. ...Вспыхнуло табло: «Не ку рить! Пристегнуть ремни!» Рейс подходил к^концу, и пас сажиры уже готовились к встрече с Парижем. В эту ми нуту в салоне вдруг резко про звучала команда: «Не двигать ся! Всем оставаться на своих местах! В случае сопротивления самолет будет взорван!» Через несколько секунд на командной вышке аэропорта Орлн услы шали тревожный голос коман дира корабля, который сооб щал, что группа вооруженных лиц требует изменить курс и направить воздушный лайнер через океан. Спустя какое-то время радист передал заявле ние воздушных пиратов, в ко тором они провозглашали ми ру свои намерения и цели. А требовали они ни много, ни мало, как создания «свобод ного Хорватского государства», полнейшей ликвидации социа листических устоев в Югосла вии и немедленного освобож дения из тюрем различных го сударств своих единомышлен ников. И хотя называли они ребя «революционной освобо дительной армией», всем было ясно, что речь идет о недоби тых последышах югославских фашистов-усташей, на счету которых многочисленные зло деяния, совершенные ими на территории суверенных госу дарств в самых различных час тях земного шара — от Австра лии до Швеции... Вернувшийся на родину пос ле выполнения сложного зада ния чехословацкий разведчик Мариан Сламень, рассказывая об этом недавнем эпизоде, под черкнул, что подобные дейст вия — обычная практика реак ционных эмигрантских центров всех мастей и различной наци ональной окраски, объединен ных звериной ненавистью к на родам, избравшим путь строи тельства социалистического об щества. — Мы ни в коем случае ие переоцениваем роль и силу эмиграции, — сказал нам одни из старших товарищей Мариа на Сламеня, который готовил его к трудному и ответственно му заданию, — но в то же время мы не имеем права за бывать, что эти люди готовы на все. А в последнее время ставка на терроризм и дивер сии стала официальной линией руководящих центров многих антисоциалистических эми грантских организаций. — Это подтверждает и воз никновение в 1975 году так на зываемой «словацкой револю ционной армии», которая была создана по образцу и подобию террористических банд хор ватских, польских и белоказац ких эмигрантов, — вступил в разговор товарищ Сламень. — Надо сказать, что руководите ли словацкой антисоциалисти ческой эмиграции уже доволь но долгое время пытаются лю бым способом привлечь внима ние мировой общественности и, что еще более важно для них с практической точки зрения, правительств некоторых госу дарств, которые могли бы их финансировать. Как генераль ного секретаря словацкой сек ции Европейской федералист ской «партии» и председателя президиума так называемого Центра словаков в ФРГ, меня ставили в известность 0 раз личных готовящихся мероприя тиях, должных способствовать, по мнению эмигрантских глава рей, достижению этой цели. Так, например, в Мадриде «словацкая революционная ар мия» в глубокой тайне вела переговоры с представителями определенных политических кругов о плане похищения ка кого-либо самолета с тем, что бы, воспользовавшись инциден том, оповестить весь мир о своей «программе». Те, кто вступил в переговоры, хорошо знали, кто такие «ревармейиы»: в своем большинстве — это бывшие прислужники гестапо во времена так называемого «словацкого государства», ко торые осуждены за свои зло деяния чехословацким судом. Переговоры, насколько я знаю, продолжаются... Сейчас в Европу собирается один из главарей «словацкой революционной армии» некто Спеллер, — продолжает Мари ан, — вряд ли речь идет о ту ристической поездке. Думаю, что за поездкой Спеллера в Ев ропу скрывается желание по советоваться с опытными функционерами из рядов хор ватской, польской и белоказац кой «армии». В рядах наибо лее экстремистской части эми грантов наблюдается явное желание объединить силы... Нити многих террористиче ских актов и политических ди версий антисоциалистической эмиграции ведут в Мюнхен, на Цеппелинштрассе номер 67. Здесь обосновался так называ емый антибольшевистский блок народов (АБН), объединяющий различные националистические и фашистские организации, фронты, комитеты и т. д. Инициаторами создания бло ка с благословения западных разведывательных служб стали украинские националисты — оуновцы, известные своими пре- . отуплениями и сотрудничеством с гитлеровскими оккупантами в годы войны. Сегодня многие группы и группки националистов-экстре- мистов хотели бы стать «глав ным центром» координации всей антикоммунистической де ятельности, но их усилия оста ются напрасными. Если же го ворить о том, что их объединя ет, то это — ненависть к ком мунизму, к Советскому Союзу, и всему социалистическому ла герю, к последовательной мир ной политике нашего содруже ства на мировой арене. А. ШАМШИН, А. ЧИБИСОВ, соб. корр. АПН. Братислава.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz