Ленинское знамя. 1976 г. (г. Липецк)
I ь-ул- с -::-?.-тная н а у ч н а я ! К :: ^ Л И в Т Е К А ' г. Лип ецк, Кузнечная, 2 ПРО ЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ 5 9 - й г о д и з д а н и я 1 1 Г Ш 1 С / Л Г П Я О О С А г л п ъ и е ц н П Н Н I с е д Л ен и н с к о е ■знамя орган Липецкого обкома КПСС иобластного Совета ДЕОУТдТОВТРУДЯЩИХСЯ № 279 (14 665) ВОСКРЕСЕНЬЕ, 28 но ября 197 6 г. Выходит ежедневно, кроме понедельнике Цена 2 коп. ГО Д О ВО Й П Л А Н ВЫП О Л Н ЕН - Р А П О Р Т У Ю Т Ж И ВО ТН О ВО Д Ы ДОЛГОРУКОВСКИЙ РАЙОН Животноводы Долгоруковского рай. она во время летнего содержания ско та добились немалых успехов в борьбе за повышение его продуктивности. Они также хорошо подготовились и органи зованно перевели дойное стадо в ста ционарные помещения. На фермах с каждым днем растет накал социалис тического соревнования. Все это да ло замечательные результаты. Колхо зы и совхозы досрочно выполнили со циалистические обязательства по про даже молока государству. На прием ные пункты поступило 17 тысяч 890 тонн продукции. Продажа молока сверх задания про должается. КОЛХОЗ И М ЕНИ НЕСТЕРОВА Претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС и октябрьского (1976 г.) Пленума ЦК КПСС, животноводы кол хоза имени Нестерова Добринского района досрочно выполнили народно хозяйственный план по продаже моло ка государству. На приемные пункты отгружено 1870 тонн молока. Продажа его государству продолжается. ЗА НОВ ЫЕ РУ БЕЖИ В М ЕЖДУНАРОДНОЙ РАЗРЯДКЕ, З А У К Р Е П Л Е Н И Е Б Е З О П А С Н О С Т И И Р А З В И Т И Е С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В А В ЕВ Р О П Е Д Е К Л А Р А Ц И Я Г О С У Д А Р С Т В - У Ч А С Т Н И К О В В А Р Ш А В С К О Г О Д О Г О В О Р А I 1 Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Рес публика, Германская Демократическая Республика Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румы ния, Союз Советских Социалистических Республик и Чехо словацкая Социалистическая Республика, представленные на совещании Политического консультативного комитета го сударств — участников Варшавского Договора в Бухаресте 25 26 ноября 1976 года, рассмотрели актуальные вопросы дальнейшей борьбы за мир и углубление разрядки между народной напряженности, за укрепление безопасности и развитие сотрудничества а Европе. Участники совещания выра жают удовлетворение тем, что за последние годы в меж дународных отношениях про изошли существенные положи тельные сдвиги: начался про цесс разрядки международной напряженности, утверждается мирное сосуществование госу дарств. независимо от их со циального строя. В Европе решены мирными средствами важные проблемы, остававши еся неурегулированными после второй мировой войны, отно шения между европейскими го сударствами все больше пере водятся на устойчивую основу равноправного сотрудничества. Государства — участники Варшавского Договора отмеча- ют, что важнейшую роль в ©с\чцествленчи этих положи тельных сдвигов сыграли их усилия к активные шаги—сов местные и индивидуальные, документы, принятые Полити ческим консультативным коми тетом, в том числе: бухарест ская декларация 1966 г., буда. лештское обращение 1969 т., берлинское заявление 1970 г., пражская декларация 1972 г. и варшавское коммюнике 1974 г. Они отметили также вклад других европейских госу дарств и особенно роль народ ных масс, прогрессивных и де мократических сил континента. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в инициативе созыва а работе которого страны — члены Варшавского Договора сыграли важную роль и в котором при няли участие 33 европейских государства. США и Канада, явилось международным собы тием исторического значения. I . Государства — участники Варшавского Договора исходят вз того, что результаты Сове щания по безопасности и сот рудничеству а Европе—это об щий успех всех его участников, победа разума и политического реализма. Принятые в Хельсин ки принципы и договооенности представляют собой широкую и четкую платфоому дальнейшего укрепления мира. В них зало жен мощный потенциал долго временного позитивного воз- 'йствия на межгосударствен- ,ле отношения на континенте. Последовательное проведение в жизнь этих принципов я до говоренностей формирует но вый облик Европы — Европы безопасности и сотрудничества. Государства — участники общеевропейского совещания выразили з Заключительном акте свое убеждение в необхо димости прилагать усилия к тому, чтобы сделать разрядку как непрерывным, так н все более жизнеспособным и все сторонним процессом, всеоб щим пс охвату. Совещание от разило изменения, происшед шие в Европе, подтвердило территориальные и политиче ские реальности, сложившиеся на континенте в результате победы народов в антифашист ской войне и послевоенного развития, утверждения их во ли жить и сотрудничать в условиях мира я безопасности. Государства — участники общеевропейского совещания приняли обязательство, что каждое из них будет строить отношения с другими государ- ствами-участниками и со всеми иными государствами на основе следующих принципов: суве ренное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой: нерушимость границ; территориальная целостность государств: мирное урегулиро вание споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных сво бод; равноправие и право наро дов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество меж ду государствами; добросовест ное выполнение обязательств по международному праву. Были определены и согласова ны направления и формы раз вития взаимовыгодного сот рудничества. Время, прошедшее после об щеевропейского совещания, подтверждает конструктив ность его результатов, реаль ность претворения их в жизнь. На двусторонних встречах ру ководящих политических и го сударственных деятелей, а также в ходе переговоров на других уровнях в двусторон нем и многостороннем порядке были рассмотрены многие ак туальные вопросы реализа ции хельсинкских договоренно стей. Расширяется практика политических консультаций я контактов, которые способст вуют укреплению взаимопони мания между государствами. Подписаны важные политиче ские документы, заключены со глашения о развитии экономи ческих, научно - технических н культурных связей, а также контактов между людьми, придающие межгосударствен ным отношениям более разно сторонний и полнокровный ха* рактео. В соответствии с дого воренностями о мерах укрепле ния доверия направляются предварительные уведомления о крупных военных учениях, на некоторые учения приглашают ся наблюдатели. Проблемы безопасности н сотрудничества в Европе явля ются предметом постоянной за боты прогрессивных политиче ских партий и общественных организаций. Берлинское сове щание 29 коммунистических и рабочих партий Европы под твердило их решимость доби ваться широкого взаимодейст вия политических я обществен ных сил в борьбе за конкретные меры по углублению разрядки, ослаблению опасности войны и разоружению, за упрочение ми ра на континенте. В целом политическая атмос фера в Европе все больше ос вобождается от остатков и пе режитков «холодной войны». Но дело упрочения мира в Европе, как и всеобщего мира, процесс разрядки напряжен ности сталкивается и с немалы ми трудностями. Существуют еще силы реакции, милитариз ма и реваншизма, которые стремятся создавать конфликт ные ситуации, раздувают гонку вооружений, пытаются ставить под сомнение суверенность го сударств и нерушимость су ществующих границ, возмож ность и целесообразность даль нейшей разрядки, возрождают старые приемы империалисти ческой политики. Эти силы провоцируют вмешательство зо внутренние дела государств, они хотели бы диктовать наоо- дам, какие внутренние порядки должны существовать в той или иной стране, какие партии могут или не могут участвовать в правительственной деятель ности. Под их воздействием предпринимаются попытки ис кажать дух и букву Заключи тельного акта и извращенно толковать принятые в Хельсин ки яряниипы и договоренности, проявляются колебания и непо следовательность в выполне нии положений Заключитель* го акта и осуществлении шагов, ведущих к дальнейшему оздо ровлению международной об становки. Жизнь показывает, что в на ше время мир и безопасность в Европе неделимы, они не могут быть вопросом выбора. Политика разрядки не имеет разумной альтернативы, она необходима в равной мере всем государствам, независимо от их общественных систем. Из этого твердо и неизменно исходят го сударства — участники Вар шавского Договора во всех своих внешнеполитических дей ствиях. С целью сохранения н упро чения достигнутого необходи мо добиваться того, чтобы раз рядка международной напря женности приобрела необрати мый характер. Надо бережно относиться к уже принятым международным обязательст вам по укреплению безопасно сти в Европе, не допускать искажения этих обязательств, постоянно продвигаться впе ред, к новым рубежам взаимо понимания и сотрудничества, сообща искать пути устранения источников возможных трений. Это требует, чтобы всё госу дарства — участники обще европейского совещания, после довательно действуя в духе согласованных в Хельсинки принципов, способствовали принятию мер по ослаблению военной конфронтации и разо ружению на континенте. Государства — участники Варшавского Договора убежде ны также, что строгое выпол нение четырехстороннего согла шения от 3 сентября 1971 г., отказ от любых попыток по дорвать особый статус Запад ного Берлина и использовать этот город во враждебных ГДР и другим социалистическим странам целях — непременная предпосылка того, чтобы За падный Берлин шаг за шагом превращался в конструктивный фактор европейского сотруд ничества, а его население могло пользоваться всеми плодами разрядки и мирной жизни. В этом контексте государства — участники Варшавского Дого вора заявляют о своей готовно сти поддерживать и развивать разносторонние связи с Запад ным Берлином. Участники совещания Поли тического консультативного ко митета считают, что необходи мо умножить усилия для уре гулирования кипрской про блемы на основе обеспечения суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Кипр. С территории Кипра должны быть выведены все иностранные войска, а внутренние проблемы страны должны быть решены самими киприотами с должным учетом интересов как греческой, так и турецкой общин. Если исходить из духа и буквы Заключитель ного акта общеевропейского совещания, в быстрейшем уре гулировании кипрской проблемы на такой основе должны быть заинтересованы все государства Европы, и не только-Европы. Участники совещания будут выступать в поддержку шагов, направленных на установление во всей Европе и в отдельных ее частях межгосударственных отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, яв ляющихся вкладом в общее дело безопасности на конти ненте. Государства — участники Варшавского Договора под тверждают свою решимость неукоснительно соблюдать и проводить в жизнь все положе ния Заключительного акта, представляющего собой единое целое. Они обращаются ко всем другим государствам — участникам Совещания по бе зопасности и сотрудничеству в Европе с призывом действовать таким же образом. Предстоящая в 1977 г. встре ча представителей государств— участников общеевропейского совещания в Белграде позволит обменяться мнениями о поло жительном опыте сотрудниче ства государств в решении за дач. определенных в Заключи тельном акте, и продолжить на многостооонней основе об мен мнениями о дальнейших усилиях в целях упрочения бе зопасности и развития сотруд ничества в Европе, развития процесса разрядки в будущем. Участники совещания ПКК расценивают перспективы раз вития обстановки в Европе с уверенностью в дальнейшем прогрессе, с оптимизмом. Они убеждены в том, что, несмотря на противодействие сил мили таризма и реакции, совместные усилия государств в строитель стве мирной и миролюбивой Европы могут быть н будут продолжены в интересах всех европейских народов, в интере сах создания условий, при ко торых они будут ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность. И. Самой острой и неотложной задачей современности остает ся прекращение гонки воору жений и осуществление разору жения, в первую очередь — ядерного, устранение угрозы мировой войны. Без этого .не возможно сделать действитель но необратимыми положитель ные тенденции в развитии меж дународных отношений, нель зя обеспечить подлинную безо пасность в мире. Государства — участники Варшавского Договора разде ляют озабоченность народов тем, что гонка вооружений продолжается в нарастающих масштабах. На подготовку к войне затрачиваются гигант ские средства, возрастает раз рушительная мощь оружия массового уничтожения. На ев ропейском континенте сосредо точен самый мощный арсенал со временных вооружений, вклю чая ядерные, и вооруженных сил, продолжают существовать иностранные военные базы. Народы должны ясно видеть, что ответственность за все это несут наиболее агрессивные круги империализма, мировая реакция, политика которых подхлестывает гонку вооруже ний. Если нашим странам при ходится принимать меры к ук реплению своих вооруженных сил, отвлекая насущные сред ства от народного хозяйства, от созидательных целей со циалистического и коммунисти ческого "строительства — то исключительно в интересах надежной защиты мирного тру да своих народов, сдерживания сил милитаризма и войны. Наши страны являются убежденными противниками гонки вооружений и заявляют о своем желании н готовности активно и конструктивно сот рудничать со всеми государст вами в решении этой важной задачи, стоящей перед чело вечеством. Мы считаем, что су ществуют реальные предпосыл ки для того, чтобы добиться сокращения накопленных запа сов оружия, обеспечить пере ход к разоружению. Эти предпосылки — д широ ком стремлении народов к ми ру, к устранению военного про тивостояния и угрозы войн из международной жизни, в са мих реальностях ядерного века, когда любой военный конфликт может перерасти в ядернын ка таклизм с его катастрофически ми последствиями. Поэтому исключительно важное значе ние имеет строгое соблюдение действующих договоров и со глашений, направленных на обуздание гонки вооружений, иа ограничение ее сферы. Широкий круг вопросов борьбы за разоружение и уп рочение безопасности опреде лен в документах съездов брат ских партий наших стран, в итоговом документе Конферен ции коммунистических и ра бочих партий Европы. С кон структивными идеями в этой области выступили и другие государства, представители различных общественных кру гов. Кардинальный вопрос сейчас в том, чтобы перевести в практическую плоскость имею щиеся инициативы, продви гаться по пути достижения обязывающих, эффективных международных договоренно стей в области разоружения. Государства, представлен ные на совещании ПКК, напо минают, что все участники об щеевропейского совещания признали свою заинтересован ность в усилиях, направленных на уменьшение военного проти востояния и на содействие ра зоружению, которые призваны дополнить политическую раз рядку в Европе и укрепить их безопасность. Руководствуясь стремлением содействовать материализации этой общей за интересованности, государства Варшавского Договора пред приняли в последнее время но вые инициативы, направленные на достижение прогресса на венских переговорах о сокра щении вооруженных сил и во оружений в Центральной Евро пе. Они придают этим перегово рам важное значение и готовы прилагать дальнейшие усилия в интересах выработки обще- приемлемой договоренности. Они убеждены в том, что до стижение такой договоренности —дело возможное, если все участники переговоров будут следовать согласованному принципу ненанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, с учетом интересов бе зопасности всех государств Ев ропы. Участники совещания ПКК решительно высказываются за то, чтобы процесс сокращения вооруженных аил и вооруже ний приобрел поступательный характер как в Центральной Европе, так и в масштабах всего европейского конти нента. Речь идет как о нацио нальных вооруженный силах, так и о войсках, находящихся на чужих территориях. Государства — участники Варшавского Договора высту пают за * прекращение гонки ядериых вооружений, сокраще ние и ликвидацию ядерного оружия, за полное н всеобщее запрещение его испытаний. Они — за укрепление режима его нераспространения в ус ловиях доступа всех госу дарств без какой-либо дискри минации к использованию ядерной энергии в мирных це лях под эффективным между народным контролем в соот ветствии с нормами Междуна родного агентства по атомной энергии. Руководствуясь стремлением сделать новый эффективный шаг по устранению угрозы ядерной войны, они предлагают всем государствам, подписав шим Заключительный акт, при нять направленный на достиже ние этой цели договор о непри менении первыми друг против друга ядерного оружия и вы ражают надежду, что это пред ложение будет встречено поло жительно. Они считают необходимой международную договорен ность о запрещении и уничто жении химического оружия, о запрещения создания новых видов "и новых систем оружия массового уничтожения. Они придают большое значе ние тому, чтобы были заключе ны соглашения о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений, предприняты но вые усилия в международном масштабе к ликвидации воен ных баз на чужих территориях и выводу иностранных войск с территории других государств, к созданию зон мира в различ ных районах, к сокращению военных бюджетов государств. Государства — участники Варшавского Договора под тверждают свою готовность вести по всем этим вопросам деловые переговоры в рамках ООН и на других международ ных форумах. Они выступают за созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения в ка- честзе гапа к Всемирной кон ференции по разоружению. Крупным шагом вперед в де ле "консолидации разрядки международной напряженно сти и упрочения всеобщего ми ра может стать заключение Всемирного договора о непри менении силы в международ ных отношениях. Государства- участники Варшавского Дого вора считают проект такого до говора, находящийся на рас смотрении в Организации Объединенных Наций, как хо рошую основу для достижения всеобщего согласия. Они гото вы принять участие в перегово рах по конкретным положениям проекта договора и подписать его вместе с другими заинтере сованными государствами. Интересы глубокой нормали зации международных отноше ний требуют преодоления раз деления мира на противостоя щие военные блоки. Участники совещания ПКК подтверждают готовность к роспуску Орга низации Варшавского Догово ра одновременно с роспуском организации Североатлантиче ского договора, н в качестве первого шага—к ликвидации их военных организаций. Они при зывают все государства не предпринимать действий, кото рые могли бы привести к рас ширению существующих или созданию новых замкнутых группировок и военно-полити ческих союзов. Одним из практических мероприятий в этом направлении могло бы стать одновременное приоста новление действия статьи 9 Варшавского Договора и статьи 10 Североатлантическо го договора, допускающих расширение круга участников путем присоединения новых го сударств. Государства — уча стники Варшавского Договора готовы вступить в соответст вующие переговоры по этому вопросу. Они внимательно рас смотрели бы также любые дру гие предложения по постепен ному ослаблению военного противостояния в Европе, уменьшению опасности случай ного возникновения конфликт ных ситуаций. Вместе с тем пока блок НАТО продолжает существовать и наращивать свой военный ,по тенциал, государства — участ ники Варшавского Договора будут принимать все необходи мые меры в рамках договора с тем, чтобы постоянно обеспечи вать своим народам надежную безопасность. III. Государства — участники Варшавского Договора выра жают уверенность, что расши рение разностороннего сотруд ничества всех стран и народов Европы — верный путь к упро чению фундамента мира на континенте. На этом пути до стигнуто уже многое. Уровень экономического со трудничества государств на европейском континенте, в том числе государств с различным общественным строем, ныне выше, чем когда-либо. Опыт подтверждает, что развитие связей в области торговли, про мышленности, науки, техники отвечает интересам всех госу дарств, служит существенным стимулом экономического про гресса. улучшения условий жизни каждого народа. Вместе с тем далеко не все возможности для взаимовыгод ного сотрудничества в этой сфе ре используются в настоящее время. Более того, нередки попытки превратить экономиче ские связи в инструмент поли тического нажима одних госу дарств на другие. Этой цели служит, в частности, сохране ние некоторыми капиталисти ческими странами дискримина ционных ограничений в торгов ле с социалистическими страна ми, унаследованных от времен «холодной войны». Для даль нейшего развития взаимовы годных экономических отноше ний необходимо отбросить эти искусственные препятствия, полностью устранить элементы неравноправия. Заключитель ный акт общеевропейского со вещания содержит признание всеми государствами, подпи савшими его, благотворного воз действия на развитие торговли, которое может быть результа том Применения режима наи большего благоприятствова ния. Народы ожидают претво рения этого признания в прак тические дела, осущ ествляете иа взаимных началах. Следует также учитывать содержащееся в Заключительном акте п рида ние специфических проблем, вытекающих из различий в экономическом развитии евро пейских стран. Участники совещания ПКК выражают твердое намерение способствовать дальнейшему развитию долгосрочного и крупномасштабного сотрудни чества со всеми другими заин тересованными государствами на двусторонней н многосто ронней основе, в том числе в таких формах, как производст венная и научно-техническая кооперация н специализация, компенсационные сделки. Уста новление равноправных дело вых отношений между Сове том Экономической Взаимопо мощи и странами—членами СЭВ, с одной стороны, Европей ским экономическим сообщест вом я странами—членами ЕЭС —с другой, отвечало бы их взаимным интересам. Государства — у ч а с т н и к и Варшавского Договора счита ют важным продвигать вперед разработку и реализацию в общеевропейском плане круп ных мер по сотрудничеству в области охраны окружающей среды, транспорта и энергети ки, как это вытекает из Заклю чительного акта общеевропей ского совещания. С учетом уже имеющегося опыта междуна родного сотрудничества, в ча стности—в рамках Европейской экономической комиссии ООН, целесообразно в ближайшее время рассмотреть на межго сударственных совещаниях об щеевропейского масштаба эти вопросы в практическом пла не. (Окончание на 3-й стр.). ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВ У Ч А С Т Н И К О В В А Р Ш А В С К О Г О Руководители государств — участников Варшавского Дого вора, собравшись на совещание Политического консультативно го комитета в г. Бухаресте 25—26 ноября 1976 года, рас смотрели вопросы, связанные С предотвращением войны и углублением разрядки меж дународной напряженности, с боризой за укрепление безо пасности и развитие взаимовы годного сотрудничества в Ев ропе Они отметили, что время, прошедшее после Совещания по безопасности ы сотрудничеству в Европе, подтверждает боль шое положительное значение результатов совещания и обя зательств, принятых на себя его участниками по Заключитель ному акту. Считая вместе с тем, что жизнь диктует необходимость и дальше наращивать усилия, направленные на упрочение ми ра в Европе и во всем мире, и, выразив свою решимость дей ствовать именно в этом направ лении, о чем государства — участники Варшавского Дого вора заявили в специальной декларации, они пришли к вы воду, что указанным целям от вечало бы принятие на себя все ми государствами, подписав шими Заключительный акт, обязательства не применять первыми ядерного оружия друг против друга. По общему согласию госу дарств — участников Варшав ского Договора — Народной Республики Болгария, Венгер ской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народ ной Республики, Социалисти ческой Республики Румынии, Союза Советских Социаласти- Д О Г О В О Р А ческнх Республик, Чехосло вацкой Социалистической Рес публики — при настоящем письме препровождается на рассмотрение всех остальных государств — участников Со вещания по безопасности и со трудничеству в Европе проект соответствующего договора. Принято на совещании По литического консультативного комитета государств — участ ников Варшавского Договора в Бухаресте 26 ноября 1976 го- Д о Государства—участники Со вещания по безопасности я со трудничеству в Европе, именуе мые ниже как высокие догова ривающиеся стороны, вдохнов ляемые целями и положениями Заключительного акта этого со вещания; желая предпринять новую совместную акцию, направлен ную иа укрепление доверия между ними. на ослабление военного противостояния и на содействие разоружению; выражая свою волю дейст вовать в соответствии с целями н принципами Устава ООН; исполненные решимости не допустить применения или угрозы применения друг против друга ядерного оружия; Г О стремясь вмести свой вклад в уменьшение опасности ядер ной войны в Европе и во всем мире, обязуются: СТАТЬЯ 1. Не применять первыми ядер ного оружия друг против друга на суше, на море, в воздухе и в космическом пространстве. СТАТЬЯ И. Обязательство, предусмот ренное статьей 1, распространя ется не только на территорию государств, но и на их воору женные силы, в каком бы райо не земного шара они ни нахо дились. В СТАТЬЯ III. Настоящий договор является бессрочным. СТАТЬЯ IV. Договор открыт для его под писания любым государством, подписавшим 1 августа 1975 года в гор. Хельсинки Заклю чительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. СТАТЬЯ V. 1. Настоящий договор под лежит ратификации государст вами, подписавшими его. Ра тификационные грамоты сда ются на хранение нравительст- П Р О Е К Т О Р ву...., которое назначается в качестве депозитария. 2. Договор вступает в силу для каждой договаривающейся стороны с момента сдачи его ратификационной грамоты. СТАТЬЯ VI. 1. Настоящий договор, рус ский, английский, испанский, итальянский, французский и немецкий тексты которого яв ляются равно аутентичными, будет передан правительст ву..... на хранение. 2. Договор будет зарегистри рован в соответствии со стать ей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz