Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
СМОТР СЕЛЬСКИХ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ Решающую роль в работе Чернявского сельского Дома культуры играет опора на ак тив. На снимках: (справа) ак тивисты сельского Дома куль туры, члены его совета — преподаватель Никольской средней школы М. Л. Козья** ков, пенсионерка Е. И. Егоро ва, учителя Никитской восьми, летней школы М. Л. Сергеева и А. В. Вобликов; (слева) члены агитбригады Л. С. Леонова, Г. А. Меджорииа, Н. А. Мед- жорина, Фото Ю» Клюева. Опыт работы Чернавского сельского Дома куль туры был рекомендован Министерством куль туры СССР для распространения во всех клубных учреждениях страны в 1970 г- С тех пор к этому очагу культуры приковано внимание многих культ работников и, конечно, прежде всего, в нашей об ласти. И сейчас Чернавский Дом культуры продолжа ет делать большое дело. Если бы так работали все сельские клубы — это означало бы резкий подъем всей культуры села. Так как же он работает, что в нем происходит ин тересного, и вообще, что это такое — «чернавский опыт»! «СЛАВА ЛЮДЯМ ТРУДА!» Красивое село Черна®а! Тут тебе и привольная река Сосна с притоками Чернавкой и Ясен- ком, и веселые дубовые рощи, разбежавшиеся по пригоркам, и полевой простор из гари-зон та в горизонт, и добротные, культурно отстроенные улицы. Наверное, большое счастье — родиться и вырасти на этой ^ з е м л е , встретить в такой кра соте свою зорейую юность. А потом приходит срок идти в армию, и надо прощаться с родимой Чернавой — кому на пару лет, а кому И... навсегда. Потому что некоторые парии из армии прямо в город едут. Никто их за это не упрекает—- вольному воля! А только и в селе молодежь нужна, и пото му так важно, чтобы жила в сердцах парней могучая, кре стьянская любовь к родимой земле, чтобы звала их в краси вое русское село Чернаву... , * Когда уходят парни в ар мию, отдается в их распоряже ние сельский Дом культуры. Песни для них поют, добрыми напутствиями провожают, ус пехов желают в воинской службе, в солдатской жизни. Приветствуют их ветераны, лучшие люди села, отцы, мате ри, родные, друзья. А в конце - вечера «Служу Советскому Союзу!* (так называются тор жественные проводы в Совет скую Армию) колхозники вру чают каждому призывнику алую ладанку с родной Черняв ской землей, с того поля, ко торое лучший •механизатор вспахал. — Храните, ребята, память о родной земле, храните как святыню, и возвращайтесь по том к ней. А потом приходят из армия отслужившие положенный срок. И снова в сельском До ме культуры вечер, на этот раз под названием «Слово свое сдержали». Почет и уважение выполнившим свой долг перед Родиной, сохранившим вер ность земле отцовской! И все условия и для работы, и для жизни. Желанными людьми в своем селе чувствуют себя уволенные в запас солдаты, желанными и нужными. Я начал рассказ о работе сельского Дома культуры с описания торжественных про водов молодежи в Советскую Армию и встречи вернувшихся, чтобы показать самую сущест венную ее черту — внимание к человеку. У нас во всех клу бах проводятся злободневные мероприятия, в том числе а новые обряды, но нередко онш носят сухой, казенный харак тер. Это происходит в тех слу чаях, когда вечер проводится только для отчетности, когда его организаторы больше оза бочены, как оценят его свер ху, чем тем, как Воспримут в зрительном зале. Отсюда внеш нее соблюдение положенных требований (актуальная тема тика, громкие лозунги, обилие Цйфр и т. п.) и внутренняя пу стота (бесстрастность, равно душие, бездоказательность, шаблон). , В Чернявском Доме тультуры озабочены преж* >»»^е всего тем, чтобы слово не прозвучало впустую, чтобы дошло до сердца людей. А для этого нужны выдумка, творческий поиск, каждый раз что-то новое, неожиданное. Во* почему любят в Чернаве клубные вечера: каждый из них содержит какую-то изю минку, никогда заранее не уга даешь, чем удивят и порадуют тебя. В конце августа, как извест но, отмечалось сорокалетие стахановского Движения и, ко нечно, клубные учреждения то же проводили соответствую щие мероприятия, чаще всего торжественные. В Чернаве организо вали тематический аечер. На нем тоже была необходимая торжественности Но было и свое, самобытное, что увидишь не в каждом клубе. Улавлива лось это уже.в самом названии вечера — «Наш земляк — Алексей Стаханов». Дело в том, что зачинатель стахановского движения родом из соседнего села Преображе- нье Измалкоаского района.. После своего знаменитого ре корда ом Приезжал на родину, были торжественные встречи с земляками, горячие патриоти ческие митинги и собрания, •которые, как огненные искры, зажигали пламя стахановского движения и на селе. Об этом, естественно, писали централь ные газеты, «Орловская прав да», районная. Вот все это и взяли на воо ружение организаторы вечера Отыскали старые газетные ма териалы, вывесили их на спе циальном стенде, пригласили стахановцев 30-х годов и сего дняшних передовиков соревно вания. И встреча земляков через 40 лет состоялась будто заново. Учительница Никитской вось. медегоей школы Мария Серге евна Лукьянова рассказала со бравшимся об Алексее Стаха нове, затем выступили ударни ки первых пятилеток, среди них—сварщик отделения «Сель хозтехники» Л. А. Капутхий. Он рассказал об энтузиазме тех лет, вспомнил и любопыт ные детали, характеризующие приметы времени. В тридцатых годах Л. А. Капуткина как ударника и стахановца преми ровали пудом хлеба, на сего дняшнем вечере ему, как и другим почетным гостям, вру чили сувенир — ценный пода рок. От прошлого была просле жена связь с настоящим. Один из разделов вечера назывался «Мы — последователи Стаха нова». Выступали представите ли колхоза «Россия», отделе ния «Сельхозтехники», Измал- конского СМУ (колхоз и эти организации размещены в Чер наве), говорили о сегодняшних стахановцах — шофере Н. А. Леденеве, механизаторе А. П. Косыгине и других. Потом был киножурнал, концерт художе ственной самодеятельности, в библиотеке — относящаяся к теме вечера книжная выставка. Все это подавалось непри нужденно, естественно, без лишней официальности, дове рительно. И, конечно, собрав шимся было очень интересно, а главное, до них дошел тот тру довой пафос, который захваты вал широчайшие массы в 30-х годах, а теперь переплелся с героикой нынешних будней и нашел в сердцах необходимый отклик. Вот так эмоционально, с выдумкой организуются мно гие мероприятия в Доме куль туры. Они адресованы людям, проводятся для людей, и глав- «Великое дело — строительство коммунизма невозможно дви гать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной созна тельности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-техничес- ( / П М V* (ИЗ ОТЧЕТНОГО ДОКЛАДА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ » ц к к п с с л и БРЕЖНЕВА НА XXIV СЪЕЗДЕ ПАРТИИ). иая их тема — человек труда, передовик. Когда человек отдает своя силы труду, работает стара тельно, на совесть, он. может, И не думает о Поощрении, для него на первом плане само де ло. Но как важно, чтобы доб росовестный труд получил до стойную оценку! Мы не будем сейчас говорить о системе ма териального поощрения, кото рая в колхозе «Россия», «Сель хозтехнике», СМУ действует в соответствии с общеприняты ми ныне нормами и правила ми. Хочется подчеркнуть Дру гое — в Чернаве добросбвест-' ный труд передовых людей окружен почетом, и в этом немалая заслуга Дома куль туры, который лучших произ водственников постоянно дер жит в поле зрения, славит (не побоимся этою громкого сло ва!) всеми находящимися в его распоряжении средствами. Выше упоминался механиза тор широкого профиля А. П. Косыгин. Это передовой чело век колхоза «Россия», добив шийся лучших производствен ных результатов. Он соревну ется с С. И. Барышевым. И вот эти имена проходят через многие клубные материалы. Жатва. «Фотоэкран» № 11 (есть такая форма наглядной агитации в сельском Доме культуры) сообщает, что в со ревновании двух механизато ров впереди идет С. И. Бары шев, на его комбайне две звездочки и переходящий флажок. Потом такой же «Фо тоэкран» сообщает об успехе А. 11. Косыгина. Выпускается «Фотоэкраи» в нескольких эк земплярах, вывешивается в Доме культуры, у конторы правления, на полевом стане. О передовых комбайнерах говорят в своих выступлениях члены агитбригады. Прово дится устный журнал «Дороги к хлебу». Одна из страниц Посвящена С. И. Барышеву и его сыновьям-школьникам, которые работали летом на комбайне вместе с отцом. Б конце августа проводи гея тематический вечер «Портрет лучшего механизатора». И сно ва на нем в числе «именинни ков» А. 11. Косыгин и С. Л. Барышев. Об их делах гово рится доброе слово, их при ветствуют а числе других пе редовиков представители кол хоза, пионеры, им Вручаются сувениры, по их заявкам дает ся концерт. А в фойе — фото газета, посвященная геро ям дня. Потом специальный Темати ческий вечер в университета культуры посвящается присво ению звания заслуженного кол хозника колхоза «Россия» А, П. Косыгину. И такое внимание ко всем достойным почета — передо вым механизаторам, дояркам, свекловичницам, работникам «Сельхозтехники», строителям СМУ. Чтобы составить пред ставление о лучших людях се ла Чернавы, не надо подни мать документы в правлении колхоза. «Сельхозтехнике», СМУ, Роль учреждений культуры в организации и пропаганде со ревнования очень важна. От них потребуется помощь, чтобы обеспечить его гласность, Дове сти до сведения всех соревну ющихся планы и обязательства модеятельного искусства, к ко торому чер.навцы деятельно го товятся. Но важно подчерк нуть размах самодеятельности, массовость. Такая самодея тельность й не во всяком рай- хозяйства, показатели их вы- ониом Доме культуры есть, не полпенни по подразделениям, то что в ясельеком. И, что ха- в целом по хозяйству, району, рактернб, работа кружков — области. Работники Дома не самоцель. Без их выступле- Директор Чернавского сельского Дома культуры, заслужен ный работник культуры РСФСР 3. Й. Халяпина. культуры делают это с выдум кой, регулярно отражают в наглядной агитации и клубных мероприятиях местные фак ний невозможно себе предста вить тематические вечера, в том числе и посвященные про изводству, новые обряды й Тьг^ А райощшс.и и областные праздники, другие массовые показатели, джуджшия, зада- мероприятия. чп^Даводятса'^аб' сведегм!я жи- ТеЛЩ'с. ЧернШШ через специ- Скажем, народная нийосТу- альиыё- стенды о газетными вы - ; Д«я (руководитель В. Ф. Ха- резками: «(Эб этом пишет га- ляпни). Фотогазеты, фотостен- зета «Восход» или «Об этом ды, фотоэкраны, световые газе- пишет «Ленинское знамя». На Плотной бумаге наклеены за метки: сколько выкопано и вы везено свеклы на такое-то чи сло по области, по району, кто отличился в работе, какие появились ценные почины и т. Д. Дом культуры, не ограничи ваясь общими показателями, доходит до каждого человека, Создает вокруг передовиков атмосферу уважения, делает добросовестный труд главным мерилом достоинств человека. Б одной из песен агитбригады есть строка: «Слава людям труда!» Ее можно поставить девизом всей Деятельности До ма культуры. Дом культуры иа примере Лучших производственников воспитывает у людей уваже ние к труду, к рабочим про фессиям. Это переоценить трудно. ты, фильмы о лучших людях села все это дело рук 22 ее участников. Почетное звание народной киностудия получила недавно — в августе, у нее миого трудностей в работе, но уже идут съемки большого фильма «Село мое родное», ко торый будет наиболее весомой работой. Агитбригада из 12 человек дала за весну и лето 26 вы ступлений, большей частью в поле, драмкружок ставит «Ля вониху на орбите», активно за нимаются и выступают в своем селе и у соседей кружки—хо ровой, танцевальный и другие. Кипит жизнь, у Дома культу ры деловой, рабочий вид! Народный университет рабо тает с 1960 г. Б прошлам учеб ном году имел четыре факуль тета: сельскохозяйственного производства, литературы и искусства, здоровья, педагоги ческих знаний. С начала этого учебного года открылся новый факультет *— охраны природы. Занятия проводятся с 15 ок тября по 15 мая по 2—3 раза в месяц. Только на факультете сельскохоояйстюешбго Произ водства учеба проводится зи мой. В январе 1975 г. состоя лось 11 занятий, которые ве лись по профессиям: механиза торы, животноводы и т. д. Чтобы иметь предо гавление об их содержании, назову не сколько тем занятий с живот новодами: «Животноводство в СССР и задачи его дальнейше го развития», «Опыт знатной доярки Нартовой», «Формы и методы морального и матери ального стимулир<ова!Н1ИЯ в животноводстве», «Развитие соревнования в современных условиях», «Способы доения коров» и т. д. На факультете литературы и искусства на базе салона ис кусств Дома культуры изуча лись произведения графики, живописи, творчество Н. А. Островского, С. А. Есенина, Ф. А. Шаляпина, театральное искусство и т. д. Содержательны и программы Других факультетов. Новый факультет охраны природы на чал свою работу с занятая «Русский Лес». Перечислить все формы дея тельности Сельского Дома культуры в газетной статье не возможно.. Каждый житель села может найти в клубе то, чТО аму нужно. ПАНОРАМА КЛУБНЫХ ДЕЛ, ЕЕ СОЗДАТЕЛИ ЧТОБЫ КАЖДОМУ БЫЛО ИНТЕРЕСНО Вся деятельность Чернявско го Дома культуры тесно связана с производством, но непосредственное отражение производственных задач — это хотч и главная, но все-таки часть широкого круга подни- Работаиии культуры, прочи тав этот рассказ о Доме куль туры, могут спросить: а как и кем все это делается? Полы- таамся ответить на эти вопро сы. . . . . . . Как? Начинается все с чет кого планирования, основанно го на отличном знании клуб ного дела. В Доме культуры есть выработанные в начале года обязательства. В них оп ределены главные линии ра боты. Ставится задача за год прочитать не менее 60 лекций на общественно-поли тические, сельскохозяйствен ные, атеистические, художест венные, молодежные, спортив ные темы и провести не менее 60 тематических вечеров, уст ных журналов, диспутов, кон ференций, утренников, граж данских обрядов, праздников маемых проблем Очень мйого и т. д. Это получается — каж- виимания уделяется развитию дую неделю в Доме культуры эстетических вкусов населения, 1 лекция и 1 массовое мере- подъему общей культуры лю- приятие. Они группируются по дей. Художественная самодея- циклам. Главный цикл: «Со- тельность, народный универе и- реанованию — широкий раз- тет, лекции, тематические вече- мах» проходит через весь плавь ра, посвященные различным ведам искусства, внимание к интеллигенции родного села — все это является действенным воспитательным средством. В сельском Доме культуры дей ствуют 14 самодеятельных кружков: два драматических (взрослый и детокий), хоро вой, танцевальный, духовой оркестр, народная киностудия, ансамбль баянистов, шумовой оркестр и т. д. В них занима ется почти 200 человек. Под робно о них говорить не буду, с ними предстоит еще встреча на предстоящем фестивале са- Составные его части — «Доро ги к хлебу» и «Слава людям Труда!»,- : Бот часть тематических ве черов, в них входящих: зимой— «Механизатор, на поверку ста новись!» (о подготовке техники к севу), в начале сева — «Встречай весну, земледелец!», в мае—июне — «Щедрость земли в твоих руках», в июле —августе — «Солнечный запах хлеба» и т. д. И регулярно бе седы, устны е журналы, вечера — «Наш колхоз в девятой пя тилетке». Все это про в ед ено и составляет только незначитель ную часть сделанного. Кроме того, были вечер «Золотой по ток Чернявско го хлеба», вечер- портрет «Гвардейцы жатвы- 75». И многое другое; Целый цикл мероприятии «Прогресс — опыт — поиск» пришелся на долю школы пе редового опыта, возглавляемой главным зоотехником колхоза «Россия» И. В. Торгашбвой. Молодежи адресована пано рама массовых мероприятий «За наш советский образ жиз ни», состоящая из циклов: «Мы и планета», «Два мира — два образа жизни», «Прими эс тафету чести коммуниста», «За строкеи моральнбго кодекс а строителя коммунизма». Б каждом цикле — серии Лек ций й тематических вечеров. Особый цикл — о 30-леТии Победы «ад фашизмоьМ и воен но-патриотическом воспитании. «По-новому живем, по-ново му празднуем»— это цикл но вых обрядов и гражданских праздников: «Става труду», «Серп и молот», «Первый' раз» в первый класс», «Здравствуй, лето», «Русская березка», «Праздник урожая», «Я — гражданин Советского Союза», «Я — юный пионер», «Запиши те меня в комсомол», «За сча стье новобрачных», «На заслу женный отдых» и т. д. Затем идут не менее насы щенные циклы: научно-атеисти ческий и эстетический, меро приятия для детей, работа ки нолектория, концертная дея тельность, работа с книгой, методическая помощь клубам зоны и т. д. Все это подробно расписа но. На основе перспективного плана составляются месячные рабочие планы, где уже указа ны время и место проведения мероприятий, ответственные за проведшие. Сделанное изо дня в день отражается в «Дневни ке клубной работы». Кстати, все, что здесь было перечисле но из плана, выполнено. Планы, конечно, претворя ются в жизнь людьми. Теперь пришло время ответить На во прос: кто? Одному директору Дома культуры, будь ОН семи пйдей во лбу, это Не по плечу. Но в том й состоит Искусство руко водителя учреждения культу* ры, чтобы уметь собрать во круг себя актив, зажечь людей и правильно распределить их силы и возможности. В Доме культуры,.-прежде всего, есть дружный- и -высоко- квалифиццрованиый -коллектив штатных работников; Дирек тор, заслуженный работник культуры РСФСР Зинаида Ивановна Халяшша двадцать лет работает в Чернаве, с Тех самых пор, как окончила За донское культпросветучилище. Теперь это большой знаток и мастер клубного дела, с выс шим специальным образовани ем и с огромным практическим опытом. Художественный руко водитель Н. А. Меджорииа — из местных жителей, тоже учи лась в Задонске в областном куЛьтпросветучилище, ' хоро ший хореограф, накопила уже и серьезный опыт клубной ра боты. Между прочим, на ее примере видно, как важна в сельской местности подготовка кадров культработников имен но из числа местных жителей и какую роль может сыграть в этом деле клуб. За 20 лет работы 3. И. Халяпиной из с. Чернавы вышло 22 культра ботника, учившихся в област ном культпросбетучилшце. 10 окончили институты культуры. Все это •** бывшие активисты сельского Дома культуры, и для всех культработа — при зе айне. Третий штатный работник —заведующая автоклубом Е. Т. Шеменева, очень энергичный и деловой человек, имеющая большой практический опыт культработы, руководитель агитбригады, оДиН из режиссе ров драмкружка. Вот и весь Штат творческих работников До.М-а культуры, так как четвертый — режиссер киностудии В. Ф. Халяпин — стал «штатным» только в авгу сте, когда студии присвоили Старейшая участница худо жественной самодеятельности М. В. Драчева. звание народной и дали став ку. Зинаида Ивановна просила отметить также и старатель ность технического персонала^:, контролера М. В. Драчевой, технических работниц Н. М- Сиделыьиковой и О. А. Козья- ковой, шофера автоклуба Ана толия Кирюхина. Хороший контакт у работни ков Дома культуры с киноме хаником А. Г. Агаповым, чет верть века проработавшим на Чернявской киноустановке. Дружная творческая рабо та -— первое условие успеха, деятельности Дома культуры. Но самое важное опора на клубный актив. 200 участников, самодеятельности, активистов — это большая сила. Кто эти аКтйвиСты-общест вененмяк? Преподайатель математадаа Никольской средней школы М. Л.. Козьяков — бессменный руководитель драмкружка, лектор, пропагандист, конфе рансье, автор сатирических куп летов, первый помощник худо жественного руководителя. Учительница Никитской вось милетией школы М. Л. Сергеева — декан факультета литерату ры и искусства народного университета, участница само деятельности, отличный орга низатор новых праздников а гражданских обрядов. Заведующий отделом кадров отделения «Сельхозтехники» А, Д. Лукьяненко®, член со вета Дома культуры, орган»* затор массовых мероприятий--в помтйць' Кройзводству. Пенсионер А. И. Давыдов, член совета Дома культуры, Двадцать лет участвует в са модеятельности, обеспечивает контакт с правлением колхоза, «Сельхозтехникой», СМУ я другими организациями, без помощи которых клубному учреждению не обойтись. Назову еще слесаря «Сельхоз техники» Сергея Антонова, ра ботников сельсовета В. И, Колесникову и К. А. Лукьям- чикову, начальника колхозно го животноводческого комплек са Т. Г. Савенкова, комбайнера С. И. Барышева, врача О. С. Акулов а, учителя-пеисионерз Т. М. Шеменева, школьницу Люду Леонову. Большую по мощь оказывает Дому культу ры и добрым советом, н лич ным участием секретарь парт кома колхоза «Россия» А, Ф, Ходыкип. Тако® круг актива сельском* Дома культуры. Наступил завершающий этап смотра сельских Домов куль* туры. Приближаются районные и, областные смотры Всесоюз ного фестиваля самодеятельно го творчества Трудящихся,< предстоит много других неот ложных дел. Вся работа уч реждений культуры должна быть подчинена достойной встрече XXV съезда КПСС. Думается, пример Черна|Всхого сельского Дама культуры, его богатый опыт будут для клу бов нашей области полезны при решении этих задач. ■ДР" И. ОСТАНКОВ, спец. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz