Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
Сегодня —День у ч и т е л я ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО! ОБЩЕСТВА Т Р И золотых П Р А В И Л А О ч е р к — ...Я до тех пор не начну, пока не успокоитесь... Стуров, встать! Давай сюда дневник! Завтра — с матерью! Взбудораженный класс по степенно затихает. Но не на долго. Через минуту снова воз никают какие-то шорохи, смеш ки, несерьезность. И так почти каждый день. Учитель, между прочим, хоро шо знает и любит свой пред мет, как говорится, душу в него вкладывает. А вот с дисциплиной в классе не полу чается у него — хоть из шко ды беги! Товарищи советуют; — Сходи-ка к Марье Ива новне. Посиди" у нее на уро ках. Пригласи на свои. Помо жет... В другой раз в учительской опытная преподавательница растерянно разводит руками; — Ну, уж сегодня на уроке тема у меня ‘ была — самая важная « увлекательная. Всю ночь готовилась —сама увлек лась. А сони» — даже не взволновались! — Э-э-э, —улыбается колле га. — А вот Марья Ивановна и про червяка расскажет — заслушаешься! Я много раз бывал на уро ках Марии Ивановны Зайцевой — преподавательницы биоло гии и географии нашей школы. И убедился; все, что о ней го ворят вот в таком духе — правда. Даже хронический двоечник из числа так назы ваемых «трудных» на ее уро ках серьезно и усердно рас сказывает, например, про ске лет человека: — Это — стопа!.. Это —го лень!.. Это — бедро!.. Тихие восьмиклассницы при этом украдкой улыбаются; уж очень Витька торжественно произносит. Как стихи. А Мария Ивановна только нахваливает Витьку. Тот — еще больше старается. А начинается все это с поро га кабинета биологии и геогра фии, у которого ребята долго и серьезно трут подошвы боти. кок. Некоторые даже показы вают их Марии Ивановне: по смотрите, мол, какие они чи стенькие! Учительница, худенькая, чер ноглазая женщина, царственно кивает головой: можно вхо дить а кабинет. В уголках ее глаз, строгих-престрогих, вспы хивают смешинки. Ребята заходят в кабинет, раскладывают на партах учеб ники, тетради, линейки, каран даши — все в образцовом по рядке. Звонок. Все на месте. Ко мандир каждого ряда (ввела такую должность учительница в младших классах) строго ог лядывает своих собратьев и докладывает: , — Все готовы к занятиям! — Садитесь! О! Шумно сели. И особенно активно — Петр. Первому ряду пятерку по по ведению сегодня поставить не могу. Петька съеживается под сверлящими взглядами товари щей. — Второй ряд, — говорит учительница, — все хорошо приготовил к уроку и сел хо рошо. Ему сегодня «пять». — А третий ряд— Совсем молодцы. У «молодцов» — в глазах торжество: наконец-то отличи лись! И будут теперь сидеть весь урок не шелохнувшись. И это первое ее золотое пра вило: «Переступил порог каби нета — не теряй времени да ром, все приготовь заранее». Второе ее правило: «Каждый работай активно. Думай!» Вот как прошла первая часть ее урока — опрос по теме. «.Приливы и отливы. Цунами». Один ученик, вызванный к доске, получает задание: «Ты на научном судне. Путешест вуешь с Цейлона на Огненную Землю. Опиши жизнь океана, порты, куда будет заходить судно». Другой ученик, тоже у дос ки, письменно раскрывает смысл терминов. Сами терми ны заранее написаны на дос ке. Третий, у стола учителя, приготовился к устному отве ту. Четвертый (его официаль ный оппонент)—весь внимание. И остальные работают: опре деляют по шкале глубину Ки тайского моря, координаты Томска, Архангельска. В конце урока все тетради собираются для проверки. Мно гие ребята за работу в классе получают оценки. И весь класс заинтересован, он знает, что его труд будет именно оценен. На другом уроке Мария Ивановна ведет опрос по-ино му: одни на доске чертят схе мы, другие— составляют план по содержанию прочитанного до>ма учебника; третьи — тру дятся по карточкам; четвертые — конспектируют ответ това* рища; пятые — готовят воп росы, чтобы задать их отве чающему; шестые... Одним словом, все заняты! Некогда шушукаться. И объяснения учителя всег да разные — заранее не дога даешься, Одни уроки Мария Ивановна начинает с кино фильмов, другие — с описания картин, Третьи — живой при роды, четвертые с вопроса: «А знаешь ли ты?», пятые: «Рас скажу я вам сегодня очень ин тересное»... Перед началом кинофильма учительница обязательно гово рит: — Обратите внимание, ребя та, на следующее... И ребята внимательно по сматривают на экран — как бы не пропустить главного. А то ведь Мария Ивановна ска жет в конце урока: — Не выполнил ты, Павлик, наше третье золотое правило: «Оценка ставится только за прочные знания, полученные за весь урок». О четвертом правиле сама учительница не говорит. Она его не замечает. Как не заме чает здоровый человек стука своего сердца, дыхания. А ведь это ее четвертое правило самое главное, которое, как добрая почва, дает щедрые плоды. Эта строгая доброже лательность к детям, строгая к ним любовь. Совсем недавно, в середине сентября, я опять побывал на ее уроке. Один мальчик огор ченно смотрит в парту. Затих. —• Что с тобой, Боря? По чему не работаешь? — спраши. вает учительница. — Я тетрадь забыл! И руч к у - — О-о-! Как нехорошо, как нехорошо! Я тебе даю сегодня свои. А завтра — не забудь! Не забывай наши золотые пра вила, не подводи товарищей! И так — каждый день, на протяжении почти двадцати пяти лет работы в школе. Кажется, нет никаких секре тов в ее работе. Ведь любэй опытный учитель может ска зать: — Оргмомент? — Он нужен! — Разнообразие форм оп роса? — Надо применять! Да, все кажется просто. Но для достижения этой простоты Мария Ивановна Зайцева каждый день заглядывает в десяток своих папок, книг, учебников. Готовит карточки, газетные информации, выреза, ет из журналов цветные кар тинки. Кажется, не составляет и осо бого труда оформить кабинет: повесить портреты естествоис пытателей, аквариум заселить рыбками, поставить в углах снопы ржи, чучела птиц, а на видном месте — новые сним ки. Все — просто. Но почему же не все так делают? Потому, что простота эта — сложная. И нелегко дается. Поздно вечером за ней за ходит в школу кто-нибудь из ее сыновей, школьник или сту дент. И кто-нибудь понесет тя желый материнский портфель — он с годами легче не стано вится. То ли от маминых книг, то ли от того, что мама силь но устает. Но это они так думают, ее сыновья. Сама же мама спокойна, жизнерадостна. И всегда гото ва выступить на совещаниях коллег в районе, в институте усовершенствования учителей. Просто она выполняет еще одно свое неписаное золотое правило: «Иначе в школе нель зя! Дети!» А. ПОПОВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 43 г. Липецка. В Ы С О К О Е З В А Н И Е Заслуженный учитель школы РСФСР... Это почетное звание ежегодно присваивается луч шим из лучших учителям и работникам орга нов народного образования. Вот и в этом, за вершающем году пятилетки почетного звания удостоены десять пррсвещенцев. Среди них учительница Кузнецкой началь ной школы Лебедянского района О. П. Фи латова. Более двадцати лет она отдала детям. Свой богатый опыт передает молодым учи телям, учащимся педагогического училища. Они часто бывают на уроках Ольги Петровны. Коммунист О. П. Филатова выполняет боль шую общественную работу, оказывает по мощь родителям в воспитании детей. Много лет трудится в Жигулевской началь ной школе Добринского района М. С. Куче- ва. Теперь она уже учит детей своих первых учеников. Родители всегда спокойны, когда дети в школе. Они знают, что Мария Сергеев, на все сделает, чтобы им было хорошо, что бы они успешно учились. В ее классах нет второгодников, и большинство учится на «хо рошо» и «отлично». Добрая слава идет об учительнице русско го языка и литературы Ю. Я. Трусовой из Чаплыгинской средней школы № 1, учитель нице математики М. И. Ивановой из Березов ской средней школы Данковского района. Много прилагают усилий для укрепления учеб но-материальной базы и оснащения учебного процесса директор Замартыновской сред ней школы Добровского района С. С. Пуши- лин, директор Усманской средней школы № 1 К. М. Родионова. В школах и других учебных заведениях от лично трудятся свиные двухсот заслуженных учителей. Имена многих известны далеко за пределами области. Это зачинатели липецкого передового опыта рациональной организации учебного процесса Г. И. Горская, М. Д. Ко- черина, В. Н. Провоторова, заведующая Тер- бурским районо В. В. Писклова, директор Лебедянского педучилища Е. В. Шумова. Око ло десяти лет руководит Петровской сред ней школой Добринского района В. А. Буз маков. За эти годы школу не узнать. Значи тельно окрепла ее материальная база, соз дано и оборудовано 17 учебных кабинетов. Примеров отличной работы заслужен ных учителей немало. Они есть в каждом го роде, районе. Всех их объединяет одно: лю. бовь к детям, к своему труду. В. СЕМЕНОВ. РОЖДЕНО ПОИСКОМ 30 лет на высоком посту ' Тридцать лет преподает ребятам физику Виктор Анд реевич Ермаков. Ветеран В'еликой Отечественной войны, прошедший с боями тысячи километров, принимавший * участие в освобождении от фашизма народов Румы- < нии, Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии, имеет \ немало правительственных наград. В настоящее время Виктор Андреевич — директор ' Липецкой средней школы № 51, заслуженный учитель ! РСФСР, депутат Советского районного Совета. По сто пам отца пошла и его дочь Галина. Она преподает школьникам английский язык. Фото Ю. Ардашева. ПИСЕМ СТРОИК ТЕПЛЫЕ Уважаемая редакция! Нам хочется рассказать о своей любимой учительнице математики Таисии Ивановне Окороковой. Многие считают, что матема тика — предмет сухой, скуч ный. Это совсем не так. Таи сия Ивановна помогла нам полюбить по-настоящему эту точную и строгую науку чи сел. На ее уроках всегда ин тересно. Встречаемся мы с Таисией Ивановной не только на уро ках. Она часто проводит с нами многие часы после заня тий. О чем только мы не бе седуем — о любимых книгах, кинофильмах, поэтах и писате лях, об известных ученых в тех или иных отраслях знаний, В этот праздничный для всех учителей день мы от всего сердца поздравляем нашу Таи сию Ивановну, желаем ей здоровья, успехов во «сем. Оля СТЮФЛЯЕВА, Галя ФЕДОРОВА, Оля ПЕТРОВА. Липецк, средняя школа № 40, 8 класс «А». * * * Всем классом они уходили на фронт. А чуть позднее ше стнадцатилетний Володя Се- востьянов уже был танкистом. .„Немцы прорвали оборону. Разбиты наши танки. И толь ко одна , «тридцатьчетверка» упорно идет вперед. Враги не знали, что ведет ее семнадца тилетний паренек — десяти классник из маленького город ка Задонока. И когда, охва ченный пламенем, танк уткнул ся в землю, молоденький тан кист, собрав последние силы, покинул машину. ...Мы, его ученики, узнали об этом уже потом, после школы. И снова вспоминали 8 «ЛЭТИ», З А Г Л Я Н У Т Ь В З А В Т Р А — Я помню чудное мгнове нье... Голос учительницы—негром кий, емкий, чарующий. Луч солнца тянулся в окно класса, касался русых кос, уложенных короной. Девчонки видели в своей учительнице Анну Керн. Их сердца тянулись к поэзии. Звенел звонок. Ребята не охотно расставались с уроком литературы. Тоненькая, черно глазая восьмиклассница Майя Окутина говорила подружкам: — Я решила... Только в пе дагогический и на литфак! Девочка верила, что не из менит мечте. Но судьба распо рядилась иначе. Ушла из шко лы любимая учительница лите ратуры. Ее заменил статич ный, скучный человек. Объяс нял все по учебнику, голос его звучал бесстрастно, не волно вал, и оттого сказанное не оставалось в памяти и совсем не трогало сердце. Зато какими яркими, похо жими на маленькое чудо, стали в девятом классе уроки химии. Ее также вела новая учитель ница. Более трех миллионов веществ, открытых в природе и созданных человеком! Ве ществ капризных, словно дети, коварных, мудрых. Майя чув ствовала, как теперь день за днем, с каждым новым уроком химии, наполненным чудесными превращениями, меркла лите ратура. В десятом классе химия зав ладела душой девочки оконча тельно. Но и желание стать учителем не оставляло ее. Эта окрепшая мечта и привела ее »а биолого-химический факуль тет пединститута. Она закон чила его с отличием. Работала сначала в Ельце, затем, переехав в Липецк, пришла в свою родную девят надцатую школу, уже в каче стве педагога. Как-то в откровенном разго воре М. С. Окутина призналась, что для нее нет ничего дороже доверчиво открытой ой на встречу ребячьей души. Ска зать, что она умеет «дружить» с ребятами — мало, как мало сказать о скульпторе, ваятеле, что он дружит с глиной. Учи тель — ваятель, создающий из сырого материала самое вели чественное творение планеты - личность человека! ...Едва прозвенел звонок, воз ле двери с табличкой «Хими ческий кабинет» стали соби раться ребята. Завязалась оживленная беседа. Тогда, на блюдая, как открыто, довери тельно ребята беседуют с учи тельницей, я подумала о том, что это отношения не строгого, поучающего наставника и подо печных, а просто хороших друзей. Это были ребята из де вятого класса, в котором М. С. Окутина — классный руководи тель. Так оно в сущности и было. Дружба, заполненная инте ресными делами, связывает учителя и ребят. Комсорг класса Игорь Зайка рассказал о том, как мальчишки и девчон ки провели лето: — Работали на строитель стве жилого дома. Четыреста рублей заработали. На эти деньги портреты ученых зака зали — в наш химический, купим магнитофон. Работали девятиклассники и на уборке яблок в одном из совхозов. И не было среди них таких, кто трудился бы пло хо. Рядом была М. С. Окутина. С ней и работа спорилась, и шутка, и песня. Есть в девятом так назы ваемая «Летопись класса». Это большой альбом с фото графиями ребят, с их коммен тариями. Сколько было инте ресных походов на заводы, где не в пробирках, а в натуре на_ блюдали ребята сложные хими ческие превращения. И в такие минуты их сердца с благодар ностью открывались навстречу учителю. Удивительное учительское удовлетворение удается испы тывать не всем, работающим в школе а имеющим профессию учителя. Окутиной предлагали перспективные должности хи мика на заводе, в лаборатории. Ее не соблазнило даже самое лестное предложение. Изменить школе, своим ребятам она про сто не может. Это ее жизнь, ее судьба. В кабинете химии есть таб лица Менделеева, механизи рованная и электрифицирован ная. Такой нет ни в одной школе города Липецка. Многие бы хотели получить хотя бы схему таблицы, разобраться в принципе ее устройства. А ведь ее сделали сами ребята. Они заканчивали школу, уходили, но им было далеко не безраз лично, какую оставить память о себе. М. С Окутина работает в школе четырнадцать лет. У нее был не один выпуск. Ей пишут письма из Курска, Москвы, Во ронежа, Уссурийска, Риги, Ка- лининграда, Новоросейиска... География адресатов обширна. Можно сказать, они есть в любом уголке нашей страны. Ей шлют солдатский привет из Ташкента, сообщают о победах на стрельбах, рассказывают о первом дожде, о ярких цветах Самарканда. Ей желают здо ровья, радости в творческом труде... Труд учителя может и дол жен быть творческим. ... Идет классный час. Учи тельница химии говорит с ре бятами... о Чехове. Странно, ка кое отношение имеет Антон Павлович к химическим фор мулам? Имеет, и самое непо средственное, когда познается одна из сложнейших формул— формула человеческого сча стья. Тот, кто любит с детства Чехова, не сможет в зрелдсти сделать подлость. Учительница говорит четко, убедительно. Вопросы идеоло гии, политические события, что происходят в стране в канув XXV съезда партии, — все это становится зримым и осяза тельным для каждого. Идет разговор и о социали стических. личных обязательст вах ребят, которые в классе Окутиной имеет каждый. — Человек без цели, — го ворит она, — пустое место. Учиться необходимо целена правленно, а не просто отбы вать уроки. Это хорошо, что вы все записались на факультати вы. Больше читайте помимо учебников. Привыкайте учиться самостоятельно... Закончился классный час. Ребята разошлись по домам. А М. С. Окутина еще долго была в школе. В этот день состоя лось заседание партийного бю ро, членом которого она была. Кроме больших учительских забот и тревог, у нее много об щественных поручений. Окути на третий год — председатель местного комитета, руководи тель секции химиков своего района. Хотя в 19-й средней школе целая плеяда педагогов, чье призвание испытано опытом многих лет, Окутина на виду. Но сама она считает, что не пременно ей следует учиться педагогической мудрости и у директора школы Елены Ми хайловны Коваленко, которая больше тридцати лет в школе, и у учителя математики Ана стасии Георгиевны Хохловой. Настоящую школу человечно сти, умение принимать близко К$сердцу чьи-то радости и го рести, любить Родину препода ет ребятам на своих уроках литературы вот уже около тридцати лет Александра Анд реевна Степаненко. ... Сколько их, славных учи телей наших, утверждают в юных сердцах чувство хозяев родной земли. Вот уже и уче ница Окутиной, Ольга Клими- хина стала Ольгой Сергеевной и ведет в той же, 19-й школе уроки химии. И для нее тоже, главное — школа, ребята. Л. ТАКТАЕВА. уроки истории и нашего учи теля Владимира Александро вича Севоетьяпова. Вот тогда- то и поняли по-новому смысл слов, которые ой так часто повторял нам, уЧеЙИкам „ За донской средней ‘гйколы №■ 1: «Помните о Родине». Он имел право па эти слбва.„ М. ГОНЧАРОВА; * * * Когда мне бывает очень грустно или трудно, то почему, то всегда вспоминается тихая небольшая квартира, сплошь уставленная книгами, и добрые лучистые глаза моей любимой учительницы Марии Дмитриев ны Кочерииой. Давно окончена средняя школа № 4 города Липецка, по мы, бывшие выпускники, по-прежнему желанные гости в ее скромном гостеприимном доме. Нас здесь всегда любят и ждут, встречают, как родных. Кропотливо собирает сведения о своих питомцах Мария Дмит риевна, хранит, как сокро вище, наши письма. А нам трудно, очень трудно подобрать слова благодарно сти. Ведь мы перед ней в неоплатном долгу. Единствен ное, что мы можем сделать для дорогого нам человека — это жить достойно, чтобы не вспыхнули при упоминании о нас горькие искры в добрых, лучистых глазах. И. ЗЕНЬКОВИЧ. В тот день липецкое техни ческое училище № 20 встреча ло гостей — представителей системы профтехобразования дружественной Болгарии, спе циалистов металлургической промышленности. И так полу чилось, что вместо запланиро ванного получаса гости пробы, ли в училище около двух часов. Они восхищенно ходили по ка бинетам и залам, подолгу сто яли у различных схем. Кто-то из гостей, делясь впечатления ми, произнес слова: «Техниче ская революция». Что ж, в этой шутке была своя доля правды. Училище поражало гостей прежде всего своим техническим оснащени ем. Прекрасно оборудованные кабинеты — с ^киноэкранами, телеввзорами, магнитофонами, проектирующей аппаратурой различных марок, пультами управления на столах препо давателей. _ Идет занятие по спецтех- нолопии электромонтажных работ у преподавателя М. И. Пастухова по теме «Асинхрон ные электродвигатели». В кабинете — кинопроектор «Украина», два диапроектора кадроироектор «Протон», мапнитофон, эпидиа скоп, кодоскоп, два экрана дневного кино. Почти все из имеющегося технического обо рудования было использовано преподавателем во время уро ка. С устройством двигателя учащиеся познакомились, ис пользовав имеющееся в каби нете промышленное оборудова ние. Изучению принципов ра боты, типов и характеристик двигателей помогли учебные фильмы, озвученные магнито фонными записями. А в конце урока преподаватель проверил качество усвоения материала способом машинного контроля. Гости побывали в мастер ских, где созданы условия для любого труда. А затем посыпа лись вопросы — по методике комплексного использования технических средств обучения, о влиянии их на повышение ка чества знаний учащихся. Удов летворенные ответами хозяев, попросили чертежи, схемы оборудования. В книге почет ных посетителей училища го сти оставили теплые отзывы. ...В этой книге уже немало записей. Специалисты, педаго ги, учителя труда ГДР и Ира на, Сирии и Чехословакии, Вьетнама и Алжира и других стран дали высокую оценку увиденному здесь. Высокую оценку получила работа техни ческого училища и в нашей стране: оно — дипломант и бронзовый призер ВДНХ. ' Все эти успехи, конечно, не пришли сами собой. Они—ре зультат многолетней и плодот ворной работы всего коллек тива училища, руководимого опытным педагогом Виталием Григорьевичем Хоролом. Мно го энергии, сил и настойчиво сти отдал руководитель, чтобы сделать училище образцовым, по праву сказать — лучшим в области. В системе профтехобразова ния Виталий Григорьевич тру дится около двадцати лет. Уча стник Великой Отечественной, войны, сражавшийся на Кур ской дуге, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, после демобилизации он стал слеса рем Липецкого тракторного завода. Поскольку квалифика ция у него была высокая, то поручили ему обучать в цехе молодежь. И не заметил, как сам увлекся этой работой. Ко гда ему предложили стать ма стером в техническом училище № 3, он не колебался. Уже че рез два года инициативный н знающий дело мастер стал за местителем, а затем и директо ром городского технического училища № 5. А также—сту дентом Липецкого пединститу та. Почти десять лет возглавляет В. Г. Хорол техническое учи лище № 20. За эти годы учили ще подготовило более четырех тысяч молодых рабочих спе- циализиров анных монтажных предприятий. Десять лет назад училище было иным. Укрепление учебно- материальной базой, техниче ское оснащение его—стало главной заботой нового руково дителя. Это стало и основной задачей всего педагогического коллектива, его общественных организаций. Многим помогли училищу шефы, коллектив пер вого монтажного управления треста «Металлургпрокатмон- таж». Но многое сделали и са ми. В каждом ученическом кол лективе были созданы инициа тивные творческие группы, ра ботающие под руководством преподавателей и мастеров. Приобщение учащихся к твор ческой самостоятельной ра боте уже в стенах училища стало правилом. Постепенно складывалась и четкая система использования технических средств в учебном процессе. Стали анализиропать, как сказывается она на успе ваемости, повышении качества знаний учащихся. Результаты радовали. Если в 1971 году по производственному обучению успевали на «хорошо» и «от лично» 84,5 процента учащихся, то в 1974 году—уже 89,5 про цента. Почти в три раза воз росло за это время число вы пускников, получивших уже в училище повышенный разряд. Опыт технического училища №. 20 по созданию и использо ванию учебно-материальной базы сейчас применяют другие училища области. А хозяева его не только открывают секреты, но и сами охотно помогают коллегам, многое сделали для оборудования кабинетов проф техучилища № 8 села Октябрь ское Усманского района. Да, если в училище появля ются гости, то можно сразу сказать — за опытом. Опытом совершенствования форм вне классной работы. Здесь создано и активно действуют 14 клубов по интересам, молодежные • лектории. Клубом военно-пат риотического воспитания ве дется интересная поисковая работа по сбору материала о земляках - липчанах, участни ках Великой Отечественной войны. Везде: в спорте, в техничен ежом творчестве, в художест венной самодеятельности, в социалистическом соревнова нии за звание «Училище высо кой культуры» — ТУ № 20 в числе призеров. Заслуга руководителя и в том, что в училище сформиро вался за эти годы хороший коллектив инженерно-техниче ских кадров, который стал ре зервом руководящих работни ков в системе профтехобразо вания. Бывшие педагоги учили ща В. И. Черников, Н. В. Кур дюков — ныне директора учи лищ, М. И. Шульгин. А. П. Дворцевой, Ю. С. Тимохин— заместители директоров. Свою нелегкую, беспокойную деятельность руководителя учебного заведения Виталий Григорьевич совмещает с большой общественной работой депутата Липецкого город ского Совета депутатов трудя щихся, председателя постоян ной депутатской комиссии по народному образованию. Многолетний и творческий труд коммуниста-руководите- ля отмечен правительственны ми наградами. В. Г. Хоролу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель проф техобразования РСФСР». Сейчас, когда идет подготов ка к достойной встрече XXV съозда партии, техническое училище № 20 вновь в числе лидеров. Оно выступило одним из инициаторов социалистиче ского соревнования учебных заведений области. Т. ХОЛКИНА, инспектор облуправления профтехобразования. ПЕДАГОГИКА ДЛЯ В З Р О С Л Ы Х дети-, Когда маме некогда.* — ~ Л _____ Зу?.*.. Рис И. Степанова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz