Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Сегодня —День у ч и т е л я ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО! ОБЩЕСТВА Т Р И золотых П Р А В И Л А О ч е р к — ...Я до тех пор не начну, пока не успокоитесь... Стуров, встать! Давай сюда дневник! Завтра — с матерью! Взбудораженный класс по­ степенно затихает. Но не на­ долго. Через минуту снова воз­ никают какие-то шорохи, смеш­ ки, несерьезность. И так почти каждый день. Учитель, между прочим, хоро­ шо знает и любит свой пред­ мет, как говорится, душу в него вкладывает. А вот с дисциплиной в классе не полу­ чается у него — хоть из шко­ ды беги! Товарищи советуют; — Сходи-ка к Марье Ива­ новне. Посиди" у нее на уро­ ках. Пригласи на свои. Помо­ жет... В другой раз в учительской опытная преподавательница растерянно разводит руками; — Ну, уж сегодня на уроке тема у меня ‘ была — самая важная « увлекательная. Всю ночь готовилась —сама увлек­ лась. А сони» — даже не взволновались! — Э-э-э, —улыбается колле­ га. — А вот Марья Ивановна и про червяка расскажет — заслушаешься! Я много раз бывал на уро­ ках Марии Ивановны Зайцевой — преподавательницы биоло­ гии и географии нашей школы. И убедился; все, что о ней го­ ворят вот в таком духе — правда. Даже хронический двоечник из числа так назы­ ваемых «трудных» на ее уро­ ках серьезно и усердно рас­ сказывает, например, про ске­ лет человека: — Это — стопа!.. Это —го­ лень!.. Это — бедро!.. Тихие восьмиклассницы при этом украдкой улыбаются; уж очень Витька торжественно произносит. Как стихи. А Мария Ивановна только нахваливает Витьку. Тот — еще больше старается. А начинается все это с поро­ га кабинета биологии и геогра­ фии, у которого ребята долго и серьезно трут подошвы боти. кок. Некоторые даже показы­ вают их Марии Ивановне: по­ смотрите, мол, какие они чи­ стенькие! Учительница, худенькая, чер­ ноглазая женщина, царственно кивает головой: можно вхо­ дить а кабинет. В уголках ее глаз, строгих-престрогих, вспы­ хивают смешинки. Ребята заходят в кабинет, раскладывают на партах учеб­ ники, тетради, линейки, каран­ даши — все в образцовом по­ рядке. Звонок. Все на месте. Ко­ мандир каждого ряда (ввела такую должность учительница в младших классах) строго ог­ лядывает своих собратьев и докладывает: , — Все готовы к занятиям! — Садитесь! О! Шумно сели. И особенно активно — Петр. Первому ряду пятерку по по­ ведению сегодня поставить не могу. Петька съеживается под сверлящими взглядами товари­ щей. — Второй ряд, — говорит учительница, — все хорошо приготовил к уроку и сел хо­ рошо. Ему сегодня «пять». — А третий ряд— Совсем молодцы. У «молодцов» — в глазах торжество: наконец-то отличи­ лись! И будут теперь сидеть весь урок не шелохнувшись. И это первое ее золотое пра­ вило: «Переступил порог каби­ нета — не теряй времени да­ ром, все приготовь заранее». Второе ее правило: «Каждый работай активно. Думай!» Вот как прошла первая часть ее урока — опрос по теме. «.Приливы и отливы. Цунами». Один ученик, вызванный к доске, получает задание: «Ты на научном судне. Путешест­ вуешь с Цейлона на Огненную Землю. Опиши жизнь океана, порты, куда будет заходить судно». Другой ученик, тоже у дос­ ки, письменно раскрывает смысл терминов. Сами терми­ ны заранее написаны на дос­ ке. Третий, у стола учителя, приготовился к устному отве­ ту. Четвертый (его официаль­ ный оппонент)—весь внимание. И остальные работают: опре­ деляют по шкале глубину Ки­ тайского моря, координаты Томска, Архангельска. В конце урока все тетради собираются для проверки. Мно­ гие ребята за работу в классе получают оценки. И весь класс заинтересован, он знает, что его труд будет именно оценен. На другом уроке Мария Ивановна ведет опрос по-ино­ му: одни на доске чертят схе­ мы, другие— составляют план по содержанию прочитанного до>ма учебника; третьи — тру­ дятся по карточкам; четвертые — конспектируют ответ това* рища; пятые — готовят воп­ росы, чтобы задать их отве­ чающему; шестые... Одним словом, все заняты! Некогда шушукаться. И объяснения учителя всег­ да разные — заранее не дога­ даешься, Одни уроки Мария Ивановна начинает с кино­ фильмов, другие — с описания картин, Третьи — живой при­ роды, четвертые с вопроса: «А знаешь ли ты?», пятые: «Рас­ скажу я вам сегодня очень ин­ тересное»... Перед началом кинофильма учительница обязательно гово­ рит: — Обратите внимание, ребя­ та, на следующее... И ребята внимательно по­ сматривают на экран — как бы не пропустить главного. А то ведь Мария Ивановна ска­ жет в конце урока: — Не выполнил ты, Павлик, наше третье золотое правило: «Оценка ставится только за прочные знания, полученные за весь урок». О четвертом правиле сама учительница не говорит. Она его не замечает. Как не заме­ чает здоровый человек стука своего сердца, дыхания. А ведь это ее четвертое правило самое главное, которое, как добрая почва, дает щедрые плоды. Эта строгая доброже­ лательность к детям, строгая к ним любовь. Совсем недавно, в середине сентября, я опять побывал на ее уроке. Один мальчик огор­ ченно смотрит в парту. Затих. —• Что с тобой, Боря? По­ чему не работаешь? — спраши. вает учительница. — Я тетрадь забыл! И руч­ к у - — О-о-! Как нехорошо, как нехорошо! Я тебе даю сегодня свои. А завтра — не забудь! Не забывай наши золотые пра­ вила, не подводи товарищей! И так — каждый день, на протяжении почти двадцати пяти лет работы в школе. Кажется, нет никаких секре­ тов в ее работе. Ведь любэй опытный учитель может ска­ зать: — Оргмомент? — Он нужен! — Разнообразие форм оп­ роса? — Надо применять! Да, все кажется просто. Но для достижения этой простоты Мария Ивановна Зайцева каждый день заглядывает в десяток своих папок, книг, учебников. Готовит карточки, газетные информации, выреза, ет из журналов цветные кар­ тинки. Кажется, не составляет и осо­ бого труда оформить кабинет: повесить портреты естествоис­ пытателей, аквариум заселить рыбками, поставить в углах снопы ржи, чучела птиц, а на видном месте — новые сним­ ки. Все — просто. Но почему же не все так делают? Потому, что простота эта — сложная. И нелегко дается. Поздно вечером за ней за­ ходит в школу кто-нибудь из ее сыновей, школьник или сту­ дент. И кто-нибудь понесет тя­ желый материнский портфель — он с годами легче не стано­ вится. То ли от маминых книг, то ли от того, что мама силь­ но устает. Но это они так думают, ее сыновья. Сама же мама спокойна, жизнерадостна. И всегда гото­ ва выступить на совещаниях коллег в районе, в институте усовершенствования учителей. Просто она выполняет еще одно свое неписаное золотое правило: «Иначе в школе нель­ зя! Дети!» А. ПОПОВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 43 г. Липецка. В Ы С О К О Е З В А Н И Е Заслуженный учитель школы РСФСР... Это почетное звание ежегодно присваивается луч­ шим из лучших учителям и работникам орга­ нов народного образования. Вот и в этом, за­ вершающем году пятилетки почетного звания удостоены десять пррсвещенцев. Среди них учительница Кузнецкой началь­ ной школы Лебедянского района О. П. Фи­ латова. Более двадцати лет она отдала детям. Свой богатый опыт передает молодым учи­ телям, учащимся педагогического училища. Они часто бывают на уроках Ольги Петровны. Коммунист О. П. Филатова выполняет боль­ шую общественную работу, оказывает по­ мощь родителям в воспитании детей. Много лет трудится в Жигулевской началь­ ной школе Добринского района М. С. Куче- ва. Теперь она уже учит детей своих первых учеников. Родители всегда спокойны, когда дети в школе. Они знают, что Мария Сергеев, на все сделает, чтобы им было хорошо, что­ бы они успешно учились. В ее классах нет второгодников, и большинство учится на «хо­ рошо» и «отлично». Добрая слава идет об учительнице русско­ го языка и литературы Ю. Я. Трусовой из Чаплыгинской средней школы № 1, учитель­ нице математики М. И. Ивановой из Березов­ ской средней школы Данковского района. Много прилагают усилий для укрепления учеб­ но-материальной базы и оснащения учебного процесса директор Замартыновской сред­ ней школы Добровского района С. С. Пуши- лин, директор Усманской средней школы № 1 К. М. Родионова. В школах и других учебных заведениях от­ лично трудятся свиные двухсот заслуженных учителей. Имена многих известны далеко за пределами области. Это зачинатели липецкого передового опыта рациональной организации учебного процесса Г. И. Горская, М. Д. Ко- черина, В. Н. Провоторова, заведующая Тер- бурским районо В. В. Писклова, директор Лебедянского педучилища Е. В. Шумова. Око­ ло десяти лет руководит Петровской сред­ ней школой Добринского района В. А. Буз­ маков. За эти годы школу не узнать. Значи­ тельно окрепла ее материальная база, соз­ дано и оборудовано 17 учебных кабинетов. Примеров отличной работы заслужен­ ных учителей немало. Они есть в каждом го­ роде, районе. Всех их объединяет одно: лю. бовь к детям, к своему труду. В. СЕМЕНОВ. РОЖДЕНО ПОИСКОМ 30 лет на высоком посту ' Тридцать лет преподает ребятам физику Виктор Анд­ реевич Ермаков. Ветеран В'еликой Отечественной войны, прошедший с боями тысячи километров, принимавший * участие в освобождении от фашизма народов Румы- < нии, Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии, имеет \ немало правительственных наград. В настоящее время Виктор Андреевич — директор ' Липецкой средней школы № 51, заслуженный учитель ! РСФСР, депутат Советского районного Совета. По сто­ пам отца пошла и его дочь Галина. Она преподает школьникам английский язык. Фото Ю. Ардашева. ПИСЕМ СТРОИК ТЕПЛЫЕ Уважаемая редакция! Нам хочется рассказать о своей любимой учительнице математики Таисии Ивановне Окороковой. Многие считают, что матема­ тика — предмет сухой, скуч­ ный. Это совсем не так. Таи­ сия Ивановна помогла нам полюбить по-настоящему эту точную и строгую науку чи­ сел. На ее уроках всегда ин­ тересно. Встречаемся мы с Таисией Ивановной не только на уро­ ках. Она часто проводит с нами многие часы после заня­ тий. О чем только мы не бе­ седуем — о любимых книгах, кинофильмах, поэтах и писате­ лях, об известных ученых в тех или иных отраслях знаний, В этот праздничный для всех учителей день мы от всего сердца поздравляем нашу Таи­ сию Ивановну, желаем ей здоровья, успехов во «сем. Оля СТЮФЛЯЕВА, Галя ФЕДОРОВА, Оля ПЕТРОВА. Липецк, средняя школа № 40, 8 класс «А». * * * Всем классом они уходили на фронт. А чуть позднее ше­ стнадцатилетний Володя Се- востьянов уже был танкистом. .„Немцы прорвали оборону. Разбиты наши танки. И толь­ ко одна , «тридцатьчетверка» упорно идет вперед. Враги не знали, что ведет ее семнадца­ тилетний паренек — десяти­ классник из маленького город­ ка Задонока. И когда, охва­ ченный пламенем, танк уткнул­ ся в землю, молоденький тан­ кист, собрав последние силы, покинул машину. ...Мы, его ученики, узнали об этом уже потом, после школы. И снова вспоминали 8 «ЛЭТИ», З А Г Л Я Н У Т Ь В З А В Т Р А — Я помню чудное мгнове­ нье... Голос учительницы—негром­ кий, емкий, чарующий. Луч солнца тянулся в окно класса, касался русых кос, уложенных короной. Девчонки видели в своей учительнице Анну Керн. Их сердца тянулись к поэзии. Звенел звонок. Ребята не­ охотно расставались с уроком литературы. Тоненькая, черно­ глазая восьмиклассница Майя Окутина говорила подружкам: — Я решила... Только в пе­ дагогический и на литфак! Девочка верила, что не из­ менит мечте. Но судьба распо­ рядилась иначе. Ушла из шко­ лы любимая учительница лите­ ратуры. Ее заменил статич­ ный, скучный человек. Объяс­ нял все по учебнику, голос его звучал бесстрастно, не волно­ вал, и оттого сказанное не оставалось в памяти и совсем не трогало сердце. Зато какими яркими, похо­ жими на маленькое чудо, стали в девятом классе уроки химии. Ее также вела новая учитель­ ница. Более трех миллионов веществ, открытых в природе и созданных человеком! Ве­ ществ капризных, словно дети, коварных, мудрых. Майя чув­ ствовала, как теперь день за днем, с каждым новым уроком химии, наполненным чудесными превращениями, меркла лите­ ратура. В десятом классе химия зав­ ладела душой девочки оконча­ тельно. Но и желание стать учителем не оставляло ее. Эта окрепшая мечта и привела ее »а биолого-химический факуль­ тет пединститута. Она закон­ чила его с отличием. Работала сначала в Ельце, затем, переехав в Липецк, пришла в свою родную девят­ надцатую школу, уже в каче­ стве педагога. Как-то в откровенном разго­ воре М. С. Окутина призналась, что для нее нет ничего дороже доверчиво открытой ой на­ встречу ребячьей души. Ска­ зать, что она умеет «дружить» с ребятами — мало, как мало сказать о скульпторе, ваятеле, что он дружит с глиной. Учи­ тель — ваятель, создающий из сырого материала самое вели­ чественное творение планеты - личность человека! ...Едва прозвенел звонок, воз­ ле двери с табличкой «Хими­ ческий кабинет» стали соби­ раться ребята. Завязалась оживленная беседа. Тогда, на­ блюдая, как открыто, довери­ тельно ребята беседуют с учи­ тельницей, я подумала о том, что это отношения не строгого, поучающего наставника и подо­ печных, а просто хороших друзей. Это были ребята из де­ вятого класса, в котором М. С. Окутина — классный руководи­ тель. Так оно в сущности и было. Дружба, заполненная инте­ ресными делами, связывает учителя и ребят. Комсорг класса Игорь Зайка рассказал о том, как мальчишки и девчон­ ки провели лето: — Работали на строитель­ стве жилого дома. Четыреста рублей заработали. На эти деньги портреты ученых зака­ зали — в наш химический, купим магнитофон. Работали девятиклассники и на уборке яблок в одном из совхозов. И не было среди них таких, кто трудился бы пло­ хо. Рядом была М. С. Окутина. С ней и работа спорилась, и шутка, и песня. Есть в девятом так назы­ ваемая «Летопись класса». Это большой альбом с фото­ графиями ребят, с их коммен­ тариями. Сколько было инте­ ресных походов на заводы, где не в пробирках, а в натуре на_ блюдали ребята сложные хими­ ческие превращения. И в такие минуты их сердца с благодар­ ностью открывались навстречу учителю. Удивительное учительское удовлетворение удается испы­ тывать не всем, работающим в школе а имеющим профессию учителя. Окутиной предлагали перспективные должности хи­ мика на заводе, в лаборатории. Ее не соблазнило даже самое лестное предложение. Изменить школе, своим ребятам она про­ сто не может. Это ее жизнь, ее судьба. В кабинете химии есть таб­ лица Менделеева, механизи­ рованная и электрифицирован­ ная. Такой нет ни в одной школе города Липецка. Многие бы хотели получить хотя бы схему таблицы, разобраться в принципе ее устройства. А ведь ее сделали сами ребята. Они заканчивали школу, уходили, но им было далеко не безраз­ лично, какую оставить память о себе. М. С Окутина работает в школе четырнадцать лет. У нее был не один выпуск. Ей пишут письма из Курска, Москвы, Во­ ронежа, Уссурийска, Риги, Ка- лининграда, Новоросейиска... География адресатов обширна. Можно сказать, они есть в любом уголке нашей страны. Ей шлют солдатский привет из Ташкента, сообщают о победах на стрельбах, рассказывают о первом дожде, о ярких цветах Самарканда. Ей желают здо­ ровья, радости в творческом труде... Труд учителя может и дол­ жен быть творческим. ... Идет классный час. Учи­ тельница химии говорит с ре­ бятами... о Чехове. Странно, ка­ кое отношение имеет Антон Павлович к химическим фор­ мулам? Имеет, и самое непо­ средственное, когда познается одна из сложнейших формул— формула человеческого сча­ стья. Тот, кто любит с детства Чехова, не сможет в зрелдсти сделать подлость. Учительница говорит четко, убедительно. Вопросы идеоло­ гии, политические события, что происходят в стране в канув XXV съезда партии, — все это становится зримым и осяза­ тельным для каждого. Идет разговор и о социали­ стических. личных обязательст­ вах ребят, которые в классе Окутиной имеет каждый. — Человек без цели, — го­ ворит она, — пустое место. Учиться необходимо целена­ правленно, а не просто отбы­ вать уроки. Это хорошо, что вы все записались на факультати­ вы. Больше читайте помимо учебников. Привыкайте учиться самостоятельно... Закончился классный час. Ребята разошлись по домам. А М. С. Окутина еще долго была в школе. В этот день состоя­ лось заседание партийного бю­ ро, членом которого она была. Кроме больших учительских забот и тревог, у нее много об­ щественных поручений. Окути­ на третий год — председатель местного комитета, руководи­ тель секции химиков своего района. Хотя в 19-й средней школе целая плеяда педагогов, чье призвание испытано опытом многих лет, Окутина на виду. Но сама она считает, что не­ пременно ей следует учиться педагогической мудрости и у директора школы Елены Ми­ хайловны Коваленко, которая больше тридцати лет в школе, и у учителя математики Ана­ стасии Георгиевны Хохловой. Настоящую школу человечно­ сти, умение принимать близко К$сердцу чьи-то радости и го­ рести, любить Родину препода­ ет ребятам на своих уроках литературы вот уже около тридцати лет Александра Анд­ реевна Степаненко. ... Сколько их, славных учи­ телей наших, утверждают в юных сердцах чувство хозяев родной земли. Вот уже и уче­ ница Окутиной, Ольга Клими- хина стала Ольгой Сергеевной и ведет в той же, 19-й школе уроки химии. И для нее тоже, главное — школа, ребята. Л. ТАКТАЕВА. уроки истории и нашего учи­ теля Владимира Александро­ вича Севоетьяпова. Вот тогда- то и поняли по-новому смысл слов, которые ой так часто повторял нам, уЧеЙИкам „ За ­ донской средней ‘гйколы №■ 1: «Помните о Родине». Он имел право па эти слбва.„ М. ГОНЧАРОВА; * * * Когда мне бывает очень грустно или трудно, то почему, то всегда вспоминается тихая небольшая квартира, сплошь уставленная книгами, и добрые лучистые глаза моей любимой учительницы Марии Дмитриев­ ны Кочерииой. Давно окончена средняя школа № 4 города Липецка, по мы, бывшие выпускники, по-прежнему желанные гости в ее скромном гостеприимном доме. Нас здесь всегда любят и ждут, встречают, как родных. Кропотливо собирает сведения о своих питомцах Мария Дмит­ риевна, хранит, как сокро­ вище, наши письма. А нам трудно, очень трудно подобрать слова благодарно­ сти. Ведь мы перед ней в неоплатном долгу. Единствен­ ное, что мы можем сделать для дорогого нам человека — это жить достойно, чтобы не вспыхнули при упоминании о нас горькие искры в добрых, лучистых глазах. И. ЗЕНЬКОВИЧ. В тот день липецкое техни­ ческое училище № 20 встреча­ ло гостей — представителей системы профтехобразования дружественной Болгарии, спе­ циалистов металлургической промышленности. И так полу­ чилось, что вместо запланиро­ ванного получаса гости пробы, ли в училище около двух часов. Они восхищенно ходили по ка­ бинетам и залам, подолгу сто­ яли у различных схем. Кто-то из гостей, делясь впечатления­ ми, произнес слова: «Техниче­ ская революция». Что ж, в этой шутке была своя доля правды. Училище поражало гостей прежде всего своим техническим оснащени­ ем. Прекрасно оборудованные кабинеты — с ^киноэкранами, телеввзорами, магнитофонами, проектирующей аппаратурой различных марок, пультами управления на столах препо­ давателей. _ Идет занятие по спецтех- нолопии электромонтажных работ у преподавателя М. И. Пастухова по теме «Асинхрон­ ные электродвигатели». В кабинете — кинопроектор «Украина», два диапроектора кадроироектор «Протон», мапнитофон, эпидиа­ скоп, кодоскоп, два экрана дневного кино. Почти все из имеющегося технического обо­ рудования было использовано преподавателем во время уро­ ка. С устройством двигателя учащиеся познакомились, ис­ пользовав имеющееся в каби­ нете промышленное оборудова­ ние. Изучению принципов ра­ боты, типов и характеристик двигателей помогли учебные фильмы, озвученные магнито­ фонными записями. А в конце урока преподаватель проверил качество усвоения материала способом машинного контроля. Гости побывали в мастер­ ских, где созданы условия для любого труда. А затем посыпа­ лись вопросы — по методике комплексного использования технических средств обучения, о влиянии их на повышение ка­ чества знаний учащихся. Удов­ летворенные ответами хозяев, попросили чертежи, схемы оборудования. В книге почет­ ных посетителей училища го­ сти оставили теплые отзывы. ...В этой книге уже немало записей. Специалисты, педаго­ ги, учителя труда ГДР и Ира­ на, Сирии и Чехословакии, Вьетнама и Алжира и других стран дали высокую оценку увиденному здесь. Высокую оценку получила работа техни­ ческого училища и в нашей стране: оно — дипломант и бронзовый призер ВДНХ. ' Все эти успехи, конечно, не пришли сами собой. Они—ре­ зультат многолетней и плодот­ ворной работы всего коллек­ тива училища, руководимого опытным педагогом Виталием Григорьевичем Хоролом. Мно­ го энергии, сил и настойчиво­ сти отдал руководитель, чтобы сделать училище образцовым, по праву сказать — лучшим в области. В системе профтехобразова­ ния Виталий Григорьевич тру­ дится около двадцати лет. Уча­ стник Великой Отечественной, войны, сражавшийся на Кур­ ской дуге, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, после демобилизации он стал слеса­ рем Липецкого тракторного завода. Поскольку квалифика­ ция у него была высокая, то поручили ему обучать в цехе молодежь. И не заметил, как сам увлекся этой работой. Ко­ гда ему предложили стать ма­ стером в техническом училище № 3, он не колебался. Уже че­ рез два года инициативный н знающий дело мастер стал за­ местителем, а затем и директо­ ром городского технического училища № 5. А также—сту­ дентом Липецкого пединститу­ та. Почти десять лет возглавляет В. Г. Хорол техническое учи­ лище № 20. За эти годы учили­ ще подготовило более четырех тысяч молодых рабочих спе- циализиров анных монтажных предприятий. Десять лет назад училище было иным. Укрепление учебно- материальной базой, техниче­ ское оснащение его—стало главной заботой нового руково­ дителя. Это стало и основной задачей всего педагогического коллектива, его общественных организаций. Многим помогли училищу шефы, коллектив пер­ вого монтажного управления треста «Металлургпрокатмон- таж». Но многое сделали и са­ ми. В каждом ученическом кол­ лективе были созданы инициа­ тивные творческие группы, ра­ ботающие под руководством преподавателей и мастеров. Приобщение учащихся к твор­ ческой самостоятельной ра­ боте уже в стенах училища стало правилом. Постепенно складывалась и четкая система использования технических средств в учебном процессе. Стали анализиропать, как сказывается она на успе­ ваемости, повышении качества знаний учащихся. Результаты радовали. Если в 1971 году по производственному обучению успевали на «хорошо» и «от­ лично» 84,5 процента учащихся, то в 1974 году—уже 89,5 про­ цента. Почти в три раза воз­ росло за это время число вы­ пускников, получивших уже в училище повышенный разряд. Опыт технического училища №. 20 по созданию и использо­ ванию учебно-материальной базы сейчас применяют другие училища области. А хозяева его не только открывают секреты, но и сами охотно помогают коллегам, многое сделали для оборудования кабинетов проф­ техучилища № 8 села Октябрь­ ское Усманского района. Да, если в училище появля­ ются гости, то можно сразу сказать — за опытом. Опытом совершенствования форм вне­ классной работы. Здесь создано и активно действуют 14 клубов по интересам, молодежные • лектории. Клубом военно-пат­ риотического воспитания ве­ дется интересная поисковая работа по сбору материала о земляках - липчанах, участни­ ках Великой Отечественной войны. Везде: в спорте, в техничен ежом творчестве, в художест­ венной самодеятельности, в социалистическом соревнова­ нии за звание «Училище высо­ кой культуры» — ТУ № 20 в числе призеров. Заслуга руководителя и в том, что в училище сформиро­ вался за эти годы хороший коллектив инженерно-техниче­ ских кадров, который стал ре­ зервом руководящих работни­ ков в системе профтехобразо­ вания. Бывшие педагоги учили­ ща В. И. Черников, Н. В. Кур­ дюков — ныне директора учи­ лищ, М. И. Шульгин. А. П. Дворцевой, Ю. С. Тимохин— заместители директоров. Свою нелегкую, беспокойную деятельность руководителя учебного заведения Виталий Григорьевич совмещает с большой общественной работой депутата Липецкого город­ ского Совета депутатов трудя­ щихся, председателя постоян­ ной депутатской комиссии по народному образованию. Многолетний и творческий труд коммуниста-руководите- ля отмечен правительственны­ ми наградами. В. Г. Хоролу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель проф­ техобразования РСФСР». Сейчас, когда идет подготов­ ка к достойной встрече XXV съозда партии, техническое училище № 20 вновь в числе лидеров. Оно выступило одним из инициаторов социалистиче­ ского соревнования учебных заведений области. Т. ХОЛКИНА, инспектор облуправления профтехобразования. ПЕДАГОГИКА ДЛЯ В З Р О С Л Ы Х дети-, Когда маме некогда.* — ~ Л _____ Зу?.*.. Рис И. Степанова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz