Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

ЗАВТРА—В ШКОЛУ! ВОСЬМОЙ средней шко­ ле г. Липецка идут по­ следние приготовления к новому учебному году. И для ребят, и для учителей он будет новым вдвойне. Все классы пол­ ностью переоборудованы. Те­ перь они называются солид­ но—кабинеты: химии, физики, биологии, географии, искусств, лингафонный. Все лето в школе стоял шум. Здесь трудились и ше­ П Е Р Е Д П Е Р В Ы М ЗВОНКОМ фы — с авторемонтного за­ вода «Сельхозтехники», из 'липецкого специализирован­ ного монтажно-наладочного управления треста «Центр- спецавтоматика», и педагоги, и, конечно, сами школьники. Сейчас они деловито объ­ ясняют интересующимся, что и как. Лингафонный кабинет. Через неделю тут начнутся занятия по иностранным язы­ кам. На кафедре учителя ап­ паратура: магнитофон, систе­ ма, с помощью которой педа­ гог сможет общаться с каждым учеником отдельно, не мешая другим. У всех ре­ бят будут микрофоны и на­ ушники. Напротив дверь-. в лето. Дверь в кабинет биологии. Одна стена сверху донизу увита комнатными растения­ ми. Рядом маленький зооло­ гический музей: чучела птиц, бабочек. А в углу старше­ классники возятся с новень­ ким фильмоскопом. Осваива­ ют. Завтра школа зашумит ре­ бячьими голосами, запестрит цветами, белыми фартуками и рубашками. До свидания, лето. Здравст­ вуй, новый учебный год! Н. СКОЧЕДУБОВА. ВЫ П О Л н я я ПАРТИИ НАКАЗ М О Л О Д Ц Ы , ; Р Е Б Я Т А ! Летние каникулы были по­ рой физической закалки для кузовских и сйнявских стар­ шеклассников. В страдные дни они оказывали помощь совхо­ зу «ГрязиНский». Виктор Глу­ хов был помощником у пере­ дового комбайнера В. И. Крав­ ченко, Александр Панов во­ дил «степной корабль» со своим отцом. Четвертый сезон уже Сережа Ковалев —• тоже был добрым помощни­ ком отцу на жатве хлебов. Многие ребята хотят быт^ механизаторами. Целые дни они проводили в поле, окреп­ ли, загорели. А Юрий Волов, Николай Коршунов, Сергей Благдатских, Виктор Сысоев, Николай Комолых и другие отвозили зерно от комбайнов. На разных работах в поле и на току трудилось более 30 школьников. Директор совхоза Василий Митрофанович Зубарев и глав­ ной агроном Юрий Василье­ вич Худяков говорят; Молод­ цы, ребята! г. Грязи. к. соколов. Наступающий 1975—76 учеб­ ный год войдет в историю со­ ветской школы как год плано­ вого перехода ко всеобщему среднему образованию моло­ дежи. Чем же встречают его педагоги нашей области? В результате напряженной работы большинства педагоги­ ческих коллективов школ не­ сколько улучшились общие по­ казатели в учебной работе. Успеваемость повысилась и со­ ставила 99,2 процента. Про­ цент школьников, обучающих­ ся на «хорошо» и «отлично», увеличился с 35,7 до 37,2. У 8723 учителей нет второгодни­ ков. Успешно выполнены социа­ листические обязательства по строительству школьных зда­ ний, интернатов при школах, квартир для учителей. Возросло количество школ, перешедших на работу по ка­ бинетной системе. Дальнейшее развитие во многих районах получили школы с обучением старшеклассников работе на тракторах и других сельско­ хозяйственных машинах. В прошедшем учебном году из числа выпускников 10-х клас­ сов подготовлено 311 шофе­ ров, 1300 трактористов. Со­ вершенствуется работа учени­ ческих произволе т в е н н ы х бригад, в которых работают 38 тыс. учащихся. С удовлетворением отмечая улучшение большинства пока­ зателей но народному образо­ ванию, мы должны настойчи­ во трудиться и над устране­ нием имеющихся недостатков. Осуществление всеобщего среднего образования требует, прежде всего, качественной подготовки каждого учащего­ ся за курс восьмилетней шко­ лы. Низкий уровень качества знаний, а иногда и воспитан­ ности, серьезно мешает еще многим восьмиклассникам про­ должать образование в сред­ ней школе, техникуме или в средних профессионально-тех­ нических училищах. Если к этому добавить такие беды школы, как второгодничество, отсев, случаи правонарушений, то станет ясно, что борьба за качество обучения и воспита­ ния школьников остается глав­ ной задачей каждого педаго­ гического коллектива. На ее решение должны быть направ­ лены усилия руководителей школ, учителей, органов на­ родного образования. В прошедшем учебном году уровень знаний, умения и на­ выков учащихся изучался в процессе инспекторских прове­ рок н проведения контрольных работ по текстам облоно я Министерства просвещен и я РСФСР. Анализ свидетельст­ вует, что педагогические кол­ лективы школ области доби­ лись определенных успехов в повышении уровня учебной ра­ боты. Вместе с тем, результаты показали ряд существенных недостатков в математической подготовке и уровне грамотно­ сти школьников. У ряда учи­ телей оказались слабо изучен­ ными те разделы программы, усвоение которых крайне важ­ но для предупреждения наи­ более распространенных орфо­ графических и пунктационных ошибок. Учителя истории в общест­ воведения не всегда опирают-, ся на знания учащимися ис­ торических фактов. Нередко преподавание курса общество­ ведения осуществляется не только в отрыве от содержа­ ния курсов истории, но и от окружающей действительно­ сти. Наряду с положительным, много еще недостатков и в преподавании химии, биоло­ гии, географии, начальной во­ енной подготовки, трудового обучения и других предметов. Обеспечение высокого научно- теоретического уровня препо­ давания, последовательная ра­ бота над созданием у учащих­ ся сплава знаний, убеждений и поступков — главная зада­ ча школы и каждого учителя. Школьники не только должны быть вооружены знаниями о закономерностях природы и общества, . но и умением пользоваться ими при оценке событий и явлений, с которы­ ми они встречаются в жизни. Этому надо учить, обращая их внимание на грандиозные успехи нашей страны в обла­ сти экономики, культуры, по­ вышения материального благо­ состояния трудящихся, станов­ ление новых отношений меж­ ду членами общества, достиг­ нутые нашим народом под ру­ ководством Коммунистической партии. Осуществление всеобщ е г о среднего образования молоде­ жи ^ вызывает закономерную необходимость повы ш е н и я уровня^ знаний учителя, его деловой квалификации и мо­ рально-политических качеств. Этому во многом будет спо­ собствовать систематическая массовая аттестация, которой ежегодно должно охватывать­ ся 20—25 процентов учителей. На основе глубокого педаго­ гического анализа работы учи­ теля можно выработать обос­ нованную программу его само­ образовательной работы, на­ метить реальные пути по осу­ ществлению руководства и кон­ троля за учебно-воспитатель­ ным процессом, правильно оп­ ределять содержание методи­ ческой работы. Искусством педагогического анализа должен овладеть каж­ дый руководитель Школы, Эта работа должна постоянно на­ ходиться в поле зрения орга­ но® народного образования. Переход ко всеобщему сред­ нему образованию и его осу­ ществление во многом будет зависеть от деятельности ра­ ботников просвещения, про­ фессионально-технических учи­ лищ и средних специальных учебных заведений. В каждом районе и городе все восьми­ классники, не поступившие в 9-й класс, 3-х годичное ГПТУ или техникум, должны быть приняты в школы работающей молодежи. Окружить внима­ нием и заботой эту часть вы­ пускников, создать им необхо­ димые условия для продолже­ ния образования в одно-двух- годичных училищах, в школах работающей молодежи — не­ отложная задача в иовом учебном году. Всеобщее среднее образова­ ние молодежи, безусловно, по­ требует не только постоянного повышения уровня обучения и воспитания, но н непрерывно­ го совершенствования стиля работы просвещенцев. В этом направлении проделана опре­ деленная работа. Целеустрем­ ленно н результативно трудят­ ся педагогические коллективы школ Добринского, Тербунско- го, Чаплыгинского, Долгору­ ковского и Уоманского райо­ нов, Правобережного района г Липецка. В то же время в работе отдельных рай(гор)он© и педагогических коллективов тревожит то, что решение многих неотложных вопросов затягивается на годы. К та­ ким вопросам относятся под­ держание надлежащего сани­ тарно-гигиенического режима в школах, благоустройство школьной усадьбы, оборудова­ ние комплексной спортивной площадки, оборудование каби­ нетов, организация работы ученической производственной бригады, подвоз и горячее пи­ тание и другие. Для успешной работы школа требует полно­ ценного и комплексного реше­ ния всех стоящих перед ней задач и проблем, еще больше­ го внимания со стороны шеф­ ствующих предприятий, орга­ низаций, колхозов и совхозов, | всей общественности. В наступающем учебном го- в ду должно быть сделано мак­ симум возможного по созда­ нию оптимальных условий для успешной работы каждого пе­ дагогического коллектива • каждого учителя. Итоги года показывают, что многие педагогические коллек­ тивы школ ответственно под­ ходят к выполнению Закона о восьмилетием всеобуче, ведут настойчивую, кропотливую ра­ боту по сохранению контин­ гентов учащихся. К сожале­ нию, такая работа проводится не везде. В прошедшем учеб­ ном году убыль учащихся из 1—8 классов увеличилась в Грязинском, Добровском, Де­ беляноком, Л ев-Толстовском районах, в городах Грязи и Данков, а из 9—10 классов — в Данконском, Липецком, Доб­ ровском, Лебедянском, Крас­ нянском районах и Данкове. Плохо сохранили контингент учащихся в школах рабочей молодежи в Данкове, Ель­ це, Липецке, Грязи, Все эти факты говорят о серьезных упущениях в рабо­ те органов народного образо­ вания и педагогических кол­ лективов школ, о невниматель­ ном отношении к судьбе мно­ гих учащихся со стороны учи­ телей. Исключить отсев учащихся из жизни школ, повысить от­ ветственность руководителей, учителей за судьбу каждого ученика —г один из главных вопросов, который должен быть решен в ближайшее вре­ мя. Народное образование в но­ вом учебном году отчитывает­ ся за выполнение Директив XXIV съезда нашей партии. И нет сомнения в том, что учительство области, выполняя партийный наказ, выраженный в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, неуклонно повышая ка­ чество обучения и коммуни­ стического воспитания подра­ стающего поколения,, добьется новых успехов в деле осуще­ ствления всеобщего среднего образования молодежи, достой­ но встретит XXV съезд КПСС, Д, ШАТАЛОВ, заведующий облоно. С ОВЕЩАНИЕ по безопас­ ности и сотрудничеству в Европе открыло новую эру в межгосударственных отношениях. Заключительный акт, подписанный руководите­ лями 35 стран, прогрессивные силы во всем мире справедли­ во рассматривают как истори­ ческий документ, призванный действовать на благо народов не только европейского конти­ нента, но и за его пределами. Проблема обеспечения мира и укрепления безопасности в Европе, где разгорелись пожа­ ры двух мировых войн, явля­ ется жизненно важной для де­ ла всеобщего мира и спокойст­ вия, ока актуальна для всего человечества. Монгольской об­ щественности хорошо известно, что эта проблема была поднята Советским Союзом, что соот­ ветствующие советские предло­ жения относительно созыва представительного совещания всех европейских государств энергично и горячо поддержа­ ли братские социалистические 'страны Европы. Общеевропей­ ское совещание, работа кото­ рого заняла более двух лет, преодолело па своем пути не­ мало объективных и искусст­ венных препятствий и успешно завершилось достижением до­ говоренностей по широкому кругу сложных и актуальных вопросов. Одним из решающих факто­ ров плодотворного исхода об­ щеевропейского совещания' по­ служила согласованная и целе­ устремленная политика Совет­ ского Союза и других стран социалистического содружест­ ва. Ленинская внешняя поли­ тика братских стран Восточной Европы была и остается фун-, даментом европейского мира в П р о г р а м м а м и р а в д е й с т в и и ТОРЖЕСТВО ЛЕНИНСКОЙ П О Л И Т И К И МИРА послевоенный период. В этой связи следует напомнить, что принципиальная борьба за мир на этом континенте берет крета о мире. свое начало от ленинского Заключительный акт, обна­ родованный в Хельсинки, со­ держит принципы всеобщего характера, которые имеют си­ лу не только для европейского континента, но и для других ре­ гионов мира, в конечном счете для всей планеты. Этот доку­ мент показывает миру пример благотворности совместных усилий стран Европы, преодо­ левших в интересах всеобщего мира многие преграды на пу­ ти достижения конструктивных результатов. Совещание в Хельсинки продемонстрировало историческую закономерность мирного сосуществования стран с различным социально-полити" ческим строем. Монгольская Народная Рес­ публика, первая страна социа­ лизма в Азии, последовательно поддерживает любую шшциа” тиву в деле упрочения всеоб­ щего мира. Она в рядах тех, кто с самого начала отозвался на конструктивные предложе­ ния Советского Союза н дру­ гих социалистических стран о созыве общеевропейского сове­ щания. Монгольский народ приветствовал встречу в Хель­ синки и принятые там доку­ менты как вдохновляющий пример для развертывания борьбы за создание системы коллективной безопасности в Азии. Перед азиатскими государ­ ствами встает теперь неотлож­ ная задача сделать вывод из встречи на высшем уровне в Хельсинки, объединить волю и направить энергию на установ­ ление действенной системы бе­ зопасности на нашем конти­ ненте. МНР является одшщ из инициаторов воплощения в жизнь идеи коллективной бе­ зопасности в Азии. Политику и практические шаги нашего народного государства в этом направлении хорошо знают во всем мире. Все неблаговидные действия со стороны против­ ников азиатской разрядки каждый раз получают от МНР решительный отпор. Пекинские^лидеры потерпели серьезный провал в своих по­ пытках торпедировать разряд­ ку напряженности в Европе. Судя по всему, они из этого не извлекли для себя должно­ го урока. Маоисты продолжа­ ют оспаривать первенство^ сре­ ди противников европейской разрядки, они окончательно скатились в лагерь апологе­ тов «холодной войны». В то же время в соседних с Китаем странах, в част­ ности, во Вьетнаме. Индии, Японии, Индонезии, Шрн Ланке, итоги исторического форума в Хельсинки рассмат­ риваются как объективный фактор, делающий все более привлекательной идею коллек­ тивной безопасности в Азин. МНР приветствует такой под­ ход и, исходя из своей прин­ ципиальной позиции в этом жизненно важном вопросе, ре­ шительно осуждает попытки тех или иных сил ставить пре­ пятствия на пути создания сис­ темы коллективной безопасно­ сти. Монгольская общественность, верит, что эра безопасности и сотрудничества наступит и * Азии. Ц. МУНХБАТАР, монгольский публицист. (АПН), Улан-Батор. СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ & СОФИЯ. Около миллиона человек отдохнули с начала нынешнего летнего туристиче­ ского сезона на всемирно из­ вестных курортах Черномор­ ского побережья Болгарии «Дружба», «Золотые пески», «Албена». Д ЛОНДОН. Сильный взрыв бомбы раздался поздно вечером в самом цент­ ре Лондона, около Оксфорд- стрит — главной торговой ма­ гистрали столицы. Семь чело­ век ранено, ряду зданий нане­ сен серьезный ущерб. Весь центральный район города оце­ плен полицией. Печать высказывает мнение, что взрыв бомбы — дело рук североирландских экстреми­ стов, выражаете^ опасение, что в различных городах Англии может начаться волна взры­ вов. А АККРА. К метрической системе мер переходит с I сен­ тября Республика Гана. В этой связи правительство решило провести с 31 августа по 6 сен­ тября неделю ознакомления населения с новой системой мер. Лк БРЮССЕЛЬ. Более чем | па 10 процентов сократился экспорт Бельгии за первые пять месяцев по сравнению с анало­ гичным периодом прошлого года. Это связано прежде все­ го с экономическим спадом как в самой Бельгии, так и в За­ падной Европе в целом. А НЬЮ-ЙОРК. Разрастает­ ся забастовка американских горняков Аппалачского^, уголь­ ного бассейна. В знак солидар­ ности с братьями по классу в трудовой конфликт вступают все новые отряды шахтеров. Число бастующих уже превы­ сило 60 тысяч. Они добиваются включения в новый коллектив­ ный договор пункта о праве на стачку. ; ‘ ( (ТАСС). Щ ЕДРОСТЬ Н ЕСКОЛЬКО лет назад мне довелось побывать в Талицкой школе. Еще тогда почувствовал на уроках хороший методический почерк и чью-то умелую руку, на­ правляющую учителей. Чья именно эта рука, мне стало яс­ но после посещения уроков завуча школы Марии Михай­ ловны Пищулиной. Вот как характеризует ее уроки инспектор Добринского районо М. Ф. Рожнова сего, дня: — Мария Михайловна увлече­ на своим предметом. Нет уче­ ника, который бы ушел с ее урока, не поняв объяснения. А это потому,что в преподавании она всегда убедительна, дока­ зательна. Сторонница диффе­ ренцированного обучения. Ее уроки имеют большое воспита­ тельное значение, эмоциональ­ ны, предельно уплотнены, на­ сыщены самостоятельными ра­ ботами. Люди выбирают профессию либо по призванию, либо по стечению обстоятельств. Мария Михайловна по стечению об­ стоятельств чуть было не стала медиком. После окончания Ка- веринской семилетки Добрин­ ского района по настоянию ма­ тери поступила учиться в Ус- майское медицинское училище и отлично его окончила. А фельдшером проработала все­ го неделю. Потянуло в школу Может быть, потому, что учи­ лась в Каверинской семилетке у педагогов высокой культу­ ры, широкой эрудиции—В. П. Птицыной я А, К. Окороковой. Как бы там ни было, побе­ дило призвание. По призванию Мария Михайловна стала пе­ дагогом. Сначала вела на­ чальные классы в Ровенской и Каверинской семилетках, од­ новременно в трудные военные и послевоенные годы училась в Воронежском учительском, а потом педагогическом инсти. тутах. В Талицкой средней школе работает с 1944 года —• более тридцати лет. Преподает русский язык и литературу. Вот, пожалуй, и вся биогра­ фия М. М. Пищулиной. Следу­ ет также добавить, что за ус­ пехи в обучении и воспитании детей она награждена нагруд­ ными значками «Отличник на­ родного просвещения РСФСР», и «Отличник просвещения СССР». На протяжении последних семи лет в классах, где препо­ дает М. М. Пищулина, нет второгодников. И это по рус-' скому языку и литературе! Это объясняется прежде все­ го тем, что Мария Михайлов­ на проводит большую профи, лактическую работу по пре­ дупреждению неуспеваемости. Она много занимается с ребя­ тами этимологией слов, обога. щением их словарного запа­ са, правильным построением предложений. Все это называ­ ется на языке учителей-словес. ников словарной работой с учащимися. (В этом деле очень важна система. Учащиеся Марин Михайлов­ ны пишут сочинения самого различного характера: миниа­ тюры, по картинам, по личным впечатлениям', но наблюдени. ям, рассуждения ^«Что такое подвиг», «Что значит любить Родину», «Нужно ли готовить себя к подвигу»), описания природы, на литературные темы. При этом учительница предлагает ребятам такие темы, по которым заставляет их высказать свое личное от­ ношение к литературному ге­ рою, произведению, событию, делать сравнения, рассуждать. Одновременно учащимся при­ вивается умение составить план, выделить главное, логи­ чески последовательно изло­ жить свои мысли. Т АКАЯ кропотливая ра­ бота над сочинениями приносит свои плоды. Каждый раз, когда Мария Михайловна выпускает 10 класс, 4—5 ученикам присуж­ даются золотые медали. На уроках Мария Михай­ ловна широко применяет тех­ нические средства, умело ис­ пользует дифференцированное обучение. Не забывая о хоро­ ших учениках, она слабых все время держат в поле зрения. Домашние задания также строго дифференцирует. При этом широко применяет кар­ точки. Я видел у нее тетрадь учета ошибок учащихся. На каждого ученика отведены од­ на-две страницы. Стоит взгля­ нуть в них и становится яс­ но, какие правила грамматики и синтаксиса тот или иной школьник усвоил слабо, над чем ему надо работать. Эта тетрадь помогает учителю вы­ брать домашнее задание для того или другого ученика, дать, если надо, дополнитель­ ную работу. В Талицкой средней школе 34 учителя. У каждого (конеч­ но, по мере надобности) М. М. Пищулина посещает за учеб­ ный год от 10—15 до 30—40 уроков. В рабочем плане зав­ уча, который Мария Михай­ ловна составляет на неделю, предусматривается, у какого учителя, в каком классе и с какой целью посетить уроки, А цели эти самые разнообраз­ ные. Кроме обычного контроля, она, например, ставит цель изучить, как учитель работает с хорошими и слабыми учени­ ками, как осуществляется вос­ питание ребят в процессе обу­ чения. Регулярно посещает завуч и тщательно потом ана­ лизирует внеурочные занятия, факультативы. Прочно вошло в ее практику и посещение ре­ бят на дому, особенно слабых в учении. В школе хорошо поставлена методическая работа. В этом тоже заслуга Марии Михай­ ловны как завуча. Взаимопо- сещение уроков, постоянно действующие семинары по пе­ дагогике, методические опера­ тивки, педагогические чтения, читательские конференции —. все это прочно вошло в по­ вседневную жизнь учителей Талицкой школы. Несмотря на большую заня­ тость в школе, Мария Михай­ ловна руководит межшколь­ ным методическим объедине­ нием учителей русского языка и литературы, делится опытом своей работы, выступает с тео­ ретическими докладами. Впро­ чем, М. М. Пищулина—желая, ный докладчик и на занятиях районного методического объ­ единения словесников, я яа се­ минарах руководителей школ района. Прижились в Талицкой шко­ ле так называемые малые пе­ дагогические советы в клас­ сах и методический совет шко­ лы. Малые педсоветы, как правило, проводятся классны­ ми руководителями, но пре обязательном участий дирек­ тора или завуча школы. Оля рассматривают вопросы, каса­ ющиеся состояния учебно-вос­ питательной работы в данном классе. Методический совет школы является совещательным орга­ ном. Члены его направляют работу межшкольных метод- объединений, готовят внутри- школьные чтения и мето­ дические конференции, разра­ батывают программу семина­ ров по педагогике и методике воспитания, помогают завучу обобщать передовой педагоги­ ческий опыт и т. д. А когда над селом опускает­ ся осенний или зимний вечер, Мария Михайловна спешит в Дом культуры — выступить перед колхозниками с лекцией на общественно-политические гемы, Слушают ее всегда с интересом. А ПОТОМ в ее квартире еще долго светится огонек. М. М. Пищу­ лина, склонившись, сидит за книгами, чтобы утром прийти в школу с обновленными зна­ ниями и отдать детям тепло сердца и щедрость своей ду. ши. П. КАШМЕНСКИИ. Село Талнцкий Чамлык, Добринского района. ^ ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЙ К А Л Е Й Д О С К О П ПРЕЦЕДЕНТ Приводим без комментариев недавнее решение высшего административного суда ФРГ, опубликованное в западногер­ манской печати как прецедент: родственники лиц немецкого и иностранного происхожде­ ния, казненных в годы войны на территории третьих стран за шпионаж в пользу гитле­ ровской Германии, имеют от­ ныне в ФРГ право на получе­ ние такой же пенсии, какая выплачивается родственникам погибших на фронте служа­ щих. По чьему иску было вы­ несено это «великодушное» решение, суд сообщить отка­ зался — дело разбиралось в закрытом порядке, ■' НА ВСЕХ НЕ УГОДИШЬ Оживление вызвало опубли­ кованное на днях письмо группы депутатов Мюнхенско­ го муниципалитета руководст­ ву западногерманского те­ левидения. Отцы города про­ тестовали против того, что действие большинства попу­ лярных теледетективов разы­ грывается в Мюнхене. «Наш город,— писали обиженные депутаты,— приобрел в ФРГ и в соседних странах репута­ цию этакого баварского Чика­ го. На самом же деле пре­ ступность у нас не выше, чем в Гамбурге, Франкфурте или Кельне...» Тогда телевидение обещало перенести действие некоторых детективных серий из баварской столицы в дру­ гие города или, чтобы никого не обидеть, в некий вообра­ жаемый город Н. Однако, как стало известно, несогласие с таким решением выразил от­ дел рекламы автоконцерна «БМВ» в Мюнхене. Дело в том, что баварские телевизи­ онные детективы, равно как и гангстеры в телефильмах, пользовались преимуществен­ но скоростными машинами мюнхенской марки. А это пре­ восходное средство рекламы. ЧТО ДОЗВОЛЕНО юпитеру . . : Незадолго до парламент­ ских каникул мне довелось наблюдать в бундестаге за­ бавную сценку. Какой-то мо­ лодой человек, по вйду сту­ дент, сидевший на галерее для посетителей, углубился в чтение газеты. Служитель в ливрее, заметивший это, веж­ ливо, но твердо предложил юноше сложить газету. Тот по­ виновался, однако, сказал, что больше половины депутатов в зале заседаний тоже читают. Эпизод имел любопытное продолжение: пресс-отдел бундестага указал, что депу­ таты, читающие в ходе засе­ даний газеты и журналы, хотя и нарушают установленные правила, но заслуживают сни­ схождения, особенно в дни длительных дебатов. Посети­ телям же на парламентской галерее чтение газет строго воспрещается. Н. ПОРТУГАЛОВ, соб. корр. АПН. «ВИНОВАТА ПРОГНИВШАЯ] С И С Т Е М А » НЬЮ-ЙОРК, 30 августа. (ТАСС). Губернатор штата Огайо Дж. Роудс, бывший пре­ зидент Кентского университета Р. Уайт, 27 солдат и офицеров национальной гвардии штата могут ни о чем не тревожить­ ся: им не грозит уголовная или финансовая ответственность за расстрел демонстрации на тер­ ритории университета 4 мая 1970 года, во время которой были убиты четыре студента и еще 9 человек ранены. Таково решение присяжных на закончившемся в Кливленде процессе, где разбирался граж­ данский иск родителей постра­ давших против официальных лиц штата Огайо и Кентского университета, которые распоря­ дились стрелять в студентов, выражавших свое возмущение, агрессией США в Камбодже!. Через несколько месяцев пос­ ле трагедии специальная ко­ миссия, назначенная президен­ том, назвала расстрел «неоп­ равданным, не вызванным не­ обходимостью, непроститель­ ным». Однако виновные в пре­ ступлении наказаны не были. Американская Фемида оправ­ дала их. ПО ЗАКАЗУ СССР БЕЛГРАД! «Сухуми» — так! называется новый танкер гру-1 зоподъемностью 24 тыс. тонн,'! спущенный на воду на верфи [ «Сплит» в одноименном югос-„ лавском городе. Одновременно! со спуском на воду «Сухуми» | заложен второй подобный тан­ кер — «Кутаиси». Оба судна{ строятся по заказу СССР. (ТАСС). I Несмотря на каникулы, многим японским студентам не до отдыха. Стоимость обучения растет такими темпами, что далеко не все из них смогут продолжить свои занятия. В этом году плата за обучение в частных | учебных заведениях, которые составляют 70% всех учебных заведений страны, повышается на 45%. Японское студенчесгво ведет борьбу против роста стоимости образования, за увеличение ассигнований на просвещение. На снимке: студенты Токийского электро­ технического колледжа проводят сбор подпи-, сей под требованием «увеличить государствен-, ные субсидии пастным учебным заведениям».; \ . (Фотохроника *ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz