Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
ЗАВТРА—В ШКОЛУ! ВОСЬМОЙ средней шко ле г. Липецка идут по следние приготовления к новому учебному году. И для ребят, и для учителей он будет новым вдвойне. Все классы пол ностью переоборудованы. Те перь они называются солид но—кабинеты: химии, физики, биологии, географии, искусств, лингафонный. Все лето в школе стоял шум. Здесь трудились и ше П Е Р Е Д П Е Р В Ы М ЗВОНКОМ фы — с авторемонтного за вода «Сельхозтехники», из 'липецкого специализирован ного монтажно-наладочного управления треста «Центр- спецавтоматика», и педагоги, и, конечно, сами школьники. Сейчас они деловито объ ясняют интересующимся, что и как. Лингафонный кабинет. Через неделю тут начнутся занятия по иностранным язы кам. На кафедре учителя ап паратура: магнитофон, систе ма, с помощью которой педа гог сможет общаться с каждым учеником отдельно, не мешая другим. У всех ре бят будут микрофоны и на ушники. Напротив дверь-. в лето. Дверь в кабинет биологии. Одна стена сверху донизу увита комнатными растения ми. Рядом маленький зооло гический музей: чучела птиц, бабочек. А в углу старше классники возятся с новень ким фильмоскопом. Осваива ют. Завтра школа зашумит ре бячьими голосами, запестрит цветами, белыми фартуками и рубашками. До свидания, лето. Здравст вуй, новый учебный год! Н. СКОЧЕДУБОВА. ВЫ П О Л н я я ПАРТИИ НАКАЗ М О Л О Д Ц Ы , ; Р Е Б Я Т А ! Летние каникулы были по рой физической закалки для кузовских и сйнявских стар шеклассников. В страдные дни они оказывали помощь совхо зу «ГрязиНский». Виктор Глу хов был помощником у пере дового комбайнера В. И. Крав ченко, Александр Панов во дил «степной корабль» со своим отцом. Четвертый сезон уже Сережа Ковалев —• тоже был добрым помощни ком отцу на жатве хлебов. Многие ребята хотят быт^ механизаторами. Целые дни они проводили в поле, окреп ли, загорели. А Юрий Волов, Николай Коршунов, Сергей Благдатских, Виктор Сысоев, Николай Комолых и другие отвозили зерно от комбайнов. На разных работах в поле и на току трудилось более 30 школьников. Директор совхоза Василий Митрофанович Зубарев и глав ной агроном Юрий Василье вич Худяков говорят; Молод цы, ребята! г. Грязи. к. соколов. Наступающий 1975—76 учеб ный год войдет в историю со ветской школы как год плано вого перехода ко всеобщему среднему образованию моло дежи. Чем же встречают его педагоги нашей области? В результате напряженной работы большинства педагоги ческих коллективов школ не сколько улучшились общие по казатели в учебной работе. Успеваемость повысилась и со ставила 99,2 процента. Про цент школьников, обучающих ся на «хорошо» и «отлично», увеличился с 35,7 до 37,2. У 8723 учителей нет второгодни ков. Успешно выполнены социа листические обязательства по строительству школьных зда ний, интернатов при школах, квартир для учителей. Возросло количество школ, перешедших на работу по ка бинетной системе. Дальнейшее развитие во многих районах получили школы с обучением старшеклассников работе на тракторах и других сельско хозяйственных машинах. В прошедшем учебном году из числа выпускников 10-х клас сов подготовлено 311 шофе ров, 1300 трактористов. Со вершенствуется работа учени ческих произволе т в е н н ы х бригад, в которых работают 38 тыс. учащихся. С удовлетворением отмечая улучшение большинства пока зателей но народному образо ванию, мы должны настойчи во трудиться и над устране нием имеющихся недостатков. Осуществление всеобщего среднего образования требует, прежде всего, качественной подготовки каждого учащего ся за курс восьмилетней шко лы. Низкий уровень качества знаний, а иногда и воспитан ности, серьезно мешает еще многим восьмиклассникам про должать образование в сред ней школе, техникуме или в средних профессионально-тех нических училищах. Если к этому добавить такие беды школы, как второгодничество, отсев, случаи правонарушений, то станет ясно, что борьба за качество обучения и воспита ния школьников остается глав ной задачей каждого педаго гического коллектива. На ее решение должны быть направ лены усилия руководителей школ, учителей, органов на родного образования. В прошедшем учебном году уровень знаний, умения и на выков учащихся изучался в процессе инспекторских прове рок н проведения контрольных работ по текстам облоно я Министерства просвещен и я РСФСР. Анализ свидетельст вует, что педагогические кол лективы школ области доби лись определенных успехов в повышении уровня учебной ра боты. Вместе с тем, результаты показали ряд существенных недостатков в математической подготовке и уровне грамотно сти школьников. У ряда учи телей оказались слабо изучен ными те разделы программы, усвоение которых крайне важ но для предупреждения наи более распространенных орфо графических и пунктационных ошибок. Учителя истории в общест воведения не всегда опирают-, ся на знания учащимися ис торических фактов. Нередко преподавание курса общество ведения осуществляется не только в отрыве от содержа ния курсов истории, но и от окружающей действительно сти. Наряду с положительным, много еще недостатков и в преподавании химии, биоло гии, географии, начальной во енной подготовки, трудового обучения и других предметов. Обеспечение высокого научно- теоретического уровня препо давания, последовательная ра бота над созданием у учащих ся сплава знаний, убеждений и поступков — главная зада ча школы и каждого учителя. Школьники не только должны быть вооружены знаниями о закономерностях природы и общества, . но и умением пользоваться ими при оценке событий и явлений, с которы ми они встречаются в жизни. Этому надо учить, обращая их внимание на грандиозные успехи нашей страны в обла сти экономики, культуры, по вышения материального благо состояния трудящихся, станов ление новых отношений меж ду членами общества, достиг нутые нашим народом под ру ководством Коммунистической партии. Осуществление всеобщ е г о среднего образования молоде жи ^ вызывает закономерную необходимость повы ш е н и я уровня^ знаний учителя, его деловой квалификации и мо рально-политических качеств. Этому во многом будет спо собствовать систематическая массовая аттестация, которой ежегодно должно охватывать ся 20—25 процентов учителей. На основе глубокого педаго гического анализа работы учи теля можно выработать обос нованную программу его само образовательной работы, на метить реальные пути по осу ществлению руководства и кон троля за учебно-воспитатель ным процессом, правильно оп ределять содержание методи ческой работы. Искусством педагогического анализа должен овладеть каж дый руководитель Школы, Эта работа должна постоянно на ходиться в поле зрения орга но® народного образования. Переход ко всеобщему сред нему образованию и его осу ществление во многом будет зависеть от деятельности ра ботников просвещения, про фессионально-технических учи лищ и средних специальных учебных заведений. В каждом районе и городе все восьми классники, не поступившие в 9-й класс, 3-х годичное ГПТУ или техникум, должны быть приняты в школы работающей молодежи. Окружить внима нием и заботой эту часть вы пускников, создать им необхо димые условия для продолже ния образования в одно-двух- годичных училищах, в школах работающей молодежи — не отложная задача в иовом учебном году. Всеобщее среднее образова ние молодежи, безусловно, по требует не только постоянного повышения уровня обучения и воспитания, но н непрерывно го совершенствования стиля работы просвещенцев. В этом направлении проделана опре деленная работа. Целеустрем ленно н результативно трудят ся педагогические коллективы школ Добринского, Тербунско- го, Чаплыгинского, Долгору ковского и Уоманского райо нов, Правобережного района г Липецка. В то же время в работе отдельных рай(гор)он© и педагогических коллективов тревожит то, что решение многих неотложных вопросов затягивается на годы. К та ким вопросам относятся под держание надлежащего сани тарно-гигиенического режима в школах, благоустройство школьной усадьбы, оборудова ние комплексной спортивной площадки, оборудование каби нетов, организация работы ученической производственной бригады, подвоз и горячее пи тание и другие. Для успешной работы школа требует полно ценного и комплексного реше ния всех стоящих перед ней задач и проблем, еще больше го внимания со стороны шеф ствующих предприятий, орга низаций, колхозов и совхозов, | всей общественности. В наступающем учебном го- в ду должно быть сделано мак симум возможного по созда нию оптимальных условий для успешной работы каждого пе дагогического коллектива • каждого учителя. Итоги года показывают, что многие педагогические коллек тивы школ ответственно под ходят к выполнению Закона о восьмилетием всеобуче, ведут настойчивую, кропотливую ра боту по сохранению контин гентов учащихся. К сожале нию, такая работа проводится не везде. В прошедшем учеб ном году убыль учащихся из 1—8 классов увеличилась в Грязинском, Добровском, Де беляноком, Л ев-Толстовском районах, в городах Грязи и Данков, а из 9—10 классов — в Данконском, Липецком, Доб ровском, Лебедянском, Крас нянском районах и Данкове. Плохо сохранили контингент учащихся в школах рабочей молодежи в Данкове, Ель це, Липецке, Грязи, Все эти факты говорят о серьезных упущениях в рабо те органов народного образо вания и педагогических кол лективов школ, о невниматель ном отношении к судьбе мно гих учащихся со стороны учи телей. Исключить отсев учащихся из жизни школ, повысить от ветственность руководителей, учителей за судьбу каждого ученика —г один из главных вопросов, который должен быть решен в ближайшее вре мя. Народное образование в но вом учебном году отчитывает ся за выполнение Директив XXIV съезда нашей партии. И нет сомнения в том, что учительство области, выполняя партийный наказ, выраженный в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, неуклонно повышая ка чество обучения и коммуни стического воспитания подра стающего поколения,, добьется новых успехов в деле осуще ствления всеобщего среднего образования молодежи, достой но встретит XXV съезд КПСС, Д, ШАТАЛОВ, заведующий облоно. С ОВЕЩАНИЕ по безопас ности и сотрудничеству в Европе открыло новую эру в межгосударственных отношениях. Заключительный акт, подписанный руководите лями 35 стран, прогрессивные силы во всем мире справедли во рассматривают как истори ческий документ, призванный действовать на благо народов не только европейского конти нента, но и за его пределами. Проблема обеспечения мира и укрепления безопасности в Европе, где разгорелись пожа ры двух мировых войн, явля ется жизненно важной для де ла всеобщего мира и спокойст вия, ока актуальна для всего человечества. Монгольской об щественности хорошо известно, что эта проблема была поднята Советским Союзом, что соот ветствующие советские предло жения относительно созыва представительного совещания всех европейских государств энергично и горячо поддержа ли братские социалистические 'страны Европы. Общеевропей ское совещание, работа кото рого заняла более двух лет, преодолело па своем пути не мало объективных и искусст венных препятствий и успешно завершилось достижением до говоренностей по широкому кругу сложных и актуальных вопросов. Одним из решающих факто ров плодотворного исхода об щеевропейского совещания' по служила согласованная и целе устремленная политика Совет ского Союза и других стран социалистического содружест ва. Ленинская внешняя поли тика братских стран Восточной Европы была и остается фун-, даментом европейского мира в П р о г р а м м а м и р а в д е й с т в и и ТОРЖЕСТВО ЛЕНИНСКОЙ П О Л И Т И К И МИРА послевоенный период. В этой связи следует напомнить, что принципиальная борьба за мир на этом континенте берет крета о мире. свое начало от ленинского Заключительный акт, обна родованный в Хельсинки, со держит принципы всеобщего характера, которые имеют си лу не только для европейского континента, но и для других ре гионов мира, в конечном счете для всей планеты. Этот доку мент показывает миру пример благотворности совместных усилий стран Европы, преодо левших в интересах всеобщего мира многие преграды на пу ти достижения конструктивных результатов. Совещание в Хельсинки продемонстрировало историческую закономерность мирного сосуществования стран с различным социально-полити" ческим строем. Монгольская Народная Рес публика, первая страна социа лизма в Азии, последовательно поддерживает любую шшциа” тиву в деле упрочения всеоб щего мира. Она в рядах тех, кто с самого начала отозвался на конструктивные предложе ния Советского Союза н дру гих социалистических стран о созыве общеевропейского сове щания. Монгольский народ приветствовал встречу в Хель синки и принятые там доку менты как вдохновляющий пример для развертывания борьбы за создание системы коллективной безопасности в Азии. Перед азиатскими государ ствами встает теперь неотлож ная задача сделать вывод из встречи на высшем уровне в Хельсинки, объединить волю и направить энергию на установ ление действенной системы бе зопасности на нашем конти ненте. МНР является одшщ из инициаторов воплощения в жизнь идеи коллективной бе зопасности в Азии. Политику и практические шаги нашего народного государства в этом направлении хорошо знают во всем мире. Все неблаговидные действия со стороны против ников азиатской разрядки каждый раз получают от МНР решительный отпор. Пекинские^лидеры потерпели серьезный провал в своих по пытках торпедировать разряд ку напряженности в Европе. Судя по всему, они из этого не извлекли для себя должно го урока. Маоисты продолжа ют оспаривать первенство^ сре ди противников европейской разрядки, они окончательно скатились в лагерь апологе тов «холодной войны». В то же время в соседних с Китаем странах, в част ности, во Вьетнаме. Индии, Японии, Индонезии, Шрн Ланке, итоги исторического форума в Хельсинки рассмат риваются как объективный фактор, делающий все более привлекательной идею коллек тивной безопасности в Азин. МНР приветствует такой под ход и, исходя из своей прин ципиальной позиции в этом жизненно важном вопросе, ре шительно осуждает попытки тех или иных сил ставить пре пятствия на пути создания сис темы коллективной безопасно сти. Монгольская общественность, верит, что эра безопасности и сотрудничества наступит и * Азии. Ц. МУНХБАТАР, монгольский публицист. (АПН), Улан-Батор. СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ & СОФИЯ. Около миллиона человек отдохнули с начала нынешнего летнего туристиче ского сезона на всемирно из вестных курортах Черномор ского побережья Болгарии «Дружба», «Золотые пески», «Албена». Д ЛОНДОН. Сильный взрыв бомбы раздался поздно вечером в самом цент ре Лондона, около Оксфорд- стрит — главной торговой ма гистрали столицы. Семь чело век ранено, ряду зданий нане сен серьезный ущерб. Весь центральный район города оце плен полицией. Печать высказывает мнение, что взрыв бомбы — дело рук североирландских экстреми стов, выражаете^ опасение, что в различных городах Англии может начаться волна взры вов. А АККРА. К метрической системе мер переходит с I сен тября Республика Гана. В этой связи правительство решило провести с 31 августа по 6 сен тября неделю ознакомления населения с новой системой мер. Лк БРЮССЕЛЬ. Более чем | па 10 процентов сократился экспорт Бельгии за первые пять месяцев по сравнению с анало гичным периодом прошлого года. Это связано прежде все го с экономическим спадом как в самой Бельгии, так и в За падной Европе в целом. А НЬЮ-ЙОРК. Разрастает ся забастовка американских горняков Аппалачского^, уголь ного бассейна. В знак солидар ности с братьями по классу в трудовой конфликт вступают все новые отряды шахтеров. Число бастующих уже превы сило 60 тысяч. Они добиваются включения в новый коллектив ный договор пункта о праве на стачку. ; ‘ ( (ТАСС). Щ ЕДРОСТЬ Н ЕСКОЛЬКО лет назад мне довелось побывать в Талицкой школе. Еще тогда почувствовал на уроках хороший методический почерк и чью-то умелую руку, на правляющую учителей. Чья именно эта рука, мне стало яс но после посещения уроков завуча школы Марии Михай ловны Пищулиной. Вот как характеризует ее уроки инспектор Добринского районо М. Ф. Рожнова сего, дня: — Мария Михайловна увлече на своим предметом. Нет уче ника, который бы ушел с ее урока, не поняв объяснения. А это потому,что в преподавании она всегда убедительна, дока зательна. Сторонница диффе ренцированного обучения. Ее уроки имеют большое воспита тельное значение, эмоциональ ны, предельно уплотнены, на сыщены самостоятельными ра ботами. Люди выбирают профессию либо по призванию, либо по стечению обстоятельств. Мария Михайловна по стечению об стоятельств чуть было не стала медиком. После окончания Ка- веринской семилетки Добрин ского района по настоянию ма тери поступила учиться в Ус- майское медицинское училище и отлично его окончила. А фельдшером проработала все го неделю. Потянуло в школу Может быть, потому, что учи лась в Каверинской семилетке у педагогов высокой культу ры, широкой эрудиции—В. П. Птицыной я А, К. Окороковой. Как бы там ни было, побе дило призвание. По призванию Мария Михайловна стала пе дагогом. Сначала вела на чальные классы в Ровенской и Каверинской семилетках, од новременно в трудные военные и послевоенные годы училась в Воронежском учительском, а потом педагогическом инсти. тутах. В Талицкой средней школе работает с 1944 года —• более тридцати лет. Преподает русский язык и литературу. Вот, пожалуй, и вся биогра фия М. М. Пищулиной. Следу ет также добавить, что за ус пехи в обучении и воспитании детей она награждена нагруд ными значками «Отличник на родного просвещения РСФСР», и «Отличник просвещения СССР». На протяжении последних семи лет в классах, где препо дает М. М. Пищулина, нет второгодников. И это по рус-' скому языку и литературе! Это объясняется прежде все го тем, что Мария Михайлов на проводит большую профи, лактическую работу по пре дупреждению неуспеваемости. Она много занимается с ребя тами этимологией слов, обога. щением их словарного запа са, правильным построением предложений. Все это называ ется на языке учителей-словес. ников словарной работой с учащимися. (В этом деле очень важна система. Учащиеся Марин Михайлов ны пишут сочинения самого различного характера: миниа тюры, по картинам, по личным впечатлениям', но наблюдени. ям, рассуждения ^«Что такое подвиг», «Что значит любить Родину», «Нужно ли готовить себя к подвигу»), описания природы, на литературные темы. При этом учительница предлагает ребятам такие темы, по которым заставляет их высказать свое личное от ношение к литературному ге рою, произведению, событию, делать сравнения, рассуждать. Одновременно учащимся при вивается умение составить план, выделить главное, логи чески последовательно изло жить свои мысли. Т АКАЯ кропотливая ра бота над сочинениями приносит свои плоды. Каждый раз, когда Мария Михайловна выпускает 10 класс, 4—5 ученикам присуж даются золотые медали. На уроках Мария Михай ловна широко применяет тех нические средства, умело ис пользует дифференцированное обучение. Не забывая о хоро ших учениках, она слабых все время держат в поле зрения. Домашние задания также строго дифференцирует. При этом широко применяет кар точки. Я видел у нее тетрадь учета ошибок учащихся. На каждого ученика отведены од на-две страницы. Стоит взгля нуть в них и становится яс но, какие правила грамматики и синтаксиса тот или иной школьник усвоил слабо, над чем ему надо работать. Эта тетрадь помогает учителю вы брать домашнее задание для того или другого ученика, дать, если надо, дополнитель ную работу. В Талицкой средней школе 34 учителя. У каждого (конеч но, по мере надобности) М. М. Пищулина посещает за учеб ный год от 10—15 до 30—40 уроков. В рабочем плане зав уча, который Мария Михай ловна составляет на неделю, предусматривается, у какого учителя, в каком классе и с какой целью посетить уроки, А цели эти самые разнообраз ные. Кроме обычного контроля, она, например, ставит цель изучить, как учитель работает с хорошими и слабыми учени ками, как осуществляется вос питание ребят в процессе обу чения. Регулярно посещает завуч и тщательно потом ана лизирует внеурочные занятия, факультативы. Прочно вошло в ее практику и посещение ре бят на дому, особенно слабых в учении. В школе хорошо поставлена методическая работа. В этом тоже заслуга Марии Михай ловны как завуча. Взаимопо- сещение уроков, постоянно действующие семинары по пе дагогике, методические опера тивки, педагогические чтения, читательские конференции —. все это прочно вошло в по вседневную жизнь учителей Талицкой школы. Несмотря на большую заня тость в школе, Мария Михай ловна руководит межшколь ным методическим объедине нием учителей русского языка и литературы, делится опытом своей работы, выступает с тео ретическими докладами. Впро чем, М. М. Пищулина—желая, ный докладчик и на занятиях районного методического объ единения словесников, я яа се минарах руководителей школ района. Прижились в Талицкой шко ле так называемые малые пе дагогические советы в клас сах и методический совет шко лы. Малые педсоветы, как правило, проводятся классны ми руководителями, но пре обязательном участий дирек тора или завуча школы. Оля рассматривают вопросы, каса ющиеся состояния учебно-вос питательной работы в данном классе. Методический совет школы является совещательным орга ном. Члены его направляют работу межшкольных метод- объединений, готовят внутри- школьные чтения и мето дические конференции, разра батывают программу семина ров по педагогике и методике воспитания, помогают завучу обобщать передовой педагоги ческий опыт и т. д. А когда над селом опускает ся осенний или зимний вечер, Мария Михайловна спешит в Дом культуры — выступить перед колхозниками с лекцией на общественно-политические гемы, Слушают ее всегда с интересом. А ПОТОМ в ее квартире еще долго светится огонек. М. М. Пищу лина, склонившись, сидит за книгами, чтобы утром прийти в школу с обновленными зна ниями и отдать детям тепло сердца и щедрость своей ду. ши. П. КАШМЕНСКИИ. Село Талнцкий Чамлык, Добринского района. ^ ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЙ К А Л Е Й Д О С К О П ПРЕЦЕДЕНТ Приводим без комментариев недавнее решение высшего административного суда ФРГ, опубликованное в западногер манской печати как прецедент: родственники лиц немецкого и иностранного происхожде ния, казненных в годы войны на территории третьих стран за шпионаж в пользу гитле ровской Германии, имеют от ныне в ФРГ право на получе ние такой же пенсии, какая выплачивается родственникам погибших на фронте служа щих. По чьему иску было вы несено это «великодушное» решение, суд сообщить отка зался — дело разбиралось в закрытом порядке, ■' НА ВСЕХ НЕ УГОДИШЬ Оживление вызвало опубли кованное на днях письмо группы депутатов Мюнхенско го муниципалитета руководст ву западногерманского те левидения. Отцы города про тестовали против того, что действие большинства попу лярных теледетективов разы грывается в Мюнхене. «Наш город,— писали обиженные депутаты,— приобрел в ФРГ и в соседних странах репута цию этакого баварского Чика го. На самом же деле пре ступность у нас не выше, чем в Гамбурге, Франкфурте или Кельне...» Тогда телевидение обещало перенести действие некоторых детективных серий из баварской столицы в дру гие города или, чтобы никого не обидеть, в некий вообра жаемый город Н. Однако, как стало известно, несогласие с таким решением выразил от дел рекламы автоконцерна «БМВ» в Мюнхене. Дело в том, что баварские телевизи онные детективы, равно как и гангстеры в телефильмах, пользовались преимуществен но скоростными машинами мюнхенской марки. А это пре восходное средство рекламы. ЧТО ДОЗВОЛЕНО юпитеру . . : Незадолго до парламент ских каникул мне довелось наблюдать в бундестаге за бавную сценку. Какой-то мо лодой человек, по вйду сту дент, сидевший на галерее для посетителей, углубился в чтение газеты. Служитель в ливрее, заметивший это, веж ливо, но твердо предложил юноше сложить газету. Тот по виновался, однако, сказал, что больше половины депутатов в зале заседаний тоже читают. Эпизод имел любопытное продолжение: пресс-отдел бундестага указал, что депу таты, читающие в ходе засе даний газеты и журналы, хотя и нарушают установленные правила, но заслуживают сни схождения, особенно в дни длительных дебатов. Посети телям же на парламентской галерее чтение газет строго воспрещается. Н. ПОРТУГАЛОВ, соб. корр. АПН. «ВИНОВАТА ПРОГНИВШАЯ] С И С Т Е М А » НЬЮ-ЙОРК, 30 августа. (ТАСС). Губернатор штата Огайо Дж. Роудс, бывший пре зидент Кентского университета Р. Уайт, 27 солдат и офицеров национальной гвардии штата могут ни о чем не тревожить ся: им не грозит уголовная или финансовая ответственность за расстрел демонстрации на тер ритории университета 4 мая 1970 года, во время которой были убиты четыре студента и еще 9 человек ранены. Таково решение присяжных на закончившемся в Кливленде процессе, где разбирался граж данский иск родителей постра давших против официальных лиц штата Огайо и Кентского университета, которые распоря дились стрелять в студентов, выражавших свое возмущение, агрессией США в Камбодже!. Через несколько месяцев пос ле трагедии специальная ко миссия, назначенная президен том, назвала расстрел «неоп равданным, не вызванным не обходимостью, непроститель ным». Однако виновные в пре ступлении наказаны не были. Американская Фемида оправ дала их. ПО ЗАКАЗУ СССР БЕЛГРАД! «Сухуми» — так! называется новый танкер гру-1 зоподъемностью 24 тыс. тонн,'! спущенный на воду на верфи [ «Сплит» в одноименном югос-„ лавском городе. Одновременно! со спуском на воду «Сухуми» | заложен второй подобный тан кер — «Кутаиси». Оба судна{ строятся по заказу СССР. (ТАСС). I Несмотря на каникулы, многим японским студентам не до отдыха. Стоимость обучения растет такими темпами, что далеко не все из них смогут продолжить свои занятия. В этом году плата за обучение в частных | учебных заведениях, которые составляют 70% всех учебных заведений страны, повышается на 45%. Японское студенчесгво ведет борьбу против роста стоимости образования, за увеличение ассигнований на просвещение. На снимке: студенты Токийского электро технического колледжа проводят сбор подпи-, сей под требованием «увеличить государствен-, ные субсидии пастным учебным заведениям».; \ . (Фотохроника *ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz