Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Партийная жизнь: работа с молодыми коммунистами КТО СОСТАВИТ АКТИВ? В партийной организации треста «Железобетон» насчиты­ вается более двухсот членов КПСС. Среди них почти четвер­ тую часть составляют молодые коммунисты. В коллективе тре­ ста большая и комсомольская организация, насчитывающая более шестисот человек. Около тысячи молодых рабочих. Большие задачи стоят перед партийной организацией в ра­ боте с молодыми коммунистами, с молодежью по воспитанию активной, политически зрелой смены рабочего класса. Однако не во всех первичных организациях треста эта работа ведется удовлетворительно. О недостатках в постановке е е в первич­ ной партийной организации завода железобетонных изделий № 1 и рассказывается в это» М АЛ актив. К этому вы­ воду приходим мы после долгой беседы с парт­ групоргом железобетонного цеха № 1 этого заво­ да Т. Кирилловой. Контролер ОТК, молодой коммунист, она несколько лет работает в цехе. Партийным вожаком — год.. В новой общественной должно­ сти она чувствует себя пока неуверенно. Недостает опыта в планировании работы, в подго­ товке и проведении собраний. А тут еще — производственные трудности. Цех длительное вре­ мя не выполняет план. Сказа­ лась и недавняя смена руцо, водства. Велика текучесть кад­ ров, особенно на основных уча­ стках. Низка трудовая дисцип­ лина. Конечно, партгруппа—а в ней семь коммунистов—не стоит в стороне от решения основных производственных вопросов. Недавно, например, на парт­ собрании заслушивали отчет службы механика. Говорили об основных причинах просто­ ев оборудования—в цехе уста­ ревшее оборудование, а замена его идет медленно, постоянно не хватает запчастей, в чем не­ малая вина службы снабжения завода. Но главное—дисцип­ лина, организация труда, они пока не на высоте. — Надо надеяться,—говорит Т. Кириллова, — что разговор на собрании даст отдачу. В службе механика два комму­ ниста — механик Н. Ломакин и слесарь В. Титов. Об их персо­ нальной ответственности гово­ рилось на собрании. Они—опо­ ра на этом участке производ­ ства. По-настоящему беспокоит молодого партгрупорга работа формовщиков. Среди этой, наи­ более многочисленной в цехе категории рабочих, самая высо­ кая текучесть кадров, большее число нарушений трудовой дис­ циплины. Создано здесь четыре бригады, но среди бригадиров — ни одного коммуниста. Во всем этом коллективе всего один коммунист — формовщик С. Жога, да и к нему немало претензий —- малоактивен, по­ ручили ему возглавить в этом году'редколлегию стенгазеты, но она работает плохо. Мала партийная прослойка и на других основных участках. В чем дело? Неужели в цехе, на­ считывающем более ста чело­ век. нет достойного резерва для пополнения? Конечно, есть. Есть он и среди формов­ щиков, и среди других веду­ щих профессий цеха. Но за по­ следние два года партийная группа выросла лишь на од­ ного человека. корреспонденции. Нет системы в подготовке партийного пополнения. / Этот вывод подтверждает и знаком­ ство с работой других партий­ ных групп—бетонно-растворно­ го., ремонтно-механического, арматурного цехов. За два по­ следних года партийная группа ремонтно-механического цеха не выросла ни на одного чело­ века. Обращает внимание и то, что среди коммунистов мало рабочих. В арматурном цехе, насчитывающем более восьми­ десяти человек, в числе ком­ мунистов лишь двое рабочих основных профессий. А между тем в каждом из этих цехов руководители, парт­ групорги охотно называли де­ сятки имен лучших рабочих, показывающих образцы и вы­ сокопроизводительного Труда, и отношения к делу, уважаемых в коллективе. Операторы бетон­ но-растворного цеха Л. Храпо- ва и В. Кулева, электросвар­ щики арматурного цеха П. Кур­ дюков и С. Смирнов, ремонтно­ механического—братья Алек­ сандр и Владимир Пономаре­ вы... Это ли не резерв акти­ ва—передовики производства, знающие свое дело специали­ сты, многие из них—ударники коммунистического труда, ли­ деры заводского соревнования. Но партийные группы, завод­ ское партбюро плохо использу­ ют этот резервы. Многие из них не привлекаются к работе в профсоюзной. комсомольской организациях, по сутц, хорошо работая, они стоят в стороне от общественной жизни кол­ лектива. В цеховых партийных груп­ пах работа с молодыми ком­ мунистами пущена на само­ тек. Ни в одном коллективе в этом году не было заслушано ни одного отчета о выполне­ нии требований Уста;ва, пар­ тийных поручений. Эта форма контроля забыта и партийным бюро завода. Воспитание актива — это и работа с молодежью, помощь комсомольским организациям. Но и здесь многое упускается, С секретарем партбюро завода В. И. Свиридовым мы под­ считали — за последние пять лет в ряды партии принято 13 рабочих и служащих. Лишь трое из них привлечены к ра­ боте в комсомольских органи­ зациях. Ну, а как же они ра­ ботают? Прямо скажем, не­ удовлетворительно. Во всех цехах, где пришлось побывать, партгрупорги, руководители це­ хов говорили об этом откро­ венно. Партгрупорг бетонно-раст­ ворного цеха В. А. Бараиков: — Молодежи у нас много—* около сорока человек, более двадцати комсомольцев. Но комсомольская работа запу­ щена. Собрания проходят от случая к случаю, соревнова­ ние среди молодежи не ве­ дется. Когда-то на заводе славилась наша комсомольско- молодежная смена П. Корот­ кова. А сейчас о ее существо­ вании забыли. Заместитель начальника 'ар­ матурного цеха В. И. Ступин: — Не могу назвать ни од­ ного дела, которое бы вел наш цеховой комсомол. Недавно сменили комсорга, но новому вожаку надо бы помочь. Со стороны же заводского и тре­ стовского комитетов ВЛКСМ помощи не последовало. Все признают, что комсо­ мольская работа на заводе ве­ дется слабо. Признает это и секретарь партбюро В. И. Свиридов. Но что же делает­ ся, чтобы исправить положе­ ние? Да почти ничего. Парт­ бюро лишь в прошлом году единственный раз заслушало отчет секретаря комитета ком­ сомола, молодого коммуниста И. Кулешо-ва, признало рабо­ ту комитета не отвечающей требованиям, И посчитало во­ прос исчерпанным. Многое в стиле работы парт­ бюро с молодежью исходит от парткома треста. За послед­ ние три года на заседаниях партко 1 .ма лишь дважды об­ суждалась работа комитета ВЛКСМ треста и комсомоль­ ской организации завода ЖБИ-4. В частности, отмеча­ лось слабое руководство пар­ тийных организаций комсомо­ лом. Но проверки выполнения принятых решений не последо­ вало. Потому и сдвигов замет­ ных не произошло, Партком треста не подает примера первичным парторга­ низациям и в работе с моло­ дыми коммунистами. Навер­ ное, можно было бы но при­ меру ряда других парторгани­ заций создать и вести свою школу молодых коммунистов. Такая форма давно оправдала себя. Но в парткоме считают, что лучше вести эту работу «на местах», индивидуально. «На местах» же, как видим, она ведется крайне слабо. К неутешительным выводам приводят факты. Недооценка работы с молодежью оборачи­ вается основным просчетом —- потерей потенциального акти­ ва. А без опоры на актив, как известно, нет и движения впе­ ред. Коллектив треста «Железо­ бетон» переживает сейчас трудное время—и в силу объ­ ективных причин, и в силу своих, внутренних бед. ^ Тем важнее сейчас партийной ор­ ганизации усилить воспита­ тельную работу с людьми, по­ ставить ее так, чтобы каж­ дый чувствовал личную ответ­ ственность за дела в своем коллективе, за выполнение планов и обязательств, приня­ тых в завершающем году пя­ тилетки. Л. ДУБИНА. С О П Е Р Н И К ПШЕ Н И ЦЫ И Р Ж И На полях Башкирии прохо­ дит государственное испытание новый злак — трехвидовое три­ тикале, выведенное впервые в практике земледелия советски­ ми селекционерами. Тритикале —гибрид пшеницы и ржи, отли. чающийся рядом ценных ка­ честв. Однако ни один из вы­ веденных сортов не мог срав­ ниться с исходными культура­ ми по продуктивности. Счастливое исключение со- ставляет отечественный сорт трехвидового тритикале «амфи. диплоид-206», в котором сое­ динены три злака: озимая твер. дая пшеница, мягкая яровая пшеница и рожь. Засевая поля этим сортом, башкирский кол­ хоз «Ленинский путь» получает по 32 центнера зерна с гектара —больше, чем у возделываемых здесь сортов пшеницы. Зерно нового сорта крупное, весит больше пшеничного и богаче белком. По зимостойкости «амфидиплоид-206» прибли­ жается к озимой ржи, но в от­ личие от нее меньше поражает­ ся плесенью и обладает хоро­ шей устойчивостью к полега­ нию. Испытания продолжаются, но они уже показали, что трехви­ довое тритикале — чрезвычай­ но ценная и перспективная культура. А. ПРАЗДНИКОВ, корреспондент АПН. В Ы П У Щ Е Н О ПОЛИТИЗДАТОМ В издательстве политической литературы вышла в свет книга Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Бреж­ нева «О коммунистическом воспитании трудящихся» (из­ дание второе, дополненное),. В сборник включены, целиком или частично, речи, статьи и выступления товарища Л. И. Брежнева за период с 1964 по 1975 год, в которых содер­ жатся высказывания по корен­ ным вопросам коммунистиче­ ского воспитания трудящихся. (ТАСС). СТАРШИЙ ОПЕРАТОР А . ПАСТУХОВ В листопрокатном цехе № 3 Новолипецкого металлур­ гического завода много умелых мастеров своего дела. Одним из них является старший оператор чистовой группы стана «2000» коммунист Анатолий Иванович Пастухов. Он сюда пришел в 1970 году, настойчиво ос­ ваивал сложное оборудование, постигал «секреты» про­ ката стального листа. От четкой и умелой работы Анатолия Ивановича за­ висит количество к качество стального проката. Вот по­ чему у пульта — весь сосредоточен, внимателен. Никогда не было случая, чтобы по его вине снижалось качество проката. Товарищи по бригаде всегда доволь­ ны его работой. На снимке: А. И .Пастухов. Фото А. Гирева. Н А ПРОТЯЖЕНИИ пос­ ледних трех лет про. дуктивность коров в совхозе «Первомайский» сни­ жается. В 1973 году от коровы было получено по 2501 кило­ грамму молока, в 1974 году—по 2392, а за .шесть месяцев этого года надоено по 974 килограм­ ма. Лишь на две трети выпол­ нен полугодовой план заготовок молока. За полгода совхоз по­ терял из-за низкой жирности 674 центнера молока, почти та­ кое же количество продукции сдано несортовой. Вызвано это рядом причин. Об одной из них говорит КАЖДОЙ ФЕРМЕ — ДОСТАТОК КОРМОВ РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ главный ветврач совхоза Н. П. Босиков: — Десять-пятнадцать про­ центов коров подлежит сроч- I пой выбраковке, а вообще надо | заменить около половины ста- 1 да. А заменять нечем. 1 Специалисты хозяйства пояс- 1 няют, что дойное стадо не ра- I стет из-за отсутствия помеще- 1 ний. Негде выращивать телок, | и совхоз вынужден продавать 1 их в другие хозяйства. В ре- 8 зультате поголовье не только I не растет, а наоборот—-умень­ шается. Если на 1 января это­ го года на фермах было 1020 коров, то сейчас—на 12 1 меньше. В совхозе нет квалифициро­ ванных осеменаторов. Работа по осеменению коров ведется плохо. Недаром же у каждой доярки в группе по 2—4 яло­ вых коровы. Рассказывая о хозяйстве, директор совхоза Н. Й. Щед­ рое особо подчеркивал, что фермы полностью механизиро­ ваны. Но когда мы побывали в летних лагерях Кузнецкого и Староракитинского отделений, то увидели, что это не совсем так. В лагере Кузнецкого отделе­ ния коровы буквально купают­ ся в навозной жиже. Когда до: ярка открывает калитку, коровы все разом пытаются прорвать­ ся к кормушкам. При такой организации труда дояр­ ки затрачивают на мехдойку времени и энергии не меньше, чем при ручном доении. Это в летнее время. А в Старораки- тинском отделении зимой до­ ярки вручную раздавали корма. Для тридцати коров каж­ дый день,—говорит доярка К. П. Соловьева, — корзинами на плечах носили сено, сенаж.... Специалисты хозяйства жа­ ловались на то, что доярки неохотно берут в свои группы первотелок. Конечно, с перво­ телками хлопот куда больше. Как правило, этот вопрос в хо­ зяйствах решают путем повы­ шения расценок за надоенное от первотелок молоко. У главного экономиста сов­ хоза А. В. Попова нашлись бумаги с расценками, на осно­ вании которых должен оплачи­ ваться труд доярок. Центнер молока от первотелки здесь действительно стоил в два с лишним раза больше, чем от остальных коров дойного ста­ да, и уход в зимнее время за молодой коровой оценивался для доярки больше на 65 про­ центов. Кроме того, дояркам положено за раздой первотелок в первые два месяца после оте­ ла доплата в зависимости от среднесуточных надоев. Каза­ лось бы. женщины материаль­ но заинтересованы в уходе за первотелками. Однако в третьем отделении все доярки во главе с депута­ том районного Совета депута­ тов трудящихся Л. И. Лесной и исполняющей обязанности бригадира М. Е. Федотовой го­ ворили о том, что за раздой первотелок в первые два меся­ ца им действительно платят, повышенной же оплаты за на­ дой в остальное время не по­ лучают. Более того, в период зимнего стойлового содержания животных плату по уходу за первотелками делят между др- ярками и скотниками. Говоря о низкой продуктив­ ности, руководство совхо­ за указывало на просчеты, до­ пущенные при заготовке кор­ мов в прошлом году. Однако, как показывают результаты за­ готовки кормов нынешнего го­ да, в хозяйстве опять возмо­ жен такой просчет. Совхоз «Первомайский», как и другие хозяйства области, сейчас име­ ет полную возможность резко пополнить запасы кормов. Но здесь мало заботятся о быст­ рейшем скирдовании соломы, ускорении темпов на силосо­ вании, не изыскивают резервы пополнения кормовой базы . Все это свидетельствует о том, что в совхозе «Первомай­ ский» мало внимания уделяет­ ся общественному животновод­ ству. Н. ГРИШИН. Лебедянский район. «КОСМОС-756» В П О Л Е Т Е 22 августа 1975 года в Со­ ветском Союзе произведен за­ пуск очередного искусственного 8 спутника Земли «Космос-756». На борту спутника установ- | лена научная аппаратура, Впредназначенная для продол- 1 жения исследований космиче- 1 ского пространства. 1 Аппаратура работает нор­ мально. Координационно-вычис­ лительный центр ведет обработ­ ку поступающей информации. (ТАСС). ■я*-':- С БОЛЬШОЙ скоростью машина приближа­ лась к повороту дороги, ведущей на Усмань. Человек с красной повязкой на рукаве шагнул на проез­ жую часть дороги и поднял жезл. Скрипнули тормоза. Ма­ шина прошла юзом еще не­ сколько метров и замерла. — Внештатный инспектор дорожного надзора Бачурин,— представился он водителю. —• Вы превысили скорость. Разве можно на этом участке доро­ ги ездить с такой скоростью? Прошу вас путевой лист и удостоверение водителя. Шофер вылез из машины. Недовольно ворча, вручил дружиннику свои документы. Потом, приглядевшись к нему, воскликнул: — Подождите, вас не Ива­ ном Семеновичем зовут? — Да.—ответил Бачурин. — Иван Семенович. — Так вспомни, мы с то­ бой в колхозе на уборке уро­ жая в прошлом году вместе работали. — Правильно, работали вме­ сте, но это не дает вам права нарушать правила дорожного движения. — Да вы понимаете, Иваа Семенович, я уже четырнад­ цать часов за рулем, а мне еще километров 80 ехать нуж­ но, вот и спешил, — Все понимаю, но в таком состоянии я не имею права до­ пустить вас к управлению ав­ томобилем. Отдохните, а потом можете ехать. Отметку в путе­ вом листе я вам сделаю. Сей­ час дружинник проводит вас’ в гостиницу тракторного заво­ да. На следующее утро води­ тель благодарил Бачурина и извинился за свою вчерашнюю несдержанность. Иван Семенович — шофер автотранспортного цеха Липец­ кого тракторного завода — правел за баранкой автомоби­ ля 20 лет, и за все эти годы в техталоне его водительско­ го удостоверения не было сде­ лано нй одного прокола за на­ рушение правил дорожного движения. Поэтому, когда внештатный инспектор ГАИ выводит два раза в месяц свою группу на дежурство по охране порядка «а дорогах, он непримирим ко всякого рода нарушителям. Особенно яетер- ( Ц А Т Ь Кавалеры ордена Трудовой Славы пим Бачурин к любителям пропустить «посошок на до­ рожку». За годы девятой пятилетки Бачурин на своем «ЗИЛ-130» перевез тысячи тонн народнохо­ зяйственных грузов. Десятки тысяч километров накрутили колеса его грузовика, и не еди­ ной поломки, не говоря уже об авариях. При этом свой личный план на пятилетие он выполнил! за 3 года и 9 месяцев. Теперь Иван Семенович трудится в счет десятой пятилетки и уже перевез немалые тонны сверх­ плановых грузов. У Бачурина есть чему по­ учиться молодым водителям. Его отличает от других шофе­ ров особое отношение к своей машине. Он говорит о ней, как о живом существе. Один из водителей, наблюдая, как Ба­ чурин занимается с машиной, сказал с улыбкой: — Когда Иван в отпуск со­ бирается, он со своим «ЗИЛом», как с человеком прощается. А кому его автомо­ биль на месяц отдают, так он этого шофера замучает, пока сдаст машину. А вернется из отпуска, всю ее до болтика руками прощупает. Поха не сделает все, как надо, не выве­ дет из гаража, Это высшая похвала в ад­ рес шофера. Не умение «лихо» водить, а отличное знание машины, умение самому разо­ браться в любой неисправности и устранить ее—в этом его сек­ рет. Неслучайно, еще в армии Бачурин начал осваивать специальность слесаря-ремонт­ ника. Сейчас он в совершенст­ ве знает слесарное дело. Ко­ нечно, каждый шофер, в ка­ кой-то мере н автослесарь, особенно водители с большим стажем. Но как и во всяком деле, в слесарном тоже есть свои секреты, известные толь­ ко хорошим мастерам. Каждое утро, прежде чем выехать из гаража, согласно правилам, водители проверя­ ют тормоза, наличие масла и горючего — словом все то, что предписывается правилами эк. сплуатации автомобиля. Но все-таки некоторые возвра­ щаются в гараж, едва только выехав на линию. Почему? Да все потому, что не совсем точно выполняют они Ъравила. Опытные же водители не вые­ дут из гаража пока не убедят­ ся в полной исправности маши­ ны. Бачурин — один из таких. Экономия горючего — очень важный показатель работы шоферов. Правда, экономить бензин хорошо, когда ты в дальнем рейсе, тут возмож­ ностей больше и шоферы со стажем умеют пользоваться преимуществом дальних дорог. Другое дело, когда «крутишься» на улицах поселка. Здесь осо­ бенно не развернешься. Корот­ кие дистанции, частые оста­ новки приводят к перерасходу горючего. Бачурин сумел и тут сэкономить бензина на целых пять с половиной тысяч километров. Большим уважением поль­ зуется Иван Семенович в кол­ лективе автотранспортного це­ ха, Коммунисты избрали его членом партийного бюро. Мно­ го времени и сил отдает он общественной работе. С честью носит Иван Бачурин высокое звание ударника коммунисти­ ческого труда, неоднократно награждался Почетными гра­ мотами, его фотография не сходит с Доски почета. И очень закономерно, что Иван Семенович Бачурин стал одним из первых кавалеров ордена Трудовой Славы. в. ивочкин. Липецкий тракторный завод. ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКОЙ М Ы С Л И Высокой творческой акт**в«о- стъю отличается работа специ­ алистов общественного патент­ но-изобретательского бюро отдела главного технолога ор­ дена Ленина Липецкого трак- тоомого завода. Руководит им заместитель главного техноло* га предприятия А. М. Купцов. Работы у общественных энту­ зиастов непочатый край. Здесь действующие произ­ водства механообрабатываю­ щих и сборочных цехов. Спе­ циалисты ищут пути повыше­ ния производительности труда и улучшения качества продук­ ции. Часто приносят успех поиски В. И. Кузовкина, Н. Л. Вишня­ кова, Н. М. Добаткиной и В. М. Лутова. Благодаря их вдумчивой работе заметно улучшилась технология произ­ водства на обслуживаемых ими отделениях и участках. Так, недавно на одной из гкх. точных линий третьего трак­ торного цеха была внедрена фреза со специальными зубь­ ями. Это позволило увеличить стойкость режущего инстру­ мента на 115 процентов. Эко­ номический эффежг от внедре­ ния новшества составил 150С рублей. И не случайно, при подве­ дении итогов работы заводских рационализаторов за первое полугодие этому коллективу было присвоено звание «Луч­ шее общественное патентно- изобретательское бюро». На снимке: (слева направо) Н. Л. Вишняков, Н. М. Добат- 1 юина, В. Т. Ерошенко, замести­ тель главного технолога А. М. Купцов,! Н. М. Андреев, стар­ ший технолог И. Е. Сыромяти­ на и В. Я. Гуныюин. Текст. 3. Забело. Фото В. Финогина. В О Р О Т А В АРКТИКУ 1 Мурманский порт называют I «воротами в Арктику». Отсюда I начинается Северный морской I путь, отсюда суда уходят л ! Атлантику. | Мурманску шестьдесят лет. I Сейчас он самый крупный про­ мышленный и культурно-адми­ нистративный заполярный город мира с населением более 360 тысяч жителей. Здесь построе­ ны и возводятся многоэтаж­ ные комфортабельные жилые дома и корпуса промышленных предприятий, проложены ши­ рокие асфальтированные ули­ цы, окаймленные березами, ря* биной, кустарником. Но глав­ ное в облике города—порт, один из самых больших в на­ шей стране. Здесь перерабаты­ вается около 10 миллионов тонн груза в год. , Суда, приписанные к Мур* майскому порту, бороздят се­ годня не только северные мо­ ря. Десять лет действует линия Мурманск—Монреаль. Сотни | судов под флагами десятков стран мира — Англии, Канады, ГДР, Польши, Швеции, Болга­ рии, ФРГ и других—ошварто­ вываются ежегодно у прича­ лов Мурманска. , А. СЕРГЕЕВ. (АПН). Мурманск: ЛУЧШЕ - ОЗНАЧАЕТ И БОЛЬШЕ Представители расположенных в Москве Всесоюзных науч­ но-исследовательских институтов и главного информационно- вычислительного центра Госстандарта СССР вошли в состав рабочей группы, которой предстоит определить основные принципы единой системы государственного управления каче­ ством продукции. Создание такой системы предусмотрено постановлением Центрального Комитета КПСС об опыте пар­ тийных организаций и передовых предприятий промышленно­ сти Львовской области по управлению качеством. П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС сказал кор. респонденту ТАСС ди­ ректор ВНИИ стандартиза­ ции, доктор экономических на­ ук, профессор А. В. Гличев, радует ,и ко многому обязыва­ ет каждого, кто работает в области стандартизации, мет­ рологии и управления качест­ вом. С большим интересом этот документ встречен в рабочей среде, выдвинувшей ,за годы девятой пятилетки тысячи та­ лантливых новаторов. Командиры и организаторы социалистической индустрии давно и настойчиво разрабаты­ вают средства и формы управ­ ления качеством. Особенно ак­ тивно такие исследования ве­ дутся после XXIV съезда КПСС. При этом ученые и производственники руководст- вуются выводом товарища Л. И. Брежнева: «В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше — это почти всегда означает и больше». Существенное повышение каче­ ства Генеральный секретарь ЦК КПСС назвал в числе трех основных направлений работы по повышению эффективности промышленного производства. К началу* девятой пятилетки промышленность располагала значительным опытом в управ­ лении качеством. Тысячи заводов и фабрик уже широко использовали си­ стему бездефектного изготовле­ ния продукций, созданную и впервые примененную в 1965 году машиностроителями Са­ ратова. В ее основе лежит ко­ личественная оценка качества работы — процент сдачи изде­ лий с первого предъявления. Ответственность за качество, таким образом, авторы систе­ мы возложили непосредственно на изготовителей продукции. Появление системы безде­ фектного изготовления продук­ ции быстро заметили за рубе­ жом, в том числе в США, Анг­ лии, Франции, ФРГ, Японии. «Бездефектность», «все без де­ фектов», «нуль дефектов» — так в западных странах стали именовать опыт советских рабо­ чих и специалистов. Особенно широко его использовали фир­ мы, занятые выпуском ракет­ ных систем и военной техники. Тем временем в советской ин­ дустрии продолжались поиски новых путей и средств повыше­ ния качества. В Горьком соз­ дали систему КАНАРСПЙ — качество, надежность, ресурс с первых изделий. Она требова­ ла изготовления продукции с первых изделий в полном соот­ ветствии с чертежами, техноло­ гией, техническими условиями и ГООТАми. В Рыбинске поя­ вилась система НОТПУ — на­ учная организация труда, про­ изводства и управления.. Ее сущность — создание коэффи­ циентов для комплексной оцен­ ки уровня всех этих работ. В Ярославле разработали систе­ му НОРМ — научная органи­ зация работ по увеличению мо­ торесурса. Эти и другие системы не исключали саратовского мето­ да, а дополняли его и развива­ ли. Если машиностроители Са­ ратова основную тяжесть ре­ шения проблемы возложили не­ посредственно на изготовите­ лей, то их последователи обра­ тили внимание и на другие этапы создания материальных ценностей — исследование, проектирование, обращение, эк­ сплуатация (потребление). Во Львове создали свой ва­ риант саратовского метода. На заводе телеграфной аппарату­ ры разработали систему безде­ фектного труда — СБТ. Основ, ным показателем в ней объя­ вили не процент сдачи изделий с первого предъявления, а ко г эффициент качества труда. Иначе Говоря, волжане оцени­ вали продукцию, а львовские производственники — работу каждого члена производствен­ ного коллектива, каждой брига­ ды, смены, цеха. Использова­ ние СБТ открыло возможность объективно и всесторонне сравнивать итоги социалисти­ ческого соревнования. Время и опыт шлифовали СБТ, делали ее более совер­ шенной и гибкой, универсаль­ ной и эффективной. Теперь во Львове применяют комплекс­ ную систему управления каче­ ством продукции — КСУК.П. Она опирается на заводские стандарты, которые связывают вопросы производства, научно- технических разработок, мате­ риально-технического снабже­ ния, подбора и обучения кад­ ров, материального стимулиро­ вания и другие в строгую си­ стему «по вертикали» — от ра­ бочего до директора предприя­ тия и «по горизонтали» — бригаду с бригадой, участок с участком, цех с цехом. Госстандарт СССР и его ин­ ституты увидели во львовском опыте прообраз единой систе­ мы государственного управле­ ния качеством, точнее — основ­ ные ее принципы. В объедине­ ниях имени 50-летия Великого Октября, «Микроприбор», «Прогресс», «Электрон», на за­ водах алмазного инструмента, кинескопов, конвейерострои- тельном и других побывали представители министерств и ведомств и, что называется, на месте установили высокую эффективность КСУКП воз­ можность ее использования на всех уровнях хозяйственного управления. Некоторые мини­ стерства провели во Львове отраслевые семинары и школы. С рассказом о передовом опыте руководители Львовского обко­ ма партии и предприятий горо­ да выступили на семинаре в Москве. Постановление Центрального Комитета КПСС, посвященное деятельности партийных орга­ низаций и передовых предприя­ тий Львовской области, в сущ­ ности составляет программу действий министерств и ве­ домств в управлении качест­ вом. На реализацию этой про­ граммы направлены сегодня и усилия Госстандарта СССР, его научно-исследовательских ин­ ститутов и лабораторий. Созда­ ние рабочей группы по подго­ товке основных принципов и функционирования системы го­ сударственного управления ка­ чеством — это первый шаг по пути дальнейшего повышения эффективности нашего общест­ венного производства. В. БЕЛЯЕВ, обозреватель ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz