Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
21 г а я 1975 г., 96 143 (14 224) ННМЫЙЙВ ЗГЕ Н И НС КТУЕ З НАМЯ П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я Вот и закончилась самая ответственная пора в работе учеб ных заведений области. В эти дни в вузах, техникумах, про фессионально-технических училищах завершаются выпускные экзамены. Конец учебного года всегда связан с подведением итогов воспитательной работы. Сегодня в очередном выпуске нашей страницы мы предоставляем слово учителям средних школ: Конь-Колодезской Хлеве некого района—Н. Глазневой и Лебедянской № 3—М. Сосову, рассказывающим об опыте тру дового и атеистического воспитания учащихся. «Все работы хороши»—под такой рубрикой публикуются материалы о работе по профориентации в школе, репортаж из Липецкого городского профтехучилища №28. В этом же выпу ске мы публикуем очерк заведующего нашим нештатным от делом школ П. Кашменского. В ШКОЛЕ сложилась оп ределенная система на учно-атеистического вос питания учащихся. Для этого мы используем не только все дисциплины учебного курса, но и различные формы внеклас сной работы: антирелигиозные беседы и вечера, просмотры атеистических фильмов, обсуж дение книг и т. д. Именно в семье ребенок по лучает первые представления об окружающем мире. От того, насколько правильными будут объяснения родителей, зави сит характер первоначальных взглядов ребенка, В ранне^ возрасте он еще некритически относится к мировоззрениям семьи. Авторитет родителей и ограниченность собственных сах рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» проводили беседы о вреде примет и суеверий. В отдельных случаях бесе ды убеждают педагога в необ ходимости ограждения школь ника от религиозного воздейст вия со стороны верующих чле нов семьи. В этом случае в ра боту включаются учителя дпу гих дисциплин, комсомольская и пионерская организации шко лы. В последнее время в целях выявления религиозности мы практикуем анкетирование. Школьникам предлагается от ветить на ряд вопросов, кото рые дают представление о ми ровоззрении учеников. Так, учеников 3—4 классов попро сили ответить на такие во- АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У Ч А Щ И Х С Я знаний — главные причины, заставляющие детей усваивать религиозные представления родителей. Но как узнать об отношении к религии родителей ребенка? Обычно верующие стараются скрыть свою религиозность. Да и дети из таких семей ред ко скажут о том, что их за ставляют выполнять те или иные обряды. Как правило, рни это скрывают и от учите лей, и от одноклассников. Требуется немало сил и умения, настойчивости и вре мени. чтобы проникнуть во внутренний мир ученика и чле нов его семьи. У нас вошло в традицию еше до поступления ребенка в школу узнавать условия его домашнего воспитания, ходил ли ребенок в детский сад или воспитывался дома, бабушка или мать занимались его вос питанием, где работают роди тели ребенка. Это помогает учителю получить представле ние об обстановке, в которой живет будущий воспитанник школы. Затем, как только на чинаются занятия, учитель по бывает в доме каждого пер воклассника. Он не только по знакомится с бытовыми усло виями ученика, но и побеседу ет с его родителями. Во вре мя бесед учитель не касается вопросов, непосредственно связанных с религией, потому что это может повредить в по следующей работе с семьей ученика. Учителя начальных классов за последние несколько лет выявили 30 семей, в которых имелись верующие. В настоя щее время они находятся в по ле зрения учителей и общест венности школы- Классных ру. ко.водителей мы обязали вклю чать з план воспитательной работы раздел об индивиду альной работе с семьями, в ко торых есть верующие. Посещая семьи, учителя встречают в некоторых домах иконы. Конечно, наличие икон еше не свидетельствует о ре лигиозности школьника, но по добные факты помогают учи телю выявить взгляды членов семьи на религию, узнать, ока зывается ли религиозное влия ние на ученика. Посещение семей учителя дополняют беседами с самими школьниками. Во время бесед с первоклассниками учителя задают им в числе прочих следующие вопросы; «Какие праздники, отмечаемые совет ским народом, ты знаешь?», «Чем ты болел и где лечился?». «Чего ты боишься?», «Какие •гы знаешь стихи и песни?». От веты ребят на эти вопросы позволяют сделать вывод, что значительная часть их свобод на от религиозных представ лений. Однако оказалось, что неко торые первоклассники нахо дятся под религиозным влия нием старших членов семьи. Отдельные из них неправильно объясняют причины таких яв лений природы, как дождь, гром, молния. «Когда дождь идет, это боженька плачет», — говорил один из них. вспоми ная грозу, испугавшую его. Полученные сведения убедили педагогический коллектив в необходимости более глу боко знакомиться с семьями школьников. О представлении школьни ков. об их отношении к рели гии большой материал дают беседы, проводимые учителями пои прохождении программно го материала. Так, учителя русского языка и литературы М. А. Гламазда, В. П. Прасо- лрва при изучении в 6-х клас- просы: «Какие события в тво ей жизни запомнились тебе больше всего?». «Какие боль шие праздники отмечают в твоей семье?» и т. д. Анализ ответов показал, что некото рые из них слышали дома рас сказы о загробной жизни, об аде и рае, знают такие церковные праздники, как пас ха, троица, и др. Итоги анке тирования заставили педагогов заново продумать вопрос о на правлении индивидуальной ра боты с детьми. Работа по преодолению предрассудков убеждает в пра воте слов Н. К. Крупской, ко торая писала: «Всяческие суе верия и религиозное суеверие в том числе вырастают на поч ве неумения наблюдать, прове рять наблюдения, делать из них выводы. Самый рациональный способ борьбы с суевериями— это вооружение человека науч ным методом исследования». Своевременно начатая борь ба с верой в приметы, вещие сны и т. д. приносит, как пра вило, положительные результа ты. Труднее приходится в том случае, когда педагог сталки вается со школьниками, у ко торых ясно обнаруживаются религиозные взгляды и наст роения. Таких учеников очень мало. Они обычно бывают в семьях сектантов. Ребенку не легко признаться, что он верит в бога. Школьникам старшего возраста сказать о своей рели гиозности — это значит про тивопоставить себя коллекти ву. Когда их взгляды стано вятся известными другим, они обычно болезненно пережива ют это. В работе с такими учащи мися необходимо проявлять чуткость и такт. В одном случае достаточно откровенных бесед учителя со своим воспитанником о рели гии. В другом — едва лишь заговорят о нелепости веры в бога, школьник уходит в себя, замыкается. Такого ученика необходимо расположить к се бе, убедить, что и учителя и ученики желают ему добра. Только после этого у него по явится доверие к атеистиче ским доводам педагогов и то варищей. Религиозные убеждения складываются у тех детей, ко торые оторваны от жизни кол лектива. Педагоги, проводя щие атеистическую работу с верующими учащимися. осо бое внимание обращают на роль в этом школьных тради ций и праздников. Действи тельно, торжественные приемы в октябрята и пионеры, вступ ление школьника в ряды ВЛКСМ стали эффективным средством коммунистического воспитания детей и подрост ков. В эти дни к школьникам приходят ветераны революции, участники Великой Отечествен ной войны. Герои Социалисти ческого Труда. Такие встречи заставляют школьников серь езно задуматься о жизни, о своем месте в ней. В последнее время в жизнь школ вошли такие праздники, как пророды русской зимы, «Золотая осень». Эти праздни ки оказывают сильное эмонио. нальное воздействие на ребят, запоминаются. При умелой и тщательной подготовке тра диционные праздники могут стать действенным средством атеистического воспитания школьников. Н. ГЛАЗНЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Конь-Колодезской средней школы Хлевенского района. РАСТИТЬ ТРУДОВУЮ СМЕНУ Часто еще в разговорах с коллегами приходится слы шать: и рады бы в рамках школы разнообразить формы приобщения ребят к труду, но нет необходимых для этого ус ловий, нужны отлично обо рудованные мастерские, и ка бинеты. Несколько лет назад в таком же положении была и наша школа. До тех пор, пока не установили самый тесный и деловой контакт с шефами — коллективом Лебедянского машиностроительного завода. Сообща наметили план дейст вий по укреплению учебно материальной базы трудового обучения. Сегодня он уже в основном выполнен. Сейчас школа рас полагает оборудованными ма стерскими по металлу, по д е реву, кабинетами машинове дения и обслуживающего тру да; кухней-лабораторией и швейной мастерской. В таких условиях, конечно, оказалось возможным строить работу по трудовому обучению более организованно, целенаправ ленно. Вся программа занятий в мастерских связана с учебным конструированием, модели рованием, Под руководством учителя Е. А. Польшина ребя та, начиная с седьмого класса, изготовляют на уроках пред меты общественно-полезного назначения (пособия, приспо собления, инструменты и т. п.). Своими силами ребята помог ли оборудовать комнату домо водства, химический кабинет. В процессе работы школьни ки приобщаются к техническо му творчеству: разрабатывают чертежи, готовят документа цию, эскизы. Около года работает в шко ле кабинет обслуживающего труда. Он хорошо оборудован. В кухне-лаборатории установ лены электроплита, буфет, разделочные столы, кухонный инвентарь, набор посуды на четыре бригады. В швейной мастерской — 15 ученических парт с горизонтальной поверх ностью, примерочная, закрой ный стол, десять швейных ма шинок и т. д. С большой любовью ведут обучение обслуживающему труду учителя В. А. Гончарова и В. В. Нистратова. В процессе занятий они широко использу ют различные виды наглядных пособий: образцы изделий, рисунки, фотографии, таблицы, чертежи, схемы и диаграммы, графики. В основном обучаются, ко нечно, девочки. В кухне-лабо ратории они изучают техноло гию приготовления блюд, зна комятся с основами рацио нального питания, с удоволь ствием выполняют практиче ские задания. Большое внима ние уделяется красивому оформлению блюд, рациональ ной сервировке стола. Прог рамма знакомит и с правилами этикета за столом. На базе кабинета обслужи вающего т^уда организовано и обучение ребят основам ма шиноведения и электротехни ки. Учащиеся производят раз борку и сборку электроприбо ров и бытовых машин. Они са ми ремонтируют и налаживают их. Вообще, мы стараемся ча ще привлекать школьников к труду в рамках школы. Еже годно, например, старшеклас сники ремонтируют школьное здание, мебель. В нынешнем году ребята участвуют в стро^ ительстве нового помещения для школы. Ребята навели образцовый порядок на опыт ном пришкольном участке. В летнее время юноши и девуш ки работают на полях подшеф ного совхоза «Первомайский» — выращивают овощи: свеклу, картофель, участвуют в убор ке урожая. То, что нами сделано в орга низации трудового обучения, не дает основания успокаи ваться. Мы критически оцени-, ваем пеложение дел, и видим значительные неиспользован ные резервы. Прежде всего, считаем необходимым расши рить формы трудового обуче ния учащихся с целью прибли жения ребят к*производству. В этом нам опять-таки должны помочь шофы. С их участием хотим создать непосредствен но на машиностроительном за воде производственный уча сток для обучения старше классников рабочим профес сиям. То-есть, таким образом соединить трудовое обучение с общественно-полезным тру дом. Под началом опытных наставников старшеклассники смогут не только овладеть на выками ремесла, но и лучше ознакомиться с жизнью завода, его коллективом, глубже про никнуться чувством гордости за рабочую профессию. С помощью шефов рассчи тываем и значительно улуч шить оборудование мастерских с тем, чтобы ребята могли выполнять несложные заказы непосредственно для завода. Пятая трудовая четверть — принципиально новое явление в школьной жизни. В прошлом году мы впервые сделали по пытку организовать во время каникул лагерь труда и отды ха на базе совхоза «Слава». За лето в нем побывало около двухсот учащихся. Мы убеди лись — это хорошая форма трудового воспитания. В ны нешнем году такой лагерь школа организует вновь. В связи с этим хотелось бы высказать предложение в ад рес районного отдела народ ного образования. Видимо, на стало время подумать над тем, чтобы создать в районе стаци онарный лагерь труда и отды ха старшеклассников на берегу Дона за счет кооперирования средств промышленных пред приятий, учреждений. Распо лагая удобными помещениями, столовыми, спортивными пло щадками, такой лагерь смог бы принять за лето более двух тысяч учащихся. Объединив усилия учителей, в нем лучше можно было бы организовать воспитательный процесс: в коллективном труде особенно ярко раскрываются характеры ребят. В летних трудовых ла герях многие учащиеся, по су ти дела, впервые сталкиваются с экономикой, учатся счи тать. Словом, новая форма не нуждается в агитации за себя. Важно лишь, чтобы в органи зации летних практических работ были заинтересованы все — и хозяйства, и пред приятия города, и школы. Трудовое воспитание ,— во прос многогранный. Важно постоянно совершенствовать все его формы, помня, что участие в общественно-полез ном труде незаменимое сред ство формирования личности будущих активных членов на шего общества. м. со с о в , директор средней школы № 3 г. Лебедяни, делегат V областного съезда по коммунистиче- •л скому воспитанию. . / П о ч е т н ы й гость Липецка Имя бригадира слесарей * сборщиков ленинградского объединения «Электросила» Героя Социалистического Тру да С. С. Витченко сегодня хорошо знакомо многим. Он стал одним из зачинателей движения наставничества в стране. По его примеру, ис пользуя его опыт, сотни и ты сячи кадровых рабочих, вете ранов труда стали воспитате лями молодежи, будущей сме ны рабочего класса. С. С. Витченко был почет ным гостем г. Липецка на об ластном слете наставников, состоявшемся в нынешнем го ду. Он встречался с молоде жью города, рассказывая им о становлении и трудовых успе хах молодежной бригады, воз главляемой им на ленинград ском заводе. На снимке: Герой Социали стического Труда С. С, Вит- ченхо на одной из встреч с учащимися липецких профтех училищ. Фото К). Ардашева. В С Е Р А Б О Т Ы ХОРОШИ РАССКАЗЫВАЮТ МАМЫ Не узнать было моих маль чишек и девчонок, девятиклас сников, в этот День собравших^ ся на обычный классный час. Сидели посерьезневшие, при тихшие, внимавшие каждому слову. Если говорить честно, то и я, их классная руководи тельница, не ожидала, что эта встреча окажется столь инте ресной для них. В нашей средней школе № 4 г. Грязи немало делается для профориентации. Организуется для старшеклассников цикл вечеров-встреч «Рассказы о профессиях», проводятся экс курсии на местные промыш ленные предприятия и многое другое. В этой работе важно добиться, чтобы каждое мероприятие запомнилось ре* бятам, взволновало цх — только тогда оно «сработает», даст нужный эффект. А почему бы не пригласить в класс родителей, например, мам, и не попросить их расска зать о своих профессиях? Ко нечно, немного необычно — ребята привыкли видеть мам чаще дома, занятых привыч ными и незаметными делами. И вот теперь они, как будто, смотрят на них иными глаза ми. Мама — человек интерес ной профессии, общественница, активный член коллектива. Кем быть? Смотри, слушай, выбирай... Многих из ребят привлекает профессия юриста. Но каждо му ли из них она подходит? Вот о ее «секретах» и расска зывает мальчишкам и девчон кам мать Игоря, Аза Дмитри евна Токарчук. Просто, доход чиво, на живых примерах из практики строит она свою бе седу, охотно отвечает на мно гочисленные вопросы. Как будто по-новому приот крылась для ребят и профес сия врача, о которой расска зывает еще одна из мам — Александра Ивановна Жижи на. Многие представляют эту профессию в ореоле лишь сплошной героики. Но есть еше и будни, наполненные кропот ливым ТРУДОМ. — Готовность к нему —вы сокий долг врача. — говорит Александра Ивановна, Мама — токарь, инженер, строитель... О многих профес сиях узнали в этот день мои ребята. С волнением слушали они рассказ своей бывшей классной руководительницы, учительницы Марин Андреев ны Чернышовой. Ее по праву можно назвать главной мамой асех ребят. Вместе с нею каждый из них вступал в пио неры, затем — в комсомол. Сейчас она — на заслуженном отдыхе, но не забывает школу, своих питомцев. Ее напутствия, слова о профессии и высоком долге учителя, конечно, запом нились многим. Классный час удался. И я подумала — насколько важно чаще устраивать такие встре чи, насколько полезно гово рить с ребятами о самом важ ном устами самых близких людей — родителей. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. КАК СТАТЬ «ВОЛШЕБНИКОМ».. Все мы хорошо .знаем афо ризм Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и ли цо. и одежда, и душа, и мыс ли». И если три компонента зависят полностью от самого человека, то одежда... Тут уж никак не обойтись без людей, работающих в легкой про мышленности, службе быта. Вот таких специалистов и готовит для области Липецкое городское профтехучилище Дв 28. Это учебное заведение еще молодое, ему три года. Но оно уже пользуется популяр ностью у молодежи — там можно получить практически все специальности службы бы та. Сегодня мне хочется рас сказать лишь о двух его отде лениях в связи с тем. что ны нешний учебный год для них особенный: состоится первый выпуск специалистов нового профиля. На первом этаже здания расположен швейный цех. Зайдем сюда на минуту. На столах пестро от тканей все возможных расцветок. Над ними «колдуют» девичьи руки. И цех учебный, и урок идет обычный. Но вот работа идет серьезная. Дело в том, что цех макси мально приближен к условиям будущей работы выпускниц — ателье индивидуального поши ва. Девушки трудятся на сов- ревенных швейных машинах под началом опытных масте ров. Уже в училище они поду чают квалификацию швец 3—4 разряда. Вязальщица изделий верхне го трикотажа и полотна. Так называется специальность, ко торую дает второе, самое мо лодое, отделение училища. С гордостью показывает мастер Г. П. Торшина изде лия, выполненные девушками. Такому ассортименту позави дует любая модница: шерстя ные блузки, юбки, платья сов- - .;!• .4!,. ' ; > ременных фасонов, рисунча тые чулки , нарядные шапоч ки, ажурные воротнички... Не которые изделия, а они изго тавливаются также на заказ—* особенно нравятся покупате лям. Модели их разработаны самими учащимися под руко водством мастеров. Техническое творчество, вос питание художественного вку са — особая забота педагогов училища. Юноши и девушки охотно занимаются в кружках технического творчества, кото рые ведут мастера Г. П. Тро шина, Н. Д. Тазова, Н. М. Ло гинова. Они учатся разрабаты вать новые фасоны, придумы вают красивые узоры для от? делки; одежды, обсуждают вьг полнещше учащимися работы. Но не только профессионалы* ной подготовкой привлекает ребят училище. Вместе со спе циальностью они приобретают и аттестат о среднем образо вании. Все условия созданы 1 училише для общеобразова- тельной учебы. Введена каби нетная система. Все классы современно оборудованы —* есть установки дневного кино* проекторы для учебных ди афильмов. магнитофоны, про* игрыватели, различные прибег ры а! пособия. Я побывал в училище как раз в те дни, когда юноши и девушки сдавали экзамены по программе средней школы. Повсюду царила обстановка, как в любой обычной школе в предвыпускное время. В ко ридорах оживленные разгово ры, шумные с п о ры , шуршание конспектов... Одно только на* верняка отличало этих юноше шей и девушек от их сверстни- ков-школьников. Не было здесь разговоров о выборе профес сии. Они уже сделали его —• быть «волшебниками» службы быта. В. ВЛАДИМИРОВ, СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ» 5®С-И[ЗМ'МЬ9 о т д а . мммйа .. я д е т ж м в ЛАСТНО прозвучал школьный звонок. И, по винуясь ему, стихли ре бячьи голоса, опустели кори доры. Елена Ивановна вошла в класс, как всегда, легко и быстро. Командир пионерско го отряда Ира Криушина, не высокая светловолосая девоч ка, четко отрапортовала; — Пятый «Б» к проведению урока мужества готов! Когда все сели.- Клавдия Ивановна Фарафорова, клас сный руководитель, представи ла: — Большинство из вас, ре бята, знают Елену Ивановну. Она преподает географию в старших классах. Вы видите: у нее голова седая. Но посе ребрили ее не годы, а война. О ней, о жестокой войне, она и расскажет вам сегодня... Класс успокаивался, но по ка вихрастый паренек на зад ней парте еше переговаривает ся с соседом, а этот, рыжень кий, беспечно с м о т- рит в о к н о . Сзади меня перешептываются де вочки. Елена Ивановна не на чинала, дожидаясь, когда на ступит тишина. А может быть, она возвращалась в эти мину ты в далекие годы. Сколько же прошло с тех пор? Почтя полвека. Калужская область. Жиздринский район. Село Ов- сорок. В нем прошли ее дет ские годы. Отпа помнит плохо. Ей было восемь лет, когда он умер. У матери на руках оста лось шестеро, один одного меньше. После семилетки не выбирала — только педагоги ческое училище. Об этом меч тала еше в школе. Но учитель ствовать пришлось недолго: началась война... Елена Ивановна вниматель ным взглядом обвела класс. — Ни на фронте, ни в пар тизанском отряде я, ребята, не была. Я вам расскажу о том, что видела во время войны, что испытала сама, в т° время двадцатилетняя девушка... Наше село гитлеровцы ок купировали в октябре сорок первого. Однажды к околице подошло много фашистских солдат. Они шли тремя боль шими партиями. Пьяные. Пер вая партия выгнала из домов всех мужчин, подростков и под охраной ртвела в долину реки. Вторая — всех женщин отогнала к церкви. Вскоре село запылало, 480 домов сгорело дотла. Нам. женщинам, объявили, что мужчин расстреляют за связь с партизанами. Им при казали раздеться и снять обувь. Потом методично рас стреливали по одному—в заты лок разрывными пулями. Вот ца снег упали учитель Суетин с двумя оыновьями-подрост- ками. Потом—математик Сау- нин. Очередь была за моим братом Шуриком. Ему было всего шестнадцать. До поздне го вечера продолжалась рас права. Целых пять часов. И никто не попросил о пощаде, не обронил слезы... Елена Ивановна вгляделась в ребячьи лица. Все напряжен но слушали. Но она не могла продолжать — переж и т о е ожило, мучительной болью отозвалось в сердце. ...Мне до этого не раз при ходилось бывать на уроках учительницы Кругловой — глубоких по содержанию, пре дельно четких, методически продуманных. Программный материал преподносит рн.а ре бятам ярко, живо, интересно. Е л е н а И в а н о в н а пользуется большим ав торитетом еррди педаго гов не только школы, но и Ли пецка. Иначе ре не назначили бы руководителем методиче ского объединения учителей Географии Советского района, нештатным инспектором рай онов Научно-исследовательский институт Академии педа гогических наук СССР привлек ее к работе в качестве не штатного научного сотрудник3- По заданию института учи тельница Круглова рецензиру ет учебники географии по но вым программам, ведет фа культатив «Основы экономики важнейших отраслей народно го хозяйства СССР» (кстати, такой факультатив—пока еще редкое явление в школах), Елена Ивановна стряхнула минутную слабость. — А что ждало нас, жен щин? Многое еще пришлось пере жить ддадцатидетней девушке в те грозные годы. Вместе с односельчанами она попала в лагерь для лиц, подлежащих угону в Германию, который располагался тогда в Брян ской области. Любохна, Жиря. тино, Почеп... Жили под от крытым небом. Кругом—колю чая проволока. Все знали: от сюда их должны были отпра вить в рабство. Но помог слу чай. Организовав ГРУШУ» Де* вущки бежали. Я посмотрел на лица ребят. Затаив дыхание, слушали они рассказ учительницы о людях, в трудные минуты не расте рявшихся, а протянувших друг другу руку помощи, Их было много, встреченных Еленой Ивановной на дорогах войны. Эти люди спасли ей жизнь. — Такие люди, ребята, не были отмечены высокими наг радами и звациями, остались безымянными, но это цх не приметное мужество, чувство братства помогло тысячам советских людей выстоять . в лихую годину, получить ВОЗ МОЖНОСТЬ заниматься любимой работой, растить детей, радо ваться жизни. Растить детей*., Я слушал Елену Ивановну и думал — эти слова относятся и к ней. Вся судьба ее связана с деть ми, им она отдала свою лю бовь и призвание/ Она могла бы рассказать ребятам о том, как сразу же после изгнания оккупантов из родных мест в декабре сорок третьего верну лась в школу. Учителей не хватало, и каждый должен был быть «универсалом». Пос ле уроков вместе с ребятиш ками она заготавливала лес на постройку средней школы, расчищала дорогу под новый железнодорожный путь, соби рала среди населения деньги на постройку танковой колон ны, проводила, комсомольские собрания — была секретарем территориальной комсомоль ской организации. Лишь после войны' Елена Ивановна навсег да' выбрала для себя любимый предмет — географию и посту пила заочно в институт. С УБЛЕЧЕНИЕМ, творче ски работает учительни ца Круглова с детьми, Умело развивает у Них любо знательность, любовь к Роди не, родному краю. И эти ее черты наиболее ярко проявля ются в краеведческой работе. Двенадцати лет в средней школе № 36 действует учени ческий совет по краеведению, которым руководит Елена Ива новна. Экскурсии на Галичыо гору, в урочище «Быкова шея», Воронежский государственный заповедник, на заводы Липец к у С какими познавательными беседами в классах выступают «ее» юные*лекторы? Они рас* сказывают и о липчанах-геро* ях Отечественной войны, и о Липецкой Магнитке; и об аг рокомплексах области. Попу лярны у школьников краевед ческие вечера. Л учти г внеу рочные занятия по Л(/аевеКе нию школа показывает в Дат ском кинотеатре «Орленок» при «Космосе», А встречи с участниками Великой Отечественной! В го стях у ребят 36-ой побывали генерал-майор в отставке В. А. Абызов, бывший командир партизанского сое динения А. М. Садиленко. До всего есть дело коммуни сту, заслуженной учительнице школы РСФСР КругД°вой, че ловеку с беспокойным харак тером. Без нее, конечно, не обойдется ни один выезд в подшефную Новодеревенскую среднюю школу Липецкого района, ни одно мероприятие по профориентации учащихся. ...Урок в пятом «Б» продол жался еше долго. Ребята бук вально засыпали вопросами Елену Ивановну. Тихонько, я вышел из класса. Но долго еше мысленно я возвращался к тому уроку. Вспоминал внимательные, иск рящиеся живым интересом, серьезные ребячьи глаза. И ду мал — это ли не лучшая наг рада учителю, отдавшему де* тям всю свою жизнь? Ч п . КАШМЕНСКИИ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz