Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

21 г а я 1975 г., 96 143 (14 224) ННМЫЙЙВ ЗГЕ Н И НС КТУЕ З НАМЯ П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я Вот и закончилась самая ответственная пора в работе учеб­ ных заведений области. В эти дни в вузах, техникумах, про­ фессионально-технических училищах завершаются выпускные экзамены. Конец учебного года всегда связан с подведением итогов воспитательной работы. Сегодня в очередном выпуске нашей страницы мы предоставляем слово учителям средних школ: Конь-Колодезской Хлеве некого района—Н. Глазневой и Лебедянской № 3—М. Сосову, рассказывающим об опыте тру­ дового и атеистического воспитания учащихся. «Все работы хороши»—под такой рубрикой публикуются материалы о работе по профориентации в школе, репортаж из Липецкого городского профтехучилища №28. В этом же выпу­ ске мы публикуем очерк заведующего нашим нештатным от­ делом школ П. Кашменского. В ШКОЛЕ сложилась оп­ ределенная система на­ учно-атеистического вос­ питания учащихся. Для этого мы используем не только все дисциплины учебного курса, но и различные формы внеклас­ сной работы: антирелигиозные беседы и вечера, просмотры атеистических фильмов, обсуж­ дение книг и т. д. Именно в семье ребенок по­ лучает первые представления об окружающем мире. От того, насколько правильными будут объяснения родителей, зави­ сит характер первоначальных взглядов ребенка, В ранне^ возрасте он еще некритически относится к мировоззрениям семьи. Авторитет родителей и ограниченность собственных сах рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» проводили беседы о вреде примет и суеверий. В отдельных случаях бесе­ ды убеждают педагога в необ­ ходимости ограждения школь­ ника от религиозного воздейст­ вия со стороны верующих чле­ нов семьи. В этом случае в ра­ боту включаются учителя дпу гих дисциплин, комсомольская и пионерская организации шко­ лы. В последнее время в целях выявления религиозности мы практикуем анкетирование. Школьникам предлагается от­ ветить на ряд вопросов, кото­ рые дают представление о ми­ ровоззрении учеников. Так, учеников 3—4 классов попро­ сили ответить на такие во- АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У Ч А Щ И Х С Я знаний — главные причины, заставляющие детей усваивать религиозные представления родителей. Но как узнать об отношении к религии родителей ребенка? Обычно верующие стараются скрыть свою религиозность. Да и дети из таких семей ред­ ко скажут о том, что их за­ ставляют выполнять те или иные обряды. Как правило, рни это скрывают и от учите­ лей, и от одноклассников. Требуется немало сил и умения, настойчивости и вре­ мени. чтобы проникнуть во внутренний мир ученика и чле­ нов его семьи. У нас вошло в традицию еше до поступления ребенка в школу узнавать условия его домашнего воспитания, ходил ли ребенок в детский сад или воспитывался дома, бабушка или мать занимались его вос­ питанием, где работают роди­ тели ребенка. Это помогает учителю получить представле­ ние об обстановке, в которой живет будущий воспитанник школы. Затем, как только на­ чинаются занятия, учитель по­ бывает в доме каждого пер­ воклассника. Он не только по­ знакомится с бытовыми усло­ виями ученика, но и побеседу­ ет с его родителями. Во вре­ мя бесед учитель не касается вопросов, непосредственно связанных с религией, потому что это может повредить в по­ следующей работе с семьей ученика. Учителя начальных классов за последние несколько лет выявили 30 семей, в которых имелись верующие. В настоя­ щее время они находятся в по­ ле зрения учителей и общест­ венности школы- Классных ру. ко.водителей мы обязали вклю­ чать з план воспитательной работы раздел об индивиду­ альной работе с семьями, в ко­ торых есть верующие. Посещая семьи, учителя встречают в некоторых домах иконы. Конечно, наличие икон еше не свидетельствует о ре­ лигиозности школьника, но по­ добные факты помогают учи­ телю выявить взгляды членов семьи на религию, узнать, ока­ зывается ли религиозное влия­ ние на ученика. Посещение семей учителя дополняют беседами с самими школьниками. Во время бесед с первоклассниками учителя задают им в числе прочих следующие вопросы; «Какие праздники, отмечаемые совет­ ским народом, ты знаешь?», «Чем ты болел и где лечился?». «Чего ты боишься?», «Какие •гы знаешь стихи и песни?». От­ веты ребят на эти вопросы позволяют сделать вывод, что значительная часть их свобод­ на от религиозных представ­ лений. Однако оказалось, что неко­ торые первоклассники нахо­ дятся под религиозным влия­ нием старших членов семьи. Отдельные из них неправильно объясняют причины таких яв­ лений природы, как дождь, гром, молния. «Когда дождь идет, это боженька плачет», — говорил один из них. вспоми­ ная грозу, испугавшую его. Полученные сведения убедили педагогический коллектив в необходимости более глу­ боко знакомиться с семьями школьников. О представлении школьни­ ков. об их отношении к рели­ гии большой материал дают беседы, проводимые учителями пои прохождении программно­ го материала. Так, учителя русского языка и литературы М. А. Гламазда, В. П. Прасо- лрва при изучении в 6-х клас- просы: «Какие события в тво­ ей жизни запомнились тебе больше всего?». «Какие боль­ шие праздники отмечают в твоей семье?» и т. д. Анализ ответов показал, что некото­ рые из них слышали дома рас­ сказы о загробной жизни, об аде и рае, знают такие церковные праздники, как пас­ ха, троица, и др. Итоги анке­ тирования заставили педагогов заново продумать вопрос о на­ правлении индивидуальной ра­ боты с детьми. Работа по преодолению предрассудков убеждает в пра­ воте слов Н. К. Крупской, ко­ торая писала: «Всяческие суе­ верия и религиозное суеверие в том числе вырастают на поч­ ве неумения наблюдать, прове­ рять наблюдения, делать из них выводы. Самый рациональный способ борьбы с суевериями— это вооружение человека науч­ ным методом исследования». Своевременно начатая борь­ ба с верой в приметы, вещие сны и т. д. приносит, как пра­ вило, положительные результа­ ты. Труднее приходится в том случае, когда педагог сталки­ вается со школьниками, у ко­ торых ясно обнаруживаются религиозные взгляды и наст­ роения. Таких учеников очень мало. Они обычно бывают в семьях сектантов. Ребенку не­ легко признаться, что он верит в бога. Школьникам старшего возраста сказать о своей рели­ гиозности — это значит про­ тивопоставить себя коллекти­ ву. Когда их взгляды стано­ вятся известными другим, они обычно болезненно пережива­ ют это. В работе с такими учащи­ мися необходимо проявлять чуткость и такт. В одном случае достаточно откровенных бесед учителя со своим воспитанником о рели­ гии. В другом — едва лишь заговорят о нелепости веры в бога, школьник уходит в себя, замыкается. Такого ученика необходимо расположить к се­ бе, убедить, что и учителя и ученики желают ему добра. Только после этого у него по­ явится доверие к атеистиче­ ским доводам педагогов и то­ варищей. Религиозные убеждения складываются у тех детей, ко­ торые оторваны от жизни кол­ лектива. Педагоги, проводя­ щие атеистическую работу с верующими учащимися. осо­ бое внимание обращают на роль в этом школьных тради­ ций и праздников. Действи­ тельно, торжественные приемы в октябрята и пионеры, вступ­ ление школьника в ряды ВЛКСМ стали эффективным средством коммунистического воспитания детей и подрост­ ков. В эти дни к школьникам приходят ветераны революции, участники Великой Отечествен­ ной войны. Герои Социалисти­ ческого Труда. Такие встречи заставляют школьников серь­ езно задуматься о жизни, о своем месте в ней. В последнее время в жизнь школ вошли такие праздники, как пророды русской зимы, «Золотая осень». Эти праздни­ ки оказывают сильное эмонио. нальное воздействие на ребят, запоминаются. При умелой и тщательной подготовке тра­ диционные праздники могут стать действенным средством атеистического воспитания школьников. Н. ГЛАЗНЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Конь-Колодезской средней школы Хлевенского района. РАСТИТЬ ТРУДОВУЮ СМЕНУ Часто еще в разговорах с коллегами приходится слы­ шать: и рады бы в рамках школы разнообразить формы приобщения ребят к труду, но нет необходимых для этого ус­ ловий, нужны отлично обо­ рудованные мастерские, и ка­ бинеты. Несколько лет назад в таком же положении была и наша школа. До тех пор, пока не установили самый тесный и деловой контакт с шефами — коллективом Лебедянского машиностроительного завода. Сообща наметили план дейст­ вий по укреплению учебно­ материальной базы трудового обучения. Сегодня он уже в основном выполнен. Сейчас школа рас­ полагает оборудованными ма­ стерскими по металлу, по д е ­ реву, кабинетами машинове­ дения и обслуживающего тру­ да; кухней-лабораторией и швейной мастерской. В таких условиях, конечно, оказалось возможным строить работу по трудовому обучению более организованно, целенаправ­ ленно. Вся программа занятий в мастерских связана с учебным конструированием, модели­ рованием, Под руководством учителя Е. А. Польшина ребя­ та, начиная с седьмого класса, изготовляют на уроках пред­ меты общественно-полезного назначения (пособия, приспо­ собления, инструменты и т. п.). Своими силами ребята помог­ ли оборудовать комнату домо­ водства, химический кабинет. В процессе работы школьни­ ки приобщаются к техническо­ му творчеству: разрабатывают чертежи, готовят документа­ цию, эскизы. Около года работает в шко­ ле кабинет обслуживающего труда. Он хорошо оборудован. В кухне-лаборатории установ­ лены электроплита, буфет, разделочные столы, кухонный инвентарь, набор посуды на четыре бригады. В швейной мастерской — 15 ученических парт с горизонтальной поверх­ ностью, примерочная, закрой­ ный стол, десять швейных ма­ шинок и т. д. С большой любовью ведут обучение обслуживающему труду учителя В. А. Гончарова и В. В. Нистратова. В процессе занятий они широко использу­ ют различные виды наглядных пособий: образцы изделий, рисунки, фотографии, таблицы, чертежи, схемы и диаграммы, графики. В основном обучаются, ко­ нечно, девочки. В кухне-лабо­ ратории они изучают техноло­ гию приготовления блюд, зна­ комятся с основами рацио­ нального питания, с удоволь­ ствием выполняют практиче­ ские задания. Большое внима­ ние уделяется красивому оформлению блюд, рациональ­ ной сервировке стола. Прог­ рамма знакомит и с правилами этикета за столом. На базе кабинета обслужи­ вающего т^уда организовано и обучение ребят основам ма­ шиноведения и электротехни­ ки. Учащиеся производят раз­ борку и сборку электроприбо­ ров и бытовых машин. Они са­ ми ремонтируют и налаживают их. Вообще, мы стараемся ча­ ще привлекать школьников к труду в рамках школы. Еже­ годно, например, старшеклас­ сники ремонтируют школьное здание, мебель. В нынешнем году ребята участвуют в стро^ ительстве нового помещения для школы. Ребята навели образцовый порядок на опыт­ ном пришкольном участке. В летнее время юноши и девуш­ ки работают на полях подшеф­ ного совхоза «Первомайский» — выращивают овощи: свеклу, картофель, участвуют в убор­ ке урожая. То, что нами сделано в орга­ низации трудового обучения, не дает основания успокаи­ ваться. Мы критически оцени-, ваем пеложение дел, и видим значительные неиспользован­ ные резервы. Прежде всего, считаем необходимым расши­ рить формы трудового обуче­ ния учащихся с целью прибли­ жения ребят к*производству. В этом нам опять-таки должны помочь шофы. С их участием хотим создать непосредствен­ но на машиностроительном за­ воде производственный уча­ сток для обучения старше­ классников рабочим профес­ сиям. То-есть, таким образом соединить трудовое обучение с общественно-полезным тру­ дом. Под началом опытных наставников старшеклассники смогут не только овладеть на­ выками ремесла, но и лучше ознакомиться с жизнью завода, его коллективом, глубже про­ никнуться чувством гордости за рабочую профессию. С помощью шефов рассчи­ тываем и значительно улуч­ шить оборудование мастерских с тем, чтобы ребята могли выполнять несложные заказы непосредственно для завода. Пятая трудовая четверть — принципиально новое явление в школьной жизни. В прошлом году мы впервые сделали по­ пытку организовать во время каникул лагерь труда и отды­ ха на базе совхоза «Слава». За лето в нем побывало около двухсот учащихся. Мы убеди­ лись — это хорошая форма трудового воспитания. В ны­ нешнем году такой лагерь школа организует вновь. В связи с этим хотелось бы высказать предложение в ад­ рес районного отдела народ­ ного образования. Видимо, на­ стало время подумать над тем, чтобы создать в районе стаци­ онарный лагерь труда и отды­ ха старшеклассников на берегу Дона за счет кооперирования средств промышленных пред­ приятий, учреждений. Распо­ лагая удобными помещениями, столовыми, спортивными пло­ щадками, такой лагерь смог бы принять за лето более двух тысяч учащихся. Объединив усилия учителей, в нем лучше можно было бы организовать воспитательный процесс: в коллективном труде особенно ярко раскрываются характеры ребят. В летних трудовых ла­ герях многие учащиеся, по су­ ти дела, впервые сталкиваются с экономикой, учатся счи­ тать. Словом, новая форма не нуждается в агитации за себя. Важно лишь, чтобы в органи­ зации летних практических работ были заинтересованы все — и хозяйства, и пред­ приятия города, и школы. Трудовое воспитание ,— во­ прос многогранный. Важно постоянно совершенствовать все его формы, помня, что участие в общественно-полез­ ном труде незаменимое сред­ ство формирования личности будущих активных членов на­ шего общества. м. со с о в , директор средней школы № 3 г. Лебедяни, делегат V областного съезда по коммунистиче- •л скому воспитанию. . / П о ч е т н ы й гость Липецка Имя бригадира слесарей * сборщиков ленинградского объединения «Электросила» Героя Социалистического Тру­ да С. С. Витченко сегодня хорошо знакомо многим. Он стал одним из зачинателей движения наставничества в стране. По его примеру, ис­ пользуя его опыт, сотни и ты­ сячи кадровых рабочих, вете­ ранов труда стали воспитате­ лями молодежи, будущей сме­ ны рабочего класса. С. С. Витченко был почет­ ным гостем г. Липецка на об­ ластном слете наставников, состоявшемся в нынешнем го­ ду. Он встречался с молоде­ жью города, рассказывая им о становлении и трудовых успе­ хах молодежной бригады, воз­ главляемой им на ленинград­ ском заводе. На снимке: Герой Социали­ стического Труда С. С, Вит- ченхо на одной из встреч с учащимися липецких профтех­ училищ. Фото К). Ардашева. В С Е Р А Б О Т Ы ХОРОШИ РАССКАЗЫВАЮТ МАМЫ Не узнать было моих маль­ чишек и девчонок, девятиклас­ сников, в этот День собравших^ ся на обычный классный час. Сидели посерьезневшие, при­ тихшие, внимавшие каждому слову. Если говорить честно, то и я, их классная руководи­ тельница, не ожидала, что эта встреча окажется столь инте­ ресной для них. В нашей средней школе № 4 г. Грязи немало делается для профориентации. Организуется для старшеклассников цикл вечеров-встреч «Рассказы о профессиях», проводятся экс­ курсии на местные промыш­ ленные предприятия и многое другое. В этой работе важно добиться, чтобы каждое мероприятие запомнилось ре* бятам, взволновало цх — только тогда оно «сработает», даст нужный эффект. А почему бы не пригласить в класс родителей, например, мам, и не попросить их расска­ зать о своих профессиях? Ко­ нечно, немного необычно — ребята привыкли видеть мам чаще дома, занятых привыч­ ными и незаметными делами. И вот теперь они, как будто, смотрят на них иными глаза­ ми. Мама — человек интерес­ ной профессии, общественница, активный член коллектива. Кем быть? Смотри, слушай, выбирай... Многих из ребят привлекает профессия юриста. Но каждо­ му ли из них она подходит? Вот о ее «секретах» и расска­ зывает мальчишкам и девчон­ кам мать Игоря, Аза Дмитри­ евна Токарчук. Просто, доход­ чиво, на живых примерах из практики строит она свою бе­ седу, охотно отвечает на мно­ гочисленные вопросы. Как будто по-новому приот­ крылась для ребят и профес­ сия врача, о которой расска­ зывает еще одна из мам — Александра Ивановна Жижи­ на. Многие представляют эту профессию в ореоле лишь сплошной героики. Но есть еше и будни, наполненные кропот­ ливым ТРУДОМ. — Готовность к нему —вы­ сокий долг врача. — говорит Александра Ивановна, Мама — токарь, инженер, строитель... О многих профес­ сиях узнали в этот день мои ребята. С волнением слушали они рассказ своей бывшей классной руководительницы, учительницы Марин Андреев­ ны Чернышовой. Ее по праву можно назвать главной мамой асех ребят. Вместе с нею каждый из них вступал в пио­ неры, затем — в комсомол. Сейчас она — на заслуженном отдыхе, но не забывает школу, своих питомцев. Ее напутствия, слова о профессии и высоком долге учителя, конечно, запом­ нились многим. Классный час удался. И я подумала — насколько важно чаще устраивать такие встре­ чи, насколько полезно гово­ рить с ребятами о самом важ­ ном устами самых близких людей — родителей. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. КАК СТАТЬ «ВОЛШЕБНИКОМ».. Все мы хорошо .знаем афо­ ризм Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и ли­ цо. и одежда, и душа, и мыс­ ли». И если три компонента зависят полностью от самого человека, то одежда... Тут уж никак не обойтись без людей, работающих в легкой про­ мышленности, службе быта. Вот таких специалистов и готовит для области Липецкое городское профтехучилище Дв 28. Это учебное заведение еще молодое, ему три года. Но оно уже пользуется популяр­ ностью у молодежи — там можно получить практически все специальности службы бы­ та. Сегодня мне хочется рас­ сказать лишь о двух его отде­ лениях в связи с тем. что ны­ нешний учебный год для них особенный: состоится первый выпуск специалистов нового профиля. На первом этаже здания расположен швейный цех. Зайдем сюда на минуту. На столах пестро от тканей все­ возможных расцветок. Над ними «колдуют» девичьи руки. И цех учебный, и урок идет обычный. Но вот работа идет серьезная. Дело в том, что цех макси­ мально приближен к условиям будущей работы выпускниц — ателье индивидуального поши­ ва. Девушки трудятся на сов- ревенных швейных машинах под началом опытных масте­ ров. Уже в училище они поду­ чают квалификацию швец 3—4 разряда. Вязальщица изделий верхне­ го трикотажа и полотна. Так называется специальность, ко­ торую дает второе, самое мо­ лодое, отделение училища. С гордостью показывает мастер Г. П. Торшина изде­ лия, выполненные девушками. Такому ассортименту позави­ дует любая модница: шерстя­ ные блузки, юбки, платья сов- - .;!• .4!,. ' ; > ременных фасонов, рисунча­ тые чулки , нарядные шапоч­ ки, ажурные воротнички... Не­ которые изделия, а они изго­ тавливаются также на заказ—* особенно нравятся покупате­ лям. Модели их разработаны самими учащимися под руко­ водством мастеров. Техническое творчество, вос­ питание художественного вку­ са — особая забота педагогов училища. Юноши и девушки охотно занимаются в кружках технического творчества, кото­ рые ведут мастера Г. П. Тро­ шина, Н. Д. Тазова, Н. М. Ло­ гинова. Они учатся разрабаты­ вать новые фасоны, придумы­ вают красивые узоры для от? делки; одежды, обсуждают вьг полнещше учащимися работы. Но не только профессионалы* ной подготовкой привлекает ребят училище. Вместе со спе­ циальностью они приобретают и аттестат о среднем образо­ вании. Все условия созданы 1 училише для общеобразова- тельной учебы. Введена каби­ нетная система. Все классы современно оборудованы —* есть установки дневного кино* проекторы для учебных ди­ афильмов. магнитофоны, про* игрыватели, различные прибег ры а! пособия. Я побывал в училище как раз в те дни, когда юноши и девушки сдавали экзамены по программе средней школы. Повсюду царила обстановка, как в любой обычной школе в предвыпускное время. В ко­ ридорах оживленные разгово­ ры, шумные с п о ры , шуршание конспектов... Одно только на* верняка отличало этих юноше­ шей и девушек от их сверстни- ков-школьников. Не было здесь разговоров о выборе профес­ сии. Они уже сделали его —• быть «волшебниками» службы быта. В. ВЛАДИМИРОВ, СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ» 5®С-И[ЗМ'МЬ9 о т д а . мммйа .. я д е т ж м в ЛАСТНО прозвучал школьный звонок. И, по­ винуясь ему, стихли ре­ бячьи голоса, опустели кори­ доры. Елена Ивановна вошла в класс, как всегда, легко и быстро. Командир пионерско­ го отряда Ира Криушина, не­ высокая светловолосая девоч­ ка, четко отрапортовала; — Пятый «Б» к проведению урока мужества готов! Когда все сели.- Клавдия Ивановна Фарафорова, клас­ сный руководитель, представи­ ла: — Большинство из вас, ре­ бята, знают Елену Ивановну. Она преподает географию в старших классах. Вы видите: у нее голова седая. Но посе­ ребрили ее не годы, а война. О ней, о жестокой войне, она и расскажет вам сегодня... Класс успокаивался, но по­ ка вихрастый паренек на зад­ ней парте еше переговаривает­ ся с соседом, а этот, рыжень­ кий, беспечно с м о т- рит в о к н о . Сзади меня перешептываются де­ вочки. Елена Ивановна не на­ чинала, дожидаясь, когда на­ ступит тишина. А может быть, она возвращалась в эти мину­ ты в далекие годы. Сколько же прошло с тех пор? Почтя полвека. Калужская область. Жиздринский район. Село Ов- сорок. В нем прошли ее дет­ ские годы. Отпа помнит плохо. Ей было восемь лет, когда он умер. У матери на руках оста­ лось шестеро, один одного меньше. После семилетки не выбирала — только педагоги­ ческое училище. Об этом меч­ тала еше в школе. Но учитель­ ствовать пришлось недолго: началась война... Елена Ивановна вниматель­ ным взглядом обвела класс. — Ни на фронте, ни в пар­ тизанском отряде я, ребята, не была. Я вам расскажу о том, что видела во время войны, что испытала сама, в т° время двадцатилетняя девушка... Наше село гитлеровцы ок­ купировали в октябре сорок первого. Однажды к околице подошло много фашистских солдат. Они шли тремя боль­ шими партиями. Пьяные. Пер­ вая партия выгнала из домов всех мужчин, подростков и под охраной ртвела в долину реки. Вторая — всех женщин отогнала к церкви. Вскоре село запылало, 480 домов сгорело дотла. Нам. женщинам, объявили, что мужчин расстреляют за связь с партизанами. Им при­ казали раздеться и снять обувь. Потом методично рас­ стреливали по одному—в заты­ лок разрывными пулями. Вот ца снег упали учитель Суетин с двумя оыновьями-подрост- ками. Потом—математик Сау- нин. Очередь была за моим братом Шуриком. Ему было всего шестнадцать. До поздне­ го вечера продолжалась рас­ права. Целых пять часов. И никто не попросил о пощаде, не обронил слезы... Елена Ивановна вгляделась в ребячьи лица. Все напряжен­ но слушали. Но она не могла продолжать — переж и т о е ожило, мучительной болью отозвалось в сердце. ...Мне до этого не раз при­ ходилось бывать на уроках учительницы Кругловой — глубоких по содержанию, пре­ дельно четких, методически продуманных. Программный материал преподносит рн.а ре­ бятам ярко, живо, интересно. Е л е н а И в а н о в н а пользуется большим ав­ торитетом еррди педаго­ гов не только школы, но и Ли­ пецка. Иначе ре не назначили бы руководителем методиче­ ского объединения учителей Географии Советского района, нештатным инспектором рай­ онов Научно-исследовательский институт Академии педа­ гогических наук СССР привлек ее к работе в качестве не­ штатного научного сотрудник3- По заданию института учи­ тельница Круглова рецензиру­ ет учебники географии по но­ вым программам, ведет фа­ культатив «Основы экономики важнейших отраслей народно­ го хозяйства СССР» (кстати, такой факультатив—пока еще редкое явление в школах), Елена Ивановна стряхнула минутную слабость. — А что ждало нас, жен­ щин? Многое еще пришлось пере­ жить ддадцатидетней девушке в те грозные годы. Вместе с односельчанами она попала в лагерь для лиц, подлежащих угону в Германию, который располагался тогда в Брян­ ской области. Любохна, Жиря. тино, Почеп... Жили под от­ крытым небом. Кругом—колю­ чая проволока. Все знали: от­ сюда их должны были отпра­ вить в рабство. Но помог слу­ чай. Организовав ГРУШУ» Де* вущки бежали. Я посмотрел на лица ребят. Затаив дыхание, слушали они рассказ учительницы о людях, в трудные минуты не расте­ рявшихся, а протянувших друг другу руку помощи, Их было много, встреченных Еленой Ивановной на дорогах войны. Эти люди спасли ей жизнь. — Такие люди, ребята, не были отмечены высокими наг­ радами и звациями, остались безымянными, но это цх не­ приметное мужество, чувство братства помогло тысячам советских людей выстоять . в лихую годину, получить ВОЗ­ МОЖНОСТЬ заниматься любимой работой, растить детей, радо­ ваться жизни. Растить детей*., Я слушал Елену Ивановну и думал — эти слова относятся и к ней. Вся судьба ее связана с деть­ ми, им она отдала свою лю­ бовь и призвание/ Она могла бы рассказать ребятам о том, как сразу же после изгнания оккупантов из родных мест в декабре сорок третьего верну­ лась в школу. Учителей не хватало, и каждый должен был быть «универсалом». Пос­ ле уроков вместе с ребятиш­ ками она заготавливала лес на постройку средней школы, расчищала дорогу под новый железнодорожный путь, соби­ рала среди населения деньги на постройку танковой колон­ ны, проводила, комсомольские собрания — была секретарем территориальной комсомоль­ ской организации. Лишь после войны' Елена Ивановна навсег­ да' выбрала для себя любимый предмет — географию и посту­ пила заочно в институт. С УБЛЕЧЕНИЕМ, творче­ ски работает учительни­ ца Круглова с детьми, Умело развивает у Них любо­ знательность, любовь к Роди­ не, родному краю. И эти ее черты наиболее ярко проявля­ ются в краеведческой работе. Двенадцати лет в средней школе № 36 действует учени­ ческий совет по краеведению, которым руководит Елена Ива­ новна. Экскурсии на Галичыо гору, в урочище «Быкова шея», Воронежский государственный заповедник, на заводы Липец­ к у С какими познавательными беседами в классах выступают «ее» юные*лекторы? Они рас* сказывают и о липчанах-геро* ях Отечественной войны, и о Липецкой Магнитке; и об аг­ рокомплексах области. Попу­ лярны у школьников краевед­ ческие вечера. Л учти г внеу­ рочные занятия по Л(/аевеКе­ нию школа показывает в Дат­ ском кинотеатре «Орленок» при «Космосе», А встречи с участниками Великой Отечественной! В го­ стях у ребят 36-ой побывали генерал-майор в отставке В. А. Абызов, бывший командир партизанского сое­ динения А. М. Садиленко. До всего есть дело коммуни­ сту, заслуженной учительнице школы РСФСР КругД°вой, че­ ловеку с беспокойным харак­ тером. Без нее, конечно, не обойдется ни один выезд в подшефную Новодеревенскую среднюю школу Липецкого района, ни одно мероприятие по профориентации учащихся. ...Урок в пятом «Б» продол­ жался еше долго. Ребята бук­ вально засыпали вопросами Елену Ивановну. Тихонько, я вышел из класса. Но долго еше мысленно я возвращался к тому уроку. Вспоминал внимательные, иск­ рящиеся живым интересом, серьезные ребячьи глаза. И ду­ мал — это ли не лучшая наг­ рада учителю, отдавшему де* тям всю свою жизнь? Ч п . КАШМЕНСКИИ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz