Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

В П А Р Т И Й Н Ы Х ! ^организациях ЛУЧШИЙ МАСТЕР ГОРОДА При Елецком горкоме н!ЬсС вктичжо действует городской совет мастеров и технико-эко­ номический совет. Многие перопекти®ные вопросы они решают совместными усилия­ ми. В частности, по их инициа­ тиве и непосредственном уча­ стии были разработаны новые условия организации социа­ листического соревнования ма­ стеров и прорабов предприя­ тий промышленности, транс­ порта и строительства. В новом положении о сорев­ новании за звание «Лучший м-эстер города» определены основные требования к его участникам, порядок подведе­ ния итогов соперничества, мо­ ральные и материальные меры поощрения победителей. В ча­ стности, по итогам года побе­ дителям вручается рабочая куртка с эмблемой «Лучший мастер города» и делается со­ ответствующая запись в трудо­ вой книжке. Кроме того, кол­ лектив участка - победителя награждается вымпелом и де­ нежной премией в размере 5 процентов от фонда заработ­ ной платы. Призеры соревно­ вания награждаются Почетны­ ми грамотами горкома КПСС, горисполкома, ценными подар­ ками. Их имена заносятся в Книгу почета города. СТРАДА НЕ ЗАСТАНЕТ ^ ВРАСПЛОХ Партийный комитет совхоза «Прогресс» Елецкого района заблаговременно позаботмлея об организации социалистиче­ ского соревнования за свое временную и качественную подготовку техники к уборке урожая. В этих целях разрабо таны условий трудового сопер­ ничества, меры морального и материального поощрения, оп­ ределены конкретные сроки завершения ремонтных работ. Эти условия обсуждены на об­ щем собрании механизаторов хозяйства. Все это придало соревнова­ нию деловитость и заинтересо­ ванность его участников. А вско­ ре и определились первые победители комбайн е р ы Д. Боев, Н. Федюшин, В. Поля­ ков, которые первыми постави­ ли свои агрегаты на линейку готовности. Партийный комитет совместно с рабочкомом и ди­ рекцией совхоза принял и ряд других конкретных мер, на­ правленных на то, чтобы убо­ рочная страда не застала врас плох. П О В Ы Ш А Т Ь К А Ч Е С Т В О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Как уже сообщалось, в Липецке состоялась научно-техни­ ческая конференция на тему: «Пути повышения качества вы­ пускаемой продукции на предприятиях области в свете реше­ ний XXIV съезда КПСС». С докладами и сообщениями на конференции выступили ученые, ведущие специалисты ряда промышленных предприятий области. На конференции вы­ ступил секретарь обкома КПСС Л. Н. Черников. ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ 8 Усманском филиале ме беленой фирмы «Липецк» ело жилось напряженное положе, ние с выполнением полугодо­ вого плана. Делу вредит ела бая организация труда, сказы­ вается несогласованность дей­ ствий между участками, сме­ нами, службами. Неудовлетво­ рительно работает и внутрице, ховой транспорт, Все эти недостатки были вскрыты на партийном собра­ нии филиала мебельной фир­ мы «Липецк». Коммунисты, об» суждая вопрос о ходе выпол­ нения предприятием полуго. дового плана указали и на многочисленные резервы по­ вышения производительности труда. В частности, говорилось о том, чт0 еще мало внимания уделяется социалистическому соревнованию, не в полную силу используются его богатые •возможности по мобилизации трудящихся на борьбу за вы­ сокое качество продукции. Собрание обязало мастеров ежедневно проводить анализ работы каждого участка, впредь задания на смену до­ водить до каждого производ­ ственника, строго спрашивать с бракоделов. Партийному бюро поручено наладить выпуск бо­ евых листков, эстафет о ходе социалистического соревнова. ния. Эти и другие меры должны -помочь предприятию навер­ стать допущенное отставание, Ход выполнения намеченных мероприятий коммунисты взя­ ли под свой контроль. ИТОГИ УЧЕБЫ 17.883 работника Новоли- пецкого металлургического завода занимались в сети пар­ тийного, комсомольского про­ свещения, экономических шко_ лах и школах коммунистиче­ ского труда. Партком НЛМЗ обсудил итоги закончившегося учебного года. Было отмечено, что в ходе изучения основ марксизма-ленинизма, эконо­ мики повысилась творческая | активность заводчан в борьбе за успешное выполнение зада­ ний пятилетки. Однако не все партийные организации завода выдержа­ ли экзамен на отлично. В ряде школ, созданных на агло­ фабрике, электросталеплавиль» ном, ремонтно-монтажном <опровом цехах, занятия про­ водились в необорудованных] помещениях, пропагандисты редко использовали наглядные] пособия. Это отразилось на качестве занятий. Особенно низким оно было в школах коммунистического труда. За. юдском комитет профсоюза :лабо контролировал работу и экономических школ, изучав­ ших курс «Социализм и труд». Прошедший учебный год по. <аз*л, что следует уделять больше внимания распростра­ нению опыта лучших пролегая-] чистое, работе методического говета по экономической уче- 5е. Успешное выполнение зада­ ний пятилетнего плана, даль­ нейший рост эффективности производства в значительной мере зависят от того, насколь­ ко активно ведется работа по улучшению качества и техни­ ческого уровня промышленной продукции. А добиться этого можно лишь за счет использо­ вания в производстве новей­ ших достижений науки и тех­ ники, передовой технологии, современных средств техниче­ ской информации и контроля. Эти ориентиры стали главны­ ми в деятельности трудовых коллективов области. Состояв­ шийся полтора года назад пле­ нум обкома КПСС определил конкретные меры по повыше­ нию качества, надежности и долговечности выпускаемой На предприятиях области про­ дукции. С тех пор заметно улучшилась организаторская и политическая работа партий­ ных организаций по комплекс­ ному решению задач, связан­ ных с качеством продукции. Городские и районные комите­ ты партии широко используют различные формы мобилизации коллективов на улучшение ка­ чественных показателей в труде, на повсеместное внедре­ ние системы бездефектного из­ готовления продукции. В ре­ зультате настойчивой работы в промышленности значитель­ но обновлена номенклатура выпускаемых изделий, повы­ силась культура производст­ ва, улучшилось качество про­ дукции. К примеру, в минув­ шем году освоено 340 наимено­ ваний новых изделий, выпуск продукции высшей категории увеличился по сравнению с 1973 годом на 28 процентов. Количество изделий со Знаком качества возросло до 70. На многих предприятиях дей­ ствует стройная система управ­ ления качеством, охватываю­ щая весь процесс—от разра­ ботки до изготовления изделий, определились действенные формы соревнования коллекти­ вов за достижение высоких качественных показателей. В области систематически про­ водятся общественные смотры и конференции по качеству, пристальное внимание уделяет­ ся моральным и материальным стимулам в борьбе за качество. Поучителен в этом смысле опыт завода «Свободный со­ кол». На основе реконструкции основных цехов добились рез­ кого повышения качества про­ дукции, удельный вес изделий со Знаком качества возрос до 38 процентов. Удачно решают Проблемы качества на Елец­ ком элементном заводе, где 94,6 процента продукции сда­ ется с первого предъявления,и поставлена цель — в ближай­ шие три года превзойти уро­ вень мировых стандартов. Не­ малый опыт накопили также коллективы Данковского хи­ мического завода, Елецкой швейной фабрики, Липецкого хлебокомбината № 4 и другие. И все-таки в целом для про­ мышленности проблема качест­ ва остается острой. Достаточ­ но сказать, что лишь 5 процен­ тов предприятий выпускают из­ делия со Знаком качества. Очень низка доля такой про­ дукции в общем объеме выпус­ каемых изделий. На Новоли­ пецком заводе она составляет один процент, на Елецком за­ воде медицинского оборудова­ ния — 3, на Лебедянском ма­ шиностроительном — 5. Ли­ пецкие тракторный и станко­ строительный заводы вообще не имеют изделий, аттестован­ ных по высшей категории. На ряде предприятии большой удельный вес занимает продук­ ция второй категории. Все это говорит о том, что отдельные партийные организации не всегда последовательно орга­ низуют борьбу за улучшение качественных показателей, не повышают ответственности ру­ ководителей предприятий за качество производимой про­ дукции. Эпизодически осуще­ ствляется эта работа на Ли­ пецком тракторном заводе. Партком и администрация за­ вода неоднократно принимали решения по подготовке к атте­ стации тракторов Т-40М и Т-40АМ, но эти решения так и не были подкреплены органи­ заторской работой, в результа­ те, до сего дня на заводе атте­ стовано лишь 60 процентов уз. лав и деталей выпускаемых тракторов. К проблемам качества нель­ зя подходить кампанейски. На­ до постоянно помнить, что на­ дежность, долговечность про­ дукции целиком зависят от уровня организации производ­ ства. Нельзя всерьез рассчи­ тывать на улучшение качест­ венных показателей, если в цехах процветает штурмовщи­ на из-за несогласованности в действиях служб и отделов, ес­ ли отсутствует четкий ритм производства. Липецкие стан­ костроители, к примеру, 60 процентов продукции выпуска­ ют в последнюю декаду месяца, отсюда — недоделки, брак, ре­ кламации. С нарушениями стандартов изготовляются некоторые това­ ры массового спроса, которые по ассортименту, внешнему ви­ ду, упаковке все еще оставляют желать лучшего. В 1974 году при проверке качества было за ­ браковано около 15 процентов продовольственных товаров, и 12 процентов промышленных. К 35 предприятиям легкой, мест­ ной и пищевой промышленно­ сти были 'применены экономи­ ческие санкции. Объясняется это тем, что на заводах машиностроения, лег­ кой и пищевой промышленно­ сти все еще используют физи­ чески устаревшее, малопроиз­ водительное оборудование, слабо занимаются модерниза­ цией станочного парка. Меро­ приятия по внедрению новой техники и передовой техноло­ гии не всегда находятся под пристальным контролем пар­ тийных организаций, что в ито­ ге также отрицательно сказы­ вается на качестве изготовляе­ мой продукции. Разумеется, работа по улуч­ шению качества должна рас­ сматриваться не только как комплекс технических меро­ приятий, но и как система стро­ го определенных мер, охваты­ вающих все стороны деятель, ности трудового коллектива. Решающим фактором остается отношение человека к поручен­ ному делу, его понимание сво­ ей роли в общем деле. И здесь важно умело организовать уче­ бу кадров — на курсах, семи­ нарах, в школах коммунисти­ ческого труда и передового опыта, экономических школах. Большая роль в ускорении я аучио-технического прогрес­ са принадлежит инженерно- техническим работникам. К со­ жалению, далеко не всегда спе­ циалисты выполняют роль на­ стоящих проводников научно- технического прогресса. Участники научно-техниче­ ской конференции отмечали, что промышленность области располагает всем необходимым для обеспечения коренного улучшения качества выпуска­ емой продукции. Надо только умело использовать возможно­ сти и резервы, повышать от­ ветственность работников за качество изготовляемой про­ дукции, настойчиво совершен­ ствовать методы управления производством. На конферен­ ции приняты рекомендации, реализация которых позволит коллективам улучшить качест­ во, надежность, долговечность выпускаемой продукции. С КОМСОРГА БЕРУТ ПРИМЕР На Липецком тракторном заводе идет обмен комсомоль­ ских билетов. Одним из первых красную книжку с изображением В. И. Ленина получил лучший авто­ матчик автоматного цеха, комсорг первого отделения Анатолий Ужастов. Анатолий — ударник ком­ мунистического труда. Еже­ дневная выработка передово­ го рабочего составляет 125— 130 процентов при отличном качестве изготовляемой про­ дукции. Он —< член комсомольского бюро цеха, заочник машино­ строительного техникума. На снимке: А. Ужастов. Фото В. Финогина. КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ В 1976 году введены новые условия приема на факультеты (отделения) журналистики го, сударственных университетов. На дневное отделение фа­ культетов (отделений) журна­ листики принимаются лица со среднем образованием в воз­ расте до 35 лет (как имеющие производственный стаж, так и выпускники школ). проявив­ шие литературные способности, положительно зарекомендо­ вавшие себя на производстве и общественной работе. ус­ пешно выдержавшие творче­ ский конкурс и вступительные экзамены. Для участия в творческом конкурсе абитуриенты пред­ ставляют, помимо предусмот­ ренных общими правилами до­ кументов, тексты материалов, опубликованные в печати или переданные по телевидению и радио, а также рекомендацию редакции газеты, журнала, радио, телевидения или, мест-» иого отделения Союза журнал листов СССР. Творческий конкурс прово­ дится в два тура: первый — письменная работа творческо­ го характера, второй — собе­ седование, связанное с выбо- ром журналистской специаль­ ности. Лица,•прошедшие твор. веский конкурс, допускаются к вступительным экзаменам. Члены Союза журналистов СССР освобождаются от твор­ ческого конкурса. Прцем документов огг посту, дающих проводится до 10 ию­ ля. творческий конкурс — с 15 по 25 июля, вступительные экзамены — с 1 по 20 августа. Разрешен предварительный прием документов без аттеста­ та зрелости от лиц. оканчиваю, щих среднюю школу в 1975 году. ПО М А Т Е Р И А Л А М шЛЕНИНСЦОГО з н а м е н и » «Затраты без отдачи» Так была озаглавлена кор­ респонденция, опубликованная в нашей газете 18 мая, в кото­ рой рассказывалось о причи­ нах срыва полива орошаемых участков в ряде хозяйств Дан­ ковского района. Как сообщил в редакцию за­ меститель начальника област­ ного производственного управ­ ления сельского хозяйства В. Рылев, статья обсуждена на совещаниях специалистов об­ ластного управления сель­ ского хозяйства, Данковского районного. Приведена в порядок насосная станция в совхозе «Новоникольский». Из 458 гектаров орошаемых зе­ мель 336 гектаров взяты на техобслуживание Данковской ПМК треста «Мелиоводстрой». Остальная площадь обслужи­ вается специальным звеном. Устранены порывы в ороси­ тельной сети совхоза «Воскре­ сенский». К 7 0 - л е т и ю п е р в о й р у с с к о й р е в о л ю ц и и СОЮЗ Р А Б О Ч И Х И КРЕСТЬЯН В 1905-1907 ГОДАХ Исторический опыт резолюции 1905—>1907 гг. показал жизненную силу тактических устано­ вок большевистской партии на обеспечение союза рабочего класса и крестьян^*»» как ре­ шающего условия победоносного исхода боры бы за осуществление демократического пере­ ворота в стране. Современные буржуазные историки (Л. Ша- пиро и др.) стремятся доказать, что руково­ дящей силой первой русской революции вы­ ступала либеральная буржуазия. Отрицают они и союз рабочих и крестьян в революции 1906—1907 гг. Но буржуазные теоретики не в состоянии опровергнуть исторические факты. Мощную поддержку революционной борьбе пролетариата, явившегося гегемоном в первой русской революции, оказывали крестьянские выступления против помещиков и царизма. Пережитки крепостничества, кабальная си­ стема отработок за арендованную землю, ог­ ромные налоги и выкупные платежи подрыва­ ли хозяйство крестьян. Подати и другие побо­ ры во многих губерниях не только поглощали большую часть доходов крестьянского хозяй­ ства (около 70 процентов), но часто и превос­ ходили их. Тяжелое экономическое положение крестьян­ ства усугублялось его политическим бесправи­ ем. Оно, как и рабочий класс России, было лишено каких-либо политических прав. Цели борьбы—освобождение от всех форм экономии веского гнета и политического бесправия— совпадали у рабочего класса и крестьянства. В силу этих обстоятельств крестьянство станови- лось естественным союзником рабочего класса в буржуазно-демократической революция. Под воздействием резолюцион-ной борьбы пролетариата в ходе революции все шире раз-, вертывалбеь и крестьянское движение. Летом 1905 года произошло 895 крестьянских выступ­ лений, около пятой части всех, уездов европей­ ской России было охвачено крестьянскими волнениями. Они принимали разные формы: от стихийных бунтов до организованных полити­ ческих выступлений. •-31 октября 1905 года появился «Приговор крестьян села Марково Московской губернии». Этот документ подписали 60 уполномоченных из числа грамотных крестьян. Б нем говори­ лось о страданиях народа1, нищете, голоде, гибели борцов за свободу и землю от пуль и петли, в тюрьмах и на каторге. Крестьяне зая­ вили, что они присоединяются к освободитель­ ному движению, начатому рабочими, наложили свои требования. Уже через три дня «Приговор» был одобрен волостным сходом с добавлением требования свержения самодержавия. Волость была объ­ явлена «Марковской республикой». Староста П. А. Бурши,н был избран ее президентом. В правительство республики вошли: агроном, волостной старшина, один из членов Петербург­ ского Совета рабочих депутатов, учитель, крестьянин. Руководители «Марковской республики» вошли в состав Всероссийского крестьянского союза—революционно-демократической орга­ низации, возникшей в 1905 году. По словам Ленина, это была организация «...безусловно революционная в своей основе, способная при­ менять действительно революционные методы борьбы...» (ПСС, т. 12, сгр. 334). О «Марковской республике» заговорила вся Россия. «Приговор» последовательно претво­ рялся в жизнь: помещичьи леса рубились для общественных нужд, зимой начался раздел по­ мещичьих земель, распоряжения царских вла­ стей не выполнялись. Почти год существовала республика. Дошел «Приговор» и за границу. Под названием «Крестьянский Манифест» он был напечатан в газетах Франции и США... Высшей точки крестьянское движение за все годы революции достигло в октябре-ноябре 1906 года. Оно охватило тогда более трети всех уездов европейской части страны. Борьба кре­ стьянских масс не (утихала и в 1906 1907 гг. В июне 1906 г. произошло свыше 700 выступ­ лений. т. е. был почти достигнут наивысший уровень 1905 года. В марте-июне 1907 года в условиях спада революции было свыше 7о0 крестьянских выступлений. Революция, как известно, окончилась пора­ жением. Но сам этот факт ни в коей мере ие снижает ее всемирно-исторического значения, Ход событий подтвердил правильность страте­ гий и тактики партии большевиков. Партия, народ приобрели величайший опыт революци­ онных битв. В ходе революции возникали не­ виданные в истории политические организации —Советы рабочих депутатов, а вслед за ними —Советы крестьянских и солдатских депута­ тов. Бесценное достояние этого опыта союз рабочих и крестьян, впервые в истории проя­ вивший себя на практике как решающая рево­ люционная сила. Ленин подчеркивал, что «...факт «союза сил» пролетариата и крестьянства, как главных сил, проломивших брешь в старом самодержавии, бесспорен. Не поняв этого факта нельзя ниче­ го понять в «итогах» русской революции» (ПСС, т. ,17, стр. 342). Буржуазная по своему социальному содер­ жанию, революция была пролетарской по сред­ ствам борьбы и руководящей роли, которую играл в ней рабочий класс. Рабочий класс прежде всего был заинтересован в ее реши­ тельной победе, так как эта победа приблизила бы страну к социалистической революции. Ве­ лика была заинтересованность в победе рево­ люции и крестьянства. Революционная работа в деревне была соп­ ряжена с огромными трудностями: болъшеви- ' стские организации были малочисленными, разделены большими расстояниями.. В сель-.— ских условиях было значительно сложнее соб; людать конспирацию, неграмотное крестьянст­ во труднее поддавалось революционной аги­ тации. Большевистские организации в специ­ альных кружках готовили передовых рабочих, связанных с деревней,к пропагандистской дея­ тельности в сельских условиях, создавали груп­ пы разъездных агитаторов и пропагандистов- профессионалов для сельских районов. В ряде мест возникали и крестьянские со­ циал-демократические кружки. Аграрные груп­ пы при городских комитетах партии до­ бивались создания сельских социал-демо­ кратических организаций. Ленин отмечал- «Наш идеал: повсюду в деревнях чисто соци­ ал-демократические комитеты, а затем согла­ шение их со всеми революционно-демократиче­ скими элементами, группами, кружками кре­ стьянства для образования революционных крестьянских комитетов» (ПСС, т. 11, стр. 224). Городские партийные организация наладил* специально для деревни выпуск литературы, листовок, прокламаций. Неоднократно переиз­ давалась брошюра Ленина «К деревенской бедноте». Особое значение в годы первой русской ре­ волюции В, И, Ленин, большевики придавали,/" дальнейшей, более детальной и глубокой раз­ работке аграрной программы партии. Аграрные проблемы занимали большое место в работе III, IV и V съездов РСДРП, состоявшихся я годы революции. Исключительно глубоким я самокритичным был ленинский анализ причин поражения а уроков первой русской революции. Ленин до*.. казал, что поражение революции обнаружило/ не неверность задач, не ошибочность применяв­ шихся в ней средств и приемов, а недостаточную подготовленность сил, недостаточную глубину и ширину революционного кризиса. Это объяс­ няется прежде всего тем, что рабочему классу в борьбе с самодержавием не удалось создать прочного союза с крестьянством. Ленин придавал большое значение союзу р*. бочих и крестьян в осуществлении социалисти­ ческих и демократических преобразований во всем мире (при руководящей роли рабочего класса в таком союзе). В докладе на IX Все­ российском съезде Советов в декабре 1924 с. он назвал союз рабочих и крестьян самым су­ щественным, коренным вопросом «...всей нашей, революции и всех будущих социалистических революций (если взять их в мировом масштабе вообще)» (ПСС, т. 44, стр. 305). Большевики сумели создать такой союз. Тем самым они смогли обеспечить победу Великой Октябрьской социалистической революции * построение социализма в СССР. В процессе социалистического строительства произошли глубокие изменения в самом кре­ стьянстве, в его взаимоотношениях с рабочим классом. На смену старому, мелкособственни­ ческому крестьянству пришло новое, колхозное крестьянство. Союз рабочего класса и крестьян­ ства стал союзом двух социалистических клас­ сов с едиными политическими интересами я целями, общей идеологией, Ньше в СССР значительно увеличился рабо­ чий класс, составляющий более 60 процентов населения, вырос многочисленный слой интел­ лигенции. Доля крестьянства в населении страны только по сравнению с довоенным пе­ риодом уменьшилась в 2,5 раза. Однако это не означает уменьшения экономической и полити­ ческой роли колхозного крестьянства в комму­ нистическом строительстве. Могучую революционную силу представляет крестьянство в странах Азии и Африки, где оно составляет большинство населения. «В сов­ ременных условиях,—указывал Л. И. Брежнев в выступлении на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г.,— проблема отношений рабочего класса н кре­ стьянства бывших колониальных стран имеет в значительной мере международный харак­ тер. Речь идет об укреплении союза всего международного рабочего класса с крестьян­ ством, всеми трудящимися молодых освобо­ дившихся государств». Прочный союз рабочего класса и крестьян- у етва—важный фактор успеха в антиимпериа- ' диетической борьбе, борьбе за национальную независимость и социальный прогресс. В. ОКОРОКОВ, доктор исторических наук, профессор, (АПН)! ТРАКТОР. ЧТО ОН МОЖЕТ! ПОЧЕМУ МЕХАНИЗАТОРЫ УХОДЯТ ИЗ СЕЛА Мне, как человеку, призван­ ному заниматься проблемой обеспечения колхозов и совхо­ зов механизаторскими кадра­ ми, небезынтересно, какие про­ цессы на современном уровне научно-технического прогресса происходят в наших селах. Взять Задонский и Липецкий районы. Население в них до­ вольно быстро сокращается. В Задонском районе за последние четыре года оно уменьшилось на 6.200 человек. 5 900 человек убыло за это время из липец­ ких сел. Соответственно воз­ росла нагрузка на каждого ра­ ботающего в хозяйствах. Че­ тыре года назад она не до­ стигала 15 гектаров пашни, а теперь перевалила за 20. Бла­ годаря осуществлению взятого партией курса на комплексную механизацию труда про­ исходит достаточная компенса­ ция сокращения рабочей силы. Однако тревожит то, что под­ час подготовка высококвалифи­ цированных механизаторских кадров явно отстает от роста их потребности. Так. в Задон­ ском районе на каждые сто тракторов и комбайнов прихо­ дится всего 103 механизатора. Практически единицу составля. ет коэффициент сменности их в Липецком районе. А в таких хозяйствах, как совхоз «Улья­ новский», липецкий колхоз «Победа», машин больше, чем людей, владеющих ими. В чем же, на наш взгляд, причина этого? Значительный вклад в подго­ товку высококвалифициро­ ванных кадров механизаторов призваны вносить сельские профтехучилища, в том числе и наше, Хлевенское ОПТУ. Крепнет его материально-учеб­ ная база. Вступил в строй но­ вый учебный корпус на 420 мест. Завершается сооружение корпуса для лабораторно-прак­ тических занятий. В нем шесть кабинетов и столько же лабо­ раторий, которые оснащены со­ временным оборудованием. Неплохой у нас учебный поли­ гон, куда входят мехмастер- ская. гараж, асфальтированная площадка для хранения техни­ ки. Поступает в училище но­ вейшая сельскохозяйственная техника. Созданы хорошие культурно-бытовые условия. Вырос новый корпус общежи­ тия на 200 мест. Есть своя сто­ ловая, спортзал. Наконец, в училище слон(нлся дружный, коллектив преподавателей я мастеров. Умело ведут занятия по тракторам, комбайнам, ав­ томобилям Ю. И. Черных, И. Н. Пожидаев, В. П. Авцинов, М. П. Числов. Со знанием дела трудятся мастера производст­ венного обучения Н. В. Пожи­ даев, В. В. Лесных, В. К. Сы­ чев. Словом, возможности у нас большие, и мы их стремимся сполна реализовать Наше училище готовит кадры в основном для Хлевенского, Задонского, Тербунокого и ча­ сти хозяйств Липецкого райо­ нов. Помимо механизаторов широкого профиля и трактори­ стов 3-го класса с одногодич­ ным сроком обучения, мы вы­ пускаем электромонтеров для животноводства, ветсанита- ров. Проходят у нас люди пе­ реподготовку для работы на тракторах К-700 и Т-150. С этого года начинаем также обучение операторов для жи­ вотноводческих комплексов. У нас было законом, чтобы все курсанты занимались в вечер­ них общеобразовательных классах. А с нынешнего года переходим на трехгодичный срок обучения с выпуском спе­ циалистов со средним образо­ ванием. Будем набирать на яервый курс 180 .человек. С планами, что нам доводятся, мы, как правило, справляемся. В прошлом году выпустили 560 человек — на двадцать человек больше, чем намечалось. Пере­ выполнили задание и в этом го­ ду. Вроде бы, можно быть до­ вольными. Однако нас беспоко­ ит тот факт, что мы в значи­ тельной мере работаем вхоло­ стую. В самом деле, за двенадцать лет существования училища из его стен выпущено 4 500 меха­ низаторов. А в селах трудится едва ли треть их. Только на Липецком тракторном заводе более семисот наших выпускни­ ков. Встречали мы их в Мо­ скве, Воронеже, других горо­ дах. Конечно, механизаторы нужны и промышленности. Но мы-то призваны готовить их для села. Большая же часть наших выпускников не задер­ живается в колхозах и совхо­ зах. И это не может нас не волновать. Одна из причин этого, види­ мо, кроется в недостатках са­ мой системы обучения механи­ заторским профессиям, в том, что нет четких планов подго­ товки и переподготовки кадров па основе точного учета потреб­ ности КОЛХОЗОВ я СОВХОЗОВ в специалистах различных профи­ лей. Сейчас на вооружении три формы подготовки механиза­ торских кадров села. Это ■— стационар СПТУ. его филиалы, действующие непосредственно в хозяйствах, и курсы всеобуча. Безусловно, наиболее квалифи­ цированные кадры готовятся на стационаре. Но сюда посту­ пают в большинстве недавние школьники. Люди в возрасте, обремененные семьей, охотнее занимаются в филиалах. В этом учебном году у нас действова­ ло одиннадцать филиалов —• четыре в Хлевенском районе, столько же—в Липецком и три —в Задонском. В них обучает­ ся более половины наших кур­ сантов. Филиалы — хорошая форма. Мы направляем в них своих преподавателей, масте­ ров, выделяем учебные и на­ глядные пособия. Почти все обученные в них механизаторы остаются на селе. Но эта форма нуждается в совершенствова­ нии. У них слаба подчас мате­ риально-учебная база. Иногда даже постоянного помещения нет. Необходимо, наряду с этим, расширить их сеть, со з - , давать в случае необходимо­ сти кустовые филиалы. Мы са . ми все эти проблемы, разуме­ ется, решить не в силах. Тре­ буется помощь руководства районов, хозяйств. А ее мы не всегда получаем. Что же касается курсов все­ обуча, то от них, на наш взгляд, следует отказываться. Обучение на них ведется ку­ старно, на низком теоретиче­ ском и практическом уровне. Беспокоит нас н то, что мало еще к нам поступает выпускни­ ков школ. Лишь хлевенцы на­ правили в училище в этом году более ста недавних школьни­ ков. Липчане — всего 12, за- донцы—-17, тербунцы—15. А, между тем, направлять есть ко­ го. По плану сейчас только 55,6 процента восмиклассников продолжают учебу в девятом классе. Остальные должны ид­ ти в профтехучилища. Мы же их не видим. Причина этого, очевидно, заключается в про­ счетах в профориентации школьников. Хлевенцы пробле­ мы профориентации решают бо­ лее эффективно. И их посланцев у нас больше. А в остальных районах с этим дело обстоит го­ раздо хуже. Изучение техники, трудовое участие в поле или на ферме само по себе еще слабо содействует осознанному выбо­ ру профессии. Закрепляют зна- ния и трудовые навыки школь­ ники нередко примитивно, кто как может, на старой технике, без присмотра мастеров. Но обучить человека меха­ низаторской профессии » СПТУ, его филиале или на кур­ сах всеобуча—это лишь полде­ ла. Его нужно еще умело привлечь к работе на произ­ водстве, заинтересовать делом, [жизнью села. Для этого необходимы практические меры улучшения условий труда и закрепления кадров в сель­ ском хозяйстве. Хорошо осна­ щенные мехмастерокие и гара­ жи, благоустроенное жилье, школы, клубы, столовые—все это должно быть неотделимо от современной жизни в деревне. А пока у нас часто даже встретить молодого механиза­ тора по-настоящему не могул наставника не дадут, и он ока­ зывается предоставленным са­ мому себе, трактор выделят изношенный, вдобавок, с техни­ ческим обслуживанием обстоит из рук вон плохо. И в резуль­ тате неизбежно приходит разо­ чарование человека в избран­ ном деле. Не случайно, счет оказывается не в нашу пользу —сотни выпускников училища вскоре вместо села оказывают­ ся в городах. 5 А. ПОЖИДАЕВ, м■•■гр директор Хлевенского ........... епту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz