Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
В П А Р Т И Й Н Ы Х ! ^организациях ЛУЧШИЙ МАСТЕР ГОРОДА При Елецком горкоме н!ЬсС вктичжо действует городской совет мастеров и технико-эко номический совет. Многие перопекти®ные вопросы они решают совместными усилия ми. В частности, по их инициа тиве и непосредственном уча стии были разработаны новые условия организации социа листического соревнования ма стеров и прорабов предприя тий промышленности, транс порта и строительства. В новом положении о сорев новании за звание «Лучший м-эстер города» определены основные требования к его участникам, порядок подведе ния итогов соперничества, мо ральные и материальные меры поощрения победителей. В ча стности, по итогам года побе дителям вручается рабочая куртка с эмблемой «Лучший мастер города» и делается со ответствующая запись в трудо вой книжке. Кроме того, кол лектив участка - победителя награждается вымпелом и де нежной премией в размере 5 процентов от фонда заработ ной платы. Призеры соревно вания награждаются Почетны ми грамотами горкома КПСС, горисполкома, ценными подар ками. Их имена заносятся в Книгу почета города. СТРАДА НЕ ЗАСТАНЕТ ^ ВРАСПЛОХ Партийный комитет совхоза «Прогресс» Елецкого района заблаговременно позаботмлея об организации социалистиче ского соревнования за свое временную и качественную подготовку техники к уборке урожая. В этих целях разрабо таны условий трудового сопер ничества, меры морального и материального поощрения, оп ределены конкретные сроки завершения ремонтных работ. Эти условия обсуждены на об щем собрании механизаторов хозяйства. Все это придало соревнова нию деловитость и заинтересо ванность его участников. А вско ре и определились первые победители комбайн е р ы Д. Боев, Н. Федюшин, В. Поля ков, которые первыми постави ли свои агрегаты на линейку готовности. Партийный комитет совместно с рабочкомом и ди рекцией совхоза принял и ряд других конкретных мер, на правленных на то, чтобы убо рочная страда не застала врас плох. П О В Ы Ш А Т Ь К А Ч Е С Т В О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Как уже сообщалось, в Липецке состоялась научно-техни ческая конференция на тему: «Пути повышения качества вы пускаемой продукции на предприятиях области в свете реше ний XXIV съезда КПСС». С докладами и сообщениями на конференции выступили ученые, ведущие специалисты ряда промышленных предприятий области. На конференции вы ступил секретарь обкома КПСС Л. Н. Черников. ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ 8 Усманском филиале ме беленой фирмы «Липецк» ело жилось напряженное положе, ние с выполнением полугодо вого плана. Делу вредит ела бая организация труда, сказы вается несогласованность дей ствий между участками, сме нами, службами. Неудовлетво рительно работает и внутрице, ховой транспорт, Все эти недостатки были вскрыты на партийном собра нии филиала мебельной фир мы «Липецк». Коммунисты, об» суждая вопрос о ходе выпол нения предприятием полуго. дового плана указали и на многочисленные резервы по вышения производительности труда. В частности, говорилось о том, чт0 еще мало внимания уделяется социалистическому соревнованию, не в полную силу используются его богатые •возможности по мобилизации трудящихся на борьбу за вы сокое качество продукции. Собрание обязало мастеров ежедневно проводить анализ работы каждого участка, впредь задания на смену до водить до каждого производ ственника, строго спрашивать с бракоделов. Партийному бюро поручено наладить выпуск бо евых листков, эстафет о ходе социалистического соревнова. ния. Эти и другие меры должны -помочь предприятию навер стать допущенное отставание, Ход выполнения намеченных мероприятий коммунисты взя ли под свой контроль. ИТОГИ УЧЕБЫ 17.883 работника Новоли- пецкого металлургического завода занимались в сети пар тийного, комсомольского про свещения, экономических шко_ лах и школах коммунистиче ского труда. Партком НЛМЗ обсудил итоги закончившегося учебного года. Было отмечено, что в ходе изучения основ марксизма-ленинизма, эконо мики повысилась творческая | активность заводчан в борьбе за успешное выполнение зада ний пятилетки. Однако не все партийные организации завода выдержа ли экзамен на отлично. В ряде школ, созданных на агло фабрике, электросталеплавиль» ном, ремонтно-монтажном <опровом цехах, занятия про водились в необорудованных] помещениях, пропагандисты редко использовали наглядные] пособия. Это отразилось на качестве занятий. Особенно низким оно было в школах коммунистического труда. За. юдском комитет профсоюза :лабо контролировал работу и экономических школ, изучав ших курс «Социализм и труд». Прошедший учебный год по. <аз*л, что следует уделять больше внимания распростра нению опыта лучших пролегая-] чистое, работе методического говета по экономической уче- 5е. Успешное выполнение зада ний пятилетнего плана, даль нейший рост эффективности производства в значительной мере зависят от того, насколь ко активно ведется работа по улучшению качества и техни ческого уровня промышленной продукции. А добиться этого можно лишь за счет использо вания в производстве новей ших достижений науки и тех ники, передовой технологии, современных средств техниче ской информации и контроля. Эти ориентиры стали главны ми в деятельности трудовых коллективов области. Состояв шийся полтора года назад пле нум обкома КПСС определил конкретные меры по повыше нию качества, надежности и долговечности выпускаемой На предприятиях области про дукции. С тех пор заметно улучшилась организаторская и политическая работа партий ных организаций по комплекс ному решению задач, связан ных с качеством продукции. Городские и районные комите ты партии широко используют различные формы мобилизации коллективов на улучшение ка чественных показателей в труде, на повсеместное внедре ние системы бездефектного из готовления продукции. В ре зультате настойчивой работы в промышленности значитель но обновлена номенклатура выпускаемых изделий, повы силась культура производст ва, улучшилось качество про дукции. К примеру, в минув шем году освоено 340 наимено ваний новых изделий, выпуск продукции высшей категории увеличился по сравнению с 1973 годом на 28 процентов. Количество изделий со Знаком качества возросло до 70. На многих предприятиях дей ствует стройная система управ ления качеством, охватываю щая весь процесс—от разра ботки до изготовления изделий, определились действенные формы соревнования коллекти вов за достижение высоких качественных показателей. В области систематически про водятся общественные смотры и конференции по качеству, пристальное внимание уделяет ся моральным и материальным стимулам в борьбе за качество. Поучителен в этом смысле опыт завода «Свободный со кол». На основе реконструкции основных цехов добились рез кого повышения качества про дукции, удельный вес изделий со Знаком качества возрос до 38 процентов. Удачно решают Проблемы качества на Елец ком элементном заводе, где 94,6 процента продукции сда ется с первого предъявления,и поставлена цель — в ближай шие три года превзойти уро вень мировых стандартов. Не малый опыт накопили также коллективы Данковского хи мического завода, Елецкой швейной фабрики, Липецкого хлебокомбината № 4 и другие. И все-таки в целом для про мышленности проблема качест ва остается острой. Достаточ но сказать, что лишь 5 процен тов предприятий выпускают из делия со Знаком качества. Очень низка доля такой про дукции в общем объеме выпус каемых изделий. На Новоли пецком заводе она составляет один процент, на Елецком за воде медицинского оборудова ния — 3, на Лебедянском ма шиностроительном — 5. Ли пецкие тракторный и станко строительный заводы вообще не имеют изделий, аттестован ных по высшей категории. На ряде предприятии большой удельный вес занимает продук ция второй категории. Все это говорит о том, что отдельные партийные организации не всегда последовательно орга низуют борьбу за улучшение качественных показателей, не повышают ответственности ру ководителей предприятий за качество производимой про дукции. Эпизодически осуще ствляется эта работа на Ли пецком тракторном заводе. Партком и администрация за вода неоднократно принимали решения по подготовке к атте стации тракторов Т-40М и Т-40АМ, но эти решения так и не были подкреплены органи заторской работой, в результа те, до сего дня на заводе атте стовано лишь 60 процентов уз. лав и деталей выпускаемых тракторов. К проблемам качества нель зя подходить кампанейски. На до постоянно помнить, что на дежность, долговечность про дукции целиком зависят от уровня организации производ ства. Нельзя всерьез рассчи тывать на улучшение качест венных показателей, если в цехах процветает штурмовщи на из-за несогласованности в действиях служб и отделов, ес ли отсутствует четкий ритм производства. Липецкие стан костроители, к примеру, 60 процентов продукции выпуска ют в последнюю декаду месяца, отсюда — недоделки, брак, ре кламации. С нарушениями стандартов изготовляются некоторые това ры массового спроса, которые по ассортименту, внешнему ви ду, упаковке все еще оставляют желать лучшего. В 1974 году при проверке качества было за браковано около 15 процентов продовольственных товаров, и 12 процентов промышленных. К 35 предприятиям легкой, мест ной и пищевой промышленно сти были 'применены экономи ческие санкции. Объясняется это тем, что на заводах машиностроения, лег кой и пищевой промышленно сти все еще используют физи чески устаревшее, малопроиз водительное оборудование, слабо занимаются модерниза цией станочного парка. Меро приятия по внедрению новой техники и передовой техноло гии не всегда находятся под пристальным контролем пар тийных организаций, что в ито ге также отрицательно сказы вается на качестве изготовляе мой продукции. Разумеется, работа по улуч шению качества должна рас сматриваться не только как комплекс технических меро приятий, но и как система стро го определенных мер, охваты вающих все стороны деятель, ности трудового коллектива. Решающим фактором остается отношение человека к поручен ному делу, его понимание сво ей роли в общем деле. И здесь важно умело организовать уче бу кадров — на курсах, семи нарах, в школах коммунисти ческого труда и передового опыта, экономических школах. Большая роль в ускорении я аучио-технического прогрес са принадлежит инженерно- техническим работникам. К со жалению, далеко не всегда спе циалисты выполняют роль на стоящих проводников научно- технического прогресса. Участники научно-техниче ской конференции отмечали, что промышленность области располагает всем необходимым для обеспечения коренного улучшения качества выпуска емой продукции. Надо только умело использовать возможно сти и резервы, повышать от ветственность работников за качество изготовляемой про дукции, настойчиво совершен ствовать методы управления производством. На конферен ции приняты рекомендации, реализация которых позволит коллективам улучшить качест во, надежность, долговечность выпускаемой продукции. С КОМСОРГА БЕРУТ ПРИМЕР На Липецком тракторном заводе идет обмен комсомоль ских билетов. Одним из первых красную книжку с изображением В. И. Ленина получил лучший авто матчик автоматного цеха, комсорг первого отделения Анатолий Ужастов. Анатолий — ударник ком мунистического труда. Еже дневная выработка передово го рабочего составляет 125— 130 процентов при отличном качестве изготовляемой про дукции. Он —< член комсомольского бюро цеха, заочник машино строительного техникума. На снимке: А. Ужастов. Фото В. Финогина. КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ В 1976 году введены новые условия приема на факультеты (отделения) журналистики го, сударственных университетов. На дневное отделение фа культетов (отделений) журна листики принимаются лица со среднем образованием в воз расте до 35 лет (как имеющие производственный стаж, так и выпускники школ). проявив шие литературные способности, положительно зарекомендо вавшие себя на производстве и общественной работе. ус пешно выдержавшие творче ский конкурс и вступительные экзамены. Для участия в творческом конкурсе абитуриенты пред ставляют, помимо предусмот ренных общими правилами до кументов, тексты материалов, опубликованные в печати или переданные по телевидению и радио, а также рекомендацию редакции газеты, журнала, радио, телевидения или, мест-» иого отделения Союза журнал листов СССР. Творческий конкурс прово дится в два тура: первый — письменная работа творческо го характера, второй — собе седование, связанное с выбо- ром журналистской специаль ности. Лица,•прошедшие твор. веский конкурс, допускаются к вступительным экзаменам. Члены Союза журналистов СССР освобождаются от твор ческого конкурса. Прцем документов огг посту, дающих проводится до 10 ию ля. творческий конкурс — с 15 по 25 июля, вступительные экзамены — с 1 по 20 августа. Разрешен предварительный прием документов без аттеста та зрелости от лиц. оканчиваю, щих среднюю школу в 1975 году. ПО М А Т Е Р И А Л А М шЛЕНИНСЦОГО з н а м е н и » «Затраты без отдачи» Так была озаглавлена кор респонденция, опубликованная в нашей газете 18 мая, в кото рой рассказывалось о причи нах срыва полива орошаемых участков в ряде хозяйств Дан ковского района. Как сообщил в редакцию за меститель начальника област ного производственного управ ления сельского хозяйства В. Рылев, статья обсуждена на совещаниях специалистов об ластного управления сель ского хозяйства, Данковского районного. Приведена в порядок насосная станция в совхозе «Новоникольский». Из 458 гектаров орошаемых зе мель 336 гектаров взяты на техобслуживание Данковской ПМК треста «Мелиоводстрой». Остальная площадь обслужи вается специальным звеном. Устранены порывы в ороси тельной сети совхоза «Воскре сенский». К 7 0 - л е т и ю п е р в о й р у с с к о й р е в о л ю ц и и СОЮЗ Р А Б О Ч И Х И КРЕСТЬЯН В 1905-1907 ГОДАХ Исторический опыт резолюции 1905—>1907 гг. показал жизненную силу тактических устано вок большевистской партии на обеспечение союза рабочего класса и крестьян^*»» как ре шающего условия победоносного исхода боры бы за осуществление демократического пере ворота в стране. Современные буржуазные историки (Л. Ша- пиро и др.) стремятся доказать, что руково дящей силой первой русской революции вы ступала либеральная буржуазия. Отрицают они и союз рабочих и крестьян в революции 1906—1907 гг. Но буржуазные теоретики не в состоянии опровергнуть исторические факты. Мощную поддержку революционной борьбе пролетариата, явившегося гегемоном в первой русской революции, оказывали крестьянские выступления против помещиков и царизма. Пережитки крепостничества, кабальная си стема отработок за арендованную землю, ог ромные налоги и выкупные платежи подрыва ли хозяйство крестьян. Подати и другие побо ры во многих губерниях не только поглощали большую часть доходов крестьянского хозяй ства (около 70 процентов), но часто и превос ходили их. Тяжелое экономическое положение крестьян ства усугублялось его политическим бесправи ем. Оно, как и рабочий класс России, было лишено каких-либо политических прав. Цели борьбы—освобождение от всех форм экономии веского гнета и политического бесправия— совпадали у рабочего класса и крестьянства. В силу этих обстоятельств крестьянство станови- лось естественным союзником рабочего класса в буржуазно-демократической революция. Под воздействием резолюцион-ной борьбы пролетариата в ходе революции все шире раз-, вертывалбеь и крестьянское движение. Летом 1905 года произошло 895 крестьянских выступ лений, около пятой части всех, уездов европей ской России было охвачено крестьянскими волнениями. Они принимали разные формы: от стихийных бунтов до организованных полити ческих выступлений. •-31 октября 1905 года появился «Приговор крестьян села Марково Московской губернии». Этот документ подписали 60 уполномоченных из числа грамотных крестьян. Б нем говори лось о страданиях народа1, нищете, голоде, гибели борцов за свободу и землю от пуль и петли, в тюрьмах и на каторге. Крестьяне зая вили, что они присоединяются к освободитель ному движению, начатому рабочими, наложили свои требования. Уже через три дня «Приговор» был одобрен волостным сходом с добавлением требования свержения самодержавия. Волость была объ явлена «Марковской республикой». Староста П. А. Бурши,н был избран ее президентом. В правительство республики вошли: агроном, волостной старшина, один из членов Петербург ского Совета рабочих депутатов, учитель, крестьянин. Руководители «Марковской республики» вошли в состав Всероссийского крестьянского союза—революционно-демократической орга низации, возникшей в 1905 году. По словам Ленина, это была организация «...безусловно революционная в своей основе, способная при менять действительно революционные методы борьбы...» (ПСС, т. 12, сгр. 334). О «Марковской республике» заговорила вся Россия. «Приговор» последовательно претво рялся в жизнь: помещичьи леса рубились для общественных нужд, зимой начался раздел по мещичьих земель, распоряжения царских вла стей не выполнялись. Почти год существовала республика. Дошел «Приговор» и за границу. Под названием «Крестьянский Манифест» он был напечатан в газетах Франции и США... Высшей точки крестьянское движение за все годы революции достигло в октябре-ноябре 1906 года. Оно охватило тогда более трети всех уездов европейской части страны. Борьба кре стьянских масс не (утихала и в 1906 1907 гг. В июне 1906 г. произошло свыше 700 выступ лений. т. е. был почти достигнут наивысший уровень 1905 года. В марте-июне 1907 года в условиях спада революции было свыше 7о0 крестьянских выступлений. Революция, как известно, окончилась пора жением. Но сам этот факт ни в коей мере ие снижает ее всемирно-исторического значения, Ход событий подтвердил правильность страте гий и тактики партии большевиков. Партия, народ приобрели величайший опыт революци онных битв. В ходе революции возникали не виданные в истории политические организации —Советы рабочих депутатов, а вслед за ними —Советы крестьянских и солдатских депута тов. Бесценное достояние этого опыта союз рабочих и крестьян, впервые в истории проя вивший себя на практике как решающая рево люционная сила. Ленин подчеркивал, что «...факт «союза сил» пролетариата и крестьянства, как главных сил, проломивших брешь в старом самодержавии, бесспорен. Не поняв этого факта нельзя ниче го понять в «итогах» русской революции» (ПСС, т. ,17, стр. 342). Буржуазная по своему социальному содер жанию, революция была пролетарской по сред ствам борьбы и руководящей роли, которую играл в ней рабочий класс. Рабочий класс прежде всего был заинтересован в ее реши тельной победе, так как эта победа приблизила бы страну к социалистической революции. Ве лика была заинтересованность в победе рево люции и крестьянства. Революционная работа в деревне была соп ряжена с огромными трудностями: болъшеви- ' стские организации были малочисленными, разделены большими расстояниями.. В сель-.— ских условиях было значительно сложнее соб; людать конспирацию, неграмотное крестьянст во труднее поддавалось революционной аги тации. Большевистские организации в специ альных кружках готовили передовых рабочих, связанных с деревней,к пропагандистской дея тельности в сельских условиях, создавали груп пы разъездных агитаторов и пропагандистов- профессионалов для сельских районов. В ряде мест возникали и крестьянские со циал-демократические кружки. Аграрные груп пы при городских комитетах партии до бивались создания сельских социал-демо кратических организаций. Ленин отмечал- «Наш идеал: повсюду в деревнях чисто соци ал-демократические комитеты, а затем согла шение их со всеми революционно-демократиче скими элементами, группами, кружками кре стьянства для образования революционных крестьянских комитетов» (ПСС, т. 11, стр. 224). Городские партийные организация наладил* специально для деревни выпуск литературы, листовок, прокламаций. Неоднократно переиз давалась брошюра Ленина «К деревенской бедноте». Особое значение в годы первой русской ре волюции В, И, Ленин, большевики придавали,/" дальнейшей, более детальной и глубокой раз работке аграрной программы партии. Аграрные проблемы занимали большое место в работе III, IV и V съездов РСДРП, состоявшихся я годы революции. Исключительно глубоким я самокритичным был ленинский анализ причин поражения а уроков первой русской революции. Ленин до*.. казал, что поражение революции обнаружило/ не неверность задач, не ошибочность применяв шихся в ней средств и приемов, а недостаточную подготовленность сил, недостаточную глубину и ширину революционного кризиса. Это объяс няется прежде всего тем, что рабочему классу в борьбе с самодержавием не удалось создать прочного союза с крестьянством. Ленин придавал большое значение союзу р*. бочих и крестьян в осуществлении социалисти ческих и демократических преобразований во всем мире (при руководящей роли рабочего класса в таком союзе). В докладе на IX Все российском съезде Советов в декабре 1924 с. он назвал союз рабочих и крестьян самым су щественным, коренным вопросом «...всей нашей, революции и всех будущих социалистических революций (если взять их в мировом масштабе вообще)» (ПСС, т. 44, стр. 305). Большевики сумели создать такой союз. Тем самым они смогли обеспечить победу Великой Октябрьской социалистической революции * построение социализма в СССР. В процессе социалистического строительства произошли глубокие изменения в самом кре стьянстве, в его взаимоотношениях с рабочим классом. На смену старому, мелкособственни ческому крестьянству пришло новое, колхозное крестьянство. Союз рабочего класса и крестьян ства стал союзом двух социалистических клас сов с едиными политическими интересами я целями, общей идеологией, Ньше в СССР значительно увеличился рабо чий класс, составляющий более 60 процентов населения, вырос многочисленный слой интел лигенции. Доля крестьянства в населении страны только по сравнению с довоенным пе риодом уменьшилась в 2,5 раза. Однако это не означает уменьшения экономической и полити ческой роли колхозного крестьянства в комму нистическом строительстве. Могучую революционную силу представляет крестьянство в странах Азии и Африки, где оно составляет большинство населения. «В сов ременных условиях,—указывал Л. И. Брежнев в выступлении на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г.,— проблема отношений рабочего класса н кре стьянства бывших колониальных стран имеет в значительной мере международный харак тер. Речь идет об укреплении союза всего международного рабочего класса с крестьян ством, всеми трудящимися молодых освобо дившихся государств». Прочный союз рабочего класса и крестьян- у етва—важный фактор успеха в антиимпериа- ' диетической борьбе, борьбе за национальную независимость и социальный прогресс. В. ОКОРОКОВ, доктор исторических наук, профессор, (АПН)! ТРАКТОР. ЧТО ОН МОЖЕТ! ПОЧЕМУ МЕХАНИЗАТОРЫ УХОДЯТ ИЗ СЕЛА Мне, как человеку, призван ному заниматься проблемой обеспечения колхозов и совхо зов механизаторскими кадра ми, небезынтересно, какие про цессы на современном уровне научно-технического прогресса происходят в наших селах. Взять Задонский и Липецкий районы. Население в них до вольно быстро сокращается. В Задонском районе за последние четыре года оно уменьшилось на 6.200 человек. 5 900 человек убыло за это время из липец ких сел. Соответственно воз росла нагрузка на каждого ра ботающего в хозяйствах. Че тыре года назад она не до стигала 15 гектаров пашни, а теперь перевалила за 20. Бла годаря осуществлению взятого партией курса на комплексную механизацию труда про исходит достаточная компенса ция сокращения рабочей силы. Однако тревожит то, что под час подготовка высококвалифи цированных механизаторских кадров явно отстает от роста их потребности. Так. в Задон ском районе на каждые сто тракторов и комбайнов прихо дится всего 103 механизатора. Практически единицу составля. ет коэффициент сменности их в Липецком районе. А в таких хозяйствах, как совхоз «Улья новский», липецкий колхоз «Победа», машин больше, чем людей, владеющих ими. В чем же, на наш взгляд, причина этого? Значительный вклад в подго товку высококвалифициро ванных кадров механизаторов призваны вносить сельские профтехучилища, в том числе и наше, Хлевенское ОПТУ. Крепнет его материально-учеб ная база. Вступил в строй но вый учебный корпус на 420 мест. Завершается сооружение корпуса для лабораторно-прак тических занятий. В нем шесть кабинетов и столько же лабо раторий, которые оснащены со временным оборудованием. Неплохой у нас учебный поли гон, куда входят мехмастер- ская. гараж, асфальтированная площадка для хранения техни ки. Поступает в училище но вейшая сельскохозяйственная техника. Созданы хорошие культурно-бытовые условия. Вырос новый корпус общежи тия на 200 мест. Есть своя сто ловая, спортзал. Наконец, в училище слон(нлся дружный, коллектив преподавателей я мастеров. Умело ведут занятия по тракторам, комбайнам, ав томобилям Ю. И. Черных, И. Н. Пожидаев, В. П. Авцинов, М. П. Числов. Со знанием дела трудятся мастера производст венного обучения Н. В. Пожи даев, В. В. Лесных, В. К. Сы чев. Словом, возможности у нас большие, и мы их стремимся сполна реализовать Наше училище готовит кадры в основном для Хлевенского, Задонского, Тербунокого и ча сти хозяйств Липецкого райо нов. Помимо механизаторов широкого профиля и трактори стов 3-го класса с одногодич ным сроком обучения, мы вы пускаем электромонтеров для животноводства, ветсанита- ров. Проходят у нас люди пе реподготовку для работы на тракторах К-700 и Т-150. С этого года начинаем также обучение операторов для жи вотноводческих комплексов. У нас было законом, чтобы все курсанты занимались в вечер них общеобразовательных классах. А с нынешнего года переходим на трехгодичный срок обучения с выпуском спе циалистов со средним образо ванием. Будем набирать на яервый курс 180 .человек. С планами, что нам доводятся, мы, как правило, справляемся. В прошлом году выпустили 560 человек — на двадцать человек больше, чем намечалось. Пере выполнили задание и в этом го ду. Вроде бы, можно быть до вольными. Однако нас беспоко ит тот факт, что мы в значи тельной мере работаем вхоло стую. В самом деле, за двенадцать лет существования училища из его стен выпущено 4 500 меха низаторов. А в селах трудится едва ли треть их. Только на Липецком тракторном заводе более семисот наших выпускни ков. Встречали мы их в Мо скве, Воронеже, других горо дах. Конечно, механизаторы нужны и промышленности. Но мы-то призваны готовить их для села. Большая же часть наших выпускников не задер живается в колхозах и совхо зах. И это не может нас не волновать. Одна из причин этого, види мо, кроется в недостатках са мой системы обучения механи заторским профессиям, в том, что нет четких планов подго товки и переподготовки кадров па основе точного учета потреб ности КОЛХОЗОВ я СОВХОЗОВ в специалистах различных профи лей. Сейчас на вооружении три формы подготовки механиза торских кадров села. Это ■— стационар СПТУ. его филиалы, действующие непосредственно в хозяйствах, и курсы всеобуча. Безусловно, наиболее квалифи цированные кадры готовятся на стационаре. Но сюда посту пают в большинстве недавние школьники. Люди в возрасте, обремененные семьей, охотнее занимаются в филиалах. В этом учебном году у нас действова ло одиннадцать филиалов —• четыре в Хлевенском районе, столько же—в Липецком и три —в Задонском. В них обучает ся более половины наших кур сантов. Филиалы — хорошая форма. Мы направляем в них своих преподавателей, масте ров, выделяем учебные и на глядные пособия. Почти все обученные в них механизаторы остаются на селе. Но эта форма нуждается в совершенствова нии. У них слаба подчас мате риально-учебная база. Иногда даже постоянного помещения нет. Необходимо, наряду с этим, расширить их сеть, со з - , давать в случае необходимо сти кустовые филиалы. Мы са . ми все эти проблемы, разуме ется, решить не в силах. Тре буется помощь руководства районов, хозяйств. А ее мы не всегда получаем. Что же касается курсов все обуча, то от них, на наш взгляд, следует отказываться. Обучение на них ведется ку старно, на низком теоретиче ском и практическом уровне. Беспокоит нас н то, что мало еще к нам поступает выпускни ков школ. Лишь хлевенцы на правили в училище в этом году более ста недавних школьни ков. Липчане — всего 12, за- донцы—-17, тербунцы—15. А, между тем, направлять есть ко го. По плану сейчас только 55,6 процента восмиклассников продолжают учебу в девятом классе. Остальные должны ид ти в профтехучилища. Мы же их не видим. Причина этого, очевидно, заключается в про счетах в профориентации школьников. Хлевенцы пробле мы профориентации решают бо лее эффективно. И их посланцев у нас больше. А в остальных районах с этим дело обстоит го раздо хуже. Изучение техники, трудовое участие в поле или на ферме само по себе еще слабо содействует осознанному выбо ру профессии. Закрепляют зна- ния и трудовые навыки школь ники нередко примитивно, кто как может, на старой технике, без присмотра мастеров. Но обучить человека меха низаторской профессии » СПТУ, его филиале или на кур сах всеобуча—это лишь полде ла. Его нужно еще умело привлечь к работе на произ водстве, заинтересовать делом, [жизнью села. Для этого необходимы практические меры улучшения условий труда и закрепления кадров в сель ском хозяйстве. Хорошо осна щенные мехмастерокие и гара жи, благоустроенное жилье, школы, клубы, столовые—все это должно быть неотделимо от современной жизни в деревне. А пока у нас часто даже встретить молодого механиза тора по-настоящему не могул наставника не дадут, и он ока зывается предоставленным са мому себе, трактор выделят изношенный, вдобавок, с техни ческим обслуживанием обстоит из рук вон плохо. И в резуль тате неизбежно приходит разо чарование человека в избран ном деле. Не случайно, счет оказывается не в нашу пользу —сотни выпускников училища вскоре вместо села оказывают ся в городах. 5 А. ПОЖИДАЕВ, м■•■гр директор Хлевенского ........... епту.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz