Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «В БОЮ И ТРУДЕ» НА ЛУЧШИЙ РАССКАЗ И СТИХОТВОРЕНИЕ дед ОДВЕДЕНЫ итоги конкурсе «В бою и 1975 г.) и «В ночи свинцом плевался пулемет». | труде» на лучшее литературное произве- две третьих — Л. Парщиковой за стихотяоре- “ “ дение (рассказ, стихотворение), объяв- ние «Цена жизни» и А. Васильеву за «Балладу ленного в честь 30-летия Победы советского о павшем солдате» («Ленинское знамя» № 107 народа в Великой Отечественной войне ре- от 8 мая 1975 г.) дакциями газет «Ленинское Знамя», «Лени- Жюри конкурса положительно отметило иец», журналистской и писательской органи- также работы А. Тамбовской, ▲. Власова, зациями области. А. Ненахова, С. Панюшкина, В. Осколкова, Присуждены следующие премии: Н. Амброжия, А. Некрасова, Е. Фисемко и По прозаическим произведениям: вторая— других авторов. В. Медведкину за рассказ «Танковый рейд». Редакция газеты «Ленинское знамя» выра- третья — Н. Смольянинову за рассказ «Пода- жает благодарность всем товарищам, приняв- рок Гудериана». шим участие в конкурсе и приславшим в га- По поэтическим работам: первая—А. Беляеву зету свои работы, посвященные 30-летию Побе- за стихотворение «Он, Россия, пришел к тебе». ды в Великой Отечественной войне. вторая—Г. Скареднову за стихи «Мы—из Ель- Публикуем работы, отмеченные жюри кои- ца» (аЛенинское знамя» № 87 от 13 апреля курса. В НОЧИ СВИНЦОМ™ В ночи свинцом плевался пулемет. Все громче нарастали звуки боя. Зажав гранату, сделал шаг вперед Солдат, что был моложе нас с тобою. Он лег на землю и пополз во мгле За нас с тобой пред будущим в ответе, А был рожден не ползать по земле, А в полный рост ходить по всей планете. И точен был ваятеля резец — Скульптура словно вылита из стали. Над всей планетой высится боец. Стоящий в полный рост на пьедестале. Г. СКАРЕДНОВ. (Вторая премия). ОН, РОССИЯ, ПРИШЕЛ К ТЕБЕ. «Я, Россия, приду к тебе, .Чтоб идти по тропе отцов..™* (Из стихов неизвестного сол- дата-узника, найденных в ла гере смерти Заксеяхаузен). Сквозь тяжелый и черный чад. Вырывающийся из печей. Где сжигаемые кричат В непроглядность чужих ночей, Сквозь овчарок свирепый хрип, Что в ушах еще не затих. Сквозь зубовный, на дыбе скрип К нам пришел Этот русский стих. Ом под пыткой был нелюдекой. Ом в морозных бараках слал. Но нигде. Ни одной строкой. На колени Он Не упал И теперь, Победив в борьбе, Не стыдясь, Боевых рубцов, Он, Россия, Пришел к тебе. Чтобы идти по тропе отцов. И, любовью твоей храним, Он шагает, Суров и сжат. Пусть же Все стихи перед ним Молча Голову обнажат1 А. БЕЛЯЕВ. (Первая премия). Ц Е Н А Ж И З Н И Люблю. Тревожусь. Радуюсь. Грущу. Взлетаю в небо. Падаю на травы. Я жить хочу. Я просто жить хочу. Кто у меня отнимет это право? Той памятной военною весной. За жизнь мою заплачено с лихвою.™ У вырытой могилы под сосной Так горько пахло мартовскою хвоен. А тот. кто шел в последний бой, и трудно Кричал охрипшим голосом «Ура-а!», уже меня предчувствовал подспудно, в потому без страха умирал. И убивал... Он шел и падал ниц, А на привале жесткими руками Отогревал полузамерзших птиц. И, словно песню, в небо выпускал их. Он воевал, чтоб я могла родиться. Чтоб мирная нахлынула весна, И умирал, чтоб в песне повториться™. За жизнь мою заплачено сполна. И вот живу. То плача, то смеясь, Взахлеб дышу звонкоголосым маем. Я жить хочу. И чудо бытия, Как будто должное, воспринимаю. Тяну ладони к солнцу, как ростки. Усталых глаз ночами не смыкаю, И памятью рожденные стихи. Как будто птицу, в небо выпускаю. Л. ПАРЩИКОВА. (Третья премия). КСЕНИЯ КОНСТАНТИНОВА Полузакрыт учебник старый, И прошлого как будто нет, И сердца слышатся удары.,. Ей скоро восемнадцать лет. Есть в личном дневнике ' страница, Некрасов, Жанна д ’Арк и Фет. И по ночам отцу не спится; .Ей скоро восемнадцать лет. Зачем же вдруг земля дымится И на закат похож рассвет? И раненый зовет: «Сестрица!..*. Ей только восемнадцать лет! Повсюду враг в траве Примятой, Но лжет он, что Отчизны нет. Патроны кончились. Гранатой Грохочут восемнадцать лет. Почтим же память, не страдая! Уверимся, что смерти нет! Она в бессмертье — молодая: Ей вечно восемнадцать лет. А. ТАМБОВСКАЯ. У ВЕЧНОГО ОГНЯ. Фото Ю. Ардашева. Т АНКИ мчались на пре дельной, почти пятиде сятикилометровой ско рости. Позади них бурунилась сорванная с земли шинами гусениц снежная струя. Юрий Зарников сидел на броне головного танка, опер шись одной рукой о башню, а другой придерживая у> пра вого бока висящий на ремне автомат. Встречный ветерок косо резал щеку, проникал под ушанку, холодил затылок. Юрий отвернулся, .потер за дубевшую кожу. — На, возьми!— крикнул незнакомый десантник, стояв ший рядом.— У меня лишний оказался. Юрий с благодарностью взял протянутый новенький подшлемник, всей головой влезая в пахучий, мягко вор систый трикотаж. За то короткое время, ко торое провел Юрий в танко вом корпусе, он узнал о тан ках гораздо бодыпе, чем за всю свою солдатскую жизнь, проникся уважением к могу чим машинам и гордостью за них. Он узнал, что такое триплекс, трак, клиренс, как заряжается пушка и как стре лять из пулемета, и рассуж дал о_б этом с таким видом, будто всю жизнь служил в бронетанковых войсках. Вот и сейчас, держась за крепкую стальную стенку и чувствуя под ногами мощное биение пятисотсильного мото ра, он чувствовал, как созна ние силы и спокойствия напол няет до краев все его сущест во. укрепляет веру в то, что все будет хорошо. — Смотри, парень!— толк нул его сосед. Юрий глянул и изумился. По белой равни не, в сизой щетине прошло годних трав, текла огромная черно-зеленая река. Волны этой реки несли на себе сотни коробков-автомобилей, десят ки кубиков-самоходок, многие тысячи фигурок. Если бы .не спички орудий, торчащие из бронированных кубиков, мож но. было подумать, что это необыкновенный крестный ход или мирное шествие паломни ков, как они изображаются в старых картинах и книгах. Юрию в первый раз за всю жизнь удалось увидеть сразу столько людей, собранных в одну колонну. И эта колонна была вражеской. Видимо, ко мандование сборной немецкой части чувствовало себя до вольно уверенно, потому что подпустило наши танки на расстояние нескольких пеших перебежек. Юрий привстал, полусог нувшись, и поднял свой авто мат. Страх, который начал иголочками покалывать кожу, вдоль спины, когда раздались встречные выстрелы, быстро дрошел и сменился чувством задора й злости. «Ну что сей час? Что сейчас? Что сейчас? — отчетливо выстукивало сердце. «Не ррробей, не про бей, не рробей!»— взбодряю- ше ревел танковый мотор. С о с е д вторично толк нул Юрия в плечо, на клонился и свалился белым комком с танка в снег. Юрий оглянулся од остался на броне один. Десантники мгновенно спе шились м развернулись в цепь. Хотел последовать примеру своих товарищей, уже бежавших за танком и стрелявших из автоматов, но внезапное решение остановило его. Он захотел испытать судьбу до конца. Пан или пропал. Заговорило ли в нем детское чувство любопытства, что ж. наконец, они такое — враги, о которых столько го ворили, до хрипоты спорили, которых Юрий видел во сне? — или действительно захоте лось отличиться, он сейчас не знал. В его сознании звучали только два слова: «Хочу знать, хочу знать, хочу знать!». Двести. Сто. Пятьдесят мет ров, Вражеская колонна, из дали казавшаяся ровной це почкой, расскочнлась на зве- Iнья, обращенные разорванны ми концами к фронтУ атаки. Строй солдат, шагавших за машинами, рассыпался на до роге, стараясь скрыться от выстрелов за кузовами мед ленно ехавших автомобилей. Длинные дымящиеся трассы, протянувшиеся от танковой брони, словно негнущиеся молнии, полосовали узкое про странство между двумя тя желыми грузовиками. Юрий ожидал, что будет поражен раньше первый из них, пото му что трассовые струи до ставали чаще до его скатов, ТАНКОВЫЙ Р Е Й Д РАССКАЗ однако первым загорелся вто рой грузовик, по которому, казалось, и не стреляли. Юрий только краем глаза за метил, как вырос золотистый сноп в кабине, и голова шо фера пошла курчавиться ры жими завитками. По танку стреляли из вин товок и автоматов. Броня его гремела, словно железная крыша при коротком градо вом ливне; этот звук, не за глушаемый ни ревом мотора, ни громом и треском ближ него боя, захолаживал душу ожиданием, кидал по всему телу горсти колючих мура шек. Вспоминая этот танко вый рейд. Юрий удивлялся, как он мог остаться жив и невредим, когда, по всем рас четам, его десять раз долж ны были смести с танковой брони пули и осколки. Танк сильно кидало, Юрий метал ся из стороны в сторону и прилагал большие усилия, что. бы не скатиться на землю. И ВОТ — кузов тяжело го грузовика, с обод ранным брезентовым верхом — почти рядом. На стало мгновение, которого он так хотел и так боялся, жут кое мгновение, когда с судь бой — глаза в глаза. Из всех сидящих, стоящих в кузове и собирающихся прыгать из не го — он видел только ддокх. Один, е умными и злыми глазами, перезаряжал авто мат, Вся его поджарая фигу ра дышала хитрой, осторож ной силой, которой знакомы все уловки и которая неисто щима на выдумки в борьбе за существование. Этому, чтобы продолжать жизненный бой, не хватало только одного мгновения — стука магазин ной защелки. Другой, с мяг кими чертами лица и пухлы ми губами, сидел, сложивши руки на животе. Винтовка болталась у его плеча, как кнут у ленивого пастуха, раз вязки он, казалось, ждал с полнейшим равнодушием. Жалкая улыбка — смирение перед фатумом — готова бы ла искривить линию безволь ного рта. Они обменялись взглядами на какое-то неиз меримо малое мгновение — и Юрий понял: этот пухло губый, с выражением пол нейшего спокойствия в чертах, попади в его руки русский пленным, накинет на него петлю и все с той же жалкой улыбкой повиновения чужой воле выбьет из-под ног табуретку. Думать и рассчитывать бы ло некогда^ Первый немец уже поворачивал заряженный автомат в сторону Юрия, дер жа палец на спусковом крюч ке. Юрий опередил, поднял ствол ППШ и опорожнил диск. В этот самый момент двадцатишеститонная махи на толкнула грузовик, и тот, заваливаясь набок, стал раз деляться на кузов, колеса и кабину, продолжавшие даль нейший путь в отдельности. И тут Юрий услыша^? крик, пол ный животного ужаса а тос ки. Кричал полногубый немец, опрокидываясь вместе с кузо вом на землю. Этот крик, не приятно поразивший Юрия, сказал ему о многом. О том, что немцы, считавшие себя неустрашимыми и непобеди мыми, способны верещать от страха так же жалобно, как заяц, попавший в неумолимые тиски. О том, что самоуверен ные до наглости при успехе, какими он их видел и знал в тяжелейших оборонитель ных боях прошлым летом, при неуспехе враги становятся суматошно неуверенными и такими же беспомощными, как любые поддающиеся па нике люди. Юрий сорвал с головы мок рый подшлемник, бросил его в сторону и впервые за дол гие месяцы боев и затишья услышал пьянящие звуки ветра. Это был не простой ве тер, это был ветер победы. Т ОЛЧОК оказался та ким сильным, что Юрий не удержался « сва- лился на обочину дороги. Падая, он зашиб бок и несколько десятков секунд лежал на снегу, не в силах перебороть боль, По близости раздавались вы стрелы подошедших танковых десантников. Когда он все-та ки поднялся и. шатаясь, д в и нулся вперед, из-за разбитых грузовиков выходили с под нятыми руками немцы н бро сали на землю оружие. — Ну, V тебя, брат, пету шиное счастье,—сказал, сме ясь, старший лейтенант Баб кин п р и встрече. — Почему не гусиное?—по- интересовался Юрий; " ‘ " — Шут его знает! Говорят так, когда особенно везет, а почему, не ведаю. Видал, ви дал тебя в бою. Лихо. Зна чит, не зря я тогда ручался за тебя перед генералом. Только к маскхалату ты, доро гой товарищ, отнесся не по- хозяйски: един шиворот ос тался. Даже на подвертки не годится. — /А что? Говорят, у кого тринадцать дырок на спине, того До самого конца войны ни пуля, ни снаряд не тро нут. — Этим ты, товарищ, Зар ников, меня не проймешь. Сам четырнадцать мелких на считал, да еще прожог сверх комплекта. Так что не один ты маскхалатом осколки ло- | вил. • — Товарищ старший лейте нант! Сколько тут . понакроши- ли? — Порядком. Две с поло виной тыщи в плен, полторы в наркомзем, — А остальные? • —- Остальные пока гуляют. Но мы им один сюрприз го товим. На перекрестке двух , дорог. Хочешь пойти добро- ] вольцем? — Спрашиваете! — Гляди, парень. А что, может быть у тебя и впрямь на спине тринадцать дыр. В. МЕДВЕДКИН. ВО ДВОРЕ Целый вечер младший твой сынок «Командиром батальона» бегал. И над ним кружился голубок Серой горсткой мартовского снега. Из далекой памяти пришла В этот час завидный телеграмма: Ну, а мы? Обдумай, не спеша. Вспомни деревянные наганы, Пруд, что звали «озером Хасан», Друга — белобрысого «Чапая». Это ль не завидно — весь в слезах, А твердил свое — «Не отступаем!». Так и было. А потом в дыму, В суматохе, голоде, бессилье Сознавали сами: почему Выйдет победителем Россия. Рады мы, что нашей детворе Нравятся сегодня наши игры, IЬусть порою шумно во дворе. Пусть заплачет кто-то от обиды. Ьй, играя в «красных», на посту, иль • гвардейцев, рвущихся в атаку, Нужно видеть нашу правоту И коварство атомных маньяков, Н. АМБРОЖИИ. ВСЕМУ МИРУ ИЗВЕСТНЫЙ С О Л Д А Т Он лежит у Кремлевской стены, I Отстоявший свободу, солдат. Чем же подвиг Его оценить? Чем нам счастье свое оправдать? Через траурно-гладкий гранит Ощущаю дыханье Его. Как нас многое с Ним роднит -и Нас, г- - Не знавших военных тревог, Так же жаждал, как мы, о « — Жить, Стррить, сеять, творить —* созцдать. Современник мой, подскажу —. Чем нам счастье свое оправдать? Он был сыном, мужем, отцом "ч* Как чертовски хотелось жить! Тучно зреют колосья ржи Под Орлом, Сталинградом, Ельцом,,. Во дворах звонкий детский смех. Небо ясное над головой, В полный рост ходим мы по земле— Мы — Полпреды жизни Его. Воевал Он не ради наград— Ради нас отдал жизнь свою, Но не умер. Он с нами в строю— Всему миру известный * солдат! А, ВЛАСОВ. К 7 0 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. А. ШОЛОХОВА СМЕЯТЬСЯ И ПЛАКАТЬ ВМЕСТЕ С ГЕРОЕМ Вчера великому советскому писателю М. А. Шолохову ис полнилось 70 лет. Публикуем интервью корреспондента АПН Всеволода Марьяна, который побывал у М. А. Шолохова накануне юбилея. Вопрос: Михаил Александ рович, откуда в книгах боль ших писателей та поразитель. ая правда жизни, которая и Делает произведение бессмерт ным? Ведь она, наверное, не только от литературного та ланта? Ответ: Один Ваш коллега, глянув на почту, доставленную / мне за день, посочувствовал: «При таком потоке нужен це лый министерский штат». Я думаю, что это как раз противопоказано писателю. Отгороди его от жизни, и он сделается, что говорится, каби нетным. О чем же тогда писать, если отгородишься от Людей и даже от их писем? Чтобы создать книгу, кото рая будет иметь долгую жизнь, нужно знать эту жизнь, писать честно, самому пережи вая события книги. Я родился на Дону, учился на Дону. Здесь начиналась и складыва лась моя писательская судьба, а с 1930 года <— судьба комму ниста. В среде простого каза чества, которое за поддержку Советской власти называли красным. Шестое десятилетие вижу, как оно вросло в соци ализм. как потомки тех крас ных казаков стали колхозника ми, агрономами, инженерами— хозяевами новой жизни. Часть этой обновленной жизни — в моих произведениях. В дополнение к ответу: Да, он живет жизнью своего наро да. Уже в 15 лет «служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами... И банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бы вать в разных переплетах...» (из автобиографии М. А. Шо лохова), «Все шло как положено»... Юного пулеметчика схватили махновцы. Вели на расстрел. Только в последнюю минуту материнская ярость старой ук раинки заставила дрогнуть бандитского атамана, пообе щавшего все же при следую щей встрече повесить непре менно. «Все шло как положено»... Добывая хлеб для бедняков, голодал сам. Сам, стремясь к глубоким знаниям, учил не грамотных в ликбезе. Приехав в столицу учиться, устроился чернорабочим: днем мостил улицы, таскал камни, а по но чам писал. Трудился в поле со своими станичниками, потом и мозолями добывал мудрое зна ние жизни и постигал красоту всего живого на земле. Решил для себя: «Я за то. чтобы у. писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы лицо его белело от сдерживаемой ненависти к врагу, когда он пишет о нем, и чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, кото рого любит и который ему до рог...» Вопрос: Перечитывая Ваши книги, вновь убеждаешься в том, что Великая Отечествен ная война — не эпизод в Ва шем творчестве, как и в жиз ни ©сего народа, а эпопея. На чем основано Ваше отношение к этой теме?. Ответ: Алексей Толстой как-то сказал, что прошедшая война способна вдохновлять писателей еще, по меньшей мере, двести лет. Наш народ заплатил за Победу тяжкой ценой — двадцатью миллио нами жизней. А число калек и сломанных судеб никто не подсчитал. Об этом забывать нельзя. И чтобы крепко помни лись суровые испытания, вы павшие на долю нашего на рода в годы борьбы с гитле ризмом, надо Многое делать. В том числе и писать правдивые книги о войне. Хотя бы во имя того, чтобы подобное не повто рилось. Нужно передать дви жения души народной, все от тенки чувств—от материнской скорби и горя до лютого гнева солдата, от глубокой печали н до победного торжества наро да. Сокрушить фашистскую ма шину могли только люди мо гучих характеров, неистреби мого жизнелюбия, твердой уверенности в себе и в своем государстве. Они, мои герои, знали: придет час, от Гитлера не останется костей, а им надо будет снова жить, любить, строить, осуществлять свое че. ловеческое призвание на зем ле. Вопрос: Чем заняты сейчас Ваши герои, Михаил Алексан дрович? Ответ: Они продолжают сра. жаться. И главное для меня— поглубже раскрыть их духов ный мир. Ведь события войны неотделимы от мыслей, чувств, настроений ее участников. Только поняв, что движет сол датом, генералом, можно по стичь, почему он победил. Для этого недостаточно личных во енных впечатлений, пережива ний. Работая над образом генера ла Стрельцова, я с особым ин тересом слушал своего старого знакомого генерала Лукина, беседовал со многими воинами. «Какая же несокрушимая сила таится в идейной убежденно сти, вере нашего народа в свя щенное дело зашиты социали стического Отечества!» — не вольно думаешь после каждой такой встречи. Побеждают прежде всего не военные шко лы. стратегии и армия — по беждают народы и великие идеи. Пусть мир знает, как не легко далось советскому чело веку счастье, и как крепко умеет он это счастье беречь. В дополнение к ответу: Кто бывал » Вешейской, знает, что здесь по-крестьянски встают задолго до солнца. Но как бы рано ни пробудился станичник, окно в шолоховском доме уже светится, писатель уже рабо тает. А когда задают вопрос, скоро ли Михаил Александро вич закончит давно начатый роман об Отечественной войне, приходится напомнить —- Шо лохов всегда писал сердцем, писал трудно. Известна его почти жестокая требователь ность к себе. Не раз новые встречи с людьми вдруг круто поворачивали, ломали уже вро. де бы до конца выстроенный сюжет, и вновь продолжались поиски, поиски подлинной правды. Разве не есть это отраже ние той меры ответственности за свое творчество, которая от личает настоящего художника? (АПН),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz