Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ Нынешний, пятый год пятилетки для работ, ников просвещения нашей страны этапный. предстоит выполнить историческое ре. шение XXIV съезда партии — завершить пе. реход ко всеобщему среднему образован::». В решении этой задачи большое значение имеет вечернее и заочное обучение. Выполне. иие государственного плана по вовлечению работающей молодежи в учебу без отрыва от производства требует совместных усилий ор­ ганов народного* образования, педагогических коллективов, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Основными направлениями в их работе должны стать со­ вершенствование учебно-воспитательного про. цесса, укрепление материальной базы школ, расширение связей с трудовыми коллектива, ми. ( В нашей области за годы девятой пятилетки накоплен определенный опыт организации вечернего и заочного обучения. Сегодня мы рассказываем о работе ряда педагогических коллективов школ, профтехучилищ по совер­ шенствованию учебного процесса, о деятель. ности общественных организаций по прове­ дению смотра «Каждому молодому, труженику — среднее образование». ВЫСОКИЙ долг, ПОЧЕТНАЯ ЗАДАЧА Областной организационный комитет подвел итоги работы профсоюзных. комсомольских организаций, органов народно­ го образования по разверты­ ванию смотра «Каждому моло­ дому труженику — среднее об­ разование». Эти итоги показа­ ли, что третий этап смотра прошел более организованно и , целенаправленно, чем предыду- * щие. Проведена большая рабо­ та но совершенствованию се­ ти вечернего и заочного об­ разования, улучшению •учеб­ но-воспитательного процесса, укреплению материальной ба­ зы школ. В 1973—74 учебном году по сравнению с предыду­ щим снизился отсев из школ общето образования взрослых на 5,5 процента. Сейчас в об­ ласти работают 28 вечерних, 14 очно-заочных, 2 районные заочные школы и областная с консультлунктами в Грузин­ ском и Липецком районах. При 370 средних и восьмилетних школах организованы и рабо­ тают учебно-консультационные пункты и группы заочников из ■ч числа работающей молодежи. Сейчас в области без отрыва от производства учатся свыше 18 тысяч молодых рабочих и ,лг: колхозников, т<>есть м» : 4 500 ' больше, чем в начал*-пятияет- КИ. Вечерние и \заочные школы укомплектованы квалифициро­ ванными кадрами. 96,4 йроцен- та учителей, все директора школ взрослых имеют высшее образование. На многих предприятиях, в колхозах и совхозах накоплен плодотворный опыт сотрудни. чества с педагогическими кол­ лективами. Примером могут служить контакты завода «Свободный сокол» и школы рабочей моло­ дежи № 4 'г. Липецка. Каждое знакомство с новичком на­ чинается на предприятии с обязательных вопросов: где и как он учится ; если не учится, какие (планы на этот счет име­ ет. Отдел кадров завел точный учет молОдежи до 30 лет, не имеющей среднего образования. Разработаны пятилетний план- задание вовлечения молодежи в школы по каждому цеху и система мер морального и ма­ териального поощрения тех, у- кто успешно сочетает труд с 'Т учебой. Повышение производ­ ственных разрядов рабочим за­ висит от уровня их общеобра­ зовательной подготовки. Ко­ миссия содействия школе при заводе поддерживает тесную связь с педагогическим коллек- Чи/швом. Хорошо помогают вечерним и.заочным школам руководите­ ли Чаллыгинского завода агре­ гатов, Трубетчинского отделе­ ния «Сельхозтехники», сов­ хозов «Дмитровский», «Ключ жизни», «Солидарность», «Агроном». С каждым го. цом увеличивается число уча­ щихся в Долгоруковском рай­ оне. Особое внимание уделяет­ ся работе консультпунктов для заочников, созданных почти во всех массовых школах. Все они обеспечены учебниками, наглядными пособиями й тех­ ническими средствами, работа­ ют в тесном контакте с колхо­ зами и совхозами. С заботой относится совхоз «Долгоруков- ский» к нуждам школы и к тем1, кто учится. Лучших УЧ’Й- щихся-рабочих • системати­ чески отмечают — награждают грамотами, ценными подарка­ ми, вНе очереди выделяют пу­ тевки в дома отдыха. И не удивительно, что в консульт- пункте хозяйства учатся целы­ ми семьями. Заслуживает внимания рабо­ та очно-заочной школы Хле- венского района. Из года в год она успешно выполняет народ­ нохозяйственный план и почти полностью сохраняет контин­ гент учащихся. Ежегодно 40— 50 молодых рабочих и колхоз­ ников получают аттестаты зре­ лости. За три последних года из их числа более 40 человек поступили в институты и тех­ никумы по путевкам хозяйств. Сейчас в районе в вечерних и заочных школах обучается свыше трехсот трактористов, шоферов, животноводов —- 40 процентов от общего числа работающей молодежи этих специальностей, В некоторые районах внедре­ на и такая форма заочного обучения, как проведение кон­ центрированных занятий в пе­ риод наименьшей занятости учащихся в , сельскохозяйствен­ ных работах. Целесообразность этой формы обучения подтвер­ ждает работа Дрязгинской опытной станции. По догово­ ренности с директором станции Г. Т, Остапенко, используя льготные дни, занятия с заоч­ никами проводились в 4—5 периодов. Организация концен­ трированных занятий позволи­ ла очно-заочной школе в теку­ щем учебном году охватить учебой дополнительные контин­ генты молодежи. В свете требований XXIV съезда КПСС об улучшении качества подготовки и повы­ шении квалификации рабочих непосредственно на производ­ стве особое значение приобре­ тают классы мастеров в вечер­ них школах, которые наряду с общим образованием дают и профессиональные знания по избранной специальности. К сожалению, эта форма еще не нашла в области широкого распространения. Такие классы мастеров организованы пока только при вечерней (сменной) школе № 3 города Ельца. Значительную часть контин­ гента вечерних и заочных школ составляют учащиеся профес­ сионально-технических учи­ лищ. Обучение этой категории молодежи — наиболее сложное дело. Желание учащихся па­ раллельно с профессией полу­ чить среднее образование свя­ зано с большими нагрузками. В этих условиях педагогиче­ ские коллективы ТУ № 2 и школы рабочей молодежи № 1 города Ельца, ТУ № 20 и школы № 9 города Липецка стремятся построить единый учебно-воспитательный про­ цесс так, чтобы создать мак­ симальные условия для учебы и отдыха молодежи. Они ра­ ботают по общему плану. В текущем учебном году охват учащихся профтехучилищ с одно-двухгодичным сроком обу­ чения возрос по сравнению с предыдущим на 32,5 процента. Но не везде дело обстоит еще благополучно. Низок про­ цент охвата учащихся обще­ образовательной подготовкой в технических училищах №№ 3, 7, 8, 13 города Липецка. Одной из основных задач вечерних и заочных школ яв­ ляется повышение качества знаний учащихся, сохранение контингента. Положение дел в отдельных коллективах вызы­ вает тревогу. В школах Волов- ского, Грязинского, Лебедян­ ского, Задонского районов убыль учащихся в прошлом учебном году составила от 17 до 22 процентов. Не лучше об­ стоит дело и в этом году. За первбе полугодие , из вечерних (сменных) школ выбыло 1 025 учащихся, что составляет 8,6 процента от числа поступив­ ших. Это объясняется в боль­ шой степени бесконтрольностью за посещением учащихся со стороны многих руководителей предприятий, общественных ор­ ганизаций. В вечерних школах Лебедянского. Становлянского районов, города Данкова сла­ бо поставлена воспитательная работа, низка успеваемость .учащихся. Уже сейчас необходимо подумать над тем, как избе­ жать прежних ошибок в пред­ стоящем году. На 1975—1976 учебный год народнохозяйст­ венный План По обучению ра­ ботающей молодежи значи­ тельно увеличен. В районах и городах области есть все воз­ можности для успешного его выполнения. Дать молодому человеку, нашему современни­ ку,. глубокие и прочные зна­ ния, расширить его культурный кругозор, воспитать сознатель­ ным, убежденным и активным членом общества —* высокий долг, почетная задача вечер­ них школ, отделов народного образования, всей обществен­ ности, Н. МОРОЗОВА, инспектор школ облоно. ГОВОРЯТ ВЫУПСКНИКИ В вечернюю школу я пришел полтора года назад, в девятый клесс. Было время, когда я считал, что мне вполне достаточно восьмилетки: ведь я не думал поступать в техникум или ин­ ститут. Решил стать рабочим, а для этого, мол, особых знаний не требуется. Но мнение изменилось, когда я пришел на завод, в цех.-Со­ временное производство, слож­ ная техника... Сам почувство­ вал: во 'всем этом надо хорошо разбираться, чтобы, как гово­ рится, быть не просто испол­ нителем у машины, а ее хозяи­ ном. К тому же, и обстановка в коллективе способствовала то. му, чтобы подум-ать об учебе. «Вечерникам» оказывалась вся­ ческая поддержка. Не скрою, на первых порах пришлось нелегко. Многое за­ былось. Спасибо учителям — они многое сделали для того, чтобы вернуть мне веру в собствен­ ные силы. Постепенно втянулся в учебу. Сейчас занимаюсь с удовольствием. Скоро я получу аттестат зре­ лости, но уже не могу себе представить, что расстанусь с книгами. Обязательно поступ­ лю в техникум: постараюсь стать квалифицированным спе­ циалистом, Н. ТОКАРЕВ,’ формовщик завода «Свободный сокол». В ЕЧЕРКА». Так на­ зывают у нас на за- " воде базовую вечер­ нюю школу № 4, где учатся многие молодые рабочие. Вкладывают в это слово чув­ ство уважения и признательно­ сти. У каждого связаны со шко­ лой свои радости и волнения. Знаю это по себе. В школе я познал силу коллектива, това­ рищеской. . взаимопомощи. За три года обучения в нашем классе никто не бросил учебу. Школа научила каждого из нас самостоятельно мыслить, лучше понимать жизнь, разбираться в окружающих явлениях. Она открыла для нас все дороги для дальнейшей учебы, совер­ шенствования в избранном де­ ле. Я получил аттестат зрелости в прошлом году. В том же го­ ду поступил на физико-матема­ тический факультет Липецкого пединститута. В. ФЕДОТОВ, рабочий труболитейного цеха № 1 завода «Свободный сокол». ПО ОБЩЕМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ За последние годы в системе профтсхобразования областд произошли значительные пере­ мены. Большинство училищ, работая по новым программам, дают теперь своим выпускни­ кам не только специальность, но и аттестат зрелости. Однако не все профессионально-техни­ ческие учебные заведения рас­ полагают такими возможностя­ ми. Программы некоторых из них рассчитаны на один—два года. Принимаются же в них юноши и девушки с восьмилет­ иям образованием. Как же быть этим Ребятам, тоже же­ лающим не отстать от своих сверстников в общеобразова­ тельной учебе? Практика под­ сказала — надо организовать обучение по- совмещенным учебным планам профтехучи­ лища и вечерней школы. Третий год в тесном контак­ те с техническим училищем № 20 работает школа № 9. За это время накоплен некото­ рый опыт организации учебно- воспитательного гроцесса, о котором мне и хочется расска­ зать сегодня. ■ В техническое училище № 20 принимаются в основном юно­ ши и девушки со средним об­ разованием. Но ежегодно в нем организуется и 6—8 групп, в которых готовятся сварщики и слесари-монтажники на базе восьмилетки. Срок обучения — два года. Перед нами, учите­ лями школы, встал вопрос — давать ли за это время ребя­ там знания в объеме десяти классов или за два года про­ ходить программу только де­ вятого класса. Мы избрали второе. Дело * том, чтр при обучении год за год возникла бы очень боль­ шая теоретическая перегрузка. Учли и контингент учащихся. В основном, это ребята из сельских школ, и очень часто, что греха таить, их общеобра­ зовательная подготовка ела. бовата. Своей целью наша школа ставила и повышение качества знаний. Надо сказать, что у нас сра- .зу же установились тесные/ деловые и исключительно доб­ рожелательные отношения с коллективом, общественными организациями училища. Боль­ шую помощь оказывают нам директор В. Г. Хорол, его за­ местители В. Т. Чернеев, В. М. Поляков, секретарь парторга­ низации Ю. С. Тимохин. Сов­ местными усилиями с участием актива преподавателей учебных заведений был разработан еди­ ный план мероприятий по осу­ ществлению общеобразова­ тельной подготовки. Основой обучения стали спе­ циальные классы. Их создание дозволило решить с;: азу не­ сколько проблем. Улучшен контроль за посещаемостью и успеваемостью учащийся, со­ хранением .контингента. Уже второй год ребята занимаются в вечерней школе в определен­ ные дни — вторник и четверг. Утром они под руководством своих мастеров приходят в классы. Мастера находятся во время занятий в школе; сле­ дят за порядком, контролиру­ ют посещаемость, организуют обОД и т. д. Составляя учебные планы, мы старались максимально ис­ ключить дублирование матери­ ала. Проведенные семинары, активная методическая работа помогли нам в короткий срок найти формы увязки предметов профессионального цикла с об­ щеобразовательным, Так, из программы вечерней школы мы исключили преподавание чер­ чения, которое они проходят в техническом училище значи­ тельно шире. Это уменьшило нагрузку учащихся. Было об­ ращено большое внимание на практическую связь общеобра­ зовательных предметов, с бу­ дущей профессией. При изуче­ нии физики, например, препо­ даватель Ю. С. Тимохин практикует задания на карточ­ ках, содержащих вопросы с профессиональным уклоном. Таких примеров немало. Совместными усилиями ре­ шены и вопросы укрепления учебно-материальной базы школы. Техническое училище закупило нам всю- необходи­ мую учебную литературу, пе­ редало часть оборудования по физике, химии- В школе введе­ на сейчас кабинетная система занятий. Все классы оснащены техническими средствами, на­ глядными пособиями. За три года в общей сложности на укрепление учебно-материаль­ ной базы школы израсходова­ но более семи тысяч рублей. Конечно, есть у нас и свои трудности в поисках наиболее рациональных форм и методов совместного, обучения. Так, учебные планы общеобразова­ тельных дисциплин училища, утвержденные Государствен­ ным комитетом по профтехоб­ разованию, не совпадают (по сетке часов) с планами девя­ тых классов вечерних (смен­ ных) общеобразовательных школ, что затрудняет органи­ зацию учебно-воспитательного процесса. Приходится постоян­ но корректировать их. Мешает нам и то, что с отвлечением учащихся на осенние сельско­ хозяйственные работы занятия : в специальных классах начина­ ются не с первого сентября, а в октябре. Не совпадают и зимние каникулы. Надо поду­ мать, как сообща решить эти вопросы. В целом же организация обучения по совмещенным учебным планам себя оправда­ ла. Достаточно сказать, что В течение трех лет в школе не было отсева из числа учащих­ ся профтехучилища. Удовле­ творяет нас и уровень знаний юношей и девушек. С. ТЕЛЕГИН, директор Липецкой средней школы рабочей молодежи АЬ 9. ОаРЕМЁННЫЙ яауч- У «о-технический прогресс вносит коренные измене­ ния не только в технолвгию производства, но и в характер труда. Вот почему жизнь тре­ бует от каждого постоянно по­ полнять свои знания, совер­ шенствовать профессиональ­ ное мастерСтво. Одной из оправдавших форм повышения общеобразователь­ ного и технического уровня ра­ бочих являются классы масте­ ров. Уже оцоло десяти лет ра­ ботают такие классы в даШей вечерней (сменной) средней , .школе рабочей молодежи № 3 г. Ельца. Созданы они на базе заводов: тракторных гид_ роагрегатов, м.едоборудое ания, механического, «Гндропривод», треста «Елецтяжстрой». Основным контингентом классов мастеров являются квалифицированные рабочие, бригадиры, мастера-практики, не имеющие среднего образо­ вания. Они получают возмож­ ность повысить свой общеобра­ зовательный и одновременно— профессионально , технический уровень. Направление на учебу оформляется приказом по предприятию. В нем же опре­ деляется и специальность, ко­ торую получают выпускники после трехлетнего обучения. < Общеобразовательные дис­ циплины в классах мастеров ведут преподаватели шкЪлы, специальные — инженерно- технические работники заводов и строительных организаций. Создание классов мастеров в составе вечерней школы требу­ ет от педагогического коллек­ тива гибкой постановки учеб­ но-воспитательной работы. Составлен перспективный план, согласованный с администра­ цией и общественными- органи­ зациями базовых предприятий. Для руководства преподавани­ ем специальных предметов создам методический совет, ру­ ководит которым инженер завода тракторных гидро­ агрегатов В. Н. Ерсм.и„ на. Совет определяет специаль- КЛАССЫ МАСТЕРОВ ности для групп мастеров, утверждает учебные планы, оказывает методическую по­ мощь преподавателям. Для приема зачетов и экзаменов совет создает квалификацион­ ные комиссии. Изучение общетехнических и специальных предметов в кдао. сах мастеров завершается под­ готовкой и защитой так назы­ ваемого выпускного проекта. Защита проекта — ответствен­ ный момент в жизни выпуск­ ников. Он показывает Их го­ товность стать коман­ дирами производетва и ус­ пешно решать сложные произ­ водственные задачи. Для под­ готовки и защиты выпускной работы учащимся предостав­ ляется дополнительный отпуск — пять рабочих дней с сохраа нением заработной платы. В помощь им выделяются1кон­ сультанты из числа высоко­ квалифицированных инжене­ ров. После успешной сдачи го­ сударственных экзаменов за курс средней школы и защиты выпускного проекта учащиеся получают аттестат зрелости и диплом мастера, дающий пра­ во занимать должность масте­ ра или начальника участка на предприятии. Третий год в школе работает класс по спе­ циальности «Мастер-строи­ тель». Выпускники его попол­ нят состав среднего командир­ ского звена да стройках горо­ да. Более четырехсот рабочих окончили классы мастеров школы за эти годы. Около двухсот из них трудятся сейчас мастерами и начальниками участков. В настоящее время в школе насчитывается семь классов мастеров, в которых обучается свыше двухсот рабочих. Жизнь подтвердила, что эта форма в системе вечернего образования очень эффективна. Она в зна­ чительной степени позволяет решать большую государствен- ную задачу — подготовку ре­ зерва руководящих кадров среднего звена для промыш­ ленных предприятий страны. А. СЕЛЕЗНЕВА, заслуженный учитель * РСФСР, заведующая учебной частью вечерней ; !. (сменной) школы № 3, 1 ) Ш ' ' г. Елец. . В восемнадцати классах ве­ черней школы рабочей молоде­ жи № 6 г. Липецка учатся бо­ лее четырехсот рабочих заво­ дов: Иоволипецкого, пусковых двигателей, трубного, мебель­ ной фабрики, предприятий тор­ говли и общественного пита­ ния. В прошлом году аттеста­ ты о среднем образовании по­ сле окончания школы получили более ста человек. На снимке: слесарь-монтаж­ ник управления «Металлург- прокатмонтаж-2» Н. И. Лав­ рентьев и продавец магазина «Юность» Г, П. Новосад на занятиях. Фото Ю. Ардашева. РРР&Р 111 1 щш ^ Н ш М м Я 1 ш1 ш ш ш* м ш ш ш ! ш ш й! ■м-ч »>> •*«?’, Яи . Н А ОЧЕРЕДНОМ засола- нин областного органи­ зационного комитета по проведению смотра «Каждому молодому труженику — сред­ нее образование» слушались отчеты заместителя начальника домостроительного комбина- , та Н. В. Чеботаревой и пред- седателя комитета профсоюза Липецкого мясокомбината Л. С. » Ремезовой. Они подверглись серьезной критике за состоя­ ние работы по вовлечению в вечерние и заочные школы мо­ лодежи. Например, более че­ тырехсот юношей и девушек— рабочих домостроительного комбината не имеют среднего образования, несколь- ко десятков — восьмилетнего. Учатся из них лишь около тридцати рабочих, иля всего 8 процентов. На Липецком мясокомбинате тбже только треть молодежи учится в вечерней школе. И тут профсоюзная организация, хозяйственные руководители ничего не сделали для вовле­ чения юношей и девушек в учебу. Иной раз приходится слы- Ч Т О Б Ы У Ч И Л С Я К А Ж Д Ы Й шать ''от профсоюзных активи­ стов; мол, что может рабо­ чий комитет, какие формы лучше использовать для того, чтобы добиться большей от­ дачи в деле повышения обще­ образовательного уровня мо­ лодежи? Сошлюсь на пример Елецкого элементного завода. Первостепенным делом профсоюзной, КОМСОМОЛЬСКОЙ организаций, руководителей цехов стала работа по прове­ дению смотра нз предприятии. Оргкомитет, возглавляемый заместителем председателя зав­ кома профсоюза М. С- Потап- киной, разработал на 1972—75 годы перспективный план обу­ чения работающей молодежи. Вот как он выполняется. По плану предусматривалось за эти годы направить в школы 320 молодых рабочих, 130 юношей и девушек уже полу­ чили аттестат зрелости, 169 — в настоящее время учатся. Оргкомитет завода постоянно заслушивает вопросы по ком­ плектованию школ, посещае­ мости и успеваемости учащих­ ся, соблюдению установленных советским законодательством льгот для учащихся вечерних и заочных школ. Определены меры поощрения лучш их про­ изводственников, успешно со­ четающих труд с учебой. За - четыре года девятой пятилетки на эти цели было израсходо­ вано несколько тысяч рублей. Но и завод получает весьма ощ утим ую отдачу. За послед­ ние годы свыше двухсот вы­ пускников и учащихся школ получили повышенный разряд. Как видим, при настойчивых коллективных усилиях можно многого добиться. Успешно справляются с планами обуче­ ния молодежи в вечерних шко­ лах елецкие заводы «Эльта», тракторных, гидроагрегатов, ме. дицинского оборудования. И в этом немалая доля труда об­ щественных организаций и хо­ зяйственных руководителей. Для многих молодых рабо­ чих при поступлении в школы самым трудным является пре­ одоление психологического барьера неуверенности в своих знаниях. Они очень остро пе­ реживают неудачи в учебе, что нередко приводит к уходу из школы. Вот почему важно соз­ дать атмосферу чуткого, вни­ мательного отношения к тем, кто Учится, со стороны проф­ союзных активистов. Исполь­ зовать можно различные фор­ мы. В совхозе «Солидарность» Елецкого района практикуется заслушивание молодых рабо- чих-учащихся на заседаниях профсоюзного комитета. Вни­ мание старших товарищей дис­ циплинирует молодежь, помога­ ет лучше осознать, что их уче­ ба это не только., личное де­ ло. Иногда в таком откровен­ ном разговоре выясняется, что юноше или девушке требуется помощь. Так было с рабочим совхоза В. Клоковым: запу­ стил занятия, бросил школу, а тут еще не совсем устраивала его- профессия. Помощь учите­ лей» руководства совхоза ока­ залась своевременной. Сейчас парень 'учится в одиннадцатом классе вечерней школы. В проведении смотра велика роль хозяйственных руководи­ телей: Любые начинания об­ щественных организаций по во­ влечению молодежи в школу горячо поддерживает директор Задонского овощесушильного завода Н. П Клещин. В свое время он сам закончил школу рабочей молодежи, затем—ин­ ститут. А сейчас постоянно вникает во все вопроса) учебы молодежи. Все рабочие завода, учащиеся школы, переведены в удобные для занятий смены. Они поощряются материально, учеба учитывается при при­ своении очередного разряда, На заводе регулярно — 2-3 раза в год—проводятся совме­ стные заседания педагогическо­ го совета школы и руководите­ лей цехов, смен. Как правило, на них идет деловой разговор о путях улучшения общеобра­ зовательной учебы молодежи. И надо сказать, что предприя­ тие успешно решает задачу пе­ рехода ко всеобщему среднему образованию: сейчас лишь де­ сять рабочих не имеют аттес­ тата зрелости. Известно, что в организации смотра большую роль играет пропаганда форм учебы. Не упускают этого вопроса проф­ союзные организации Липецко­ го тракторного и Новолипецко- го металлургического заводов, ряда предприятий' Данкова, Грязей, Лебедяни. Статьи в многотиражных и стенных га­ зетах. передачи местного радио, встречи с выпускниками школ рабочей и сельской молодежи, вечера учащихся «взрослых» школ, уголки для тех, кто учит­ ся в цехах — вот далеко не полный перечень пропагандист­ ских мероприятий, проводимых профсоюзными комитетами, культ просветучреждениями. Но, безусловно, проблема всеобще­ го среднего образования нуж­ дается в еще более интересном, ярком освещении в печати, по радио, в клубах, красных угол­ ках. Четвертый год идет смотр «Каждому молодому тружени­ ку — среднее образование». Долг профсоюзных комитетов — сделать все возможное для успешного решения задачи, по­ ставленной партией. Н. ПРИВАЛОВ, заведующий культурно- массовым отделом Липецкого облсовпрофа. Ш КОЛА - НАШ ЦЕХ Каждый год, в июле, в на­ шем заводском клубе бывает праздник — коллектив честву­ ет молодых рабочих, ( выпуск­ ников вечерней школы. Это со- бгтие отмечается всегда тор­ жественно, Отличникам учебы и труда вручаем почетные гра­ моты, памятные подарки. Это стало одной из традиций, рожденных многолетней н крепкой связью завода с вечер­ ней школой. Не случайно нашу ^вечерку» мы иногда называем своим заводским цехом. Инте­ ресно привести такие данные Из всех .мастеров предприятия более 10 процентов — выпуск­ ники школы. Без отрыва от производства среднее образо­ вание получили в ее стенах бо­ лее двадцати процентов рабо­ чих завода. В нынешнем учебном году в школе обучает­ ся около ста юношей и деву­ шек—токаря, слесари, фрезе­ ровщики. ■ Нет нужды доказывать, что уровень образования рабочих тесно связан с производитель­ ностью труда. Грамотный то­ карь почти вдвое меньше вре­ мени затрачивает яа повыше­ ние разряда, быстрее осваива­ ет самый сложный станок. Хорошо понимая это, адми­ нистрация, все общественные организации придают самое серьезное внимание вопросам повышения образовательного уровня работающей молодежи. Составлен! перспективный план обучения юношей и девушек, ставший составной частью плана социального развития коллектива. Вопросы общеоб­ разовательной учебы—комплек­ тование классов вечерней шко­ лы, посещаемость и успевае­ мость молодых рабочих и другие — систематически рас­ сматриваются ца заседаниях парткома, заводского комите­ та, комсомольских собраниях. Наше предприятие принима­ ет активное участие во Все­ союзном смотре, объявленном ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Ми­ нистерством просвещения СССР, «Каждому молодому труженику — среднее образо­ вание». Утверждены мероприя­ тия и положение по смотру. В нем участвуют коллективы всех цехов, отделов и служб. Итоги подводятся ежеквар­ тально. Коллективы - победи­ тели награждаются переходя­ щими вымпелами и Денежными премиями. Разработана и при­ меняется система мер мораль­ ного и материального поощре­ ния тех, кто успешно сочетает работу и ‘учебу в вечерней школе. Создана комиссия со­ действия школе. Практикуются совместные педагогические со­ веты. Завод ие жалеет средств на укрепление учебно-материаль­ ной базы школы. Только в 1974—75 учебном году израс* ходовано 6,7 тысячи рублей на ремонт, оборудование, приоб­ ретение наглядных пособий, обеспечение топливом и т. д. Целенаправленная работа по повышению уровня общеобра­ зовательной подготовки кад- рор приносит несомненную пользу. Растут ряды молодых рационализаторов и изобрета­ телей. В минувшем Году, на­ пример, ими было подано свы­ ше семидесяти предложений с экономическим эффектом более семидесяти тысяч рублей. Ха­ рактерно также, что за послед­ ние годы заметно—на 12 про­ центов— снизилась текучесть кадров. Эти факты убедительно под­ тверждают, что мы на . верном пути в воспитании нашей мо­ лодежи, смены рабочего класса, Н. ЗАГОРСКИЙ, директор Чаплыгинского завода агрегатов. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz