Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

П Е Р В О Г О О Б Л А С Т НО Г О СЛЕТА НАСТАВНИКОВ МОЛОДЕЖИ В О С П И Т Ы В А Т Ь Д О С Т О Й Н УЮ С М Е Н У Как уже сообщалось в оЛенинском знамени», состоялся пер­ вый областной слет наставников молодежи. С докладом о задачах профсоюзных и комсомольских организаций области по дальнейшему развитию движения наставничества выступил председатель облсовпрофа И. А. ЧУНИХИН. С КАЖДЫМ ДНЕМ, го- ворнт докладчик, наби­ рает темпы 1975, завер­ шающий год девятой пятилет­ ки. Позади четыре года на­ пряженной работы, творческих усилий партии и народа по осуществлению исторических решений XXIV съезда КПСС, выработанного им курса внут­ ренней и внешней политики. Истекшие четыре года пяти­ летки были годами напряжен­ ного труда для всех трудя­ щихся нашей области. Под ру­ ководством партийных органи­ заций трудовые коллективы промышленности, строительст­ ва, транспорта, сельского хо­ зяйства, сферы обслуживания добились заметных успехов в увеличении выпуска продук­ ции, снижении ее себестоимо- ^ ети и повышении качества. ; В авангарде борьбы за ус­ пешное завершение пятилетки идут свыше 500 тысяч членов профсоюзов, 160 тысяч комсо. мольцев. Ежегодно в ряды рабочего класса области вливаются 2 0 тысяч юношей и девушек. В настоящее время в различныхотраслях народного хозяйства трудятся десятки тысяч молодых рабочих и слу­ жащих в возрасте до 30 лет. На боевом счету комсомоль­ цев и молодежи много ценных Патриотических начинаний, на­ правленных на досрочное' вы­ полнение заданий девятой пя­ тилетки. Замечательной традицией рабочего класса всегда было стремление передать молодежи свой профессиональный, поли­ тический и нравственный опыт, воспитать себе достойную смену. Вот почему забота о новом пополнении рабочего класса, о преемственности .ре­ волюционных, боевых и тру­ довых традиций, о воспитании у молодежи трудолюбия, обще­ ственно . политической актив­ ности и коммунистической соз­ нательности является одним из главных направлений в дея­ тельности профсоюзных и комсомольских организаций. Двенадцать лет назад по инициативе рабочих ленинград­ ского объединения «Электро­ сила» началось движение нас­ тавничества кадровых рабочих Лад молодежью. «Наставники, •— говорил Л. И. Брежнев на XVII съезде ВЛКСМ, это кадровые рабочие, обладаю­ щие высоким мастерством, бо­ гатым жизненным опытом, и, я бы сказал, талантливые пе­ дагоги. Они по доброй воле, * по призванию души учат мо­ лодежь трудолюбию, мастерст­ ву, воспитывают ее на герои­ ческих традициях нашего славного рабочего класса... Следует пожелать, чтобы дви. жение наставников стало мас­ совым, охватило все уголки страны, все заводы, фабрики, шахты, рудники, стройки, кол­ хозы и совхозы». Этот призыв Генерального секретаря ЦК КПСС нашел горячий отклик в трудовых коллективах нашей области. Сейчас на предприятиях и стройках, в сельском хозяйстве и сфере обслуживания рабо­ тают 3500 наставников. Через их заботливые руки только за последние два года прошли бо­ лее 5 тысяч юношей и деву­ шек, большинство которых ста_ ли квалифицированными рабо­ чими, полноправными членами производственных коллекти­ вов. С ЕГОДНЯ отчетливо вы, рисовываются три основ- I ных направления в раз­ витии наставничества. Первое — шефство опытных рабочих и специалистов над , молодеж­ ными коллективами. Второе — шефство бригад, участков, звеньев над отдельными моло­ дыми рабочими. И, наконец, третье — индивидуальное шеф­ ство передовиков и новаторов производства, инженеров и техников над отдельными ра­ бочими и служащими. Рас­ смотрим подробнее каждое из них. В строительном управлении № 5 треста «Жилстрой» хоро­ шо знают бригаду штукатуров Ивана Куприяновича Дрепина. Многие ее члены—выпускники технических учйлищ. Здесь с первого же дня новичок попа­ дает в атмосферу высокоорга­ низованного, творческого тру­ да, делается все возможное, чтобы люди всегда имели все необходимое для нормальной ' работы, чтобы не было пробто- ев. В прошлом году бригада, руководимая 60-летним брига- диром-наставником, выступила с почином «XVII съёзду ВЛКСМ — семнадцать недель ударного труда!». И с честью сдержала свое слово: моло­ дежный коллектив достиг наи­ высшей в тресте производи­ тельности. Широкое распространение получило также наставничест­ во передовых производствен­ ных коллективов над новичка­ ми. Вот пример. Александр Тимохин воспитывался в дет­ ском доме. После восьмого класса поступил на завод «Центролит» в бригаду слеса­ рей т. Синельникова яз цеха нестандартного оборудования. Коллектив помог ему устроить­ ся » общежитие, всячески вов­ лекал в общественные де­ ла, в свободное время его при­ глашали в гости, при необходи. мости оказывали материаль­ ную помощь. Александр хоро­ шо освоил профессию, успеш­ на окончил среднюю школу, а в армии, куда его торжествен­ но провожали всем цехом, стал отличником боевой и полити­ ческой подготовки. н АСТАВННЧЕСТВО как социальный институт, как движение, определенным образом организованное, охва­ тывающее значительную часть вливающегося в рабочий класс пополнения, закономерно уна­ следовало традиции шефства кадровых рабочих над моло­ дежью. И все же примеча­ тельно, что оно возникло и ста­ ло быстро расти в условиях бурно развивающейся научно- технической революции, соци­ ально - экономических преоб­ разований, осуществляемых в нашей стране. Это, в свою оче­ редь, предъявило новые требо­ вания к кадрам всех, звеньев, в том числе и к молодым рабо­ чим. Необходимость решения этих проблем и вызвала к жизни такое крупное движение, как наставничество, призванное помочь нашему обществу ре­ шать политические, экономи­ ческие и социальные задачи в условиях научно-технической революции. Движение настав, ников означает дальнейшее развитие социалистического соревнования, ' выявление его новых возможностей. Обмен знаниями и опытом все болееч становится важнейшей непос- редственной целью соревную. щихся. Такое широкое понима­ ние роли и значения наставни­ чества характерно для тех. кто сегодня индивидуально работа, ет с молодыми рабочими. Содержательная работа с молодежью проводится и на селе. Так, в совхозе «Долгору­ ковский» сейчас трудятся око­ ло 10 0 подростков в возрасте до 18 лет. За ними закреплены 45 наставников. Тракторист Ва. силий Антонович Орехов, ста­ рый, опытный механизатор, в свое время взял себе в напар­ ники Валентину Филичеву, по­ мог ей овладеть профессией. Сейчас Валентина — депутат Верховного Совета РСФСР, возглавляет женскую трактор­ ную бригаду, сама является наставником. Движение наставничества получает широкое развитие в сфере обслуживания —- в тор­ говле, общественном питании, бытов'ом обслуживании. В деле улучшения подготов­ ки кадров трудно переоценить роль наставников, постоянно оказывающих помощь коллек­ тивам профессионально „ тех­ нического образования. Сейчас около 700 рабочих, инженерно- технических работников и слу­ жащих шефствуют над Учеб­ ными группами, отдельными учащимися. Получила развитие и такая форма наставничества, как шефство над практиканта­ ми. В этом отношении ценный опыт накоплен на Новолнпец- ком металлургическом заводе. Н АСТАВНИЧЕСТВО ак. тивно внедряется во многих коллективах. Од­ нако далеко не везде профсо- союзные и комсомольские ор­ ганизации уделяют ему доста­ точно внимания. Оно еще сла­ бо оформлено организационно в сельском хозяйстве, на авто­ мобильном транспорте; в стро-. ительных трестах, на предприя­ тиях •бытового обслуживания. На Данковском химическом за. воде; например, свыше 800 мо­ лодых рабочих до 30-летнего возраста, среди них немало тех, кому 18—20 лет, кто впер­ вые пришел на производство. По в прошлом , году здесь У1* вердили всего 1 девять настав­ ников, закрепили за ними 80 - человек. Наставники сами нуж. даются в серьезной помощи, но от комитетов профсоюза и комсомола ее не получают. В тресте «Липецкметаллургстрои» около 700 молодых рабочих, в том числе в возрасте до 18 лет — более 70. И вряд ли можно признать нормальным, что только половина из них имеет наставников. Не позабо­ тились в тресте и об организа­ ции шефства над учащимися профессионально „ технического училища. По существу нет на­ ставников на Липецком молоч­ ном комбинате. В недавно принятом поста­ новлении Президиума ВЦСПС и бюро ПК ВЛКСМ «О даль­ нейшем развитии движения на­ ставников молодых рабочих и колхозников» подчеркивается многогранность задач, стоящих перед этим движением. Это хорошие, благородные задачи. Но вот вопрос: а под силу ли вбе это одному человеку? Че­ ловеку, не обладающему к тому же талантом Макаренко и Сухомлинского и, в отличие от профессиональных педаго­ гов, выполняющему свои вос­ питательные функции сверх основной работы на производ­ стве? Выход, очевидно, именно ^ том, чтобы этот человек пе­ ред лицом столь сложных за­ дач не оставался один, не был вынужден, как говорятся, ва­ риться в собственном соку. В развитии наставничества необ­ ходимо всячески повышать роль комсомольской и профсо­ юзной групп, всего трудового коллектива ВЦСПС и ПК ВЛКСМ утвер­ дили примерный план обучения наставников. Он должен быть повсеместно положен в основу этой работы. Профсоюзные и комсомольские организации обязаны систематически воору­ жать наставников необходимы- ми знаниями, наладить обмен опытом метйду ними. В этом большом деле нам нужна по­ мощь ученых педагогов и пси­ хологов Липецкого и Елецкого пединститутов, социологов по­ литехнического института, пре­ подавателей школ, техникумов и училищ профессионально- технического образования. Мы считаем необходимым внести предложения о создании в Ли. пецке кабинета или лаборато­ рии наставничества. • З А ПОСЛЕДНЕЕ время движение наставничества организационно окрепло. . На многих предприятиях дей­ ствуют советы наставников, ор­ ганизовано соревнование за звание «Лучший шеф-иастав- ник», определены меры мо­ рального и материального по­ ощрения, внедрено в практику заключение договоро-в между наставниками и их подопечны­ ми. Положительно зарекомен­ довал себя, например, совет наставников Елецкого элемент­ ного завода. > На Новолипецком металлур­ гическом, заводе по итогам по­ лугодия присваивается звание «Лучший шеф-наставник НЛМЗ» с выплатой денежной премии. Подтвердивший звание два раза подряд награждается Почетной грамотой. За хоро­ шие результаты в обучении и воспитании предоставляется дополнительный отпуск до трех дней. Примерно такие же по­ ложения о наставничестве раз. работаны на заводах «Эльта», Липецком станкостроительном, «Центролит», в трестах «Жил­ строй», «Липепкстрой». В соответствии с постанов­ лением ВЦСПС и ПК ВЛКСМ «О дальнейшем развитии мае. сового движения наставников молодых рабочих и колхозни­ ков» необходимо повсеместно создать советы наставников. Целесообразно также иметь от­ раслевые советы наставников для методического руководства наставничеством на всех пред­ приятиях отрасли. Нельзя не отметить и пра­ вильные попытки отдельных гофрайсовпрофов и обкомов профсоюзов. Так, обком проф­ союза работников госторговли и потребкооперации вместе с областным управлением тор­ говли и обкомом ВЛКСМ уде­ ляют много внимания этому движению. Во всех торгах соз­ даны советы наставников, про­ ведены семинары, недавно сос­ тоялся областной слет настав­ ников, занятых в системе госу. дарственной торговли. Обком профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и загото. вок обобщил / опыт развития наставничества на Липецкой сельскохозяйственной опытной станции. Усманский райсов- проф неплохо организовал уче. бу наставников. Но все это — только первые шаги по распро­ странению такого важного об­ щественно . политического дви­ жения, каким является настав­ ничество. Руководствуясь решениями ПК КПСС и положениями ре­ чи Л. И. Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ, профсоюзные и комсомольские организации призваны обеспечить широкую поддержку и распространение движения наставников, доби­ ваться, ' чтобы оно активно способствовало коммунистиче­ скому воспитанию юношей и девушек, повышению качества подготовки квалифицирован­ ных работников народного хо­ зяйства, вовлечению молодежи в социалистическое соревнова­ ние, техническое творчество, общественную жизнь коллекти­ вов. Г С ЕМЬ ЛЕТ занима­ юсь я воспитанием молодых рабочих и с®каждым годом все больше убеждаюсь в том, насколько это сложно и ответственно, — говорит . начальник участка кустового электроремонтного цеха Новолнпецкого завода Д. П. Гусев. — Ведь нельзя ограничиться лишь профессио­ нальной подготовкой подрост­ ка. Цель наставника намного шире, ему доверено большое партийное и государственное дело — воспитание нового че­ ловека, смены рабочего клас­ са. Первое необходимое условие для того, чтобы успешно справиться с такой задачей,— высокий идейно-теоретический уровень самого наставника. Никак не обойтись наставнику без глубокого знания жизнен­ ных условий, окружающей сре. ды каждого своего подопечно­ го. Это помогает найти наибо­ лее правильный подход, так называемый ключик к сердцу. Перевоспитанию Александра Тюрина, например, содейство­ вало его увлечение спортом. Виталий Гетманов сначала на­ шел себя в художественной самодеятельности, потом взял­ ся руководить «Комсомоль­ ским прожектором». Сейчас он по направлению завода учится в политехническом институте, по рекомендации наставника принят в партию. С особой гордостью называ­ ет Дмитрий Павлович тех из своих подшефных, кто, крепко встав на ноги, в свою очередь стал наставниками. — Когда 18 лет назад я пришла на ферму, моей перзой наставницей была мать, — рассказывает доярка колхоза «50 лет Октября» Липецкого района Герой Социалистиче­ ского Труда М. Е. Мохова. Конечно, помогали и другие старшие по возрасту доярки, которым я поныне говорю сер­ дечное спасибо. Многое изменилось с тех пор, и прежде всего — сам труд животновода, который стал, высокомеханизированным. Если прежде женщины обслу­ живали по 12—15 коров, то сейчас, в условиях колхозного молочного комплекса, —- по 50. А Мария Егоровна недав­ но взяла группу из ста жи­ вотных. Намного возросли и надои. Но дело не только в техни­ ческой вооруженности — одно­ временно на качественно но­ вую ступень поднялось мастер­ ство людей. В этом незамени­ мую роль играет движение наставничества, которое и на селе приобретает все более ор­ ганизованные формы. Мария Егоровна хорошо показывает это на примере одной из сво­ их подшефных. Юля Мешкова зачастила на ферму, еще когда училась в школе. -И Мохова охотно делилась с ней бога­ тым опытом. После восьмого класса девушка стала дояркой — сначала подменной, потом приняла самостоятельную груп­ пу. Секрет успеха в том, что наставница постоянно побуж­ дала ее не останавливаться на месте, учиться дальше — на колхозных зоотехнических курсах, на районных.. Отлично выдержав экзамены, Юля удо­ стоена звания мастера машин­ ного доения первого класса. В прошлом году от каждой из закрепленных 50 коров надои­ ла по 3000 килограммов моло­ ка. А НЕКОТОРЫХ назрев­ ших вопросах дальней­ шего развития наставни­ чества остановился второй секретарь обкома ВЛКСМ В. П. Алтухов. *Воспитание современного ра­ бочего должно начинаться уже на школьной или училищной скамье. Это хорошо понимают, например, в коллективе листо­ прокатного Цеха № 2 Новоли­ пецкого завода. Многие его Комсомольске „ молоде ж н ые бригады ведут шефскую рабо­ ту в классах школы № 38, в учебных группах технического д . н Участники областного слета наставников молодежи (слева хайл Алексеевич Титов —» карбюраторщик автоколонны направо) Александр Иванович Алымов — слесарь-инструмеи- № 1415, Владимир Иванович Сигунов — бригадир шоферов тальщик Елецкого машиностроительного завода, Алексей Пав- Грузинского автопредприятия, Виктор Ильич Бронников •—»- лович Ролдугин — комбайнер совхоза «Долгоруковский», Ми- бригадир плотников Липецкой ПМК-418. Фото Ю. Ардашева. училища № 27. Лучшие из про­ изводственников . комсомоль - цев назначаются пионервожа­ тыми. Проводятся совместные собрания комсомольского акти. ва, вечера встреч, спортивные соревнования. Часто на одно и то же пред­ приятие приходит очень разная молодежь: тут и выпускники профтехучилищ, и демобилизо­ ванные воины, и подростки прямо со школьной скамьи. И подобную «пестроту» нельзя, конечно, не учитывать. Но вот вопрос: как лучше это сде­ лать? Ценные крупицы опыта находим опять-таки на Ново­ липецком заводе. Здесь систе­ ма воспитательной работы с вновь принятым пополнением предусматривает специфиче­ ский подход к различным ка­ тегориям молодежи. И, наконец, проблема воспи­ тания воспитателей. Для ее решения профсоюзным и ком­ сомольским организациям надо безотлагательно заняться соз. данием для наставников го­ родских и районных школ и семинаров, толковы^ рекомен­ даций, обобщением "и распро­ странением 1 уже имеющегося опыта рабочей педагогики. О делах возглавляемого ею коллектива рассказала брига, дир маляров СУ «Отделстрой-1» треста «Липецкстрон» И. Д. Логунова. В этой, комсомоль­ ско-молодежной бригаде боль­ шинство составляют недавние выпускницы профессионально, технического училища. В рабо­ те с ними большое внимание уделяется осуществлению де­ виза «Каждому молодому тру. женину — среднее образова­ ние». Только в прошлом году одиннадцатый класс школы рабочей молодежи закончили шесть девушек, еще пятеро учатс| сейчас. Но за всем этим зачастую как-то недооценивалось зна­ чение индивидуальной работы. И очень правильно, что в последнее время она приобре­ тает более четкий, целенаправ­ ленный характер. Сейчас Ираида Дмитриевна шефствует над выпускницами профессионально _ техническо­ го училища Надеждой Красни­ ковой и Валентиной Полевой. Помотает им освоить приемы работы, следит, чтобы они всегда были обеспечены инст­ рументом, материалами, имели фронт работ. Но это лишь одна сторона дела. Другая связана с учебой подопечных в школе рабочей молодежи, с совмест­ ными посещениями кино н те­ атра. У наставницы налажена постоянная переписка с род­ ными девчат. И. Д. Логунова отмечает, что администрация, обществен, ные организации подчас недо­ оценивают работу настазияков. Недопустимо, когда не выпол­ няются рекомендации о при­ своении разрядов молодым рабочим, о создании им необ­ ходимых ' бытовых условий, не предоставляются предусмот. ренные трудовым законода­ тельством льготы, — На нашем предприятии, —-сказал директор Елецкого элементного завода Н. И. Кор­ нилов, — складывается опре­ деленная система подготовки и воспитания молодых рабочих, которые составляют четвертую часть коллектива. Эта система включает в себя профориента­ цию учащихся, производствен­ но-техническое обучение в за­ водских условиях, комплекс воспитательных мероприятий. Среди занятых наставниче­ ством на заводе различают шефов-наставников, общест­ венных бригадиров ^ наставни­ ков, общественных воспитате­ лей. Их функции разнятся в зависимости от того «челове­ ческого материала», с кото­ рым приходится иметь дело.. Так, за последнее время уда­ лось перевоспитать 2 2 «труд­ ных» подростка, среди которых были ранее судимые, или заме­ ченные в мелком хулиганстве, или уклонявшиеся от учебы. Среди наставников разверну, то соревнование, его победите­ лям присваивается .звание «Лучший наставник молоде­ жи», выдаются денежные пре­ мии. Но жизнь свидетельству­ ет, что только поощрять эн­ тузиастов этого движения ма­ ло — их надо еще по-настоя­ щему учить. Усилий, прилага­ емых заводским н цеховыми советами наставников, недо­ статочно. Вот почему решено организовать школу наставни. ков. Ее программа строится таким образом, чтобы озна­ комление с основами педаго­ гики н психологии сочеталось с обменом опытом. Занятия будут проводить преподавате­ ли педагогического института, лекторы общества «Знание», В постановке наставничест­ ва на заводе есть еще серьез­ ные недостатки. Тут л элемен­ ты формализма; н слабая ра­ бота по оздоровлению небла­ гополучных семей, в недоис­ пользование воспитательных возможностей коллектива. С учетом этих и других упуще­ ний администрация, партком, завком, комитет комсомола разработали комплексные ме­ роприятия по дальнейшему развитию наставничества. п ИЗ ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЛЕТА КО ВСЕМ НАСТАВНИКАМ ОБЛАСТИ Дорогие товарищи! В нашей области, как и во всей стране, широкое распрост­ ранение получило движение наставников — шефство передо­ вых работников над молодыми рабочими и колхозниками. В настоящее время на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах области насчитывается свыше 3500 наставников. Это —передовики производства, активные рационализаторы и изо­ бретатели, люди, пользующиеся авторитетом, с богатым жиз­ ненным и трудовым опытом. Показывая образцы самоотвер­ женного труда, они одновременно шефствуют над тысячами молодых рабочих и колхозников, передают им свои знания и опыт, воспитывают молодежь на славных традициях нашего народа. Высокую оценку движению наставников дал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев в речи на XVII съезде ВЛКСМ, назвав его замечательным, благородным де­ лом. Учитывая, что это движение является делом большого общественного значения, важным фактором дальнейшего улучшения коммунистического воспитания, мы, участники пер. вого областного слета наставников, обращаемся ко всем на­ ставникам области, ветеранам труда с горячим призывом: вы­ соко нести звание наставника молодежи, повседневно и на­ стойчиво передавать молодым производственникам свой опыт и знания, воспитывать у них лучшие качества строителей ком­ мунистического общества. Для молодого человека, впервые пришедшего на произ­ водство, нет ничего более притягательного, чем личный при­ мер старшего товарища и друга. Очень важно поэтому с пер. вых шагов, когда лишь начинается трудовая биография юноши или девушки, окружить их вниманием и заботой, научить их. помочь им всем сердцем полюбить свою профессию, свой коллектив, стать полноправными членами нашего общества. Будем всемерно развивать энтузиазм, свойственный молоде­ жи, помогать ей правильно ориентироваться в жизни, воору­ жать ее знаниями и опытом старших поколений. Наша обязанность как наставников—быть подлинными вос­ питателями молодежи на предприятии, в общежитиях, в обще, ственных местах. Не пожалеем сил и энергии для того, чтобы научить молодежь трудиться честно, самоотверженно, в со­ вершенстве овладеть знаниями и передовым опытом, стать в первые ряды активных борцов за технический прогресс. Пусть девизом каждого молодого работника будет: «Пятилет­ ке — ударный труд, мастерство и поиск молодых». Мы обращаемся ко всем ветеранам и передовикам произ­ водства, инженерно-техническим работникам: активно вклю­ чайтесь в воспитание молодых рабочих, повседневно переда­ вайте им свой опыт и знания, прививайте интерес к науке и технике, к участию в рационализаторской работе и изобрета­ тельстве, в управлении производством, общественной дея­ тельности. Повсеместно вовлекайте молодежь в социалисти­ ческое соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана, за повышение качества продукции и снижение ее се­ бестоимости. Участники первого областного слета наставников выражают твердую уверенность в том, что все наставники рабочей и сельской молодежи нашей области сделают все для того, чтобы воспитать достойную смену старшего поколения рабо­ чего класса и колхозного крестьянства, и тем самым внесут достойный вклад в выполнение задач, поставленных XXIV съездом КПСС. ОДГОТОВКА и вос­ питание молодых рабочих стали одним из портояииых пунктов моих личных социалистических обя­ зательств, — говорит А. И. Ев- сюков с завода «Свободный со­ кол». Окодо 15 лет ' возглав­ ляет он брипаду в модельно­ инструментальном цехе — и ежегодно дает путевку в тру­ довую жизнь одному-двум юношам. * ' Александр Иванович эани. мается своими подшефными буквально с первого дня их пребывания в бригаде. Для на­ чала — знакомство с биогра­ фией, со склонностями нович­ ка. Потом поведет его по це­ ху, особое внимание обращая на правила техники безопас­ ности. И лишь затем — то, что касается технологии, искусства владения инструментом. Пер­ вые, несложные задания вы­ полняются под особо бдитель­ ным контролем. Именно в этот момент, считает Александр Иванович, закладывается не только профессиональный на­ вык, но и отношение к самой профессии. Какими еще средствами воз­ действия располагает он? Не­ посредственно в цехе — об­ суждение на профсоюзных и комсомольских собраниях, где даже самый «трудный» скоро ощутит воспитующую силу коллектива. Много приходится хлопотать и за пределами заводской территории: поинте­ ресоваться, как подопечный проводит свободное время, на. вестить его родителей. Опытом работы совета нас. тавников поделилась инспектор отдела кадров Липецкого тракторного завода Л. В. Дымова. С чего начинал этот общественный орган? На первых порах с небольшого: подобрали из числа самых достойных нужное количество наставников, определили их подшефных, провели совмест­ ное собрание. Постепенно начала склады­ ваться определенная система. Утверждено положение о нас­ тавнике, где зафиксированы его права и обязанности, меры поощрения. Среди последних— денежные премии, предостав­ ление дополнительного отпус­ ка. Взаимные обязательства воспитателя и подшефного за­ крепляются в заключаемом между ними договоре. В работе с подростками ор­ ганично сочетаются коллектив­ ные и индивидуальные методы воздействия. Традицией стало, например, совместно отмечать дни рождения. Виновникам торжества преподносят памят­ ные подарки, высказывают добрые пожелания. Устраива ются различные встречи. На одной из них выступили работ­ ники детской комнаты мили ции, с которой поддерживается постоянная связь. 1_1 * Но ничем не заменить; ищи видуальный подход к людям. Ои необходим но _ отношению ко всем, яо особенно эффектив­ ным оказывается, когда пряхо. дится имеУъ Дело с «трудными» подросткам». Таким был, на­ пример, выпускник училища Василий Шаров. Опоздания, прогулы следовали один за другим. Но вот пригласили отца, заинтересовались поло, жением в семье. Такое «фрон­ тальное» воздействие дало хо­ рошие результаты. , На Грязинском пищевом комбинате более 50 наставни­ ков. Об их* работе рассказала начальник смены концентрат- ного цеха М. А. Буркова. Кан­ дидатуры воспитателей под­ бираются тщательно, каждая непременно обсуждается на рабочем собрании. Создан со­ вет наставников из девяти че­ ловек, а в цехах действуют цеховые советы. Работают они по перспективному плану, все проводимые мероприятия ре­ гистрируются в специальном журнале. На комбинате много техно­ логического оборудования, и приходящему сюда новичку просто невозможно разобрать­ ся в нем самостоятельно. По­ этому первая забота наставни­ ка помочь войти в сложный мир техники, организовать ра­ бочее место, подсказать и по­ казать. Со временем, если подшефный успешно овладева­ ет специальностью, наставник вместе *с мастером ходатайст­ вуют о присвоении ему соот­ ветствующего разряда. Недав­ но в клубе был проведен вечер посвящения в рабочие. На поверку оказалось, что неко­ торые ученики за короткий срок успешно овладели не только своей, но и смежными профессиями. Налицо, таким образом, практическая отдача от настав, ничества. Но только этим оно, понятно, ограничиваться не мо­ жет. Многое делается для вов­ лечения юношей и девушек в учебные заведения, для того, чтобы каждый молодой рабо­ чий обязательно получил сред­ нее образование, постоянно совершенствовал свое мастер­ ство. С БОЛЬШИМ вниманием слушали участники слета взволнованный, яркий рассказ своего почетного гос­ тя — бригадира слесарей- сборщиков ленинградского объединения «Электросила» Героя Социалистического Тру­ да С. С. Витченко. Подростки, сказал он, — это народ осо­ бый — уже не дети, но еще н не взрослые. Именно в этот период происходит сложный, противоречивый процесс прев, ращения ребенка в самостоя­ тельную личность. И именно в это * время он, как никогда, нуждается в умном и умелом старшем друге. Эти слова подкреплены мно. голетней и многотрудной рабо. той Степана Степановича по .воспитанию юной смены рабо­ чего класса, за успехи в кото­ рой он удостоен высокого зва­ ния Героя Социалистического Труда. С трибуны слета он подробно рассказал о том, с чего пришлось начинать, как шел напряженный поиск наи­ более эффективных средств ра­ бочей педагогики. И сегодня возглавляемая им бригада под. ростков остается живой лабо. оаторией передового опыта на­ ставничества, которому посвя. щаются книги и фильмы, на котором учатся многие и мно­ гие последователи С. С. Вит­ ченко — одного из зачинателей движения наставников в на­ шей стране. , * * * ! ! ’ Участники слета приняли об­ ращение ко всем наставникам молодежи нашей облаетл,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz