Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
П Е Р В О Г О О Б Л А С Т НО Г О СЛЕТА НАСТАВНИКОВ МОЛОДЕЖИ В О С П И Т Ы В А Т Ь Д О С Т О Й Н УЮ С М Е Н У Как уже сообщалось в оЛенинском знамени», состоялся пер вый областной слет наставников молодежи. С докладом о задачах профсоюзных и комсомольских организаций области по дальнейшему развитию движения наставничества выступил председатель облсовпрофа И. А. ЧУНИХИН. С КАЖДЫМ ДНЕМ, го- ворнт докладчик, наби рает темпы 1975, завер шающий год девятой пятилет ки. Позади четыре года на пряженной работы, творческих усилий партии и народа по осуществлению исторических решений XXIV съезда КПСС, выработанного им курса внут ренней и внешней политики. Истекшие четыре года пяти летки были годами напряжен ного труда для всех трудя щихся нашей области. Под ру ководством партийных органи заций трудовые коллективы промышленности, строительст ва, транспорта, сельского хо зяйства, сферы обслуживания добились заметных успехов в увеличении выпуска продук ции, снижении ее себестоимо- ^ ети и повышении качества. ; В авангарде борьбы за ус пешное завершение пятилетки идут свыше 500 тысяч членов профсоюзов, 160 тысяч комсо. мольцев. Ежегодно в ряды рабочего класса области вливаются 2 0 тысяч юношей и девушек. В настоящее время в различныхотраслях народного хозяйства трудятся десятки тысяч молодых рабочих и слу жащих в возрасте до 30 лет. На боевом счету комсомоль цев и молодежи много ценных Патриотических начинаний, на правленных на досрочное' вы полнение заданий девятой пя тилетки. Замечательной традицией рабочего класса всегда было стремление передать молодежи свой профессиональный, поли тический и нравственный опыт, воспитать себе достойную смену. Вот почему забота о новом пополнении рабочего класса, о преемственности .ре волюционных, боевых и тру довых традиций, о воспитании у молодежи трудолюбия, обще ственно . политической актив ности и коммунистической соз нательности является одним из главных направлений в дея тельности профсоюзных и комсомольских организаций. Двенадцать лет назад по инициативе рабочих ленинград ского объединения «Электро сила» началось движение нас тавничества кадровых рабочих Лад молодежью. «Наставники, •— говорил Л. И. Брежнев на XVII съезде ВЛКСМ, это кадровые рабочие, обладаю щие высоким мастерством, бо гатым жизненным опытом, и, я бы сказал, талантливые пе дагоги. Они по доброй воле, * по призванию души учат мо лодежь трудолюбию, мастерст ву, воспитывают ее на герои ческих традициях нашего славного рабочего класса... Следует пожелать, чтобы дви. жение наставников стало мас совым, охватило все уголки страны, все заводы, фабрики, шахты, рудники, стройки, кол хозы и совхозы». Этот призыв Генерального секретаря ЦК КПСС нашел горячий отклик в трудовых коллективах нашей области. Сейчас на предприятиях и стройках, в сельском хозяйстве и сфере обслуживания рабо тают 3500 наставников. Через их заботливые руки только за последние два года прошли бо лее 5 тысяч юношей и деву шек, большинство которых ста_ ли квалифицированными рабо чими, полноправными членами производственных коллекти вов. С ЕГОДНЯ отчетливо вы, рисовываются три основ- I ных направления в раз витии наставничества. Первое — шефство опытных рабочих и специалистов над , молодеж ными коллективами. Второе — шефство бригад, участков, звеньев над отдельными моло дыми рабочими. И, наконец, третье — индивидуальное шеф ство передовиков и новаторов производства, инженеров и техников над отдельными ра бочими и служащими. Рас смотрим подробнее каждое из них. В строительном управлении № 5 треста «Жилстрой» хоро шо знают бригаду штукатуров Ивана Куприяновича Дрепина. Многие ее члены—выпускники технических учйлищ. Здесь с первого же дня новичок попа дает в атмосферу высокоорга низованного, творческого тру да, делается все возможное, чтобы люди всегда имели все необходимое для нормальной ' работы, чтобы не было пробто- ев. В прошлом году бригада, руководимая 60-летним брига- диром-наставником, выступила с почином «XVII съёзду ВЛКСМ — семнадцать недель ударного труда!». И с честью сдержала свое слово: моло дежный коллектив достиг наи высшей в тресте производи тельности. Широкое распространение получило также наставничест во передовых производствен ных коллективов над новичка ми. Вот пример. Александр Тимохин воспитывался в дет ском доме. После восьмого класса поступил на завод «Центролит» в бригаду слеса рей т. Синельникова яз цеха нестандартного оборудования. Коллектив помог ему устроить ся » общежитие, всячески вов лекал в общественные де ла, в свободное время его при глашали в гости, при необходи. мости оказывали материаль ную помощь. Александр хоро шо освоил профессию, успеш на окончил среднюю школу, а в армии, куда его торжествен но провожали всем цехом, стал отличником боевой и полити ческой подготовки. н АСТАВННЧЕСТВО как социальный институт, как движение, определенным образом организованное, охва тывающее значительную часть вливающегося в рабочий класс пополнения, закономерно уна следовало традиции шефства кадровых рабочих над моло дежью. И все же примеча тельно, что оно возникло и ста ло быстро расти в условиях бурно развивающейся научно- технической революции, соци ально - экономических преоб разований, осуществляемых в нашей стране. Это, в свою оче редь, предъявило новые требо вания к кадрам всех, звеньев, в том числе и к молодым рабо чим. Необходимость решения этих проблем и вызвала к жизни такое крупное движение, как наставничество, призванное помочь нашему обществу ре шать политические, экономи ческие и социальные задачи в условиях научно-технической революции. Движение настав, ников означает дальнейшее развитие социалистического соревнования, ' выявление его новых возможностей. Обмен знаниями и опытом все болееч становится важнейшей непос- редственной целью соревную. щихся. Такое широкое понима ние роли и значения наставни чества характерно для тех. кто сегодня индивидуально работа, ет с молодыми рабочими. Содержательная работа с молодежью проводится и на селе. Так, в совхозе «Долгору ковский» сейчас трудятся око ло 10 0 подростков в возрасте до 18 лет. За ними закреплены 45 наставников. Тракторист Ва. силий Антонович Орехов, ста рый, опытный механизатор, в свое время взял себе в напар ники Валентину Филичеву, по мог ей овладеть профессией. Сейчас Валентина — депутат Верховного Совета РСФСР, возглавляет женскую трактор ную бригаду, сама является наставником. Движение наставничества получает широкое развитие в сфере обслуживания —- в тор говле, общественном питании, бытов'ом обслуживании. В деле улучшения подготов ки кадров трудно переоценить роль наставников, постоянно оказывающих помощь коллек тивам профессионально „ тех нического образования. Сейчас около 700 рабочих, инженерно- технических работников и слу жащих шефствуют над Учеб ными группами, отдельными учащимися. Получила развитие и такая форма наставничества, как шефство над практиканта ми. В этом отношении ценный опыт накоплен на Новолнпец- ком металлургическом заводе. Н АСТАВНИЧЕСТВО ак. тивно внедряется во многих коллективах. Од нако далеко не везде профсо- союзные и комсомольские ор ганизации уделяют ему доста точно внимания. Оно еще сла бо оформлено организационно в сельском хозяйстве, на авто мобильном транспорте; в стро-. ительных трестах, на предприя тиях •бытового обслуживания. На Данковском химическом за. воде; например, свыше 800 мо лодых рабочих до 30-летнего возраста, среди них немало тех, кому 18—20 лет, кто впер вые пришел на производство. По в прошлом , году здесь У1* вердили всего 1 девять настав ников, закрепили за ними 80 - человек. Наставники сами нуж. даются в серьезной помощи, но от комитетов профсоюза и комсомола ее не получают. В тресте «Липецкметаллургстрои» около 700 молодых рабочих, в том числе в возрасте до 18 лет — более 70. И вряд ли можно признать нормальным, что только половина из них имеет наставников. Не позабо тились в тресте и об организа ции шефства над учащимися профессионально „ технического училища. По существу нет на ставников на Липецком молоч ном комбинате. В недавно принятом поста новлении Президиума ВЦСПС и бюро ПК ВЛКСМ «О даль нейшем развитии движения на ставников молодых рабочих и колхозников» подчеркивается многогранность задач, стоящих перед этим движением. Это хорошие, благородные задачи. Но вот вопрос: а под силу ли вбе это одному человеку? Че ловеку, не обладающему к тому же талантом Макаренко и Сухомлинского и, в отличие от профессиональных педаго гов, выполняющему свои вос питательные функции сверх основной работы на производ стве? Выход, очевидно, именно ^ том, чтобы этот человек пе ред лицом столь сложных за дач не оставался один, не был вынужден, как говорятся, ва риться в собственном соку. В развитии наставничества необ ходимо всячески повышать роль комсомольской и профсо юзной групп, всего трудового коллектива ВЦСПС и ПК ВЛКСМ утвер дили примерный план обучения наставников. Он должен быть повсеместно положен в основу этой работы. Профсоюзные и комсомольские организации обязаны систематически воору жать наставников необходимы- ми знаниями, наладить обмен опытом метйду ними. В этом большом деле нам нужна по мощь ученых педагогов и пси хологов Липецкого и Елецкого пединститутов, социологов по литехнического института, пре подавателей школ, техникумов и училищ профессионально- технического образования. Мы считаем необходимым внести предложения о создании в Ли. пецке кабинета или лаборато рии наставничества. • З А ПОСЛЕДНЕЕ время движение наставничества организационно окрепло. . На многих предприятиях дей ствуют советы наставников, ор ганизовано соревнование за звание «Лучший шеф-иастав- ник», определены меры мо рального и материального по ощрения, внедрено в практику заключение договоро-в между наставниками и их подопечны ми. Положительно зарекомен довал себя, например, совет наставников Елецкого элемент ного завода. > На Новолипецком металлур гическом, заводе по итогам по лугодия присваивается звание «Лучший шеф-наставник НЛМЗ» с выплатой денежной премии. Подтвердивший звание два раза подряд награждается Почетной грамотой. За хоро шие результаты в обучении и воспитании предоставляется дополнительный отпуск до трех дней. Примерно такие же по ложения о наставничестве раз. работаны на заводах «Эльта», Липецком станкостроительном, «Центролит», в трестах «Жил строй», «Липепкстрой». В соответствии с постанов лением ВЦСПС и ПК ВЛКСМ «О дальнейшем развитии мае. сового движения наставников молодых рабочих и колхозни ков» необходимо повсеместно создать советы наставников. Целесообразно также иметь от раслевые советы наставников для методического руководства наставничеством на всех пред приятиях отрасли. Нельзя не отметить и пра вильные попытки отдельных гофрайсовпрофов и обкомов профсоюзов. Так, обком проф союза работников госторговли и потребкооперации вместе с областным управлением тор говли и обкомом ВЛКСМ уде ляют много внимания этому движению. Во всех торгах соз даны советы наставников, про ведены семинары, недавно сос тоялся областной слет настав ников, занятых в системе госу. дарственной торговли. Обком профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и загото. вок обобщил / опыт развития наставничества на Липецкой сельскохозяйственной опытной станции. Усманский райсов- проф неплохо организовал уче. бу наставников. Но все это — только первые шаги по распро странению такого важного об щественно . политического дви жения, каким является настав ничество. Руководствуясь решениями ПК КПСС и положениями ре чи Л. И. Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ, профсоюзные и комсомольские организации призваны обеспечить широкую поддержку и распространение движения наставников, доби ваться, ' чтобы оно активно способствовало коммунистиче скому воспитанию юношей и девушек, повышению качества подготовки квалифицирован ных работников народного хо зяйства, вовлечению молодежи в социалистическое соревнова ние, техническое творчество, общественную жизнь коллекти вов. Г С ЕМЬ ЛЕТ занима юсь я воспитанием молодых рабочих и с®каждым годом все больше убеждаюсь в том, насколько это сложно и ответственно, — говорит . начальник участка кустового электроремонтного цеха Новолнпецкого завода Д. П. Гусев. — Ведь нельзя ограничиться лишь профессио нальной подготовкой подрост ка. Цель наставника намного шире, ему доверено большое партийное и государственное дело — воспитание нового че ловека, смены рабочего клас са. Первое необходимое условие для того, чтобы успешно справиться с такой задачей,— высокий идейно-теоретический уровень самого наставника. Никак не обойтись наставнику без глубокого знания жизнен ных условий, окружающей сре. ды каждого своего подопечно го. Это помогает найти наибо лее правильный подход, так называемый ключик к сердцу. Перевоспитанию Александра Тюрина, например, содейство вало его увлечение спортом. Виталий Гетманов сначала на шел себя в художественной самодеятельности, потом взял ся руководить «Комсомоль ским прожектором». Сейчас он по направлению завода учится в политехническом институте, по рекомендации наставника принят в партию. С особой гордостью называ ет Дмитрий Павлович тех из своих подшефных, кто, крепко встав на ноги, в свою очередь стал наставниками. — Когда 18 лет назад я пришла на ферму, моей перзой наставницей была мать, — рассказывает доярка колхоза «50 лет Октября» Липецкого района Герой Социалистиче ского Труда М. Е. Мохова. Конечно, помогали и другие старшие по возрасту доярки, которым я поныне говорю сер дечное спасибо. Многое изменилось с тех пор, и прежде всего — сам труд животновода, который стал, высокомеханизированным. Если прежде женщины обслу живали по 12—15 коров, то сейчас, в условиях колхозного молочного комплекса, —- по 50. А Мария Егоровна недав но взяла группу из ста жи вотных. Намного возросли и надои. Но дело не только в техни ческой вооруженности — одно временно на качественно но вую ступень поднялось мастер ство людей. В этом незамени мую роль играет движение наставничества, которое и на селе приобретает все более ор ганизованные формы. Мария Егоровна хорошо показывает это на примере одной из сво их подшефных. Юля Мешкова зачастила на ферму, еще когда училась в школе. -И Мохова охотно делилась с ней бога тым опытом. После восьмого класса девушка стала дояркой — сначала подменной, потом приняла самостоятельную груп пу. Секрет успеха в том, что наставница постоянно побуж дала ее не останавливаться на месте, учиться дальше — на колхозных зоотехнических курсах, на районных.. Отлично выдержав экзамены, Юля удо стоена звания мастера машин ного доения первого класса. В прошлом году от каждой из закрепленных 50 коров надои ла по 3000 килограммов моло ка. А НЕКОТОРЫХ назрев ших вопросах дальней шего развития наставни чества остановился второй секретарь обкома ВЛКСМ В. П. Алтухов. *Воспитание современного ра бочего должно начинаться уже на школьной или училищной скамье. Это хорошо понимают, например, в коллективе листо прокатного Цеха № 2 Новоли пецкого завода. Многие его Комсомольске „ молоде ж н ые бригады ведут шефскую рабо ту в классах школы № 38, в учебных группах технического д . н Участники областного слета наставников молодежи (слева хайл Алексеевич Титов —» карбюраторщик автоколонны направо) Александр Иванович Алымов — слесарь-инструмеи- № 1415, Владимир Иванович Сигунов — бригадир шоферов тальщик Елецкого машиностроительного завода, Алексей Пав- Грузинского автопредприятия, Виктор Ильич Бронников •—»- лович Ролдугин — комбайнер совхоза «Долгоруковский», Ми- бригадир плотников Липецкой ПМК-418. Фото Ю. Ардашева. училища № 27. Лучшие из про изводственников . комсомоль - цев назначаются пионервожа тыми. Проводятся совместные собрания комсомольского акти. ва, вечера встреч, спортивные соревнования. Часто на одно и то же пред приятие приходит очень разная молодежь: тут и выпускники профтехучилищ, и демобилизо ванные воины, и подростки прямо со школьной скамьи. И подобную «пестроту» нельзя, конечно, не учитывать. Но вот вопрос: как лучше это сде лать? Ценные крупицы опыта находим опять-таки на Ново липецком заводе. Здесь систе ма воспитательной работы с вновь принятым пополнением предусматривает специфиче ский подход к различным ка тегориям молодежи. И, наконец, проблема воспи тания воспитателей. Для ее решения профсоюзным и ком сомольским организациям надо безотлагательно заняться соз. данием для наставников го родских и районных школ и семинаров, толковы^ рекомен даций, обобщением "и распро странением 1 уже имеющегося опыта рабочей педагогики. О делах возглавляемого ею коллектива рассказала брига, дир маляров СУ «Отделстрой-1» треста «Липецкстрон» И. Д. Логунова. В этой, комсомоль ско-молодежной бригаде боль шинство составляют недавние выпускницы профессионально, технического училища. В рабо те с ними большое внимание уделяется осуществлению де виза «Каждому молодому тру. женину — среднее образова ние». Только в прошлом году одиннадцатый класс школы рабочей молодежи закончили шесть девушек, еще пятеро учатс| сейчас. Но за всем этим зачастую как-то недооценивалось зна чение индивидуальной работы. И очень правильно, что в последнее время она приобре тает более четкий, целенаправ ленный характер. Сейчас Ираида Дмитриевна шефствует над выпускницами профессионально _ техническо го училища Надеждой Красни ковой и Валентиной Полевой. Помотает им освоить приемы работы, следит, чтобы они всегда были обеспечены инст рументом, материалами, имели фронт работ. Но это лишь одна сторона дела. Другая связана с учебой подопечных в школе рабочей молодежи, с совмест ными посещениями кино н те атра. У наставницы налажена постоянная переписка с род ными девчат. И. Д. Логунова отмечает, что администрация, обществен, ные организации подчас недо оценивают работу настазияков. Недопустимо, когда не выпол няются рекомендации о при своении разрядов молодым рабочим, о создании им необ ходимых ' бытовых условий, не предоставляются предусмот. ренные трудовым законода тельством льготы, — На нашем предприятии, —-сказал директор Елецкого элементного завода Н. И. Кор нилов, — складывается опре деленная система подготовки и воспитания молодых рабочих, которые составляют четвертую часть коллектива. Эта система включает в себя профориента цию учащихся, производствен но-техническое обучение в за водских условиях, комплекс воспитательных мероприятий. Среди занятых наставниче ством на заводе различают шефов-наставников, общест венных бригадиров ^ наставни ков, общественных воспитате лей. Их функции разнятся в зависимости от того «челове ческого материала», с кото рым приходится иметь дело.. Так, за последнее время уда лось перевоспитать 2 2 «труд ных» подростка, среди которых были ранее судимые, или заме ченные в мелком хулиганстве, или уклонявшиеся от учебы. Среди наставников разверну, то соревнование, его победите лям присваивается .звание «Лучший наставник молоде жи», выдаются денежные пре мии. Но жизнь свидетельству ет, что только поощрять эн тузиастов этого движения ма ло — их надо еще по-настоя щему учить. Усилий, прилага емых заводским н цеховыми советами наставников, недо статочно. Вот почему решено организовать школу наставни. ков. Ее программа строится таким образом, чтобы озна комление с основами педаго гики н психологии сочеталось с обменом опытом. Занятия будут проводить преподавате ли педагогического института, лекторы общества «Знание», В постановке наставничест ва на заводе есть еще серьез ные недостатки. Тут л элемен ты формализма; н слабая ра бота по оздоровлению небла гополучных семей, в недоис пользование воспитательных возможностей коллектива. С учетом этих и других упуще ний администрация, партком, завком, комитет комсомола разработали комплексные ме роприятия по дальнейшему развитию наставничества. п ИЗ ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЛЕТА КО ВСЕМ НАСТАВНИКАМ ОБЛАСТИ Дорогие товарищи! В нашей области, как и во всей стране, широкое распрост ранение получило движение наставников — шефство передо вых работников над молодыми рабочими и колхозниками. В настоящее время на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах области насчитывается свыше 3500 наставников. Это —передовики производства, активные рационализаторы и изо бретатели, люди, пользующиеся авторитетом, с богатым жиз ненным и трудовым опытом. Показывая образцы самоотвер женного труда, они одновременно шефствуют над тысячами молодых рабочих и колхозников, передают им свои знания и опыт, воспитывают молодежь на славных традициях нашего народа. Высокую оценку движению наставников дал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев в речи на XVII съезде ВЛКСМ, назвав его замечательным, благородным де лом. Учитывая, что это движение является делом большого общественного значения, важным фактором дальнейшего улучшения коммунистического воспитания, мы, участники пер. вого областного слета наставников, обращаемся ко всем на ставникам области, ветеранам труда с горячим призывом: вы соко нести звание наставника молодежи, повседневно и на стойчиво передавать молодым производственникам свой опыт и знания, воспитывать у них лучшие качества строителей ком мунистического общества. Для молодого человека, впервые пришедшего на произ водство, нет ничего более притягательного, чем личный при мер старшего товарища и друга. Очень важно поэтому с пер. вых шагов, когда лишь начинается трудовая биография юноши или девушки, окружить их вниманием и заботой, научить их. помочь им всем сердцем полюбить свою профессию, свой коллектив, стать полноправными членами нашего общества. Будем всемерно развивать энтузиазм, свойственный молоде жи, помогать ей правильно ориентироваться в жизни, воору жать ее знаниями и опытом старших поколений. Наша обязанность как наставников—быть подлинными вос питателями молодежи на предприятии, в общежитиях, в обще, ственных местах. Не пожалеем сил и энергии для того, чтобы научить молодежь трудиться честно, самоотверженно, в со вершенстве овладеть знаниями и передовым опытом, стать в первые ряды активных борцов за технический прогресс. Пусть девизом каждого молодого работника будет: «Пятилет ке — ударный труд, мастерство и поиск молодых». Мы обращаемся ко всем ветеранам и передовикам произ водства, инженерно-техническим работникам: активно вклю чайтесь в воспитание молодых рабочих, повседневно переда вайте им свой опыт и знания, прививайте интерес к науке и технике, к участию в рационализаторской работе и изобрета тельстве, в управлении производством, общественной дея тельности. Повсеместно вовлекайте молодежь в социалисти ческое соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана, за повышение качества продукции и снижение ее се бестоимости. Участники первого областного слета наставников выражают твердую уверенность в том, что все наставники рабочей и сельской молодежи нашей области сделают все для того, чтобы воспитать достойную смену старшего поколения рабо чего класса и колхозного крестьянства, и тем самым внесут достойный вклад в выполнение задач, поставленных XXIV съездом КПСС. ОДГОТОВКА и вос питание молодых рабочих стали одним из портояииых пунктов моих личных социалистических обя зательств, — говорит А. И. Ев- сюков с завода «Свободный со кол». Окодо 15 лет ' возглав ляет он брипаду в модельно инструментальном цехе — и ежегодно дает путевку в тру довую жизнь одному-двум юношам. * ' Александр Иванович эани. мается своими подшефными буквально с первого дня их пребывания в бригаде. Для на чала — знакомство с биогра фией, со склонностями нович ка. Потом поведет его по це ху, особое внимание обращая на правила техники безопас ности. И лишь затем — то, что касается технологии, искусства владения инструментом. Пер вые, несложные задания вы полняются под особо бдитель ным контролем. Именно в этот момент, считает Александр Иванович, закладывается не только профессиональный на вык, но и отношение к самой профессии. Какими еще средствами воз действия располагает он? Не посредственно в цехе — об суждение на профсоюзных и комсомольских собраниях, где даже самый «трудный» скоро ощутит воспитующую силу коллектива. Много приходится хлопотать и за пределами заводской территории: поинте ресоваться, как подопечный проводит свободное время, на. вестить его родителей. Опытом работы совета нас. тавников поделилась инспектор отдела кадров Липецкого тракторного завода Л. В. Дымова. С чего начинал этот общественный орган? На первых порах с небольшого: подобрали из числа самых достойных нужное количество наставников, определили их подшефных, провели совмест ное собрание. Постепенно начала склады ваться определенная система. Утверждено положение о нас тавнике, где зафиксированы его права и обязанности, меры поощрения. Среди последних— денежные премии, предостав ление дополнительного отпус ка. Взаимные обязательства воспитателя и подшефного за крепляются в заключаемом между ними договоре. В работе с подростками ор ганично сочетаются коллектив ные и индивидуальные методы воздействия. Традицией стало, например, совместно отмечать дни рождения. Виновникам торжества преподносят памят ные подарки, высказывают добрые пожелания. Устраива ются различные встречи. На одной из них выступили работ ники детской комнаты мили ции, с которой поддерживается постоянная связь. 1_1 * Но ничем не заменить; ищи видуальный подход к людям. Ои необходим но _ отношению ко всем, яо особенно эффектив ным оказывается, когда пряхо. дится имеУъ Дело с «трудными» подросткам». Таким был, на пример, выпускник училища Василий Шаров. Опоздания, прогулы следовали один за другим. Но вот пригласили отца, заинтересовались поло, жением в семье. Такое «фрон тальное» воздействие дало хо рошие результаты. , На Грязинском пищевом комбинате более 50 наставни ков. Об их* работе рассказала начальник смены концентрат- ного цеха М. А. Буркова. Кан дидатуры воспитателей под бираются тщательно, каждая непременно обсуждается на рабочем собрании. Создан со вет наставников из девяти че ловек, а в цехах действуют цеховые советы. Работают они по перспективному плану, все проводимые мероприятия ре гистрируются в специальном журнале. На комбинате много техно логического оборудования, и приходящему сюда новичку просто невозможно разобрать ся в нем самостоятельно. По этому первая забота наставни ка помочь войти в сложный мир техники, организовать ра бочее место, подсказать и по казать. Со временем, если подшефный успешно овладева ет специальностью, наставник вместе *с мастером ходатайст вуют о присвоении ему соот ветствующего разряда. Недав но в клубе был проведен вечер посвящения в рабочие. На поверку оказалось, что неко торые ученики за короткий срок успешно овладели не только своей, но и смежными профессиями. Налицо, таким образом, практическая отдача от настав, ничества. Но только этим оно, понятно, ограничиваться не мо жет. Многое делается для вов лечения юношей и девушек в учебные заведения, для того, чтобы каждый молодой рабо чий обязательно получил сред нее образование, постоянно совершенствовал свое мастер ство. С БОЛЬШИМ вниманием слушали участники слета взволнованный, яркий рассказ своего почетного гос тя — бригадира слесарей- сборщиков ленинградского объединения «Электросила» Героя Социалистического Тру да С. С. Витченко. Подростки, сказал он, — это народ осо бый — уже не дети, но еще н не взрослые. Именно в этот период происходит сложный, противоречивый процесс прев, ращения ребенка в самостоя тельную личность. И именно в это * время он, как никогда, нуждается в умном и умелом старшем друге. Эти слова подкреплены мно. голетней и многотрудной рабо. той Степана Степановича по .воспитанию юной смены рабо чего класса, за успехи в кото рой он удостоен высокого зва ния Героя Социалистического Труда. С трибуны слета он подробно рассказал о том, с чего пришлось начинать, как шел напряженный поиск наи более эффективных средств ра бочей педагогики. И сегодня возглавляемая им бригада под. ростков остается живой лабо. оаторией передового опыта на ставничества, которому посвя. щаются книги и фильмы, на котором учатся многие и мно гие последователи С. С. Вит ченко — одного из зачинателей движения наставников в на шей стране. , * * * ! ! ’ Участники слета приняли об ращение ко всем наставникам молодежи нашей облаетл,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz