Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
\ 2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 20 февраля 1975 г., М 43 (14 1241 ■ИМ......I— II— ....... .. ...........■■....... - Т РУКОВОДИТЕЛЬ, ОРГАНИЗАТОР, ВОСПИТАТЕЛЬ РАБОЧИХ Так определена роль мастера в постановлении ЦК КПСС « О работе Министерства химического и нефтяного машиностроения по повышению роли мастеров на производстве» — —-----------------------------------— : ■ ♦ --------- ------------ ---------------------— ------------- ''Дик ЯНИНВ - «Г- К И П В ^ в • СОВЕТЫ МАСТЕРОВ — НОВАЯ ФОРМ А КОЛЛЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ — НАХОДЯТ ВСЕ БОЛЬШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЛАСТИ. • ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ ЛУЧ- ШИХ КОМАНДИРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Н И. АНДРЕЕВА С ЧАПЛЫГИНСКОГО ЗАВОДА АГРЕГАТОВ И В. М. ЛУГИНИНА С ЧУГУНОЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА СТАЛ ДОСТОЯНИЕМ ~ МНОГИХ. ~ т «КАЖДОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ — ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН» — ТАК РЕШИЛИ В ЕЛЕЦКОМ ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО. • МАСТЕРА ^ИЗУЧАЮТ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО, ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА И УПРАВЛЕ- НИЁ7ПЕДАГОГИКУ И П С И Х О Л О Г А Е Т СТАТЬ^ТмЕЛЫМ"ОРГАНИ ЗАТОРОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ. ~~ ---------------------------------------------------------- ■ * ■ —-------- -— ----------- -— *---------------- — ОТ ЭПИЗОДА - К Несколько лет липецкий м е тод работы с мастерами при влекает к себе внимание тех, / кто задался целью 'поднять роль руководящих кадров ср'еднего звена на производст ве, Около полутора тысяч писем из разных концов стра ны получили мы с просьбой по делиться опытом. Многочис ленные делегации побывали на наших предприятиях, вника ли в сущность применяемых у нас методов. Ныне у нас, пожалуй, нет руководителя предприятия, стройки, организации, который бы не понимал, что практиче ское осуществление выдвину тых XXIV съездом КПСС за дач повышения эффективности производства и производитель ности труда, совершенствова ния управления требует об ратить особое внимание на первичную ячейку производст венного коллектива — бригаду, смену, участок, возглавляемые мастерами. Но мы не ограничиваемся своим опытом. Группы масте ров выезжали на родственные заводы Воронежа, Тулы, Там бова, Череповца, Жданова и других городов. Все ценное ак кумулировалось секцией по работе с мастерами при технм- ! ко-экономическом совете об кома партии. На заводах появились со веты мастеров. Очень скоро возникла необходимость об мена опытом их работы. Впер вые такую попытку сделал Левобережный райком партии, создав у себя на общественных началах районный совет ма стеров. Первые шаги работы райкома партии по руководст ву советом и всей работой с мастерами в районе были рас смотрены на бюро обкома партии. В постановлении бюро об кома КПСС рекомендовалось партийным комитетам, рай- комам и горкомам партии повысить уровень руководства кадрами среднего эвена, орга низовать на предприятиях и в районах на 'общественных на чалах советы мастеров. Так, от инициативы отдельных пред приятий начался переход к стройной системе. Ныне в области действуют взаимосе язанные в работе секция по работе с мастерами при те хнико-экомомичес«сом совете обкома КПСС, го родские и районные сове ты мастеров, советы мас теров предприятий и, на конец, цехов. При Центре научно-технической информ а- ции в Липецке имеется кабинет мастера. В нем проводится вся органи зационная, методиче ская и учебная работа с пред седателями советов мастеров и мастерами. Центральный Комитет пар тии в постановлении «О рабо те Министерства химического и нефтяного машиностроения по повышению роли мастеров на производстве» оценивает такие советы как .новую форму коллективного участия кадров в управлении произ водством, как важное средст во повышения их творческой активности. Советы мастеров Новолипецкого ме таллургиче- ского завода, Чаплыгинского районного, Елецкого город ского и других, например, ор ганизуют обучение команди ров производства, изучение и респростр ан©ние положите лъ- него опыта производственной и воспитательной работы, уча стие в разработке планов НОТ и социального развития коллективов, условий социа- листического соревнов анИЯ. Советы планируют свою дея тельность, что способствует целеустремленности в работе, организуют контроль за свои ми рекомендациями. Новолип- чане, например, в план выклю чили тематику рассмат риваемых на заседаниях вопро сов, отчеты-информации о работе секций, темы семина ров с председателями цеховых советов, проведение дней мас тера, конкурсов на лучшую творческую разработку пред ложений по механизации и ав: томатизации производствен ных процессов, сокращению сроков ремонта оборудова ния, по досрочному освоению агрегатов комплекса кисло родно-конверторного цеха № 2 и другое. Практика пока зывает, что подобное планиро вание необходимо. Одним из направлений в ра боте заводских советов стало содействие улучшению органи зации труда мастера. Разрабо танные и обобщенные Липец ким ЦНТИ типовые рабочие места командира среднего зв е на были рекомендованы к внедрению на предприятиях. Особенно серьезно отнес лись к этому на Липецком тракторном, заводе специнст- румента и технологической ос настки, на Грязинском заводе гидрооборудования и других. Мастер, как известно, оказы вает большое влияние на про изводственную деятельность и морально-политическое состо яние коллектива. Следователь но, от уровня его знаний и ор ганизаторских способностей во многом зависит качественное и евое врвмениое выполнемие производственных заданий, продуктивное использование рабочего времени, машин * и оборудования, соблюдение правил техники безопасности, экономия материальных ресур сов. Чтобы поднять ав торитет мастера, важно содей ствовать росту его профессио нальной подготовки, расшире нию знаний в области техники, экономики и технологии произ водства. Секция по работе с масте рами при технико-экономиче ском совете обкома КПСС раз работала пять тематических планов и программно-методи ческих рекомендаций по по вышению квалификации мас теров предприятий. В них во шли темы по экономике и пра ву, по организации и управле нию, по научной организации труда и передовому опыту, по педагогике и психологии, по вопросам коммунистическото воспитания. Планы рассчита- СИСТЕМЕ ны примерно на 120—180 часов занятий. За последние годы при кабинете мастера в Липецком ЦНТИ прошАи переподготовку по этой программе более трех тысяч человек, в том числе около 500 мастеров предприя тий области, с отрывом от про изводства. Сама жизнь заставляет по стоянно искать новое. Так, при шлось несколько пересмотреть традиционные принципы обу чения. Теперь учебный процесс больше акцентируется на рас смотрении конкретных произ водствен но-экономи ческих си туаций, проводятся так называ емые деловые игры. Конечно, это пока далеко от того, что имеется в практике обучения и подготовки управляющих про изводством. Тем не менее, кое- что достигнуто во внедрении активного метода обучения управлению. Хорошо себя за рекомендовал метод рефера тивного обучения, суть которо го в том, что сам слушатель анализирует те или иные проб лемы производства своего предприятия, предлагает меро приятия по дальнейшему со ве ршенствованию организации производства, управления или хозяйственного расчета. Оче видно, целесообразно, чтобы разработанные мастерами- слушателями темы или иссле дования рассматривались за тем на совещании командиров Производства в цехе, на пред приятии. С другой стороны, внедрение предложений, выте кающих из реферата, стоило бы взять на контроль и пар тийным организациям. Центральный Комитет пар тии обращает внимание на раз витие социалистического со- ревнования, соверш®нетвооа- ние фоом морального и мате риального стимулирования, хо рошей работы коллективов участков и мастеров. На мно гих предприятиях области по лучило распространение сорев нование за звание «Мастер (старший мастер) I класса», «Мастер (старший мастер) вто рого класса», «Заслуженный мастер (старший мастер) заво да», «Лучший мастер-воспита тель» и другие. Примеров, когда предложе ния советов мастеров находят поддержку и претворяются в жизнь, за последние годы име ется немало. Однако надо признать, что в ряде случаев рекомендации остаются на бумаге. Отдельные партий ные комитеты самоустрани лись от руководства советами мастеров. Это наблюдается на станкостроитель«ом, завод е пусковых двигателей, во мно гих строительных организаци ях. Созданные на обществен ных началах советы мастеров продолжают поиск более дей ственных форм и методов сво ей работы, и они нуждаются в постоянном внимании м помо щи. Г. КОЛЕСНИКОВ, заведующий секцией по работе с мастерами при технико-экономическом совете обкома КПСС. К ОММУНИСТ Алексей Алексеевич Дергунов одиннадцать лет работа ет мастером монтажно-заюто- вительного участка второго управления треста «Югово- стокэлектромонтаж». Это — опытный и знающий специа лист своего дела, прошел боль шую рабочую школу. До этого трудился слесарем. Работе здорово помогает учеба. Не- ОПЫТНЫЙ П Р О И 3 в давно без отрыва от произ водства Алексей Алексеевич закончил техникум, На его участке трудятся со рок квалифицированных элект рослесарей, электромонтажни ков, газо- и электросварщиков. ОКОДМСАТНДИВАР Они готовят электроконструк ции и устанавливают оборудо вание на многих предприятиях области. А если приходится выполнять заказ особой сложности, то на помощь умельцам всегда при ходит Алексей Алексеевич. Мастер А. А. Дергунов ак тивно участвует в обществен ной работе. Он председатель профсоюза постройкома. На снимке: (слева направо) мастер А. А. Дергунов и элект рослесари по заготовке газовых труб под монтаж проводов и кабелей В. П. Маклаков и Т. Д. Ильин. Фото Ю. Ардашева. ЧТОБЫ НЕ «ЗАЕДАЛА» ТЕКУЧКА Завод или стройка, любой трудовой коллектив для совет ского человека — большая школа жизни, школа воспита ния. На практических делах проверяется чи формируется мировоззрение рабочего, нрав ственные качества, вырабаты вается и крепнет коммунисти ческая .убежденность строите ля нового общества. И в этом процессе видная роль принад лежит мастеру — ближайшему руководителю, первому на ставнику на производстве. Тре бования к нему в современных условиях все возрастают. Успешная борьба за ускоре ние научно-технического про гресса и повышение эффектив ности производства немыслима без серьезных знаний, без творческого отношения к делу. Чтобы правильно решать конк ретные вопросы, вытекающие из общих задач коллектива, мастер должен хорошо разби р аться^ технике и технология, знать экономику предприятия, обладать чувством нового. Но это не все. Будучи тесно свя занным с жизнью и бытом ра бочих, он лучше, чем кто-либо, может влиять на коллектив и его моральный климат, воспи тывать у людей сознательную дисциплину и трудолюбие, бе режное отношение к народно му добру, гордость за свою профессию, за свое предприя тие. На промышленных пред приятиях Чаплыгина немало руководителей среднего звена, которые Делают это умело. Но есть и такие, что за. текучкой, за мелочами забывают, о своем назначении воспитателя и ор ганизатора. Помочь командирам произ водства лучше понимать свою роль, повысить их творческую активность призваны советы мастеров. Для предприятий нашего района это уже не но вая форма коллективного уча стия в управлении. У нас вот уже пятый год действуют и заводские и кустовые советы Много интересных дел у со вета чугунолитейного завода, где председатель А. Г. Шуров. Работа проводится по квар;- тальным планам. Совет прини мает активное участие в разра ботке и внедрении мероприя тий по научной организации труда. Большинство мастеров — активные рационализаторы. Основным направлением сво ей деятельности совет избрал повышение роли мастеров на производстве, улучшение орга низации труда и воспитания рабочих. В результате прове денного в прошлом году смотра-конкурса звание «Луч ший производственный участок и лучший мастер» присвоено ре монтно-механическому участ ку и старшему мастеру А. М. Терехову. Но нужно признать, что за водской совет еще недостаточ но оказывает мастерам прак тической помощи в работе. На основных производственных участках еще низок уровень механизации. Допускаются на рушения трудовой и производ ственной дисциплины. С целью обобщения и рас пространения опыта работы мастеров, повышения их де ловой квалификации, улучше ния организации труда, ока зания методической помощи в организации соревнования три года назад при Чаплыгинском РК КПСС создан районный совет мастеров. Обмен опытом помог заводским и кустовым советам разнообразить формы работы. Чаще стали прово диться тематические совеща ния, дни мастера, семинары и слеты. Особое внимание уделяется организации соревнования сре ди мастеров, формам и мето дам морального и материаль ного стимулирования их тру да. Регулярно проводятся смотры -концурсы. Их тематика различна. Мастера, добившиеся призо вых мест в конкурсах, награж даются Почетными грамотами райкома КПСС, райисполкома И райсовпрофа, ценными по дарками и денежными премия ми, бесплатными туристически ми путевками Победителями в смотрах-конкурсах были мас тера Н. И. Андреев. М. И. Ка- фтаев и В. А. Киридин с заво да агрегатов, А. Г. Шуров и Н. П. Кузнецов с чугунолитей ного, И. П. Жабин с крах мального, Л. Н. Немчинова из райпромкомбийата, Р. В. Че- реншева со швейной фабрики, С. П. Азаров с Раненбургской дистанции Пути и другие. Районный совет изучил и обобщил опыт организации социалистического соревнова ния на участках мастеров за вода агрегатов Н. И. Андреева и чугунолитейного завода В. М. Лугинина, практику ра боты смотровой комиссии, по изысканию резервов производ ства на швейной фабрике, уча стие инженеров и техников чу гунолитейного завода в борьбе за ускорение технического про гресса. Выпущены плакаты, рассказывающие об этом опы те. На промышленных предпри ятиях проводятся ежемесячные совещания мастеров с участи ем администрации. Работа с мастерами совер шенствуется. В п р о из лом году началась ат- .тестация мастеров. Были соз в а н ы комиссии под председа тельством директоров предпри ятий, Комиссии работаю? пос тоянно, и уже многие мастера прошли переаттестацию. Ре зультаты ее показали, что большинство командиров сред него звена соответствует зани маемой должности. Сейчас районный совет мас теров развернул социалистиче ское соревнование между ко мандирами производства за до срочное выполнение пятилетки. Ю. ТЕЛЯКОВ, председатель совета мастеров Чаплыгинского района. ДОБРЫЙ НАСТАВНИК М О А О Д Е Ж И Если вам придется побывать в трубном цехе N 2 1 имени 50-летия Советской власти металлургического завода «Сво бодный сокол», то непременно услышите рассказ о добрых делах производственного мастера, коммуниста Бориса Ан дреевича Столповскогр. Это принципиальный и отзывчивый человек, добрый друг и чуткий наставник молодежи. Многим молодым людям помог он советом и делом найти свое место в жизни. Так, к примеру, было и с Владимиром Федотовым. Пришел он в цех, не имея никакой специальности. Борис Андреевич не раз беседовал с парнем. После этого определили его уче ником слесаря. Шло время. В. Федотову присвоили рабочий .^разряд. По со вету Б. А. Столповского В. Федотов поступил учиться. Чтобы быть хорошим командиром производства, нздо мно го знать, Борис Андреевич не отстает от жизни. Без отрыва от производства он закончил политехнический институт, является одним из активных рационализаторов. На его счету несколько ценных новинок, внедренных в производство. По итогам социалистического соревнования за 1974 год Б. А. Столповский признан одним из лучших мастеров завода. На снимке: Б. А. Столповский (в центре) среди рабочих в технической библиотеке завода. 4 Фото А. Драбкина. В ЕЛЕЦКОМ локомотив ном депо трудятся 65 ин женерно - техничес к и х работников, многие из них за нимают должность мастера. Как все инженеры. техники, наши Мастера имеют личные творческие планы. В хорошо оформленное творческое сви детельство они записывают наименование работ, которые обязуются выполнить в течение года, срок исполнения, эконо мический эффект от внедре ния. Направляет, организует работу по личным творческим планам созданный шэи парт коме депо совет мастеров, председателем которого явля ется старший мастер заготови тельного цеха В Н. Цой. Творческие планы на 1975 год включают в себя и техни- ко-эхономические анализы, внедрение передовых методов труда, предложений по резер вам производства, техническую информацию и пропаганду, рационализацию я изобрета тельство, разработку и внедре ние прогрессивной технологии. У нас стало правилом в начале года творческие планы рас сматривать и утверждать на совместном заседаний совета НТО и совета мастеров депо. И каждый квартал совет мас теров подводит итоги выполне ния намеченного, определяет победителей. Специалисты, добившиеся высоких результатов в творче ской деятельности, советом НОТ и советом мастеров вы двигаются кандидатами на зва ние «Лучший инженер» и «Лучший техник». Почетные звания присваиваются сроком на один год. При этом выда ется премий , в размере долж ностного оклада. Звание может быть подтверждено или отме нено по решению совета, если допущено грубое нарушение технологической дисциплины, авария и т. д. В каждый второй вторник ме сяцу проводится день качест ва, который посвяшается рабо те мастеров с личным соста вом смены по наведению тру довой и технологической дис циплины. Чтобы совершенствовать тех нологию ремонта, мобилизо вать людей на изыскание ре зервов, мастерам нужны боль шие знания. Поэтому особой заботой парткома депо явля ется организация учебы ко мандиров производства. Все мастера, ИТР повышают свои знания в системе политическо го образования, на технических и экономических занятиях при депо. Так, в коужке теорети ческого семинара, руководите лем которого является началь ник депо А. Т. Дейнега, повы шают свои политические зна ния 32 командира среднего зве на. Каждый четверг мастера повышают спои технические знания в кружке, которым ру ководит главный технолог де по Е. А. Попов. Один раз в месяц проводит занятия в эко номическом кружке инженер- экономист Т. Г. Дюкова. В свою очередь многие наши мастера являются пропаган- А. П. Курносов и другие. Партком периодически на своих заседаниях слушает от четы руководителей депо о проводимой мастерами работе. Мы стараемся направить уси лия мастеров прежде воего на воспитание рабочих, на лучшую организацию производства, изыскание * новых возможно стей для повышения производи- тельности труда, для улучше ния качества ремонта. Чтобы изучить передовые ме тоды труда, прогрессивною технологию, партком и руковод- групп, едущих за опытом, включаем и мастеров. Так, старший мастер В. Я Холод ный с группой слесарей побы вал на Коломенском заводе, где изучали механизацию на ремонте тепловозов, заимство вали более совершенную ос настку. За 1974 год проведено три технических конференции я три совещания по обмену опытом экономии топливно-энергети ческих ресурсов. При этом бы ли выявлены недостатки и при няты меры по их устранению. А экономическая конференция была посвящена основным пу тям повышения производи тельности труда й активиза ции инженеров и техников на производстве. Депо Елец предстоит стать базовым предприятием Юго- Восточной железной дороги по всем видам ремонта теплово зов. Сейчас наши мастера вме сте со всеми инженерно-техни ческими работниками, новато рами приняли решение пост роить базу ремонта теплово зов на крепком, передовом ин дустриальном фундаменте. Выполнить намеченное по могут и творческие планы ин женеров, техников, мастеров. М. КОЛЧЕВ, секретарь парткома Елецкого локомотивного \ депо. диийми иолитпросвеще* г ство депо организуют творче ния и школ коммунистического ские командировки в другие труда. Это Г. А. Артемьев, города нашей страны. В соста! ПО Т В О Р Ч Е С К ИМ П Л А Н АМ « К ш в е ц , и ж н е ц . . .» Много лет работаю на элек- громонтажном участке в сбо рочном цехе Липецкого стан костроительного завода и на ;обственпом опыте убедился, как велика роль мастера на производстве, как много зави сит от его организаторских способностей, его умения спло тить коллектив, направить уси лия людей на решение слож ных производственных задач. Но знаю и другое; многие мас тера вынуждены заниматься несвойственной работой и по этой причине почти не бывают рядом с рабочими, исполняя помимо своих основных обя занностей еще и обязанности 'У технолога, диспетчера, ( снаб женца... Там, где организация производственного процесса подвержена всякого рода слу чайностям, мастера превраща ются порой из командиров про изводства и воспитателей в «толкачей», выбивая в сосед них цехах недостающие узлы, детали. Бывает и так, как слу чилось однажды в нашем цехе. Мы тогда перешли на вы пуск новой гаммы станков*- Процесс сборки усложнился, электромонтажники постоянно нуждались в квалифицирован ном совете руководителей уча стка, но мы, мастера, пытаясь обеспечить людей необходи мыми деталями, успевали толь ко отдавать распоряжения. Это в итоге сказалось на ка- честве исполнения сборочных операций. Чтобы выявить де фект, приходилось приглашать на участок заводских конструк торов, поскольку мы еще толь ко изучали новыр схемы. Во? и получалось, что мастер электромонтажного участка был одновременно и снабжен цем, и технологом, и диспетче ром, и наладчиком, и должен был плюс ко всему еще орга низовывать труд в бригадах. Понятно, участок часто нару шал производственный график. Отношения между людьми обострились. Что помогло исправить поло жение? На 'участок пришел молодой специалист И.'Толо- феев, которому поручили вести контроль за сборкой и налад кой оборудования. Мастера «сняли» с себя обязанности технологов. '1аким образом, .у нас появилась возможность на ладить учебу сборщиков, бо лее грамотно распределить между ними выполнение ответ ственных операций. Результа ты не аамедлили сказаться. Коллектив участка вскоре улучшил свою работу, Вспомнил, я об этом потеку, чтобы еще раз подчеркнуть, как важно при возрастающих объемах производства свое временно учесть изменения в работе командиров среднего звена. Но часто ли у нас это учитывают? Несколько лет назад у нас в цехе, к примеру, была долж ность цехового диспетчеру. Диспетчер, ориентируясь на заказы, обеспечивал сборщи ков комплектом необходимых узлов и деталей. Цо вот на за- , воде посчитали, что иметь в цехе диспетчера — непозволи тельная роскошь, и эту долж ность сократили. А точнее, возложили выполнение трудо емкой работы опять же на мас теров. Теперь мы, организуя производство, должны, как таб лицу умножения, помнить наи менование каждой детали, каж дого станка, а это почти 36 тысяч деталей! Причем, ты дол жен не только ориентироваться в самих наименованиях, но и знать, какой детали нет на участке, где ее найти. Я ие первый год на заводе, .но до сих пор путаюсь в этой арифметике, а как же тогда приходится молодым? Вот и проводим большую часть вре мени за пределами цеха—«вы биваем и достаем». К сожа лению, выбора у нас нет. Если - хочешь, чтобы твой участок лучше работал, будь хорошим диспетчером и снабженцем. Правда, организатором и. вос питателем ты себя назовешь уже с огромной натяжкой, хо тя именно организатором и воспитателем должен быть. Мои товарищи с большим вниманием изучили постанов ление ЦК КПСС «О работе Министерства химического и нефтяного машиностроения по повышению роли мастеров на производстве». Недостатки, отмеченные в постановлении, целиком относятся и к нашему заводу. Есть у нас заводской совет мастеров, организовано соревнование' за звание «Луч ший мастер», действует поло жение о присвоении лучшим руководителям званий масте ров первого, второго и третье го классов^ Однако проводимая работа мало влияет на повы шение авторитета и роли мас тера, поскольку ведется она бессистемно, порой формально. Не от того ли многие завод ские мастера до сих пор склон ны считать себя больше снаб женцами, чем руководителями участков н смен? Г. КРАВЧЕНКО, старший мастер сборочного цеха Липецкого станкостроительного завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz