Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
РАВНАЯ СРЕДИ РАВНЫХ П Р А В О Н А Т Р У Д Одним из величайших завоеваний со ветского строя .является твердая гаран тия государством права на труд каждо го советского человека. Повседневная забота партии и правительства об улуч шении условий труда рабочего человека находит множество проявлений. Вот то му пример. Четыре года назад на Ли пецком станкостроительном заводе была организована лаборатория для обслу живания станков с числовым програм мным управлением. В ней трудятся опыт ные инженеры, которые разработали уп- С ТРАНА СОВЕТОВ — образец справедливого решения жен ского вопроса для всего про грессивного человечества. Уже первые декреты Советской власти отменили все ограничения женщин в правах с мужчинами, тем самым был заложен фундамент их юридического равноправия. В декабре 1917 года декретами о расторжении брака и о граждан ском браке ликвидировано унизи тельное для женщин неравенство супругов в семейной жизни. Брак стал добровольным союзом свобод ных и равноправных людей. Женщины получили право самим распоряжаться равными, с мужчина ми имущественными и родительски ми правами, свободно изби рать профессию, иметь образова ние. Конституция СССР предоставляет женщине равное право на труд и его оплату в соответствии с коли чеством и качеством, на образова ние, отдых, социальное страхование и обеспечение в старости или в слу чае потери трудоспособности. Из каждой тысячи женщин, заня тых в народном хозяйстве страны, 739 имеют высшее и среднее обра зование. Более 60 процентов дипло мированных специалистов народного хозяйства нашей области — женщи ны. В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР трудятся 59 миллионов жен щин, Каждый третий инженер — женщина. Из каждых четырех врачей «— три женщины. Среди учи телей они составляют более 70 про центов. В нашей области среди рабочих и служащих промышленности 45 про центов женщин, среди строителей- 31, сельского и лесного хозяйства — равлякнцие программы. С вводом в строй участка подобных станков улуч шились условия труда, повысилось каче ство продукции, за год сэкономлены де сятки тысяч рублей. Сейчас на участке обрабатываются детали почти тысячи наименований. На снимке: старший инженер*налад- чик систем числового программного уп равления Владимир Иванович Никонов за отладкой нового токарного станка. Фото Ю. Ардашева 1 ■е . 1 48, торговли, общественного пита ния, заготовок, материально-техниче ского снабжения и сбыта — 75, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения — 86 про центов, просвещения, науки и искус ства — 73. Около 500 советских женщин удо стоены звания лауреатов Ле нинской и Государственной премий. За доблестный труд более 565 тысяч женщин награждены орденами и около миллиона — ме далями. В нашей области трудятся 16 жен щин — Героев Социалистического Труда. Среди них — доярка колхоза «50 лет Октября» Липецкого района М. Е. Мохова, доярке Конь-Колодез- ского совхоза-техникума В. И. Рын дина, свекловичница из колхоза име ни Ильича Добринского района Е. С. Верзилина и другие. 698 женщин области удостоены звания «Мать-героиня», более деся ти тысяч — ордена «Материнская слава», медали «Медаль материнст ва» —• более 27 тысяч. В НАЧАЛЕ текущего го да в союзных республи ках было 27 министров — женщин. Среди них — министры иностранных дел, юстиции, промыш ленности, просвещения, высшего и среднего специального образования, культуры, социального обеспечения. Свыше трех миллионов женщин— члены КПСС, в том числе свыше 16 тысяч — члены нашей областной парторганизации. В Верховном Совете СССР послед него созыва—475 женщин, или почти треть всего состава депутатов. Сре ди них — Р. И. Беляева, работница Троицкого межхозяйственного объ единения по производству свинины. Среди депутатов Верховного Со вета РСФСР — А. С. Дворникова, бригадир комплексной бригады стройуправления № 1 липецкого тре ста «Промстрой», Т. И. Зуева, бри гадир МТФ совхоза имени Тимиря зева Долгоруковского района, и М. В. Тарнакина, главный агроном колхоза имени Крупской Добров- ского района. В областном Совете депутатов трудящихся — 93 женщины (51,6 процента к общему числу депута тов). Из 11.814 депутатов районных, городских, районных в городе, сель ских и поселковых Советов женщин — 6072, или 51,4 процента. Ж ИЗНЬ В НАШЕЙ ГРА ЧЕВКЕ мало чем отли чается от городской. При чем улучшается из года в год. Только за последние пять лет в селе произошло столько от радных перемен, что их труд но даже перечислить. Начну с асфальтированной дороги от Усмани до нашего села, которая проложена строи телями в начале девятой пя тилетки. Что значит она для тружеников колхоза имени Ленина и всех моих односель чан, поясню на таком примере. Раньше в районный центр, до которого от нас 22 километра, добирались только на лоша дях. Весной и в осеннюю Рас путину связь с городом надол го прерывалась: в сильной грязи утопали даже тракторы. Теперь в любую погоду до Усмани можно добраться за полчаса. Более того, больному не обязательно туда ехать. В настоящее время к услугам сельчан—больница на 40 коек. В отдельные дни у нас прием ведут высококвалифицирован ные специалисты районной больницы. Если вести речь о развитии торговли в нашем селе, то надо непременно подчеркнуть интересную деталь. За девятую пятилетку почти все магазины (а их в Грачевке сейчас — 14) стали специализированными и перешли на метод самообслу живания. В канун Дня Конституции СССР вступил в строй новый большой магазин «Промышлен ные товары». Его полезная площадь 420 квадратных мет ров. В нем отделы — трико таж , галантерея, мужская и женская верхняя одежда и т . д. В центре села ужо образовал ся настоящий торговый центр: кроме названных, тут еще и магазины «Обувь», «Книги», кафе. Село наше большое, вдоль центральной асфальтированной дороги и реки Байгоры вытя нулось на несколько километ ров. Но жители окраины его не страдают из-за того, что до центра далеко. В верхней ча сти Грачевки с нынешнего ле та открыт хороший продоволь ственный магазин, который ра ботает по методу самообслу живания. Из старых аварийных поме щений три года назад пересе- Д О ЧЕГО Ж Е ТОЧНО определяют суть нашей жизни строки из попу лярной песни. Человек-труже ник, отдавая свои усилия го сударству, народу, получает от общества сторицей. На Новолипецком металлур гическом заводе, в коксохим- производстве, работают опера торами Мария Михайловна Ха рина и Надежда Александров на Шилина. Они не простые работницы, они — творцы. Не так трудно нажимать кнопки ПО ЗАСЛУГАМ К А Ж Д Ы Й НАГРАЖДЕН на светящейся схеме коксосор- тировки, но значительно труд нее вмешиваться в деятель ность смены, когда в этом по является необходимость. Протяженность конвейеров сортировки — сотня метров, десятки механизмов. Сложно управлять таким хозяйством, но Надежда Александровна часто остается одна и за бри гадира, и за оператора. Однаж ды на конвейере случилась не исправность. Нужно было вы зывать дежурного слесаря. Иначе завалит коксом транс портер, порвется лента. Шили на не стала ждать слесаря. Взяла и сама устранила неис правность. Двенадцать лет Надежда Александровна в цехе. И все время трудится отлично. И за вод платит ей признанием. Она хорошо зарабатывает, живет в благоустроенной квартире. Вы растила добрых детей. Сын Во лодя работал на заводе, сей час служит в армии. Дочь Л и ля учится в школе и одновре менно постигает секреты музы ки, ее любимый инструмент фортепьяно. З а свой самоотверженный труд Надежда Александровна награждена орденом «Знак П 6 - чета». Даем справку: только в де вятой пятилетке 640 тружени ков Новолипецкого металлур гического завода удостоены правительственных наград. Ор деном Ленина награждены И металлургов, орденом Октябрь ской Революции — 25. Схожа с ее и работа у Марии Михайловны Хариной. Беспо койный характер, жадные до дела руки. Подобных примеров можно приводить много. М. М. Хари на награждена орденом Трудо вой Славы II I степени. Не ж а луется она на судьбу. Муж ра ботает на заводе, девочки учат ся в школе. А недавно семья Хариных переехала в новую квартиру. И еше одна справка: 525 семей металлургов завода толь ко в завершающем году пяти летки справили новоселье. «Мы — коллективу, кол лектив — нам». Эта истина подтверждена нашей Советской Конституцией. лились в новые дом быта и детский сад. Для работы на полях и фер мах колхоза имени Ленина высвобождено много женщин. Раньше детсад действовал се зонно — его открывали только на период сева и жатвы. В на стоящее время он работает круглый год, может принять одновременно 45 детей и сегод ня располагает свободными ме стами. В этой пятилетке мы закры ли начальную школу, а уча- МОЛОДЕЕТ Н АША ГРАЧЕВКА щихся ее перевели в среднюю, которую значительно расшири ли. Силами местного колхоза возведена пристройка к преж нему зданию, в которой разме стились спортзал, библиотека и три классные комнаты. Р а ботает буфет, которого раньше не было. Вот-вот начнет дейст вовать школьная столовая: в ней осталось закончить мон таж кухонного оборудования. При школе есть интернат. В нем живут учащиеся, дрма ко торых удалены от центра села на 2 —3 километра. Старые приметы села исчеза ют буквально на глазах. Сов сем недавно перед каждым до мом стоял» погреба и портили внешний вид улицы. Теперь их остались единицы и те вот-вот исчезнут. З а пятилетку у нас заас фальтировано 7,5 километра дорог, в центре проложены тротуары, установлены улич ные фонари. На расстоянии около 30 километров заменена электролиния. Словом, внешне наша Гра чевна заметно помолодела, ста ла красивее и наряднее. Но еще больше изменились люди, их жизнь. Сегодня они живут богаче и культурнее. Их воз росшее благосостояние харак теризуют такие цифры. Если в начале девятой пятилетки зара боток колхозника в месяц сос тавлял 91 рубль 20 копеек, то сейчас он выше на 23 рубля 28 копеек. А поскольку у каждо го — приусадебный участок и домашнее хозяйство, то бюд жет колхозной семьи заметно возрос. Не случайно сред ний вклад в сберкассу на од ного вкладчика за пять лет увеличился почти вдвое. Отсюда понятно, почему так быстро растут новые жилые дома в Грачевке. В геле 600 дворов, из них только за пяти летку перестроились или вновь построились около 200 семей. Справили новоселье электрик колхоза В. А. Черных, доярка К. Г. Клейменова, сторож, ин валид войны И. А. Антонов и многие другие. Причем, и внут ри зданий есть на что посмот реть. Почти в каждом доме —• красивая современная мебель, телевизоры, холодильники. Пять семей имеют личные лег ковые машины, а мотоциклы— в каждом седьмом дворе. Скоро мои односельчане сов сем . не будут заготавливать дрова. В прошлом году Гра чевну начали газифицировать. Газовые плиты установлены в 150 домах. А скоро ими б у д у т ; пользоваться все наши жители. Десятки выпускников мест ной школы, закончив вузы и техникумы, вернулись в род ное село и сейчас охотно тру дятся в колхозе. Каце и все сельчане, они живуч богато и счастливо. И меня, коренного гоачевца, радует, что у всех моих односельчан с каждым годом растут культурные з а просы. Сегодня каждая семья выписывает газеты и журналы. Но людям этого недостаточно. В книжный магазин мне хоть не показывайся. Увидев меня, продавец всякий раз просит: . — Помогите побольше «вы бить» разной литературы. От покупателей отбою нет, а пол ки, видите, пустуют. Книг нам выделяют мало. Вот такое сегодня наше село Грачевка. д. к у с т о в , председатель исполкома Грачевского сельсовета Усманского района. П ЕРВЫЙ УРОК... Почти тридцать лет прошло, а он помнит его. словно было вчера. Закончена служба в армии. Рюкзак, гимнастерка на пле чах. Снова — родной город. Планы ясные. Любой большой завод, он знал, приветливо встретит его, опытного слеса* ря. Но судьба повернула иначе. Сейчас он считает — счастли вая судьба. Тогда же ночь напролет думал над .неожидан ным предложением одного из старых друзей: «Иди к нам, в техническое училище, Мастера вот как нужны!». Пошутил: А группу тебе подберем «краснознаменную». Есть у нас одна такая... Кто знает, не зайди тогда речь об этой «краснознамен ной», может, и не решился бы. Но разговорились — и словно клинышек в сердце вошел. Группа — из мальчишек раз ных детских домов. Коллек тив складывался трудно. Мно гие из ребят всерьез считали, что училище для них вынуж денная необходимость. И тогда он вспомнил себя таким же подростком. Наверное, его первый урок не отвечал никаким методиче ским требованиям. Он стоял перед ними, настороженными, невысокий, подтянутый, от волнения тщательно одергивая гимнастерку, и рассказывал... о своем детдоме, товарищах, фабрично-заводском училище в Узбекистане, давшем ему пу тевку в жизнь. Сегодня о мастере липецкого ПТУ № 10 Василии Ивановиче Летучем говорят как о луч шем. За время работы в систе ме профтехобразования он под готовил более четырехсот мо лодых рабочих. Многие из них ныне руководители цехов, от делов. участков Новолипецкого металлургического и трактор ного заводов. Опыт его рабо ты пропагандируется на педа гогических совещаниях област ного управления профтехобра зования. Сам он написал ряд методических разработок по слесарному курсу, интересные рефераты — о перспективном пл аниров ани» производственно- го обучения, о межпредметных связях. В. И. Летучий награжден двумя значками «Отличник профтехобразования РСФСР», медалью «За трудовую доб лесть». Училище является базовым Новолипецкого металлургиче ского завода, но еще не имеет современных учебных мастер ских. Но и в этих условиях сделано многое, чтобы прибли зить обучение к практике. Ва силий Иванович принял актив ное участие в оборудовании кабинета спецтехнологии по До этого на них смотрели, как на отпетых. И сами они при учили себя к мысли, что не ви дать им пи хорошего разряда, ни интересной работы после училища. Но оказалось ни что для них не потеряно. И все началось с практики. Все учащиеся работают сей час на участках ферросплавно- В О С ПИ Т А Й Р А Б О Ч Е Г О ребят — плохо ведут, учатся. А он воспринимает это как личную обиду. Нельзя так. У нас ведь одно общее дело... Так «популярно» поясняет Летучий суть «единого требо вания к учебно-воспитательно му процессу». Не случайно для одного из рефератов им была избрана тема о межпредмет ных связях. Важность ее он, сам преподавателе; ощущает остро. Не успевающий ~по фи зике ученик доставляет и ему немало хлопот по курсу спец- технология. Контакте педагогами он под держивает постоянный и целе направленный. Анализирует ус певаемость по предметам с по мощью дневников, заполняе мых для него, мастера, препо давателями. В них помечгается ■та К АЖДЫЕ трм года при ходит мастер в новую группу. Приметы време ни, оказывается, можно ощу щать и в классе. Как непохо жи сегодняшние мальчишки на тех, из первого выпуска. Креп кие. рослые. Грамотные, все сторонне информированные. Иным стало их представление о современном заводе, рабо чем. Понятно, что новое слово «оператор» для них привлека тельнее, чем «слесарь-ремонт ник металлургического обору дования». Но вот приходит в класс мастер и говорит, что маль чишкам —повезло. И приводит убеждающие доводы. Профес сия слесаря, во-первых, уни версальна. Она раскрывает ос* новы основ любого производ ства, дает широчайший выбор для проявления смекалки, тех нического творчества. Прежде чем приступить к теории, мастер сам — на Но волипецком его знают почти в каждом цехе — долго водит их по участкам, рассказывая о будущей работе. В этом есть свой «психологический» мо мент. Еще до практики он старается снять неизбежную робость у ребят перед мас штабами агрегатов. холодной обработке металлов. Он сам ведет и теоретический курс спецтехнологии. Организация практики уча. ■ щихся главная задача ма стера. В этом плане у Летуче го есть чему поучиться. З а годы работы он убедил* ся, какой вред приносит «рас пыленность» учащихся по за воду. Куда только иной раз не ставят ученика, мотивируя не хваткой кадров. В. И. Летучий берет на себя, на первый взгляд, дополнительную работу — ежегодно он обходит цеха, участки, ведет долгие «дипло матические» разговоры и—до бивается своего. Его ребята всегда трудятся в одном ра бочем коллективе, где все —от начальника цеха до закреплен ного за учеником рабочего — знают, чем и как они должны заниматься с пользой для за вода и для себя. В этом году Летучий ведет две группы — принял, кроме своей, выпускную, оставшуюся без мастера. «Трудной» была, рассказывают в училище — и по успеваемости, и по дисцип лине. Сейчас заметцы перемены к лучшему. Какие секреты? Просто у ребят появилась перспектива. го цеха и ЛПЦ-2. Они приня ты в лучшие бригады. Получи ли все праза рабочего, в том числе, заметим, и на премию. Имеют хорошие разряды. Четко организует Летучий контроль за практикой. Участок ремонта кранового хозяйства. Бригада коммуни стического труда А. П. Пути* лина. Володя Кораблин здесь пока всего неделю, но на воп росы мастера отвечает уверен но — по технике безопасности, видам станков. Такая беседа в цехе дает порой мастеру в организации обучения больше, чем опрос на уроке. Для контроля использу ются и рабочие дневники уча щихся. Подписывает их брига дир или мастер. Каждый день спланирован, учтен и подвержен контролю. Не слишком ли «заорганизова ны» ребята? На этот вопрос хорошо ответил мастер участ ка по ремонту техоборудова- ния ферросплавного цеха В. И. Камолов: — Работают е удовольстви ем. И мы ими довольны. Бу дем рады принять их к себе после училища. АК часто бывает? Преподаватель ж а луется мастеру на : У'ЧИ!»] К и посещаемость, дисциплина группы на каждом уроке. Что это дает? Конкретность требо ваний к учащимся, В повышении успеваемости ему помогают и сами ребята. Его опора — актив группы из хорошо успевающих. Его группы отличаются спло ченностью, общественной ак тивностью. Сами ребята орга низуют в группах дни полит информации. С "4 АША Ч. был на грани .исключения из учили- * ща. Небл аголод учная семья, улица сделали свое де ло. С низким разрядом пришел он на практику. Работал спу стя лукава, привыкнув к пре тензиям в свой адрес. И как же был поражен, когда на «классном часе» мастер тепло рассказал о нем ребятам. Ока зывается, Саща не побоялся на улице остановить и задер жать хулигана, поднявшего ру ку на женщину. Прошло много времени. а Саша, ныне мастер завода, до сих пор помнит тот час, резко изменивший его собственное отношение к себе. ...У Гены Б. сложные взаи моотношения в семье с отчи мом, И мастер идет на завод. У училища нет общежития, но в профкоме обещали выделить место в общежитии предприя тия. ...Когда-то Алексей Р. учил ся у Летучего. Сейчас он так же мастер —в электромонтаж ном цехе. Но у Василия Ива новича учится сегодня его сын, Юра. Многое тревожит в нем мастера, а больше всего—рав нодушие к работе. И он идет в цех. Как же так? Отец, уважаемый человек в коллек тиве, сам в цехе считается на ставникам молодежи, а в сыне проглядел главное. Сколько таких нелегких з а . дач было, есть и будет в ра боте мастера! И он решает их, каждодневно, самостоятельно, основываясь на жизненном опыте. Д ОВЕРИЕ к ребятам в сочетании с принципи альной требовательно стью *— основная черта В. И. Летучего. Еще более требова телен он к себе, к своему де лу, которому отдал многие го ды жизни. Мы разговорились о нерешенных проблемах ма стера. 0 <н ставит их остро, масштабно, современно. Пр офессии мастер а в техниче ском училище надо придать большое общественное, звуча ние, больший авторитет. Это во многом зависит от руково дителей предприятий. Училищу нужны специалисты — практи ки, но чтобы они пошли в ма стера, их надо заинтересовать — и морально, и материально. Крепкая связь с заводом — основа всего. Училищу нужны учебные мастерские, общежи тие со епортгородком, совре менное оборудование кабине тов. Многое в этом плане еще не сделано. Еще далека от со вершенства совместная воспи тательная работа училища и общественных организаций з а вода. Все это важцо. И особенно для мастера. Ведь это он ведет ученика первым в цех, дает ему первое представление о труде. Он несет ответствен ность за каждого из своих пи томцев, которым шагать в завтра, Л . ДУБИНА. П Р А В О НА ОБРАЗОВАНИЕ Отмечая День Конституции СССР — большой всенарод ный праздник в нашей стране, — советские люди с глубоким удовлетворением видят реаль ные достижения подлинного народовластия, советской со циалистической демократии, рожденных Великим Октябрем. Все для меловека, для блага и » счастья народа — таков глубо чайший смысл и закон нашей '] жизни. К примеру, Страна Советов занимает первое место в мире по уровню образования насе ления. Взять нашу область. На ее территории до револю ции в подавляющем большин стве школы были начальными, средних насчитывалось 13 и 9 семилетних. Училось чуть бо лее 8 тысяч детей. В средние школы детям трудящихся по пасть было трудно. В Липецке и Ельце плата за обучение сос тавляла от 70 до 100 рублей. Уплатить такие деньги могли только состоятельные люди. Население многих сел остава лось поголовно неграмотным. Разительные перемены про изошли в системе народного образования после Великого Октября. Вот некоторые харак терные , примеры. Сейчас в нашей области имеется 247 средних, 316 восьмилетних и 392 начальные школы, в кото рых обучается почти 200 тысяч детей. В 34 профтехучилищах го товится достойная смена рабо чему классу из 23 тысяч юно шей и девушек. В трех вузах и различных техникумах за нимается почти 30 тысяч моло дых людей. * * * Пять тысяч студентов насчи тывают дневное и вечернее от деления Липецкого политехни ческого института. В нем гото вят квалифицированные кадры для металлургии, машинострое ния, строительства. На снимке: студенты третье го курса машиностроительного факультета на занятиях. СЕМИНАР ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Областной комитет КПСС провел в г. Ель це семинар секретарей горкомов и райкомов партии, ведающих вопросами идеологической работы’, заведующих отделами пропаганды и агитации горкомов и райкомов партии. С докладом: «Идеологические учреждения области навстречу XXV съезду КПСС. Совер шенствование стиля и методов работы отделав пропаганды и агитации партийных комитетов» выступил секретарь обкома КПСС А. А. Сталь. «О комплексном подходе в идеологической работе» — тема доклада заведующего отде лом пропаганды и агитации Елецкого горкома КПСС Е. А. Демченко. Секретарь Усманского райкома КПСС Л . В. Барбуш свое выступле ние посвятила вопросам перспективного плани рования работы отдела пропаганды и агита ции райкома партии. Участники семинара побывали в цехах за вода «Гидропривод», ознакомились с его ра ботой. Секретарь заводского парткома Д . А. Глушко рассказал об организации массово- политической и идейно-воспитательной работы в коллективе, о ходе социалистического сорев нования за достойную встречу XXV съезда КПСС. Секретари горкомов и райкомов партии, з а ведующие отделами пропаганды и агитации побывали в третьем микрорайоне города, ин тересовались разнообразным» формами дея тельности совета микрорайона, руководством партийных организаций массово-политической и воспитательной работой среди населения, прослушали выступление председателя совета — секретаря парткома треста «Елецтяжстрой» И. Н. Скрипчука. Продолжался семинар в Елецком районе, в совхозе «Искра», Секретарь Елецкого райкома партии Л. А. Бартенева поделилась опытом работы общест венно-политических клубов. Участники семи нара присутствовали на занятии в одном из клубов, разместившемся в помещении крас ного уголка молочного комплекса, ознакоми лись с комплексом. Директор совхоза В. И. Семынин сообщил о предварительных итогах пятилетки, о социально-экономическом преоб разовании хозяйства и села в 1971^—75 годах. Секретарь Добровского райкома партии Н. П. Болотова рассказала об организации массово-политической работы в ремонтных ма стерских. Тема выступления секретаря З а донского райкома партии М. А. Якуниной — организация массово-политической работы среди животноводов. В работе семинара приняли участие заведу ющий отделом пропаганды и агитация обкома КПСС В. С. Гуров, заведующая отделом нау ки и учебных заведший обкома КПСС А. Г. Клюева, Фото Ю. Ардашева. Л4» .ллу ил. 1 —Ии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz