Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)

2 февраля 1975 г., >5 28 <14102? ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 И з д а л ь н е в о с т о ч н о г о цикла «ВСТРЕЧЬ СОЛНЦА» Не занимать нам чести. славы. В моем роду в ряду веков Мы добрыми слывем по праву И ратной доблестью отцов. Но есть в истории страница, Над ней склоняюсь вновь и вновь — Как деду горькая Жар-Птица Внушила странную любовь. Затосковав, он кинул поле, Махнул соху за облака. Охота пуще, чем неволя, Тулуп веревкой, И— пока! Соседи молча говорили Испуганно во след: «Отпет!» Путь на Восток какой торили. Дорогой звали на тот свет. Не с голодухи, не от жиру, Не от жены, не эт бояр Ушел мой дед, рошеп по миру Не как монах, Не как гусляр. Через хребты, Сквозь буреломы, По морю рек. В такой дали Еще страшней, Коль нету дома. А где суленый край земли? Его стерег и зверь, И стужа Кралась к огню костра впотай, Манила марь блескучей лужей — Влетишь.— е там не рассветам! С усмешкой: — Мы не то видали! Дед на дозор в ночи вставал.- Туда, куда потом ссылали, Мужик дорогу протоптал. Звала его Любовь — Жар-Птица, Вела его крылом судьбы, Он открывал из любопытства Страницу долгой той тропы. И что мне всякий инородец, С его замашкой на весь свет... Дошел мой дед- землепроходец Сюда, Опять на белый сеет! Мой край! Воистину красивый. Он мне навек вдвойне родней..* Во весь свой рост, Вдоль всей России Шел дед «встречь солнца» ...Тыщу дней. В ШАХТЕ УРГАЛА На Ургале меня застали Удивительные снега. Так на сопках они полыхали, Что просвечивалась тайга, Что деревья на цыпочки встали, Что замолкли ключи- родники, Даже хвостики не показали Лопоухие бурундуки. Сквозь кристаллы нахлынули сказки, Рядом ведьма спряталась в марь, Но уже засветился на каске Золотистый шахтерский фонарь. Свет его раздвигает штольню, И в меня, как глаза веков, Смотрят жгуче и недовольно Антрацитные угли с боков. И поблескивает В их взгляде Затаенный немой вопрос. Для чего я в шахтерском наряде Вторгся в сон их далеких грез, И по лаве иду полноправно, Где — домамонтовская тайга... А над нашей сумрачной лавой Удивительные снега. В. ЗОРИН. ч 1 ____;________________ _____ к____ Я НЕ ИГРАЮ ТАК Я, королевы внучка, Я вовсе не шучу Принцесса-белоручка. Есть у меня иголка, Сижу, ' Сошью платок из шелка, Гляжу, Повышиваю вволю. Вздыхаю. Служанка: «Не позволю. Я только отдыхаю. Не для принцесс иголки, Работать не положено, Они ужасно колкие». Я есть могу мороженое, Хотела новой кукле Закричать сердито: Завить получше букли. «Куда девалась свита?» А мне: «Принцесса, сядьте! И вот, бегут подруги — Помнете платье». Они, конечно, слуги: Кричу: «К плите пустите, — Что сделать? Хочу испечь пирог». — Что подать? А повар: «Хоть казните, Мне платье шьет для бала Не пустим на порог. Швея Петрова Алла. Вы королевы внучка, А парикмахер Витя Вдруг обожжете ручку». Мне делает начес. И так вот целый вечер Взгляните-ка, взгляните Сижу,, заняться нечем. На башню из волос. Я не играю так. На кухне Зина с Ниной Давайте лучше вместо Пекут пирог с малиной. Большого королевства, Живее, повара! Построим государство Принцессе есть лора! Веселых мастеров Все заняты делами. И ,к нам придут ребята Все делают их сами. Играть со всех дворов. И я сама хочу, Л. ТАКТАЕВА. ЛЕДОСТАВ г Все б это мирно рассказалось за чаем в дружеском круг/. Но то, как море замерзало, спокойно вспомнить не могу. Ходило, хмурилось, взмывало, м, как в предчувствии беды, прибоем тяжко грохотало о грудь береговой гряды. Броженье волн, страстей броженье — то злость, то гнев и торжество не оставляли и сомненья в одушевленности его. Но, обессилев к трётьей ночи, все тяжелея от пурги, смирялось, берег оторочив шуршащей полосой шуги. А утром выйдешь — и застынешь; насколько зренье достает — немая, белая пустыня. Под ней — течений скрытый ход. И потому предполагалось, что где-то, за грядой гряда, превозмогавшие усталость все грызли волны кромку льда. Люблю поэтов старой ^ школы, Стиль предонегинских времен, Твои слова, Ах, нет — «глаголы», Страстей забытых лексикон. Как мне понятны те напасти, Когда романтик, Длань воздев, Лишь скажет: «Жрицы сладострастья!» — И рдеют мочки юных дев. Или же кроткое созданье Запишет в тайный свой альбом: «Пленительны любви лобзанья» И не хихикает, при том. Те изъявленья страсти бурной — Плоды пока не поз, а «грез», Еще не став литературой, Они тревожили всерьез. Пусть в наслоеньях и повторах Речь тех времен давно мертва, Но дорог мне наив, который Рождал подобные слова. Я чту его, Хоть в полдень жизни Скупому чувству моему Анахронизмы романтизма Уже, пожалуй, ни к чему. Пришла пора Без прав на возглас Рассудка в страсти не терять, Корою головного мозга Словарь признаний поверять Уже так просто не возьмете На взмах ресниц, На взлет брови. Самозабвение в работе, Увы, понятней, Чем в любви... И все-таки — Как в ранней рани, Судьба, неужто не пошлешь Перед развязкой, На прощанье Ту целомудренную дрожь? Возвысишь ли до поглупенья, До тех немыслимых речей, Когда ни тени раздвоенья: «Мой ангел!» «Свет моих очей!». И. ЗАВРАЖИН. Писатель В. А. Добряков работает над новой повестью для детей «Две строки до востребования». Предлагаем отры­ вок нз этой повести. С С Е МИ Н А Р Ы М О Л О Д Ы Х А В Т О Р О В ИГНАЛОВ было не­ сколько. Г л а в н о е, к о н е ч н о , дневник. Ладно, двойка по математике. Бывает — трудную задачку не решил, в примере запутался. Не мудрено — плюсы, минусы, скобки, ~про'стые дроби, деся­ тичные... Ладно, математика — объ­ яснимо. Но история! Вот, по, жалуйста: 14 апреля, четвер­ тый по расписанию урок — «2». А география! С ума сойти, двойка по географии! И под­ пись рядом — «Максимов». Это учитель географии. — Ну, — спросил Аркадий Федорович, явно не торопясь запечатлеть внизу страницы дневника свою родительскую подпись (он даже не взгля­ нул на трехцветную шарико­ вую ручку, которую Костя с готовностью держал в руке),— так как будем это комменти­ ровать, дорогой мой сын, славный отпрыск знаменитой рабочей династии Киселевых? Три двойки за одну неделю. Как считаешь, не много ли? Костя поморгал девчоночьи­ ми ресницами, указательным пальцем левой руки, на кото­ рой, как символ его знамени­ той рабочей династии, чернел ушибленный ноготь, почесал нос с заметными рыжими приметами весны и тяжело, с придыхом, с безнадежной тоскою вздохнул. — Это у тебя хорошо полу­ чается, — заметил, отец. — Талантливо. Не собираешься ли .к тому же пустить горю­ чую слезу? Еще чего! Костя нахмурил пушистые брови и теперь уже пальцем правой руки, на кото­ ром косо краснела глубокая царапина, указал в дневнике, за 15 апреля, на другую от­ метку. — Не беспокойся^ — сказал Аркадий Федорович, — вижу. За диктант — пятерка. Закон­ ная. Хвалю! Выходит, мо­ жешь прилично заниматься, но... Что же происходит? Не желаешь учиться? Ведь скажет — не желает! Кому приятно хватать двояки? — Хорошо, — не дождав­ шись ответа, сказал отец. — География. Страницы 122—124. Ну-ка, давай учебник, что там за зверь такой, что не по зу­ бам Киселеву-младшему? Костя достал из портфеля учебник. Аркадий Федорович раскрыл его на 122 странице и сокру­ шенно развел руками: — О-о, страсти какие! Тут и удивляться нечему — это, яс­ ное дело, не по твоим мозгам. Подумать только, до чего сложная тема — лесные богат­ ства страны! Будто дурачок Костя! Пре- зать: «Нет, пап, не волнуйся, теперь ни одной двойки в дневник не пущу!». Сказать-то легко... -*• Выходит, не знаешь? — огорченно спросил отец. —- Что ж, вон Леночка бежит, у нее спросим. У Ленки спрашивать! Ей- то чего не ответить? Вчера только подсчитывала — 114 пятерок в дневнике. И всего две четверки. Везет людям! Аркадий Федорович открыл в прихожей дверь, и тут же в комнату ворвалась сестренка. КИСЕЛЕВМЛАДШИИ ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ красно понимает, что отец просто шутит, нарочно насме­ хается над ним. Костя не утерпел, улыбнулся — очень уж комичный вид был у отца: — Чего тут учить-то! Пять минут — и готово. — Стой! — неожиданно вос­ кликнул отец и принялся вни­ мательно оглядывать комна­ ту. — Где же ты потерял? Где?... — Он встал из-за стола, посмотрел в угол, возле теле­ визора, под кушеткой, открыл балконную дверь. — Да где они? . И Костя с недоумением ог­ лядывал знакомуф комнйту. — А ты чего ищешь, пап? — Да те пять минут, которые ты потерял. Вот всегда он так: не пой­ мешь, когда сердится, когда шутит. Костя взглянул на двор, где узкой полоской у забора уже проклюнулась зеленая травка, и сказал: — Я на улице потерял. — Ах, вот оно что, — про­ тянул Аркадий Федорович. — Так-так, начинает проясняться. Значит, весна, солнышко, по­ бегать хочется. Так? —Хочется, — признался Ко­ стя. — Трудное положение... —- Отец шире распахнул балкон­ ную дверь. — Как летом при­ пекает. Воробьи чирикают... А что дальше будем делать? Когда подсохнет, когда хоть весь день в футбол играй? Что тогда? В школе занимать­ ся больше месяца осталось... Двойками будем обрастать? Легче всего было бы ска- — Папушок, ура! Всех в классики обыграла! — Она выхватила из кармана тяже­ лую круглую коробочку из- под обратимой кинопленки, — Как брошу — и 'в са­ мую середочку попадаю! Мет­ качка! Мне спасибо скажи! — Костя обрадовался возможно­ сти вступить в беседу с сест­ ренкой: может, разговор о двойках сам собою и прекра­ тится. — Видишь, как туго на­ бил песком! И крышку щипца­ ми подогнул... Однако хитрый маневр его не удался: Аркадий Федорович хорошо помнил, о чем у него с сыном шел разговор до при­ хода дочери. — Обожди — о коробках...— остановил он Костю и, поймав двумя пальцами торчащий хвостик Леночкиного берета, потянул его вверх. — Разде­ вайся. Отдохни. — Видишь ли, по случаю солнечной погоды наш Кон­ стантин „ сделался ужасным растеряхой. То пять минут потеряет на улице, то десять, то целый час. А снова найти никак не может. Посоветуй, как быть? Что больше всего ценил Ко­ стя в сестренке, так это юмор. — Как быть? — переспроси­ ла она. — Очень просто. Пусть пришпилит карман булавкой. — Дельный совет. А другого предложить ничего не мо­ жешь? — Могу! — Леночка с вы­ зовом посмотрела на брата. — Пусть поменьше за Гринькой Швыревым бегает. Аркадий Федорович с лю­ бопытством взглянул на дочь. Это уже — новый сигнал. И от жены он слышал .о Гриньке. Лихой парнишка. Будто все ребятишки двора от него — без ума. — И сейчас тебя Гринька спрашивал, — покривив губы, сказала Леночка. — Когда, спрашивает, твой брат гулять выйдет? Беги скорей! Шало- б.анчиками в лоб угостит. — А ты иди — в классики свои прыгай! Чемпионка! — разозлился Костя. — Будет еше указывать, с кем водить­ ся! , — Молодежь, — успокоил Аркадий Федорович,. - - поти­ ше, не пылить! Олена, — до­ бавил он, — гляди-ка, что в дневнике у него делается... Три двойки за неделю. Можно так жить? Леночка помотала головой, отчего косицы ее с белыми бантиками описали несколько широких полукружьев. — Так жить нельзя, — кате­ горически заявила она. — В нашем втором «Б» тоже за неделю поставили три двойки. Но это же на всех. — Теперь понимаешь? — отец выразительно посмотрел на понуро молчавшего сына. — Понимаю, *— покорно от­ ветил Костя и опять протянул отцу трехцветную ручку. — Только уж все равно, подпи­ ши. — Не хотелось бы, да что поделаешь. Расписался, вздохнул и за . закрыл дневник. — Какой хоть он из себя, этот Гринька? — Рыжий, — охотно поведа­ ла Леночка. — Руки грязные. Свистит, как разбойник. Еще плюется далеко. И ругается. —А ты слышала?—насупил­ ся Костя. Слышала. И девчонки говорили. А еше — курит. — Тебя послушать — толъ ко в милицию его тащить. — Косте хотелось сгладить впе­ чатление от рассказа сестры — Обыкновенный мальчишка Справедливый. И смелый. И ябед, вроде тебя, не любит. — Это кто ябеда? — Леноч. ка, сжав кулаки, пошла на брата. — Я, что ли, ябеда?. — Ну-ну, молодежь! Аркадий Федорович встал между ними. — Только без войн. Сейчас все решается за столом переговоров... Вл- ДОБРЯКОВ. | , ' 1РЖ .. > ■' , •> V ^ $! /V V .Н«*Ху(** % 4 е г * < $34%“-Л4Щ ^ • *ч ' ■<•.< ••+• Осенью этого грда в Липецке •' будет проходить очередной, шестой по счрту, областной сем и н а р молодых писателей. Для под­ готовки этого большого меро­ приятия писательская органи­ зация планирует провести ряд семинаров начинающих авто­ ров в районах области. Первый такой двухдневный семинар состоится в Ельце 14 и . 15 февраля. На нем будут все. сторонне обсуждаться произ­ ведения местных авторов, со­ стоятся также встречи липец, ких и елецких авторов с чита­ телями. ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Нас по утрам будила мать со строгостью'покорной: «Вставайте, дети, хватит спать. Сегодня дел — по горло». Сквозь сон шептали мы: «Сейчас,,.», ища на миг спасенья от слов: «Рабочий день У нас, доспите в воскресенье». Не оттого ль из детских снов мы выросли досрочно, чтоб нам открылась суть основ: народ и класс рабочий. И главных действующих лиц мы знали по наитью не из учебников страниц, а в коммунальном быте. У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — с прищуром глаз, столяр, Прасковья — нарасхват маляр и парикмахер Федя. Мы слышали, как говорят вот про таких по свету: «Не человек, а чистый клад, Цены такому нету». И утвердилось в нас навек то правило простое: Велик взаправду человек, когда он дела стоит. * * * Если детство короче, чем надо, — значит, молодость будет длинна. Хоть в Цветах обгоревшего седа все еще проступает война. Будоражат весенние соки застарелый осколок в стволе. Но у дерева — корни глубоки, но у дерева ветви в листве. Пусть размах созревания сдержан, все на совесть идет — не на страх. Только в яблоках привкус железа. Только привкус войны на губах. С. МЕКШЕН. БИТВЕ , ЗА МОСКВУ П О С В Я Щ А Е Т С Я «За Москву!» (декабрь, 1941 год) — так назвал диора­ му военный художник Евгений Данилевский. В своем произве­ дении он показывает момент контрнаступления на одном из участков фронта от Тулы до Калинина. При создании диорамы автор пользовался кино- и фотоматериалами, зна­ комился с мемуарами видных военачальников, побывал па местах бывших сражений. Военный художник Е. И. Данилевский удостоен золотой и серебряной медалей имени М. Б. Грекова, участник многих всесоюзных, республиканских и международных выставок, его работы выставлены в Ря­ зани, Киеве, Ленинграде, Моск­ ве, Перми, Измаиле. На снимке: Е. И. Данилев­ ский у фрагмента диорамы «За Москву!» (декабре, 1941 год). Полный размер диорамы 18 х 5 метров. (Фотохроника ТАСС). К 7 0 - л е т и ю с о янд . р о ж д е н и я М. А. Ш о л о х о в а ................... , у - , ■ - - - - - ■ - В ВЕШЕНСКОЙ И ДАЛЕКО ВОКРУГ Одним м3 важнейших событий литературной жизни нынеш­ него года станет юбилей М. А. Шолохова. Эту знаменатель­ ную дату будет отмечать вся страна. Но, конечно же* особое звучание приобретают юбилейные торжества на родине Шо. лохова, на земле «Тихого Дона» и «Поднятой целины». О том, как проходит подготовка к юбилею, рассказал недавно избранный ответственным секретарем правления Ростовской писательской организации П. Лебеденко. Т РУДНО найти на Дону читателя, чье творчест­ во в той или иной мере не испытывало бы влияния могучего шолоховского талан­ та. Конечно, влияние это тож­ дественно тому воздействию, которое оказал автор «Тихого Дона» на развитие всей совет­ ской литературы. И все-таки нам. смею думать, повезло больше. И потому, что живем на шолоховской земле, и пото­ му, что большинство из нас не раз встречались со своим великим земляком. Произведения Шолохова —■ будь то его ранние «Донские рассказы» или «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» или «Они сражались ва Родину» — высокогуманны и высокохудожественны. В них действуют живые люди, с ко­ торыми писатель бок о бок шел в период гражданской войны, во время коллективи­ заций, в грозовые годы Вели­ кой Отечественной. , Вполне естественно, что пи. сатели Дона стараются не те­ рять из виду главное направ­ ление, которым идет наш пра­ вофланговый. И не только не терять, но идти той же доро­ гой. Каждый из нас учится мастерству в шолоховской школе. Это великолепная шко­ ла, где можно в меру своих сил почерпнуть то, что в дру­ гом месте не почерпнешь. За последние годы ка Дону создан ряд крупных литера­ турных произведений. Это ро­ маны и повести, поэмы и рас­ сказы о людях труда, о геро­ ях пятилеток, о неистребимой вере человека в свое будущее, разумное, доброе и вечное. Писать по-шолоховскц прав­ диво, без фальши, воспевать красоту человеческой дущи, вскрывать недостатки, мешаю­ щие нашему движению. впе­ ред, — есть ли для литерато­ ра задача более благородная или благодарная?! Мы отлично понимаем, что приближающийся юбилей Ми­ хаила Александровича 7т- ье только наш праздник, это—со­ бытие значительно более ши­ рокого масштаба. Но кому, как не его землякам, приложить все усилия к тому, чтобы юбилей Шолохова стал на его родине поистине народным праздником! В колхозах и совхозах, на заводах и фабриках Дона, в самых широких массах тру­ дящихся городов и сел нашей обширной областр писатели проведут встречи с читателя­ ми. Они расскажут о значении литературного подвига Шо­ лохова, об особенностях его творчества, о популярности его книг у миллионов людей планеты, о том, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» сражались и сражаются на всех мирных и немирных фронтах великой битвы за свободу и счастье человека... Готовятся к юбилею все на­ ши 'творческие силы — отделе­ ния союзов писателей, худож­ ников, журналистов, ВТО, ки­ нематографисты и композито­ ры. Координируют деятель­ ность творческих союзов спе­ циально созданная рабочая группа и юбилейный комитет при областном комитете КПСС. В марте мы проведем тео­ ретическую конференцию, по­ священную творчеству Шоло­ хова, в которой примут уча­ стие ученые-литературоведы, писатели и журналисты. Ростовское книжное изда­ тельство выпустит сборник статей и очерков о Шолохове, авторы которых — люди, близ­ ко знающие Михаила Алек­ сандровича, литераторы, пар­ тийные и советские работники, журналисты. Журнал «Дон» из номера в номер публикует материалы, рассказывающие о творчестве Шолохова и его многогранной общественной деятельности. .Многие писатели выступают с такими материа­ лами на страницах периодиче­ ской печати. Важнейшая часть юбилей­ ных торжеств — фестиваль литературы и искусства, по­ священный 70_летию Михаила Александровича, который со­ стоится в апреле. Для участия в нем мы пригласили большую группу писателей из Москвы и союзных республик, которце вместе с нашими литератора­ ми побывают на Верхнем До­ ну. Закончится фестиваль большим творческим вечером в станице Вешенской. П. ЛЕБЕДЕНКО, («Литературная газета» №4, 22 января 1975 г). Ростов. У МОЛОДОЙ писательни­ цы Ларисы Тактаевой в последние годы вышли три книжки для детей дошкольного и школьного возраста. Эти работы явились предметом интересного и об­ стоятельного разговора на секции критики, которой ру­ ководит член Союза писате­ лей, профессор С. Вайман. Особенно подробно обсужда­ лась недавно вышедшая книга Тактаевой «Живу в военном городке». Наряду со многими достоинствами стихов, собран­ ных в этой книге,—ориги­ нальностью и разнообразием тем, хорошими образами, точностью интонации — были отмечены и недостатки: неко. торая назидательность стихов, длинноты. , На следующих заседаниях секции разговор будет вестись и о других новых книжках ли­ пецких авторов: сборнике сти. хов С. Панюшкина «Разин бу­ гор», повести И. Понятовской «Дневник старшего брата», книге А. Баюканского «Про Севку, каскадеров и желез­ ную бабу». И ЗВЕСТНО, что самый загруженный народ — школьники. Даже по субботам, уже давно ставшим для взрослых днями отдыха, они трудятся, как и во все дни недели. Единственная воз­ можность по-настоящему от­ дохнуть и порезвиться—в вос­ кресенье. липецкой ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Однако эти девчонки и мальчишки по воскресеньям не надевают лыж или конь­ ков. Захватив тетрадки и Блок­ ноты, они спешат в писатель­ скую организацию. Причина этого одна — неистребимая любовь к литературе, жела­ ние самому попробовать свои силы в творчестве. Здесь ре­ бятишки читают сочиненные ими рассказы, сказки, стихи, горячо обсуждают их, пишут этюды, картинки с натуры. Здесь же они получают пер­ вые представления о технике писательского мастерства, вновь и вновь осознают вели­ чие и красоту родного рус­ ского языка. Н ЕСКОЛЬКО лет тому на­ зад областное управле­ ние культуры для более тесной работы местных поэтов и композиторов выделило пи­ сательской организации пиа­ нино. Но редко открывалась полированная крышка инстру­ мента. Плохо как-то налажи­ вались контакты двух муз. И лишь в последние месяцы е появлением в Липецке члена Союза композиторов В. Горя- нин-а дело пошло на лад. На стихи местных авторов компо­ зитор написал уже несколько произведений. А на днях В. Горянин познакомил нас с новой песней. Вдохновило его йа эту работу очень теплое и лиричное стихотворение поэ­ та Владислава Зорина «Задон­ ский лес». Композитору пришлось трижды исполнить песню —* так она понравилась всем, кто слушал ее. И З НЕДЕЛЬНОЙ поездки по Задонскому району возвратился писатель Ю. Плотников. Автору не­ скольких книг прозы, свидете­ лю и участнику героической эпопеи освоения целинных земель в Казахстане, Ю. Плот­ никову есть о чем поведать своим слушателям. Рассказы писателя о пятилетке, о своих книгах с большим интересом слушали задонские рабо­ чие, сотрудники городской больницы, в совхозе «Хмели- нецкий» и на молочнотовар­ ной ферме «Заря». Но содер­ жательнее, всего прошла встреча с работниками ПМК «Мелиоводстрой», потому что у писателя недавно вышла книга очерков под названием «Через ступеньку и выше?. В книге рассказывается о лю­ дях—строителях канала Иртыш — Караганда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz