Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
2 февраля 1975 г., >5 28 <14102? ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 И з д а л ь н е в о с т о ч н о г о цикла «ВСТРЕЧЬ СОЛНЦА» Не занимать нам чести. славы. В моем роду в ряду веков Мы добрыми слывем по праву И ратной доблестью отцов. Но есть в истории страница, Над ней склоняюсь вновь и вновь — Как деду горькая Жар-Птица Внушила странную любовь. Затосковав, он кинул поле, Махнул соху за облака. Охота пуще, чем неволя, Тулуп веревкой, И— пока! Соседи молча говорили Испуганно во след: «Отпет!» Путь на Восток какой торили. Дорогой звали на тот свет. Не с голодухи, не от жиру, Не от жены, не эт бояр Ушел мой дед, рошеп по миру Не как монах, Не как гусляр. Через хребты, Сквозь буреломы, По морю рек. В такой дали Еще страшней, Коль нету дома. А где суленый край земли? Его стерег и зверь, И стужа Кралась к огню костра впотай, Манила марь блескучей лужей — Влетишь.— е там не рассветам! С усмешкой: — Мы не то видали! Дед на дозор в ночи вставал.- Туда, куда потом ссылали, Мужик дорогу протоптал. Звала его Любовь — Жар-Птица, Вела его крылом судьбы, Он открывал из любопытства Страницу долгой той тропы. И что мне всякий инородец, С его замашкой на весь свет... Дошел мой дед- землепроходец Сюда, Опять на белый сеет! Мой край! Воистину красивый. Он мне навек вдвойне родней..* Во весь свой рост, Вдоль всей России Шел дед «встречь солнца» ...Тыщу дней. В ШАХТЕ УРГАЛА На Ургале меня застали Удивительные снега. Так на сопках они полыхали, Что просвечивалась тайга, Что деревья на цыпочки встали, Что замолкли ключи- родники, Даже хвостики не показали Лопоухие бурундуки. Сквозь кристаллы нахлынули сказки, Рядом ведьма спряталась в марь, Но уже засветился на каске Золотистый шахтерский фонарь. Свет его раздвигает штольню, И в меня, как глаза веков, Смотрят жгуче и недовольно Антрацитные угли с боков. И поблескивает В их взгляде Затаенный немой вопрос. Для чего я в шахтерском наряде Вторгся в сон их далеких грез, И по лаве иду полноправно, Где — домамонтовская тайга... А над нашей сумрачной лавой Удивительные снега. В. ЗОРИН. ч 1 ____;________________ _____ к____ Я НЕ ИГРАЮ ТАК Я, королевы внучка, Я вовсе не шучу Принцесса-белоручка. Есть у меня иголка, Сижу, ' Сошью платок из шелка, Гляжу, Повышиваю вволю. Вздыхаю. Служанка: «Не позволю. Я только отдыхаю. Не для принцесс иголки, Работать не положено, Они ужасно колкие». Я есть могу мороженое, Хотела новой кукле Закричать сердито: Завить получше букли. «Куда девалась свита?» А мне: «Принцесса, сядьте! И вот, бегут подруги — Помнете платье». Они, конечно, слуги: Кричу: «К плите пустите, — Что сделать? Хочу испечь пирог». — Что подать? А повар: «Хоть казните, Мне платье шьет для бала Не пустим на порог. Швея Петрова Алла. Вы королевы внучка, А парикмахер Витя Вдруг обожжете ручку». Мне делает начес. И так вот целый вечер Взгляните-ка, взгляните Сижу,, заняться нечем. На башню из волос. Я не играю так. На кухне Зина с Ниной Давайте лучше вместо Пекут пирог с малиной. Большого королевства, Живее, повара! Построим государство Принцессе есть лора! Веселых мастеров Все заняты делами. И ,к нам придут ребята Все делают их сами. Играть со всех дворов. И я сама хочу, Л. ТАКТАЕВА. ЛЕДОСТАВ г Все б это мирно рассказалось за чаем в дружеском круг/. Но то, как море замерзало, спокойно вспомнить не могу. Ходило, хмурилось, взмывало, м, как в предчувствии беды, прибоем тяжко грохотало о грудь береговой гряды. Броженье волн, страстей броженье — то злость, то гнев и торжество не оставляли и сомненья в одушевленности его. Но, обессилев к трётьей ночи, все тяжелея от пурги, смирялось, берег оторочив шуршащей полосой шуги. А утром выйдешь — и застынешь; насколько зренье достает — немая, белая пустыня. Под ней — течений скрытый ход. И потому предполагалось, что где-то, за грядой гряда, превозмогавшие усталость все грызли волны кромку льда. Люблю поэтов старой ^ школы, Стиль предонегинских времен, Твои слова, Ах, нет — «глаголы», Страстей забытых лексикон. Как мне понятны те напасти, Когда романтик, Длань воздев, Лишь скажет: «Жрицы сладострастья!» — И рдеют мочки юных дев. Или же кроткое созданье Запишет в тайный свой альбом: «Пленительны любви лобзанья» И не хихикает, при том. Те изъявленья страсти бурной — Плоды пока не поз, а «грез», Еще не став литературой, Они тревожили всерьез. Пусть в наслоеньях и повторах Речь тех времен давно мертва, Но дорог мне наив, который Рождал подобные слова. Я чту его, Хоть в полдень жизни Скупому чувству моему Анахронизмы романтизма Уже, пожалуй, ни к чему. Пришла пора Без прав на возглас Рассудка в страсти не терять, Корою головного мозга Словарь признаний поверять Уже так просто не возьмете На взмах ресниц, На взлет брови. Самозабвение в работе, Увы, понятней, Чем в любви... И все-таки — Как в ранней рани, Судьба, неужто не пошлешь Перед развязкой, На прощанье Ту целомудренную дрожь? Возвысишь ли до поглупенья, До тех немыслимых речей, Когда ни тени раздвоенья: «Мой ангел!» «Свет моих очей!». И. ЗАВРАЖИН. Писатель В. А. Добряков работает над новой повестью для детей «Две строки до востребования». Предлагаем отры вок нз этой повести. С С Е МИ Н А Р Ы М О Л О Д Ы Х А В Т О Р О В ИГНАЛОВ было не сколько. Г л а в н о е, к о н е ч н о , дневник. Ладно, двойка по математике. Бывает — трудную задачку не решил, в примере запутался. Не мудрено — плюсы, минусы, скобки, ~про'стые дроби, деся тичные... Ладно, математика — объ яснимо. Но история! Вот, по, жалуйста: 14 апреля, четвер тый по расписанию урок — «2». А география! С ума сойти, двойка по географии! И под пись рядом — «Максимов». Это учитель географии. — Ну, — спросил Аркадий Федорович, явно не торопясь запечатлеть внизу страницы дневника свою родительскую подпись (он даже не взгля нул на трехцветную шарико вую ручку, которую Костя с готовностью держал в руке),— так как будем это комменти ровать, дорогой мой сын, славный отпрыск знаменитой рабочей династии Киселевых? Три двойки за одну неделю. Как считаешь, не много ли? Костя поморгал девчоночьи ми ресницами, указательным пальцем левой руки, на кото рой, как символ его знамени той рабочей династии, чернел ушибленный ноготь, почесал нос с заметными рыжими приметами весны и тяжело, с придыхом, с безнадежной тоскою вздохнул. — Это у тебя хорошо полу чается, — заметил, отец. — Талантливо. Не собираешься ли .к тому же пустить горю чую слезу? Еще чего! Костя нахмурил пушистые брови и теперь уже пальцем правой руки, на кото ром косо краснела глубокая царапина, указал в дневнике, за 15 апреля, на другую от метку. — Не беспокойся^ — сказал Аркадий Федорович, — вижу. За диктант — пятерка. Закон ная. Хвалю! Выходит, мо жешь прилично заниматься, но... Что же происходит? Не желаешь учиться? Ведь скажет — не желает! Кому приятно хватать двояки? — Хорошо, — не дождав шись ответа, сказал отец. — География. Страницы 122—124. Ну-ка, давай учебник, что там за зверь такой, что не по зу бам Киселеву-младшему? Костя достал из портфеля учебник. Аркадий Федорович раскрыл его на 122 странице и сокру шенно развел руками: — О-о, страсти какие! Тут и удивляться нечему — это, яс ное дело, не по твоим мозгам. Подумать только, до чего сложная тема — лесные богат ства страны! Будто дурачок Костя! Пре- зать: «Нет, пап, не волнуйся, теперь ни одной двойки в дневник не пущу!». Сказать-то легко... -*• Выходит, не знаешь? — огорченно спросил отец. —- Что ж, вон Леночка бежит, у нее спросим. У Ленки спрашивать! Ей- то чего не ответить? Вчера только подсчитывала — 114 пятерок в дневнике. И всего две четверки. Везет людям! Аркадий Федорович открыл в прихожей дверь, и тут же в комнату ворвалась сестренка. КИСЕЛЕВМЛАДШИИ ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ красно понимает, что отец просто шутит, нарочно насме хается над ним. Костя не утерпел, улыбнулся — очень уж комичный вид был у отца: — Чего тут учить-то! Пять минут — и готово. — Стой! — неожиданно вос кликнул отец и принялся вни мательно оглядывать комна ту. — Где же ты потерял? Где?... — Он встал из-за стола, посмотрел в угол, возле теле визора, под кушеткой, открыл балконную дверь. — Да где они? . И Костя с недоумением ог лядывал знакомуф комнйту. — А ты чего ищешь, пап? — Да те пять минут, которые ты потерял. Вот всегда он так: не пой мешь, когда сердится, когда шутит. Костя взглянул на двор, где узкой полоской у забора уже проклюнулась зеленая травка, и сказал: — Я на улице потерял. — Ах, вот оно что, — про тянул Аркадий Федорович. — Так-так, начинает проясняться. Значит, весна, солнышко, по бегать хочется. Так? —Хочется, — признался Ко стя. — Трудное положение... —- Отец шире распахнул балкон ную дверь. — Как летом при пекает. Воробьи чирикают... А что дальше будем делать? Когда подсохнет, когда хоть весь день в футбол играй? Что тогда? В школе занимать ся больше месяца осталось... Двойками будем обрастать? Легче всего было бы ска- — Папушок, ура! Всех в классики обыграла! — Она выхватила из кармана тяже лую круглую коробочку из- под обратимой кинопленки, — Как брошу — и 'в са мую середочку попадаю! Мет качка! Мне спасибо скажи! — Костя обрадовался возможно сти вступить в беседу с сест ренкой: может, разговор о двойках сам собою и прекра тится. — Видишь, как туго на бил песком! И крышку щипца ми подогнул... Однако хитрый маневр его не удался: Аркадий Федорович хорошо помнил, о чем у него с сыном шел разговор до при хода дочери. — Обожди — о коробках...— остановил он Костю и, поймав двумя пальцами торчащий хвостик Леночкиного берета, потянул его вверх. — Разде вайся. Отдохни. — Видишь ли, по случаю солнечной погоды наш Кон стантин „ сделался ужасным растеряхой. То пять минут потеряет на улице, то десять, то целый час. А снова найти никак не может. Посоветуй, как быть? Что больше всего ценил Ко стя в сестренке, так это юмор. — Как быть? — переспроси ла она. — Очень просто. Пусть пришпилит карман булавкой. — Дельный совет. А другого предложить ничего не мо жешь? — Могу! — Леночка с вы зовом посмотрела на брата. — Пусть поменьше за Гринькой Швыревым бегает. Аркадий Федорович с лю бопытством взглянул на дочь. Это уже — новый сигнал. И от жены он слышал .о Гриньке. Лихой парнишка. Будто все ребятишки двора от него — без ума. — И сейчас тебя Гринька спрашивал, — покривив губы, сказала Леночка. — Когда, спрашивает, твой брат гулять выйдет? Беги скорей! Шало- б.анчиками в лоб угостит. — А ты иди — в классики свои прыгай! Чемпионка! — разозлился Костя. — Будет еше указывать, с кем водить ся! , — Молодежь, — успокоил Аркадий Федорович,. - - поти ше, не пылить! Олена, — до бавил он, — гляди-ка, что в дневнике у него делается... Три двойки за неделю. Можно так жить? Леночка помотала головой, отчего косицы ее с белыми бантиками описали несколько широких полукружьев. — Так жить нельзя, — кате горически заявила она. — В нашем втором «Б» тоже за неделю поставили три двойки. Но это же на всех. — Теперь понимаешь? — отец выразительно посмотрел на понуро молчавшего сына. — Понимаю, *— покорно от ветил Костя и опять протянул отцу трехцветную ручку. — Только уж все равно, подпи ши. — Не хотелось бы, да что поделаешь. Расписался, вздохнул и за . закрыл дневник. — Какой хоть он из себя, этот Гринька? — Рыжий, — охотно поведа ла Леночка. — Руки грязные. Свистит, как разбойник. Еще плюется далеко. И ругается. —А ты слышала?—насупил ся Костя. Слышала. И девчонки говорили. А еше — курит. — Тебя послушать — толъ ко в милицию его тащить. — Косте хотелось сгладить впе чатление от рассказа сестры — Обыкновенный мальчишка Справедливый. И смелый. И ябед, вроде тебя, не любит. — Это кто ябеда? — Леноч. ка, сжав кулаки, пошла на брата. — Я, что ли, ябеда?. — Ну-ну, молодежь! Аркадий Федорович встал между ними. — Только без войн. Сейчас все решается за столом переговоров... Вл- ДОБРЯКОВ. | , ' 1РЖ .. > ■' , •> V ^ $! /V V .Н«*Ху(** % 4 е г * < $34%“-Л4Щ ^ • *ч ' ■<•.< ••+• Осенью этого грда в Липецке •' будет проходить очередной, шестой по счрту, областной сем и н а р молодых писателей. Для под готовки этого большого меро приятия писательская органи зация планирует провести ряд семинаров начинающих авто ров в районах области. Первый такой двухдневный семинар состоится в Ельце 14 и . 15 февраля. На нем будут все. сторонне обсуждаться произ ведения местных авторов, со стоятся также встречи липец, ких и елецких авторов с чита телями. ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Нас по утрам будила мать со строгостью'покорной: «Вставайте, дети, хватит спать. Сегодня дел — по горло». Сквозь сон шептали мы: «Сейчас,,.», ища на миг спасенья от слов: «Рабочий день У нас, доспите в воскресенье». Не оттого ль из детских снов мы выросли досрочно, чтоб нам открылась суть основ: народ и класс рабочий. И главных действующих лиц мы знали по наитью не из учебников страниц, а в коммунальном быте. У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — с прищуром глаз, столяр, Прасковья — нарасхват маляр и парикмахер Федя. Мы слышали, как говорят вот про таких по свету: «Не человек, а чистый клад, Цены такому нету». И утвердилось в нас навек то правило простое: Велик взаправду человек, когда он дела стоит. * * * Если детство короче, чем надо, — значит, молодость будет длинна. Хоть в Цветах обгоревшего седа все еще проступает война. Будоражат весенние соки застарелый осколок в стволе. Но у дерева — корни глубоки, но у дерева ветви в листве. Пусть размах созревания сдержан, все на совесть идет — не на страх. Только в яблоках привкус железа. Только привкус войны на губах. С. МЕКШЕН. БИТВЕ , ЗА МОСКВУ П О С В Я Щ А Е Т С Я «За Москву!» (декабрь, 1941 год) — так назвал диора му военный художник Евгений Данилевский. В своем произве дении он показывает момент контрнаступления на одном из участков фронта от Тулы до Калинина. При создании диорамы автор пользовался кино- и фотоматериалами, зна комился с мемуарами видных военачальников, побывал па местах бывших сражений. Военный художник Е. И. Данилевский удостоен золотой и серебряной медалей имени М. Б. Грекова, участник многих всесоюзных, республиканских и международных выставок, его работы выставлены в Ря зани, Киеве, Ленинграде, Моск ве, Перми, Измаиле. На снимке: Е. И. Данилев ский у фрагмента диорамы «За Москву!» (декабре, 1941 год). Полный размер диорамы 18 х 5 метров. (Фотохроника ТАСС). К 7 0 - л е т и ю с о янд . р о ж д е н и я М. А. Ш о л о х о в а ................... , у - , ■ - - - - - ■ - В ВЕШЕНСКОЙ И ДАЛЕКО ВОКРУГ Одним м3 важнейших событий литературной жизни нынеш него года станет юбилей М. А. Шолохова. Эту знаменатель ную дату будет отмечать вся страна. Но, конечно же* особое звучание приобретают юбилейные торжества на родине Шо. лохова, на земле «Тихого Дона» и «Поднятой целины». О том, как проходит подготовка к юбилею, рассказал недавно избранный ответственным секретарем правления Ростовской писательской организации П. Лебеденко. Т РУДНО найти на Дону читателя, чье творчест во в той или иной мере не испытывало бы влияния могучего шолоховского талан та. Конечно, влияние это тож дественно тому воздействию, которое оказал автор «Тихого Дона» на развитие всей совет ской литературы. И все-таки нам. смею думать, повезло больше. И потому, что живем на шолоховской земле, и пото му, что большинство из нас не раз встречались со своим великим земляком. Произведения Шолохова —■ будь то его ранние «Донские рассказы» или «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» или «Они сражались ва Родину» — высокогуманны и высокохудожественны. В них действуют живые люди, с ко торыми писатель бок о бок шел в период гражданской войны, во время коллективи заций, в грозовые годы Вели кой Отечественной. , Вполне естественно, что пи. сатели Дона стараются не те рять из виду главное направ ление, которым идет наш пра вофланговый. И не только не терять, но идти той же доро гой. Каждый из нас учится мастерству в шолоховской школе. Это великолепная шко ла, где можно в меру своих сил почерпнуть то, что в дру гом месте не почерпнешь. За последние годы ка Дону создан ряд крупных литера турных произведений. Это ро маны и повести, поэмы и рас сказы о людях труда, о геро ях пятилеток, о неистребимой вере человека в свое будущее, разумное, доброе и вечное. Писать по-шолоховскц прав диво, без фальши, воспевать красоту человеческой дущи, вскрывать недостатки, мешаю щие нашему движению. впе ред, — есть ли для литерато ра задача более благородная или благодарная?! Мы отлично понимаем, что приближающийся юбилей Ми хаила Александровича 7т- ье только наш праздник, это—со бытие значительно более ши рокого масштаба. Но кому, как не его землякам, приложить все усилия к тому, чтобы юбилей Шолохова стал на его родине поистине народным праздником! В колхозах и совхозах, на заводах и фабриках Дона, в самых широких массах тру дящихся городов и сел нашей обширной областр писатели проведут встречи с читателя ми. Они расскажут о значении литературного подвига Шо лохова, об особенностях его творчества, о популярности его книг у миллионов людей планеты, о том, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» сражались и сражаются на всех мирных и немирных фронтах великой битвы за свободу и счастье человека... Готовятся к юбилею все на ши 'творческие силы — отделе ния союзов писателей, худож ников, журналистов, ВТО, ки нематографисты и композито ры. Координируют деятель ность творческих союзов спе циально созданная рабочая группа и юбилейный комитет при областном комитете КПСС. В марте мы проведем тео ретическую конференцию, по священную творчеству Шоло хова, в которой примут уча стие ученые-литературоведы, писатели и журналисты. Ростовское книжное изда тельство выпустит сборник статей и очерков о Шолохове, авторы которых — люди, близ ко знающие Михаила Алек сандровича, литераторы, пар тийные и советские работники, журналисты. Журнал «Дон» из номера в номер публикует материалы, рассказывающие о творчестве Шолохова и его многогранной общественной деятельности. .Многие писатели выступают с такими материа лами на страницах периодиче ской печати. Важнейшая часть юбилей ных торжеств — фестиваль литературы и искусства, по священный 70_летию Михаила Александровича, который со стоится в апреле. Для участия в нем мы пригласили большую группу писателей из Москвы и союзных республик, которце вместе с нашими литератора ми побывают на Верхнем До ну. Закончится фестиваль большим творческим вечером в станице Вешенской. П. ЛЕБЕДЕНКО, («Литературная газета» №4, 22 января 1975 г). Ростов. У МОЛОДОЙ писательни цы Ларисы Тактаевой в последние годы вышли три книжки для детей дошкольного и школьного возраста. Эти работы явились предметом интересного и об стоятельного разговора на секции критики, которой ру ководит член Союза писате лей, профессор С. Вайман. Особенно подробно обсужда лась недавно вышедшая книга Тактаевой «Живу в военном городке». Наряду со многими достоинствами стихов, собран ных в этой книге,—ориги нальностью и разнообразием тем, хорошими образами, точностью интонации — были отмечены и недостатки: неко. торая назидательность стихов, длинноты. , На следующих заседаниях секции разговор будет вестись и о других новых книжках ли пецких авторов: сборнике сти. хов С. Панюшкина «Разин бу гор», повести И. Понятовской «Дневник старшего брата», книге А. Баюканского «Про Севку, каскадеров и желез ную бабу». И ЗВЕСТНО, что самый загруженный народ — школьники. Даже по субботам, уже давно ставшим для взрослых днями отдыха, они трудятся, как и во все дни недели. Единственная воз можность по-настоящему от дохнуть и порезвиться—в вос кресенье. липецкой ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Однако эти девчонки и мальчишки по воскресеньям не надевают лыж или конь ков. Захватив тетрадки и Блок ноты, они спешат в писатель скую организацию. Причина этого одна — неистребимая любовь к литературе, жела ние самому попробовать свои силы в творчестве. Здесь ре бятишки читают сочиненные ими рассказы, сказки, стихи, горячо обсуждают их, пишут этюды, картинки с натуры. Здесь же они получают пер вые представления о технике писательского мастерства, вновь и вновь осознают вели чие и красоту родного рус ского языка. Н ЕСКОЛЬКО лет тому на зад областное управле ние культуры для более тесной работы местных поэтов и композиторов выделило пи сательской организации пиа нино. Но редко открывалась полированная крышка инстру мента. Плохо как-то налажи вались контакты двух муз. И лишь в последние месяцы е появлением в Липецке члена Союза композиторов В. Горя- нин-а дело пошло на лад. На стихи местных авторов компо зитор написал уже несколько произведений. А на днях В. Горянин познакомил нас с новой песней. Вдохновило его йа эту работу очень теплое и лиричное стихотворение поэ та Владислава Зорина «Задон ский лес». Композитору пришлось трижды исполнить песню —* так она понравилась всем, кто слушал ее. И З НЕДЕЛЬНОЙ поездки по Задонскому району возвратился писатель Ю. Плотников. Автору не скольких книг прозы, свидете лю и участнику героической эпопеи освоения целинных земель в Казахстане, Ю. Плот никову есть о чем поведать своим слушателям. Рассказы писателя о пятилетке, о своих книгах с большим интересом слушали задонские рабо чие, сотрудники городской больницы, в совхозе «Хмели- нецкий» и на молочнотовар ной ферме «Заря». Но содер жательнее, всего прошла встреча с работниками ПМК «Мелиоводстрой», потому что у писателя недавно вышла книга очерков под названием «Через ступеньку и выше?. В книге рассказывается о лю дях—строителях канала Иртыш — Караганда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz