Ленинское знамя. 1975 г. (г. Липецк)
В р е м я а люди. ДОРОГАМИ ПЯТИЛЕТКИ 3 н а к о м о г о с е л а... Приметы времени. Они видны повсюду на финише девятой пятилетки, в преддверии очередного XXV съезда Коммуни стической партии. Публикуемые ниже два письма наших чи тателей — лишь малая часть поступающих ныне в редакцию отрадных сообщений о больших переменах, происшедших за последние годы в городах и селах области. Осуществляют ся заветные планы, меняются и сами люди — творцы своего счастья. И это особенно заметно на фоне прошлого. Не слу. чайно авторы писем сранивают день нынешний и день минув ший. вершении перехода к -всеобще му среднему образованию сель ской молодежи. О себе Алексей Иванович рассказывает мало и неохотно. Дескать, ничего особенного — в Нижней Матренке родился и вырос. Вначале был секрета рем сельсовета, потом вот доверили председательствовать. На самом деле прошло ни много, ни мало — пятнадцать лет как он работает председа телем крупнейшего в Добрнн- ском районе сельского Совета. За это время, к особенно за последние пять лет, многое из менилось в селе, оно помолоде ло. И в этом немалай заслуга сельских депутатов, возглавля емых Алексеем Ивановичем. Коммунист всегда должен думать о будущем, смотреть вперед. Может, поэтому о сде ланном Алексей Иванович го ворит скупо, как о чем-то обычном, само собой разумею щемся, но чувствуется, что судьба односельчан волнует его. Мы медленно идем по улице. Любуюсь домами и радуюсь за земляков. Мне показывают иа выстроенный в последние годы Дом культуры на 350 мест с библиотекой, комнатами для кружковой работы. Есть в селе средняя и две начальные школы, детский сад-ясли. Улы баясь, Алексей Иванович рас сказывает, что раньше и по мыться-то негде было, а сей час к услугам жителей выстро ена баня на 100 человек одно временного приема, а при ней парикмахерская. В этой пяти летке появились новые магази ны. Особенно довольны кол хозники большим магазином Данным-давно я был з тех местах, о которых и помню лишь: две длинные пыльные улицы, а по сторонам, на зна чительном расстоянии друг от друга, — приземистые саман ные домики под соломенной крышей, с подслеповатыми оконцами, из которых по вече рам еле пробивался свет от керосиновой лампы. Деревья были редкостью в том селе, от летнего зноя только и спасе ния, что в сенях или в тени са мого дома. Но времена меня ются. И вот снова въезжаю в село Нижняя Матренка, что в Доб- ринском районе. Смотрю по сторонам и не узнаю знакомых мест. Широкая, точно натяну тый холст, лента асфальтиро ванной дороги тянется вдаль, к горизонту. Параллельно шос се выстроились кирпичные и шлакобетонные дома под ши ферными крышами, многие—с просторными верандами. На крышах — телевизионные ан тенны. В центре, на высоком фунда менте, выделяется красивое зда ние сельского Совета. Предсе дателя Алексея Ивановича Карпова я застал за оформле нием протокола очередного за седания исполкома, па котором рассматривался вопрос 0 за. товаров повседневного спроса, работающим по методу еамооб. служи вашия. А вот новенькие двухквартирные дома для сне-, циалистов и учителей. Из 820 домов 300 уже газифицирова ны, 360 хозяйств имеют телеви. зоры. Построена телефонная станция. Алексей Иванович уверен, что без подъема общей культу ры села невозможно повышать культуру земледелия, культуру хозяйствования вообще. На' образование, рост материаль ного и духовного уровня жизни хлеборобов не жалеют средств местные колхозы «Дружба» и имени Кирова. И в этом при мета времени, в этом успех преобразования деревни. И. БУРКОВ, рабочий Новолипецкого металлургического завода. М о л о д о с т ь с т а р о г о 3 а в о д а Грязинекий известковый за вод — небольшое по нынеш ним масштабам предприятие. Но, как и всюду, на нем кипит рабочая жизнь, успешно вы полняются намеченные на пя тилетку планы, ярким пламе нем горит социалистическое со ревнование. Достаточно ска зать, что за 4 года и 9 меся цев задание девятой пятилетки по реализации продукции вы. полнено на 101,7 процента, выработано сверх плана четы ре тысячи .тонн строительной иэцести. Завод — высокорен табельное предприятие. Заме чательные на нем работают люди. Это особенно рельефно вы глядит на фоне прошлого — ведь заводу недавно исполни лось 100 лет, и история его по учительна. Еще живы люди, которые работали на нем до революции. Один из них— пен сионер Иван Степанович Бо родин—рассказывает: — В то время труд наш был исключительно тяжелым. Ку валда, лопата, кирка и тачка — вот основные орудия каме ноломен в те годы. Рабочие наби,рА(мсь преимущественно из бежвых крестьян окрестных сел. На завод шли те, которых нужда и нищета гнали в город на заработки. Продолжитель ность рабочего дня достигала 12 — 14 часов, а заработки бы. лм мизерные. Хозяева завода купцы Расторгуев и Мелентьев не строили для рабочих жилья. И вот1после тяжелого труда приходилось тащиться пешком домой за 10 — 12 верст. От пуска не полагалось, больнич ные дни не оплачивались, о культурном отдыхе говорить не приходилось. После победы Великого Ок тября известковый завод был национализирован и передан в руки народа. Рабочие получи ли право на восьмичасовой ра бочий день, на отпуск,* на оп лату по временной нетрудо способности. Создавались красные уголки, открылась библиотека. На первых порах были построены общежития для рабочих- Год от года росла мощность завода. Был проложен, узкоко лейный путь от карьера допе чен. Доставка камня, вместо конной тяги, стала произво диться мотовозами. В тридца тых родах была построена за водская электростанция. Ста рики помнят, каким это было событием. Труд рабочих с каж дым годом стал облегчаться благодаря механизации. Для погрузки извести со второй груцпы печей был продлен же лезнодорожный путь и постро ена погрузочная площадка. Теперь весь процесс добычи камня полностью механизиро ван. Для этого применяются экскаваторы, бульдозеры, ав тосамосвалы, дробильно-сорти ровочная установка. Разработ ка известняка также механизи рована. Механизирована и за грузка камня в печи. К заводу подведена высоковольтная ли ния электропередачи. С каж дым годом растет электрово оруженность труда. От дедовской кувалды, до современной землеройной ма. , шины — таков путь завода за годы Советской власти. . Сейчас, в целях дальнейшей механизации и автоматизации производства, в стадии строи тельства находится новый ме ханизированный известковый завод мощностью 130 тысяч тонн извести в год. Скоро он будет пущен в эксплуатацию. К нему уже подводится желез нодорожный путь, будет по строен механизированный бун керный склад для погрузки из вести в вагоны. На Ярлуковском месторож дении известняка откроется но вый карьер. Для переработка горной массы построят дро бильно-сортировочную фабри ку. Планируется строительство жилья. В последнее время выросли, неузнаваемо изменились и лю ди. За досрочное выполнение личных производственных пла нов награждены знаком «Удар- пик девятой пятилетки» вы грузчик извести Н. М. Захаров, загрузчица топлива в печи Е. 3. Козлова, разгрузчица из вести Н. Н. Михалева, обжи гальщицы А. Г. Синютана, А. М. Полилова, ГЬ Н. Осипо ва. Все они уже работают в счет 1976 года. На заводе широко разверну лось социалистическое соревно вание за достойную встречу XXV съезда КПСС. Коллектив обязался реализовать продук ции сверх плана на 25 тысяч рублей. План по товарной про дукции выполнить к 27 декаб ря 1975 года и выработать сверх плана 500 тонн извести, сэкономить 40 тысяч киловатт- часов электроэнергии. Таков сегодняшний день за вода. Ветерану труда Ивану Степановичу Бородину давно перевалило на девятый деся ток, но он бодр и жизнерадо стен. Часто бывает в цехе. Его радуют большие перемены на заводе. П. МАКАРОВ, начальник планового отдела завода. СОВХОЗНОЙ. С Т О ЛЮВ ОШ Когда заходишь в столо вую совхооа «Кооператор» Добринского района, прежде всего замечаешь: в обеденном зале чистота и порядок. Обслу- здесь вежливо, а кор мят вкусно. Около двухсот механизато ров в свекловодов пользуются услугами столовой. Весной ■ летом горячая пища доставля ется в ремонтную мастерскую, на животноводческие фермы. — Довольны обедами в на шей столовой, — такие слова пришлось услышать не раз в тот день от многих тружеников совхоза. На снимке: (слева направо) заведующая столовой В. К- Рябова я повар 3. А. Григо рова. Клюева. К а к в а с о б с л уж и в а ю т ? СВЯЗЬ ДО ЛЖНА РАБОТАТЬ ЧЕТКО 29 сентября с почтового от деления № 16 г. Липецка в 9 часов утра я послал своей ма ме поздравительную телеграм му. Ей в этот день исполни лось 60 лет. В ответном пись ме она сообщила мне, что теле грамма была вручена ей толь ко 30 сентября. А ведь рассто яние от Липецка до с. Лам- окое, что в Ста новлянском рай оне, всего 150 километров. Из-за одного этого случая я не стал бы писать в газету. Меня возмущает то, что на протяжении уже нескольких лет я ежегодно в днн знамена тельных дат и юбилеев позд равляю телеграфом своих ро. дителей, и всегда телеграммы вручаются только на следую щий день. Не могу доброго слова ска зать и о работе телефона в Лаиском отделении связи. Абонент, говорящий из села, часто не слышит абонента из Липецка. Само помещение пе реговорного пункта имеет не приглядный вид. Стекла в две рях выбиты, их не вставляют даже зимой, и поэтому ветер свободно гуляет в помещении. Оно Давно не ремонтирова лось, нет даже стула для посе тителя, и часто приходится ожидать переговоры, стоя в темноте, некому заменить лам почку. А. СУХИНИН. ф СЕЛЬСКАЯ НОВЬ ф СЕМЬЯ ТРАКТО РОСТРОИТЕЛЕЙ ф ОГРЕХИ БЛАГО УСТРОЙСТВА ф «МЕЛОЧИ» БЫТА ф ХОТЯ ПИСЬМО И НЕ ОПУБЛИКОВАНО РАБОЧАЯ ДИНАСТИЯ С Е Р Д Ю К О В Ч Е Л О В Е К И ЕГО ДЕЛО Шш ПОСЕ ТИТ Е ЛИ УХОД Я Т ДОВОЛЬНЫЕ Пять лет назад в Липецке иа проспекте Ми ра открылся магазин «Оптика». Его работники ремонтируют старые, подбирают новые очки, оправы, линзы. Заказы исполняются в течение двух дней. В ^случае отсутствия той или иной оправы, линзы заказчику сообщают открыт кой по мере поступления этих товаров. Посетители уходят из магазина всегда до вольные. И это не удивительно. За все пять лет магазин не имеет ни одной жалобы. На снимке: заведующая магазином В. Л. Ильин (справа третья) с работницами Е. Пуч ке, К- Соломенцевой, Т. Бобылевой, М. Дуня- щиной, Т. Хановой и Л. Горбуновой. Фото М. Манаенкова. Н Ш ФОТОАТ Е Л Ь Е Н А М Е К ПЕШКОМ ЗА Давно собирались мы напи сать в газету о- беспорядках в работе Хлевенской автостан ции. И вот теперь, когда окончательно убедились в этом, решили все-таки напи сать. Сами мы живем в Липецке, а родители — в д. Трухачевка Хлевенекого района. Нам ча сто приходится ездить к ним, и всякий раз с приключения ми. По вине начальника авто станции в Хлевное приходится идти пешком, а расстояние — 20 километров. Вот характерный пример. 7 сентября, т. е. полтора месяца назад, мы стояли на остановке и ждали автобус, который должен в 13 час. 40 мин. быть в деревне. Но он прошел мимо и не остановился, потому что перегружен пассажирами с. Курино, Мы остались и ста ли ожидать последнего рейса в Липецкая галантерейная фаб рика входит в число важней ших пусковых объектов ны нешнего года. С целью ускоре ния ее строительства гене ральным подрядчиком—СУ-1 треста «Промстрой» был зак лючен подрядный договор на выполнение комплекса строи, тельно-монтажных работ бригадой, возглавляемой де путатом Верховного Совета РСФСР А. С. Дворниковой. Коллектив бригады со всей серьезностью относится к вы полнению ответственного за дания, по некоторым позициям значительно опережает график работ. И все-таки ход строительства В с. Казино Задонского рай она длительное время отсутст вовала вода в водоразборных колонках. Об этом говорилось в письме в редакцию. Заместитель председателя Задонского райисполкома Н. Кобзева сообщила, что глу бинный насос, подававший во ду, заменен на новый, вода в колонках имеется. * * * О нарушении правил совет- 5 ской торговли продавцом ма газина д. Никольское Добров- ского района М. Бессоновой шла речь в письме А. Полякова в редакцию. В ответе председателя прав ления Добровского райпо И. Ярцева говорится, что за допущенные нарушения правил торговли М. Бессонова строго предупреждена. * * * Жители с. Васильевна Ли пецкого района написали в ре дакцию о плохой работе поч тальона. В настоящее время на рабо- АВТОБУСОМ 17 час. 10 мин. Но его, как та кового, не оказалось совсем. Пришлось идти пешком, так как наутро надо было поспеть на работу. И вот теперь история повто ряется. 19 октября мы ждем автобус. С большим трудом втиснулись в него, а другие не •смогли сесть и остались ждать следующего рейса. Приехав в Хлевное, берем билет на Липецк в 15 час. 30 мин. Еще есть время до от правки, и мы наблюдаем та кую картину. Подходят к кас се наши односельчане и спра шивают, пойдет ли автобус на Курино в 17 час. 10 мин. Кас сир отвечает, что автобус по. ломался. На самом деле рейсо вые автобусы с местных марш рутов снимают и посылают в Воронеж или Липецк. Разве так можно обслужи вать пассажиров? Семья ТРУХАЧЕВЫХ. пускового объекта нельзя счи. тать удовлетворительным. Его сдерживает управление «Дор- строй»-1» (начальник Н, А. Москаленко). До сих пор не закончены работы по соору жению водопровода, канализа- % ции, теплосетей, совершенно не начиналось благоустройст во территории. А главное —т из-за нерасторопности дор- строевцев до сих пор не пода но тепло в здание. Отсутствие тепла затянет, а может и сорвать выполнение отделочных работ. Нужны са мые срочные меры со стороны управления «Дорстрой-1». ту принят новый почтальон, почта доставляется своевремен но. В. Демина, проживающая в доме № 3 по ул. Краснозна менной в Липецке, в письме в редакцию сетовала на волоки, ту с ремонтом кровли н квар тиры. Исполняющий обязанности начальника ЖКО Липецкого тракторного завода т. Пожида ев сообщил редакции, что кров ля отремонтирована, ведется ремонт квартиры. * * * Об антисанитарном состоя нии общежития Новолипецкого металлургического завода, рас положенного в доме № 8 по проспекту Мира, говорилось в одном из коллективных писем. Заместитель председателя заводского комитета профсо. юза В. Комлев ответил, что комендант общежития Т. Саут- кина уволена с работы, в об щежитии и в душевых помеще ниях наведен порядок. При входе в третий мехами- ческий цех Липецкого трактор ного завода расположен уча сток корпуса обработки транс, миссий. Много лет руководит им старший мастер Николай Петрович Сердюк. Этого беспо койного человека трудно за стать на месте. Участок боль шой, и потому дел у руководи теля хоть отбавляй. Вот он на площадке, где сложены детали, с помощью кран-балки ловко укладывает их на автомаши ну-самосвал. Рабочих на участ ке не хватает, и потому стар шему мастеру нередко прихо дится вникать буквально во все. Когда нет наладчика, он и станки настроит, и поточ ную линию запустит. В цехе, куда Николай Пет рович пришел в начале 1946 года, говорят, что Сердюк — на все руки мастер. В 1945 го ду он в одной из школ ФЗО Ленинграда получил специ альность слесаря-лекальщика и по комсомольской путевке при ехал в Липецк на тракторный завод. Молодому лекальщику на первых порах пришлось рабо тать токарем в моторном це хе, а потом его послали налад чиком на участок блока ци линдров. Вначале это огорчило Николая — учился на лекаль щика, думал работать в чи стом халате, за удобным вер стаком, и вдруг пришлось иметь дело с такими крупными чугунными деталями, как бло ки цилиндров. Тут и масло, и пыль, и стружка. Нелегко, конечно, было. Но постепенно молодой рабочий привык к новой обстановке, освоил поточное производст во, технологию изготовления крупногабаритных деталей. За. крепленная за ним поточная линия станков работала бес перебойно. Вскоре Николая Петровича выдвинули на долж ность сменного мастера. Вме сте с технологами и другими специалистами цеха он многое сделал для улучшения органи зации поточного производства, для совершенствования техно, логических процессов н внедре ния на участке многостаночно го обслуживания. Но жизнь не стоит на месте. В конце 50-х годов моторы бы ли сняты с производства, а оборудование передали на од но из предприятий Орла. В моторном цехе начали органи. зовывать механические участки по обработке деталей нового колесного пропашного тракто ра Т-40. Жалко было расста ваться с хорошо отлаженным оборудованием, с устоявшейся технологией и начинать все сначала. Но люди понимали, что селу нужна более совер шенная, с повышенными скоро стями техника, н настойчиво осваивали производство новой машины, получившей вскоре три золотые медали на меж дународных выставках. Сердюку пришлось заново создавать участок по обработ ке корпуса трансмиссии трак тора. Эта деталь и по разме рам, и по форме немного похо жа на блок цилиндров, но тех нология была совсем другая. С утра до позднего вечера ма. стер пропадал на участке, на лаживая новое производство. А когда в 1968 году его выдви нули на должность старшего мастера, забот прибавилось еще больше. Одно время участок начал сдавать прежние позиции, сдерживать работу оборон ного конвейера. Руковод ство цеха тщетно пыталось по править дело. Вмешался дирек. тор завода. Он пригласил к се бе старшего и сменных масте ров и обстоятельно разобрался в причинах отставания участ ка. Разговор состоялся откро венный, начистоту. . Николай Петрович сказал, что на участ ке износилось оборудование, что у многих, даже кадровых рабочих, от этого понизился заработок, и они уходят из це ха. Помощь и поддержка дирек тора позволили коллективу участка обрести уверенность, вернуть прежнюю славу. Сер дюк сумел настроить коллек тив, который изыскал возмож ности для преодоления труд ностей. Скоро Николай Петрович отметит свой, трудовой юби лей — 30-летие работы нз1 тракторном заводе, в одном цехе. На год меньше работает в этом же цехе и его жена — Екатерина Ивановна. Это хорошо известная на заводе шлифовщица, ее имя не раз заносилось на Доску почета. Екатерина Ивановна за боль шие трудовые успехи в вось мой пятилетке награждена ор деном «Знак Почета». Не сни жает темпы и в девятой пяти летке. Впрочем, для шлифов щицы Сердюк уже давно на ступила десятая трудовая пя тилетка. Сегодня она уже ра ботает в счет июня 1976 гола. Ее трудовая доблесть недавно отмечена знаком «Ударник де вятой пятилетки». — Отличная работница, за мечательный человек, гордость нашего коллектива, — так оха рактеризовал Екатерину Ива новну старший мастер Ф. Д. Неретин. От Федора Дмитрие вича я узнал, что вместе с Екатериной Ивановной не сколько лет трудилась ее дочь Таня. Мать научила ее рабо тать на шлифовальном станке, так что они сменяли друг дру. га. Таня работала хорошо, хватка у нее материнская. Вы шла Таня замуж и уехала из города. Но с уходом с завода Тани династия Сердюков не распа лась. На завод пришла рабо тать ее сестра Валя. Окончив машиностроительный техникум, она сперва была контролером, затем некоторое время работа, ла в проектно-конструктор ском институте. А потом снова вернулась на завод, работала по специальности в отделе главного технолога и наконец пришла в третий механический цех, на участок, где работает ее мать. Вместе с Валей работает сверловщиком ее муж Юрий Глотов. Работает он хорошо; свято соблюдает семейную тра дицию везде и во всем быть впереди, быть примером для всех. Старший мастер гордится тем, что его зять хорошо вла деет двумя специальностями, что он .в любое время может сам исправить приспособление, настроить станок. Самый молодой в семье Сер. дюков — сын Саша. В нынеш нем году он окончил десяти летку. Море — давняя мечта Саши, много книг о-н прочитал о мужественных мореходах, об их трудной, но интересной, полной романтики жизни. Но счастье, как говорят, пока не улыбнулось: не прошел в учи лище по конкурсу. На семей ном совете решили, чтобы Са ша, не теряя времени, шел ра ботать на завод. Так он и поступил. Сейчас Александр Сердюк работает учеником слесаря-ремоцтника в службе механика третьего ме ханического цеха. В одном це хе с отцом и матерью, в семей ном цехе. Он замыкает рабо чую династию Сердюков, со стоящую из пяти человек. Са ша трудится в бригаде под руководством опытного специ алиста Павла Деева. Судя по его трудолюбию и любозна тельности, он может стать хр- рошим слесарем-механиком. Рабочая семья Сердюков — одна из многих династий, со ставляющих гордость предпри ятия. На таких людях, как го ворят, свет держится. Сердю ки все делают для того, что бы рос их родной завод. А за вод, в свою очередь, заботится о них. Ныне большая семья живет в новой четырехкомнат. ной квартире со всеми удобст вами. Разные вкусы и интересы у членов этой семьи, но есть одно общее, характерное для всех — приносить как можно больше пользы родному заводу, обществу. М. ИВАНОВ. Ровно месяц тому назад администрация «фотоателье», поощряемая неослабевающим потоком читательских писем, поставила перед соответствую щими руководящими инстан циями вопрос об очистке го родской территории от нако пившегося за лето всякого рода хлама, мусора, металло лома и пр. (См. «Осенние мо тивы», «Ленинское знамя» № 226). Этот призыв нашел широкий отклик. Но не город ских властей, как следовало ожидать, а... опять-таки чита телей. «Среди руководителей пред приятий и организаций обла стного центра, — пишет в ре дакцию липчанин Г. В. Овча- ренко, — есть немало таких, что грубо нарушают правила санитарии и культурного сб- держания улиц и дворов. Вот тому пример. По соседству с ул* 1-й Индустриальной авто- предприятия № 1415 и №1143 организовали настоящую свал ку. Сюда вывозят всевозмож ные отходы производства: ста рые автопокрышки, металло лом, битый кирпич, опилки и просто землю из траншей». Не стала упомянутая улица краше и после того, как по сигналам ее жителей дорож ная строительная организация принялась было за ее благо устройство. Строители навезли горы доменного шлака, ог ромные кучи щебня, но не удосужились разровнять все это бульдозером. Последую щие события развивались так. «8 октября, — продолжает автор письма,— этак часов в 9 утра появились неизвестные нам «благоустроители» на двух автомашинах и с бульдо зером. Походили по свалке, заглянули в разрушенный смотровой колодец водопро вода и спросили проживаю щую по соседству бабушку Полину Андреевну — нет ли у нее какой либо работенки, мол, опохмелиться не на что. ВПРОК Предложение услуг было не случайным — несколькими днями раньше бабушка, как, впрочем, и некоторые другие жители улицы, уже отдала ка кому-то бульдозеристу-калым- щику трешницу за то, что тот очистил от шлака подход к ее дому». Так что, намек шабашников был прозрачен. Одного не поймут горожане — кто же в конце концов ответствен за благоустройство их улицы? Вот и читатель Н. Е. Боровских, проживающий в этом же райо не города, не может понять, зачем в конце улицы 2-я Ин дустриальная в овраг, что за оградой автоколонны № 1415, сваливают отслужившие свой век детали автомашин. «Чего тут только нет, пишет он. — Два блока дви гателя «ЗИЛ-150», картер ма* ховика, два картера заднего моста, блок коробки передач, три коленчатых вала и многое другое. Я сам шахтер и знаю цену добытой руде. А тут— выбрасывают на свалку драго ценный металл». Аналогичный сигнал посту пил и с ул. Бачурина от Р. Т. Зуева. Он сообщает, что на против коксохима НЛМЗ, воз' ле отстойников, возникла гран диозная стихийная свалка ме- таллоотхегдов. Тысячи тонн сырья бесцельно выброшены, пропадают без пользы. Выходит, не зря мы снова затеяли этот разговор. Неуже ли не ясен намек? Надо же принимать меры!. ГАЛАНТЕРЕЙНУЮ - В СРОК! А. КУЗНЕЦОВ, МЕРЫ ПРИНЯТЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz