Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

в оггабр* 1974 г , М 295 (14 ИЦ ЯВНЯНСКвЕ ЗНАМЛ С е ГО д н я — Д е н ь учителя ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА п о к о и ЕМ У ЛИШЬ с н и т с я о «Покой иа«* только снм'гся!» Эту крылатую строку на бло­ ковского стихотворения вспо- 4 Айнают, когда говорят о людях, бесконечно преданных своему делу. Вспомнил м ш ее, познакомившись с работой директора-Петровской средней школы Василия Алексеевича Бузмакова. Школа — и боль, м радость его. О ее нуждах он думает не только за директорским сто­ лом, но и в часы отдыха, кото­ рых у него так мало. Некоторые считают, что он счастливчик, что все ему в жизни дается легко. И это по­ тому так считают, что он не любит жаловаться на трудно­ сти. А в действительности ему бывает ой, как тяжело. Ведь не всякое дело получается сразу — хорошо и быстро. А дел у директора столько, что иа одно только перечисление их уйдет немало времени. И каждое из них — важное, и каждое из них—неотложное. И он решает их с утра до ночи. Школу, в которой дире4стор- ствует Василий Алексеевич, хвалят и в районе, и в области. Успеваемость и посещаемость высокая, учительский коллектив тподобралоц дружный, творче­ ский. Одними из первых учителя школы перешли на кабинет­ ную систему занятий. И с тру­ довым воспитанием школьни­ ков все в порядке: в 1969 году ученическая бригада стала участницей ВДНХ СССР, в 1970 году эта бригада заняла вто­ рое место среди других бри- ' гад района, а в 1971— первое. Радуют успехи коллектива школьной художественной са­ модеятельности. Но благополучие не снимает с директора бремени забот. Надо не только закрепить до­ стигнутое, но и идти вперед. Вот и раскидывает умом' ди­ ректор, как лучше обеспечить безусловное в,ыполнение учеб­ ных планов и' программ, по­ полнить учебное оборудование кабинетов, как доказать дирек­ тору совхоза «Петровский» И. П. Ксензу необходимость улучшения питания школьни­ ков, что надо сделать, чтобы возобновилась деятельная ра­ бота радиолектория для ро­ дителей, родительского коми­ тета и советов содействия се­ мье и школе. А нельзя ли что- то изменить в группе 1*рОА~ ленного дня? И, конечно же, волнуется о самом главноАЛ—* как усилить борьбу за улуч­ шение преподавания учебных дисциплин и к«чес«аа знаний учащихся. Проверок# работы педагоги­ ческого коллектива и учащих­ ся осуществляется директором по графику внутришкольного контроля. При посещении Школьных уроков Василий Алексеевич всегда ставит ка­ кую-нибудь определенную цель. Так, я восьмых, девятых, десятых классах он обращает особое внимание на отноше­ ние учащихся к учебной рабо­ те. Побывав у третьеклассниц ков, он остановился на про­ верка подготовки учителя к уроку, ведения рабочих тетра­ дей, организации дополни­ тельных занятий с учащимися. Василий Алексеевич не толь­ ко директор. Он преподает физику. Как учитель он пока­ зывает пример своим колле­ гам. Не всем учащимся легко дается этот предмет. Но у Ва­ силия Алексеевича нет неус­ певающих. Каждый урок про­ водится четко и последова­ тельно, на научной основе. Ис. пользуется Анюго наглядных пособий, приборов. Так, в седьмом классе Васи­ лий Алексеевич с привлечени­ ем учащихся обобщил большой раздел физики «Тепловые яв­ ления». Используя жизненный опыт детей, их наблюдения, учитель просил перечислить, где применяются тепловые яв­ ления. Ответы ребят были уве­ ренными. При переходе к разделу «Электричество» Василий Алексеевич в прошлом году поставил перед учащимися проблемную ситуацию: «Что было бы, если б не стало электричества?» Затем увязал эту тему с ДирективаААи XXIV съезда КПСС, об .увеличении Производства электроэнергии. А во второй половине урока с помощью опытов дал детям яркое представление об элек­ троэнергии. 14 так проходит каждый его урок—живо, на­ глядно, просто. Когда-то Петровская сред­ няя школа считалась самой отстающей в районе. Теперь она — показательная. В ее стенах проводятся районные семинары учителей и директо­ ров, преподаватели школы де­ лятся опытом работы на учи­ тельских конференциях и раз­ личных совещаниях. Несколько лет назад Васи­ лий Алексеевич был награжден значком «Отличник народного образования СССР». А совсем недавно, в мае этого года, ему присвоено звание «Заслужен­ ный учитель школы РСФСР». Л. СОЛОВЬЕВ. СЛОВО БЛАГОДАРНОСТИ 36 лет тому назад, в суровые годы войны (1943 г.) й при­ шла в Со(кольскую семилегнюю школу. До конца войны рабо­ тала в ней директором, там вступила в члены КПСС, полу­ чила первую правительственную награду. 29 августа 1974 г. в по­ следний раз я присутчггвовала на заседании педагогического совета. 1 сентября для меня прозвенел последний звонок. Я ушла на отды-х. И хочу ска­ зать слова благодарности ди- ректору школу В. И. Гребен­ щикову, председателю местко­ ма Л. С. Лариной н всему коллективу учителей за те теплые слова, которые они мне сказали, дровожая на пен­ сию, Райком профсоюза дал мне путевку на курорт. А учащиеся моего класса и я очень благодарны директору завода «Свободный сокол» В. К. Горскову за то, что он дал возможность нам посмот­ реть город Ленинград. Дорогие МОН коллеги! С Днем учителя вас! Здоровья вам « успехов в труде. А. НОВИКОВА, учительница, секретарь аарторганизации школы № 32. ГОРОДСКАЯ С Р Е Д Н Я Я Лмлвцквя средняя ижслв N8 51 считается одной из луч- шмх в городе. 8 клессех — ка. бинетах — самое современное оборудование, разнотравные приборы и многочисленные по. собия по различным предме­ там. В оформлении кабинетов ак­ тивное участие принимают р е . бята из старших классов вмес­ те с педагогами. Наглядные по. собия, изготовленные руками мальчишек и девчонок, отлича- югся изяществом и простотой. Но больше всего гордятся ребята и пед4»гоги своей тепли, цей-оранжереей, в которой со­ брано более двухсот растений из разных уголков страны. Здесь под рукоеодстеом учи. теля биологии Раисы Ивановны Мелиховой юные натуралисты проводят многочисленные опы­ ты, делают первые шаги в по. знании тайн природы. Много добрых дел и на счету пионерской дружины имени Аркадия Гайдара. Пять пионер, оких отрядов завоевали звание лучших. Им вручены вымпелы ЦК 8ЛКСМ м всесоюзной пио­ нерской организации имени 6. И. Ленина. На снимках: (слева) в тепли­ це проводит занятия учительни­ ца биологии Р. И. Мелихова; в пионерской комнате пионерво­ жатая Л. П. Пвшенцсва, пяти­ классники Таня Кремнева и Надя валихова готовятся к очв. редному сбору. Фото Ю. Ардашева. ^ , ПИОИР ТРИДЦАТЬ ЛЕТС РЕБЯТАМИ Добрые слова люби­ мого учителя, его йаставления не забываются всю жизнь. Но далеко не всегда мы знаем, как тому учителю было с нами трудно, сколько он вложил сил, чтобы в детских душах побе­ дило добро, чтобы оно дало хорошие всходы. Более тридцати лет посвя­ тила педагогическому труду учительница Липецкой средней Школы № 40 Мария Гаврилов­ на Ушкова. Чв|рез ее .руки про­ шли сотни ребят. Их она нау­ чила читать первые книжки, писать первые буквы, позна­ вать мир. И среди ее питомцев много честных, достойных лю­ дей, нашедших достойное ме­ сто в трудовой жизни. В грозные военные годы Ма­ рия Гавриловна окончила Ли­ пецкое педагогическое учили­ ще. Трудное было время. Днем учились, а вечерами дежурили в военном госпитале. Ухажи­ вали за ранеными бойцами, де­ лали уколы, перевязки, писали гшсьма. Потом несколько лет моло­ дая учительница заведовала сельской начальной школой. Пришел к ней первый опыт, а с ним первые успехи. Крепла любовь к детям. В минуты Ееудач а огорчений эта любовь помогала начинающей' учитель­ нице не падать духом, верить в себя, заставляла всегда быть в поиске. Впрочем, и сейчас М, Г. Ушкова,- несмотря на ка­ залось бы большой жизненный и Педагогический опыт, не оставляет попсх и учебу. Жизнь Не стоит на месте. Она выдвигает перед школой, учи­ телями все новые и новые за­ дачи. А для того, чтобы их успмпно решать, нужно непре­ рывно учиться. Взять хотя бы оереход на новые учебные программы. Сколько было различных суж­ дений, сомнений. Многие счи­ тали, что новая программа не­ посильна для детей. Надо было побороть это неверие. Мария Гаариловна в числе первых педагогов стала учить детей по-новому, расширяла круг Их знаний и умений. Не все шло гладко. Особенно трудно было переубедить неко­ торых родителей, не веривших в силы своих детей. Частенько в субботний день перед послед­ ним уроком многие из них со­ бирались у дверей класса. От­ пустив ребят домой, Мария Гавриловна занималась со взрослыми. Изучали то же, что и с детьми. Убеждались; новое содержание обучения доступ­ но для всех детей. Теперь все это позади. Новая программа сомнений йи у кого уже не вызывает. Но работа с родителями не прекращается. По суббота1м проводятся роди­ тельские собрания, беседы, консультации, обсуждения ма­ териалов из журнала «Семья и школа». Именно совместные усилия учителей и родителей помогают наладить правильное воспитание. Хорошим помощником учи­ тельницы является родитель­ ский комитет, который воз­ главляют Н. Н, Оиельчейко, К. И. Комиссарова, А. А, Пе­ ров. Стали традицией собрания родителей совместно с учащи­ мися, посвященные Дню Совет- С1СОЙ Армии, Международному дню женщин. Дети с удо­ вольствием К' ним готовятся, разучивают стихи, делают раз­ личные самоделки. Все этосяо- собствует н р а в с т в е н н о м у воспитанию детей, привитию любви к труду, к людям раз­ личных профессий. Кстати, Ма­ рия Гавриловна над этой те­ мой работает много, иакопила уже немалый опыт, которым охотно делится с учителями на курсах усовершенствования учителей. А недавно участвова­ ла Во Всероссийском совещании по вопросам нравственного вос­ питания младших школьников. Уютно во втором классе, ко­ торый в этом году ведет Мария Гавриловна. Все на месте и со вкусом оформлено. Много цве- тов, которые дети бережно вы­ ращивают. Лучшие цветы они понесут к памятнику В. И. Ле­ нину и к Вечному огню у па­ мятника павшим в годы Вели­ кой Отечественной войны. Это стало в классе традицией. Есть в классе и своя библио­ течка. Книги собрали сами ученики. Нужно сказать, что чтение стало любимым заняти- ем детей. Учащиеся ра;^учиаа- Ют много стихотворений, ведут дневник прочитанных книг. На дня рождений, которые в клас­ се отмечаются ежемесячно, де­ ти дарят друг другу книги, пишут открытки. Привитые в начальной шко­ ле навыки культурного пове­ дения питомцы Марии Гав­ риловны сохраняют и в стар­ ших классах. И хотя она их уже не учит, старшеклассники сами приходят в «свой» бывший класс, проводят с малышами внеклассные занятия. Такое шефство полезно тем н другим. ВО внеурочное время в клас­ се организовано изучение ино­ странного языка. Дети усваи­ вают его не хуже старшекласс­ ников. Коммунист М, Г, Ушкова всегда чувствует высокую от­ ветственность за обучение и воспитание подрастающего по­ коления н относится к этому делу как * партийному пору­ чению, В. СТЕЦЮК. С ГОДАМИ многое забы­ вается. Но первую учи­ тельницу запоминают навсегда. Она есть у каждого из нас. Самая первая, нежная, добрая, как мать. Мысленно переношусь в да­ лекое детство. В то время жнл я в деревне Василье&ка Хво- ростянского района Козловоко- го округа ЦЧО. Помню дере- Учительиица прививала на<м любовь к партии, к Родине, к родным местам. Вместе со своей учительни­ цей мы ходили на экскурсии, в походы. До сих пор помню посещение сельскохозяйствен, ной ко<ммуны в соседнем селе. Там я впервые увидел трактор «Фордзон». Галина Владимировна часто САМАЯ ПЕРВАЯ , ДОБРАЯ, НЕЖНАЯ ВЯННуЮ ШКОЛу ИЗ ОДНОЙ КО'М- наты, гДе в две смены занима­ лись ученики. С утра первый и третий классы, во второй половине дня — второй и чет­ вертый. Это было в 1925 году. Робко тогда переступил я порог шко­ лы. Сели мы, ребятишки, за парты н не без трепета ждем строгого учителя, А в класс во­ шла учительница, улыбающая­ ся, жизнерадостная. — Здравствуйте, дети,—ска­ зала она.—Я ваша учительни­ ца, Галина Владимировна Даиковцева. Буду учить вас читать, писать, считать. Мы полюбили нашу новую наставницу с пер в о г о дня. Г а л и н а Вла­ димировна не только учи­ ла нас читать, писать, счит1ать, она заботилась о том, чтобы мы росли трудолюбивыми, всесторонне развитыми людь­ ми. Она много рассказывала о новой жнзни, свободной и ра­ достной, которую завоевали рабочие и крестьяне под рукс*- водством партии большевиков во главе с В. И. Лениным. выступала на сходах крестьян, рассказывала им о политике Советской власти, о необходи­ мости объединения в колхоз, говорила о счастливой и за­ житочной жизни, которая на­ ступит в коллективном хозяй­ стве. Горячие' слове_ учитель­ ницы дошли до сознания жи­ телей деревни. Вскоре в Ва- сильевке образовался колхоз. Три года я учился в старом школьном здании, а четвертый класс,закончил во вновь по­ строенной школе. Не хотелось расставаться со Овоей первой учительницей. Уж очень все мы привязались и привыкли к ней. С Галиной Владимировной связаны воспоминания о самых лучших днях детства. Она сто­ яла у истоков наших знаний, научила «ас ценить труд, ува­ жать людей. Всегда вспоминаю добрым словом свою первую учительницу Галину Влади1ми- ро-вну Данковцеву. И. ХАРЬКИН, участник Великой Отечественной войны. г. Усмань. П Е Д А ГО Г У в те дни, когда не поле жатве Иль дождь заладит, окос4Вв, В глазах детей, раскрытых жадно. Твоя весна и твой посев. Где шторм гудит, где зной иреачавТ, Где город встал в лесном краю— Твои я жесты различаю. Твои законы узнаю. / Везде — над книжкой, > над примером, В осенней горсточке тепла — Тебя я вижу Гулливером На полюсах добра и зла. Лишь оттого, что есть на свете. Ты, освещающий века. Спешит заря, смеются детм, Родится колос из ростка. А ТАМБОВСКАЯ. С ПРАЗДНИКОМ! Директор средней школы 9 Липецка Вячеслав Алек­ сандрович Котельников молод, но опытен, чуток, а где надо и строг, В школе—должный по­ рядок. Все дети чистые, опрят­ ные, в единой школьной форме. В вечернее время учителя де­ журят вместе с родителями в нашем микрорайоне. Мой сын учится в третьем классе, а скоро в школу пой­ дет второй. Дорогая редакция, мне хочется через газету позд­ равить директора школы М 9 В. А. Котельникова и всех учителей с праздником, побла- годарять за большую работу и пожелать хорошего здоровья, успехов в воспитании наших детей. Л. СЛАЕВА В коллективе учителей Лебедянской средней школы № 3 большим уважением пользуется преподаватель географии Иван Тихонович Воронов. За десять лет работы в школе он создал отличный кабинет гео графин. На снимке: И. Т. Воронов на уроке. Фото С. Кутепова. Д У Ш О Ю НЕ С Т А Р Е Т Ь П ОЧТИ сорок лет отдала работе с детьми заведующая Пиковской начальной шко­ лой Чаплыгинского района Анастасия Федоровна Мишурова. Очень внимательная к детям, она воспитала не одно поколение уче­ ников и сейчас продолжает старательно тру­ диться, несмотря на возраст. Анастасия Федо­ ровна не спешит на пенсию*, душа ее молода, а любимая работа прибавляет сил. Учителънм- общестаенной жизни, с родителями школъ- цв активно участвует в ведет большую работу ников. За свой долголетний и добросовестный труд Анастасия Федоровне Мишурова награждена медалями «За доблестный труд» и «За трудо­ вое отличив». Она — «Отличник народного просвещения РСФСР». К. НИКУЛЬШИН. О б ы ч н о , дети охотно идут в первый класс. Мой младший сын, в отличие от старших братьев, не изъяв­ лял желания учитйся. — Почему, Андрюша, ты не хочешь идти в школу?— спра­ шивали мы. — Я там никого не знаю,— отвечал мальчик. Но прошло йемного времеии, и Андрей полюбил школу. Я считаю, что главная заслуга в этом учителышцы Марии Федо­ ровны Гончаровой. Двадцать пять лет Мария Федоровна ра, ботает в начальных классах школы М 35. Во всш — как она говорит, как ведет урок, как диктует, спрашивает—чув­ ствуется любовь к делу. Существует мнение, что ра­ ботать в начальных классах труднее, чем в старших. По- моему, всякая учительская ра­ бота трудна и ответственна, но вот Недавно, присутствуя у Ма. ряи Федоровны на уроке при­ родоведения, я подумала, что в работе учителя начальных классов есть свои преимущест­ ва. Это ответная, трога­ тельная, очень непосредствен, ная детская люб<№ь и привя­ занность, удивительная испол­ нительность. Ученикам даля задание — принести на урок осенние дары природы. Не было среди вто­ роклассников ни одного, кто бы не выполнил его. На стол учительницы положили мор­ ковь и кочаны капусты, огурцы и свеклу, цветы и даже ягоды бузины. Причем, делалось это с чувством, каждый старался расасазать, где ему удалось достать огромных размеров свеклу или огурец, и каждый гордился тем, что сделал. биваться возможно большей активнЪсти на уроке. И все-таии, как ни важна о>пытность, многое значит и лю­ бовь к профессии. Я беседую с директором школы Татйя'ной Петровной Алексеевой. Она рассказывает о долгой, самоот- верженной работе учительницы Гончаровой, о ее мягком, спо- Е С Л И ЛЮ БИШ Ь свою ПРОФЕССИЮ А энтузиазм на уроке! Нет, такого никогда не увидишь в старших классах; Каждый хо­ тел отвечать, все тянули руки. Мария Федоровна ведет урок методом беседы. Ученики без труда отвечают на такие, на­ пример, вопросы; — Чем отличаются древесные породы деревьев от травяни­ стых и кустарниковых? Что мне особенно понрави- лось — там, где вопрос требо­ вал односложного ответа, уче­ ники отвечали хором. Таким образом, удовлетворялось стра­ стное желание учеников отве­ чать и выполнялось важное пе­ дагогическое требование — до- койном характере н когда речь заходит о взаимоотношениях учительницы с ребятами, днрвк- тор говорит: — Она умеет чествовать на­ строение детей. По глазам, по­ ведению, она догадывается, что у ученика, скажем, неблагопо­ лучно в семье. К сожалению, это часто бы- вает. Пьяный отец, неурядицы в семье, и ребенок приходят в класс с невыученными уроками, у него подавленное настроение. Такие всегда в поле зрения учительницы. Да и не только они, но и их родители. Когда Мария Федоровна вызывает этих родителей на родитель­ ский комитет или посещает их на дому, то возвращается рас­ строенная. — Родителей труднее воспи­ тывать, чем их детей,— жалу­ ется она. Одд1а из проблем учительской работы — вопрос дисциплины. Всем известно, что одни учи­ теля владеют классом, другие — нет. Кстати, этот вопрос сейчас бурно обсуждается в за­ рубежной печати. Есть ученые, которые выступают с требова­ нием жестокости. Но советская педагогика всегда за любовное, доброе отношение к детям, за гуманизм... Мария Федоровна Гончаройа- очень добра к де- ТЯ.М, и у нее хорошая дисцип­ лина. После 25 лет работы Мария Федоровна энергична, молода, жизнерадостна. Сколько в учи­ тельской работе больших и ма­ леньких проблем, и в каждую нужно вникнуть, все надо уз­ нать, запомнить. Она замечает, что у ученика вдруг изменился почерк, что он пришел в школу с грязными руками. Она все помнит, а когда говорит об учени1ках, то создается впечат­ ление, что она Говорит о своих детях, которых у нее, кстати, четверо. В День учителя хочется пере- дать Марии Федоровне Гонча­ ровой большое родительское спасибо. О. КРАВЦОВА. П О Е Т АКАДЕМИЧЕСКИЙ Липецк. Вечер. Все меньше звуков уходящего дня, все ре­ же шаги запоздавших пешехо­ дов. А из открытого окна дома на тихой улочке Толстовской слышатся то стремительная жизнеутверждающая мелодия «Вешних вод» Рахманинова, то «Песня о вольном ветре» Ду­ наевского. Идет очередная репетиция академического хора Дома ра­ ботников просвещения, кото, рым вот уже много лет руково­ дит Татьяна Ильинична Пост­ никова. Первая спевка хора состоя­ лась тридцать лет назад и с тех пор до сегодняшнего дня в коллективе царит атмосфера сплоченности и энтузиазма. В коллективе выросли и яр­ кие творческие индивидуально­ сти. Замечательное трио соста­ вили сестры Овсянниковы: Та­ мара Петровна (средняя школа № 44), Наталья Петровна (средняя школа № 38), Марина Петровна (ныне студентка во­ кального отделения Воронеж. СКОРО музыкального училища). Отличные голосовые данные выявились у Виталия Иванови­ ча Ивакина, студента заочного отделения Липецкого пединсти­ тута, Тамары Ивановны Колма. новой, работницы музыкальной школы. На областном смотре художественной самодеятель­ ности, посвященном 50-летню образования СССР, они на­ граждены Дипломами I степе­ ни. Успешно выступают в хоре Петр Никитич Толчеев (дирек­ тор Дома учителя), Юлия Ивановна Бутова (средняя школа № 2), Мария Алексеевна Дулова (средняя школа Яв 4, ныне пенсионерка) и многие другие. Всего в хоре более 50 участников. Состав время от времени обновляется, но ста­ бильное ядро в 20—25 человек остается постоянным. О степени мастерства гово­ рит репертуар хора. Верди и Брамс, Штраус и Глинка, Но­ виков и Пахмутова, Мокроусов и Холминов, Дунаевский и Ту­ ликов, Свешников и Мурадели... — таков исполнительский диа­ пазон хористов. Они исполняют около 30 произведений зару­ бежных и русских классиков, советских композиторов. Бывает, что в хоре поют семь­ ями, например, Юрковы — Александра Лаврентьевна (за­ вуч средней Школы ЛГа 46) и ее муж Геннадий Иванович, Чер­ нышовы — Лидия Николаевна (учительница средней школы № 5) и ее муж Михаил МихДЙ- лович. Жизнь спаяшюго, другкного коллектива не ограничивается толвко репетициями и концер­ тами, Они всегда вместе, в ра­ дости и горе. Вместе отмечают праздники, семейные торжест­ ва, устраивают поездки по гри­ бы, путешествуют, отдыхают на юге. Им никогда не скучно. Они как бы нашли дополни, тельный, очень эффективный моральный резерв, который ук­ рашает их существоваН1йе, при­ носит огромное душевное удов­ летворение. Хоровой коллектив часто вы­ ступает перед учительской об­ щественностью, липецкими ме­ таллургами, машиностроителя­ ми, воинами местного гарнизо­ на, данковскими химиками, ле­ бедянскими / садово-дамн, тру­ жениками сельского .хозяйства многих районов области. Он участник всех конкурсов и смотров художественной само­ деятельности. Сейчас хор готовит вокаль­ но-литературную музыкальную программу к 70-летию первой ^сской революции. Снова над Липецком опустится вечер. Из открытого окна дома на тихой улочке Толстовской будут слышны революционные песни «Колодники», «Мы мирно стоя­ ли пред Зимним дворцом», «Смело, друзья...» И. ДАНИЛОВ. в МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР Коллегия Министерства про­ свещения СССР одобрилк ини­ циативу учителей Воронежской области, которые призвали улучшить работу школы по воспитанию гражданской зре­ лости учащихся, В постановлении «О работе по подбору и воспитанию иде­ ологических кадров в пар­ тийной организации Белорус­ сии» Центральный Комитет КПСС особо подчеркнул роль учителя в вооружении подра­ стающего поколения основами наук с учетом современных требований, формировании коммунистического мировоз­ зрения, политической созна­ тельности, гражданственности и трудолюбия. Глубоко сознавая свою от­ ветственность перед народом и партией за воспитание подра­ стающего поколения, воронеж­ ские педагоги обратились с призывом' ко всем учителям СтраЕш — всемерно повышать эфк()ективность учительского труда, помогать школьникам обретать граз^данскую зре­ лость, стать активными стро^*' телями коммунизма. «Учительская газета».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz