Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
в оггабр* 1974 г , М 295 (14 ИЦ ЯВНЯНСКвЕ ЗНАМЛ С е ГО д н я — Д е н ь учителя ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА п о к о и ЕМ У ЛИШЬ с н и т с я о «Покой иа«* только снм'гся!» Эту крылатую строку на бло ковского стихотворения вспо- 4 Айнают, когда говорят о людях, бесконечно преданных своему делу. Вспомнил м ш ее, познакомившись с работой директора-Петровской средней школы Василия Алексеевича Бузмакова. Школа — и боль, м радость его. О ее нуждах он думает не только за директорским сто лом, но и в часы отдыха, кото рых у него так мало. Некоторые считают, что он счастливчик, что все ему в жизни дается легко. И это по тому так считают, что он не любит жаловаться на трудно сти. А в действительности ему бывает ой, как тяжело. Ведь не всякое дело получается сразу — хорошо и быстро. А дел у директора столько, что иа одно только перечисление их уйдет немало времени. И каждое из них — важное, и каждое из них—неотложное. И он решает их с утра до ночи. Школу, в которой дире4стор- ствует Василий Алексеевич, хвалят и в районе, и в области. Успеваемость и посещаемость высокая, учительский коллектив тподобралоц дружный, творче ский. Одними из первых учителя школы перешли на кабинет ную систему занятий. И с тру довым воспитанием школьни ков все в порядке: в 1969 году ученическая бригада стала участницей ВДНХ СССР, в 1970 году эта бригада заняла вто рое место среди других бри- ' гад района, а в 1971— первое. Радуют успехи коллектива школьной художественной са модеятельности. Но благополучие не снимает с директора бремени забот. Надо не только закрепить до стигнутое, но и идти вперед. Вот и раскидывает умом' ди ректор, как лучше обеспечить безусловное в,ыполнение учеб ных планов и' программ, по полнить учебное оборудование кабинетов, как доказать дирек тору совхоза «Петровский» И. П. Ксензу необходимость улучшения питания школьни ков, что надо сделать, чтобы возобновилась деятельная ра бота радиолектория для ро дителей, родительского коми тета и советов содействия се мье и школе. А нельзя ли что- то изменить в группе 1*рОА~ ленного дня? И, конечно же, волнуется о самом главноАЛ—* как усилить борьбу за улуч шение преподавания учебных дисциплин и к«чес«аа знаний учащихся. Проверок# работы педагоги ческого коллектива и учащих ся осуществляется директором по графику внутришкольного контроля. При посещении Школьных уроков Василий Алексеевич всегда ставит ка кую-нибудь определенную цель. Так, я восьмых, девятых, десятых классах он обращает особое внимание на отноше ние учащихся к учебной рабо те. Побывав у третьеклассниц ков, он остановился на про верка подготовки учителя к уроку, ведения рабочих тетра дей, организации дополни тельных занятий с учащимися. Василий Алексеевич не толь ко директор. Он преподает физику. Как учитель он пока зывает пример своим колле гам. Не всем учащимся легко дается этот предмет. Но у Ва силия Алексеевича нет неус певающих. Каждый урок про водится четко и последова тельно, на научной основе. Ис. пользуется Анюго наглядных пособий, приборов. Так, в седьмом классе Васи лий Алексеевич с привлечени ем учащихся обобщил большой раздел физики «Тепловые яв ления». Используя жизненный опыт детей, их наблюдения, учитель просил перечислить, где применяются тепловые яв ления. Ответы ребят были уве ренными. При переходе к разделу «Электричество» Василий Алексеевич в прошлом году поставил перед учащимися проблемную ситуацию: «Что было бы, если б не стало электричества?» Затем увязал эту тему с ДирективаААи XXIV съезда КПСС, об .увеличении Производства электроэнергии. А во второй половине урока с помощью опытов дал детям яркое представление об элек троэнергии. 14 так проходит каждый его урок—живо, на глядно, просто. Когда-то Петровская сред няя школа считалась самой отстающей в районе. Теперь она — показательная. В ее стенах проводятся районные семинары учителей и директо ров, преподаватели школы де лятся опытом работы на учи тельских конференциях и раз личных совещаниях. Несколько лет назад Васи лий Алексеевич был награжден значком «Отличник народного образования СССР». А совсем недавно, в мае этого года, ему присвоено звание «Заслужен ный учитель школы РСФСР». Л. СОЛОВЬЕВ. СЛОВО БЛАГОДАРНОСТИ 36 лет тому назад, в суровые годы войны (1943 г.) й при шла в Со(кольскую семилегнюю школу. До конца войны рабо тала в ней директором, там вступила в члены КПСС, полу чила первую правительственную награду. 29 августа 1974 г. в по следний раз я присутчггвовала на заседании педагогического совета. 1 сентября для меня прозвенел последний звонок. Я ушла на отды-х. И хочу ска зать слова благодарности ди- ректору школу В. И. Гребен щикову, председателю местко ма Л. С. Лариной н всему коллективу учителей за те теплые слова, которые они мне сказали, дровожая на пен сию, Райком профсоюза дал мне путевку на курорт. А учащиеся моего класса и я очень благодарны директору завода «Свободный сокол» В. К. Горскову за то, что он дал возможность нам посмот реть город Ленинград. Дорогие МОН коллеги! С Днем учителя вас! Здоровья вам « успехов в труде. А. НОВИКОВА, учительница, секретарь аарторганизации школы № 32. ГОРОДСКАЯ С Р Е Д Н Я Я Лмлвцквя средняя ижслв N8 51 считается одной из луч- шмх в городе. 8 клессех — ка. бинетах — самое современное оборудование, разнотравные приборы и многочисленные по. собия по различным предме там. В оформлении кабинетов ак тивное участие принимают р е . бята из старших классов вмес те с педагогами. Наглядные по. собия, изготовленные руками мальчишек и девчонок, отлича- югся изяществом и простотой. Но больше всего гордятся ребята и пед4»гоги своей тепли, цей-оранжереей, в которой со брано более двухсот растений из разных уголков страны. Здесь под рукоеодстеом учи. теля биологии Раисы Ивановны Мелиховой юные натуралисты проводят многочисленные опы ты, делают первые шаги в по. знании тайн природы. Много добрых дел и на счету пионерской дружины имени Аркадия Гайдара. Пять пионер, оких отрядов завоевали звание лучших. Им вручены вымпелы ЦК 8ЛКСМ м всесоюзной пио нерской организации имени 6. И. Ленина. На снимках: (слева) в тепли це проводит занятия учительни ца биологии Р. И. Мелихова; в пионерской комнате пионерво жатая Л. П. Пвшенцсва, пяти классники Таня Кремнева и Надя валихова готовятся к очв. редному сбору. Фото Ю. Ардашева. ^ , ПИОИР ТРИДЦАТЬ ЛЕТС РЕБЯТАМИ Добрые слова люби мого учителя, его йаставления не забываются всю жизнь. Но далеко не всегда мы знаем, как тому учителю было с нами трудно, сколько он вложил сил, чтобы в детских душах побе дило добро, чтобы оно дало хорошие всходы. Более тридцати лет посвя тила педагогическому труду учительница Липецкой средней Школы № 40 Мария Гаврилов на Ушкова. Чв|рез ее .руки про шли сотни ребят. Их она нау чила читать первые книжки, писать первые буквы, позна вать мир. И среди ее питомцев много честных, достойных лю дей, нашедших достойное ме сто в трудовой жизни. В грозные военные годы Ма рия Гавриловна окончила Ли пецкое педагогическое учили ще. Трудное было время. Днем учились, а вечерами дежурили в военном госпитале. Ухажи вали за ранеными бойцами, де лали уколы, перевязки, писали гшсьма. Потом несколько лет моло дая учительница заведовала сельской начальной школой. Пришел к ней первый опыт, а с ним первые успехи. Крепла любовь к детям. В минуты Ееудач а огорчений эта любовь помогала начинающей' учитель нице не падать духом, верить в себя, заставляла всегда быть в поиске. Впрочем, и сейчас М, Г. Ушкова,- несмотря на ка залось бы большой жизненный и Педагогический опыт, не оставляет попсх и учебу. Жизнь Не стоит на месте. Она выдвигает перед школой, учи телями все новые и новые за дачи. А для того, чтобы их успмпно решать, нужно непре рывно учиться. Взять хотя бы оереход на новые учебные программы. Сколько было различных суж дений, сомнений. Многие счи тали, что новая программа не посильна для детей. Надо было побороть это неверие. Мария Гаариловна в числе первых педагогов стала учить детей по-новому, расширяла круг Их знаний и умений. Не все шло гладко. Особенно трудно было переубедить неко торых родителей, не веривших в силы своих детей. Частенько в субботний день перед послед ним уроком многие из них со бирались у дверей класса. От пустив ребят домой, Мария Гавриловна занималась со взрослыми. Изучали то же, что и с детьми. Убеждались; новое содержание обучения доступ но для всех детей. Теперь все это позади. Новая программа сомнений йи у кого уже не вызывает. Но работа с родителями не прекращается. По суббота1м проводятся роди тельские собрания, беседы, консультации, обсуждения ма териалов из журнала «Семья и школа». Именно совместные усилия учителей и родителей помогают наладить правильное воспитание. Хорошим помощником учи тельницы является родитель ский комитет, который воз главляют Н. Н, Оиельчейко, К. И. Комиссарова, А. А, Пе ров. Стали традицией собрания родителей совместно с учащи мися, посвященные Дню Совет- С1СОЙ Армии, Международному дню женщин. Дети с удо вольствием К' ним готовятся, разучивают стихи, делают раз личные самоделки. Все этосяо- собствует н р а в с т в е н н о м у воспитанию детей, привитию любви к труду, к людям раз личных профессий. Кстати, Ма рия Гавриловна над этой те мой работает много, иакопила уже немалый опыт, которым охотно делится с учителями на курсах усовершенствования учителей. А недавно участвова ла Во Всероссийском совещании по вопросам нравственного вос питания младших школьников. Уютно во втором классе, ко торый в этом году ведет Мария Гавриловна. Все на месте и со вкусом оформлено. Много цве- тов, которые дети бережно вы ращивают. Лучшие цветы они понесут к памятнику В. И. Ле нину и к Вечному огню у па мятника павшим в годы Вели кой Отечественной войны. Это стало в классе традицией. Есть в классе и своя библио течка. Книги собрали сами ученики. Нужно сказать, что чтение стало любимым заняти- ем детей. Учащиеся ра;^учиаа- Ют много стихотворений, ведут дневник прочитанных книг. На дня рождений, которые в клас се отмечаются ежемесячно, де ти дарят друг другу книги, пишут открытки. Привитые в начальной шко ле навыки культурного пове дения питомцы Марии Гав риловны сохраняют и в стар ших классах. И хотя она их уже не учит, старшеклассники сами приходят в «свой» бывший класс, проводят с малышами внеклассные занятия. Такое шефство полезно тем н другим. ВО внеурочное время в клас се организовано изучение ино странного языка. Дети усваи вают его не хуже старшекласс ников. Коммунист М, Г, Ушкова всегда чувствует высокую от ветственность за обучение и воспитание подрастающего по коления н относится к этому делу как * партийному пору чению, В. СТЕЦЮК. С ГОДАМИ многое забы вается. Но первую учи тельницу запоминают навсегда. Она есть у каждого из нас. Самая первая, нежная, добрая, как мать. Мысленно переношусь в да лекое детство. В то время жнл я в деревне Василье&ка Хво- ростянского района Козловоко- го округа ЦЧО. Помню дере- Учительиица прививала на<м любовь к партии, к Родине, к родным местам. Вместе со своей учительни цей мы ходили на экскурсии, в походы. До сих пор помню посещение сельскохозяйствен, ной ко<ммуны в соседнем селе. Там я впервые увидел трактор «Фордзон». Галина Владимировна часто САМАЯ ПЕРВАЯ , ДОБРАЯ, НЕЖНАЯ ВЯННуЮ ШКОЛу ИЗ ОДНОЙ КО'М- наты, гДе в две смены занима лись ученики. С утра первый и третий классы, во второй половине дня — второй и чет вертый. Это было в 1925 году. Робко тогда переступил я порог шко лы. Сели мы, ребятишки, за парты н не без трепета ждем строгого учителя, А в класс во шла учительница, улыбающая ся, жизнерадостная. — Здравствуйте, дети,—ска зала она.—Я ваша учительни ца, Галина Владимировна Даиковцева. Буду учить вас читать, писать, считать. Мы полюбили нашу новую наставницу с пер в о г о дня. Г а л и н а Вла димировна не только учи ла нас читать, писать, счит1ать, она заботилась о том, чтобы мы росли трудолюбивыми, всесторонне развитыми людь ми. Она много рассказывала о новой жнзни, свободной и ра достной, которую завоевали рабочие и крестьяне под рукс*- водством партии большевиков во главе с В. И. Лениным. выступала на сходах крестьян, рассказывала им о политике Советской власти, о необходи мости объединения в колхоз, говорила о счастливой и за житочной жизни, которая на ступит в коллективном хозяй стве. Горячие' слове_ учитель ницы дошли до сознания жи телей деревни. Вскоре в Ва- сильевке образовался колхоз. Три года я учился в старом школьном здании, а четвертый класс,закончил во вновь по строенной школе. Не хотелось расставаться со Овоей первой учительницей. Уж очень все мы привязались и привыкли к ней. С Галиной Владимировной связаны воспоминания о самых лучших днях детства. Она сто яла у истоков наших знаний, научила «ас ценить труд, ува жать людей. Всегда вспоминаю добрым словом свою первую учительницу Галину Влади1ми- ро-вну Данковцеву. И. ХАРЬКИН, участник Великой Отечественной войны. г. Усмань. П Е Д А ГО Г У в те дни, когда не поле жатве Иль дождь заладит, окос4Вв, В глазах детей, раскрытых жадно. Твоя весна и твой посев. Где шторм гудит, где зной иреачавТ, Где город встал в лесном краю— Твои я жесты различаю. Твои законы узнаю. / Везде — над книжкой, > над примером, В осенней горсточке тепла — Тебя я вижу Гулливером На полюсах добра и зла. Лишь оттого, что есть на свете. Ты, освещающий века. Спешит заря, смеются детм, Родится колос из ростка. А ТАМБОВСКАЯ. С ПРАЗДНИКОМ! Директор средней школы 9 Липецка Вячеслав Алек сандрович Котельников молод, но опытен, чуток, а где надо и строг, В школе—должный по рядок. Все дети чистые, опрят ные, в единой школьной форме. В вечернее время учителя де журят вместе с родителями в нашем микрорайоне. Мой сын учится в третьем классе, а скоро в школу пой дет второй. Дорогая редакция, мне хочется через газету позд равить директора школы М 9 В. А. Котельникова и всех учителей с праздником, побла- годарять за большую работу и пожелать хорошего здоровья, успехов в воспитании наших детей. Л. СЛАЕВА В коллективе учителей Лебедянской средней школы № 3 большим уважением пользуется преподаватель географии Иван Тихонович Воронов. За десять лет работы в школе он создал отличный кабинет гео графин. На снимке: И. Т. Воронов на уроке. Фото С. Кутепова. Д У Ш О Ю НЕ С Т А Р Е Т Ь П ОЧТИ сорок лет отдала работе с детьми заведующая Пиковской начальной шко лой Чаплыгинского района Анастасия Федоровна Мишурова. Очень внимательная к детям, она воспитала не одно поколение уче ников и сейчас продолжает старательно тру диться, несмотря на возраст. Анастасия Федо ровна не спешит на пенсию*, душа ее молода, а любимая работа прибавляет сил. Учителънм- общестаенной жизни, с родителями школъ- цв активно участвует в ведет большую работу ников. За свой долголетний и добросовестный труд Анастасия Федоровне Мишурова награждена медалями «За доблестный труд» и «За трудо вое отличив». Она — «Отличник народного просвещения РСФСР». К. НИКУЛЬШИН. О б ы ч н о , дети охотно идут в первый класс. Мой младший сын, в отличие от старших братьев, не изъяв лял желания учитйся. — Почему, Андрюша, ты не хочешь идти в школу?— спра шивали мы. — Я там никого не знаю,— отвечал мальчик. Но прошло йемного времеии, и Андрей полюбил школу. Я считаю, что главная заслуга в этом учителышцы Марии Федо ровны Гончаровой. Двадцать пять лет Мария Федоровна ра, ботает в начальных классах школы М 35. Во всш — как она говорит, как ведет урок, как диктует, спрашивает—чув ствуется любовь к делу. Существует мнение, что ра ботать в начальных классах труднее, чем в старших. По- моему, всякая учительская ра бота трудна и ответственна, но вот Недавно, присутствуя у Ма. ряи Федоровны на уроке при родоведения, я подумала, что в работе учителя начальных классов есть свои преимущест ва. Это ответная, трога тельная, очень непосредствен, ная детская люб<№ь и привя занность, удивительная испол нительность. Ученикам даля задание — принести на урок осенние дары природы. Не было среди вто роклассников ни одного, кто бы не выполнил его. На стол учительницы положили мор ковь и кочаны капусты, огурцы и свеклу, цветы и даже ягоды бузины. Причем, делалось это с чувством, каждый старался расасазать, где ему удалось достать огромных размеров свеклу или огурец, и каждый гордился тем, что сделал. биваться возможно большей активнЪсти на уроке. И все-таии, как ни важна о>пытность, многое значит и лю бовь к профессии. Я беседую с директором школы Татйя'ной Петровной Алексеевой. Она рассказывает о долгой, самоот- верженной работе учительницы Гончаровой, о ее мягком, спо- Е С Л И ЛЮ БИШ Ь свою ПРОФЕССИЮ А энтузиазм на уроке! Нет, такого никогда не увидишь в старших классах; Каждый хо тел отвечать, все тянули руки. Мария Федоровна ведет урок методом беседы. Ученики без труда отвечают на такие, на пример, вопросы; — Чем отличаются древесные породы деревьев от травяни стых и кустарниковых? Что мне особенно понрави- лось — там, где вопрос требо вал односложного ответа, уче ники отвечали хором. Таким образом, удовлетворялось стра стное желание учеников отве чать и выполнялось важное пе дагогическое требование — до- койном характере н когда речь заходит о взаимоотношениях учительницы с ребятами, днрвк- тор говорит: — Она умеет чествовать на строение детей. По глазам, по ведению, она догадывается, что у ученика, скажем, неблагопо лучно в семье. К сожалению, это часто бы- вает. Пьяный отец, неурядицы в семье, и ребенок приходят в класс с невыученными уроками, у него подавленное настроение. Такие всегда в поле зрения учительницы. Да и не только они, но и их родители. Когда Мария Федоровна вызывает этих родителей на родитель ский комитет или посещает их на дому, то возвращается рас строенная. — Родителей труднее воспи тывать, чем их детей,— жалу ется она. Одд1а из проблем учительской работы — вопрос дисциплины. Всем известно, что одни учи теля владеют классом, другие — нет. Кстати, этот вопрос сейчас бурно обсуждается в за рубежной печати. Есть ученые, которые выступают с требова нием жестокости. Но советская педагогика всегда за любовное, доброе отношение к детям, за гуманизм... Мария Федоровна Гончаройа- очень добра к де- ТЯ.М, и у нее хорошая дисцип лина. После 25 лет работы Мария Федоровна энергична, молода, жизнерадостна. Сколько в учи тельской работе больших и ма леньких проблем, и в каждую нужно вникнуть, все надо уз нать, запомнить. Она замечает, что у ученика вдруг изменился почерк, что он пришел в школу с грязными руками. Она все помнит, а когда говорит об учени1ках, то создается впечат ление, что она Говорит о своих детях, которых у нее, кстати, четверо. В День учителя хочется пере- дать Марии Федоровне Гонча ровой большое родительское спасибо. О. КРАВЦОВА. П О Е Т АКАДЕМИЧЕСКИЙ Липецк. Вечер. Все меньше звуков уходящего дня, все ре же шаги запоздавших пешехо дов. А из открытого окна дома на тихой улочке Толстовской слышатся то стремительная жизнеутверждающая мелодия «Вешних вод» Рахманинова, то «Песня о вольном ветре» Ду наевского. Идет очередная репетиция академического хора Дома ра ботников просвещения, кото, рым вот уже много лет руково дит Татьяна Ильинична Пост никова. Первая спевка хора состоя лась тридцать лет назад и с тех пор до сегодняшнего дня в коллективе царит атмосфера сплоченности и энтузиазма. В коллективе выросли и яр кие творческие индивидуально сти. Замечательное трио соста вили сестры Овсянниковы: Та мара Петровна (средняя школа № 44), Наталья Петровна (средняя школа № 38), Марина Петровна (ныне студентка во кального отделения Воронеж. СКОРО музыкального училища). Отличные голосовые данные выявились у Виталия Иванови ча Ивакина, студента заочного отделения Липецкого пединсти тута, Тамары Ивановны Колма. новой, работницы музыкальной школы. На областном смотре художественной самодеятель ности, посвященном 50-летню образования СССР, они на граждены Дипломами I степе ни. Успешно выступают в хоре Петр Никитич Толчеев (дирек тор Дома учителя), Юлия Ивановна Бутова (средняя школа № 2), Мария Алексеевна Дулова (средняя школа Яв 4, ныне пенсионерка) и многие другие. Всего в хоре более 50 участников. Состав время от времени обновляется, но ста бильное ядро в 20—25 человек остается постоянным. О степени мастерства гово рит репертуар хора. Верди и Брамс, Штраус и Глинка, Но виков и Пахмутова, Мокроусов и Холминов, Дунаевский и Ту ликов, Свешников и Мурадели... — таков исполнительский диа пазон хористов. Они исполняют около 30 произведений зару бежных и русских классиков, советских композиторов. Бывает, что в хоре поют семь ями, например, Юрковы — Александра Лаврентьевна (за вуч средней Школы ЛГа 46) и ее муж Геннадий Иванович, Чер нышовы — Лидия Николаевна (учительница средней школы № 5) и ее муж Михаил МихДЙ- лович. Жизнь спаяшюго, другкного коллектива не ограничивается толвко репетициями и концер тами, Они всегда вместе, в ра дости и горе. Вместе отмечают праздники, семейные торжест ва, устраивают поездки по гри бы, путешествуют, отдыхают на юге. Им никогда не скучно. Они как бы нашли дополни, тельный, очень эффективный моральный резерв, который ук рашает их существоваН1йе, при носит огромное душевное удов летворение. Хоровой коллектив часто вы ступает перед учительской об щественностью, липецкими ме таллургами, машиностроителя ми, воинами местного гарнизо на, данковскими химиками, ле бедянскими / садово-дамн, тру жениками сельского .хозяйства многих районов области. Он участник всех конкурсов и смотров художественной само деятельности. Сейчас хор готовит вокаль но-литературную музыкальную программу к 70-летию первой ^сской революции. Снова над Липецком опустится вечер. Из открытого окна дома на тихой улочке Толстовской будут слышны революционные песни «Колодники», «Мы мирно стоя ли пред Зимним дворцом», «Смело, друзья...» И. ДАНИЛОВ. в МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР Коллегия Министерства про свещения СССР одобрилк ини циативу учителей Воронежской области, которые призвали улучшить работу школы по воспитанию гражданской зре лости учащихся, В постановлении «О работе по подбору и воспитанию иде ологических кадров в пар тийной организации Белорус сии» Центральный Комитет КПСС особо подчеркнул роль учителя в вооружении подра стающего поколения основами наук с учетом современных требований, формировании коммунистического мировоз зрения, политической созна тельности, гражданственности и трудолюбия. Глубоко сознавая свою от ветственность перед народом и партией за воспитание подра стающего поколения, воронеж ские педагоги обратились с призывом' ко всем учителям СтраЕш — всемерно повышать эфк()ективность учительского труда, помогать школьникам обретать граз^данскую зре лость, стать активными стро^*' телями коммунизма. «Учительская газета».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz