Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ I еятгбр» 1974 г., К 905 (13 981) С Е Н Т Я Б Р Ь З О В Е Т ЗА ПЯ Р Т У ☆ НА ПОВЕСТКЕ- В С Е О Б Щ Е Е С Р Е Д Н Е Е ГТеред началом нового учеб ного гада полеэно посмотреть,, как завершен истекший, в ко тором настойчивые усилия ра ботников народного образова ния, всей общественности об ласти были направлены на вы полнение решений XXIV съ*езда КПСС по завершению перехода ко всеобщему среднему обра зованию молодежи. Основные показатели, харак теризующие работу педагоги ческих коллективс/в школ, улуч-' шены. На 800 человек сократи лось количество второгодников, уменьшился отсев из 1 - ^ клас сов на 0,2 процента, а из школ работающей молодежи — на 4 процента. Более восьми тысяч учителей области закончили учебный год с полной успеваемостью, а про цент учащихся, успевающих только на «хорошо» и «отлич но», достиг 36,1 процента про тив 34,6 в 1972—73 учебном го ду. Совершенствуется сеть школ. Если за последние четыре года количество средних школ воз росло на одиннадцать, то в но вом учебном году к числу дей ствующих прибавится еще двад цать одна. С каждым годом значитель но укрепляется материальная база школ. За три года текущей пятилетки введено в действие по типовым проектам 55 школь ных зданий, расширена сеть школьных интернатов на 1200 мест, многие семьи учителей получили благо'устроенные квартиры. К началу нынешнего учебного года построено еще 18 школь ных зданий на 7 тысяч мест, из них в сельской местности на 5 тысяч. Итоги прошлого учебного го да показывают, что в районах и городах проделана значитель ная работа по претворению в жизнь постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко все общему среднему образованию молодежи и дальнейшем раз- Аитин общеобразовательной школы», «О мерах по дальней шему улучшению условйй ра боты сельской, общеобразова тельной школы». Школьники принимают ак тивное участие в общественно полезном труде. Они работают на стройках и полях колхозов и совхозов. Более 50 тыс)^ стар шеклассников объедк(нейы в ученическйе произвоДС' 1 Ле 1 <нЫе бригады, ими выращ'йва' 4 Ь^^^я сельскохозяйственные “ '^-жуль- туры на площади свыше 14 тысяч гектаров. Девять тысяч учащихся рабо'тали в строи тельных отрядах и бригадах по ремонту школ. По инициативе работников просвещения и общественности Добровского района в области развернулось социалистиче ское соревнование за лучшую подготовку школ к новому учебному году. Исполкомы районных и городских Советов ' депутатов трудящихся и их от делы народного образования, шефствующие предприятия, колхозы и совхозы сосредото чили усилия на дальнейшем укреплении материальной базы школ, оборудования кабине тов, приобретении технических средств обучения и наглядных пособий, спортивного инвен таря. В Усманском районе, на пример, в семи школах будут открыты столовые, что позво лит - заметно улучшить обеспе чение учащихся горячим пита нием. Советская школа окружена вниманием и заботой Коммуни стической партии. Советского правительства, всего народа. Состоявшаяся в канун нового учебного года седьмая сессия Верховного Совета РСФСР рас смотрела вопрос «О мерах по завершению перехода ко все общему среднему образова нию в РСФСР» и приняла За кон РСФСР о народном обра зовании. Перед работникамн общеобразовательных школ, профессионально-техническ и х училищ, техникумов поставле на конкретная и реальная зада ча: охватить всеми формами среднего образрвания в 1974 году 92 процента выпускников восьмых классов, а в 1975 го ду — 97 процентов. В истекшем учебном году во семь классов окончило более 25 тысяч учащихся, и каждый из них должен обязатель но находиться в поле зрения школы до получения среднего образования. Область значительно отстает по развитию среднего образо Добровскмй район в этом году стал нннцнвторем облаетно. го социалистического соревнования по школьному строительст ву на селе. За последние восемь лет из 24 средних и восьми летних школ района 13 были переведены в новые здания, 8 рас ширены за счет пристроек. Почти половина из них имеют соб-г. ственный транспорт. В каждой школе созданы условия для нэу- чения сельскохозяйственной тпхникм н автодела, оборудованы мастерские. вания. Только 86 процентов от общего числа восьмиклассни ков в 1973 году продолжали учебу.* Значительная часть уча щихся одно- двухгодичных профтехучилищ не бЬти охва чены учебой в школах взрос лых. В новом учебном году повышению их общеобразова тельного уровня следует уде лить особое внимание. Все они должны . обучаться в школах работающей молодежи. Ни один педагогический кол лектив, ни один учитель не мо жет быть спокоен, если ученик без уважительных причин пере стает посещать занятия. Сегод ня речь идет о борьбе за каж дого школьника, чтобы не бы ло ни одного случая отсева^. Качество, уровень обучения и воспитания подрастающего по коления, и в конечном итоге, успешное осуществление пере хода ко всеобщему среднему образованию молодежи зависят от учителя, от того, как он вла деет своим предметом и вос питательными навыками. Забота об учителе, о его ду ховном росте, о его жизни и быте всегда была и остается в центра внимания нашей пар тии. В этом году в многотысяч ную семью просвещенцев при ходит более 500 молодых спе циалистов с высшим и средним специальным образованием. В районах и городах области ус> тановилась добрая традиция торжественно принимать м о лодых в свою учительскую се мью. На'до, чтобы отделы на родного образования, руково дители школ, колхозов и сов -1 хозов оказывали им постоян -1 ную помощь и поддержку,' представляли предусмотрен-' ные льготы, помогали стать хорошими, высококвалифици рованными учителями. В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о шко ле с особой силой по*дчеркну- та важность работы по комму нистическому воспитанию под растающего поколения. Фор мирование коммунистических убеждений и морали осущест вляется в первую очередь в процессе изучения Ъснов нау ки. Нельзя забывать и о боль шом значении внеклассной и внешко*льной работы. В настоящее время мы идем навстречу V областному съез ду общественности, который будет посЬящен воспитанию коммунистической нравствен ности у учащейся молодежи, определит пути совершенство вания и улучшения всего дела обучения и воспитания подра стающей смены нашей области. Предстоит осмыслить, закре пить, наполнить новым содер жанием уже оправдавшие себя эффективные пути формирова ния у учащейся молодёжи ком мунистических убеждений и морали, беспредельной пре данности социалистической Ро дине. Мы и дальше будем со- . вершенствовать работу по во спитанию учащихся на приме ре жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, боевых и трудовых традициях советского народа, повышать роль комсомольских и пионер ских организаций в развитии общественной активности, вос питании идейной убежденно сти и политической зрелости учащихся. Еще большее внимание в но вом учебном году следует уде лить профориентации, трудово му, физическому и военко-пат-' риотическому воспитанию, мак симально вовлечь всех уча щихся в общественно-полез ную деятельность. Каждому пе дагогическому коллективу сле дует постоянно учитывать, что в совершенствовании комму нистического воспитани 1!1 важ ную роль играют Правила для учащихся, Наступающий новый учеб ный год для нашей школы мо жно назвать определяющим в решении исторической важно сти задачи о всеобщем сред нем образовании, выдвинутой XXIV съездом КПСС. Эта проблема обсуждалась на августовских совещаниях учителей, педагогических сове тах школ, училищ, техникумов. Она должна находиться в цен тре внимания местных Сове тов, хозяйственных руководи телей, всей общественности. Для ее решения будут прило жены все усилия работников народного образования. В, ШАТАЛОВ, заведующий областным от делом народного образова ния. У ч И Т Е Л Ю Ты был отцом мне пригодится настояшнм, До белизны моих седин. Наставником мне добрым Теперь дома и домны был. строю, И с сердцем ты моим Я плавлю сталь, кую горячим металл. Все годы в школе говорил. Твою судьбу с своей И я привык тобой судьбою гордиться Самою жизнью я связал! Как ученик и как твой П. НАЩЕКИН. сын. пом. машиниста Твое мне слово тепловоза НЛМЗ. НОВАЯ ДЕСЯТИЛЕТКА В РАТЧИНО Она обошлась колхозу «Рос сия» в 300 тысяч рублей. Нема лая сумма. Значение этого по дарка школьникам начинаешь сознавать, только увиДеп, какое строительство в целом ведет хозяйство — клуб, обширный механизированный коровник, асфальтированную дорогу в село. Ратчинская школа рассчита. на на 515 детей. И вот после постановления Ц К КПСС и Со вета Л^инистров • СССР «о ме- раХ по дальнейше му улучшению ус ловии работы сель*- ской общеобразова тельной школы», в котором говорилась о . предоставлении государством дол госрочных кредитов колхозам на строи тельство сельских ____________ школ, план ста^ 255555555р реальностью. Фундамент школы заложили в декабре. С тех пор прошло восемь месяцев. Сейчас щедро греет солнце, блестят стекла окон, голубые рамы, голубая крыша род голубым небом. Это цвет радости, цвет плодотвор ного труда, цвет новоселья. Добровское е м у строит уже третью школу в районе. До срочно справились с объемом работ комплексная бригада ка менщиков М. И. Со.товьева, бригада коммунистического труда отделочников, которой руководит А. С. Днеприкова. В школё — светлые клас сы, большие окна, спортзал, столовая, мастерские. Новая мебель й оборудование на 37 тысяч рублей. Никто не ожидал, что так быстро школа будет готова. Строителям помогали учителя, ро.^йтели, ребята, студенческие строительные отряды из поли технического института и Ли пецкого ПТУ № 26. Председа тель райисполкома >Д. М. Па нин сам проводил оперативки со строителями. И вот — но- в()селье. КТО СТРОИТ школы в основном строительство финансируют хозяйства. Кол хоз имени Калинина оплатил 300 тысяч рублей сметной сто имости Октябрьской школы. Колхоз имени Свердлова — 200 тысяч рублей затратил на Пу- тятинскую, откормсовхоз «Ро дина» — 150 тысяч рублей на восьмилетку в селе Махоново. Четыре новоселья будут празд новать добровские школьники в сентябре. В районе умеюг, а гЛавиое —■ любят и хотят строить, хотя де ло. это нелегкое, беспокойное. Решить проблему (|)инансиро- ваниЯ новых зданий полде ла. Главное достать транспорт, стройматериалы,- наладить бес перебойную работу' строителей. Рекордные сроки школьного строительства в Добром объяс няются тем, что работы ведут ся под строгим контролем рай исполкома. Его руководители I умеют безошибочно определить, ■когда что будет сделано, умеют поговорить с людьми, достать дефицитные строительные ма териалы, Они постигали тонко- , сти прорабской и ини^енериой работы. -Сейчас в районе практиче ски осталась только одна шко ла, нуждающаяся в новом зда нии — Крийецкая. Уже гртбва проектная документация, выде лены деньги. Строительство запланировано на будущий год. В ШКОЛАХ - НОВОСЕЛЬЕ Работать стало значительно легче — накоплен опыт,. Впро чем, понятие «опыт» в этом случае не совсем отрадное. Хо телось бы это слово услышать не^от работников исполкома, а от руководителей тех организа ций, которые ведут строитель ство сельских школ: треста «Липецксовхозстрой», объеди нения «Облмежколховстрой», управления , «Облремстрой- треста». Из года в год они стремятся наращивать процен ты выполнения плана. Стрем ление похвальное. Но зачастую оно держится на том, что эти организации выходят победи телями в споре, кому доста вать транспорт, стройматериа лы и т. д. — заказчику или подрядчику? Финансируют строительство государство, кол. хозы и совхозы; районные ор ганизации, в частности райис полком, «достают» и «пробива ют» совместно с хозяйствами, а строители только требуют: дай,' достань, обеспечь. Не слишком ли лекко им достают ся плановые проценты? Поста- иовлениек ЦК КПСС строи тельство общеобразовательных школ, интернатов для учащих ся, жилых домов для учите лей в сельской местности воз ложено на «местные, в том числе межколхозные, строи- тельные организации». А это значит, что они должны пере смотреть свой подход к делу, накопить опыт четкой органи зации труда, освоить передо вые методы строительства. ПО КАБИНЕТНОЙ СИСТЕМЕ Они тесно связаны со строи тельством новых школ. Глав ное — о кадррх и оборудова нии. Сельская школа уже не та, что прежде. Если раньше ра ботников районного отдела на родного образования беспоко или проблемы, как бы полнее укомплектовать учительские ко.члективы, где достать хотя бы простейшее оборудование для школьных химических и физических лабораторий, то те перь они стремятся привлечь педагогов с высшим образова нием, перейти на кабинетную систему обучения. За последние пять лет в доб- ровских школах количество специалистов с высшим образо ванием увеличилось на 10 про центов. Однако, требования, предъявляемые к специали стам, растут. Идет борьба за качество знаний. Заведующая роно С. И. Петрицкая сказа ла, что в Добровском районе 96,1 процента молодежи полу чает среднее образование. Зна чительно увеличился набор в вечернюю и заочные школы, со- крати^^|ся по сравнению с про шлым' годом отсев. Успешно ведется подготовка школьников по сельским специальностям: шоферов, трактористов, жи- ёОтноводов. Районный отдел народного образования стремится при- • влечь молодых спе- циалистов — учи телей, открыть пе ред ними широкое поле деятельности. В новом учебном году четырнадцать школ будут рабо- тать по кабинетной системе — Бори совская, Панин- ская, Замартынов- ■ ская. В распоря- 5 5 5 5 5 5 м жении преподава телей биологии и производственного обучения учебно-опытные участки, сель скохозяйственные машины, ма стерские. Успешно решается жилищный вопрос. Только в этом году учителям предостав ляется восемь квартир. Одна ко потребность в кадрах оста ется насущным вопросом. Ну жны квалифицированные пре подаватели иностранного язы ка, учителя физкультуры. Н уж ны лингафонные кабинеты, мич кроскопы и киноустановки. Та ково требование времени — стирать грани Между сельской и городской школами. РАЗГОВОР В РАЙИСПОЛКОМЕ Он состоялся по поводу строительства трехэтажной дгз- сятилетки в Добром. Если бы эта школа вошла в строй, по явилась бы возможность про водить занятия в одну смену, организовать группы продлен ного дня, раньше давать уроки вечерникам, а главное ■— уда лось бы разгрузить среднюю и восьмилетнюю школы, в кото рых учится сейчас 1050 человек. Здание подвели под крышу, оборудовали отопительную си стему, Остались отделочные ра боты, благоустройство и возве дение хозкорпуса, но все отпу щенные на этот год средства освоены и теперь оштукатурен, пая коробка . школы должна простоять зиму. Значит, в бу дущем году затраты на строи тельство возрастут, С. П. Же- стерев говорил об этом с трево гой: — Осталось совсем немного. Если бы нам выделили допол нительную сумму денег, людей, стройматериалы, можно было бы в октябре закончить шко лу. Передайте просьбу от нас... Передаю. Заказчику товари щу Плоткину (управление ка- питальнс^го' строительства обл исполкома) и генподрядчику товарищу Бражникову (трест «Липецксовхозстрой»): добро му делу ~ успешное заверше ние. В. КУКАНОВА, Наш фотокорреспонде я т А. Драбкин посетил среднюю школу № 47 г. Липецка перед началом учебного года. Шли последние приготовления к за. нятиям. Фотообъектив запе чатлел, как встретилась со сво ими будущими первоклассни. камй молодая учительница Н. М. Лебедева (снимок ввер. ху). Завтра она тоже, как и ее^воспитанники, придет пер. вый раз в первый кЛ^сс, уже в качестве преподавателя, чтобы начать свой путь на благород ном поприще педагогической деятельности.. Свои заботы и у пионерво жатой С. Я. Зениной и ак- т{ 1 Вистов.семиклас с н и к о в Л. Кондииой, Т. Стегаицевой и Л. Ильиной. Они готовятся к встрече будущих октябрят. В Е Т ДОБРОТЫ З АБОТЫ ВЕЧЕРКИ Пойдет ли учиться работаю щая молодежь в вечернюю школу — это во многом зави сит от хозяйственных руково дителей, партийных, профсо юзных и комсомольских орга низаций.-^ Но основная тяжесть комплектования контингента учащихся ложится на админи страцию школы. И если нет огонька в работе учителей с молодежью, то и любая по мощь общественности будет малоэффективной. Реорганизация обучения ра ботающей молодежи в сель ских районах и открытие рай онных вечерних (сменных) об щеобразовательных школ дает широкую возможность быстрее завершить средний всеобуч. вок и путевок в дома отдыха, повышение про*изводственного разряда, выдвижение на более высокооплачиваемую работу и Другие. Создан районный оргко*митет смотра «Каждому молодому труженику — среднее образо вание!», руководителем котск. рого является председатель райсовпрофа П. И. Денежкин. Оргкомитет проверял ход комплектования : школы на предприятиях и в хозяйствах района, организовал рейдовую проверку того, как обеспечи ваются льготы и необходимые условия учебы, систематически осуществляет контроль за работой школы. Регулярно проводились заседания, на Долгоруковский район — не- которых заслушивались отчеты большой. Крупных промышлен ных предприятий не имеет, а поэтому и молодежи мало. На начало 1973—-74 учебного года в районе было 711 человек в возрасте до 30 лет, не имею щих среднего образования. Для обучения этой молодежи и завершения среднего всеобу ча было открыто 23 консулы- пункта с заочной формой обучения и один консультпункт, в котором было три класса очников. На начал* учебного года школа имела 300 учащихся, но в течение года по различным уважительным причинам 6 из них выбыли. В 1974 роду окон чили школу 75 человек. Большое значение для ус пешной работы школы имеет то, как предоставляются льго ты, положенные учащимся, и каково отношение к ее выпу скникам. В районе большинст во предприятий и хозяйств льготы учащимся предостав ляют, а также предусматрива ют меры поощрения людей, ус пешно сочетающих учебу с работой: вынесение благодар ности. предоставление бес платных туристических иуте. школы, предприятий, организа ций, доисультпунктов о про деланной работе и намечались меры помощи им. Кроме того, в каждом колхозе, совхозе, на предприятии созданы свои оргкомитеты. Был проведен пленум райкома партии с во просом «О завершении перехо да ко всеобщему среднему об разованию». Все это дает положительные результаты. Работники школы в общест венных местах читают лекции и проводят беседы на темы воспитания и образования, выступают на открытых пар тийных и профсоюзных собра ниях. К комплектованию шко лы привлекаются и сами уча щиеся по принципу «Один плюс два» (один учащийся , привлекает в школу двоих). Проводим также индивиду альную работу с учащимися на производстве и по месту жительства. В общем Итоге в результате такой работы ни один молодой труженик не остается без внимания. Не имеющим сред него образования вручаются направления, с которыми они являются в школу. В течение учебного года не обходим контроль за посеща емостью и успеваемостью уча щихся не только со стороны школы, но и ср стороны пред приятий и организаций. Для этого работники ‘ Школы на видных местах вывешивают раз в месяц табель посещае мости На специальном бланке, отпечатанном в типографии. Один раз в неделю мы ин формируем отдел кадров или руководителей предприятий об успеваемости учащихся. Все это повышает ответст венность учащихся перед то варищами и общественными организациями. Школой^ а также каждым консультпунктом, разработаны перспективные планы заверше- ш я среднего всеобуча. Хорошо работают консультпункты Б.-Боевский, Братовщинский, Теплинский, В.-Ломовецкий и другие. Активно помогают школе руководители совхоза «Больше-Боевский», «Долго- . руковский», колхоза «Родина», е м у «Облмежколхозстроя». Уже в этом году на некоторых предприятиях и в хозяйствах остались только отдельные молодые рабочие, котбрые не имеют среднегб образования и не учатся. Для обеспечения учащихся учебниками в цпсоле создана библиотека за счет средств шефов. В библиотеке 870 эк земпляров учебников, которы ми обеспечиваются учащиеся. Сейчас завершено комплек тование школы учащимися На новый учебный год. В каждом консультпункте назначены ч'чителя для занятий с уча- щимися-заочнйками. Ксщеультпунктам необходима помощь со стороны админи страции школы. Но школа по рою этого сделать не может из-за отсутствия транспорта. А между тем многие консульт пункты находятся на расстоя нии двадцати и более километ ров. ^ Некоторые консультпункты открыты на базе восьмилетних школ, а поэтому учебного оборудования и наглядных пособий для занятий с учащи мися 9—И классов в них нет. Необходимо предусматривать в сметах районных вечерних школ средства на эти цели. Выпуск из вечерних и заоч ных школ по сравнению с предыдущим пятилетием дол- 5 кея возрасти вдвое. Вечерняя школа полностью перейдет на новое содержание образования, предстоит добиться ‘ серьезного улучшения всей учебно-воспи тательной работы, значительно укрепить учебно-материаль ную базу. Педагогический коллектив Долгоруковской вечерней (сменной) средней общеобра зовательной школы прилагает большие усилия для успешного выполнения стоящих перед ним сложных и ответственных задач^ Опыт работы лучших консультпунктов школы сви детельствует, что многие во просы обучения взрослых мож но успешно "решать лишь при условии тесного содружества школы с предприятиями, кол хозами. совхозами, при актив ном, их участии в формирова нии и сохранении континген тов учащихся, при постоянной помощи и контроле со стороны партийных и советских органов. И. КОЧЕТКОВ, директор Долгоруковской вечерней (сменной) средней общеобразова тельной школы. Идет урок. Отвечает кто-то из учеников. Внимательно слу шает учительница и вдруг за мечает,'как тихо приоткрывает ся дверь класса. — Наверное, кто.то из ма лышей балуется, — сердится учительница и идет к двери. Открывает ее, и перед ней... Да мало ли кто может в этот момент оказаться перед своей старой, доброй наставницей. Ведь каждый из нас знает, как трудно бывшему выпускнику удержаться и не заглянуть в роднею школу, даже если ты проездом в городе и в твоем распоряжении считанные мину ты. Начинающие учйтеля мечта ют о таком вот дне, а старые опытные вспоминают слегка за думавшись, чуть взгрустнув. Вот и Анна Ивановна Миш кина. Уж сколько лет ведет она географию в седьмой средней ■школе Липецка.. А стала рас сказывать, как Г. Жеребилов неожиданно предстал перед ней во всем великолепии морской офицерской формы — высокий, красивый. Не утерпела, всплак. пула. Я лишь приметила, с ка кой гордостью говорила она о Геннадии, о его делах—словно о родном сыне. Проста ее биография. Учи лась в Воронежском педагоги ческом институте, в 1952 году закончила его с отличием. По чему пошла ча географический факультет? Увлекалась и сей час увлекается путешествиями. Кроме того, будучи ученицей школы № 4, влюблена была в учительницу географии М. Ф. Буш, в ее предмет. Мало того, стремится, чтобы и те, кого она теперь учит, тоже полюбили географию. Как это у нее получается? С одной стороны, перед ней стояла цель — увлечь, заста вить Полюбить свой предмет, С другой __ задача куда более трудная: постичь души детей, найта к каждому особый под ход. И она допоздна засяживает- ся над журналами и книгами, старается не пропустить нц од- ной интересной телепередачи. Если поступила в библиотеку новая книга по географии, Ан на Иваиовна узнает об этом первая. Ученики говорят, что ее уроки увлекают не меньше, чем уроки литературы, исто рии, математики. Преподавате ли из других школ удивляются: — Вы будто и не работаете на уроке. 'Только ходите, гово рите. О разнообразии ее методов можно говорить долго. Ей не чужда Изобретательность: то просто беседует, то расскажет что-нибудь интересное из соб ственных наблюдений, то уст роит диспут, беседу :гза, круг лым столом», то уйдет яа згим» с экскурсией; __ Что такое «экономический эффект», «комплексность» • классе на пальцах не лоха- жешь. Все делается ради достиже ния глубоких, прочных знаний, основанных на общей заинтере. совавности в учении. Но только не ради самого метода, возве денного в принцип. Анна Ива новна убеждена, что экеперн- менты, когда они применяются механически, без учета кон- . кретных условий, приводят > только к печальным результа- Ч там: плохому усвоению мате риала, ■ У Мишкиной ребята учатся самостоятельно наблюдать фи зические явления, анализиро вать их. В особую «тетрадь наблюдений» записывают все замеченные изменения расти тельного я животного мира, со стояний погоды. Собственные наблюдения ученика — основа урока. И выходит, что геогра фия — Это. не только «рельефы Северной А.мерики» и «природ ные зоны Австралии», но к то му Же — повод поразмыслить над социальными явлениями века, побеседовать о междуна родном положении, поспорить и помечтать. Любовь к географии может привести в мореходное учили ще, как привела она Г. Жере- билова, или в Институт между народных отношений, как по ступила Н. Некокошева. Человек может поступить в политехнический институт, как Л. Гилева, и в то же время по- прежнему верно любить гео графию. Потому что в свое время, сидя на уроках Анн!* Ивановны, ребята просто забы\_^, вали, что они в классе. — Вот стоит она, опершись об указку, рассказывает о Скандинавии, . а я мысленно там, в этой стране, по скалам лазаю, — сказала одна из ее учениц Н. Суркова. Еще Ната ша рассказала; — Недавно встретила одного из наших выпускников. Знаете,* что он спросил, как только увидел меня? Как там Анна Ивановна? А в свое время много хлопот ей доставил. Н. Суркова, Л. Коротич, Л. Лобеева _ ученицы А. И. Мишкиной. Каждая из них очень нежно и тепло рассказы вала об Анне Ивановне, рисуя портрет Л(рбимой учительницы: строгой и доброй, всегда на уроке и во время перемены в окружении ребят, которые ей беспредельно доверяют, ждут ответа на самые разнообразные вопро<Гы. «Их дрк» . — так об Анне Ивановне говорят род 1 ь тели ее учеников. Т . СПАССКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz