Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ I еятгбр» 1974 г., К 905 (13 981) С Е Н Т Я Б Р Ь З О В Е Т ЗА ПЯ Р Т У ☆ НА ПОВЕСТКЕ- В С Е О Б Щ Е Е С Р Е Д Н Е Е ГТеред началом нового учеб­ ного гада полеэно посмотреть,, как завершен истекший, в ко­ тором настойчивые усилия ра­ ботников народного образова­ ния, всей общественности об­ ласти были направлены на вы­ полнение решений XXIV съ*езда КПСС по завершению перехода ко всеобщему среднему обра­ зованию молодежи. Основные показатели, харак­ теризующие работу педагоги­ ческих коллективс/в школ, улуч-' шены. На 800 человек сократи­ лось количество второгодников, уменьшился отсев из 1 - ^ клас­ сов на 0,2 процента, а из школ работающей молодежи — на 4 процента. Более восьми тысяч учителей области закончили учебный год с полной успеваемостью, а про­ цент учащихся, успевающих только на «хорошо» и «отлич­ но», достиг 36,1 процента про­ тив 34,6 в 1972—73 учебном го­ ду. Совершенствуется сеть школ. Если за последние четыре года количество средних школ воз­ росло на одиннадцать, то в но­ вом учебном году к числу дей­ ствующих прибавится еще двад­ цать одна. С каждым годом значитель­ но укрепляется материальная база школ. За три года текущей пятилетки введено в действие по типовым проектам 55 школь­ ных зданий, расширена сеть школьных интернатов на 1200 мест, многие семьи учителей получили благо'устроенные квартиры. К началу нынешнего учебного года построено еще 18 школь­ ных зданий на 7 тысяч мест, из них в сельской местности на 5 тысяч. Итоги прошлого учебного го­ да показывают, что в районах и городах проделана значитель­ ная работа по претворению в жизнь постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко все­ общему среднему образованию молодежи и дальнейшем раз- Аитин общеобразовательной школы», «О мерах по дальней­ шему улучшению условйй ра­ боты сельской, общеобразова­ тельной школы». Школьники принимают ак­ тивное участие в общественно­ полезном труде. Они работают на стройках и полях колхозов и совхозов. Более 50 тыс)^ стар­ шеклассников объедк(нейы в ученическйе произвоДС' 1 Ле 1 <нЫе бригады, ими выращ'йва' 4 Ь^^^я сельскохозяйственные “ '^-жуль- туры на площади свыше 14 тысяч гектаров. Девять тысяч учащихся рабо'тали в строи­ тельных отрядах и бригадах по ремонту школ. По инициативе работников просвещения и общественности Добровского района в области развернулось социалистиче­ ское соревнование за лучшую подготовку школ к новому учебному году. Исполкомы районных и городских Советов ' депутатов трудящихся и их от­ делы народного образования, шефствующие предприятия, колхозы и совхозы сосредото­ чили усилия на дальнейшем укреплении материальной базы школ, оборудования кабине­ тов, приобретении технических средств обучения и наглядных пособий, спортивного инвен­ таря. В Усманском районе, на­ пример, в семи школах будут открыты столовые, что позво­ лит - заметно улучшить обеспе­ чение учащихся горячим пита­ нием. Советская школа окружена вниманием и заботой Коммуни­ стической партии. Советского правительства, всего народа. Состоявшаяся в канун нового учебного года седьмая сессия Верховного Совета РСФСР рас­ смотрела вопрос «О мерах по завершению перехода ко все­ общему среднему образова­ нию в РСФСР» и приняла За­ кон РСФСР о народном обра­ зовании. Перед работникамн общеобразовательных школ, профессионально-техническ и х училищ, техникумов поставле­ на конкретная и реальная зада­ ча: охватить всеми формами среднего образрвания в 1974 году 92 процента выпускников восьмых классов, а в 1975 го­ ду — 97 процентов. В истекшем учебном году во­ семь классов окончило более 25 тысяч учащихся, и каждый из них должен обязатель­ но находиться в поле зрения школы до получения среднего образования. Область значительно отстает по развитию среднего образо­ Добровскмй район в этом году стал нннцнвторем облаетно. го социалистического соревнования по школьному строительст­ ву на селе. За последние восемь лет из 24 средних и восьми­ летних школ района 13 были переведены в новые здания, 8 рас­ ширены за счет пристроек. Почти половина из них имеют соб-г. ственный транспорт. В каждой школе созданы условия для нэу- чения сельскохозяйственной тпхникм н автодела, оборудованы мастерские. вания. Только 86 процентов от общего числа восьмиклассни­ ков в 1973 году продолжали учебу.* Значительная часть уча­ щихся одно- двухгодичных профтехучилищ не бЬти охва­ чены учебой в школах взрос­ лых. В новом учебном году повышению их общеобразова­ тельного уровня следует уде­ лить особое внимание. Все они должны . обучаться в школах работающей молодежи. Ни один педагогический кол­ лектив, ни один учитель не мо­ жет быть спокоен, если ученик без уважительных причин пере­ стает посещать занятия. Сегод­ ня речь идет о борьбе за каж­ дого школьника, чтобы не бы­ ло ни одного случая отсева^. Качество, уровень обучения и воспитания подрастающего по­ коления, и в конечном итоге, успешное осуществление пере­ хода ко всеобщему среднему образованию молодежи зависят от учителя, от того, как он вла­ деет своим предметом и вос­ питательными навыками. Забота об учителе, о его ду­ ховном росте, о его жизни и быте всегда была и остается в центра внимания нашей пар­ тии. В этом году в многотысяч­ ную семью просвещенцев при­ ходит более 500 молодых спе­ циалистов с высшим и средним специальным образованием. В районах и городах области ус> тановилась добрая традиция торжественно принимать м о ­ лодых в свою учительскую се­ мью. На'до, чтобы отделы на­ родного образования, руково­ дители школ, колхозов и сов -1 хозов оказывали им постоян -1 ную помощь и поддержку,' представляли предусмотрен-' ные льготы, помогали стать хорошими, высококвалифици­ рованными учителями. В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о шко­ ле с особой силой по*дчеркну- та важность работы по комму­ нистическому воспитанию под­ растающего поколения. Фор­ мирование коммунистических убеждений и морали осущест­ вляется в первую очередь в процессе изучения Ъснов нау­ ки. Нельзя забывать и о боль­ шом значении внеклассной и внешко*льной работы. В настоящее время мы идем навстречу V областному съез­ ду общественности, который будет посЬящен воспитанию коммунистической нравствен­ ности у учащейся молодежи, определит пути совершенство­ вания и улучшения всего дела обучения и воспитания подра­ стающей смены нашей области. Предстоит осмыслить, закре­ пить, наполнить новым содер­ жанием уже оправдавшие себя эффективные пути формирова­ ния у учащейся молодёжи ком­ мунистических убеждений и морали, беспредельной пре­ данности социалистической Ро­ дине. Мы и дальше будем со- . вершенствовать работу по во­ спитанию учащихся на приме­ ре жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, боевых и трудовых традициях советского народа, повышать роль комсомольских и пионер­ ских организаций в развитии общественной активности, вос­ питании идейной убежденно­ сти и политической зрелости учащихся. Еще большее внимание в но­ вом учебном году следует уде­ лить профориентации, трудово­ му, физическому и военко-пат-' риотическому воспитанию, мак­ симально вовлечь всех уча­ щихся в общественно-полез­ ную деятельность. Каждому пе­ дагогическому коллективу сле­ дует постоянно учитывать, что в совершенствовании комму­ нистического воспитани 1!1 важ­ ную роль играют Правила для учащихся, Наступающий новый учеб­ ный год для нашей школы мо­ жно назвать определяющим в решении исторической важно­ сти задачи о всеобщем сред­ нем образовании, выдвинутой XXIV съездом КПСС. Эта проблема обсуждалась на августовских совещаниях учителей, педагогических сове­ тах школ, училищ, техникумов. Она должна находиться в цен­ тре внимания местных Сове­ тов, хозяйственных руководи­ телей, всей общественности. Для ее решения будут прило­ жены все усилия работников народного образования. В, ШАТАЛОВ, заведующий областным от­ делом народного образова­ ния. У ч И Т Е Л Ю Ты был отцом мне пригодится настояшнм, До белизны моих седин. Наставником мне добрым Теперь дома и домны был. строю, И с сердцем ты моим Я плавлю сталь, кую горячим металл. Все годы в школе говорил. Твою судьбу с своей И я привык тобой судьбою гордиться Самою жизнью я связал! Как ученик и как твой П. НАЩЕКИН. сын. пом. машиниста Твое мне слово тепловоза НЛМЗ. НОВАЯ ДЕСЯТИЛЕТКА В РАТЧИНО Она обошлась колхозу «Рос­ сия» в 300 тысяч рублей. Нема­ лая сумма. Значение этого по­ дарка школьникам начинаешь сознавать, только увиДеп, какое строительство в целом ведет хозяйство — клуб, обширный механизированный коровник, асфальтированную дорогу в село. Ратчинская школа рассчита. на на 515 детей. И вот после постановления Ц К КПСС и Со­ вета Л^инистров • СССР «о ме- раХ по дальнейше­ му улучшению ус­ ловии работы сель*- ской общеобразова­ тельной школы», в котором говорилась о . предоставлении государством дол­ госрочных кредитов колхозам на строи­ тельство сельских ____________ школ, план ста^ 255555555р реальностью. Фундамент школы заложили в декабре. С тех пор прошло восемь месяцев. Сейчас щедро греет солнце, блестят стекла окон, голубые рамы, голубая крыша род голубым небом. Это цвет радости, цвет плодотвор­ ного труда, цвет новоселья. Добровское е м у строит уже третью школу в районе. До­ срочно справились с объемом работ комплексная бригада ка­ менщиков М. И. Со.товьева, бригада коммунистического труда отделочников, которой руководит А. С. Днеприкова. В школё — светлые клас­ сы, большие окна, спортзал, столовая, мастерские. Новая мебель й оборудование на 37 тысяч рублей. Никто не ожидал, что так быстро школа будет готова. Строителям помогали учителя, ро.^йтели, ребята, студенческие строительные отряды из поли­ технического института и Ли­ пецкого ПТУ № 26. Председа­ тель райисполкома >Д. М. Па­ нин сам проводил оперативки со строителями. И вот — но- в()селье. КТО СТРОИТ школы в основном строительство финансируют хозяйства. Кол­ хоз имени Калинина оплатил 300 тысяч рублей сметной сто­ имости Октябрьской школы. Колхоз имени Свердлова — 200 тысяч рублей затратил на Пу- тятинскую, откормсовхоз «Ро­ дина» — 150 тысяч рублей на восьмилетку в селе Махоново. Четыре новоселья будут празд­ новать добровские школьники в сентябре. В районе умеюг, а гЛавиое —■ любят и хотят строить, хотя де­ ло. это нелегкое, беспокойное. Решить проблему (|)инансиро- ваниЯ новых зданий полде­ ла. Главное достать транспорт, стройматериалы,- наладить бес­ перебойную работу' строителей. Рекордные сроки школьного строительства в Добром объяс­ няются тем, что работы ведут­ ся под строгим контролем рай­ исполкома. Его руководители I умеют безошибочно определить, ■когда что будет сделано, умеют поговорить с людьми, достать дефицитные строительные ма­ териалы, Они постигали тонко- , сти прорабской и ини^енериой работы. -Сейчас в районе практиче­ ски осталась только одна шко­ ла, нуждающаяся в новом зда­ нии — Крийецкая. Уже гртбва проектная документация, выде­ лены деньги. Строительство запланировано на будущий год. В ШКОЛАХ - НОВОСЕЛЬЕ Работать стало значительно легче — накоплен опыт,. Впро­ чем, понятие «опыт» в этом случае не совсем отрадное. Хо­ телось бы это слово услышать не^от работников исполкома, а от руководителей тех организа­ ций, которые ведут строитель­ ство сельских школ: треста «Липецксовхозстрой», объеди­ нения «Облмежколховстрой», управления , «Облремстрой- треста». Из года в год они стремятся наращивать процен­ ты выполнения плана. Стрем­ ление похвальное. Но зачастую оно держится на том, что эти организации выходят победи­ телями в споре, кому доста­ вать транспорт, стройматериа­ лы и т. д. — заказчику или подрядчику? Финансируют строительство государство, кол. хозы и совхозы; районные ор­ ганизации, в частности райис­ полком, «достают» и «пробива­ ют» совместно с хозяйствами, а строители только требуют: дай,' достань, обеспечь. Не слишком ли лекко им достают­ ся плановые проценты? Поста- иовлениек ЦК КПСС строи­ тельство общеобразовательных школ, интернатов для учащих­ ся, жилых домов для учите­ лей в сельской местности воз­ ложено на «местные, в том числе межколхозные, строи- тельные организации». А это значит, что они должны пере­ смотреть свой подход к делу, накопить опыт четкой органи­ зации труда, освоить передо­ вые методы строительства. ПО КАБИНЕТНОЙ СИСТЕМЕ Они тесно связаны со строи­ тельством новых школ. Глав­ ное — о кадррх и оборудова­ нии. Сельская школа уже не та, что прежде. Если раньше ра­ ботников районного отдела на­ родного образования беспоко­ или проблемы, как бы полнее укомплектовать учительские ко.члективы, где достать хотя бы простейшее оборудование для школьных химических и физических лабораторий, то те­ перь они стремятся привлечь педагогов с высшим образова­ нием, перейти на кабинетную систему обучения. За последние пять лет в доб- ровских школах количество специалистов с высшим образо­ ванием увеличилось на 10 про­ центов. Однако, требования, предъявляемые к специали­ стам, растут. Идет борьба за качество знаний. Заведующая роно С. И. Петрицкая сказа­ ла, что в Добровском районе 96,1 процента молодежи полу­ чает среднее образование. Зна­ чительно увеличился набор в вечернюю и заочные школы, со- крати^^|ся по сравнению с про­ шлым' годом отсев. Успешно ведется подготовка школьников по сельским специальностям: шоферов, трактористов, жи- ёОтноводов. Районный отдел народного образования стремится при- • влечь молодых спе- циалистов — учи­ телей, открыть пе­ ред ними широкое поле деятельности. В новом учебном году четырнадцать школ будут рабо- тать по кабинетной системе — Бори­ совская, Панин- ская, Замартынов- ■ ская. В распоря- 5 5 5 5 5 5 м жении преподава­ телей биологии и производственного обучения учебно-опытные участки, сель­ скохозяйственные машины, ма­ стерские. Успешно решается жилищный вопрос. Только в этом году учителям предостав­ ляется восемь квартир. Одна­ ко потребность в кадрах оста­ ется насущным вопросом. Ну­ жны квалифицированные пре­ подаватели иностранного язы­ ка, учителя физкультуры. Н уж ­ ны лингафонные кабинеты, мич кроскопы и киноустановки. Та­ ково требование времени — стирать грани Между сельской и городской школами. РАЗГОВОР В РАЙИСПОЛКОМЕ Он состоялся по поводу строительства трехэтажной дгз- сятилетки в Добром. Если бы эта школа вошла в строй, по­ явилась бы возможность про­ водить занятия в одну смену, организовать группы продлен­ ного дня, раньше давать уроки вечерникам, а главное ■— уда­ лось бы разгрузить среднюю и восьмилетнюю школы, в кото­ рых учится сейчас 1050 человек. Здание подвели под крышу, оборудовали отопительную си­ стему, Остались отделочные ра­ боты, благоустройство и возве­ дение хозкорпуса, но все отпу­ щенные на этот год средства освоены и теперь оштукатурен, пая коробка . школы должна простоять зиму. Значит, в бу­ дущем году затраты на строи­ тельство возрастут, С. П. Же- стерев говорил об этом с трево­ гой: — Осталось совсем немного. Если бы нам выделили допол­ нительную сумму денег, людей, стройматериалы, можно было бы в октябре закончить шко­ лу. Передайте просьбу от нас... Передаю. Заказчику товари­ щу Плоткину (управление ка- питальнс^го' строительства обл­ исполкома) и генподрядчику товарищу Бражникову (трест «Липецксовхозстрой»): добро­ му делу ~ успешное заверше­ ние. В. КУКАНОВА, Наш фотокорреспонде я т А. Драбкин посетил среднюю школу № 47 г. Липецка перед началом учебного года. Шли последние приготовления к за. нятиям. Фотообъектив запе­ чатлел, как встретилась со сво­ ими будущими первоклассни. камй молодая учительница Н. М. Лебедева (снимок ввер. ху). Завтра она тоже, как и ее^воспитанники, придет пер. вый раз в первый кЛ^сс, уже в качестве преподавателя, чтобы начать свой путь на благород­ ном поприще педагогической деятельности.. Свои заботы и у пионерво­ жатой С. Я. Зениной и ак- т{ 1 Вистов.семиклас с н и к о в Л. Кондииой, Т. Стегаицевой и Л. Ильиной. Они готовятся к встрече будущих октябрят. В Е Т ДОБРОТЫ З АБОТЫ ВЕЧЕРКИ Пойдет ли учиться работаю­ щая молодежь в вечернюю школу — это во многом зави­ сит от хозяйственных руково­ дителей, партийных, профсо­ юзных и комсомольских орга­ низаций.-^ Но основная тяжесть комплектования контингента учащихся ложится на админи­ страцию школы. И если нет огонька в работе учителей с молодежью, то и любая по­ мощь общественности будет малоэффективной. Реорганизация обучения ра­ ботающей молодежи в сель­ ских районах и открытие рай­ онных вечерних (сменных) об­ щеобразовательных школ дает широкую возможность быстрее завершить средний всеобуч. вок и путевок в дома отдыха, повышение про*изводственного разряда, выдвижение на более высокооплачиваемую работу и Другие. Создан районный оргко*митет смотра «Каждому молодому труженику — среднее образо­ вание!», руководителем котск. рого является председатель райсовпрофа П. И. Денежкин. Оргкомитет проверял ход комплектования : школы на предприятиях и в хозяйствах района, организовал рейдовую проверку того, как обеспечи­ ваются льготы и необходимые условия учебы, систематически осуществляет контроль за работой школы. Регулярно проводились заседания, на Долгоруковский район — не- которых заслушивались отчеты большой. Крупных промышлен ных предприятий не имеет, а поэтому и молодежи мало. На начало 1973—-74 учебного года в районе было 711 человек в возрасте до 30 лет, не имею­ щих среднего образования. Для обучения этой молодежи и завершения среднего всеобу­ ча было открыто 23 консулы- пункта с заочной формой обучения и один консультпункт, в котором было три класса очников. На начал* учебного года школа имела 300 учащихся, но в течение года по различным уважительным причинам 6 из них выбыли. В 1974 роду окон­ чили школу 75 человек. Большое значение для ус­ пешной работы школы имеет то, как предоставляются льго­ ты, положенные учащимся, и каково отношение к ее выпу­ скникам. В районе большинст­ во предприятий и хозяйств льготы учащимся предостав­ ляют, а также предусматрива­ ют меры поощрения людей, ус­ пешно сочетающих учебу с работой: вынесение благодар­ ности. предоставление бес­ платных туристических иуте. школы, предприятий, организа­ ций, доисультпунктов о про­ деланной работе и намечались меры помощи им. Кроме того, в каждом колхозе, совхозе, на предприятии созданы свои оргкомитеты. Был проведен пленум райкома партии с во­ просом «О завершении перехо­ да ко всеобщему среднему об­ разованию». Все это дает положительные результаты. Работники школы в общест­ венных местах читают лекции и проводят беседы на темы воспитания и образования, выступают на открытых пар­ тийных и профсоюзных собра­ ниях. К комплектованию шко­ лы привлекаются и сами уча­ щиеся по принципу «Один плюс два» (один учащийся , привлекает в школу двоих). Проводим также индивиду­ альную работу с учащимися на производстве и по месту жительства. В общем Итоге в результате такой работы ни один молодой труженик не остается без внимания. Не имеющим сред­ него образования вручаются направления, с которыми они являются в школу. В течение учебного года не­ обходим контроль за посеща­ емостью и успеваемостью уча­ щихся не только со стороны школы, но и ср стороны пред­ приятий и организаций. Для этого работники ‘ Школы на видных местах вывешивают раз в месяц табель посещае­ мости На специальном бланке, отпечатанном в типографии. Один раз в неделю мы ин­ формируем отдел кадров или руководителей предприятий об успеваемости учащихся. Все это повышает ответст­ венность учащихся перед то­ варищами и общественными организациями. Школой^ а также каждым консультпунктом, разработаны перспективные планы заверше- ш я среднего всеобуча. Хорошо работают консультпункты Б.-Боевский, Братовщинский, Теплинский, В.-Ломовецкий и другие. Активно помогают школе руководители совхоза «Больше-Боевский», «Долго- . руковский», колхоза «Родина», е м у «Облмежколхозстроя». Уже в этом году на некоторых предприятиях и в хозяйствах остались только отдельные молодые рабочие, котбрые не имеют среднегб образования и не учатся. Для обеспечения учащихся учебниками в цпсоле создана библиотека за счет средств шефов. В библиотеке 870 эк­ земпляров учебников, которы­ ми обеспечиваются учащиеся. Сейчас завершено комплек­ тование школы учащимися На новый учебный год. В каждом консультпункте назначены ч'чителя для занятий с уча- щимися-заочнйками. Ксщеультпунктам необходима помощь со стороны админи­ страции школы. Но школа по­ рою этого сделать не может из-за отсутствия транспорта. А между тем многие консульт­ пункты находятся на расстоя­ нии двадцати и более километ­ ров. ^ Некоторые консультпункты открыты на базе восьмилетних школ, а поэтому учебного оборудования и наглядных пособий для занятий с учащи­ мися 9—И классов в них нет. Необходимо предусматривать в сметах районных вечерних школ средства на эти цели. Выпуск из вечерних и заоч­ ных школ по сравнению с предыдущим пятилетием дол- 5 кея возрасти вдвое. Вечерняя школа полностью перейдет на новое содержание образования, предстоит добиться ‘ серьезного улучшения всей учебно-воспи­ тательной работы, значительно укрепить учебно-материаль­ ную базу. Педагогический коллектив Долгоруковской вечерней (сменной) средней общеобра­ зовательной школы прилагает большие усилия для успешного выполнения стоящих перед ним сложных и ответственных задач^ Опыт работы лучших консультпунктов школы сви­ детельствует, что многие во­ просы обучения взрослых мож­ но успешно "решать лишь при условии тесного содружества школы с предприятиями, кол­ хозами. совхозами, при актив­ ном, их участии в формирова­ нии и сохранении континген­ тов учащихся, при постоянной помощи и контроле со стороны партийных и советских органов. И. КОЧЕТКОВ, директор Долгоруковской вечерней (сменной) средней общеобразова­ тельной школы. Идет урок. Отвечает кто-то из учеников. Внимательно слу­ шает учительница и вдруг за­ мечает,'как тихо приоткрывает­ ся дверь класса. — Наверное, кто.то из ма­ лышей балуется, — сердится учительница и идет к двери. Открывает ее, и перед ней... Да мало ли кто может в этот момент оказаться перед своей старой, доброй наставницей. Ведь каждый из нас знает, как трудно бывшему выпускнику удержаться и не заглянуть в роднею школу, даже если ты проездом в городе и в твоем распоряжении считанные мину­ ты. Начинающие учйтеля мечта­ ют о таком вот дне, а старые опытные вспоминают слегка за­ думавшись, чуть взгрустнув. Вот и Анна Ивановна Миш­ кина. Уж сколько лет ведет она географию в седьмой средней ■школе Липецка.. А стала рас­ сказывать, как Г. Жеребилов неожиданно предстал перед ней во всем великолепии морской офицерской формы — высокий, красивый. Не утерпела, всплак. пула. Я лишь приметила, с ка­ кой гордостью говорила она о Геннадии, о его делах—словно о родном сыне. Проста ее биография. Учи­ лась в Воронежском педагоги­ ческом институте, в 1952 году закончила его с отличием. По­ чему пошла ча географический факультет? Увлекалась и сей­ час увлекается путешествиями. Кроме того, будучи ученицей школы № 4, влюблена была в учительницу географии М. Ф. Буш, в ее предмет. Мало того, стремится, чтобы и те, кого она теперь учит, тоже полюбили географию. Как это у нее получается? С одной стороны, перед ней стояла цель — увлечь, заста­ вить Полюбить свой предмет, С другой __ задача куда более трудная: постичь души детей, найта к каждому особый под­ ход. И она допоздна засяживает- ся над журналами и книгами, старается не пропустить нц од- ной интересной телепередачи. Если поступила в библиотеку новая книга по географии, Ан­ на Иваиовна узнает об этом первая. Ученики говорят, что ее уроки увлекают не меньше, чем уроки литературы, исто­ рии, математики. Преподавате­ ли из других школ удивляются: — Вы будто и не работаете на уроке. 'Только ходите, гово­ рите. О разнообразии ее методов можно говорить долго. Ей не чужда Изобретательность: то просто беседует, то расскажет что-нибудь интересное из соб­ ственных наблюдений, то уст­ роит диспут, беседу :гза, круг­ лым столом», то уйдет яа згим» с экскурсией; __ Что такое «экономический эффект», «комплексность» • классе на пальцах не лоха- жешь. Все делается ради достиже­ ния глубоких, прочных знаний, основанных на общей заинтере. совавности в учении. Но только не ради самого метода, возве­ денного в принцип. Анна Ива­ новна убеждена, что экеперн- менты, когда они применяются механически, без учета кон- . кретных условий, приводят > только к печальным результа- Ч там: плохому усвоению мате­ риала, ■ У Мишкиной ребята учатся самостоятельно наблюдать фи­ зические явления, анализиро­ вать их. В особую «тетрадь наблюдений» записывают все замеченные изменения расти­ тельного я животного мира, со­ стояний погоды. Собственные наблюдения ученика — основа урока. И выходит, что геогра­ фия — Это. не только «рельефы Северной А.мерики» и «природ­ ные зоны Австралии», но к то­ му Же — повод поразмыслить над социальными явлениями века, побеседовать о междуна­ родном положении, поспорить и помечтать. Любовь к географии может привести в мореходное учили­ ще, как привела она Г. Жере- билова, или в Институт между­ народных отношений, как по­ ступила Н. Некокошева. Человек может поступить в политехнический институт, как Л. Гилева, и в то же время по- прежнему верно любить гео­ графию. Потому что в свое время, сидя на уроках Анн!* Ивановны, ребята просто забы\_^, вали, что они в классе. — Вот стоит она, опершись об указку, рассказывает о Скандинавии, . а я мысленно там, в этой стране, по скалам лазаю, — сказала одна из ее учениц Н. Суркова. Еще Ната­ ша рассказала; — Недавно встретила одного из наших выпускников. Знаете,* что он спросил, как только увидел меня? Как там Анна Ивановна? А в свое время много хлопот ей доставил. Н. Суркова, Л. Коротич, Л. Лобеева _ ученицы А. И. Мишкиной. Каждая из них очень нежно и тепло рассказы­ вала об Анне Ивановне, рисуя портрет Л(рбимой учительницы: строгой и доброй, всегда на уроке и во время перемены в окружении ребят, которые ей беспредельно доверяют, ждут ответа на самые разнообразные вопро<Гы. «Их дрк» . — так об Анне Ивановне говорят род 1 ь тели ее учеников. Т . СПАССКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz