Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
л «и и и с к в « эялм * 7 ш п п 1974 г., Х‘ 183 ПЗ 959? стисеис НАСТАВНИКЕ К АК-ТО мне пришлось присутствовать на одном из комсомольских собра ний в Липецкой средней школе № 2. Как бывшего выпускника, пригласили выступить перед ребятами, рассказать о своем заводе, о рабочих профессиях. Конечно, вопросов было за дано много. Интересовались ре бята тем, как встречают у нас новичков, как проходит обуче- ние. И среди других задали вопрос: а у кого учился я? поручали в (Первую очередь ему. Да и вообще, он — чело век разносторонне образован ный, хоть и имеет за плечами только восьмилетнее образова ние. Я всеТда удивлялся* сколь- ко он успевает читать! Любит литературу, стихи. «Евгения Онегина», «Фауста» наизуёть читает. Потянулся к книжкам и я. Только не (все у меня было гладко. Поступил в политехни ческий Институт. Ту? бы, ко- СПАСИБО, ИВАН ИВАНОВИЧ Тогда я ответил коротко: моим учителем стал кадровый рабочий, ветеран труда, перво классный токарь Иван Ивано вич Стеганцев. Этому человеку я обязан многим. В ремонтно-механический цех я пришел уже, можно ска зать, не новичком. Еще учась й школе, проходил производст венную практику в прессовом цехе, получил разряд фрезе ровщика. В ремо(Нтном почти всю жизнь трудится фрезеров щиком мой отец, Николай Про кофьевич Маклаков. Сейчас нас в шутку так и зовут: «Макла ковы — старший и младший». Он меня я перетянул в свой цех. Только вот фрезеровщи ком так я и не стал. Почему? Меня давно привлекало токар ное дело. Решил попробовать. Просьбу учли — прикрепили к одному токарю. День стою ря дом, два, три... Ничего не де лаю, чувствую: становлюсь сам себе в тягость. Начали одоле вать сомнения — правильно ля сделал выбор? Кто знает, стал ли бы и вообще, токарем, но, на мое счастье, в цех пришел Иван Иванович. Приболел ой тогда немного, дома был. Помню, Василий Семенович Терпугов, наш старший мастер, даже обрадовался. Иди, гово рит мне, к нему, не пожалеешь. Пошел^ Опять — день стою рядом, два... А Иван Иванович, ой, знаете, какой? Молчунов не любит. Все у него с шуткой, прибауткой. Весело работает. Спрашивает меня: «Ну, не на доело бездельничать?». Надое ло, говорю. Смеется. «Тогда, давай работать!». Что больше всего мйе по- «равилось, Иван Иванойич Не «страховался», йе боялс'й Обру чать мне дело посложнее. Ко нечно, не все мне дайалось сразу, были и неудачи. Но ни когда я Не слышал от у1|иТеля грубого слова или упрека. Та кой он человек. И я ему за это особенно благодарен. Ведь хо рошее настроение в любом де ле — лучший помощник. Уже к концу второго месяца мы с ним червячные шестерни то чили, а это под силу лишь то карю пятого разряда. На разряд я сдал — опять же не без ходатайства учите ля, раньше срока. Стал за сГа- йок сам. Но и тогда один не остался. Как лучше резец зато чить? Иду советоваться к не му. Поставят на сложный, им портный станок. Он порой та кие «каверзы» подбросит, ни й одном техническом справочни ке не найдешь ответа. Опять к учителю. Иван Иванович из по роды тех, кого и в шутку, и всерьез называют «ходячей эн циклопедией». Один из самых гра.мотных токарей в цехе. Всегда все сложные операции нечно, как говорят, собраться, приналечь на занятия. А мне казалось — само все пойдет. Сказалось и то, что тогда ни кто из моих приятелей нигде не учился. Они на улице, и я — с ними. Словом, забросил институт. Помню, Иван Ивано вич первым оказал Мне самые суровые слова. По-моему, в первый раз я тогда его таким строгим видел. Понял, что глу- прсть совершил. Спустя несколько лет испра вил я свою ошибку. Уже после армии, когда вернулся на за вод, в свой цех, стал снова сту дентом. Своему учителю обязан я тем, что овладел «секретами» мастерства. Секретов, конечно, особых нет. Надо цросТо очень любить свое дело, совери1енст- вовать навыки. Этому всегда учил меня Иван Иванович. Помню, как он искренне был рад и первым поздравил, когда я в заводских соревнованиях на лучшего Токаря завоевал пер вое место. Потом был област ной конкурс, где мне снова йосчасТлйвилось стать призе ром. Затем — зональный, кото рый проходил в эТом году в Набережных Челнах на КамА Зе. Было нелегко, занял лишь седьмое место. Но особенно не огорчился — состязаться при шлось с «асами», и конкурс научил М1Ногому. Я часто вспоминаю ту встре чу с ребятами в школе. Конеч но, понятен их интерес. Ведь, что скрывать, многие из них еще считают, что ка завод идут только «неудачники», то естй тё, .кто не поступил В вуз иРЙ Техникум. Хочу сказать им, чтб они ойхйбаются. Как-то по считал яVСколько на нашем за воде работает моих однокаш ников. Оказалось, почти пол- класса. Вместе со мной в цехе трудится Саша Сойхер. Шура Поябмарева — технмк-ивженер, Наташа Бочарова — ра^тник отдела главного конструктора. Многие из них, как и я,—сту денты-вечерники, заочники. Многие, как. например, мой од ноклассник Виктор Суханов, учатся очно — по путевкам за вода. Здесь, на заводе, каждого из пих встретили как полноправ ного члена коллектива. Я уве рен, каждый из них смо(г бы назвать человека, который по- М0(Г ему найти себя, свое дело У каждого был свой наставник, которому они' ^агодарны за рабочую науку. Для меня это мой учитель — ветеран труда Иван Иванович Стеганцев. Н. МАКЛАКОВ, токарь ремонтно. механического цеха Ляпецкого станкострои тельного завода- СЕМЕЙНОЕ П О Л Е Т ри года назад во время летних каникул мой брат Василий предложил по работать у него помощником. С того времени мы стали каж* дое лето работать вместе. В прошлом году за ударный труд во время жатвы Василий был награжден медалью «За трудо вую доблесть». Горд был и я, ведь в этом успехе есть час тица и моего труда. После окончания школы за думал перейти на самостоя тельную работу. Брат одобрил решение и сказал: — Что ж. опыт у тебя есть, да и к технике душа лежит. Давай попросим у правления на двоих два комбайна. Ду маю, что справимся, ведь на одном поле работать будем. Нас поддеожали. Вместе от ремонтировали по комбайну, сделали все, чтобы агрегаты не подвели во время работы. От этого зависит успешное вы полнение социалистических обя зательств. А они взяты высо кие. Василий по примеру за донского механизатора В. С Исаева в этом гбду решил вы дать за сезон не менее тысячи тонн зерна, а я — 600. А когда пришла жатва, вме сте с братом выехали в поле. Ему доварили дело посложнее — делать прокосы на горохо вом участке, а я приступил к косовице на свал. Думал, что с пер(вого захода у меня хо рошо получилось. Подошел Василий, осмотрел комбайн. — Ниже срез установить на до, да и скорость нужную вы бирай, поле-то трудное, Вмёсте настроили агрегат. Первые гектары скошены. Ка жется, начало положено. По смотрел внимательно срез неровный местами получается, отдельные участей не чисто прокашиваются. Снова начал искать причину. Оказывается, ножи из-за сильно увлажнен ной маосЫ забиваются. Хотел отрегулировать, но вижу: одно му не справиться. Попросил Василия. Вместе отремонтиро вали ножи, ВНОВЬ настроил жатку. Дело пошло на лад. В день при норме шесть гектаров — скашиваю до девяти. Сей час я работаю на комбайне брата. На бункере его агрега та стоит цифра—10 тысяч. Мне до такого намолота далеко. Но со временем, думаю, поко рю и этот рубеж. Ведь у меня хороший наставник, который всегда рядом, на одном поле. В. котосонов , комбайнер колхоза «Свободный сокол» Добровского района. Н ИКОЛАЙ Барба 1 Ю(н, Дмитрий Рыжков, Владимир Поля- ков, Николай Гончаров, Лидия Бахтиарова... у каждого из них—ныне опытных мастеров своего дела—своя тру довая биография. Но ость и одна, общая черта: все они счита. ют себя воспитанниками Дмитрия Павловича Гусева—наставни. ка моЛодежй, ветерана труда Новолипецкого металлурТическо. го завода. Это ои помог своим подопечным в совершенстве овладеть избранной профессией, найти настоящее место в жизни. И таких энтузиастов, добровольных шефов молодежи нема ло на других предприятиях И в хозяйствах,области. Ныне бо лев трех Тысяч кадровых рабочих, опытных механизаторов и животноводов являются наставниками подрастающей смены.|, В колхозе имени Дзержинского Липецкого района у каждого из семи комбайнеров есть свой подопечный. В этом хозяйстве стало традицией закреплять за опытными механизаторами уча. щихся местной средней школы. Вот и я йынешйюю уборочную Страду почти на каждом агрегате помощниками комбайнеров работают старшеклассники. Вместе со своими наставниками они ведут упорную битву за урожай определяющего года пяти летки. А. А. Шацких-выпускник средней школы—еще совсем недавно в дни летних каникул работал штурвальным, а сегод ня—ои умелый комбайнер и шеф-наСтавник. Вместе с ним по мощником трудится на агрегате девятиклассник Василий Кисе, лев. Они одними из первых в колхозе приступили к обмолоту валков ячменя, им был посвящен специальный выпуск «боево. го листка». Нелегок, но благороден труд наставников. Это люди особого склада, щедро передающие молодой смене свой опыт и ма стерство, заботливо и терпеливо обучающие юношей и двву- шек науке правильно жить^ быть активными строителями ком-* муинстического общества. На XVII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил: пНастав- иики как бы передают эстафету труда из настоящего в буду щее... Следует пожелать, чтобы движение наставников стало массовым, охватило все уголки страны, все заводы, фабрики, шахты, рудники, стройки, колхозы и совхозы. Это замечатель ное, благороднее дело». Этот призыв нашел горячий отклик в большинстве трудовых коллективов нашей области. Все новые и новые отряды энту- зиастов-ветервнов берут шефство над молодежью. На ряде предприятий Липецка И Ельца, в некоторых колхозах и сов хозах созданы советы наставников, которые стали орГанизад(#^ онными и методическими центрами этого движения. НОнакоп. пенный опыУ нуждается в глубоком изучении и обобщении с тем, чтобы все лучшее внедрить в более широкую п|эактику. Многое 8 этом отношении предстоит сделать партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Их долг—по заботиться о том, чтобы у каждого молодого человека был квалифицированный и опытный шеф—наставник, владеющий не только профессиональным мастерством, но и навыками вос питательной работы, знающий основы педагогики. А этому искусству надо учить постоянно, систематически. Правильно поступают те партийные организации, которые создают школы наставников, проводят семинары, совещания и консультации по широкому кругу вопросов трудового и политического вое- питания молодежи, на практике применяют разнообразные формы морального и материального поощрения участников этого движения. Наставничесто —депо партийное, политическое. От правиль ной его постановки во многом зависит формирование профес сиональных и нравственных качеств молодого поколения— досгойной смены ветеранов рабочего класса и колхозного крестьянства. ГОТОВИТЬ ю тниую гиену На страницам «Ленинского знамени» уже рассказывалось об опыте и проблемах наставничества. В частности, шла речь о работе парторганизаций Новолипецкого металлургического завода, совхоза «Агроном», где это движение стало одной из Главных составных частей воспитания подрастающего по коления. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему. В публикуемой статье рассказывается об опыте и проблемах наставничества на Липецком тракторном заводе. К АЖДЫЙ ГОД в цехи Липецкого ордена Ле нина тракторного завода поступают работать подрост ки. Приходят они учениками, чтобы затем стать настоящими рабочими, техниками, инжене. рами, знающими производство с азов, досконально. До нёдав- йего времени ребят отдавали в обучение таким рабочим, о ко торых говорят: «Дело знает». Но нередко случалось и так, что «старички» не очень-то при сматривали за своими подо печными. Ребята больше были на побегушках: то сходи в инструменталку, то сбегай в кладовую за ветошью, А чаще просто слонялись по заводу, не аная, чем заняться. Не слу чайно. до октября прошлого года летом принятые в третий тракторный цех 27 подростков совершили четырнадцать про- гулюв, а замечаний и дисцип линарных взысканий и не учесть. При сегодняшней острой не. хватке квалифицированных кадров такое отношение к под готовке трудовой смены было нетерпимо. И партийная орга низация завода взяла под свой контроль обучение н вос питание подростков в цехах. Было разработано и утверж дено завкомом профсоюза и комитете»* комсомола Положе ние о наставничестве, которым четко определены задачи на ставников, их права и обязан ности. Собственно, с этого й началась новая страница шефства кадровых рабочих над молодыми. Особенно заметные переме. ны произошли в третьем трак* тюрном. А началось это так. Секретарь партийного бюро Николай Степанович Лавров побеседовал с коммунистами. Выясннло(Сь, что наладчики Иван Матвеевич Мелехов и Василий, Дмитриевич Селива нов, фрезеровщик Николай Иванович Плотников, элект рослесарь Александр Иль^ч Лазарев охотно берутей обу чать и воспитывать подрост ков. Они, коммунисты, и со ставили ядро цеховой группы наставников, в которую вскоре влились кадровые тракторо строители Иван Акимович Па- ничкии, Людмила Васильевна Дымова, Владимир Николае вич Сысоев, Елена Васильевна Сафронова, Нина Гавриловна Чапуль, Федор Иванович Ано хин и другие уважаемые в цехе люди, жизнь которых — добрый пример для молодежи. • Тогда же родилась н новая традицйя. Как только в цех приходят подростки, их сразу определяют на рабочие места, а коллектив участка, куда при. шел ученик, избирает для каж. дого наставника. Собрания, посвященные этому, проводятся в красном уголке. Проходят они торжественно. Каждо»1у подростку обязательно вру. чается подарок в память о дне вступления в рабочий коллек тив. Такой ритуал заставляет подтянуться и самих наставни. ков, как бы напомийаёт, что отныне они в ответе не только З а себя, но и за свою смену, за судьбу подростка. Не слу. чайно в цехе все больше ста- новится опытных наставников, настоящих воспитателей. Наладчик, ударник коммуни. стического труда ФеДор Ива. нович Анохин был избран на ставником вчерашнего школь ника Владимира Мещерякова. Кадровый металлист тепло встретил новичка на рабочем месте. Расспросил р жи'Е'Ье- бытье, 'р -родных и товарищах, о планах на будущее. Потом показал станки, на которых пареньку предстояло работать. ‘— Когда я сказал Володе, что работать он будет сразу на трех станках, парень оробел,— рассказывает Федор Ивано. ВИЧ. — Страшновато, говорит, не спра!йлюсЬ. Я показал, как можно не спеша и в то же время быстро управляться, заставить одновременно рабо. тать три станка. Первый день наставник це ликом посвятил своему под шефному. А в следующие ру ководил им, не отрМваясь на долго от своей основной рабо ты. Федор Иванович ненавяз чиво и доброжелательно дает советы, показывает производ ственные приемы, пробуждает в ученике желание глубже познать секреты токарного дела. Не без участия своего настав ника Владимир Мещеряков принял решение поступить на вечернее отделение машино строительного техникума, где теперь успешно учится. КсТатн сказать, многие из молодых рабочих третьего тракторного цеха учатся. Виктор Клюев и Александр Наумов йа подго товительных курсах в инстйту. те, Виктор Афанасьев, Валерий Рыбин, Мария Бычкова закан чивают школу рабочей моло дежи.. Наставники интересуют, ся их успехами в учебе. Бы вают у ребят дома, зИакомы с их родными. Большую роль в налажива нии работы с подростками сыграл цеховой совет настав, ников. Партбюро рекбмендовй. ло его председателем старшую табельщицу, а ныне инспектора отдела кадров Людмилу Ва сильевну Дымову. Она сразу полюбила эту общественную работу н всей душой взялась за дело. — Не участвуя в социали стическом соревновании, нель. зя стат^ полноправным членом цехового коллектива, — гово рит Людмила Васильевна. — И поэтому мы с первых шагов решили вовлечь всех ребят в соревнование. Но как новичку, недавно ставшему к станку, соревноваться с опытными ра бочими? 1акое соперничество не будет на равных и может привести К большим разочаро ваниям. Тогда решили Органи. зовать соревнование между учениками, подбирая группы, работающие приблизительно в равных условиях. Для учеников были установ лены нормативы по их силам, и началось соревнование. Вме. сте с молодыми в нем участ вуют и наставники. Теперь нх работа измеряется также и тем, как идут дела у подопеч ных. Совет наставников на са мом видном месте в цехе обо рудовал «Уголок молодого рабочего». Здесь помешены со циалистические обязательства каждого «3 них. У молодых появился инте- рёё, азарт трудового соперни чества. Одна за другой стали выходить «молнии», Онй сообщали всему цеху об ус пехах подростков в соревнова нии. Вот лишь некоторые из них» выпущенные в этом году. В одной сообщалось, что на втором участке Сергей Горшин дал 102 процента нормы. На следующий день — новое до стижение: «На 8 участке Алексей ГунЬко выполнил нор му на 109 процентов». А через неделю еще сообщение — Василий Шаров, Галина Кня зева и Валерий Рыбйн значи тельно перекрыли дневную норму. Движение приобрело массовый характер. Оперативная информация о ходе соревнования подростков, об их первых трудовых побе дах приковала внимание всех рабочих. Победителей поздрав. ляли товарищи. Подростки видели, что о них постоянно помнят, что их работа нужна цеху. И это было главной ли нией воспитания, линией, ко. торая быстро свела йа нет дисциплинарные проступки ре бят. Совет наставников одно, временно организовал д,ля молодых рабочих ряд экскур сий и походов. Особенно за помнились ребятам поездки в города Воронеж, Волгоград. Причем в Волгоград ребята ездили с наставником Алек сандром Ильичем Лазаре вым — участником битвы за город на Волге. Сегодня всем 27 недавним подросткам, а ныне, молодым рабочим третьего тракторного цеха коммунистического труда, присвоены рабочие разряды. Все они трудятся самостоя тельно и довольно успешно. Это дисциплинированные люди, сознающие рвою ответствен ность перед коллективом. Я не сомневаюсь, что совсем ско ро мы встретим их йМена срёДя передовиков производства, по бедителей во Всесоюзном со циалистическом соревйоваййй за досрочное выполнение зада ний девятой пятилетки. Хоро шими рабочими подростки стали потому, что с большой любовью, бескорыстно « тер пели зо отдавали им свое дра гоценное Время опытные на ставники. Да н не только в третьем тракторном ширится движе киё наставников. В целом на заводе 369 кадровых рабо чих шефствуют над молодыми, в цехах создано 26 советов настааников. Иными словами, новое движение приобрело до вольно широкий размах. Й тут возникает много проблем. Пер. вая — наставников надо учить, они нуждаются в помощи, кои. сультациях. И организовать эго следует в общезаводском мае штабе. Пока же администрация цехов недостаточно заботится об этих людях. Наставников мало поощряют. Правда, в утверждённом Положении о наставничестве прёдусмотре ны меры морального и мате риального стимулирования их работы. Но на практике они не применяются. Партком, зав. ком и комитет комсомола все ещё никак не могут оконча тельно договориться о степени вознагрвжденйя наставников. А время не ждет. Сейчас в цехах готовятся встречать новых подростков, которые пойдут работать на завод, И надо всесторойне подготовиться к приёму нового пополнения. Их первые шаги в коллективе во многом будут зависеть от уровня постановки наставни ческой работы. Вот почему к этому движению необходимо привлечь внимание всей обще ственности завода, чтобы оно Крепло, развивалось, вовлекало в свои ряды все больше кад ровых тракторостроителей. Г. САРАПУЛКИН. П Е Р В А Я На Липецком тракторном заводе в каждом цехе есть свои наставники. Вот двое из них — мастер В. А. Чуркин (на снимке — первый еле. ва) и слесарь шестого раз ряда В. А. Болдырев (вто рой — справа). Оба они из экспериментального цеха, я у каждого — свой подО. печный. У В. А. Чуркина — молодой слесарь Констан тин Соловьев (слева —вто рой), у В. А. Болдырева — Александр Павлов. В прош. лом году они пришли рабо тать в цех и сейчас хорошо владеют своей профессией. Фото В. Финогииа. Х орошо помню, как впер вые я пришел в бригаду, которую возглавляет ИвВн Яковлевич Гуков. Было это Осенью прошлого года. Е!стре- тил он меня приветливо, рас спросил о житье-бытье, позна комил с ребятами, со стройкой. В то время бригада вела мон таж конструкций главного кор пуса кислородноткон верторного цеха 2 на отметке 4 -И «600. Вот с этой высоты и иача- .^ась новая страница в моей рудовой биографии. Конечно, было не просто начинать в не знакомом коллективе, А тут еще неу 1 верен 1 НОсть: а сумею ли? Ведь стать монтажником не просто- ШефстВо акдо мной взял сам бря'гаднр. Сколько терпе ния и выдержки надо было ему М(меть, чтобы разъяснить мне «азы» монтажного дела? Помню, устанавливали как-то балку; на одной стороне — я, на Другой —‘ бригадир. Про стая операция, а вот быстро н надежно закрепить болты у ме- йя не получалось. Подошел бригадир, ловко покачал клю чом однМ болт, подтяяуД — и все остальные встали на место. А сколько за это время та ких случаев бьшо. И Иван Я(Ковлевич всегда терпеливо объяснит,' а то и сам покажет, как выётрее й иваДнфнциро- ванней можно сделать ту иля ннук> монтажную операцию. Коллективизм — вот чем сильна наша бригада. Каждый старается сделать больше к лучше, чтобы не подвести то варищей. И каждый проверя ется на деле. Как-то подошел .ко мне Иван Яковлевич и скац зал; «Есть для тебя подходя щее дело, попробуй». Я по(. чувствовал, что предстоит серьезный экзамен поручил подготовить сложный «зазор» под сварку. Четыре часа бил ся над этой операцией и все-* таки сделал. Пожалуй, тогда я впервые почувствовал, что вместе с бригадой делаю на стоящее дело. Сейчас, навер- Нгое, такой «зазо*р» подгото вил бы и за два часа. Но тот был первый. Этой весной я успешно сдаЛ на четвертый разряд, и брига дир поздравил меня с трудо вым успехом. Еще запомни лось мне, как вручали нашей^' бригаде переходящее Красное знамя за победу в соревней ваяия. Такая награда — пер вая в моей жизни. Сейчас на ша бригада продолжает соору„ жать главный корпус шк ККЦ-2. Июльское задание пе ревыполнили. А впереди — но вая высота; надо быстрее «пройти» двадцатую ось, что. бы дать фронт работ для мон тажа второго и третьего • ко!и верторов. М. ИВАНОВ, слесарь-монтажник управления .N9 I тресте «Липецкметаллургмонтажа». ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ '41 ЕМЬ лет назад при шла я работать дояркой на молочнотоварную ферму племзавода «Конь^Коло- дезский». Первой моей настав ницей была замечательная труженица, Герой Социалистя- «*есжато Труда Евдокия Михай- ло'вна Дедова, которая в свое время обучала мастерству В. И. РындНну, помогла ей стать пе редовой дояркой. Она научила и меня раздаивать и правильно кррмить коров с учетом их п'родуктишюстй, привила лю бовь к нелегкому труду дояр ки. Вскоре мы торжественно проводили Евдокию Михайлов ну на пенсию, и дальнейшее шес^тво надо мной взяла В. И. Рындина. Она давала нам, мо лодым дояркам, ценные сове ты, показывала пример добро совестного отношения к труду. Варвара Ильинична упорно и настойчиво улучшает свои по казатели. Теперь я соревнуюсь с быв шей своей (Наставницей. Прав да, соперничать с такой дояр кой нелегко, но вместе с тем и радостно. За семь месяцев я надои.та по 3650 килограм мов молока от коровы, а Вар вара Йльийична — более 4200. Заветная моя мечта — достичь мастерства В. И. Рындиной. В нашем хозяйстве укорени лась добрая традиция: опмт» . ные животноводы шефствунут над молодыми. Так, например, В. И. Рындина помогла МаШе Наумовой, которая работает дояркой второй год и стала хорошим мастером своего дела» В свою очередь вместе с опыт ной дояркой М, И, Панариной она взяла шефство над Машей Подкоуро, которая также рошо освоила избранную про* фессию. Одним словом, традяи цин наставничества продолжай ются, (И хочется выразиш большую признательность те^я^, кто, не считаясь со временем, передает свой опыт я знаяВ» молодым. Хотелось бы высказать « ’та» кое предложение. Сейчас ваВ многих хозяйствах, в том чис ле и а нашем, передовым .ра бочим и колхозникам, прорабо тавшим долгое время, присва-, ивается звание почетный ра- у бочий или колхозник. А поче му бы в условиях не записать, что это почетное звание, трн- сваивается тому, кто обучи* своей профессии, допустим, не менее пяти человек? По- (моему, это будет справедли во по отношению к ветеранам- наставникам. Л. КРЫСЕНКОВА, доярка племзавода «Конь- Колодезскнй», делегат XVII съезда ВЛКе1УЕ ИЗДИНАСТИИ ЕФРЕМОВА Н Е ЗАБЫТЬ мне тоТ день, когда состоялась первая^ встреча с вами, Алексей Васильевич. Почему-то я пред ставлял Своего наставника хму рым, неразговорчивым и очень занятым. Но, увидев вас, сразу почувствовал, что знакомлюсь с человеком, с которым подру жусь на всю жизнь. До глуби ны души меня тро(нулн слова: — Что Ж, сынох, начнем ра ботать. Хотелось на этот добрый отеческий тон ответить чем-то ^льшим , хорошим. С первых же дней я стара.лся заслужить похвалу, не омрачить ваше на строение, Я очень боялся не удачи. Помню, при обработке одной из деталей в стешке за губил несколько резцов. При знаюсь, приходила невеселая мысль, что не выйдет из меня хорошего токаря. Но сомнения вскоре развеялись. По вашему совету сбавил оборот резца, и дело пошло на лад. Я воспря нул духом. Правда, не надолго. Помните, при обработке корпу са для насоса допустил откло нение от чертежа? Тогда вы подошли ко мне и дали корот кий совет. Я понял, что о ма стерстве токаря судят прежде всего до качеству его работы. И вот — первая удёча: выполнил норму и с безуко ризненным качеством обрабо тал детали. И опять вы сдер жанно, но тепло похвалили за успех. А после смены произо шел тот памятный разговор о дальнейшей моей учебе. Я уз нал о нелегкой вашей жизни, « трудностях, которые вы пре одолели, о постоянном стрем лении к знаниям. Война поме шала вам получить образова ние. В мирные дни, уже буду чи отцом семейства, вы сел* за нниги, обучались сначала е трехгодичной заводской шкэл< мастеров, а затем — в город ской. Помня совет о продолжения учебы, я воспринял его как важное поручение. И когда до поздна засиживался за урока ми, вспоминал о вас, о вашем упорстве и настойчивости. И вот закончил девятый класс. Сорок молодых рабочих обу чили вы токарному мастерству. И все они, как и я, с гордо стью причисляют себя к дина стии Ефремова, к вашей шко ле, Алексей Васильевич. Ю. КОНОПЛЕВ- токарь первого меха нического цеха елецкого завода «Гидропривод».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz