Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

л «и и и с к в « эялм * 7 ш п п 1974 г., Х‘ 183 ПЗ 959? стисеис НАСТАВНИКЕ К АК-ТО мне пришлось присутствовать на одном из комсомольских собра­ ний в Липецкой средней школе № 2. Как бывшего выпускника, пригласили выступить перед ребятами, рассказать о своем заводе, о рабочих профессиях. Конечно, вопросов было за­ дано много. Интересовались ре­ бята тем, как встречают у нас новичков, как проходит обуче- ние. И среди других задали вопрос: а у кого учился я? поручали в (Первую очередь ему. Да и вообще, он — чело­ век разносторонне образован­ ный, хоть и имеет за плечами только восьмилетнее образова­ ние. Я всеТда удивлялся* сколь- ко он успевает читать! Любит литературу, стихи. «Евгения Онегина», «Фауста» наизуёть читает. Потянулся к книжкам и я. Только не (все у меня было гладко. Поступил в политехни­ ческий Институт. Ту? бы, ко- СПАСИБО, ИВАН ИВАНОВИЧ Тогда я ответил коротко: моим учителем стал кадровый рабочий, ветеран труда, перво­ классный токарь Иван Ивано­ вич Стеганцев. Этому человеку я обязан многим. В ремонтно-механический цех я пришел уже, можно ска­ зать, не новичком. Еще учась й школе, проходил производст­ венную практику в прессовом цехе, получил разряд фрезе­ ровщика. В ремо(Нтном почти всю жизнь трудится фрезеров­ щиком мой отец, Николай Про­ кофьевич Маклаков. Сейчас нас в шутку так и зовут: «Макла­ ковы — старший и младший». Он меня я перетянул в свой цех. Только вот фрезеровщи­ ком так я и не стал. Почему? Меня давно привлекало токар­ ное дело. Решил попробовать. Просьбу учли — прикрепили к одному токарю. День стою ря­ дом, два, три... Ничего не де­ лаю, чувствую: становлюсь сам себе в тягость. Начали одоле­ вать сомнения — правильно ля сделал выбор? Кто знает, стал ли бы и вообще, токарем, но, на мое счастье, в цех пришел Иван Иванович. Приболел ой тогда немного, дома был. Помню, Василий Семенович Терпугов, наш старший мастер, даже обрадовался. Иди, гово­ рит мне, к нему, не пожалеешь. Пошел^ Опять — день стою рядом, два... А Иван Иванович, ой, знаете, какой? Молчунов не любит. Все у него с шуткой, прибауткой. Весело работает. Спрашивает меня: «Ну, не на­ доело бездельничать?». Надое­ ло, говорю. Смеется. «Тогда, давай работать!». Что больше всего мйе по- «равилось, Иван Иванойич Не «страховался», йе боялс'й Обру­ чать мне дело посложнее. Ко­ нечно, не все мне дайалось сразу, были и неудачи. Но ни­ когда я Не слышал от у1|иТеля грубого слова или упрека. Та­ кой он человек. И я ему за это особенно благодарен. Ведь хо­ рошее настроение в любом де­ ле — лучший помощник. Уже к концу второго месяца мы с ним червячные шестерни то­ чили, а это под силу лишь то­ карю пятого разряда. На разряд я сдал — опять же не без ходатайства учите­ ля, раньше срока. Стал за сГа- йок сам. Но и тогда один не остался. Как лучше резец зато­ чить? Иду советоваться к не­ му. Поставят на сложный, им­ портный станок. Он порой та­ кие «каверзы» подбросит, ни й одном техническом справочни­ ке не найдешь ответа. Опять к учителю. Иван Иванович из по­ роды тех, кого и в шутку, и всерьез называют «ходячей эн­ циклопедией». Один из самых гра.мотных токарей в цехе. Всегда все сложные операции нечно, как говорят, собраться, приналечь на занятия. А мне казалось — само все пойдет. Сказалось и то, что тогда ни­ кто из моих приятелей нигде не учился. Они на улице, и я — с ними. Словом, забросил институт. Помню, Иван Ивано­ вич первым оказал Мне самые суровые слова. По-моему, в первый раз я тогда его таким строгим видел. Понял, что глу- прсть совершил. Спустя несколько лет испра­ вил я свою ошибку. Уже после армии, когда вернулся на за ­ вод, в свой цех, стал снова сту­ дентом. Своему учителю обязан я тем, что овладел «секретами» мастерства. Секретов, конечно, особых нет. Надо цросТо очень любить свое дело, совери1енст- вовать навыки. Этому всегда учил меня Иван Иванович. Помню, как он искренне был рад и первым поздравил, когда я в заводских соревнованиях на лучшего Токаря завоевал пер­ вое место. Потом был област­ ной конкурс, где мне снова йосчасТлйвилось стать призе­ ром. Затем — зональный, кото­ рый проходил в эТом году в Набережных Челнах на КамА­ Зе. Было нелегко, занял лишь седьмое место. Но особенно не огорчился — состязаться при­ шлось с «асами», и конкурс научил М1Ногому. Я часто вспоминаю ту встре­ чу с ребятами в школе. Конеч­ но, понятен их интерес. Ведь, что скрывать, многие из них еще считают, что ка завод идут только «неудачники», то естй тё, .кто не поступил В вуз иРЙ Техникум. Хочу сказать им, чтб они ойхйбаются. Как-то по­ считал яVСколько на нашем за­ воде работает моих однокаш­ ников. Оказалось, почти пол- класса. Вместе со мной в цехе трудится Саша Сойхер. Шура Поябмарева — технмк-ивженер, Наташа Бочарова — ра^тник отдела главного конструктора. Многие из них, как и я,—сту­ денты-вечерники, заочники. Многие, как. например, мой од­ ноклассник Виктор Суханов, учатся очно — по путевкам за­ вода. Здесь, на заводе, каждого из пих встретили как полноправ­ ного члена коллектива. Я уве­ рен, каждый из них смо(г бы назвать человека, который по- М0(Г ему найти себя, свое дело У каждого был свой наставник, которому они' ^агодарны за рабочую науку. Для меня это мой учитель — ветеран труда Иван Иванович Стеганцев. Н. МАКЛАКОВ, токарь ремонтно. механического цеха Ляпецкого станкострои­ тельного завода- СЕМЕЙНОЕ П О Л Е Т ри года назад во время летних каникул мой брат Василий предложил по­ работать у него помощником. С того времени мы стали каж* дое лето работать вместе. В прошлом году за ударный труд во время жатвы Василий был награжден медалью «За трудо­ вую доблесть». Горд был и я, ведь в этом успехе есть час­ тица и моего труда. После окончания школы за­ думал перейти на самостоя­ тельную работу. Брат одобрил решение и сказал: — Что ж. опыт у тебя есть, да и к технике душа лежит. Давай попросим у правления на двоих два комбайна. Ду­ маю, что справимся, ведь на одном поле работать будем. Нас поддеожали. Вместе от­ ремонтировали по комбайну, сделали все, чтобы агрегаты не подвели во время работы. От этого зависит успешное вы­ полнение социалистических обя­ зательств. А они взяты высо­ кие. Василий по примеру за­ донского механизатора В. С Исаева в этом гбду решил вы­ дать за сезон не менее тысячи тонн зерна, а я — 600. А когда пришла жатва, вме­ сте с братом выехали в поле. Ему доварили дело посложнее — делать прокосы на горохо­ вом участке, а я приступил к косовице на свал. Думал, что с пер(вого захода у меня хо­ рошо получилось. Подошел Василий, осмотрел комбайн. — Ниже срез установить на­ до, да и скорость нужную вы­ бирай, поле-то трудное, Вмёсте настроили агрегат. Первые гектары скошены. Ка­ жется, начало положено. По­ смотрел внимательно срез неровный местами получается, отдельные участей не чисто прокашиваются. Снова начал искать причину. Оказывается, ножи из-за сильно увлажнен­ ной маосЫ забиваются. Хотел отрегулировать, но вижу: одно­ му не справиться. Попросил Василия. Вместе отремонтиро­ вали ножи, ВНОВЬ настроил жатку. Дело пошло на лад. В день при норме шесть гектаров — скашиваю до девяти. Сей­ час я работаю на комбайне брата. На бункере его агрега­ та стоит цифра—10 тысяч. Мне до такого намолота далеко. Но со временем, думаю, поко­ рю и этот рубеж. Ведь у меня хороший наставник, который всегда рядом, на одном поле. В. котосонов , комбайнер колхоза «Свободный сокол» Добровского района. Н ИКОЛАЙ Барба 1 Ю(н, Дмитрий Рыжков, Владимир Поля- ков, Николай Гончаров, Лидия Бахтиарова... у каждого из них—ныне опытных мастеров своего дела—своя тру­ довая биография. Но ость и одна, общая черта: все они счита. ют себя воспитанниками Дмитрия Павловича Гусева—наставни. ка моЛодежй, ветерана труда Новолипецкого металлурТическо. го завода. Это ои помог своим подопечным в совершенстве овладеть избранной профессией, найти настоящее место в жизни. И таких энтузиастов, добровольных шефов молодежи нема­ ло на других предприятиях И в хозяйствах,области. Ныне бо­ лев трех Тысяч кадровых рабочих, опытных механизаторов и животноводов являются наставниками подрастающей смены.|, В колхозе имени Дзержинского Липецкого района у каждого из семи комбайнеров есть свой подопечный. В этом хозяйстве стало традицией закреплять за опытными механизаторами уча. щихся местной средней школы. Вот и я йынешйюю уборочную Страду почти на каждом агрегате помощниками комбайнеров работают старшеклассники. Вместе со своими наставниками они ведут упорную битву за урожай определяющего года пяти­ летки. А. А. Шацких-выпускник средней школы—еще совсем недавно в дни летних каникул работал штурвальным, а сегод­ ня—ои умелый комбайнер и шеф-наСтавник. Вместе с ним по­ мощником трудится на агрегате девятиклассник Василий Кисе, лев. Они одними из первых в колхозе приступили к обмолоту валков ячменя, им был посвящен специальный выпуск «боево. го листка». Нелегок, но благороден труд наставников. Это люди особого склада, щедро передающие молодой смене свой опыт и ма­ стерство, заботливо и терпеливо обучающие юношей и двву- шек науке правильно жить^ быть активными строителями ком-* муинстического общества. На XVII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил: пНастав- иики как бы передают эстафету труда из настоящего в буду­ щее... Следует пожелать, чтобы движение наставников стало массовым, охватило все уголки страны, все заводы, фабрики, шахты, рудники, стройки, колхозы и совхозы. Это замечатель­ ное, благороднее дело». Этот призыв нашел горячий отклик в большинстве трудовых коллективов нашей области. Все новые и новые отряды энту- зиастов-ветервнов берут шефство над молодежью. На ряде предприятий Липецка И Ельца, в некоторых колхозах и сов­ хозах созданы советы наставников, которые стали орГанизад(#^ онными и методическими центрами этого движения. НОнакоп. пенный опыУ нуждается в глубоком изучении и обобщении с тем, чтобы все лучшее внедрить в более широкую п|эактику. Многое 8 этом отношении предстоит сделать партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Их долг—по­ заботиться о том, чтобы у каждого молодого человека был квалифицированный и опытный шеф—наставник, владеющий не только профессиональным мастерством, но и навыками вос­ питательной работы, знающий основы педагогики. А этому искусству надо учить постоянно, систематически. Правильно поступают те партийные организации, которые создают школы наставников, проводят семинары, совещания и консультации по широкому кругу вопросов трудового и политического вое- питания молодежи, на практике применяют разнообразные формы морального и материального поощрения участников этого движения. Наставничесто —депо партийное, политическое. От правиль­ ной его постановки во многом зависит формирование профес­ сиональных и нравственных качеств молодого поколения— досгойной смены ветеранов рабочего класса и колхозного крестьянства. ГОТОВИТЬ ю тниую гиену На страницам «Ленинского знамени» уже рассказывалось об опыте и проблемах наставничества. В частности, шла речь о работе парторганизаций Новолипецкого металлургического завода, совхоза «Агроном», где это движение стало одной из Главных составных частей воспитания подрастающего по­ коления. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему. В публикуемой статье рассказывается об опыте и проблемах наставничества на Липецком тракторном заводе. К АЖДЫЙ ГОД в цехи Липецкого ордена Ле­ нина тракторного завода поступают работать подрост­ ки. Приходят они учениками, чтобы затем стать настоящими рабочими, техниками, инжене. рами, знающими производство с азов, досконально. До нёдав- йего времени ребят отдавали в обучение таким рабочим, о ко­ торых говорят: «Дело знает». Но нередко случалось и так, что «старички» не очень-то при­ сматривали за своими подо­ печными. Ребята больше были на побегушках: то сходи в инструменталку, то сбегай в кладовую за ветошью, А чаще просто слонялись по заводу, не аная, чем заняться. Не слу­ чайно. до октября прошлого года летом принятые в третий тракторный цех 27 подростков совершили четырнадцать про- гулюв, а замечаний и дисцип­ линарных взысканий и не учесть. При сегодняшней острой не. хватке квалифицированных кадров такое отношение к под­ готовке трудовой смены было нетерпимо. И партийная орга­ низация завода взяла под свой контроль обучение н вос­ питание подростков в цехах. Было разработано и утверж­ дено завкомом профсоюза и комитете»* комсомола Положе­ ние о наставничестве, которым четко определены задачи на­ ставников, их права и обязан­ ности. Собственно, с этого й началась новая страница шефства кадровых рабочих над молодыми. Особенно заметные переме. ны произошли в третьем трак* тюрном. А началось это так. Секретарь партийного бюро Николай Степанович Лавров побеседовал с коммунистами. Выясннло(Сь, что наладчики Иван Матвеевич Мелехов и Василий, Дмитриевич Селива­ нов, фрезеровщик Николай Иванович Плотников, элект­ рослесарь Александр Иль^ч Лазарев охотно берутей обу­ чать и воспитывать подрост­ ков. Они, коммунисты, и со­ ставили ядро цеховой группы наставников, в которую вскоре влились кадровые тракторо­ строители Иван Акимович Па- ничкии, Людмила Васильевна Дымова, Владимир Николае­ вич Сысоев, Елена Васильевна Сафронова, Нина Гавриловна Чапуль, Федор Иванович Ано­ хин и другие уважаемые в цехе люди, жизнь которых — добрый пример для молодежи. • Тогда же родилась н новая традицйя. Как только в цех приходят подростки, их сразу определяют на рабочие места, а коллектив участка, куда при. шел ученик, избирает для каж. дого наставника. Собрания, посвященные этому, проводятся в красном уголке. Проходят они торжественно. Каждо»1у подростку обязательно вру. чается подарок в память о дне вступления в рабочий коллек­ тив. Такой ритуал заставляет подтянуться и самих наставни. ков, как бы напомийаёт, что отныне они в ответе не только З а себя, но и за свою смену, за судьбу подростка. Не слу. чайно в цехе все больше ста- новится опытных наставников, настоящих воспитателей. Наладчик, ударник коммуни. стического труда ФеДор Ива. нович Анохин был избран на­ ставником вчерашнего школь­ ника Владимира Мещерякова. Кадровый металлист тепло встретил новичка на рабочем месте. Расспросил р жи'Е'Ье- бытье, 'р -родных и товарищах, о планах на будущее. Потом показал станки, на которых пареньку предстояло работать. ‘— Когда я сказал Володе, что работать он будет сразу на трех станках, парень оробел,— рассказывает Федор Ивано. ВИЧ. — Страшновато, говорит, не спра!йлюсЬ. Я показал, как можно не спеша и в то же время быстро управляться, заставить одновременно рабо. тать три станка. Первый день наставник це­ ликом посвятил своему под­ шефному. А в следующие ру­ ководил им, не отрМваясь на­ долго от своей основной рабо­ ты. Федор Иванович ненавяз­ чиво и доброжелательно дает советы, показывает производ­ ственные приемы, пробуждает в ученике желание глубже познать секреты токарного дела. Не без участия своего настав­ ника Владимир Мещеряков принял решение поступить на вечернее отделение машино­ строительного техникума, где теперь успешно учится. КсТатн сказать, многие из молодых рабочих третьего тракторного цеха учатся. Виктор Клюев и Александр Наумов йа подго­ товительных курсах в инстйту. те, Виктор Афанасьев, Валерий Рыбин, Мария Бычкова закан­ чивают школу рабочей моло­ дежи.. Наставники интересуют, ся их успехами в учебе. Бы­ вают у ребят дома, зИакомы с их родными. Большую роль в налажива­ нии работы с подростками сыграл цеховой совет настав, ников. Партбюро рекбмендовй. ло его председателем старшую табельщицу, а ныне инспектора отдела кадров Людмилу Ва­ сильевну Дымову. Она сразу полюбила эту общественную работу н всей душой взялась за дело. — Не участвуя в социали­ стическом соревновании, нель. зя стат^ полноправным членом цехового коллектива, — гово­ рит Людмила Васильевна. — И поэтому мы с первых шагов решили вовлечь всех ребят в соревнование. Но как новичку, недавно ставшему к станку, соревноваться с опытными ра­ бочими? 1акое соперничество не будет на равных и может привести К большим разочаро­ ваниям. Тогда решили Органи. зовать соревнование между учениками, подбирая группы, работающие приблизительно в равных условиях. Для учеников были установ­ лены нормативы по их силам, и началось соревнование. Вме. сте с молодыми в нем участ­ вуют и наставники. Теперь нх работа измеряется также и тем, как идут дела у подопеч­ ных. Совет наставников на са­ мом видном месте в цехе обо­ рудовал «Уголок молодого рабочего». Здесь помешены со­ циалистические обязательства каждого «3 них. У молодых появился инте- рёё, азарт трудового соперни­ чества. Одна за другой стали выходить «молнии», Онй сообщали всему цеху об ус­ пехах подростков в соревнова­ нии. Вот лишь некоторые из них» выпущенные в этом году. В одной сообщалось, что на втором участке Сергей Горшин дал 102 процента нормы. На следующий день — новое до­ стижение: «На 8 участке Алексей ГунЬко выполнил нор­ му на 109 процентов». А через неделю еще сообщение — Василий Шаров, Галина Кня­ зева и Валерий Рыбйн значи­ тельно перекрыли дневную норму. Движение приобрело массовый характер. Оперативная информация о ходе соревнования подростков, об их первых трудовых побе­ дах приковала внимание всех рабочих. Победителей поздрав. ляли товарищи. Подростки видели, что о них постоянно помнят, что их работа нужна цеху. И это было главной ли­ нией воспитания, линией, ко. торая быстро свела йа нет дисциплинарные проступки ре­ бят. Совет наставников одно, временно организовал д,ля молодых рабочих ряд экскур­ сий и походов. Особенно за­ помнились ребятам поездки в города Воронеж, Волгоград. Причем в Волгоград ребята ездили с наставником Алек­ сандром Ильичем Лазаре­ вым — участником битвы за город на Волге. Сегодня всем 27 недавним подросткам, а ныне, молодым рабочим третьего тракторного цеха коммунистического труда, присвоены рабочие разряды. Все они трудятся самостоя­ тельно и довольно успешно. Это дисциплинированные люди, сознающие рвою ответствен­ ность перед коллективом. Я не сомневаюсь, что совсем ско ро мы встретим их йМена срёДя передовиков производства, по­ бедителей во Всесоюзном со­ циалистическом соревйоваййй за досрочное выполнение зада­ ний девятой пятилетки. Хоро­ шими рабочими подростки стали потому, что с большой любовью, бескорыстно « тер­ пели зо отдавали им свое дра­ гоценное Время опытные на­ ставники. Да н не только в третьем тракторном ширится движе киё наставников. В целом на заводе 369 кадровых рабо­ чих шефствуют над молодыми, в цехах создано 26 советов настааников. Иными словами, новое движение приобрело до­ вольно широкий размах. Й тут возникает много проблем. Пер. вая — наставников надо учить, они нуждаются в помощи, кои. сультациях. И организовать эго следует в общезаводском мае штабе. Пока же администрация цехов недостаточно заботится об этих людях. Наставников мало поощряют. Правда, в утверждённом Положении о наставничестве прёдусмотре ны меры морального и мате­ риального стимулирования их работы. Но на практике они не применяются. Партком, зав. ком и комитет комсомола все ещё никак не могут оконча­ тельно договориться о степени вознагрвжденйя наставников. А время не ждет. Сейчас в цехах готовятся встречать новых подростков, которые пойдут работать на завод, И надо всесторойне подготовиться к приёму нового пополнения. Их первые шаги в коллективе во многом будут зависеть от уровня постановки наставни ческой работы. Вот почему к этому движению необходимо привлечь внимание всей обще ственности завода, чтобы оно Крепло, развивалось, вовлекало в свои ряды все больше кад ровых тракторостроителей. Г. САРАПУЛКИН. П Е Р В А Я На Липецком тракторном заводе в каждом цехе есть свои наставники. Вот двое из них — мастер В. А. Чуркин (на снимке — первый еле. ва) и слесарь шестого раз­ ряда В. А. Болдырев (вто рой — справа). Оба они из экспериментального цеха, я у каждого — свой подО. печный. У В. А. Чуркина — молодой слесарь Констан­ тин Соловьев (слева —вто­ рой), у В. А. Болдырева — Александр Павлов. В прош. лом году они пришли рабо­ тать в цех и сейчас хорошо владеют своей профессией. Фото В. Финогииа. Х орошо помню, как впер­ вые я пришел в бригаду, которую возглавляет ИвВн Яковлевич Гуков. Было это Осенью прошлого года. Е!стре- тил он меня приветливо, рас­ спросил о житье-бытье, позна­ комил с ребятами, со стройкой. В то время бригада вела мон­ таж конструкций главного кор­ пуса кислородноткон верторного цеха 2 на отметке 4 -И «600. Вот с этой высоты и иача- .^ась новая страница в моей рудовой биографии. Конечно, было не просто начинать в не­ знакомом коллективе, А тут еще неу 1 верен 1 НОсть: а сумею ли? Ведь стать монтажником не просто- ШефстВо акдо мной взял сам бря'гаднр. Сколько терпе­ ния и выдержки надо было ему М(меть, чтобы разъяснить мне «азы» монтажного дела? Помню, устанавливали как-то балку; на одной стороне — я, на Другой —‘ бригадир. Про­ стая операция, а вот быстро н надежно закрепить болты у ме- йя не получалось. Подошел бригадир, ловко покачал клю­ чом однМ болт, подтяяуД — и все остальные встали на место. А сколько за это время та­ ких случаев бьшо. И Иван Я(Ковлевич всегда терпеливо объяснит,' а то и сам покажет, как выётрее й иваДнфнциро- ванней можно сделать ту иля ннук> монтажную операцию. Коллективизм — вот чем сильна наша бригада. Каждый старается сделать больше к лучше, чтобы не подвести то­ варищей. И каждый проверя­ ется на деле. Как-то подошел .ко мне Иван Яковлевич и скац зал; «Есть для тебя подходя­ щее дело, попробуй». Я по(. чувствовал, что предстоит серьезный экзамен поручил подготовить сложный «зазор» под сварку. Четыре часа бил­ ся над этой операцией и все-* таки сделал. Пожалуй, тогда я впервые почувствовал, что вместе с бригадой делаю на­ стоящее дело. Сейчас, навер- Нгое, такой «зазо*р» подгото­ вил бы и за два часа. Но тот был первый. Этой весной я успешно сдаЛ на четвертый разряд, и брига­ дир поздравил меня с трудо­ вым успехом. Еще запомни­ лось мне, как вручали нашей^' бригаде переходящее Красное знамя за победу в соревней ваяия. Такая награда — пер­ вая в моей жизни. Сейчас на­ ша бригада продолжает соору„ жать главный корпус шк ККЦ-2. Июльское задание пе­ ревыполнили. А впереди — но­ вая высота; надо быстрее «пройти» двадцатую ось, что. бы дать фронт работ для мон­ тажа второго и третьего • ко!и верторов. М. ИВАНОВ, слесарь-монтажник управления .N9 I тресте «Липецкметаллургмонтажа». ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ '41 ЕМЬ лет назад при­ шла я работать дояркой на молочнотоварную ферму племзавода «Конь^Коло- дезский». Первой моей настав­ ницей была замечательная труженица, Герой Социалистя- «*есжато Труда Евдокия Михай- ло'вна Дедова, которая в свое время обучала мастерству В. И. РындНну, помогла ей стать пе­ редовой дояркой. Она научила и меня раздаивать и правильно кррмить коров с учетом их п'родуктишюстй, привила лю­ бовь к нелегкому труду дояр­ ки. Вскоре мы торжественно проводили Евдокию Михайлов­ ну на пенсию, и дальнейшее шес^тво надо мной взяла В. И. Рындина. Она давала нам, мо­ лодым дояркам, ценные сове­ ты, показывала пример добро­ совестного отношения к труду. Варвара Ильинична упорно и настойчиво улучшает свои по­ казатели. Теперь я соревнуюсь с быв­ шей своей (Наставницей. Прав­ да, соперничать с такой дояр­ кой нелегко, но вместе с тем и радостно. За семь месяцев я надои.та по 3650 килограм­ мов молока от коровы, а Вар­ вара Йльийична — более 4200. Заветная моя мечта — достичь мастерства В. И. Рындиной. В нашем хозяйстве укорени­ лась добрая традиция: опмт» . ные животноводы шефствунут над молодыми. Так, например, В. И. Рындина помогла МаШе Наумовой, которая работает дояркой второй год и стала хорошим мастером своего дела» В свою очередь вместе с опыт­ ной дояркой М, И, Панариной она взяла шефство над Машей Подкоуро, которая также рошо освоила избранную про* фессию. Одним словом, традяи цин наставничества продолжай ются, (И хочется выразиш большую признательность те^я^, кто, не считаясь со временем, передает свой опыт я знаяВ» молодым. Хотелось бы высказать « ’та» кое предложение. Сейчас ваВ многих хозяйствах, в том чис­ ле и а нашем, передовым .ра­ бочим и колхозникам, прорабо­ тавшим долгое время, присва-, ивается звание почетный ра- у бочий или колхозник. А поче­ му бы в условиях не записать, что это почетное звание, трн- сваивается тому, кто обучи* своей профессии, допустим, не менее пяти человек? По- (моему, это будет справедли­ во по отношению к ветеранам- наставникам. Л. КРЫСЕНКОВА, доярка племзавода «Конь- Колодезскнй», делегат XVII съезда ВЛКе1УЕ ИЗДИНАСТИИ ЕФРЕМОВА Н Е ЗАБЫТЬ мне тоТ день, когда состоялась первая^ встреча с вами, Алексей Васильевич. Почему-то я пред­ ставлял Своего наставника хму­ рым, неразговорчивым и очень занятым. Но, увидев вас, сразу почувствовал, что знакомлюсь с человеком, с которым подру­ жусь на всю жизнь. До глуби­ ны души меня тро(нулн слова: — Что Ж, сынох, начнем ра­ ботать. Хотелось на этот добрый отеческий тон ответить чем-то ^льшим , хорошим. С первых же дней я стара.лся заслужить похвалу, не омрачить ваше на­ строение, Я очень боялся не­ удачи. Помню, при обработке одной из деталей в стешке за­ губил несколько резцов. При­ знаюсь, приходила невеселая мысль, что не выйдет из меня хорошего токаря. Но сомнения вскоре развеялись. По вашему совету сбавил оборот резца, и дело пошло на лад. Я воспря­ нул духом. Правда, не надолго. Помните, при обработке корпу­ са для насоса допустил откло­ нение от чертежа? Тогда вы подошли ко мне и дали корот­ кий совет. Я понял, что о ма­ стерстве токаря судят прежде всего до качеству его работы. И вот — первая удёча: выполнил норму и с безуко­ ризненным качеством обрабо­ тал детали. И опять вы сдер­ жанно, но тепло похвалили за успех. А после смены произо­ шел тот памятный разговор о дальнейшей моей учебе. Я уз­ нал о нелегкой вашей жизни, « трудностях, которые вы пре­ одолели, о постоянном стрем­ лении к знаниям. Война поме­ шала вам получить образова­ ние. В мирные дни, уже буду­ чи отцом семейства, вы сел* за нниги, обучались сначала е трехгодичной заводской шкэл< мастеров, а затем — в город­ ской. Помня совет о продолжения учебы, я воспринял его как важное поручение. И когда до­ поздна засиживался за урока­ ми, вспоминал о вас, о вашем упорстве и настойчивости. И вот закончил девятый класс. Сорок молодых рабочих обу­ чили вы токарному мастерству. И все они, как и я, с гордо­ стью причисляют себя к дина­ стии Ефремова, к вашей шко­ ле, Алексей Васильевич. Ю. КОНОПЛЕВ- токарь первого меха­ нического цеха елецкого завода «Гидропривод».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz