Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
27 люш 1974 г., X* 148 (18 92-0 Т г е Т Г И Т Г ^ 'Г С Г Е З Т Г ’А Ш И П ЕД А ГО ГА И РОДИТЕЛЯ Ответственный возраст! —нередко говорет о дошколънм- вжольном возрасте детм нуждаются в нх особом вниманмн ках. Ученые доказали, что воспитательные потери этого воз* и контроле. Такой взгляд опровергают две статьи о разных раста подчас бывают невосполнимы. Великий русский писатель сторонах взаимоотношений родителей и дошкольников. Ре* Л. Н. Толстой, известный и как замечательный педагог, гово* ^ дакция намерена м далее публиковать материалы о дошколь* рил, что ребенок в первые годы жизни получает главное зна* ном воспитании. Кстати, секция по дошкольному воспитанию ние, представление о ней. будет работать и во время предстоящего областного съезда К сожалению, некоторые родители считают, что только в по коммунистическому воспитанию. КТО КОМУ ПОМОГАЕТ Передо мной •— данные о семьях наших учеников. Из 293 в 212 работают отец и мать, семьи эти неплохо обеспечены материально, 214 имеют хоро шие и отличные квартирные условия, у 215 есть телевизоры, в 280 книга, газета, журнал занимают достойное место — выписывают их и для детей. И все-таки есть еще пробелы в семейном воспитании, есть н неблагополучные семьи. При чины тут, на наш взгляд, та кие; нездоровая атмосфера в семье, низкая культура семей- ' ного быта и отсутствие сколь- нибудь серьезных педагогиче ских знаний у родителей. Ясно, что не учитывать эти факторы школа не может, и надо основательно я энергично работать с родителями. Очень важны наши встречи с ними. Каждую осень проводим беседу-ннструктаж с учителя ми; надо устанавливать с ро дителями самые доверительные отношения. Только тогда роди тель будет с вами откровенен. А без его объективной инфор- ма|Ции, ох, как трудно учителю! Не стоит начинать разговор с отцом или матерью агрессивноз вот-де ваш сынок такой и сякой. Родители легко ранимые люди. Расскажите им, что хорошего в -Г ^ нх ребенке, покажите, что и вы видите это хорошее, а потом переходите и к плохому. Но не ограничивайтесь регистрацией недостатков дайте проду манный совет. Мы добились того, что каж дая семья школьника в нашем селе Талица выписала журнал сСемья и школа», стараемся всех родителей приохотить д чтению педагогической лите ратуры. Действуют педагогиче ский университет и родитель ский лекторий, причем занятия ведутся по гругапам, , Традиционная форма работы с родителями — их собрания, классные и школьные. Мы -Тщательно и заблаговременно к ним готовимся и побуждаем готовиться и родителей, зара-. нее объявляем тематику оче редных собраний и рекоменду ем литературу пО этим темам. Кстати, приглашаем на собра ния и родителей завтрашних учеников. Классные рукбводи- . тели готовят к собраниям вы ставку технического творче ства, -тетрадей, дневников, ри сунков ребят, концерт их ху дожественной самодеятельно сти, чтобы родители могли са ми убедиться, на что способны нх дети. Школьная и детская библио теки используют эти собрания, чтобы пропагандировать педа гогическую литературу — уст раивают книжные выставки и обзор новинок специальной и художественной литературы. Идет подготовка и по другой линии; члены классных роди тельских коллективов посещают семьи учащихся. выясняют, как сс^людают ребята режим дня, как ведут себя дома. О результатах этих посещений сообщается на собраниях. Перед конференцией отцов, например, учителя, руководи тели школы, члены роди тельского комитета и совета содействия семье и школе при совхозе «Талицкий» побывали дома у 50 учеников. Кстати, общественность энер. гнчно помогает нам во всех этих делах. У нас хороший школьный родительский коми тет. Из 15 членов его четверо— с высшим образованием, пять— со средним. Три четверти его состава — работники сельского хозяйства. И все в делах вос питания детей имеют хороший опыт. За каждым членом комитета закреплено 7 —10 семей школь ников. Он заходит в эти «свои» дома, обсуждает с родителями проблемы, конфликты, беседует с ребятами. Комитет организу ет экскурсии учащихся, встречи с интересными людьми. Совет содействия семье и школе при совхозе «Талицкий» возглавляет секретарь парт кома совхоза т. Гузеев, в его составе директор совхоза т. Иванов, председатель сель ского Совета т. Токарев, уп равляющие отделениями сов хоза тт. Исаев и Андронов, главный врач больницы т. Ка расев. Члены совета знают, как кто учится и как себя ведет. Рядом с Доской почета работ ников совхоза —■Доска почета тех, кто в школе успевает на «4» и «5». Члены совета шеф ствуют над трудновоспитуемы ми детьми, вместе с учителями выпускают в совхозе стенгазе ту «Голос школы». На заседа- ниях совхозных парткома н рабочкома обсуждают и воп росы воспитания школьников, беседуют с родителями, кото рые мало внимания уделяют детям. Члены совета и другие роди тели, специалисты, труженики сельского хозяйства выступают на родительских собраниях с докладами, на школьных «огоньках» '— с рассказами о своей профессии, на школьных комсомольских собраниях и пионерских сборах. Когда в Талицком Доме культуры про ходят «День урожая» и празд ник работников сельского хо зяйства, наряду с передовика ми совхоза обязательно отме чают и лучших учеников шко лы, участвовавших в полевых работах. Систематическя рассматри вает вопросы, связанные с жизнью школы, исполком Ко- лосовского сельсовета. А на сессии Совета в октябре прош лого года депутаты обсуждали вопросы о мерах дальнейшего улучшения условий работы ШКОЛЫ;' В этом обсуждении принимала участие вся общест венность села Талины. И ре зультат был значительным; принято решение начать строительство нового школь ного здания, которое будет осуществлять'ся за счет совхо зов «Талицкий» и «Чибисов- ский». школа получит предмет ные кабинеты с новейшим обо рудованием, трактор и сель скохозяйственный инвентарь. При сельсовете работает детская комната милиции. Она тоже поддерживает с на ми контакт. В результате сов местных усилий школы, всех организаций, родителей, об щественности значительно по высилась успеваемость уча щихся. 132 ученика из 410 ус певают на «4» и «5». За по следние пять лет нашими школьниками не было допуще но ни одного правонарушения. Если быть точной, то нельзя говорить, что нам «помогает» общественность села: мы не считаемся, кто тут кому помога ет, а дружао делаем одно нужное дело. С. КАЗАНЦЕВА, директор Талицкой средней школы. В дни весенних каникул в Липецком городском Доме пионеров проходил смотр агит бригад школьных строительных отрядов, посвященный 50-летию присвоения комсомолу имени Ленина. В этом смотре приняли участие сотни стройотрядовцев из 40 школ города. На снимке: выступают ребята из средней школы № 10 Александр Колычев, Сергей Федо ров и Василий Мещеряков. Они исполняют частушки. ___1'___ Фото Ю. Ардашева. ВЗРОСЛЫЕ, ИХ ДЕЛО И ДЕТИ Труд родителей — важный фактор , воспитания. Надо, что бы о нем, о профессиях сво их отцов и матерей знали де ти, чтобы родители делились с ними впечатлениями о рабо те. В моей группе детского са да в основном — дети строи телен. Они знают, где работа ют и что делают их мамы и папы. Но бывают подчас и сложные обстоятельства как с детьми, т^к и с родителями. Приведу несколько приме ров. Проводила я как-то беседу с детьми о рабочих профес сиях. Они охотно рассказыва ли о своих родителях, где н кем те работают. В рассказах детей чувствовались гордость и уважение к труду взрослых. Попросила принять участие в разговоре Галю В. Она вста ла, как мне показалось, мед*' леннее обычного, рассказала, где работает папа. Когда ста ла говорить о маме, сначала со смущением посмотрела на детей и начала так: «Мама сначала работала на фабрике, а сейчас работает почтальо ном». При этом она понизила голос, неуверенно подняла глаза и покраснела. Я почув ствовала, что девочка не же лает почему-то рассказывать о работе мамы. Спросила де- 1 »ей, кем бы они хотели быть. Дети охотно делились мечта ми. А Галя сказала, что она хочет быть врачом. Было яс но, что Галя пренебрегает профессией мамы. Странно это и нехорошо. Я стала рассказывать, какое значение в жизни людей име ет работа почтальона, как не удобно было людям раньше, когда связь была налажена плохо. Рассказала о том, сколько радости в дом прино сит почтальон. Привела при меры времен Отечественной войны, с какой радостью по лучали родные письма с фрон та. И эту радость приносил почтальон! Совершили мы экс курсию на почту. Дети на блюдали, как разбирается кор респонденция, сколько писем и открыток, газет и журналов укладывает в сумку почтальон и, конечно, журналы «Мурзил ка» и «Веселые картинки», ко торые дети очень любят. Ви дели и Галину маму. Она им показала, как ставят штамп на письмо. Галя с гордостью смотрела на маму. А потом она рассказывала, как помо гает маме до-ма, ведь маме приходится много ходить, н она устает. Любовь к труду должна быть первой заповедью совет ского человека. Личный при мер взрослых воспитывает ре бенка. Мама Игоря М. часто жа ловалась, что дома он ее не слушает, часто капризничает. В группе он часто вступал с детьми в конфликты, был раз дражителен, пассивен в делах коллектива. На одном из за нятий ходили с экскурсией на строительство крупнопанель ного дома. Дети смотрели и восхищались машинами, меха низмами, которые облегчают труд человека. Особенно по нравился всем подъемный •кран, огромный, сразу подни мает целую стену. Ребята под няли головы — увидели в ка бине крановщика. «Как высо ко! Какой смелый», — гово рили они. Тогда я сказала, что на та ком же кране работает мама Игоря, она — передовик про изводства, перевыполняет план. Показала ее портрет, напеча танный в газете. Игорь с бла годарностью смотрел на меня. Он понял, что труд его мамы ценят. Дети обступили его, а он с гордостью рассказывал, как маму наградили премией. Пригласили, мы и маму Игоря рассказать о ее работе. После этого поведение маль чика значительно улучшилось. Он стал добрее к товарищам, изменилось его отношение к воспитателям. Внимательнее он стал к маме; все чаще го ворил о вей, о том, как помо гает дома. Как важно уже в дошколь ном возрасте пробудить инте рес у детей к делам и труду взрослых, вызвать желание подражать тому, кто умеет хорошо выполнять порученное дело. Саша П. растет в дружной, трудолюбивой семье. Отец ра ботает каменщ'иком. Он—хоро ший производственник и заме чательный семьянин. Мать — портниха, трудолюбивая, спо койная, хорошая хозяйка. В таком же духе они воспиты вают и своих детей. Когда отец мастерит что-то дома, Саша подает гвоздя* м ож тж , дощечки. Летом на даче он помогает родителям поливать грядки, удаляет сорняки. В детском саду Саша — первый помощник воспитателя и ня ни. Он ловко дежурит, без помощи воспитателя знает, как чистить клетку птички, сколько и какого давать кор ма. Он всегда утешит малень кого ребенка, защитит от обид чика, внимателен к девочкам, Сашу уважают товарищи. Взрослые должны прини мать активное участие в жиз ни детей. Их заботы, поступ ки, игры, все их вещи нельзя считать чем-то несерьезным. „.Наступал Новый год. Де ти всегда с радостью ждут этот праздник. Саша Н. долго не мог запомнить стихотворе ние и все огорчался. Мальчик он — болезненный, память у него слабая. Но вот и он, на конец, хорошо прочитал сти хотворение и с нетерпением ждал праздника. Утром он мне сказал, что его мама то же обещала^ прийтц, н а . елку. Настуни.т желанный ,ча.с. Дети веселились, Йед Мороз пр.и- шел с подарками, все мамы и папы пришли. Саша все по сматривал на дверь. Читал выразительно стихотворение, танцевал. Ему очень хотелось свой успех показать маме. Ведь мама у него — единст венный человек в доме, кому он может поведать свою ра дость. Но она не сдержала свое слово. Кончилось веселье. Все дети с родителями ушли ■домой, Остался один Саша с подар ком в руке. Он горько запла кал. Мама долго не приходи ла. Я старалась утешить Са шу, но это было просто не возможно в тот момент. Дети хорошо чувствуют, когда взрослые уважают их. У нас в детсаду работает дворником Николай Владими рович, дядя Коля. С ним у детей завязалась хорошая дружба. Он очень трудолю бив, любит птиц и животных. Часто беседует с ребятами, рассказьшает, как ухаживать за животными, птицами, ма стерит клетки. Дети видят эту заботу и старательно выпол няют его советы. Л. КОЖУХОВА, воспитательница детсада № 3 г. Данкова. Л ЕБЕДЯНСКОЕ сельское дрофтехуадляще три го да назад было преобразо вано в среднее учебное заве дение. Наше училище готовит трак тористов-машинистов широкого профиля, электромонтеров, бу ровых мастеров, слесарей-сан- техников. Преподавательский коллек тив делает много для у.тучше- ния учебно-в-оопитател'ьного процесса. Создано 10 кабине тов по общеобразовате.дьным предметам. Оборудован каби нет технического обслуживания автомобилей. В нем прО!ВОДятся практческне занятия. Изуче нием и вождением автомобиля ребята занимаются с увлече нием. По опыту передовых училищ г. Липепда во многих кабине тах используются технические средства. Шесть классных ком нат, например, оборудованы для показа дневного кино. В по ОПЫТУ ПЕРЕДОВЫХ кабинетах, где изучаются ком байны и правила уличного дви жения, оборудованы устройства для мангинного программиро ванного обучения. В ,училище стационарно установлено 9 ки ноаппаратов, 6 диапроекторов ЛЭТИ. . У нас применяются передо вые приемы в учебном процес се. На уроках используются проблемные ситуации, соедине ние теоретических занятий с лабораторными, практически ми, применение карточек-зада ний, перфокарт и т. д. Смело внедряют новое в учеб ный процесс преподаватели М. И, Костин, В. П. Рязанов, Н. С, Иванова и другие. У нас есть учебный уч’асток площадью 338 гектаров. На нем учителя организуют все виды полевых работ. Весенний сев проводится в лучшие агротехничесжие сроки и на высоком уровне. Урожай собираем хороший. Яровой пше ницы на площади 148 гектаров собрано по 21 центнеру, ячме ня получено по 29 центнеров с гектара. Производственную практику учащиеся проходят в колхозах и совхозах. Они .^Ибо- тали тракториста ми, шофергайи, буровыми мастерами. ' Много внимания ‘уделяется внеклассной воспитательной ра боте, развитию наклонностей и интересов учащихся. Организо вана художественная самоде ятельность, работают кружки технического творчества, фото- любительские. Много времени и сил отдают руководству ими преподаватели М. И. Костин, В. П. Гончаров и другие. Наши успехи были бы гораздо больше, если бы не наличие недостатков, особенно в быто вом отношении. Училище не имеет спортивного зала. Менее чем десятая часть ребят обес печена общежитием. По этому вопросу мы неоднократно об ращались в областное управле ние профтехобразования. У нас угке есть проектно-сметная до кументация на строительство типового общежития на 360 че ловек. Необходимо лишь выде лить средства. Но в управле нии остались глухи к нашим просьбам. Дело с «мертвой точ ки» не сдвинулось. Мы вы,нуж- дены расселять ребят по част- нььм квартира1л, что отнюдь не способствует улучшелию учебного проц^са. В. БЕЛЯКОВ, директор Лебедянского сельского профтехучилища № 7. Р АНЬШЕ, в юности, ког да над верхней губой только начинал проби ваться темный пушо-к, он не притрагивался к нему брит вой; ладно, пусть растут усы— они солидность придают. Шуток по этому поводу было много. Что же касается солид ности... Откуда ей было взять ся у семнадцатилетнего парня? С тех пор прошло четверть века. Уже сорок третий год че ловеку идет. А вот усов, какие раньше сохранялись для солид- ности, нет. В то же время об ращаются к нему не «Валя», «Валька», «Валентин», как в былые годы, а приветливо и уважительно — «Дмитрии». Валентин Дмитриевич Ситни- кбв работает мастером произ водственного обучения в техни- .ческом училище № 20 г. Липец ка. Когда я спросил у его кол лег, почему они избрали такую форму обращения к нему, те в один голос ответили: заслужил. Валентин Дмитриевич никог да не предполагал раньше, что будет учить ребят рабочему де лу. Вначале втайне мечтал стать поэтом и потихоньку писал стихи, потом—художни ком. Это уже открыто, не таясь. В свободное время только и делал, что рисовал. Ну и, ес тественно, был бессменным чле ном редколлегии стенной газеты Липецкой средней школы № 7, ш которой учился. Сейчас первое юношеское ув лечение забыто, а вот вторая страсть отзывается н сегодня. •— Люблю рисовать,— при знается он,— Не могу без это го обойтись. И все же основную свою ра боту он связал с техникой. Пос ле десятилетки закончил маши ностроительный техникум, слу жил в армии, затем пришел на тракторный завод. С завода и привела его до рога в училище. Трудился Сит ников в прессовом це.че масте ром по ремонту и эксплуатации шинистов башенных и мосто- вых кранов. За эти годы обу чил специальности более 400 ребят и девчат. Все они сейчас трудятся на стройках и промышленных предприятиях. Некоторые из бывших учеников пошли по стопам своего на ставника, стали тоже мастера ми производственного обучения. Другие закончили техникумы, институты. Так, бывшая кра- экскурсанту. Требуется поднять ся вверх. В первый раз, разу меется, боязно; высота отпуги вает. Пример показывает мас тер, и тогда девчата набира ются храбрости: осторожно поднимаются за своим настав ником. И уже ни смеха, ни шу ток, полная сосредоточенность и внимание. Тем же порядком спускаются н вниз. А это, оказывается, сде- избранной профессии. Он к то му же и воспитатель, должен все сделать для того, чтобы юноша или девушка нашли се бя, стали настоящими людьми. Достаточно сказать, что за го ды работы в системе профтех образования в группах В. Д. Ситникова не произошло ни од ного сколько-нибудь серьезного нарушения. Но это не пришло само по грузоподъемного оборудования. Туда часто приходили на прак тику учащиеся технических училищ. Валентину Дмитриеви чу нередко приходилось знако мить их с техникой, объяснять, что к чему. Между тем и сам интересовался, как в училищах поставлено дело обучения, вос питания. 'Юные воспитанники хватали на лету каждое слово заводско го наставника, беспрекословно выполняли все его указания, что помогало им хорошо усваи вать принципы работы механиз мов. Это не укрылось от внимания руководителей училища, и они предложили Валентину Дмит риевичу перейти к ним на ра боту. И вот уже четырнадцатый год В. Д. Ситников готовит ма- новщица Лида Бобылева стала инженером, то же самое можно сказать о Григории Кислицком, который, кстати, работает сей час механиком училища, вос питавшего его. Ну, а сам Дмитрии? Учится на заочном отделении общетех нических дисциплин и черчения физико-математического фа культета Липецкого пединсти тута. Успешно совмещает рабо ту с учебой. В группе Валентина Дмитри евича — все больше девушки, ребят почти нет: не признают специальность машиниста элек трокрана, не мужская, мол, это работа. Вот Дмитрич и «воюет» с девчатами. Занятия новичков начинают ся со знакомства с техникой. Это не значит, что нужно толь ко полюбоваться краном, как лать ,еще труднее, чем поднять ся. Как-то одна из девушек ос талась наверху. — Спускайся!— закричали ей подруги.— А ,то на обед опоз даешь! — А я не хочу есть1— раз далось в ответ. Валентин Дмитриевич улыб нулся; поднялся ветер, качка крана усилилась, девушка, вид но, и струхнула. Дришлось сно. ва лезть наверх и, подбадри вая, помочь ей спускаться вниз. Подобное случалось не раз. Но В. Д. Ситников н виду не подавал, что девчатам ведома боязнь высоты. Изо дня в день, настойчиво и корректно воспи тывал в них смелость и реши тельность, В обязанности мастера про изводственного обучения входит не ТОЛЬКО обучение мо^дежн себе, а достигнуто большой и кропотливой работой. Тут и создание актива, на который можно всегда опереться, и со брания учащихся, и встречи с родителями, и коллективные культпоходы. А свойственная характеру Ва. дентина Дмитриевича доброта, умение найти путь к сердцу че ловека, понять его душу, а так же вовремя прийти ему на по мощь тоже не раз оказывали неоценимую услугу в деле вос питания ребят. , Однажды В. Д. Ситников об ратил внимание на то, что одна из учащихся не ходит на заня тия. Что случилось? Спросил ее подруг. А те ничего не знают. После работы пошел к деврчке. Люда была дома одна. Внача ле она неохотно отвечала на вопросы. А п<>Т 9 М сквозь смзы заговорила. Оказалось, что отец покинул семью, алименты не платит, мать в настоящее вре мя в больнице, деньги все вы шли. До учебы ли тут? Не без участия мастера де вочке была оказана материаль ная помощь, и она ашва стала ходить на занятия. А вот с Виктором Д. оказа лось труднее. У того дома бы ло все в порядке, даже не за работав еще ни рубля, ст имел уже моторную лодку, мото цикл, портативный магнитофон, модно одевался. Учился же из рук вон плохо, пропускал за нятия. • Однажды приходит Виктор яа занятия и говорит с обидой Валентину Дмитриевичу: — Это вы все.„ — Что я все?— будто ие по нял мастер, о чем шла речь. —^А то, что отец мотор про дал, магнитофон в комиссион ный магазин отнес, да еще гро зится в одних трусах на улицу выпроводить... Понял ли Виктор свои ошиб ки, «ли боязнь потерять свои любимые вещи сыграла свою роль, только во всяком случае учиться стал добросовестнее и в конечном итоге успешно окончил училище. Закончить рассказ о Вален тине Дмитриевиче Ситникове можно тем, что в прошлом го ду ему было присвоено почет ное звание заслуженного ма стера профессионально-техни ческого образования РСФСР С, СЕЛ ЕЗЧБВ, СЕМЬЯ И ДЕТСАД Ни на чем так не сказывается влияние семьи, как на форми ровании морального облика ребенка. Уже в дошкольные годы начинает складываться характер, закрепляются нрав ственные привычки. Сущность воспитания — это, конечно, не только разговоры с ребенком, наставления и нравоучения, как думают некоторые роди тели, но, прежде всего, уклад жизни семьи. Известно, что дети, наблюдательны, легко подражают взрослым. Рано образующиеся формы взаимо отношений сохраняют свое влияние и в старшем возрасте. Ф. Э. Дзержинский в одном из писем говорил, что надо остере гаться при детях быть безнравственными, раздражи тельными, ссориться, ругаться, сплетничать и, что хуже всего, поступать вразрез со своими словами; ребенок все это заме тит. Наблюдая за поведением детей в детском саду, в семье, приходишь к выводу, что в тех семьях, где царит спокойная семейная атмосфера, дети бо лее сдержанные. Вадик Первеев — мальчик вежливый, дисциплинирован ный, активно ведет себя на за нятиях, отзывчив, доброжела телен по отношению к товари щам. Всегда старается прийти на помощь слабому. Дома он сам убирает свою постель, кла дет на место игрушки, книжки. Помогает маме: моет свою чашку и ставит ее на место, чистит картофель вместе с ма мой. Родители всегда выполняют все советы педагогов, на каж дый поступок мальчика обра щают серьезное внимание, воспитывают его только убеж дением и хорошим примером. Отец мальчика — Василий Алексеевич — работает шофе ром автотранспортного хозяй. ства № 1, мать — Александра Алексеевна — мастером в ате лье № 1. Родители — хорошие работники и являются положи тельным примером для мальчи. ка. Родители Лены Яриковой работают на заводе «Центро- лит». Отец — энергетиком, мать — экономистом. Лена ра стет в семье одна, девочка очень вежливая, отзывчивая, всегда предложит стуяг'поде лится игрушкой, обздителышя с детьми. В формировднц.,_ нрав ственных прнвычен_у' . 11 ее боль шую роль играют ‘единое,‘Тре бования родителей. Есди,,что-то запрещает мама, то того же требует и отец. Разговаривают они с девочкой, никогда не повышая голоса. Лена дома всегда старается по мочь убрать посуду со стола, помыть ее, аккуратно сложить свои вещи. У Светы Чеботаревой мать работает дежурной в трамвай ном управлении, а отец — электросварщиком. Девочка всегда спокойна, велслива, внимательна, добра. Всегда поделится тем, что у нее есть. К сожалению. приходится сталкиваться и с примерами отрицательного влияния взрос лых на детей. И дети отража ют это в играх. (Тут уж не хочется приводить фамилий). Лена во время игры в куклы обращается к Свете: «Ты бу дешь папой. Будешь ходить на работу, приносить деньги ■ пить водку». Света не соглаша ется: «На работу я ходить бу ду, а водку пить не буду». Ле на убеждает: «Па41ы всегда пьют водку». Вова и Боря ходят по ком нате группы, обнявшись н по качиваясь, а потом падают на ковер. На вопрос воспитателя, почему они так себя ведут, Во ва отвечает; «Мы пьяные... Мой папа часто приходит до мой пьяный». Сашин папа всегда так и зб и сканно вежлив, что становит ся даже немножко неловко. Его улыбка, поклоны, жест, которым он приподнимает шляпу, безукоризненны. А сын груб и высокомерен. Почему? Но все объяснилось просто. За Сашей приходит бабушка. «Ты что раньше явиться не могла?» —как-то зло бросил мальчик. «Как ты с бабушкой разгова риваешь?» — строго заметила воспитательница. «А папа с ней еще не так разговаривает!» И не удивителыио такое по ведение Саши. Он копирует поведение взрослых. Другой ребенок говорит: «Мой папа ленивый. Он дома ничего не делает. Только газе ты читает... Да, да, и мама го ворит, что он лентяй». Родите ли, очевидно, не понимают, что своим поведением один из них воспитывает лень, а д р у г а я - неуважение к отцу. Девочке же в детсаду внушают, что без дельничать стыдно, а взрослых нужно уважать. Но еще хуже, когда сталтси- ваешься прямо в детсаду с примерами низкого, аморал^ ного уровня родителей. Так, папа Нелли редко приходит за ней в детсад в трезвом виде. Девочка стыдится его, прячет ся за спину воспитателя н не хочет идти домой. Или другой пример. Однаж ды Наташа пришла в детсад какая-то вялая, рассеянная. В чем дело? «А я сегодня ночью не спала, мама с папой гром ко ссорились! Папа обижал маму. Я хотела заступиться за маму, а папа толкнул меня я назвал нехорошим словом!». 'Г л а з а ребенка грустиые. “Это “■первая тяжелая драма, 'ТУережитая маленьким челове- крторый познает мир. Са- %ъ5е близкие, любимые люди трсКйе'р'Мили добрые чувства ре- 'бёнка! Пройдет много времени, "ребенок вырастет, но первое горе, вызванное близкими, оставит след в его душе. Общение с детьми убеждает, что обыкновенную человече скую порядочность, уважение к труду, к людям воспитывает в первую очередь личный пример взрослых. Семья, весь стиль ее жизни составляют самые глубокие впечатления детства. Они должны быть светлыми—эти впечатления. Р. КОРОЛЕВА, А. ПОНОМАРЕВА, воспитатели детсада № 3 г. Липецка. Т. БОГАЧЕВА, методист детсада- в кружке любителей природы при городском Доме пионеров занимаются шестьдесят школьников. В уголке живой природы имеются десятки видов комнатных растений, живут тут ежи, хомячки, черепахи, морские свинки, белые мыши. На снимке: юннаты Галя Чуносова, Наташа Свиридова и Света Пинаева составляют гер барии из цветов. . Фото Ю. Ардашева. / СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz