Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

27 люш 1974 г., X* 148 (18 92-0 Т г е Т Г И Т Г ^ 'Г С Г Е З Т Г ’А Ш И П ЕД А ГО ГА И РОДИТЕЛЯ Ответственный возраст! —нередко говорет о дошколънм- вжольном возрасте детм нуждаются в нх особом вниманмн ках. Ученые доказали, что воспитательные потери этого воз* и контроле. Такой взгляд опровергают две статьи о разных раста подчас бывают невосполнимы. Великий русский писатель сторонах взаимоотношений родителей и дошкольников. Ре* Л. Н. Толстой, известный и как замечательный педагог, гово* ^ дакция намерена м далее публиковать материалы о дошколь* рил, что ребенок в первые годы жизни получает главное зна* ном воспитании. Кстати, секция по дошкольному воспитанию ние, представление о ней. будет работать и во время предстоящего областного съезда К сожалению, некоторые родители считают, что только в по коммунистическому воспитанию. КТО КОМУ ПОМОГАЕТ Передо мной •— данные о семьях наших учеников. Из 293 в 212 работают отец и мать, семьи эти неплохо обеспечены материально, 214 имеют хоро­ шие и отличные квартирные условия, у 215 есть телевизоры, в 280 книга, газета, журнал занимают достойное место — выписывают их и для детей. И все-таки есть еще пробелы в семейном воспитании, есть н неблагополучные семьи. При­ чины тут, на наш взгляд, та­ кие; нездоровая атмосфера в семье, низкая культура семей- ' ного быта и отсутствие сколь- нибудь серьезных педагогиче­ ских знаний у родителей. Ясно, что не учитывать эти факторы школа не может, и надо основательно я энергично работать с родителями. Очень важны наши встречи с ними. Каждую осень проводим беседу-ннструктаж с учителя­ ми; надо устанавливать с ро­ дителями самые доверительные отношения. Только тогда роди­ тель будет с вами откровенен. А без его объективной инфор- ма|Ции, ох, как трудно учителю! Не стоит начинать разговор с отцом или матерью агрессивноз вот-де ваш сынок такой и сякой. Родители легко ранимые люди. Расскажите им, что хорошего в -Г ^ нх ребенке, покажите, что и вы видите это хорошее, а потом переходите и к плохому. Но не ограничивайтесь регистрацией недостатков дайте проду­ манный совет. Мы добились того, что каж­ дая семья школьника в нашем селе Талица выписала журнал сСемья и школа», стараемся всех родителей приохотить д чтению педагогической лите­ ратуры. Действуют педагогиче­ ский университет и родитель­ ский лекторий, причем занятия ведутся по гругапам, , Традиционная форма работы с родителями — их собрания, классные и школьные. Мы -Тщательно и заблаговременно к ним готовимся и побуждаем готовиться и родителей, зара-. нее объявляем тематику оче­ редных собраний и рекоменду­ ем литературу пО этим темам. Кстати, приглашаем на собра­ ния и родителей завтрашних учеников. Классные рукбводи- . тели готовят к собраниям вы­ ставку технического творче­ ства, -тетрадей, дневников, ри­ сунков ребят, концерт их ху­ дожественной самодеятельно­ сти, чтобы родители могли са­ ми убедиться, на что способны нх дети. Школьная и детская библио­ теки используют эти собрания, чтобы пропагандировать педа­ гогическую литературу — уст­ раивают книжные выставки и обзор новинок специальной и художественной литературы. Идет подготовка и по другой линии; члены классных роди­ тельских коллективов посещают семьи учащихся. выясняют, как сс^людают ребята режим дня, как ведут себя дома. О результатах этих посещений сообщается на собраниях. Перед конференцией отцов, например, учителя, руководи­ тели школы, члены роди­ тельского комитета и совета содействия семье и школе при совхозе «Талицкий» побывали дома у 50 учеников. Кстати, общественность энер. гнчно помогает нам во всех этих делах. У нас хороший школьный родительский коми­ тет. Из 15 членов его четверо— с высшим образованием, пять— со средним. Три четверти его состава — работники сельского хозяйства. И все в делах вос­ питания детей имеют хороший опыт. За каждым членом комитета закреплено 7 —10 семей школь­ ников. Он заходит в эти «свои» дома, обсуждает с родителями проблемы, конфликты, беседует с ребятами. Комитет организу­ ет экскурсии учащихся, встречи с интересными людьми. Совет содействия семье и школе при совхозе «Талицкий» возглавляет секретарь парт­ кома совхоза т. Гузеев, в его составе директор совхоза т. Иванов, председатель сель­ ского Совета т. Токарев, уп­ равляющие отделениями сов­ хоза тт. Исаев и Андронов, главный врач больницы т. Ка­ расев. Члены совета знают, как кто учится и как себя ведет. Рядом с Доской почета работ­ ников совхоза —■Доска почета тех, кто в школе успевает на «4» и «5». Члены совета шеф­ ствуют над трудновоспитуемы­ ми детьми, вместе с учителями выпускают в совхозе стенгазе­ ту «Голос школы». На заседа- ниях совхозных парткома н рабочкома обсуждают и воп­ росы воспитания школьников, беседуют с родителями, кото­ рые мало внимания уделяют детям. Члены совета и другие роди­ тели, специалисты, труженики сельского хозяйства выступают на родительских собраниях с докладами, на школьных «огоньках» '— с рассказами о своей профессии, на школьных комсомольских собраниях и пионерских сборах. Когда в Талицком Доме культуры про­ ходят «День урожая» и празд­ ник работников сельского хо­ зяйства, наряду с передовика­ ми совхоза обязательно отме­ чают и лучших учеников шко­ лы, участвовавших в полевых работах. Систематическя рассматри­ вает вопросы, связанные с жизнью школы, исполком Ко- лосовского сельсовета. А на сессии Совета в октябре прош­ лого года депутаты обсуждали вопросы о мерах дальнейшего улучшения условий работы ШКОЛЫ;' В этом обсуждении принимала участие вся общест­ венность села Талины. И ре­ зультат был значительным; принято решение начать строительство нового школь­ ного здания, которое будет осуществлять'ся за счет совхо­ зов «Талицкий» и «Чибисов- ский». школа получит предмет­ ные кабинеты с новейшим обо­ рудованием, трактор и сель­ скохозяйственный инвентарь. При сельсовете работает детская комната милиции. Она тоже поддерживает с на­ ми контакт. В результате сов­ местных усилий школы, всех организаций, родителей, об­ щественности значительно по­ высилась успеваемость уча­ щихся. 132 ученика из 410 ус­ певают на «4» и «5». За по­ следние пять лет нашими школьниками не было допуще­ но ни одного правонарушения. Если быть точной, то нельзя говорить, что нам «помогает» общественность села: мы не считаемся, кто тут кому помога­ ет, а дружао делаем одно нужное дело. С. КАЗАНЦЕВА, директор Талицкой средней школы. В дни весенних каникул в Липецком городском Доме пионеров проходил смотр агит­ бригад школьных строительных отрядов, посвященный 50-летию присвоения комсомолу имени Ленина. В этом смотре приняли участие сотни стройотрядовцев из 40 школ города. На снимке: выступают ребята из средней школы № 10 Александр Колычев, Сергей Федо­ ров и Василий Мещеряков. Они исполняют частушки. ___1'___ Фото Ю. Ардашева. ВЗРОСЛЫЕ, ИХ ДЕЛО И ДЕТИ Труд родителей — важный фактор , воспитания. Надо, что­ бы о нем, о профессиях сво­ их отцов и матерей знали де­ ти, чтобы родители делились с ними впечатлениями о рабо­ те. В моей группе детского са­ да в основном — дети строи­ телен. Они знают, где работа­ ют и что делают их мамы и папы. Но бывают подчас и сложные обстоятельства как с детьми, т^к и с родителями. Приведу несколько приме­ ров. Проводила я как-то беседу с детьми о рабочих профес­ сиях. Они охотно рассказыва­ ли о своих родителях, где н кем те работают. В рассказах детей чувствовались гордость и уважение к труду взрослых. Попросила принять участие в разговоре Галю В. Она вста­ ла, как мне показалось, мед*' леннее обычного, рассказала, где работает папа. Когда ста­ ла говорить о маме, сначала со смущением посмотрела на детей и начала так: «Мама сначала работала на фабрике, а сейчас работает почтальо­ ном». При этом она понизила голос, неуверенно подняла глаза и покраснела. Я почув­ ствовала, что девочка не же­ лает почему-то рассказывать о работе мамы. Спросила де- 1 »ей, кем бы они хотели быть. Дети охотно делились мечта­ ми. А Галя сказала, что она хочет быть врачом. Было яс­ но, что Галя пренебрегает профессией мамы. Странно это и нехорошо. Я стала рассказывать, какое значение в жизни людей име­ ет работа почтальона, как не­ удобно было людям раньше, когда связь была налажена плохо. Рассказала о том, сколько радости в дом прино­ сит почтальон. Привела при­ меры времен Отечественной войны, с какой радостью по­ лучали родные письма с фрон­ та. И эту радость приносил почтальон! Совершили мы экс­ курсию на почту. Дети на­ блюдали, как разбирается кор­ респонденция, сколько писем и открыток, газет и журналов укладывает в сумку почтальон и, конечно, журналы «Мурзил­ ка» и «Веселые картинки», ко­ торые дети очень любят. Ви­ дели и Галину маму. Она им показала, как ставят штамп на письмо. Галя с гордостью смотрела на маму. А потом она рассказывала, как помо­ гает маме до-ма, ведь маме приходится много ходить, н она устает. Любовь к труду должна быть первой заповедью совет­ ского человека. Личный при­ мер взрослых воспитывает ре­ бенка. Мама Игоря М. часто жа­ ловалась, что дома он ее не слушает, часто капризничает. В группе он часто вступал с детьми в конфликты, был раз­ дражителен, пассивен в делах коллектива. На одном из за­ нятий ходили с экскурсией на строительство крупнопанель­ ного дома. Дети смотрели и восхищались машинами, меха­ низмами, которые облегчают труд человека. Особенно по­ нравился всем подъемный •кран, огромный, сразу подни­ мает целую стену. Ребята под­ няли головы — увидели в ка­ бине крановщика. «Как высо­ ко! Какой смелый», — гово­ рили они. Тогда я сказала, что на та­ ком же кране работает мама Игоря, она — передовик про­ изводства, перевыполняет план. Показала ее портрет, напеча­ танный в газете. Игорь с бла­ годарностью смотрел на меня. Он понял, что труд его мамы ценят. Дети обступили его, а он с гордостью рассказывал, как маму наградили премией. Пригласили, мы и маму Игоря рассказать о ее работе. После этого поведение маль­ чика значительно улучшилось. Он стал добрее к товарищам, изменилось его отношение к воспитателям. Внимательнее он стал к маме; все чаще го­ ворил о вей, о том, как помо­ гает дома. Как важно уже в дошколь­ ном возрасте пробудить инте­ рес у детей к делам и труду взрослых, вызвать желание подражать тому, кто умеет хорошо выполнять порученное дело. Саша П. растет в дружной, трудолюбивой семье. Отец ра­ ботает каменщ'иком. Он—хоро­ ший производственник и заме­ чательный семьянин. Мать — портниха, трудолюбивая, спо­ койная, хорошая хозяйка. В таком же духе они воспиты­ вают и своих детей. Когда отец мастерит что-то дома, Саша подает гвоздя* м ож тж , дощечки. Летом на даче он помогает родителям поливать грядки, удаляет сорняки. В детском саду Саша — первый помощник воспитателя и ня­ ни. Он ловко дежурит, без помощи воспитателя знает, как чистить клетку птички, сколько и какого давать кор­ ма. Он всегда утешит малень­ кого ребенка, защитит от обид­ чика, внимателен к девочкам, Сашу уважают товарищи. Взрослые должны прини­ мать активное участие в жиз­ ни детей. Их заботы, поступ­ ки, игры, все их вещи нельзя считать чем-то несерьезным. „.Наступал Новый год. Де­ ти всегда с радостью ждут этот праздник. Саша Н. долго не мог запомнить стихотворе­ ние и все огорчался. Мальчик он — болезненный, память у него слабая. Но вот и он, на­ конец, хорошо прочитал сти­ хотворение и с нетерпением ждал праздника. Утром он мне сказал, что его мама то­ же обещала^ прийтц, н а . елку. Настуни.т желанный ,ча.с. Дети веселились, Йед Мороз пр.и- шел с подарками, все мамы и папы пришли. Саша все по­ сматривал на дверь. Читал выразительно стихотворение, танцевал. Ему очень хотелось свой успех показать маме. Ведь мама у него — единст­ венный человек в доме, кому он может поведать свою ра­ дость. Но она не сдержала свое слово. Кончилось веселье. Все дети с родителями ушли ■домой, Остался один Саша с подар ком в руке. Он горько запла кал. Мама долго не приходи ла. Я старалась утешить Са шу, но это было просто не возможно в тот момент. Дети хорошо чувствуют, когда взрослые уважают их. У нас в детсаду работает дворником Николай Владими­ рович, дядя Коля. С ним у детей завязалась хорошая дружба. Он очень трудолю­ бив, любит птиц и животных. Часто беседует с ребятами, рассказьшает, как ухаживать за животными, птицами, ма­ стерит клетки. Дети видят эту заботу и старательно выпол­ няют его советы. Л. КОЖУХОВА, воспитательница детсада № 3 г. Данкова. Л ЕБЕДЯНСКОЕ сельское дрофтехуадляще три го­ да назад было преобразо­ вано в среднее учебное заве­ дение. Наше училище готовит трак­ тористов-машинистов широкого профиля, электромонтеров, бу­ ровых мастеров, слесарей-сан- техников. Преподавательский коллек­ тив делает много для у.тучше- ния учебно-в-оопитател'ьного процесса. Создано 10 кабине­ тов по общеобразовате.дьным предметам. Оборудован каби­ нет технического обслуживания автомобилей. В нем прО!ВОДятся практческне занятия. Изуче­ нием и вождением автомобиля ребята занимаются с увлече­ нием. По опыту передовых училищ г. Липепда во многих кабине­ тах используются технические средства. Шесть классных ком­ нат, например, оборудованы для показа дневного кино. В по ОПЫТУ ПЕРЕДОВЫХ кабинетах, где изучаются ком­ байны и правила уличного дви­ жения, оборудованы устройства для мангинного программиро­ ванного обучения. В ,училище стационарно установлено 9 ки­ ноаппаратов, 6 диапроекторов ЛЭТИ. . У нас применяются передо­ вые приемы в учебном процес­ се. На уроках используются проблемные ситуации, соедине­ ние теоретических занятий с лабораторными, практически­ ми, применение карточек-зада­ ний, перфокарт и т. д. Смело внедряют новое в учеб­ ный процесс преподаватели М. И, Костин, В. П. Рязанов, Н. С, Иванова и другие. У нас есть учебный уч’асток площадью 338 гектаров. На нем учителя организуют все виды полевых работ. Весенний сев проводится в лучшие агротехничесжие сроки и на высоком уровне. Урожай собираем хороший. Яровой пше­ ницы на площади 148 гектаров собрано по 21 центнеру, ячме­ ня получено по 29 центнеров с гектара. Производственную практику учащиеся проходят в колхозах и совхозах. Они .^Ибо- тали тракториста ми, шофергайи, буровыми мастерами. ' Много внимания ‘уделяется внеклассной воспитательной ра­ боте, развитию наклонностей и интересов учащихся. Организо­ вана художественная самоде­ ятельность, работают кружки технического творчества, фото- любительские. Много времени и сил отдают руководству ими преподаватели М. И. Костин, В. П. Гончаров и другие. Наши успехи были бы гораздо больше, если бы не наличие недостатков, особенно в быто­ вом отношении. Училище не имеет спортивного зала. Менее чем десятая часть ребят обес­ печена общежитием. По этому вопросу мы неоднократно об­ ращались в областное управле­ ние профтехобразования. У нас угке есть проектно-сметная до­ кументация на строительство типового общежития на 360 че­ ловек. Необходимо лишь выде­ лить средства. Но в управле­ нии остались глухи к нашим просьбам. Дело с «мертвой точ­ ки» не сдвинулось. Мы вы,нуж- дены расселять ребят по част- нььм квартира1л, что отнюдь не способствует улучшелию учебного проц^са. В. БЕЛЯКОВ, директор Лебедянского сельского профтехучилища № 7. Р АНЬШЕ, в юности, ког­ да над верхней губой только начинал проби­ ваться темный пушо-к, он не притрагивался к нему брит­ вой; ладно, пусть растут усы— они солидность придают. Шуток по этому поводу было много. Что же касается солид­ ности... Откуда ей было взять­ ся у семнадцатилетнего парня? С тех пор прошло четверть века. Уже сорок третий год че­ ловеку идет. А вот усов, какие раньше сохранялись для солид- ности, нет. В то же время об­ ращаются к нему не «Валя», «Валька», «Валентин», как в былые годы, а приветливо и уважительно — «Дмитрии». Валентин Дмитриевич Ситни- кбв работает мастером произ­ водственного обучения в техни- .ческом училище № 20 г. Липец­ ка. Когда я спросил у его кол­ лег, почему они избрали такую форму обращения к нему, те в один голос ответили: заслужил. Валентин Дмитриевич никог­ да не предполагал раньше, что будет учить ребят рабочему де­ лу. Вначале втайне мечтал стать поэтом и потихоньку писал стихи, потом—художни­ ком. Это уже открыто, не таясь. В свободное время только и делал, что рисовал. Ну и, ес­ тественно, был бессменным чле­ ном редколлегии стенной газеты Липецкой средней школы № 7, ш которой учился. Сейчас первое юношеское ув­ лечение забыто, а вот вторая страсть отзывается н сегодня. •— Люблю рисовать,— при­ знается он,— Не могу без это­ го обойтись. И все же основную свою ра­ боту он связал с техникой. Пос­ ле десятилетки закончил маши­ ностроительный техникум, слу­ жил в армии, затем пришел на тракторный завод. С завода и привела его до­ рога в училище. Трудился Сит­ ников в прессовом це.че масте­ ром по ремонту и эксплуатации шинистов башенных и мосто- вых кранов. За эти годы обу­ чил специальности более 400 ребят и девчат. Все они сейчас трудятся на стройках и промышленных предприятиях. Некоторые из бывших учеников пошли по стопам своего на­ ставника, стали тоже мастера­ ми производственного обучения. Другие закончили техникумы, институты. Так, бывшая кра- экскурсанту. Требуется поднять­ ся вверх. В первый раз, разу­ меется, боязно; высота отпуги­ вает. Пример показывает мас­ тер, и тогда девчата набира­ ются храбрости: осторожно поднимаются за своим настав­ ником. И уже ни смеха, ни шу­ ток, полная сосредоточенность и внимание. Тем же порядком спускаются н вниз. А это, оказывается, сде- избранной профессии. Он к то­ му же и воспитатель, должен все сделать для того, чтобы юноша или девушка нашли се­ бя, стали настоящими людьми. Достаточно сказать, что за го­ ды работы в системе профтех­ образования в группах В. Д. Ситникова не произошло ни од­ ного сколько-нибудь серьезного нарушения. Но это не пришло само по грузоподъемного оборудования. Туда часто приходили на прак­ тику учащиеся технических училищ. Валентину Дмитриеви­ чу нередко приходилось знако­ мить их с техникой, объяснять, что к чему. Между тем и сам интересовался, как в училищах поставлено дело обучения, вос­ питания. 'Юные воспитанники хватали на лету каждое слово заводско­ го наставника, беспрекословно выполняли все его указания, что помогало им хорошо усваи­ вать принципы работы механиз­ мов. Это не укрылось от внимания руководителей училища, и они предложили Валентину Дмит­ риевичу перейти к ним на ра­ боту. И вот уже четырнадцатый год В. Д. Ситников готовит ма- новщица Лида Бобылева стала инженером, то же самое можно сказать о Григории Кислицком, который, кстати, работает сей­ час механиком училища, вос­ питавшего его. Ну, а сам Дмитрии? Учится на заочном отделении общетех­ нических дисциплин и черчения физико-математического фа­ культета Липецкого пединсти­ тута. Успешно совмещает рабо­ ту с учебой. В группе Валентина Дмитри­ евича — все больше девушки, ребят почти нет: не признают специальность машиниста элек­ трокрана, не мужская, мол, это работа. Вот Дмитрич и «воюет» с девчатами. Занятия новичков начинают­ ся со знакомства с техникой. Это не значит, что нужно толь­ ко полюбоваться краном, как лать ,еще труднее, чем поднять­ ся. Как-то одна из девушек ос­ талась наверху. — Спускайся!— закричали ей подруги.— А ,то на обед опоз­ даешь! — А я не хочу есть1— раз­ далось в ответ. Валентин Дмитриевич улыб­ нулся; поднялся ветер, качка крана усилилась, девушка, вид­ но, и струхнула. Дришлось сно. ва лезть наверх и, подбадри­ вая, помочь ей спускаться вниз. Подобное случалось не раз. Но В. Д. Ситников н виду не подавал, что девчатам ведома боязнь высоты. Изо дня в день, настойчиво и корректно воспи­ тывал в них смелость и реши­ тельность, В обязанности мастера про­ изводственного обучения входит не ТОЛЬКО обучение мо^дежн себе, а достигнуто большой и кропотливой работой. Тут и создание актива, на который можно всегда опереться, и со­ брания учащихся, и встречи с родителями, и коллективные культпоходы. А свойственная характеру Ва. дентина Дмитриевича доброта, умение найти путь к сердцу че­ ловека, понять его душу, а так­ же вовремя прийти ему на по­ мощь тоже не раз оказывали неоценимую услугу в деле вос­ питания ребят. , Однажды В. Д. Ситников об­ ратил внимание на то, что одна из учащихся не ходит на заня­ тия. Что случилось? Спросил ее подруг. А те ничего не знают. После работы пошел к деврчке. Люда была дома одна. Внача­ ле она неохотно отвечала на вопросы. А п<>Т 9 М сквозь смзы заговорила. Оказалось, что отец покинул семью, алименты не платит, мать в настоящее вре­ мя в больнице, деньги все вы­ шли. До учебы ли тут? Не без участия мастера де­ вочке была оказана материаль­ ная помощь, и она ашва стала ходить на занятия. А вот с Виктором Д. оказа­ лось труднее. У того дома бы­ ло все в порядке, даже не за­ работав еще ни рубля, ст имел уже моторную лодку, мото­ цикл, портативный магнитофон, модно одевался. Учился же из рук вон плохо, пропускал за­ нятия. • Однажды приходит Виктор яа занятия и говорит с обидой Валентину Дмитриевичу: — Это вы все.„ — Что я все?— будто ие по­ нял мастер, о чем шла речь. —^А то, что отец мотор про­ дал, магнитофон в комиссион­ ный магазин отнес, да еще гро­ зится в одних трусах на улицу выпроводить... Понял ли Виктор свои ошиб­ ки, «ли боязнь потерять свои любимые вещи сыграла свою роль, только во всяком случае учиться стал добросовестнее и в конечном итоге успешно окончил училище. Закончить рассказ о Вален­ тине Дмитриевиче Ситникове можно тем, что в прошлом го­ ду ему было присвоено почет­ ное звание заслуженного ма­ стера профессионально-техни­ ческого образования РСФСР С, СЕЛ ЕЗЧБВ, СЕМЬЯ И ДЕТСАД Ни на чем так не сказывается влияние семьи, как на форми­ ровании морального облика ребенка. Уже в дошкольные годы начинает складываться характер, закрепляются нрав­ ственные привычки. Сущность воспитания — это, конечно, не только разговоры с ребенком, наставления и нравоучения, как думают некоторые роди­ тели, но, прежде всего, уклад жизни семьи. Известно, что дети, наблюдательны, легко подражают взрослым. Рано образующиеся формы взаимо­ отношений сохраняют свое влияние и в старшем возрасте. Ф. Э. Дзержинский в одном из писем говорил, что надо остере­ гаться при детях быть безнравственными, раздражи­ тельными, ссориться, ругаться, сплетничать и, что хуже всего, поступать вразрез со своими словами; ребенок все это заме­ тит. Наблюдая за поведением детей в детском саду, в семье, приходишь к выводу, что в тех семьях, где царит спокойная семейная атмосфера, дети бо­ лее сдержанные. Вадик Первеев — мальчик вежливый, дисциплинирован­ ный, активно ведет себя на за­ нятиях, отзывчив, доброжела­ телен по отношению к товари­ щам. Всегда старается прийти на помощь слабому. Дома он сам убирает свою постель, кла­ дет на место игрушки, книжки. Помогает маме: моет свою чашку и ставит ее на место, чистит картофель вместе с ма­ мой. Родители всегда выполняют все советы педагогов, на каж­ дый поступок мальчика обра­ щают серьезное внимание, воспитывают его только убеж­ дением и хорошим примером. Отец мальчика — Василий Алексеевич — работает шофе­ ром автотранспортного хозяй. ства № 1, мать — Александра Алексеевна — мастером в ате­ лье № 1. Родители — хорошие работники и являются положи­ тельным примером для мальчи. ка. Родители Лены Яриковой работают на заводе «Центро- лит». Отец — энергетиком, мать — экономистом. Лена ра­ стет в семье одна, девочка очень вежливая, отзывчивая, всегда предложит стуяг'поде­ лится игрушкой, обздителышя с детьми. В формировднц.,_ нрав­ ственных прнвычен_у' . 11 ее боль­ шую роль играют ‘единое,‘Тре­ бования родителей. Есди,,что-то запрещает мама, то того же требует и отец. Разговаривают они с девочкой, никогда не повышая голоса. Лена дома всегда старается по­ мочь убрать посуду со стола, помыть ее, аккуратно сложить свои вещи. У Светы Чеботаревой мать работает дежурной в трамвай­ ном управлении, а отец — электросварщиком. Девочка всегда спокойна, велслива, внимательна, добра. Всегда поделится тем, что у нее есть. К сожалению. приходится сталкиваться и с примерами отрицательного влияния взрос­ лых на детей. И дети отража­ ют это в играх. (Тут уж не хочется приводить фамилий). Лена во время игры в куклы обращается к Свете: «Ты бу­ дешь папой. Будешь ходить на работу, приносить деньги ■ пить водку». Света не соглаша­ ется: «На работу я ходить бу­ ду, а водку пить не буду». Ле­ на убеждает: «Па41ы всегда пьют водку». Вова и Боря ходят по ком­ нате группы, обнявшись н по­ качиваясь, а потом падают на ковер. На вопрос воспитателя, почему они так себя ведут, Во­ ва отвечает; «Мы пьяные... Мой папа часто приходит до­ мой пьяный». Сашин папа всегда так и зб и сканно вежлив, что становит­ ся даже немножко неловко. Его улыбка, поклоны, жест, которым он приподнимает шляпу, безукоризненны. А сын груб и высокомерен. Почему? Но все объяснилось просто. За Сашей приходит бабушка. «Ты что раньше явиться не могла?» —как-то зло бросил мальчик. «Как ты с бабушкой разгова­ риваешь?» — строго заметила воспитательница. «А папа с ней еще не так разговаривает!» И не удивителыио такое по­ ведение Саши. Он копирует поведение взрослых. Другой ребенок говорит: «Мой папа ленивый. Он дома ничего не делает. Только газе­ ты читает... Да, да, и мама го­ ворит, что он лентяй». Родите­ ли, очевидно, не понимают, что своим поведением один из них воспитывает лень, а д р у г а я - неуважение к отцу. Девочке же в детсаду внушают, что без­ дельничать стыдно, а взрослых нужно уважать. Но еще хуже, когда сталтси- ваешься прямо в детсаду с примерами низкого, аморал^ ного уровня родителей. Так, папа Нелли редко приходит за ней в детсад в трезвом виде. Девочка стыдится его, прячет­ ся за спину воспитателя н не хочет идти домой. Или другой пример. Однаж­ ды Наташа пришла в детсад какая-то вялая, рассеянная. В чем дело? «А я сегодня ночью не спала, мама с папой гром­ ко ссорились! Папа обижал маму. Я хотела заступиться за маму, а папа толкнул меня я назвал нехорошим словом!». 'Г л а з а ребенка грустиые. “Это “■первая тяжелая драма, 'ТУережитая маленьким челове- крторый познает мир. Са- %ъ5е близкие, любимые люди трсКйе'р'Мили добрые чувства ре- 'бёнка! Пройдет много времени, "ребенок вырастет, но первое горе, вызванное близкими, оставит след в его душе. Общение с детьми убеждает, что обыкновенную человече­ скую порядочность, уважение к труду, к людям воспитывает в первую очередь личный пример взрослых. Семья, весь стиль ее жизни составляют самые глубокие впечатления детства. Они должны быть светлыми—эти впечатления. Р. КОРОЛЕВА, А. ПОНОМАРЕВА, воспитатели детсада № 3 г. Липецка. Т. БОГАЧЕВА, методист детсада- в кружке любителей природы при городском Доме пионеров занимаются шестьдесят школьников. В уголке живой природы имеются десятки видов комнатных растений, живут тут ежи, хомячки, черепахи, морские свинки, белые мыши. На снимке: юннаты Галя Чуносова, Наташа Свиридова и Света Пинаева составляют гер барии из цветов. . Фото Ю. Ардашева. / СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz