Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

14 июйя 1974 X*137 С13 9131 ЛЕНТГНе^КОЕ ЗНАМЯ Партийная жизны руководство экономикой одним ДНЕМ ЖИВУТ РУКОВОДИТЕЛИ и СПЕЦИАЛИСТЫ ЕЛЕЦ­ КОГО ЗАВОДА ЖБИ-5. ЭТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. Моя командировка на Елец­ кий завод железобетонных изч делий № 5 треста «Железобе­ тон» пришлась в самое напря­ женное время. Во всех цехах, на каждом уяастке говорили в первую очередь о месячном плане, который важно было «вытянуть» во что бы то ни стало. Для того, чтобы понять при­ чины столь накаленной обста- ^ .... новки, надо вернуться немного назад. Минувший год для завода сложился неплоха Планы по реализации, выпуску товарной продукции были перекрыты, выполнены и задания по сни- ^ жению себестоимости продук- нии, основной номенклатуре. Но затем произошло неожи­ данное. С январским планом завод не справился. Сначала это было расценено я в кол­ лективе, и в тресте как слу­ чайность. Но завод не выпол­ нил заданий в феврале, в мар­ те и в апреле. О случайности больше не говорили. Было яс­ но: что-то не сработало в системе роста производства, в чем-то допущен просчет. Есть особенность у таких предприятий, как завод ЖБИ-5. Он полностью зависит от тре- бований строек. Любое, а тем более коренное изменение в строительстве начинается с него—поставщика материалов, нз которых потом вырастают современные жилые «много­ этажки», корпуса новых учреж­ дений и заводов. Поспевать за стремительным темпом строительства, а в чем- . >■ то даже опережать его — ос­ новная задача завода. Еще вчера, скажем, и не слыхали о комплексных плитах, а сегод­ ня строители только и говорят об этом — их применение эко­ номит время, повышает произ­ водительность труда. Завод должен жить перспек­ тивно. Безусловно, о том, что на­ грузка возрастет — добавились заказы для ККЦ-2, нефтепро­ вода «Дружба», Елецкого за­ вода хромовых кож, — ^а предприятии знали. В мае в коллективе состоя­ лось партийное собрание, на котором обсуждалась работа основного цеха — сборного железобетона. Понятно, поче­ му именно этот цех стал объек­ том внимания — за четыре месяца он задолжал почти ме­ сячный план. Может, не стоило подробно говорить о б . этом '' сббрании, но в нем отразилось многое. Отчитываясь перед комму­ нистами, начальник цеха сбор­ ного железобетона Б. А. Грид­ нев вынужден был признать, что вверенный ему коллектив не готов к выполнению плана. И дело не только в измене­ нии номенклатуры, увеличении трудоемкости изготовления из­ делий, но и в самой организа­ ции производства. В начале го- I да оказалось, что вышли из строя многие формы и их на- срочно менять. Часами простаивало оборудование, не обеспеченное запчастями. Об­ наружились просчеты в орга­ низации труда — мастера не знали заказов, участки плохо Чу.- готовились к смене... Медлен- / но ведутся в цехе работы по усовершенствованию оборудо­ вания. Давно уже тесен поли­ гон. загроможден склад гото­ вой продукции. Словом, цех вовсе не слу- у чайно оказался в прорыве. И можно вполне согласиться с коммунистами, назвавшими • главную причину отставания,— в коллективе живут одним днем, любой ценой вытягивая сегодняшний план, забывая за­ глянуть в завтрашний. Но не один только этот пек ^единственное «узкое место» па заводе. Работа цеха сборного желе­ зобетона во многом зависит от арматурщиков. А они постоян- яо сдерживают соседей. Мож­ но понять начальника цеха А. Выставкина — коллек­ тиву приходится трудно. По­ мещение не удовлетворяет возросшим требованиям, новое оборудование разместить негде. Старое — работает на износ. Надежды возлагали на расши­ рение за счет пристройки, но ее сооружение, которое ведет СУ-6 треста «Елешяжстрой», у у По непонятным причинам затя- пулось на два года. Цех не имеет необходимого крытого склада металла — какая уж тут культура производства! А лучше ли у бетонщиков? Д | 7 Я них важнее всего качество продукции, а оно бывает низ­ ким, потому что многое дела­ ется «на глазок». Оборудование ^ебует модернизации. Боль­ шой объем работм при таком состоянии техники ложится на ■лечи ремонтников. Замешаю- ций начальника цеха И. С. Лу­ кин признает: ремонтно-меха­ ническому с каждым годом становится не по силам справ­ ляться со своими задачами. Профилактический ремонт обо- ч /дования по существу не ве­ дется. Нужно расширять ма­ стерскую, заменять станки... Завод живет трудно, напря­ женно. Но что же предприни­ мается, чтобы поправить дело? И тут мы сталкиваемся с пара­ доксами инженерной службы. Ясно, что поднимаемые руко­ водителями цехов вопросы не решить одним махом. Да ведь и возникли они не сегодня. Каждый понимает, что их ре­ шение требует планомерного подхода, скрупулезной инже­ нерной подготовки, словом, четкой системы непрерывного роста производства. Есть ли такая система на заводе? К сожалению, нет. Из года в год , не выполняются планы оргтехмероприятий, срываются задания по рационализации. На одном из заседаний пар­ тийно-хозяйственного актива было признано^ что «НОТ практически не существует». «Хронический» срыв оргтех­ мероприятий во многом объяс­ няется тем, что они зачастую не имеют под собой тщательно подготовленной базы. Вот как, скажем, обстоит дело в этом году. Из 20 мероприятий за четыре месяца выполнено ЛИШЬ-., два. По словам, и. о. главного инженера В. И. Ступникова, тому виной безот­ ветственность руководителей цехов. Но разве это единст­ венная причина? Как оказа­ лось, для выполнения многих пунктов плана до сих пор нет необходимых материалов, не готовы рабочие чертежи. Рас-' палась созданная^ некогда творческая бригада специали­ стов, о личных творческих пла­ нах инженеров даже речи не ведется. Неудовлетворительно поставлена техническая учеба кадров. Серьезные претензии следует предъявить к партийной орга­ низации завода. Нельзя ска­ зать, чтобы все эти вопросы не обсуждались коммунистами. Не однажды заслушивались отчеты руководителей отстаю­ щих участков и цехов, намеча­ лись и меры. Но трудно все же уловить какую-либо систему в работе партбюро. Складывает­ ся впечатление, что оно чаще всего лишь фиксирует недо­ статки, не до^5иваясь их уст­ ранения. Так, например, не­ сколько раз обсуждали работу коллектива цеха сборного же- лезобетрна. И каждый раз го­ ворили об одних и тех же про­ счетах. А что изменилось? Очень мало, поскольку вопросы технического перевооружения цеха, улучшения организации труда не решались в комплексе. Только в этом'году, когда отставание еще яснее обнажи­ ло недостатки произйодства, в партийной организации намечен конкретный план. В него вошли вопросы контроля за выполне­ нием оргтехмероприятий, ко­ ренным улучшением качеств^ продукции. Заговорили о лич­ ной ответственности инженер­ но-технических работников, о повышении роли мастеров в организации труда. Обеопокоены коммунисты и организацией соревнования. В беседах рабочие высказывали единодушное мнение, что со­ ревнование на заводе сводится лишь к подведению итогов для распределения премий. Мо­ ральная, воспитательная сто­ рона, побудительная сила тру­ дового соперничества прини­ жены. Нет оперативного осве­ щения результатов труда. Нельзя обойти молчанием и те проблемы, которые не в си­ лах разрешить сам завод. Прежде всего ему необходима помощь треста «Железобетон», управления мат©риально-тех. нического снабжения в обеспе­ чении оборудования запчастя­ ми . Не решены в тресте и во­ просы специализации. Нужна помощь и треста «Елецтяжстрой». Завод нередко ведет длительную «тяжбу» со строителями, неравномерно выбирающими бетон, асфальт, плиты пустотного настила. За четыре месяца вывезена лишь треть объема асфальта, нет заявок на бетон. Участок, та­ ким образом, ■ работает не в полную силу. Нет, не случаен срыв, который- произошел на заводе. Пред­ приятию трудно наращивать мощность в «старых стенах». В ближайшие годы ему предсто­ ит пережить период ре 1 ^онст- рукции. Но сегодня ничто не мешает максимально использо- , вать внутренние резервы, чтобы шагать в ногу со временем. Л . ДУВИНА. г- Елец. Н а п о в е с т к е д н я — вопросы профтехобразования Областной совет профсоюзов нровел совещание председате­ лей комитетов профсоюзов учи­ лищ профвсснонально-техниче" ского образования и базовых предприятий. На нем обсуж. дался вопрос о ходе выполне- яяя постановления ЦК КПСС ■ Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствова­ нии системы профессионально- технического образования. На совещании подчеркива­ лась необходимость усиления роли профсоюзных организаций училищ и базовых предприятий в деле подготовки молодых рабочих, создания им необхо­ димых условий для учебы, от­ дыха, занятий самодеятельно­ стью, физкультурой и спортом. Ш ИРОКОПЛЕЧАЯ фигу, ра сына скрылась за по­ воротом, а Надежда Ивановна все глядела ему вслед, и какое-то странное чувство закрадывалось в серд­ це. Сначала все волновалась, как-то доберется он до Лебе­ дяни: двадцать пять километ­ ров не шутка, а погода — скверная- Дороги развезло, кругом 11 рязь, а Левушка в го­ родских туфельках. Как бы не простудился. Потом самой смешно стало: думает о сыне, как о ребенке малом. А ее Левушка уже Лев Николаевич — ведущий хи­ рург района, заведующий хи­ рургическим отделением рай­ онной больницы. Его знают во всей округе. Мысли перескакивают на другое. Сегодня у нее назна­ чена беседа с избирателями. Надежда Ивановна — агитатор От выборов до выборов АГИТАТОР на десятидворке. Колхозники собираются в доме Марии Ти. мофеевны Лашковой. В основ­ ном это пенсионеры, ветераны колхозного производства — А. И. Лапжова, Н. И. Епифа­ нова, В. П. Лашкова и дру­ гие. В колхозе их уважительно величают «старой гвардией». Беседуя с ними, Надежда Ивановна чувствует, что слова ее падают в благодатную поч­ ву. Эти люди близки ей по духу и всегда во всем поддер­ живают ее. Например, в дни весеннего сева агитатор прове­ ла очередную беседу о разви­ тии колхозного строя^ Участни­ ки беседы говорили о том, как окрепли и стали неузнава­ емы колхозы. А сколько техни­ ки сейчас на полях! Беседа за­ кончилась разговором 6 теку­ щих делах: Надежда Иванов, на передала односельчанам свой разговор с щредседателем колхоза. Дмитрий Григорьевич Молчанов сетовал на то, что пора уже готовить картофель к посадке, а рабочих не хватает. — Как, товарищи, поможем колхозу? — спросила агитатор. Все поддержали ее, а наут­ ро «старая гвардия» раньше всех появилась возле овоще­ хранилища. Много лет Надежда Иванов, на несет почетную и ответст-* венную должность агитатора. Участвуя в общественном тру­ де, она показывает людям пример. Каждый год в гарячее в;ремя уборки зерновых ее можно увидеть на току среди работающих на очистке зерна. А недавно заведующая агит­ пунктом Мария Николаевна Овсянникова вместе с партор­ гом А. Т. Козловым собирали «старую гвардию» в агитпунк­ те. Состоялся разговор о том, как обеспечить вьтол- нение обязательств колхоза «Красное знамя»; собрать в чет­ вертом году пятилетки по 200 центнеров сахарной свеклы с гектара. Здесь же ознакомили пенсионеров с обращением ли- пецких свекловодов и от име­ ни правления колхоза попро­ сили их оказать посильную помощь в обработке сахарной свеклы. — А мы и не возражаем,— сказала Н. И. Епифанова. Тут же каждая из женщин взяла на себя обязательство обработать определенный уча­ сток свеклы. Узнав, что кандидатом в де­ путаты Верховного Совета СССР по Лебедянскому изби­ рательному округу выдвинута свинарка .Раиса Ивановна Бе­ ляева, избиратели поп 1 росили Надежду Ивановну поподроб­ нее рассказать о кандидате. Удивлялись — такая молодая, а уже отлично показала себя в труде и общественной жизни. Надежда Ивановна находит для бесед с избирателями са­ мые разнообразные темы. Ор­ ганизует читки н обсуждение произведений художествен­ ной литературы, особенно исто­ рической. Ведь чтобы люди понимали всю красоту сов 1 ре. менной жизни, надо сравнить ее с прошлым. В этой работе ей помогает заведующая агит­ пунктом Мария Николаевна Овсянникова. Для нее она про­ сто Маша, бывшая учени­ ца, а ныне заведующая сель­ ской библиотекой. С Машиной матерью М. И. Лашковой бы­ ли подругами. И судьбы у них схожие. Как и у нее, не вер­ нулся с войны муж. Осталась М. И. Лашкова с детьми од­ на. Что было бы с ними, если бы не , колхоз, не Советская власть, — сказать трудна А ведь всех детей поставила на ноги, всех в люди вывела. Од­ на дочь — учительница, дру- гая — заведующая библиоте­ кой. Два сына — механизато. ры. Все при деле. Да разве у одной Лашковой такая судьба. Когда она начинает говорить об этом со своими слушателя­ ми, те оживляются, н картины минувших суровых дней сме­ няют в их воспоминаниях одна другую. — А ведь ты, Надежда Ива­ новна, и во время войны бы­ ла агитатором, — сказала одна из женщин. Да, это было. Она, агитатор, всегда несла людям слово правды, вселяла уверенность в победе ■ побеждала вместе с ними. С НИКИТИНА, соб. корр. сЛенивского знамени». ЛЕНИНСКИЙ ПРИНЦИПI ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО Ц Е Н Т Р А ЛИ ЗМА Еще в середине прошлого столетия, когда европейский пролетариат только поднимал­ ся! с оружием в руках против мира угнетения и насилия, Маркс и Энгельс разработали теорию научного коммунизма и в неразрывной связи с нею обосновали необх1од»мость соз­ дания самостоятельной полити. ческой партии рабочего класса. Этот, гигантский труд осново­ положников научного комму­ низма продолжил В. И. Ленин в новую историческую эпоху. Развивая идеи Маркса и Энгельса, Ленин подчеркивал, что у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации. В создании боевой, революционной партии Ленин видел решающее уело, вне и главное оружие победо. носной борьбы рабочего клас­ са за социализм, коммунизм. В. И. Ленин пришел к един, ст.веико правильному решению: рабочему классу нужна пар­ тия нового тина —■партия про. летарских революционеров, способная объединить, сплотить и организовать силы рабочего класса, придать стихийному движению масс сознательный и организованный характер и привести их к победе социали­ стической революции. За такую партию Ленин непримирИ 1 МО боролся с меньшевиками, с троцкиста 1 МИ, с различного ро­ да правыми и «левыми» оипор. тунистами. Бо)ръба за создание и укрепление партии нового типа стала делом всей жизни Ленина. И он создал такую партию, был ее вдохновителем и вождем. В докладе, посвященном сто. летию со дня рождения Влади- мира Ильича Ленина, Л. И. Брежнев говорил: «Партия но. вого типа — это, товарищи, высшее воплощение неразрыв­ ного единства революционной теории и революционной прак. тики. ЭтЪ величайшее насле. диё, оставленное Ленинньм все. мй 1 рному революцио»но^ 1 у дви­ жению, строителям социализма И коммунизма». Партия ленинского типа ста­ ла образцом коммунистических и рабочих партий, действую, щнх ныне почти во всех стра­ нах мира. Ряды этих партий ненрерыв 1 Но растут. Если в 1924 году было 49 коммунисти. ческих и рабочих партий, объ­ единявших 1 миллНон 300 ты­ сяч членов, то сегодня ком­ партии действуют в 89 странах и в их рядах объединено более 50 м;Иллио!Нов революционных бойцов. Коммунисты всех стран с глубоким уважением относятся к КПСС-— партии, созданной великим Лениным. На митинге трудящихся Гаваны 29 января текущего года товарищ Фиделе Кастро говорил: «Эхо Октябрь­ ской революции дО|Неслось и до нашей родины и стало лу­ чом надежды для униженных и угнетенных, и спустя некото. рое время на Кубе родилась первая марксистско-ленинская партия». И спустя четыре де­ сятилетия после Великого Ок­ тября народ на Кубе стал подлинным хозяином своей судьбы. Руководящим принципом ор­ ганизационного строения Ко:л- муни'стической партии являет, ся ленинский принцип демокра. тического централизма. Этот принцип был выдвинут еще Марксом и Энгельсом, которые считали, что ^ организацион­ ном отношении партия должна быть единым целым, хорошо организованным в центре и на местах. Ленин всесторонне разработал принцип демокра­ тического централизма, по его настоянию этот принцип был принят IV съездом партии в 1906 году. С тех пор, постоян­ но совершенствуясь и обога­ щаясь практическим опытом, демократический централизм служит руководящим принцн. пом организационного строе­ ния КПСС и других коммуни­ стических партий. Демократи­ ческий централизм не сущест­ вует сам по себе, независимо от других коренных принципов партии нового типа, а нераз­ рывно связан с ними, органи­ чески вытекает из всего марк­ систско-ленинского учения о партии, рабочего класса. Не­ разрывная связь теории и практики, программы, страте­ гии и тактики, организацион. ных основ — ко'ренная черта ленинской партии нового типа. Коммунистическая партия есть партия научного комму- иязма, марксизма-ленинивма. Партия — передовой отряд ра. бочего класса. Но свою роль передового отряда она способ­ на выполнять лишь в том слу­ чае, если она вооружена науч. ным знанием законов общест­ венного развития, если она ви­ дит ясную цель и перспективу борьбы. «...Большевизм,— пи­ сал В. И. Ленин,— возник в 1903 году на самой прочной базе тео'рии марксиэма». (ПСС, т. 41, с-гр. 7). Признание революционной марксистско-ленинской теории — обязательное условие вступ­ ления в члены партии. Партия коммунистов '— это союз еди­ номышленников, сплоченных единством идейных взглядов, единым мировоззрением. Идей­ ное единство — решающее ус­ ловие единства и сплоченности самой партии, а тем самым единства и всего рабочего класса. Ленин подчеркивал, что без революционной теории не может быть и р.еволюцион- ного движения. Отсюда — за­ кономерная нетер|Пимость ком­ партий ко всякого рода идей­ ным шатаниям, к любым про­ явлениям оппортуниз 1 ма. На теоретической основе марксизма-ленинизма комму, нистические партии вырабаты­ вают свою программу. Про­ грамма четко и ясно формули­ рует гла 1 вные цели и задачи, стратегию и тактику партии на определенном историческом этапе развития. Так, за 70 лет своей истории КПСС три раза вырабатывала свою Програм­ му. Во всех этих про^аммах указывается одна и та же ко­ нечная цель—построение ком- • мунистического общества. Но на пути к достижению этой главной цели на разных нстсь рических этапах борьбы вы­ двигаются различные задачи. Так, первая Программа, при­ нятая на втором съезде партии в 1903 году, ставила задачу свержения царизма, а затем и власти буржуазии, установле­ ние диктатуры пролетариата. Эта задача была выполнена в резудьтате победы Октябрь, ской социалистической револю­ ции в 1917 году. В связи с этим на VIII съезде КПСС в 1919 году была принята вторая Программа, в которой выдви­ галась -задача построения со­ циалистического общества в СССР. В результате полной и окончательной победы со-циа. лизма в СССР вторая Про­ грамма партии была выполне­ на и XXII съезд КПСС в 1961 году принял третью, ныне дей­ ствующую Программу, в ко-то. рой поставлена задача постро­ ения коммунистического обще, ства в СССР, Программа партии закрепляет связь между идейными борца. ми-единомышлен 1 Ника 1 Ми и слу. жит основой единства, сплочен, ности и целенаправленной деятельности коммунистов. Ни одна подлкпно революционная партия, указывал В. И. Ленин, не может жить и развиваться без собственной программы «...как сколько-нибудь цельный политический организм, способ, ный всегда выдерживать линию при всех и всяких поворотах событий» (ПСС, т. 20, стр, 357). Определяя цели и зада­ чи партии. Программа служит ориентиром не только для ком. мунистов, но и для беспарТий-^ ных рабочих и всех трудящих, ся.^ заинтересованных в -осуще­ ствлении целей Партии комму­ нистов. Организацион-ные основы Ко'м.м:унистичес 1 кой партии ор­ ганически связаны с ее тео-рь- тическнми и п-ро-грам 1 М 1 Ными ос. новами. Партия является ор­ ганизованным отрядом рабоче­ го класса, высшей формой его классовой организация. Она должна быть крепко сплочен­ ной организацией, олицетворя­ ющей собою организованность, дисциплину, выдержку рабоче. го класса, способность ^еспе- чнть единство воли и единство своих действий. Организацион. ные формы строения партии, принципы н нормы ее внутрен­ ней жизни, формы и методы ее деятельности точно определя­ ются Уставом партии. Выше мы уже отметили, что основой организационного строения партии служит ле­ нинский принцип демократиче. СКОРО централизма. Сущность его вкратце заключается в следующем: — выборность, всех руково­ дящих органов партии снизу доверху; — периодетеская отчетность партийных органов перед сво­ ими партийными организация- - ми и перед вышестоящими ор­ ганами; — строгая партийная дне. цгаплина и подчинение мень. шинства ‘большинству; — безусловная обязатель­ ность решений высших партий, ных органов для низших. Демократический централизм означает, таким образом, пра­ вильное сочетание внутрипар. тийяой демократии с центра­ лизованным руководством. Ком;м 1 у»истическая партия строится по территориально, производственному признаку. ЭтО 'Значит, что первичные пар­ тийные организации создаются по месту работы коммуни-стов и объединяются в районные, городские, областные и т. д. организации по территории. Все члены партии, независимо от национальности, объединя­ ются по месту работы и по территории в единые организа. ции, входящие в единую -пар­ тию, с едины:м центром. Демократизм вытекает из самой природы, целей и задач Коммунистической партии. В партию люди вступают добро­ вольно. Поэтому партия может существовать лишь как орга­ низация самодеятельная, каж­ дый член которой сознательно и В 1 по.?не добровольно принл. мает участие во всей ее дея­ тельности. Демократизм означает ггреж. де всего выборность партийных органов и гласность в работе партии. «...Все дела партии,— писал В. И. Ленин, — ведут, пр'Ямо или через представите­ лей, все члены партии, на рав. ных правах и без всякого ис­ ключения; причем все должно, стные лица, все руководящие коллегии, все учреждения пар­ тии — выборные, подотчетные, сменяемые» (ПСС. т. 14, стр. 252). ‘ Демократизм означает далее свободнее и деловое обсужде­ ние вопросов партийной поли­ тики и практической деятель, ности партии как в отдельных партийных организациях, так н в партии в целом. Однако сво­ бода обсуждения и критики не может выливаться в анархист, скую распущенность, а партия не может превращаться, в дискуссионный клуб. После свободного и делового обсуж- демия и критижя партийное^со. брание или конференция (съезд) принимают определен, ное решение большинством го. лесов. И тогда вступает в си­ лу 'демократический закон подчинения меньшинства боль, шинству. Этим обеспечивается единство действий, партийнай дисциплина, недорустимость групповщины н ^акционно- сти. Важнейшим демократическим принципом в партийной жизни является коллективность руко. водства. Однако Устав КПСС указывает, что коллективность руководства ни в коей мере не снимает персональной ответст. венностн за порученное дело. Централ 1 йзм в строении пар. тии не является чем-то проти­ воположным демократии, а, наоборот, предполагает все. мерное развитие местной ини­ циативы, местного почина. Благодаря централизму, когда все партийные организации района, города, области, рес­ публики 'возглавляются соот­ ветствующими выборными ор­ гана-ми, а решения вышестоя. щих партийных органов обяза. тельны дл я , всех партийных комитетов, первичных партий­ ных организаций и коммуни­ стов данной территорий,— именно благодаря этому пар­ тия действует как единая орга. низация. У всей партии, у всех ее организаций есть единый авторитетный руководящий центр — Центральный Коми, тег. Это позволяет направлять работу всей партии к единой цели, правильно использовать силы всех партийных органи­ заций и всех коммунистов. Ленинские идеи, ленинские принципы внутренней и внеш­ ней политики, ленинские про­ граммные и организационные основы служат неиссякаемым источником, нз которого КПСС черпает уверенность в своих силах, мужество н оптимизм, волю к победе. Сплоченная под знаменем великого Ленина, КПСС уверенно' ведет ра 1 бочий класс, весь советский народ по пути строительства коммуниз­ ма. а . п л А т к о в с к и и , (АПН). По м а т е р и а л а м »Л е н и н с к о г о з н а м е н и * «ВСТРЕЧНЫЙ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ» Под таким заголовком в № 41 «Ленинского знамени» была опубликована корреспонден- ^ия, в которой указывались причины, мешаю­ щие коллектива»^ сборочного и автоматного цехов Липецкого тракторного завода успешно выполнять принятые встречные планы и обя. зательства. Как сообщил и. о. директора завода В. Тка- чевский, эта корреспонденция обсуждена на расширенном заседании технического совета с участием специалистов, руководителей цехов и отделов. Факты, изложенные в ней, призна. ны правильными. Для устранения отмеченных недостатков разработан и утвержден комплекс организационных и технических мероприятий, большинство из которых уже внедрено. В частности, в тракторосборочном цехе установ­ лена вторая кранбалка для съема окрашенных узлов и деталей с первого конвейера маляр­ ного отделения, внедрено крепление задних колес трактора 8-шпиндельным гайковертом, ме. ханизированы погрузочно-разгрузочные работы на операции мойки крепежных изделий. В э>том же цехе организована ежесменная комплекс­ ная подготовка крепежа по каждой технологи, ческой операции; Для обеспечения надежной работы межцехо, вого конвейера произведен капитальный ремонт электрической части, станции управления, а также освещения галереи конвейера. Осу­ ществляются также меры по дальнейшему со. вершенствованию планирования подаЧи дета­ лей и узлов в комплектах в соответствии со сменным и суточным графиком пррр!зводства. Все это позволило коллективу добиться пере, выполнения социалистических обязательств За 5 месяцев сдано сверх плана 75 пропаш. ных тракторов, 25 машин сборщики передали молодым механизаторам совхозов и колхозов области. В счет десятой пятилетки в управлении «Отделстрой-1> треста «Липецкетрой» добрая слава идет о бригаде кровельщиков, которой руководит Н. Т. Фетисов. Умелый организатор, опытный мастер своего дела, Николай Тихонович добился высокой ответственности каждо. го члена бригады за порученный участок работы. И пришел успех.. Коллектив досрочно, за три года и пять месяцев, завер­ шил пятнлетнее задание, выполнив кровельных работ болЬе чем на миллион рублей. , ’ В настоящее время бригада Н. Т. Фетисова трудится на ударной стройке кислородно-конверторного цеха № 2 НЛЛ43 в счет десятой пя[тилетки. По итогам за май она признана побе­ дителем в соревновании, ей присуждено переходящее Краевое знамя. На снимке: водружение Красного эпаиеян на рабочем месте передового коллектива. 1^. г, Т 1 РУДОВ 0 Й день директора школы рабочей молодежи ча­ сто начинается с планерки на производстве, где у станков стоят его ученики, в 8 утра, и заканчивается с последним школьным звонком около полу, ночи. Об одном из таких ди­ ректоров мне и хочется рас­ сказать. Впервые я увидела Татьяну Кузьминичну Евсикову на совещании директоров вечер­ них школ Липецка в августе 1971 года и сразу же отметила для себя, что коллеги относят­ ся к ней с уважением. Первое Епечатление подтвердилосо и в дальнейшем: на всех сове­ щаниях, семинарах рукёвб]1и- телей вечерних шкоЖ-Лобода, когда обсуждаются проблемы «вечерки», Татьяна-- Куйь-ми- нична обязательно выртуицт, чаще всего она делает этр по просьбе своих товарищей — директоров вечерних шкод. Липецкой школой рабочей молодежи № 1 она руководит уже 20 лет из 32 лет, отданных народному образо­ ванию. Да и школа ее — вете­ ран в городе. Она существует 40 лет. Но, честно говоря, руково­ дить вечерней школой с каж­ дым годом становится труд­ нее. ,Если раньше учились тут взрослые, те, кому . помешала завершить образование война, то теперь это более молодые и неопытные люди. Учебу с ра­ ботой всем трудно совмещать, надо уметь ценить время, да и иметь большую силу воли. Учителям, руководителям та­ ких школ нужно обладать даром убеждения н душевным тактом, чтобы под­ держать у своих подопечных веру в себя. Приходится без конца бывать в на произ­ водстве, и в семьях учащихся. Я Не знаю, рассказывает ли в трудных случаях своим уче­ никам Татьяна Кузьминична о том, как она училась сама, но думаю, что рассказывать сто­ ит. Пример сельской девчонки, выходившей каждый день ра­ но утром из дому, чтобы, пре­ одолев немало километров, точно к началу занятий по­ пасть в среднюю школу, н не пропускавшей ни одного за­ нятия, какая бы ни была по­ рода — мороз, метель, рас­ путье, может быть поучитель­ ным. Трудности, должно быть, укрепили эту любовь к школе. Так и поступила в 1940 г. в Елецкий учительский институт. Но началась война, и юная студентка оказалась неожиданно для себя руково­ дителем бригады женщин на земляных работах:. копали окопы, строили дорогу. Еще одно непростое испытание чувства долга, трудолюбия, юли. Должно быть, эти -ка­ чества Не только испытыва­ лись, но и укреплялись. Во всяком случае, их заметали. И когда вуз все-таки был закот»- чен, молодой учительнице только два года дали порабо- •тать в Талийкой школе — на­ значили инспектором Чиби- совского районо, а через 3 ме­ сяца — заведующей этого же районо. Еще шла война, 32 сел 1 ^кие школы в ведом­ стве районо, и многие в 25-—30 километрах от районного центра, а в распоряжении за­ ведующей не было даже ло­ шади. До еих пор помнит Татьяна Кузьминична, как од­ нажды застала ее темная осенняя ночь на проселочной дороге, далеко от жилья, ка­ ким долгим ей показался путь в сопровождении жутковатых огоньков — волчьих глаз. Тогда эгго были типичные трудности , Теперь другие. Проблема № 1 для «вечерки» — не, дать викому бросить шкоду. Сегод­ ня увром, Татьяна Кузьшцшчна спешит на . станкостроительный завод: надо выяснить, почему ученик 11 «в» класса Вячес­ лав Е. пршуст 1 :л вот уже не­ сколько занятий. Вчера ходила на мясокомбинат: ученице 9 «г» класса Вере С. не созда­ ли условий Для учебы. Но по своему многолетнему опыту директор шк^лы № 1 также знает, что многое зави­ сит и от учителя: от его уров­ ня развития, умения увлечь, зайнвересорать учеников. Поэ­ тому «-надо не только учить, во н -самому учиться. Директор, руко^дители методических объединений предметнико-в точ. но’^нают, есть ли у того или ДР'УГОГО' преподавателя личная библиотека; как она пополняет­ ся.. Знают, что читают, над чем работают педагоги этой шко­ ды. , уНеплохая библиотека есть и в Школе, здесь не толь­ ко художественные произве­ дения, но и много .методиче­ ской литературы и значитель­ ный фонд учебников. Все по­ нимают специфику: носещае- морть, значительно улучшает­ ся. если учителю удается обе­ спечить в .классе полное усво­ ение изучаемого материала. Ученику не приходится в та­ ком случае много учить дома, и он не пропускает очередной урок из-за боязни получить двойку. Знает, что главное — это не пропустить занятий. Убеждает в этом учителей я учащи.хся Татьяна Кузьминич­ на прежде всего своими урока­ ми. Мне посчастливилось на­ блюдать ее урок истории в 9 классе. Изучали тему «Нача­ ло первой русской революции». Татьяна Кузьминична дает прежде всего подробный план изучения, своего рода ориен­ тир, топографию урока. К но­ вому материалу строит мостик от пройденного — так легче воспринимается информация. Подает ее Татьяна Кузьминич­ на ярко, интересно, рассказ сопровождает иллюстрациями, приводит примеры из худо­ жественной литературы и нсго- рвческие документы, демонст­ рирует кннофрагмент о собы­ тиях 9-го января, привлекает и краеведческий материал. От­ веты учащихся в конце занятия свидетельствуют о том, что все понято правильно, главное ос­ мыслено, Уложено в памяти. И на следующем уроке все это будет закреплено в углублена После такого^ урока вполне соглашаешься с мнением ди­ ректора, что главное — это обеспечить посещаемость. Директорские тетради о посе. щении уроков других препода­ вателей школы свидетельствуют о том, что, Татьяна Кузьминнчг на не только хороший педагог, умелый организатор, но и тонкий методист и наставник учителей. Есть у нашего директо.ра я своя мечта — поработать в новом здании школы рабочей молодежи № 1, Вернее — в своем здании. Ведь самая ста­ рая школа рабочей молодежи р городе не имеет соб'ственно- го помещения. И это, разуме- етсч, создает дополнительные трудности. Хочется верить, что недалеко то время, когда поя­ вится новое здание с современ­ ными кабинетами, уютными классами, в которых ■ учить­ ся-то куда приятнее! М. ПЫХТИНА, иетодист Липецкого сороно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz