Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
14 июйя 1974 X*137 С13 9131 ЛЕНТГНе^КОЕ ЗНАМЯ Партийная жизны руководство экономикой одним ДНЕМ ЖИВУТ РУКОВОДИТЕЛИ и СПЕЦИАЛИСТЫ ЕЛЕЦ КОГО ЗАВОДА ЖБИ-5. ЭТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. Моя командировка на Елец кий завод железобетонных изч делий № 5 треста «Железобе тон» пришлась в самое напря женное время. Во всех цехах, на каждом уяастке говорили в первую очередь о месячном плане, который важно было «вытянуть» во что бы то ни стало. Для того, чтобы понять при чины столь накаленной обста- ^ .... новки, надо вернуться немного назад. Минувший год для завода сложился неплоха Планы по реализации, выпуску товарной продукции были перекрыты, выполнены и задания по сни- ^ жению себестоимости продук- нии, основной номенклатуре. Но затем произошло неожи данное. С январским планом завод не справился. Сначала это было расценено я в кол лективе, и в тресте как слу чайность. Но завод не выпол нил заданий в феврале, в мар те и в апреле. О случайности больше не говорили. Было яс но: что-то не сработало в системе роста производства, в чем-то допущен просчет. Есть особенность у таких предприятий, как завод ЖБИ-5. Он полностью зависит от тре- бований строек. Любое, а тем более коренное изменение в строительстве начинается с него—поставщика материалов, нз которых потом вырастают современные жилые «много этажки», корпуса новых учреж дений и заводов. Поспевать за стремительным темпом строительства, а в чем- . >■ то даже опережать его — ос новная задача завода. Еще вчера, скажем, и не слыхали о комплексных плитах, а сегод ня строители только и говорят об этом — их применение эко номит время, повышает произ водительность труда. Завод должен жить перспек тивно. Безусловно, о том, что на грузка возрастет — добавились заказы для ККЦ-2, нефтепро вода «Дружба», Елецкого за вода хромовых кож, — ^а предприятии знали. В мае в коллективе состоя лось партийное собрание, на котором обсуждалась работа основного цеха — сборного железобетона. Понятно, поче му именно этот цех стал объек том внимания — за четыре месяца он задолжал почти ме сячный план. Может, не стоило подробно говорить о б . этом '' сббрании, но в нем отразилось многое. Отчитываясь перед комму нистами, начальник цеха сбор ного железобетона Б. А. Грид нев вынужден был признать, что вверенный ему коллектив не готов к выполнению плана. И дело не только в измене нии номенклатуры, увеличении трудоемкости изготовления из делий, но и в самой организа ции производства. В начале го- I да оказалось, что вышли из строя многие формы и их на- срочно менять. Часами простаивало оборудование, не обеспеченное запчастями. Об наружились просчеты в орга низации труда — мастера не знали заказов, участки плохо Чу.- готовились к смене... Медлен- / но ведутся в цехе работы по усовершенствованию оборудо вания. Давно уже тесен поли гон. загроможден склад гото вой продукции. Словом, цех вовсе не слу- у чайно оказался в прорыве. И можно вполне согласиться с коммунистами, назвавшими • главную причину отставания,— в коллективе живут одним днем, любой ценой вытягивая сегодняшний план, забывая за глянуть в завтрашний. Но не один только этот пек ^единственное «узкое место» па заводе. Работа цеха сборного желе зобетона во многом зависит от арматурщиков. А они постоян- яо сдерживают соседей. Мож но понять начальника цеха А. Выставкина — коллек тиву приходится трудно. По мещение не удовлетворяет возросшим требованиям, новое оборудование разместить негде. Старое — работает на износ. Надежды возлагали на расши рение за счет пристройки, но ее сооружение, которое ведет СУ-6 треста «Елешяжстрой», у у По непонятным причинам затя- пулось на два года. Цех не имеет необходимого крытого склада металла — какая уж тут культура производства! А лучше ли у бетонщиков? Д | 7 Я них важнее всего качество продукции, а оно бывает низ ким, потому что многое дела ется «на глазок». Оборудование ^ебует модернизации. Боль шой объем работм при таком состоянии техники ложится на ■лечи ремонтников. Замешаю- ций начальника цеха И. С. Лу кин признает: ремонтно-меха ническому с каждым годом становится не по силам справ ляться со своими задачами. Профилактический ремонт обо- ч /дования по существу не ве дется. Нужно расширять ма стерскую, заменять станки... Завод живет трудно, напря женно. Но что же предприни мается, чтобы поправить дело? И тут мы сталкиваемся с пара доксами инженерной службы. Ясно, что поднимаемые руко водителями цехов вопросы не решить одним махом. Да ведь и возникли они не сегодня. Каждый понимает, что их ре шение требует планомерного подхода, скрупулезной инже нерной подготовки, словом, четкой системы непрерывного роста производства. Есть ли такая система на заводе? К сожалению, нет. Из года в год , не выполняются планы оргтехмероприятий, срываются задания по рационализации. На одном из заседаний пар тийно-хозяйственного актива было признано^ что «НОТ практически не существует». «Хронический» срыв оргтех мероприятий во многом объяс няется тем, что они зачастую не имеют под собой тщательно подготовленной базы. Вот как, скажем, обстоит дело в этом году. Из 20 мероприятий за четыре месяца выполнено ЛИШЬ-., два. По словам, и. о. главного инженера В. И. Ступникова, тому виной безот ветственность руководителей цехов. Но разве это единст венная причина? Как оказа лось, для выполнения многих пунктов плана до сих пор нет необходимых материалов, не готовы рабочие чертежи. Рас-' палась созданная^ некогда творческая бригада специали стов, о личных творческих пла нах инженеров даже речи не ведется. Неудовлетворительно поставлена техническая учеба кадров. Серьезные претензии следует предъявить к партийной орга низации завода. Нельзя ска зать, чтобы все эти вопросы не обсуждались коммунистами. Не однажды заслушивались отчеты руководителей отстаю щих участков и цехов, намеча лись и меры. Но трудно все же уловить какую-либо систему в работе партбюро. Складывает ся впечатление, что оно чаще всего лишь фиксирует недо статки, не до^5иваясь их уст ранения. Так, например, не сколько раз обсуждали работу коллектива цеха сборного же- лезобетрна. И каждый раз го ворили об одних и тех же про счетах. А что изменилось? Очень мало, поскольку вопросы технического перевооружения цеха, улучшения организации труда не решались в комплексе. Только в этом'году, когда отставание еще яснее обнажи ло недостатки произйодства, в партийной организации намечен конкретный план. В него вошли вопросы контроля за выполне нием оргтехмероприятий, ко ренным улучшением качеств^ продукции. Заговорили о лич ной ответственности инженер но-технических работников, о повышении роли мастеров в организации труда. Обеопокоены коммунисты и организацией соревнования. В беседах рабочие высказывали единодушное мнение, что со ревнование на заводе сводится лишь к подведению итогов для распределения премий. Мо ральная, воспитательная сто рона, побудительная сила тру дового соперничества прини жены. Нет оперативного осве щения результатов труда. Нельзя обойти молчанием и те проблемы, которые не в си лах разрешить сам завод. Прежде всего ему необходима помощь треста «Железобетон», управления мат©риально-тех. нического снабжения в обеспе чении оборудования запчастя ми . Не решены в тресте и во просы специализации. Нужна помощь и треста «Елецтяжстрой». Завод нередко ведет длительную «тяжбу» со строителями, неравномерно выбирающими бетон, асфальт, плиты пустотного настила. За четыре месяца вывезена лишь треть объема асфальта, нет заявок на бетон. Участок, та ким образом, ■ работает не в полную силу. Нет, не случаен срыв, который- произошел на заводе. Пред приятию трудно наращивать мощность в «старых стенах». В ближайшие годы ему предсто ит пережить период ре 1 ^онст- рукции. Но сегодня ничто не мешает максимально использо- , вать внутренние резервы, чтобы шагать в ногу со временем. Л . ДУВИНА. г- Елец. Н а п о в е с т к е д н я — вопросы профтехобразования Областной совет профсоюзов нровел совещание председате лей комитетов профсоюзов учи лищ профвсснонально-техниче" ского образования и базовых предприятий. На нем обсуж. дался вопрос о ходе выполне- яяя постановления ЦК КПСС ■ Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствова нии системы профессионально- технического образования. На совещании подчеркива лась необходимость усиления роли профсоюзных организаций училищ и базовых предприятий в деле подготовки молодых рабочих, создания им необхо димых условий для учебы, от дыха, занятий самодеятельно стью, физкультурой и спортом. Ш ИРОКОПЛЕЧАЯ фигу, ра сына скрылась за по воротом, а Надежда Ивановна все глядела ему вслед, и какое-то странное чувство закрадывалось в серд це. Сначала все волновалась, как-то доберется он до Лебе дяни: двадцать пять километ ров не шутка, а погода — скверная- Дороги развезло, кругом 11 рязь, а Левушка в го родских туфельках. Как бы не простудился. Потом самой смешно стало: думает о сыне, как о ребенке малом. А ее Левушка уже Лев Николаевич — ведущий хи рург района, заведующий хи рургическим отделением рай онной больницы. Его знают во всей округе. Мысли перескакивают на другое. Сегодня у нее назна чена беседа с избирателями. Надежда Ивановна — агитатор От выборов до выборов АГИТАТОР на десятидворке. Колхозники собираются в доме Марии Ти. мофеевны Лашковой. В основ ном это пенсионеры, ветераны колхозного производства — А. И. Лапжова, Н. И. Епифа нова, В. П. Лашкова и дру гие. В колхозе их уважительно величают «старой гвардией». Беседуя с ними, Надежда Ивановна чувствует, что слова ее падают в благодатную поч ву. Эти люди близки ей по духу и всегда во всем поддер живают ее. Например, в дни весеннего сева агитатор прове ла очередную беседу о разви тии колхозного строя^ Участни ки беседы говорили о том, как окрепли и стали неузнава емы колхозы. А сколько техни ки сейчас на полях! Беседа за кончилась разговором 6 теку щих делах: Надежда Иванов, на передала односельчанам свой разговор с щредседателем колхоза. Дмитрий Григорьевич Молчанов сетовал на то, что пора уже готовить картофель к посадке, а рабочих не хватает. — Как, товарищи, поможем колхозу? — спросила агитатор. Все поддержали ее, а наут ро «старая гвардия» раньше всех появилась возле овоще хранилища. Много лет Надежда Иванов, на несет почетную и ответст-* венную должность агитатора. Участвуя в общественном тру де, она показывает людям пример. Каждый год в гарячее в;ремя уборки зерновых ее можно увидеть на току среди работающих на очистке зерна. А недавно заведующая агит пунктом Мария Николаевна Овсянникова вместе с партор гом А. Т. Козловым собирали «старую гвардию» в агитпунк те. Состоялся разговор о том, как обеспечить вьтол- нение обязательств колхоза «Красное знамя»; собрать в чет вертом году пятилетки по 200 центнеров сахарной свеклы с гектара. Здесь же ознакомили пенсионеров с обращением ли- пецких свекловодов и от име ни правления колхоза попро сили их оказать посильную помощь в обработке сахарной свеклы. — А мы и не возражаем,— сказала Н. И. Епифанова. Тут же каждая из женщин взяла на себя обязательство обработать определенный уча сток свеклы. Узнав, что кандидатом в де путаты Верховного Совета СССР по Лебедянскому изби рательному округу выдвинута свинарка .Раиса Ивановна Бе ляева, избиратели поп 1 росили Надежду Ивановну поподроб нее рассказать о кандидате. Удивлялись — такая молодая, а уже отлично показала себя в труде и общественной жизни. Надежда Ивановна находит для бесед с избирателями са мые разнообразные темы. Ор ганизует читки н обсуждение произведений художествен ной литературы, особенно исто рической. Ведь чтобы люди понимали всю красоту сов 1 ре. менной жизни, надо сравнить ее с прошлым. В этой работе ей помогает заведующая агит пунктом Мария Николаевна Овсянникова. Для нее она про сто Маша, бывшая учени ца, а ныне заведующая сель ской библиотекой. С Машиной матерью М. И. Лашковой бы ли подругами. И судьбы у них схожие. Как и у нее, не вер нулся с войны муж. Осталась М. И. Лашкова с детьми од на. Что было бы с ними, если бы не , колхоз, не Советская власть, — сказать трудна А ведь всех детей поставила на ноги, всех в люди вывела. Од на дочь — учительница, дру- гая — заведующая библиоте кой. Два сына — механизато. ры. Все при деле. Да разве у одной Лашковой такая судьба. Когда она начинает говорить об этом со своими слушателя ми, те оживляются, н картины минувших суровых дней сме няют в их воспоминаниях одна другую. — А ведь ты, Надежда Ива новна, и во время войны бы ла агитатором, — сказала одна из женщин. Да, это было. Она, агитатор, всегда несла людям слово правды, вселяла уверенность в победе ■ побеждала вместе с ними. С НИКИТИНА, соб. корр. сЛенивского знамени». ЛЕНИНСКИЙ ПРИНЦИПI ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО Ц Е Н Т Р А ЛИ ЗМА Еще в середине прошлого столетия, когда европейский пролетариат только поднимал ся! с оружием в руках против мира угнетения и насилия, Маркс и Энгельс разработали теорию научного коммунизма и в неразрывной связи с нею обосновали необх1од»мость соз дания самостоятельной полити. ческой партии рабочего класса. Этот, гигантский труд осново положников научного комму низма продолжил В. И. Ленин в новую историческую эпоху. Развивая идеи Маркса и Энгельса, Ленин подчеркивал, что у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации. В создании боевой, революционной партии Ленин видел решающее уело, вне и главное оружие победо. носной борьбы рабочего клас са за социализм, коммунизм. В. И. Ленин пришел к един, ст.веико правильному решению: рабочему классу нужна пар тия нового тина —■партия про. летарских революционеров, способная объединить, сплотить и организовать силы рабочего класса, придать стихийному движению масс сознательный и организованный характер и привести их к победе социали стической революции. За такую партию Ленин непримирИ 1 МО боролся с меньшевиками, с троцкиста 1 МИ, с различного ро да правыми и «левыми» оипор. тунистами. Бо)ръба за создание и укрепление партии нового типа стала делом всей жизни Ленина. И он создал такую партию, был ее вдохновителем и вождем. В докладе, посвященном сто. летию со дня рождения Влади- мира Ильича Ленина, Л. И. Брежнев говорил: «Партия но. вого типа — это, товарищи, высшее воплощение неразрыв ного единства революционной теории и революционной прак. тики. ЭтЪ величайшее насле. диё, оставленное Ленинньм все. мй 1 рному революцио»но^ 1 у дви жению, строителям социализма И коммунизма». Партия ленинского типа ста ла образцом коммунистических и рабочих партий, действую, щнх ныне почти во всех стра нах мира. Ряды этих партий ненрерыв 1 Но растут. Если в 1924 году было 49 коммунисти. ческих и рабочих партий, объ единявших 1 миллНон 300 ты сяч членов, то сегодня ком партии действуют в 89 странах и в их рядах объединено более 50 м;Иллио!Нов революционных бойцов. Коммунисты всех стран с глубоким уважением относятся к КПСС-— партии, созданной великим Лениным. На митинге трудящихся Гаваны 29 января текущего года товарищ Фиделе Кастро говорил: «Эхо Октябрь ской революции дО|Неслось и до нашей родины и стало лу чом надежды для униженных и угнетенных, и спустя некото. рое время на Кубе родилась первая марксистско-ленинская партия». И спустя четыре де сятилетия после Великого Ок тября народ на Кубе стал подлинным хозяином своей судьбы. Руководящим принципом ор ганизационного строения Ко:л- муни'стической партии являет, ся ленинский принцип демокра. тического централизма. Этот принцип был выдвинут еще Марксом и Энгельсом, которые считали, что ^ организацион ном отношении партия должна быть единым целым, хорошо организованным в центре и на местах. Ленин всесторонне разработал принцип демокра тического централизма, по его настоянию этот принцип был принят IV съездом партии в 1906 году. С тех пор, постоян но совершенствуясь и обога щаясь практическим опытом, демократический централизм служит руководящим принцн. пом организационного строе ния КПСС и других коммуни стических партий. Демократи ческий централизм не сущест вует сам по себе, независимо от других коренных принципов партии нового типа, а нераз рывно связан с ними, органи чески вытекает из всего марк систско-ленинского учения о партии, рабочего класса. Не разрывная связь теории и практики, программы, страте гии и тактики, организацион. ных основ — ко'ренная черта ленинской партии нового типа. Коммунистическая партия есть партия научного комму- иязма, марксизма-ленинивма. Партия — передовой отряд ра. бочего класса. Но свою роль передового отряда она способ на выполнять лишь в том слу чае, если она вооружена науч. ным знанием законов общест венного развития, если она ви дит ясную цель и перспективу борьбы. «...Большевизм,— пи сал В. И. Ленин,— возник в 1903 году на самой прочной базе тео'рии марксиэма». (ПСС, т. 41, с-гр. 7). Признание революционной марксистско-ленинской теории — обязательное условие вступ ления в члены партии. Партия коммунистов '— это союз еди номышленников, сплоченных единством идейных взглядов, единым мировоззрением. Идей ное единство — решающее ус ловие единства и сплоченности самой партии, а тем самым единства и всего рабочего класса. Ленин подчеркивал, что без революционной теории не может быть и р.еволюцион- ного движения. Отсюда — за кономерная нетер|Пимость ком партий ко всякого рода идей ным шатаниям, к любым про явлениям оппортуниз 1 ма. На теоретической основе марксизма-ленинизма комму, нистические партии вырабаты вают свою программу. Про грамма четко и ясно формули рует гла 1 вные цели и задачи, стратегию и тактику партии на определенном историческом этапе развития. Так, за 70 лет своей истории КПСС три раза вырабатывала свою Програм му. Во всех этих про^аммах указывается одна и та же ко нечная цель—построение ком- • мунистического общества. Но на пути к достижению этой главной цели на разных нстсь рических этапах борьбы вы двигаются различные задачи. Так, первая Программа, при нятая на втором съезде партии в 1903 году, ставила задачу свержения царизма, а затем и власти буржуазии, установле ние диктатуры пролетариата. Эта задача была выполнена в резудьтате победы Октябрь, ской социалистической револю ции в 1917 году. В связи с этим на VIII съезде КПСС в 1919 году была принята вторая Программа, в которой выдви галась -задача построения со циалистического общества в СССР. В результате полной и окончательной победы со-циа. лизма в СССР вторая Про грамма партии была выполне на и XXII съезд КПСС в 1961 году принял третью, ныне дей ствующую Программу, в ко-то. рой поставлена задача постро ения коммунистического обще, ства в СССР, Программа партии закрепляет связь между идейными борца. ми-единомышлен 1 Ника 1 Ми и слу. жит основой единства, сплочен, ности и целенаправленной деятельности коммунистов. Ни одна подлкпно революционная партия, указывал В. И. Ленин, не может жить и развиваться без собственной программы «...как сколько-нибудь цельный политический организм, способ, ный всегда выдерживать линию при всех и всяких поворотах событий» (ПСС, т. 20, стр, 357). Определяя цели и зада чи партии. Программа служит ориентиром не только для ком. мунистов, но и для беспарТий-^ ных рабочих и всех трудящих, ся.^ заинтересованных в -осуще ствлении целей Партии комму нистов. Организацион-ные основы Ко'м.м:унистичес 1 кой партии ор ганически связаны с ее тео-рь- тическнми и п-ро-грам 1 М 1 Ными ос. новами. Партия является ор ганизованным отрядом рабоче го класса, высшей формой его классовой организация. Она должна быть крепко сплочен ной организацией, олицетворя ющей собою организованность, дисциплину, выдержку рабоче. го класса, способность ^еспе- чнть единство воли и единство своих действий. Организацион. ные формы строения партии, принципы н нормы ее внутрен ней жизни, формы и методы ее деятельности точно определя ются Уставом партии. Выше мы уже отметили, что основой организационного строения партии служит ле нинский принцип демократиче. СКОРО централизма. Сущность его вкратце заключается в следующем: — выборность, всех руково дящих органов партии снизу доверху; — периодетеская отчетность партийных органов перед сво ими партийными организация- - ми и перед вышестоящими ор ганами; — строгая партийная дне. цгаплина и подчинение мень. шинства ‘большинству; — безусловная обязатель ность решений высших партий, ных органов для низших. Демократический централизм означает, таким образом, пра вильное сочетание внутрипар. тийяой демократии с центра лизованным руководством. Ком;м 1 у»истическая партия строится по территориально, производственному признаку. ЭтО 'Значит, что первичные пар тийные организации создаются по месту работы коммуни-стов и объединяются в районные, городские, областные и т. д. организации по территории. Все члены партии, независимо от национальности, объединя ются по месту работы и по территории в единые организа. ции, входящие в единую -пар тию, с едины:м центром. Демократизм вытекает из самой природы, целей и задач Коммунистической партии. В партию люди вступают добро вольно. Поэтому партия может существовать лишь как орга низация самодеятельная, каж дый член которой сознательно и В 1 по.?не добровольно принл. мает участие во всей ее дея тельности. Демократизм означает ггреж. де всего выборность партийных органов и гласность в работе партии. «...Все дела партии,— писал В. И. Ленин, — ведут, пр'Ямо или через представите лей, все члены партии, на рав. ных правах и без всякого ис ключения; причем все должно, стные лица, все руководящие коллегии, все учреждения пар тии — выборные, подотчетные, сменяемые» (ПСС. т. 14, стр. 252). ‘ Демократизм означает далее свободнее и деловое обсужде ние вопросов партийной поли тики и практической деятель, ности партии как в отдельных партийных организациях, так н в партии в целом. Однако сво бода обсуждения и критики не может выливаться в анархист, скую распущенность, а партия не может превращаться, в дискуссионный клуб. После свободного и делового обсуж- демия и критижя партийное^со. брание или конференция (съезд) принимают определен, ное решение большинством го. лесов. И тогда вступает в си лу 'демократический закон подчинения меньшинства боль, шинству. Этим обеспечивается единство действий, партийнай дисциплина, недорустимость групповщины н ^акционно- сти. Важнейшим демократическим принципом в партийной жизни является коллективность руко. водства. Однако Устав КПСС указывает, что коллективность руководства ни в коей мере не снимает персональной ответст. венностн за порученное дело. Централ 1 йзм в строении пар. тии не является чем-то проти воположным демократии, а, наоборот, предполагает все. мерное развитие местной ини циативы, местного почина. Благодаря централизму, когда все партийные организации района, города, области, рес публики 'возглавляются соот ветствующими выборными ор гана-ми, а решения вышестоя. щих партийных органов обяза. тельны дл я , всех партийных комитетов, первичных партий ных организаций и коммуни стов данной территорий,— именно благодаря этому пар тия действует как единая орга. низация. У всей партии, у всех ее организаций есть единый авторитетный руководящий центр — Центральный Коми, тег. Это позволяет направлять работу всей партии к единой цели, правильно использовать силы всех партийных органи заций и всех коммунистов. Ленинские идеи, ленинские принципы внутренней и внеш ней политики, ленинские про граммные и организационные основы служат неиссякаемым источником, нз которого КПСС черпает уверенность в своих силах, мужество н оптимизм, волю к победе. Сплоченная под знаменем великого Ленина, КПСС уверенно' ведет ра 1 бочий класс, весь советский народ по пути строительства коммуниз ма. а . п л А т к о в с к и и , (АПН). По м а т е р и а л а м »Л е н и н с к о г о з н а м е н и * «ВСТРЕЧНЫЙ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ» Под таким заголовком в № 41 «Ленинского знамени» была опубликована корреспонден- ^ия, в которой указывались причины, мешаю щие коллектива»^ сборочного и автоматного цехов Липецкого тракторного завода успешно выполнять принятые встречные планы и обя. зательства. Как сообщил и. о. директора завода В. Тка- чевский, эта корреспонденция обсуждена на расширенном заседании технического совета с участием специалистов, руководителей цехов и отделов. Факты, изложенные в ней, призна. ны правильными. Для устранения отмеченных недостатков разработан и утвержден комплекс организационных и технических мероприятий, большинство из которых уже внедрено. В частности, в тракторосборочном цехе установ лена вторая кранбалка для съема окрашенных узлов и деталей с первого конвейера маляр ного отделения, внедрено крепление задних колес трактора 8-шпиндельным гайковертом, ме. ханизированы погрузочно-разгрузочные работы на операции мойки крепежных изделий. В э>том же цехе организована ежесменная комплекс ная подготовка крепежа по каждой технологи, ческой операции; Для обеспечения надежной работы межцехо, вого конвейера произведен капитальный ремонт электрической части, станции управления, а также освещения галереи конвейера. Осу ществляются также меры по дальнейшему со. вершенствованию планирования подаЧи дета лей и узлов в комплектах в соответствии со сменным и суточным графиком пррр!зводства. Все это позволило коллективу добиться пере, выполнения социалистических обязательств За 5 месяцев сдано сверх плана 75 пропаш. ных тракторов, 25 машин сборщики передали молодым механизаторам совхозов и колхозов области. В счет десятой пятилетки в управлении «Отделстрой-1> треста «Липецкетрой» добрая слава идет о бригаде кровельщиков, которой руководит Н. Т. Фетисов. Умелый организатор, опытный мастер своего дела, Николай Тихонович добился высокой ответственности каждо. го члена бригады за порученный участок работы. И пришел успех.. Коллектив досрочно, за три года и пять месяцев, завер шил пятнлетнее задание, выполнив кровельных работ болЬе чем на миллион рублей. , ’ В настоящее время бригада Н. Т. Фетисова трудится на ударной стройке кислородно-конверторного цеха № 2 НЛЛ43 в счет десятой пя[тилетки. По итогам за май она признана побе дителем в соревновании, ей присуждено переходящее Краевое знамя. На снимке: водружение Красного эпаиеян на рабочем месте передового коллектива. 1^. г, Т 1 РУДОВ 0 Й день директора школы рабочей молодежи ча сто начинается с планерки на производстве, где у станков стоят его ученики, в 8 утра, и заканчивается с последним школьным звонком около полу, ночи. Об одном из таких ди ректоров мне и хочется рас сказать. Впервые я увидела Татьяну Кузьминичну Евсикову на совещании директоров вечер них школ Липецка в августе 1971 года и сразу же отметила для себя, что коллеги относят ся к ней с уважением. Первое Епечатление подтвердилосо и в дальнейшем: на всех сове щаниях, семинарах рукёвб]1и- телей вечерних шкоЖ-Лобода, когда обсуждаются проблемы «вечерки», Татьяна-- Куйь-ми- нична обязательно выртуицт, чаще всего она делает этр по просьбе своих товарищей — директоров вечерних шкод. Липецкой школой рабочей молодежи № 1 она руководит уже 20 лет из 32 лет, отданных народному образо ванию. Да и школа ее — вете ран в городе. Она существует 40 лет. Но, честно говоря, руково дить вечерней школой с каж дым годом становится труд нее. ,Если раньше учились тут взрослые, те, кому . помешала завершить образование война, то теперь это более молодые и неопытные люди. Учебу с ра ботой всем трудно совмещать, надо уметь ценить время, да и иметь большую силу воли. Учителям, руководителям та ких школ нужно обладать даром убеждения н душевным тактом, чтобы под держать у своих подопечных веру в себя. Приходится без конца бывать в на произ водстве, и в семьях учащихся. Я Не знаю, рассказывает ли в трудных случаях своим уче никам Татьяна Кузьминична о том, как она училась сама, но думаю, что рассказывать сто ит. Пример сельской девчонки, выходившей каждый день ра но утром из дому, чтобы, пре одолев немало километров, точно к началу занятий по пасть в среднюю школу, н не пропускавшей ни одного за нятия, какая бы ни была по рода — мороз, метель, рас путье, может быть поучитель ным. Трудности, должно быть, укрепили эту любовь к школе. Так и поступила в 1940 г. в Елецкий учительский институт. Но началась война, и юная студентка оказалась неожиданно для себя руково дителем бригады женщин на земляных работах:. копали окопы, строили дорогу. Еще одно непростое испытание чувства долга, трудолюбия, юли. Должно быть, эти -ка чества Не только испытыва лись, но и укреплялись. Во всяком случае, их заметали. И когда вуз все-таки был закот»- чен, молодой учительнице только два года дали порабо- •тать в Талийкой школе — на значили инспектором Чиби- совского районо, а через 3 ме сяца — заведующей этого же районо. Еще шла война, 32 сел 1 ^кие школы в ведом стве районо, и многие в 25-—30 километрах от районного центра, а в распоряжении за ведующей не было даже ло шади. До еих пор помнит Татьяна Кузьминична, как од нажды застала ее темная осенняя ночь на проселочной дороге, далеко от жилья, ка ким долгим ей показался путь в сопровождении жутковатых огоньков — волчьих глаз. Тогда эгго были типичные трудности , Теперь другие. Проблема № 1 для «вечерки» — не, дать викому бросить шкоду. Сегод ня увром, Татьяна Кузьшцшчна спешит на . станкостроительный завод: надо выяснить, почему ученик 11 «в» класса Вячес лав Е. пршуст 1 :л вот уже не сколько занятий. Вчера ходила на мясокомбинат: ученице 9 «г» класса Вере С. не созда ли условий Для учебы. Но по своему многолетнему опыту директор шк^лы № 1 также знает, что многое зави сит и от учителя: от его уров ня развития, умения увлечь, зайнвересорать учеников. Поэ тому «-надо не только учить, во н -самому учиться. Директор, руко^дители методических объединений предметнико-в точ. но’^нают, есть ли у того или ДР'УГОГО' преподавателя личная библиотека; как она пополняет ся.. Знают, что читают, над чем работают педагоги этой шко ды. , уНеплохая библиотека есть и в Школе, здесь не толь ко художественные произве дения, но и много .методиче ской литературы и значитель ный фонд учебников. Все по нимают специфику: носещае- морть, значительно улучшает ся. если учителю удается обе спечить в .классе полное усво ение изучаемого материала. Ученику не приходится в та ком случае много учить дома, и он не пропускает очередной урок из-за боязни получить двойку. Знает, что главное — это не пропустить занятий. Убеждает в этом учителей я учащи.хся Татьяна Кузьминич на прежде всего своими урока ми. Мне посчастливилось на блюдать ее урок истории в 9 классе. Изучали тему «Нача ло первой русской революции». Татьяна Кузьминична дает прежде всего подробный план изучения, своего рода ориен тир, топографию урока. К но вому материалу строит мостик от пройденного — так легче воспринимается информация. Подает ее Татьяна Кузьминич на ярко, интересно, рассказ сопровождает иллюстрациями, приводит примеры из худо жественной литературы и нсго- рвческие документы, демонст рирует кннофрагмент о собы тиях 9-го января, привлекает и краеведческий материал. От веты учащихся в конце занятия свидетельствуют о том, что все понято правильно, главное ос мыслено, Уложено в памяти. И на следующем уроке все это будет закреплено в углублена После такого^ урока вполне соглашаешься с мнением ди ректора, что главное — это обеспечить посещаемость. Директорские тетради о посе. щении уроков других препода вателей школы свидетельствуют о том, что, Татьяна Кузьминнчг на не только хороший педагог, умелый организатор, но и тонкий методист и наставник учителей. Есть у нашего директо.ра я своя мечта — поработать в новом здании школы рабочей молодежи № 1, Вернее — в своем здании. Ведь самая ста рая школа рабочей молодежи р городе не имеет соб'ственно- го помещения. И это, разуме- етсч, создает дополнительные трудности. Хочется верить, что недалеко то время, когда поя вится новое здание с современ ными кабинетами, уютными классами, в которых ■ учить ся-то куда приятнее! М. ПЫХТИНА, иетодист Липецкого сороно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz