Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 «ая 1974 г., Хг 119 (13 895) Как ужа сообщалось, ■ Липецком ладнистмтута прошла Всесоюзная научная конференция на тему: «формирование общественно-политической и познавательной активности у студентов педагогических вузов». Вопросы, поднятые на кон. ференции, представляют интерес и для преподавателей тех­ нических вузов, средних специальных учебных заведений, учи. толей. О проблемах, поставленных на конференции, рассказы, веет эта статья. интерес преД'Ставляют действу­ ющие в Липециом пединсийту. те малый литературный фа. культет, школы юных физиков, биологов, математиков и т. д„ где вместе с преподавателями акт.»вно общаются со старше, классниками и студенты. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Со Всесоюзной научной в Липецком педагогическом конференции институте М ОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ, допустим, физик, впервые приходит в школу. Он хорошо знает свой предмет, умело демонстрирует на уро­ ках опыты, может починить физический прибор, но не очень уверенно организует в своем классе читательскую конферен­ цию, а перед диспутом на# мо­ ральные темы начинает все с нуля, — заново постигая для себя в книгах все, что для это­ го нужно. Случаются и пара­ доксы: чело-век, все четыре го. да молчавший в пединституте «а профсоюзных и комсомоль* ских собраниях, теперь пыта. ется активизнровать своих пи­ томцев на классных собрани­ ях. Учитель, ни разу в студен­ ческой жизни не выходивший на сцену, оказывается перед необходИ'Мостью организовать в классе, а то и в школе ху- дожественную самодеятель­ ность. Выпускника педвуза в школе привлекают к работе лекторской группы или пред­ лагают быть агитатором на избирательном участке — все это тоже требует Знаний, на­ выков, какого-то, пусть мини­ мального практического опыта. Школа — живой многогран­ ный мир. В нем нельзя быть только узким специалистом, только прсдметн^ом. Учи­ тель — это рбяЗаДтаьно и вое. питатель, обязательно обшест. венник. Особенй<к #11 селе, где попросту гневозможно найти, например, руково^щтеля учени- ческого драмкружке со спе­ циальным обрезов,еН'Ием, где, именно учитель возглавляет н кружок в клубе. Мы говорим о том, что шко­ ла должна воспитывать разно­ сторонне развитую личность. Но такой личностью должен быть прежде всего сам воспи- татеV^ь. Как подготовить такого в стенах вуза? Надо всемерно повышать общественно-политическую ак­ тивность студента,— говорит­ ся в принятом несколько лет назад постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране, воспи­ тывать идейно убежденных строителей нового общества. В этом смысле непреходящей цен­ ность дисииплии цикла нЗЩно. го коммунизма. Оии особенно важны для вос.питяния., буду- щего педагога. Ведь учитель не может проводить идеи, не ставшие его^убежде- нием. --'’г- О БЩЕСТВЕННАЯ : 'ак. тивность ' лучше всего воспитывается на практи­ ке, в Ж 1 ИВ 0 М общении с людь­ ми. Давняя вузовская традиция — лекционные выступления студентов. Солидный стаж у школ молодого лектора. Сей­ час во многих вузах страны действуют факультеты обще­ ственных профессий. Не толь­ ко лекторы и пропагандйсты, но и руководители художест­ венной самодеятельности, фо- то 1 репортеры, кинооператоры, оформители, журналисты, орга­ низаторы клубов интернацио- нальной дружбы — навыки в области этих профессий сту­ денты получают наряду со своей педагогической професси­ ей, заиимаясь на таких факуль­ тетах, Широко известна дея­ тельность студенческих педаго­ гических отрядов московских педагогических институтов, сту­ денческого макаренковского об­ щества. Они работают С труд­ ными подростками, приходят в пионерские комнаты при до­ моуправлениях и там зажигают огонек творчества, включают, ся в трудну 1 р деятельность ми­ лиции по борьбе с правонару­ шениями несовершеннолетних. В Липецком пединституте 1 0 лет существует педагогиче­ ский клуб «Радуга». Его девиз «Ребячьи сердца — зажигать». Студент за годы учебы не прос­ то приобретает тут навыки пионерской, воспитательной ра. боты, качества массовика, ор­ ганизатора праздников, ПО.ХО- дов, экскурсий, трудовых де­ сантов диспутов и т. п., но и проходит школу самостоятель. ности, В клубе ценится не ис­ полнительство, а творческое отношение к любому общест­ венному нач!Шанию: придумай, что и как. предложи идею, су­ мей ее отстоять и убедить то­ варищей в ее полезности и осушествить, воплотить в жизнь задуманное. « 1 *атуга» в свое время орга- низовала дочерний клуб «Алые паруса» из почти 200 педаго- гически «запушенных» ребят. Теперь многие из них стали от- лнчнЫ'М'И рабочими, заботливы­ ми семьянинами. Прекрасный клуб иш'ер'маци- ональной дружбы действует в пединституте молдавск 01 го го­ рода Бельцы. Возглавляет его президентский совет. Члены со­ вета по очереди месяц быва­ ют президентом. Возникает со­ ревнование за самый интерес­ ный месяц. В 17 секциях клу­ ба отмечают важнейшие даты в истории нарадов мира — ре- волюцио-нные, культурные, ли­ тературные, вед)т обширную переписку с крупнейшими по­ литическими деятелями мира, писателями, учеными, получа­ ют в подарок уникальные доку, менты, книги, развивают свой кругозор и приобретают навы­ ки такой работы в школе. В последние годы во многих вузах родился термин: обще­ ственно-политическая практика студентов. Она рассчитана на все годы обучения. На первых курсах студенты изучают ос­ новы этой деятельности, при­ обретают, по меткому выраже­ нию одной из участниц конфе­ ренции, лекторскую смелость, на старших курсах — осуще. ствляют практическую деятель­ ность, причем она последова­ тельно и планомерно усложня­ ется, Студенты проходят ре­ гулярную обществепную аттес­ тацию, которая является тоже своеобразным стимулом. Поис- ки системы, пронизывающей все годы учебы, всеохватной и уни­ версальной, логически привели организаторов этого дела к мысли о необ.чодимости егр» научного осмысления. Начали, естественно, с ис­ следований, анализа того, что уже сделано. И пришли к лю­ бопытным, а подчас и неожи­ да иным для себя результатам, Пионером социологических ис­ следований в области вузов­ ской общественно-политической практики студентов стал Пермокий пединститут. Его со­ циологическая лаборатория провела исследования в ряда пединститутов уральской зоны и выявила некоторые общие тенденции. Выяснилось, что лишь две трети общего числа студентов участвуют в общест­ венной работе, что в кружках и коллективах художественной .самодеятельности занимается много с'гуяентой, но главным образом эпизодически, а вот постоянно “ ЛИШЬ 6 процентов, приобретают^ же навыки руко- вод,ит€лей кружков лишь 4 процента^».* •'ЕДОСТАТКА в меро. ["гериятиях студенты вузов не испытывают. Но йа иных вечерах пустует половина зала, а на экскурсию приходит одна треть тех, кто должен был в ней участвовать. Причи­ на не в равнодушии студентов. Видимо, организаторы меро­ приятия не учли их запросов —- а не секрет, что при отсут­ ствии научного под.хода к этой деятельности кое-кто из ее ор­ ганизаторов ориентируется в основном на собственные сту­ денческие представления дваД- цатилетней давности. Вкусы же, запросы людей со временем меняются и растут. И еще одна причи 1 йа: не учтен бюджет вре­ мени студента, в общем-то довольно основательно насы­ щенный учебными занятиями. Усилия различных вузовских коллективов, работающих в этом направлении, приводят к разным организационным структурам обшественно-поли. тической практики студентов. Правомерно поставить вопрос: а должна ли быть отдельно ка­ лужская, кур<^кая, пермская, липецкая системы? Не следова- ло ли выработать единую? На этот вопрос участники конференций отвечают по-раз­ ному: большинство—положи­ тельно и приветствуют выра­ ботку единой программы, неко­ торые считают, что надо выра­ ботать лишь научные принци­ пы, методологию, предоставив вузам возможность творчески претворять их б практипоу с уче­ том местных условий. Есть пединститутьц в которых общественно-политиче с к у ю практику ввели в ранг учеб, ного предмета, включили в учебный процесс. Четкие рам­ ки. обязательность обучения— это, конечно, положительный фактор. Трудность в том, как уложиться в недельную норму учебной нагрузки студента, составляющую ^ часов. Все участники конференции единодушно считают обяза­ тельной профессионализацию обшественно-политич е с к о й практики, связь ее с воспита­ тельной работой, со школой. В этом смысле значительный Д ЛЯ ШКОЛЬНИКА, сту. дента технического вуза задача сжато может быть выражена довольно прос­ той формулой: учись учиться. Будешь ли ты рабочим, тех­ ником, инженером, должен пом­ нить, что объем научных зна­ ний удваивается, растет очень быстро. Семи-восьмилетней давности знаии'Я оказываются малопригодными для сегод­ няшней действительности. Ни- чего не поделаешь: идет науч­ но-техническая революция. Для будущего учителя, сту­ дента педагогического институ. та все обстоит 'значительно сложнее. Конечно, он тоже должен еще в стенах инсти­ тута овладеть навыками само­ образования, работы с источ­ никами знаний и т. д. И ему, так же, как и всем осталь­ ным, надо выработать в себе не только сознаиие яеотвра- тимости и непрерывности это­ го процесса, но и внугреннюю потребность —. интерес, жела. ние, страсть к познанию ново­ го, Все это вполне реально, ибо познание — процесс ув­ лекательный. Вот эту сйою страсть,, разожженную в Ин-* стиТуте, учитель должен бу­ дет всю жизнь передавать дру­ гим. Как разжечь в студенте пед­ вуза это активное начало, страсть к познаванию? Опыт утверждает: прежде всего на­ учностью преподавания, проб, лемиостью его. В каждой ву­ зовской лекции должна быть остро и интересно поставлена важная теоретическая пробле­ ма, проанализированы раз­ личные точки зрения на нее. Сегодняшняя лекция должна подводить студента к само­ стоятельному осмыслению со­ бытий, фактов, явлений. Роль самого вузовского пре­ подавателя в этих условиях становится все более творче­ ской. Нрдаром в последнее время в вузовских кругах все чаще цитируют великого рус­ ского ученого К. А. Тимирязе­ ва, который говорил, ЧТО пре­ подаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф. Лекция — это не только монолог препо­ давателя, но и диалог его с аудиторией и даже дискуссия. Надо не уходить от острых вопросов, а освещать их с цартййцых позиций. Вузовская педагогика ус­ ложняется,; появляется потреб­ ность в коллективных поисках. Создаются семинары по этой проблеме, проводятся исследо­ вания, намечается система. Что. бы повысить познавательную активность студентов, кафедры выделяют в учебных курсах проблемные вопросы, опреде­ ляют главы и разделы для са­ мостоятельной работы. Каж­ дый преподаватель обязан продумать стратегию курса на целый год, каждый студент получает задание по всем дисциплинам на целый год. Ор­ ганизуется система контроля самостоятельной работы. В по­ мощь первокурсникам действу­ ет семинар «Учись учиться». Все эти формы в том или ином виде существуют во многих вузах. В Липецком цедиисти- туте пытаются привести их в стройную систему. Студент, ирежде всего, дол­ жен учиться мыслить. Напри­ мер, в Усть-Каменогорском пединституте студенты в курсе истО'рии педагогики получают такие задания: прогнозировать собственное поведение в ост­ рых ситуациях, описанных из­ вестными педагогами, т. е. представить, как поведут себя будущие учителя в подобных столкновениях с учениками. В Славянском пединституте на семинарах по философии ком­ ментируют отрывки из сочине­ ний известных автО|ров — це­ нится умение точно сформули­ ровать тему и аргументировать свое со.гласие или несогласие с высказанными положениями. Кафедра литературы Липецко­ го пединститута проводит кон­ курсы на самое сжатое и точ­ ное изложение литературовед, ческих концепций, конкурс «Чрезвычайное эстетическое происшествие», в котором сту­ дент обязан обосновать имен­ но авторский вариант стихо­ творной строчки, фразы и т. п. Воспитывать творческую лич­ ность, —• а именно таким дол­ жен быть учитель — необхо­ димо в творчестве. Труд учи­ теля включает в себя и элемен­ ты научных исследований. Вот почему научная работа студен­ тов приобретает особую зна­ чимость. Ранее ею занимались немногие. Научные работы л>чших проходили по турам республиканских и всесоюзных конкурсов «а лучшую студен­ ческую работу. Сейчас их ста­ новится больше, растет число конкурсов по различным отра­ слям науки, олимпиад и т. п. Исключительную важность этой работы подчеркнул Ге­ неральный секретарь ЦК КПСС л . и . Брежнев на XVII съезде комсомола. С у щ е с т в у ю щ и е до сих пор формы приоб­ щения студента к науч­ ному поиску предполагают в основе своей лишь желание, энтузиазм будущего специали­ ста. На конференции был пос­ тавлен вопрос о создании в каждом вузе твбрческой атмос­ феры научного поиска, о при­ влечении к этой деятельности каждого студента. Добывать, усваивать нё только истины, известные науке, но и вместе с учеными испытывать свои силы на этом увлекательном попри­ ще, выполнять посильные за­ дачи, пытаться отворить дверь в неизведанное. Статистика ло. называет, что пока еще невы­ сок процент студенческих ра­ бот, которые получают призна- Н1ие научной общественности. Оставляет желать лучшего де. ятелыность студеческого науч­ ного общества. До сих пор оно не имеет статуса, устава, чет­ кого руководства. Многие вузы ищут пути расширения сферы нЗучной деятельности студен­ тов, повышения ее уров1НЯ. На конференции поднимался воп­ рос об организации в вузах школ МОЛОД01ГО ученого. В Чу­ вашском пединституте постави­ ли вопрос о руководстве науч­ ными занятиями студентов ост­ ро принципиально: там считают, что преподаватель не выполнил план научной работы, если он не руководил студенческим на­ учным кружком. Интересный экспернмент ста- внтся в Липецком пединститу­ те: созданы учебно-научные группы из 8— 10 студентов, во главе с ученым. Студенты объ­ единены интересом к опреде­ ленной проблеме я выполняют на протяжении длительного пе. риода ясследования различных ее составляющих. Прошел год со дня организации таких' групп и, хотя рано говорить об итогах, но первые добрые при- знЗки опред€ли#тись: студенты проявляют к этой работе жи­ вейший интерес, высказывают самостоятельные суждения, за 1 вязывают плодотворные на­ учные споры. Вер это побуж­ дает и к усиленным учебным занятиям, к поискам литера­ туры, анализу точек зрения различных ученых на этот воп­ рос. И опять острая проблема: где взять время студенту? Пермские исследователи, ли­ пецкие научные работники по­ сле тщательного анализа бюд­ жета времени студента пришли К выводу о том, что вуз дол­ жен помочь рационально его организовать. Не жестко регла. ментировать, а дать полноцен­ ную возможность для самосто­ ятельной творческой работы и содержательного досуга. Прежде всего время надо экономить в институте. Можно, например, начинать занятия не в 9 утра, как это обычно при­ нято, а в 8.30 — утренние ча­ сы наиболее плодотворны для умственной работы. Можно по- заботитйся о том, чтобы сту­ дент не простаивал на останов­ ках городского транспорта, об. ратпвшись К соответствующей инстанции о выделении боль­ шего количества автобусов по этому маршруту. Важно, что­ бы студент не потерял дорогое время в столовой. В Липецком пединституте, помимо всех этих мер, установили железный по­ рядок: с 15 часов до 18 — ни­ каких мероприятий! Это время — для самостоятельной рабо­ ты студента. Чтобы студентам не 'Тратить часы на хождение в кинотеатры, фильмы показы, вают в институте. Но, конеч­ но, самое главное, это интен­ сификация учебной деятельно­ сти, вооружение студента ме­ тодикой производительной ра­ боты, например, методами бы­ строго чтения. Здесь еще много нерешенно­ го, усилия различных научно- педагогических коллективов нуждаются в координации, ко. торая поможет избежать па­ раллелизма, нужны пособия, методики* Конференция лишь поставила многие вопросы. От­ вет на них должна дать жизнь. П ОВЫШЕНИЕ познава. Тельной активности—^одна из центральных проблем вузовской жизни. Отнюдь не случайное совпа- денне: в том же актовом зале Липецкого пединститута, где проходила Всесоюзная научная конференция, несколько лет на­ зад состоялась областная на­ учно-практическая конферен­ ция по повышению познава. тельной активности школьни­ ков. Дело не только в том, что в области работа над этой те­ мой ведется активно. Пробле­ ма становится всеобъемлющей; в конечном счете, речь идет о воспитании гармоничной лич­ ности. Маркс одну из самых глубинных целей коммунизма видел в непрерывном совер­ шенствовании человеческой личности. Вот пункт, к кото­ рому ведет повышение позна­ вательной и общественно-поли. тической активности студента педагогического института, бу­ дущего воспитателя подраста. ющего поколения. А. ВОЛ НИН. САД ОТ ОДНОЙ Я Б Л О Н И Если бы каждый человек по­ садил деревьев столько, сколь­ ко учитель Никифо>р Сильвест. рович Усов из чувашского села Советское, то вся земля была бы в зелени парков и садов. Первый фруктовый сад, соз­ данный его руками, расцвел в деревне Кильдишево Ядрин- ского района. Учитель биоло. ГИИ вместе с ребятами озеле- иил пустырь, на котором росла одна яблоня. Переехав в со­ седнее село Советское, с по­ мощью юннатов заложил два сада площадью в 20 гектаров и большой парк. В нем уста­ новлен памятник погибшим во­ инам. Пионеры разбили около него цветники. Еше одно увлечение Н. С. Усова — селекция. В своем са. ду он вывел зимостойкие сор­ та винограда, с боярышника снимает осенью груши. Тыква дает арбузы и огурцы. Здесь растут черешня и грецкий орех, более ста видов цветов. (Корр. ТАСС). О Б Р А Щ Е Н И Е Центрально го Коми тета Всесоюзного Л енин ско го Коммунистического Союза Молодежи ко всем молодым избирателям (Окончание. Начало на 1-й стр.). дйться на всех участках ком­ мунистического строительства, буд^т там, где закаляются ха­ рактер и воля молодого чело, века, где воплощается в жизнь великий ленинский завет о том, что только в труде вместе с рабочими и крестьянами мож­ но стать настоящими коммуни­ стами. Комсомольцы и комсомолки! Юноши и девушки! Быть гражданином Страны Советов, страны Ленина •— ве. ликое счастье! Молодежь гор­ дится достижениями нашей Родины, ее могуществом и ве­ личием, хорошо понимает, что советский строй, социалист,иче. ская демократия ~ самое цен­ ное достояние, которое юность страны получила от старших поколений.. Коммунистическая партия. Советская власть открыли пе­ ред молодежью широкие пути к зна 1 миям, создали замечатель­ ные условия д.Тя всестороннего гарман|Цчеокого развития лич­ ности, обеспечили самое игарс­ кое участие молодежи в уп­ равлении делами общества. В настоящее время в Советы де­ путатов трудящихся избрано 620 тысяч представителей мо­ лодежи. Вместе со всеми на­ родными избранниками моло­ дые депутаты решают важней­ шие вопросы хозяйствеяного и культурного строительства, дальнейшего повышения благо, состояния народа, внешней по­ литики. Здесь кО'Мсомольцы, молодежь проходят замеча­ тельную школу управления го. сударством. Комсомольцы и комсомолки! 1 Шоши н девушмй! Молодое поколение страны родилось и выросло под мир­ ным небом. Прекрасную воз­ можность плодотворно тру­ диться, овладевать высотами знаний и культуры обеспечиза- ет настойчивое и последова­ тельное оо>тцествление выра­ ботанной нашей партией Про­ граммы мира. Юность Страны Советов высоко оценивает ог­ ромный вклад Коммунистиче. ской партии и Советского го­ сударства в дело укрепления мира и разрядки международ­ ной напряженности и гордится дальнейши,м ростом мелсдуна. родного авторитета нашей ве­ ликой Родины. Советская молодежь, верная ленинским идеям интернацио­ нализма, солидарна со всеми, кто борется против черных снл империализма, колониализма и неоколониализма, за мир и бе. зопасность народов, за нацио­ нальную независимость и со­ циальный прогресс. Молодые граждане страны! Выборы высшего органа Со­ ветской власти — всегда вол­ нующее событие, всегда всена­ родный праздник. Это празд. ник вдвойне для тех тысяч « тысяч юношей и девушек, кото­ рые 16 июня впервые придут к избирательным урнам и впер­ вые отдадут свои голоса за нашу народную власть. Совет, ская власть — власть, рожден­ ная в пламени Великого Ок­ тября, закаленная в жестоких битвах с врагами на полях гражданской и Великой Отече. ственной войн, укрепленная в героических буднях великих строек. Молодым — беречь ее как зеницу ока. Юноши и девушки, комсо­ мольцы и комсомолии! Центральный Комитет ВЛКСМ призывает всех моло> дых избирателей принять ак> тивное участие в выборах, от­ дать свои голоса за неруши­ мый блок коммунистов и бес­ партийных. Вместе со всем советским народом отдадим свои голоса за мудрую ленинскую полити­ ку нашей партии, уверенно шро'кладывающей путь в ком­ мунистическое завтра! Отдадим свои голоса за мо­ гучую силу союза рабочего класса и крестьянства, состав­ ляющего основу нашего госу­ дарства. Нам, молодой смене, продолжать и развивать тра­ диции славной рабочей гвар­ дии, мастеров полей и ферм, нам высоко носги гордое имя гражданина Страны Советов! Отдадим свои голоса за дружбу народов нашего много­ национального государства. Нам хранить и крепить ее, ра, сти настоящими интернацнона- яистами! Отдадим своя голоса за наш советский образ жизни, предо­ ставляющий каждому юноше в девушке право на счастлпвый труд и светлое будущее. Нам развивать и приумножать тра­ диции советской демократии! Центральный Комитет В/1КСМ выражает уверен­ ность, .что комсомольцы, все молодое поколение страны ак- “педным участием в выборах ^ продемопстрирукэт свою пре, данность коммунистическим идеалам, верность марксизму- ленинизму — вечно живом'У, всепобеждающему революци­ онному учению, сплоченность вокруг Коммунистической пар­ тии и ее ленинского Централь­ ного Комитета! Да здравствует и процветает наша великая многонациональ­ ная Родина— Союз Советских Социалистических Республик! Да здравствует Коммунястн, ческа я партия — ум, честь й совесть нашей эпохи! Под руководствам Коммуни­ стической партии — вперед к победе коммунизма! Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи галЁттвяшшшяшшшштшяшшяш В ЕРХНЕ-Т Е Л Е Л Ю й - СКИЙ сельский Совет. На его территории распо­ л ож и совхоз имени Круп­ ской. В Совет избрано 25 депутатов. Это самые автори­ тетные, уважаемые люди на сеЛе. Вот^ например, Анатолий Степанович Сушков. Он —• механизатор широкого профи- ля. Как и подобает коммуни­ сту, постоянно следит за но­ винками в сельскохозяйствен- но(М производстве. С особым старанием депутат готовйлся к нынешней весне. С Первых дней сева—-в поле. Здесь и прояви­ лось его умение высокопроиз­ водительно использовать тех­ нику. У А. С. Сушкова посевной ПЕРВЫЙ ОРДЕН Р А С С К А З Ы О КАНДИДАТАХ В ДЕПУТАТЫ «Зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР по Лебедянскому избирательному округу Нг 228 свинарку Троицкого межхозяйственного объ­ единения по производстяу свинины Липецкого района Раису Ивановну Беляеву» (Из постановления окружной избирательной комиссии Лебедянского избирательного округа № 228). УВАЖАЕМЫЕ В СОВХОЗЕ Л Ю Д И агрегат состоял из пяти сея­ лок. трактора марки К*^ 00 . Обслуживали его две комсо­ мольско-молодежные смены, по четыре человека в каждой. Да, хлеб дается нелегко. Исстари земледелец встречает зори в поле, отдавая земле все силы и энергию. Анатолий Степанович Сушков добился рекордной выработки — на севе ранних зерновых сменные Задания выполнял на 150—170 процентов. Вместо 45 гектаров засевал по 60—80. Примером служат и другие депутаты. Аркадий Петрович Сушков по профессии строи­ тель, В дни сева он тоже был на решающем участке страды —• помогал механизаторам. Под стать ему трудился Нико­ лай Федорович Колупанов, машинист сортировочных ма­ шин. Весной он работал на тракторе. Николай Андреевич Наумов — объездчик — об­ служивал сеялочный агрегат. Исполком сельсовета, об­ суждая на заседании вопрос о подготовке к выборам в Вер­ ховный Совет СССР, под­ черкнул важноеть активного участия депутатов в проведе­ нии весеннего сева. Но не только об Этом шел разговор. В период подготовки к выбо­ рам особую значимость при­ обретают встречи депутатов с избирателями. Недавно перед избирателями отчитывались депутаты — директор совхоза Виктор Павлович Гундров, секретарь парткома Леонид Григорьевич Пешков, управ­ ляющий отделением Петр Яковлевич Щербаков. Онк рассказали о том, как выпол­ няются наказы избирателей, разъяснили значение нынешней избирательной кампании. Исполком Совета много вни­ мания уделяет организации массово-политической работы на селе. Создано два агит­ пункта, их возглавляют ком­ мунист Сергей Егорович Плужников и секретарь коми­ тета ВЛКСМ Виктор Ефрем- кин. Всюду в селе на видных ме­ стах вывешены календари, из­ вещающие о предстояших вы­ борах. в агитпунктах обновле­ на наглядная агитация* в сельской библиотеке выстав­ лен специальный стенд с лите­ ратурой о выборах. Совхоз имени Крупской пер­ вым в районе завершил сев ранних зерновых культур. По­ левые работы велись органи­ зованно, высокими темпами, в чем немалая заслуга сельских депутатов. И. ПОГОРЕЛОВ, Грязиикжий район. О Т ДОМА Раисы Вванов- «ы Беляевой прямая ас. фальтированная дорога поднимается к вершине холма, где белеют корпуса фабрики мяса. Вот уже семь леТ, чугь ли не с первого дня вступле­ ния в строй свшотоварного комплекса, Раиса Ивановна ходит этой дорогой на работу. Та же дорога от дома Беля­ евой уходит и к реке Воронеж, что в противоположной сторо­ не, за рекой проступают ок­ раины Липецка, корпуса заво- дой^ До «их—-рукой подать, и молодежь после школы массой подавалась в город. Не усто­ яла перед его соблазнами и Рая. Окончив в 1959 году де­ сятилетку, работала на заводе «Стройдеталь», а затем пере­ шла в чугунолитейный цех тракторного—стерженщицей. Но вот за околицей Троиц­ кого развернулась крупная, необычная стройка. Будущая фабрика мяса сулила много выгод колхозу в целом, каждо­ му двору в селе. Не удиви­ тельно, что о стройке загово­ рили в каждом доме. Уже тог­ да немало молодежи вернулось из города в родное село. В их числе была и Раиса Беляева. Поначалу она работала на строительстве комплекса. По­ нимала, что труд на фабрике мяса будет сложным и инте­ ресным. И когда ей предложи­ ли стать свинаркой, не разду­ мывая, согласилась. Три года Раиса Ивановна работала рядовой свинаркой. Это были годы напряженной учебы, накопления опыта. Когда Беляева стала свинар­ кой, на комплексе только что начали внедрять прогрессивную звеньевую форму организации труда. Ей повезло. Она попала в коллектив, возглавляемый мастером свиноводства М. А. Студеникиной. Рая стала ее прилежной ученицей. Потом Мария Андреевна перешла в отстающее звено, а Раю наз- вала своей преемницей. Теперь Рая полной мерой стала отве­ чать за себя и еше за четырех членов коллектива. Люди в звене подобрались неодинаковые. На М. И, Бер* стеневу звеньевая может во всем положиться. У нее как и у самой Беляевой, высший квалификационный разряд. Когда Раиса Ивановна отлу­ чается, она оставляет ее за се­ бя. Надежная свинарка и Е. А. Бородина. А вот В. М. Поря- диной и в особенности В. В. Красниковой еще йе хватает знаний, опыта, а самое глав­ ное-чувства ответственности. Беляева им в первый же день сказала, что от репродуктивно­ го цеха, более того, от каждого из двенадцати его звеньев, от того, сколько будет пО’Ставлено молодняка для воспроизводст­ ва поголовья и откорма, зави­ сят показатели работы комп­ лекса в целом, что она не со­ бирается подводить коллектив фабрики мяса. Кому это не нравится, пусть лу«Апе уходит сразу. Из звена никто не ушел. Ра­ дуясь этому в душе, Раиса Ивановна больше стала за­ глядывать в клетки той же В. В. Красниковой, помогать, подсказывать ей. И если преж­ де на занятия ее трудно было затащить, то теперь она посе­ щает их охотно, чаще расспра­ шивает опытных свинарок, что да как. Нелегко тягаться со звень­ ями, которые возглавляют та­ кие мастера, как М. А. Студе­ никина, В. Г. М'Очалина. И все же звено Р. И. Беляевой даже опережает их. Возрос выход поросят, улучшился отъемный вес животных. Взять прошлый год. Обязательство брали—^получить 2086 поросят, а сдали почти на 800 больше средним весом по шестнадцать килограммов. Около трех ты­ сяч поросят намерено'получить звено в этом году. Результаты первого тура радуют. Отправ­ лено в другие цехи комплекса 720 поросят. Впереди еще три тура. Ко всему, что касается фаб­ рики мяса, Раиса Ивановна ие остается равнодушной. Ее, как и других животноводов, обра­ довало создание Троицкого межхозяйственного объедине­ ния. Давно выполнены обяза­ тельства по досрочному осво­ ению проектной мощности комплекса. Однако рост пого­ ловья свиней и производства мяса тормозился из-за недо­ статка кормов. В одиночку колхоз имени Ленина с обес­ печением ими комплекса явно не справлялся. Казалось, про­ блема решится, когда скоопе­ рировались почти все колхозы района. Но случились неувяз­ ки. Отдельные хозяйства не выполняли своих обязательств по поставкам кормов. Меша­ ла также и нехватка помеще­ ний. В этом году звено Р. И. Бе­ ляевой вынуждено было на­ много раньше срока сдать своих^поросят из первого тура в другие цехи, так как подпи­ рали новые опоросы, а разме­ щать молодняк было негде. Что поросят много—это раду­ ет. И в то же время огорчает: недодержали их, средний отъ­ емный вес оказался на целый килограмм ниже необходимого., В результате звано потеряло в привесах а, следовательно, и в заработке. Раиса Ивановна отлично понимает, что неуря­ дицы эти временные. Она го­ рячо разубеждала тех, кто го­ ворил, дескать, межхозяйст­ венная кооперация ни к чему. Устранения неурядиц доби­ валась она и с помощью рай­ онного руководства. Как член исполкома областного Совета, ставила об этом вопрос на его заседаниях. Конечно, эти П!роблемы вол­ нуют не одну Р. И. Беляеву, Но она внесла в их решение немалую долю. Наладилось е кормами. ускорилось строи­ тельство, в частности, четвер­ того корпуса репродуктивного цеха. Фабрика мяса приносит миллионные прибыли. Специач лизация сказалась на благосо­ стоянии населения Троицкого, достаток пришел в каждый дом. С разными просьбами об­ ращаются односельчане к сво­ ему депутату в областном Со­ вете, а чаще — за строитель­ ными материалами. Многим! Раиса Ивановна уже помогла. Причастна она и к сооруже­ нию Дома быта, к появившим­ ся на улицах родного села мо­ лодым аллеям. Нередко в сельском Доме культуры чествуют ветеранов труда, победителей соревнова­ ния. На самое почетное ме­ сто сажают свинарку Раису Ивановну Беляеву, награж­ денную орденом Трудового Красного Знамени, И. ЛЕСНИКОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». На Лебедянском инструментальном заводе одним из лучших рационализаторов считается И. П. Зайцев. Только за последние годы внед­ рено в производство более 40 его предложе­ ний. И. П. Зайцев не только хороший произ. водственннк, но и умелый наставник. Он по­ могает молодежи, раскрывает секреты своего мастерства. Передовой рабочий награжден орденом Трудового Красного Знамени н меда-! лями. На снимке: (справа налево) слесарь И. П. Зайцев помогает молодому рабочему Н. Зю-< зяну. Фото М. Манаенкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz