Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 «ая 1974 г., Хг 119 (13 895) Как ужа сообщалось, ■ Липецком ладнистмтута прошла Всесоюзная научная конференция на тему: «формирование общественно-политической и познавательной активности у студентов педагогических вузов». Вопросы, поднятые на кон. ференции, представляют интерес и для преподавателей тех нических вузов, средних специальных учебных заведений, учи. толей. О проблемах, поставленных на конференции, рассказы, веет эта статья. интерес преД'Ставляют действу ющие в Липециом пединсийту. те малый литературный фа. культет, школы юных физиков, биологов, математиков и т. д„ где вместе с преподавателями акт.»вно общаются со старше, классниками и студенты. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Со Всесоюзной научной в Липецком педагогическом конференции институте М ОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ, допустим, физик, впервые приходит в школу. Он хорошо знает свой предмет, умело демонстрирует на уро ках опыты, может починить физический прибор, но не очень уверенно организует в своем классе читательскую конферен цию, а перед диспутом на# мо ральные темы начинает все с нуля, — заново постигая для себя в книгах все, что для это го нужно. Случаются и пара доксы: чело-век, все четыре го. да молчавший в пединституте «а профсоюзных и комсомоль* ских собраниях, теперь пыта. ется активизнровать своих пи томцев на классных собрани ях. Учитель, ни разу в студен ческой жизни не выходивший на сцену, оказывается перед необходИ'Мостью организовать в классе, а то и в школе ху- дожественную самодеятель ность. Выпускника педвуза в школе привлекают к работе лекторской группы или пред лагают быть агитатором на избирательном участке — все это тоже требует Знаний, на выков, какого-то, пусть мини мального практического опыта. Школа — живой многогран ный мир. В нем нельзя быть только узким специалистом, только прсдметн^ом. Учи тель — это рбяЗаДтаьно и вое. питатель, обязательно обшест. венник. Особенй<к #11 селе, где попросту гневозможно найти, например, руково^щтеля учени- ческого драмкружке со спе циальным обрезов,еН'Ием, где, именно учитель возглавляет н кружок в клубе. Мы говорим о том, что шко ла должна воспитывать разно сторонне развитую личность. Но такой личностью должен быть прежде всего сам воспи- татеV^ь. Как подготовить такого в стенах вуза? Надо всемерно повышать общественно-политическую ак тивность студента,— говорит ся в принятом несколько лет назад постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране, воспи тывать идейно убежденных строителей нового общества. В этом смысле непреходящей цен ность дисииплии цикла нЗЩно. го коммунизма. Оии особенно важны для вос.питяния., буду- щего педагога. Ведь учитель не может проводить идеи, не ставшие его^убежде- нием. --'’г- О БЩЕСТВЕННАЯ : 'ак. тивность ' лучше всего воспитывается на практи ке, в Ж 1 ИВ 0 М общении с людь ми. Давняя вузовская традиция — лекционные выступления студентов. Солидный стаж у школ молодого лектора. Сей час во многих вузах страны действуют факультеты обще ственных профессий. Не толь ко лекторы и пропагандйсты, но и руководители художест венной самодеятельности, фо- то 1 репортеры, кинооператоры, оформители, журналисты, орга низаторы клубов интернацио- нальной дружбы — навыки в области этих профессий сту денты получают наряду со своей педагогической професси ей, заиимаясь на таких факуль тетах, Широко известна дея тельность студенческих педаго гических отрядов московских педагогических институтов, сту денческого макаренковского об щества. Они работают С труд ными подростками, приходят в пионерские комнаты при до моуправлениях и там зажигают огонек творчества, включают, ся в трудну 1 р деятельность ми лиции по борьбе с правонару шениями несовершеннолетних. В Липецком пединституте 1 0 лет существует педагогиче ский клуб «Радуга». Его девиз «Ребячьи сердца — зажигать». Студент за годы учебы не прос то приобретает тут навыки пионерской, воспитательной ра. боты, качества массовика, ор ганизатора праздников, ПО.ХО- дов, экскурсий, трудовых де сантов диспутов и т. п., но и проходит школу самостоятель. ности, В клубе ценится не ис полнительство, а творческое отношение к любому общест венному нач!Шанию: придумай, что и как. предложи идею, су мей ее отстоять и убедить то варищей в ее полезности и осушествить, воплотить в жизнь задуманное. « 1 *атуга» в свое время орга- низовала дочерний клуб «Алые паруса» из почти 200 педаго- гически «запушенных» ребят. Теперь многие из них стали от- лнчнЫ'М'И рабочими, заботливы ми семьянинами. Прекрасный клуб иш'ер'маци- ональной дружбы действует в пединституте молдавск 01 го го рода Бельцы. Возглавляет его президентский совет. Члены со вета по очереди месяц быва ют президентом. Возникает со ревнование за самый интерес ный месяц. В 17 секциях клу ба отмечают важнейшие даты в истории нарадов мира — ре- волюцио-нные, культурные, ли тературные, вед)т обширную переписку с крупнейшими по литическими деятелями мира, писателями, учеными, получа ют в подарок уникальные доку, менты, книги, развивают свой кругозор и приобретают навы ки такой работы в школе. В последние годы во многих вузах родился термин: обще ственно-политическая практика студентов. Она рассчитана на все годы обучения. На первых курсах студенты изучают ос новы этой деятельности, при обретают, по меткому выраже нию одной из участниц конфе ренции, лекторскую смелость, на старших курсах — осуще. ствляют практическую деятель ность, причем она последова тельно и планомерно усложня ется, Студенты проходят ре гулярную обществепную аттес тацию, которая является тоже своеобразным стимулом. Поис- ки системы, пронизывающей все годы учебы, всеохватной и уни версальной, логически привели организаторов этого дела к мысли о необ.чодимости егр» научного осмысления. Начали, естественно, с ис следований, анализа того, что уже сделано. И пришли к лю бопытным, а подчас и неожи да иным для себя результатам, Пионером социологических ис следований в области вузов ской общественно-политической практики студентов стал Пермокий пединститут. Его со циологическая лаборатория провела исследования в ряда пединститутов уральской зоны и выявила некоторые общие тенденции. Выяснилось, что лишь две трети общего числа студентов участвуют в общест венной работе, что в кружках и коллективах художественной .самодеятельности занимается много с'гуяентой, но главным образом эпизодически, а вот постоянно “ ЛИШЬ 6 процентов, приобретают^ же навыки руко- вод,ит€лей кружков лишь 4 процента^».* •'ЕДОСТАТКА в меро. ["гериятиях студенты вузов не испытывают. Но йа иных вечерах пустует половина зала, а на экскурсию приходит одна треть тех, кто должен был в ней участвовать. Причи на не в равнодушии студентов. Видимо, организаторы меро приятия не учли их запросов —- а не секрет, что при отсут ствии научного под.хода к этой деятельности кое-кто из ее ор ганизаторов ориентируется в основном на собственные сту денческие представления дваД- цатилетней давности. Вкусы же, запросы людей со временем меняются и растут. И еще одна причи 1 йа: не учтен бюджет вре мени студента, в общем-то довольно основательно насы щенный учебными занятиями. Усилия различных вузовских коллективов, работающих в этом направлении, приводят к разным организационным структурам обшественно-поли. тической практики студентов. Правомерно поставить вопрос: а должна ли быть отдельно ка лужская, кур<^кая, пермская, липецкая системы? Не следова- ло ли выработать единую? На этот вопрос участники конференций отвечают по-раз ному: большинство—положи тельно и приветствуют выра ботку единой программы, неко торые считают, что надо выра ботать лишь научные принци пы, методологию, предоставив вузам возможность творчески претворять их б практипоу с уче том местных условий. Есть пединститутьц в которых общественно-политиче с к у ю практику ввели в ранг учеб, ного предмета, включили в учебный процесс. Четкие рам ки. обязательность обучения— это, конечно, положительный фактор. Трудность в том, как уложиться в недельную норму учебной нагрузки студента, составляющую ^ часов. Все участники конференции единодушно считают обяза тельной профессионализацию обшественно-политич е с к о й практики, связь ее с воспита тельной работой, со школой. В этом смысле значительный Д ЛЯ ШКОЛЬНИКА, сту. дента технического вуза задача сжато может быть выражена довольно прос той формулой: учись учиться. Будешь ли ты рабочим, тех ником, инженером, должен пом нить, что объем научных зна ний удваивается, растет очень быстро. Семи-восьмилетней давности знаии'Я оказываются малопригодными для сегод няшней действительности. Ни- чего не поделаешь: идет науч но-техническая революция. Для будущего учителя, сту дента педагогического институ. та все обстоит 'значительно сложнее. Конечно, он тоже должен еще в стенах инсти тута овладеть навыками само образования, работы с источ никами знаний и т. д. И ему, так же, как и всем осталь ным, надо выработать в себе не только сознаиие яеотвра- тимости и непрерывности это го процесса, но и внугреннюю потребность —. интерес, жела. ние, страсть к познанию ново го, Все это вполне реально, ибо познание — процесс ув лекательный. Вот эту сйою страсть,, разожженную в Ин-* стиТуте, учитель должен бу дет всю жизнь передавать дру гим. Как разжечь в студенте пед вуза это активное начало, страсть к познаванию? Опыт утверждает: прежде всего на учностью преподавания, проб, лемиостью его. В каждой ву зовской лекции должна быть остро и интересно поставлена важная теоретическая пробле ма, проанализированы раз личные точки зрения на нее. Сегодняшняя лекция должна подводить студента к само стоятельному осмыслению со бытий, фактов, явлений. Роль самого вузовского пре подавателя в этих условиях становится все более творче ской. Нрдаром в последнее время в вузовских кругах все чаще цитируют великого рус ского ученого К. А. Тимирязе ва, который говорил, ЧТО пре подаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф. Лекция — это не только монолог препо давателя, но и диалог его с аудиторией и даже дискуссия. Надо не уходить от острых вопросов, а освещать их с цартййцых позиций. Вузовская педагогика ус ложняется,; появляется потреб ность в коллективных поисках. Создаются семинары по этой проблеме, проводятся исследо вания, намечается система. Что. бы повысить познавательную активность студентов, кафедры выделяют в учебных курсах проблемные вопросы, опреде ляют главы и разделы для са мостоятельной работы. Каж дый преподаватель обязан продумать стратегию курса на целый год, каждый студент получает задание по всем дисциплинам на целый год. Ор ганизуется система контроля самостоятельной работы. В по мощь первокурсникам действу ет семинар «Учись учиться». Все эти формы в том или ином виде существуют во многих вузах. В Липецком цедиисти- туте пытаются привести их в стройную систему. Студент, ирежде всего, дол жен учиться мыслить. Напри мер, в Усть-Каменогорском пединституте студенты в курсе истО'рии педагогики получают такие задания: прогнозировать собственное поведение в ост рых ситуациях, описанных из вестными педагогами, т. е. представить, как поведут себя будущие учителя в подобных столкновениях с учениками. В Славянском пединституте на семинарах по философии ком ментируют отрывки из сочине ний известных автО|ров — це нится умение точно сформули ровать тему и аргументировать свое со.гласие или несогласие с высказанными положениями. Кафедра литературы Липецко го пединститута проводит кон курсы на самое сжатое и точ ное изложение литературовед, ческих концепций, конкурс «Чрезвычайное эстетическое происшествие», в котором сту дент обязан обосновать имен но авторский вариант стихо творной строчки, фразы и т. п. Воспитывать творческую лич ность, —• а именно таким дол жен быть учитель — необхо димо в творчестве. Труд учи теля включает в себя и элемен ты научных исследований. Вот почему научная работа студен тов приобретает особую зна чимость. Ранее ею занимались немногие. Научные работы л>чших проходили по турам республиканских и всесоюзных конкурсов «а лучшую студен ческую работу. Сейчас их ста новится больше, растет число конкурсов по различным отра слям науки, олимпиад и т. п. Исключительную важность этой работы подчеркнул Ге неральный секретарь ЦК КПСС л . и . Брежнев на XVII съезде комсомола. С у щ е с т в у ю щ и е до сих пор формы приоб щения студента к науч ному поиску предполагают в основе своей лишь желание, энтузиазм будущего специали ста. На конференции был пос тавлен вопрос о создании в каждом вузе твбрческой атмос феры научного поиска, о при влечении к этой деятельности каждого студента. Добывать, усваивать нё только истины, известные науке, но и вместе с учеными испытывать свои силы на этом увлекательном попри ще, выполнять посильные за дачи, пытаться отворить дверь в неизведанное. Статистика ло. называет, что пока еще невы сок процент студенческих ра бот, которые получают призна- Н1ие научной общественности. Оставляет желать лучшего де. ятелыность студеческого науч ного общества. До сих пор оно не имеет статуса, устава, чет кого руководства. Многие вузы ищут пути расширения сферы нЗучной деятельности студен тов, повышения ее уров1НЯ. На конференции поднимался воп рос об организации в вузах школ МОЛОД01ГО ученого. В Чу вашском пединституте постави ли вопрос о руководстве науч ными занятиями студентов ост ро принципиально: там считают, что преподаватель не выполнил план научной работы, если он не руководил студенческим на учным кружком. Интересный экспернмент ста- внтся в Липецком пединститу те: созданы учебно-научные группы из 8— 10 студентов, во главе с ученым. Студенты объ единены интересом к опреде ленной проблеме я выполняют на протяжении длительного пе. риода ясследования различных ее составляющих. Прошел год со дня организации таких' групп и, хотя рано говорить об итогах, но первые добрые при- знЗки опред€ли#тись: студенты проявляют к этой работе жи вейший интерес, высказывают самостоятельные суждения, за 1 вязывают плодотворные на учные споры. Вер это побуж дает и к усиленным учебным занятиям, к поискам литера туры, анализу точек зрения различных ученых на этот воп рос. И опять острая проблема: где взять время студенту? Пермские исследователи, ли пецкие научные работники по сле тщательного анализа бюд жета времени студента пришли К выводу о том, что вуз дол жен помочь рационально его организовать. Не жестко регла. ментировать, а дать полноцен ную возможность для самосто ятельной творческой работы и содержательного досуга. Прежде всего время надо экономить в институте. Можно, например, начинать занятия не в 9 утра, как это обычно при нято, а в 8.30 — утренние ча сы наиболее плодотворны для умственной работы. Можно по- заботитйся о том, чтобы сту дент не простаивал на останов ках городского транспорта, об. ратпвшись К соответствующей инстанции о выделении боль шего количества автобусов по этому маршруту. Важно, что бы студент не потерял дорогое время в столовой. В Липецком пединституте, помимо всех этих мер, установили железный по рядок: с 15 часов до 18 — ни каких мероприятий! Это время — для самостоятельной рабо ты студента. Чтобы студентам не 'Тратить часы на хождение в кинотеатры, фильмы показы, вают в институте. Но, конеч но, самое главное, это интен сификация учебной деятельно сти, вооружение студента ме тодикой производительной ра боты, например, методами бы строго чтения. Здесь еще много нерешенно го, усилия различных научно- педагогических коллективов нуждаются в координации, ко. торая поможет избежать па раллелизма, нужны пособия, методики* Конференция лишь поставила многие вопросы. От вет на них должна дать жизнь. П ОВЫШЕНИЕ познава. Тельной активности—^одна из центральных проблем вузовской жизни. Отнюдь не случайное совпа- денне: в том же актовом зале Липецкого пединститута, где проходила Всесоюзная научная конференция, несколько лет на зад состоялась областная на учно-практическая конферен ция по повышению познава. тельной активности школьни ков. Дело не только в том, что в области работа над этой те мой ведется активно. Пробле ма становится всеобъемлющей; в конечном счете, речь идет о воспитании гармоничной лич ности. Маркс одну из самых глубинных целей коммунизма видел в непрерывном совер шенствовании человеческой личности. Вот пункт, к кото рому ведет повышение позна вательной и общественно-поли. тической активности студента педагогического института, бу дущего воспитателя подраста. ющего поколения. А. ВОЛ НИН. САД ОТ ОДНОЙ Я Б Л О Н И Если бы каждый человек по садил деревьев столько, сколь ко учитель Никифо>р Сильвест. рович Усов из чувашского села Советское, то вся земля была бы в зелени парков и садов. Первый фруктовый сад, соз данный его руками, расцвел в деревне Кильдишево Ядрин- ского района. Учитель биоло. ГИИ вместе с ребятами озеле- иил пустырь, на котором росла одна яблоня. Переехав в со седнее село Советское, с по мощью юннатов заложил два сада площадью в 20 гектаров и большой парк. В нем уста новлен памятник погибшим во инам. Пионеры разбили около него цветники. Еше одно увлечение Н. С. Усова — селекция. В своем са. ду он вывел зимостойкие сор та винограда, с боярышника снимает осенью груши. Тыква дает арбузы и огурцы. Здесь растут черешня и грецкий орех, более ста видов цветов. (Корр. ТАСС). О Б Р А Щ Е Н И Е Центрально го Коми тета Всесоюзного Л енин ско го Коммунистического Союза Молодежи ко всем молодым избирателям (Окончание. Начало на 1-й стр.). дйться на всех участках ком мунистического строительства, буд^т там, где закаляются ха рактер и воля молодого чело, века, где воплощается в жизнь великий ленинский завет о том, что только в труде вместе с рабочими и крестьянами мож но стать настоящими коммуни стами. Комсомольцы и комсомолки! Юноши и девушки! Быть гражданином Страны Советов, страны Ленина •— ве. ликое счастье! Молодежь гор дится достижениями нашей Родины, ее могуществом и ве личием, хорошо понимает, что советский строй, социалист,иче. ская демократия ~ самое цен ное достояние, которое юность страны получила от старших поколений.. Коммунистическая партия. Советская власть открыли пе ред молодежью широкие пути к зна 1 миям, создали замечатель ные условия д.Тя всестороннего гарман|Цчеокого развития лич ности, обеспечили самое игарс кое участие молодежи в уп равлении делами общества. В настоящее время в Советы де путатов трудящихся избрано 620 тысяч представителей мо лодежи. Вместе со всеми на родными избранниками моло дые депутаты решают важней шие вопросы хозяйствеяного и культурного строительства, дальнейшего повышения благо, состояния народа, внешней по литики. Здесь кО'Мсомольцы, молодежь проходят замеча тельную школу управления го. сударством. Комсомольцы и комсомолки! 1 Шоши н девушмй! Молодое поколение страны родилось и выросло под мир ным небом. Прекрасную воз можность плодотворно тру диться, овладевать высотами знаний и культуры обеспечиза- ет настойчивое и последова тельное оо>тцествление выра ботанной нашей партией Про граммы мира. Юность Страны Советов высоко оценивает ог ромный вклад Коммунистиче. ской партии и Советского го сударства в дело укрепления мира и разрядки международ ной напряженности и гордится дальнейши,м ростом мелсдуна. родного авторитета нашей ве ликой Родины. Советская молодежь, верная ленинским идеям интернацио нализма, солидарна со всеми, кто борется против черных снл империализма, колониализма и неоколониализма, за мир и бе. зопасность народов, за нацио нальную независимость и со циальный прогресс. Молодые граждане страны! Выборы высшего органа Со ветской власти — всегда вол нующее событие, всегда всена родный праздник. Это празд. ник вдвойне для тех тысяч « тысяч юношей и девушек, кото рые 16 июня впервые придут к избирательным урнам и впер вые отдадут свои голоса за нашу народную власть. Совет, ская власть — власть, рожден ная в пламени Великого Ок тября, закаленная в жестоких битвах с врагами на полях гражданской и Великой Отече. ственной войн, укрепленная в героических буднях великих строек. Молодым — беречь ее как зеницу ока. Юноши и девушки, комсо мольцы и комсомолии! Центральный Комитет ВЛКСМ призывает всех моло> дых избирателей принять ак> тивное участие в выборах, от дать свои голоса за неруши мый блок коммунистов и бес партийных. Вместе со всем советским народом отдадим свои голоса за мудрую ленинскую полити ку нашей партии, уверенно шро'кладывающей путь в ком мунистическое завтра! Отдадим свои голоса за мо гучую силу союза рабочего класса и крестьянства, состав ляющего основу нашего госу дарства. Нам, молодой смене, продолжать и развивать тра диции славной рабочей гвар дии, мастеров полей и ферм, нам высоко носги гордое имя гражданина Страны Советов! Отдадим свои голоса за дружбу народов нашего много национального государства. Нам хранить и крепить ее, ра, сти настоящими интернацнона- яистами! Отдадим своя голоса за наш советский образ жизни, предо ставляющий каждому юноше в девушке право на счастлпвый труд и светлое будущее. Нам развивать и приумножать тра диции советской демократии! Центральный Комитет В/1КСМ выражает уверен ность, .что комсомольцы, все молодое поколение страны ак- “педным участием в выборах ^ продемопстрирукэт свою пре, данность коммунистическим идеалам, верность марксизму- ленинизму — вечно живом'У, всепобеждающему революци онному учению, сплоченность вокруг Коммунистической пар тии и ее ленинского Централь ного Комитета! Да здравствует и процветает наша великая многонациональ ная Родина— Союз Советских Социалистических Республик! Да здравствует Коммунястн, ческа я партия — ум, честь й совесть нашей эпохи! Под руководствам Коммуни стической партии — вперед к победе коммунизма! Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи галЁттвяшшшяшшшштшяшшяш В ЕРХНЕ-Т Е Л Е Л Ю й - СКИЙ сельский Совет. На его территории распо л ож и совхоз имени Круп ской. В Совет избрано 25 депутатов. Это самые автори тетные, уважаемые люди на сеЛе. Вот^ например, Анатолий Степанович Сушков. Он —• механизатор широкого профи- ля. Как и подобает коммуни сту, постоянно следит за но винками в сельскохозяйствен- но(М производстве. С особым старанием депутат готовйлся к нынешней весне. С Первых дней сева—-в поле. Здесь и прояви лось его умение высокопроиз водительно использовать тех нику. У А. С. Сушкова посевной ПЕРВЫЙ ОРДЕН Р А С С К А З Ы О КАНДИДАТАХ В ДЕПУТАТЫ «Зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР по Лебедянскому избирательному округу Нг 228 свинарку Троицкого межхозяйственного объ единения по производстяу свинины Липецкого района Раису Ивановну Беляеву» (Из постановления окружной избирательной комиссии Лебедянского избирательного округа № 228). УВАЖАЕМЫЕ В СОВХОЗЕ Л Ю Д И агрегат состоял из пяти сея лок. трактора марки К*^ 00 . Обслуживали его две комсо мольско-молодежные смены, по четыре человека в каждой. Да, хлеб дается нелегко. Исстари земледелец встречает зори в поле, отдавая земле все силы и энергию. Анатолий Степанович Сушков добился рекордной выработки — на севе ранних зерновых сменные Задания выполнял на 150—170 процентов. Вместо 45 гектаров засевал по 60—80. Примером служат и другие депутаты. Аркадий Петрович Сушков по профессии строи тель, В дни сева он тоже был на решающем участке страды —• помогал механизаторам. Под стать ему трудился Нико лай Федорович Колупанов, машинист сортировочных ма шин. Весной он работал на тракторе. Николай Андреевич Наумов — объездчик — об служивал сеялочный агрегат. Исполком сельсовета, об суждая на заседании вопрос о подготовке к выборам в Вер ховный Совет СССР, под черкнул важноеть активного участия депутатов в проведе нии весеннего сева. Но не только об Этом шел разговор. В период подготовки к выбо рам особую значимость при обретают встречи депутатов с избирателями. Недавно перед избирателями отчитывались депутаты — директор совхоза Виктор Павлович Гундров, секретарь парткома Леонид Григорьевич Пешков, управ ляющий отделением Петр Яковлевич Щербаков. Онк рассказали о том, как выпол няются наказы избирателей, разъяснили значение нынешней избирательной кампании. Исполком Совета много вни мания уделяет организации массово-политической работы на селе. Создано два агит пункта, их возглавляют ком мунист Сергей Егорович Плужников и секретарь коми тета ВЛКСМ Виктор Ефрем- кин. Всюду в селе на видных ме стах вывешены календари, из вещающие о предстояших вы борах. в агитпунктах обновле на наглядная агитация* в сельской библиотеке выстав лен специальный стенд с лите ратурой о выборах. Совхоз имени Крупской пер вым в районе завершил сев ранних зерновых культур. По левые работы велись органи зованно, высокими темпами, в чем немалая заслуга сельских депутатов. И. ПОГОРЕЛОВ, Грязиикжий район. О Т ДОМА Раисы Вванов- «ы Беляевой прямая ас. фальтированная дорога поднимается к вершине холма, где белеют корпуса фабрики мяса. Вот уже семь леТ, чугь ли не с первого дня вступле ния в строй свшотоварного комплекса, Раиса Ивановна ходит этой дорогой на работу. Та же дорога от дома Беля евой уходит и к реке Воронеж, что в противоположной сторо не, за рекой проступают ок раины Липецка, корпуса заво- дой^ До «их—-рукой подать, и молодежь после школы массой подавалась в город. Не усто яла перед его соблазнами и Рая. Окончив в 1959 году де сятилетку, работала на заводе «Стройдеталь», а затем пере шла в чугунолитейный цех тракторного—стерженщицей. Но вот за околицей Троиц кого развернулась крупная, необычная стройка. Будущая фабрика мяса сулила много выгод колхозу в целом, каждо му двору в селе. Не удиви тельно, что о стройке загово рили в каждом доме. Уже тог да немало молодежи вернулось из города в родное село. В их числе была и Раиса Беляева. Поначалу она работала на строительстве комплекса. По нимала, что труд на фабрике мяса будет сложным и инте ресным. И когда ей предложи ли стать свинаркой, не разду мывая, согласилась. Три года Раиса Ивановна работала рядовой свинаркой. Это были годы напряженной учебы, накопления опыта. Когда Беляева стала свинар кой, на комплексе только что начали внедрять прогрессивную звеньевую форму организации труда. Ей повезло. Она попала в коллектив, возглавляемый мастером свиноводства М. А. Студеникиной. Рая стала ее прилежной ученицей. Потом Мария Андреевна перешла в отстающее звено, а Раю наз- вала своей преемницей. Теперь Рая полной мерой стала отве чать за себя и еше за четырех членов коллектива. Люди в звене подобрались неодинаковые. На М. И, Бер* стеневу звеньевая может во всем положиться. У нее как и у самой Беляевой, высший квалификационный разряд. Когда Раиса Ивановна отлу чается, она оставляет ее за се бя. Надежная свинарка и Е. А. Бородина. А вот В. М. Поря- диной и в особенности В. В. Красниковой еще йе хватает знаний, опыта, а самое глав ное-чувства ответственности. Беляева им в первый же день сказала, что от репродуктивно го цеха, более того, от каждого из двенадцати его звеньев, от того, сколько будет пО’Ставлено молодняка для воспроизводст ва поголовья и откорма, зави сят показатели работы комп лекса в целом, что она не со бирается подводить коллектив фабрики мяса. Кому это не нравится, пусть лу«Апе уходит сразу. Из звена никто не ушел. Ра дуясь этому в душе, Раиса Ивановна больше стала за глядывать в клетки той же В. В. Красниковой, помогать, подсказывать ей. И если преж де на занятия ее трудно было затащить, то теперь она посе щает их охотно, чаще расспра шивает опытных свинарок, что да как. Нелегко тягаться со звень ями, которые возглавляют та кие мастера, как М. А. Студе никина, В. Г. М'Очалина. И все же звено Р. И. Беляевой даже опережает их. Возрос выход поросят, улучшился отъемный вес животных. Взять прошлый год. Обязательство брали—^получить 2086 поросят, а сдали почти на 800 больше средним весом по шестнадцать килограммов. Около трех ты сяч поросят намерено'получить звено в этом году. Результаты первого тура радуют. Отправ лено в другие цехи комплекса 720 поросят. Впереди еще три тура. Ко всему, что касается фаб рики мяса, Раиса Ивановна ие остается равнодушной. Ее, как и других животноводов, обра довало создание Троицкого межхозяйственного объедине ния. Давно выполнены обяза тельства по досрочному осво ению проектной мощности комплекса. Однако рост пого ловья свиней и производства мяса тормозился из-за недо статка кормов. В одиночку колхоз имени Ленина с обес печением ими комплекса явно не справлялся. Казалось, про блема решится, когда скоопе рировались почти все колхозы района. Но случились неувяз ки. Отдельные хозяйства не выполняли своих обязательств по поставкам кормов. Меша ла также и нехватка помеще ний. В этом году звено Р. И. Бе ляевой вынуждено было на много раньше срока сдать своих^поросят из первого тура в другие цехи, так как подпи рали новые опоросы, а разме щать молодняк было негде. Что поросят много—это раду ет. И в то же время огорчает: недодержали их, средний отъ емный вес оказался на целый килограмм ниже необходимого., В результате звано потеряло в привесах а, следовательно, и в заработке. Раиса Ивановна отлично понимает, что неуря дицы эти временные. Она го рячо разубеждала тех, кто го ворил, дескать, межхозяйст венная кооперация ни к чему. Устранения неурядиц доби валась она и с помощью рай онного руководства. Как член исполкома областного Совета, ставила об этом вопрос на его заседаниях. Конечно, эти П!роблемы вол нуют не одну Р. И. Беляеву, Но она внесла в их решение немалую долю. Наладилось е кормами. ускорилось строи тельство, в частности, четвер того корпуса репродуктивного цеха. Фабрика мяса приносит миллионные прибыли. Специач лизация сказалась на благосо стоянии населения Троицкого, достаток пришел в каждый дом. С разными просьбами об ращаются односельчане к сво ему депутату в областном Со вете, а чаще — за строитель ными материалами. Многим! Раиса Ивановна уже помогла. Причастна она и к сооруже нию Дома быта, к появившим ся на улицах родного села мо лодым аллеям. Нередко в сельском Доме культуры чествуют ветеранов труда, победителей соревнова ния. На самое почетное ме сто сажают свинарку Раису Ивановну Беляеву, награж денную орденом Трудового Красного Знамени, И. ЛЕСНИКОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». На Лебедянском инструментальном заводе одним из лучших рационализаторов считается И. П. Зайцев. Только за последние годы внед рено в производство более 40 его предложе ний. И. П. Зайцев не только хороший произ. водственннк, но и умелый наставник. Он по могает молодежи, раскрывает секреты своего мастерства. Передовой рабочий награжден орденом Трудового Красного Знамени н меда-! лями. На снимке: (справа налево) слесарь И. П. Зайцев помогает молодому рабочему Н. Зю-< зяну. Фото М. Манаенкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz