Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я П апреля 1974 г., :№87 (13 865) На промышленных предприятиях города Липецка яее большее распространение получает новая форм а воспитания молодой рабочей смены — наставничество. На Липецком станкостроительном ааводе, например, создан и работает совет наставников, а который вошли лучшие кадровые р аб о . чие, представители общественных организаций. На заводе насчитывается сейчас более шестидесяти на . ставников. Сегодня мы рассказываем об одном из воспита. телей молодежи, ветеране труда, коммунисте, слесаре А. Л. Баранникове. ЭКОНОМИСТЫ-ОБЩЕСТВЕННИКИ Н Е УЗНАТЬ было в тот деяь красный уголок ремоитно - механическо го цеха. Парни во главе с комсоргом Вячеславом Про кофьевым даже цветы доста ли. Не каждый день такое событие — сразу несколько молодых рабочих уходили, в армию. Как положено, звуча- ли теплые сло1ва напутствия, виновникам торжества препод* несли подарки — на память о дехе. Ребята из бригады слесарей А- П-- Баранникова вручили свой подарок Славе Недбаеву. Отшумели проводы. А на другой день... Слава вновь пил бригадир, когда парень пришел в цех с «тяжелой» го ловой. Нотаций длинных чи тать Александр Петрович не любитель. Будто не замечая его состоиния, поручил мон тировать сложный узел. При знаться, думал, бросит, не оправится, покается. А вьгшло — «настырный». После смены остался, а сделал. И намек понял. С тех пор ни разу не приходил на смему «не в фор ме». Его желание — видеть сво их мальчишек , самостоятель ными, а не просто исПолми- телями. В их деле одной ис полнительности мало. Проблемы воспитания молодежи появился в бригаде. Пояснил: — Две недели отсрочки да ли, Вот... неохота без дела. Я уж к вам. Александр Петрович, брига дир, и виду «е подал, как по радовал его Слава. (>г души порадовал. И, главное, по мощь пришлась кстати — приближался срок сдачи стан ка, каждая пара рук дорога. А таких, как у Недбаева, — особенно. Хватка истинного слесаря у парня. Его ученики, его гордость... Сколько же их было у Баран никова за всю долгую рабочую жизнь? Вот нынче в моде на заво де слово «наставник». Боль шой смысл вкладывается в него — воспитатель, учитель, ответственность старшего за личность младшего. Но в об- щем-то Александр Петрович никогда не думал о себе в столь высоком стиле. Просто в нем всегда жила потреб ность поделиться с молодыми своим мастерством, отноше нием к делу. Профессия Слесаря, пусть негромкая, стала для него единственной. Он взял однаж ды в руки слесарный инстру мент, И' лишь война на время заставила его расстаться с ним. Все пять лет прошагал старший лейтенант по фрон товым дорогам. Сразу пос ле демобилизации, в сорок шестом, надев на гимнастерку все свои боевые награды, вновь пришел в отдел кадров завода и заступил на преж нюю вахту ремонтника. Не будет преувеличением сказать, что за эти годы каж дый станок на заводе прошел через его руки. Иные из них он узнает по шуму работы, как близкого человека узнают па шагам. За что любит слесар ное дело? Вроде и грязнова тая профессия, и тяжелая. Но с другой стороны—по своему Интересная. Что ни станок — то загадка. Вот этот интерес — одо леть загадку станка самому, без подсказки, — он й стара ется разбудить V ребят. Сра зу скажем, есть у наставника Баранникова одно существен ное подспорье. Если в боль шинстве цехов завода новички работают в основном само стоятельно, то у него все они — одна бригада. Коллектив ная общность— вот что осоз- нает новичок. Первый урок — его знакомство с общим пла ном и обязательствами брига ды, за которые отныне и он несет ответственность нарав не со всеми. Сложнейшее искусство — объединить их, несхожих, с разными характерами, при вычками, в ОЛИН коллектив. Для них загадка — станок, а для него — загадка каждый из них. Вот Юра Е. окончил техни ческое, куда попал, скорей всего, случайно. К теории рав нодушен, к делу же тянется. Пришлось убеждать, что ну жен «синтез». Раз, другой дал задания с хитрепой. Парень сам ПОТЯНУЛСЯ к старым кон спектам «Марки материала», «шабровка» — оказывается, все это не так скучно, когда видишь, что для чего. Другой новичок пришел в пех. боэсив институт. Поди, разберись почему. Поначалу* замечал в глазах что-то вро де пр-^небрежения: высшую математику «грыз», а уж сле сарить пооше простого. Пер вое время бригадир ставил его рядом с собой, засыпал вопро сами. Каждый промах — урок, выходит, многому надо ПОУЧИТЬСЯ. Это. гак сказать, производ ственная педагогика. Непро стая. конечно. Но чаще быва ет и посложней. — Ведь этс какой возраст? О ТРУДОВОЙ дисциплине имеют порой смутное понятие,—го ворит А. П. Баранников. Был у меня парень—золото на ра боте. А вечером — дружки, улица, выпивки. Отказаться — воли не хватало. Что предпри нять? Конечно занять бы его. а заодно и пвиятелей делом. Вот наш кэ-мсомол сейчас для таких мотокружок орга низует Хорошее дело. Только, я считаю, главное, чтобы он сам по'ьял, сам сделал выбор. Может, и мягковато посту- Как-то поручил новичку по ставить узел «а станок. Сде лал. — Хорошо? — спрашивает бригадир. Тот плечами ж.мет. Каждый подошел, посмотрел. В|роде все в порядке, — А смазка винту положе на? — Это уже диагаоз брига дира. Не подумал парень о том, что будет с деталью в рабочем состоянии. Осмысленного отношения, «чтобы жили станком», — вот этого он ждет от своих учени ков, этому учит своим приме ром. Ремонтники вместе со специалистами стараются про длить активный период стан ка, модернизировать его. И бы вает, что глазом практика лег че подметить просчеты. Од нажды, ремонтируя продоль но-фрезерный станок, Баран ников заметил, что расстоя ние между кран-балками зау жено. Работать на таком не только неудобно, «о и небезо пасно. Поднял на ноги всех. Да и самим слесарям при шлось ввозиться дольше, пере делывая конструкцию пуль та. Но Баранников был дово лен — не прогляделл. Рас сказал об этом случае парт орг цеха, старший мастер Н. П, Кузнецов. Сколько лет прошло, а запомнил бывший ученик Александра Петрови ча наглядный уро-к отношения к делу. • Мастерство не приходит са мо собой. Иной раз возьмутся бригадой за уникальнвтй ста нок-громадину, Работы хва тает всякой. И время торопит. Можно, конечно, распределить задания по квалификации. Но Баранников считает: если держать -парня только на черновой работе^никогда он не почувствует, какая это ра дость — вдохнуть жизнь в безмолвный металл. Самостоятельность в его бригаде поощряется особо. Он сам идет ходатаем к мастеру слесарей Ю. М. Паршевнико- ву, если видит, что ученик за служивает повышения разря да, горопит . администрацию. Но при этом далеко не рав няет всех. Слава Недбаев за полгода дорос до пятого раз ряда. Способности слесаря и у Сергея Демина. Почему же их не поощрить? Ои, пожилой человек, кото рому в свое время так и не пришлось получить среднего образования, по-о т а о в с к и требователен к подопечным и в учебе. По его настоянию, можно сказать. Юра Ч. вновь взялся за институт. Обидно, парень с головой, а ленится. Потянулись учиться и другие. Николай Перфилов, Василий Елфимов — почти все его ученики в конце концов бра лись за книжки. Кстати ска зать, и сыновей своих Анато лия и Евгения он убедил в необходимости закончить вуз. Сейчас оба специалисты, один — электрик, другой — метал лург. Конечио, он понимает, что многие из его учеников, вы учившись, уйдут из цеха. Им надо расти, это закономерно. Но без знаний нельзя и се годняшнему слесарю. То, что ему далось годами практики, ребята могут наве(рстать быст- рее. Говорят, что по традициям коллек1'Ива судят о его «мик роклимате», Традиции бригады Баранникова, впрочем, как и всего цеха, говорят о внима нии, доброжелательности к каждому новичку: поздравле ния с днем совершеннолетия и присвоением разряда, прово ды в армию. Особое торжест во — посвящение в рабочие Это обычно общезаводской праздник. Он проходит два- три раза в год. Не так давно в ие- хе отметили шестидесяти летие коммуниста А. П. Ба ранникова. Много добрых слов было высказано в его адрес. Один из старых друзей, тоже кадровый рабочий, поинтере совался тогда; неужели так вот, сразу и уйдет на отдых, в один день расстанется с за. водом? — Что спрашиваешь? Ведь и сам без замены не уйдешь. Бригаду свою сдам в хорошие руки. Вот вернется после службы Слава Недбаев. Доб рый будет бригадир. Л, ИГОРЕВА. АДРЕС ПЕРЕДОВОГО ОПЫТАМ На Липецком тракторном заводе успешно дейс т вуют цеховые общес твенные бюр о э к о н о м и ч е с к о г о а н а л и з а Й-оэросшие темпы технического прогресса требуют широкого участия рабочих, ияже- неров и служащих в поиске рациональных путей использования осидвных фондов и оборотных средств, в повышении реитабель- ности производства. На нашем заводе успешно действуют об щественные ,бю,ро экономического , анализа. Они выявляют неиспользованные резервы, помогают коллективам цехов добиваться лучших результатов при наименьших затра тах труда и средств. Движение экономи стов-общественников доказало свою жиз ненность и стало эффективным средство.м воздействия трудящихся на экономику и организацию прбизводства. По существу, цеховые общественные бюро экономическо го анализа являются школой хозяйствова ния. У нас разработано и утверждено комите том профсоюза «.Положение о цеховом об щественном бюро экономического анализа». В нем определены основные на1пра1вления их работы. В бн>ро входят передовики произ водства, мастера, технологи, но1рм1И1ровщики, бухгалтеры, сотрудники технических отде лов, представители общественных организа ций — всего 10—12 человек. Это самостоя тельная обществеиная организация, кото рая трудится под руководством цехового комитета профсоюза. Свои предложения и рекомендации бюро представляет начальни ку цеха для утверждения и последующего внедрения в производство. В настоящее время на заводе создано 22 общественных бюро. Мы убедились, что прн умелой организации дела эти творческие коллективы могут эффективио влиять иа ход производства. Взять, к примеру, бюро экономического анализа чугунолитейного цеха, которое возглавляют инженеры В, Барбашин и Л. Бекетова. Оно решило проанализировать работу формовочных кон. вейеров, которые частенько простаивали, как считали в цехе из-за нех1ватки стержней. Общественники побывали в стержневом от делении, взяли под контроль все звенья технологического процесса. Выяснилось, что простои конвейеров во многом зависят от перебоев с доставкой стержней. Оказывает ся, среди транспортников не хв1атает води телей электрокар. Бюро цредложило транс портировщикам стержней освоить профбс. СИЮ водителя. Были организованы специ альные курсы, определена система оплаты за совмещение профессий. И положение улучшилось. Просто.и конвейеро!В сократи лись, что сэкономило цеху 2.5 тысячи руб лей. В другой раз экономисты-общественники вскрыли серьезные недостатки в^ работе первой формовочной автоматической линии. Совместно с ведущими специалистами цеха были найдены пути устранения этих недо статков. В частиости. предложено устано вить два стенда для барабанных ковшей и закольцевать монорельс, По которому дви гался подъемный механизм. Внедрение это го предложения позволило резко увеличить производительность автоматической линии, получить свыше 10 тысяч рублей экономии. Не обошло вниманием бюро и вопросов механизации трудоемких операций. В част ности, сейчас в цехе съем отливок с энрон- конвейера производится с помощью кон сольного крана, а не В(руча1ую, как прежде. Изменились условия труДа, улучшились экономические показатели. А перестройку технологического процесса осуществили но. ваторы производства, которые входят в це ховое общественное бю,ро экономического анализа. Творческий коллектив бюро чугунолитей ного цеха решил в ближайшее время выяс нить причины перерасхода матерналов н запасных частей на ремонте оборудования. Намечено разработать рекомендации по пе реводу производства безстержяевых дета лей на автоматическую фо,рмо1вочную ли нию. Интересные планы имеют также эконо мические бюро сталелитейного и термиче ского цехов. Опыт работы бюро зареко.мендовал себя с самой лучшей стороны. ^Однако надо ска зать, чгго создание общественных бюро экономического анализа требует серьезной подготовительной работы. Общественники должны не подменять эко1номические служ бы. а дополнять их. Вот почему нельзя комплектовать бюро из людей, которые и без того, в силу своих служебных обязан ностей, анализируют экономическую дея тельность коллективов. Когда поступают вопреки этому правилу — хороших резуль татов не будет. Мы уже убедились >в этом на примере первого тракторного цеха. Здесь не стали утруждать себя лишними забота ми и поручили возгланить бюро начальнику планово-экономического бюро цеха В. Жда новой. В состав бкхро ввели только руково дителей цеховых служб. И что же? Так на зываемые «обществен1НИки», анализируя эконом-ические показатели цеха в минувшем году, охара|Ктеризовали их только с лучшей стороны. Мероприятия по вьш1влению и ис пользованию внутрен1них резер:вов не были определены, причины недостатков глубоко не вскрывались. Движение экономистов-общесгвенииков еще недостаточно изучено. Видимо, следует подумать о формах творческого содруже ства коллективов бюро, об организации со циалистического сорев1нования между ними. Но и то, что уже сделано цеховыми бюро, говорит о целесообразности такой формы участия работников завода в управлении экономикой. Работу в этом направлении мы и впредь намерены совершенствовать, С. ОЛЕЙНИК, начальник экономической лаборатории Липецкого тракторного завода. В СВЯЗИ со специализа цией отраслей живот новодства в области за последние годы построе но много крупных ме ханизированных комплексов. Как правило, обслуживает каждый из них большой кол лектив животноводов. Проек тами предусматривается созда- назначенная под раздевалку, превращена в кладовую. По добную картину можно на блюдать в отдельных хо зяйствах Становлянского, Тер- бунского и Долгоруковского районов. Иногда вводят в эксплуата цию помещения ферм с недо делками. Например, на евино- ЗАБОТА О ШОТНОВОДАХ ние для них хороших условии труда и отдыха. При комплек сах должны быть столовые, раздевалки, душевые, красные уголки. Отдельные руководители хо зяйств, заботясь о производст ве, нередко забывают о нуж дах животноводов. Руководи тели совхоза «Раненбургский» Чаплыгинского района смири лись с тем, что на свиноферме не были оборудованы разде валки, места стирки спец одежды, приема пищи. В доме животноводов размещены крас, ный уголок, ветеринарная ап тека, конторка бригадира, а маленькая к о м н а т к а размером 1,5 на 2 метра, преД- комплексе колхоза «Заряком- мунизма» Долгоруковского района не был подведен водо провод к скотоубойной пло щадке, что еривело к грубей шим нарушениям санитарно- ветеринарных правил по ее эксплуатации. Калининское межхозяйственное . объедине ние Добровского района при нято без санпропускника и санитарной бойнн. Все это мо жет явиться причиной заболе ваний людей и животных. Долг руководителей и еле- •цналистов хозяйств — забо титься о повышении санитар ной культуры на фермах, н. линник, врач-эйидемйодог. Ш о в а я з а м а о р о т е я ж я Первая в Башкирии система лиманного орошения с дам бами и шлюзами-регуляторами ода)На в эксйлуатацйю яа_ юге республики, на территории целишого Хайбуллинского района. Она протянулась почти на 40 километров. Тысячам гектаров гарантировано необходимое количество влаги даже в са1МЫе засушливые годы. А вначит, гарантирован урожай. (ТАСС), КОГДА РАБОТА ПО Д У Ш Е У Тани Козловой, кото-| рую вы видите на снимке,} была мечта стать строите лем, участвовать в соору жении важных для стра ны народнохозяйственных объектов. Приблизить осу ществление этой мечты по мог отряд «Корчагинец». В его составе приехала Таня с комсомольской путевкой в Липецк — город больших новостроек — и сразу старательно начала осваи вать специальность штука тура, Обучали ее штука турному делу опытные ма стера из бригады Бориса Васильевича Костцда, счи тающейся в пятом строи тельном управлении треста «Жилстрой» одной из луч ших. Мечта Тани сбылась. Теперь она—квалифициро ванный строитель-штука тур. Не раз уже получала похвальные отзывы о своей работе от бригадира и других опытных строите лей. На достигнутом ком сомолка не останавливает ся, продолжает совершен ствовать мастерство, пере нимать опыт старших то варищей. Девиз членов бригады Б, В. Костина, с которой Таня не захотела расстаться после производ ственного обучения, — ра ботать быстро и высокока чественно. Фото И. Воронова. знаменосцысоревнования Их обязательства опубликованы в„Ленинскознмамени" «Поднять в сравнении с прошпым годом производитель ность трвкториого парка на 5 процентов, провести сев ранних яровых культур за 6 рабочих дней, снизить на 3 процента затраты на содержание техники». Из обязательств механизаторов и инженерно-тех нических работников колхозов, совхозов и объедине ния «Сельхозтехника» ХлевеНСкого района. Н а п р я ж е н н ы е дни наступили для земле дельцев. Ни один час не должен быть потерян на севе. Главная ответственность за это лежит на механизаторах. От их умелого маневра техни кой, ее высокопроизводитель ного использования зависит успех борьбы за урожай чет вертого, определяющего года пятилетки. Чем характерен для нас ны нешний год? Прежде всего, возросшими задачами. На тех же землях, теми же, по суще ству, .средствами хлевенским земледельцам .предстоит с каждого гектара собрать не менее 28 центнеров хлеба, до вести валовое производство его почти до 80 тысяч тонн. Бысокие рубежи определили н свекловоды — продать госу дарству минимум 112 тысяч тонн. Богатый урожай дали слово вырастить кукурузово ды, картофелеводы, коллек тивы кормодобывающих бригад. Эти задачи осложня ются увеличившимся объемом работ. Без малого на 2000 гек таров расширяются посевы зерновых в районе, более 6000 гектаров у нас весновспашки, на значительных площадях необходимо пересеять озимые. В этих условиях важно не упустить ни один из агропри емов, осуществить их быстро, с отличным качеством. А достигнуть этого можно лишь при эффективном применении имеющихся на вооружении тружеников полеводства ма шин. На вооружении колхозов и совхозов имеется около 650 тракторов, большое количество другой техники. Помимо того, в напряженные периоды мно го машин в хозяйства нап равляют предприятия, органи зации. Так, для текущей по севной ими выделено свыше 50 тяжелых тракторов. В том числе десять К-700 и четыре Т-150 предоставила «Сельхоз техника». В решении проблем повышения эффективности ис пользования техники на пер вом месте в районе — забота о подготовке механизаторов, росте их профессионального мастерства. Для подготовки кадров ме ханизаторов мы используем свое ОПТУ, его филиалы, кото рые были организованы в пяти хозяйствах. В филиале при совхозе «Степной» профессией тракториста овладели 25, а в колхозе «Заветы Ильича» — 30 человек. Во многих хозяйст вах функционировали курсы механизато-рского всеобуча. Отряд механизаторов только в этом году вырос на 290 че ловек. В среднем по району их избыток. Но в таких хозяй ствах, как колхозы «Россия», «Память Ленина», имени Ка линина, — нехватка. на кормодобывающая бригада В. Д. Шилова из совхоза «Дмитрящевский». В прошлом году она в 1,5—2 раза превы сила задания по заготовкам различных кормов, сэкономив при этом Ю тысяч рублей. От личные результаты у кормодо бывающей бригады В. П. Ко четова из соседнего колхоза «Победа». Большое значение у нас придается рациональному аг регатированию техники, Не первый год уже применяются жесткие сцепки. Вот и теперь. специалисты колхозов я сов хозов, управления сельского хозяйства, отделения «Сель хозтехника», В результате весна почти везде встречена во всеоружии. Немало отре монтировано уборочной техни ки. В том же совхозе «Хяевен- ский» к жатве подготовлены все зерновые комбайны. Правильной эксплуатацией машин в значительной мере способствуют зренья мастеров- наладчиков, которые имеются в каждом хозяйстве. Во мно гих из них оборудованы пло щадки для регулировки ма шин, пункты технического об служивания с необходимой оснасткой. На вооружении механизатО'ров находятся аг регаты технического обслужи вания. Значительный вклад в эф фективное обслуживание ма- СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ Чтобы обеспечить двух сменную работу тракторов на севё, объединение «Сельхоз техника», мехколонна треста «Мелиоводстрой» и СМУ «Облмежколхозстроя», доруп- равление в помощь Нм напра вили 100 с лишним механиза торов. Это даст возможность поднять коэффициент сменно сти. Наряду с подготовкой кад ров механизато(ров, большое внимание уделяется росту их квалификации. Зимой они з а нимались в кружках, дейст вовавших во всех хозяйствах. Звеньевые механизирован ных -звеньев и бригадиры учи лись на краткосрочных курсах при Задонском сельхозтехни куме. Регулярно проводятся семинары с инженерно-техни ческими работниками. Это то же положительно скажется на сроках и качестве работ. Эффективное использование техники во многом зависит от умелой организации труда. На разных работах в районе при меняется групповой метод, Широко используются меха низированные звенья и брига ды с закреплением за ними земли, машин, с безнарядной системой оплаты труда. ^В колхозах и совхозах работакзт 22 кормодобывающие бригады и 147 звеньев по возделыванию пропашных культур. В них, как правило, 1велика коллек тивная и персональная ответ ственность за порученное дело, высока моральная и мате риальная заинтересованность в хороших результатах труда. Это в свою очередь заставляет людей трудиться творчески, с полной отдачей,- настойчиво бороться за повышение произ водительности труда, внедре ние достижений науки и пере дового опыта. Хорошо извест н а сев ранних зерновых и од нолетних трав выведено 282 сеялки. Из них 216 сагрегати- рованы по три. Много агрега тов со спаренными культивато рами. Это дало возможность высвободить и направить на другие работы свыше ста тракторов. Более того, жесткие сцепки обеспечили высокую маневренность техники, что привело к росту производи-, тельности не менее чем на 5 процентов. Агрегаты в боль шинстве своем оборудованы дополнительным освещением, что позволяет использовать их круглосуточно. Чуть ли не повсеместно механизирована засыпка семян в сеялки. Для этого подготовлено более 70 автозагрузчиков. Техника любит заботу, толь ко тогда она действует безот казно. Эта забота начинаетсй с правильного ее хранения. Во многих хозяйствах района соз даны машинные дворы. С соз данием такого,двора в совхо зе «Конь-Колодезский», к при меру, заметно повысился ко эффициент технической го товности, поднялась произво дительность, сократились за траты на ремонт. Особое внимание уделяется ремонту. С осени по ’ инициа тиве механизаторов совхоза «Хлевенский» развернулось соревнование за своевремен ную подготовку машин к' вес не. Инициаторы первыми справились с обязателы:твами. Вслед за ними отремонтирова ли технику в совхозе «Конь- Колодезский». колхозе «Побе да». Механизаторы вовремя составили дефектовки, маши ны и узлы, подлежащие капи тальному ремонту, сдали на обменный пункт «Сельхозтех ники». Контроль за подготов кой техники осуществляла Щинно-тракторного парка в эти дни вносит «Сельхозтех ника». В две смены работают мастерская н отдел торговли. При них и При группе спроса дежурят машины, которые оказывают помощь по первому же сигналу. Много времени сберегается благодаря закры той заправке горючим в бороз де, за счет создания хороших условий труда, доставки го рячего питания прямо в поле. Однако сказать, что все проблемы решены, пока нель зя. Об Этом красноречиво сви детельствует контрастность в показателях. Так, в совхозе «Степной» в минувшем году выработка на условный трак тор составила 1420 гектаров мягкой пахоты. Еще выше она в тракторной бригаде И. М. Кретинииа у механизаторов Г. К. Корчагина, В. Ф. Паль чикова. В. Ф. Пальчиков, ска жем, довел ее почти до !М00 гектаров. Хорошие показатели также у тракторной бригады П. П. Наумова из колхоза «Победа». В этих хозяйствах и урожай собирают высокий. В «Степном» в среднем с гектара получили 30 с лишним цент неров зерна. Но, к сожалению, есть н другие примеры. Невы сока выработка в колхозах «Заветы Ильича» «Россия». В районе горячо поддержан почин ростовских, белорусских и казахстанских механизато ров по эффективному исполь зованию техники. Ширится со ревнование. Партийные орга низации прилагают усилия, чтобы принятые обязательства земледрльиами были выполне ны. А. КОЧЕТОВ, секретарь Хлевенского райкома КПСС. ПОДГОТОВЬ СЕБЕ СМЕНУ Небольшой перорыв меж ду занятиями. А Елизавета Павловна остается в классе. На черное полотно кладет лекала, задумывается на се кунду. Мелок расчерчивает ткань десятком тонких, кажет ся, запутанных линий. Нож ницы быстро выбирают нуж ные. И вот вам — воротнмк, вот — один рукав, другой. Эта быстрая и точная работа — работа опытного закрой щика, настоящего мастера. И эти девчонки — вот они воз вращаются одна за другой • , класс — учатся у Елизаветы Павловны Свиридовой. В новое здание у трактор., кого завода переходит учеб но-производственный комби нат областного упраелениц бытового обслуживания. Груть- па Свиридовой пока на ста- ром месте, но через два-три дня переберутся все. Ново селье новосельем, а занм- маться надо без перерывов. — дела, Галя? Ну-ка помоги вот этот костюм до шить.- Зан)гТ'И>я продолжаются. Елизавете Павловне надо по дойти к каждой, все объяс нить, показать, помочь пере делать, посоветовать, иногда — совсем не сердито пору гать. Присесть на минутку некогда. Класс длинный: а нем стучат {ивейные машимкм, щелкают ножницы, греют ся утюги. От стола К столу переходит мастер, О чем Го ворит оно с будущими портн нихами? — Аннуижа, выровняй рр. кав-. — Таня, шов прыгает— — Молодец, защипы рое. ные, красивые, заказчица до вольна будет-. А теперь можно выйти а коридор ненадолго. В нем. Шкаф с готовыми изделиями. Их под руководством С 81 ИрИ- довой сшили сами девочки. Вот-вот придут заказчицы и получат эти сарафаны, и это нарядное блеегящек платье, и эту гипюровую белоснежную кофточку, и этот красный брючный костюм. Очень сложные и интересные моде ли. — Сложность эта необхо дима, — объяснила Елизаве та Павловна, — Только тогда портнихе настоящая, мастер- универсал, когда все через ее руки пройдет, все запом нится. И уже тогда никакая работа в будущем не страш на. Зе одиннадцать месяцев учебы в комбинате девочки шьюд на заказ 20—25 изде лий. И заказчицы доверяют ученицам, потому что доверя. Ют их мастеру. Многие жен щины давно знают Свиридо ву. Семь лет работала она в ателье «Новинка». Конечно же, их внимание привлекали изделия этой закройщицы. И вот четвертый год приходят к ней в комбинат. Вернее, к ее ученицам. Не надо заказ чицам листать журналы мод, голову ломать над фасоном,' отделкой, длиной, Елизавета Павлоена — модельер-конст руктор — хорошо знает, ко- ^му что идет. Директор учебно-произ водственного комбината Па вел Филиппович Сотников так сказал: — Наши мастера производ ственного обучения — специа листы высокого класса, име ют многолетний опыт ра боты и авторитет, заслужен ный и прочный. , — Первое время работы в комбинате было трудным, — говорит Елизавета Павловна.— Девочкам-учен'ицам 15 — 17 лет, и начинать приходится ? того, как пользоваться на перстком, то есть с азов. Одни быстро схватывают все, чему учишь, другие мед ленно, а третьи назавтра за бывают то, что делали се годня. Вовремя вспомнила я годы своей учебы, и работать стало спокойнее. Теперь при выкла к девочкам. Каждый год — новые группы, новые заботы о тех, кто приехал из села, оказался далеко от ма мы и очень нуждается в со вете. поддержке, присмотре. Их ведь, девочек, любить н а д о , тогда с ними интересно и легко. А в ателье зовут. При ведешь в Дом быта учениц на экскурсию, а директор спра шивает: «На работу к нам не надумала?». «Нет, отвечаю, не надумала, на кого же я своих девочек оставлю?». Г. КАЧЕВА. На снимке: Е. П. Свирид»* ва (слева) со своими учени цами. Фото Ю. Клюева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz