Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 9 января 1974 г., 7 (13 783) В к л а д с а нт е х н и к о в Коллектив завода «Эльта» шефствует над елецким совхозом сПрогресс». Коллективы многих цехов и уча­ стков выполняют заказы для животноводческих ферм, мастерских и токов. Недавно работники теплосантехни­ ческого цеха изготовили и смонтировали две системы воздушного отопления для совхозных свинарников. Это позволило поддерживать необходимую температуру на фермах и создало хорошие условия для содерж'ания жи­ вотных. На снимке: слесари теплосантехнического цеха Илья Иванович Васютин и Иван Стефанович Гаврюшин готовят новые воздуховоды для вентиляции ферм совхо­ за «Прогресс». Фото Ю. Ардашева- ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ ГЛАВНЫЙ УСКОРИТЕЛЬ В начале 1973 года инженерно-технические работники Чаплыгинского завода агрегатов выступили с инициативой — внести свой творческий вклад в ускорение технического про­ гресса на предприятии. Этот почин был одобрен партбюро завода. И вскоре начинание специалистов стало делом всего коллектива, главным направлением в работе заводской парт­ организации. О том, что дал этот почин, как он сказался на результатах деятельности всего коллектива, рассказывается в публикуемой статье.________________________ .■ К о л л е к т и в чаплыгин- схого завода агрегатов успешно выполнил зада­ ния решающего года пятилет* ки и свои социалистические обязательства. Если сравнить основные показатели с теми, что предприятие имело в 1972 году, то увидим такой рост: по выпуску и реализации продуас- цйи — на 15—16 процентов, по производительности труда— на 12,8 процента. Можно без преувеличения сказать, что в этих успехах ве­ лика роль инженерно-техниче­ ских кадров. На заводе много настоящих организаторов про­ изводства и подлинных воспи­ тателей масс. В отделах тру­ дятся знающие дело специали­ сты, постоянно совершенствую­ щие свои знания, умеющие от­ вечать за порученное дело. Достаточно сказать, что сей­ час 95 процентов инженерно- те.хнических работников наше­ го предприятия имеют личтые творческие планы, * направлен­ ные на совершенствование тех­ нологии, снижение трудовых и материальных затрат, повыше­ ние качества продукции. Мы и раньше довольно час­ то обсуждали вопросы ускоре­ ния научно-технического про­ гресса на своих заседаниях,це­ ховых партийных и профсоюз­ ных собраниях. Теперь же эта работа приведена в определен­ ную систему. Начальник про­ изводства Н. Е. Рыжкии конт­ ролирует, как выполняются личные творческие планы и докладывает об этом партий­ ному бюро. Если посмотреть, какие вопросы мы рассматри­ вали в этом аспекте за послед­ ние два года, набирается очень большой перечень. Тут и рабо­ та совета мастеров, и состоя­ ние экономической учебы, не­ сколько раз обсуждали ход выполнения личных творческих планов. В числе рационализаторов и изобретателей — половина ин­ женерно-технических работ­ ников. Если же учесть, что многие творческие бригады действуют совместно — в них входят специалисты и рабочие — возросшее влияние инжене­ ров и техников несомненно. Больших творческих успе­ хов добились в истекшем году специалисты отдела главного конструктора П. П. Строев и Ю. Ф. Козырев. Они разрабо­ тали шесть ценных новшеств, четыре уже внедрены — годо­ вой эффект 21,3 тысячи руб­ лей. Предложения их касают­ ся снижения расхода черных и цветных металлов, эконо.мии трудовых затрат и денежных средств при производстве фильтров. Активными новато- ра.ми показали себя также на­ чальник инструментального це­ ха А. В. Плюхнн, технолог Ю. П. Студенков. старший ин­ женер-технолог В. М. Седых и многие другие. Ускорению научно-техниче- ежого прогресса помогает тес­ ное содружество наших спе­ циалистов с научно-исследова­ тельскими институтами Моск­ вы, Ленинграда, Харькова и Киева. Ученые помогают при­ обретать нужную техническую литературу, консультируют по возникающим трудным вопро­ сам совершенствовакия техно­ логии. Сумели мы добиться и того, чтобы заводская библио­ тека стала центром распрост­ ранения научно-технической информации. В ней ведется специальный каталог газетных и журнальных статей по опре­ деленным темам. Это пом;огает быстро отыскать литературу по любому интересующему во­ просу Есть у нас и нерешенные про- блемыл. На заводе нет пока па­ тентно-лицензионной службы, экспериментальных мастерских и участков. Устрамение этих и других недостатков предусмот­ рено планом «а 1974 год. В нем организационно-массо­ вые мероприятия, разделы по новой технике, изобретательст­ ву и рационализации., Мы воспитываем специали­ стов в духе высокой ответст­ венности за порученное дело, требуя от них умения руково­ дить производством и воспи­ тывать рабочих. Однако порей приходится еще встречаться с недооценкой роли инженерно- технических работников в вос­ питательной работе коллекти­ ва. Над этими проблемами мы сейчас работаем. Намечаем, в частности, усилить контроль за тем, как отдельные специали­ сты участвуют в техническом творчестве. Такие отчеты в первичных парторганизациях мы намечаем проводить воз­ можно чаше и с большей ре­ зультативностью. Многое нам предстоит сде­ лать по выполнению недавно принятого постановления ЦК КПСС й Совета Министров СССР о дальнейшем развитии изобретательского дела в стра­ не, улучшении использовання в народном хозяйстве откры­ тий, изобретений и рационали­ заторских предложений и по­ вышения их роли в ускоренни научно-технического прогрес­ са. Это открывает широкие перспективы для проявления творческой инициативы инже­ нерно-технических работников, всей армии новаторов. Идет первый месяц опреде- ляюшего года пятилетки. Чап- лыгинские агрегатчики моби­ лизуют все свои силы, чтобы успешно завершить этот год и добиться дальнейшего роста выпуска продукции и повы­ шения ее качества. В решении этих задач активно участвуют специалисты. Выполняя ре­ шения декабрьского. (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, заводская парторганизация направляет свои усилия на совершенство- зание качественных факторов развития производства, укреп­ ляя связи науки с производст­ вом, всемерно способствуя раз­ витию научно-технического прогресса. С. МОИСЕЕВ, секретарь партбюро Чаплыгинского завода агрегатов. 0 РЁ 1 .ШШТ Н№)Т 1 )Р 1 || В третьем году пятилетки усилия рационализаторов Ли­ пецкого станкостроительного завода были направлены на дальнейшее повышение эффек­ тивности произвол':! ва. В тече­ ние года подано свыше 400 предложений. В итоге сэ1еоном- лено 155 тонн высокосортного чугуна, около 20 тонн стали. Из 9695 нормо-часов снижена тру­ доемкость выпускаемой про­ дукции. Достижению этчх показате­ лей предшествовала большая организаторская работа, пров'з- димая советом ВОИР и обще­ ственными организациями предприятия. Еще в конце про­ шлого года на многих произ­ водственных участках и в от­ делах были проведены собра­ ния рационализаторов, приня­ ты социалистические обяза­ тельства.. Затем состоялась конференцня рационализ аго- |Ров, участники втоторой при­ няли обращение ко всем, ра­ бочим, инженерам,, техникам и служащим предпоиятия. Тогда же были обнародо.ваны новые условия соревнования за зва­ ние «Лучший коллектив по ра­ ционализации», «Лучший раци­ онализатор завода». Были на­ званы передовые коллективы, имена наиболее активных нова­ торов производства. Звание лучшего рационали­ затора завода завоевал инже­ нер-технолог В. В. Казьмин. Прошло немного времени, а в заводское бюро по рациона­ лизации уже поступило несколь­ ко интересных предложений. В числе их самым эффективным вновь оказалось предложение рационализатора В. В. Казьми­ на, Он изменил конструкцию дривйлочных плоскостей на станочной тумбе. Изменение не­ большое, а экономия получи­ лась солидная — 67 тонн вы­ сококачественного чугуна и на сотня рублей режущего инстру­ мента. Второе его предложение, рав­ ное по эффективности первому, было зарегистрировано через десять дней. На этот раз В. В. Казьмин предложил свободную ковку заготовок заменить на точное штампование с индукци­ онным нагревом. И вновь — экономия металла, рабочего времсии. Вклад В. В. Казьмина в ра­ ционализаторский фонд пяти­ летки составил 30 тысяч руб­ лей Спустя месяц в БГИЗе отде­ ла главного техлелога было зарегистрировано еще пять ра­ ционализаторских предложе­ ний. Заслуживающим большо­ го внимания на этот раз ока­ залась новинка техника-конст­ руктора И. И. Гречишникова. Внедрение ее позволило сбе­ речь за год на 16 тысяч рублей высококачественного металла. ...Год назад в ремонтно-ме­ ханическом цехе завода неред­ ко от некоторых рабочих мо.ж- но было слышать: «На ремонте станков ничего не ноидумаешь. Тут уже давно все отработа­ но». Но достаточн) было в лич­ ные обязательстза включить пункты об экономном расходо­ вании материалов производст­ ва, как это ошибочное мнение было опровергнуто самими же рабочими. Первы.т это сделал бригадир группы ремонтников коммунист И. А. Мурашкин. 0:т заметил, что при частичном из­ нашивании реборд на колесах мостовых кранов выбрасывает­ ся в металлический лом весь стальной скат. «Не дело это!»—- подумал он и решил при помо­ щи сварки отремонтировать из­ ношенные реборды. Специаль­ ной комисоией было установле­ но, что изготовленные И. А. Мурашкиным скаты мало чем отличаются от новых. Вскоре «молния» сообщила, что от инедрения этого предложения бригада Мурашкина сэкономит- за год около 3 тысяч рублей. А токарь-универсал Г. М. Полушкин на стэл технолога положил эскиз приспособления для изготовления пенолей. Сле­ сарь П. Д. Титов предложил новый способ вбсстановления изношенных клиньев металло­ режущих станков. Обе новшкн нашли применение. Неплохо потрудились в тре­ тьем году девятой пятилетки и новаторы заготовительно-прес­ сового цеха. В коллективе под­ держивается каждое творче­ ское начинание, каждая нова­ торская мысль. Об улучшении организации технического творчества здесь часто говорят «а профсоюзных собраниях, на утренних пятиминутках, много- внимания Этому ёопросу уделя­ ется на занятиях в школе ком- лгунистического труда и в часы экономической учебы. Не слу­ чайно новато1ры цеха справи­ лись с годовым планом по ра­ ционализации на месяц рань­ ше срока. Самым актнвным рационализаторсим в прошлом году признали мастера участка пластических масс коммумнета М. Г. Подколзина, который подал пять денных .нредложе- няй. Наиболее эффективное из них — КОНСТр;уКЦИЯ ПрИСПОСоб- лення для механической обра­ ботки деталей из пластмасс. Но­ винка понравилась прессовщи­ кам. Еще бы! Они за смену те­ перь обрабатывают столько де­ талей, сколько раньше обраба-, тывали за неделю. Творчески поработала в ми­ нувшем году и фоезеровщица этого цеха М. И. Кузнецова. Согласно .тичнсьму обязательст­ ву она уже во втором квартале подала три предложения, но узнав, что рабогнгца отдела главного технолога Н. И. Ко- ленчук успела внедрить в про­ изводство пять, решила уско­ рить поиск неиспользованных резервов производства. Фре­ зеровщица имеет еще шесть ра­ ционализаторских заявок. Они предусматривают использова­ ние отходов произзсдстза для изготовления дета.дей малых размеров. ...Недавно у нас на заводе состоялось отчетно-выборное собрание членов организации ВОИР, где была отмечена а:<- тивиая работа общественно, конструкторских бюро. Инж.з- яеры С. Н. Потокин, К, И. Л а ­ тышев, Н. Н. Королева и дру­ гие оказывают практическую помощь рационализаторам в разработке чертежей и внедре­ нии их в цроизводство. Отмече­ на также хорошая работа па­ тентного бюро, уполномочен­ ных БРИЗа—инженеров Л. И. Скомороховой, А. А. Ситнико. вой, Ю. А. Коврикова и В. П. Татаринова, которые своевре­ менно оформляют новые прец- ложания и внимательно следят за ходом «X внедрения в произ­ водство. Участники собрания вырази­ ли уверенность, что в четвертом году пятилетки заводские ра­ ционализаторы примут более активное участие в техническом творчестве с тем, чтобы эффек­ тивнее влиять на успешное выполнение заданий пятилетки. м. климко, мастер Липецкого станкостроительного завода. «... Ввести в действие первые агрегаты на Усть-Илимской ГЭС...» (Директивы XXIV съезда КПСС). Иркутская область. Громадная бетоновозная эстакада связала берега своенравной Ангары. Днем и ночью укладывают бетон в тело будущей плотины мощные двухконсоль- пые краны. С начала года гидростроители уложили уже более 650 тысяч кубометров строительного материала. Полным ходом идет сооружение здания ГЭС. Строители приступили к монтажу стато­ ров первых трех агрегатов и водоводов станции. На снимке; в здании станции идет монтаж статоров агрегатов. Фото М. Минеева. (Фотохроника ТАСС). Е НА В ЛИПЕЦКЕ протяжен­ ность дорог с твердым покрытием 185 кило­ метров. По ним еже­ дневно курсирует 23 тысячи автомашин и мотоциклов. Плотность потока на одном километре достигает примерно 125 единиц. При такой насы­ щенности транспорта водите­ лям приходится ездить, как го­ ворят, на тормозах. А это ве­ дет к тому, что не обеспечива­ ются перевозки грузов, с боль­ шим опозданием приходят ав­ тобусы с пассалсирами к за- ВОД01СИМ про.ходным. Над проблемой улучшения транспортных связей работают специалисты. Они разработали проекты деталь- ш— — ной планировки городских маги­ стралей. В соот­ ветствии с этим было намечено построить прежде всего объездную дорогу с улицы Неделина на , ул. Студен о в с к у ю Вдоль берега реки Воронеж. Первая очередь трассы с дамбой сооруже- .|г на еще в 1971 .. году. Давно закончен техни­ ческий проект на сооружение второй очереди. Теперь выяс­ нилось, что сФроительство не­ кому финансировать и дорога с транспортными развязками не строится. Между тем она крайне нужна областному цен­ тру и должна вступить в строй к концу 1974 года вмес­ те с виадуком, который воз­ водится через СОКОЛЬСКИЙ пере­ езд. Это позволило бы высво­ бодить грузовые потоки, на­ правляющиеся сейчас с Лево­ бережья в промышленный узел заводов цементного, «Свобод­ ный сокол» и далее в направ­ лении Чаплыгина, а также гру­ зовые потоки с воронежст<ой трассы. Это в свою очередь значительно улучшило бы ра­ боту пассажирского транспор­ та, снизило бы загазо'ваняость го:рода. В связи с этим встает воп­ рос и о реконструкций, перво­ го мостового перехода. Поток транспорта через него превы­ шает всякие нормы. Проектная документация на расширение моста (первая очередь) давно подготовлена, однако УКС Новолипецкого завода не спе­ шит выделять средства. Хотя работы дайно должны бы ид­ ти полным ходом, так как Пле­ хановский спуск, где пройдет троллейбусная линия от мос­ тового перехода, почти рекон­ струирован. Как уже сообщалось в газе­ те «Лешш1(Жое знамя», в 1974— 1975 годах, начнется застройка юго-западного района города. Достав.ка строительных мате­ риалов с заводов ЖБИ будет осуществляться по Левобере­ жью через второй мостовой переход. Сейчас дорожная сеть не готова принять на се­ бя интеживные грузовые по- ТО.КИ. Об этом знают в Глав- липецкетрое, однако мер к ре­ конструкции грузовой автома­ гистрали не принимают, хотя предстоит огромный объем, ра­ бот. Надо спланировать и ас­ фальтировать участки протя­ женностью в несколько кило­ метров от улицы Ферросплав­ ной до улицу Лесной через площадь Металлургов. Решение этого вопроса поз­ волило бы разделить грузопо­ токи и пассажирский транс­ порт. Сейчас автобусы курси­ руют по Левобережью в край­ не трудных и небезопасных условиях. В УКСе НЛМЗ че­ тыре года лежит проектная документация на объездную дорогу от площади Мира но улице Металлургов до улицы Лесной, но трасса таж и не строится. Серьезную тревогу вызывают также содержание, качество строительства трасс. Известно, что дороги — это националь­ ное богатство. Но в областном центре трудно найти улицу, где была бы полностью благо­ устроена проезжая часть. «Дорстрой-Ь и «Сантехстрой- 1», занимающиеся строитель- ствбм дорог, безответственно относятся к выполнению по­ ставленных задач. Пройдемте по улицам Зеге- лл, Гагарина, Терешковой, проспекту Победы. Совсем не­ давно они реконструированы. Но как? Машина идет по ним с^повно катер по морским вол­ нам, V одного каиализацион- ГОРОДАМ И СЕЛАМ — ВЫСОКУЮ 3 Д А ТОРМОЗАХ ного колодца провалина, у другого — горб. Строители, как правило, не считаются с проектными разработками, ве­ дут работы на глазок. Транс^ портную развязку у иервоги' мостового перехода они сдсг лали так, что там постоянно стоят лужи, а от воды асфальт нс сохранишь. .Колодцы ливне­ вой канализации часто оказы­ ваются на более высоких от­ метках. Систематически нарушает­ ся технология производства работ. Основания дорог дела­ ются с отступлениями от норм, как следует не трамбуются, ие укатываются, поэтому они ье выдерживают нагрузки, рань­ ше срока выходят из строя. Совсем мало времени эксплуа­ тируются дороги по ул. Со­ ветской, пл. Победы, подъезды ко второму мостовому перехо­ ду, а уже начинают разру­ шаться. дельным финансированием. У нас же делается наоборот. Со­ ставляется так называемый ко.мплексный план благоуст­ ройства города, в котором оп­ ределяется лишь часть средств на возведение трасс. За эти деньги, конечно, многое не сде­ лаешь. Тогда заказчики просят строителей закончить нужный объем работ за счет перевы- полне.ни'Я плана. А им это только и надо. Они преспо­ койно выполняют и даже пере­ выполняют задание на каждом объекте на предусмотренную в титульном списке сумму. А сделать большее на строитель­ стве дорог — им не выгодно. Трассы остаются неблагоустро- ены полностью, и ■■■мм спросить за это не КУЛЬТУРУ! с кого. --------------- В заключение хотелось сказать о содержании го­ родских магист­ ралей. В Липец­ ке имеются три комбината благо­ устройства, суиДе- ствуют они уже около трех лет, а дороги содер­ жатся в плохом состоянии. Ямоч­ ный ремонт своевременно не производится. Долгое время Управлепие «Дорстрой -1» с 1971 года вело работы по про­ кладке полотна по ул. Папина. Начальник этого управления Н. А. Моокаленко доложил горисполкому, что задание вы­ полнено. Ему поверили. В дей­ ствительности же часть доро­ ги не заасфальтирована, да и на «законченном» участке не все было сд.елано. Строитель­ ный мурор, обломки железо­ бетона и грунт со шлаком, как всегда, не были убраны. Эта улица и поныне находится в непроезжем состоянии. Два месяца назад закончено строительство участка дороги, соединяющего Елецкое шоссе с десятым микрорайоном. Но ездить по ней небезопасно. На проезжей части оставлены железобетонные опоры, арма­ тура от них. На разделитель­ ной полосе — горы грунта и строительного мусора. Низкое качество строитель­ ства дорог порождено безот­ ветственным отношением руко­ водителей «Дорстроя-1» и лич­ но т. Москаленко к порученно­ му делу. За их работой нет никакого контроля. Государст­ венные комиссии, которые дол­ жны быть в ведомствах-заказ- чикйх, на созданы. Вопросы ввода дороги в эксплуатацию решаются одним из работни­ ков городского управления коммунального хозяйства. Да и сама практика планиро­ вания не способствует тому, чтобы дороги строились быст­ ро и вьгсакокачествен1но. Вы­ полнение этих работ должно закладываться в титульных списках отдельно от других видов благоустройства с от- разбита проезл^ая часть на первом мостовом переходе, по ул. Неделина, 3. Космодемьян­ ской и других. А по улице Прокаткой ехать крайне опас­ но. Подземные коммуникации еле выдерживают над собой груз. Очистка дорог, особенно в зимний период, производится неудовлетворительно. Получел- ная в прошлом году специаль­ ная автомашина для убор1сЯ тротуаров на Vшасси ГАЗ-69 разукомплектомна и исполь­ зуется в спецАТХ для персо- иаузьных разъездов. Созданная в городе служба дорожного надзора свела свои функции к контролю за участниками движения, хотя она должна вести надзор за состоянием дорог и добиваться образцового их содержания. На состояние дорог отрица­ тельно сказываются частые раскопки. 0;нн постоянно пара­ лизуют работу автотранспорта. Каждый раз приходится ме^ пять направление движения* грузопотоков, тогда как Ли­ пецк не располагает надежны-' ми объездами. Подчас переко­ панные участки не благоустра­ иваются месяцами. За корот­ кое время улицу Папина раз­ рывали 18 раз .15 организаций. В Правобережной части горо­ да осталось невосстановлен­ ным асфальтовое покрытие по­ сле раокопме в 67 мостах. «Дорстрон-1» в июне 1971 года прокладывал _ газопровод по ул. Кротевич’ и до сих пор до­ рогу не восстановил. Не ас­ фальтированы места раскопок по ул. Депутатской, Киевской, Космонавтов, Перова и дру­ гих. Получается, это управле­ ние строит дороги и следом их разрушает: Не восстанавлива­ ют трассы после раскопок уп­ равления «Юговостоксталь- конструкция-1», «Сантех- строй-2» треста «Спецстрой», строительные управления тре­ ста «Лчилстрой», водоканал- трест и другие организацни. Городские дороги — это а;р- терии жизни, без них невоз­ можно успешно развивать хо­ зяйство. Значит, заботиться об их благоустройстве надо по­ стоянно. А. ЗАРУБИН, гл. инн4енер управления главного архитектора г. Липецка. Е. БОЛДЫРЕВ, старший инженер по организации движения ГАИ УВД Липецкого облисполкома. ДИССЕРТАНТЫ ЗАВОДА Работники специального конструкторско­ го бюро тяги РИЖСК01Г0 электромашиностро­ ительного завода поздравили своего това­ рища Анатолия Гаганова с защитой диссер­ тации на соискание ученой степени кандида­ та технических наук. Ее тема — использо­ вание синтетических материало'в взамен металла при изготовлении тяговых двигате­ лей электропоездов и погрузчиков. Несколько лет молодой инженер осхвме- стно с учеными института механики поли­ меров Академии нау1? Латвийской ССР за­ нимался изысканиями. Поиски увенчались успехом. Значительно упрощена технология бандажироваагня машин, почти в-'три раза повысилась производительность труда. Более 30 специалистов завода занимают­ ся йаучными разработками. Десять из них уже защитили диссертации. Все работы связаны с 'заводским произв-одством. Инже­ нер 3. Чернявский обосновал, например, ме­ тодику расчета коллекторов на пластмассо­ вой осно:в€ взамен металлической. Их при­ менение позволило. На 35 процентов снн!зить расход дорогостоящей меди. Рига. Я. МУШИН, корр. ТАСС. В , НИКОПОЛЕ введен в строй и успешно действу­ ет комплекс йндукцион- ных установок для прессовых линий при производстве труб и слойсных профилей из стали и специальных сплавов. Отличи­ тельная его особенность заклю­ чается в том, что все процессы нагрева и подогрева трубных заготовок реализуются в высо­ коэкономичных установках ме­ тодического (последователь­ ного) типа. Подобного процес­ са мировая практика не знаег. За создание и внедрение это­ го уникального ко.мплекса большая группа ученых и ин­ женеров отмечена Государег- венной премией СССР 1973 го­ да в области науки и техники. ...Лаборатория индукцио'нно- го нагрева Всесо^озного науч­ но-исследовательского инсти­ тута электротермического обо­ рудования (ВНИИЭТО) в Мо­ скве. Заведующий исследоза- тельско-коиструкторским сел'- тором, один из авторов комп­ лекса,' лауреат Государствен­ ной премии Аркадий Эрмай показывает нам рабочий макет установки — теплоизоляцион­ ный цилиндр, «обернутый» ин­ дукционной спиралью: — Вот главное звено,— го­ ворит Эрмаи, —с помощью ко­ торого мы вытянул1И технологи­ ческую цепочку. В наши дни создаются каче­ ственно новые материалы. Их ГОРЯЧИМ ЦЕХ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ характеристика предполагает обязательную приставку «сверх»; сверхчистые, сверх­ твердые, свер.хпрочпые, сверх­ жаростойкие. Но мало и.меть «сверхматериалы», их необхо­ димо преобразовать в детали, приборы, разнообразную про­ дукцию, нужную для народно­ го хозяйства. Развитие большой хихмии, авиации, судостроения, атомной энергетики сегодня невозможно без широкого использования труб и сложных профилей из новейших сортов стали и спе­ циальных сплавав. Простой прихмер. Машиностроителей давно занимает качество «паль­ цев», связывающих гусеницы мощных тракторов. Делали их из износостойкой стали—паль­ цы оказывались хрупкими, из вязкой — быстро изнашива­ лись. В идеале виделось изде­ лие двухслойное, где эти ме­ таллы дополняли бы друг дру­ га. Но каким образом соеди­ нить их, если температура плав­ ления у каждого своя? Для производства таких из­ делий традиционные методы проката уже не подходят. На помощь трубникам пришла электротехническая промыш­ ленность. Работники ВНИИЭТО замыслили создать автоматиче­ скую линию индукционного на­ грева. Наиболее перспективный ддя всех процессов, связанных с пластической деформацией металла, этот метод обеспечи­ вал быстроту нагрева и одно­ временно мобильность, гиб­ кость, маневренность. Он обе­ щал почти полное отсутствие окалины, а это означало эко­ номию дорогого металла. И еще плюс: отпадал нежелатель­ ный контакт между нагревае­ мой деталью и источником теп­ ла, не нарушалась структура материала будущих изделий. Идея сводилась к то.му, что­ бы грОхМоздкую пламенную печь заменить компактным тепло­ вым тоннелем с управляемым режимом в каждой его зоне. .Москвичей поддержали колле­ ги из Днепропетровска (Всесо­ юзный научно-исследователь- ский и конструкторско-техноло­ гический институт трубной про- хмышленности) и работники Ни­ копольского южнотрубного ме­ таллургического завода. По<иск возглавил московский ученый, кандидат технических наук, Петр Чайкин. Он открывает список лауреатов Государст­ венной премии СССР за этот кохмплекс. ...Никопольский южнотрубный завод. За окнами прохлада Ка­ ховского моря. А здесь, в це­ хах, мощные вентиляторы не спасают от обжигающего жа­ ра. Пламенные печи, раскален­ ные добела слитки металла. Десять-двенадцать часов длит­ ся нагрев заготовки, прежде чем она будет направлена к прошивному прессу. Но вот четвертый цех. Здесь действует комплекс индукци­ онных^ установок. Удивляющая, даже обескураживающая внеш­ няя простота. Ни языков пла­ мени, ни вентиляторов (они здесь не нужны), габариты ус­ тановок — и те не впечатляют. И только приглядевшись, вы­ слушав объяснения, осознаешь совершенство новой техники. Со многими сложными проб- ле.мами столкнулись создатели комплекса. Скажем, в связи с широкой номенклатурой зака­ зов возникает необходимость нагревать заготовки различной длины и диаметром от 160 до 270 миллиметров. Как совмес­ тить технологический поток с таким многообразием парамет­ ров? Установить несколько де­ сятков индукционных нагрева­ телей, как предлагали зарубеж­ ные специалисты? При всей кажущейся простоте этот путь неприемлем: он требует слож­ ной системы механизации и синхронизации, нарушается идея потока. Наши ученые и инженеры предложили линей­ ную компоновку методических индукционных нагревателей и практически заново сконструи­ ровали их. Были созданы вы­ сокопроизводительные низко­ частотные камеры нагрева. Каждый нагреватель раздели­ ли на несколько отдельных зон, мощность которых можно ме­ нять по заданной программе. Надежные в работе, облада­ ющие высокой маневренностью агрегаты обеспечили режим на­ грева при прохождении загото­ вок различной длины. Это сра­ зу же дало ощутимую эконо­ мию металла (за счет рацио­ нального раскроя проката) и электроэнергии, ...Покинув дозатор, круглые слитки постепенно проходят че­ рез тоннеV^IИ индукторов, слов­ но поедда на перегонах метро­ политена. Только здесь «от станции к станции», от поста к посту происходит набор тем­ пературы. Продолжительность нагрева исчисляется минутами. Ритм таков, что через каждые 45 секунд 900-тО|КНый верти­ кальный пресс выдает очеред­ ную гильзу. Дальше новая ли­ ния индукционных нагревате­ лей «реставрирует» темпера­ турное поле гильзы, подготав­ ливая ее к прессованию непо­ средственно в трубу. Непрерывность технологиче­ ского процесса — независимо от длины заготовок, пауз в ра­ боте прессов — обеспечивают сложная автоматика, фотодат­ чики, примененные впервые а мировой практике комбинация ЗОИ разной частоты. А что говорит экономика? Нагрев тонны металла при ис­ пользовании индукционного комплекса обходится вдвое де­ шевле, чем в пламенных печах. К этому надо добавить, что съем нагреваемых изделий с одного квадратного метра пло­ щади в трубопрессовом цехе завода вырос в 30 раз! Универсальность найденных решений позволила «тиражи­ ровать» их в десятках устано­ вок, которые успешно исполь­ зуются как в нашей стране, так и за рубежом — в Болга­ рии, Венгрии, Польше, Араб­ ской Республике Египет, Ин­ дии. Г - м. глуховскиа (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz