Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 9 января 1974 г., 7 (13 783) В к л а д с а нт е х н и к о в Коллектив завода «Эльта» шефствует над елецким совхозом сПрогресс». Коллективы многих цехов и уча стков выполняют заказы для животноводческих ферм, мастерских и токов. Недавно работники теплосантехни ческого цеха изготовили и смонтировали две системы воздушного отопления для совхозных свинарников. Это позволило поддерживать необходимую температуру на фермах и создало хорошие условия для содерж'ания жи вотных. На снимке: слесари теплосантехнического цеха Илья Иванович Васютин и Иван Стефанович Гаврюшин готовят новые воздуховоды для вентиляции ферм совхо за «Прогресс». Фото Ю. Ардашева- ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ ГЛАВНЫЙ УСКОРИТЕЛЬ В начале 1973 года инженерно-технические работники Чаплыгинского завода агрегатов выступили с инициативой — внести свой творческий вклад в ускорение технического про гресса на предприятии. Этот почин был одобрен партбюро завода. И вскоре начинание специалистов стало делом всего коллектива, главным направлением в работе заводской парт организации. О том, что дал этот почин, как он сказался на результатах деятельности всего коллектива, рассказывается в публикуемой статье.________________________ .■ К о л л е к т и в чаплыгин- схого завода агрегатов успешно выполнил зада ния решающего года пятилет* ки и свои социалистические обязательства. Если сравнить основные показатели с теми, что предприятие имело в 1972 году, то увидим такой рост: по выпуску и реализации продуас- цйи — на 15—16 процентов, по производительности труда— на 12,8 процента. Можно без преувеличения сказать, что в этих успехах ве лика роль инженерно-техниче ских кадров. На заводе много настоящих организаторов про изводства и подлинных воспи тателей масс. В отделах тру дятся знающие дело специали сты, постоянно совершенствую щие свои знания, умеющие от вечать за порученное дело. Достаточно сказать, что сей час 95 процентов инженерно- те.хнических работников наше го предприятия имеют личтые творческие планы, * направлен ные на совершенствование тех нологии, снижение трудовых и материальных затрат, повыше ние качества продукции. Мы и раньше довольно час то обсуждали вопросы ускоре ния научно-технического про гресса на своих заседаниях,це ховых партийных и профсоюз ных собраниях. Теперь же эта работа приведена в определен ную систему. Начальник про изводства Н. Е. Рыжкии конт ролирует, как выполняются личные творческие планы и докладывает об этом партий ному бюро. Если посмотреть, какие вопросы мы рассматри вали в этом аспекте за послед ние два года, набирается очень большой перечень. Тут и рабо та совета мастеров, и состоя ние экономической учебы, не сколько раз обсуждали ход выполнения личных творческих планов. В числе рационализаторов и изобретателей — половина ин женерно-технических работ ников. Если же учесть, что многие творческие бригады действуют совместно — в них входят специалисты и рабочие — возросшее влияние инжене ров и техников несомненно. Больших творческих успе хов добились в истекшем году специалисты отдела главного конструктора П. П. Строев и Ю. Ф. Козырев. Они разрабо тали шесть ценных новшеств, четыре уже внедрены — годо вой эффект 21,3 тысячи руб лей. Предложения их касают ся снижения расхода черных и цветных металлов, эконо.мии трудовых затрат и денежных средств при производстве фильтров. Активными новато- ра.ми показали себя также на чальник инструментального це ха А. В. Плюхнн, технолог Ю. П. Студенков. старший ин женер-технолог В. М. Седых и многие другие. Ускорению научно-техниче- ежого прогресса помогает тес ное содружество наших спе циалистов с научно-исследова тельскими институтами Моск вы, Ленинграда, Харькова и Киева. Ученые помогают при обретать нужную техническую литературу, консультируют по возникающим трудным вопро сам совершенствовакия техно логии. Сумели мы добиться и того, чтобы заводская библио тека стала центром распрост ранения научно-технической информации. В ней ведется специальный каталог газетных и журнальных статей по опре деленным темам. Это пом;огает быстро отыскать литературу по любому интересующему во просу Есть у нас и нерешенные про- блемыл. На заводе нет пока па тентно-лицензионной службы, экспериментальных мастерских и участков. Устрамение этих и других недостатков предусмот рено планом «а 1974 год. В нем организационно-массо вые мероприятия, разделы по новой технике, изобретательст ву и рационализации., Мы воспитываем специали стов в духе высокой ответст венности за порученное дело, требуя от них умения руково дить производством и воспи тывать рабочих. Однако порей приходится еще встречаться с недооценкой роли инженерно- технических работников в вос питательной работе коллекти ва. Над этими проблемами мы сейчас работаем. Намечаем, в частности, усилить контроль за тем, как отдельные специали сты участвуют в техническом творчестве. Такие отчеты в первичных парторганизациях мы намечаем проводить воз можно чаше и с большей ре зультативностью. Многое нам предстоит сде лать по выполнению недавно принятого постановления ЦК КПСС й Совета Министров СССР о дальнейшем развитии изобретательского дела в стра не, улучшении использовання в народном хозяйстве откры тий, изобретений и рационали заторских предложений и по вышения их роли в ускоренни научно-технического прогрес са. Это открывает широкие перспективы для проявления творческой инициативы инже нерно-технических работников, всей армии новаторов. Идет первый месяц опреде- ляюшего года пятилетки. Чап- лыгинские агрегатчики моби лизуют все свои силы, чтобы успешно завершить этот год и добиться дальнейшего роста выпуска продукции и повы шения ее качества. В решении этих задач активно участвуют специалисты. Выполняя ре шения декабрьского. (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, заводская парторганизация направляет свои усилия на совершенство- зание качественных факторов развития производства, укреп ляя связи науки с производст вом, всемерно способствуя раз витию научно-технического прогресса. С. МОИСЕЕВ, секретарь партбюро Чаплыгинского завода агрегатов. 0 РЁ 1 .ШШТ Н№)Т 1 )Р 1 || В третьем году пятилетки усилия рационализаторов Ли пецкого станкостроительного завода были направлены на дальнейшее повышение эффек тивности произвол':! ва. В тече ние года подано свыше 400 предложений. В итоге сэ1еоном- лено 155 тонн высокосортного чугуна, около 20 тонн стали. Из 9695 нормо-часов снижена тру доемкость выпускаемой про дукции. Достижению этчх показате лей предшествовала большая организаторская работа, пров'з- димая советом ВОИР и обще ственными организациями предприятия. Еще в конце про шлого года на многих произ водственных участках и в от делах были проведены собра ния рационализаторов, приня ты социалистические обяза тельства.. Затем состоялась конференцня рационализ аго- |Ров, участники втоторой при няли обращение ко всем, ра бочим, инженерам,, техникам и служащим предпоиятия. Тогда же были обнародо.ваны новые условия соревнования за зва ние «Лучший коллектив по ра ционализации», «Лучший раци онализатор завода». Были на званы передовые коллективы, имена наиболее активных нова торов производства. Звание лучшего рационали затора завода завоевал инже нер-технолог В. В. Казьмин. Прошло немного времени, а в заводское бюро по рациона лизации уже поступило несколь ко интересных предложений. В числе их самым эффективным вновь оказалось предложение рационализатора В. В. Казьми на, Он изменил конструкцию дривйлочных плоскостей на станочной тумбе. Изменение не большое, а экономия получи лась солидная — 67 тонн вы сококачественного чугуна и на сотня рублей режущего инстру мента. Второе его предложение, рав ное по эффективности первому, было зарегистрировано через десять дней. На этот раз В. В. Казьмин предложил свободную ковку заготовок заменить на точное штампование с индукци онным нагревом. И вновь — экономия металла, рабочего времсии. Вклад В. В. Казьмина в ра ционализаторский фонд пяти летки составил 30 тысяч руб лей Спустя месяц в БГИЗе отде ла главного техлелога было зарегистрировано еще пять ра ционализаторских предложе ний. Заслуживающим большо го внимания на этот раз ока залась новинка техника-конст руктора И. И. Гречишникова. Внедрение ее позволило сбе речь за год на 16 тысяч рублей высококачественного металла. ...Год назад в ремонтно-ме ханическом цехе завода неред ко от некоторых рабочих мо.ж- но было слышать: «На ремонте станков ничего не ноидумаешь. Тут уже давно все отработа но». Но достаточн) было в лич ные обязательстза включить пункты об экономном расходо вании материалов производст ва, как это ошибочное мнение было опровергнуто самими же рабочими. Первы.т это сделал бригадир группы ремонтников коммунист И. А. Мурашкин. 0:т заметил, что при частичном из нашивании реборд на колесах мостовых кранов выбрасывает ся в металлический лом весь стальной скат. «Не дело это!»—- подумал он и решил при помо щи сварки отремонтировать из ношенные реборды. Специаль ной комисоией было установле но, что изготовленные И. А. Мурашкиным скаты мало чем отличаются от новых. Вскоре «молния» сообщила, что от инедрения этого предложения бригада Мурашкина сэкономит- за год около 3 тысяч рублей. А токарь-универсал Г. М. Полушкин на стэл технолога положил эскиз приспособления для изготовления пенолей. Сле сарь П. Д. Титов предложил новый способ вбсстановления изношенных клиньев металло режущих станков. Обе новшкн нашли применение. Неплохо потрудились в тре тьем году девятой пятилетки и новаторы заготовительно-прес сового цеха. В коллективе под держивается каждое творче ское начинание, каждая нова торская мысль. Об улучшении организации технического творчества здесь часто говорят «а профсоюзных собраниях, на утренних пятиминутках, много- внимания Этому ёопросу уделя ется на занятиях в школе ком- лгунистического труда и в часы экономической учебы. Не слу чайно новато1ры цеха справи лись с годовым планом по ра ционализации на месяц рань ше срока. Самым актнвным рационализаторсим в прошлом году признали мастера участка пластических масс коммумнета М. Г. Подколзина, который подал пять денных .нредложе- няй. Наиболее эффективное из них — КОНСТр;уКЦИЯ ПрИСПОСоб- лення для механической обра ботки деталей из пластмасс. Но винка понравилась прессовщи кам. Еще бы! Они за смену те перь обрабатывают столько де талей, сколько раньше обраба-, тывали за неделю. Творчески поработала в ми нувшем году и фоезеровщица этого цеха М. И. Кузнецова. Согласно .тичнсьму обязательст ву она уже во втором квартале подала три предложения, но узнав, что рабогнгца отдела главного технолога Н. И. Ко- ленчук успела внедрить в про изводство пять, решила уско рить поиск неиспользованных резервов производства. Фре зеровщица имеет еще шесть ра ционализаторских заявок. Они предусматривают использова ние отходов произзсдстза для изготовления дета.дей малых размеров. ...Недавно у нас на заводе состоялось отчетно-выборное собрание членов организации ВОИР, где была отмечена а:<- тивиая работа общественно, конструкторских бюро. Инж.з- яеры С. Н. Потокин, К, И. Л а тышев, Н. Н. Королева и дру гие оказывают практическую помощь рационализаторам в разработке чертежей и внедре нии их в цроизводство. Отмече на также хорошая работа па тентного бюро, уполномочен ных БРИЗа—инженеров Л. И. Скомороховой, А. А. Ситнико. вой, Ю. А. Коврикова и В. П. Татаринова, которые своевре менно оформляют новые прец- ложания и внимательно следят за ходом «X внедрения в произ водство. Участники собрания вырази ли уверенность, что в четвертом году пятилетки заводские ра ционализаторы примут более активное участие в техническом творчестве с тем, чтобы эффек тивнее влиять на успешное выполнение заданий пятилетки. м. климко, мастер Липецкого станкостроительного завода. «... Ввести в действие первые агрегаты на Усть-Илимской ГЭС...» (Директивы XXIV съезда КПСС). Иркутская область. Громадная бетоновозная эстакада связала берега своенравной Ангары. Днем и ночью укладывают бетон в тело будущей плотины мощные двухконсоль- пые краны. С начала года гидростроители уложили уже более 650 тысяч кубометров строительного материала. Полным ходом идет сооружение здания ГЭС. Строители приступили к монтажу стато ров первых трех агрегатов и водоводов станции. На снимке; в здании станции идет монтаж статоров агрегатов. Фото М. Минеева. (Фотохроника ТАСС). Е НА В ЛИПЕЦКЕ протяжен ность дорог с твердым покрытием 185 кило метров. По ним еже дневно курсирует 23 тысячи автомашин и мотоциклов. Плотность потока на одном километре достигает примерно 125 единиц. При такой насы щенности транспорта водите лям приходится ездить, как го ворят, на тормозах. А это ве дет к тому, что не обеспечива ются перевозки грузов, с боль шим опозданием приходят ав тобусы с пассалсирами к за- ВОД01СИМ про.ходным. Над проблемой улучшения транспортных связей работают специалисты. Они разработали проекты деталь- ш— — ной планировки городских маги стралей. В соот ветствии с этим было намечено построить прежде всего объездную дорогу с улицы Неделина на , ул. Студен о в с к у ю Вдоль берега реки Воронеж. Первая очередь трассы с дамбой сооруже- .|г на еще в 1971 .. году. Давно закончен техни ческий проект на сооружение второй очереди. Теперь выяс нилось, что сФроительство не кому финансировать и дорога с транспортными развязками не строится. Между тем она крайне нужна областному цен тру и должна вступить в строй к концу 1974 года вмес те с виадуком, который воз водится через СОКОЛЬСКИЙ пере езд. Это позволило бы высво бодить грузовые потоки, на правляющиеся сейчас с Лево бережья в промышленный узел заводов цементного, «Свобод ный сокол» и далее в направ лении Чаплыгина, а также гру зовые потоки с воронежст<ой трассы. Это в свою очередь значительно улучшило бы ра боту пассажирского транспор та, снизило бы загазо'ваняость го:рода. В связи с этим встает воп рос и о реконструкций, перво го мостового перехода. Поток транспорта через него превы шает всякие нормы. Проектная документация на расширение моста (первая очередь) давно подготовлена, однако УКС Новолипецкого завода не спе шит выделять средства. Хотя работы дайно должны бы ид ти полным ходом, так как Пле хановский спуск, где пройдет троллейбусная линия от мос тового перехода, почти рекон струирован. Как уже сообщалось в газе те «Лешш1(Жое знамя», в 1974— 1975 годах, начнется застройка юго-западного района города. Достав.ка строительных мате риалов с заводов ЖБИ будет осуществляться по Левобере жью через второй мостовой переход. Сейчас дорожная сеть не готова принять на се бя интеживные грузовые по- ТО.КИ. Об этом знают в Глав- липецкетрое, однако мер к ре конструкции грузовой автома гистрали не принимают, хотя предстоит огромный объем, ра бот. Надо спланировать и ас фальтировать участки протя женностью в несколько кило метров от улицы Ферросплав ной до улицу Лесной через площадь Металлургов. Решение этого вопроса поз волило бы разделить грузопо токи и пассажирский транс порт. Сейчас автобусы курси руют по Левобережью в край не трудных и небезопасных условиях. В УКСе НЛМЗ че тыре года лежит проектная документация на объездную дорогу от площади Мира но улице Металлургов до улицы Лесной, но трасса таж и не строится. Серьезную тревогу вызывают также содержание, качество строительства трасс. Известно, что дороги — это националь ное богатство. Но в областном центре трудно найти улицу, где была бы полностью благо устроена проезжая часть. «Дорстрой-Ь и «Сантехстрой- 1», занимающиеся строитель- ствбм дорог, безответственно относятся к выполнению по ставленных задач. Пройдемте по улицам Зеге- лл, Гагарина, Терешковой, проспекту Победы. Совсем не давно они реконструированы. Но как? Машина идет по ним с^повно катер по морским вол нам, V одного каиализацион- ГОРОДАМ И СЕЛАМ — ВЫСОКУЮ 3 Д А ТОРМОЗАХ ного колодца провалина, у другого — горб. Строители, как правило, не считаются с проектными разработками, ве дут работы на глазок. Транс^ портную развязку у иервоги' мостового перехода они сдсг лали так, что там постоянно стоят лужи, а от воды асфальт нс сохранишь. .Колодцы ливне вой канализации часто оказы ваются на более высоких от метках. Систематически нарушает ся технология производства работ. Основания дорог дела ются с отступлениями от норм, как следует не трамбуются, ие укатываются, поэтому они ье выдерживают нагрузки, рань ше срока выходят из строя. Совсем мало времени эксплуа тируются дороги по ул. Со ветской, пл. Победы, подъезды ко второму мостовому перехо ду, а уже начинают разру шаться. дельным финансированием. У нас же делается наоборот. Со ставляется так называемый ко.мплексный план благоуст ройства города, в котором оп ределяется лишь часть средств на возведение трасс. За эти деньги, конечно, многое не сде лаешь. Тогда заказчики просят строителей закончить нужный объем работ за счет перевы- полне.ни'Я плана. А им это только и надо. Они преспо койно выполняют и даже пере выполняют задание на каждом объекте на предусмотренную в титульном списке сумму. А сделать большее на строитель стве дорог — им не выгодно. Трассы остаются неблагоустро- ены полностью, и ■■■мм спросить за это не КУЛЬТУРУ! с кого. --------------- В заключение хотелось сказать о содержании го родских магист ралей. В Липец ке имеются три комбината благо устройства, суиДе- ствуют они уже около трех лет, а дороги содер жатся в плохом состоянии. Ямоч ный ремонт своевременно не производится. Долгое время Управлепие «Дорстрой -1» с 1971 года вело работы по про кладке полотна по ул. Папина. Начальник этого управления Н. А. Моокаленко доложил горисполкому, что задание вы полнено. Ему поверили. В дей ствительности же часть доро ги не заасфальтирована, да и на «законченном» участке не все было сд.елано. Строитель ный мурор, обломки железо бетона и грунт со шлаком, как всегда, не были убраны. Эта улица и поныне находится в непроезжем состоянии. Два месяца назад закончено строительство участка дороги, соединяющего Елецкое шоссе с десятым микрорайоном. Но ездить по ней небезопасно. На проезжей части оставлены железобетонные опоры, арма тура от них. На разделитель ной полосе — горы грунта и строительного мусора. Низкое качество строитель ства дорог порождено безот ветственным отношением руко водителей «Дорстроя-1» и лич но т. Москаленко к порученно му делу. За их работой нет никакого контроля. Государст венные комиссии, которые дол жны быть в ведомствах-заказ- чикйх, на созданы. Вопросы ввода дороги в эксплуатацию решаются одним из работни ков городского управления коммунального хозяйства. Да и сама практика планиро вания не способствует тому, чтобы дороги строились быст ро и вьгсакокачествен1но. Вы полнение этих работ должно закладываться в титульных списках отдельно от других видов благоустройства с от- разбита проезл^ая часть на первом мостовом переходе, по ул. Неделина, 3. Космодемьян ской и других. А по улице Прокаткой ехать крайне опас но. Подземные коммуникации еле выдерживают над собой груз. Очистка дорог, особенно в зимний период, производится неудовлетворительно. Получел- ная в прошлом году специаль ная автомашина для убор1сЯ тротуаров на Vшасси ГАЗ-69 разукомплектомна и исполь зуется в спецАТХ для персо- иаузьных разъездов. Созданная в городе служба дорожного надзора свела свои функции к контролю за участниками движения, хотя она должна вести надзор за состоянием дорог и добиваться образцового их содержания. На состояние дорог отрица тельно сказываются частые раскопки. 0;нн постоянно пара лизуют работу автотранспорта. Каждый раз приходится ме^ пять направление движения* грузопотоков, тогда как Ли пецк не располагает надежны-' ми объездами. Подчас переко панные участки не благоустра иваются месяцами. За корот кое время улицу Папина раз рывали 18 раз .15 организаций. В Правобережной части горо да осталось невосстановлен ным асфальтовое покрытие по сле раокопме в 67 мостах. «Дорстрон-1» в июне 1971 года прокладывал _ газопровод по ул. Кротевич’ и до сих пор до рогу не восстановил. Не ас фальтированы места раскопок по ул. Депутатской, Киевской, Космонавтов, Перова и дру гих. Получается, это управле ние строит дороги и следом их разрушает: Не восстанавлива ют трассы после раскопок уп равления «Юговостоксталь- конструкция-1», «Сантех- строй-2» треста «Спецстрой», строительные управления тре ста «Лчилстрой», водоканал- трест и другие организацни. Городские дороги — это а;р- терии жизни, без них невоз можно успешно развивать хо зяйство. Значит, заботиться об их благоустройстве надо по стоянно. А. ЗАРУБИН, гл. инн4енер управления главного архитектора г. Липецка. Е. БОЛДЫРЕВ, старший инженер по организации движения ГАИ УВД Липецкого облисполкома. ДИССЕРТАНТЫ ЗАВОДА Работники специального конструкторско го бюро тяги РИЖСК01Г0 электромашиностро ительного завода поздравили своего това рища Анатолия Гаганова с защитой диссер тации на соискание ученой степени кандида та технических наук. Ее тема — использо вание синтетических материало'в взамен металла при изготовлении тяговых двигате лей электропоездов и погрузчиков. Несколько лет молодой инженер осхвме- стно с учеными института механики поли меров Академии нау1? Латвийской ССР за нимался изысканиями. Поиски увенчались успехом. Значительно упрощена технология бандажироваагня машин, почти в-'три раза повысилась производительность труда. Более 30 специалистов завода занимают ся йаучными разработками. Десять из них уже защитили диссертации. Все работы связаны с 'заводским произв-одством. Инже нер 3. Чернявский обосновал, например, ме тодику расчета коллекторов на пластмассо вой осно:в€ взамен металлической. Их при менение позволило. На 35 процентов снн!зить расход дорогостоящей меди. Рига. Я. МУШИН, корр. ТАСС. В , НИКОПОЛЕ введен в строй и успешно действу ет комплекс йндукцион- ных установок для прессовых линий при производстве труб и слойсных профилей из стали и специальных сплавов. Отличи тельная его особенность заклю чается в том, что все процессы нагрева и подогрева трубных заготовок реализуются в высо коэкономичных установках ме тодического (последователь ного) типа. Подобного процес са мировая практика не знаег. За создание и внедрение это го уникального ко.мплекса большая группа ученых и ин женеров отмечена Государег- венной премией СССР 1973 го да в области науки и техники. ...Лаборатория индукцио'нно- го нагрева Всесо^озного науч но-исследовательского инсти тута электротермического обо рудования (ВНИИЭТО) в Мо скве. Заведующий исследоза- тельско-коиструкторским сел'- тором, один из авторов комп лекса,' лауреат Государствен ной премии Аркадий Эрмай показывает нам рабочий макет установки — теплоизоляцион ный цилиндр, «обернутый» ин дукционной спиралью: — Вот главное звено,— го ворит Эрмаи, —с помощью ко торого мы вытянул1И технологи ческую цепочку. В наши дни создаются каче ственно новые материалы. Их ГОРЯЧИМ ЦЕХ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ характеристика предполагает обязательную приставку «сверх»; сверхчистые, сверх твердые, свер.хпрочпые, сверх жаростойкие. Но мало и.меть «сверхматериалы», их необхо димо преобразовать в детали, приборы, разнообразную про дукцию, нужную для народно го хозяйства. Развитие большой хихмии, авиации, судостроения, атомной энергетики сегодня невозможно без широкого использования труб и сложных профилей из новейших сортов стали и спе циальных сплавав. Простой прихмер. Машиностроителей давно занимает качество «паль цев», связывающих гусеницы мощных тракторов. Делали их из износостойкой стали—паль цы оказывались хрупкими, из вязкой — быстро изнашива лись. В идеале виделось изде лие двухслойное, где эти ме таллы дополняли бы друг дру га. Но каким образом соеди нить их, если температура плав ления у каждого своя? Для производства таких из делий традиционные методы проката уже не подходят. На помощь трубникам пришла электротехническая промыш ленность. Работники ВНИИЭТО замыслили создать автоматиче скую линию индукционного на грева. Наиболее перспективный ддя всех процессов, связанных с пластической деформацией металла, этот метод обеспечи вал быстроту нагрева и одно временно мобильность, гиб кость, маневренность. Он обе щал почти полное отсутствие окалины, а это означало эко номию дорогого металла. И еще плюс: отпадал нежелатель ный контакт между нагревае мой деталью и источником теп ла, не нарушалась структура материала будущих изделий. Идея сводилась к то.му, что бы грОхМоздкую пламенную печь заменить компактным тепло вым тоннелем с управляемым режимом в каждой его зоне. .Москвичей поддержали колле ги из Днепропетровска (Всесо юзный научно-исследователь- ский и конструкторско-техноло гический институт трубной про- хмышленности) и работники Ни копольского южнотрубного ме таллургического завода. По<иск возглавил московский ученый, кандидат технических наук, Петр Чайкин. Он открывает список лауреатов Государст венной премии СССР за этот кохмплекс. ...Никопольский южнотрубный завод. За окнами прохлада Ка ховского моря. А здесь, в це хах, мощные вентиляторы не спасают от обжигающего жа ра. Пламенные печи, раскален ные добела слитки металла. Десять-двенадцать часов длит ся нагрев заготовки, прежде чем она будет направлена к прошивному прессу. Но вот четвертый цех. Здесь действует комплекс индукци онных^ установок. Удивляющая, даже обескураживающая внеш няя простота. Ни языков пла мени, ни вентиляторов (они здесь не нужны), габариты ус тановок — и те не впечатляют. И только приглядевшись, вы слушав объяснения, осознаешь совершенство новой техники. Со многими сложными проб- ле.мами столкнулись создатели комплекса. Скажем, в связи с широкой номенклатурой зака зов возникает необходимость нагревать заготовки различной длины и диаметром от 160 до 270 миллиметров. Как совмес тить технологический поток с таким многообразием парамет ров? Установить несколько де сятков индукционных нагрева телей, как предлагали зарубеж ные специалисты? При всей кажущейся простоте этот путь неприемлем: он требует слож ной системы механизации и синхронизации, нарушается идея потока. Наши ученые и инженеры предложили линей ную компоновку методических индукционных нагревателей и практически заново сконструи ровали их. Были созданы вы сокопроизводительные низко частотные камеры нагрева. Каждый нагреватель раздели ли на несколько отдельных зон, мощность которых можно ме нять по заданной программе. Надежные в работе, облада ющие высокой маневренностью агрегаты обеспечили режим на грева при прохождении загото вок различной длины. Это сра зу же дало ощутимую эконо мию металла (за счет рацио нального раскроя проката) и электроэнергии, ...Покинув дозатор, круглые слитки постепенно проходят че рез тоннеV^IИ индукторов, слов но поедда на перегонах метро политена. Только здесь «от станции к станции», от поста к посту происходит набор тем пературы. Продолжительность нагрева исчисляется минутами. Ритм таков, что через каждые 45 секунд 900-тО|КНый верти кальный пресс выдает очеред ную гильзу. Дальше новая ли ния индукционных нагревате лей «реставрирует» темпера турное поле гильзы, подготав ливая ее к прессованию непо средственно в трубу. Непрерывность технологиче ского процесса — независимо от длины заготовок, пауз в ра боте прессов — обеспечивают сложная автоматика, фотодат чики, примененные впервые а мировой практике комбинация ЗОИ разной частоты. А что говорит экономика? Нагрев тонны металла при ис пользовании индукционного комплекса обходится вдвое де шевле, чем в пламенных печах. К этому надо добавить, что съем нагреваемых изделий с одного квадратного метра пло щади в трубопрессовом цехе завода вырос в 30 раз! Универсальность найденных решений позволила «тиражи ровать» их в десятках устано вок, которые успешно исполь зуются как в нашей стране, так и за рубежом — в Болга рии, Венгрии, Польше, Араб ской Республике Египет, Ин дии. Г - м. глуховскиа (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz