Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
^яекабря 1074 г., 282 (14 058) Л ^ Н П Н С К О Е ЗГНАМЯ 3 т (Окончание. Начало на 2-в стр.). Прения по докладу начались выступлением первого секрета ря Добринского райкома пар тии В. В. Донских. Он поделил ся опытам партийного руковод ства школьным строительством. Вопросы дальнейшего развития народного образования в рай оне были рассмотрены на пле- иуме райкома, В 1973 году, по сле выхода в свет постановле ния ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР «О мерах по даль_- нейшему улучшению условий работы сельской общеобразова тельной школы», были вырабо таны конк1ретные мероприятия по практическому выполнению задач, поставленных в этом документе, рассчитанные на 7 лет — до "конца десятой пяти летки. О^ни уже осуществляют ся на деле. В 1973—74 годах в Добрин- ском районе В1ведено в строй школьных зданий на 1300 мест, в 1975 году учебная площадь расширится еще на 1100 мест. Построены ВтО|рая Добрияская и Тихвинская средние школы, Ровенская восьмилетняя, нача ли строительство школ колхоз имени Ленина, совхозы «Пуш кинский», «Хворостянский» и «Добринский». К 1980 году в районе будет построено 19 школьных зданий, 7 учебных мастерских, 4 спортзала, 3 ин терната и другие объекты. Осуществление школьной семи летки ПОЗВОЛИТ перейти повсе местно на односменные занятия по кабинетной системе. Проявляет заботу добрин- ская партийная организация и 6 кадрах педагогов. В районе работает более 800 учителей, но высшее образование имеют из них 70 процентов. Поэтому райком партии предусмотрел целую систему подготовки учи тельских кадров; Основу ее со ставляют направление в вузы и училища местной молодежи и заочное обучение педагогов, не имеющих высшего образования^ Действенны в Добринском районе формы и методы пропа ганды среди молодежи средне го образования. Юношам и де вушкам доходчиво разъясняют необходимость его получения, а кроме того повсеме1Стно вве дена 10-процентная над|бавка к основной зарплате йрбйзводст- вел1никам, имеющим феднее образование. Это даёт своя результаты. Прием в 9-е клас сы растет в районе из года в ,,.год, и уже в 1975 году все вы- пуоюннки восьмых кладсрр, бу дут продолжать среднее" ббра- *■'аование в той или йной'форме* Поставлена в районе важная задача — объединить все зве- йья обучения и воспитания подрастающего поколения: ук репить связи между восьмилет ними и средними школами, со единить дошкольное и школь ное воспитание в единую систе му. К 1980 году каждое хозяй ство будет иметь свой детский комбинат, расположенный ря дом со средними школами. Много внимания уделяется вовлечению в вечернее и заоч ное обучение ра|ботаюшей мо лодежи, совершенствованию учебно-воспитательного про- цесса в школах, повышению качеств.а знаний учащихся. Особую остроту приобрел вопрос обеспечения сельскохо зяйственного пооиззодства кад- рами молодых грамотных спе циалистов. В связи с этим про является новый подход к про блеме трудового воспитания и профориентации школьников. Бюро райкома партии и райис полком пришли к выводу, что лучшей формой трудового воспитания являются учениче ские производственные брига ды, и в ооответствли с этим уделили им особое внимание. Уже в этом году в колхозе име ни Фрунзе и на племзаводе «Отрада» создаются опорно-по_ казателыше ученические произ водственные бригады, которые получают не только необходи мые земельные площади и тех нику, но и права самостоятель ного производственного звена в хозяйстве. Они будут работать круглый год под рукоардством опытных специалистов и всю свою деятельность вести строго на научной основе. Члены бригад будут получать специ альности механизаторов, опера торов животноводческих ферм. Организация таких бригад начинается не на пустом месте. Подобная постановка дела ис пытана на практике учениче ской производственной брига дой Верхне-Матренской сред ней школы, и теперь ее опыт развивается и расширяется. — Все это,— оказал оратор, — потребует, конечно, извест ных затрат, однако это дело не обходимо для дальнейшего развития сельскохозяйственно го производства, подготовки специалистов и закрепления молодежи на селе. Заместитель председателя Липецкого горисполкома Е. М. Седогина охарактеризовала, как осуществляется всеобщее сред нее образование в областном центре. В этом году в Липецке продолжают среднее образова ние 97 процентов восьмиклас сников—в девятых классах, в с.^едних профтехучилищах, тех никумах и школах рабочей мо лодежи. Однако подготовка 1свалифицироваяных рабочих со средним образованием в си стеме профессионально-техни ческого обучения, по мнению оратора, явно недостаточна. В связи с этим т. Седогина под вода вопрос о иерепрофилиро- вании городских технических училищ с тем, чтобы подготов ка молодежи в них была более перопектишой. Серьезные требования надо предъявить к руководителям школ, профтехучилищ, предпри. ятий по улучшению политех нического обучения, трудового воспитания и прск})ессиональ- ной ориентации учащихся. В городе такая работа ведется, в целях профориентации исполь зуются экскурсии на предприя тия, встречи с представителя, ми различных профессий, кон ференции, дни открытых две рей на производстве и в учили щах и т. д. Но это только начало совместной работы по профориентации школы и пред приятий. Безусловно, правиль на критика в адрес городских организаций за затяжку строи тельства межшкольного учеб но-производственного комбина- .та. Касаясь уровня постанов1кн учебно-воспитательной работы, оратор сообщила, что вто)рогод- иичество преодолено в боль шинстве школ города, общая успеваемость достигла 99,1 про цента. Особенно прочные зна ния дают учащимся педагогиче ские коллективы школ №№ Б 3, 5. ^ Уроки Сталя более целена, правленньши и, что особенно важно, тесно увязываются с задачами коммунистического воспитания детей. Но предстоит еще много сде лать для дальнейшего совер шенствования учебно-воспита тельного процесса и организа ции досуга подростков, пред стоит более решительно вести борьбу с отсевом, особенно из' школ рабочей молодежи. В городе укрепляеггся мате риальная база школ. За четы ре года построено б школ на 7,5 тысячи мест, в том числе 2—за счет цредлриятлй. Хоро шо решают проблемы школь ного строительства руководи тели заводов Новолинецкого I «Центролит». Однако школьных зданий в городе не хватает. Между тем начальник Главлипецкстроя т. Кузьменко не придерживает ся правила: вместе с жильем строить школы и детские д о - , школьные учреждения за счет общего объема строительно- монтажных работ. А ведь в жилых районах главка и под ведомственных ему служб на считывается 5,5 тысячи детей школьного возраста. Трудно ожидать успе(шны.х результатов в обучении и вос питании детей,— сказала учи тельница Больше-Поповской срелдтей школы Лебедянского района А. С. Кузнецова,—там, где семья и общественность ос таются в роли пассивных на блюдателей. У коллектива школы уста новлен хороший контакт с сов хозом «Лебедянский» и сахар ным заводом. Школьники рабо. тают на полях совхоза, на Ле бедянском сахарном заво|дв ор ганизоаано профессиональное обучение старшеклассников. По окончанию 10 класса они полу чают специальности слесарей, электриков, механиков, лабо-’ рантов. Общественность прини- активное участие и в се мейном воспитании, воздейст вует на нерадивых родителей. Первый секретарь Елецкого горкома партии А. С. Белых рассказал,^ как горком и горис полком, предприятия и общест венность Ельца занимаются ук. реплением материальной базы учебных заведений, решением учебно-воспитательных задач и осуществлением всеобщего среднего образования. В городе 26 общеобразова тельных школ, 6 профтехучи лищ. Одно из них (25-е строи тельное) получает полный ком плекс зданий. Начинается стро ительство нового учебного кор пуса железнодорожного техни-'" ческого училища Х й 1. В шко лах Ельпа преодолено массовое второгодничество. Среднее об- разО'ваягие продолжают 98,3 процента окончивших восьмые классы. План по обучению ра ботающей молодежи выполня ется. Вместе с тс.м ряд вопросов, связанных с обучением и вос питанием школьников, решает ся слабо. До сих пор не вы полнен план крмплектования 9-х классов, допуще«( большой отсев из 9—10 классов. Знания многих учащихся остаются не глубокими; что мешает им про должать среднее образование. Велик отсев и из школ ра бочей молодежи. В связи с этим горисполком и горсовпроф рас- о.мотрели планы каждого пред- приятия и школы по обучению работающей молодежи, активи- зировалась работа оргкомитета смотра «Каждому молодому ра бочему — среднее образова ние». За 6 лет в Ельце по строено 3 школы и знач:^тельно пополнено учебное оборудова ние. Тем не менее материальна* база ряда школ находится в неудовлетворительном состоя нии. Темпы строительства школ не соответствуют требованиям времени. Особенно неблагопо лучно положение в бурно рас тущих западном и южном рай онах города. Не выстроено ни одной школы в пригородах Ольшанеп и Аргамач, а также в центральной части города. Желательно на десятую пяти летку предусмотреть расшире ние строительства школ в Ель це. Нуждаются в новых здани ях и профтехучилища, особенно ТУ-2, работающее в крайне стесненных условиях. Не соот ветствуют потребностям города Дом пионеров, станция юных техников. — В нашей области есть все условия для завершения пере хода ко всеобщему среднему образованию,— сказал заведу ющий облоно В. П. Шаталов,— но, как уже справедливо отме- ч;^лось, мы сделали далеко не все, что могли и должны были сделать. Никак нельзя оправдать от. сев учащихся из 1—8 и 9—10 классов, невыполнение народ нохозяйственного плана по строительству школьны.х интер натов, плохую организацию подвоза и питания учащихся во многих районах и т. д. Школа для успешной работы требует комплексного решения всех задач и проблем, связан ных с переходом ко всеобщему среднему образова'нию. Успех этого перехода во мяо- гом зависит от того, насколько слаженна, скоординирована деятельность работников народ ного и профессионально-техни ческого образования, средних специальных учебных заведе ний области. Возьмем охват средним об разованием выпускников 8-х классов этого года. Почему он составил по области всего 93 процента? Ведь план по приему учащихся в 9-е классы перевы полнен на 2 процента ,и успеш но завершена работа по иа|бору учащихся в техникумы и сред ние профессионально-техниче ские училища. Дело в том, что оказалась несвоевременно охва ченной общеобразовательной подготовкой значительная часть учащихся одно-двухгодичных ГПТУ. Причем в Ельце, напри мер, все такие учащиеся обуча ются в вечерних школах, а в Липецке — нет. Облоио н об ластному управлению профтех образования не удалось до конца преодолеть косность ря да директоров профтехучилищ и явную недооценку этого важ ного дела со стороны Липецко го гороно. Далее о^5@тор подчеркивает важность обеспечения своевре менного окончания 8-ми клас сов школьниками, борьбы с от севом из школ рабочей молоде жи. Он говорит также о недо статках в работе некоторых директоров школ Елецкого рай она по руководству учебно-вос питательным процессом в шко ле н контролю за его органи зацией. Подобные недостаткн есть и в работе некоторых ди ректоров школ Стаяовлянкжого и Грязинского районов. Объяс няются оин слабой организа торской деятельностью район ных отделов народного образо. вання, служебной недисципли нированностью отдельных руко водителей школ. Работники народного образо вания области хорошо понима ют, что успешный переход ко всеобщему среднему образова нию зависит прежде всего от их усилий, от качества их ра боты. У нас есть все условия: замечательные кадры, ценный опыт передовых педагогиче ских коллективов по коммуни стическому воспитанию детей, хорошие традиции и умение ли пецких педагогов решать слож ные задачи народного образо вания. К нуждам школы в то же время должно быть усилено внимание партийных и совет ских органов^, хозяйственных руководителей, всей обществен ности. Признав справедливой крити ку, содержавшуюся в докладе, председатель Липецкого рай исполкома М. Т. Гусев доло жил участникам собрания, что делается для укрепления ма териальной базы школ и устра нения недостатков в школьном строительстве. Вместе с тем он сообщил, что Липецкий район в строительстве школьных зда ний испытывает трудности: вот уже два года не выделяются централизованные капитало вложения на эти цели. Если намеченный план строительства школьных зданий будет выпол нен, к 1978 году все учащиеся района будут заниматься в од ну смену. Партийные и советские ор ганы Липецкого района стре мятся вести целенаправленную и систематическую работу по подбору, расстановке и воспи танию учительских кадров. Общественность уделяет серь езное внимание коммунистиче скому воонитанию подрастаю щего поколения. Вопросы рабо ты с молодежью обсуждаются на пленумах райкома партии, сессиях районного Совета, на партийных, профсоюзных, ком сомольских собраниях, заседа ниях исполкомов сельских Со ветов. На предп1р1иятиях, в хо зяйствах и учреждениях района работают комиссии содейстаи* семье и школе. Райком партии видит и нере шенные вопросы в руководстве делом народного образования я сосредоточит на их решении свое внимание. Об организации сов'местяой работы с Вязовицкой средней школой Долгоруковского рай она по профессиональной ори- ектации учащихся говорил председатель колхоза «Знамя Ленина» Н. П. Гладышев. Кол хоз более 10 лет работает с ней в тесном контакте и считает школу неотъемлемой частью своего хозяйства. Учебно-воспи тательная работа строится на основе соединения обучения с производительным трудом. Уча щиеся 7—8 классов овладевают элементарными знаниями по ма- шиноведен«1Ю, электротехнике и выращиванию сельокохозяй- ствеииых культур, ученики 9— 10 классов изучают тракторы, автомобили, сельскохозяйствен ные машины, электротехнику, основы полеводства и Ж1И80Тно- водства. Для этого создана со. ответствующая материальная база, мастерские, школе пере даны автомашина, трактор, при цепной инвентарь. Специалисты колхоза руководят школьными кружками и фа'К1ультативамн. В колхозном производстве учащиеся участвуют с 4 класса: шефствуют над молодняком скота, знакомятся с работой ферм. Старшеклассники работа, ют в ученической производст венной бригаде, созданной в 1960 году. Они трудятся под девизом «Каждому члену брига ды — две сельскохозяйственные специальности». Юноши получа. ют квалификации машиннста- тракториста III класса и шофе- ра-любителя, девушки — ма- шиниста-тракторнста III клас са и оператора машинного дое. ния. В результате (многие вьяпуок- ннки средней школы остаются работать в колхозе, состав ме ханизаторов за последние 5 лет за счет этого значительно обно^ вился. Бывшие выпускники школы составляют основу кадров хозяйства. О работе, проделанной проф техучилищами и областным уп равлением нрофтехобразования, доложил его начальник В. Ф. Суханов. В области ведется пре образование городских и сель ских ПТУ в средние и техниче ские. А именно такие училища выпускают рабочих со средним об1разованием. Они завоевали популярность среди молодежи. Болышияство средних проф техучилищ размещено в новых комплексах зданий, где есть все необходимое: мастерские, кабинеты, лаборатории, библио теки, спортзалы я другае поме щения. Большую помощь в ук реплении материалыЮ'й базы училищ оказывают заводы Но- волнпецкий, «Гидропривод», Главлипецкстрой. Оратор говорил также о со вершенствовании обучения н воспитания молодых рабочих в системе профтехобразования, о необходи1мости стопроцентного вовлечения учащихся ПТУ в школы рабочей молодежи. Система профтехобразования пережишает сейчас переходный период, а с десятой пятилетки практически все профтехучили ща станут средними. В связи с этим надо ускорить строительство зданий для вих В частности, в этом нуждается СПТУ № 3 (с. Хлевное), № 2, № 1, ГПТУ № 7. Секретарь < ^ом а ВЛКСМ Л. В. Бельский говорил о по мощи- комсомольцев Ы5ласти сельской Щ|Коле. За пять лет шефства они приняли участие в строительстве 82 школ, 122 до мов для учителей, 52 школьных интернатов, 250 классных «ом нат, оказали помощь в обору довании кабинетов, в пополне нии школьных библиотек худо, жественной и учебной литера турой. С 1975 года каждая строящаяся школа будет объяв лена ударной комсомольской стройкой. Студенческие строи тельные отряды, как всегда снова выйдут лето(м на эти стройки. Вместе с Тем оратор отметил что помощь комсомольских ор ганизаций учебным заведениям еще недостаточна. Остановился оратор также на участии комсомола в профес сиональной ориентации школь ников и повышении общеобра зовательного уровня работаю щей молодежи. Директор Задонского техни кума механизации и электрифи капни сельского хозяйства И. С, Пашков посвятил свое выступ ление роли средних специаль ных учебных заведений в осу ществлеиии всеобщего среднего образования. Рассказал он и работе своего техникума. На очном отделении в нем обуча ется 1150 человек, на заочном 1350. Готовит он техников-|Ме ханнков и техников-электриков По направлениям колхозов совхозов обучается 470 уча щнхся. Педагогический коллектив большое значение придает не только специальной подготовке учащихся, но и повышению их общеобразовательного уровня, морально-политическому вос питанию. Техникуму уделяет внимание областное управление сельского хозяйства. Однако он еще ис пытывает немало затруднений в снабжении техническими едед- ствами обучения, диафильмами, лабораторным оборедованием, учебной литературой. В области 5 сельскохозяйст венных техникумов, и у всех материальная база не отве чает требованиям временя. Перегружены здания и Задон ского техникума, а трест <Ли- пецкоовхозстрой» строит для него общежитие уже в^ьмой год я ежегодно не осваивает выделенные средства. Из-за этого не финансируются другие строящиеся объекты. Все участники прений выра жали решимость приложить усилия к тому, чтобы важная задача осуществления всеобще го среднего образования была решена успешно я своевремен но. л .л. ^ /V^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/у НА ВАХТЕ- ЛЕБЕДЯНЦЫ Многие труженики предцрия- тий и организаций Лебедян ского района несут трудовую вахту под девизом: «Пя тилетку — досрочно». Хорошо трудится коллектив завода «Ветсанутиль». С начала года реализовано продукции на 236 тысяч рублей. Годовое задание перевыполнено на 5 тысяч руб лей. Против уровня прошлого года производительность труда возросла на 10,7 процента. Сверх плана для общественно го живвтноводства реализовано 75 тонн мясо-костной муки. Коллектив Лебедянского строительно-монтажного уп равления «Облмежколхоз- строя» десятимесячный план строительно-монтажных ра бот завершил досрочно. За этот период освоено 842 тысячи рублей, сэкономлено б тысяч рублей от сдачи готс^вой про дукции. Производительность труда в четвертом, определНю- щем году пятилетки против плана увеличилась на 7 про центов н поднялась в сравне нии с прошлым годом на 14,2 процента. Строители в текущем году сдали в эксплуатацию три жи лых дома, телятник в колхозе «Красное знамя», кормоцех в колхозе «Верный путь». Образцы в труде показывают строительные бригады под ру ководством М. А. Фурсова и Е. М. Молчанова. Члены этих бригад в .настоящее время за дают тон в социалистическом соревновании. Е. ТРОФИМОВ. ПРАВОФЛАНГОВЫЕ С начала года производи тельности труда в Грязинском ваТрннО'АГ депо составила про тив плана 104,8 процента. По лучено дополнительно прибыли 190 тысяч рублей. Первое ме сто в совевновании сейчас за нимают коллективы пункта технического осмотра Г,рязи- Волгоградские, где начальни ком В. Н. Кириллов, и пункта, которым руководит мастео А. Ф. Кулешова. В ТОМ, что коллектив дело успешно справляется с произ водственной программой, не малая заслуга передовиков производства. Вот, к примеру станочник деревообделочного цеха А. П. Душин. Работает творчески, с огоньком, сменные задания выполняет на 130—135 I процентов. Он уже завершил выполнение личного пятилетне го плана. С таким же старанием работает заливальщик В. Е. Голощапов — один из актив- ных рациояализаторо<в депо. Досрочно завершили задание четвертого года пятилетки также слесарь А. А. Зайцев, электросварщик А. В. Комаров, столяр ^М. А. Солодков. И. ПОГОРЕЛОВ, нешт. корр. «Ленинского знамени». В с р о к и с о т л и ч н о й о ц е н к о й Комсомолец Анатолий Дербенев, которого вы видите на снимке, пришел в Добринскую «Сельхозтехнику» после службы в Советской Армии. Вот уже третий год он трудится слесарем по ремонту топливной аппаратуры, и за все это время не было ни одной реклама ции на его работу. Анатолий знает, что от качества ремонта и регулировки топливной аппа ратуры зависит расход горючего. Он в совершенстве изучил топливные насосы тракторов всех отечественных марок. Каждое задание А Д(ербенев выполняет в срок и с отличной оцеи- кой. За это и уважают его в коллективе* Фото Ю. Ардашева. ^VV^ЛЛ/V^ЛЛЛЛЛЛ/V^Л/\ЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛУ^\ЛЛЛ/^/VV\/VVV^/V^ЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ,1У’<АЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/у, С 40 Участники собрания актива областной партийной организа ции приняли резолюцию, в ко торой определены конкретные задачи, стоящие перед партий ными, советскими и обществен ными организациями, а также работникамв народного и про фессионально-технического об разования и средних специаль ных учебных заведений области по выполнению решений XXIV съезда КПСС о переходе ко всеобщему среднему образова нию мол<едеж1ц К Р А С О Т Е - ЗНАК КАЧЕСТВА Государственный Знак каче ства присужден еще девяти из делиям производственно-худо жественного объединения «Елецкие кружева» — кружев ным манжетам, воротникам к платьям, пелерине и другим. Йзделня эти отличаются изяще ством узоров, мастерством ис полнения. Их авторы — глав ный инженер предприятия Н, С* Жукова, художники А. И. Про- хорина, М. Д. Саввина, 3. Г. Долгошеева. У елецких масте ров тесная связь с потребите лями многих областей нашей страны. Их пожелания они учи тывают при расширении ассор тимента прод>жцни. В объеди нении внедрен саратовский ме тод сдачи изде.тий с первого предъявления. Организовано соревнование за звание «Луч ший по профвсси1И». Более 50 кружевниц носят звание «Ма стер — золотые руки». Ныне с государственным Знаком кзче- ства выпускается 17 кружев ных изделий предприятия. Б. КИРИЕВСКИИ. ГЕКТАРА хлебной ЦЕНТНЕРОВ ЗЕРНА совхоз.ДОБРИНСКИЙ» ДОБРШСКОГО РАЙОНА В нашем совхозе есть полеводческая бригада высокой культуры земледелия, коллективом которой руководит Л. Н. По- саднева. Земледельцы ее ежегодно при лю» ; бых погодных условиях получают высокие и устойчивые урожаи зерновых культур. В прошлом году, например, с каждого из 335 гектаров собрали на круг по 46,2; центнера зерна, а в нынешнем —• по 40,1 цедтнерэ. От руководителей других хозяйств рай она нам порой приходится слышать •такие замечания: «У вас малые посевные площа ди, поэтому вам и легче». Но ведь в ряде добрииских колхозов и совхозов есть нема ло тракторно-полеводческих бригад, за ко торыми тоже закреплено не больше 300—400 гектаров, а вот урожай в 40 цент неров для них еще не стал нормой. Выхо дит, дело не в''количестве обрабатываемой земли, а в том, кто и как на ней хозййст- вует. Высокая культура земледелия, а именно за счет ее мы постоянно выращиваем бога тый хлеб, ггредполагает строгое соблюдение и проведение в лучшие сроки целого комп лекса агротехнических мероприятий. В пер вую очередь надо по-хозяйски ютовить почву под будущий ур(эжай. Зябь наши земледельцы ежегодно стре мятся поднять в августе-сентябре. Пашем, как правило, на глубину 27—30 сантимет ров. Предварительно на каждый гектар вно сим по 5 центнеров минеральных удобре ний, которые рассеиваем РУМом, а потом запахиваем. Их заправляем примерно в та кой пропорцин: 3 центнера стперфосфа- та, 1,5 центнера азотных и 0,5 центнера калийных туков. Минеральные удобрения под основную вспашку мы вносим, конечно, не повсемест но в одинаковых дозах, а строго дифферен цированно, с учетом данных почвенных кар тограмм, которые мы ежегодно составляем. Так, ОДНО' из полей, где раньше была са харная свекла, осенью прошлогб года ме ханизаторы не заправляли туками. Мы по считали, что запас питательных веществ здесь достаточный, н сочли нужным лишь весной под культивацию дать на каждый гектар по 5 центнеров аммиачной воды. И не ошиблись: урожай тут получен почти та кой же, как и всюду. Зимой механизаторы бригады в обяза тельном порядке на всей площади проводят снегозадержание. Борозды делают снегопа хами на расстоянии 15—20 метров друг от друга- На возвышенных участках, где обыч но не хватает влаги, этот агроприем повто- ряем несколько раз. Богатый урожай во многом зависит от ка чества семян. На посев мы используем только семена первого класса. Причем, сор та, плохо зарекомендовавшие себя у нас, постоянно за.меняем высокоурожайными. Так, раньше мы долгое время сеяли яч мень сорта «казанский-6/4». У нас он боль ше 35 центнеров зерна с гектара не давал. Поэтому четыре года назад из совхоза «Петровский» завезли 30 центнеров ячменя элиты сорта «носовский-6» и Стали его ис пытывать. Уже на второй год он дал по 43 центнера с гектара. Сейчас ячмень «носов- СК1НЙ-6» полностью вытеснил «казан ский-6/4», и хозяйство много выиграло от этого. В прошлом году средний урожай этой культуры составил 50,2 центнера,а нынче— 52 центнера. Мы считаем также, что пятая репродук ция семян уже не пригодна для посева, по тому что она снижает урожай на 3—4 цент нера. Нынче овес, пшеница и рожь — вто рой репродукции, а вот ячмень надо заменять. Пятой и шестой массовой репро дукции мы не сеем. Весной, как только посереют гребня яа зяби, начинаем закрытие влаги. Тремя агре гатами боронование проводим на всей пло щади за три рабочих дня. Культивируем почву с одновременным внесением аммиач ной воды семью агрегатами на глубину за делки семян ь - на 6—8 сантиметров. Сеем следом. Разрыв между культивацией и се вом от силы — несколько часов, но не больше полудня. Лучшим сроком сева для зерновых счи таем время, когда хорошо пропреется зем ля. Нынче сеяли с 16 по 17 апреля, Веспой часто шли дождя, на полях образовалось много «блюдец», тем не менее с работой бригада управилась за три дня. При посе ве в рядки вносили минеральные удобре ния из расчета 50 килограммов на гектар. На полях ходили два двухсеялочных агре гата и два из одиночных сеялок. Семена подвозили на тракторах с тележками я автомашинах. За качеством работы строго следили ру ководители и специалисты хозяйства. Но замечаний я«кО(Му не пришлось делать. В бригаде многие мехаиизаторы — настоя щие мастера своего дела. К тому же, от лично трудиться их заинтересовывают и условия соревнования, «тоги которого под водились ежедневно. Больше всех в сов хозе, причем с высоким качеством, засеял в этом году Н. А. Рудаков. Он и вышел победителем в трудовом споре-. Вторым призером стал механизатор М- И. Наумов, Хочу подчеркнуть еще одну особенность работы полеводческой бригады Л. Н. По- садневой. В этом коллективе каждый ме ханизатор сеет только на своем поле. В рабочем плане, котО|рый составляется на период сева, каждый тракторист получает конкретное задание. В нем же указывается я участок, на который ему следует вые хать.^ Все это повышает ответственность людей За судьбу урожая. Весной нынешнего года, как к всегда, вя всей площади всходы получились роаными, крепкими и дружными. Районная комиссия дала н.м высшую оценку ~ 100 баллов. Кстати, такую же опенку в районе полу чили еще только два хозяйства: совхоз «Петровский» и колхоз имени Нестерова. На полях зрел богатый урожай, а ме ханизаторы бригады старательно и всесто ронне готовились к уборке. Они хорошо понимали: важно не только вырастить хлеб. Они видели также, что страда предстоит трудная, ибо хлеба на больших площадях полегли и перепутались. Но наши механи заторы научились убирать зерновые и зер нобобовые культуры без потерь в любых условиях. Тем более, что ударный труд у нас стимулировался морально и матери ально. Успеху способствовало и действен ное соревнование, которое развернулось среди комбайнеров и шоферов, и контроль ные обмолоты, впервые внедренные в хо зяйстве. Потерь мы не допустили не только по тому, что механизаторы тщательно загер- метиз'ирова.ги свои агрегаты и оборудова ли их приспособлениями для уборки по леглых хлебов. Большую роль сыграла тактика уборки, заранее разработанная и продуманная до мелочей. Поскольку хлеба были ЧНСТЫМ1И и имели большую массу, было решено убирать их напрямую. Сва лили на свал лишь овес, но'косовицу на нем вели всего на половину хедера. Одно ноле в 26 гектаров убирали 5 дней. Полностью страду бригада закончила за десять рабочих дней. На уборке особо от- лиЧ'ИЛ1ИСЬ комбайнеры М. Е. Посаднев, Н. С. Селиванов, А. Ф. Посаднев. За све товой день они выполняли по две нормы, а иногда и больше; Их ударный труд поз волил нашему совхозу собрать самый вы сокий урожай в районе и перевыполнить не только годовой, но и пятилетшй план по заготовкам зерна. Всзишй раз, когда речь заходит о бога том урожае, я вспоминаю народную пого ворку: «У заботливого хозяина добреет земля». Сказано верно я метко. Тот, кто умеет трудиться, всегда получает большой хлеб. Именно такие земледельцы в пате- водческой бригаде Л. Н. Посадневой. По тому что они не только на славу потру дились в нынешнюю страду, но уже по заботились и о будущем урожае, В авгу сте-сентябре вспахали зябь, обильно удоб рили почву. Паши хлеборобы, подработали семена, довели их до первого класса по севного стандарта. Сейчас организованно ремонтируют технику. И конечно же, они снова получат высокий урожай зерновых. В. НОВИКОВА, агроном-семеновод совхоза «Добринский» Добринского района. Дизель -в электрическому аг регату ПДПМ Пензенского ди зельного завода присвоен госу дарственный ЗИак качества, •тот двигатель мощностью НОВОСТИ ТЕХНИКИ асептического метода в нашей стране получено 50 тысяч топи различных соков. Но уже через несколько лет подобным спосо бом будет * перерабатываться чем на десять процентов и те- эксплуатацию цех по производ- перь составляет сорок тысяч ству соков. Его мощность — 1200 лошадиных сил преднаэна- рабочих часов до капитального два миллиона банок в год. Про- три четверти фруктов и овощей чей для маневровых тепловозов, ремонта^ дукция здесь изготавливается Он помогает сохранить в соке В результате большой работы • ♦ * так называе^гым асептическим питательные вещества, сокра- по улучшению качества агрега- • На консервном заводе в гру- мето1дом. тить число рабочих на повд- та, его моторесурс возрос более зипско'М городе Гори сдан в В нынешнем году с помощью приятиях, (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz