Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

^яекабря 1074 г., 282 (14 058) Л ^ Н П Н С К О Е ЗГНАМЯ 3 т (Окончание. Начало на 2-в стр.). Прения по докладу начались выступлением первого секрета­ ря Добринского райкома пар­ тии В. В. Донских. Он поделил­ ся опытам партийного руковод­ ства школьным строительством. Вопросы дальнейшего развития народного образования в рай­ оне были рассмотрены на пле- иуме райкома, В 1973 году, по­ сле выхода в свет постановле­ ния ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР «О мерах по даль_- нейшему улучшению условий работы сельской общеобразова­ тельной школы», были вырабо­ таны конк1ретные мероприятия по практическому выполнению задач, поставленных в этом документе, рассчитанные на 7 лет — до "конца десятой пяти­ летки. О^ни уже осуществляют­ ся на деле. В 1973—74 годах в Добрин- ском районе В1ведено в строй школьных зданий на 1300 мест, в 1975 году учебная площадь расширится еще на 1100 мест. Построены ВтО|рая Добрияская и Тихвинская средние школы, Ровенская восьмилетняя, нача­ ли строительство школ колхоз имени Ленина, совхозы «Пуш­ кинский», «Хворостянский» и «Добринский». К 1980 году в районе будет построено 19 школьных зданий, 7 учебных мастерских, 4 спортзала, 3 ин­ терната и другие объекты. Осуществление школьной семи­ летки ПОЗВОЛИТ перейти повсе­ местно на односменные занятия по кабинетной системе. Проявляет заботу добрин- ская партийная организация и 6 кадрах педагогов. В районе работает более 800 учителей, но высшее образование имеют из них 70 процентов. Поэтому райком партии предусмотрел целую систему подготовки учи­ тельских кадров; Основу ее со­ ставляют направление в вузы и училища местной молодежи и заочное обучение педагогов, не имеющих высшего образования^ Действенны в Добринском районе формы и методы пропа­ ганды среди молодежи средне­ го образования. Юношам и де­ вушкам доходчиво разъясняют необходимость его получения, а кроме того повсеме1Стно вве­ дена 10-процентная над|бавка к основной зарплате йрбйзводст- вел1никам, имеющим феднее образование. Это даёт своя результаты. Прием в 9-е клас­ сы растет в районе из года в ,,.год, и уже в 1975 году все вы- пуоюннки восьмых кладсрр, бу­ дут продолжать среднее" ббра- *■'аование в той или йной'форме* Поставлена в районе важная задача — объединить все зве- йья обучения и воспитания подрастающего поколения: ук­ репить связи между восьмилет­ ними и средними школами, со­ единить дошкольное и школь­ ное воспитание в единую систе­ му. К 1980 году каждое хозяй­ ство будет иметь свой детский комбинат, расположенный ря­ дом со средними школами. Много внимания уделяется вовлечению в вечернее и заоч­ ное обучение ра|ботаюшей мо­ лодежи, совершенствованию учебно-воспитательного про- цесса в школах, повышению качеств.а знаний учащихся. Особую остроту приобрел вопрос обеспечения сельскохо­ зяйственного пооиззодства кад- рами молодых грамотных спе­ циалистов. В связи с этим про­ является новый подход к про­ блеме трудового воспитания и профориентации школьников. Бюро райкома партии и райис­ полком пришли к выводу, что лучшей формой трудового воспитания являются учениче­ ские производственные брига­ ды, и в ооответствли с этим уделили им особое внимание. Уже в этом году в колхозе име­ ни Фрунзе и на племзаводе «Отрада» создаются опорно-по_ казателыше ученические произ­ водственные бригады, которые получают не только необходи­ мые земельные площади и тех­ нику, но и права самостоятель­ ного производственного звена в хозяйстве. Они будут работать круглый год под рукоардством опытных специалистов и всю свою деятельность вести строго на научной основе. Члены бригад будут получать специ­ альности механизаторов, опера­ торов животноводческих ферм. Организация таких бригад начинается не на пустом месте. Подобная постановка дела ис­ пытана на практике учениче­ ской производственной брига­ дой Верхне-Матренской сред­ ней школы, и теперь ее опыт развивается и расширяется. — Все это,— оказал оратор, — потребует, конечно, извест­ ных затрат, однако это дело не­ обходимо для дальнейшего развития сельскохозяйственно­ го производства, подготовки специалистов и закрепления молодежи на селе. Заместитель председателя Липецкого горисполкома Е. М. Седогина охарактеризовала, как осуществляется всеобщее сред­ нее образование в областном центре. В этом году в Липецке продолжают среднее образова­ ние 97 процентов восьмиклас­ сников—в девятых классах, в с.^едних профтехучилищах, тех­ никумах и школах рабочей мо­ лодежи. Однако подготовка 1свалифицироваяных рабочих со средним образованием в си­ стеме профессионально-техни­ ческого обучения, по мнению оратора, явно недостаточна. В связи с этим т. Седогина под­ вода вопрос о иерепрофилиро- вании городских технических училищ с тем, чтобы подготов­ ка молодежи в них была более перопектишой. Серьезные требования надо предъявить к руководителям школ, профтехучилищ, предпри. ятий по улучшению политех­ нического обучения, трудового воспитания и прск})ессиональ- ной ориентации учащихся. В городе такая работа ведется, в целях профориентации исполь­ зуются экскурсии на предприя­ тия, встречи с представителя, ми различных профессий, кон­ ференции, дни открытых две­ рей на производстве и в учили­ щах и т. д. Но это только начало совместной работы по профориентации школы и пред­ приятий. Безусловно, правиль­ на критика в адрес городских организаций за затяжку строи­ тельства межшкольного учеб­ но-производственного комбина- .та. Касаясь уровня постанов1кн учебно-воспитательной работы, оратор сообщила, что вто)рогод- иичество преодолено в боль­ шинстве школ города, общая успеваемость достигла 99,1 про­ цента. Особенно прочные зна­ ния дают учащимся педагогиче­ ские коллективы школ №№ Б 3, 5. ^ Уроки Сталя более целена, правленньши и, что особенно важно, тесно увязываются с задачами коммунистического воспитания детей. Но предстоит еще много сде­ лать для дальнейшего совер­ шенствования учебно-воспита­ тельного процесса и организа­ ции досуга подростков, пред­ стоит более решительно вести борьбу с отсевом, особенно из' школ рабочей молодежи. В городе укрепляеггся мате­ риальная база школ. За четы­ ре года построено б школ на 7,5 тысячи мест, в том числе 2—за счет цредлриятлй. Хоро­ шо решают проблемы школь­ ного строительства руководи тели заводов Новолинецкого I «Центролит». Однако школьных зданий в городе не хватает. Между тем начальник Главлипецкстроя т. Кузьменко не придерживает­ ся правила: вместе с жильем строить школы и детские д о - , школьные учреждения за счет общего объема строительно- монтажных работ. А ведь в жилых районах главка и под­ ведомственных ему служб на­ считывается 5,5 тысячи детей школьного возраста. Трудно ожидать успе(шны.х результатов в обучении и вос­ питании детей,— сказала учи­ тельница Больше-Поповской срелдтей школы Лебедянского района А. С. Кузнецова,—там, где семья и общественность ос­ таются в роли пассивных на­ блюдателей. У коллектива школы уста­ новлен хороший контакт с сов­ хозом «Лебедянский» и сахар­ ным заводом. Школьники рабо. тают на полях совхоза, на Ле­ бедянском сахарном заво|дв ор ганизоаано профессиональное обучение старшеклассников. По окончанию 10 класса они полу­ чают специальности слесарей, электриков, механиков, лабо-’ рантов. Общественность прини- активное участие и в се­ мейном воспитании, воздейст­ вует на нерадивых родителей. Первый секретарь Елецкого горкома партии А. С. Белых рассказал,^ как горком и горис­ полком, предприятия и общест­ венность Ельца занимаются ук. реплением материальной базы учебных заведений, решением учебно-воспитательных задач и осуществлением всеобщего среднего образования. В городе 26 общеобразова­ тельных школ, 6 профтехучи­ лищ. Одно из них (25-е строи­ тельное) получает полный ком­ плекс зданий. Начинается стро­ ительство нового учебного кор­ пуса железнодорожного техни-'" ческого училища Х й 1. В шко­ лах Ельпа преодолено массовое второгодничество. Среднее об- разО'ваягие продолжают 98,3 процента окончивших восьмые классы. План по обучению ра­ ботающей молодежи выполня­ ется. Вместе с тс.м ряд вопросов, связанных с обучением и вос­ питанием школьников, решает­ ся слабо. До сих пор не вы­ полнен план крмплектования 9-х классов, допуще«( большой отсев из 9—10 классов. Знания многих учащихся остаются не­ глубокими; что мешает им про­ должать среднее образование. Велик отсев и из школ ра­ бочей молодежи. В связи с этим горисполком и горсовпроф рас- о.мотрели планы каждого пред- приятия и школы по обучению работающей молодежи, активи- зировалась работа оргкомитета смотра «Каждому молодому ра­ бочему — среднее образова­ ние». За 6 лет в Ельце по­ строено 3 школы и знач:^тельно пополнено учебное оборудова­ ние. Тем не менее материальна* база ряда школ находится в неудовлетворительном состоя­ нии. Темпы строительства школ не соответствуют требованиям времени. Особенно неблагопо­ лучно положение в бурно рас­ тущих западном и южном рай­ онах города. Не выстроено ни одной школы в пригородах Ольшанеп и Аргамач, а также в центральной части города. Желательно на десятую пяти­ летку предусмотреть расшире­ ние строительства школ в Ель­ це. Нуждаются в новых здани­ ях и профтехучилища, особенно ТУ-2, работающее в крайне стесненных условиях. Не соот­ ветствуют потребностям города Дом пионеров, станция юных техников. — В нашей области есть все условия для завершения пере­ хода ко всеобщему среднему образованию,— сказал заведу­ ющий облоно В. П. Шаталов,— но, как уже справедливо отме- ч;^лось, мы сделали далеко не все, что могли и должны были сделать. Никак нельзя оправдать от. сев учащихся из 1—8 и 9—10 классов, невыполнение народ­ нохозяйственного плана по строительству школьны.х интер­ натов, плохую организацию подвоза и питания учащихся во многих районах и т. д. Школа для успешной работы требует комплексного решения всех задач и проблем, связан­ ных с переходом ко всеобщему среднему образова'нию. Успех этого перехода во мяо- гом зависит от того, насколько слаженна, скоординирована деятельность работников народ­ ного и профессионально-техни­ ческого образования, средних специальных учебных заведе­ ний области. Возьмем охват средним об­ разованием выпускников 8-х классов этого года. Почему он составил по области всего 93 процента? Ведь план по приему учащихся в 9-е классы перевы­ полнен на 2 процента ,и успеш­ но завершена работа по иа|бору учащихся в техникумы и сред­ ние профессионально-техниче­ ские училища. Дело в том, что оказалась несвоевременно охва­ ченной общеобразовательной подготовкой значительная часть учащихся одно-двухгодичных ГПТУ. Причем в Ельце, напри­ мер, все такие учащиеся обуча­ ются в вечерних школах, а в Липецке — нет. Облоио н об­ ластному управлению профтех­ образования не удалось до конца преодолеть косность ря­ да директоров профтехучилищ и явную недооценку этого важ­ ного дела со стороны Липецко­ го гороно. Далее о^5@тор подчеркивает важность обеспечения своевре­ менного окончания 8-ми клас­ сов школьниками, борьбы с от­ севом из школ рабочей молоде­ жи. Он говорит также о недо­ статках в работе некоторых директоров школ Елецкого рай­ она по руководству учебно-вос­ питательным процессом в шко­ ле н контролю за его органи­ зацией. Подобные недостаткн есть и в работе некоторых ди­ ректоров школ Стаяовлянкжого и Грязинского районов. Объяс­ няются оин слабой организа­ торской деятельностью район­ ных отделов народного образо. вання, служебной недисципли­ нированностью отдельных руко­ водителей школ. Работники народного образо­ вания области хорошо понима­ ют, что успешный переход ко всеобщему среднему образова­ нию зависит прежде всего от их усилий, от качества их ра­ боты. У нас есть все условия: замечательные кадры, ценный опыт передовых педагогиче­ ских коллективов по коммуни­ стическому воспитанию детей, хорошие традиции и умение ли­ пецких педагогов решать слож­ ные задачи народного образо­ вания. К нуждам школы в то же время должно быть усилено внимание партийных и совет­ ских органов^, хозяйственных руководителей, всей обществен­ ности. Признав справедливой крити­ ку, содержавшуюся в докладе, председатель Липецкого рай­ исполкома М. Т. Гусев доло­ жил участникам собрания, что делается для укрепления ма­ териальной базы школ и устра­ нения недостатков в школьном строительстве. Вместе с тем он сообщил, что Липецкий район в строительстве школьных зда­ ний испытывает трудности: вот уже два года не выделяются централизованные капитало­ вложения на эти цели. Если намеченный план строительства школьных зданий будет выпол­ нен, к 1978 году все учащиеся района будут заниматься в од­ ну смену. Партийные и советские ор­ ганы Липецкого района стре­ мятся вести целенаправленную и систематическую работу по подбору, расстановке и воспи­ танию учительских кадров. Общественность уделяет серь­ езное внимание коммунистиче­ скому воонитанию подрастаю­ щего поколения. Вопросы рабо­ ты с молодежью обсуждаются на пленумах райкома партии, сессиях районного Совета, на партийных, профсоюзных, ком­ сомольских собраниях, заседа­ ниях исполкомов сельских Со­ ветов. На предп1р1иятиях, в хо­ зяйствах и учреждениях района работают комиссии содейстаи* семье и школе. Райком партии видит и нере­ шенные вопросы в руководстве делом народного образования я сосредоточит на их решении свое внимание. Об организации сов'местяой работы с Вязовицкой средней школой Долгоруковского рай­ она по профессиональной ори- ектации учащихся говорил председатель колхоза «Знамя Ленина» Н. П. Гладышев. Кол­ хоз более 10 лет работает с ней в тесном контакте и считает школу неотъемлемой частью своего хозяйства. Учебно-воспи­ тательная работа строится на основе соединения обучения с производительным трудом. Уча­ щиеся 7—8 классов овладевают элементарными знаниями по ма- шиноведен«1Ю, электротехнике и выращиванию сельокохозяй- ствеииых культур, ученики 9— 10 классов изучают тракторы, автомобили, сельскохозяйствен­ ные машины, электротехнику, основы полеводства и Ж1И80Тно- водства. Для этого создана со. ответствующая материальная база, мастерские, школе пере­ даны автомашина, трактор, при­ цепной инвентарь. Специалисты колхоза руководят школьными кружками и фа'К1ультативамн. В колхозном производстве учащиеся участвуют с 4 класса: шефствуют над молодняком скота, знакомятся с работой ферм. Старшеклассники работа, ют в ученической производст­ венной бригаде, созданной в 1960 году. Они трудятся под девизом «Каждому члену брига­ ды — две сельскохозяйственные специальности». Юноши получа. ют квалификации машиннста- тракториста III класса и шофе- ра-любителя, девушки — ма- шиниста-тракторнста III клас­ са и оператора машинного дое. ния. В результате (многие вьяпуок- ннки средней школы остаются работать в колхозе, состав ме­ ханизаторов за последние 5 лет за счет этого значительно обно^ вился. Бывшие выпускники школы составляют основу кадров хозяйства. О работе, проделанной проф­ техучилищами и областным уп­ равлением нрофтехобразования, доложил его начальник В. Ф. Суханов. В области ведется пре­ образование городских и сель­ ских ПТУ в средние и техниче­ ские. А именно такие училища выпускают рабочих со средним об1разованием. Они завоевали популярность среди молодежи. Болышияство средних проф­ техучилищ размещено в новых комплексах зданий, где есть все необходимое: мастерские, кабинеты, лаборатории, библио­ теки, спортзалы я другае поме щения. Большую помощь в ук­ реплении материалыЮ'й базы училищ оказывают заводы Но- волнпецкий, «Гидропривод», Главлипецкстрой. Оратор говорил также о со­ вершенствовании обучения н воспитания молодых рабочих в системе профтехобразования, о необходи1мости стопроцентного вовлечения учащихся ПТУ в школы рабочей молодежи. Система профтехобразования пережишает сейчас переходный период, а с десятой пятилетки практически все профтехучили­ ща станут средними. В связи с этим надо ускорить строительство зданий для вих В частности, в этом нуждается СПТУ № 3 (с. Хлевное), № 2, № 1, ГПТУ № 7. Секретарь < ^ом а ВЛКСМ Л. В. Бельский говорил о по­ мощи- комсомольцев Ы5ласти сельской Щ|Коле. За пять лет шефства они приняли участие в строительстве 82 школ, 122 до мов для учителей, 52 школьных интернатов, 250 классных «ом нат, оказали помощь в обору­ довании кабинетов, в пополне­ нии школьных библиотек худо, жественной и учебной литера турой. С 1975 года каждая строящаяся школа будет объяв лена ударной комсомольской стройкой. Студенческие строи тельные отряды, как всегда снова выйдут лето(м на эти стройки. Вместе с Тем оратор отметил что помощь комсомольских ор ганизаций учебным заведениям еще недостаточна. Остановился оратор также на участии комсомола в профес­ сиональной ориентации школь­ ников и повышении общеобра­ зовательного уровня работаю­ щей молодежи. Директор Задонского техни­ кума механизации и электрифи капни сельского хозяйства И. С, Пашков посвятил свое выступ ление роли средних специаль­ ных учебных заведений в осу ществлеиии всеобщего среднего образования. Рассказал он и работе своего техникума. На очном отделении в нем обуча ется 1150 человек, на заочном 1350. Готовит он техников-|Ме ханнков и техников-электриков По направлениям колхозов совхозов обучается 470 уча щнхся. Педагогический коллектив большое значение придает не только специальной подготовке учащихся, но и повышению их общеобразовательного уровня, морально-политическому вос­ питанию. Техникуму уделяет внимание областное управление сельского хозяйства. Однако он еще ис­ пытывает немало затруднений в снабжении техническими едед- ствами обучения, диафильмами, лабораторным оборедованием, учебной литературой. В области 5 сельскохозяйст­ венных техникумов, и у всех материальная база не отве­ чает требованиям временя. Перегружены здания и Задон­ ского техникума, а трест <Ли- пецкоовхозстрой» строит для него общежитие уже в^ьмой год я ежегодно не осваивает выделенные средства. Из-за этого не финансируются другие строящиеся объекты. Все участники прений выра­ жали решимость приложить усилия к тому, чтобы важная задача осуществления всеобще­ го среднего образования была решена успешно я своевремен­ но. л .л. ^ /V^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/у НА ВАХТЕ- ЛЕБЕДЯНЦЫ Многие труженики предцрия- тий и организаций Лебедян­ ского района несут трудовую вахту под девизом: «Пя­ тилетку — досрочно». Хорошо трудится коллектив завода «Ветсанутиль». С начала года реализовано продукции на 236 тысяч рублей. Годовое задание перевыполнено на 5 тысяч руб­ лей. Против уровня прошлого года производительность труда возросла на 10,7 процента. Сверх плана для общественно­ го живвтноводства реализовано 75 тонн мясо-костной муки. Коллектив Лебедянского строительно-монтажного уп­ равления «Облмежколхоз- строя» десятимесячный план строительно-монтажных ра­ бот завершил досрочно. За этот период освоено 842 тысячи рублей, сэкономлено б тысяч рублей от сдачи готс^вой про­ дукции. Производительность труда в четвертом, определНю- щем году пятилетки против плана увеличилась на 7 про­ центов н поднялась в сравне­ нии с прошлым годом на 14,2 процента. Строители в текущем году сдали в эксплуатацию три жи­ лых дома, телятник в колхозе «Красное знамя», кормоцех в колхозе «Верный путь». Образцы в труде показывают строительные бригады под ру­ ководством М. А. Фурсова и Е. М. Молчанова. Члены этих бригад в .настоящее время за ­ дают тон в социалистическом соревновании. Е. ТРОФИМОВ. ПРАВОФЛАНГОВЫЕ С начала года производи­ тельности труда в Грязинском ваТрннО'АГ депо составила про­ тив плана 104,8 процента. По­ лучено дополнительно прибыли 190 тысяч рублей. Первое ме­ сто в совевновании сейчас за­ нимают коллективы пункта технического осмотра Г,рязи- Волгоградские, где начальни­ ком В. Н. Кириллов, и пункта, которым руководит мастео А. Ф. Кулешова. В ТОМ, что коллектив дело успешно справляется с произ водственной программой, не­ малая заслуга передовиков производства. Вот, к примеру станочник деревообделочного цеха А. П. Душин. Работает творчески, с огоньком, сменные задания выполняет на 130—135 I процентов. Он уже завершил выполнение личного пятилетне­ го плана. С таким же старанием работает заливальщик В. Е. Голощапов — один из актив- ных рациояализаторо<в депо. Досрочно завершили задание четвертого года пятилетки также слесарь А. А. Зайцев, электросварщик А. В. Комаров, столяр ^М. А. Солодков. И. ПОГОРЕЛОВ, нешт. корр. «Ленинского знамени». В с р о к и с о т л и ч н о й о ц е н к о й Комсомолец Анатолий Дербенев, которого вы видите на снимке, пришел в Добринскую «Сельхозтехнику» после службы в Советской Армии. Вот уже третий год он трудится слесарем по ремонту топливной аппаратуры, и за все это время не было ни одной реклама­ ции на его работу. Анатолий знает, что от качества ремонта и регулировки топливной аппа­ ратуры зависит расход горючего. Он в совершенстве изучил топливные насосы тракторов всех отечественных марок. Каждое задание А Д(ербенев выполняет в срок и с отличной оцеи- кой. За это и уважают его в коллективе* Фото Ю. Ардашева. ^VV^ЛЛ/V^ЛЛЛЛЛЛ/V^Л/\ЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛУ^\ЛЛЛ/^/VV\/VVV^/V^ЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ,1У’<АЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/у, С 40 Участники собрания актива областной партийной организа­ ции приняли резолюцию, в ко­ торой определены конкретные задачи, стоящие перед партий­ ными, советскими и обществен­ ными организациями, а также работникамв народного и про­ фессионально-технического об­ разования и средних специаль­ ных учебных заведений области по выполнению решений XXIV съезда КПСС о переходе ко всеобщему среднему образова­ нию мол<едеж1ц К Р А С О Т Е - ЗНАК КАЧЕСТВА Государственный Знак каче­ ства присужден еще девяти из­ делиям производственно-худо­ жественного объединения «Елецкие кружева» — кружев­ ным манжетам, воротникам к платьям, пелерине и другим. Йзделня эти отличаются изяще­ ством узоров, мастерством ис­ полнения. Их авторы — глав­ ный инженер предприятия Н, С* Жукова, художники А. И. Про- хорина, М. Д. Саввина, 3. Г. Долгошеева. У елецких масте­ ров тесная связь с потребите­ лями многих областей нашей страны. Их пожелания они учи­ тывают при расширении ассор­ тимента прод>жцни. В объеди­ нении внедрен саратовский ме­ тод сдачи изде.тий с первого предъявления. Организовано соревнование за звание «Луч­ ший по профвсси1И». Более 50 кружевниц носят звание «Ма­ стер — золотые руки». Ныне с государственным Знаком кзче- ства выпускается 17 кружев­ ных изделий предприятия. Б. КИРИЕВСКИИ. ГЕКТАРА хлебной ЦЕНТНЕРОВ ЗЕРНА совхоз.ДОБРИНСКИЙ» ДОБРШСКОГО РАЙОНА В нашем совхозе есть полеводческая бригада высокой культуры земледелия, коллективом которой руководит Л. Н. По- саднева. Земледельцы ее ежегодно при лю» ; бых погодных условиях получают высокие и устойчивые урожаи зерновых культур. В прошлом году, например, с каждого из 335 гектаров собрали на круг по 46,2; центнера зерна, а в нынешнем —• по 40,1 цедтнерэ. От руководителей других хозяйств рай­ она нам порой приходится слышать •такие замечания: «У вас малые посевные площа­ ди, поэтому вам и легче». Но ведь в ряде добрииских колхозов и совхозов есть нема­ ло тракторно-полеводческих бригад, за ко­ торыми тоже закреплено не больше 300—400 гектаров, а вот урожай в 40 цент­ неров для них еще не стал нормой. Выхо­ дит, дело не в''количестве обрабатываемой земли, а в том, кто и как на ней хозййст- вует. Высокая культура земледелия, а именно за счет ее мы постоянно выращиваем бога­ тый хлеб, ггредполагает строгое соблюдение и проведение в лучшие сроки целого комп­ лекса агротехнических мероприятий. В пер­ вую очередь надо по-хозяйски ютовить почву под будущий ур(эжай. Зябь наши земледельцы ежегодно стре­ мятся поднять в августе-сентябре. Пашем, как правило, на глубину 27—30 сантимет­ ров. Предварительно на каждый гектар вно­ сим по 5 центнеров минеральных удобре­ ний, которые рассеиваем РУМом, а потом запахиваем. Их заправляем примерно в та­ кой пропорцин: 3 центнера стперфосфа- та, 1,5 центнера азотных и 0,5 центнера калийных туков. Минеральные удобрения под основную вспашку мы вносим, конечно, не повсемест­ но в одинаковых дозах, а строго дифферен­ цированно, с учетом данных почвенных кар­ тограмм, которые мы ежегодно составляем. Так, ОДНО' из полей, где раньше была са­ харная свекла, осенью прошлогб года ме­ ханизаторы не заправляли туками. Мы по­ считали, что запас питательных веществ здесь достаточный, н сочли нужным лишь весной под культивацию дать на каждый гектар по 5 центнеров аммиачной воды. И не ошиблись: урожай тут получен почти та­ кой же, как и всюду. Зимой механизаторы бригады в обяза­ тельном порядке на всей площади проводят снегозадержание. Борозды делают снегопа­ хами на расстоянии 15—20 метров друг от друга- На возвышенных участках, где обыч­ но не хватает влаги, этот агроприем повто- ряем несколько раз. Богатый урожай во многом зависит от ка­ чества семян. На посев мы используем только семена первого класса. Причем, сор­ та, плохо зарекомендовавшие себя у нас, постоянно за.меняем высокоурожайными. Так, раньше мы долгое время сеяли яч­ мень сорта «казанский-6/4». У нас он боль­ ше 35 центнеров зерна с гектара не давал. Поэтому четыре года назад из совхоза «Петровский» завезли 30 центнеров ячменя элиты сорта «носовский-6» и Стали его ис­ пытывать. Уже на второй год он дал по 43 центнера с гектара. Сейчас ячмень «носов- СК1НЙ-6» полностью вытеснил «казан­ ский-6/4», и хозяйство много выиграло от этого. В прошлом году средний урожай этой культуры составил 50,2 центнера,а нынче— 52 центнера. Мы считаем также, что пятая репродук­ ция семян уже не пригодна для посева, по­ тому что она снижает урожай на 3—4 цент­ нера. Нынче овес, пшеница и рожь — вто­ рой репродукции, а вот ячмень надо заменять. Пятой и шестой массовой репро­ дукции мы не сеем. Весной, как только посереют гребня яа зяби, начинаем закрытие влаги. Тремя агре­ гатами боронование проводим на всей пло­ щади за три рабочих дня. Культивируем почву с одновременным внесением аммиач­ ной воды семью агрегатами на глубину за­ делки семян ь - на 6—8 сантиметров. Сеем следом. Разрыв между культивацией и се­ вом от силы — несколько часов, но не больше полудня. Лучшим сроком сева для зерновых счи­ таем время, когда хорошо пропреется зем­ ля. Нынче сеяли с 16 по 17 апреля, Веспой часто шли дождя, на полях образовалось много «блюдец», тем не менее с работой бригада управилась за три дня. При посе­ ве в рядки вносили минеральные удобре­ ния из расчета 50 килограммов на гектар. На полях ходили два двухсеялочных агре­ гата и два из одиночных сеялок. Семена подвозили на тракторах с тележками я автомашинах. За качеством работы строго следили ру­ ководители и специалисты хозяйства. Но замечаний я«кО(Му не пришлось делать. В бригаде многие мехаиизаторы — настоя­ щие мастера своего дела. К тому же, от­ лично трудиться их заинтересовывают и условия соревнования, «тоги которого под­ водились ежедневно. Больше всех в сов­ хозе, причем с высоким качеством, засеял в этом году Н. А. Рудаков. Он и вышел победителем в трудовом споре-. Вторым призером стал механизатор М- И. Наумов, Хочу подчеркнуть еще одну особенность работы полеводческой бригады Л. Н. По- садневой. В этом коллективе каждый ме­ ханизатор сеет только на своем поле. В рабочем плане, котО|рый составляется на период сева, каждый тракторист получает конкретное задание. В нем же указывается я участок, на который ему следует вые­ хать.^ Все это повышает ответственность людей За судьбу урожая. Весной нынешнего года, как к всегда, вя всей площади всходы получились роаными, крепкими и дружными. Районная комиссия дала н.м высшую оценку ~ 100 баллов. Кстати, такую же опенку в районе полу­ чили еще только два хозяйства: совхоз «Петровский» и колхоз имени Нестерова. На полях зрел богатый урожай, а ме­ ханизаторы бригады старательно и всесто­ ронне готовились к уборке. Они хорошо понимали: важно не только вырастить хлеб. Они видели также, что страда предстоит трудная, ибо хлеба на больших площадях полегли и перепутались. Но наши механи­ заторы научились убирать зерновые и зер­ нобобовые культуры без потерь в любых условиях. Тем более, что ударный труд у нас стимулировался морально и матери­ ально. Успеху способствовало и действен­ ное соревнование, которое развернулось среди комбайнеров и шоферов, и контроль­ ные обмолоты, впервые внедренные в хо­ зяйстве. Потерь мы не допустили не только по­ тому, что механизаторы тщательно загер- метиз'ирова.ги свои агрегаты и оборудова­ ли их приспособлениями для уборки по­ леглых хлебов. Большую роль сыграла тактика уборки, заранее разработанная и продуманная до мелочей. Поскольку хлеба были ЧНСТЫМ1И и имели большую массу, было решено убирать их напрямую. Сва­ лили на свал лишь овес, но'косовицу на нем вели всего на половину хедера. Одно ноле в 26 гектаров убирали 5 дней. Полностью страду бригада закончила за десять рабочих дней. На уборке особо от- лиЧ'ИЛ1ИСЬ комбайнеры М. Е. Посаднев, Н. С. Селиванов, А. Ф. Посаднев. За све­ товой день они выполняли по две нормы, а иногда и больше; Их ударный труд поз­ волил нашему совхозу собрать самый вы­ сокий урожай в районе и перевыполнить не только годовой, но и пятилетшй план по заготовкам зерна. Всзишй раз, когда речь заходит о бога­ том урожае, я вспоминаю народную пого­ ворку: «У заботливого хозяина добреет земля». Сказано верно я метко. Тот, кто умеет трудиться, всегда получает большой хлеб. Именно такие земледельцы в пате- водческой бригаде Л. Н. Посадневой. По­ тому что они не только на славу потру­ дились в нынешнюю страду, но уже по­ заботились и о будущем урожае, В авгу­ сте-сентябре вспахали зябь, обильно удоб­ рили почву. Паши хлеборобы, подработали семена, довели их до первого класса по­ севного стандарта. Сейчас организованно ремонтируют технику. И конечно же, они снова получат высокий урожай зерновых. В. НОВИКОВА, агроном-семеновод совхоза «Добринский» Добринского района. Дизель -в электрическому аг­ регату ПДПМ Пензенского ди­ зельного завода присвоен госу­ дарственный ЗИак качества, •тот двигатель мощностью НОВОСТИ ТЕХНИКИ асептического метода в нашей стране получено 50 тысяч топи различных соков. Но уже через несколько лет подобным спосо­ бом будет * перерабатываться чем на десять процентов и те- эксплуатацию цех по производ- перь составляет сорок тысяч ству соков. Его мощность — 1200 лошадиных сил преднаэна- рабочих часов до капитального два миллиона банок в год. Про- три четверти фруктов и овощей чей для маневровых тепловозов, ремонта^ дукция здесь изготавливается Он помогает сохранить в соке В результате большой работы • ♦ * так называе^гым асептическим питательные вещества, сокра- по улучшению качества агрега- • На консервном заводе в гру- мето1дом. тить число рабочих на повд- та, его моторесурс возрос более зипско'М городе Гори сдан в В нынешнем году с помощью приятиях, (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz