Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ * дмабр» т * N М 282 0^05!* СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ВСЕЙ МОЛОДЕЖИ С СОБРАНИЯ АКТИВА ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К«к уже сообщалось в «Ленинском знамения, в Липецке состоялось собрание актива областной партийной организа­ ции, обсудившее вопрос «О состоянии и ме^ах по осуществ­ лению всеобщего среднего образования молодежи в свете требований XXIV съезда партии», С докладом выступйл первый секретарь Липецкого обкома КПСС Г. П. ПАВЛОВ. П АРТИЯ не раз подчеркивала, — сказал Г. П. Пав­ лов, — что человек—главная ценность, самое большое бо­ гатство Страны Советов. Его всестороннее радвитие — про­ удовлетворительно организова. ны подвоз л горячее питание учащихся. Плохо осуществляется все­ общее среднее образование. Если в Добровсксм районе продолжают обучение в девя- граммная це.% партии. На тых классах 62 процента вы- службу этой благородной цели путников восьмых классов, то поставлены производство, на­ ука и культура, социальные и политические институты. «Ныне темпы обществен­ ного прогресса, — говорил Л. И. Брежнев в своем вы- в Липецком — лишь 48. В Ли­ пецком районе не растет число учителей с высшим образова­ нием. Вряд ли стоит доказывать, какой ущерб такое отношение ступлении перед избирателями к народному образованию на- Бауманского избирательного носит не только делу обучения округа г Москвы, — темпы и воспитания молодежи, но и нашего продвижения к комму- экономике района, перспективе низму все заметнее зависят от его развития, интеллектуального потенциала В Краснинском районе са- обшества, от развития культу- мый острый в области недоста- ры, научи, образования... . ток работников сельскохозяй- Благодаря успехам просве- ственного производства. В щения уже сегодня советский колхозах и ссувхозах недостает народ смело может быть наз-"^ механизаторов, работников ван одним из самых образо- животноводства, строителей, ванных народо.в в мире». М^жду тем в этом районе из В решениях XXIV съезда села уходит много молодежи, партии записано: «Съезд счи- оканчивающей школу. В теку- тает главной задачей дальней- щем году закончили средние шее совершенствование всей школы 218 человек, а оста- системы образования в соот- лись в районе 35 (16 процен- ветствии с потребностями раз- тоэ). Подобное положение на- вития экономики, науки и блюдалось и в прошлые годы, культуры, научно-технической Некоторые товарищи склон- революции. ны объяснить такое положение ...В ново;*1 пятилетии обес- общей тенденцией отлива сель- печить полный переход ко все- ского населения в города. Та- общему среднему образованию кая тенденция действительно молодежи. принять меры к есть. Но, к примеру, в Тербун- дальнейшему укреплению ма. ском районе в этом году за- териальной базы общеобразо- кончили средние школы 385 нательной школы; поднять ка- юношей и девушек, из них 197 чество обучения школьников, остались в родных селах. Это активнее и целеустремленнее составляет 50 процентов, гртовить их к общественно в отличие от 16 в Краснинском полезному труду». районе. Дело, как видите, в В принятых Центральным разных уровнях руководства Комитетом КПСС и Советом народным образованием, в раз- Министров СССР после XXIV ном отношении к Школе. В съезда партии постановлениях Тербунском районе в 'Средних «О завершении перехода кО школах, как правило, созданы всеобщему среднему образова. условия че только для реше­ нию молодежи и дальнейшем ния образовательно-воспита- развйтии общеобразовательной тельных задач, но и для дей- школы», «О дальнейшем со- ственной профессиональной вершенствовании системы про- ориентации школьни1КОв, Мно- фессионально - технического гие учащиеся до^ окончания образования», «О мерах по школы получают,- наряду с дальнейшему улучшению уело- общеобэазовательнЫ1Ми знани- вий работы сельской обшеоб- ями, знания оашв сельскохо- разовательной школы», «О ме- зяйственного производства н рах по дальнейшему совершен- практические навыки вождения ствованию высшего образова- машин. ния в стране» намечена ши- Этого лишено большинство рокая программа комплексного учащихся старших классов развития и совершенствования Краснинско.го района, где ПЙ народного образования, всех одна средняя школа не имеет его звеньев. трактора или автомобиля, при- Выполняя указания XXIV годных к практической езде. съезда КПСС, партийные, со­ ветские организации и органы народного образования обла­ сти вместе со всем учительст­ вом проводят значительную ра­ боту по осуществлению всеоб- Специалисты сельского хозяй­ ства — редкие гости в школах. Руководители районов не могут не видеть прямой связи между состоянием всего дела народного образования в рай­ щего среднего образования, оне, мерами по закреплению За четыре года пяти­ летки в полтора раза сократи- молодежи на селе и судьбой экономики хозяйств, перепек- лось число второгодников, а в тивного их развития, абсолютном большинстве школ Осуществление задач, опре- массовое второгодничество деленных постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальней­ шему улучшению условий ра­ боты сельской общеобразова­ тельной школы», должно быть ликвидировано. На основе совершенствова­ ния учебно - воспитательного процесса произошло сокраще яие отсе'^а учащихся из 1—8 предмегом особой заботы пар- классов н улучшилось выпол- тийных, советских и хоэяйст- нение Закона о восьмилетием венных органов, работников всеобуче. Если в 1970 году в народного образования и об- установленные сроки 8 классов шественности. Особенно важно, окончили 927 детей из тысячи, чтобы осуществление этих мер то в 1974 году—963 человека. сопровождалось уже сегодня Это в свою очередь позволи- совершенствованием содержа­ ло добиться расширения сред- ^ия деятельности сельских него образования. школ. Здесь много еще не ре- В 1970 году в девятые клас- шейных проблем-^и стронтель- сы поступили 52 процента уча- ство новых школ, пришкольных шихся восьмых классов, а в интернатов, и оборудование 1974 году—58,2 процента. Из кабинетов, организация горя- года в год растет число моло- чего питания, и подвоз школь- дежи, получающей среднее ников, строительство квартир образование. В этом году все- учителей и др. ми формами среднего образо- Важное место занимает про- вания охвачено 93 процента блема сельской восьмилетней детей и подростков. школы. Она стала острее не Однако, имея некоторые по- только в педагогическом, но и ложительные результаты в на- социальном плане, родном 'образовании, область Во-п&овых, продолжается не достигает общесоюзных по- сокращение контингентов казателей по охвату молодежи сельской восьмилетней шко- средним образованием. Особен- Поэтому работа по ра. но отстают по развитию на- пионализации сети восьмилет- рбдного образования Грязин. школ очень важна и от- ский, Измалковский, Краснин- ветственна. ский, СтановлЯ'нский, Липец- Во-вторых, знания учащихся кий, Лев-Толстовский р.айоиы, г. Елец. Причина такого положения сельских восьмилетних школ пока ниже знаний их сверст­ ников в сельских средних и кроется в низком уровне ра- городских школах, боты многих школ, отсутствии В-третьих, самым высоким должной заботы о школе со является отсев детей из сель- стороны ряда партийных и со- восьмидётних школ, ветоких органов. В области В-четвеотых, педагогически- остается большим отсев уча- кадрами восьмилетние шко- щихся из школ, не выполняется обеспечены хуже, ниже ква- Закон о восьмилетием всеобу- лификация учителей, выше те- че. Это относится прежде все- кучесть. На работу сельских го к Становлянскому, Данков- восьмилетних школ влияют а скому, Липецкому, Краснинско- факторы субъективного поряд- му районам, руководители ко- К ним относятся, прежде торых не принимают необходи- всего, низкий уровень руковод- мых мер для осунЛетвления этими школами, всеобщего среднего образова- Поэтому восьмилетней шко- ния в девятой пятилетке. должно удедяться особое Липецкий район известен в внимание, области как экономически В завеошенин перехода ко сильный и растущий. Тем более всеобщему среднему образова- иельзя признать правомерным нню большая роль принадле- затянувшееся отставание Ли. жит вечерним и заочным шко- пецкого района по многим ве- «'^ам работающей молодежи. В дущим направлениям народно- них обучается свыше 18 тысяч го образования. Оно особенно молодых тружеников, план наглядно проявляется в срав- комплектования школ обла- вении с соседним Добровским стью выполняется, несколько районом. За 4 года пятилетки в сократился отсев учащихся. Добровском районе построено Повышение образовательно- эданий на 2500 ученических го уровня молодежи наиболее мест, в Липецком — лишь на успешно осуществляется на тех 970. В этом году Ли- предприятиях, где об этом пеикий район не сдал ни одной проявляется подлинно партий- школы. 25 процентов учащихся ная забота. Много лет подряд занимаются по вторую смену. этому вопросу большое внима- Несколько лет строится ия- иие уделяют руководители и териат пои Боринской средней общественные организации за- школе. Во многих школах не- водов , «Свободный сокол», «Гидроприводу «Эльта» и эле­ ментного, ряда производств Новолипецкого металлургиче­ ского завода, многих колхозов и совхозов. На Чаплыгннском агрегат­ ном заводе более 20 пройентов рабочих получили среднее об- ? азованне в вечерней школе. 1очти все мастера цехов и служб завода — выпускники школы. Однако в целом в области постановка вечернего и заочно­ го образования не может нас удовлетворить. Среди молодых рабочих области в возрасте до 29 лет многие не имеют сред­ него образования. Особенно много предстоит Сделать на селе, где сейчас учатся в системе вечернего и заочного образования лишь 14 процентов молодых тружени­ ков. Неудовлетворительно зани­ маются вопросами повышения образовательного уровня ра­ ботающей молодежи областное управление сельского хозяйст­ ва, производственное объеди­ нение совхозов, специализи­ рованные тресты, ГлавлипеЦ'К- строй, трест «Липецкеовхоз- строй». Руководитель каждого коллектива должен помнить, что от образовательного уров­ ня зависит степень квалифика­ ции работников, их подготов­ ленность к овладению новой техникой, современной техно­ логией производства, в конеч­ ном счете — рост производи­ тельности труда. Намного активнее должны заниматься повыше н и е м образования работающей мо­ лодежи обком ВЛКСМ и об­ ластной совет профсоюзов. Далее докладчик подчерк­ нул, что непреложным услови­ ем перехода ко всеобщему среднему образованию было и остается постоянное совершен­ ствование у<1ебно - воспита­ тельного процесса. Большинство учителей и многие педагогические кол­ лективы области успешно вы­ полняют Директивы XXIV съезда КПСС, добиваются прочных знаний учащихся, воспитывают подрастающее поколение в духе коммунизма, ведут большую политическую работу среди родителей и на­ селения. Сегодня примечательной чер­ той в деятельности многих пе­ дагогических коллективов ста­ новится успешное решение за­ дач полного перехода ко все­ общему среднему образова­ нию. Как правило, для таких коллективов характерна высо­ кая ответственность каждого члена за порученное дело, це­ леустремленность в совершен­ ствовании учебно-воспитатель­ ного процесса и творческий подход к решению задач, стоя­ щих перед школой. В таких коллективах осуществляется координация деятельности всех звеньев разумно, с у^^том возможностей каждого, рас­ пределены обязанности и по­ ручения, . организовано эф­ фективное взаимодействие между администрацией, проф­ союзной и партийной органи­ зациями, правильно подобраны и расставлены педагогические кадры. Учителям таких педа­ гогических коллективов прису. ще стремление к совершенст­ вованию своего идейно-поли-. тического уровня и педагоги­ ческого мастерства. На протяжении многих лет устойчиво добиваются хороших результатов в работе педаго­ гические коллективы • Камен­ ской средней школы Задонско­ го района, средней школы № I г. Лебедяни, второй Тербунской средней Н1КОЛЫ, Троекуровской школы-интерната Чаплыгин- ского района, ряда школ гг. Липецка и Ельца, Заха- ровской средней школы Во- ловского оайона и многих дру­ гих. Необходимо их опыт сде­ лать достоянием всех школ. Роль школы в вооружении учащихся знаниями должна неуклонно расти. Нельзя забы­ вать, что с каждым годом профессиональная подготовка молодежи будет строиться на все более высоком уровне фундаментальных знаний. Это неизбежное следствие научно- технической революции. Между тем во многих шко­ лах области продолжает оста­ ваться большим число второ­ годников, а качество знаний учащихся—низким. В области проводится *боль­ шая работа по подъему теоре­ тического уровня преподава­ ния, но продолжает сказывать­ ся недооценка политической направленности обучения. Ма­ ло делается, чтобы использо­ вать изучаемые научные зако- но<мерности для понимания принципов современного про­ изводства. Не преодолен раз­ рыв между теоретическим обу. чением и выработкой практи­ ческих умений и навыков уча- щихся. Задача школы состоит в том, чтобы воспитать молодое поколение в коммунистическом духе. Необходимо прививать ему не только стремление по­ лучить среднее образование, но и глубокое понимание того, что знания нужны молодому человеку для црактичоского участия в строительстве ком­ мунизма. Высокое чувство патриотизма. гражданствен- ность нормы коммунистической нравственности, беспредель­ ную преданность идеалам ком­ мунизма должна воспитать школа в каждом своем пи­ томце. Формирование новой лнчности осуществляется всем строем школьной жизни. Марк­ систско-ленинское мировоз­ зрение складывается под влия­ нием изучения всех школьных курсов. Но особое место принадле. жит преподаванию общест­ венных наук, В школах области проводит­ ся большая работа по идейно­ му воспитанию учащейся мо­ лодежи. Школьники изучают произведения В. И, , Ленина, документы нашей партии, вхо­ дящие теперь неотъемлемой составной частью в обязатель­ ные учебные программы. Идейное воспитание осуществ­ ляется в многообразных фор­ мах внеклассной работы, среди которых особенно важна роль Ленинского зачета, прочно во­ шедшего в практику комсо­ мольских организаций. Однако мы не можем прой­ ти мимо существенных недо­ статков в идейном воспитании учащихся и, в частности, в преподавании курсов истории и обществоведения. Главный из этих недостатков состоит в -разрыве между формальными знаниями и убеждениями мо­ лодых людей. В школах и средних учебных заведениях недостаточно уделяется внима­ ния актуальным проблемам развитого социалистического общества, пропаганде нашего советского образа жизни. Воспитание нового человека нашего общества происходит в условиях жестокой идеоло­ гической ^р ьбы с буржуазным миром. Наш идейный против­ ник использует все средства, чтобы привить молодежи ду­ ховные стандарты буржуазно­ го общества. Работники школы должны хорошо разбираться в»пробле- мах внутренней и внешней по­ литики партии, экономической и культурной жизни, связывать лролаганду марксистско-ленин­ ской теории, коммунистических идеалов с решением практнче- ских задач; с позиций марк­ сизма-ленинизма оценивать об. щественные явления, на прак­ тике отстаивать принципы со­ ветского патриотизма и про­ летарского интернационализ­ ма, последовательно и аргу. ментированно разоблачать бур­ жуазную и ревизионистскую идеологию. Наряду с идейночполитиче- с к и м , главной позицией в дея­ тельности школы является тру­ довое воспитание учащихся. По постановлению ЦК КПСС школы обязаны организовать трудовое допрофессиональное обучение. За последние годы в шко­ лах области поётроево и обо­ рудовано немало мастерских и кабинетов. На селе сложились педагогически целесообразные формы трудового воспитания в виде ученических производ­ ственных бригад и трудо-вых отрядов. С большим энтузиаз­ мом в трудовых отрядах рабо- тают и городские школьники. В ученических производст­ венных бригадах объединяется свыше 50 тысяч старшеклас­ сников сельских школ. В Долгоруковском районе между школами и хозяйства­ ми заключены договоры. Уче­ ническим бригадам выделены тракторы, автомобили, за ни­ ми закреплены агрономы, ин­ женеры, лучшие механизаторы- инструкторы. В школах обору­ дованы кабинеты машиноведе­ ния. В летнее время для чле­ нов ученических бригад созда­ ются палзточные лагеря и по­ левые станы. Школы этого района готовят ежегодно около 350 трактори- стов, 30 комбайнеров, 20 шо­ феров, около 100 полеводов и 180 мастеров машинного дое­ ния. Значительная часть выпу­ скников средних школ Долго- РУКОВСК01ГО района остается на работе В родных селах. Подобные примеры в прак­ тике сельских школ и хозяйств не единичны. Однако во многих школах трудовое обучение ведется ма­ лограмотно и неиеле(»аправлен- но, нет мастерских, кабинетов, оборудования и техники. 62 сельские шкойы готовят трак­ тористов, а тракторов не име­ ют. В Данковском районе толь­ ко одной Бигильдинской шко­ ле выделен трактор, но и он не пригоден к практической ез­ де. В Хлевенском районе более половины школ не имеют трак- торов и автомобилей. Л^ногие хозяйства области ежегодно меняют участки земли, выде­ ляемые школам, ведение се­ вооборота не практикуется. Материальная база многих школьных мае'Герских неудов­ летворительная. В них недо­ стает ■ станков, инструмента, приборов. Многие школы Дан- ковского, Измалковского, Ус- ма некого районов вообще не имеют мастерских. В создании материальной ба­ зы и осуществлении производ­ ственного обучения сельских школьников обязаны активно участвовать управление сель­ ского хозяйства, областное производственное объединение СОВ.ХОЗОВ и тресты совхозов, объединение «Сельхозтехника». Но они стоят в стороне от этого важного дела. На ряде предприятий г. Ли­ пецка, в строительных оогани- заниях недостает рабо'чих. Руководители предприятий ча­ сто сетуют на это. Но в горо­ де нет ни одного пеха на предприятиях, где трудовое обучение подростков могло бы сочетаться с производитель­ ным трудом. Неоправданно за­ тягивается в областном центре стройтельство межшкольного профессионального центра. Разговоры о профессиональ­ ной ориентации учащихся оста, нутся бесплодными, если не ^будет создано настоящих усло­ вий для участия подростков в производительном труде еще в период их пребЫ1вання в шко­ ле. , Какие результаты дает соче- тай1ие трудового обучения и профориентации с хорошо ор­ ганизованным шроиаводитель- ным трудом старшеклассников, показывают-судьбы многих вы­ пускников наших школ. Любовь к сельскохозяйствен­ ному труду и твердое желание посвятить ему свою жизнь со­ зрели V Валентины Григорьев­ ны Филичевой в ученической производственной б р и г а д е Жерновской средней школы Долгоруковского района. Се­ годня товарищ Филичева —- бригадир женской тракторной бригады совхоза «Долгоруков­ ский», депутат Верховного, Со­ вета РСФСР, член Централь­ ной ревизионной комиссия ВЛКСМ. Кудряшо® Владимир Кон­ стантинович, бывший член уче­ нической производственной бригады Пушкинской ■средней школы Добринского района, ныне — один из лучших шо­ феров совхоза' «Отрада». В уборочную страду этого годг^ т. Кудряшов перевез более 13 тысяч центнеров зерна. Работа в школьном строи­ тельно-ремонтном отряде по­ могла определить трудовой путь выпускникам школы-ин­ терната № 2 г, Липецка, кото­ рые всем классом пришли в трест «Лщхеикстрой» на строи­ тельство кислородно-конвер­ торного цеха № 2. Около трех тысяч старше­ классников области летом это­ го года работали механизато­ рами. Многие из них показали образцы подлинного трудового героизма. В воспитаний учащейся мо­ лодежи большая роль принад­ лежит комсомольским и пио- нерским организация)м школ. Они воспитывают ответствен­ ность за качество учебы, привлекают учащихся к ак­ тивной общественной деятель­ ности. Но мы не можем не заме­ чать и элементов формализма в их работе. Многие постанов­ ления и намеченные ‘?леропри- ятия зачастую остаются на бумаге. Часть учащихся, не увлеченная полезными делами, поддается влиянию улицы, до­ пускает нарушения правопо­ рядка. В области есть немало при­ меров содружества производ­ ственных коллективов с под­ шефными школами по воспита­ нию детей и подростков. Тесную связь со школами установили коллективы завода «Свободный сокол», многих цехов Новоли­ пецкого металлургического за ­ вода, колхозов «Заветы Лени­ на» Долгоруковского района;, «Россия» Хлевенского района и другие. Необходимо расши­ рять и укреплять дальше та­ кие связи, развивать наставни­ чество передовиков производ­ ства над учащейся молодежью. Обком, горкомы и райкомы ВЛКСМ слабо еще вникают в дела учебных заведений, не замечают фактов отсева детей из школ, плохо занимаются обучением работающей моло­ дежи, не используют широко наиболее эффективные формы по коммунистическому воспита­ нию .членов союза. В школах области работает более 13 тысяч учителей и воспитателей Каждый четвер­ тый учитель является комму­ нистом. Обеспеченность школ области учителями за последние годы улучшилась. Этому в значи­ тельной степени способствует интенсивный рост Липецкого и расширение Елецкого педин­ ститутов. Однако отдельные сельские районы обеспечены педагоги­ ческими кадрами недостаточно. Особенно неблагополучно об­ стоит дело в Усманском, Чап- лыгинском, Грязинском, Доб- ринском районах. Задача воспитания собствен­ ных педагогических кадро;в из числа выпускников местных школ для сельских районов продолжает оставаться острой и актуальной. За годы девятой пятилетки заметно улучшился качествен, ный состав учителей. Теперь среди преподавателей 4—10 классов городских школ (по основным предметам) — 94 процента имеют высшее обра­ зование. На селе таких педаго­ гов—71,3 г\роцента. Эти пока­ затели несколько выше обще­ союзных и республиканских. Но это общие показатели по области. А в таких районах,как Воловскнй, Лев-Толстовский, Хлевенский, число учителей с высшим образованием не до­ стигает и 60 процентов. Не ра­ стет или уменьшается число педагогов с высшим образова­ нием в Данковском, Липецком, Краснинском районах. Серьезную тревогу вызывает неукомплектованность восьмн- летннх школ квалифицирован­ ными кадрами. За годы девятой пятилетки заочные вузы закончили 650 учителей, в том числе 580 из сельских школ. Около * двух тысяч учатся сейчас на заоч- ных отделениях вузов. Однако около тысячи учителей сельских школ не имеют высшего обра­ зования и не,являются заочни­ ками. - Все это требует от партий­ ных, советских организаций, органов народного образования принятия конкретных мер по улучшению подготовки и пере­ подготовки педагогических кадров области. Одновременно необходимо более настойчиво решать зада­ чу по повышению образования специалистов народного хо­ зяйства, особенно среднего звена. Ясная программа работы с кадрами, в особенности с идео­ логическими, определена в по­ становлении . ПК КПСС «О подборе и воопитании идеоло­ гических кадров в партийной организации Белоруссии». Благодарен, почетен и сло­ жен труд народного учителя. Долг партийных, советских органов, профсоюзных органи­ заций, хозяйственных руково­ дителей—проявлять постоян­ ную заботу об учителе, прини­ мать практические меры к о>бе- спечеиию учителей квартирами,- систематически вести работу по идейному воспитанию учитель­ ства, создавать все условия для профессионального роста педагогов. Один из разделов доклада был посвящен укреплению ма­ териальной базы школ. За го­ ды пятилетки в области возве­ дено 60 новых школьных зда­ ний на 35 тысяч ученических мест, интернатов пои школах иа 1,6 тысячи учащихся, более 600* учительских семей получили благоустроенные квартиры. В Данковском районе з а ’4 года введено школьных зданий на 2600 мест, Усманском—па 2100, в Лебедянском—на 2600 учащихся. Это позволило в Данковском и , Лебедянском районах полностью заменить аварийные и приспособленные помещения новыми современ­ ными зданиями. Значительное расширение Школьной сети позволило пере­ вести На занятия в одну смену 80 процентов сельокик школ и 8 Школ г. Липецка. Однако существующая учеб­ но-материальная база МНОГИХ'* общеобразовательных школ все еще не отвечает современным ' требованиям и сдерживает рас-' ширеняе среднего образования. В городах подавляющее боль­ шинство ШКОЛ работает а две и даже три смены. Между тем руководителя ' многих , предприятий, в том числе тракторного завода, Главлн- пецкетроя, завода «Свободный сокол» и другие ке добивают­ ся в своих министерствах по­ ложительного решения вопроса о строительстве школ в райо­ нах застройки жилых домов. В трудных условиях работа­ ют многие сельские школы. В соответствии с постановле­ нием ЦК КПСС и Со(вета Ми­ нистров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло­ вий работы сельской общеоб­ разовательной школы» облис­ полком год то'му назад ут­ вердил комплексную програм­ му строительства объектов просвещения на селе. Однако эта программа по вводу в действие школ, инте.рнат01В и жилых , д-рмов. для учителей в совхозах реаV^изуется неудов­ летворительно. В , 1974 году предусматривалось ввести школ на 2500 мест’, но к 1 сентября вступиути в строй лишь две школы на 800 мест. По вине руководителей тре­ ста «Липецксовхозстрой» и СП ециалиаированных селъско - хозяйственных трестов сорван ввод школ в совхозах «Прав­ да», «Воловский», не начато строительство школ в сов.хбзах «Пальна-Михайловский», «За­ ря», приостановлено строи­ тельство школьных зданий в совхозах «Воронецкий» и «Хворостя,некий». Отдельные районы сорвали- выполнение социалистических обязате;^ьств по инициативно­ му строительству школ. Кол­ хозы Воловского, Краснинско- го, Измалко(вского, Хлевенско­ го районов не принимали в нем участия. Более пяти лет строится школа в с. Алексеев­ на Задонского района. Совхоз «Освобождение» никакой по­ мощи в ее строительстве не оказывает. Медленно ведет строительство Васильевской средней школы Воловского района откормсавхОз «Василь­ евский» за счет централизо­ ванных средств, Мно.гие сельские школы об­ ласти остро нуждаются в ин- тернат'ах. В Воловском, Елец­ ком районах интернатами обе­ спечены лишь 19 процентов учащихся, в Гряз'иноком—10, а по области—только третья часть. До конца десятой пятилетии в соответствии с постановлени­ ем ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР интернаты должны быть построены при каждой сельской средней и восьмилетней школе. В Лебедянском, Измалков- . ском, Усманском районах не­ допустимо плохо организован подвоз детей к школам. Нельзя мириться и с серьез­ ными недостатками в органи­ зации горячего питания детей. Сеть школьных столовых ра­ стет крайне медленно. В 40 школах нет даже буфетов (Хлевенский, Липецкий, Ста- новлянский, Задонский рай­ оны). Не везде используются воз- можиостч колхозных и совхоз­ ных стчэловых для питания школьников. Директор совхоза «Коробовский» В. Л. Ходяков, например, категорически эа- цретил кормить обедом уча­ щихся местной восьмилетней школы в совхозной столовой. Ненормальное п о л о ж е- нне объясняется безответст­ венным отношением облпотреб­ союза и облоно, их органов на местах к организации питания учащихся. Каждая школа должна иметь не менее 6 хорошо оборудованных кабинетов. В этой пятилетке многое сделано по созданию кабинетов в шко­ лах городов Липецка, Ельца, Грязей, Данкова, Добровского, Лебедянского районов. Однако почти половина сель­ ских школ не располагает ка­ бинетами, особенно остро нуждаются в них восьмилетние школы. Руководители и об­ щественные организации пред­ приятий, колхозов, совхозов должны оказать школам по­ мощь в этом деле. В нашей области в до­ школьных детских учрежде­ ниях воспитывается около б5 тысяч детей. Однако нельзя мириться с крупными недостатка м'Н в этом важном деле. Совершен­ но ненормально, что многие детские сады и ясли разме­ щаются в плохо приспособ­ ленных помещениях, В то же время такие круп­ ные предприятия, как заводы пусковых двигателей, «Центро- лит», станкостроительный, мя­ сокомбинат, трамвайно-трол­ лейбусное ■управление -идру­ гие, не имеют детских до­ школьных учреждений и ие строят их. Л|ипецкин горком КПСС и горисполком мирятся с тем, что планы строительства дошкольных учреждений из года в год не выполняются, некоторые сдаются с больши­ ми недоделками. Недопустимо затянулось строительство го р о д с к о г о Дворца пионеров в областном центре. Необходимо поправить со­ стояние дошкольных и вне­ школьных детских учреждений. Важными каналами осу- мцествления всеобщего средне- то образования я:вляются . средние специальные н про­ фессионально - те.хиич е с к и е учебные заведения. В этих учебных заведениях пол)Г1ают среднее образование более 40 процентов выпускиикбв 8-х классов. И роль их растет. С каждым годом будет увеличи­ ваться число професснональ- но-техиических училищ, даю­ щих молодым людям, Снаряду с рабочей профессией, закончен­ ное среднее ’образование. Если теперь в области 16 таких училищ из 34, то к 1980 году их будет 20. Расширится сеть технических училищ, дающих молодежи профессиональную подготовку на базе 10 классов. ■ Учебные заведения профес­ сионально - технического об­ разования являются важным поставщиком квалифициро­ ванных рабО'Ч1ИХ кадров. Толь­ ко в этой пятилетке они дадут народному хозяйству области 70 ТЫСЯЧ рабочих. Для разви­ тия профте.хучилищ делаатсл многое. Только за четыре года девятой пятилетки построено 5 и завершается строительство четырех новых комплексов, за­ метно улучшился состав кад- рО|В, особенно мастеров произ­ водственного обучения, все со­ вершеннее становится учебно- воспитательный процесс. Интересы дела требуют не только не ослаблять внимание к этим учебным заведениям, но постоянно усиливать его. Особенно много предстоит сде­ лать на селе. Сельская моло­ дежь составляет 59 процентов учащихся. Между тем на селе размещается всего 6 училищ из 34. Важной задачей является стрсуительство профессиональ- но-техннческнх училищ в каж­ дом районе области. Основную нагрузку по под­ готовке рабочих кадров сейчас несут одно, и двухгодичные училища. Их воспитанники не имеют среднего образования. Областное управление проф­ техобразования и облоно должны сделать все необходи­ мое, чтобы эти подростки про­ должали учиться и получили среднее обраэсувание. Средние специальные учеб­ ные заведения за годы девятой пятилетки выпустят около 25 тысяч .молодых специалистов для различных отраслей на­ родного хозяйства области. В них получают, среднее обра­ зование около 12 процентов выпускников 8-х классов. Но лгногне из них работают в две смены, не имеют общежитий, располагают слабой учебно- производстве.1ной базой. Толь­ ко два техникума из 18 разме­ щаются в хороших современ­ ных зданиях, В соответствии с постановлением ПК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совер­ шенствованию руководства средними специальными учеб, ными заведениями и об улуч­ шении качества подготовки специалистов со средним обра­ зованием» предстоит много сделать для обеспечения им необходимых условий. Особая ответственность воз­ лагается на областное управ­ ление сельского хозяйства,ко­ торое обязано организовать плодотворную работу в совхо­ зах-техникумах, создать нор­ мальные условия для работы Лебедянского и Задонского техникумов. Лучше должны заниматься техникумами облпотребсоюз, областные управления торгов­ ли и культуры, Новолипецкйй и тракторный заводы, Главли- пецкетрой, облздравотдел. Надо укреплять и расширять учебно-производственную ба­ зу, повышать качество учеб­ но-воспитательной работы до уровня современных требова­ ний. Область остро нуждается я кадрах среднего эвена. Раз­ витие средних специальных учебных заведений как важ­ ного канала осуществление?-'^ среднего образования к источника подготовки высо- коквалифицированных кадров для производства является кровным делом областной партийной организации. Общественность облает» практически многое делает для своевременро1ГО решения задачи осуществления всеобщего сред­ него образования. В области регулярно, через каждые дна года, проводятся съезды обще­ ственности по вопросам народ­ ного образования, которые оп­ ределили систему участия тру­ дящихся в развитии просвеще­ ния. Обогатились формы уча­ стия общественности в улучше­ нии народнолх) образования, в воопитании молодежи. Все­ мерной поддержки заслуживает работа сотен наставников, со­ ветов содействия семье и шко­ ле, депутатских групп советов по воспитанию детей и под­ ростков, ставшее традициоашы!^'—ч социалистическое, соревнование за лучшую подготовку школ «с началу учебного года. Задачи школ и лРУ^'И’^ учебных заведений усложняют­ ся и требуют более активного внимания советских, профсоюз­ ных и комсо.мольских органов. Между тем в деятельности не­ которых советских органов на местах отсутствует точный ана­ лиз работы школы, нет доста­ точного контроля за выполне­ нием принимаемых решений. 14 июня 1972 года облиспол­ ком принял решение «О трудо- ; •вом обучении и профессиональ- ■ ной ориентации учащихся в школах Левобережного района г. Липецка», в котором было записано: «Обязать руководите­ лей НЛМЗ, ЛТЗ, треста «Ли- пепкетрой» и других предприя­ тий выделить рабочие места в цехах для проведения практи­ ки учащихся 9—10 классов». ПрбшЛб два с половпиой гО'да. н о ' ни одного места ни одно предприятие не выделило. За такое отношение к выполнению рёшенйй советских органов ви­ новные должны строго наказы­ вался . ' ■ Вадачи, встающие перед учё(5!пьши заведениями, требуют еще большего внимания со сто- ронй партийных организаций. Бюро обкома КПСС системати­ чески обсуждает вопросы, свя­ занные с работой учебных за­ ведений и их партийных орга­ низаций. За последнее время обсуждены отчеты трех райко­ мов КПСС о выполнении по­ становлений партии по народ­ ному образоваашю, отчеты пер- вич)пых парторганизаций пер­ вой Тербунской средней школы и политехнического института, облоно и управления профтех-, образования по подбору и вос­ питанию кадров и другие. Пар­ тийные организации учебных заведений области окрепли, усилились их роль н влияние на дела школ, училищ и техни. кумов. В то же время отдельные райкомы и горкомы КПСС ред­ ко обсуждают вопросы, связан­ ные с деятельностью учебных заведений, их парторганизаций. Не обсуждали их в 1974 году Липецкий горко(М, Правобереж-. ный и Советский райкомы КПСС г. Липецка, Измалкрн- ский, Усманский, Чаплышнский райкомы партии. В октябре этого года бюро»*».' обкома КПСС заслушало отчет Становлянского райко'ма партии о работе по выполнению поста­ новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло­ вий работы сельской общеобра­ зовательной школы». Бюро от­ метило, наряду с некоторой положительной работой, серь­ езные иедостатки райкома в ру­ ководстве народньим образова­ нием. Недостатки в руководстве народным образованием, отм е ­ ченные в решении бк>ро обко­ ма по отчету Становлянского райкома, к сожалению, имеют место и в других районах. Вот почему бюро обкома со­ чло необходимым вынести этот вопрос на обсуждение партий­ ного актива, внимательно изу­ чить его и наметить такие ме­ ры, чтобы в завершающем году пятилетки обеспечить успешное , завершение перехода ко всеоб. щему среднему образованию, резко пооьнять качество учебной и воспитательной работы обще- Огбразо(ватель«он школы, сред­ них специальных учеб1гах за­ ведений и системы герофтехоб. разования. Наша область располагает квалифицированными ' кадра­ ми учителей, накоплен боль­ шой педагогический опыт в школах, труд многих педкол­ лективов получил широкое признание. Опираясь на пере- ДО'ВОЙ опыт лучших школ, тех­ никумов, профте.хучилищ, от­ дельных педагогов, мы можем и обязаны поднять все учи­ тельские коллективы, всю об­ щественность, наши партийные, советские, профсоюзные и ком- ' со.мольские организации на дальнейшее совершенствова­ ние обучения и воспитания Молодого поколения в духе требований исторических ре** шений XXIV съезда партав. (Окончание на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz