Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ * дмабр» т * N М 282 0^05!* СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ВСЕЙ МОЛОДЕЖИ С СОБРАНИЯ АКТИВА ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К«к уже сообщалось в «Ленинском знамения, в Липецке состоялось собрание актива областной партийной организа ции, обсудившее вопрос «О состоянии и ме^ах по осуществ лению всеобщего среднего образования молодежи в свете требований XXIV съезда партии», С докладом выступйл первый секретарь Липецкого обкома КПСС Г. П. ПАВЛОВ. П АРТИЯ не раз подчеркивала, — сказал Г. П. Пав лов, — что человек—главная ценность, самое большое бо гатство Страны Советов. Его всестороннее радвитие — про удовлетворительно организова. ны подвоз л горячее питание учащихся. Плохо осуществляется все общее среднее образование. Если в Добровсксм районе продолжают обучение в девя- граммная це.% партии. На тых классах 62 процента вы- службу этой благородной цели путников восьмых классов, то поставлены производство, на ука и культура, социальные и политические институты. «Ныне темпы обществен ного прогресса, — говорил Л. И. Брежнев в своем вы- в Липецком — лишь 48. В Ли пецком районе не растет число учителей с высшим образова нием. Вряд ли стоит доказывать, какой ущерб такое отношение ступлении перед избирателями к народному образованию на- Бауманского избирательного носит не только делу обучения округа г Москвы, — темпы и воспитания молодежи, но и нашего продвижения к комму- экономике района, перспективе низму все заметнее зависят от его развития, интеллектуального потенциала В Краснинском районе са- обшества, от развития культу- мый острый в области недоста- ры, научи, образования... . ток работников сельскохозяй- Благодаря успехам просве- ственного производства. В щения уже сегодня советский колхозах и ссувхозах недостает народ смело может быть наз-"^ механизаторов, работников ван одним из самых образо- животноводства, строителей, ванных народо.в в мире». М^жду тем в этом районе из В решениях XXIV съезда села уходит много молодежи, партии записано: «Съезд счи- оканчивающей школу. В теку- тает главной задачей дальней- щем году закончили средние шее совершенствование всей школы 218 человек, а оста- системы образования в соот- лись в районе 35 (16 процен- ветствии с потребностями раз- тоэ). Подобное положение на- вития экономики, науки и блюдалось и в прошлые годы, культуры, научно-технической Некоторые товарищи склон- революции. ны объяснить такое положение ...В ново;*1 пятилетии обес- общей тенденцией отлива сель- печить полный переход ко все- ского населения в города. Та- общему среднему образованию кая тенденция действительно молодежи. принять меры к есть. Но, к примеру, в Тербун- дальнейшему укреплению ма. ском районе в этом году за- териальной базы общеобразо- кончили средние школы 385 нательной школы; поднять ка- юношей и девушек, из них 197 чество обучения школьников, остались в родных селах. Это активнее и целеустремленнее составляет 50 процентов, гртовить их к общественно в отличие от 16 в Краснинском полезному труду». районе. Дело, как видите, в В принятых Центральным разных уровнях руководства Комитетом КПСС и Советом народным образованием, в раз- Министров СССР после XXIV ном отношении к Школе. В съезда партии постановлениях Тербунском районе в 'Средних «О завершении перехода кО школах, как правило, созданы всеобщему среднему образова. условия че только для реше нию молодежи и дальнейшем ния образовательно-воспита- развйтии общеобразовательной тельных задач, но и для дей- школы», «О дальнейшем со- ственной профессиональной вершенствовании системы про- ориентации школьни1КОв, Мно- фессионально - технического гие учащиеся до^ окончания образования», «О мерах по школы получают,- наряду с дальнейшему улучшению уело- общеобэазовательнЫ1Ми знани- вий работы сельской обшеоб- ями, знания оашв сельскохо- разовательной школы», «О ме- зяйственного производства н рах по дальнейшему совершен- практические навыки вождения ствованию высшего образова- машин. ния в стране» намечена ши- Этого лишено большинство рокая программа комплексного учащихся старших классов развития и совершенствования Краснинско.го района, где ПЙ народного образования, всех одна средняя школа не имеет его звеньев. трактора или автомобиля, при- Выполняя указания XXIV годных к практической езде. съезда КПСС, партийные, со ветские организации и органы народного образования обла сти вместе со всем учительст вом проводят значительную ра боту по осуществлению всеоб- Специалисты сельского хозяй ства — редкие гости в школах. Руководители районов не могут не видеть прямой связи между состоянием всего дела народного образования в рай щего среднего образования, оне, мерами по закреплению За четыре года пяти летки в полтора раза сократи- молодежи на селе и судьбой экономики хозяйств, перепек- лось число второгодников, а в тивного их развития, абсолютном большинстве школ Осуществление задач, опре- массовое второгодничество деленных постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальней шему улучшению условий ра боты сельской общеобразова тельной школы», должно быть ликвидировано. На основе совершенствова ния учебно - воспитательного процесса произошло сокраще яие отсе'^а учащихся из 1—8 предмегом особой заботы пар- классов н улучшилось выпол- тийных, советских и хоэяйст- нение Закона о восьмилетием венных органов, работников всеобуче. Если в 1970 году в народного образования и об- установленные сроки 8 классов шественности. Особенно важно, окончили 927 детей из тысячи, чтобы осуществление этих мер то в 1974 году—963 человека. сопровождалось уже сегодня Это в свою очередь позволи- совершенствованием содержа ло добиться расширения сред- ^ия деятельности сельских него образования. школ. Здесь много еще не ре- В 1970 году в девятые клас- шейных проблем-^и стронтель- сы поступили 52 процента уча- ство новых школ, пришкольных шихся восьмых классов, а в интернатов, и оборудование 1974 году—58,2 процента. Из кабинетов, организация горя- года в год растет число моло- чего питания, и подвоз школь- дежи, получающей среднее ников, строительство квартир образование. В этом году все- учителей и др. ми формами среднего образо- Важное место занимает про- вания охвачено 93 процента блема сельской восьмилетней детей и подростков. школы. Она стала острее не Однако, имея некоторые по- только в педагогическом, но и ложительные результаты в на- социальном плане, родном 'образовании, область Во-п&овых, продолжается не достигает общесоюзных по- сокращение контингентов казателей по охвату молодежи сельской восьмилетней шко- средним образованием. Особен- Поэтому работа по ра. но отстают по развитию на- пионализации сети восьмилет- рбдного образования Грязин. школ очень важна и от- ский, Измалковский, Краснин- ветственна. ский, СтановлЯ'нский, Липец- Во-вторых, знания учащихся кий, Лев-Толстовский р.айоиы, г. Елец. Причина такого положения сельских восьмилетних школ пока ниже знаний их сверст ников в сельских средних и кроется в низком уровне ра- городских школах, боты многих школ, отсутствии В-третьих, самым высоким должной заботы о школе со является отсев детей из сель- стороны ряда партийных и со- восьмидётних школ, ветоких органов. В области В-четвеотых, педагогически- остается большим отсев уча- кадрами восьмилетние шко- щихся из школ, не выполняется обеспечены хуже, ниже ква- Закон о восьмилетием всеобу- лификация учителей, выше те- че. Это относится прежде все- кучесть. На работу сельских го к Становлянскому, Данков- восьмилетних школ влияют а скому, Липецкому, Краснинско- факторы субъективного поряд- му районам, руководители ко- К ним относятся, прежде торых не принимают необходи- всего, низкий уровень руковод- мых мер для осунЛетвления этими школами, всеобщего среднего образова- Поэтому восьмилетней шко- ния в девятой пятилетке. должно удедяться особое Липецкий район известен в внимание, области как экономически В завеошенин перехода ко сильный и растущий. Тем более всеобщему среднему образова- иельзя признать правомерным нню большая роль принадле- затянувшееся отставание Ли. жит вечерним и заочным шко- пецкого района по многим ве- «'^ам работающей молодежи. В дущим направлениям народно- них обучается свыше 18 тысяч го образования. Оно особенно молодых тружеников, план наглядно проявляется в срав- комплектования школ обла- вении с соседним Добровским стью выполняется, несколько районом. За 4 года пятилетки в сократился отсев учащихся. Добровском районе построено Повышение образовательно- эданий на 2500 ученических го уровня молодежи наиболее мест, в Липецком — лишь на успешно осуществляется на тех 970. В этом году Ли- предприятиях, где об этом пеикий район не сдал ни одной проявляется подлинно партий- школы. 25 процентов учащихся ная забота. Много лет подряд занимаются по вторую смену. этому вопросу большое внима- Несколько лет строится ия- иие уделяют руководители и териат пои Боринской средней общественные организации за- школе. Во многих школах не- водов , «Свободный сокол», «Гидроприводу «Эльта» и эле ментного, ряда производств Новолипецкого металлургиче ского завода, многих колхозов и совхозов. На Чаплыгннском агрегат ном заводе более 20 пройентов рабочих получили среднее об- ? азованне в вечерней школе. 1очти все мастера цехов и служб завода — выпускники школы. Однако в целом в области постановка вечернего и заочно го образования не может нас удовлетворить. Среди молодых рабочих области в возрасте до 29 лет многие не имеют сред него образования. Особенно много предстоит Сделать на селе, где сейчас учатся в системе вечернего и заочного образования лишь 14 процентов молодых тружени ков. Неудовлетворительно зани маются вопросами повышения образовательного уровня ра ботающей молодежи областное управление сельского хозяйст ва, производственное объеди нение совхозов, специализи рованные тресты, ГлавлипеЦ'К- строй, трест «Липецкеовхоз- строй». Руководитель каждого коллектива должен помнить, что от образовательного уров ня зависит степень квалифика ции работников, их подготов ленность к овладению новой техникой, современной техно логией производства, в конеч ном счете — рост производи тельности труда. Намного активнее должны заниматься повыше н и е м образования работающей мо лодежи обком ВЛКСМ и об ластной совет профсоюзов. Далее докладчик подчерк нул, что непреложным услови ем перехода ко всеобщему среднему образованию было и остается постоянное совершен ствование у<1ебно - воспита тельного процесса. Большинство учителей и многие педагогические кол лективы области успешно вы полняют Директивы XXIV съезда КПСС, добиваются прочных знаний учащихся, воспитывают подрастающее поколение в духе коммунизма, ведут большую политическую работу среди родителей и на селения. Сегодня примечательной чер той в деятельности многих пе дагогических коллективов ста новится успешное решение за дач полного перехода ко все общему среднему образова нию. Как правило, для таких коллективов характерна высо кая ответственность каждого члена за порученное дело, це леустремленность в совершен ствовании учебно-воспитатель ного процесса и творческий подход к решению задач, стоя щих перед школой. В таких коллективах осуществляется координация деятельности всех звеньев разумно, с у^^том возможностей каждого, рас пределены обязанности и по ручения, . организовано эф фективное взаимодействие между администрацией, проф союзной и партийной органи зациями, правильно подобраны и расставлены педагогические кадры. Учителям таких педа гогических коллективов прису. ще стремление к совершенст вованию своего идейно-поли-. тического уровня и педагоги ческого мастерства. На протяжении многих лет устойчиво добиваются хороших результатов в работе педаго гические коллективы • Камен ской средней школы Задонско го района, средней школы № I г. Лебедяни, второй Тербунской средней Н1КОЛЫ, Троекуровской школы-интерната Чаплыгин- ского района, ряда школ гг. Липецка и Ельца, Заха- ровской средней школы Во- ловского оайона и многих дру гих. Необходимо их опыт сде лать достоянием всех школ. Роль школы в вооружении учащихся знаниями должна неуклонно расти. Нельзя забы вать, что с каждым годом профессиональная подготовка молодежи будет строиться на все более высоком уровне фундаментальных знаний. Это неизбежное следствие научно- технической революции. Между тем во многих шко лах области продолжает оста ваться большим число второ годников, а качество знаний учащихся—низким. В области проводится *боль шая работа по подъему теоре тического уровня преподава ния, но продолжает сказывать ся недооценка политической направленности обучения. Ма ло делается, чтобы использо вать изучаемые научные зако- но<мерности для понимания принципов современного про изводства. Не преодолен раз рыв между теоретическим обу. чением и выработкой практи ческих умений и навыков уча- щихся. Задача школы состоит в том, чтобы воспитать молодое поколение в коммунистическом духе. Необходимо прививать ему не только стремление по лучить среднее образование, но и глубокое понимание того, что знания нужны молодому человеку для црактичоского участия в строительстве ком мунизма. Высокое чувство патриотизма. гражданствен- ность нормы коммунистической нравственности, беспредель ную преданность идеалам ком мунизма должна воспитать школа в каждом своем пи томце. Формирование новой лнчности осуществляется всем строем школьной жизни. Марк систско-ленинское мировоз зрение складывается под влия нием изучения всех школьных курсов. Но особое место принадле. жит преподаванию общест венных наук, В школах области проводит ся большая работа по идейно му воспитанию учащейся мо лодежи. Школьники изучают произведения В. И, , Ленина, документы нашей партии, вхо дящие теперь неотъемлемой составной частью в обязатель ные учебные программы. Идейное воспитание осуществ ляется в многообразных фор мах внеклассной работы, среди которых особенно важна роль Ленинского зачета, прочно во шедшего в практику комсо мольских организаций. Однако мы не можем прой ти мимо существенных недо статков в идейном воспитании учащихся и, в частности, в преподавании курсов истории и обществоведения. Главный из этих недостатков состоит в -разрыве между формальными знаниями и убеждениями мо лодых людей. В школах и средних учебных заведениях недостаточно уделяется внима ния актуальным проблемам развитого социалистического общества, пропаганде нашего советского образа жизни. Воспитание нового человека нашего общества происходит в условиях жестокой идеоло гической ^р ьбы с буржуазным миром. Наш идейный против ник использует все средства, чтобы привить молодежи ду ховные стандарты буржуазно го общества. Работники школы должны хорошо разбираться в»пробле- мах внутренней и внешней по литики партии, экономической и культурной жизни, связывать лролаганду марксистско-ленин ской теории, коммунистических идеалов с решением практнче- ских задач; с позиций марк сизма-ленинизма оценивать об. щественные явления, на прак тике отстаивать принципы со ветского патриотизма и про летарского интернационализ ма, последовательно и аргу. ментированно разоблачать бур жуазную и ревизионистскую идеологию. Наряду с идейночполитиче- с к и м , главной позицией в дея тельности школы является тру довое воспитание учащихся. По постановлению ЦК КПСС школы обязаны организовать трудовое допрофессиональное обучение. За последние годы в шко лах области поётроево и обо рудовано немало мастерских и кабинетов. На селе сложились педагогически целесообразные формы трудового воспитания в виде ученических производ ственных бригад и трудо-вых отрядов. С большим энтузиаз мом в трудовых отрядах рабо- тают и городские школьники. В ученических производст венных бригадах объединяется свыше 50 тысяч старшеклас сников сельских школ. В Долгоруковском районе между школами и хозяйства ми заключены договоры. Уче ническим бригадам выделены тракторы, автомобили, за ни ми закреплены агрономы, ин женеры, лучшие механизаторы- инструкторы. В школах обору дованы кабинеты машиноведе ния. В летнее время для чле нов ученических бригад созда ются палзточные лагеря и по левые станы. Школы этого района готовят ежегодно около 350 трактори- стов, 30 комбайнеров, 20 шо феров, около 100 полеводов и 180 мастеров машинного дое ния. Значительная часть выпу скников средних школ Долго- РУКОВСК01ГО района остается на работе В родных селах. Подобные примеры в прак тике сельских школ и хозяйств не единичны. Однако во многих школах трудовое обучение ведется ма лограмотно и неиеле(»аправлен- но, нет мастерских, кабинетов, оборудования и техники. 62 сельские шкойы готовят трак тористов, а тракторов не име ют. В Данковском районе толь ко одной Бигильдинской шко ле выделен трактор, но и он не пригоден к практической ез де. В Хлевенском районе более половины школ не имеют трак- торов и автомобилей. Л^ногие хозяйства области ежегодно меняют участки земли, выде ляемые школам, ведение се вооборота не практикуется. Материальная база многих школьных мае'Герских неудов летворительная. В них недо стает ■ станков, инструмента, приборов. Многие школы Дан- ковского, Измалковского, Ус- ма некого районов вообще не имеют мастерских. В создании материальной ба зы и осуществлении производ ственного обучения сельских школьников обязаны активно участвовать управление сель ского хозяйства, областное производственное объединение СОВ.ХОЗОВ и тресты совхозов, объединение «Сельхозтехника». Но они стоят в стороне от этого важного дела. На ряде предприятий г. Ли пецка, в строительных оогани- заниях недостает рабо'чих. Руководители предприятий ча сто сетуют на это. Но в горо де нет ни одного пеха на предприятиях, где трудовое обучение подростков могло бы сочетаться с производитель ным трудом. Неоправданно за тягивается в областном центре стройтельство межшкольного профессионального центра. Разговоры о профессиональ ной ориентации учащихся оста, нутся бесплодными, если не ^будет создано настоящих усло вий для участия подростков в производительном труде еще в период их пребЫ1вання в шко ле. , Какие результаты дает соче- тай1ие трудового обучения и профориентации с хорошо ор ганизованным шроиаводитель- ным трудом старшеклассников, показывают-судьбы многих вы пускников наших школ. Любовь к сельскохозяйствен ному труду и твердое желание посвятить ему свою жизнь со зрели V Валентины Григорьев ны Филичевой в ученической производственной б р и г а д е Жерновской средней школы Долгоруковского района. Се годня товарищ Филичева —- бригадир женской тракторной бригады совхоза «Долгоруков ский», депутат Верховного, Со вета РСФСР, член Централь ной ревизионной комиссия ВЛКСМ. Кудряшо® Владимир Кон стантинович, бывший член уче нической производственной бригады Пушкинской ■средней школы Добринского района, ныне — один из лучших шо феров совхоза' «Отрада». В уборочную страду этого годг^ т. Кудряшов перевез более 13 тысяч центнеров зерна. Работа в школьном строи тельно-ремонтном отряде по могла определить трудовой путь выпускникам школы-ин терната № 2 г, Липецка, кото рые всем классом пришли в трест «Лщхеикстрой» на строи тельство кислородно-конвер торного цеха № 2. Около трех тысяч старше классников области летом это го года работали механизато рами. Многие из них показали образцы подлинного трудового героизма. В воспитаний учащейся мо лодежи большая роль принад лежит комсомольским и пио- нерским организация)м школ. Они воспитывают ответствен ность за качество учебы, привлекают учащихся к ак тивной общественной деятель ности. Но мы не можем не заме чать и элементов формализма в их работе. Многие постанов ления и намеченные ‘?леропри- ятия зачастую остаются на бумаге. Часть учащихся, не увлеченная полезными делами, поддается влиянию улицы, до пускает нарушения правопо рядка. В области есть немало при меров содружества производ ственных коллективов с под шефными школами по воспита нию детей и подростков. Тесную связь со школами установили коллективы завода «Свободный сокол», многих цехов Новоли пецкого металлургического за вода, колхозов «Заветы Лени на» Долгоруковского района;, «Россия» Хлевенского района и другие. Необходимо расши рять и укреплять дальше та кие связи, развивать наставни чество передовиков производ ства над учащейся молодежью. Обком, горкомы и райкомы ВЛКСМ слабо еще вникают в дела учебных заведений, не замечают фактов отсева детей из школ, плохо занимаются обучением работающей моло дежи, не используют широко наиболее эффективные формы по коммунистическому воспита нию .членов союза. В школах области работает более 13 тысяч учителей и воспитателей Каждый четвер тый учитель является комму нистом. Обеспеченность школ области учителями за последние годы улучшилась. Этому в значи тельной степени способствует интенсивный рост Липецкого и расширение Елецкого педин ститутов. Однако отдельные сельские районы обеспечены педагоги ческими кадрами недостаточно. Особенно неблагополучно об стоит дело в Усманском, Чап- лыгинском, Грязинском, Доб- ринском районах. Задача воспитания собствен ных педагогических кадро;в из числа выпускников местных школ для сельских районов продолжает оставаться острой и актуальной. За годы девятой пятилетки заметно улучшился качествен, ный состав учителей. Теперь среди преподавателей 4—10 классов городских школ (по основным предметам) — 94 процента имеют высшее обра зование. На селе таких педаго гов—71,3 г\роцента. Эти пока затели несколько выше обще союзных и республиканских. Но это общие показатели по области. А в таких районах,как Воловскнй, Лев-Толстовский, Хлевенский, число учителей с высшим образованием не до стигает и 60 процентов. Не ра стет или уменьшается число педагогов с высшим образова нием в Данковском, Липецком, Краснинском районах. Серьезную тревогу вызывает неукомплектованность восьмн- летннх школ квалифицирован ными кадрами. За годы девятой пятилетки заочные вузы закончили 650 учителей, в том числе 580 из сельских школ. Около * двух тысяч учатся сейчас на заоч- ных отделениях вузов. Однако около тысячи учителей сельских школ не имеют высшего обра зования и не,являются заочни ками. - Все это требует от партий ных, советских организаций, органов народного образования принятия конкретных мер по улучшению подготовки и пере подготовки педагогических кадров области. Одновременно необходимо более настойчиво решать зада чу по повышению образования специалистов народного хо зяйства, особенно среднего звена. Ясная программа работы с кадрами, в особенности с идео логическими, определена в по становлении . ПК КПСС «О подборе и воопитании идеоло гических кадров в партийной организации Белоруссии». Благодарен, почетен и сло жен труд народного учителя. Долг партийных, советских органов, профсоюзных органи заций, хозяйственных руково дителей—проявлять постоян ную заботу об учителе, прини мать практические меры к о>бе- спечеиию учителей квартирами,- систематически вести работу по идейному воспитанию учитель ства, создавать все условия для профессионального роста педагогов. Один из разделов доклада был посвящен укреплению ма териальной базы школ. За го ды пятилетки в области возве дено 60 новых школьных зда ний на 35 тысяч ученических мест, интернатов пои школах иа 1,6 тысячи учащихся, более 600* учительских семей получили благоустроенные квартиры. В Данковском районе з а ’4 года введено школьных зданий на 2600 мест, Усманском—па 2100, в Лебедянском—на 2600 учащихся. Это позволило в Данковском и , Лебедянском районах полностью заменить аварийные и приспособленные помещения новыми современ ными зданиями. Значительное расширение Школьной сети позволило пере вести На занятия в одну смену 80 процентов сельокик школ и 8 Школ г. Липецка. Однако существующая учеб но-материальная база МНОГИХ'* общеобразовательных школ все еще не отвечает современным ' требованиям и сдерживает рас-' ширеняе среднего образования. В городах подавляющее боль шинство ШКОЛ работает а две и даже три смены. Между тем руководителя ' многих , предприятий, в том числе тракторного завода, Главлн- пецкетроя, завода «Свободный сокол» и другие ке добивают ся в своих министерствах по ложительного решения вопроса о строительстве школ в райо нах застройки жилых домов. В трудных условиях работа ют многие сельские школы. В соответствии с постановле нием ЦК КПСС и Со(вета Ми нистров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло вий работы сельской общеоб разовательной школы» облис полком год то'му назад ут вердил комплексную програм му строительства объектов просвещения на селе. Однако эта программа по вводу в действие школ, инте.рнат01В и жилых , д-рмов. для учителей в совхозах реаV^изуется неудов летворительно. В , 1974 году предусматривалось ввести школ на 2500 мест’, но к 1 сентября вступиути в строй лишь две школы на 800 мест. По вине руководителей тре ста «Липецксовхозстрой» и СП ециалиаированных селъско - хозяйственных трестов сорван ввод школ в совхозах «Прав да», «Воловский», не начато строительство школ в сов.хбзах «Пальна-Михайловский», «За ря», приостановлено строи тельство школьных зданий в совхозах «Воронецкий» и «Хворостя,некий». Отдельные районы сорвали- выполнение социалистических обязате;^ьств по инициативно му строительству школ. Кол хозы Воловского, Краснинско- го, Измалко(вского, Хлевенско го районов не принимали в нем участия. Более пяти лет строится школа в с. Алексеев на Задонского района. Совхоз «Освобождение» никакой по мощи в ее строительстве не оказывает. Медленно ведет строительство Васильевской средней школы Воловского района откормсавхОз «Василь евский» за счет централизо ванных средств, Мно.гие сельские школы об ласти остро нуждаются в ин- тернат'ах. В Воловском, Елец ком районах интернатами обе спечены лишь 19 процентов учащихся, в Гряз'иноком—10, а по области—только третья часть. До конца десятой пятилетии в соответствии с постановлени ем ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР интернаты должны быть построены при каждой сельской средней и восьмилетней школе. В Лебедянском, Измалков- . ском, Усманском районах не допустимо плохо организован подвоз детей к школам. Нельзя мириться и с серьез ными недостатками в органи зации горячего питания детей. Сеть школьных столовых ра стет крайне медленно. В 40 школах нет даже буфетов (Хлевенский, Липецкий, Ста- новлянский, Задонский рай оны). Не везде используются воз- можиостч колхозных и совхоз ных стчэловых для питания школьников. Директор совхоза «Коробовский» В. Л. Ходяков, например, категорически эа- цретил кормить обедом уча щихся местной восьмилетней школы в совхозной столовой. Ненормальное п о л о ж е- нне объясняется безответст венным отношением облпотреб союза и облоно, их органов на местах к организации питания учащихся. Каждая школа должна иметь не менее 6 хорошо оборудованных кабинетов. В этой пятилетке многое сделано по созданию кабинетов в шко лах городов Липецка, Ельца, Грязей, Данкова, Добровского, Лебедянского районов. Однако почти половина сель ских школ не располагает ка бинетами, особенно остро нуждаются в них восьмилетние школы. Руководители и об щественные организации пред приятий, колхозов, совхозов должны оказать школам по мощь в этом деле. В нашей области в до школьных детских учрежде ниях воспитывается около б5 тысяч детей. Однако нельзя мириться с крупными недостатка м'Н в этом важном деле. Совершен но ненормально, что многие детские сады и ясли разме щаются в плохо приспособ ленных помещениях, В то же время такие круп ные предприятия, как заводы пусковых двигателей, «Центро- лит», станкостроительный, мя сокомбинат, трамвайно-трол лейбусное ■управление -идру гие, не имеют детских до школьных учреждений и ие строят их. Л|ипецкин горком КПСС и горисполком мирятся с тем, что планы строительства дошкольных учреждений из года в год не выполняются, некоторые сдаются с больши ми недоделками. Недопустимо затянулось строительство го р о д с к о г о Дворца пионеров в областном центре. Необходимо поправить со стояние дошкольных и вне школьных детских учреждений. Важными каналами осу- мцествления всеобщего средне- то образования я:вляются . средние специальные н про фессионально - те.хиич е с к и е учебные заведения. В этих учебных заведениях пол)Г1ают среднее образование более 40 процентов выпускиикбв 8-х классов. И роль их растет. С каждым годом будет увеличи ваться число професснональ- но-техиических училищ, даю щих молодым людям, Снаряду с рабочей профессией, закончен ное среднее ’образование. Если теперь в области 16 таких училищ из 34, то к 1980 году их будет 20. Расширится сеть технических училищ, дающих молодежи профессиональную подготовку на базе 10 классов. ■ Учебные заведения профес сионально - технического об разования являются важным поставщиком квалифициро ванных рабО'Ч1ИХ кадров. Толь ко в этой пятилетке они дадут народному хозяйству области 70 ТЫСЯЧ рабочих. Для разви тия профте.хучилищ делаатсл многое. Только за четыре года девятой пятилетки построено 5 и завершается строительство четырех новых комплексов, за метно улучшился состав кад- рО|В, особенно мастеров произ водственного обучения, все со вершеннее становится учебно- воспитательный процесс. Интересы дела требуют не только не ослаблять внимание к этим учебным заведениям, но постоянно усиливать его. Особенно много предстоит сде лать на селе. Сельская моло дежь составляет 59 процентов учащихся. Между тем на селе размещается всего 6 училищ из 34. Важной задачей является стрсуительство профессиональ- но-техннческнх училищ в каж дом районе области. Основную нагрузку по под готовке рабочих кадров сейчас несут одно, и двухгодичные училища. Их воспитанники не имеют среднего образования. Областное управление проф техобразования и облоно должны сделать все необходи мое, чтобы эти подростки про должали учиться и получили среднее обраэсувание. Средние специальные учеб ные заведения за годы девятой пятилетки выпустят около 25 тысяч .молодых специалистов для различных отраслей на родного хозяйства области. В них получают, среднее обра зование около 12 процентов выпускников 8-х классов. Но лгногне из них работают в две смены, не имеют общежитий, располагают слабой учебно- производстве.1ной базой. Толь ко два техникума из 18 разме щаются в хороших современ ных зданиях, В соответствии с постановлением ПК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совер шенствованию руководства средними специальными учеб, ными заведениями и об улуч шении качества подготовки специалистов со средним обра зованием» предстоит много сделать для обеспечения им необходимых условий. Особая ответственность воз лагается на областное управ ление сельского хозяйства,ко торое обязано организовать плодотворную работу в совхо зах-техникумах, создать нор мальные условия для работы Лебедянского и Задонского техникумов. Лучше должны заниматься техникумами облпотребсоюз, областные управления торгов ли и культуры, Новолипецкйй и тракторный заводы, Главли- пецкетрой, облздравотдел. Надо укреплять и расширять учебно-производственную ба зу, повышать качество учеб но-воспитательной работы до уровня современных требова ний. Область остро нуждается я кадрах среднего эвена. Раз витие средних специальных учебных заведений как важ ного канала осуществление?-'^ среднего образования к источника подготовки высо- коквалифицированных кадров для производства является кровным делом областной партийной организации. Общественность облает» практически многое делает для своевременро1ГО решения задачи осуществления всеобщего сред него образования. В области регулярно, через каждые дна года, проводятся съезды обще ственности по вопросам народ ного образования, которые оп ределили систему участия тру дящихся в развитии просвеще ния. Обогатились формы уча стия общественности в улучше нии народнолх) образования, в воопитании молодежи. Все мерной поддержки заслуживает работа сотен наставников, со ветов содействия семье и шко ле, депутатских групп советов по воспитанию детей и под ростков, ставшее традициоашы!^'—ч социалистическое, соревнование за лучшую подготовку школ «с началу учебного года. Задачи школ и лРУ^'И’^ учебных заведений усложняют ся и требуют более активного внимания советских, профсоюз ных и комсо.мольских органов. Между тем в деятельности не которых советских органов на местах отсутствует точный ана лиз работы школы, нет доста точного контроля за выполне нием принимаемых решений. 14 июня 1972 года облиспол ком принял решение «О трудо- ; •вом обучении и профессиональ- ■ ной ориентации учащихся в школах Левобережного района г. Липецка», в котором было записано: «Обязать руководите лей НЛМЗ, ЛТЗ, треста «Ли- пепкетрой» и других предприя тий выделить рабочие места в цехах для проведения практи ки учащихся 9—10 классов». ПрбшЛб два с половпиой гО'да. н о ' ни одного места ни одно предприятие не выделило. За такое отношение к выполнению рёшенйй советских органов ви новные должны строго наказы вался . ' ■ Вадачи, встающие перед учё(5!пьши заведениями, требуют еще большего внимания со сто- ронй партийных организаций. Бюро обкома КПСС системати чески обсуждает вопросы, свя занные с работой учебных за ведений и их партийных орга низаций. За последнее время обсуждены отчеты трех райко мов КПСС о выполнении по становлений партии по народ ному образоваашю, отчеты пер- вич)пых парторганизаций пер вой Тербунской средней школы и политехнического института, облоно и управления профтех-, образования по подбору и вос питанию кадров и другие. Пар тийные организации учебных заведений области окрепли, усилились их роль н влияние на дела школ, училищ и техни. кумов. В то же время отдельные райкомы и горкомы КПСС ред ко обсуждают вопросы, связан ные с деятельностью учебных заведений, их парторганизаций. Не обсуждали их в 1974 году Липецкий горко(М, Правобереж-. ный и Советский райкомы КПСС г. Липецка, Измалкрн- ский, Усманский, Чаплышнский райкомы партии. В октябре этого года бюро»*».' обкома КПСС заслушало отчет Становлянского райко'ма партии о работе по выполнению поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло вий работы сельской общеобра зовательной школы». Бюро от метило, наряду с некоторой положительной работой, серь езные иедостатки райкома в ру ководстве народньим образова нием. Недостатки в руководстве народным образованием, отм е ченные в решении бк>ро обко ма по отчету Становлянского райкома, к сожалению, имеют место и в других районах. Вот почему бюро обкома со чло необходимым вынести этот вопрос на обсуждение партий ного актива, внимательно изу чить его и наметить такие ме ры, чтобы в завершающем году пятилетки обеспечить успешное , завершение перехода ко всеоб. щему среднему образованию, резко пооьнять качество учебной и воспитательной работы обще- Огбразо(ватель«он школы, сред них специальных учеб1гах за ведений и системы герофтехоб. разования. Наша область располагает квалифицированными ' кадра ми учителей, накоплен боль шой педагогический опыт в школах, труд многих педкол лективов получил широкое признание. Опираясь на пере- ДО'ВОЙ опыт лучших школ, тех никумов, профте.хучилищ, от дельных педагогов, мы можем и обязаны поднять все учи тельские коллективы, всю об щественность, наши партийные, советские, профсоюзные и ком- ' со.мольские организации на дальнейшее совершенствова ние обучения и воспитания Молодого поколения в духе требований исторических ре** шений XXIV съезда партав. (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz