Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ИВ1ЯНДИДШДД1!М|ХШИ8а слово О ВОСПИТАНИИ Семья — это радость детства, это теппо дружбы и эаботы, это маленыеий трудовой «еоллектив. Отсюда начинается все. В ней несмышленый малыш слышит первое в своей жизни требование гнельзя» и обод ряющее — «ножками, ножками, нож 1 сами», которым поддерживают человека, делаю щего первые шаги. В ней взращивают пер вые ростки честности и смелости, щедро сти и добра. Будем справе;кливы и точны: не в каж дой семье взращивают. В одной — из-за неумения родителей, незнания даже самых простых истин воспитания, в другой из-за неправильных взглядов на жизнь самих взрослых, их неправильного поведения. Бы вают и такие случаи, когда и истины знают, и сами — вполне порядочные люди, а вот, как говорят, дети не удались. Наверное, и этому есть свои причины, которые нужно выявить и понять. Сложное дело — семейное воспитание. Сложное, но постижимое. Тут можно уве ренно сказать: родителями не рождаются. Между тем многие из нас, став отцами и матерями, в вопросах воспитания надеются на интуицию, на догадку или слепо следуют примеру других родителей, а подчас и вообще не задумываются над этим ояож« нейшим и ответственным делом. А надо сказать, что человечеасий опыт, который лежит в основе каждой науки, на копил много мудрых мыслей и правил, име ющих отношение к воспитанию ребенка. И когда вам, дорогие, родители, на занятиях родительских лекториев а школах, универ ситетах, в Домш культуры, в личных бесе дах учителя говорят о том, как надлежит воспитывать ребенка, знайте: это опыт мно жества семей, обобщенный педагогикой, говорит с вами. Прислушайтесь к нему вни мательно, сделайте его достоянием и вашей семьи. Сегодня этот вопрос — главный на нашей традиционной «Странице педагога и роди теля». Напишите нам, дорогие товарищи ро дители, о чем бы вы еще хотели узнать, ка кие проблемы воспитания вас волнуют. Редакция, ее нештатный отдел школ будут и в дальнейшем рассказывать об опыте се мейного воспитания, родительских наблюде ниях за детьми и сделанными на их основе практическими выводами о^том, как строят ся взаимоотношения школы, семьи и обще ственности. С ЕМЕЙНАЯ атмосфера, окружающая ребенка, складывается нз поведе ния родителей, взаимоотноше ний других членов семьи, вклю чает в себя всю духовную' жизнь семьи, ее общественную, пражданскую накравленность, отношение к труду и окружаю щим людям, всю организацию жизни и быта. В дружных семья-х со сло- жившим'иоя трудовьвмн тради циями, с организованным по рядком жизни, с постоянным разумным вниманием и едины ми тргбоваииям:и к детям, в ат мосфере любви и счастья они «Не могу, черт возьми, решить задачу>. Отец жалуется классному ру ководителю, что его дочь Валя иногда лжет. Классный руково дитель приходят в дом к роди телям Валя. В этот момент отец^ увидел через окно, что к нему идет со<сед. Оя подзывает дочку и говорит: <Вал«>шка, скажи Петру Петровичу, что меня нет дома>. Через минуту во дворе слышен ее голосок; «Паны Н1ет дома». Во лжи Валя вштоваты сами родители. Сила воздействия примера родителей зависит от того. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КЛИМАТ В СЕМЬЕ вырастают жизаерадостаьшя, высоконравственными и гуман- ными людьми. Там дети гор дятся своими родителями, глу боко уважают их и стараются во всем походить на них. Именно такая семья, с поступ лением ребенка в школу, спо собна обеспечить единство тре бований и соответствие между идеями, усваиваемыми в шко ле, и тем, что они видят дома, единство слов и дел. А такая связь школы и семьи способст- в'уетсформированию принцяпн- алыЙ1х, нравственных натур. Ссоры и неполадки угнетающе действуют на детей, озлобляют их, вызывают недоверие к взрослым. Семьи, где процветает, стя жательство, религиозные пред рассудки, где имеют место гру бое отношение к женщинз-ма тери, пьянство и другие поро ки, являются средой, порожда ющей детей с трудными судь бами. Обстановка в них отли чается от нравственных пред ставлений, формируемых шко лой, а разумное, тактичное ?е влияние не всегда позволяет детям справиться с противоре чиями. В 5-м классе школы № 15 Ельца обучался Саша Панков. Школа сделала все возможное, чтобы заставить мальчика учиться: одевала, обувала его на свои средства, организовы вала бесплатное питание, за крепляла за ним шефов, помо гала в учебе. Но подросток по пал на скамью подсудимых. Почему? Виновата семья, где царила непробудная пьянка, ложь, не чистоплотность во взаимоотно шениях, неуважение к совет ским законам, безделье. Вот и результат; из восьми детей в этой семье трое попали на ска мью подсудимых (один из сы новей судим 3 раза). В этой семье нет уважения к старшим и заботы о младших, нет доб рых семейных традиций. А вос питательное значение таких традиций очень велико. Традиции — это устойчивые, многократно повторяемые, а значит привычные для семьи занятия, явления или поступки. Они укрепляют семьи, форми руют чувство фамильной гор дости и чести, создают стиль семьи, ее уклад. Часто они пе реходят из поколения в поко ление. А это позволяет обра зовывать прочные привычки, устойчивые нормы поведения. Полезные традиции — отмечать памятные дни жизни членов се мьи. помогать друг другу, де литься новостя.ми о своих де лах, вслух читать, всем вместе ходить в кино, на прогулки, обсуждать семейные покупки и т. д. Есть плохие традиции, например, по всякому поводу выпивать, приглашая при этом к столу детей. В беспарядоч- ных, неорганизованных семьях обычно нет традиций, там жизнь детей обеднена. Большое значение в семейном воспитании имеет авторитет ро дителей, их личный пример, ин тересы и привычки, их отноше ния. Ребенок в раннем возрасте всегда стосмится подражать окружающим, не только хоро шим. но и плохим 'поступкам! Отец, придя с работы и сев на стул, сказал; «До чего я, черт возьми, устал». Через несколь ко дней от первоклассницы Люды .можно было услышать: пользуются ли родители авто ритетом у своих „ детей. Это прежде всего высокое уважз- нне отца и матери, на основе которого дети добровольно и сознательно выполняют требо вания и желания родителей. Бывает так, что пока ребенок маленький, он уважает роди телей, но вдруг наступает рез кий перелом, и ребенок перёста- ет подчиняться. Слова родите лей, их замечания не действу ют. Это часто происходит отто го, что отец н мать не замеча ют изменений, происшедших в детях. Ведь к детям нельзя все, время относиться, как к ма леньким. Для завоевания уважения школьников большую роль иг рает отношение родителей к пе реживаниям, интересам ребят. Те, кто думает, что автори тет дается от природы и что это особый талант,— глубоко ошибаются. Главным основаняем авто'ри- тета родителей может быть только их честная жизнь и ра бота, их гражданское лицо, их поведение. Как только дети начинают подрастать, они всег да ичтергсуются, где работает отец или мать, каково их об щественное положение. Это хо рошо. Надо, чтобы дети горди лись не только своим отцом и матерью, чтобы они знали име на знатных людей нашего Оте чества, чтобы отец и мать в их представления выстулалн как представители этого славного отряда. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обя зательно товарищей родителей. Одно из условий семейного воспитания — здоровый быт се мьи, который проявляется в правильной организации труда и отдыха, умелом распределе нии бюджета, в общем порядке, установленном в ней. Бодрый, жизнерадостный настрой, опти мизм и вера в то, что все пло хое будет преодолено, создают благоприятные условия воспи тания. Бажиую роль в семейном воспитании играет педагогиче ское мастерство родителей. Из чего оно складывается? Главное — это чувство меры во взаимоотношениях с детьми, т. е. умение быть требователь ными без придирчивости, доб рыми без слабости, быть ласко выми, но не баловать, разви вать самостоятельность, но не оставлять без контроля, помо гать, не опекая. Это чувство меры может быть при наличии разумной, а не слепой любви. Родители должны бьлть на стойчивыми, терпеливьгми и по следовательными в требовани ях к детям. Надо продумать, что требовать и как требовать и уж после этого тре^ванне доводить до конца. Для роди телей важно обладать педаго гическим тактом, в основе ко торого лежит умение всегда и при всех обстоятельствах по нять ребенка и найти правиль ный путь воздействия на его чувства, сознание, поведение. Родители обязаны знать возра стные особенности детей и ов ладеть разнообразными мето дами воспитания, применение которых поможет детям выра ботать правильную форму по ведения. Т. СЕЛЕЗНЕВА, старший преподаватель кафедры педагогики Елецкого пединститута. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ». Т Р УД ПО С И Л А М Опыт школьно-семейнотч) вос- питаяяя говорит р том, что по следнее время детей подростко вого возраста, особенно маль чиков, недостаточно привлекают к домашнему труду. А если это и случается, то дают разовые по1ручения, делают из подростаа мальчика на побегушках. Такая организация трудовой деятель ности в семье никоим образом не воспитывает любви к труду, а наоборот вызывает неприязнь к работе по дому. Целесообразнее, чтобы у ре бенка были постоянные, кон кретные обязанности. Например, мыть посуду или разогреть и подать вернувшемуся с работы отцу обед. Это повышает от ветственность подростка, стиму лирует лучшее выполнение им сво'их обязанностей. Конк1ретная обязанность подавать обед от цу воспитывает также уваже ние и заботу о старших (к со жалению, в некоторых семья,X дети воспитываются в духе об щесемейного преклонения перед ними). Старших подростков, бывает, хотя и реже, перегружают до машними обязанностями, что также не воспитывает поло1жи- тельных эмоций на домашний труд. Подросток не справляет ся с многочисленными обязан ностями, они только утомляют и раздражают его. Задание всегда должно быть конкретным и посильным., ГГри органШацяи домаш«его труда очень важна позиция ро дителей. Еще Макаренко обра щал внимание воспитателей на то, что они ни в коем случае не должны демонстрировать свою незанятость в то время, когда ребенок работает. Нель зя быть наблюдателем. Нельзя только делать замечания о вы полненной работе, надо самому показать, как лучше выполнить ее. Немаловажное значение для организации детского труда имеют и инструменты. Важно, ''чтобы молоток, которым вы просите подростка прибить гвоздь, был для него .посиль ным, а пила или рубанок подхо дили по размерам для рук ре бенка. Если в вашей семье есть и дочь, и сььн, не делайте разни цы между ними в труде — это только женский труд, а тот — только мужской. Осо^нно важ но, чтобы мальчики учились все необходимое делать по,хозяй ству. и не считали бы выполне ние какого-то дела недостойным себя. Н. ВЕДЕНИНА, организатор внеклассной воспитательной работы средней школы № 12 г. Ельца. • НАДЕЖНЫЙ СОЮЗНИК ШКОЛЫ. 0 РОДИТЕЛИ И ДЕ ТИ: ДРУЖБА И ВЗА ИМНОЕ УВАЖЕНИЕ. 0 ДОМАШНИЕ ЗА ДАНИЯ. ЧЬЯ ЭТО ЗАБОТА! 0 ДВЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕ МЬИ — ДВА СТИЛЯ ЖИЗНИ. Г П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я С :|||Ш| 1в|11Я1Ш1 ВАШ РЕБЕНОК ПРИШЕЛ ИЗ ШКОЛЫ В. и. Ленин в Горках («Русская игрушка»). ^ РТз рисунков Н. Н. Жукова. ЛЕГКО ТРУДНО РАНИТЬ, ИСЦЕЛИТЬ Хорошо пони1маю: заповдала я с этой заметкой. Оценка ро физкультуре поставлена. И, простите меня, незаслуженная. У девочки все, все предметы на .«5». А тут... По-моему^ и в фи зическом воспитании она не ус тупит никому в классе. Мне уже в этом учебном году при ходилось встречать ее и на катке, и на лыжах, и в спор тивном зале. Да и физкуль туру в ее классе сама вела два месяща. А потом приехал молодой учитель, мы потеснились, чтобы предоставить коллеге часы. Оха рактеризовать каждого учени1'<а и ученицу, к сожалению, не на ходим времени. А физкультуру она любит. Дело ведь не в оценке, а в обиде ученицы. Что Ж; учитель, выставляя оценку, по(рой бывает неспра ведлив. Чуточку недотянул уче ник до «4», ему поставят — «3». И отобьют всякое желание хорошо заниматься. Помните, как Б. Белинский учил видеть, замечать в ребенке в первую очередь доброе, хорошее и раз вивать эти ценные качества, растить здорового человека и гфаждаиина. Хорошо поиямаем; обида все.м приносит,страдания. Нель зя обижать, унижать человека. Еще много лет назад Д. Писа рев отмечал, что только одна кинута унижения может иско веркать душу, вызвать недове рие к окружающим, перерасти в ненависть, что страшнее все го. * Второй день я проверяю ра боты своих десятиклассников по развитию речи. Предложи.'!а те.му сочинения: «Самый памят ный день уходящего года», и «Твоя будущая профессия». Вот уж где раскрываются серд ца наших выпускников. Как искренне они благодарят семью и. школу, помогающих в выбо ре профессии! Володя П. нз 10 «А» прямо так и пишет: «Спасибо отцу. Он мне с 1-го класса привил любовь к свое1 профессии,, работе. Я обязатель но буду токарем. И старший брат токаць. Я добьюсь, я буду высокого класса специали стом...». А вот в работах «Самый па мятный день» Евгений А. из другого десятого класса откры то поведал, что в жизни не за будет, как его оскорбил отец, применив физическую . силу. И ни за что. Юноша далее пишет, что отец.теперь пзред ним вся чески искупает вину: дает день ги, купил часы, обещает тран зистор. Но обида не прошла. И этот день V цжольника, как пи странно, самый... памятный ока зался. ' Как правило, дгсяти- класенкки пишут о счастливых, радостных днях. До!рого обхо дятся взрослым их грубость, бестактность, черствость — ни каким транзистором не оценишь. Конечно, пройдет время, ду шевная рана зарастет, чувство острой обиды сгладится. Ио, скажите- же, скольких сил это будет стоить? Как часто мы с вами не за думываясь, позволяем себе бе стактность по отношению к другому, как равнодушно ото двигаем от себя чужие стра дания: подумаешь, мол, неж ности! Или лишь, почувство вав это на себе, вдруг кричим: да больно же! Как больно, если нас, взрос лых, поругают на совещании, оскорбят в семье, иа-юричат в телефонную трубку, толкнут в автобусе... Грубость, бестактность, черст вость — ни для кого не прохо дят бесследно. Ранить легко, а исцелить — трудн-б*. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 города Грязи. В тот зимний день Наташа С. -—ученица 6 класса впервые от ступила от своих твердо уста новившихся П1рави'Л -— всегда, при любых условиях добивать ся самостоятельного вьш-олне- нця( домашиях заданий. Наско ро переписав решение задачи из тетради подруги, Наташа отправилась на каток, где дол жны были состояться соревно вания с соседней школой. А на следующий день у дос ки она не смогла объяснить хо да решения, запуталась в вы числениях, и Мария Петровна с недоумением смотрела на од ну из лучших учениц класса. Настроение девочки было ис порчено надолго. &це нередко наши детн не умеют мобилизовать волю, пре одолеть соблазн развлечений. Это лишает цх самой большой Ш1Кольной радости — радости самостоятельного познания, преодоления трудностей. Роди телям важно постоянно пом нить о том, что выполнение домашних , заданий является для ребят ШКОЛОЙ воспитан-ия целеустремленности, точности и аииуратности в работе, школой воспитация культуры умствен ного труда. И первейшая обя занность пап н мам — со-здать благоприятные уххловия для их вы1полнения. ...У Надя Мальчиковой — ученицы 10 класса Грязинской средней школы № ,4 твердый распорядок дия; тюсле уроков —обед и полуторачасовая про гулка на свежем воздухе, а за тем — с 5 до 8 часов вечера — напряженная работа. Сейчас Надя осталась одна- в своей маленькой комнатке. Успешно закончили вузы старшие Вера и Коля, работает после армии в соседнем городе Илья... Но еще совсем недавпо все четверо строго делили между собой рабочие места за столом, полочки на двух этажерках. Так уж заведено в семье же лезнодорожного рабочего П. Г. Мальчикова, что дети без вся ких предупреждений садятся за выполнение домашних заданий, и это В!ремя — священное вре мя в семье; прекращаются, рез кие стуки и громкие разгово ры взрослых. Дети хорошо ус воили мудрую заповедь отца: В.СЯКИЙ 1руд требует усердия и сосредоточенности. Надк и сей час с большой теплотой вспо минает те семейные часы кол-' лективното гериобщения к зна ниям. Какой же порядок выполне ния домашних заданий лучше всего предложить детям? Вна чале они обычно отдают пред-' почтение трудным предметам, и в этом есть свое преимущество. А вот Коля К.— ученик 9 клас са одной из школ, изменил по рядок домашней работы и в конце стал вьшол1Нять задания по математаке, хотя о<на дает ся ему с трудом. Вьпучив перед этим уроки по остальным предметам, он имеет возмож ность спокойно сосредоточить ся на решении примеров и за дач. Изменение порядка приго товления заданий повысило ус певаемость Кол'и по математи ке. Но каким бы н« был поря док,- папы и мамы должны пре жде всего приучать детей са мостоятельно разрешать за- трудн-ения: вовремя згбедить ребенка, что существует не сколько способов решения при мера или задачи, посоветовать перед выполнением письменных заданий, подсказать, какой тео" ретичеасий материал следует посмотреть в учебнике или в записях и т. д. Если в семье есть человек, который может оказать разумную помощь, она в некоторых случаях допусти ма, но делать за^ учеников ^нл- чего не надо, даже за самых маленьких. Необходжм только контроль за выполнением ДО- машни.х зада-ний и соблюдеян- ем режима. Мама ученицы 9 класса Ле ны Д. как-то п-ожаловалась, что дочь получает посредственные оценки по истории, географии, хотя тратит много времени т подготовку к ним. Оказывает ся, Лена много раз перечитыва ет- страницы учебника, но ве пересказывает прочитанное, не продумывает содержания н яе составляет плана ответа. Де вочке кажется, что материал понят и усвоен. В данно1М слу чае родителям полезно хота бы изредка послушать устную от веты учащихся, посоветовать им большой по объему матери ал разделить на логически за конченные части, постараться воспроизвести его по частям, а - затем повторить утром, на све жую голову. След‘>'ет помнить, что память и устная речь тре буют тренировки с ранних лет, и самые благоприятные усло вия для этскго существуют до- 'ма. Если разумное внимание со стороны взрослых необходимо старшим школьникам, то тем более не обойтись без него ма лышам, особенно первокласс никам. На первых порах у ма лышей не совсем К1расивь*ми могут быть буквы, не очежь быстро поддаются им задачи ш примеры. Не огорчайтесь вслух, не корите за нерадивость. Что бы не погас огонек любви « учению, постарайтесь поxва^иIть вашего ребенка даже за кро шечные сдвиги в лучшую сто рону! Но бывает и др!5тое. Петя Н. еще до школы научился до вольно бегло читать, считать. В первые дня школьных заня тий мальчика ни на мииуту не покидала мугсль о собствеяяов1 превосходстве над товарящамв. Эта же мысль подкреплялась к мнением отца, , который часто повторял, что Пете совсем не интересно учиться в 1 классе. А ведь родителю необходимв помн1Ить о чувства м.еры. Важно . посоветоваться с учителем об индивидуальных заданиях, со ответствующих подготовке сы на. Нет ничего страшнее, чем с ранних лет заронить в душу ребенка мысль, будто все в жиз ни дается легко и просто. Малышам особенно необхо дима помощь взрослых. Важ.но проследить, чтобы ребенок не отвлекался, чтббы правильно держал ручку, тетрадьг Не уже с 1-го класса работа ваших детей должна быть самостоя тельной, Ч .Залог успеха домашней ра боты учащихся —■в здоровой атМ:осфере в семье. С ранних лет дети должны прош«'1^уться мы слью, что учение не менее от ветственно, чем: труд взрослых. Н. ПОТЕМКИНА, заведующая кабинетом русского языка и литературы областного института усовершенствования учителей. ВОТ КАК У КУЗНЕЦОВЫХ... Семья Кузнецовых очень большая —• двенадцать детей. Это сейчас редкость. Куз нецовых я знаю больше двадца ти лет, семеро детей'" у меня учились, а для двух я был клас сным руководитглем. Большого уважения заслуживает мать- героиня Клавдия Тихоновна. Б прошлом году она отметила две круглые даты:/ей исполнилось пятьдесят лет и тридцать лет трудовой деятельности. Трудо вой путь ее начался в военном сорок третьем. Тогда она, вы пускница медицинского учили ща, вместе с подругами уехала на Орловско-Курскую дугу. Приходилось рыть окопы, уха живать за ранеными. Потом вернулась домой и с тех пор за ведует в Н. Ольшанце медпунк том. Старшие дочь и сын уже ра ботают. Второй сын, Юрий,— 3 СПТУ-2, он будет механиза тором. С родителями живут девять детей, семеро из. них ходят в .школу, двое—дошкольники. Не смотря на большую занятость в семье, Клавдия Тихоновна днем и ночью, в жару и холод спешит к больным. Везде успе вает: н дома, и на работе, и в общественных делах. За это уважают ее односельчане. Авторитет среди жителей се ла завоеван ею добросовест ным трудом и чутким отноше нием к людям. Особую заботу она проявляет о детях сала: де лает вов.ремя прививки, ока зывает медицинскую помощь. Все это вместе взятое, на мой взгляд, создало предпосылку для хорошего воспитания своих детей, для которых Клавдия Тихоновна все: и мать, и док тор, и воспитательница, и советчик, а главное — пример правильной жизни. Как-то я зашел в медяушст. В нем абсолютная чистота, уютно, тепло, на подоконниках — цветы. За столом в белом халате Клавдия Ти.хоновна, ве селая и жизнерадостная. Когда завязался разговор о детях, Клавдия Тихоновна пре образилась. — Никаких секретов нет. Все наши заботы о детях. Мы с мужем счастливы, что они ухо дят в жизнь подготовленными. А готовим их к жизни с ранне го детства, чтобы потом не оби жались на нас, ро'Дителей. В на шей семье нет и нз было лю бимчиков, все одинаковые, ни какими сладостями не балуем, все еди'М за общим столом. — Многие родители, — про должает мать-героиня,— пор тят своих детей дорогими наря дами, мальчикам покупают мо педы, мотоциклы, магнитофоны, транзисторы. Мы своим детям приобретаем только необходи мое. Никакой роскоши в дет ские годы1 Получат специаль ность, станут зарабатывать са ми — тогда пусть себе приобре тают, что понравится.. Как правило, у нас старшие дети заботятся о младших, это ■— наши по'мощники. Нас, роди телей, все слушаются с первого слова, стараются сделать лк>бое дело пол'учше и побыстрее. Очень приятно, когда старшие похвалят. Между детьми даже свое саревновапие еоть, в мЫ его поощряем. Все воспитание, подчерки* вает Клавдия Тихоновна, стро им на труде и в труде. Без ра боты дома, в огороде — какое может быть воспитание? На каждый день мы назначаем де журных по до.му от маленьких до больших, чтоб все привыка ли к ответственности. Дежурят по двое, соблюдая, конечно, школьный режим. — Ну, а если любищь труд, — размышляет мать, — то и интерес к учебе из-за трудно-\ стей не потеряешь. Наши ребя та и тут стараются. В этом им помогает отец, он хорошо разбирается в математике и фи зике. Из семерых учеников в на шей семье пятеро учатся на «4» и «5». По оубботвм у нас — санитарцый день,, все комна ты убираем, затем купаем де тей. В этом деле помогает мне муж, и дети видят, что мы лю бим их всех, ухаживаем за ни ми, заботимся о них. Поэтому они отвечают нам те.м же. Дети смотрят на родителей, берут с них пример. Если родители хо рошо ведут себя в семьг, друж ны, уважают друг друга, то де ти видят все это, и тоже будут хорошо вести себя дома, в шко ле и на улице. И дети Кузнецовых подтвер ждают это. Как-то в К01нце ав густа мне понадобилось навес тить их. Был уже вечер. Перед домом в большой куче песка играли малыши. Спрашиваю: — Где же, пава, мама, стар шие? В ответ слышу;^^ — Ушли убирать совхоо-ную свеклу. Девочки делали на песке цветы, а мальчик Женя выво дил цифры «4» и «5», хотя в школе еще не учился. — Кто же тебя научил пи сать буквы, цифры? — спраши ваю. — Таия! Я узнал, что дети Кузяецовых охотно помогают соседке — 80- летней старушке, делают у нее в доме уборку, ходят за водой, в магазин. На все их хватает! А. ФОМИН, учитель 8-летней школы при Елецкой опытной станции но картофелю. .А ВОТ КАК У ГРЕВ 1 ЕВЫХ в Хлевенском райоияом на родном суде слушалось дело Гревцевых, жителей села Вве- денки. Председательствующий огласил ходатайство' комиссии по делам несоворшгннолетних исполкома Хлевен'ского райсо вета депутатсьв трудящихся о лишешии супругов Гревцевых родительских прав. Один за другим подходили к судейскому столу люди, говори ли об отце и матери, об их от- ношеиши к детям. Й все, вол нуясь, обвиняла супругов Грев- цевых. Отец жить не может без бу тылки. Долгое время нигде ;ие работает. И мать тоже пьянст вует, Они оставляют детей од них, по нескольку дней не бы вают дома, а ведь самому стар шему всего И лет. Приходят домой, дерутся, дом ходуном ходит. Перед судом выступили сек ретарь районной комиссии по делам несоваршедаюлетних И. Ф. Рындин, председатель Елец-Маланинского сельсовета В. И. Журавлев, директор Вве денской средней школы А. Е. Никитин, говорили о том, что супр|у1Г1н Гревцевы на протаж13- нии длительного времени не м*- полняют родительского долга. Приговор суда; лишить цева И. Т. и Гревцеву Н. Н. родительских прав в отношении детей '— Виктора, Светланы, Валентины, Ольги, Леонида и Геннадия. Детей определить в государственные воспитатель ные учреждения. Взыскивать с Гревцева Ивана и Гревцовой Натальи алименты вт пользу этих учреждений. VЛишение родительских прав — весьма жесткая санкция, по этому она применяется крайне редко. К ней прибегают либо в случаях прямого неисполиеяия родителями своих обязанностей или неправильного осуществле ния прав, либо в случаях амо рального, антиобшествеипогв поведения родителей, оказыва ющих на детей вредное воздей ствие. Гревцевы своим поведе нием воспитывали в детях чер ты, недостойные советского че- ло'века — пьянство, хулиганст во, тунеядство и другие пороки. Недавпо иве позво'нилн ва Елец-Маланинского, сельского Совета и сообщили, что супруг» Гревцевы выехали из села. Влг- таки стыдно стало людям в т а за смоегрехк 1т. у с а к . чм я областной комиссим Ч&ДМАм несовершеннолетних.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz