Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1974 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ИВ1ЯНДИДШДД1!М|ХШИ8а слово О ВОСПИТАНИИ Семья — это радость детства, это теппо дружбы и эаботы, это маленыеий трудовой «еоллектив. Отсюда начинается все. В ней несмышленый малыш слышит первое в своей жизни требование гнельзя» и обод­ ряющее — «ножками, ножками, нож 1 сами», которым поддерживают человека, делаю­ щего первые шаги. В ней взращивают пер­ вые ростки честности и смелости, щедро­ сти и добра. Будем справе;кливы и точны: не в каж­ дой семье взращивают. В одной — из-за неумения родителей, незнания даже самых простых истин воспитания, в другой из-за неправильных взглядов на жизнь самих взрослых, их неправильного поведения. Бы­ вают и такие случаи, когда и истины знают, и сами — вполне порядочные люди, а вот, как говорят, дети не удались. Наверное, и этому есть свои причины, которые нужно выявить и понять. Сложное дело — семейное воспитание. Сложное, но постижимое. Тут можно уве­ ренно сказать: родителями не рождаются. Между тем многие из нас, став отцами и матерями, в вопросах воспитания надеются на интуицию, на догадку или слепо следуют примеру других родителей, а подчас и вообще не задумываются над этим ояож« нейшим и ответственным делом. А надо сказать, что человечеасий опыт, который лежит в основе каждой науки, на­ копил много мудрых мыслей и правил, име­ ющих отношение к воспитанию ребенка. И когда вам, дорогие, родители, на занятиях родительских лекториев а школах, универ­ ситетах, в Домш культуры, в личных бесе­ дах учителя говорят о том, как надлежит воспитывать ребенка, знайте: это опыт мно­ жества семей, обобщенный педагогикой, говорит с вами. Прислушайтесь к нему вни­ мательно, сделайте его достоянием и вашей семьи. Сегодня этот вопрос — главный на нашей традиционной «Странице педагога и роди­ теля». Напишите нам, дорогие товарищи ро­ дители, о чем бы вы еще хотели узнать, ка­ кие проблемы воспитания вас волнуют. Редакция, ее нештатный отдел школ будут и в дальнейшем рассказывать об опыте се­ мейного воспитания, родительских наблюде­ ниях за детьми и сделанными на их основе практическими выводами о^том, как строят­ ся взаимоотношения школы, семьи и обще­ ственности. С ЕМЕЙНАЯ атмосфера, окружающая ребенка, складывается нз поведе­ ния родителей, взаимоотноше­ ний других членов семьи, вклю­ чает в себя всю духовную' жизнь семьи, ее общественную, пражданскую накравленность, отношение к труду и окружаю­ щим людям, всю организацию жизни и быта. В дружных семья-х со сло- жившим'иоя трудовьвмн тради­ циями, с организованным по­ рядком жизни, с постоянным разумным вниманием и едины­ ми тргбоваииям:и к детям, в ат­ мосфере любви и счастья они «Не могу, черт возьми, решить задачу>. Отец жалуется классному ру­ ководителю, что его дочь Валя иногда лжет. Классный руково­ дитель приходят в дом к роди­ телям Валя. В этот момент отец^ увидел через окно, что к нему идет со<сед. Оя подзывает дочку и говорит: <Вал«>шка, скажи Петру Петровичу, что меня нет дома>. Через минуту во дворе слышен ее голосок; «Паны Н1ет дома». Во лжи Валя вштоваты сами родители. Сила воздействия примера родителей зависит от того. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КЛИМАТ В СЕМЬЕ вырастают жизаерадостаьшя, высоконравственными и гуман- ными людьми. Там дети гор­ дятся своими родителями, глу­ боко уважают их и стараются во всем походить на них. Именно такая семья, с поступ­ лением ребенка в школу, спо­ собна обеспечить единство тре­ бований и соответствие между идеями, усваиваемыми в шко­ ле, и тем, что они видят дома, единство слов и дел. А такая связь школы и семьи способст- в'уетсформированию принцяпн- алыЙ1х, нравственных натур. Ссоры и неполадки угнетающе действуют на детей, озлобляют их, вызывают недоверие к взрослым. Семьи, где процветает, стя­ жательство, религиозные пред­ рассудки, где имеют место гру­ бое отношение к женщинз-ма­ тери, пьянство и другие поро­ ки, являются средой, порожда­ ющей детей с трудными судь­ бами. Обстановка в них отли­ чается от нравственных пред­ ставлений, формируемых шко­ лой, а разумное, тактичное ?е влияние не всегда позволяет детям справиться с противоре­ чиями. В 5-м классе школы № 15 Ельца обучался Саша Панков. Школа сделала все возможное, чтобы заставить мальчика учиться: одевала, обувала его на свои средства, организовы­ вала бесплатное питание, за­ крепляла за ним шефов, помо­ гала в учебе. Но подросток по­ пал на скамью подсудимых. Почему? Виновата семья, где царила непробудная пьянка, ложь, не­ чистоплотность во взаимоотно­ шениях, неуважение к совет­ ским законам, безделье. Вот и результат; из восьми детей в этой семье трое попали на ска­ мью подсудимых (один из сы­ новей судим 3 раза). В этой семье нет уважения к старшим и заботы о младших, нет доб­ рых семейных традиций. А вос­ питательное значение таких традиций очень велико. Традиции — это устойчивые, многократно повторяемые, а значит привычные для семьи занятия, явления или поступки. Они укрепляют семьи, форми­ руют чувство фамильной гор­ дости и чести, создают стиль семьи, ее уклад. Часто они пе­ реходят из поколения в поко­ ление. А это позволяет обра­ зовывать прочные привычки, устойчивые нормы поведения. Полезные традиции — отмечать памятные дни жизни членов се­ мьи. помогать друг другу, де­ литься новостя.ми о своих де­ лах, вслух читать, всем вместе ходить в кино, на прогулки, обсуждать семейные покупки и т. д. Есть плохие традиции, например, по всякому поводу выпивать, приглашая при этом к столу детей. В беспарядоч- ных, неорганизованных семьях обычно нет традиций, там жизнь детей обеднена. Большое значение в семейном воспитании имеет авторитет ро­ дителей, их личный пример, ин­ тересы и привычки, их отноше­ ния. Ребенок в раннем возрасте всегда стосмится подражать окружающим, не только хоро­ шим. но и плохим 'поступкам! Отец, придя с работы и сев на стул, сказал; «До чего я, черт возьми, устал». Через несколь­ ко дней от первоклассницы Люды .можно было услышать: пользуются ли родители авто­ ритетом у своих „ детей. Это прежде всего высокое уважз- нне отца и матери, на основе которого дети добровольно и сознательно выполняют требо­ вания и желания родителей. Бывает так, что пока ребенок маленький, он уважает роди­ телей, но вдруг наступает рез­ кий перелом, и ребенок перёста- ет подчиняться. Слова родите­ лей, их замечания не действу­ ют. Это часто происходит отто­ го, что отец н мать не замеча­ ют изменений, происшедших в детях. Ведь к детям нельзя все, время относиться, как к ма­ леньким. Для завоевания уважения школьников большую роль иг­ рает отношение родителей к пе­ реживаниям, интересам ребят. Те, кто думает, что автори­ тет дается от природы и что это особый талант,— глубоко ошибаются. Главным основаняем авто'ри- тета родителей может быть только их честная жизнь и ра­ бота, их гражданское лицо, их поведение. Как только дети начинают подрастать, они всег­ да ичтергсуются, где работает отец или мать, каково их об­ щественное положение. Это хо­ рошо. Надо, чтобы дети горди­ лись не только своим отцом и матерью, чтобы они знали име­ на знатных людей нашего Оте­ чества, чтобы отец и мать в их представления выстулалн как представители этого славного отряда. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обя­ зательно товарищей родителей. Одно из условий семейного воспитания — здоровый быт се­ мьи, который проявляется в правильной организации труда и отдыха, умелом распределе­ нии бюджета, в общем порядке, установленном в ней. Бодрый, жизнерадостный настрой, опти­ мизм и вера в то, что все пло­ хое будет преодолено, создают благоприятные условия воспи­ тания. Бажиую роль в семейном воспитании играет педагогиче­ ское мастерство родителей. Из чего оно складывается? Главное — это чувство меры во взаимоотношениях с детьми, т. е. умение быть требователь­ ными без придирчивости, доб­ рыми без слабости, быть ласко­ выми, но не баловать, разви­ вать самостоятельность, но не оставлять без контроля, помо­ гать, не опекая. Это чувство меры может быть при наличии разумной, а не слепой любви. Родители должны бьлть на­ стойчивыми, терпеливьгми и по­ следовательными в требовани­ ях к детям. Надо продумать, что требовать и как требовать и уж после этого тре^ванне доводить до конца. Для роди­ телей важно обладать педаго­ гическим тактом, в основе ко­ торого лежит умение всегда и при всех обстоятельствах по­ нять ребенка и найти правиль­ ный путь воздействия на его чувства, сознание, поведение. Родители обязаны знать возра­ стные особенности детей и ов­ ладеть разнообразными мето­ дами воспитания, применение которых поможет детям выра­ ботать правильную форму по­ ведения. Т. СЕЛЕЗНЕВА, старший преподаватель кафедры педагогики Елецкого пединститута. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ». Т Р УД ПО С И Л А М Опыт школьно-семейнотч) вос- питаяяя говорит р том, что по­ следнее время детей подростко­ вого возраста, особенно маль­ чиков, недостаточно привлекают к домашнему труду. А если это и случается, то дают разовые по1ручения, делают из подростаа мальчика на побегушках. Такая организация трудовой деятель­ ности в семье никоим образом не воспитывает любви к труду, а наоборот вызывает неприязнь к работе по дому. Целесообразнее, чтобы у ре­ бенка были постоянные, кон­ кретные обязанности. Например, мыть посуду или разогреть и подать вернувшемуся с работы отцу обед. Это повышает от­ ветственность подростка, стиму­ лирует лучшее выполнение им сво'их обязанностей. Конк1ретная обязанность подавать обед от­ цу воспитывает также уваже­ ние и заботу о старших (к со­ жалению, в некоторых семья,X дети воспитываются в духе об­ щесемейного преклонения перед ними). Старших подростков, бывает, хотя и реже, перегружают до­ машними обязанностями, что также не воспитывает поло1жи- тельных эмоций на домашний труд. Подросток не справляет­ ся с многочисленными обязан­ ностями, они только утомляют и раздражают его. Задание всегда должно быть конкретным и посильным., ГГри органШацяи домаш«его труда очень важна позиция ро­ дителей. Еще Макаренко обра­ щал внимание воспитателей на то, что они ни в коем случае не должны демонстрировать свою незанятость в то время, когда ребенок работает. Нель­ зя быть наблюдателем. Нельзя только делать замечания о вы­ полненной работе, надо самому показать, как лучше выполнить ее. Немаловажное значение для организации детского труда имеют и инструменты. Важно, ''чтобы молоток, которым вы просите подростка прибить гвоздь, был для него .посиль­ ным, а пила или рубанок подхо­ дили по размерам для рук ре­ бенка. Если в вашей семье есть и дочь, и сььн, не делайте разни­ цы между ними в труде — это только женский труд, а тот — только мужской. Осо^нно важ­ но, чтобы мальчики учились все необходимое делать по,хозяй­ ству. и не считали бы выполне­ ние какого-то дела недостойным себя. Н. ВЕДЕНИНА, организатор внеклассной воспитательной работы средней школы № 12 г. Ельца. • НАДЕЖНЫЙ СОЮЗНИК ШКОЛЫ. 0 РОДИТЕЛИ И ДЕ­ ТИ: ДРУЖБА И ВЗА­ ИМНОЕ УВАЖЕНИЕ. 0 ДОМАШНИЕ ЗА­ ДАНИЯ. ЧЬЯ ЭТО ЗАБОТА! 0 ДВЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕ­ МЬИ — ДВА СТИЛЯ ЖИЗНИ. Г П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я С :|||Ш| 1в|11Я1Ш1 ВАШ РЕБЕНОК ПРИШЕЛ ИЗ ШКОЛЫ В. и. Ленин в Горках («Русская игрушка»). ^ РТз рисунков Н. Н. Жукова. ЛЕГКО ТРУДНО РАНИТЬ, ИСЦЕЛИТЬ Хорошо пони1маю: заповдала я с этой заметкой. Оценка ро физкультуре поставлена. И, простите меня, незаслуженная. У девочки все, все предметы на .«5». А тут... По-моему^ и в фи­ зическом воспитании она не ус­ тупит никому в классе. Мне уже в этом учебном году при­ ходилось встречать ее и на катке, и на лыжах, и в спор­ тивном зале. Да и физкуль­ туру в ее классе сама вела два месяща. А потом приехал молодой учитель, мы потеснились, чтобы предоставить коллеге часы. Оха­ рактеризовать каждого учени1'<а и ученицу, к сожалению, не на­ ходим времени. А физкультуру она любит. Дело ведь не в оценке, а в обиде ученицы. Что Ж; учитель, выставляя оценку, по(рой бывает неспра­ ведлив. Чуточку недотянул уче­ ник до «4», ему поставят — «3». И отобьют всякое желание хорошо заниматься. Помните, как Б. Белинский учил видеть, замечать в ребенке в первую очередь доброе, хорошее и раз­ вивать эти ценные качества, растить здорового человека и гфаждаиина. Хорошо поиямаем; обида все.м приносит,страдания. Нель­ зя обижать, унижать человека. Еще много лет назад Д. Писа­ рев отмечал, что только одна кинута унижения может иско­ веркать душу, вызвать недове­ рие к окружающим, перерасти в ненависть, что страшнее все­ го. * Второй день я проверяю ра­ боты своих десятиклассников по развитию речи. Предложи.'!а те.му сочинения: «Самый памят­ ный день уходящего года», и «Твоя будущая профессия». Вот уж где раскрываются серд­ ца наших выпускников. Как искренне они благодарят семью и. школу, помогающих в выбо­ ре профессии! Володя П. нз 10 «А» прямо так и пишет: «Спасибо отцу. Он мне с 1-го класса привил любовь к свое1 профессии,, работе. Я обязатель­ но буду токарем. И старший брат токаць. Я добьюсь, я буду высокого класса специали­ стом...». А вот в работах «Самый па­ мятный день» Евгений А. из другого десятого класса откры­ то поведал, что в жизни не за­ будет, как его оскорбил отец, применив физическую . силу. И ни за что. Юноша далее пишет, что отец.теперь пзред ним вся­ чески искупает вину: дает день­ ги, купил часы, обещает тран­ зистор. Но обида не прошла. И этот день V цжольника, как пи странно, самый... памятный ока­ зался. ' Как правило, дгсяти- класенкки пишут о счастливых, радостных днях. До!рого обхо­ дятся взрослым их грубость, бестактность, черствость — ни­ каким транзистором не оценишь. Конечно, пройдет время, ду­ шевная рана зарастет, чувство острой обиды сгладится. Ио, скажите- же, скольких сил это будет стоить? Как часто мы с вами не за­ думываясь, позволяем себе бе­ стактность по отношению к другому, как равнодушно ото­ двигаем от себя чужие стра­ дания: подумаешь, мол, неж­ ности! Или лишь, почувство­ вав это на себе, вдруг кричим: да больно же! Как больно, если нас, взрос­ лых, поругают на совещании, оскорбят в семье, иа-юричат в телефонную трубку, толкнут в автобусе... Грубость, бестактность, черст­ вость — ни для кого не прохо­ дят бесследно. Ранить легко, а исцелить — трудн-б*. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 города Грязи. В тот зимний день Наташа С. -—ученица 6 класса впервые от­ ступила от своих твердо уста­ новившихся П1рави'Л -— всегда, при любых условиях добивать­ ся самостоятельного вьш-олне- нця( домашиях заданий. Наско­ ро переписав решение задачи из тетради подруги, Наташа отправилась на каток, где дол­ жны были состояться соревно­ вания с соседней школой. А на следующий день у дос­ ки она не смогла объяснить хо­ да решения, запуталась в вы­ числениях, и Мария Петровна с недоумением смотрела на од­ ну из лучших учениц класса. Настроение девочки было ис­ порчено надолго. &це нередко наши детн не умеют мобилизовать волю, пре­ одолеть соблазн развлечений. Это лишает цх самой большой Ш1Кольной радости — радости самостоятельного познания, преодоления трудностей. Роди­ телям важно постоянно пом­ нить о том, что выполнение домашних , заданий является для ребят ШКОЛОЙ воспитан-ия целеустремленности, точности и аииуратности в работе, школой воспитация культуры умствен­ ного труда. И первейшая обя­ занность пап н мам — со-здать благоприятные уххловия для их вы1полнения. ...У Надя Мальчиковой — ученицы 10 класса Грязинской средней школы № ,4 твердый распорядок дия; тюсле уроков —обед и полуторачасовая про­ гулка на свежем воздухе, а за­ тем — с 5 до 8 часов вечера — напряженная работа. Сейчас Надя осталась одна- в своей маленькой комнатке. Успешно закончили вузы старшие Вера и Коля, работает после армии в соседнем городе Илья... Но еще совсем недавпо все четверо строго делили между собой рабочие места за столом, полочки на двух этажерках. Так уж заведено в семье же­ лезнодорожного рабочего П. Г. Мальчикова, что дети без вся­ ких предупреждений садятся за выполнение домашних заданий, и это В!ремя — священное вре­ мя в семье; прекращаются, рез­ кие стуки и громкие разгово­ ры взрослых. Дети хорошо ус­ воили мудрую заповедь отца: В.СЯКИЙ 1руд требует усердия и сосредоточенности. Надк и сей­ час с большой теплотой вспо­ минает те семейные часы кол-' лективното гериобщения к зна­ ниям. Какой же порядок выполне­ ния домашних заданий лучше всего предложить детям? Вна­ чале они обычно отдают пред-' почтение трудным предметам, и в этом есть свое преимущество. А вот Коля К.— ученик 9 клас­ са одной из школ, изменил по­ рядок домашней работы и в конце стал вьшол1Нять задания по математаке, хотя о<на дает­ ся ему с трудом. Вьпучив перед этим уроки по остальным предметам, он имеет возмож­ ность спокойно сосредоточить­ ся на решении примеров и за­ дач. Изменение порядка приго­ товления заданий повысило ус­ певаемость Кол'и по математи­ ке. Но каким бы н« был поря­ док,- папы и мамы должны пре­ жде всего приучать детей са­ мостоятельно разрешать за- трудн-ения: вовремя згбедить ребенка, что существует не­ сколько способов решения при­ мера или задачи, посоветовать перед выполнением письменных заданий, подсказать, какой тео" ретичеасий материал следует посмотреть в учебнике или в записях и т. д. Если в семье есть человек, который может оказать разумную помощь, она в некоторых случаях допусти­ ма, но делать за^ учеников ^нл- чего не надо, даже за самых маленьких. Необходжм только контроль за выполнением ДО- машни.х зада-ний и соблюдеян- ем режима. Мама ученицы 9 класса Ле­ ны Д. как-то п-ожаловалась, что дочь получает посредственные оценки по истории, географии, хотя тратит много времени т подготовку к ним. Оказывает­ ся, Лена много раз перечитыва­ ет- страницы учебника, но ве пересказывает прочитанное, не продумывает содержания н яе составляет плана ответа. Де­ вочке кажется, что материал понят и усвоен. В данно1М слу­ чае родителям полезно хота бы изредка послушать устную от­ веты учащихся, посоветовать им большой по объему матери­ ал разделить на логически за­ конченные части, постараться воспроизвести его по частям, а - затем повторить утром, на све­ жую голову. След‘>'ет помнить, что память и устная речь тре­ буют тренировки с ранних лет, и самые благоприятные усло­ вия для этскго существуют до- 'ма. Если разумное внимание со стороны взрослых необходимо старшим школьникам, то тем более не обойтись без него ма­ лышам, особенно первокласс­ никам. На первых порах у ма­ лышей не совсем К1расивь*ми могут быть буквы, не очежь быстро поддаются им задачи ш примеры. Не огорчайтесь вслух, не корите за нерадивость. Что­ бы не погас огонек любви « учению, постарайтесь поxва^иIть вашего ребенка даже за кро­ шечные сдвиги в лучшую сто­ рону! Но бывает и др!5тое. Петя Н. еще до школы научился до­ вольно бегло читать, считать. В первые дня школьных заня­ тий мальчика ни на мииуту не покидала мугсль о собствеяяов1 превосходстве над товарящамв. Эта же мысль подкреплялась к мнением отца, , который часто повторял, что Пете совсем не­ интересно учиться в 1 классе. А ведь родителю необходимв помн1Ить о чувства м.еры. Важно . посоветоваться с учителем об индивидуальных заданиях, со­ ответствующих подготовке сы­ на. Нет ничего страшнее, чем с ранних лет заронить в душу ребенка мысль, будто все в жиз­ ни дается легко и просто. Малышам особенно необхо­ дима помощь взрослых. Важ.но проследить, чтобы ребенок не отвлекался, чтббы правильно держал ручку, тетрадьг Не уже с 1-го класса работа ваших детей должна быть самостоя­ тельной, Ч .Залог успеха домашней ра­ боты учащихся —■в здоровой атМ:осфере в семье. С ранних лет дети должны прош«'1^уться мы­ слью, что учение не менее от­ ветственно, чем: труд взрослых. Н. ПОТЕМКИНА, заведующая кабинетом русского языка и литературы областного института усовершенствования учителей. ВОТ КАК У КУЗНЕЦОВЫХ... Семья Кузнецовых очень большая —• двенадцать детей. Это сейчас редкость. Куз­ нецовых я знаю больше двадца­ ти лет, семеро детей'" у меня учились, а для двух я был клас­ сным руководитглем. Большого уважения заслуживает мать- героиня Клавдия Тихоновна. Б прошлом году она отметила две круглые даты:/ей исполнилось пятьдесят лет и тридцать лет трудовой деятельности. Трудо­ вой путь ее начался в военном сорок третьем. Тогда она, вы­ пускница медицинского учили­ ща, вместе с подругами уехала на Орловско-Курскую дугу. Приходилось рыть окопы, уха­ живать за ранеными. Потом вернулась домой и с тех пор за­ ведует в Н. Ольшанце медпунк­ том. Старшие дочь и сын уже ра­ ботают. Второй сын, Юрий,— 3 СПТУ-2, он будет механиза­ тором. С родителями живут девять детей, семеро из. них ходят в .школу, двое—дошкольники. Не­ смотря на большую занятость в семье, Клавдия Тихоновна днем и ночью, в жару и холод спешит к больным. Везде успе­ вает: н дома, и на работе, и в общественных делах. За это уважают ее односельчане. Авторитет среди жителей се­ ла завоеван ею добросовест­ ным трудом и чутким отноше­ нием к людям. Особую заботу она проявляет о детях сала: де­ лает вов.ремя прививки, ока­ зывает медицинскую помощь. Все это вместе взятое, на мой взгляд, создало предпосылку для хорошего воспитания своих детей, для которых Клавдия Тихоновна все: и мать, и док­ тор, и воспитательница, и советчик, а главное — пример правильной жизни. Как-то я зашел в медяушст. В нем абсолютная чистота, уютно, тепло, на подоконниках — цветы. За столом в белом халате Клавдия Ти.хоновна, ве­ селая и жизнерадостная. Когда завязался разговор о детях, Клавдия Тихоновна пре­ образилась. — Никаких секретов нет. Все наши заботы о детях. Мы с мужем счастливы, что они ухо­ дят в жизнь подготовленными. А готовим их к жизни с ранне­ го детства, чтобы потом не оби­ жались на нас, ро'Дителей. В на­ шей семье нет и нз было лю­ бимчиков, все одинаковые, ни­ какими сладостями не балуем, все еди'М за общим столом. — Многие родители, — про­ должает мать-героиня,— пор­ тят своих детей дорогими наря­ дами, мальчикам покупают мо­ педы, мотоциклы, магнитофоны, транзисторы. Мы своим детям приобретаем только необходи­ мое. Никакой роскоши в дет­ ские годы1 Получат специаль­ ность, станут зарабатывать са­ ми — тогда пусть себе приобре­ тают, что понравится.. Как правило, у нас старшие дети заботятся о младших, это ■— наши по'мощники. Нас, роди­ телей, все слушаются с первого слова, стараются сделать лк>бое дело пол'учше и побыстрее. Очень приятно, когда старшие похвалят. Между детьми даже свое саревновапие еоть, в мЫ его поощряем. Все воспитание, подчерки* вает Клавдия Тихоновна, стро­ им на труде и в труде. Без ра­ боты дома, в огороде — какое может быть воспитание? На каждый день мы назначаем де­ журных по до.му от маленьких до больших, чтоб все привыка­ ли к ответственности. Дежурят по двое, соблюдая, конечно, школьный режим. — Ну, а если любищь труд, — размышляет мать, — то и интерес к учебе из-за трудно-\ стей не потеряешь. Наши ребя­ та и тут стараются. В этом им помогает отец, он хорошо разбирается в математике и фи­ зике. Из семерых учеников в на­ шей семье пятеро учатся на «4» и «5». По оубботвм у нас — санитарцый день,, все комна­ ты убираем, затем купаем де­ тей. В этом деле помогает мне муж, и дети видят, что мы лю­ бим их всех, ухаживаем за ни­ ми, заботимся о них. Поэтому они отвечают нам те.м же. Дети смотрят на родителей, берут с них пример. Если родители хо­ рошо ведут себя в семьг, друж­ ны, уважают друг друга, то де­ ти видят все это, и тоже будут хорошо вести себя дома, в шко­ ле и на улице. И дети Кузнецовых подтвер­ ждают это. Как-то в К01нце ав­ густа мне понадобилось навес­ тить их. Был уже вечер. Перед домом в большой куче песка играли малыши. Спрашиваю: — Где же, пава, мама, стар­ шие? В ответ слышу;^^ — Ушли убирать совхоо-ную свеклу. Девочки делали на песке цветы, а мальчик Женя выво­ дил цифры «4» и «5», хотя в школе еще не учился. — Кто же тебя научил пи­ сать буквы, цифры? — спраши­ ваю. — Таия! Я узнал, что дети Кузяецовых охотно помогают соседке — 80- летней старушке, делают у нее в доме уборку, ходят за водой, в магазин. На все их хватает! А. ФОМИН, учитель 8-летней школы при Елецкой опытной станции но картофелю. .А ВОТ КАК У ГРЕВ 1 ЕВЫХ в Хлевенском райоияом на­ родном суде слушалось дело Гревцевых, жителей села Вве- денки. Председательствующий огласил ходатайство' комиссии по делам несоворшгннолетних исполкома Хлевен'ского райсо­ вета депутатсьв трудящихся о лишешии супругов Гревцевых родительских прав. Один за другим подходили к судейскому столу люди, говори­ ли об отце и матери, об их от- ношеиши к детям. Й все, вол­ нуясь, обвиняла супругов Грев- цевых. Отец жить не может без бу­ тылки. Долгое время нигде ;ие работает. И мать тоже пьянст­ вует, Они оставляют детей од­ них, по нескольку дней не бы­ вают дома, а ведь самому стар­ шему всего И лет. Приходят домой, дерутся, дом ходуном ходит. Перед судом выступили сек­ ретарь районной комиссии по делам несоваршедаюлетних И. Ф. Рындин, председатель Елец-Маланинского сельсовета В. И. Журавлев, директор Вве­ денской средней школы А. Е. Никитин, говорили о том, что супр|у1Г1н Гревцевы на протаж13- нии длительного времени не м*- полняют родительского долга. Приговор суда; лишить цева И. Т. и Гревцеву Н. Н. родительских прав в отношении детей '— Виктора, Светланы, Валентины, Ольги, Леонида и Геннадия. Детей определить в государственные воспитатель­ ные учреждения. Взыскивать с Гревцева Ивана и Гревцовой Натальи алименты вт пользу этих учреждений. VЛишение родительских прав — весьма жесткая санкция, по­ этому она применяется крайне редко. К ней прибегают либо в случаях прямого неисполиеяия родителями своих обязанностей или неправильного осуществле­ ния прав, либо в случаях амо­ рального, антиобшествеипогв поведения родителей, оказыва­ ющих на детей вредное воздей­ ствие. Гревцевы своим поведе­ нием воспитывали в детях чер­ ты, недостойные советского че- ло'века — пьянство, хулиганст­ во, тунеядство и другие пороки. Недавпо иве позво'нилн ва Елец-Маланинского, сельского Совета и сообщили, что супруг» Гревцевы выехали из села. Влг- таки стыдно стало людям в т а ­ за смоегрехк 1т. у с а к . чм я областной комиссим Ч&ДМАм несовершеннолетних.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz