Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ М тюря 1973 г , ?* 24 (13 496) ДОБРОГО ПУТИ. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ! В ЛИПЕЦКЕ создан политех­ нический институт Мини­ стерства высшего и сред­ него образования РСФСР на базе Липецкого филиала Московского института стали и сплавов. В юбилейном, 1972 г<$ду коллек­ тив вуза-филиала добился новых успехов в подготовке квалифи­ цированных кадров. Было выпу­ щено 483 специалиста для метал­ лургической, машиностроитель­ ной и строительной индустрии*. Это почти на 6 процентов боль­ ше выпуска 1971 года. На первый курс принято 975 человек, что превышает набор 1971 года на 12 процентов. Успеваемость на дневном отделении достигла 85,2 процента в сравнении с 84,7 про­ цента в предыдущем году. На ве­ чернем отделении успеваемость составила 76 процентов против 67. Сотрудники филиала выполнили научно-исследовательские рабо­ ты почти на полмиллиона рублей, или на 20 процентов более, чем в 1971 году. Теперь ученые Липецкого поли­ технического института осуществ­ ляют еще больший объем (700 тысяч рублей) научно-исследова­ тельских работ. Их направления— исследования в области * совер­ шенствования агподоменного и сталеплавильного производства, автоматизация технологического процесса прокатного производст­ ва с использованием вычисли­ тельной техники, разработка ал­ горитмов для автоматизирован­ ной системы управления произ­ водством на ряде предприятий области, разработка и внедрение прогрессивных строительных кон­ струкции и изделии для сельско­ хозяйственного и промышленного строительства — отвечают по­ требностям промышленности, строительства и сельского хозяй­ ства. В разработке этих тем надо отметить успехи ученых института Г. В. Коршунова, В. И. Григорки- на, С. Л. Коцаря, Г. А. Соколова и многих других. В институте создана отраслевая лаборатория, работающая по за­ данию Министерства черной ме- дентов, повышать их политиче­ скую зрелость, закаляя их идей­ ную убежденность. Мы хорошо помним слова из отчетного до­ клада Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС: «Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей ком­ мунизм невозможен, как невоз­ можен он и без соответствующей материально-технической базы». Коллектив сотрудников и пре- порулин, П. К. Зюлин, Г. А. Чи­ лингаров и другие. Штатный состав сотрудников и преподавателей, составляющий свыше 600 человек, к концу 1973 года достигнет 750 человек. При этом необходимо заметить, что половина из 250 преподава­ телей института имеет ученые степени. Образование самостоятельного высшего технического учебного И Н С ТИ Т У Т НА НОВОМ Э ТАП Е таллургим СССР. Завершена ор­ ганизация учебно-научного вы­ числительного центра. Большую работу проделал в этом направ­ лении коллектив, возглавляемый П. А. Шабановым. Успешно ве­ дется освоение новых специаль­ ностей: промышленный транс­ порт, сварочное производство, автоматизированный электропри­ вод, автомобили и тракторы, ма­ шины и технология обработки ме­ таллов давлением. Липецкий политехнический ин­ ститут организован на базе фи­ лиала передового столичного ву­ за. Сложившиеся замечательные традиции 'мы будем продолжать и развивать. Руководство института, партий­ ная, профсоюзная и комсомоль­ ская организации и впредь будут совершенствовать систему и ме­ тоды обучения и воспитания сту- подавателей добился определен­ ных успехов в освоении техниче­ ских средств обучения. Значи­ тельно вырос библиотечный фонд института, который в насто­ ящее время составляет 210 тыс. томов, почти на 25 процентов больше, чем в 1971 году. Завершено строительство еще одного учебного корпуса, что увеличило площадь филиала по­ чти на 25 процентов. За год ос­ новной фонд института возрос с 1,8 млн, рублей до 2,6 млн. руб. Все это свидетельствует о суще­ ственном укреплении материаль­ ной базы для обеспечения учеб­ ного процесса. В институте сложился крепкий коллектив высококвалифициро­ ванных преподавателей, читаю­ щих курсы на высоком инженер­ ном и теоретическом уровне. Среди «их С. И. Шаров, в. Н. Ка- заведения будет способствовать успешному выполнению народно­ хозяйственных задач, стоящих пе­ ред областью. Во-первых, оно бу­ дет готовить высококвалифици­ рованные инженерные, кадры, а, во-вторых, явится центром орга­ низации научно-исследователь­ ских работ. Липецкий политехнический ин­ ститут получает полноценную структуру управления, ученый со­ вет как совещательный орган при ректорате. Будут организованы ученые советы факультетов, чис­ ло которых в ближайшем году возрастет с трех до пяти, увели­ чится число специальностей прежде всего металлургического цикла на дневном отделении. Одной из важнейших задач коллектива является организация в ближайшие годы ученого сове­ та по присуждению ученых сте­ пеней кандидатов технических наук, что станет возможно не ра­ нее того, как в институте будут работать не менее 7—8 докторов наук. Права самостоятельного вуза налагают на нас обязанность еще более интенсивно решать перво­ очередные задачи дальнейшего развития. Главные из них—повы­ шение качества подготовки инже­ нерных кадров на базе самых современных достижений науки и техники с обеспечением широко­ го профиля, улучшение идейно­ политического воспитания студен­ тов; дальнейшее укрепление и рас­ ширение связей ученых институ­ та с предприятиями промышлен­ ности и сельского хозяйства об­ ласти по линии развития научных исследований и внедрения их ре­ зультатов в практику; развитие материальной базы вуза -— строительство общежи­ тия, жилого дома для сотрудни­ ков, нового учебного комплекса, лучшее оснащение и оборудова­ ние института. Руководствуясь разработан­ ной партией программой даль­ нейшего развития высшей школы, коллектив института берет на се­ бя обязательство поднять обуче­ ние и воспитание высококвалифи­ цированных кадров на тот каче­ ственно новый уровень, который соответствует требованиям се­ годняшнего дня и перспективам развития. Ю. ЖЕЛЕЗНОВ, ректор Липецкого политехнического института, профессор, доктор технических наук. На снимке: студенты VI курса кафедры производства стро­ ительных конструкций я изделий Василий Щенников, Алек­ сандра Скуридина и Вера Усманова на занятиях в лаборато­ рии. Фото Ю. Арда О ТЕХ, КТО БЫЛ ПЕРВЫМ И СТОРИЯ зарождения в го­ роде технического вуза от­ носится к 1956 году, когда по инициативе быстро развиваю­ щихся промышленных предприя­ тий города (ЛТЗ, НЛМЗ и дру­ гих), поддержанной горкомом и обкомом КПСС, был создай ве­ черний факультет Тульского ме­ ханического института с машино­ строительным уклоном. Первый набор был произведен в основном из рабочих и служа­ щих тракторного завода. Перзые занятия проводились в вечернюю смену в классах средней школы № 31. Для преподавания общеобра­ зовательных н общетехнических дисциплин были привлечены кан­ дидат исторических наук Л. Н. Драбкин, В. Е. Сокольский, 3. А. Фокина, Г. В. Шамаева, О. М. Чефранов и другие лучшие учи­ теля средних школ города, пре­ подаватели техникумов, большая часть которых позднее оконча­ тельно перешла на работу в наш вуз. Новый этап в жизни наступил в 1959 году, когда Московский ин­ ститут стали и сплавов открыл в Липецке вечерний факультет. Его организатором и деканом стал профессор Сергей Иванович Ша­ ров. Затем факультет преобразо­ вали в филиал Московского ин­ ститута стали и сплавов. Фа­ культет получил здание на улице Зегеля, в котором начал органи­ зовывать лаборатории, библиоте­ ку, учебные кабинеты. Преподавательский - состав и весь коллектив филиала с теп­ лотой вспоминают, как о боль­ шом празднике, о первом вы­ пуске специалистов, состоявшемся в июле 1962 года. Дипломы ин­ женеров получили 114 питомцев вечернего отделения филиала, в том числе пятеро закончили ин­ ститут с отличием. Первый вы­ пуск заложил отличные тради­ ции. Уверен, что коллектив Ли­ пецкого политехнического инсти­ тута будет развивать эти тради­ ции, приумножать нх и продол­ жать благородное дело воспита­ ния молодежи, подготовки широ­ ко образованных, культурных и умелых организаторов производ­ ства. Л. РЕВА, дёкан бывшего вечернего факультета Тульского механического института, ныне декан вечернего факультета Липецкого политехнического института. Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы А 2909 ИНЖЕНЕРОВ ПОЛУЧИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ В СТЕНАХ ПРЕДШЕСТВЕННИКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА — ЛИ­ ПЕЦКОГО ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ. ^ В 1972 ГОДУ ТОЛЬКО УЧЕНЫЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ФА­ КУЛЬТЕТА ВЫПОЛНИЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКЙЕ РАБОТЫ ПО ДОГОВОРАМ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА СУММУ 190 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО СОСТАВИЛА 1 МИЛЛИОН 80 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Л В СОСТАВЬ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 16 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КРУЖКОВ. В НИХ ТОЛЬКО НА МЛАД­ ШИХ КУРСАХ ЗАНИМАЕТСЯ 150 СТУДЕНТОВ. НАЧИНАЯ С ЧЕТ­ ВЕРТОГО КУРСА НАУЧНОЙ РАБОТОЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАЖДЫЙ СТУДЕНТ. Д ОБИВАТЬСЯ, чтобы моло­ дые специалисты, оканчи­ вающие наш институт, владели основами марксистско-ле­ нинской науки, имели глубокую теоретическую и профессиональ­ ную подготовку, обладали высо­ кими моральными качествами и умели работать с людьми, были активными проводниками полити­ ки партии, воспитывать чувство нового, стремление к постоянному обогащению и обновлению приоб­ ретенных знаний — вот наша цель. Партийная организация а рек­ торат стараются повышать каче­ ство учебной и воспитательной работы преподавателей, широко вовлекать студентов в научно-ис­ следовательскую работу, усили­ вать партийное влияние на все звенья коллектива, сосредоточи­ вать усилия профсоюзной органи­ зации на создании необходимых условий для учебы, труда и от­ дыха студентов и преподавателей. Мы заботимся о том, чтобы в ин­ ституте действовала определенная система организации всей учебно- воспитательной работы. В институте начнет работу шко­ ла коммунистического воспитания. В ней будут читать лекции про­ фессора, партийные, комсомоль­ ские работники, представители ректората и деканатов. Коммунисты, ученый совет ин­ ститута, деканаты, кафедры доби­ ваются органического сочетания учебной и научной работы, стре­ мятся, чтобы каждый студент за время обучения в -вузе приобрел навыки самостоятельного творче­ ства, овладел элементами научно­ го исследования. Год. от года рас­ тет число студентов, участвующих в научных исследованиях, расши­ ряется реальное дипломное проек- О ВОСПИТАНИИ тирование. Имеется договор о со­ трудничестве в научных исследо­ ваниях, про-водимьп( молодыми рационализаторами и изобретате­ лями НЛМЗ и студентами. Он способствует укреплению связей студенчества с рабочим классом, воспитанию вузовской молодеки на лучших традициях рабочих коллективов. Чтобы и дальше улучшать состояние политической, научной и культурно-воспитатель­ ной работы, комсомольская орга­ низация института намерена за­ ключать договоры о содружестве с молодежными коллективами других предприятий города. Получает развитие социалисти­ ческое соревнование академиче­ ских групп и факультетов. При подведении итогов учитываются успеваемость, участие в научно- исследовательских работах, в об­ щественно полезном труде, уме­ ние вести массово-политическую работу в коллективе. Победители соревнования пользуются преиму­ щественным правом при назначе­ нии стипендии, награждаются экскурсионными путевками и т. п„ их фотографии помещаются на Доску почета. Нам видится возможность со­ циалистического соревнования ме­ жду студенческими группами я рабочими бригадами цехов пред­ приятий, строек. Это, несомненно, повысит ответственность студен­ тов за свои обязательства перед рабочими соревнующегося коллек­ тива, требовательность по отно­ шению к своему основному труду — учебе. Партийная организация м впредь будет заботиться о даль­ нейшем развитии материальной базы, внедрять прогрессивные ме­ тоды обучения, добиваться со­ вершенствования производствен­ ной практики студентов. Рождение института—большое событие. Оно —результат работы областного и городского комите­ тов партии и Советов депутатов трудящихся, промышленных пред­ приятий и строительных организа­ ций. Это ко многому нас обязы­ вает. В. КРАХТ, секретарь партийного бюро политехнического института. ГОВОРЯТ В Ы П У С К Н И К И И С Т У Д Е Н Т Ы И. ЕРОШЕНКО, зам. директора Липецкого тракторного завода, вы­ пускник первого выпус­ ка: —Не скрою, что первый год учебы был нелег­ ким; занимались в шко­ лах в разных концах го­ рода. Но и мы, и студен­ ты последующих набо­ ров занимались добро­ совестно, прилежно/ не­ смотря на то, что не прерывали своей тру­ довой деятельности, что у каждого были семей­ ные заботы, да и лет нам было не по 20. Знания, полученные нами на Липецком вечер­ нем факультете, помога­ ют в повседневной ра­ боте. П. ПШУНЕТОВ, ин­ женер Липецкого заво­ да пусковых двигателей: —- Студенты филиала приема 1959 года с пер­ вых дней учебы прини­ мали участие в строи­ тельстве второго учеб­ ного корпуса, так как каждый верил, что ин­ ститут будет! Теперь при встречах бывшие студенты с большой признатель­ ностью и любовью гово­ рят о наших препода­ вателях С. И. Шарове, Н. С. Денисове, Ю. В- Кошелеве, С. И. Куни­ цыне, П. К. Зюлине и других. Прошло 8 лет со дня выпуска, и за это вре­ мя институт возмужал и вырос до неузнаваемос­ ти. Мы гордимся тем, что филиал стал поли­ техническим институ­ том. Со вторым рождением тебя, родной институт! Большого тебе твор­ ческого пути! В. МОНАЕНКОВ, на­ чальник отдела ЛТЗ, выпускник 1962 года: -— Большинство вы ­ пускников филиала ос­ тались верны своему ву­ зу и послали сюда учить­ ся своих детей. Мне дове­ лось быть выпускником первого вечернего вы­ пуска, моя первая дочь — выпускница дневно­ го отделения, второй дочери, студенте IV курса, по-видимому, представится возмож­ ность быть в числе пер­ вого выпуска политехни­ ческого института. Л. ПОНОМАРЕВА, комсорг группы: •— Я очень рада, что являюсь студенткой Ли­ пецкого политехниче­ ского института. В нем есть все для того, чтобы мы хорошо учились, культурно проводили досуг, занимались на­ учной работой. Меня ра­ дует, что институт име­ ет тесные связи с про­ изводством. 3. ЗУБОВА, студент­ ка вечернего факульте­ та: — Факт открытия по­ литехнического инсти­ тута, перспективы его роста внушают студен­ там - вечерникам, еще большую уверенность в гом, что мы сможем стать настоящими инже­ нерами. На снимке: учебные корпуса Липецкого политехнического института. Фото Ю. Ардашева Ф И Л И А Л ЭСТ А 1972 год завершил почти 17- летний период существования в Липецке вечерних факультетов и филиала Московского институ­ та стали и сплавов — единст­ венного в области многопро­ фильного технического вуза. Его образование позволило раз­ решить очень много проблем — общественных (появилось боль­ шое число преподавателей высо­ кой квалификации с учеными сте­ пенями, готовых всегда принять участие « решении задач города и области), производственных — участие работников филиала в жизни промышленных предприя­ тий, и, так сказать, «личных». Дело в том, что на предприя­ тиях области было много работ­ ников, желающих получить выс­ шее образование. «Старожилы» филиала никогда (так мне кажет­ ся) не забудут радости, даже ликования многих бывших сту- дентов-заочников, получивших возможность слышать живое сло­ во лекторов, проводить лабора-, торные работы по расписаний», консультироваться в любой момент с преподавателями «у себя дома» — в Липецке, а не ездить 2 раза в год на месячные сессии. Большое количество специаль­ ностей позволило удовлетворить запросы очень многих юношей и девушек. 1972 год для нас был вдвойне «юбилейным». В 1962 году состоялся пер­ вый выпуск инженеров - метал­ лургов н машиностроителей. Ди­ пломы получили 1.14 бывших сту- дентов-вечерников. И сколько из этих выпускников выросло уме­ лых, авторитетных руководителей — начальники главных управле­ ний министерств А. С. Дьяконов, Н. Г. Поляков, зам. начальника Б. И. Рожнов, руководители пред­ приятий — лауреат Государствен­ ной премии, кандидат технических наук директор НЛМЗ С. В. Кол­ паков, директор завода специн- струмента и технологической ос­ настки Е. М. Теплицкнй, директор Елецкого завода медицинского оборудования Я. К. Проскурин, директор Чаплыгинокого за вода агрегатов Н. А. Загорский, дирек­ тор Липецкого трубного завода А. С. Кургускин, главные инже­ неры заводов «Свободный сокол» A. П. Усачев, «Центролит» — B. И. Астахов и другие. За П выпусков из стен филиа- П Е Р Е Д А Е Т ФЕТУ да вышло 2909 инженеров, в том числе 514 с дневного и 2395 с ве­ чернего отделений. Среди них много очень трудолюбивых, спо­ собных и даже талантливых. Одни вернулись в институт в ином качестве ■— кандидатами наук, доцентами — Е. С Гамов, А. Т. Сергеев, В. Д. Завражин, И. Д. Шумов. Другие заканчива­ ют свои диссертационные работы. Кроме того, под руководством преподавателей института —■про­ фессоров и доцентов —• группа заводских инженеров защитила кандидатские диссертации. Это —• главный инженер НЛМЗ И. В. Франценкж, зав. агломерацион­ ной лабораторией Н. П. Норик, бывший начальник аглофабрики М. А. Вишневецкий, сотрудники других научных учреждений. За последние годы три преподавате­ ля филиала защитили докторские диссертации— профессор А И. Холодов, профессор Ю. Д. Же­ лезнов и профессор Г. А. Соко­ лов. Приведенные данные (а их можно было бы умножить) пока­ зывают, что воспитанники трех факультетов филиала получают хорошую инженерную квали­ фикацию. Их задача—повышать ее в дальнейшей работе. Препода­ ватели института окажут им вся­ ческую помощь. Итак, *' применяя спортивную терминологию, филиал переда­ ет «эстафетную палочку» институ­ ту. Следует с благодарностью от­ метить неоценимую поддержку и повседневную заботу областных и городских партийных организа­ ций, органов Советской власти, а также руководителей и коллекти­ вов промышленности, строитель­ ных организаций. С извест­ ной долей патетики можно зая­ вить: «У филиала много друзей!» Надеемся, что все они останутся друзьями политехнического инсти­ тута и что число их будет посто­ янно расти! Мне, как одному из старейших работников филиала, хочется по­ желать коллективу института бе­ режно хранить и развивать накоп­ ленные традиции, приумножать нх, избавляться от всего, что ме­ шает нашему движению вперед. С. ШАРОВ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой металлургии черных металлов. ДИАЛОГ „ЧЕЛОВЕК-МАШИНА На снимке: аспирант кафедры обработки металлов давлением В. Пыженков и начальник вычислительного центра А. Максименко ведут^ расчеты упругих деформаций валков прокатных станов на электронно-цифровой вычислительной машине «Найри-С». / Фото Ю. Ардашева, Поставленные XXIV съездом КПСС задачи автоматизации системы управления экономикой, автоматизации производственных и технологи­ ческих ^процессов и дальнейшего внедрения средств вычислительной техники. во все отрасли народного хозяйства требуют подготовки доста­ точного количества специалистов. В политехническом институте создан вычисли­ тельный центр. Все студенты дневного и вечер­ него отделений, будущие специалисты и руко­ водители производства, имеют возможность изу­ чить основные виды средств современной вычис­ лительной техники. Сотни курсовых и диплом­ ных проектов выполняются с применением вы­ числительных машин. По оснащенности ими ин­ ститут уже сейчас стоит на одной ступени с ве­ дущими вузами республики. Сотрудники института ведут большую науч­ ную работу, и первыми их помощниками явля­ ются вычислительные машины. В настоящее время успешно функционирует лаборатория ма­ лых электронно-цифровых вычислительных ма­ шин (ЭЦВМ). Освоение сотрудниками институ­ та малых машин «Мир-1» и «Наири-С» — необ­ ходимая ступень для перехода к более совер­ шенным «Минск-2» и «М-222». «М-222», например, выполняет свыше 25 тысяч операций в секунду. Развивается лаборатория технических средств обучения. В двух классах установлены автоматы программированного контроля комплекса «Лня- чанка» и «Киси-5». Всего за 1972 год через классы программированного контроля прошло 3500 студентов. Выпускники школ, готовящиеся поступать к нам в вуз, имеют возможность тоже проверить свои знания в классе программированного конт­ роля, как это сделали в прошлом году 640 аби­ туриентов. Значительно шире стала применяться в учеб­ ном процессе демонстрация кинофильмов для студентов в специально, оборудованных двух киноауднториях. Всего за год 138 учебных филь­ мов просмотрели 3300 студентов. Созданная учебная телевизионная система позволяет передавать из телестудии в оборудо­ ванные телевизорами разные аудитории лекция наиболее квалифицированных преподавателей, сопровождать их демонстрацией кинофильмов, диапозитивов, схем, рисунков, вести показ за­ щиты проектов, сдачи вступительных экзаменов. Отдел учебных кибернетических лабораторий заботится о популяризации вычислительной тех­ ники и кибернетики. Проводятся семинары, ор­ ганизуются экскурсии. Частые гости центра и лабораторий технических средств — учащиеся 9—10 классов школ Липецка, для которых ре­ гулярно проводятся экскурсии и занятия на электронных клавишных машинах. В лаборато­ рии отлегла, проводятся практические занятия для слушателей областных курсов переподго­ товки партийных и советских работников. \ П. ШАБАНОВ, начальник отдела учебных кибернетических лабораторий. А. МАКСИМЕНКО, начальник центра вычислительных машин. 1п1ШШШИШЦИ»П1"»»™'""" " ' ” , “ " * , , " " " " ,,,И ,*Я1*11НП*1ЦИЦМ11ПтЦЦ1П1МН” И т *18^ тТТ^ дмимишюшмипмидкииииипнияшшимциииянпня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz