Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 сентября 1972 г„ М 228 (13 700) ВТОРАЯ СЕССИЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Как уже сообщалось в «Ленинском знамения, 26 сен­ тября 1973 г. состоялась II сессия областного Совета депутатов трудящихся XIV созыва. С докладом по пер­ вому вопросу «О мерах по дальнейшему улучшению народного образования в области в свете решений XXIV съезда КПСС и VI сессии Верховного Совета СССР» выступил заместитель председателя облиспол­ кома, депутат А. М. ОРЕХОВ, «О мероприятиях по вы­ полнению наказов избирателей, данных депутатам об­ ластного Совета депутатов трудящихся XIV созыва» рассказал первый заместитель председателя облиспол­ кома, депутат И. Е. ФЕДОРОВ. ковском районе учебно-матери­ альная база для трудового обу­ чения и воспитания не соответ­ ствует элементарным требова­ ниям. Слаба материальная ба­ за для профессиональной под­ готовки в Лебедянском, Дан- ковском, Краснинском райо­ нах. Все еще слабо поставлено трудовое обучение учащихся во многих школах Липецка, К Н О В О М У П О Д Ъ Е М У НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ За период, прошедший после XXIV съезда партии, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд важней­ ших постановлений по вопро. сам народного образования, сказал А. М. Орехов. Шестая сессия Верховного Совета СССР восьмого созыва в июле этого года утвердила «Основы зако­ нодательства Союза ССР и со­ юзных республик о народном образовании». Все это говорит о большом значении, которое придают партия и прави­ тельство проблемам дальней­ шего развития и совершенство­ вания народного образования. В нашей области, как и в целом по стране, созданы не­ обходимые условия для реше­ ния этой важнейшей государ­ ственной задачи. В настоящее время у нас работают 225 средних общеобразовательных школ, 18 средних специальных учебных заведений, 12 профес­ сионально-технических училищ, дающих наряду с рабочей про­ фессией, законченное среднее образование. Ежегодно в области сокра­ щается количество второгод­ ников, растет успеваемость учащихся. В прошлом учебном году она составила 98,9 про­ цента. Вместе с тем надо сказать и о тех серьезных недостатках, которые имеют место в работе школ. Прежде всего не может не вызывать тревоги тот факт, что во многих школах умень­ шается количество учащихся, успевающих на «4» и «5». Осо­ бенно большое снижение ка­ чества знаний учащихся про­ изошло в Воловском, Данков- ском, Лебедянском, Краснин­ ском и ряде других районов. Кроме того, продолжается отсев учащихся. В 1971—72 учебном году из 1— 8 классов школ области выбыли без ува­ жительных причин свыше 1000 человек. Наибольший отсев уча­ щихся допустили школы об­ ластного центра, города Дан­ кова, а также Добринского, Задонского, Хлевенского, Ле­ бедянского районов. Главной причиной все еще имеющегося отсева школьни­ ков остается их неуспевае­ мость. Как правило, ученики оставленные на повторный курс, бросают школу. Отдель­ ные руководители профтех­ училищ грубо нарушают дей­ ствующее законодательство, принимая на учебу подростков, не окончивших 8 классов. Сле­ дует улучшит^ работу комис­ сий по делам несовершенно­ летних, покончить с негодной практикой некоторых из них, когда на работу направляли подростков, не достигших 16- летяего возраста и не получив­ ших 8 -летнего образования. Нельзя мириться и с практи­ кой, когда необоснованно раз­ решают переводить таких уче­ ников из дневных школ в ве­ черние и заочные. В нашей области проведена некоторая рационализация школьной сети. За последние 5 лет количество малокомп­ лектных начальных школ со­ кратилось на 217 единиц, а ко­ личество средних школ воз­ росло на 36. Эту работу следу­ ет продолжать. Важно, чтобы в каждом совхозе и крупном колхозе, как сказано в поста­ новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло­ вий работы сельской общеоб­ разовательной школы», была средняя общеобразовательная школа. В 1972 году план при­ ема учащихся в 9-е классы в области был выполнен. 53,6 процента окончивших 8 -е классы поступили в 9-е. Но следует отметить, что наша область в этом отношении зна­ чительно отстает от соседей и средних показателей по РСФСР. 4 Хотя и в этом учебном году план приема в 9-е классы по области в целом выполнен, однако с этой задачей не спра­ вились в гг. Липецке, Грязях, Елецком районе. Из многих сельских 8 -летних школ в 9-е классы поступает незначитель­ ное количество учащихся. Во многом это объясняется тем, что учащимся и их роди­ телям слабо разъясняется зна­ чение и необходимость получе­ ния среднего образования, а также недостатком средних общеобразовательных школ и отсутствием при них интерна­ тов. Очень мало школьных ин­ тернатов, например, в Грязин- ском, Хлевенском, Краснин­ ском, Воловском, Елецком, Ле­ бедянском, Лев-Толстовском районах. В ряде мест плохо организо­ ван подвоз учащихся. Серьезного внимания требует организация горячего питания учащихся, особенно в сельских школах. Пока только 19 процен­ тов сельских школьников полу­ чают горячие обеды в столовых. Слабое участие в организации горячего питания школьников принимают колхозы и совхо­ зы. Областное управление сельского хозяйства, производ­ ственное объединение совхозов плохо контролируют работу своих столовых, не обеспечили выполнение решения облиспол­ кома о выделении школьным интернатам продуктов соб­ ственного производства. Боль­ шой спрос за организацию пи­ тания школьников следует предъявить облпотребсоюзу. Полное осуществление все­ общего среднего образования зависит прежде всего от даль­ нейшего повышения качества учебно-воспитательного про­ цесса во всех школах. Широко известны » своим мастерством педагогические коллективы средних школ Ш 1, 3, 4, 19, 44, 46 г. Липецка, №№ 1, 21 г. Ельца, 1 -й Тербунской, Хле- венской, Ленинской и Борин- ской школ Липецкого района и других. Эти педагогические коллективы добились высокого мастерства обучения и воспита­ ния ребят, постоянно ведут по­ иски рационализации методов учебно-воспитательного про­ цесса, умело используют тех­ нические средства обучения. Средняя школа № 19 (ди­ ректор тов. Коваленко Е. М.) одна из первых в области пе­ решла на кабинетную систе­ му занятий. Передовые учителя области Е. С. Тихомирова, В. Н. Про- воторова, Л. А. Морозова, Г. В. Милованова, М. С. Куче- ва, Л. И. Ермаченко, Р. П. Ба­ женова и многие другие ус­ пешно реализуют идеи новых программ и добиваются вы­ сокого качества знаний уча­ щихся. Успешно также решает зада­ чи осуществления среднего об­ разования Нижне-Колыбель- ская восьмилетняя школа Хле­ венского района, возглавляе­ мая заслуженной учительни­ цей школы РСФСР Еленой Ива­ новной Пикаловой. По данным 5-ти последних лет, все выпуск­ ники этой школы продолжают среднее образование, а полу­ чив его, многие остаются рабо­ тать в родном селе. Специалис­ ты этого села—агрономы, учи­ теля, медицинские и ветеринар­ ные работники, механизаторы— бывшие учащиеся местной восьмилетки. К сожалению, есть педаго­ гические коллективы, где мед­ ленно изживаются серьезные недостатки в учебно-воспита­ тельном процессе, допускаются большие просчеты в осущест­ влении связей семьи и школы. Приходится встречаться и с фактами педагогического бра­ ка, когда виною неуспеваемо­ сти становится равнодушие учителя, его нежелание вник­ нуть в особенности подростко­ вого характера. Областному отделу народно­ го образования, институту усо­ вершенствования учителей, ра­ ботникам горрайоно и школ, исполкомам районных, город­ ских и сельс<их Советов депу­ татов. трудящихся необходимо сосредоточить внимание на устранении подобных недо­ статков. В последние годы в нашей области была проделана опре­ деленная работа по совершен­ ствованию трудового обучения и воспитания школьников. Во многих сельских школах осу­ ществляется и становится все более успешной ориентация учащихся на сельскохозяйст­ венные профессии, изучение школьниками тракторов, ком­ байнов и других сельскохозяй­ ственных машин, активное уча­ стие в производительном тру­ де. В школах нашей области около 500 ученических произ­ водственных бригад, которыми охвачены более 50 тысяч школьников. Члены учениче­ ских производственных бригад ежегодно выращивают на по­ лях колхозов и совхозов уро­ жаи различных сельскохозяй­ ственных культур на площади около 14 тысяч гектаров. Примером хорошей работы по трудовому обучению и вос­ питанию может служить Верх- не-Колыбельская средняя шко­ ла Хлевенского района. Интересная работа прово­ дится в Вязовицкой средней школе Долгоруковского рай­ она, которая получила высо­ кую оценку ПК ВЛКСМ и Министерства сельского хо­ зяйства СССР.. В городах области большое распространение получили школьные строительные отря­ ды. Инициаторами их созда­ ния, как известно, выступили старшеклассники Липецкой средней школы № 10 . В то же время следует под­ черкнуть, что далеко не во всех школах постановка тру­ дового обучения и воспитания, профессиональной ориентации отвечает современным требо­ ваниям. К сожалению, отдельные председатели колхозов и ди­ ректора совхозов, руководите­ ли школ и органов народного образования не придают дол­ жного значения трудовой под­ готовке школьников. Кабинеты машиноведения и основ сель­ скохозяйственного производ­ ства в большинстве сельских школ не созданы, а там, где созданы, оснащены устаревши­ ми марками тракторов и дру­ гих сельхозмашин. В Измал- Ельца. В г. Свердловске про­ мышленные предприятия для трудового обучения школьни. ков создают ученические цехи и межшкольные мастерские, оборудованные современной техникой^ В Липецке об этом пока идут разговоры, ,хотя та­ ким предприятиям, как трак­ торный завод, НЛМЗ, сделать это вполне под силу. Надо добиться, чтобы каж­ дая школа, имела хорошо обо­ рудованные мастерские, каби­ неты, машины. Педагогические коллективы большинства школ правильно понимают задачи и добивают­ ся определенных успехов в воспитательной работе. На уро­ ках учителя соединяют обуче­ ние и воспитание в единый процесс. Передовые школы при­ влекают к делу воспитания производственные коллективы и родителей, организуют среди них систематическую педагоги­ ческую пропаганду, умело ор­ ганизуют внеклассную и вне­ школьную работу с учащими­ ся. В настоящее время в школах области создано более 600 ле­ нинских музеев и комнат, око­ ло 500 уголков, написаны ис­ тории многих сел и городов, летописи боевых и трудовых дел предприятий, организуют­ ся туристские походы и экскур­ сии под девизом «Дорогами отцов». Стали традиционными встречи со старыми коммуни­ стами, участниками революции онных событий, с пионерами и комсомольцами 2 0 -х и 30-х го­ дов. ветеранами войны и труда, ударниками и бригадами ком­ мунистического труда. Все большее развитие получает школьная художественная са­ модеятельность. Вместе с тем нельзя не за­ метить тех серьезных недостат­ ков, которые все еще имеются в постановке воспитательной работы. По-прежнему еще много формализма, не хватает конкретности, особенно в ин­ дивидуальной работе с каж ­ дым школьником. В ряде шксщ очень слабо проводится право­ вое воспитание учащихся, ра­ бота по месту жительства де­ тей, недостаточно ведется пе­ дагогическая пропаганда сре­ ди родителей и населения. Школьники мало привлека­ ются к общественно полезно­ му труду и выполнению об­ щественных поручений. Не ве­ дется систематической рабо­ ты по воспитанию учащихся через коллектив и для коллек­ тива. Облоно, многие горрайоно не добились улучшения работы школы по воспитанию созна­ тельной дисциплины и куль­ турного поведения всеми школьниками, не обеспечили, чтобы каждая школа стала ор­ ганизующим центром воспита­ тельной работы с детьми. В результате этого опреде­ ленная часть школьников допу­ скает правонарушения. Наи­ большее количество правона­ рушений допущено учащимися школ №№ 8 , 9, 25, 34 г. Липец­ ка, №№ 23, 24, •, 97 г. Ельца, Лебедянской средней школы № 3, Ново-Деревенской сред­ ней школы Липецкого района, Плехановской —■ Грязинокого. Многие нарушения связаны с серьезными недостатками се­ мейного воспитания. К сожале­ нию, у нас еще встречаются родители, которые не выполня­ ют своих обязанностей по вос­ питанию детей, не являются для них примером поведения. А органы народного образова­ ния, школы, исполкомы мест­ ных Советов депутатов трудя­ щихся, советы содействия семье и школе на предприяти­ ях, в совхозах, колхозах и уч­ реждениях не принимают необ­ ходимых мер к повышению их ответственности. Большие недостатки имеются в физическом и военно-патри­ отическом воспитании учащих­ ся. В большинстве сельских школ нет спортивных залов, недостает спортинвентаря. Не во всех школах оборудованы военные кабинеты. Надо ска­ зать, что спортивные органи­ зации и общества «Урожай», «Динамо», «Спартак» мало по­ могают школам в проведении спортивно-массовой работы. Хорошими помощниками пе­ дагогических коллективов яв­ ляются школьный комсомол и пионерская организация. Но эти боевые общественные ор­ ганизации также нуждаются в помощи со стороны органов народного образования. В «Основах законодатель­ ства Союза ССР и союзных республик о народном образо­ вании» подчеркивается важное значение вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ в осуществлении всеоб­ щего среднего образования мо­ лодежи. В развитии этой системы об­ разования в области имеются некоторые положительные ре­ зультаты. Достаточно сказать, что за последние пять лет в школах рабочей и сельской мо­ лодежи получили среднее об­ разование более 11 с полови- вой тысяч человек. Вместе с тем в вечерних и заочных школах наблюдается большой отсев учащихся. Больше всего учащихся выбыло из вечерних школ Лев-Тол- стовского, Тербунского, Усман- ского районов и г. Данкова. И с этим нельзя мириться. Тем не менее в некоторых совхозах, таких, как «Озерский» Станов- лянского. района, «Ульяновс­ кий», «Калабинский», «Тихий Дон» Задонского района, «Куй- манский», «Лебедянский», «Культура» Лебедянского рай­ она, учащимся не создают условия для совмещения учебы с работой, не предоставляют свободных дней для занятий, в учебное время, как правило, посылают их в длительные командировки- . В ряде школ слаба матери­ альная база, низок уровень учебно-воспитательного про­ цесса, и в этом отношении так­ же не всегда принимаются над­ лежащие меры, чтобы попра­ вить положение. К примеру, школа рабочей молодежи Яг 2 г. Ельца не име­ ет своего помещения, в крайне плохом состоянии находится здание школы рабочей молоде­ жи № 3. В связи с этим было намечено строительство ново­ го здания школы на 640 мест, изготовлена техническая доку­ ментация, но на этом, к сожа-, лению, все остановилось. Спра­ шивается, неужели гориспол­ ком не в состоянии решить этот вопрос и ускорить строи­ тельство школы? Партия и правительство уде­ ляют большое внимание про­ фессионально-техническому об­ разованию нашей молодежи, подготовке квалифицирован­ ных кадров для всех отраслей народного хозяйства. В настоящее время в нашей области работают 34 профес­ сионально-технических учили­ ща, где юноши и девушки обу. чаются 109 рабочим професси­ ям. В целом в системе проф­ техобразования созданы все условия для плодотворной уче-, бы. Областным управлением профтехобразования проведе­ на большая работа по перевоп ду училищ на 3-годичный, срок обучения. В настоящее время в области уже имеются 12 сред­ них профтехучилищ. А к кон­ цу пятилетки их будет уже 17, Однако следует сказать, что не все работники профессио. нально-технических училищ глубоко поняли всю новизну и широту задач, которые ста­ вит партия с целью улучше­ ния подготовки молодых ра­ бочих. Не все учащиеся полу: чают глубокие и прочные зна­ ния с учетом последних дости­ жений научно-технического прогресса и передового опыта, недостаточна еще связь учи­ лищ с предприятиями, много недостатков допускается в идейно-воспитательной работе. За последние годы в обла­ сти несколько улучшился ка­ чественный состав учительских и руководящих кадров. В на­ стоящее время все директора средних школ и более 75 про­ центов учителей-предметников имеют высшее образование, с соответствующим образовани­ ем почти все учителя началь­ ных классов. В этом году в школы области направлено свыше 600 молодых специа­ листов. Вместе с тем, и об этом на­ до прямо сказать, подготовка педагогических кадров с выс­ шим образованием для сель­ ских школ, закрепление учи­ телей на селе остается одним из нерешенных вопросов. Большая текучесть кадров наблюдается в Добринском, Чаплыгинском, Усманском районах. Это объясняется в ряде случаев недостаточным вниманием к созданию жи­ лищно-бытовых условий для сельского учителя, но главное — отсутствием надлежащей заботы о подготовке учителей из числа местной молодежи, выпускников школ. За последние годы педаго­ гические. институты нашей об­ ласти провели необходимую работу по повышению качест­ ва подготовки педагогических кадров и комплектованию ин­ ститутов за счет сельской мо­ лодежи. Впредь нужно доби­ ваться того, чтобы каждый район ежегодно тщательно от­ бирал молодежь и направлял ее в институты. Необходимо создать все ус­ ловия для успешной работы учителей и систематического повышения их квалификации. Надо внимательно относиться к нуждам и запросам работ­ ников народного образования, особенно на селе, осуществ­ лять строгий контроль за со­ блюдением установленных за­ конодательством льгот и пре­ имуществ учителей. За годы минувшей и три года текущей .пятилетки в го- . родах и селах нашей области введено в действие школьных зданий почти на 100 тысяч мест. В результате школьный фонд области обновился, по существу, наполовину. Особенно много внимания строительству школ уделяют Липецкий горисполком, Совет­ ский райисполком г. Липецка, а также Данковский, Тербун- ский, Усманский, Добровский и ряд других райисполкомов, где государственные планы по вводу и освоению капиталь­ ных вложений, обязательства по инициативному строительст­ ву ежегодно успешно выпол­ няются. Много внимания школьному строительству уделяет руко­ водство НЛМЗ, елецкого за­ вода «Эльтаэ. В атом году м 1 сентября годовой план по вводу в действие школьных зданий выполнен на 137 про­ центов, по освоению капиталь­ ных вложений—на 138. Однако вопросы дальнейшего укрепления материальной ба­ зы городских и сельских школ продолжают оставаться все еще острыми. Некоторые ис­ полкомы районных и город­ ских Советов не уделяют должного внимания укрепле­ нию их материальной базы. Постановлением ЦК КПСС н Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь­ ной школы» перед мест­ ными Советами, руководи­ телями колхозов, совхозов по­ ставлены новые большие зада­ чи. За период с 1974 по 1980 год в сельской местности по всем источникам финансирова­ ния у нас в области должно быть введено по типовым про­ ектам 108 школ на 35000 мест, 70 школьных интернатов на 5 тысяч мест, свыше 500 учи­ тельских квартир площадью 17000 кв. метров. При этом почти половина всех объектов просвещения должна быть введена за счет госкапвложе- ний по линии совхозов. В 1974 году предусмотрено за госу­ дарственные капиталовложе­ ния ввести в действие 2 город­ ские школы на 2244 места (в микрорайоне № 13 г. Ли­ пецка и г. Лебедяни), 16 школьных зданий в селах. В области немало руководи­ телей колхозов и совхозов, ко­ торые с большим вниманием относятся к строительству школ. Это — председатель колхоза «Аврора» Задонского района В. Н. Лакомое, пред­ седатель колхоза «Красный путиловец» Лев-Толстовского района В. Е. Подмарков, ди­ ректор совхоза «Россия» Гря- зинского района Герой Социа­ листического Труда Н. Т. Владимиров, директор совхоза «Петровский» Добринского района Герой Социалистиче­ ского Труда И. П. Ксенз, ди­ ректор совхоза «Родина» Доб- ровского района И. Н. Золо­ тарев. Много хорошего можно сказать в адрес директора треста «Птицепром» В. А. Голева. Трест, которым он ру­ ководит, почти на всех цен­ тральных усадьбах хозяйств построил или строит школы. Пример добросовестного от­ ношения к строительствм школьных объектов показыва­ ет председатель «Облмежкол- *озстроя» Ф. М. Матовых. «Облмежколхозстрой» еже­ годно успешно выполняет пла­ ны по вводу в действие объ­ ектов просвещения и освое­ нию капитальных вложений, выделяемых на эти цели. Лучше стал относиться к строительству школ и трест «Липецксовхозстрой». Но есть и такие руководите­ ли строительных организаций, которые це уделяют долж­ ного внимания строительству Объектов просвещения. Так, Трест «Елецтяжстрой» (управ­ ляющий тов. Григорьев) до сего времени не приступил ч строительству школы в г. Ель­ це, а на строительстве Данков- ского детского дома годовой объем работ выполнен только на 20 процентов. Есть и руководители колхо­ зов, в том числе в Добрин­ ском, Долгоруковском, Хле­ венском, Воловском районах, которые не принимают необ­ ходимых мер к ускорению и завершению строительства на­ чатых школьных объектов. Надо добиться, чтобы во всех городах и районах строго придерживались государст­ венных сроков и норм про­ должительности школьно­ го строительства, чтобы еже­ годно плановые объекты вводились не позднее 15 авгу­ ста. Следует обратить особое внимание на строительство детских дошкольных учреж­ дений, сеть которых развива­ ется, прямо скажем, совершен­ но неудовлетворительно. По пятилетнему государственно­ му плану в области преду­ сматривалось построить дет­ ских садов на 10,7 тыс. мест, фактически введено в эксплуа­ тацию на 6,4 тыс. мест, что составляет 60 процентов пла­ на, а капитальные вложения на эти пели были освоены всего на 70 процентов. Нельзя мириться с такими фактами, когда возведенные в колхозах и совхозах детские сады функционируют как сезонные. Следует также больше уде­ лять внимания работе школ- иитерчатов, детских домов, спецшкол. Мы должны сделать все не­ обходимое, чтобы обеспечить на основе решений XXIV съез­ да, указаний ЦК КПСС и пра­ вительства высокий уровень деятельности всех звеньев си­ стемы народного образования, подготовки и воспитания ново­ го поколения строителей ком­ мунизма. * * * С содокладом по первому вопросу выступил председатель постоянной комиссии по народ­ ному образованию областного Совета, депутат В. Н. Марков. Он доложил депутатам об ито­ гах проведенной комиссией проверки состояния народного образования в г. Ельце, Пра­ вобережном районе г. Липец­ ка, Елецком, Задонском, Ли­ пецком и других районах. В частности, оратор отметил, что серьезную помощь школам в укреплении учебно-материаль­ ной базы оказывают заводы Новолелецкий, «Свободный ось. кол», совхоз «Пушкинский» н другие предприятия и хозяйст­ ва. ОдЙако материальная база ряда школ еще не соответству­ ет современным требованиям. Городские школы в Липецке и Ельце перегружены, многие сельские размещаются еще в старых зданиях. В каждом районе сейчас вы­ работаны мероприятия по улучшению условий работы сельской школы. Их осущест­ вление должно устранить не­ достатки в укреплении учебно- материальной базы сельских школ. Важное значение имеет и забота о педагогических кад­ рах. В ближайшие годы мы должны обеспечить всех сель­ ских учителей жильем. В содокладе нашли также отражение проблемы осуществ­ ления всеобщего среднего об­ разования, организации горяче­ го питания в школах и подво­ за школьников на занятия, ор­ ганизации отдыха учащихся, улучшения идейного и трудо­ вого воспитания молодежи. Выступивший в прениях председатель исполкома Ли­ пецкого городского Совета, де­ путат Н. Г. Яхонтов охаракте­ ризовал состояние народного образования в областном цент­ ре. В Липецке почти все под­ ростки (97 процентов), окон­ чившие 8 -е классы, продолжа­ ют учебу в средних школах, профтехучилищах, техникумах. Однако план приема учащихся в 9-е классы не выполнен. В городе разработан план осуществления в с е о б щ е г о среднего образования. Задания по набору работающей моло­ дежи в вечерние школы пере­ выполнены. Серьезных успехов добились липецкие педагоги в повыше­ нии качества обучения. Успева­ емость учащихся по итогам истекшего учебного года соста­ вила 99 процентов. Однако у многих школьников знания не­ глубокие, еще велик процент «троечников». Оратор рассказал также об организации правовой пропа­ ганды в школах, о внедрении опыта ленинградцев по предот­ вращению правонарушений, о распространении кабинетной системы занятий и постановке трудового воспитания и проф­ ориентации в школах и т. д. Он отметил, что еще много недо­ статков в работе со школьни­ ками по месту жительства и что база политехнического обу­ чения не отвечает современным требованиям. — Мы сейчас строим настоя­ щие школы-дворцы, оснащен-, ные по последнему, слову педа­ гогической науки, — сказал оратор. — И все-таки база по­ литехнического обучения ос­ тавляет желать лучшего. Школьники работают на уста­ ревших и старых станках. Пора обеспечить уроки труда новым, современным оборудованием, а для этого целесообразно соз­ дать внешкольный центр тру­ дового обучения. Тов. Яхонтов обратил внима­ ние и на отставание школьного строительства о т / потребно­ стей областного центра. Город бурно растет, число детей школьного возраста быстро увеличивается, а для того, чтобы перевести школы на ра­ боту в одну смену, не хватает 12000 мест. Необходимо вво­ дить в год не менее двух ти­ повых школьных зданий для средних школ, чтобы обеспе­ чить потребности областного центра. Неудовлетворительно ведется строительство и детских до­ школьных учреждений. 21 тысяча пионеров города ждет начала строительства го­ родского Дома пионеров. Депутат от города Усмани, монтажница Н. Б. Офицерова также поставила вопрос о не­ обходимости укрепления учеб­ но-материальной базы в райо­ не и отроительства новых школьных зданий и пристроек. Опытом укрепления связи производства со школой поде­ лился директор совхоза «Рос­ сия» Грязинского района Ге­ рой Социалистического Труда, депутат Н. Т. Владимиров. На территории этого хозяйства две средних школы — Матыр- ская и Казанская. Обеим сов­ хоз оказывает существенную материальную помощь: обору­ довал столярные мастерские, выделил трактор, комбайн, грузовую автомашину, другие сельскохозяйственные машины. За 5 лет в создание учебно-ма­ териальной базы обеих школ вложено 370 тысяч рублей сов­ хозных средств. Хорошо поставлены трудовое воспитание и профориентация. Ученическая бригада в составе 285 учащихся выращивает кор­ мовые корнеплоды, все школь­ ники принимают посильное уча­ стие в совхозном производстве. Хорошая постановка трудо­ вого воспитания положитель­ но сказывается на производ­ ственных делах. В совхозе сейчас работает 160 молодых рабочих с высшим, средним и средним специальным обра­ зованием. Значительная часть их — квалифицированные спе­ циалисты сельского хозяйства разных профессий. Это — быв­ шие выпускники средних школ совхоза «Россия». Администрация заботится и о новом пополнении их рядов: сейчас 15 человек учатся в ву­ зах и техникумах по направле­ нию совхоза. По окончании учебы они вернутся работать в свое хозяйство. Тов. Владимиров поставил также вопрос о необходимо­ сти строительства школьных зданий для первой Новожиз- ненской и Грязинской восьми­ летней школ, находящихся в аварийном состоянии. Инициатором областного со­ ревнования за лучшую подго­ товку школ к 1973—1974 учеб­ ному году был Данковский район. Председатель Данков- ского райисполкома, депутат С. И. Коротеев доложил об­ ластному Совету, как зачина­ тели соревнования выполняют свои обязательства. К 1 сен­ тября 1973 года введены в строй Перехвальская, Воскре- сеновская, Ивановская, Н. Пав­ ловская, Бигильдинская шко­ лы, 4 школьных интерната, 5 столовых, продолжается строи­ тельство Барятинской, Поли- товской, Спешне-Ивановской школ. Учителя получили 14 квартир в селах и 8 в городе. Все школы и учителя обеспе­ чены топливом. Государствен­ ные задания по народному об­ разованию выполнены по всем показателям. В школьном строительстве данковцам хо­ рошо помогли шефы — кол­ лектив НЛМЗ и школьные строительные отряды. Тов. Коротеев заверил депу­ татов, что задачи, поставлен­ ные в прстановлении партии и правительства о сельской шко­ ле, будут решены в Данковском районе' к концу девятой пяти­ летки. Он подчеркнул, однако, что энергия и инициатива в школьном строительстве нуж­ даются в поддержке. В частно­ сти, в связи с тем, что оно в Данковском районе велось очень интенсивно, стал ощу­ щаться недостаток денежных средств. Районом недополуче­ ны средства, выделенные на школьное строительство, он за- должал строительным органи­ зациям за стройматериалы я по зарплате. В связи с этим депутат т. Коротеев просил областной Совет улучшить фи­ нансирование д а н к о в с к и х школьных строек. На сессии выступил ректор Липецкого пединститута Б. Н. Бабин. Он сказал, что основная задача коллектива этого вуза — повысить качест­ во подготовки й уровень ква­ лификации учителей. Он оста­ новился, в частности, на проб­ леме подготовки педагогиче­ ских кадров для села. В Ю и$ 18 районов области (Долгору­ ковском, Задонском, Измалков- ■- ском и др.) от 35 до 40 про­ центов учителей не имеют выс­ шего образования. Следова­ тельно, районные организации должны позаботиться о том, чтобы направить в пединсти­ тут' молодежь на очное отделение, а работающих учи­ телей — на заочное. Так и по­ ступают, например, чаплыгин- цы. Чаплыгинцы направили в этом году в Липецкий педин­ ститут 74 выпускника средних школ, из них было зачислено на учебу 47. Но есть районы, где о подго­ товке новых учительских кад­ ров не заботятся. Это Станоэ- лянский, Лев-Толстовский, Хле^ венский и другие. Из этих же районов меньше всего поступи­ ло учителей и на заочное от­ деление. Первый секретарь обкома ВЛКСМ, депутат Л. В. Бель- у ский рассказал о работе школь­ ных комсомольских организа­ ций * по коммунистическому воспитанию учащихся, об их участии в школьном строитель­ стве, о деятельности комсо­ мольских строительных отря­ дов. Он подверг критике адми­ нистрацию треста «Жилстрой», завода «Центролит» и других предприятий, по сути дела, ме­ шающих молодежи повышать свой общеобразовательный уровень. В тресте «Жилстрой» не имеют среднего образования 700 рабочих, в вечернюю школу подал заявления в этом году 61 человек. Но половина из них не явилась на занятия — от­ правлена в длительные коман­ дировки. На «Центролите» не явились на занятия 80 про­ центов подавших заявления в вечерние школы. „ О работе профтехучилищ го­ ворил в своем выступлении на­ чальник областного управления профтехобразования В. Ф. Су­ ханов. Материальная база профтех­ образования постоянно укреп- ляется. Введены в строй 9 ти­ повых комплексов училищ со всем необходимым оборудова­ нием и оснащением. Оратор от­ метил достижения в повыше­ нии качества обучения и воспи­ тания, в художественной само­ деятельности, спортивно-массо­ вой работе и другие. Вместе с тем он обратил внимание на медленное освоение средств, выделенных на строительство и оборудование новых училищ, рядом предприятий и райис­ полкомов. Областной военный комиссар, депутат П. А. Воронов посвя­ тил свое выступление пробле­ мам военно-патриотического воспитания и постановки на­ чального военного обучения в школах. По обсужденному вопросу II сессия областного Совета де­ путатов трудящихся приняла соответствующее решение. Я? НАКА З Ы В Ж И З Б И Р А Т Е Л Е Й - И Н — Одной из важных форм участия трудящихся в управле­ нии делами государства явля­ ются наказы избирателей, — сказал И. Е. Федоров.—Они да­ ются в период выборов и во многом определяют работу Со­ ветов. В них выражено поже­ лание масс в быстрейшем раз­ витии местного хозяйства, по­ вышении народного благосо­ стояния. По тому, как выпол­ няются эти наказы, избиратели судят о работе депутатов и Со­ вета в целом. В избирательную кампанию 1971 года депутатам областно­ го Совета было дано 262 нака­ за, из которых 182 были при­ няты к исполнению. В пре­ творении их в жизнь участво­ вали все отделы и управления облисполкома, хозяйственные организации. Работа проделана огромная. Построено 628 тысяч квадрат­ ных метров жилой площади, десятки школ и ' детских до­ школьных учреждений, несколь­ ко клубов и домов культуры, больницы и поликлиники, ма­ газины, столовые и рестораны, предприятия бытового обслу­ живания. Многое сделано по благоустройству населенных пунктов. Газифицировано 23 477 квартир, в том числе 8286 в сельской местности. - Широкий размах приобрело дорожное строительство. На эти цели израсходовано 44,5 миллиона рублей. К существу­ ющим трассам прибавилось новых магистралей протяжен­ ностью 371,7 километра, в том числе 310,8 километра с ас­ фальтовым покрытием. Хорошо поставлена работа по выполнению наказов изби­ рателей в Чаплыгинском райо­ не. В г. Чаплыгине построены поликлиника, стадион, Дом учителя. На пустырях разбиты парки и скверы, в которых по­ сажено 43 тысячи деревьев и 3500 кустарников. В работе ак- участае принимали предприятия, организации, об­ щественность. Исполком Люб­ линского сельского Совета со­ вместно с правлением колхоза «Красное знамя» составил план по выполнению наказов изби­ рателей. Общими усилиями бы­ ли построены клуб и библио­ тека, газифицировано 50 домов колхозников, проложено 1200 погонных метров йодолровода, установлены водоразборные колонки, высажено 1500 де­ ревьев. Большая работа проведена также в Липецком, Данков­ ском, Задонском, Грязинском, Добровском районах. Тем не менее некоторые исполкомы Советов не проявляют актив­ ности в решении жизненно- важных проблем, на которые обращали внимание избирате-- ли. В таких районах, как Волов- ский, Становлянскйй, Измал- ковский, медленно выполняют­ ся планы дорожного строитель­ ства, на низком уровне нахо­ дится бытовое и торговое об­ служивание населения. В сво­ ей деятельности исполкомы районных и сельских Советов слабо опираются на общест­ венность, не используют воз­ можности колхозов, совхозов, промышленных предприятий по выполнению тех или иных просьб и предложений избира­ телей. Затем докладчик расска­ зал о мероприятиях по выпол­ нению наказов, поступивших от избирателей в прошедшую избирательную кампанию. Всего наказов дано 528. Испол­ ком областного Совета, внима­ тельно рассмотрев их, принял к исполнению 212. 245 наказов направлены на рассмотрение городских и районных Сове­ тов. Почти все они затрагива­ ют важные, проблемные вопро­ сы и должны быть претворены в жизнь. Тридцать наказов бы­ ли выполнены в ходе избира­ тельной кампании, остальные отклонены из:за невозможно­ сти их выполнения. Большинство наказов на­ правлено на укрепление эконо­ мики колхозов и совхозов, улуч­ шение народного образования, культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслужи­ вания населения. В соответ­ ствии с намеченными меро­ приятиями предлагается по­ строить новые школы и дет­ ские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, бла­ гоустроить сельские дороги, со­ орудить плотины и ороситель­ ные системы, улучшить органи­ зацию пассажирских перевозок, снабжение населения лродо- вольственными и промышлен­ ными товарами, ускорить стро­ ительство больниц, поликли­ ник, медицинских пунктов. Исполкомам местных Сове­ тов, депутатам надо усилить организаторскую работу, ис­ пользовать все резервы и воз­ можности, мобилизовать об­ щественность на выполнение наказов. Мы имеем хорошие примеры, когда силами самих жителей выполняются большие объемы работ по благоустрой­ ству населенных пунктов. Эту традицию надо продолжать и распространить повсеместно. Необходимо повысить конт­ роль за выполнением наказов избирателей со стороны пред­ приятий, организаций, учреж­ дений, колхозов и совхозов. Регулярно слушать отчеты ру­ ководителей по этому вопросу да заседаниях постоянных ко­ миссий, исполкомов, сессиях Советов. т Деловитость, конкретность выполнении наказов — таков должен* быть стиль работы местных Советов. Сессия одобрила и утверди­ ла мероприятия исполкома об­ ластного Совета по выполнен нию наказов избирателей, дав* ных депутатам XIV созыва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz