Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 сентября 1972 г„ М 228 (13 700) ВТОРАЯ СЕССИЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Как уже сообщалось в «Ленинском знамения, 26 сен тября 1973 г. состоялась II сессия областного Совета депутатов трудящихся XIV созыва. С докладом по пер вому вопросу «О мерах по дальнейшему улучшению народного образования в области в свете решений XXIV съезда КПСС и VI сессии Верховного Совета СССР» выступил заместитель председателя облиспол кома, депутат А. М. ОРЕХОВ, «О мероприятиях по вы полнению наказов избирателей, данных депутатам об ластного Совета депутатов трудящихся XIV созыва» рассказал первый заместитель председателя облиспол кома, депутат И. Е. ФЕДОРОВ. ковском районе учебно-матери альная база для трудового обу чения и воспитания не соответ ствует элементарным требова ниям. Слаба материальная ба за для профессиональной под готовки в Лебедянском, Дан- ковском, Краснинском райо нах. Все еще слабо поставлено трудовое обучение учащихся во многих школах Липецка, К Н О В О М У П О Д Ъ Е М У НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ За период, прошедший после XXIV съезда партии, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд важней ших постановлений по вопро. сам народного образования, сказал А. М. Орехов. Шестая сессия Верховного Совета СССР восьмого созыва в июле этого года утвердила «Основы зако нодательства Союза ССР и со юзных республик о народном образовании». Все это говорит о большом значении, которое придают партия и прави тельство проблемам дальней шего развития и совершенство вания народного образования. В нашей области, как и в целом по стране, созданы не обходимые условия для реше ния этой важнейшей государ ственной задачи. В настоящее время у нас работают 225 средних общеобразовательных школ, 18 средних специальных учебных заведений, 12 профес сионально-технических училищ, дающих наряду с рабочей про фессией, законченное среднее образование. Ежегодно в области сокра щается количество второгод ников, растет успеваемость учащихся. В прошлом учебном году она составила 98,9 про цента. Вместе с тем надо сказать и о тех серьезных недостатках, которые имеют место в работе школ. Прежде всего не может не вызывать тревоги тот факт, что во многих школах умень шается количество учащихся, успевающих на «4» и «5». Осо бенно большое снижение ка чества знаний учащихся про изошло в Воловском, Данков- ском, Лебедянском, Краснин ском и ряде других районов. Кроме того, продолжается отсев учащихся. В 1971—72 учебном году из 1— 8 классов школ области выбыли без ува жительных причин свыше 1000 человек. Наибольший отсев уча щихся допустили школы об ластного центра, города Дан кова, а также Добринского, Задонского, Хлевенского, Ле бедянского районов. Главной причиной все еще имеющегося отсева школьни ков остается их неуспевае мость. Как правило, ученики оставленные на повторный курс, бросают школу. Отдель ные руководители профтех училищ грубо нарушают дей ствующее законодательство, принимая на учебу подростков, не окончивших 8 классов. Сле дует улучшит^ работу комис сий по делам несовершенно летних, покончить с негодной практикой некоторых из них, когда на работу направляли подростков, не достигших 16- летяего возраста и не получив ших 8 -летнего образования. Нельзя мириться и с практи кой, когда необоснованно раз решают переводить таких уче ников из дневных школ в ве черние и заочные. В нашей области проведена некоторая рационализация школьной сети. За последние 5 лет количество малокомп лектных начальных школ со кратилось на 217 единиц, а ко личество средних школ воз росло на 36. Эту работу следу ет продолжать. Важно, чтобы в каждом совхозе и крупном колхозе, как сказано в поста новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло вий работы сельской общеоб разовательной школы», была средняя общеобразовательная школа. В 1972 году план при ема учащихся в 9-е классы в области был выполнен. 53,6 процента окончивших 8 -е классы поступили в 9-е. Но следует отметить, что наша область в этом отношении зна чительно отстает от соседей и средних показателей по РСФСР. 4 Хотя и в этом учебном году план приема в 9-е классы по области в целом выполнен, однако с этой задачей не спра вились в гг. Липецке, Грязях, Елецком районе. Из многих сельских 8 -летних школ в 9-е классы поступает незначитель ное количество учащихся. Во многом это объясняется тем, что учащимся и их роди телям слабо разъясняется зна чение и необходимость получе ния среднего образования, а также недостатком средних общеобразовательных школ и отсутствием при них интерна тов. Очень мало школьных ин тернатов, например, в Грязин- ском, Хлевенском, Краснин ском, Воловском, Елецком, Ле бедянском, Лев-Толстовском районах. В ряде мест плохо организо ван подвоз учащихся. Серьезного внимания требует организация горячего питания учащихся, особенно в сельских школах. Пока только 19 процен тов сельских школьников полу чают горячие обеды в столовых. Слабое участие в организации горячего питания школьников принимают колхозы и совхо зы. Областное управление сельского хозяйства, производ ственное объединение совхозов плохо контролируют работу своих столовых, не обеспечили выполнение решения облиспол кома о выделении школьным интернатам продуктов соб ственного производства. Боль шой спрос за организацию пи тания школьников следует предъявить облпотребсоюзу. Полное осуществление все общего среднего образования зависит прежде всего от даль нейшего повышения качества учебно-воспитательного про цесса во всех школах. Широко известны » своим мастерством педагогические коллективы средних школ Ш 1, 3, 4, 19, 44, 46 г. Липецка, №№ 1, 21 г. Ельца, 1 -й Тербунской, Хле- венской, Ленинской и Борин- ской школ Липецкого района и других. Эти педагогические коллективы добились высокого мастерства обучения и воспита ния ребят, постоянно ведут по иски рационализации методов учебно-воспитательного про цесса, умело используют тех нические средства обучения. Средняя школа № 19 (ди ректор тов. Коваленко Е. М.) одна из первых в области пе решла на кабинетную систе му занятий. Передовые учителя области Е. С. Тихомирова, В. Н. Про- воторова, Л. А. Морозова, Г. В. Милованова, М. С. Куче- ва, Л. И. Ермаченко, Р. П. Ба женова и многие другие ус пешно реализуют идеи новых программ и добиваются вы сокого качества знаний уча щихся. Успешно также решает зада чи осуществления среднего об разования Нижне-Колыбель- ская восьмилетняя школа Хле венского района, возглавляе мая заслуженной учительни цей школы РСФСР Еленой Ива новной Пикаловой. По данным 5-ти последних лет, все выпуск ники этой школы продолжают среднее образование, а полу чив его, многие остаются рабо тать в родном селе. Специалис ты этого села—агрономы, учи теля, медицинские и ветеринар ные работники, механизаторы— бывшие учащиеся местной восьмилетки. К сожалению, есть педаго гические коллективы, где мед ленно изживаются серьезные недостатки в учебно-воспита тельном процессе, допускаются большие просчеты в осущест влении связей семьи и школы. Приходится встречаться и с фактами педагогического бра ка, когда виною неуспеваемо сти становится равнодушие учителя, его нежелание вник нуть в особенности подростко вого характера. Областному отделу народно го образования, институту усо вершенствования учителей, ра ботникам горрайоно и школ, исполкомам районных, город ских и сельс<их Советов депу татов. трудящихся необходимо сосредоточить внимание на устранении подобных недо статков. В последние годы в нашей области была проделана опре деленная работа по совершен ствованию трудового обучения и воспитания школьников. Во многих сельских школах осу ществляется и становится все более успешной ориентация учащихся на сельскохозяйст венные профессии, изучение школьниками тракторов, ком байнов и других сельскохозяй ственных машин, активное уча стие в производительном тру де. В школах нашей области около 500 ученических произ водственных бригад, которыми охвачены более 50 тысяч школьников. Члены учениче ских производственных бригад ежегодно выращивают на по лях колхозов и совхозов уро жаи различных сельскохозяй ственных культур на площади около 14 тысяч гектаров. Примером хорошей работы по трудовому обучению и вос питанию может служить Верх- не-Колыбельская средняя шко ла Хлевенского района. Интересная работа прово дится в Вязовицкой средней школе Долгоруковского рай она, которая получила высо кую оценку ПК ВЛКСМ и Министерства сельского хо зяйства СССР.. В городах области большое распространение получили школьные строительные отря ды. Инициаторами их созда ния, как известно, выступили старшеклассники Липецкой средней школы № 10 . В то же время следует под черкнуть, что далеко не во всех школах постановка тру дового обучения и воспитания, профессиональной ориентации отвечает современным требо ваниям. К сожалению, отдельные председатели колхозов и ди ректора совхозов, руководите ли школ и органов народного образования не придают дол жного значения трудовой под готовке школьников. Кабинеты машиноведения и основ сель скохозяйственного производ ства в большинстве сельских школ не созданы, а там, где созданы, оснащены устаревши ми марками тракторов и дру гих сельхозмашин. В Измал- Ельца. В г. Свердловске про мышленные предприятия для трудового обучения школьни. ков создают ученические цехи и межшкольные мастерские, оборудованные современной техникой^ В Липецке об этом пока идут разговоры, ,хотя та ким предприятиям, как трак торный завод, НЛМЗ, сделать это вполне под силу. Надо добиться, чтобы каж дая школа, имела хорошо обо рудованные мастерские, каби неты, машины. Педагогические коллективы большинства школ правильно понимают задачи и добивают ся определенных успехов в воспитательной работе. На уро ках учителя соединяют обуче ние и воспитание в единый процесс. Передовые школы при влекают к делу воспитания производственные коллективы и родителей, организуют среди них систематическую педагоги ческую пропаганду, умело ор ганизуют внеклассную и вне школьную работу с учащими ся. В настоящее время в школах области создано более 600 ле нинских музеев и комнат, око ло 500 уголков, написаны ис тории многих сел и городов, летописи боевых и трудовых дел предприятий, организуют ся туристские походы и экскур сии под девизом «Дорогами отцов». Стали традиционными встречи со старыми коммуни стами, участниками революции онных событий, с пионерами и комсомольцами 2 0 -х и 30-х го дов. ветеранами войны и труда, ударниками и бригадами ком мунистического труда. Все большее развитие получает школьная художественная са модеятельность. Вместе с тем нельзя не за метить тех серьезных недостат ков, которые все еще имеются в постановке воспитательной работы. По-прежнему еще много формализма, не хватает конкретности, особенно в ин дивидуальной работе с каж дым школьником. В ряде шксщ очень слабо проводится право вое воспитание учащихся, ра бота по месту жительства де тей, недостаточно ведется пе дагогическая пропаганда сре ди родителей и населения. Школьники мало привлека ются к общественно полезно му труду и выполнению об щественных поручений. Не ве дется систематической рабо ты по воспитанию учащихся через коллектив и для коллек тива. Облоно, многие горрайоно не добились улучшения работы школы по воспитанию созна тельной дисциплины и куль турного поведения всеми школьниками, не обеспечили, чтобы каждая школа стала ор ганизующим центром воспита тельной работы с детьми. В результате этого опреде ленная часть школьников допу скает правонарушения. Наи большее количество правона рушений допущено учащимися школ №№ 8 , 9, 25, 34 г. Липец ка, №№ 23, 24, •, 97 г. Ельца, Лебедянской средней школы № 3, Ново-Деревенской сред ней школы Липецкого района, Плехановской —■ Грязинокого. Многие нарушения связаны с серьезными недостатками се мейного воспитания. К сожале нию, у нас еще встречаются родители, которые не выполня ют своих обязанностей по вос питанию детей, не являются для них примером поведения. А органы народного образова ния, школы, исполкомы мест ных Советов депутатов трудя щихся, советы содействия семье и школе на предприяти ях, в совхозах, колхозах и уч реждениях не принимают необ ходимых мер к повышению их ответственности. Большие недостатки имеются в физическом и военно-патри отическом воспитании учащих ся. В большинстве сельских школ нет спортивных залов, недостает спортинвентаря. Не во всех школах оборудованы военные кабинеты. Надо ска зать, что спортивные органи зации и общества «Урожай», «Динамо», «Спартак» мало по могают школам в проведении спортивно-массовой работы. Хорошими помощниками пе дагогических коллективов яв ляются школьный комсомол и пионерская организация. Но эти боевые общественные ор ганизации также нуждаются в помощи со стороны органов народного образования. В «Основах законодатель ства Союза ССР и союзных республик о народном образо вании» подчеркивается важное значение вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ в осуществлении всеоб щего среднего образования мо лодежи. В развитии этой системы об разования в области имеются некоторые положительные ре зультаты. Достаточно сказать, что за последние пять лет в школах рабочей и сельской мо лодежи получили среднее об разование более 11 с полови- вой тысяч человек. Вместе с тем в вечерних и заочных школах наблюдается большой отсев учащихся. Больше всего учащихся выбыло из вечерних школ Лев-Тол- стовского, Тербунского, Усман- ского районов и г. Данкова. И с этим нельзя мириться. Тем не менее в некоторых совхозах, таких, как «Озерский» Станов- лянского. района, «Ульяновс кий», «Калабинский», «Тихий Дон» Задонского района, «Куй- манский», «Лебедянский», «Культура» Лебедянского рай она, учащимся не создают условия для совмещения учебы с работой, не предоставляют свободных дней для занятий, в учебное время, как правило, посылают их в длительные командировки- . В ряде школ слаба матери альная база, низок уровень учебно-воспитательного про цесса, и в этом отношении так же не всегда принимаются над лежащие меры, чтобы попра вить положение. К примеру, школа рабочей молодежи Яг 2 г. Ельца не име ет своего помещения, в крайне плохом состоянии находится здание школы рабочей молоде жи № 3. В связи с этим было намечено строительство ново го здания школы на 640 мест, изготовлена техническая доку ментация, но на этом, к сожа-, лению, все остановилось. Спра шивается, неужели гориспол ком не в состоянии решить этот вопрос и ускорить строи тельство школы? Партия и правительство уде ляют большое внимание про фессионально-техническому об разованию нашей молодежи, подготовке квалифицирован ных кадров для всех отраслей народного хозяйства. В настоящее время в нашей области работают 34 профес сионально-технических учили ща, где юноши и девушки обу. чаются 109 рабочим професси ям. В целом в системе проф техобразования созданы все условия для плодотворной уче-, бы. Областным управлением профтехобразования проведе на большая работа по перевоп ду училищ на 3-годичный, срок обучения. В настоящее время в области уже имеются 12 сред них профтехучилищ. А к кон цу пятилетки их будет уже 17, Однако следует сказать, что не все работники профессио. нально-технических училищ глубоко поняли всю новизну и широту задач, которые ста вит партия с целью улучше ния подготовки молодых ра бочих. Не все учащиеся полу: чают глубокие и прочные зна ния с учетом последних дости жений научно-технического прогресса и передового опыта, недостаточна еще связь учи лищ с предприятиями, много недостатков допускается в идейно-воспитательной работе. За последние годы в обла сти несколько улучшился ка чественный состав учительских и руководящих кадров. В на стоящее время все директора средних школ и более 75 про центов учителей-предметников имеют высшее образование, с соответствующим образовани ем почти все учителя началь ных классов. В этом году в школы области направлено свыше 600 молодых специа листов. Вместе с тем, и об этом на до прямо сказать, подготовка педагогических кадров с выс шим образованием для сель ских школ, закрепление учи телей на селе остается одним из нерешенных вопросов. Большая текучесть кадров наблюдается в Добринском, Чаплыгинском, Усманском районах. Это объясняется в ряде случаев недостаточным вниманием к созданию жи лищно-бытовых условий для сельского учителя, но главное — отсутствием надлежащей заботы о подготовке учителей из числа местной молодежи, выпускников школ. За последние годы педаго гические. институты нашей об ласти провели необходимую работу по повышению качест ва подготовки педагогических кадров и комплектованию ин ститутов за счет сельской мо лодежи. Впредь нужно доби ваться того, чтобы каждый район ежегодно тщательно от бирал молодежь и направлял ее в институты. Необходимо создать все ус ловия для успешной работы учителей и систематического повышения их квалификации. Надо внимательно относиться к нуждам и запросам работ ников народного образования, особенно на селе, осуществ лять строгий контроль за со блюдением установленных за конодательством льгот и пре имуществ учителей. За годы минувшей и три года текущей .пятилетки в го- . родах и селах нашей области введено в действие школьных зданий почти на 100 тысяч мест. В результате школьный фонд области обновился, по существу, наполовину. Особенно много внимания строительству школ уделяют Липецкий горисполком, Совет ский райисполком г. Липецка, а также Данковский, Тербун- ский, Усманский, Добровский и ряд других райисполкомов, где государственные планы по вводу и освоению капиталь ных вложений, обязательства по инициативному строительст ву ежегодно успешно выпол няются. Много внимания школьному строительству уделяет руко водство НЛМЗ, елецкого за вода «Эльтаэ. В атом году м 1 сентября годовой план по вводу в действие школьных зданий выполнен на 137 про центов, по освоению капиталь ных вложений—на 138. Однако вопросы дальнейшего укрепления материальной ба зы городских и сельских школ продолжают оставаться все еще острыми. Некоторые ис полкомы районных и город ских Советов не уделяют должного внимания укрепле нию их материальной базы. Постановлением ЦК КПСС н Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь ной школы» перед мест ными Советами, руководи телями колхозов, совхозов по ставлены новые большие зада чи. За период с 1974 по 1980 год в сельской местности по всем источникам финансирова ния у нас в области должно быть введено по типовым про ектам 108 школ на 35000 мест, 70 школьных интернатов на 5 тысяч мест, свыше 500 учи тельских квартир площадью 17000 кв. метров. При этом почти половина всех объектов просвещения должна быть введена за счет госкапвложе- ний по линии совхозов. В 1974 году предусмотрено за госу дарственные капиталовложе ния ввести в действие 2 город ские школы на 2244 места (в микрорайоне № 13 г. Ли пецка и г. Лебедяни), 16 школьных зданий в селах. В области немало руководи телей колхозов и совхозов, ко торые с большим вниманием относятся к строительству школ. Это — председатель колхоза «Аврора» Задонского района В. Н. Лакомое, пред седатель колхоза «Красный путиловец» Лев-Толстовского района В. Е. Подмарков, ди ректор совхоза «Россия» Гря- зинского района Герой Социа листического Труда Н. Т. Владимиров, директор совхоза «Петровский» Добринского района Герой Социалистиче ского Труда И. П. Ксенз, ди ректор совхоза «Родина» Доб- ровского района И. Н. Золо тарев. Много хорошего можно сказать в адрес директора треста «Птицепром» В. А. Голева. Трест, которым он ру ководит, почти на всех цен тральных усадьбах хозяйств построил или строит школы. Пример добросовестного от ношения к строительствм школьных объектов показыва ет председатель «Облмежкол- *озстроя» Ф. М. Матовых. «Облмежколхозстрой» еже годно успешно выполняет пла ны по вводу в действие объ ектов просвещения и освое нию капитальных вложений, выделяемых на эти цели. Лучше стал относиться к строительству школ и трест «Липецксовхозстрой». Но есть и такие руководите ли строительных организаций, которые це уделяют долж ного внимания строительству Объектов просвещения. Так, Трест «Елецтяжстрой» (управ ляющий тов. Григорьев) до сего времени не приступил ч строительству школы в г. Ель це, а на строительстве Данков- ского детского дома годовой объем работ выполнен только на 20 процентов. Есть и руководители колхо зов, в том числе в Добрин ском, Долгоруковском, Хле венском, Воловском районах, которые не принимают необ ходимых мер к ускорению и завершению строительства на чатых школьных объектов. Надо добиться, чтобы во всех городах и районах строго придерживались государст венных сроков и норм про должительности школьно го строительства, чтобы еже годно плановые объекты вводились не позднее 15 авгу ста. Следует обратить особое внимание на строительство детских дошкольных учреж дений, сеть которых развива ется, прямо скажем, совершен но неудовлетворительно. По пятилетнему государственно му плану в области преду сматривалось построить дет ских садов на 10,7 тыс. мест, фактически введено в эксплуа тацию на 6,4 тыс. мест, что составляет 60 процентов пла на, а капитальные вложения на эти пели были освоены всего на 70 процентов. Нельзя мириться с такими фактами, когда возведенные в колхозах и совхозах детские сады функционируют как сезонные. Следует также больше уде лять внимания работе школ- иитерчатов, детских домов, спецшкол. Мы должны сделать все не обходимое, чтобы обеспечить на основе решений XXIV съез да, указаний ЦК КПСС и пра вительства высокий уровень деятельности всех звеньев си стемы народного образования, подготовки и воспитания ново го поколения строителей ком мунизма. * * * С содокладом по первому вопросу выступил председатель постоянной комиссии по народ ному образованию областного Совета, депутат В. Н. Марков. Он доложил депутатам об ито гах проведенной комиссией проверки состояния народного образования в г. Ельце, Пра вобережном районе г. Липец ка, Елецком, Задонском, Ли пецком и других районах. В частности, оратор отметил, что серьезную помощь школам в укреплении учебно-материаль ной базы оказывают заводы Новолелецкий, «Свободный ось. кол», совхоз «Пушкинский» н другие предприятия и хозяйст ва. ОдЙако материальная база ряда школ еще не соответству ет современным требованиям. Городские школы в Липецке и Ельце перегружены, многие сельские размещаются еще в старых зданиях. В каждом районе сейчас вы работаны мероприятия по улучшению условий работы сельской школы. Их осущест вление должно устранить не достатки в укреплении учебно- материальной базы сельских школ. Важное значение имеет и забота о педагогических кад рах. В ближайшие годы мы должны обеспечить всех сель ских учителей жильем. В содокладе нашли также отражение проблемы осуществ ления всеобщего среднего об разования, организации горяче го питания в школах и подво за школьников на занятия, ор ганизации отдыха учащихся, улучшения идейного и трудо вого воспитания молодежи. Выступивший в прениях председатель исполкома Ли пецкого городского Совета, де путат Н. Г. Яхонтов охаракте ризовал состояние народного образования в областном цент ре. В Липецке почти все под ростки (97 процентов), окон чившие 8 -е классы, продолжа ют учебу в средних школах, профтехучилищах, техникумах. Однако план приема учащихся в 9-е классы не выполнен. В городе разработан план осуществления в с е о б щ е г о среднего образования. Задания по набору работающей моло дежи в вечерние школы пере выполнены. Серьезных успехов добились липецкие педагоги в повыше нии качества обучения. Успева емость учащихся по итогам истекшего учебного года соста вила 99 процентов. Однако у многих школьников знания не глубокие, еще велик процент «троечников». Оратор рассказал также об организации правовой пропа ганды в школах, о внедрении опыта ленинградцев по предот вращению правонарушений, о распространении кабинетной системы занятий и постановке трудового воспитания и проф ориентации в школах и т. д. Он отметил, что еще много недо статков в работе со школьни ками по месту жительства и что база политехнического обу чения не отвечает современным требованиям. — Мы сейчас строим настоя щие школы-дворцы, оснащен-, ные по последнему, слову педа гогической науки, — сказал оратор. — И все-таки база по литехнического обучения ос тавляет желать лучшего. Школьники работают на уста ревших и старых станках. Пора обеспечить уроки труда новым, современным оборудованием, а для этого целесообразно соз дать внешкольный центр тру дового обучения. Тов. Яхонтов обратил внима ние и на отставание школьного строительства о т / потребно стей областного центра. Город бурно растет, число детей школьного возраста быстро увеличивается, а для того, чтобы перевести школы на ра боту в одну смену, не хватает 12000 мест. Необходимо вво дить в год не менее двух ти повых школьных зданий для средних школ, чтобы обеспе чить потребности областного центра. Неудовлетворительно ведется строительство и детских до школьных учреждений. 21 тысяча пионеров города ждет начала строительства го родского Дома пионеров. Депутат от города Усмани, монтажница Н. Б. Офицерова также поставила вопрос о не обходимости укрепления учеб но-материальной базы в райо не и отроительства новых школьных зданий и пристроек. Опытом укрепления связи производства со школой поде лился директор совхоза «Рос сия» Грязинского района Ге рой Социалистического Труда, депутат Н. Т. Владимиров. На территории этого хозяйства две средних школы — Матыр- ская и Казанская. Обеим сов хоз оказывает существенную материальную помощь: обору довал столярные мастерские, выделил трактор, комбайн, грузовую автомашину, другие сельскохозяйственные машины. За 5 лет в создание учебно-ма териальной базы обеих школ вложено 370 тысяч рублей сов хозных средств. Хорошо поставлены трудовое воспитание и профориентация. Ученическая бригада в составе 285 учащихся выращивает кор мовые корнеплоды, все школь ники принимают посильное уча стие в совхозном производстве. Хорошая постановка трудо вого воспитания положитель но сказывается на производ ственных делах. В совхозе сейчас работает 160 молодых рабочих с высшим, средним и средним специальным обра зованием. Значительная часть их — квалифицированные спе циалисты сельского хозяйства разных профессий. Это — быв шие выпускники средних школ совхоза «Россия». Администрация заботится и о новом пополнении их рядов: сейчас 15 человек учатся в ву зах и техникумах по направле нию совхоза. По окончании учебы они вернутся работать в свое хозяйство. Тов. Владимиров поставил также вопрос о необходимо сти строительства школьных зданий для первой Новожиз- ненской и Грязинской восьми летней школ, находящихся в аварийном состоянии. Инициатором областного со ревнования за лучшую подго товку школ к 1973—1974 учеб ному году был Данковский район. Председатель Данков- ского райисполкома, депутат С. И. Коротеев доложил об ластному Совету, как зачина тели соревнования выполняют свои обязательства. К 1 сен тября 1973 года введены в строй Перехвальская, Воскре- сеновская, Ивановская, Н. Пав ловская, Бигильдинская шко лы, 4 школьных интерната, 5 столовых, продолжается строи тельство Барятинской, Поли- товской, Спешне-Ивановской школ. Учителя получили 14 квартир в селах и 8 в городе. Все школы и учителя обеспе чены топливом. Государствен ные задания по народному об разованию выполнены по всем показателям. В школьном строительстве данковцам хо рошо помогли шефы — кол лектив НЛМЗ и школьные строительные отряды. Тов. Коротеев заверил депу татов, что задачи, поставлен ные в прстановлении партии и правительства о сельской шко ле, будут решены в Данковском районе' к концу девятой пяти летки. Он подчеркнул, однако, что энергия и инициатива в школьном строительстве нуж даются в поддержке. В частно сти, в связи с тем, что оно в Данковском районе велось очень интенсивно, стал ощу щаться недостаток денежных средств. Районом недополуче ны средства, выделенные на школьное строительство, он за- должал строительным органи зациям за стройматериалы я по зарплате. В связи с этим депутат т. Коротеев просил областной Совет улучшить фи нансирование д а н к о в с к и х школьных строек. На сессии выступил ректор Липецкого пединститута Б. Н. Бабин. Он сказал, что основная задача коллектива этого вуза — повысить качест во подготовки й уровень ква лификации учителей. Он оста новился, в частности, на проб леме подготовки педагогиче ских кадров для села. В Ю и$ 18 районов области (Долгору ковском, Задонском, Измалков- ■- ском и др.) от 35 до 40 про центов учителей не имеют выс шего образования. Следова тельно, районные организации должны позаботиться о том, чтобы направить в пединсти тут' молодежь на очное отделение, а работающих учи телей — на заочное. Так и по ступают, например, чаплыгин- цы. Чаплыгинцы направили в этом году в Липецкий педин ститут 74 выпускника средних школ, из них было зачислено на учебу 47. Но есть районы, где о подго товке новых учительских кад ров не заботятся. Это Станоэ- лянский, Лев-Толстовский, Хле^ венский и другие. Из этих же районов меньше всего поступи ло учителей и на заочное от деление. Первый секретарь обкома ВЛКСМ, депутат Л. В. Бель- у ский рассказал о работе школь ных комсомольских организа ций * по коммунистическому воспитанию учащихся, об их участии в школьном строитель стве, о деятельности комсо мольских строительных отря дов. Он подверг критике адми нистрацию треста «Жилстрой», завода «Центролит» и других предприятий, по сути дела, ме шающих молодежи повышать свой общеобразовательный уровень. В тресте «Жилстрой» не имеют среднего образования 700 рабочих, в вечернюю школу подал заявления в этом году 61 человек. Но половина из них не явилась на занятия — от правлена в длительные коман дировки. На «Центролите» не явились на занятия 80 про центов подавших заявления в вечерние школы. „ О работе профтехучилищ го ворил в своем выступлении на чальник областного управления профтехобразования В. Ф. Су ханов. Материальная база профтех образования постоянно укреп- ляется. Введены в строй 9 ти повых комплексов училищ со всем необходимым оборудова нием и оснащением. Оратор от метил достижения в повыше нии качества обучения и воспи тания, в художественной само деятельности, спортивно-массо вой работе и другие. Вместе с тем он обратил внимание на медленное освоение средств, выделенных на строительство и оборудование новых училищ, рядом предприятий и райис полкомов. Областной военный комиссар, депутат П. А. Воронов посвя тил свое выступление пробле мам военно-патриотического воспитания и постановки на чального военного обучения в школах. По обсужденному вопросу II сессия областного Совета де путатов трудящихся приняла соответствующее решение. Я? НАКА З Ы В Ж И З Б И Р А Т Е Л Е Й - И Н — Одной из важных форм участия трудящихся в управле нии делами государства явля ются наказы избирателей, — сказал И. Е. Федоров.—Они да ются в период выборов и во многом определяют работу Со ветов. В них выражено поже лание масс в быстрейшем раз витии местного хозяйства, по вышении народного благосо стояния. По тому, как выпол няются эти наказы, избиратели судят о работе депутатов и Со вета в целом. В избирательную кампанию 1971 года депутатам областно го Совета было дано 262 нака за, из которых 182 были при няты к исполнению. В пре творении их в жизнь участво вали все отделы и управления облисполкома, хозяйственные организации. Работа проделана огромная. Построено 628 тысяч квадрат ных метров жилой площади, десятки школ и ' детских до школьных учреждений, несколь ко клубов и домов культуры, больницы и поликлиники, ма газины, столовые и рестораны, предприятия бытового обслу живания. Многое сделано по благоустройству населенных пунктов. Газифицировано 23 477 квартир, в том числе 8286 в сельской местности. - Широкий размах приобрело дорожное строительство. На эти цели израсходовано 44,5 миллиона рублей. К существу ющим трассам прибавилось новых магистралей протяжен ностью 371,7 километра, в том числе 310,8 километра с ас фальтовым покрытием. Хорошо поставлена работа по выполнению наказов изби рателей в Чаплыгинском райо не. В г. Чаплыгине построены поликлиника, стадион, Дом учителя. На пустырях разбиты парки и скверы, в которых по сажено 43 тысячи деревьев и 3500 кустарников. В работе ак- участае принимали предприятия, организации, об щественность. Исполком Люб линского сельского Совета со вместно с правлением колхоза «Красное знамя» составил план по выполнению наказов изби рателей. Общими усилиями бы ли построены клуб и библио тека, газифицировано 50 домов колхозников, проложено 1200 погонных метров йодолровода, установлены водоразборные колонки, высажено 1500 де ревьев. Большая работа проведена также в Липецком, Данков ском, Задонском, Грязинском, Добровском районах. Тем не менее некоторые исполкомы Советов не проявляют актив ности в решении жизненно- важных проблем, на которые обращали внимание избирате-- ли. В таких районах, как Волов- ский, Становлянскйй, Измал- ковский, медленно выполняют ся планы дорожного строитель ства, на низком уровне нахо дится бытовое и торговое об служивание населения. В сво ей деятельности исполкомы районных и сельских Советов слабо опираются на общест венность, не используют воз можности колхозов, совхозов, промышленных предприятий по выполнению тех или иных просьб и предложений избира телей. Затем докладчик расска зал о мероприятиях по выпол нению наказов, поступивших от избирателей в прошедшую избирательную кампанию. Всего наказов дано 528. Испол ком областного Совета, внима тельно рассмотрев их, принял к исполнению 212. 245 наказов направлены на рассмотрение городских и районных Сове тов. Почти все они затрагива ют важные, проблемные вопро сы и должны быть претворены в жизнь. Тридцать наказов бы ли выполнены в ходе избира тельной кампании, остальные отклонены из:за невозможно сти их выполнения. Большинство наказов на правлено на укрепление эконо мики колхозов и совхозов, улуч шение народного образования, культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслужи вания населения. В соответ ствии с намеченными меро приятиями предлагается по строить новые школы и дет ские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, бла гоустроить сельские дороги, со орудить плотины и ороситель ные системы, улучшить органи зацию пассажирских перевозок, снабжение населения лродо- вольственными и промышлен ными товарами, ускорить стро ительство больниц, поликли ник, медицинских пунктов. Исполкомам местных Сове тов, депутатам надо усилить организаторскую работу, ис пользовать все резервы и воз можности, мобилизовать об щественность на выполнение наказов. Мы имеем хорошие примеры, когда силами самих жителей выполняются большие объемы работ по благоустрой ству населенных пунктов. Эту традицию надо продолжать и распространить повсеместно. Необходимо повысить конт роль за выполнением наказов избирателей со стороны пред приятий, организаций, учреж дений, колхозов и совхозов. Регулярно слушать отчеты ру ководителей по этому вопросу да заседаниях постоянных ко миссий, исполкомов, сессиях Советов. т Деловитость, конкретность выполнении наказов — таков должен* быть стиль работы местных Советов. Сессия одобрила и утверди ла мероприятия исполкома об ластного Совета по выполнен нию наказов избирателей, дав* ных депутатам XIV созыва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz