Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

' ' Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 14 сентября 1973 г., >Й 215 (13 6871 В НАЧАЛЕ нынешнего го­ да на заседании парт­ кома Елецкого локомо­ тивного депо обсуждался воп­ рос «О состоянии массово-по­ литической работы в колонне машиниста-инструктора А. В. Чурсина». Отчитывался он же •— Чурсин. И ему же персо­ нально адресовались высказан­ ные критические замечания, в том числе — о недостатках в организации социалистиче­ ского соревнования, в деятель­ ности политинформаторов, в посещаемости политзанятий... Перечень предъявленных тогда Александру Васильевичу претензий можно бы продол­ жить. Но давайте лучше по­ смотрим, что представляет со­ бою грузовая колонна. Это — локомотивные бригады, в кото­ рых свыше 100 человек. Да прибавьте разъездной характер работы. Так мыслимо ли ма- выполнение обязательств по экономии топлива, допускается брак на линии. Взять хотя бы недавнее ЧП, случившееся по вине коммуниста В. И / Поля­ кова. Да и с общественной ра­ ботой неладно. Многие еще относятся к ней с холодком, держатся по принципу «моя хата с краю». — И все же,— закончил Александр Сергеевич свое вы­ ступление.— коллектив у нас вовсе неплохой, надо только по-настоящему организовать, направить его. Тут-то и долж­ на проявить себя партийная группа. Для начала, мне ду­ мается, не мешало бы основа­ тельно пересмотреть распреде­ ление поручений, чтобы не бы­ ло такого, когда один за семе­ рых несет, а другой — налегке шагает. Наверно, Костин лишь лз скромности не сослался на ДО КАЖ ДОГО Из опЫгпа рабошЫ партийных групп шинисту-инструктору одному охватить все стороны жизни .такого коллектива? А почему, собственно, одному, когда в коллективе не такая уж малая партийная прослойка? Свое разрешение эти вопро­ сы нашли в принятом на засе­ дании парткома постановле­ нии: «Считать целесообразным создать в колонне А. В. Чур­ сина партийную группу». Поч­ ти одновременно группы воз­ никли и в остальных четырех колоннах цеха эксплуатации. А недавно в них прошли от­ четно-выборные собрания, и есть резон поговорить о том, что же практически да­ ло новшество, о плюсах и ми­ нусах в его осуществлении . Когда в той же колонне А. В. Чурсина принимали -новые, по­ вышенные обязательства, сло­ во взял коммунист А. С. Чер­ ных. Именно от него исходило предложение — каждой локо­ мотивной бригаде экономить ежемесячно не меньше трехсот килограммов топлива. Цифру после обсуждения утвердили. А партгрупорг В. К. Шаталов завел в дневнике специальную страничку, где постоянно отме­ чает, как сами коммунисты ре­ ализуют зародившуюся в их рядах инициативу. За семь месяцев не допуще­ но ни одного случая брака на линии. Тут велика роль опера­ тивных «пятерок» по безопас­ ности движения, возглавляе­ мых, как правило, тоже ком­ мунистами. Рекомендует их Партгруппа, она же и контро­ лирует. Постоянным и времен­ ным поручениям,' тому, как они выполняются, посвящена другая страничка дневника * партгрупорга. Задержимся н а’ одной из обозначенных в ней фамилий. Николай Александрович З а­ харченко. Начинал кочегаром на паровозе, а сегодня — ма­ шинист тепловоза, обществен­ ный машинист-инструктор, слу­ шатель экономического фа­ культета вечернего универси­ тета марксизма-ленинизма. Не случайно именно ему то и де­ ло поручают «обкатать» кого- нибудь из новичков, претенду­ ющих на права машиниста. Столь же определенные по­ ручения имеются и у других коммунистов. На машиниста А. С. Ермолова возложены заботы о наглядных сред­ ствах в кабинете технической учебы. — Мое личное мнение об эффекте партгруппы?— пере­ спрашивает Алексей Сергеевич. — Я бы определил его в двух словах — усиление контактов. Посудите сами. В парторгани­ зации цеха эксплуатации боль­ ше двухсот тридцати человек. В состоянии ли партбюро дой­ ти до каждого из них? Конеч­ но же, нет. А через партийные группы невозможное становит­ ся возможно... АМАЯ отстающая ко­ лонна... плетется в хвосте»... Обидно бы­ ло слушать такое на отчетно- выборном собрании в парт­ группе. Александр Сергеевич Костин не стерпел — попросил слова раньше, чем собирался. Действительно, коллектив заметно лихорадит. Срывается и „ с собственный пример. Вот его общественные «нагрузки»: за­ меститель председателя депов­ ской комиссии по контролю за качеством ремонта тепловозов, заместитель председателя це­ хового товарищеского суда, об­ щественный инспектор по безо­ пасности движения. Между тем, в партгруппе, ни много ни мало, двадцать шесть коммунистов. Кто же из них обделен поручениями? Оказывается, в первую очередь — помощники машинистов, та­ кие, как Н. В. Колчев, И. Н. Толстых, А. Ф. Ляпин. Послед­ ний, к примеру, даже и на партсобраниях редкий гость. Однако это никого особенно не беспокоит: ведь нет к нему претензий по работе. Не было до поры до време­ ни претензий и к М. М. Гово­ рову. Наоборот, он ходил в передовиках, окончил вечер­ ний университет марксизма- ленинизма, его намеревались утвердить пропагандистом. И вдруг явился на работу, как выражаются здесь, «неподго­ товленным», то есть с ощути­ мыми следами алкоголя. Впро­ чем, совсем не вдруг соверши­ лось это, потому что ведь и прежде замечалась за това­ рищем пагубная страстишка, да только закрывали на нее глаза. Говорова строго на­ казали по партийной линии, не пощадили и пб административ­ ной, разжаловав из машини­ стов в слесари. Но разве не несет ответственности за про­ исшедшее и сам коллектив, в первую голову ‘— партийная группа? ВА КОЛЛЕКТИВА, две партгруппы... Пусть не сложится впечатление, будто приведены они тут для контраста: дескать, в одном случае все только хорошо, в другом — только плохо. В ко­ лонне А. В. Чурсина тоже не все коммунисты являют собою образец для подражания. Кое- кто не отличается обществен­ ной активностью, иного даже на готовое, скажем, на лекцию о международном положении, не дозовешься. Так что успока­ иваться на имеющихся успехах не приходится. Что же касается неблагопо­ лучного положения в другой колонне, то здесь тоже при­ нимаются меры, и уже есть кое-какие сдвиги к лучше­ му. Около трех месяцев назад машинистом-инструктором сю­ да назначен И. И. Бойко, с са­ мого начала неплохо взявший­ ся за дело. А коммунисты на недавнем отчетно-выборном собрании избрали нового парт­ групорга—Н. Б. Зеникова. Мне довелось обстоятельно беседо­ вать с обоими, и вот что ха­ рактерно: оба, словно сгово­ рившись, прежде всего повели речь об одном — о необходи­ мости решительно поднять роль партгруппы по всем на­ правлениям. Вопрос в том, как именно сподручнее добиваться этого, каким путем идти к це­ ли? Но об этом — в следую­ щей корреспонденции из Елец­ кого локомотивного депо. А. МОЛЧАНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». г Д ПЕРВЫЕ ШАГИ Давно ли, кажется, в боль­ шом и гулком институтском зале звучала клятва Гиппокра­ та. Прекрасные и чистые сло­ ва. Впереди у нас — большая дорога, новая жизнь. Мне повезло. Попала в кол­ лектив умных и добрых лю­ дей. Щ Дел много, а опыта совсем мало. А тут подходят Ко мне и просят вести теоретический семинар. Ты, дескать, комсо­ молка, образование — высшее, кому ж, как не тебе... Нельзя сказать, чтобы это предложение обрадовало. 30 молодых слушателей со сред­ не-специальным образова,нием, многие мечтают о вузе. -Я их толком не знаю, да и относят­ ся они ко мне настороженно. Семинар назывался так: «Актуальные проблемы разви­ тия мирового революционного процесса на современном эта­ пе». Тема серьезная и, пожа­ луй, далеко не новая для де­ душек. Ведь эти вопросы и в школе затрагиваются, и со страниц газет не сходят. А раз нового мало, то и за­ нятия получаются скучными, заинтересовать аудиторию трудно. Да и смогу ли я? К тому же, работа меня захвати­ ла настолько, что ни на что другое просто не оставалось времени, Так думала я, и все же вы­ краивала часы, готовилась к первому занятию. Очень стара­ тельно. Перечитала гору лите­ ратуры, конспект пестрел цитатами. А настроение — сродни «предзачетцой лихо­ радке» студента. И вот — первое занятие. Тянулось оно долго, все было тихо, мирно и... скучно. Явка хорошая. Пришли, похоже, из любопытства. Я читала свой доклад, и чем дальше, тем нерешительней становился мой голос. На ком­ сомольцев смотреть было не­ ловко. Нет, нельзя сказать, чтобы не слушали... Я пре­ красно понимала, что требует­ ся от комсомольского пропа­ гандиста, и поняла, что у ме­ ня ничего не вышло. Сейчас^ все это позади, опыт кое-какой есть, работается легко и интересно. Пожалуй, я могу уже поделиться тем не* многим, что постигла путем проб и ошибок — а их хва­ тало. МЫСЛИ О МЕТОДИКЕ На собственном опыте я по­ няла: чтобы заинтересовать слушателей, надо много и хо­ рошо (именно хорошо!) знать материал. Не ограничиваться поверхностным его изложени­ ем. А для этого следует шту­ дировать не только учебное пособие, не только одну-две газеты, но и массу различных журналов, газет, книг, ежене­ дельников... То есть, надо быть на голову выше своих слуша­ телей, иначе им будет неинте­ ресно с тобой. Весь изученный материал стараюсь систематизировать по Пропаганда: опыт, проблемы, суждения темам, чтобы в случае необхо­ димости можно было быстро найти нужное. У меня есть тетрадь, куда заношу факты, цифры, вклеиваю вырезки из газет.. Связываю это прежде всего с тем, что десять-пятнад­ цать минут на занятии у нас отводится на обсуждение во­ просов международной обста­ новки, наиболее важных собы­ тий текущего момента. Один раздел в тетради на­ зывается «Интересное». Сюда подклеиваю, записываю сенса­ ционные, иногда курьезные со­ общения. Ведь при изложении, при обсуждении того или ино­ го вопроса темы наступает у слушателей минута ослабления восприятия, они утомляются. Тогда-то и нужно вставить (конечно, к месту) интересный факт, пример, «разрядить» ус­ талость. Не будет плодотворной твоя работа, если не установишь контакта с аудиторией, взаи­ мопонимания, если ты расска­ зываешь, а тебя лишь слуша­ ют. Ни в коем случае занятия не должны превращаться в монолог пропагандиста, С информацией о событиях международной жизни у нас выступают только слушатели, я же лишь дополняю, вношу поправки, если нужно,— о боб­ щаю. Чтобы вызвать слуша­ телей на разговор, обычно ставлю вопрос: «А знаете ли вы об этом?» И почти всегда кто-нибудь откликается. Полу­ чается свободная беседа. Сложнее проводить собесе­ дование по работам К. Марк­ са, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Немало у нас еще и таких комсомольцев, которые само­ стоятельно над произведения­ ми классиков марксизма-лени­ низма не работают, чаще поль­ зуются старыми запасами зна­ ний, конспектами. Решить эту проблему — выработать у слу­ шателей потребность самосто­ ятельно работать над полити­ ческой книгой — дело не лег­ кое, не одного дня. Надо и са­ мой учиться искусству воспи­ тывать ,цавмки. .... Отказалась от .^ о к л а д о в » по написанному. Р?ф 1 ько—уст­ ный рассказ. Перед глазами — план, раскрывающий сущность вопроса. Часто в основу берет­ ся тот, что рекомендуется' учебной программой, но рас­ шифрованный для себя, с вне­ сением некоторых подпунктов, чтобы не забыть, не упустить какого-то момента. Занятие обычно делится на две части. Первая — мой рас­ сказ, вторая — беседа со слу­ шателями. Ко второй части за­ нятия слушатели готовятся, пишут конспекты. Часто даю им задания: написать реферат, подготовить доклад, сделать на занятии сообщение на оп­ ределенную тему. Например, при изучении темы «Единство действий молодежи мира в борьбе за революционное пре­ образование мира» поручала слушателям подготовить сооб­ щение о союзах молодежи со­ циалистических стран: Чехо­ словакии, Болгарии, ГДР. Путем наводящих вопросов решила выяснить, что знают участники семинара о Всемир­ ной федерации демократиче­ ской молодежи, о союзах со­ циалистической молодежи. Не­ сколько человек изъявили же­ лание подготовиться и высту­ пить на семинаре с рассказом об этих организациях. РЕАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА Очень помогает в рабо­ те то, что меня избрали в бю­ ро комсомольской организации больницы. Всегда чувствую се­ бя в гуще жизни. Организация вечеров, субботников, «огонь­ ка» — все для меня интересно. Провела встречу своих слуша­ телей с одной из первых ком­ сомолок Москвы (она сейчас живет в нашем городе — За- донске). Убедилась, что комсомоль­ ский пропагандист обязательно должен быть хорошим органи­ затором и в любом деле нахо­ диться рядом со своими подо­ печными. И-еще: надо стараться опе­ ративно откликаться на все новое, интересоваться тем, что волнует молодежь; не упускать •из поля зрения вопросы, кото­ рые актуальны для коллекти­ ва, где трудятся слушатели, для города. Один пример. Задонок, в прошлом, как известно, мона­ стырский город. Атеистическая работа в нем особенно важна, ибо пока мы имеем такие фак­ ты, как крещение новорожден­ ных, причем — иной раз моло­ дыми родителями, комсомоль­ цами. Могу ли я не говорить об этом слушателям? Конечно, нет! Провели в больнице дис­ пут: «Что ты знаешь о рели­ гии?» Выяснилось, что не так уж много; воинственные атеис­ ты из нас получаются пока не важные. Решили чаще читать литературу по научному ате- изму, собираться и сообща бе­ седовать на эту тему. Ведь, чтобы убеиудт^других, надо много знать самому. Л. ВАРАВА, руководитель теоретического семинара в Задонской районной больнице. Отлично трудится коллектив усманского завода «Индика­ тор». На предприятии широко подхвачен почин работницы Московского завода электро­ вакуумных приборов Г. Д. Ар. сеньевой: «Один час в неделю работать на сэкономленных ма­ териалах». В первом полуго­ дии коллектив предприятия работал на сэкономленных ма­ териалах четыре дня и выпу­ стил продукции на тысячи рублей. Тон в соревновании задает бригада монтажниц мастера Н. М. Рыжковой. Этот коллектив систематически пе­ ревыполняет сменные задания, выпускает продукцию высоко­ го качества. На снимке: А, М. Сиротина, Г. В. Родина, мастер Н. М. Рыжкова, Р. М, Пятницына, К. Д. Нартова В. М. Годот- вина. Фото Л. Антошкина. \л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л / у С бор ник рече й и стате й Ге нерально го сенретаря Ц К КПСС Л. И. Бреж нева С бор ник реч ей и стате й Ге­ нерально го секретаря Ц К КПСС Л. И. Бре жнева «О внешней политике КПСС и Со­ ветского государства» выпу­ стило Издательство политиче­ ской литературы. Он посвящен внешней политике Коммуни­ стической партии и Советского государства и охватывает пе­ риод 1964—1973 годов.. В книге глубоко анализиру­ ются и творчески развиваются кардинальные положения ле­ нинского внешнеполитиче­ ского курса КПСС. В ней ха­ рактеризуется важнейшее на­ правление внешнеполитической деятельности Коммунистиче­ ской партии — борьба за уп­ рочение позиций мирового со­ циализма, развитие всесторон­ них братских связей со страна­ ми социалистического содру­ жества, Подчеркивается значе­ ние их согласованных внешне­ политических действий, играю­ щих важную роль в позитив­ ных переменах на междуна­ родной арене. (ТАСС). (Иинекое м д м я ФОТОИНФОРМАЦИЯ Коммунист Василий Дмит. риевич Бельков, которого вы видите на снимке вверху, почти тридцать лет работает шли­ фовщиком на Липецком стан­ костроительном заводе. Это настоящий мастер своего дела, добрый и душевный человек. Родина высоко оценила трудо­ вой подвиг рабочего, награ­ див В. Д. Белькова орденом Ленина и медалью «За трудо­ вую доблесть». Ударник коммунистического труда В. Д. Бельков избран депутатом Липецкого город­ ского Совета депутатов тру­ дящихся. На полях Кубани, Сибири и Прибалтики, во многих хозяй­ ствах страны можно встретить машины, изготовленные на Липецком ордена Ленина тракторном заводе. И везде они пользуются доброй ела. вой. На предприятии идет бо­ евое соревнование за досроч. ное завершение заданий треть­ его года девятой пятилетки, за выпуск тракторов только от­ личного качества. Коллектив завода крепко держит слово. План реализа­ ции продукции с начала года выполнен на 101 процент, а производительность труда со­ ставила 102 процента. На снимке: (слева) очеред­ ная партия тракторов готовит, ся к отправке. , Фото Л. Антошкина. ш и ш не Мала минута, да дорога — перефразируем известную пос­ ловицу. Для строителей летом минутка дорога вдвойне. Ну, а если счет идет ие на минуты, а на часы? И эти часы потеряны безвозвратно? На сооружении второго кислородно-конвер­ торного и других объектов Липецкой Магнитки потери подсчитали, они составляют около 16 процентов рабочего времени. Так было в июле, так было и в августе. Это значит, строители недоуложили тыся­ чи кубометров бетона, ие сда­ ли своевременно десятки фун­ даментов под монтаж обору­ дования и каркасы зданий. Чтобы выяснить, куда ухо­ дят эти шестнадцать процен­ тов, специалисты отдела труда и заработной платы треста «Липецкстрой» провели фото­ графию рабочего дня более двух десятков бригад, занятых на разных объектах. Итоги проверки показали, что в не­ которых бригадах перекури отнимают до 8,5 процента ра­ бочего времени. Из-за отсут­ ствия материалов каменщики первого строительного управ­ ления простаивают пятую часть смены. До 18 процентов вре­ мени теряется в ряде бригад из-за отсутствия энергии. Не­ своевременное предоставление строителям фронтов работ от­ нимает в некоторых бригадах свыше 20 процентов времени. На исправление своего брака бригада В. Бочарова из СУ-11 затратила в среднем более 10 процентов рабочего времени, бригада Н. Сушкова (СУ-6) — почти 6 процентов. Об этих фактах рассказал бригадирам строителей ККЦ-2, собравшимся на свой очеред­ ной совет, начальник отдела труда и зарплаты треста «Ли­ пецкстрой» М. В. Терехов. Было над чем призадуматься бригадирам. Там, на строй­ площадке, в заботах и хлопо­ тах не всегда есть досуг ра­ зобраться в своих просчетах или просчетах руководителей. Из-за плохой организации тру- Н А К И С Д О Р О Д Н О - К О Н В Е Р Т О Р Н О М ^ 2 да не выполнили нормы фи­ зической выработки в июле 51 бригада из 145, а в августе— 42. Не раз поднимался на за­ седаниях советов бригадиров вопрос о необходимости борь­ бы с потерями рабочего вре­ мени. Однако улучшения пока не наступило, а если и есть сдвиги, то слишком слабые. Нужны же действенные меры. Какими должны быть эти меры? Вполне резонно, что в по­ исках ответа собравшиеся об­ ратились к опыту лучших бригад строителей. Они в тре­ сте «Липецкстрой» есть. Комп­ лексная бригада Героя Социа­ листического Труда М. И. Иноземцева из СУ-1 выполни­ ла в августе норму выработки в физических измерениях на 195 процентов. Комплексная бригада Н. Г. Коротких из СУ-9 — на 205 процентов. Есть и другие коллективы, добив­ шиеся в последнее время на строительстве конверторного замечательных успехов. Мно­ гие из них хотят перейти на работу по подрядному до­ говору. Так, что же, немедля на­ чать перевод бригад на но­ вую систему? Да, соглашались многие выступавшие на со­ вете. Был выдвинут лозунг: «Требуй бригадный подряд». Его поддержали все. Но вспомним еще раз, как входил подряд на стройку. Тем более, что трест «Липецк­ строй» — первый, кто приме­ нил метод Злобина на строи­ тельстве такою гиганта, как второй кислородно-конвертор­ ный цех. В отделе труда и зарплаты треста есть списки двенадцати бригад, бравших подрядное • • • задание в этом году. В графе выполнивших его -— только шесть. Остальные сорвали за­ дания по разным причинам Но главная — сводится к од­ ному: в управлениях и на участках плохо подготовили и организовали труд бригад, пе­ решедших на подряд. Пятое строительное управ­ ление было зачинателем ново­ го метода. Каменщики В. Се­ нина в рекордно короткий срок закончили кладку стен ныне действующей столовой для строителей. Но на этом хоро­ шее начинание и кончилось. «Мы боимся, что не'обеспечим бригаду всем необходимым, как требует подряд», •— при­ знается главный инженер СУ-5 т. Лопатин. И это не­ мудрено, если с обычным на­ ряд-заданием бригада Н.. Ко- ростинского из СУ-5 целый ме­ сяц на подстанции ПО в бук­ вальном смысле переливала воду из пустого в порожнее. Несогласованность действий между строительными уп­ равлениями, между бригадами, незнание бригадами своих за­ дач, разные неувязки, недора­ ботки, — вот чего боятся т. Лопатин и немало других руководителей всех рангов. И нравы были многие вы­ ступающие на совете, когда заявляли: бригадный подряд нужен, но задолго до того, как бригадир получит в руки ли­ сток с заданием, необходимо, чтобы каждый инженерно-тех­ нический работник, будь то ма­ стер, руководитель участка, техник, готовящий калькуля­ цию, или начальник управле­ ния, со всей ответственностью подошли к предстоящему, к своим возросшим по отноше­ нию к бригаде обязанностям. «Требуй бригадный подряд», —это реальный лозунг, выдви­ нутый советом бригадиров. Это реальный путь к сокра­ щению потерь рабочего вре­ мени, к тем резервам, которые заложены в самом новом ме­ тоде хозяйствования. В. ТЕСЛОВ. О ДАЛЬНЕЙШЕМ У К Р Е ПЛ Е НИИ С О В Е Т С К О Г О ГОСУДАРСТВА Т Ы С Я Ч Н О Е С У Д Н О У причалов Рижского морского торгово­ го порта ошвартовалось тысячное с начала года суд цр — латвийский теплоход-кон­ тейнеровоз «Фрицис Гайлис». Этот факт комментирует начальник Рижского порта А. Ф. Потурнак. Оя сказал: —- Портовики Риги трудятся по так назы­ ваемому оптимальному режиму, постоянно внедряя на причалах, в трюмах судов и железнодорожных вагонах прогрессивную технологию, новые механизмы. Впервые здесь начали обрабатывать судна-трейле- ровозы с горизонтальной погрузкой. (ТАСС*. Разрабатывая проблемы строительства социализма, Ле­ нин в последних своих работах много внимания уделял разви­ тию и укреплению Советского государства, которое он рас­ сматривал как государство диктатуры пролетариата. Ле­ нин отмечал, что государствен­ ная власть в руках рабочего класса -г- главное орудие по­ строения социалистического общества. За пять первых лет сущест­ вования Советское государст­ во . выполнило историческую задачу: сломило сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, подавило вооружен­ ные выступления внутренней и внешней контрреволюции. В этом проявилась насильствен­ ная сторона диктатуры проле­ тариата. Однако насильственная сто­ рона диктатуры пролетариата не составляет ее сути. Ее глав­ ное назначение — в организа­ торской и воспитательной дея­ тельности. Это огромная рабО'- та, основные цели которой — создание и плановое разви­ тие социалистической эконо­ мики, строительство новой культуры, коренное преобразо­ вание всех форм обществен­ ной жизни.. Короче говоря, главная задача диктатуры про­ летариата — построение со­ циалистического общества. Выполнение этой задачи за­ висит прежде всего от хозяй­ ственно-организаторской дея­ тельности Советского государ­ ства. Вот почему в своих по­ следних письмах и статьях Ленин проявляет большую за­ боту о налаживании государ­ ственного аппарата, о широ­ ком привлечении масс к управ­ лению государством. Ленин и раньше указывал на необходимость четкой рабо­ ты государственных учрежде­ ний. «Без систематической и упорной борьбы за улучшение аппарата,— писал он,— мы погибнем до создания базы со­ циализма». С образованием Союза Со­ ветских Социалистических Рес­ публик эта проблема встала еще острее. В статьях «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин» Ле­ нин потребовал решительно искоренить в государственных учреждениях все пережитки прошлого: бюрократизм, расто­ чительство, излишества и т. п. Огромную роль в совершен­ ствовании деятельности госу­ дарственного аппарата Ленин отводил организации контроля со стороны Коммунистической партии и Советов депутатов трудящихся. В таком контроле должны были участвовать ши. рочайшие массы трудящихся. Социальный строй в СССР основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и кре­ стьян. Ленин считал важней­ шей задачей сохранение руко­ водящей роли рабочего клас­ са по отношению к крестьян­ ству, а также доверия кресть­ ян к рабочим. Союз этих двух классов, учил Ленин, необходимо ук­ реплять и развивать. Для это­ го нужно снабдить деревню передовой техникой, коренным образом улучшить материаль- н зе. положение трудового крестьянства, вовлечь его. в ак­ тивную общественную и поли­ тическую жизнь, помочь ему овладеть передовой культурой. Насущная задача — установ­ ление тесного общения, или, как тогда говорили, «смычки» между городом и деревней. Особенное внимание Ленин обращал на организацию шеф­ ства рабочих над крестьяна­ ми, на связь городских пар­ тийных организаций с сельски­ ми. Вместе с тем в своих по­ следних письмах и статьях Ле_ нин проявляет большую забо­ ту об. установлении правиль­ ных взаимоотношений между народами СССР. Оба эти во­ проса неразрывно связаны между собой. Ведь националь­ ные окраины старой России были преимущественно кресть­ янскими, и создание дружбы и братства между народами со­ ветских республик обеспечива­ ло также и укрепление союза российского пролетариата с трудовым крестьянством всех национальностей. Проблеме установления пра­ вильных взаимоотношений между народами СССР Ленин посвятил специальное письмо «К вопросу о национальностях или об «автономизации». Ленин требовал самого чут­ кого отношения к народам, ра­ нее подвергавшимся нацио­ нальному угнетению. «Только громадная внимательность к интересам различных наций,— писал он,— устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устра­ няет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие, в особенности рабочих и кресть- ян, говорящих на разных язы­ ках, без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивили­ зации, абсолютно иевозмож-г ны...» В качестве главной задачи Коммунистической партии вы­ двигалась ликвидация не толь, ко правового, формального, нр и фактического неравенства наций. Отсталые в прошлом народы должны были приоб­ щиться к высшим, социалисти­ ческим формам хозяйства и Культуры. Партия видела, что практи­ ческое осуществление этой за­ дачи возможно лишь на осно­ ве большой и всесторонней по_ мощи, национальным окраинам со стороны ‘ более развитых центральных районов, и преж­ де всего со стороны русского народа, его рабочего класса. Помощь национальным окра­ инам приняла форму последо­ вательного и всестороннего курса общесоюзной хозяйст­ венной политики. Достаточно сказать, что бюджеты ряда со­ юзных республик в течение многих лет покрывались в сво­ ей расходной части главным образом за счет дотаций из общесоюзного бюджета. На­ пример, в 1924—1925 гг. доля собственных доходов Туркмен­ ской ССР в ее бюджете со­ ставляла лишь немногим более 10 процентов. Население республик и рай­ онов, находившихся в наибо­ лее тяжелом материальном по­ ложении, на протяжений ряда лет полностью или частично освобождалось от сельскохо­ зяйственных и общеграждан­ ских налогов. Огромная помощь была ока­ зана союзным республикам в культурном строительстве, в подъеме образования, в под­ готовке кадров. Многолетняя работа партии и государства принесла заме­ чательные плоды. Ныне весь мир видит, чего добились наро­ ды СССР. «Полувековая исто­ рия Союза Советских Социали­ стических Республик,—сказал в своем докладе на торжествен­ ном заседании, посвященном празднованию 50-летия СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И, Брежнев,— это история возникновения неру­ шимого единства и дружбы всех народов, объединившихся в рамках Советского социали­ стического государства. Это — история невиданного роста и всестороннего развития госу­ дарства, рожденного социали­ стической революцией и став­ шего сегодня одной из самых могущественных держав мира. Это — история возмужания и подлинного расцвета — эко­ номического, политического и культурного — всех сплотив­ шихся под его знаменем рес­ публик, всех населяющих на­ шу страну наций и народно­ стей». Все эти коренные изменения позволили Коммунистической партии Советского Союза сде­ лать важный теоретический вывод: в Советском Союзе по­ строено развитое социалисти­ ческое общество. Государство диктатуры пролетариата, вы­ полнив свою великую истори­ ческую миссию, постепенно переросло в .общенародное со­ циалистическое государство трудящихся, руководящей си­ лой которого остается рабо­ чий класс. Первая в мирестра. на победившего социализма первой приступила к стро»* тел&ству коммунизма. И- ПОДКОПАЕВ. 4АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz