Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
' ' Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 14 сентября 1973 г., >Й 215 (13 6871 В НАЧАЛЕ нынешнего го да на заседании парт кома Елецкого локомо тивного депо обсуждался воп рос «О состоянии массово-по литической работы в колонне машиниста-инструктора А. В. Чурсина». Отчитывался он же •— Чурсин. И ему же персо нально адресовались высказан ные критические замечания, в том числе — о недостатках в организации социалистиче ского соревнования, в деятель ности политинформаторов, в посещаемости политзанятий... Перечень предъявленных тогда Александру Васильевичу претензий можно бы продол жить. Но давайте лучше по смотрим, что представляет со бою грузовая колонна. Это — локомотивные бригады, в кото рых свыше 100 человек. Да прибавьте разъездной характер работы. Так мыслимо ли ма- выполнение обязательств по экономии топлива, допускается брак на линии. Взять хотя бы недавнее ЧП, случившееся по вине коммуниста В. И / Поля кова. Да и с общественной ра ботой неладно. Многие еще относятся к ней с холодком, держатся по принципу «моя хата с краю». — И все же,— закончил Александр Сергеевич свое вы ступление.— коллектив у нас вовсе неплохой, надо только по-настоящему организовать, направить его. Тут-то и долж на проявить себя партийная группа. Для начала, мне ду мается, не мешало бы основа тельно пересмотреть распреде ление поручений, чтобы не бы ло такого, когда один за семе рых несет, а другой — налегке шагает. Наверно, Костин лишь лз скромности не сослался на ДО КАЖ ДОГО Из опЫгпа рабошЫ партийных групп шинисту-инструктору одному охватить все стороны жизни .такого коллектива? А почему, собственно, одному, когда в коллективе не такая уж малая партийная прослойка? Свое разрешение эти вопро сы нашли в принятом на засе дании парткома постановле нии: «Считать целесообразным создать в колонне А. В. Чур сина партийную группу». Поч ти одновременно группы воз никли и в остальных четырех колоннах цеха эксплуатации. А недавно в них прошли от четно-выборные собрания, и есть резон поговорить о том, что же практически да ло новшество, о плюсах и ми нусах в его осуществлении . Когда в той же колонне А. В. Чурсина принимали -новые, по вышенные обязательства, сло во взял коммунист А. С. Чер ных. Именно от него исходило предложение — каждой локо мотивной бригаде экономить ежемесячно не меньше трехсот килограммов топлива. Цифру после обсуждения утвердили. А партгрупорг В. К. Шаталов завел в дневнике специальную страничку, где постоянно отме чает, как сами коммунисты ре ализуют зародившуюся в их рядах инициативу. За семь месяцев не допуще но ни одного случая брака на линии. Тут велика роль опера тивных «пятерок» по безопас ности движения, возглавляе мых, как правило, тоже ком мунистами. Рекомендует их Партгруппа, она же и контро лирует. Постоянным и времен ным поручениям,' тому, как они выполняются, посвящена другая страничка дневника * партгрупорга. Задержимся н а’ одной из обозначенных в ней фамилий. Николай Александрович З а харченко. Начинал кочегаром на паровозе, а сегодня — ма шинист тепловоза, обществен ный машинист-инструктор, слу шатель экономического фа культета вечернего универси тета марксизма-ленинизма. Не случайно именно ему то и де ло поручают «обкатать» кого- нибудь из новичков, претенду ющих на права машиниста. Столь же определенные по ручения имеются и у других коммунистов. На машиниста А. С. Ермолова возложены заботы о наглядных сред ствах в кабинете технической учебы. — Мое личное мнение об эффекте партгруппы?— пере спрашивает Алексей Сергеевич. — Я бы определил его в двух словах — усиление контактов. Посудите сами. В парторгани зации цеха эксплуатации боль ше двухсот тридцати человек. В состоянии ли партбюро дой ти до каждого из них? Конеч но же, нет. А через партийные группы невозможное становит ся возможно... АМАЯ отстающая ко лонна... плетется в хвосте»... Обидно бы ло слушать такое на отчетно- выборном собрании в парт группе. Александр Сергеевич Костин не стерпел — попросил слова раньше, чем собирался. Действительно, коллектив заметно лихорадит. Срывается и „ с собственный пример. Вот его общественные «нагрузки»: за меститель председателя депов ской комиссии по контролю за качеством ремонта тепловозов, заместитель председателя це хового товарищеского суда, об щественный инспектор по безо пасности движения. Между тем, в партгруппе, ни много ни мало, двадцать шесть коммунистов. Кто же из них обделен поручениями? Оказывается, в первую очередь — помощники машинистов, та кие, как Н. В. Колчев, И. Н. Толстых, А. Ф. Ляпин. Послед ний, к примеру, даже и на партсобраниях редкий гость. Однако это никого особенно не беспокоит: ведь нет к нему претензий по работе. Не было до поры до време ни претензий и к М. М. Гово рову. Наоборот, он ходил в передовиках, окончил вечер ний университет марксизма- ленинизма, его намеревались утвердить пропагандистом. И вдруг явился на работу, как выражаются здесь, «неподго товленным», то есть с ощути мыми следами алкоголя. Впро чем, совсем не вдруг соверши лось это, потому что ведь и прежде замечалась за това рищем пагубная страстишка, да только закрывали на нее глаза. Говорова строго на казали по партийной линии, не пощадили и пб административ ной, разжаловав из машини стов в слесари. Но разве не несет ответственности за про исшедшее и сам коллектив, в первую голову ‘— партийная группа? ВА КОЛЛЕКТИВА, две партгруппы... Пусть не сложится впечатление, будто приведены они тут для контраста: дескать, в одном случае все только хорошо, в другом — только плохо. В ко лонне А. В. Чурсина тоже не все коммунисты являют собою образец для подражания. Кое- кто не отличается обществен ной активностью, иного даже на готовое, скажем, на лекцию о международном положении, не дозовешься. Так что успока иваться на имеющихся успехах не приходится. Что же касается неблагопо лучного положения в другой колонне, то здесь тоже при нимаются меры, и уже есть кое-какие сдвиги к лучше му. Около трех месяцев назад машинистом-инструктором сю да назначен И. И. Бойко, с са мого начала неплохо взявший ся за дело. А коммунисты на недавнем отчетно-выборном собрании избрали нового парт групорга—Н. Б. Зеникова. Мне довелось обстоятельно беседо вать с обоими, и вот что ха рактерно: оба, словно сгово рившись, прежде всего повели речь об одном — о необходи мости решительно поднять роль партгруппы по всем на правлениям. Вопрос в том, как именно сподручнее добиваться этого, каким путем идти к це ли? Но об этом — в следую щей корреспонденции из Елец кого локомотивного депо. А. МОЛЧАНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». г Д ПЕРВЫЕ ШАГИ Давно ли, кажется, в боль шом и гулком институтском зале звучала клятва Гиппокра та. Прекрасные и чистые сло ва. Впереди у нас — большая дорога, новая жизнь. Мне повезло. Попала в кол лектив умных и добрых лю дей. Щ Дел много, а опыта совсем мало. А тут подходят Ко мне и просят вести теоретический семинар. Ты, дескать, комсо молка, образование — высшее, кому ж, как не тебе... Нельзя сказать, чтобы это предложение обрадовало. 30 молодых слушателей со сред не-специальным образова,нием, многие мечтают о вузе. -Я их толком не знаю, да и относят ся они ко мне настороженно. Семинар назывался так: «Актуальные проблемы разви тия мирового революционного процесса на современном эта пе». Тема серьезная и, пожа луй, далеко не новая для де душек. Ведь эти вопросы и в школе затрагиваются, и со страниц газет не сходят. А раз нового мало, то и за нятия получаются скучными, заинтересовать аудиторию трудно. Да и смогу ли я? К тому же, работа меня захвати ла настолько, что ни на что другое просто не оставалось времени, Так думала я, и все же вы краивала часы, готовилась к первому занятию. Очень стара тельно. Перечитала гору лите ратуры, конспект пестрел цитатами. А настроение — сродни «предзачетцой лихо радке» студента. И вот — первое занятие. Тянулось оно долго, все было тихо, мирно и... скучно. Явка хорошая. Пришли, похоже, из любопытства. Я читала свой доклад, и чем дальше, тем нерешительней становился мой голос. На ком сомольцев смотреть было не ловко. Нет, нельзя сказать, чтобы не слушали... Я пре красно понимала, что требует ся от комсомольского пропа гандиста, и поняла, что у ме ня ничего не вышло. Сейчас^ все это позади, опыт кое-какой есть, работается легко и интересно. Пожалуй, я могу уже поделиться тем не* многим, что постигла путем проб и ошибок — а их хва тало. МЫСЛИ О МЕТОДИКЕ На собственном опыте я по няла: чтобы заинтересовать слушателей, надо много и хо рошо (именно хорошо!) знать материал. Не ограничиваться поверхностным его изложени ем. А для этого следует шту дировать не только учебное пособие, не только одну-две газеты, но и массу различных журналов, газет, книг, ежене дельников... То есть, надо быть на голову выше своих слуша телей, иначе им будет неинте ресно с тобой. Весь изученный материал стараюсь систематизировать по Пропаганда: опыт, проблемы, суждения темам, чтобы в случае необхо димости можно было быстро найти нужное. У меня есть тетрадь, куда заношу факты, цифры, вклеиваю вырезки из газет.. Связываю это прежде всего с тем, что десять-пятнад цать минут на занятии у нас отводится на обсуждение во просов международной обста новки, наиболее важных собы тий текущего момента. Один раздел в тетради на зывается «Интересное». Сюда подклеиваю, записываю сенса ционные, иногда курьезные со общения. Ведь при изложении, при обсуждении того или ино го вопроса темы наступает у слушателей минута ослабления восприятия, они утомляются. Тогда-то и нужно вставить (конечно, к месту) интересный факт, пример, «разрядить» ус талость. Не будет плодотворной твоя работа, если не установишь контакта с аудиторией, взаи мопонимания, если ты расска зываешь, а тебя лишь слуша ют. Ни в коем случае занятия не должны превращаться в монолог пропагандиста, С информацией о событиях международной жизни у нас выступают только слушатели, я же лишь дополняю, вношу поправки, если нужно,— о боб щаю. Чтобы вызвать слуша телей на разговор, обычно ставлю вопрос: «А знаете ли вы об этом?» И почти всегда кто-нибудь откликается. Полу чается свободная беседа. Сложнее проводить собесе дование по работам К. Марк са, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Немало у нас еще и таких комсомольцев, которые само стоятельно над произведения ми классиков марксизма-лени низма не работают, чаще поль зуются старыми запасами зна ний, конспектами. Решить эту проблему — выработать у слу шателей потребность самосто ятельно работать над полити ческой книгой — дело не лег кое, не одного дня. Надо и са мой учиться искусству воспи тывать ,цавмки. .... Отказалась от .^ о к л а д о в » по написанному. Р?ф 1 ько—уст ный рассказ. Перед глазами — план, раскрывающий сущность вопроса. Часто в основу берет ся тот, что рекомендуется' учебной программой, но рас шифрованный для себя, с вне сением некоторых подпунктов, чтобы не забыть, не упустить какого-то момента. Занятие обычно делится на две части. Первая — мой рас сказ, вторая — беседа со слу шателями. Ко второй части за нятия слушатели готовятся, пишут конспекты. Часто даю им задания: написать реферат, подготовить доклад, сделать на занятии сообщение на оп ределенную тему. Например, при изучении темы «Единство действий молодежи мира в борьбе за революционное пре образование мира» поручала слушателям подготовить сооб щение о союзах молодежи со циалистических стран: Чехо словакии, Болгарии, ГДР. Путем наводящих вопросов решила выяснить, что знают участники семинара о Всемир ной федерации демократиче ской молодежи, о союзах со циалистической молодежи. Не сколько человек изъявили же лание подготовиться и высту пить на семинаре с рассказом об этих организациях. РЕАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА Очень помогает в рабо те то, что меня избрали в бю ро комсомольской организации больницы. Всегда чувствую се бя в гуще жизни. Организация вечеров, субботников, «огонь ка» — все для меня интересно. Провела встречу своих слуша телей с одной из первых ком сомолок Москвы (она сейчас живет в нашем городе — За- донске). Убедилась, что комсомоль ский пропагандист обязательно должен быть хорошим органи затором и в любом деле нахо диться рядом со своими подо печными. И-еще: надо стараться опе ративно откликаться на все новое, интересоваться тем, что волнует молодежь; не упускать •из поля зрения вопросы, кото рые актуальны для коллекти ва, где трудятся слушатели, для города. Один пример. Задонок, в прошлом, как известно, мона стырский город. Атеистическая работа в нем особенно важна, ибо пока мы имеем такие фак ты, как крещение новорожден ных, причем — иной раз моло дыми родителями, комсомоль цами. Могу ли я не говорить об этом слушателям? Конечно, нет! Провели в больнице дис пут: «Что ты знаешь о рели гии?» Выяснилось, что не так уж много; воинственные атеис ты из нас получаются пока не важные. Решили чаще читать литературу по научному ате- изму, собираться и сообща бе седовать на эту тему. Ведь, чтобы убеиудт^других, надо много знать самому. Л. ВАРАВА, руководитель теоретического семинара в Задонской районной больнице. Отлично трудится коллектив усманского завода «Индика тор». На предприятии широко подхвачен почин работницы Московского завода электро вакуумных приборов Г. Д. Ар. сеньевой: «Один час в неделю работать на сэкономленных ма териалах». В первом полуго дии коллектив предприятия работал на сэкономленных ма териалах четыре дня и выпу стил продукции на тысячи рублей. Тон в соревновании задает бригада монтажниц мастера Н. М. Рыжковой. Этот коллектив систематически пе ревыполняет сменные задания, выпускает продукцию высоко го качества. На снимке: А, М. Сиротина, Г. В. Родина, мастер Н. М. Рыжкова, Р. М, Пятницына, К. Д. Нартова В. М. Годот- вина. Фото Л. Антошкина. \л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л / у С бор ник рече й и стате й Ге нерально го сенретаря Ц К КПСС Л. И. Бреж нева С бор ник реч ей и стате й Ге нерально го секретаря Ц К КПСС Л. И. Бре жнева «О внешней политике КПСС и Со ветского государства» выпу стило Издательство политиче ской литературы. Он посвящен внешней политике Коммуни стической партии и Советского государства и охватывает пе риод 1964—1973 годов.. В книге глубоко анализиру ются и творчески развиваются кардинальные положения ле нинского внешнеполитиче ского курса КПСС. В ней ха рактеризуется важнейшее на правление внешнеполитической деятельности Коммунистиче ской партии — борьба за уп рочение позиций мирового со циализма, развитие всесторон них братских связей со страна ми социалистического содру жества, Подчеркивается значе ние их согласованных внешне политических действий, играю щих важную роль в позитив ных переменах на междуна родной арене. (ТАСС). (Иинекое м д м я ФОТОИНФОРМАЦИЯ Коммунист Василий Дмит. риевич Бельков, которого вы видите на снимке вверху, почти тридцать лет работает шли фовщиком на Липецком стан костроительном заводе. Это настоящий мастер своего дела, добрый и душевный человек. Родина высоко оценила трудо вой подвиг рабочего, награ див В. Д. Белькова орденом Ленина и медалью «За трудо вую доблесть». Ударник коммунистического труда В. Д. Бельков избран депутатом Липецкого город ского Совета депутатов тру дящихся. На полях Кубани, Сибири и Прибалтики, во многих хозяй ствах страны можно встретить машины, изготовленные на Липецком ордена Ленина тракторном заводе. И везде они пользуются доброй ела. вой. На предприятии идет бо евое соревнование за досроч. ное завершение заданий треть его года девятой пятилетки, за выпуск тракторов только от личного качества. Коллектив завода крепко держит слово. План реализа ции продукции с начала года выполнен на 101 процент, а производительность труда со ставила 102 процента. На снимке: (слева) очеред ная партия тракторов готовит, ся к отправке. , Фото Л. Антошкина. ш и ш не Мала минута, да дорога — перефразируем известную пос ловицу. Для строителей летом минутка дорога вдвойне. Ну, а если счет идет ие на минуты, а на часы? И эти часы потеряны безвозвратно? На сооружении второго кислородно-конвер торного и других объектов Липецкой Магнитки потери подсчитали, они составляют около 16 процентов рабочего времени. Так было в июле, так было и в августе. Это значит, строители недоуложили тыся чи кубометров бетона, ие сда ли своевременно десятки фун даментов под монтаж обору дования и каркасы зданий. Чтобы выяснить, куда ухо дят эти шестнадцать процен тов, специалисты отдела труда и заработной платы треста «Липецкстрой» провели фото графию рабочего дня более двух десятков бригад, занятых на разных объектах. Итоги проверки показали, что в не которых бригадах перекури отнимают до 8,5 процента ра бочего времени. Из-за отсут ствия материалов каменщики первого строительного управ ления простаивают пятую часть смены. До 18 процентов вре мени теряется в ряде бригад из-за отсутствия энергии. Не своевременное предоставление строителям фронтов работ от нимает в некоторых бригадах свыше 20 процентов времени. На исправление своего брака бригада В. Бочарова из СУ-11 затратила в среднем более 10 процентов рабочего времени, бригада Н. Сушкова (СУ-6) — почти 6 процентов. Об этих фактах рассказал бригадирам строителей ККЦ-2, собравшимся на свой очеред ной совет, начальник отдела труда и зарплаты треста «Ли пецкстрой» М. В. Терехов. Было над чем призадуматься бригадирам. Там, на строй площадке, в заботах и хлопо тах не всегда есть досуг ра зобраться в своих просчетах или просчетах руководителей. Из-за плохой организации тру- Н А К И С Д О Р О Д Н О - К О Н В Е Р Т О Р Н О М ^ 2 да не выполнили нормы фи зической выработки в июле 51 бригада из 145, а в августе— 42. Не раз поднимался на за седаниях советов бригадиров вопрос о необходимости борь бы с потерями рабочего вре мени. Однако улучшения пока не наступило, а если и есть сдвиги, то слишком слабые. Нужны же действенные меры. Какими должны быть эти меры? Вполне резонно, что в по исках ответа собравшиеся об ратились к опыту лучших бригад строителей. Они в тре сте «Липецкстрой» есть. Комп лексная бригада Героя Социа листического Труда М. И. Иноземцева из СУ-1 выполни ла в августе норму выработки в физических измерениях на 195 процентов. Комплексная бригада Н. Г. Коротких из СУ-9 — на 205 процентов. Есть и другие коллективы, добив шиеся в последнее время на строительстве конверторного замечательных успехов. Мно гие из них хотят перейти на работу по подрядному до говору. Так, что же, немедля на чать перевод бригад на но вую систему? Да, соглашались многие выступавшие на со вете. Был выдвинут лозунг: «Требуй бригадный подряд». Его поддержали все. Но вспомним еще раз, как входил подряд на стройку. Тем более, что трест «Липецк строй» — первый, кто приме нил метод Злобина на строи тельстве такою гиганта, как второй кислородно-конвертор ный цех. В отделе труда и зарплаты треста есть списки двенадцати бригад, бравших подрядное • • • задание в этом году. В графе выполнивших его -— только шесть. Остальные сорвали за дания по разным причинам Но главная — сводится к од ному: в управлениях и на участках плохо подготовили и организовали труд бригад, пе решедших на подряд. Пятое строительное управ ление было зачинателем ново го метода. Каменщики В. Се нина в рекордно короткий срок закончили кладку стен ныне действующей столовой для строителей. Но на этом хоро шее начинание и кончилось. «Мы боимся, что не'обеспечим бригаду всем необходимым, как требует подряд», •— при знается главный инженер СУ-5 т. Лопатин. И это не мудрено, если с обычным на ряд-заданием бригада Н.. Ко- ростинского из СУ-5 целый ме сяц на подстанции ПО в бук вальном смысле переливала воду из пустого в порожнее. Несогласованность действий между строительными уп равлениями, между бригадами, незнание бригадами своих за дач, разные неувязки, недора ботки, — вот чего боятся т. Лопатин и немало других руководителей всех рангов. И нравы были многие вы ступающие на совете, когда заявляли: бригадный подряд нужен, но задолго до того, как бригадир получит в руки ли сток с заданием, необходимо, чтобы каждый инженерно-тех нический работник, будь то ма стер, руководитель участка, техник, готовящий калькуля цию, или начальник управле ния, со всей ответственностью подошли к предстоящему, к своим возросшим по отноше нию к бригаде обязанностям. «Требуй бригадный подряд», —это реальный лозунг, выдви нутый советом бригадиров. Это реальный путь к сокра щению потерь рабочего вре мени, к тем резервам, которые заложены в самом новом ме тоде хозяйствования. В. ТЕСЛОВ. О ДАЛЬНЕЙШЕМ У К Р Е ПЛ Е НИИ С О В Е Т С К О Г О ГОСУДАРСТВА Т Ы С Я Ч Н О Е С У Д Н О У причалов Рижского морского торгово го порта ошвартовалось тысячное с начала года суд цр — латвийский теплоход-кон тейнеровоз «Фрицис Гайлис». Этот факт комментирует начальник Рижского порта А. Ф. Потурнак. Оя сказал: —- Портовики Риги трудятся по так назы ваемому оптимальному режиму, постоянно внедряя на причалах, в трюмах судов и железнодорожных вагонах прогрессивную технологию, новые механизмы. Впервые здесь начали обрабатывать судна-трейле- ровозы с горизонтальной погрузкой. (ТАСС*. Разрабатывая проблемы строительства социализма, Ле нин в последних своих работах много внимания уделял разви тию и укреплению Советского государства, которое он рас сматривал как государство диктатуры пролетариата. Ле нин отмечал, что государствен ная власть в руках рабочего класса -г- главное орудие по строения социалистического общества. За пять первых лет сущест вования Советское государст во . выполнило историческую задачу: сломило сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, подавило вооружен ные выступления внутренней и внешней контрреволюции. В этом проявилась насильствен ная сторона диктатуры проле тариата. Однако насильственная сто рона диктатуры пролетариата не составляет ее сути. Ее глав ное назначение — в организа торской и воспитательной дея тельности. Это огромная рабО'- та, основные цели которой — создание и плановое разви тие социалистической эконо мики, строительство новой культуры, коренное преобразо вание всех форм обществен ной жизни.. Короче говоря, главная задача диктатуры про летариата — построение со циалистического общества. Выполнение этой задачи за висит прежде всего от хозяй ственно-организаторской дея тельности Советского государ ства. Вот почему в своих по следних письмах и статьях Ленин проявляет большую за боту о налаживании государ ственного аппарата, о широ ком привлечении масс к управ лению государством. Ленин и раньше указывал на необходимость четкой рабо ты государственных учрежде ний. «Без систематической и упорной борьбы за улучшение аппарата,— писал он,— мы погибнем до создания базы со циализма». С образованием Союза Со ветских Социалистических Рес публик эта проблема встала еще острее. В статьях «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин» Ле нин потребовал решительно искоренить в государственных учреждениях все пережитки прошлого: бюрократизм, расто чительство, излишества и т. п. Огромную роль в совершен ствовании деятельности госу дарственного аппарата Ленин отводил организации контроля со стороны Коммунистической партии и Советов депутатов трудящихся. В таком контроле должны были участвовать ши. рочайшие массы трудящихся. Социальный строй в СССР основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и кре стьян. Ленин считал важней шей задачей сохранение руко водящей роли рабочего клас са по отношению к крестьян ству, а также доверия кресть ян к рабочим. Союз этих двух классов, учил Ленин, необходимо ук реплять и развивать. Для это го нужно снабдить деревню передовой техникой, коренным образом улучшить материаль- н зе. положение трудового крестьянства, вовлечь его. в ак тивную общественную и поли тическую жизнь, помочь ему овладеть передовой культурой. Насущная задача — установ ление тесного общения, или, как тогда говорили, «смычки» между городом и деревней. Особенное внимание Ленин обращал на организацию шеф ства рабочих над крестьяна ми, на связь городских пар тийных организаций с сельски ми. Вместе с тем в своих по следних письмах и статьях Ле_ нин проявляет большую забо ту об. установлении правиль ных взаимоотношений между народами СССР. Оба эти во проса неразрывно связаны между собой. Ведь националь ные окраины старой России были преимущественно кресть янскими, и создание дружбы и братства между народами со ветских республик обеспечива ло также и укрепление союза российского пролетариата с трудовым крестьянством всех национальностей. Проблеме установления пра вильных взаимоотношений между народами СССР Ленин посвятил специальное письмо «К вопросу о национальностях или об «автономизации». Ленин требовал самого чут кого отношения к народам, ра нее подвергавшимся нацио нальному угнетению. «Только громадная внимательность к интересам различных наций,— писал он,— устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устра няет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие, в особенности рабочих и кресть- ян, говорящих на разных язы ках, без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивили зации, абсолютно иевозмож-г ны...» В качестве главной задачи Коммунистической партии вы двигалась ликвидация не толь, ко правового, формального, нр и фактического неравенства наций. Отсталые в прошлом народы должны были приоб щиться к высшим, социалисти ческим формам хозяйства и Культуры. Партия видела, что практи ческое осуществление этой за дачи возможно лишь на осно ве большой и всесторонней по_ мощи, национальным окраинам со стороны ‘ более развитых центральных районов, и преж де всего со стороны русского народа, его рабочего класса. Помощь национальным окра инам приняла форму последо вательного и всестороннего курса общесоюзной хозяйст венной политики. Достаточно сказать, что бюджеты ряда со юзных республик в течение многих лет покрывались в сво ей расходной части главным образом за счет дотаций из общесоюзного бюджета. На пример, в 1924—1925 гг. доля собственных доходов Туркмен ской ССР в ее бюджете со ставляла лишь немногим более 10 процентов. Население республик и рай онов, находившихся в наибо лее тяжелом материальном по ложении, на протяжений ряда лет полностью или частично освобождалось от сельскохо зяйственных и общеграждан ских налогов. Огромная помощь была ока зана союзным республикам в культурном строительстве, в подъеме образования, в под готовке кадров. Многолетняя работа партии и государства принесла заме чательные плоды. Ныне весь мир видит, чего добились наро ды СССР. «Полувековая исто рия Союза Советских Социали стических Республик,—сказал в своем докладе на торжествен ном заседании, посвященном празднованию 50-летия СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И, Брежнев,— это история возникновения неру шимого единства и дружбы всех народов, объединившихся в рамках Советского социали стического государства. Это — история невиданного роста и всестороннего развития госу дарства, рожденного социали стической революцией и став шего сегодня одной из самых могущественных держав мира. Это — история возмужания и подлинного расцвета — эко номического, политического и культурного — всех сплотив шихся под его знаменем рес публик, всех населяющих на шу страну наций и народно стей». Все эти коренные изменения позволили Коммунистической партии Советского Союза сде лать важный теоретический вывод: в Советском Союзе по строено развитое социалисти ческое общество. Государство диктатуры пролетариата, вы полнив свою великую истори ческую миссию, постепенно переросло в .общенародное со циалистическое государство трудящихся, руководящей си лой которого остается рабо чий класс. Первая в мирестра. на победившего социализма первой приступила к стро»* тел&ству коммунизма. И- ПОДКОПАЕВ. 4АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz