Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

7 сентября 1973 г., X* 209 (13 681) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 3 Л -V . . Бывший танкист офицер Прав обережного райвоенко-: мата Петр Васильевич Ни­ колаев встретился с допри­ зывниками. Он рассказал завтрашним воинам много ;интересного. Участники встре- ;чи просмотрели докумен­ тальные фильмы о героях- танкистах, отличившихся в Великой Отечественной вой­ не под Сталинградом, на Курской дуге. Молодежь уз­ нала подробности о боевых успехах своих земляков — ;танкистов из Липецка. На снимке: П. В. Никола­ ев (третий слева) беседует >с допризывниками Леонидом >Дмитриевым, Виктором; Крыловым, Сергеем Крицы- ным и Владимиром Разуно- вым. Фото Ю. Клюева. НЕ РЕКА ВИНОВАТА ... Трагедия на реке Сосне разыгралась из-за нарушения элементарных правил безопас- ■ости. Собрались четверо взрослых людей. Родители взяли с собой пятилетнюю дочку Асю. Все отправились в плавание на моторной лодке. На привале не обошлось без спиртного. На обратном пути управление лодкой было пере­ дано одной из женщин. Но она не справилась с мотором. *> Перегруженное суденышко перевернулось, и все пассажи­ ры оказались в воде. Мать ребенка не умела плавать. Муж попытался срасти и доч­ ку, и жену, но это ему ока­ залось не под силу, и вся семья ушла на дно... В нынешнем году на водое­ мах в районе Ельца резко возросло количество несчаст­ ных случаев. Немало таких происшествий зарегистриро­ вано в Липецке, Грязинском, Становлянском и других рай­ онах. Анализ показывает, что главная причина — водка. Возьмем, к примеру, два ак­ та о несчастных случаях при купании, составленные цент­ ральной спасательной станци­ ей на А. М. Путилина и В. Н. Бондаренко. Документы сви­ детельствуют, что спасенные были пьяны до такой степени, что не могли стоять на ногах. Удалось также спасти А. В. Антипова, П. Н. Вовк, В. П. Илларионова, И. Н. Скорохо- дову и других. А вот Н. Д. Сукружникова из тербунского села Васильёвка, И. Е. Зубко­ ва. из совхоза «Агроном», А. А. Полковникова из села Кли­ ментьево спасти не удалось. Много происшествий на во­ доемах происходит с детьми. И главная причина — безнад­ зорность. На реке Воронеж в черте Липецка проводятся большие гидротехнические работы, земснаряды очишают и углуб­ ляют дно, ширина реки уве­ личилась. глубина местами достигает 10—12 метров. Та-* кие ямы и обрывы у берегов представляют большую опас­ ность для детей. Необходимо помнить, что только строгое - выполнение правил безопасности, осмотри­ тельность и осторожность исключают возможность про­ исшествий на воде. / С, САРЫЧЕВ, начальник спасательной службы облкомхоза^ $ А П Р И М Е Р — Р Я Д О М . . . Л о к о т ь Дорогая редакция! В центре нашего села Ново-Гкмсровка есть клуб. Здание не очень подходящее, но за неимением лучшего и оно служило нашей молодежи. В нем намечалось товарищ а провести многие культурные мероприятия, но наши планы рухнули. Как? А вот как. • Без ведома совхозного парткома, районного отдела куль­ туры управляющий отделением имени Чапаева местного сов­ хоза «Освобождение» т, Федоров дал указание засыпать клуб... горохом. Ч е г о с т о и т Мы пытались урезонить хозяйственного руководителя, убе­ дить его в неправомерности такого поступка. Но т. Федоров н е д о д е л к а стоит на своем: А — Ремонтировать клуб не будем. Ивообще, здание совхоз­ ное, что хотим, то и делаем. ■ И клуб превратили в склад. В итоге молодежь двух отделе­ ний — имени Чапаева и «Заря» — осталась без помещения, в С к л а д котором могла бы собраться, поговорить о своих делах, про­ вести культурно вечер. Досадно, что в нашем совхозе счи­ :$ V в м е с т о тают досуг молодых третьестепенным делом. «Ленинское зна_ мя» уже критиковало за это руководителей совхоза «Осво­ бождение». Они давали обещание поправить дело, но перемен к лучшему — никаких. А ведь пример рядом. В соседнем к л у б а совхозе «Калабинский» клубу, вообще досугу молодежи ад­ министрация уделяет большое внимание — ремонтирует по­ мещение, заботится об инвентаре и т. д. • Одним словом, подскажите: как все-таки нам переубедить своих руководителей? С т р а н и ц ы В. ЧЕЧИНА, В. МАРКИНА, Т. ЩЕРБАКОВА в другие. Задонский район. и с т о р и и «Расскажу о своем товарище», «О тех, кто рядом»— под такими рубриками в нашей га­ зете печатаются очерки, заметки, зарисовки о людях труда. Чем подкупают читателей эти, порой незамысловатые, но полные жизненной правды материалы! Активным отношением к У ЧАСТОК заготовки угольных масс живет на первый взгляд разме­ ренной, спокойной жизнью. Ровный гул вращающихся вальцев, мешалок и трамбо­ вок, точные движения рабо­ чих... И подчас кажется: легко это дается. Но это только ви­ димость. Четкость в работе обеспечивает высокая орга­ низованность каждого из заго­ товителей. Чувство локтя, стремление всегда прийти на помощь друг другу — вот их отличитель­ ные качества. «Трудовая сим­ фония», — имея в виду сла­ женность производства, гово­ рит кавалер ордена «Знак Почета» заготовитель Юрий Кондрашов, цепляя лопатой готовую заварку. И, улыбаясь, продолжает: -— Я люблю свою профес­ сию, мне по душе мои това­ рищи — Владимир Чукардин, Виктор Чулочников, Алексей Атаманов и Дмитрий Доры- шев. Что и говорить: дружные, работящие. И, главное, никог­ да не подведут. Лет двадцать назад слились мы в один кол­ лектив, а теперь уже, кажется, всю жизнь вместе... - А ведь случались и неприят ности... . «Мужской происходящему. Авторы их показывают луч­ шие черты характера своих героев—товари­ щей по работе, их роль в трудовых коллек­ тивах. Современный рабочий. Его ответствен­ ность за производство, за товарищей—тема двух писем, публикуемых ниже. Г О Р ДО Е И М Я - РАБОЧИЙ лов и электроэнергии. Но­ не вижу в этом ничего особен­ ного. Так они сами по крайней мере считают. Но вот они подвезли к лифту порошок в мешках, готовятся подняться на третий этаж, и я спросил: чем вам дорог завод? Ответ услышал не сразу. Но зато когда сказали — как- то твердо, по-рабочему: «Тем, что создан нашими руками, что вложили в него частицу самих себя...» И. РУДНЯЕВ, рабочий елецкого завода «Прожекторные угли». * , * * НАШЕМ цеховом кол­ лективе все хорошо зна­ ют машиниста Петра Андреевича Кострыкина. При- разговор» дя на завод в 1947 году после всегда поражался состоялся в бригадной «кон- окончания ремесленного учи- торке». Прорабатывали Алек- лища, он стал помощником сея Атаманова. За дело. Здо. машиниста паровых турбин, ровый парень, а не выполнил Сейчас Петр Андреевич, ру- сменного задания. На участке, ководит комсомольско-моло- правда, простои случались и дежной бригадой, раньше. Нет, скажем, нужных Петра Андреевича компонентов, или поломалось оборудование — выполнить сменное задание трудно. Труд­ но, но возможно. А некоторые в цехе зовут человеком беспокойного характера. И, действительно, ему до всего есть дело. То найдет неполадки в работе в таких случаях не стараются оборудования, лучше отрегу- — оправдание-то есть. Такое лирует его. То придумает что- оправдание ребята услышали нибудь, значительно повышаю- тогда от Алексея. Дескать, в щее производительность обо- других бригадах не поднимают рудования, реконструирует шум из-за процентов. И ре­ шили сообща тогда ввести традицию: норма — закон! С тех пор прошло много лет. Но не было дня, чтобы бригада не выполнила зада­ ние. Я много мог бы рассказать о том, как рабочие участка заготовки угольных масс бо­ рются за сохранность обору­ дования,^ экономию материа- агрегат. И, что характерно, он не просто находит эти недо­ статки, а в первую очередь постарается устранить их вме­ сте с дежурным слесарем, то есть чему-то научит человека. Чего греха таить, бывает еще так: придет на работу иной машинист и старается «отсидеться», не прикасаясь ни к чему, или просто запишет то или иное замечание в ажур- нал дефектов», не пытаясь его устранить. Не таков характер у Петра Андреевича. Он не станет ждать помощи со сто­ роны. Всего, к чему приложил он свои руки, нельзя перечис. лить. Не так давно на турбогене­ раторе № 2 забарахлил кон­ денсаторный насос. Машинист предыдущей смены не стал доискиваться до причин непо­ ладок, перешел на резервный нэсос. Дескать, ремонтная группа посмотрит. Но на заво­ де знают, как тяжело у нас с ремонтниками в летнее время: и отпуска, и строительство, и помощь колхозам в уборке урожая. Знает это и Петр Андре­ евич. Вот почему, придя в тот раз на работу, он не стал ждать ремонтников, а внима­ тельно присмотревшись к ра­ боте насоса, нашел в нем не­ исправность й устранил ее. Я долгое время работал вместе с Петром Андрееви­ чем и, каюсь, бывало, не про­ являл такого рвения в работе, как он. Правда, я почти все время учился: то в школе ра­ бочей молодежи, потом в ин­ ституте... Но уже тогда я огромному энтузиазму рабочего, его су­ губо заинтересованному под­ ходу к делу, настойчивости в достижении цели. А как щедр он в передаче опыта. Все, кто за долгие годы его работы бывал у Петра Андреевича в учениках — а их немало,— и по сей день с благодарностью отзываются о своем наставни­ ке. Молодежь с удовольстви­ ем идет работать в его брига­ ду, хотя знает, что покоя не будет, недаром бригада носит звание коллектива коммуни­ стического труда. Добросовестный труд П. А. Кострыкина отмечен многочис­ ленными благодарностями, оценен всей общественностью. Петр Андреевич является де­ путатом областного Совета д е­ путатов трудящихся, награж­ ден орденом Трудового Красного Знамени. В. БЕССОНОВ, мастер турбинцого цеха за­ вода «Свободный сокол». Т р е м о ж л М Е Р Ы П Р И Н Я Т Ы и О безнаказанности хули­ ганских действий гражда­ нина А. И. Скоморохова из села Крутогорье Липецкого района шла речь в письме В. И. Крюковой. Из Боринского отделения милиции получен ответ, в котором говорится, что ма­ териал на хулигана пере­ дан в народный суд. * , * * На недоброкачественное выполнение заказа в поши­ вочном ателье Дома быта пожаловался в редакцию липчанин И. Машин. Факт этот, сообщает ге­ неральный директор объе­ динения индпошива и ре­ монта одежды т. Силина, обсуждался на заседании цехкома, виновные строго предупреждены. Претензии заказчика удовлетворены. * * * В заметке «Куда девать посуду?», опубликованной в № 115 «Ленинского зна­ мени», подвергалась крити­ ке работа приемного пунк­ та посуды магазина № 90 Липецкого горпищеторга. Как нам сообщили, ди­ ректору магазина т. Голу­ бевой и товароведу т. Звя­ гиной указано на слабый контроль за работой пунк­ та. В настоящее время по­ суда от населения принима­ ется беспрепятственно. ПОЧЕМУ ВАГОНЫ П Р О С Т А И В А Ю Т Ни для кого не секрет, что результат труда тысяч сельских тружеников может превратить­ ся в ничто, есл;я своевременно (а учитывая погодные условия нынешнего года,—в самом опе­ ративном порядке) не обеспе­ чить вывоз зерна с токов кол­ хозов и совхозов, из времен­ ных зернохранилищ на элева­ торы. Вместе с автомобилиста­ ми области успешно решить эту задачу помогают желез­ нодорожники. На Елецком от­ делении дороги хорошо органи­ зован ремонт порожняка, ши­ роко развернулось соревнова­ ние за быстрейшее продвиже­ ние поездов, четко работают пункты подготовки вагонов. Транспортники стремятся де­ лать все от них зависящее. Но нехватка вагонов все равно ощущается довольно остро, так как заявки на них превос­ ходят предложение. Возникает закономерный вопрос: почему не хватает вагонов? Прежде чем ответить на не­ го, давайте посмотрим, как об­ стоят дела у клиентов отделе­ ния, то есть у тех, кто непо­ средственно заинтересован в быстрейшем обороте вагонов. Надо прямо сказать, что поло­ жение явно ненормальное. Об этом говорит уже то, что ни на одном хлебоприемном пункте области, кроме елецких круп- комбината и хлебной базы, не организованы погрузка и вы­ грузка крытых вагонов в ноч­ ное время. Это ли не разбаза­ ривание драгоценного време­ ни, это ли не бесхозяйственное отношение к использованию подвижного состава в столь н а п р я ж е н н ы й п е р и о д ? Приведу лишь несколько ти­ пичных примеров. 22 августа на Елецкий мель­ комбинат поступило 20 ваго­ нов с зерном. За сутки раз­ грузили всего-навсего четыре вагона (при норме 1,5 часа на вагон и при фронте одновре­ менной выгрузки в шесть ва­ гонов). В тот же день на станцию Лебедянь поступило четыре вагона для хлебоприемного пункта. За сутки не выгружено ни одного. Двумя днями рань­ ше на Долгоруковский хлебо- приемный пункт прибыли шесть вагонов. Они простояли целые сутки, и никто не позаботился о их разгрузке. А ведь в это же самое время в других местах с нетерпением ожидали пустых вагонов. И просто не понятна позиция руководителей Елецкого мель­ комбината М. Ф. Зубкова, Ле­ бедя некого хлебоприемного пункта Н. К. Алехина, Долго­ руковского хлебоприемного пункта С. П. Семенова, допус­ кающих безобразные факты. К сожалению, подобные слу­ чаи не единичны. Подолгу за­ держивают под погрузкой кры­ тые вагоны с различными гру­ зами руководители лебедянских совхозов «Агроном» и «15 лет Октября», долгоруковского совхоза имени Тимирязева и некоторых других хозяйств. 19 августа, например, в «Агро­ ном» поступил крытый вагон со стеклопосудой, а разгрузили его только 24 августа. А. НЕСТЕРОВ, железнодорожник. Р А С П Л А Ч И В А Е Т С Я КВАРТИРОСЪЕМЩИК Повысить качество строительства жилья При случае, в разговоре с приезжими многие липчане не прочь похвалиться — вот, де­ скать, как вырос и похорошел наш город, сколько в нем по­ явилось новых красивых улиц и площадей. И это действи­ тельно так. Все мы от души радуемся размаху жилищного строительства, вводу в строй каждого нового дома. Мы гордимся своим городом и хотим,' чтобы он был еще луч­ ше. В адрес строителей сказано немало лестных слов. И они их заслужили. Но есть среди представителей этой уважа­ емой профессии люди, прямо скажем, недобросовестные, вы. полняющие порученное дело кое-как, лишь бы с рук сбыть. Вот о них-то, о строительных бракоделах, я и хочу повести речь, основываясь на конкрет­ ных фактах, изложенных в письмах и жалобах, посту­ пивших в редакцию. Дома, как известно, начина­ ются с фундамента, а жалобы жильцов в большинстве случа­ ев с крыши. Именно о проте­ кающих кровлях больше всего повествуется в такого рода «посланиях» в редакцию. Не много времени прошло с тех пор, как были сданы в эксплуатацию жилые дома №№ 50 и 54 по ул. Плеханова, ряд домов по ул. Гагарина, а вот квартиросъемщикам от этой самой воды житья нет. Едва строители отремонтиро­ вали крыши по указанным ад­ ресам, как аналогичные жало­ бы стали поступать' из других мест. С 1968 года течет крыша дома № .3/2 по ул. Терешко­ вой, та же беда в доме № 25 по ул. Студеновской, в доме № 7/1 по ул. Космонавтов... Перечислять можно долго. Однако пытаемся выяснить, в чем же все-таки' причины. Кровли, как известно, бывают разных конструкций, но при­ чина течи оказалась одна: не­ качественная работа строите­ лей, слабый инженерно-тех­ нический контроль. Потолки и стены большинст­ ва квартир пятого этажа уже упомянутого дома № 3/2 но ул. Терешковой пестрят серы­ ми мокрыми пятнами, в ком­ натах пахнет плесенью, на балконах видны следы вытек­ шего из щелей битума. Все это — недобрая память о строителях-бракоделах. Беседуем с инженером чет­ вертого домоуправления ЛТЗ М. Е.*Новиковой (дом принад­ лежит заводу). «Крыша вы­ полнена из железобетонных плит, покрытых рубероидом,— поясняет она.— Вот в щели между плитами и проникает вода. Пробовали ремонтиро­ вать своими силами — ведра­ ми носили на крышу битум ничего не вышло: вода все равно просачивается». В доме № 25 по ул. Студе­ новской кровля шиферная, но протекает, как подсчитали жильцы, в 37 местах. «Знать, от «длительной» эксплуатации, — горько шутят они.— Дом- то заселен в марте этого го­ да!» Горжилуправление отказа­ лось чинить крышу, вполне ре­ зонно ссылаясь на строителей, которые обязаны устранять брак, обнаружившийся в тече­ ние года после сдачи дома. Строительное управление № 3 треста «Жилстрой» в свою оче­ редь не собирается ремонти­ ровать кровлю, так как все работы, в том числе и недо­ брокачественно выполненные, оплачены заказчиком сполна. В общем, одна организация кивает на другую, а за все расплачиваются жильцы. В том же 64-квартиряом до­ ме № 25 чуть ли не в полови­ не квартир по милости строи­ телей сантехнические узлы смонтированы столь небрежно, что практически ими пользо­ ваться нельзя: затопляют стоки. Домоуправление № 5, правда, нашло «остроумный» выход из положения — поста­ вило в водопроводные «сто­ яки» пробки. Дескать, сантех­ ники виноваты, пусть они и исправляют систему. Для полноты картины до­ бавлю, что газовые водогрей­ ные колонки, установленные строителями, полностью во всех квартирах забракованы представителями эксплуата­ ционной службы. По этому поводу главный инженер «Ли- пецкмежрайгаза» Б. Н. Андре­ ев пояснил: «Колонки дефект­ ные, Львовский завод-изгото­ витель принял нашу реклама­ цию. Вопрос о замене выяс­ няется». Ну, хорошо — завод выдал бракованную продукцию. . А как же строители? Ведь долж­ ны же они видеть, что монти­ руют? Безответственность, обез­ личка, попустительство брако­ делам и рвачам, только и по­ мышляющим о легком зара­ ботке, — что может быть ху­ же? Однако в некоторых стро­ ительных организациях имен­ но так можно охарактеризо­ вать производственный кли­ мат. В самом деле! Построен дом, люди справили новоселье — и начинается хождение по мукам. Нет, не заказчик, не органы архитектурно - строи­ тельного надзора доискивают­ ся, кто «схалтурил». Сам жи­ лец-квартиросъемщик вынуж­ ден обивать пороги вышестоя­ щих инстанций, писать в ре­ дакцию, добиваться исправле­ ния брака. Ну, а что же те, кому по штату положено пресекать по­ добные безобразия? И пред­ ставитель заказчика •— на­ чальник ОКСа горисполкома С. М. Руднев, и подрядчик— начальник СУ-3 «Жилстроя» А. М. Шляпников предпочита­ ют делать вид, что ничего особенного не случилось. В. АНИСИМОВ, член общественной приемной «Ленинского знамени». Рассматривая эту странного вида фото­ графию, присланную нашими читателями из с. Верхний Теле- люй Грязинского рай­ она, администрация «Фотоателье» вспом­ нила одну смешную притчу, слышанную давным-давно. Жи­ ли-были по соседству два мужика и никак не могли попасть друг к другу в гости. Разде­ ляла их река. Был нужен мост. Долго спорили мужики, как его строить — вдоль или поперек реки. Так и не пришли к согла­ сию. Примерно в таком положении оказались и жители Верхнего Телелюя. Лет пять тому назад руководи­ тели местного совхоза имени Крупской воз­ намерились соорудить капитальный мост че­ рез речушку, раздели- ВДОЛЬ ИЛИ ПОПЕРЕК? г НАШЕ Ф О Т О А Т Е Л Ь Е ющую село. Не долго думая, возвели по обоим берегам земля­ ную насыпь, уложили массивные каменные блоки под основанием железобетонных ферм, привезли на тракто­ рах и сами фермы. Хотели было уже мон­ тировать их, но тут выяснилось, что грунт под каменными бло­ ками вовсе и не грунт, а плывун. И до того не надежный, что мост на нем строить никак нельзя. Так и оста­ лось это незакончен­ ное сооружение, на которое ухлопали не одну тысячу рублей, как памятник голово­ тяпству, в назидание, так сказать, потомст­ ву- Впрочем, потомки вряд лн будут повто­ рять рискованный экс­ перимент, а вот неко­ торые наши современ­ ники в областном центре явно восприня­ ли опыт телелюйских мостостроителей. Вот что пишет читатель А. Цырлин, кстати, то­ же приславший фото­ графию. «Мост, если так можно назвать это шаткое сооружение из нескольких длинных досок, подвешенных на стальных тросах, переброшен через во­ доем, разделяющий улицы Одесскую и Совхозную в • районе Липецкой нефтебазы. Пользуются им жите­ ли прилегающих улиц, школьники, посещаю­ щие 24-ю школу, ра­ ботники подсобного хозяйства НЛМЗ. Вообще мост нужен людям. Но беда в том, что находится он в аварийном состоянии. Стальные тросы пор­ жавели и местами обо­ рваны, в настиле не хватает досок, нет элементарных пору­ чней. Перебираясь по такому мостку, человек рискует сва­ литься в воду, а глу­ бина 4—5 метров»... К сожалению, мы не знаем автрра этого примечательного ин­ женерного сооруже­ ния, но хозяян-то у него должен быть? Вероятнее всего это горкомхоз. Потому и бьем челом от имени пешеходов — или от­ ремонтируйте опасный переход, пли построй­ те настоящий, только не вдоль, а поперек. Л) ЮБЛЮ я свой город. Его шумную железно­ дорожную станцию, те­ нистые, укромные улочки. И, конечно, как в каждом горо­ де, есть в Грязях улицы и от­ дельные здания, которые осо­ бенно дороги горожанам. Не,только грязинцам, но и многим иногородним пассажи- рам хорошо знакомо здание железнодорожного вокзала. Однако немногие даже из чис­ ла местных жителей знают его историю. А ведь все важ­ нейшие события в истории на­ шего города так или иначе связаны с ним... Случилось так, что на месте захолустного, никому не изве­ стного села Грязи, убогой де­ ревеньки Дмитриевки и ма­ ленького поселка Александро- Мериинского, затерявшихся в необъятных просторах Центра России, за два года (1867— 1869) соединились три вновь У построенные железные дороги. На карте Российской империи появился новый узел железных дорог — один из крупнейших по тому временя в стране. Вначале для пассажиров здесь было только маленькое дере­ вянное здание с мезонином, В Не аз в естное об известном В О К З А Л Г О Р О 1870 году его расширили за счет деревянной пристройки. Но и это не помогло. Поток пассажиров быстро увеличи­ вался. ^ В конце 70-х годов разраба­ тывался грандиозный, как пи­ сали в ту пору газеты, проект вокзала на станции Грязи. И вскоре он принял первых пас­ сажиров. На фоне маленького грязного поселка вокзал поражал проезжих пассажиров своим величием и красотой. Многие русские газеты отклик­ нулись на это событие. А сколько в нем побывало замечательных людей! Осенью 1888 года на станции Грязи сделал остановку молодой Горький, который надеялся найти работу, и, не найдя ее, отправился дальше. В феврале 1890 года Г. И. Успенский пы­ тался совершить поездку на юг, но в Грязях, где предстоя­ ла пересадка, писатель заболел и вынужден был некоторое вре­ мя провести в номерах вокза­ ла. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, как известно, большую часть жизни прожил безвыездно в Ясной Поляне, но и он не раз бывал в Грязях, один или со своими детьми. Отправляясь в поездки сам, встречая или провожая свою сестру Варвару Валентиновну, которая училась в институте в Тамбове, любил гулять по пер­ рону Г. В. Плеханов. В 1906— 1907 гг. грязинский вокзал неод­ нократно встречал и провожал писателя И. А. Бунина. Сюда он приезжал к своей младшей сестре Марии Алексеевне, ко­ торая была замужем за И. А. Ласкаржевским — помощни­ ком машиниста дело Грязи. Грязннаюие железнодорожн и- ки активно участвовали в ре­ волюционном движении в годы первой русской революции. Организация железнодорожно­ го союза на станции возникла 1 летом 1905 года. Активистами ее были работники местного телеграфа (он размещался в, здании вокзала) Туркая. Док­ торов, Козлов и другие. Осо­ бенно широкий размах заба­ стовочное движение приняло в декабре того года. Правление общества Ю.-В. ж. д. срочно требовало усиленной военной команды для охраны станции, которая была объявлена на военном положении. В здании вокзала собирались толпы на­ рода, почти каждый день про­ водились митинги. Настал 1917 год. И вновь тревожной и бурной жизнью зажил вокзал. На станции по­ стоянно находились воинские эшелоны. На перроне и в за­ лах толпились солдаты и жи­ тели поселка, которые прихо­ дили сюда узнать новости от местных телеграфистов. Получая правительственные секретные депеши, телеграфи­ сты передавали их содержание большевикам, поэтому весть о Февральской революции раз­ неслась мгновенно. Стихийно возникали митинги, Трибуна леем» с » часа» пользовались большевики и сочувствующие им. Рабочие железнодорожных мастерских и шпального завода жадно, ло­ вили каждое слово выступаю­ щих. Вокзал стал центром классовой борьбы. В мае рабочие разгромили жандармское охранное отделе­ ние на вокзале. В его архивах были найдены и документы — распоряжения по надзору за местными большевиками. В августе 1917 года кресть­ яне Княже-Байгорской волости арестовали и доставили на станцию Грязи крупнейшего землевладельца, ярого черносо­ тенца князя Вяземского. Здесь он попытался оказать сопро­ тивление и был убит. Весть о том, что Временное правительство низложено и власть перешла в руки рабочих и крестьян, была получена в по­ селке около 12 часов дня. Это сообщение вдохновило уаЛпдш ' ОШ А^гами^лчая. но повели борьбу за уста­ новление нового порядка. Но на станции по-прежнему было неспокойно. Солдаты с проходивших «диких» эшело­ нов нередко грабили лавки и пекарни в поселке, терроризи­ ровали местное население. Каждый день, с утра до ночи, на вокзале находился предсе­ датель Грязинского военно-ре­ волюционного комитета А. Н. Николаев. Как солдат на бое­ вом посту, он и погиб за дело революции. В сентябре 1919 года в посе­ лок ворвались банды генерала Мамонтова. Очень пострадал от их грабежа и разбоя желез­ нодорожный узел, было повре­ ждено и здание вокзала. Но еще шла гражданская война, а грязинцы уже проводили мас­ совые субботники по восста­ новлению железнодорожного хозяйства. В то трудное время на станции Грязи проездом на агитпоезде «Октябрьская рево­ люция» был Председатель ВЦИК Михаил Иванович Ка- В голы Белтовой Отечествен­ ной войны железнодорожный узел Грязи подвергся ожесто­ ченным бомбардировкам фа­ шистской авиации. Огром­ ный ущерб был нанесен станции, многие здания были разрушены или сожжены. Но вокзал выстоял. Пришла побе­ да, И вновь' вокзал встречал гостей со всего света, и вновь в нем было многолюдно и пра­ зднично, особенно когда оста­ навливались поезда, следовав­ шие в город-герой Сталинград. Время не стоит на месте. Вырос и похорошел город, и здание вокзала теперь уже не является повседневной жизнен­ ной необходимостью для горо­ жан. Прошли времена, когда он заменял им и клуб, в шко­ лу. Но грязинцы по-прежнему любят свой вокзал. И в наши дни дружный коллектив вок­ зала трудится по-ударному. Он является одним из лучших в Ли­ пецкой области щ да Юго-Вос­ точной железной дороге. Здесь постоянно ищут новые, про­ грессивные формы обслужива­ ния пассажиров. На третий, ре­ шающий год пятилетки кол­ лективом приняты повышен­ ные социалистические обяза­ тельства. Главное в них —- за­ бота о пассажирах, забота о советском человеке... Мы идем по перрону вокза­ ла. Чистота и порядок. На всем протяжении платформ цветочные клумбы и газоны. Именно на перроне вокзала первыми в городе расцветают цветы... А вот и сам вокзал. Здация, имеющие историче­ скую ценность, принято отме­ чать мемориальными досками. На фасаде же Грязинского вокзала ее пока нет. А ведь тысячи пассажиров проезжают через эту крупную станцию. И, право же, было бы очень кстати, если бы лю­ ди знали о революционных традициях грязинских желез­ нодорожников. Е. НЕНАХОВ, работник мотовозоремонт- ного завода. г. Грозя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz