Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Это было за несколько дней до начала их школьной жизни. Собрались первоклассники школы № 1 г. Липецка. Организатор внеклассной работы Людмила Арсентьевна Затуливетер (верхний снимок) рассказала ребятам о том, ка­ ким будет он, первый день в новой школе. В Липецком металлургиче­ ском техникуме все готово к первому звонку. В двух корпу­ сах под свежую краску отде­ ланы все классные аудитории, мастерские, спортивный зал. Сегодня тут состоится общая линейка и начнутся занятия. На снимке справа—установ­ ка последних макетов в каби­ нете электротехники. Фото Ю. Клюева. ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 сентября 1973 | \ .V 204 (13 676) СЕГОДНЯ—НАЧАЛО УЧЕБНОГО Г ОД А В ПОХОД ЗА ЗНАНИЯМ! И МАСТЕРСТВОМ П Е Р В ОО Ч Е Р Е Д НЫЕ ЗАБОТЫ ШКОЛЫ На пороге нового учебного года педагогические коллекти­ вы школ, органы народного образования области подвели итоги работы и теперь сосредоточивают свое внимание на нерешенных проблемах, отыскивают новые возможности и ре­ зервы улучшения и совершенствования учебно-воспитательно­ го процесса, намечают реальные пути для охвата всего под­ растающего поколения средним образованием. Претворяя в жизнь постановление ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О завершении перехода ко всеобщему сред­ нему образованию молодежи и дальнейшем развитии обще­ образовательной школы», учителя области добились того, что успеваемость возросла до 98,8 процента. Увеличилось коли­ чество школ, закончивших учебный год с полной успеваемо­ стью. Две трети учителей работают без второгодников. Каждый год появляются новью имена лучших учителей. В прошлом году это были учительница русского языка Никит­ ской 8-летней школы Измалковского района М. Л. Сергееве, географ Пекинской средней Добровского района Н. В. Тимо­ хина, математик Березовской средней Данковсколо района М. И. Иванова, ее коллега из 44-й липецкой школы Л. И. Ер- маченко и многие, многие другие. 65 тысяч старшеклассников, объединенных в ученические производственные бригады, выращивают сельскохозяйствен­ ные культуры на площади 15 тысяч гектаров, около 3 тысяч подростков работали этим летом на сельских стройках и ре­ монте школьных зданий. — благодаря постоянному вниманию и заботам партийных щ советских органов, хозяйственных руководителей и обществен­ ности, более 3 тысяч детей на селе и около 2 тысяч в городе встречают учебный год в новых школьных зданиях. Вместе с тем у нас нет оснований для самоуспокоенности- К сожалению, в минувшем году уменьшилось количество уча­ щихся, имеющих отличные и хорошие оценки, продолжает оставаться недопустимо высоким отсев из старших классов и школ рабочей молодежи. Наши школы отстают по ряду показателей от соседних с нами школ Воронежской, Курской, Белгородской областей. Для каждого педагогического коллектива, отдела народного образования уход без уважительных причин даже одного ученика должно явиться чрезвычайным происшествием, тре­ бующим специального рассмотрения. И тем более никакой ме­ рой нельзя измерить то зло, тот ущерб, который нанесен де­ лу осуществления всеобщего среднего образования отсевом в прошлом году из 1—8 классов области более 3000 уча­ щихся. Часть из них ушла на работу и в вечернюю школу, другая осталась вообще не у дел, а это порождает безнадзорность, правонарушения, появление в жизни малосознательных, не­ дисциплинированных людей. Интересы дела требуют, чтобы органы народного образова­ ния в деле выполнения Закона о восьмилетием всеобуче за­ няли принципиальную позицию по отношению к каждому пе­ дагогическому коллективу, допускающему отсев учащихся. Дети, как правило, выбывают' из школ, где низок уровень ор­ ганизации учебно-воспитательного процесса, слабо осуществ­ ляется контроль и руководство, отсутствует система индивиду­ альной работы и борьба за судьбу каждого ребенка. Из года в год этим «отличаются» девятая и тридцать четвер­ тая школы Липецка, Воробьевская Хлевенского района и не­ которые другие. В отношении этих школ приняты организа­ ционно-административные меры. Но они л« могут исчерпать всего необходимого, чтобы поднять уровень работы педаго­ гических коллективов. Нужна и самомобилизацкя каждого учителя, и помощь общественности. В этой работе школы и органы народного образования воо­ ружены новым Законом СССР — Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Сердцевиной всей нашей деятельности является формиро­ вание у подрастающего поколения коммунистических убеж­ дений и морали, формирование целостной человеческой лич­ ности будущего строителя коммунизма. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Л. И. Брежнев сказал: «Великое дело — строительство коммунизма невоз­ можно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Б$з высокого уровня культуры, образования, обще­ ственной сознательности, внутренней зрелости людей комму­ низм невозможен, как невозможен он и без соответствую­ щей материально-технической базы». Особое место в едином целостном процессе коммунисти­ ческого воспитания детей занимает урок. От качества каж­ дого урока, его научно-теоретического уровня, идейной на­ правленности, подбора материала, форм и методов работы во многом зависят глубокие и прочные знания учащихся, пре­ одоление второгодничества и отсева школьников, политехни­ ческое обучение и профориентация, привитие любви к труду, формирование идейной убежденности и политической зрело­ сти. ' ... - ,:1 7. ' Работа липецких педагогов*-по совершенствованию урока широко известна. Передовой педагогический. опыт липецких, московских, ростовских И ' других школ теоретически обобщен и осмыслен, на его основе даны рекомендации. Но мы не можем сказать сегодня, что отличные уроки дает каждый учитель. Как показали проверки школ г, Липецка, Усманского, Долгоруковского, Добровского, Измалковского и других рай­ онов, у нас еще, к сожалению, немало уроков низкого каче­ ства- Причина заключается в том, что отдельные учителя не занимаются самообразованием. Между тем повышение науч­ но-теоретического уровня и методического мастерства — не личное дело учителя, а требование времени. Этому большому делу должна быть подчинена вся методическая работа, про­ водимая в школе, районе, городе и области. Укрепление материальной базы, создание в каждой школе достаточного количества оборудованных кабинетов — вопрос, непосредственно связанный с оптимизацией учебно-воспита­ тельного процесса^ повышением производительности труда учителя и учащихся. С помощью шефствующих предприятий и организаций работа по оборудованию кабинетов начата, но она далека еще от завершения. Вместе с тем кабинетная си­ стема — дело новое и требует не только совершенствования педагогического мастерства каждого учителя, но и совершен­ ствования стиля управления школой со стороны органов на­ родного образования. Предметом особого внимания и забот стала сельская школа. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сель­ ской общеобразовательной школы» намечена серьёзная про­ грамма совершенствования школьного образования на селе. Предстоит ускорить темпу строительства школьных зданий, интернатов при средних школах, квартир для учителей, оснас­ тить кабинеты, поднять на более высокий уровень учебно-вос­ питательный процесс. Уже в 1974 году только за счет государ­ ственных капитальных вложений в селах области будет введе­ но значительно больше ученических мест. Министерство сель­ ского хозяйства СССР предложило местным сельскохозяйст­ венным органам обеспечить продажу совхозами учителям и другим педагогическим работникам сельских школ продуктов питания по государственным розничным ценам наравне с ра­ бочими и служащими совхозов. Приказ обязывает обеспечить регулярный бесплатный подвоз сельских учащихся к школам и обратно- Органы народного образования должны проявить самую горячую заинтересованность и настойчивость в его вы­ полнении на местах. Забота о школе проявлена большая. Наш долг ответить на нее делом. В. ШАТАЛОВ, заведующий облоно. И Н И Ц И А Т О Р Ы Д Е Р Ж А Т С Л О В О Работники народного образования, хозяйственные а общественные организации Данковского района в ок­ тябре прошлого года выступили инициаторами област­ ного соревнования за образцовую подготовку к 1973— 1974 учебному году. Наступило время подведения итогов. Все школы го­ рода и района своевременно отремонтированы и подго­ товлены к началу занятий. Имеется необходимое обору­ дование, учебники. Укомплектованы сельские и город­ ские педагогические коллективы. В районе введены в строй новое здание Воскресенской средней школы (пристроено 8 классных комнат на 240 учащихся и спортзал), Новоникольская начальная шко­ ла, два интерната и 5 столовых. Учебный год в новых зданиях начнут 480 учащихся Бигильдинской школы, 320 —• Перехвальской и 320 — Ивановской. о. политое, сотрудник районной газеты «Заветы Ильича». СТРОИТЕЛИ ПОСТАРАЛИСЬ Из окон четвертого этажа школы № 51 видны корпуса жилых домов окраины об­ ластного центра. Это новая средняя общеобразовательная школа на 1280 учащихся—по­ дарок строителей треста «Жилстрой» юным липчанам к началу учебного года. Возве­ дена она в предельно короткий срок — всего за 7 месяцев. В основном, четырехэтажном корпусе—32 учебных класса, 35 предметных кабинетов, столяр­ ная и слесарная мастер^ие. С главным, светлым, широким коридором соединен вме­ стительный трехэтажный вспо­ могательный корпус. В нем разместились актовый и спор­ тивный залы, кухня, столовая, буфет. На крыше — географи­ ческая площадка для наблюде­ ния за погодой и оранжереи, где круглый год будут вестись наблюдения за жизнью расте­ ний. Рядом — биологический кабинет. Все основные работы на стройке выполнил коллектив СУ-3 треста «Жилстрой». Доб­ рое слово хочется сказать о бригадах каменщиков В. Попо­ ва и А. Терехова. Задания они перевыполняли в полтора раза. Работы шли «под руко­ водством мастера комсомольца В. Хромина и начальника уча­ стка В. Кузнецова. Они умело расставляли людей, всегда обеспечивали своевременную доставку материалов, не допу­ скали простоев. В итоге кладка здания была завершена всего за четыре месяца вместо поло­ женных шести. И все сделано, как говорят, на совесть. Очень большой объем рабо­ ты был у отделочников СУ-5 треста «Жилстрой». Ведь, как известно, отделка — лицо зда­ ния. Среди штукатуров отли­ чилась бригада члена КПСС т. Кузьминой. За штукатура­ ми буквально по пятам шли маляры. Бригада т. Фароно- вой работала быстро, с отлич­ ным качеством. Радуют глаз светлые тона. Добротно выполнили свои работы бригада слесарей уп­ равления «Сантехмонтаж-Ь, возглавляемая прорабом Д. Пендюриным, и плотники- отделочники во главе с А. Станкусо-м. Хорошо потрудились строи­ тели управления «Дорстрой-1». Они проложили специально К школе дорогу с асфальтовым покрытием длиной полтора ки­ лометра, заасфальтировали 600 метров тротуаров, сделали спортплощадку, выполнили много земляных работ вокруг здания для создания скверов, цветников. Это плоды усилий мастера В. Черкасова, мото­ риста А. Калинина, асфальти- ровщнц Л. Часовой, А. Щед­ риной, В. Вишняковой и дру­ гих. — Школа готова к приему учащихся, — сказал в беседе накануне начала учебного года директор, заслужённый учи­ тель школы РСФСР Виктор Андреевич Ермаков. Добро пожаловать, дети, в новую школу. и. с к р и п к и н . ГТ Е РЕХ О Д ко всеобщему 1 среднему образованию * молодежи повысил тре­ бования к организации и ме­ тодам учебно-восТпитательно- ,го., процесса. Новые програм­ мы' насыщенные учебные пла- „ны требуют и ‘Новых условий работы учителя и ученика. Речь идет о кабинетной систе­ ме обучения. Кабинет оборудуется специ­ ально для каждого предмета соответствующими прибора­ ми, таблицами, диаграммами, инструментом и т. д. Всего этого уже так много, что тре­ буется и механизация, если мы не хотим терять дорогое вре­ мя урока. Первым в нашей школе на­ чали оборудовать кабинет об­ ществоведения. На помощь пришли шефы из треста «Промстрой». Следующим был кабинет труда Для учащихся 1—3 классов. Он создан своими силами под руководством преподавателей труда В. И. Сверчкова и С. Я. Артюшина. Вообще мастерские школы полностью заняты оборудова. нием кабинетов. В оборудовании кабинетов (а их у нас создано 15) ак­ тивное участие принимают все учителя и учащиеся школы. Помимо треста «Промстрой», ПРЕДМЕТНЫЕ К А Б И Н ЕТ Ы нам помогают завод резино­ пластмассовых изделий, ав­ тотранспортное предприятие № 1414, причем не только не­ обходимыми материалами, но и техническими средствами обучения. Школе подарены киноаппарат «Украина»; уни­ версальный диапроектор,' маг­ нитофон;’ кодаскоп, Проигры­ ватель. Т.-,,.; Энтузиастами оборудова­ ния современных предметных -кабинетов стали и родители ребят. ' В настоящее время своими силами монтируем пульт уп­ равления в литературном ка­ бинете, готовим базу для со­ здания кабинетов биологии, лингафонного (для изучения языков), военного дела и Не­ которых других. Преимущества кабинетной системы неоспоримы. Рабочее место учителя позволяет, не тратя времени на переходы по классу, управлять из од­ ной точки подвижными кар­ тами, доской со сменными планшетами, телевизором и т. п. Это дает возможность интересно и содержательно строить урок. Ряд учителей — В. П, Рыжова,. П. Д. Ростов­ цев, М. В. Пенькова, Т. Ф. Лаврова и другие,— совер­ шенствуя в этих условиях приемы преподавания, достиг­ ли результатов, которые стали предметом изучения для всего коллектива преподавателей. Наличие кабинетов, кроме повышения производительно­ сти учительского труда, раз­ вивает интерес школьников к науке и технике, повышает их общую культуру. Наконец, внедрение кабинет, ной системы способствует росту успеваемости. В школе 99,3 процента успевавших учеников, а сорок процентов из них учились на «4» и «5». Интереснее стала и внеклас­ сная работа по всем предме­ там. Ведь в кабинетах проводят­ ся не только уроки, но и олим. пйады по тем или иным науч­ ным дисциплинам, и предмет­ ные вечера, и даже целые предметные недели инте­ ресными докладами, "опытами, выпуском специальных стенных газет и т. п. В начинающемся учебном году по кабинетной системе будут учиться все классы с четвертого по десятый. Заве­ дующие кабинетами, учителя, их юные помощники создают библиотеки, составляют ката­ логи всего дидактического ма­ териала (фонотеки, диатеки, фильмотеки). У нас уже есть некоторый опыт. Но как еще вели­ ки трудности! Особенно в при­ обретении оборудования для изготовления и монтажа пуль­ тов управления. Кабинетная система — это проблема для всех школ области. Очень многие создают кабинеты, всем йм нужны те же самые двига­ тели и редукторы и т. п. Не­ обходимо добиться централи- зоваиности в снабжении ими школ. А. СИРОТИНА, директор 46 средней школы г. Липецка. Партия, Советское государ­ ство уделяют огромное внима­ ние обучению и воспитанию подрастающего поколения. Это мы снова видим в постанов­ лении ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло­ вий работы сельской общеоб­ разовательной школы». Оно очень своевременно. Ведь нужд у-.сельской школы немало. На территории нашего сельсовета расположены средняя, восьми­ летняя, три начальных школы. Они размещаются в (приспособ­ ленных помещениях, поэтому часто требуют капитального ремонта. Правда, исполком сельского Совета, обществен­ ность проявляют заботу о шко­ лах. Своевременно закончен их ремонт, они, а также квартиры учителей, обеспечены топливом, завезено учебное оборудова­ ние. В селе Липовка строится здание восьмилетней школы. Несколько лет назад, испол­ ком Задонского районного Со­ вета принял решение о строи­ тельстве при Хмелинецкой средней школе спортивного за­ ла. Вели эту стройку совхоз «Хмелкнрцкий» и сахарный за­ вод, и она до сих пор не окон­ чена. Теперь, конечно, дело пойдет иначе. Совхоз стремит­ ся завершить работу на Липов* ской восьмилетке — ведет от­ делочные работы, которые дол­ жны быть полностью заверше­ ны к 7 ноября этого года. Са­ харный' завод окажет помощь средней школе в оборудовании кабинетов. Хочется выразить пожелание, чтобы сельский Совет, общест­ венность быстрее определили очередность задач для помо­ щи каждой Школе и, засучив рукава, энергично принялись бы да их осуществление. - ~ Т. ХОДЕЕВА, учительница Хмелинецкой средней школы Задонского района, депутат областного Совета. В ЛИПЕЦКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ Новый учебный год в стенах нового самостоятельного вуза встретят 4300 студентов. Из них 600 на дневном отделении ..и 450 на вечернем—вновь по­ ступившие. Надо заметить, что конкурс, предшествовавший их зачис­ лению, был большим, нежели в прошлом году: оформление бывшего филиала Московского института стали и сплавов в самостоятельный вуз придало ему популярности в’ глазах абитуриентов. Характерно, что конкурс был одинаковым как на днев­ ное, так и на вечернее отде­ ления. По мнению руководите, лей вуза, вечернее отделение на этот раз особенно хорошо укомплектовано — почти пол­ ностью производственниками. Новые специальности на дневном отделении, по кото­ рым с этого года институт на­ чинает обучать — это метал­ лургия черных металлов и эксплуатация автомобильного транспорта. К 7 ноября строители тре­ ста «Жилстрой» обязались сдать спортивный корпус. Институт пока испытывает трудности с общежитиями для студентов. В следующем Году начнется строительство 9- этажного корпуса на 640 мест. Московский Гипровуз, а так­ же «Липецкгражданпроект» ведут подготовку технической документации для строитель­ ства нового комплекса Липец­ кого политехнического инсти­ тута. А. ВОЛНИН. С ОЗДАВАЯ Советское государство, В. И. Ле­ нин был глубоко убеж­ ден в том, что страна, страш­ но ограбленная при царизме в смысле образования, станет страной сплошной грамотно­ сти и высокой культуры. Он призывал молодежь ' учиться коммунизму, обогащая свою память знаниями всех тех бо­ гатств, которые выработало человечество. Он указывал, что коммунизм немыслим без выс­ ших достижений науки, техни­ ки и культуры, без современ­ ного образования. Коммунистическая партия, последовательно претворяя в Жизнь ленинские указания, всегда проявляла и проявля­ ет огромную заботу о народ­ ном образовании, о развитии духовной жизни общества. За годы Советской власти в стра­ не под руководством партии была осуществлена величай­ шая культурная революция. Советский Союз уже давно стал страной сплошной гра­ мотности. Теперь 72 процента трудящихся, занятых в народ­ ном хозяйстве, имеют высшее и среднее (полное и неполное) образовании. В стране работа­ ют 7.700 тысяч специалистов с высшим образованием и 11.300 тысяч со средним спе­ циальным образованием. * * * П ОДХОДЯ к проблемам образования и воспита­ ния с позиций ленинско. го требования учиться комму­ низму, Коммунистическая партия и Советское государ­ ство последовательно решают задачу подготовки всесторонне развитых, высокообразован­ ных, глубоко идейных строи- ОЧЕНЬ В АЖ НЫ Й ш а г телей коммунизма. Партия учитывает при этом, что в ус­ ловиях развитого социализма и научно-технической револю­ ции непрерывно повышаются требования к культурному и образовательному уровню все. го общества, к каждому его гражданину. «Нынешний этап развития нашего общества, —- говорил Л. И. Брежнев в речи при вручении Украинской ССР ор­ дена Дружбы народов,— де­ лает особенно актуальными задачи повышения образова­ тельного и профессионального уровня рабочих и совершенст­ вования всей системы подго­ товки научно-технической ин­ теллигенции. Именно так и подошел к де­ лу XXIV съезд партии, кото­ рый поставил задачу дальней­ шего совершенствования всёй системы образования, вклю­ чая и завершение перехода ко всеобщему обязательному де­ сятилетнему образованию и серьезное улучшение работы высшей школы и профессио­ нально-технических учебных заведений». Указания съезда были конк­ ретизированы в ряде постанов, лений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о средней школе, о системе профессио­ нально-технического образова. ния и о высшем образовании в стране. Особое значение для постановки всего школьного дела и решения других важ­ нейших социальных задач име­ ет недавно принятое по ини­ циативе товарища Л. И. Бреж­ нева постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улуч­ шению условий работы сель­ ской общеобразовательной школы». *Таким образом, раз­ работана комплексная, научно и экономически обоснованная программа действий по вы­ полнению указаний XXIV съезда партии в области на­ родного образования, подго-. товки и повышения квалифика. ции кадров специалистов. Эта программа нашла зако­ нодательное воплощение , в важнейшем государственном акте.: Верховный Совет СССР 19 июля утвердил Основы ,за­ конодательства Союза ССР и союзных республик о народ­ ном образовании. Проект Ос­ нов, вынесенный на всенарод­ ное обсуждение и получивший всенародное одобрение, стал законом. И предварительное обсуждение проекта в коллек­ тивах грудящихся, на страни­ цах газет и журналов, и обсуж. дение на сессии Верховного Совета СССР наглядно пока­ зали, что вопросы обучения и коммунистического воспита­ ния молодежи затрагивают ин­ тересы всех советских людей, близки всем слоям нашего об­ щества. Депутать* советского парламента, люди самых раз­ личных профессий активно и деловито обсуждали вопрос о состоянии и мерах по дальней. шему развитию и совершенст­ вованию народного образова­ ния в стране. Рабочий и ака­ демик, председатель колхоза и звеньевая, учительница и врач, директор вуза и дирек­ тор крупнейшего завода, писа­ тель и композитор, руководя­ щие партийные и советские ра­ ботники всесторонне и глубоко, проявляя полную компетент­ ность и высокую заинтересо­ ванность, анализировали со­ стояние дел во всех звеньях народного образования, от до­ школьных учреждений до ву­ за. Основы законодательства Союза ССР и союзных рес­ публик о народном образова­ нии отражают богатейший опыт партии и государства но осуществлению ленинских идей обучения и коммунистическо­ го воспитания подрастающего поколения, законодательно за­ крепляют структуру и главные задачи всех звеньев народного образования, подводят проч­ ную правовую базу под дея­ тельность всех учебно-воспита. тельных учреждений нашей страны. В Основах формулируются главные принципы образова­ ния, фиксируется его' система, определяется компетенция Союза ССР и союзных респуб­ лик в этих вопросах, а также система руководства учебно- воспитательными учреждени­ ями, делом народного образо­ вания. О с т а н о в и м с я на не­ которых положениях этого документа. В.. И. Ленин определил зна­ чение общеобразовательной школы как важнейшего обще­ ственного политического инсти. тута, неразрывно связанного с повседневной борьбой трудя­ щихся, с практикой коммуни­ стического строительства. В одном из первых государствен, ных актов Советское прави­ тельство утверждало новую школу как единую трудовую школу, подлинно демократиче­ скую, доступную народу. Прии. цип демократизма системы на­ родного образования, принцип единой школы, гйколы трудово­ го воспитания, свободной от каких-либо религиозных влия­ ний, разрабатывался В. И. Лениным вместе с его бли­ жайшими соратниками — дея­ телями культуры и образова­ ния А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, А. С. Бубновым, М. Н. Покровским. Эти ленинские принципы от­ ражены и развиты в 4-й статье Основ законодательства. Она подтверждает конституцион­ ное право всех граждан СССР на получение образования, его бесплатность, его обязатель­ ность для всех детей и под­ ростков, свободу выбора язы­ ка обучения, определяет един­ ство системы народного обра­ зования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступе* ней обучения к высшим. Статья формулирует также принципы единства обучения я коммунистического воспитания» связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой комму­ нистического строительства. - Многие депутаты Верховно, го Совета СССР, обсуждая на сессии проект Основ, подчер­ кивали значение принципа на­ учного характера образования, обусловливающего его по­ стоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Этот принцип выработан пар­ тией и государством в усло­ виях происходящей научно- технической революции, за­ крепляет практику совершен­ ствования школьного дела в условиях бурного научно-тех­ нического 1 прогресса. 6 -я и 7-я статьи Основ по­ священы компетенции Союза ССР и союзных республик в области народного образова­ ния. На заседаниях Совета Национальностей Верховного Совета СССР особо подчерки­ валось их значение. Статьи отражают принцип демократй. ческого централизма в госу­ дарственном управлении на­ родным образованием в Со­ ветском Союзе, последова'згль- ное проведение партией А го­ сударством ленинской нацио­ нальной политики, полностью учитывают суверенные прав* союзных республик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz