Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
Это было за несколько дней до начала их школьной жизни. Собрались первоклассники школы № 1 г. Липецка. Организатор внеклассной работы Людмила Арсентьевна Затуливетер (верхний снимок) рассказала ребятам о том, ка ким будет он, первый день в новой школе. В Липецком металлургиче ском техникуме все готово к первому звонку. В двух корпу сах под свежую краску отде ланы все классные аудитории, мастерские, спортивный зал. Сегодня тут состоится общая линейка и начнутся занятия. На снимке справа—установ ка последних макетов в каби нете электротехники. Фото Ю. Клюева. ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 сентября 1973 | \ .V 204 (13 676) СЕГОДНЯ—НАЧАЛО УЧЕБНОГО Г ОД А В ПОХОД ЗА ЗНАНИЯМ! И МАСТЕРСТВОМ П Е Р В ОО Ч Е Р Е Д НЫЕ ЗАБОТЫ ШКОЛЫ На пороге нового учебного года педагогические коллекти вы школ, органы народного образования области подвели итоги работы и теперь сосредоточивают свое внимание на нерешенных проблемах, отыскивают новые возможности и ре зервы улучшения и совершенствования учебно-воспитательно го процесса, намечают реальные пути для охвата всего под растающего поколения средним образованием. Претворяя в жизнь постановление ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О завершении перехода ко всеобщему сред нему образованию молодежи и дальнейшем развитии обще образовательной школы», учителя области добились того, что успеваемость возросла до 98,8 процента. Увеличилось коли чество школ, закончивших учебный год с полной успеваемо стью. Две трети учителей работают без второгодников. Каждый год появляются новью имена лучших учителей. В прошлом году это были учительница русского языка Никит ской 8-летней школы Измалковского района М. Л. Сергееве, географ Пекинской средней Добровского района Н. В. Тимо хина, математик Березовской средней Данковсколо района М. И. Иванова, ее коллега из 44-й липецкой школы Л. И. Ер- маченко и многие, многие другие. 65 тысяч старшеклассников, объединенных в ученические производственные бригады, выращивают сельскохозяйствен ные культуры на площади 15 тысяч гектаров, около 3 тысяч подростков работали этим летом на сельских стройках и ре монте школьных зданий. — благодаря постоянному вниманию и заботам партийных щ советских органов, хозяйственных руководителей и обществен ности, более 3 тысяч детей на селе и около 2 тысяч в городе встречают учебный год в новых школьных зданиях. Вместе с тем у нас нет оснований для самоуспокоенности- К сожалению, в минувшем году уменьшилось количество уча щихся, имеющих отличные и хорошие оценки, продолжает оставаться недопустимо высоким отсев из старших классов и школ рабочей молодежи. Наши школы отстают по ряду показателей от соседних с нами школ Воронежской, Курской, Белгородской областей. Для каждого педагогического коллектива, отдела народного образования уход без уважительных причин даже одного ученика должно явиться чрезвычайным происшествием, тре бующим специального рассмотрения. И тем более никакой ме рой нельзя измерить то зло, тот ущерб, который нанесен де лу осуществления всеобщего среднего образования отсевом в прошлом году из 1—8 классов области более 3000 уча щихся. Часть из них ушла на работу и в вечернюю школу, другая осталась вообще не у дел, а это порождает безнадзорность, правонарушения, появление в жизни малосознательных, не дисциплинированных людей. Интересы дела требуют, чтобы органы народного образова ния в деле выполнения Закона о восьмилетием всеобуче за няли принципиальную позицию по отношению к каждому пе дагогическому коллективу, допускающему отсев учащихся. Дети, как правило, выбывают' из школ, где низок уровень ор ганизации учебно-воспитательного процесса, слабо осуществ ляется контроль и руководство, отсутствует система индивиду альной работы и борьба за судьбу каждого ребенка. Из года в год этим «отличаются» девятая и тридцать четвер тая школы Липецка, Воробьевская Хлевенского района и не которые другие. В отношении этих школ приняты организа ционно-административные меры. Но они л« могут исчерпать всего необходимого, чтобы поднять уровень работы педаго гических коллективов. Нужна и самомобилизацкя каждого учителя, и помощь общественности. В этой работе школы и органы народного образования воо ружены новым Законом СССР — Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Сердцевиной всей нашей деятельности является формиро вание у подрастающего поколения коммунистических убеж дений и морали, формирование целостной человеческой лич ности будущего строителя коммунизма. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Л. И. Брежнев сказал: «Великое дело — строительство коммунизма невоз можно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Б$з высокого уровня культуры, образования, обще ственной сознательности, внутренней зрелости людей комму низм невозможен, как невозможен он и без соответствую щей материально-технической базы». Особое место в едином целостном процессе коммунисти ческого воспитания детей занимает урок. От качества каж дого урока, его научно-теоретического уровня, идейной на правленности, подбора материала, форм и методов работы во многом зависят глубокие и прочные знания учащихся, пре одоление второгодничества и отсева школьников, политехни ческое обучение и профориентация, привитие любви к труду, формирование идейной убежденности и политической зрело сти. ' ... - ,:1 7. ' Работа липецких педагогов*-по совершенствованию урока широко известна. Передовой педагогический. опыт липецких, московских, ростовских И ' других школ теоретически обобщен и осмыслен, на его основе даны рекомендации. Но мы не можем сказать сегодня, что отличные уроки дает каждый учитель. Как показали проверки школ г, Липецка, Усманского, Долгоруковского, Добровского, Измалковского и других рай онов, у нас еще, к сожалению, немало уроков низкого каче ства- Причина заключается в том, что отдельные учителя не занимаются самообразованием. Между тем повышение науч но-теоретического уровня и методического мастерства — не личное дело учителя, а требование времени. Этому большому делу должна быть подчинена вся методическая работа, про водимая в школе, районе, городе и области. Укрепление материальной базы, создание в каждой школе достаточного количества оборудованных кабинетов — вопрос, непосредственно связанный с оптимизацией учебно-воспита тельного процесса^ повышением производительности труда учителя и учащихся. С помощью шефствующих предприятий и организаций работа по оборудованию кабинетов начата, но она далека еще от завершения. Вместе с тем кабинетная си стема — дело новое и требует не только совершенствования педагогического мастерства каждого учителя, но и совершен ствования стиля управления школой со стороны органов на родного образования. Предметом особого внимания и забот стала сельская школа. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сель ской общеобразовательной школы» намечена серьёзная про грамма совершенствования школьного образования на селе. Предстоит ускорить темпу строительства школьных зданий, интернатов при средних школах, квартир для учителей, оснас тить кабинеты, поднять на более высокий уровень учебно-вос питательный процесс. Уже в 1974 году только за счет государ ственных капитальных вложений в селах области будет введе но значительно больше ученических мест. Министерство сель ского хозяйства СССР предложило местным сельскохозяйст венным органам обеспечить продажу совхозами учителям и другим педагогическим работникам сельских школ продуктов питания по государственным розничным ценам наравне с ра бочими и служащими совхозов. Приказ обязывает обеспечить регулярный бесплатный подвоз сельских учащихся к школам и обратно- Органы народного образования должны проявить самую горячую заинтересованность и настойчивость в его вы полнении на местах. Забота о школе проявлена большая. Наш долг ответить на нее делом. В. ШАТАЛОВ, заведующий облоно. И Н И Ц И А Т О Р Ы Д Е Р Ж А Т С Л О В О Работники народного образования, хозяйственные а общественные организации Данковского района в ок тябре прошлого года выступили инициаторами област ного соревнования за образцовую подготовку к 1973— 1974 учебному году. Наступило время подведения итогов. Все школы го рода и района своевременно отремонтированы и подго товлены к началу занятий. Имеется необходимое обору дование, учебники. Укомплектованы сельские и город ские педагогические коллективы. В районе введены в строй новое здание Воскресенской средней школы (пристроено 8 классных комнат на 240 учащихся и спортзал), Новоникольская начальная шко ла, два интерната и 5 столовых. Учебный год в новых зданиях начнут 480 учащихся Бигильдинской школы, 320 —• Перехвальской и 320 — Ивановской. о. политое, сотрудник районной газеты «Заветы Ильича». СТРОИТЕЛИ ПОСТАРАЛИСЬ Из окон четвертого этажа школы № 51 видны корпуса жилых домов окраины об ластного центра. Это новая средняя общеобразовательная школа на 1280 учащихся—по дарок строителей треста «Жилстрой» юным липчанам к началу учебного года. Возве дена она в предельно короткий срок — всего за 7 месяцев. В основном, четырехэтажном корпусе—32 учебных класса, 35 предметных кабинетов, столяр ная и слесарная мастер^ие. С главным, светлым, широким коридором соединен вме стительный трехэтажный вспо могательный корпус. В нем разместились актовый и спор тивный залы, кухня, столовая, буфет. На крыше — географи ческая площадка для наблюде ния за погодой и оранжереи, где круглый год будут вестись наблюдения за жизнью расте ний. Рядом — биологический кабинет. Все основные работы на стройке выполнил коллектив СУ-3 треста «Жилстрой». Доб рое слово хочется сказать о бригадах каменщиков В. Попо ва и А. Терехова. Задания они перевыполняли в полтора раза. Работы шли «под руко водством мастера комсомольца В. Хромина и начальника уча стка В. Кузнецова. Они умело расставляли людей, всегда обеспечивали своевременную доставку материалов, не допу скали простоев. В итоге кладка здания была завершена всего за четыре месяца вместо поло женных шести. И все сделано, как говорят, на совесть. Очень большой объем рабо ты был у отделочников СУ-5 треста «Жилстрой». Ведь, как известно, отделка — лицо зда ния. Среди штукатуров отли чилась бригада члена КПСС т. Кузьминой. За штукатура ми буквально по пятам шли маляры. Бригада т. Фароно- вой работала быстро, с отлич ным качеством. Радуют глаз светлые тона. Добротно выполнили свои работы бригада слесарей уп равления «Сантехмонтаж-Ь, возглавляемая прорабом Д. Пендюриным, и плотники- отделочники во главе с А. Станкусо-м. Хорошо потрудились строи тели управления «Дорстрой-1». Они проложили специально К школе дорогу с асфальтовым покрытием длиной полтора ки лометра, заасфальтировали 600 метров тротуаров, сделали спортплощадку, выполнили много земляных работ вокруг здания для создания скверов, цветников. Это плоды усилий мастера В. Черкасова, мото риста А. Калинина, асфальти- ровщнц Л. Часовой, А. Щед риной, В. Вишняковой и дру гих. — Школа готова к приему учащихся, — сказал в беседе накануне начала учебного года директор, заслужённый учи тель школы РСФСР Виктор Андреевич Ермаков. Добро пожаловать, дети, в новую школу. и. с к р и п к и н . ГТ Е РЕХ О Д ко всеобщему 1 среднему образованию * молодежи повысил тре бования к организации и ме тодам учебно-восТпитательно- ,го., процесса. Новые програм мы' насыщенные учебные пла- „ны требуют и ‘Новых условий работы учителя и ученика. Речь идет о кабинетной систе ме обучения. Кабинет оборудуется специ ально для каждого предмета соответствующими прибора ми, таблицами, диаграммами, инструментом и т. д. Всего этого уже так много, что тре буется и механизация, если мы не хотим терять дорогое вре мя урока. Первым в нашей школе на чали оборудовать кабинет об ществоведения. На помощь пришли шефы из треста «Промстрой». Следующим был кабинет труда Для учащихся 1—3 классов. Он создан своими силами под руководством преподавателей труда В. И. Сверчкова и С. Я. Артюшина. Вообще мастерские школы полностью заняты оборудова. нием кабинетов. В оборудовании кабинетов (а их у нас создано 15) ак тивное участие принимают все учителя и учащиеся школы. Помимо треста «Промстрой», ПРЕДМЕТНЫЕ К А Б И Н ЕТ Ы нам помогают завод резино пластмассовых изделий, ав тотранспортное предприятие № 1414, причем не только не обходимыми материалами, но и техническими средствами обучения. Школе подарены киноаппарат «Украина»; уни версальный диапроектор,' маг нитофон;’ кодаскоп, Проигры ватель. Т.-,,.; Энтузиастами оборудова ния современных предметных -кабинетов стали и родители ребят. ' В настоящее время своими силами монтируем пульт уп равления в литературном ка бинете, готовим базу для со здания кабинетов биологии, лингафонного (для изучения языков), военного дела и Не которых других. Преимущества кабинетной системы неоспоримы. Рабочее место учителя позволяет, не тратя времени на переходы по классу, управлять из од ной точки подвижными кар тами, доской со сменными планшетами, телевизором и т. п. Это дает возможность интересно и содержательно строить урок. Ряд учителей — В. П, Рыжова,. П. Д. Ростов цев, М. В. Пенькова, Т. Ф. Лаврова и другие,— совер шенствуя в этих условиях приемы преподавания, достиг ли результатов, которые стали предметом изучения для всего коллектива преподавателей. Наличие кабинетов, кроме повышения производительно сти учительского труда, раз вивает интерес школьников к науке и технике, повышает их общую культуру. Наконец, внедрение кабинет, ной системы способствует росту успеваемости. В школе 99,3 процента успевавших учеников, а сорок процентов из них учились на «4» и «5». Интереснее стала и внеклас сная работа по всем предме там. Ведь в кабинетах проводят ся не только уроки, но и олим. пйады по тем или иным науч ным дисциплинам, и предмет ные вечера, и даже целые предметные недели инте ресными докладами, "опытами, выпуском специальных стенных газет и т. п. В начинающемся учебном году по кабинетной системе будут учиться все классы с четвертого по десятый. Заве дующие кабинетами, учителя, их юные помощники создают библиотеки, составляют ката логи всего дидактического ма териала (фонотеки, диатеки, фильмотеки). У нас уже есть некоторый опыт. Но как еще вели ки трудности! Особенно в при обретении оборудования для изготовления и монтажа пуль тов управления. Кабинетная система — это проблема для всех школ области. Очень многие создают кабинеты, всем йм нужны те же самые двига тели и редукторы и т. п. Не обходимо добиться централи- зоваиности в снабжении ими школ. А. СИРОТИНА, директор 46 средней школы г. Липецка. Партия, Советское государ ство уделяют огромное внима ние обучению и воспитанию подрастающего поколения. Это мы снова видим в постанов лении ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению усло вий работы сельской общеоб разовательной школы». Оно очень своевременно. Ведь нужд у-.сельской школы немало. На территории нашего сельсовета расположены средняя, восьми летняя, три начальных школы. Они размещаются в (приспособ ленных помещениях, поэтому часто требуют капитального ремонта. Правда, исполком сельского Совета, обществен ность проявляют заботу о шко лах. Своевременно закончен их ремонт, они, а также квартиры учителей, обеспечены топливом, завезено учебное оборудова ние. В селе Липовка строится здание восьмилетней школы. Несколько лет назад, испол ком Задонского районного Со вета принял решение о строи тельстве при Хмелинецкой средней школе спортивного за ла. Вели эту стройку совхоз «Хмелкнрцкий» и сахарный за вод, и она до сих пор не окон чена. Теперь, конечно, дело пойдет иначе. Совхоз стремит ся завершить работу на Липов* ской восьмилетке — ведет от делочные работы, которые дол жны быть полностью заверше ны к 7 ноября этого года. Са харный' завод окажет помощь средней школе в оборудовании кабинетов. Хочется выразить пожелание, чтобы сельский Совет, общест венность быстрее определили очередность задач для помо щи каждой Школе и, засучив рукава, энергично принялись бы да их осуществление. - ~ Т. ХОДЕЕВА, учительница Хмелинецкой средней школы Задонского района, депутат областного Совета. В ЛИПЕЦКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ Новый учебный год в стенах нового самостоятельного вуза встретят 4300 студентов. Из них 600 на дневном отделении ..и 450 на вечернем—вновь по ступившие. Надо заметить, что конкурс, предшествовавший их зачис лению, был большим, нежели в прошлом году: оформление бывшего филиала Московского института стали и сплавов в самостоятельный вуз придало ему популярности в’ глазах абитуриентов. Характерно, что конкурс был одинаковым как на днев ное, так и на вечернее отде ления. По мнению руководите, лей вуза, вечернее отделение на этот раз особенно хорошо укомплектовано — почти пол ностью производственниками. Новые специальности на дневном отделении, по кото рым с этого года институт на чинает обучать — это метал лургия черных металлов и эксплуатация автомобильного транспорта. К 7 ноября строители тре ста «Жилстрой» обязались сдать спортивный корпус. Институт пока испытывает трудности с общежитиями для студентов. В следующем Году начнется строительство 9- этажного корпуса на 640 мест. Московский Гипровуз, а так же «Липецкгражданпроект» ведут подготовку технической документации для строитель ства нового комплекса Липец кого политехнического инсти тута. А. ВОЛНИН. С ОЗДАВАЯ Советское государство, В. И. Ле нин был глубоко убеж ден в том, что страна, страш но ограбленная при царизме в смысле образования, станет страной сплошной грамотно сти и высокой культуры. Он призывал молодежь ' учиться коммунизму, обогащая свою память знаниями всех тех бо гатств, которые выработало человечество. Он указывал, что коммунизм немыслим без выс ших достижений науки, техни ки и культуры, без современ ного образования. Коммунистическая партия, последовательно претворяя в Жизнь ленинские указания, всегда проявляла и проявля ет огромную заботу о народ ном образовании, о развитии духовной жизни общества. За годы Советской власти в стра не под руководством партии была осуществлена величай шая культурная революция. Советский Союз уже давно стал страной сплошной гра мотности. Теперь 72 процента трудящихся, занятых в народ ном хозяйстве, имеют высшее и среднее (полное и неполное) образовании. В стране работа ют 7.700 тысяч специалистов с высшим образованием и 11.300 тысяч со средним спе циальным образованием. * * * П ОДХОДЯ к проблемам образования и воспита ния с позиций ленинско. го требования учиться комму низму, Коммунистическая партия и Советское государ ство последовательно решают задачу подготовки всесторонне развитых, высокообразован ных, глубоко идейных строи- ОЧЕНЬ В АЖ НЫ Й ш а г телей коммунизма. Партия учитывает при этом, что в ус ловиях развитого социализма и научно-технической револю ции непрерывно повышаются требования к культурному и образовательному уровню все. го общества, к каждому его гражданину. «Нынешний этап развития нашего общества, —- говорил Л. И. Брежнев в речи при вручении Украинской ССР ор дена Дружбы народов,— де лает особенно актуальными задачи повышения образова тельного и профессионального уровня рабочих и совершенст вования всей системы подго товки научно-технической ин теллигенции. Именно так и подошел к де лу XXIV съезд партии, кото рый поставил задачу дальней шего совершенствования всёй системы образования, вклю чая и завершение перехода ко всеобщему обязательному де сятилетнему образованию и серьезное улучшение работы высшей школы и профессио нально-технических учебных заведений». Указания съезда были конк ретизированы в ряде постанов, лений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о средней школе, о системе профессио нально-технического образова. ния и о высшем образовании в стране. Особое значение для постановки всего школьного дела и решения других важ нейших социальных задач име ет недавно принятое по ини циативе товарища Л. И. Бреж нева постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улуч шению условий работы сель ской общеобразовательной школы». *Таким образом, раз работана комплексная, научно и экономически обоснованная программа действий по вы полнению указаний XXIV съезда партии в области на родного образования, подго-. товки и повышения квалифика. ции кадров специалистов. Эта программа нашла зако нодательное воплощение , в важнейшем государственном акте.: Верховный Совет СССР 19 июля утвердил Основы ,за конодательства Союза ССР и союзных республик о народ ном образовании. Проект Ос нов, вынесенный на всенарод ное обсуждение и получивший всенародное одобрение, стал законом. И предварительное обсуждение проекта в коллек тивах грудящихся, на страни цах газет и журналов, и обсуж. дение на сессии Верховного Совета СССР наглядно пока зали, что вопросы обучения и коммунистического воспита ния молодежи затрагивают ин тересы всех советских людей, близки всем слоям нашего об щества. Депутать* советского парламента, люди самых раз личных профессий активно и деловито обсуждали вопрос о состоянии и мерах по дальней. шему развитию и совершенст вованию народного образова ния в стране. Рабочий и ака демик, председатель колхоза и звеньевая, учительница и врач, директор вуза и дирек тор крупнейшего завода, писа тель и композитор, руководя щие партийные и советские ра ботники всесторонне и глубоко, проявляя полную компетент ность и высокую заинтересо ванность, анализировали со стояние дел во всех звеньях народного образования, от до школьных учреждений до ву за. Основы законодательства Союза ССР и союзных рес публик о народном образова нии отражают богатейший опыт партии и государства но осуществлению ленинских идей обучения и коммунистическо го воспитания подрастающего поколения, законодательно за крепляют структуру и главные задачи всех звеньев народного образования, подводят проч ную правовую базу под дея тельность всех учебно-воспита. тельных учреждений нашей страны. В Основах формулируются главные принципы образова ния, фиксируется его' система, определяется компетенция Союза ССР и союзных респуб лик в этих вопросах, а также система руководства учебно- воспитательными учреждени ями, делом народного образо вания. О с т а н о в и м с я на не которых положениях этого документа. В.. И. Ленин определил зна чение общеобразовательной школы как важнейшего обще ственного политического инсти. тута, неразрывно связанного с повседневной борьбой трудя щихся, с практикой коммуни стического строительства. В одном из первых государствен, ных актов Советское прави тельство утверждало новую школу как единую трудовую школу, подлинно демократиче скую, доступную народу. Прии. цип демократизма системы на родного образования, принцип единой школы, гйколы трудово го воспитания, свободной от каких-либо религиозных влия ний, разрабатывался В. И. Лениным вместе с его бли жайшими соратниками — дея телями культуры и образова ния А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, А. С. Бубновым, М. Н. Покровским. Эти ленинские принципы от ражены и развиты в 4-й статье Основ законодательства. Она подтверждает конституцион ное право всех граждан СССР на получение образования, его бесплатность, его обязатель ность для всех детей и под ростков, свободу выбора язы ка обучения, определяет един ство системы народного обра зования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступе* ней обучения к высшим. Статья формулирует также принципы единства обучения я коммунистического воспитания» связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой комму нистического строительства. - Многие депутаты Верховно, го Совета СССР, обсуждая на сессии проект Основ, подчер кивали значение принципа на учного характера образования, обусловливающего его по стоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Этот принцип выработан пар тией и государством в усло виях происходящей научно- технической революции, за крепляет практику совершен ствования школьного дела в условиях бурного научно-тех нического 1 прогресса. 6 -я и 7-я статьи Основ по священы компетенции Союза ССР и союзных республик в области народного образова ния. На заседаниях Совета Национальностей Верховного Совета СССР особо подчерки валось их значение. Статьи отражают принцип демократй. ческого централизма в госу дарственном управлении на родным образованием в Со ветском Союзе, последова'згль- ное проведение партией А го сударством ленинской нацио нальной политики, полностью учитывают суверенные прав* союзных республик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz