Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

18 июля 1973 г., № 165 (13 637) 3 Л Е НИН С К О Е З НАМЯ н н н н м ^ н н в а в н а а в н я м щ м | м м | м в в а н н в а н н а в а а в а | н | а в в в р я в н в в ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ м ^ !, ш в с т а л с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР к л а д а п р е д с е д а т е л я Г о с у д а р с т в е н н о г о к о м и т е т а С о в е т а по п р оф е с си о н а л ьн о - т е х н и ч е с к ом у о б р а зо в ан ию А . А . Б ул гакова Наш народ, говорит А. А. Булга­ ков, единодушно поддерживает ленин­ ский внешнеполитический курс, пос­ ледовательно проводимый ЦК К ПСС и Советским правительством. Совет­ ская Программа мира завоевала все­ общий авторитет, глубокую призна­ тельность миролюбивого человечест­ ва. Свидетельством высокой оценки ог­ ромного личного вклада Генерально­ го секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева в обеспечение всеоб­ щего мира и безопасности народов является присуждение и вручение то­ варищу Л. И. Брежневу международ­ ной Ленинской премии «За укрепле­ ние мира между народами». В докладе первого заместителя Председателя Совета Министров Союза ССР К. Т. Мазурова на насто­ ящей сессии Верховного Совета СССР, сказал далее оратор, обстоя­ тельно проанализировано состояние народного образования в стране, из­ ложены меры по его дальнейшему совершенствованию. В проекте Основ законодательства Союза ССР и со­ юзных республик о народном образо­ вании подчеркивается, что одним из необходимых условий социально-по­ литического и экономического разви­ тия общества является формирование нового человека, активного строите­ ля коммунизма. Можно с уверен­ ностью сказать, что вынесенный на обсуждение Верховного Совета СССР проект основ получит всеобщую под­ держку. На всех этапах строительства сот циализма ведущей созидательной силой был и остается рабочий класс. Партия и правительство постоянно заботятся об умножении рядов рабо­ чего класса, о подготовке и воспита­ нии его достойного молодого попол­ нения. Государственной системе професси­ онально-технического образования поручена ответственная задача за­ благовременно и планомерно подго­ тавливать квалифицированных рабо- И з л о ж е н и е д о М и ни с тр о в СССР чих из числа молодежи для всех от­ раслей народного хозяйства. Глубокие экономические социаль- но-политические преобразования в нашей стране вызвали коренные изменения в культурно-техническом уровне рабочих — главной произво­ дительной силы общества. Совершен­ ствование техники и технологии, ме­ ханизация и автоматизация произ­ водства значительно изменяют содер­ жание труда рабочих, предъявляют новые высокие требования к уровню их профессиональной подготовки. Научно-технический прогресс все больше сближает труд рабочих й крестьян с трудом техника, инжене­ ра и агронома. Р аботники професоионально-тех­ нической школы понимают всю но­ визну и широту задач, которые вы­ двигает партия в деле улучшения подготовки молодых рабочих, отме­ чает докладчик. На XV съезде проф­ союзов товарищ Л. И. Брежнев дал характеристику современного рабо­ чего. Современный рабочий — это политически активный человек, овла­ девший техническими и экономиче­ скими знаниями, человек с широким культурным кругозором, сознательно и творчески относящийся к труду. Воспитание этих качеств у моло­ дежи является главной задачей на-^ ших учебных заведений. На промыш­ ленных предприятиях, стройках, в сов­ хозах и колхозах их выпускники со­ ставляют основную часть квалифици­ рованных кадров. Например, на од­ ном из крупнейших предприятий страны — Магнитогорском метал­ лургическом комбинате имени В. И. Ленина — 80 процентов сталеваров и разливщиков стали, 70 процентов вальцовщиков, 80 процентов операто­ ров и сварщиков прошли подготовку в профессионально-технических учи­ лищах. Из числа воспитанников профес­ сионально-технической школы вы­ шло немало передовиков и новаторов производства, лауреатов Ленинской и Государственной премий, Героев Социалистического Труда. С большой любовью и теплотой вспоминают люди труда первые школы ФЗУ, ремесленные училища, профтехучилища — весь славный путь развития системы профтехоб­ разования, давший путевку в Жизнь более чем 31 миллиону советских рабочих. Вместе со всем советским народом работники профессионально-техни­ ческого образования активно тру­ дятся над выполнением заданий де­ вятого пятилетнего плана. Доклад­ чик сообщает, что за два года те­ кущей пятилетки направлено в на­ родное хозяйство свыше 3,5 миллио­ на квалифицированных рабочих — это составляет более половины вы- | пуска за всю восьмую пятилетку. В текущем году будет подготовлено 1817 тысяч человек. Нет сомнения в том, что решения XXIV съезда пар­ тии о подготовке для отраслей на­ родного хозяйства не менее 9 мил­ лионов квалифицированных рабочих из числа молодежи будут выполне­ ны. Сегодня в стране 5700 профессио­ нально-технических училищ, в кото­ рых обучается более 2,6 миллиона юношей и девушек по 1100 профес­ сиям. Однако масштабы подготовки квалифицированных рабочих в си­ стеме все еще недостаточны. Исходя из Директив XXIV съезда КПСС, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР год тому назад приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании си­ стемы профессионально-техническо­ го образования». В нем признано необходимым расширять и укреп­ лять средние профессионально-техни­ ческие училища, как наиболее пер­ спективную форму подготовки моло­ дого пополнения рабочего класса страны, соответствующую эпохе на­ учно-технической революции. К концу пятилетки числб учащих­ ся этих училищ составит 40 про­ центов от всех обучающихся в днев­ ных профессионально-технических учебных заведениях. Вместе со средними профтехучилищами раз­ виваются технические училища, в которых молодежь, окончившая среднюю школу, получает высокую квалификацию. В ближайшие годы предстоит под­ готовить значительное количество рабочих массовых профессий в 1—2- годичных профтехучилищах. Вся работа по планомерному по­ полнению рядов рабочего класса | проводится при самом активном участии министерств и ведомств, со­ ветских, хозяйственных, профсоюз­ ных и комсомольских органов Одной из главных задач, над ко­ торой активно трудятся инженерно- педагогические работники и органы профтехобразования, является даль­ нейшее повышение качества обучения и коммунистического воспитания учащихся. Во многих училищах все еще недостаточно обеспечивается единство обучения и воспитания, не всегда учитываются изменения в со­ держании труда рабочих, возросшие требования к идейно-политическому воспитанию будущих рабочих. На эти недостатки справедливо указы­ вали и депутаты на заседаниях ко­ миссий палат Верховного Совета СССР по народному образованию, науке и культуре и по делам моло­ дежи. Оратор сообщает, что в настоя­ щее время осуществляются меры по I совершенствованию учебных планов I и программ. Эта работа проводится при активном участии Министерства просвещения СССР, Академии педа­ гогических наук СССР, ученых на­ учно-исследовательских институтов министерств и ведомств. К предстоящему учебному году имеется в виду полностью, по всем профессиям, завершить перевод средних училищ на новое содержа­ ние обучения. В практической деятельности осо­ бое внимание обращается на форми­ рование у учащихся коммунистиче­ ского мировоззрения, воспитания у них высоких моральных качеств, со­ ветского патриотизма и социалисти­ ческого интернационализма, комму­ нистического отношения к труду и общественной собственности, готов­ ности беречь и преумножать рево­ люционные и трудовые традиции ра­ бочего класса. Широкое распространение получи­ ло воспитание молодежи на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Важную роль в формировании ком­ мунистического мировоззрения уча­ щихся играют общественные дис­ циплины. Продолжением и составной частью работы по изучению материалов XXIV съезда КПСС стало глубокое изучение доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. Й. Брежнева «О пятидесятилетии Сою­ за Советских Социалистических Рес­ публик». Качественно новый этап в разви­ тии профессионально-технического образования требует и улучшения работы по обеспечению учебных за­ ведений инженерно-педагогическими кадрами, говорит А. А. Булгаков. В некоторых политехнических вузах уже начата подготовка инженеров- преподавателей. Одновременно воз­ никает необходимость, чтобы препо­ даватели общеобразовательных дисциплин •— выпускники педа­ гогических институтов были подго­ товлены к работе не только в обще­ образовательной школе, но и в про­ фессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Большое внимание оратор уделяет проблеме профессиональной ориен­ тации молодежи с учетом потребно­ стей всех отраслей народного хозяй­ ства в квалифицированных рабочих кадрах. Госкомитету по профессио­ нально-техническому образованию предстоит в ближайшее время со­ вместно с Госпланом СССР, Сове­ тами Министров союзных респуб­ лик и сельхозорганами разработать мероприятия по развитию средних сельских профессионально-техниче­ ских училищ. Мы считаем право­ мерной постановку вопроса об орга­ низации таких училищ, как правило, в каждом сельском районе страны. Это позволит ускорить решение за­ дачи по осуществлению всеобщего среднего образования, закреплению кадров из числа молодежи и созда­ нию культурных очагов на селе. Большую озабоченность выражает докладчик в связи со строительст­ вом училищ. Сеть учебных заведе­ ний профтехобразования в ближай­ шие годы должна значительно воз­ расти, подчеркивает он. Только в текущем пятилетии предусматрива­ ется построить новых учебных заве­ дений на 840 тысяч ученических мест. Государство ежегодно выделя­ ет необходимые капиталовложения на строительство новых и расшире­ ние действующих училищ за счет средств отраслей народного хозяй­ ства, для которых подготавливают­ ся рабочие кадры. Однако эти ка­ питаловложения осваиваются крайне неудовлетворительно. В деле повышения качества под­ готовки квалифицированных рабо­ чих, расширения сети профтехучи­ лищ велика роль отраслевых мини­ стерств и ведомств. Мы надеемся, что и впредь с их стороны будет оказываться конкретная по,мощь училищам и органам профтехобра­ зования в выполнении планов прие­ ма учащихся, в создании учебной базы и ее оснащении современным оборудованием, в улучшении обуче­ ния и коммунистического воспитания будущих рабочих. Решая задачи подготовки квали­ фицированных рабочих для народ­ ного хозяйства нашей страны, госу­ дарственная система профтехобразо­ вания ведет значительную работу по оказанию практической помощи в деле создания национальных ра­ бочих кадров ряду социалистических и развивающихся стран. Советская система профтехобра­ зования пользуется признанием в за­ рубежных странах, как система хо­ рошо организованная, обеспечиваю­ щая на научной основе высокую подготовку квалифицированных ра­ бочих кадров, В нашей стране, говорит в заклю­ чение А. А. Булгаков, воспитание молодежи, ее профессиональная под­ готовка — дело всей партии, всего народа. Принятие на данной сессии Основ законодательства о народном образовании является новым свиде­ тельством постоянной заботы и вни­ мания Коммунистической партии н Советского государства к образова­ нию и воспитанию подрастающего поколения. Оратор заверяет Цент­ ральный Комитет КПСС, Верховный Совет и Совет Министров СССР в том, что работники профессиональ­ но-технического образования отда­ дут все свои силы, знания и опыт делу обучения и воспитания достой­ ного пополнения героического рабо­ чего класса нашей страны. 8$ У «*■ % / 0 СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ С Р Е ДНЕ ГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБ Р А З ОВ АНИЯ И злож ени е д о к л а д а м и н и с тр а вы сш его и с р е д н е го сп ец и ал ьн о го о б р а зо в ан и я В системе народного образования видное место занимает высшая и средняя специальная школа, осуще­ ствляющая планомерную подготов­ ку специалистов для всех отраслей народного хозяйства, науки и куль­ туры, говорит министр. Высшее и среднее специальное образование ныне превратилось в огромную сфе­ ру деятельности, которой Коммуни­ стическая партия и Советское пра­ вительство отводят важную роль в решении задач коммунистического строительства. На XXIV съезде КПСС, в речи Генерального секретаря ПК КПСС товарища Л. И. Брежнева на всесоюзном слете студентов, поста­ новлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 года «О мерах по даль­ нейшему совершенствованию выс­ шего образования в Стране» да­ ется высокая оценка работы совет­ ской высшей и средней специальной школы по подготовке и воспитанию высококвалифицированных специа­ листов, отмечается, что она занима­ ет важное место в ускорении тем­ пов научно-технического пэогресса. оказывает все возрастающее влия­ ние на развитие экономики и куль­ туры. В настоящее время высшее обра­ зование в стране осуществляют 825 вузов. Подготовка кадров ведется более чем по 400 специальностям в соответствии с потребностями стра­ ны. Большую армию специалистов готовят средние специальные учеб­ ные заведения. За годы Советской власти высшие и средние специальные учебные за­ ведения подготовили около 28 мил­ лионов специалистов. Задание де­ вятой пятилетки — подготовить 9 миллионов специалистов успешно выполняется. В 1973 году наши учебные заведения дадут народно­ му хозяйству более 1,8 миллиона специалистов, в том числе около 703 Тысяч с высшим образованием. В высшей школе работают свыше 366 тысяч профессоров, преподавате­ лей и научных сотрудников, а в средних специальных учебных заве- дениях их трудится 265 тысяч. Докладчик подчеркивает, что во всех союзных и автономных респуб­ ликах создана широкая сеть вузов и техникумов, готовящая свои на­ циональные кадры. В высших учеб­ ных заведениях учатся представи­ тели всех национальностей. Наше студенчество учится и вос­ питывается в обстановке упорного труда и борьбы советского народа за коммунизм, в обстановке идейно- политического единства советского общества. Советские студенты — активные члены Нашего общества. Подавляющее большинство их явля­ ется членами профсоюзов, 95 про­ центов — членами комсомола, бо­ лее тысячи студентов — депутаты местных Советов и Верховных Со­ ветов республик. Весомый вклад в народное хозяйство вносит в кани­ кулярное время почти полумилли­ онная армия участников студенче­ ских строительных отрядов. Далее В. Г1. Елютин говорит о все возрастающей политической ак­ тивности студентов, их коммуни­ стической убежденности и беспре­ дельной преданности делу Комму­ нистической партии. С особой силой продемонстрировал это состоявший­ ся в октябре 1971 года всесоюзный слет студентов. Бурная научно-техническая рево­ люция нашего времени, возрастание масштабов коммунистического стро­ ительства требуют постоянного со­ вершенствования содержания препо­ давания, дальнейшего соединения обучения с научной работой и все­ мерного развития творчества сту­ денческой молодежи. Более того, подготовка специалистов должна осуществляться на основе научного прогнозирования и долгосрочного планирования развития всех отрас­ лей народного хозяйства, науки и культуры. Реализуя решения XXIV съезда КПСС и разработанное на их осно­ ве постановление партии и прави­ тельства от 18 июля 1972 гола, выс­ шая школа ведет сейчас интенсив­ ную работу, направленную в первую очередь на усиление подготовки спе­ циалистов всех профилей в области фундаментальных наук, дающих им прочную основу для последующей самостоятельной деятельности как в своей, так и в смежных отраслях науки и техники. С этой целью, в частности, вводятся новые специаль­ ности, организуются новые факуль­ теты и вузы, ряд высших учебных заведений меняет профиль своей деятельности с учетом подготовки кадров для новых направлений нау­ ки и техники. Докладчик подробно останавли- I вается на мерах, направленных на дальнейшее повышение качества подготовки специалистов. Важней­ шей из этих мер является, говорит министр, совершенствование мето­ дов преподавания. Вопросы науч­ ной организации учебно-воспита­ тельного- процесса, научной разра­ ботки .проблем педагогики й психо­ логии обучения взрослых, оптими­ зации учебных планов и программ, широкого использования в учебном процессе технических средств обуче­ ния — вот что является наиболее актуальными проблемами высшей и средней специальной школы. Дальнейшее развитие высшего и среднего специального образования, темпы и перспективы роста выпуска специалистов по новым направлени­ ям науки и техники, необходимость повышения качества подготовки вы­ пускников всех профилей требуют более радикальных мер по укрепле­ нию материальной базы учебных за­ ведений. Мы просим промышленные министерства и хозяйственные орга­ низации оказать нам необходимую помощь в Техническом переоснаще­ нии материальной базы высшей й средней специальной школы с тем, чтобы поднять уро­ вень учебно-научного оборудования до современного состояния науки и техники. Назрела необходимость создания специальной отрасли про­ мышленного производства техниче­ ских средств обучения, учебного и научного оборудования для всей си­ стемы народного образования, а также организации специализиро­ ванных фирм по производству учеб­ ных кинофильмов, изданию учебни­ ков и учебных пособий. Далее министр говорит о все по­ вышающейся роли университетского образования. В университетах име­ ются наиболее благоприятные усло­ вия для решения крупных теорети­ ческих и прикладных проблем, осо­ бенно на стыках наук, а также раз­ вития новых направлений в науке. Это в свою очередь создает хоро­ шие возможности для подготовки специалистов высокой квалификации и научных работников, потребность в которых в последнее время осо­ бенно возрастает во всех отраслях народного хозяйства. Университеты призваны также готовить препода­ вателей общенаучных и обществен­ ных дисциплин для всех вузов стра­ ны и обеспечивать систематическое повышение их квалификации. Нами разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на пре­ вращение университетов в научно- методические центры высшей школы. Единство теоретической и практи­ ческой подготовки, укрепление связи обучения с жизнью всегда были особенностью и преимуществом со­ ветской школы, продолжает доклад­ чик. В связи с этим необходимо, что­ бы работники промышленности, сельского хозяйства, медицины, культуры не только не ослабляли, а, наоборот, усиливали свое внимание и ответственность за формирование специалистов, которые у них рабо­ тают в начале как студенты-практи­ канты, стажеры, а затем как моло­ дые специалисты. В соответствии с решениями пар­ тии и правительства идет совершен­ ствование системы заочного и вечер­ него образования, повышение ее эф­ фективности, улучшение структуры учебного процесса. Большая работа проводится и по совершенствованию приема молодежи в высшую и сред­ нюю специальную школу, перед учебными заведениями ставится за­ дача, говорит В. П. Елютин, более широкого привлечения общественно­ сти к делам приемных комиссий. Будет расширяться сеть подготови­ тельных отделений вузов для рабо­ чих, колхозников и демобилизован­ ных из армии и играющих исключи­ тельно важную роль в улучшении качественного состава нового по­ полнения вузов. Отмечая исключительно большую роль специалистов в обеспечении вы­ соких темпов развития социалисти­ ческого производства, повышения его эффективности, роста производи­ тельности труда, министр говорит, что работники высшего и среднего специального образования полностью поддерживают предложение, выска­ занное з докладе тов. Мазурова о необходимости улучшить использо­ вание специалистов. Большое внимание докладчик уде­ ляет развитию техникумов, совер­ шенствованию подготовки кадров со средним специальным образованием. Они играют важную роль в совре­ менном производстве как младшие специалисты, а в ряде случаев и как высококвалифицированные рабочие. Среди всех получающих среднее об­ разование в стране около 20 про­ центов составляют выпускники тех­ никумов. Таким образом, техникумы являются по существу равноправ­ ными партнерами в среднем образо­ вании, и неправильно поступают, те работники местных органов просве­ щения, которые иногда пытаются задерживать переход школьников в техникумы после окончания восьми классов. Отраслевые министерства и ве­ домства, в ведении которых нахо­ дится большинство техникумов и учи­ лищ, должны проявлять больше за­ боты о создании в них современной материальной базы, которая обес­ печивала бы дальнейшее совершен­ ствование обучения и воспитания молодежи. Строительство коммунизма В, И. Ленин рассматривал как задачу, в которой решение экономических и социально-политических проблем неразрывно связано с формировани­ ем нового человека, с воспитанием и обучением «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных лю­ дей». И от того, как глубоко моло­ дежь овладеет этими ленинскими принципами, во многом будет зави­ сеть успех дела. Выполняя указания. XXIV съезда КПСС и постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему разви­ тию общественных наук и повыше­ нию их роли в коммунистическом строительстве», высшие и средние специальные учебные заведения про­ водят широкий комплекс мероприя­ тий по улучшению марксистско-ле­ нинского образования и идейной за­ калке молодежи. Совершенствуется работа кафедр общественных наук., применяются наиболее эффективные формы политико-воспитательной ра­ боты. Широкое распространение по­ лучает общественно-политическая практика студентов. Используя ог­ ромный опыт идеологической рабо­ ты, накопленный нашей партией, высшая и средняя специальная шко­ ла работает над тем, чтобы усилить единство обучения и воспитания, сделать результаты нашего идейно­ го воздействия на будущих специа­ листов еще более прочными, воору­ жающими их передовой революци­ онной теорией для творческого ре­ шения задач коммунистического строительства. СССР В. П. Елю тина Неотъемлемой частью всего воспи­ тательного процесса в учебных заведениях является массовое развитие физкультуры и спорта, а также всемерное улучшение мате­ риально-бытовых условий учащейся молодёжи. Предстоит еще многое сделать по строительству общежи­ тий, улучшению питания, медицин­ ского обслуживания и расширению спортивно-оздоровительной базы в вузах и техникумах. Золотым фондом общества назвал в своей речи на всесоюзном слете студентов товарищ Л. И. Брежнев наш профессорско-преподав атель- ский состав, продолжает министр. Именно преподаватели, их научный и идейный уровень, их самоотвер­ женный труд определяют успех всей деятельности учебных заведений по подготовке творческих специалистов и развитию научных исследований. Работа с преподавательским соста­ вом направляется на то, чтобы каж­ дый преподаватель стал подлинным организатором познавательной дея­ тельности и творческой самостоя­ тельной работы, умелым воспитате­ лем студенческой молодежи. Докладчик останавливается на ро­ ли высших учебных заведений в по­ вышении квалификации более мил­ лиона специалистов, на вкладе уче­ ных вузов в исследованиях, связан­ ных с совершенствованием производ­ ства, на подготовке кадров для со­ циалистических и развивающихся стран. В наших учебных заведениях обучается сейчас около 36 тысяч че­ ловек из 130 зарубежных стран. Со­ ветский диплом уже получили 60 ты­ сяч иностранных граждан. Большую помощь оказывает советская высшая и средняя специальная школа в фор­ мировании национальных систем высшего и среднего специального об­ разования во многих странах, помо­ гая строить и оборудовать институ­ ты и техникумы, направляя в них тысячи советских преподавателей. Обсуждение на настоящей сессии Верховного Совета проекта Основ законодательства Союза ССР и со­ юзных республик по народному об­ раз ованию— большое событие в жизни средней и высшей школы и всего советского народа, — говорит министр. Оно свидетельствует о по­ стоянном внимании и заботе Комму­ нистической партии и Советского правительства о народном образова­ нии, о подготовке высококвалифици­ рованных специалистов. В докладе тов. Мазурова дано глу­ бокое обоснование проекта Основ за­ конодательства, показана яркая кар­ тина состояния образования в Стра­ не, определены перспективы его раз­ вития^' отмечены недостатки и вы­ сказать* "критические замечания в адрес высшей и средней специаль­ ной школы. Министерство и другие органы по руководству высшими и средними специальными учебными заведениями сделают из этого над­ лежащие выводы. В ходе всенародного обсуждения рассматриваемого проекта Основ за­ конодательства были внесены ценные предложения, высказаны советы и пожелания об улучшении работы ву­ зов и техникумов, которые будут на­ ми внимательно рассмотрены и учте­ ны в практической деятельности! Советские люди твердо знают, что осуществление грандиозных планов коммунистического строительства требует прежде всего мира, мирного сотрудничества с другими народами, последовательно отстаиваемого Ком­ мунистической партией и Советским правительством. Многомиллионная армия советско­ го студенчества, преподавателей и сотрудников высшей и средней спе­ циальной школы горячо одобряет и высоко оценивает новый большой вклад ЦК КПСС, лично товарища Л. И. Брежнева в обеспечение все­ общего мира и безопасности, еди­ нодушно поддерживает ленинский внешнеполитический курс, который завоевал нашей Родине неуклонно растущий авторитет, глубокую при­ знательность всего миролюбивого че­ ловечества. Позвольте мне, сказал в заключе­ ние В. П. Елютин, от имени профес­ соров, преподавателей, сотрудников вузов и техникумов страны заверить Центральный Комитет КПСС, пра­ вительство, вас, товарищи депутаты, в том, что советская высшая и сред­ няя специальная школа с честью вы­ полнит возложенные на нее почет­ ные и ответственные задачи по под­ готовке и коммунистическому воспи­ танию новых отрядов молодых спе­ циалистов, достойных нашей веЛикой эпохи. ( Продолжительные аплодисменты). К 7 0 - л е т и ю II с ъ е з д а Р С Д Р П Б Е С Е Д Ы , Л И, К О Н Ф Е Р Е Совсем немного времени оста­ лось до знаменательной даты в истории ленинской партии. И всю­ ду в нашем районе чувствуется ее приближение: в тематике лекций и докладов. бесед пропаганди­ стов и агитаторов. Разумеется, пропагандистская и массово-по­ литическая работа тесно увязы­ вается с теми конкретными за­ дачами, которые стоят перед тру­ довыми коллективами. Сейчас наступила самая ответ­ ственная пора для земледельцев: уборка урожая. Наши пропаган­ дисты и агитаторы занимают свое место на передовой линии битвы за хлеб. Чтобы живое слово аги­ татора, лектора, политинформато­ ра всюду звало на трудовые под­ виги, партийные организации со­ ответственно перестроили «боевые порядки» нашего отряда идеоло­ гических бойцов, вооружили их опытом лучших. В колхозе «Знамя коммуниз­ ма», например, на семинаре лек­ торов, агитаторов, политинформа­ торов инструктор отдела пропа­ ганды и агитаций райкома партян М. И. Сметайин рассказал о наи­ более действенных формах и ме­ тодах массово-политической ра­ боты с хлеборобами я период жатвы и хлебозаготовок, подчерк­ нув при этом, что уборка хлебов в нынешнем году проходит в об­ становке подготовки к знамена­ тельному событию -— 70-летию И съезда РСДРП. Секретарь партбюро колхоза «Знамя коммунизма» М. И. Па*- Шовкина проинформировала уча­ стников семинара о том, как труженики колхоза выполняют социалистические обязательства третьего года пятилетки, сформу­ лировала задачи массово-полити­ ческой работы в поле. Все большие масштабы прини­ мает лекционная пропаганда. Лекторы-обшествённйки в своих выступлениях перед населением раскрызают всемирно-историче- ское значение II съезда РСДРП, создания большевистской партии, опыт КПСС по руководству строительством коммунизма. Лек­ торам первичных организаций об­ щества «Знание» оказывают по­ мощь наиболее опытные пропа­ гандисты. Внештатным лектором райкома партии Л. К. Солосиным, например, разработана лекция «XXIV съезд КПСС о возраста­ нии роли партии в коммунистиче­ ском строительстве». Сейчас в отделе пропаганды и агитации райкома КПСС и пер­ вичных партийных организаций идет подготовка к июльскому еди­ ному политдию. Лекторы и до­ кладчики выступят перед рабочи­ ми, колхозниками, служащими на тему «Историческое значение II съезди РСДРП». 29 июня в райкоме партии со­ стоялась теоретическая конфе­ ренция на тему: «Развитие КПСС марксистско-ленинского учения о руководящей роли партии в ком­ мунистическом строительстве». В ней участвовали пропагандисты, лекторы, политинформаторы и агитаторы, слушатели районной школы партийно-хозяйственного актива. Доклад «Историческое значе­ ние II съезда РСДРП» сделал секретарь райкома партии М. В. Кокорев. Отдельные вопросы те­ мы осветили в своих выступлени­ ях внештатный лектор райкома КПСС В. И. Полянский, директор Демкинской восьмилетней школы В. Я. Панин, директор Братовской средней школы Ё. И. Исаев и другие. Конференция, обобщив опыт, накопленный в ходе подготовки к юбилею, много внимания уделила вопросам, связанным с совершен­ ствованием форм и методов мас­ сово-политической и пропаганди­ стской работы, организацией со­ циалистического соревнования хлеборобов на уборке урожая. В частности, подчеркивалась необ­ ходимость его широкой гласности, показа опыта гвардейцев жатвы, использования мер морального по. ощреиия передовиков. В. КОРОТКОВ, лектор Чаплыгинского райкома КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz