Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Г& июля 1973 г., № 165 (13 637) ш с о т а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ НЕИШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И О ПРОЕКТЕ ОСНОВ РЕС ПУБЛИК О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ е р в о г о С С С Р з ам е с т и т е ля д е п у т а т а К. П р е д с е д а т е л я Т. М а з у р о в а обходимо улучшить подготовку спе­ циалистов в области международ­ ных экономических, связей нашей страны, в частности внешней тор­ говли, научно-технической инфор­ мации, латентного и лицензионного дела, а также ряда других профи­ лей, связанных с более быстрым и эффективным использованием до­ стижений мировой науки, техники и технологии. Это тем более важно, что в ходе осуществления комплек­ сной программы социалистической экономической интеграции мы вме­ сте со странами—членами СЭВ вступили в новый этап экономиче­ ского и научно-технического со­ трудничества. Задача большой государственной важности — обеопечить правильное использование выпускников средних специальных и высших учебных заведений. К сожалению, недостат­ ки в этом деле еще не устранены. Совершенствование системы образо­ вания в стране связано с разработ­ кой долгосрочных планов развития народного хозяйства. Успешное решение ответственных задач, стоящих ныне перед всеми звеньями системы народного обра­ зования страны, зависит прежде всего от педагога, его идейной убе­ жденности, профессионального ма­ стерства и общей культуры. Хорошо обучать и воспитывать молодежь может только тот педагог, который обладает широким кругозором, вла­ деет марксистско-ленинской методо­ логией, хорошо знает современное состояние преподаваемой науки и смежных с нею дисциплин, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии, постоянно стремится пополнять свои знания, совершенст­ вует свое профессиональное мастер­ ство. Надо усилить внимание к на­ учному обобщению и активному распространению опыта лучших со­ ветских педагогов. г Нынешняя сессия Верховного Со­ вета СССР проходит в обстановке большого политического и трудового подъема, охватившего всю нашу страну. Этот подъем — выражение высокой политической сознатель­ ности и активности трудящихся. Он вызван успехами советского народа в осуществлении решений XXIV съезда КПСС на всех участках коммунисти­ ческого строительства. С особым удовлетворением вос­ принимают советские люди достиже­ ния в проведении в жизнь внешне­ политического курса, разработанного XXIV съездом КПСС. Внешняя по­ литика СССР — это классовая по­ литика, полностью отвечающая ин­ тересам советского народа, трудя­ щихся и прогрессивных сил всего мира. Событием огромной важности, имеющим большое принципиальное значение, стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева в Соединенные Штаты Америки. Политбюро ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, .рассмотрев итоги визита в США то­ варища Л. И. Брежнева, высоко оценивая его личный вклад, целиком и полностью одобрили политические й практические результаты этого ви­ зита. Все советские люди единодуш­ но поддерживают эту оценку. Они горячо одобряют неустанную и пло­ дотворную деятельность Центрально­ го Комитета КПСС, Генерального секретаря ЦК нашей партии, видя в ней пример беззаветного служения народу, делу укрепления мира, борь­ бы за торжество коммунизма. Вру­ чение товарищу Л. И. Брежневу I международной Ленинской премии «За укрепление мира между наро­ дами» вылилось в яркую демонстра­ цию сплоченности нашего народа вокруг ЦК КПССЛг, : Целеустремленному и неуклонному проведевию внешнеполитического курса нашей партии и государства служат также состоявшиеся уже после апрельского Пленума ЦК КПСС официальные визиты Гене­ рального, секретаря ЦК КПСС това­ рища Л. И. Брежнева в ФРГ и Францию; Председателя Президиума •Верховного Совета СССР товарища Н. В. Подгорного в. Народную Рес­ публику Болгарию; Председателя Совета Министров СССР товари­ ща А. Н. Косыгина в Австрию; пребывание делегации во главе с секретарем ЦК КПСС товари­ щем А. П. Кириленко в Си­ рийской Арабской Республике и Ливане; предложения СССР, внесен­ ные по поручению ЦК КПСС и Со­ ветского правительства министром иностранных дел товарищем А. А. Г ро м ы к о на успешно начавшемся в Хельсинки совещании по вопросам безопасности и сотрудничества' в Ев­ ропе; только что закончившиеся в Москве переговоры с партийно-пра­ вительственной делегацией Демо­ кратической Республики Вьетнам, возглавляемой товарищами Ле Зуа- ном и Фам Ван Донгом. Все мероприятия в области внеш­ ней политики, осуществленные нашей страной после XXIV съезда КПСС совместно с другими социалистиче­ скими странами, составляют важней­ ший вклад в цело оздоровления международной обстановки. Они вновь подтвердили плодотворность и эффективность выдвинутой XXIV съездом КПСС Программы мира; явились новым убедительным дока­ зательством силы й жизненности И з л о ж е н не С о в е т а М ленинской политики мирного сосу­ ществования. Надежно обеспечивая благоприят­ ные внешние условия для коммуни­ стического строительства, наша пар­ тия уверенно ведет советский народ по пути, начертанному XXIV съез­ дом КПСС. Рабочий класс, колхоз­ ное крестьянство, наша интеллиген­ ция полны решимости успешно вы­ полнить задания третьего, решающе­ го года пятилетки. Неотъемлемой частью наших пла­ нов является программа развития культуры. Советский Союз уже дав­ но стал страной сплошной грамотно­ сти, ныне 72 процента трудящихся, занятых в народном хозяйстве, име­ ют высшее и среднее (полное и не­ полное) образование. В стране ра­ ботают 7 миллионов 700 тысяч спе­ циалистов с высшим и И миллионов 300 тысяч со средним специальным образованием. Небывалых высот достигли в области народного об­ разования и культуры все республи­ ки СССР. Это является ярким сви­ детельством торжества политики Коммунистической партии, выдаю­ щихся достижений нашего народа в области образования и культуры. Система народного образования, созданная в нашей стране, успешно справляется с задачей обучения и коммунистического воспитания под­ растающего поколения, с подготов­ кой высококвалифицированных ра­ бочих и специалистов для всех обла­ стей жизни общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что в усло­ виях развитого социализма и науч­ но-технической революции непрерыв­ но повышаются требования к куль­ турному и образовательному уровню всего общества, каждого его граж­ данина, а следовательно, еще более возрастает роль и значение всей си­ стемы народного образования в подготовке кадров, способных по своим идейным и моральным каче­ ствам, уровню культуры, профес­ сиональной подготовке успешно решать поставленную партией за­ дачу — органически соединить достижения научно-технической ре­ волюции с преимуществами социа­ лизма. Подходя к проблемам народиого образования с позиций ленинского требования «учиться коммунизму», КПСС. Советское государство после­ довательно решают задачу подго­ товки всесторонне развитых, высоко­ образованных активных строителей коммунистического общества, лю­ дей, способных овладеть всеми бо­ гатствами культуры, накопленными человечеством, бережно хрНнйть и приумножать их. Забота о приумножении .цолихцче- ских, социальных и нравственных ценностей нашего социалистического общества и непоколебимая верность марксистско-ленинскому учению, со­ ветский патриотизм и пролетарский интернационализм, глубокое пони­ мание единства личных интересов с интересами и целями всего народа, коллективизм, высокая организован­ ность, идейность, то есть умение рассматривать все явления внутрен­ ней и международной жизни с по­ следовательно революционных пози­ ций рабочего класса, Коммунистиче­ ской партии — вое эти качества должны сочетаться в личности каж- д о к л а д а п и н и с т р о в дого молодого гражданина Союза ССР. Поэтому наша партия и госу­ дарство считают усиление идеологи­ ческой работы во всех звеньях на­ родного образования задачей ис­ ключительной важности. Пути дальнейшего развития на­ родного образования в стране, его совершенствования определены XXIV съездом КПСС. Съезд поставил кон­ кретные задачи в области развития народного образования в девятой пятилетке: завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, повысить качество обучения; подготовить в профессионально- технических училищах не менее 9 миллионов квалифицированных рабочих для всех отраслей народно­ го хозяйства; выпустить примерно 9 миллионов специалистов с высшим и средним образованием, шире развернуть под­ готовку кадров по новым и пер­ спективным направлениям науки и техники для быстро развивающихся отраслей производства, а также для сферы обслуживания; организовать в широких масшта­ бах дальнейшее систематическое по­ вышение квалификации кадров, ра­ ботающих во всех отраслях народ­ ного хозяйства и культуры. Наме­ ченные партией мероприятия после­ довательно претворяются в жизнь. Культурное строительство в усло­ виях социализма — планомерный процесс. Руководя его развитием, Центральный Комитет партии и правительство после XXIV съезда партии приняли ряд постановлений: «О завершении перехода ко всеоб­ щему среднему образованию моло­ дежи и дальнейшем развитии обще­ образовательной школы», «О даль­ нейшем совершенствовании системы профессионально-технического обра­ зования», «О мерах по дальнейшему совершенствованик| высшего образо­ вания в стране». Недавно по ини­ циативе товарища Л. И. Брежнева ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобра­ зовательной школы». В этих документах определена широкая программа комплексного развития и совершенствования на­ родного образования, всех его со­ ставных частей. Новым важным шагом на пути осуществления решений съезда на­ шей партии явится принятие Основ законодательства Союза ССР и со­ юзных республик о народном обра­ зовании, проект которых представ­ лен на ваше рассмотрение. Основы законодательства призва­ ны законодательно закрепить основ­ ные принципы построения всех звеньев народного образования, ко­ дифицировать важнейшие действую­ щие решения в области образова­ ния, отразить богатейший опыт, на­ копленный в проведения в жизнь ленинских идей о коммунистическом воспитании подрастающего поко­ ления, обеспечить единство всей си­ стемы как союзного, так и респуб­ ликанского законодательства в об­ ласти образования, подвести проч­ ную правовую базу под деятель­ ность всех учебно-воспитательных учреждений нашей страны. Как известно, разработанный пра­ вительством СССР проект Основ за­ конодательства о народном образо­ вании был по решению Президиума Верховного Совета СССР опубли­ кован для широкого обсуждения. Законопроект выззал большой инте­ рес. Он рассматривался на заседа­ ниях исполнительных комитетов ря­ да городских и районных Советов, на сессиях сельских и поселковых Советов. В государственные органы, редакции газет, журналов, телевиде­ ния и радио поступило много писем, одобряющих законопроект. В то же время в этих письмах содержались ценные дополнения, уточнения и ре­ дакционные замечания. При доработке законопроекта пра­ вительство учло пожелания граж­ дан, государственных и обществен­ ных организаций, направленные на дальнейшее совершенствование это­ го документа. В проект Основ зако­ нодательства включены некоторые новые положения, а также внесены редакционные поправки. Зафиксированные в представлен­ ном законопроекте основные прин­ ципы народного образования в СССР предусматривают: — равенство всех граждан в по­ лучении образования, независимо от расовой и национальной принад­ лежности, пола, отношения к рели­ гии, имущественного и социального положения, обязательность образо­ вания для всех детей и подростков; — свободу выбора языка обуче­ ния: обучение на родном языке или языке другого народа СССР. Претворение в жизнь этих ленин­ ских положений открыло свободный доступ каждой нации и народности к знаниям, создало условия для развития социалистической культу­ ры всех народов Союза ССР, стало одним из факторов формирования новой исторической общности лю­ дей — советского народа. В докладе тов. Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Совет­ ских Социалистических Республик» отмечалось, что быстрый рост меж­ национальных связей и сотрудниче­ ства ведут к повышению значения русского языка, который стал язы­ ком взаимного общения всех на­ ций и народностей Советского Сою­ за.:, В этой связи следует подчерк­ нуть, что растущее внимание в На­ циональных республиках к изуче­ нию русского языка отвечает объ­ ективным потребностям всех наций и народностей нашей страны, явля­ ется вполне закономерным и заслу­ живает всяческой поддержки. В законопроекте закреплены и такие важные принципы, как един­ ство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи н общественности в воспита­ нии детей и молодежи; связь обуче­ ния и воспитания с жизнью, с прак­ тикой коммунистического строи­ тельства; научный характер образо­ вания и его постоянное совершенст­ вование на основе новейших дости­ жений науки и техники, культуры и искусства; гуманистический и высо­ конравственный характер образова­ ния и воспитания, светский харак­ тер образования, исключающий влияние религии. Советский Союз — многонацио­ нальное государство. Это предпола­ гает обязательный учет условий развития народного образования В каждой союзной республике. Реше­ нию этого вопроса способствует четкое разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик. В соответствии с курсом XXIV съезда КПСС на дальнейшее по­ вышение роли местных Советов за­ конопроект возлагает на них боль­ шую ответственность за развитие сети учебно-воспитательных учреж­ дений и руководство ими, за пра­ вильное размещение и укрепление учебно-материальной базы. В Основах законодательства пре­ дусматривается активное участие в деле народного образования госу­ дарственных предприятий и учреж­ дений, колхозов, кооперативных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. В СССР сложилась единая строй­ ная система народного образова­ ния, которая включает в себя ряд звеньев — от учреждений дошколь­ ного воспитания до вузов. Важное значение рассматриваемых Основ законодательства состоит и в том, что в этом документе определены задачи каждого из этих звеньев, раскрыты формы и методы реше­ ния поставленных перед ними задач. Для дальнейшего улучшения все­ го дела обучения и воспитания под­ растающего поколения необходимо, чтобы все содержание работы школ в полной мере соответствова­ ло задачам коммунистического строительства, требованиям научно- технического прогресса. А это зна­ чит, что надо постоянно работать Над повышением качества обучения, совершенствовать программы и учебники, внедрять передовой опыт преподавания, эффективные методы и современные технические средства обучения. Исключительно велика роль шко­ лы в формировании духовного об­ лика молодежи, который в полной мере соответствовал бы нормам морального кодекса строителей ком­ мунизма. Здесь многое зависит от дальнейшего повышения качества изучения истории и обществоведения, литературы, совершенствования эти­ ческого и эстетического воспитания. Школа должна прививать молоде­ жи жажду к художественной лите­ ратуре, учить понимать искусство, любить и активно оберегать родную природу. В Основах законодательства ука­ зывается на такую важнейшую за­ дачу средней общеобразовательной школы, как подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбо­ ру профессии. Важно и впредь ук­ реплять связь школы с жизнью, до­ биваться, чтобы учащаяся моло­ дежь была воспитана и сориентиро­ вана на труд в народном хозяйстве с учетом потребностей данного эко­ номического района в квалифициро­ ванных рабочих кадрах. В законопроекте определено зна­ чение профессионально-технических учебных заведений как основной школы формирования пополнения рабочего класса. При этом главной линией развития профтехобразова­ ния является всемерное расширение профтехучилищ, дающих молодежи квалифицированную профессию н законченное среднее образование. Сейчас в стране работает около 1300 средних профтехучилищ сЗ—4- летним сроком обучения. Новый тип учебного заведения завоевал при­ знание и авторитет как у молодежи, так и у трудовых коллективов. В стране насчитывается 4270 техникумов и других средних спе­ циальных учебных заведений, в которых обучаются около 4 милли­ онов 500 тысяч юношей и девушек. В условиях, когда страна постепен­ но переходит на подготовку рабо­ чих со средним образованием, тех­ ник обязан обладать более высокой не только специальной, но и обще­ теоретической подготовкой, уметь хорошо ориентироваться в измене­ ниях, происходящих в общественной жизни, науке и технике. В проекте Основ законодательст­ ва видное место отводится высшей школе. Сейчас в стране имеется 805 выс­ ших учебных заведений, в которых учатся свыше 4 миллионов 600 ты­ сяч студентов. Высшая школа в основном успеш­ но решает задачи подготовки высо­ коквалифицированных кадров для народного хозяйства. Успехи советской высшей школы значительны. Однако в деятельно­ сти высшей школы еще не полно­ стью преодолены те недостатки, на которые указывалось в постановле­ нии ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему со­ вершенствованию высшего образо­ вания в стране». «Советский специалист сегодня, — указывал в речи на Всесоюзном слете студентов товарищ Л. И. Брежнев,— это человек, который хорошо овладел основами марксист­ ско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практи­ ческую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью. Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный «а практике применить принципы научной организации труда. Он уме­ ет работать с людьми, ценит кол­ лективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оце­ нивает достигнутое. И, конечно, современный специа­ лист — это человек высокой куль­ туры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества». В подготовке именно таких специ­ алистов, отвечающих требованиям научно-технического, социального и культурного прогресса, задачам коммунистического строительства, и состоит назначение, долг высшей школы. Ускорение темпов научно-техни­ ческого прогресса требует все боль­ ше и больше специалистов по фун­ даментальным наукам, по новейшим направлениям науки и техники. Не­ обходимо существенно расширить подготовку кадров по таким на­ правлениям, как автоматизирован­ ные системы управления, приклад­ ная математика, экономическая ки­ бернетика, конструирование элект­ ронно-вычислительных машин, мо­ лекулярная биология, криогенная и лазерная техника. Требуется осуще­ ствить дополнительные меры по расширению и повышению качества подготовки специалистов по управ­ лению экономикой, так как нынеш­ ние масштабы деятельности вузов в этом отношении не могут нас удовлетворить. Учитывая указания апрельского (1973 года) Пленума .ЦК КПСС, не- Огромную помощь государству, учебным заведениям в воспитании сознательных, образованных, актив­ ных борцов за коммунизм оказыва­ ет советская семья. Проект основ в должной мере отражает эту самую главную обязанность родителей. Только в совместных, согласованных действиях учебного заведения, се- , ** мьи и общественности заключены .необходимые предпосылки действен­ ного воспитания подрастающего по­ коления. Под руководством Коммунистиче­ ской партии в нашей стране накоп­ лен большой опыт в развитии на­ родного образования. Этот опыт является достоянием нашего народа и вместе с тем он имеет большое значение для развития народного образования в других странах. Со­ ветский Союз щедро делится своим опытом, оказывает непосредствен­ ное содействие и помощь в подго­ товке рабочих и специалистов мно­ гим государствам мира и народам, борющимся за свое национальное освобождение. Эта сторона дея­ тельности нашей школы также на­ шла соответствующее отражение в законопроекте. Неуклонное осуществление основ­ ных принципов и задач, закреплен­ ных в Основах законодательства о народном образовании, последова­ тельное проведение -их в жизнь явится одним из важных факторов создания в нашей стране самого просвещенного, организованного и трудолюбивого общества в истории человечества — коммунистического общества. (Продолжительные апло­ дисменты). 0 СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО О Б Щ Е Г О С Р Е Д Н Е Г ДАЛЬНЕЙШ ЕМУ с о в е р ш е н с т в о в а н и ю 0 О Б Р А З О В А Н И Я В С С С Р доклада министра просвещения СССР М. А. Прокофьева школьных интернатах и школах-ин­ тернатах / проживает 2,3 миллиона человек. Во многих республиках и областях установлен строгий поря­ док: новые школы сдавать к новому учебному году. ЦК КПСС и Совет Министров СССР определили ог­ ромную программу школьного строи­ тельства на селе. Дело чести и обя­ занность выполнить ее в срок! В докладе особо подчеркнута большая организаторская работа Советов депутатов трудящихся, сде­ лавших школьное дело предметом всенародной заботы и внимания. Проект Основ законодательства, подчеркнул министр, закрепляет выдающиеся Достижения народного образования в СССР и реально от­ ражает его новый этап, соответст­ вующий развитому социалистическо­ му обществу. Этот документ яв­ ляется ярким выражением политики Коммунистической партии и Совет­ ского правительства, направленной на дальнейший подъем культуры и образования советских людей. XXIV съезд КПСС определил за­ дачу полного перехода в текущем пятилетии ко всеобщему среднему образованию молодежи, обязал при­ нять меры к дальнейшему укрепле­ нию учебно-материальной базы об­ щеобразовательной школы, к новому подъему качества обучения и вос­ питания школьников с тем, чтобы активнее и целеустремленнее гото­ вить их к общественно полезному труду. Советская школа настойчиво работает над выполнением этих за­ даний. От года к году растет число мо­ лодых людей, получающих среднее образование. Восьмилетнее образо­ вание в текущем году получили около 5 миллионов человек. Из каждых 100 детей, восемь лет тому назад зачисленных в первый класс, 92 подростка своевременно закончи­ ли эту школу. Получила широкое развитие, про­ должал докладчик, сеть средних школ. За последние 7 лет их число в ы ро с л о на 15 тысяч единиц и со­ ставляет ныне 46,7 тысячи школ. Более 75 процентов молодых людей, вступающих в жизнь, получают V нас полное среднее образование. Советские люди, говорит далее тов. Прокофьев, отдают себе ясный отчет в том, что в нашей стране ог­ раничивать свое образование объ­ емом восьмилетней школы уже нельзя. В 1972 году ярактически все Изложение подростки, закончившие восьмилет­ нюю школу, продолжали обучение в различных учебных заведениях, включая профессионально-техниче­ ские училища. Созданы необходимые условия, чтобы так было в 1973 и в последующие годы. Школа находится сейчас на самом ответственном этапе в выполнении задания по завершению перехода к всеобщему среднему образованию. Полное осуществление его зависит прежде всего от дальнейшего повы­ шения качества учебно-воспитатель­ ного процесса во всех школах. Докладчик особо остановился на работе сельских школ. На селе функционирует более 130 тысяч школ, или почти 80 процентов цгкол страны. Половину школьников со­ ставляют учашиеся сельских школ. Совершенствование их работы, как это определено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеоб­ разовательной школы», становится важным партийным заданием. Это постановление, говорит Док­ ладчик, получает единодушное одо­ брение народа. Работники просвеще­ ния сердечно благодарят партию, ее Центральный Комитет, Советское правительство, лично товарища Л. И. Брежнева, по инициативе которого было принято это решение, и заве­ ряют, что приложат все свои силы к его полной реализации. Совершенствование образования связано также с дальнейшим разви­ тием системы обучения работающей молодежи. Объявлен смотр работы профсоюзных, комсомольских орта, низаний, органов народного образо­ вания по развертыванию массового движения молодежи; «Каждому мо. лодому труженику — среднее обра­ зование». Ведется работа по орга­ низации вечерних школ, их филиалов непосредственно на предприятиях, Из 240 вечерних школ Свердловской области, например, 125 непосредст­ венно функционируют на предприя­ тиях. Большая забота об обучении молодых рабочих проявляется на Уральском машиностроительном, Нижне-Тагильском и Серовском ме­ таллургических, Северском трубном и многих других заводах. Значительное место в докладе от^ ведено эффективности обучений, связанной в первую очередь с' усо­ вершенствованием содержания пре­ подавания и повышением деловой квалификации кадров учителей, а также широким развитием общест­ венного дошкольного воспитания, системы внешкольных детских уч­ реждений. Для этого советские учи­ теля и методисты при большой по­ мощи ученых провели необходимую работу по обновлению программ н учебников, ..отвечающих современно­ му уровню развития науки, техники и социального прогресса. XXIV съезд партии с особой си­ лой подчеркнул, продолжал доклад­ чик, что все дело образования и воспитания молодежи должно слу­ жить формированию V новых поко­ лений коммунистических убеждений и морали, беспредельной преданно­ сти социалистической Родине. Если бы работа школы сводилась только к овладению учащимися ос­ новами наук, к обучению тем иля другим приемам труда, мы не до­ стигая бы должных успехов в фор­ мировавши духовного облика нового советского человека. Главными чер­ тами этого человека является соз­ нательное. творчески активное отно­ шение к труду, высокая идейность и культура, пламенный патриотизм, верность пролетарскому интернацио* нализму, непримиримость к буржу­ азной идеологии, борьба с пережит­ ками старого, чувство долга и дис­ циплинированность. Следуя указаниям партии, совет­ ское учительство постоянно держит в центре своего внимания и упорно работает над формированием марк­ систско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности учащихся, © новых учебниках и учебных пособиях мировоззренческие вопросы раскрываются глубже. Введено изучение ленинских работ в подлинниках и важнейших решений партии и правительства. Принимаются меры к улучшению изучения русского языка, который народы СССР добровольно избрали в качестве языка межнационального общения. Эта проблема особенно ак­ туальна для национальной школы, в которой на добровольных началах все ученики наряду со своим родным изучают русский язык. Делу усиления военно-патриоти­ ческого воспитания послужило вве­ дение в старших классах школ на­ чального военного обучения. Широ­ ко развивается самодеятельная творческая работа учащихся по соз­ данию ленинских музеев, музеев революционной, боевой и трудовой славы советского народа, клубов интернациональной дружбы. В те­ чение последнего десятилетия значи­ тельно окрепли школьные комсо­ мольские н пионерские организации. Заслуживают большбго внимания межшкольные центры трудового обучения, которые успешно функци­ онируют во многих городах. Как правило. они создаются силами предприятий и имеют разнообразный набор учебных мастерских по раз­ личным специальностям, а в качест­ ве инструкторов привлекаются опытные рабочие базовых предприя­ тий. Дальнейшее совершенствование их работы—одна из задач органов народного образования, хозяйствен­ ных организаций. Важнейшее назначение коммуни­ стического воспитания, — учит нас партия, — всестороннее развитие личности советского человека. В школе эта задача решается соеди­ нением научного образования с об­ щественно полезным трудом и мно­ гообразной деятельностью р&бят в спорте, различных видах искусства, в техническом творчестве и сельско­ хозяйственном опытничестве, в ту­ ризме. Школьные коллективы, подчеркнул М. А. Прокофьев, упорно работают над дальнейшим повышением уровня идейно-воспитательной работы. К сожалению, есть еще отдельные мо­ лодые люди, которые недостаточно политически воспитаны, довольно безразличны к своим делам и долгу, не умеют правильно вести себя в обществе. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, вы­ ступая в феврале 1967 года на пле­ нуме ЦК ВЛКСМ, говорил: «Наша задача — бороться за каждого мо­ лодого человека, за его убеждения, за его активную позицию в жизни». Мы отдаем себе отчет в том, что это прежде всего относится к школе, где каждый молодой человек прово­ дит детские « юношеские годы, Дальнейшее улучшение идейно­ политического, трудового, нравст­ венного, эстетического, физического зоспитания — наша насущная зада­ ча, которую мы будем настойчиво решать в содружестве с семьей, комсомолом, творческими союзами и организациями. Успех деятельности школ, продол­ жал докладчик, во всем многообра­ зии решения ее задач всецело зави­ сит от учителя. В школах нашей страны самоотверженно трудится более трех миллионов учителей и других педагогических работников. Партия и Советское государство де­ лают все возможное для того, чтобы поднять общественно-политическую значимость труда учителей, улуч­ шить их материальное положение. С 1972/73 учебного года была в сред­ нем на 20 процентов повышена опла­ та их труда. На это новое проявле­ ние внимания и заботы учителя от­ вечают дальнейшим улучшением своей деятельности в воспитании и обучении школьников. Докладчик говорит о том, что усовершенствование содержания об­ разования потребовало проведения ряда мероприятий по повышению квалификации учителей. Система про­ свещения ежегодно пополняется почти стотысячным отрядом вновь подготовленных учителей в универ­ ситетах, педагогических институтах и училищах. Государство выделяет большие средства на укрепление материаль­ но-технической базы школ. За годы восьмой и два года текущей пяти­ летки построено новых школьных зданий для И миллионов учеников, организовано несколько десятков тысяч учебных кабинетов. Число учеников, воспитывающихся в шко­ лах и группах продленного дня, до­ стигло 6 миллионов человек, в лри- ^ Обсуждение в Верховном Совете Союза ССР вопросов образования, заявил в заключение М. А. Про­ кофьев, мы рассматриваем как про­ явление огромного внимания и по­ мощи в дальнейшем развитии н со­ вершенствовании школьного дела. В истории советской , школы все­ гда так было, .что ее работа, труд учителей направлялись партией. Фундамент советской школы закла­ дывал В. И. Ленин. И сейчас не бы­ ло, и нет такого принципиального вопроса школьного дела, которое не было бы предметом глубокого изу- ченйг в Центральном Комитете КПСС, местных партийных комите­ тах и организациях. Советские учи­ теля горды тем, что им доверено воспитание и образование молодого поколения. От имени советского учительства докладчик заверил депутатов, Цент­ ральный Комитет КПСС, Советское правительство, что педагогические ч~ работники с честью выполнят свой долг, умножат свои усилия на ниве просвещения, чтобы растить поко­ ления молодежи, славными делами которых будет гордиться Коммуни­ стическая партия я советский народ. / и.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz