Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Г& июля 1973 г., № 165 (13 637) ш с о т а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ НЕИШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И О ПРОЕКТЕ ОСНОВ РЕС ПУБЛИК О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ е р в о г о С С С Р з ам е с т и т е ля д е п у т а т а К. П р е д с е д а т е л я Т. М а з у р о в а обходимо улучшить подготовку спе циалистов в области международ ных экономических, связей нашей страны, в частности внешней тор говли, научно-технической инфор мации, латентного и лицензионного дела, а также ряда других профи лей, связанных с более быстрым и эффективным использованием до стижений мировой науки, техники и технологии. Это тем более важно, что в ходе осуществления комплек сной программы социалистической экономической интеграции мы вме сте со странами—членами СЭВ вступили в новый этап экономиче ского и научно-технического со трудничества. Задача большой государственной важности — обеопечить правильное использование выпускников средних специальных и высших учебных заведений. К сожалению, недостат ки в этом деле еще не устранены. Совершенствование системы образо вания в стране связано с разработ кой долгосрочных планов развития народного хозяйства. Успешное решение ответственных задач, стоящих ныне перед всеми звеньями системы народного обра зования страны, зависит прежде всего от педагога, его идейной убе жденности, профессионального ма стерства и общей культуры. Хорошо обучать и воспитывать молодежь может только тот педагог, который обладает широким кругозором, вла деет марксистско-ленинской методо логией, хорошо знает современное состояние преподаваемой науки и смежных с нею дисциплин, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии, постоянно стремится пополнять свои знания, совершенст вует свое профессиональное мастер ство. Надо усилить внимание к на учному обобщению и активному распространению опыта лучших со ветских педагогов. г Нынешняя сессия Верховного Со вета СССР проходит в обстановке большого политического и трудового подъема, охватившего всю нашу страну. Этот подъем — выражение высокой политической сознатель ности и активности трудящихся. Он вызван успехами советского народа в осуществлении решений XXIV съезда КПСС на всех участках коммунисти ческого строительства. С особым удовлетворением вос принимают советские люди достиже ния в проведении в жизнь внешне политического курса, разработанного XXIV съездом КПСС. Внешняя по литика СССР — это классовая по литика, полностью отвечающая ин тересам советского народа, трудя щихся и прогрессивных сил всего мира. Событием огромной важности, имеющим большое принципиальное значение, стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева в Соединенные Штаты Америки. Политбюро ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, .рассмотрев итоги визита в США то варища Л. И. Брежнева, высоко оценивая его личный вклад, целиком и полностью одобрили политические й практические результаты этого ви зита. Все советские люди единодуш но поддерживают эту оценку. Они горячо одобряют неустанную и пло дотворную деятельность Центрально го Комитета КПСС, Генерального секретаря ЦК нашей партии, видя в ней пример беззаветного служения народу, делу укрепления мира, борь бы за торжество коммунизма. Вру чение товарищу Л. И. Брежневу I международной Ленинской премии «За укрепление мира между наро дами» вылилось в яркую демонстра цию сплоченности нашего народа вокруг ЦК КПССЛг, : Целеустремленному и неуклонному проведевию внешнеполитического курса нашей партии и государства служат также состоявшиеся уже после апрельского Пленума ЦК КПСС официальные визиты Гене рального, секретаря ЦК КПСС това рища Л. И. Брежнева в ФРГ и Францию; Председателя Президиума •Верховного Совета СССР товарища Н. В. Подгорного в. Народную Рес публику Болгарию; Председателя Совета Министров СССР товари ща А. Н. Косыгина в Австрию; пребывание делегации во главе с секретарем ЦК КПСС товари щем А. П. Кириленко в Си рийской Арабской Республике и Ливане; предложения СССР, внесен ные по поручению ЦК КПСС и Со ветского правительства министром иностранных дел товарищем А. А. Г ро м ы к о на успешно начавшемся в Хельсинки совещании по вопросам безопасности и сотрудничества' в Ев ропе; только что закончившиеся в Москве переговоры с партийно-пра вительственной делегацией Демо кратической Республики Вьетнам, возглавляемой товарищами Ле Зуа- ном и Фам Ван Донгом. Все мероприятия в области внеш ней политики, осуществленные нашей страной после XXIV съезда КПСС совместно с другими социалистиче скими странами, составляют важней ший вклад в цело оздоровления международной обстановки. Они вновь подтвердили плодотворность и эффективность выдвинутой XXIV съездом КПСС Программы мира; явились новым убедительным дока зательством силы й жизненности И з л о ж е н не С о в е т а М ленинской политики мирного сосу ществования. Надежно обеспечивая благоприят ные внешние условия для коммуни стического строительства, наша пар тия уверенно ведет советский народ по пути, начертанному XXIV съез дом КПСС. Рабочий класс, колхоз ное крестьянство, наша интеллиген ция полны решимости успешно вы полнить задания третьего, решающе го года пятилетки. Неотъемлемой частью наших пла нов является программа развития культуры. Советский Союз уже дав но стал страной сплошной грамотно сти, ныне 72 процента трудящихся, занятых в народном хозяйстве, име ют высшее и среднее (полное и не полное) образование. В стране ра ботают 7 миллионов 700 тысяч спе циалистов с высшим и И миллионов 300 тысяч со средним специальным образованием. Небывалых высот достигли в области народного об разования и культуры все республи ки СССР. Это является ярким сви детельством торжества политики Коммунистической партии, выдаю щихся достижений нашего народа в области образования и культуры. Система народного образования, созданная в нашей стране, успешно справляется с задачей обучения и коммунистического воспитания под растающего поколения, с подготов кой высококвалифицированных ра бочих и специалистов для всех обла стей жизни общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что в усло виях развитого социализма и науч но-технической революции непрерыв но повышаются требования к куль турному и образовательному уровню всего общества, каждого его граж данина, а следовательно, еще более возрастает роль и значение всей си стемы народного образования в подготовке кадров, способных по своим идейным и моральным каче ствам, уровню культуры, профес сиональной подготовке успешно решать поставленную партией за дачу — органически соединить достижения научно-технической ре волюции с преимуществами социа лизма. Подходя к проблемам народиого образования с позиций ленинского требования «учиться коммунизму», КПСС. Советское государство после довательно решают задачу подго товки всесторонне развитых, высоко образованных активных строителей коммунистического общества, лю дей, способных овладеть всеми бо гатствами культуры, накопленными человечеством, бережно хрНнйть и приумножать их. Забота о приумножении .цолихцче- ских, социальных и нравственных ценностей нашего социалистического общества и непоколебимая верность марксистско-ленинскому учению, со ветский патриотизм и пролетарский интернационализм, глубокое пони мание единства личных интересов с интересами и целями всего народа, коллективизм, высокая организован ность, идейность, то есть умение рассматривать все явления внутрен ней и международной жизни с по следовательно революционных пози ций рабочего класса, Коммунистиче ской партии — вое эти качества должны сочетаться в личности каж- д о к л а д а п и н и с т р о в дого молодого гражданина Союза ССР. Поэтому наша партия и госу дарство считают усиление идеологи ческой работы во всех звеньях на родного образования задачей ис ключительной важности. Пути дальнейшего развития на родного образования в стране, его совершенствования определены XXIV съездом КПСС. Съезд поставил кон кретные задачи в области развития народного образования в девятой пятилетке: завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, повысить качество обучения; подготовить в профессионально- технических училищах не менее 9 миллионов квалифицированных рабочих для всех отраслей народно го хозяйства; выпустить примерно 9 миллионов специалистов с высшим и средним образованием, шире развернуть под готовку кадров по новым и пер спективным направлениям науки и техники для быстро развивающихся отраслей производства, а также для сферы обслуживания; организовать в широких масшта бах дальнейшее систематическое по вышение квалификации кадров, ра ботающих во всех отраслях народ ного хозяйства и культуры. Наме ченные партией мероприятия после довательно претворяются в жизнь. Культурное строительство в усло виях социализма — планомерный процесс. Руководя его развитием, Центральный Комитет партии и правительство после XXIV съезда партии приняли ряд постановлений: «О завершении перехода ко всеоб щему среднему образованию моло дежи и дальнейшем развитии обще образовательной школы», «О даль нейшем совершенствовании системы профессионально-технического обра зования», «О мерах по дальнейшему совершенствованик| высшего образо вания в стране». Недавно по ини циативе товарища Л. И. Брежнева ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобра зовательной школы». В этих документах определена широкая программа комплексного развития и совершенствования на родного образования, всех его со ставных частей. Новым важным шагом на пути осуществления решений съезда на шей партии явится принятие Основ законодательства Союза ССР и со юзных республик о народном обра зовании, проект которых представ лен на ваше рассмотрение. Основы законодательства призва ны законодательно закрепить основ ные принципы построения всех звеньев народного образования, ко дифицировать важнейшие действую щие решения в области образова ния, отразить богатейший опыт, на копленный в проведения в жизнь ленинских идей о коммунистическом воспитании подрастающего поко ления, обеспечить единство всей си стемы как союзного, так и респуб ликанского законодательства в об ласти образования, подвести проч ную правовую базу под деятель ность всех учебно-воспитательных учреждений нашей страны. Как известно, разработанный пра вительством СССР проект Основ за конодательства о народном образо вании был по решению Президиума Верховного Совета СССР опубли кован для широкого обсуждения. Законопроект выззал большой инте рес. Он рассматривался на заседа ниях исполнительных комитетов ря да городских и районных Советов, на сессиях сельских и поселковых Советов. В государственные органы, редакции газет, журналов, телевиде ния и радио поступило много писем, одобряющих законопроект. В то же время в этих письмах содержались ценные дополнения, уточнения и ре дакционные замечания. При доработке законопроекта пра вительство учло пожелания граж дан, государственных и обществен ных организаций, направленные на дальнейшее совершенствование это го документа. В проект Основ зако нодательства включены некоторые новые положения, а также внесены редакционные поправки. Зафиксированные в представлен ном законопроекте основные прин ципы народного образования в СССР предусматривают: — равенство всех граждан в по лучении образования, независимо от расовой и национальной принад лежности, пола, отношения к рели гии, имущественного и социального положения, обязательность образо вания для всех детей и подростков; — свободу выбора языка обуче ния: обучение на родном языке или языке другого народа СССР. Претворение в жизнь этих ленин ских положений открыло свободный доступ каждой нации и народности к знаниям, создало условия для развития социалистической культу ры всех народов Союза ССР, стало одним из факторов формирования новой исторической общности лю дей — советского народа. В докладе тов. Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Совет ских Социалистических Республик» отмечалось, что быстрый рост меж национальных связей и сотрудниче ства ведут к повышению значения русского языка, который стал язы ком взаимного общения всех на ций и народностей Советского Сою за.:, В этой связи следует подчерк нуть, что растущее внимание в На циональных республиках к изуче нию русского языка отвечает объ ективным потребностям всех наций и народностей нашей страны, явля ется вполне закономерным и заслу живает всяческой поддержки. В законопроекте закреплены и такие важные принципы, как един ство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи н общественности в воспита нии детей и молодежи; связь обуче ния и воспитания с жизнью, с прак тикой коммунистического строи тельства; научный характер образо вания и его постоянное совершенст вование на основе новейших дости жений науки и техники, культуры и искусства; гуманистический и высо конравственный характер образова ния и воспитания, светский харак тер образования, исключающий влияние религии. Советский Союз — многонацио нальное государство. Это предпола гает обязательный учет условий развития народного образования В каждой союзной республике. Реше нию этого вопроса способствует четкое разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик. В соответствии с курсом XXIV съезда КПСС на дальнейшее по вышение роли местных Советов за конопроект возлагает на них боль шую ответственность за развитие сети учебно-воспитательных учреж дений и руководство ими, за пра вильное размещение и укрепление учебно-материальной базы. В Основах законодательства пре дусматривается активное участие в деле народного образования госу дарственных предприятий и учреж дений, колхозов, кооперативных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. В СССР сложилась единая строй ная система народного образова ния, которая включает в себя ряд звеньев — от учреждений дошколь ного воспитания до вузов. Важное значение рассматриваемых Основ законодательства состоит и в том, что в этом документе определены задачи каждого из этих звеньев, раскрыты формы и методы реше ния поставленных перед ними задач. Для дальнейшего улучшения все го дела обучения и воспитания под растающего поколения необходимо, чтобы все содержание работы школ в полной мере соответствова ло задачам коммунистического строительства, требованиям научно- технического прогресса. А это зна чит, что надо постоянно работать Над повышением качества обучения, совершенствовать программы и учебники, внедрять передовой опыт преподавания, эффективные методы и современные технические средства обучения. Исключительно велика роль шко лы в формировании духовного об лика молодежи, который в полной мере соответствовал бы нормам морального кодекса строителей ком мунизма. Здесь многое зависит от дальнейшего повышения качества изучения истории и обществоведения, литературы, совершенствования эти ческого и эстетического воспитания. Школа должна прививать молоде жи жажду к художественной лите ратуре, учить понимать искусство, любить и активно оберегать родную природу. В Основах законодательства ука зывается на такую важнейшую за дачу средней общеобразовательной школы, как подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбо ру профессии. Важно и впредь ук реплять связь школы с жизнью, до биваться, чтобы учащаяся моло дежь была воспитана и сориентиро вана на труд в народном хозяйстве с учетом потребностей данного эко номического района в квалифициро ванных рабочих кадрах. В законопроекте определено зна чение профессионально-технических учебных заведений как основной школы формирования пополнения рабочего класса. При этом главной линией развития профтехобразова ния является всемерное расширение профтехучилищ, дающих молодежи квалифицированную профессию н законченное среднее образование. Сейчас в стране работает около 1300 средних профтехучилищ сЗ—4- летним сроком обучения. Новый тип учебного заведения завоевал при знание и авторитет как у молодежи, так и у трудовых коллективов. В стране насчитывается 4270 техникумов и других средних спе циальных учебных заведений, в которых обучаются около 4 милли онов 500 тысяч юношей и девушек. В условиях, когда страна постепен но переходит на подготовку рабо чих со средним образованием, тех ник обязан обладать более высокой не только специальной, но и обще теоретической подготовкой, уметь хорошо ориентироваться в измене ниях, происходящих в общественной жизни, науке и технике. В проекте Основ законодательст ва видное место отводится высшей школе. Сейчас в стране имеется 805 выс ших учебных заведений, в которых учатся свыше 4 миллионов 600 ты сяч студентов. Высшая школа в основном успеш но решает задачи подготовки высо коквалифицированных кадров для народного хозяйства. Успехи советской высшей школы значительны. Однако в деятельно сти высшей школы еще не полно стью преодолены те недостатки, на которые указывалось в постановле нии ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему со вершенствованию высшего образо вания в стране». «Советский специалист сегодня, — указывал в речи на Всесоюзном слете студентов товарищ Л. И. Брежнев,— это человек, который хорошо овладел основами марксист ско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практи ческую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью. Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный «а практике применить принципы научной организации труда. Он уме ет работать с людьми, ценит кол лективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оце нивает достигнутое. И, конечно, современный специа лист — это человек высокой куль туры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества». В подготовке именно таких специ алистов, отвечающих требованиям научно-технического, социального и культурного прогресса, задачам коммунистического строительства, и состоит назначение, долг высшей школы. Ускорение темпов научно-техни ческого прогресса требует все боль ше и больше специалистов по фун даментальным наукам, по новейшим направлениям науки и техники. Не обходимо существенно расширить подготовку кадров по таким на правлениям, как автоматизирован ные системы управления, приклад ная математика, экономическая ки бернетика, конструирование элект ронно-вычислительных машин, мо лекулярная биология, криогенная и лазерная техника. Требуется осуще ствить дополнительные меры по расширению и повышению качества подготовки специалистов по управ лению экономикой, так как нынеш ние масштабы деятельности вузов в этом отношении не могут нас удовлетворить. Учитывая указания апрельского (1973 года) Пленума .ЦК КПСС, не- Огромную помощь государству, учебным заведениям в воспитании сознательных, образованных, актив ных борцов за коммунизм оказыва ет советская семья. Проект основ в должной мере отражает эту самую главную обязанность родителей. Только в совместных, согласованных действиях учебного заведения, се- , ** мьи и общественности заключены .необходимые предпосылки действен ного воспитания подрастающего по коления. Под руководством Коммунистиче ской партии в нашей стране накоп лен большой опыт в развитии на родного образования. Этот опыт является достоянием нашего народа и вместе с тем он имеет большое значение для развития народного образования в других странах. Со ветский Союз щедро делится своим опытом, оказывает непосредствен ное содействие и помощь в подго товке рабочих и специалистов мно гим государствам мира и народам, борющимся за свое национальное освобождение. Эта сторона дея тельности нашей школы также на шла соответствующее отражение в законопроекте. Неуклонное осуществление основ ных принципов и задач, закреплен ных в Основах законодательства о народном образовании, последова тельное проведение -их в жизнь явится одним из важных факторов создания в нашей стране самого просвещенного, организованного и трудолюбивого общества в истории человечества — коммунистического общества. (Продолжительные апло дисменты). 0 СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО О Б Щ Е Г О С Р Е Д Н Е Г ДАЛЬНЕЙШ ЕМУ с о в е р ш е н с т в о в а н и ю 0 О Б Р А З О В А Н И Я В С С С Р доклада министра просвещения СССР М. А. Прокофьева школьных интернатах и школах-ин тернатах / проживает 2,3 миллиона человек. Во многих республиках и областях установлен строгий поря док: новые школы сдавать к новому учебному году. ЦК КПСС и Совет Министров СССР определили ог ромную программу школьного строи тельства на селе. Дело чести и обя занность выполнить ее в срок! В докладе особо подчеркнута большая организаторская работа Советов депутатов трудящихся, сде лавших школьное дело предметом всенародной заботы и внимания. Проект Основ законодательства, подчеркнул министр, закрепляет выдающиеся Достижения народного образования в СССР и реально от ражает его новый этап, соответст вующий развитому социалистическо му обществу. Этот документ яв ляется ярким выражением политики Коммунистической партии и Совет ского правительства, направленной на дальнейший подъем культуры и образования советских людей. XXIV съезд КПСС определил за дачу полного перехода в текущем пятилетии ко всеобщему среднему образованию молодежи, обязал при нять меры к дальнейшему укрепле нию учебно-материальной базы об щеобразовательной школы, к новому подъему качества обучения и вос питания школьников с тем, чтобы активнее и целеустремленнее гото вить их к общественно полезному труду. Советская школа настойчиво работает над выполнением этих за даний. От года к году растет число мо лодых людей, получающих среднее образование. Восьмилетнее образо вание в текущем году получили около 5 миллионов человек. Из каждых 100 детей, восемь лет тому назад зачисленных в первый класс, 92 подростка своевременно закончи ли эту школу. Получила широкое развитие, про должал докладчик, сеть средних школ. За последние 7 лет их число в ы ро с л о на 15 тысяч единиц и со ставляет ныне 46,7 тысячи школ. Более 75 процентов молодых людей, вступающих в жизнь, получают V нас полное среднее образование. Советские люди, говорит далее тов. Прокофьев, отдают себе ясный отчет в том, что в нашей стране ог раничивать свое образование объ емом восьмилетней школы уже нельзя. В 1972 году ярактически все Изложение подростки, закончившие восьмилет нюю школу, продолжали обучение в различных учебных заведениях, включая профессионально-техниче ские училища. Созданы необходимые условия, чтобы так было в 1973 и в последующие годы. Школа находится сейчас на самом ответственном этапе в выполнении задания по завершению перехода к всеобщему среднему образованию. Полное осуществление его зависит прежде всего от дальнейшего повы шения качества учебно-воспитатель ного процесса во всех школах. Докладчик особо остановился на работе сельских школ. На селе функционирует более 130 тысяч школ, или почти 80 процентов цгкол страны. Половину школьников со ставляют учашиеся сельских школ. Совершенствование их работы, как это определено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеоб разовательной школы», становится важным партийным заданием. Это постановление, говорит Док ладчик, получает единодушное одо брение народа. Работники просвеще ния сердечно благодарят партию, ее Центральный Комитет, Советское правительство, лично товарища Л. И. Брежнева, по инициативе которого было принято это решение, и заве ряют, что приложат все свои силы к его полной реализации. Совершенствование образования связано также с дальнейшим разви тием системы обучения работающей молодежи. Объявлен смотр работы профсоюзных, комсомольских орта, низаний, органов народного образо вания по развертыванию массового движения молодежи; «Каждому мо. лодому труженику — среднее обра зование». Ведется работа по орга низации вечерних школ, их филиалов непосредственно на предприятиях, Из 240 вечерних школ Свердловской области, например, 125 непосредст венно функционируют на предприя тиях. Большая забота об обучении молодых рабочих проявляется на Уральском машиностроительном, Нижне-Тагильском и Серовском ме таллургических, Северском трубном и многих других заводах. Значительное место в докладе от^ ведено эффективности обучений, связанной в первую очередь с' усо вершенствованием содержания пре подавания и повышением деловой квалификации кадров учителей, а также широким развитием общест венного дошкольного воспитания, системы внешкольных детских уч реждений. Для этого советские учи теля и методисты при большой по мощи ученых провели необходимую работу по обновлению программ н учебников, ..отвечающих современно му уровню развития науки, техники и социального прогресса. XXIV съезд партии с особой си лой подчеркнул, продолжал доклад чик, что все дело образования и воспитания молодежи должно слу жить формированию V новых поко лений коммунистических убеждений и морали, беспредельной преданно сти социалистической Родине. Если бы работа школы сводилась только к овладению учащимися ос новами наук, к обучению тем иля другим приемам труда, мы не до стигая бы должных успехов в фор мировавши духовного облика нового советского человека. Главными чер тами этого человека является соз нательное. творчески активное отно шение к труду, высокая идейность и культура, пламенный патриотизм, верность пролетарскому интернацио* нализму, непримиримость к буржу азной идеологии, борьба с пережит ками старого, чувство долга и дис циплинированность. Следуя указаниям партии, совет ское учительство постоянно держит в центре своего внимания и упорно работает над формированием марк систско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности учащихся, © новых учебниках и учебных пособиях мировоззренческие вопросы раскрываются глубже. Введено изучение ленинских работ в подлинниках и важнейших решений партии и правительства. Принимаются меры к улучшению изучения русского языка, который народы СССР добровольно избрали в качестве языка межнационального общения. Эта проблема особенно ак туальна для национальной школы, в которой на добровольных началах все ученики наряду со своим родным изучают русский язык. Делу усиления военно-патриоти ческого воспитания послужило вве дение в старших классах школ на чального военного обучения. Широ ко развивается самодеятельная творческая работа учащихся по соз данию ленинских музеев, музеев революционной, боевой и трудовой славы советского народа, клубов интернациональной дружбы. В те чение последнего десятилетия значи тельно окрепли школьные комсо мольские н пионерские организации. Заслуживают большбго внимания межшкольные центры трудового обучения, которые успешно функци онируют во многих городах. Как правило. они создаются силами предприятий и имеют разнообразный набор учебных мастерских по раз личным специальностям, а в качест ве инструкторов привлекаются опытные рабочие базовых предприя тий. Дальнейшее совершенствование их работы—одна из задач органов народного образования, хозяйствен ных организаций. Важнейшее назначение коммуни стического воспитания, — учит нас партия, — всестороннее развитие личности советского человека. В школе эта задача решается соеди нением научного образования с об щественно полезным трудом и мно гообразной деятельностью р&бят в спорте, различных видах искусства, в техническом творчестве и сельско хозяйственном опытничестве, в ту ризме. Школьные коллективы, подчеркнул М. А. Прокофьев, упорно работают над дальнейшим повышением уровня идейно-воспитательной работы. К сожалению, есть еще отдельные мо лодые люди, которые недостаточно политически воспитаны, довольно безразличны к своим делам и долгу, не умеют правильно вести себя в обществе. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, вы ступая в феврале 1967 года на пле нуме ЦК ВЛКСМ, говорил: «Наша задача — бороться за каждого мо лодого человека, за его убеждения, за его активную позицию в жизни». Мы отдаем себе отчет в том, что это прежде всего относится к школе, где каждый молодой человек прово дит детские « юношеские годы, Дальнейшее улучшение идейно политического, трудового, нравст венного, эстетического, физического зоспитания — наша насущная зада ча, которую мы будем настойчиво решать в содружестве с семьей, комсомолом, творческими союзами и организациями. Успех деятельности школ, продол жал докладчик, во всем многообра зии решения ее задач всецело зави сит от учителя. В школах нашей страны самоотверженно трудится более трех миллионов учителей и других педагогических работников. Партия и Советское государство де лают все возможное для того, чтобы поднять общественно-политическую значимость труда учителей, улуч шить их материальное положение. С 1972/73 учебного года была в сред нем на 20 процентов повышена опла та их труда. На это новое проявле ние внимания и заботы учителя от вечают дальнейшим улучшением своей деятельности в воспитании и обучении школьников. Докладчик говорит о том, что усовершенствование содержания об разования потребовало проведения ряда мероприятий по повышению квалификации учителей. Система про свещения ежегодно пополняется почти стотысячным отрядом вновь подготовленных учителей в универ ситетах, педагогических институтах и училищах. Государство выделяет большие средства на укрепление материаль но-технической базы школ. За годы восьмой и два года текущей пяти летки построено новых школьных зданий для И миллионов учеников, организовано несколько десятков тысяч учебных кабинетов. Число учеников, воспитывающихся в шко лах и группах продленного дня, до стигло 6 миллионов человек, в лри- ^ Обсуждение в Верховном Совете Союза ССР вопросов образования, заявил в заключение М. А. Про кофьев, мы рассматриваем как про явление огромного внимания и по мощи в дальнейшем развитии н со вершенствовании школьного дела. В истории советской , школы все гда так было, .что ее работа, труд учителей направлялись партией. Фундамент советской школы закла дывал В. И. Ленин. И сейчас не бы ло, и нет такого принципиального вопроса школьного дела, которое не было бы предметом глубокого изу- ченйг в Центральном Комитете КПСС, местных партийных комите тах и организациях. Советские учи теля горды тем, что им доверено воспитание и образование молодого поколения. От имени советского учительства докладчик заверил депутатов, Цент ральный Комитет КПСС, Советское правительство, что педагогические ч~ работники с честью выполнят свой долг, умножат свои усилия на ниве просвещения, чтобы растить поко ления молодежи, славными делами которых будет гордиться Коммуни стическая партия я советский народ. / и.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz