Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
3 июня 1973 г., >€ 1 2 8 (1 3 6 0 0 ! Я *ЕЙИТГС 1ТОЕ 3*НАМ Я В ОСПИТЫ ВАТЬ ТРУД ОЛ ЮБИВЫХ И УМЕЛЫХ С IV обла стного съ езда по коммуни сти че ском у во спитанию молод ежи Как уже сообщалось в «Ленин ском зна мени», состоялся IV об ла стной съ езд по коммунистическому воспитанию учащейся моло дежи, посвященный проблеме дальнейшего улучшения трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Доклад на эту тему сделал первый секретарь обкома К ПСС Г. П. ПАВЛ О В. Р АССКАЗАВ о достижениях | качества преподавания, его высокий тружеников сельского хозяй- научный уровень, добиваться того, ства, промышленности и стро- чтобы! каждый урок обогащал уча- ек области, о задачах, стоящих пе- щихся и пробуждал у них интерес к ред ними и о взятых ими сопиали- знаниям, стремление учиться, прино- стнческих обязательствах на третий | сил радость творчества, год девятой пятилетки, докладчик далее сосредоточил свое внимание на подготовке рабочих кадров, кото рая является одним из решающих условий выполнения планов комму нистического строительства. В области занятость населения в народном хозяйстве растет высо- Огромные возможности для уси ления трудового обучения заложе ны а новых учебных программах. XXIV съезд КПСС указал на необ ходимость усиления профориента ции обучения. ___ Новое содержание школьных кур- кимя темпами. Для обеспечения нор-1 00,0 Физики, химии, математики, би- мальной работы только промышлен* олап,и и Других предметов усилива- ных отраслей до конца пятилетки ет их политехническое значение. И потребуется дополнительно 79 тысяч прежде всего изучение общеобразо рабочих. Потребность в рабочих отельных предметов представляет кадрах будет покрываться в основ- собою основу политехнического об- обучения и ном за счет молодежи: 45 тысяч человек подготовят профессиональ но-технические училища. 25 тысяч должны дать средние общеобразо вательные школы. Каждый пятый I Теперь его материал знакомят уча разевания, трудового воспитания. Значительно изменилось содержа ние поедмета «Трудовое обучение» п щихся с общими научными принци пами и экономикой производства, его главными отраслями, вооружа ет школьников типовыми практиче скими навыками, готовит к общест венно полезному труду и созна тельному выбору профессии. ЕДАГОГИЧЕСКИЕ коллек тивы ведут большую работу по перестройке преподавания в направлении усиления его политех нического значения. На уроках об щеобразовательных дисциплин ши роко и с п о л ь з у ю т с я материалы о на шем народном хозяйстве, его техни ческом перевооружении, основных отраслях, о тружениках советского общества. Большое место занимают теперь практические и лабораторные работы, в ходе которых учащиеся учатся практически применять полу- выпускник 8 -х классов пойдет в профессионально-технические учи лища. Прием в девятые классы зна чительно увеличится в связи с осу ществлением всеобщего среднего об разования. Большинство выпускни ков 10 классов пойдет в сферу ма териального производства. Таковы требования, выдвигаемые самой жизнью, перспективами раз вития нашего общества, и в этих условиях важная социальная функ ция школы состоит в том, чтобы ориентировать значительную часть учащихся на рабочие профессии, из труд в сфере материального произ водства. В сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, резко падает процент молодежи в общем составе занятого населения. В настоящее. чешше теоретические знания. Сред- время почти 8 -з процентов раоотнн- няя школа доь 4(3 города Липецка ков сельского хозяйства имеют воз- (ди,ректор т Сиротина) располагает раст свыше 35 лет.^ Такого положе- ХО(рОШО оборудованными учебными пня нет ни в одной другой отрасли мастерскими цо обработке металла хозяйства. Большую тревогу вызы- и древесины< имеет кабинет обслу- вает то, что много молодежи хо- кивающего труда. Учебный процесс дит из села. хорошо обеспечен инструментом, на- Правда. для нормального развч- гляднымн пособиями и материалами, тяя сельскохозяйственного произ- у,р0Вень преподавания технического водства и не требуется каждому и обслуживающего труда, качество выпускнику сельской школы стаио- анаяшд и умений учащихся соответ- виться земледельцем. Исследования ^ . 3 ^ 4 . требованиям программ, показывают, что для этого доста- Школьники в ходе занятий получа- точиа пятая часть оканчивающих ют перВ0Начальные знания по тех- средняе школы. Однако мириться с нике> технологии, организации и избыточной миграцией сельского на- экономике производства селения, в первую очередь молоде жи, нельзя. Как указывалось выше, I В средней школе № 1 города Ель- деревня стареет. Во многих колхо- ца (директор т. Шиков) хорошо йах и совхозах большой недостаток поставлена профессиональная ориен рабочих кадров, особенно молодых, тация, которая осуществляется по хорошо разработанной системе на В настоящее время наблюдается уроках и в различных формах вне- нзвестное несоответствие между | классной работы, жизненными планами выпускников и государственным планом пополне ния народного хозяйства кадрами. Нередко мы сталкиваемся с фак тами, когда юноши и девушки отка зываются идти в профессионально- технические училища, не изъявляют желания сразу после окончания школы трудиться на заводах, и кол хозах, совхозах. Анкетный опрос 921 учащегося 10 -х классов сельских и городских школ показал, что 691 человек собирается продолжать учиться, 190 не сделали выбора и лишь 40 выпускников избрали рабо чие профессии и намерены по окон чании школы идти на работу в кол хозы, совхозы, на заводы. Высокие социальные притязания нашей молодежи понятны. Они выз ваны ростом материального благо состояния народа, его общей куль туры и образования. Противоречия между желаниями молодых людей и возможностью сразу же их удовлетворить—это противоречия нашего роста. Они бу дут постоянно сглаживаться в ходе технического развития, устранения существенных различий между тру дом умственным и физическим, между городом и деревней. Многие учителя в работе по про фессиональной ориентации практи куют систематические задания, ко торые учащиеся выполняют на учеб но- опытных участках, в бригадах совхозов, колхозов, в цехах пред приятий. ( Однако некоторые педагоги мед ленно перестраивают работу и не вносят нужного вклада в политех ническую подготовку учащихся. Е ряде школ примитивно ведется тру довое обучение. Из-за недостатка оборудования, инструмента, особен но материала, учащиеся изготовля ют изделия низкого качества; их за ставляют пилить, строгать, а затем выбрасывают изделия. Такой труд приучает не к созданию, а к разру шению, воспитывает пренебрежение к творению человека н дарам при роды и вместо пользы наносит вред делу трудового и нравственного вое питания учащихся и их профессио нальной ориентации. В рейия и углубления трудового политехнического обучения являются факультативы. Наиболее целесообразным является такое со четание обязательных учебных за нятий с факультативными, которое Однако наличие этого противоре -1 обеспечивает подготовку учащихся к школу, где бы не применялся широ ко общественно полезный труд учащихся в различных видах. За по следние годы сложились многие пе дагогически обоснованные формы общественно полезного организован ного труда. В области это, в первую очередь, ученические производствен ные бригады, строительные отряды и бригады обслуживающего труда. Ученические произвол с т в е н н ы е бригады действуют в области более 10 лет и в настоящее время 500 бригад объединяют более 50 тысяч сельских школьников. Производст венные бригады школ ежегодно вы ращивают н убирают на полях хо зяйств более 9 тысяч гектаров кар тофеля я 3 тысячи гектаров овощей. Под руководством опытных механи заторов. учителей и специалистов сельского хозяйства учащиеся ус пешно овладевают навыками рабо ты на тракторах и комбайнах, осва ивают технологию выращивания сельскохозяйственных культур без применения ручного труда, учатся творческому отношению к делу. Ученическая производственная бригада Верхне-Колыбельск-ой сред ней школы Хлевенского района пре вратила свой учебно-опытный уча сток в „опытную станцию. На ней собрано^ более 300 различных видов растений, которые представляют почти все пояса землц. Это отличная лаборатория для учебных занятий, опытов и наблюдений, превосходное наглядное пособие и неиссякаемый источник для приобретения биологи ческих и сельскохозяйственных зна ний. Опытническую работу учащиеся проводят не только на участке шко лы, но и на полях колхоза «Россия». Он« работают над изучением зако номерностей развития растений, вы являют условия и способы выращи вания высоких урожаев, возможно ста возделывания перспективных для колхоза культур. Бригаде колхоз выделил 80 гектаров земли, 2 трак тора с необходимым набором инвен таря, семена, удобрения, оборудо вал кабинеты, прикрепил для руко водства работой агронома, экономи ста, инженера и двух механизато ров. Бригада имеет связь с 20 науч- но-иселедо вательскими учреждени ями страны. выпуокникн школ охотно посту пают учиться в сельскохозяйствен ные учебные заведения и остаются работать в родном колхозе. За по следние три года из 82 выпускников школы 43 остались на работе в сво ем хозяйстве, 22 обучаются в сель скохозяйственных учебных зааеде ниях. Во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку натуралистиче ской и опытнической работы в 1971 году Верхне-Колыбельская школа заняла первое место и премирована автобусом. Хорошо организована работа уче нических производственных бригад в Вязовицкой средней Школе Долго Руновского района, Набережанской Воловского, Паленской Становл ян ского, Каменской Задонского, Но,во деревенской Липецкого, Казацкой Елецкого й многих других. К сожалению, так обстоит дело не везде. В ряде школ ученические производственные бригады числятся формально, не имеют закрепленных площадей, инвентаря, машин, лише ны квалифицированного руководст ва специалистов, в зимнее время распадаются, не организуют учебу своих членов. Общественности области хорошо известно о работе школьных строи тельных отрядов, которые возникли 10 лет назад по почину комсомоле цев и школьников средней школы № 10 города Липецка. Их деятель ность от года к году совершенство валась и ширились ряды. Опыт ра боты отрядов показывает, что это хорошая школа идейно-политической и трудовой закалки учащейся моло дежи. В прошлом году строительные отряды работали на 57 сельских объ ектах и освоили более 540 тысяч рублей. чия требует глубокой во спитат ель ной работы с учащими ся , формиро вания V них правильных у становок на т р у д и на свою роль в об ществе, воспитания интереса к массовым рабочим профессиям. Бедушая роль в осуществления этой проблемы принадлежит школе, которая совмесшо с семьей и всей общественностью призвана обеспе- ] нить общенаучную, трудовую, поли техническую и психологическую под готовку молодежи к жизни, к тру- "к а к и м и путями обшеобракиатель -1 ная школа решает ату задачу? буяской ,\ь 1 , школе-интернате № 2 Прежде всего систематическим ГОрода Липецка, средней школе № 24 воспитанием V учащихся с первых города Ельца. дней их пребывания в школе пра-1 в текущем уч6бт>ы году в шко. определенному виду квалифициро ванного труда. Это позволяет ус пешно осуществлять производствен ное обучение школьников, и завео шать их трудовую подготовку при своением определенной квалифика пии. Так организуют дело многие школы облрети. Ежегодно более 500 выпускникам средних школ при сваиваются квалификации машини ста-тракториста 3 класса, шофера животновода, овощевода, лаборанта Хорошо эта работа поставлена Вязовицкой средней школе Долго руковского района, Трубетчинской нуждается наша быстро щаяся область. вильного отношения к учебе как в и д у труда, нелегкого, важного а очень нужного. Необходимо, чтобы каждый школьник глубоко понимал что без знаний жить и трудиться в ваше время невозможно Сегодня мы можем назвать де сятки школ и сотни учителей, кото рые на протяжении многих лет не имеют неуспевающих, добиваются роста качества знаний учащихся, Это коллективы третьей н 29-й средних школ города Липецка, пер- труду, все еще мало. На факульта- вой Теобчгнской средней школы, тивах сельских школ по основам Троекуоовской школы Чаплыгинско- сельскохозяйственного производст- го района. Казанской Грязинского, ва и изучению трактора, комбайна, Трубетчинской Добровского, средней автомобиля занимается всего 4 ты щкелы N 9 1 города Данкова, 21 | сячи учащихся. Вряд ли можно л ах создано более 3200 факульта тивных групп, в которых занимается более 60 тысяч учащихся 7—10 клас сов. Значительно возросло число учащихся, изучающих факультатив но математику, биологию, физику, химию—науки, необходимые сегодня не только инженеру и агроному, но н рабочему, колхознику. Однако нельзя умолчать о том, что трудовых факультативов, которые готовят учащихся непосредственно к Большая роль в трудовом обуче нии и профессиональной ориентации принадлежит кружкам технического творчества, школьным обществам рационализаторов и изобретателей встречам с новаторами и перелови ками производства и другим видам внеклассной и внешкольной работы. Надо сказать, что в школах обла сти эта работа, к сожалению, не но сит пока систематического характе ра. Кружков технического творчест ва мало, к их руководству крайне слабо привлекаются инженеры, тех ники, передовые рабочие. Во многих школах встречи с людьми труда проводятся эпизодически, без долж ной целенаправленности. развеваю- У НАС за последние годы про ведена немалая работа по созданию базы' для политех нического и трудового обучения. По литехнизация учебного процесса не мыслима без кабинетов и техниче ского оснащения уроков. В настоя щее время 188 школ области рабо тают по кабинетной системе и име ют достаточный набор учебного оборудования н технических средств. Следует, однако, отметить, что в целом в области материально-техни ческая база для проведения трудо вого обучения и профессиональной ориентации учащихся продолжает оставаться слабой. Нельзя признать нормальным, что в городах, и прежде всего в област ном центре, нет ни одной межшколь ной мастерской, где учащиеся могли бы заниматься производительным трудом в условиях, максимально приближенных к производственным. Хорошо известно, что наиболее эф фективным является производитель ный труд подростков и молодежи в заводских условиях, где они непо средственно общаются с рабочим классом и подвергаются влиянию его славных традиций. Однако в об ласти лишь одна средняя школа № 2 города Ельца имеет учебный цех на элементном заводе. Во мно гих сельских школах нет тракторов, автомобилей и изучение машин ве дется по плакатам. Выше говорилось о ВерхнеЖолы- бельской школе Хлевенского района, Председатель колхоза «Россия» т. Черноусов видит основной источ ник пополнения кадров в выпускни ках школы. Колхоз многое делает для школы, создает хорошие усло вия труда ее выпускникам, которые остаются на работе в хозяйстве, и добивается закрепления молоды* людей в родном селе. Хорошо эта работа проводится многими хозяйствами Воловского района. И не случайно, что за пос ледние 2 года из 500 выпускников средних школ 200 остались работать в колхозах и совхозах района. Мно гие из них, в том числе 12 девушек прошлого выпуска, работают меха низаторами. Большую работу в помощь школе проводит совхоз «Липецкий». За последние 3 года более 30 выпуск ников Ильинской средней школы трудоустроены в совхозе. Многие из них — уже командиры производст ва. Много хорошего делают руково дители и общественные организации Становлянского района, где ежегод но направляется на учебу в сельскнё профтехучилища, *сельскохозяйствен ные техникумы и вузы по путевкам хозяйств более 100 выпускников 'восьмилетиях и средних школ. Закреплению молодежи на селе как правило, предшествует произ водительный труд школьников колхозах и совхозах района. Большую работу в помощь школе проводят завод «Свободный сокол». Лебедянский сахарный завод и многие другие предприятия и хозяй ства. К сожалению, можно приводить много примеров другого отношения к проблеме профессиональной ори ентации учащихся школ и созданию резерва рабочих кадров. Руководи тели строительных трестов часто сетуют на то, что мало молодежи идет на работу в строительство Действительно, комплектование кая ров строителей — это еще нерешен ная задача. Но мы не можем на звать примера, который показал бы серьезную^ и целенаправленную ра боту какой-либо строительной орга низании среди учащихся подшефных школ по подготовке их к профессн ям строителя. В области нет ни од ного полигона для обучения строи тельным профессиям. Инженеры техники, передовые рабочие не вв' дут систематической работы с уча щимися. В средних школах №№ 4, 25 го рода Липецка нет оборудования по обработке древесины, в 31 школе металлорежущие станки так изно шены, что непригодны к -работе, шефами этих школ являются такие крупные предприятия, как Новоли пецкий металлургический (директор т. Колпаков) и тракторный (дирек тор т. Клименков) заводы. Мало за боты о школе проявляют директор совхоза «Больше-Боевский» т. Мо розов, директор совхоза «Культура» т. Скуратов, директор совхоза «Зна менский» т. Родионов. У СПЕШНОЕ решение трудово го обучения н профессио нальной ориентации учащих ся, как любой педагогической зада чн, зависит от учителя, уровня его подготовки. Елецкой школы и многих других. Вместе с тем. мы не можем не за мечать того, что многие учащиеся относятся к учебе, как к повинности, без интереса, не стремятся к накоп лению знаний. признать правильным, что школьные факультативы по-прежнему ориен тируют подавляющее большинство учащихся только на вузы, а не на труд в сфере материального произ водства. Задача органов народного обра-| Большое место в трудовом обуче- зования, партийных организаций и | нии и профессиональной ориентации педагоги обеспечить дальнейшее В работе с учащимися необходимо значительно улучшить пропаганду профессий. Изучение данного вопро са показало, что в работе по проф ориентации очень большое место за нимают пока стихийные, неуправля емые формы. Систематическая ин формация о профессиях отсутствует. Преобладают словесные формы ин формации. Массовые рабочие и сельскохозяйственные профессии пояуля-ризиоуются недостаточно. В информации, которую дает школа, львиную долю занимают по- прежнему беседы об инженерно- технических, гуманитарных, ред ких профессиях. Многие учащиеся не знают ничего о профессия и ха рактере труда своих родителей, пло хо осведомлены о трудовой деятель ности передовиков предприятий, колхозов, совхозов. Работу по профессиональной ори ентации необходимо вести целена правленнее и шире, обратив особое внимание на массовые- профессии работников промышленности, сель ского хозяйства, строительства, ефе- педагогических коллективов^ | Та ***” * ” жМ * 1«« . -КОХОВЫХ - « а Ы м М Д О М « в а обобдити « в * *«- В области проводится немалая работа н по повышению уровня подготовки учителей труда и маши поведения. В Липецком пединститу те в прошлом году был создан фа культет общетехнических дисциплин который готовит учителей этого про фнля. Однако данная возможность была использована слабо. Недоста точную работу по комплектованию нового факультета провел сам пе дагопический институт, не проявили заботы о направлении молодежи на этот факультет районы. Между тем образовательный уровень многих учителей труда, машиноведения, чрр чепия низок В работе с педагогическими кад рами предстоит решить большие за дачи. Они обусловлены тем, что мцогие учителя общеобразователь ных предметов пока слабо представ ляют свою конкретную роль в осу ществлении , политехнизации на уро ках. И этому их надо учить. Нет еще должной связи в работе учите лей общеобразовательных дисцип лин и трудового обучения. Этому сЛед'ует уделить особое внимание в курсовой переподготовке учителей. Облоно, институту усовершенство вания учителей ч педагогическим боты школ и учителей по трудовому обучению и профессиональной ори ентации и организовать его внедре ние в практику всех педагогических коллективов области. Школы и учителя должны прово дить работу по профориентации це ленаправленно, с учетом потребности в кадрах своего хозяйства, района, города, области. Между тем они не располагают для этого необходимы ми материалами. Областное управ ление по использованию трудовых ресурсов обязано иметь перспектив ные планы потребности в рабочих. Большую роль в улучшении про фессиональной ориентации школьни ков призваны сыграть профессио нально-технические училища, кото рые в области располагают хорошей базой н богатым выбором профес сий. Они готовят кадры для народ ного хозяйства по 109 специально стям. Облоно и областному управлению профтехобразования надо обеспечить постоянную связь учебных заведе ний, систематическое общение работ ников и учащихся, целенаправлен ную пропаганду тех профессий, по которым училища готовят кадры. Трудовое, политехническое обуче ние и профессиональная ориентация относятся к числу сложных комп лексных проблем. Они решаются школой в тесном содружестве с семьей, производственными коллек тивами, всей общественностью. Об этом обстоятельно говорилось на районных и городских конферен циях, «а собраниях трудящихся, по священных проблеме трудового обу чения и профессиональной ориента ции. Во многих районах я городах соз даны советы по профессиональной ориентации, в состав которых вошли работники просвещения, хозяйствен ные руководители, представители Советов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Это правильная мера, и ее нужно осу ществить повсеместно. Заслуживают одобрения рекомендации Елецкой городской конференции о дальней шем укреплении материально-техни ческой базы для трудового обучения, в частности, о'создании учебных це хов на заводах «Эльта» и медицин ского оборудования. Правильно поступают Липецкий горком КПСС и исполком городско го Совета, решившие создать в го роде Липецке учебно-производствен ный центр, на базе которого будет осуществляться подготовка старше классников к работе на предприя тиях и стройках города. В Воловском районе с трибуны конференции к своим сверстникам обратилась ученица 10 класса Заха- ровской средней школы М. Жигал- кина с призывом остаться на работе в родных колхозах. В настоящее время в хозяйствах района ведется практическая подготовка к приему молодого пополнения колхозных кад ров. Необходимо провести серьезную практическую работу по созданию нормальных условий трудового обу чения школьников, помочь школам в оборудовании кабинетов, мастер ских, выделить им необходимые ма шины, инструменты, обеспечить ма териалами. В частности, надо выде лить каждой сельской средней шко ле для подготовки трактористов хо рошие тракторы н закрепить за школами лучших инструкторов из числа передовых механизаторов и инженеров. Серьезного внимания требует экономическая подготовка учащихся школ. В работе по трудовому обучению н профессиональной ориентации од но из центральных мест принадле жит комсомолу. Многое должны сде лать в помощь школе по профессио нальной ориентации печать и радио. * * * РЕНИЯ по докладу начались с выступления первого секре таря Воловского райкома КПСС И, Ф. Болгова. Он рассказал, как решается в районе задача за крепления молодежи на селе. В этом деле активное участие принимают партийные организации, исполкомы сельских Советов, работники народ ного образования и общественность. Постоянная целенаправленная ра бота по профориентации ведется в Спасской средней школе. Создан со вет по трудовому обучению, в состав которого входят как педагоги, так руководители и специалисты колхоза имени XX партсъезда. Специалисты хозяйства ведут и теоретические за нятия по агрономии, экономике, уст ройству трактора, комбайна и дру гих сельскохозяйственных машин. Практически школьники осваивают технику в колхозных мастерских под руководством опытных механизато ров. Из 170 учащихся, окончивших Спасскую школу за последние годы, 63 работают сейчас в колхозе, 20 из «их — механизаторы. Интересен опыт и Набережанской средней школы. Комсомольская орга низация в 1971 г. выступила инициа тором почина «Каждому комсомоль цу —г документ на право управления трактором». Совхоз «Набережан- С.КИЙ» поддержал почин школьников. Достаточно сказать, что только для занятий по вождению ежедневно вы делялось 5 —6 тракторов. Недавно все 42 выпускника школы успешно сдали квалификационный экзамен и получили удостоверение на право управления трактором. Десятиклассники Захаровской сред ней школы в этом году обратились ко всем выпускникам района с при зывом: «С аттестатом о среднем об разовании — «а поля и фермы кол хоза». Оратор рассказал также о дея- ские, кабинеты домоводства, в от- | Теперь время иное. В колхозе, на дельных оборудованы кабинеты аз- сыщеНном техникой, отпала необхо- тодела и электротехники. Школьники димость в детском тр.уде. Однако мы активно трудятся в строительных от- стали замечать, что не только дети, рядах, в лагерях труда н отдыха, в но и подростки оказались в стороне бригадах по ремонту школ. Прово- от серьезных трудовых процессов. И дятся экскурсии на предприятия, это сказывается на отношении к тру- лекции, беседы о ведущих промыш- ду вообще и к сельскохозяйственно- ленных профессиях, встречи с пере- | му, в частности. довиками производства. Работа по профориентации становится неотъ емлемой частью всего учебно-восп’ 1 - тательного процесса. Положительный опыт в этом отношении Накопили средние школы №№ 46, 28, 7 и дру гие. В то же время нельзя сказать, что работа по профориентации дает же лаемые результаты. Пока коэффи- Вот почему колхоз «Россия» вме сте с Верхне-Колыбельской школой повели «астойчивые поиски путей во влечения молодежи в подлинную трудовую деятельность еще со школьной скамьи. Наиболее эффек тивной в этом отношении оказалась ученическая бригада. Колхоз выделил на строительство, циент ее полезного действия недо- I приобретение учебно-наглядных по- статочно высок: только 50 процентов собий, спортинвентаря и на питание выпускников средних школ прошлого детей 70 тысяч рублей. В высших учебного года после окончания уче- и средних специальных учебных за- бы пошли на производство или в ведениях за его счет учатся 12 ®ы- технические училища. Между тем, к пускников. Специалисты колхоза и 1975 году необходимо трудоустроить школа подготовили 48 трактористов. 65—70 процентов выпускников. Сейчас в колхозе работает 43 недав- Оратор считает, что одно из ела- вих„ выпускника Верхне-Колыбель бых звеньев в работе по профор иен- скои школы- тации является недостаточная орга- I Ученическая производственная низацня трудового обучения в на- бригада за три года дала колхозу чальных классах. Как правило, для 48 тысяч рублей дохода. У юных уроков труда с младшими школьни- земледельцев, как правило, урожай ками нет специальных кабинетов, не бывает значительно выше среднекол- обеспечены они инструментами, ма- хозного. В 1972 г. на базе учениче- териалами. Нередко эти уроки вооб- I ской бригады и учебно-опытного уча- ще заменяют другими занятиями. стка по решению педагогического Требует улучшения постановка совета школы и правления колхоза трудового обучения и в старших I соз-а1ано опытно-семеноводческое по- классах. Школьные мастерские не ле’ гле ставятся опыты, имеющие могут обеспечить такую трудовую аажное производственное значение, подготовку, которая соответствова- школой и ее бригадой закреплено ла бы потребностям предприятий в 80 гектаров земли, два трактора с кадрах рабочих важнейших профес- комплексом сельхозмашин, оборудо- сий. Необходимо в самое ближай- вана агР0биалогическая лаборатория, шее время построить учебно-произ- выделяются в необходимом количе- водственный комбинат в Советском стве семена и удобрения. Контроли- районе, создать производственные РУЮТ школьников и помогают им цехи и участки на предприятиях Ле- I гла®ныи агроном колхоза, эконо- вобережного и Правобережного рай онов. Чтобы достичь улучшения трудо вого воспитания школьников, нужно оптимально организовать их труд на мист, главный инженер и два инст руктора-механизатора. Для учениче- | ской бригады колхоз оборудовал ла герь труда и отдыха. , __ , .. В школе готовятся механизаторы. каждом уроке. А для этого следует Расходы по практическому обучению хорошо оборудовать и оснастить не трактористов берет на себя колхоз, только кабинеты труда, но и всех г . общеобразовательных предметов, пе- Сейчас в колхозе «Россия» появи- рейти- всем школам на работу по ЛИСь семьи потомственных механи- кабинетной системе. , заторов — Каменевы, Журавлевы, г* - Профессия земледельца снова пере- В этом деле Добились успехов дается, как эстафета, от ощ а к сыну школы №№ 46, 19, 50, 44. Однако г оборудование кабинетов, оснащение Содружество школы с колхозом мастерских современной техникой и позволяет лучше решить задачу за- инструментом, создание кабинетов крепления молодежи в сельском хо- труда ведется еще медленно, особен- ‘ зяистве. но в школах №№ 38, 39, 9. |ОЛИ Д ИРЕКТОР Елецкого элемент ного завода П. Н. Лямин го ворил о том, что на этом п общественных наук в трудовом воспитании школь ников посвятил выступление учитель средней школы М* Ю г. Ли- предприятии установлен тесный кои- I пенка заслуженный учитель школы такт с подшефной средней Щ 1 фЖ>й РСФСР А. Н. Пивоваров. Он под- № 2 ; г г :: чеШс» л* что принципиально важно Мы считаем и считали * школу определить место каждого школьно- своим цехом, — сказал он, — и зна- го предмета в системе профориента- ем, чпго отвечаем за ее работу в той I Пии- Сам учебный материал должен же мере, как и за любой произйоД- явиться источником такой работы, ственный участок. - ' 'т I Оратор показал это конкретно на о примере преподавания истории и об- Завод организовал в 1963 году щеспвоведения в своей школе школьный цех, выделил для него по мещение, оборудование, инвентарь. В уМеханизатор колхоза имени Кали- него были направлены специалисты, вина Добринского района Н. М. знающие и любящие свое дело про- I Кондратов поделился опытом семей- изводствешйки, способные передать НО:ГО трудового воспитания. В его школьникам необходимые знания и семье — 9 детей. Все они хорошо любовь к труду. занимаются в школе, от отца пере- нимают любовь к технике. Четверо В школьном цехе три участка: то- сыновей Н. М. Кондратова пошли карныи, фрезерный и слесарный. по ег0 стопам, стали механизаторами Ученики получают необходимую про- и работают вместе с отцом фессиональную подготовку и, вы полняя производственные задания, Первый секретарь Липецкого обко- ощущают себя членами заводского ма ВЛКСМ Л. В. Бельский поднял коллектива. вопрос о роли комсомольских орга- За два года в цехе прошли обуче- оттР/Д0В0м воспитании и ние 148 школьников. После оконча- Учащихся- В этом ния занятий они сдали квалификаци- астная комсомольская орга- онный экзамен на рабочий разряд. к” „в^И^ аКОПИла некотоРЫй опыт. г Ьолее 2000 старшеклассников труди- В сочетании с другой работой по лись прошлым летом в строительных профориентации, это дало неплохие отРяДах на возведении животновод- результаты. За 1972 г. на завод бы- ческих комплексов, культурно-быто- ло принято 215 выпускников вось- объектов на селе. Они освоили мых я десятых классов елецких ^ тысяч рублей капиталовложений, школ. ° этом году выедут на строитель- ^ * стно в сельские районы 2298 стар- Жизнь требует от учителя но- шеклассников, объединенных в Т> вого уровня подготовки и творческих строительных отряда способностей, — сказал в своем вы- отуплении ректор Липецкого педин- Комсомольцы играют важную роль статута Б. Н. Бабин. Он рассказал 8 укреплении связей школ с пред- о том, что делается в пединституте приятаями, в организации работы для улучшения качества подготовки Ученических бригад, педагогов: улучшен состав профес- На ферме колхоза имени Свердло- сорско-преподавательских кадров, ва Добровского района работают повышается научно-техннческии уро- доярками 21 комсомолка. Все они- вень преподавания, элементы иссле- выпускники Путятинской восьмилет- дования внедряются в сам учебный Н€ й школы, процесс, расширяются занятия по курсам школьного эксперимента. Саз- Многое сделали и делают липец- дано студенческое конструкторское 1016 комсомольцы в механизации жи- бюро на физико-математическом фа- вотноводческих ферм, в создании 80 культете, студенты биофака ведут тысяч гектаров орошаемых земель и опытническую работу, создается ла- | 8 Решения других производственных тельности ученических бригад и строительных отрядов, об ОПЫТНИЧв' ской работе на пришкольных, участ ках и других формах приобщения школьников к труду. Подробно охарактеризовал состоя ние трудового обучения и работы по профориентации в школах г. Липец ка заведующий Липецким гороно В. П. Шаталов. В городе проделана определенная работа по укреплению материально-технической базы тру дового обучена*, во всех школах боратория по трудовому обучению, профориентации и т. д. Коллективу института предстоит напряженная, целеустремленная работа, направлен ная на совершенствование подготов ки будущих учителей, способных ус пешно осуществлять задачи политех нического обучения, трудового вос питания и профориентации. О связи с подшефной школой шла задач. Областная комсомольская органи зация принимает все усилия, чтобы подготовить достойную смену стар шему поколению. Опытом работы поделился аа съез де преподаватель труда Ленинской средней школы Добровского района П. С. Покидов. Председатель Борин- ского сельсовета Липецкого района речь в выступлении председателя А. Д. Егорова рассказала о том, ка- кйлхоза «Россия» Хлевенского рай- кой вклад в уклучшение т р у д о в она Г. С. Черноусова. Эта связь вы- В 0 СПИТа«ня и профориентации уча- ражается прежде всего в совмест- щихся Боринской средней школы ных поисках более совершенных ме- ВН0Сят ^ 0 ^ С о /ет совхоз и ходов трудового обучения и воспи- предприятия, расположенные на тер* тания школьников. Жизнь подсказы- пНТ 0 .рИИ села ^ вает, что со школой связано даль- I нейшее развитие сельскохозяйствен- В заключительном слове доклад ного производства. Речь идет не чик, первый секретарь Липецкого об- только о том, чтобы школьники по- кома КПСС Г. П. Павлов еще раз могали колхозу в выращивании и подчеркнул важность решения проб- уборке картофеля, кукурузы и дру- лемы трудового воспитания и проф- гих культур, хотя это тоже большое ориентации учащейся молодежи для подспорье. Но главное, чтобы совме- осуществления задач коммунистиче- стными усилиями растить настоящих ского строительства, для развития хлеборобов, любящих и знающих экономики н культуры области. ™ Ж " Г Г х о з Х г ,,ен„о"И°у * мендации по трудовому воспитанию и профориентации учащейся молоде- Роль семьи в трудовом воспита- жи, адресованные педагогическим нии, говорит оратор, в настоящее коллективам школ и профтехучилищ, время ограничена. Когда-то сельские средних и высших специальных учеб- ребята с малых лет участвовали в ных заведений, колхозам, совхозам и крестьянском труде вместе со взрос- предприятиям, профсоюзным и ком- лыми: пахали, сеяли, косили и т. Д„ и сомольским организациям, органам умение трудиться на земле переда- народного я профессиоиально-техаи- -вдло сз» яз поколения в поколение, ■ческого образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz