Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

3 июня 1973 г., >€ 1 2 8 (1 3 6 0 0 ! Я *ЕЙИТГС 1ТОЕ 3*НАМ Я В ОСПИТЫ ВАТЬ ТРУД ОЛ ЮБИВЫХ И УМЕЛЫХ С IV обла стного съ езда по коммуни сти че ском у во спитанию молод ежи Как уже сообщалось в «Ленин ском зна мени», состоялся IV об­ ла стной съ езд по коммунистическому воспитанию учащейся моло­ дежи, посвященный проблеме дальнейшего улучшения трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Доклад на эту тему сделал первый секретарь обкома К ПСС Г. П. ПАВЛ О В. Р АССКАЗАВ о достижениях | качества преподавания, его высокий тружеников сельского хозяй- научный уровень, добиваться того, ства, промышленности и стро- чтобы! каждый урок обогащал уча- ек области, о задачах, стоящих пе- щихся и пробуждал у них интерес к ред ними и о взятых ими сопиали- знаниям, стремление учиться, прино- стнческих обязательствах на третий | сил радость творчества, год девятой пятилетки, докладчик далее сосредоточил свое внимание на подготовке рабочих кадров, кото­ рая является одним из решающих условий выполнения планов комму­ нистического строительства. В области занятость населения в народном хозяйстве растет высо- Огромные возможности для уси­ ления трудового обучения заложе­ ны а новых учебных программах. XXIV съезд КПСС указал на необ­ ходимость усиления профориента­ ции обучения. ___ Новое содержание школьных кур- кимя темпами. Для обеспечения нор-1 00,0 Физики, химии, математики, би- мальной работы только промышлен* олап,и и Других предметов усилива- ных отраслей до конца пятилетки ет их политехническое значение. И потребуется дополнительно 79 тысяч прежде всего изучение общеобразо­ рабочих. Потребность в рабочих отельных предметов представляет кадрах будет покрываться в основ- собою основу политехнического об- обучения и ном за счет молодежи: 45 тысяч человек подготовят профессиональ­ но-технические училища. 25 тысяч должны дать средние общеобразо­ вательные школы. Каждый пятый I Теперь его материал знакомят уча разевания, трудового воспитания. Значительно изменилось содержа­ ние поедмета «Трудовое обучение» п щихся с общими научными принци­ пами и экономикой производства, его главными отраслями, вооружа­ ет школьников типовыми практиче­ скими навыками, готовит к общест­ венно полезному труду и созна­ тельному выбору профессии. ЕДАГОГИЧЕСКИЕ коллек­ тивы ведут большую работу по перестройке преподавания в направлении усиления его политех­ нического значения. На уроках об­ щеобразовательных дисциплин ши­ роко и с п о л ь з у ю т с я материалы о на­ шем народном хозяйстве, его техни­ ческом перевооружении, основных отраслях, о тружениках советского общества. Большое место занимают теперь практические и лабораторные работы, в ходе которых учащиеся учатся практически применять полу- выпускник 8 -х классов пойдет в профессионально-технические учи­ лища. Прием в девятые классы зна­ чительно увеличится в связи с осу­ ществлением всеобщего среднего об­ разования. Большинство выпускни­ ков 10 классов пойдет в сферу ма­ териального производства. Таковы требования, выдвигаемые самой жизнью, перспективами раз­ вития нашего общества, и в этих условиях важная социальная функ­ ция школы состоит в том, чтобы ориентировать значительную часть учащихся на рабочие профессии, из труд в сфере материального произ­ водства. В сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, резко падает процент молодежи в общем составе занятого населения. В настоящее. чешше теоретические знания. Сред- время почти 8 -з процентов раоотнн- няя школа доь 4(3 города Липецка ков сельского хозяйства имеют воз- (ди,ректор т Сиротина) располагает раст свыше 35 лет.^ Такого положе- ХО(рОШО оборудованными учебными пня нет ни в одной другой отрасли мастерскими цо обработке металла хозяйства. Большую тревогу вызы- и древесины< имеет кабинет обслу- вает то, что много молодежи хо- кивающего труда. Учебный процесс дит из села. хорошо обеспечен инструментом, на- Правда. для нормального развч- гляднымн пособиями и материалами, тяя сельскохозяйственного произ- у,р0Вень преподавания технического водства и не требуется каждому и обслуживающего труда, качество выпускнику сельской школы стаио- анаяшд и умений учащихся соответ- виться земледельцем. Исследования ^ . 3 ^ 4 . требованиям программ, показывают, что для этого доста- Школьники в ходе занятий получа- точиа пятая часть оканчивающих ют перВ0Начальные знания по тех- средняе школы. Однако мириться с нике> технологии, организации и избыточной миграцией сельского на- экономике производства селения, в первую очередь молоде­ жи, нельзя. Как указывалось выше, I В средней школе № 1 города Ель- деревня стареет. Во многих колхо- ца (директор т. Шиков) хорошо йах и совхозах большой недостаток поставлена профессиональная ориен рабочих кадров, особенно молодых, тация, которая осуществляется по хорошо разработанной системе на В настоящее время наблюдается уроках и в различных формах вне- нзвестное несоответствие между | классной работы, жизненными планами выпускников и государственным планом пополне­ ния народного хозяйства кадрами. Нередко мы сталкиваемся с фак­ тами, когда юноши и девушки отка­ зываются идти в профессионально- технические училища, не изъявляют желания сразу после окончания школы трудиться на заводах, и кол­ хозах, совхозах. Анкетный опрос 921 учащегося 10 -х классов сельских и городских школ показал, что 691 человек собирается продолжать учиться, 190 не сделали выбора и лишь 40 выпускников избрали рабо­ чие профессии и намерены по окон­ чании школы идти на работу в кол­ хозы, совхозы, на заводы. Высокие социальные притязания нашей молодежи понятны. Они выз­ ваны ростом материального благо­ состояния народа, его общей куль­ туры и образования. Противоречия между желаниями молодых людей и возможностью сразу же их удовлетворить—это противоречия нашего роста. Они бу­ дут постоянно сглаживаться в ходе технического развития, устранения существенных различий между тру­ дом умственным и физическим, между городом и деревней. Многие учителя в работе по про­ фессиональной ориентации практи­ куют систематические задания, ко торые учащиеся выполняют на учеб­ но- опытных участках, в бригадах совхозов, колхозов, в цехах пред­ приятий. ( Однако некоторые педагоги мед­ ленно перестраивают работу и не вносят нужного вклада в политех­ ническую подготовку учащихся. Е ряде школ примитивно ведется тру довое обучение. Из-за недостатка оборудования, инструмента, особен но материала, учащиеся изготовля­ ют изделия низкого качества; их за­ ставляют пилить, строгать, а затем выбрасывают изделия. Такой труд приучает не к созданию, а к разру­ шению, воспитывает пренебрежение к творению человека н дарам при роды и вместо пользы наносит вред делу трудового и нравственного вое питания учащихся и их профессио нальной ориентации. В рейия и углубления трудового политехнического обучения являются факультативы. Наиболее целесообразным является такое со четание обязательных учебных за нятий с факультативными, которое Однако наличие этого противоре -1 обеспечивает подготовку учащихся к школу, где бы не применялся широ­ ко общественно полезный труд учащихся в различных видах. За по­ следние годы сложились многие пе­ дагогически обоснованные формы общественно полезного организован­ ного труда. В области это, в первую очередь, ученические производствен­ ные бригады, строительные отряды и бригады обслуживающего труда. Ученические произвол с т в е н н ы е бригады действуют в области более 10 лет и в настоящее время 500 бригад объединяют более 50 тысяч сельских школьников. Производст­ венные бригады школ ежегодно вы­ ращивают н убирают на полях хо­ зяйств более 9 тысяч гектаров кар­ тофеля я 3 тысячи гектаров овощей. Под руководством опытных механи­ заторов. учителей и специалистов сельского хозяйства учащиеся ус­ пешно овладевают навыками рабо­ ты на тракторах и комбайнах, осва­ ивают технологию выращивания сельскохозяйственных культур без применения ручного труда, учатся творческому отношению к делу. Ученическая производственная бригада Верхне-Колыбельск-ой сред­ ней школы Хлевенского района пре­ вратила свой учебно-опытный уча­ сток в „опытную станцию. На ней собрано^ более 300 различных видов растений, которые представляют почти все пояса землц. Это отличная лаборатория для учебных занятий, опытов и наблюдений, превосходное наглядное пособие и неиссякаемый источник для приобретения биологи­ ческих и сельскохозяйственных зна­ ний. Опытническую работу учащиеся проводят не только на участке шко­ лы, но и на полях колхоза «Россия». Он« работают над изучением зако­ номерностей развития растений, вы­ являют условия и способы выращи­ вания высоких урожаев, возможно ста возделывания перспективных для колхоза культур. Бригаде колхоз выделил 80 гектаров земли, 2 трак­ тора с необходимым набором инвен­ таря, семена, удобрения, оборудо­ вал кабинеты, прикрепил для руко­ водства работой агронома, экономи­ ста, инженера и двух механизато­ ров. Бригада имеет связь с 20 науч- но-иселедо вательскими учреждени­ ями страны. выпуокникн школ охотно посту­ пают учиться в сельскохозяйствен­ ные учебные заведения и остаются работать в родном колхозе. За по­ следние три года из 82 выпускников школы 43 остались на работе в сво­ ем хозяйстве, 22 обучаются в сель­ скохозяйственных учебных зааеде ниях. Во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку натуралистиче­ ской и опытнической работы в 1971 году Верхне-Колыбельская школа заняла первое место и премирована автобусом. Хорошо организована работа уче­ нических производственных бригад в Вязовицкой средней Школе Долго Руновского района, Набережанской Воловского, Паленской Становл ян­ ского, Каменской Задонского, Но,во деревенской Липецкого, Казацкой Елецкого й многих других. К сожалению, так обстоит дело не везде. В ряде школ ученические производственные бригады числятся формально, не имеют закрепленных площадей, инвентаря, машин, лише ны квалифицированного руководст ва специалистов, в зимнее время распадаются, не организуют учебу своих членов. Общественности области хорошо известно о работе школьных строи тельных отрядов, которые возникли 10 лет назад по почину комсомоле цев и школьников средней школы № 10 города Липецка. Их деятель ность от года к году совершенство валась и ширились ряды. Опыт ра боты отрядов показывает, что это хорошая школа идейно-политической и трудовой закалки учащейся моло дежи. В прошлом году строительные отряды работали на 57 сельских объ ектах и освоили более 540 тысяч рублей. чия требует глубокой во спитат ель­ ной работы с учащими ся , формиро­ вания V них правильных у становок на т р у д и на свою роль в об ществе, воспитания интереса к массовым рабочим профессиям. Бедушая роль в осуществления этой проблемы принадлежит школе, которая совмесшо с семьей и всей общественностью призвана обеспе- ] нить общенаучную, трудовую, поли­ техническую и психологическую под­ готовку молодежи к жизни, к тру- "к а к и м и путями обшеобракиатель -1 ная школа решает ату задачу? буяской ,\ь 1 , школе-интернате № 2 Прежде всего систематическим ГОрода Липецка, средней школе № 24 воспитанием V учащихся с первых города Ельца. дней их пребывания в школе пра-1 в текущем уч6бт>ы году в шко. определенному виду квалифициро ванного труда. Это позволяет ус пешно осуществлять производствен ное обучение школьников, и завео шать их трудовую подготовку при своением определенной квалифика пии. Так организуют дело многие школы облрети. Ежегодно более 500 выпускникам средних школ при сваиваются квалификации машини ста-тракториста 3 класса, шофера животновода, овощевода, лаборанта Хорошо эта работа поставлена Вязовицкой средней школе Долго руковского района, Трубетчинской нуждается наша быстро щаяся область. вильного отношения к учебе как в и д у труда, нелегкого, важного а очень нужного. Необходимо, чтобы каждый школьник глубоко понимал что без знаний жить и трудиться в ваше время невозможно Сегодня мы можем назвать де­ сятки школ и сотни учителей, кото­ рые на протяжении многих лет не имеют неуспевающих, добиваются роста качества знаний учащихся, Это коллективы третьей н 29-й средних школ города Липецка, пер- труду, все еще мало. На факульта- вой Теобчгнской средней школы, тивах сельских школ по основам Троекуоовской школы Чаплыгинско- сельскохозяйственного производст- го района. Казанской Грязинского, ва и изучению трактора, комбайна, Трубетчинской Добровского, средней автомобиля занимается всего 4 ты щкелы N 9 1 города Данкова, 21 | сячи учащихся. Вряд ли можно л ах создано более 3200 факульта­ тивных групп, в которых занимается более 60 тысяч учащихся 7—10 клас­ сов. Значительно возросло число учащихся, изучающих факультатив­ но математику, биологию, физику, химию—науки, необходимые сегодня не только инженеру и агроному, но н рабочему, колхознику. Однако нельзя умолчать о том, что трудовых факультативов, которые готовят учащихся непосредственно к Большая роль в трудовом обуче нии и профессиональной ориентации принадлежит кружкам технического творчества, школьным обществам рационализаторов и изобретателей встречам с новаторами и перелови ками производства и другим видам внеклассной и внешкольной работы. Надо сказать, что в школах обла сти эта работа, к сожалению, не но­ сит пока систематического характе ра. Кружков технического творчест ва мало, к их руководству крайне слабо привлекаются инженеры, тех ники, передовые рабочие. Во многих школах встречи с людьми труда проводятся эпизодически, без долж ной целенаправленности. развеваю- У НАС за последние годы про­ ведена немалая работа по созданию базы' для политех­ нического и трудового обучения. По­ литехнизация учебного процесса не­ мыслима без кабинетов и техниче­ ского оснащения уроков. В настоя­ щее время 188 школ области рабо­ тают по кабинетной системе и име­ ют достаточный набор учебного оборудования н технических средств. Следует, однако, отметить, что в целом в области материально-техни­ ческая база для проведения трудо­ вого обучения и профессиональной ориентации учащихся продолжает оставаться слабой. Нельзя признать нормальным, что в городах, и прежде всего в област­ ном центре, нет ни одной межшколь­ ной мастерской, где учащиеся могли бы заниматься производительным трудом в условиях, максимально приближенных к производственным. Хорошо известно, что наиболее эф­ фективным является производитель­ ный труд подростков и молодежи в заводских условиях, где они непо­ средственно общаются с рабочим классом и подвергаются влиянию его славных традиций. Однако в об­ ласти лишь одна средняя школа № 2 города Ельца имеет учебный цех на элементном заводе. Во мно­ гих сельских школах нет тракторов, автомобилей и изучение машин ве­ дется по плакатам. Выше говорилось о ВерхнеЖолы- бельской школе Хлевенского района, Председатель колхоза «Россия» т. Черноусов видит основной источ­ ник пополнения кадров в выпускни­ ках школы. Колхоз многое делает для школы, создает хорошие усло­ вия труда ее выпускникам, которые остаются на работе в хозяйстве, и добивается закрепления молоды* людей в родном селе. Хорошо эта работа проводится многими хозяйствами Воловского района. И не случайно, что за пос­ ледние 2 года из 500 выпускников средних школ 200 остались работать в колхозах и совхозах района. Мно гие из них, в том числе 12 девушек прошлого выпуска, работают меха низаторами. Большую работу в помощь школе проводит совхоз «Липецкий». За последние 3 года более 30 выпуск­ ников Ильинской средней школы трудоустроены в совхозе. Многие из них — уже командиры производст­ ва. Много хорошего делают руково­ дители и общественные организации Становлянского района, где ежегод­ но направляется на учебу в сельскнё профтехучилища, *сельскохозяйствен­ ные техникумы и вузы по путевкам хозяйств более 100 выпускников 'восьмилетиях и средних школ. Закреплению молодежи на селе как правило, предшествует произ­ водительный труд школьников колхозах и совхозах района. Большую работу в помощь школе проводят завод «Свободный сокол». Лебедянский сахарный завод и многие другие предприятия и хозяй­ ства. К сожалению, можно приводить много примеров другого отношения к проблеме профессиональной ори­ ентации учащихся школ и созданию резерва рабочих кадров. Руководи­ тели строительных трестов часто сетуют на то, что мало молодежи идет на работу в строительство Действительно, комплектование кая ров строителей — это еще нерешен ная задача. Но мы не можем на звать примера, который показал бы серьезную^ и целенаправленную ра боту какой-либо строительной орга низании среди учащихся подшефных школ по подготовке их к профессн ям строителя. В области нет ни од­ ного полигона для обучения строи­ тельным профессиям. Инженеры техники, передовые рабочие не вв' дут систематической работы с уча щимися. В средних школах №№ 4, 25 го рода Липецка нет оборудования по обработке древесины, в 31 школе металлорежущие станки так изно шены, что непригодны к -работе, шефами этих школ являются такие крупные предприятия, как Новоли пецкий металлургический (директор т. Колпаков) и тракторный (дирек тор т. Клименков) заводы. Мало за боты о школе проявляют директор совхоза «Больше-Боевский» т. Мо розов, директор совхоза «Культура» т. Скуратов, директор совхоза «Зна менский» т. Родионов. У СПЕШНОЕ решение трудово го обучения н профессио нальной ориентации учащих­ ся, как любой педагогической зада чн, зависит от учителя, уровня его подготовки. Елецкой школы и многих других. Вместе с тем. мы не можем не за­ мечать того, что многие учащиеся относятся к учебе, как к повинности, без интереса, не стремятся к накоп­ лению знаний. признать правильным, что школьные факультативы по-прежнему ориен­ тируют подавляющее большинство учащихся только на вузы, а не на труд в сфере материального произ­ водства. Задача органов народного обра-| Большое место в трудовом обуче- зования, партийных организаций и | нии и профессиональной ориентации педагоги обеспечить дальнейшее В работе с учащимися необходимо значительно улучшить пропаганду профессий. Изучение данного вопро­ са показало, что в работе по проф­ ориентации очень большое место за­ нимают пока стихийные, неуправля­ емые формы. Систематическая ин­ формация о профессиях отсутствует. Преобладают словесные формы ин­ формации. Массовые рабочие и сельскохозяйственные профессии пояуля-ризиоуются недостаточно. В информации, которую дает школа, львиную долю занимают по- прежнему беседы об инженерно- технических, гуманитарных, ред­ ких профессиях. Многие учащиеся не знают ничего о профессия и ха­ рактере труда своих родителей, пло­ хо осведомлены о трудовой деятель­ ности передовиков предприятий, колхозов, совхозов. Работу по профессиональной ори­ ентации необходимо вести целена­ правленнее и шире, обратив особое внимание на массовые- профессии работников промышленности, сель­ ского хозяйства, строительства, ефе- педагогических коллективов^ | Та ***” * ” жМ * 1«« . -КОХОВЫХ - « а Ы м М Д О М « в а обобдити « в * *«- В области проводится немалая работа н по повышению уровня подготовки учителей труда и маши поведения. В Липецком пединститу те в прошлом году был создан фа культет общетехнических дисциплин который готовит учителей этого про фнля. Однако данная возможность была использована слабо. Недоста­ точную работу по комплектованию нового факультета провел сам пе дагопический институт, не проявили заботы о направлении молодежи на этот факультет районы. Между тем образовательный уровень многих учителей труда, машиноведения, чрр чепия низок В работе с педагогическими кад­ рами предстоит решить большие за­ дачи. Они обусловлены тем, что мцогие учителя общеобразователь­ ных предметов пока слабо представ­ ляют свою конкретную роль в осу­ ществлении , политехнизации на уро­ ках. И этому их надо учить. Нет еще должной связи в работе учите­ лей общеобразовательных дисцип­ лин и трудового обучения. Этому сЛед'ует уделить особое внимание в курсовой переподготовке учителей. Облоно, институту усовершенство­ вания учителей ч педагогическим боты школ и учителей по трудовому обучению и профессиональной ори­ ентации и организовать его внедре­ ние в практику всех педагогических коллективов области. Школы и учителя должны прово­ дить работу по профориентации це­ ленаправленно, с учетом потребности в кадрах своего хозяйства, района, города, области. Между тем они не располагают для этого необходимы­ ми материалами. Областное управ­ ление по использованию трудовых ресурсов обязано иметь перспектив­ ные планы потребности в рабочих. Большую роль в улучшении про­ фессиональной ориентации школьни­ ков призваны сыграть профессио­ нально-технические училища, кото­ рые в области располагают хорошей базой н богатым выбором профес­ сий. Они готовят кадры для народ­ ного хозяйства по 109 специально­ стям. Облоно и областному управлению профтехобразования надо обеспечить постоянную связь учебных заведе­ ний, систематическое общение работ­ ников и учащихся, целенаправлен­ ную пропаганду тех профессий, по которым училища готовят кадры. Трудовое, политехническое обуче­ ние и профессиональная ориентация относятся к числу сложных комп­ лексных проблем. Они решаются школой в тесном содружестве с семьей, производственными коллек­ тивами, всей общественностью. Об этом обстоятельно говорилось на районных и городских конферен­ циях, «а собраниях трудящихся, по­ священных проблеме трудового обу­ чения и профессиональной ориента­ ции. Во многих районах я городах соз­ даны советы по профессиональной ориентации, в состав которых вошли работники просвещения, хозяйствен­ ные руководители, представители Советов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Это правильная мера, и ее нужно осу­ ществить повсеместно. Заслуживают одобрения рекомендации Елецкой городской конференции о дальней­ шем укреплении материально-техни­ ческой базы для трудового обучения, в частности, о'создании учебных це­ хов на заводах «Эльта» и медицин­ ского оборудования. Правильно поступают Липецкий горком КПСС и исполком городско­ го Совета, решившие создать в го­ роде Липецке учебно-производствен ный центр, на базе которого будет осуществляться подготовка старше­ классников к работе на предприя­ тиях и стройках города. В Воловском районе с трибуны конференции к своим сверстникам обратилась ученица 10 класса Заха- ровской средней школы М. Жигал- кина с призывом остаться на работе в родных колхозах. В настоящее время в хозяйствах района ведется практическая подготовка к приему молодого пополнения колхозных кад­ ров. Необходимо провести серьезную практическую работу по созданию нормальных условий трудового обу­ чения школьников, помочь школам в оборудовании кабинетов, мастер­ ских, выделить им необходимые ма­ шины, инструменты, обеспечить ма­ териалами. В частности, надо выде лить каждой сельской средней шко­ ле для подготовки трактористов хо рошие тракторы н закрепить за школами лучших инструкторов из числа передовых механизаторов и инженеров. Серьезного внимания требует экономическая подготовка учащихся школ. В работе по трудовому обучению н профессиональной ориентации од­ но из центральных мест принадле­ жит комсомолу. Многое должны сде­ лать в помощь школе по профессио­ нальной ориентации печать и радио. * * * РЕНИЯ по докладу начались с выступления первого секре­ таря Воловского райкома КПСС И, Ф. Болгова. Он рассказал, как решается в районе задача за­ крепления молодежи на селе. В этом деле активное участие принимают партийные организации, исполкомы сельских Советов, работники народ­ ного образования и общественность. Постоянная целенаправленная ра­ бота по профориентации ведется в Спасской средней школе. Создан со­ вет по трудовому обучению, в состав которого входят как педагоги, так руководители и специалисты колхоза имени XX партсъезда. Специалисты хозяйства ведут и теоретические за­ нятия по агрономии, экономике, уст­ ройству трактора, комбайна и дру­ гих сельскохозяйственных машин. Практически школьники осваивают технику в колхозных мастерских под руководством опытных механизато­ ров. Из 170 учащихся, окончивших Спасскую школу за последние годы, 63 работают сейчас в колхозе, 20 из «их — механизаторы. Интересен опыт и Набережанской средней школы. Комсомольская орга­ низация в 1971 г. выступила инициа­ тором почина «Каждому комсомоль­ цу —г документ на право управления трактором». Совхоз «Набережан- С.КИЙ» поддержал почин школьников. Достаточно сказать, что только для занятий по вождению ежедневно вы­ делялось 5 —6 тракторов. Недавно все 42 выпускника школы успешно сдали квалификационный экзамен и получили удостоверение на право управления трактором. Десятиклассники Захаровской сред­ ней школы в этом году обратились ко всем выпускникам района с при зывом: «С аттестатом о среднем об­ разовании — «а поля и фермы кол хоза». Оратор рассказал также о дея- ские, кабинеты домоводства, в от- | Теперь время иное. В колхозе, на­ дельных оборудованы кабинеты аз- сыщеНном техникой, отпала необхо- тодела и электротехники. Школьники димость в детском тр.уде. Однако мы активно трудятся в строительных от- стали замечать, что не только дети, рядах, в лагерях труда н отдыха, в но и подростки оказались в стороне бригадах по ремонту школ. Прово- от серьезных трудовых процессов. И дятся экскурсии на предприятия, это сказывается на отношении к тру- лекции, беседы о ведущих промыш- ду вообще и к сельскохозяйственно- ленных профессиях, встречи с пере- | му, в частности. довиками производства. Работа по профориентации становится неотъ­ емлемой частью всего учебно-восп’ 1 - тательного процесса. Положительный опыт в этом отношении Накопили средние школы №№ 46, 28, 7 и дру­ гие. В то же время нельзя сказать, что работа по профориентации дает же­ лаемые результаты. Пока коэффи- Вот почему колхоз «Россия» вме­ сте с Верхне-Колыбельской школой повели «астойчивые поиски путей во­ влечения молодежи в подлинную трудовую деятельность еще со школьной скамьи. Наиболее эффек­ тивной в этом отношении оказалась ученическая бригада. Колхоз выделил на строительство, циент ее полезного действия недо- I приобретение учебно-наглядных по- статочно высок: только 50 процентов собий, спортинвентаря и на питание выпускников средних школ прошлого детей 70 тысяч рублей. В высших учебного года после окончания уче- и средних специальных учебных за- бы пошли на производство или в ведениях за его счет учатся 12 ®ы- технические училища. Между тем, к пускников. Специалисты колхоза и 1975 году необходимо трудоустроить школа подготовили 48 трактористов. 65—70 процентов выпускников. Сейчас в колхозе работает 43 недав- Оратор считает, что одно из ела- вих„ выпускника Верхне-Колыбель бых звеньев в работе по профор иен- скои школы- тации является недостаточная орга- I Ученическая производственная низацня трудового обучения в на- бригада за три года дала колхозу чальных классах. Как правило, для 48 тысяч рублей дохода. У юных уроков труда с младшими школьни- земледельцев, как правило, урожай ками нет специальных кабинетов, не бывает значительно выше среднекол- обеспечены они инструментами, ма- хозного. В 1972 г. на базе учениче- териалами. Нередко эти уроки вооб- I ской бригады и учебно-опытного уча- ще заменяют другими занятиями. стка по решению педагогического Требует улучшения постановка совета школы и правления колхоза трудового обучения и в старших I соз-а1ано опытно-семеноводческое по- классах. Школьные мастерские не ле’ гле ставятся опыты, имеющие могут обеспечить такую трудовую аажное производственное значение, подготовку, которая соответствова- школой и ее бригадой закреплено ла бы потребностям предприятий в 80 гектаров земли, два трактора с кадрах рабочих важнейших профес- комплексом сельхозмашин, оборудо- сий. Необходимо в самое ближай- вана агР0биалогическая лаборатория, шее время построить учебно-произ- выделяются в необходимом количе- водственный комбинат в Советском стве семена и удобрения. Контроли- районе, создать производственные РУЮТ школьников и помогают им цехи и участки на предприятиях Ле- I гла®ныи агроном колхоза, эконо- вобережного и Правобережного рай­ онов. Чтобы достичь улучшения трудо­ вого воспитания школьников, нужно оптимально организовать их труд на мист, главный инженер и два инст­ руктора-механизатора. Для учениче- | ской бригады колхоз оборудовал ла­ герь труда и отдыха. , __ , .. В школе готовятся механизаторы. каждом уроке. А для этого следует Расходы по практическому обучению хорошо оборудовать и оснастить не трактористов берет на себя колхоз, только кабинеты труда, но и всех г . общеобразовательных предметов, пе- Сейчас в колхозе «Россия» появи- рейти- всем школам на работу по ЛИСь семьи потомственных механи- кабинетной системе. , заторов — Каменевы, Журавлевы, г* - Профессия земледельца снова пере- В этом деле Добились успехов дается, как эстафета, от ощ а к сыну школы №№ 46, 19, 50, 44. Однако г оборудование кабинетов, оснащение Содружество школы с колхозом мастерских современной техникой и позволяет лучше решить задачу за- инструментом, создание кабинетов крепления молодежи в сельском хо- труда ведется еще медленно, особен- ‘ зяистве. но в школах №№ 38, 39, 9. |ОЛИ Д ИРЕКТОР Елецкого элемент­ ного завода П. Н. Лямин го­ ворил о том, что на этом п общественных наук в трудовом воспитании школь­ ников посвятил выступление учитель средней школы М* Ю г. Ли- предприятии установлен тесный кои- I пенка заслуженный учитель школы такт с подшефной средней Щ 1 фЖ>й РСФСР А. Н. Пивоваров. Он под- № 2 ; г г :: чеШс» л* что принципиально важно Мы считаем и считали * школу определить место каждого школьно- своим цехом, — сказал он, — и зна- го предмета в системе профориента- ем, чпго отвечаем за ее работу в той I Пии- Сам учебный материал должен же мере, как и за любой произйоД- явиться источником такой работы, ственный участок. - ' 'т I Оратор показал это конкретно на о примере преподавания истории и об- Завод организовал в 1963 году щеспвоведения в своей школе школьный цех, выделил для него по­ мещение, оборудование, инвентарь. В уМеханизатор колхоза имени Кали- него были направлены специалисты, вина Добринского района Н. М. знающие и любящие свое дело про- I Кондратов поделился опытом семей- изводствешйки, способные передать НО:ГО трудового воспитания. В его школьникам необходимые знания и семье — 9 детей. Все они хорошо любовь к труду. занимаются в школе, от отца пере- нимают любовь к технике. Четверо В школьном цехе три участка: то- сыновей Н. М. Кондратова пошли карныи, фрезерный и слесарный. по ег0 стопам, стали механизаторами Ученики получают необходимую про- и работают вместе с отцом фессиональную подготовку и, вы­ полняя производственные задания, Первый секретарь Липецкого обко- ощущают себя членами заводского ма ВЛКСМ Л. В. Бельский поднял коллектива. вопрос о роли комсомольских орга- За два года в цехе прошли обуче- оттР/Д0В0м воспитании и ние 148 школьников. После оконча- Учащихся- В этом ния занятий они сдали квалификаци- астная комсомольская орга- онный экзамен на рабочий разряд. к” „в^И^ аКОПИла некотоРЫй опыт. г Ьолее 2000 старшеклассников труди- В сочетании с другой работой по лись прошлым летом в строительных профориентации, это дало неплохие отРяДах на возведении животновод- результаты. За 1972 г. на завод бы- ческих комплексов, культурно-быто- ло принято 215 выпускников вось- объектов на селе. Они освоили мых я десятых классов елецких ^ тысяч рублей капиталовложений, школ. ° этом году выедут на строитель- ^ * стно в сельские районы 2298 стар- Жизнь требует от учителя но- шеклассников, объединенных в Т> вого уровня подготовки и творческих строительных отряда способностей, — сказал в своем вы- отуплении ректор Липецкого педин- Комсомольцы играют важную роль статута Б. Н. Бабин. Он рассказал 8 укреплении связей школ с пред- о том, что делается в пединституте приятаями, в организации работы для улучшения качества подготовки Ученических бригад, педагогов: улучшен состав профес- На ферме колхоза имени Свердло- сорско-преподавательских кадров, ва Добровского района работают повышается научно-техннческии уро- доярками 21 комсомолка. Все они- вень преподавания, элементы иссле- выпускники Путятинской восьмилет- дования внедряются в сам учебный Н€ й школы, процесс, расширяются занятия по курсам школьного эксперимента. Саз- Многое сделали и делают липец- дано студенческое конструкторское 1016 комсомольцы в механизации жи- бюро на физико-математическом фа- вотноводческих ферм, в создании 80 культете, студенты биофака ведут тысяч гектаров орошаемых земель и опытническую работу, создается ла- | 8 Решения других производственных тельности ученических бригад и строительных отрядов, об ОПЫТНИЧв' ской работе на пришкольных, участ­ ках и других формах приобщения школьников к труду. Подробно охарактеризовал состоя ние трудового обучения и работы по профориентации в школах г. Липец­ ка заведующий Липецким гороно В. П. Шаталов. В городе проделана определенная работа по укреплению материально-технической базы тру­ дового обучена*, во всех школах боратория по трудовому обучению, профориентации и т. д. Коллективу института предстоит напряженная, целеустремленная работа, направлен­ ная на совершенствование подготов­ ки будущих учителей, способных ус­ пешно осуществлять задачи политех­ нического обучения, трудового вос­ питания и профориентации. О связи с подшефной школой шла задач. Областная комсомольская органи­ зация принимает все усилия, чтобы подготовить достойную смену стар­ шему поколению. Опытом работы поделился аа съез­ де преподаватель труда Ленинской средней школы Добровского района П. С. Покидов. Председатель Борин- ского сельсовета Липецкого района речь в выступлении председателя А. Д. Егорова рассказала о том, ка- кйлхоза «Россия» Хлевенского рай- кой вклад в уклучшение т р у д о в она Г. С. Черноусова. Эта связь вы- В 0 СПИТа«ня и профориентации уча- ражается прежде всего в совмест- щихся Боринской средней школы ных поисках более совершенных ме- ВН0Сят ^ 0 ^ С о /ет совхоз и ходов трудового обучения и воспи- предприятия, расположенные на тер* тания школьников. Жизнь подсказы- пНТ 0 .рИИ села ^ вает, что со школой связано даль- I нейшее развитие сельскохозяйствен- В заключительном слове доклад­ ного производства. Речь идет не чик, первый секретарь Липецкого об- только о том, чтобы школьники по- кома КПСС Г. П. Павлов еще раз могали колхозу в выращивании и подчеркнул важность решения проб- уборке картофеля, кукурузы и дру- лемы трудового воспитания и проф- гих культур, хотя это тоже большое ориентации учащейся молодежи для подспорье. Но главное, чтобы совме- осуществления задач коммунистиче- стными усилиями растить настоящих ского строительства, для развития хлеборобов, любящих и знающих экономики н культуры области. ™ Ж " Г Г х о з Х г ,,ен„о"И°у * мендации по трудовому воспитанию и профориентации учащейся молоде- Роль семьи в трудовом воспита- жи, адресованные педагогическим нии, говорит оратор, в настоящее коллективам школ и профтехучилищ, время ограничена. Когда-то сельские средних и высших специальных учеб- ребята с малых лет участвовали в ных заведений, колхозам, совхозам и крестьянском труде вместе со взрос- предприятиям, профсоюзным и ком- лыми: пахали, сеяли, косили и т. Д„ и сомольским организациям, органам умение трудиться на земле переда- народного я профессиоиально-техаи- -вдло сз» яз поколения в поколение, ■ческого образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz