Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

ЯЕЯГИЖПГО'Е Ш Ш 22 мая 1973 г.» № 118 (13 590) П АВОДОК, вешние воды, ледо­ ходы, «половодье — все это вдохновляло поэтов, писате­ лей, чаровало их, как символы вес­ ны — бурного пробуждения при­ роды, Но давайте посмотрим на эти явления глазами практиче­ ского человека. Проанализируем, во что обходятся эти явления хозяй­ ству. Разрушаются мосты и дам­ бы, прерывается сообщение, гибнут посевы, затапливаются жилые дома, растут овраги. Есть еще и неучиты­ ваемая потеря — миллионы кубиче­ ских километров воды, крайне необ­ ходимой народному хозяйству, кото­ рые, по сути, в одно мгновение без всякой пользы скатываются в море. Исстари люди строили плотины для регулирования стока рек, для использования энергии воды, для улучшения климата и улучшения судоходства. В Советском Союзе' имеется целый ряд крупнейших во­ дохранилищ, которые по праву на­ зываются рукотворными морями. Но при создании водохранилищ затап­ ливаются ценные пойменные земли, леса. Приходится сносить села. Организация водохранилищ свя­ зана также с нарушением равнове­ сия, установившегося в природе. Подъем уровней реки на отдельных участках приводит к нарушению ре­ жима подземных вод, что зачастую влечет за собой засолонение почв, заболачивание местности. Увеличе­ ние же площади зеркала реки при­ водит к увеличению разгона волн, что является причиной разрушения берегов, образования мелководий, Плотины препятствуют нересту ры­ бы. водка. В годы же бесснежных зим, когда весенний паводок практиче­ ски не имеет места, водохранилища поосто бесполезны, так как регули­ ровать нечего. Напрашивается вывод, что при­ родой нужно управлять иначе. Из­ менения в естественные процессы следует вносить в момент их зарож- Возможно ля восстановление ут­ раченного равновесия в природе? Нам думается, возможно. Ведь наше общество имеет в своем распоряже­ нии могучую технику и может про­ тивопоставить развивающимся про­ цессам обезвоживания недр земли, процессам водной эрозии почв вос­ становление многоводности рек. Например, в настоящее время на ких, как подтопляемость территорий, изменение температурного и дина­ мического режиму рек и т. п. При современном состоянии науки изу­ чение подобных проблем реально. Применяются различные гидрогео­ логические методы, в том числе И математическое моделирование. Мы пробуем не только прогнозировать изменение уровня подземных вод ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ И БУДУЩЕЕ ОБЛАСТИ дения, то есть, когда процессами управлять легче. Каковы же, на наш: взгляд, пути регулирования речного стока в на­ шей области? Снеготаяние весной Происходит в условиях, когда поч­ венный слой еще не оттаял. Следо­ вательно, инфильтрация (просачи- ванйе) тйлых вод в недра земли по­ чти не происходит, и вода скаты­ вается с промерзшей . поверхности водоразделов в реки без задержки. Только в самом конце снеготаяния начинается инфильтрация. Причем, наиболее интенсивно она идет в днищах оврагов. Таким образом, процесс пополнения запасов под­ земных вод происходит в очень ко­ роткое время, на узко -локальных* участках. Поэтому возможности по­ полнения запасов пЬдземных вод естественным путем в настоящее время весьма ограничены. А между тем, рассчитано, что объем одного весеннего стока только с территории ЦЧО составляет 13,02 кубических километра. Кроме всего этого, организация водохранилищ регулирует сток рек не радикально. Большинство павод­ ковых вод все-таки пропускается, и запасов, • накопленных водохранили­ щами, не хватает от паводка до па- 'АЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛУЧЛЛАЛЛАЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛ.' С первых дней пуска стана «2000» на Новолипецком металлурги­ ческом заводе работает коммунист Николай Иванович Безрядин, ко­ торого вы видите на снимке. Он идет в первой шеренге соревную­ щихся за досрочное выполнение плана третьего решающего года пя­ тилетки. Тов. Безрядин активный общественник. Он—-партгрупорг, избран членом Левобережного райкома КПСС. Фото А. Гирева. Новый сталеплавильный гигант будет давать в год стали больше, чем Западно-Сибирский и Кузнец­ кий металлургические заводы вме­ сте взятые. Строителям предстоит освоить на строительстве первой очереди- цеха 290 миллионов рублей. В комплекс войдет 70 самостоя­ тельных объектов, многие из кото­ рых по мощности равны заводам. В проектировании сооружений и обо­ рудования для второго конверторно­ го цеха принимают участие 26 про­ ектных институтов и 8 ведущих за­ водов. Вместе с липецкими строите­ лями сталеплавильный гигант со­ оружают более двух тысяч добро­ вольцев, приехавших со всех кон­ цов с&фаны. ...Шумно и многолюдно в эти •дни в , здании управления капиталь­ ного строительства Новолипецкого металлургического. Сюда постоян­ но прибывают представители про­ ектных институтов страны, ведущих заводо:в, которые готовятся к по­ ставке сложнейшего оборудования. Заводом уже получено технической документации для строительно-мон­ тажных работ на 120 миллионов руб­ лей. Значит, есть над чем порабо­ тать липецким строителям, им не придется ожидать фронта работ. Впервые на стройке второго кон­ верторного цеха Гипромезом разра­ ботан проект организации строитель­ ства. Это — новинка, которая с первых дней сооружения цеха- гиганта придаст организованность Десяткам коллективов строитель­ ных и специализированных трестов и управлений. Однако, еще много и . нерешенных вопросов. На комплексе создана группа сетевого планирования', а сами графики еще не составлены. Совсем недавно представители ин­ ститутов «защищали свои проекты», а сегодня многие из них уже стре­ мятся использовать новые решения. Имеются и такие проекты, которые полностью готовы, но не принимают­ ся генеральным подрядчиком, пото­ му что требуют больших затрат ручного труда. Словом, идет обычная напряжен ная жизнь крупного подразделения, связующего в единое целое коллек­ тивный труд проектных институтов, строителей и за вода-заказчика. Только уехали представители Урал- машзавода, решив вопрос с постав­ кой первой очереди оборудования, появились сотрудники московского институт «Фундаментпроект». Не успела закрыться дверь за москви чаки,— приехал Александр Петро вич Хренов — старый знакомый липчан. заместитель начальника «Союзметаллургкомплекта». Без уча­ стия этого человека не строился ни один из действующих цехов НЛМЗ. .„Идут споры, согласования, пе Р А С С К А З Л И П Е Ц К ------------------ — — * О о К Р и У П Н Е Й Ш Е И Т Р О Й К Е ресматриваются сроки поставок. А между тем строительная площадка с каждЫм днем расширяет свои границы. Пройдет совсем немного времени, и вся площадь в 320 гек­ таров примет рабочий вйд. Уже се­ годня готовится фундамент каркаса здания конверторного отделения, на­ чато бетонирование туннелей шла- ковозщх и стадёвозных тележек, прлНШ|«$ 01 Дом идут земляны&г§або- ТЫг"*-*—•-•••*. . ;:А*тШ©рь поближе познако'ЩШся с главными объектами будущего •'КОН-: вэрДОрного цеха. Вспомним, что вся металлургическая промышленность России в 1913 году произвела 4,2 миллиона тонн сталй. Вспомним, и такой факт: в прошлом году круп­ ные современные металлургические: заводы — Западно-Сибирский и Куз­ нецкий выплавили соответственно 3,2 и 4,6 миллиона тонн стали. Второй конверторный цех НЛМЗ будет выплавлять до 8 миллионов тонн стали. Строителй&тво цеха бу­ дет вестись в две очереди. Ввод в строй" первой очереди намечен на будущий год. Технологическая цепочка про- изводстза стали принципиально не отличается, но, естественно, объемы выплавки потребовали внедрения по­ следних достижений науки, техники, автоматики. Первая очередь цеха запроектиро­ вана так: будут миксерное, кон­ верторное отделения и отделение не­ прерывной разливки стали, транс­ портно-отделочная линия со скла­ дом слябов, участок первичной пе­ реработки шлаков. К числу объектов подсобного производства относится известковый цех, в котором будут действовать три вращающиеся печи большой мощности, загоноопрокиды- ватель, подземные и надземные га­ лереи для конвейеров, многие другие сооружения. А теперь мысленно пройдем вдоль всей технологической линии конвер торного цеха, познакомимся с от­ делениями, участками. Жидкий чугун из доменного цеха в 140-тонных ' ковшах поступит по первой чугуновозной эстакаде в миксерное отделение. Здесь, как из­ вестно, должно производиться усреднение химического состава и температуры чугуна. Для этой цели имеются два 2500-тонных миксера, огромных сосуда цилиндрической формы. После выравнивания температуры чугун из миксеров -в чугуиовозных ковшах емкостью 300 тонн транспор­ тируется по второй эстакаде в кон­ верторное отделение. Это отделение имеет в своем со­ ставе шихтовый, загрузочный, кон­ верторный, шлаковый, ковщевый, пролеты, В шихтовый пролет, на­ пример, подается металлолом в же­ лезнодорожных платформах. Обо­ рудован он шестью мостовыми кра­ нами с электромагнитами и грейфе­ рами. Загрузочный пролет служит для передачи ;жидкого чугуна и метал­ лолома в конверторы. Здесь же устанавливаются два заливочных крана грузоподъемностью 400 тонн и завалочная машина. Конверторный пролет имеет два сталеплавильных агрегата емкостью 300 тонн каждый. Заметим, что в первом конверторном цехе работают агрегаты емкостью ПО тонн. В кон­ верторах будут выплавляться угле­ родистые спокойные'и кипящие ста­ ли. Всего здесь будет происходить до 40 плавок в сутки, В первом конверторном цехе сталь подается на УНРС ковшами. Здесь же конверторный пролет.соединен с отделением разливки закрытой га­ лереей, по которой сталевозами по­ даются ковши с металлом в зону действия кранов УНРС. «Вооружено» это отделение , 5 установкалш непрерывной разливки, расположенными в пяти разливоч­ ных пролетах. Кстати, установки эти разные. Еще недавно металлурги восторга­ лись отечественными установками непрерывной разливки стали. А за последнее время специалисты завода, ученые внесли в конструкцию более трехсот изменений, что позволило сделать установку более совершен­ ной. Сейчас каждая УНРС обору­ дована передвижным стендом для_ сталеразливочных ковшей, который предназначается для замены ковшей без снижения спорости разливки (метод «плавка на плавку»), а так же, поворотным столом, кристалли затором радиального типа для фор­ мирования и охлаждения слитка. Все эти технические новинки позво­ лят значительно повысить скорость разливки. Конверторные жидкие шлаки и твердые шлаки от УНРС з спе­ циальных чашах будут направлять­ ся в шлаковый участок, который расположится в 120 метрах от цеха! Длина его—почти полкилометра. На участке установлено много совре­ менной техники для первичной пе­ реработки шлаков. Слябы от УНРС подаются роль­ ганг-тележкой на приемо-транспорт­ ный участок, а затем на склад, со­ стоящий из трех пролетов по 36 метров шириной и 396 метров дли­ ной. Для транспортировки, склади­ рования и погрузки слябов на платформы установят 8 мостовых кранов. Мы еще ничего не сказали об энергетическом хозяйстве, новом кислородном цехе, объектах водо­ снабжения. Все это будет. Кроме то­ го, при комплексе построят 48 кит лометров железных дорог, 18 кило­ метров шоссейных дорог. В общем, будущий цех неудобно называть цехом. Это поистине гигант! За очень короткое время строите­ лям предстоит выполнить сложней­ шие работы. Потребуется переме­ стить более 9 миллионов кубометров гранта, уложить монолитного бето­ на и железобетона 633 тысячи кубо­ метров, смонтировать огромное ко­ личество металлоконструкций, тру­ бопроводов, траншей. Крупнейшие советские заводы, в том числе Днепропетровский завод металлургического оборудования, Иркутский, Свердловский заводы тяжелого машиностроения поставят второму конверторному цеху около 80 тысяч, тонн различного оборудо­ вания, Его также предстоит в сжа­ тые сроки смонтировать в новом цехе. Выстроить столь сложный комп­ лекс в короткие сроки—очень слож­ ная задача. Тем не менее, многие коллективы специализированных строительных организаций высказы­ вают уверенность, что сократят сро ки, утвержденные четырьмя мини­ стерствами. Так, например, для мон­ тажа металлоконструкций отделения непрерывной разливки стали, по под­ счетам специалистов, необходимо затратить 18 месяцев. Когда же пе­ ред институтом «Проектстальконст- рукция» поставили задачу уплот­ нить сроки, то был предложен но­ вый проект, рассчитанный на 10 ме­ сяцев. Строительство второго конвертор­ ного цеха — крупнейшего метал­ лургического цеха в мире—вступает в решающую фазу. Нет сомнения, что липецкие строители, умудренные большим опытом, с помощью доб- ровольцев-комсомольцев, с помощью своих коллег из многих городов страны и на этот раз с честью вый­ дут из трудного испытания, Второ­ му конверторному цеху-—быть! (Материал подготовлен замести­ телем начальника УКСа НЛМЗ Ю. ПОЛЯКОВЫМ и журналистом А. БАЮКАНСКИМ). ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Украине весьма активно произво­ дится пополнение запасов подзем­ ных вод за счет перехвата талых и дождевых вод прудами. Вода, захваченная прудами, просачивается через их дно и поступает в недра земли. В нашем же, центральном, районе вопрос восполнения должен решать­ ся более кардинально, хотя бы по­ тому, что именно у .нас формируется сток большинства рек Европейской части страны. При этом дело сле­ дует рассматривать, прежде всего, как средство для увеличения водно- энергетических ресурсов рек. Если преобладающую часть талых и дождевых вод направить в нед­ ра на пополнение запасов подземных вод, то можно создать постоянное мощное подземное и родниковое пи­ тание рек и сделать их вновь полно­ водными. Кроме того, вследствие значительного увеличения запасов подземных вод их уровень поднимет­ ся. Благодаря высокому стоянию под­ земных вод увеличится и испарение их с поверхности. Это создает теп­ личную обстановку в почвенной и надпочвенной атмосфере, что будет способствовать вегетации растений. Подземные запасы, искусственно увеличенные за счет сброса в недра талых вод только одного весеннего снеготаяния, смогут питать реки в течение 2—3 лет. Предварительная прикидка показала, что годовой объ­ ем такого дополнительного родни­ кового питания рек на территории ЦЧО составит в таком случае 5—6 кубических километров. Естественно, прежде чем осу ществдять это мероприятие на прак­ тике, необходимо изучить целый ряд факторов, возникающих при повы­ шении уровней подземных вод. Та вследствие увеличения их питания, но и определяем оптимальное коли­ чество воды, которое нужно и мож­ но сбросить в недра, обеспечив эф­ фективность регулирования стока, не принося ущерба природе и народно­ му хозяйству. Посредством сущест­ вующих методов можно выбрать оптимальный вариант размещения прудов-питателей, сообразуясь с природными условиями каждого района, участка. О влиянии же из­ менения «климата» рек на сущест­ вование и развитие флоры и фауны свое слово должны сказать биологи. Что касается чисто технической стороны вопроса, то сброс талых и дождевых вод в недра можно производить посредством сооруже­ ния многочисленных прудов в овра­ гах и даже ложбинах стока. Техни­ ка же для этого потребуется самая обычная — бульдозеры и скреперы. Данные работы могут производить­ ся в любое время года. Следова тельно, можно использовать технику, принадлежащую колхозам и совхо­ зам. Разумеется, прежде чем повсеме­ стно внедрять предлагаемый способ регулирования стока, необходимо помимо теоретического прогнозиро вания иметь экспериментальные данные. По нашему мнению, наибо­ лее целесообразно произвести такую работу на территории Липецкой об­ ласти, которая имеет низкое стояние уровней подземных вод, позволяю­ щее значительно увеличивать их подземные запасы; отличается налн чием глубоко врезанной овражно-ба­ лочной сети, что благоприятствует строительству многочисленных пру­ дов. В днищах и бортах оврагов об­ нажаются либо чистые, однородные пески, либо сильно трещиноватые известняки, т. е. породы, жадно по* глощаюшие воду. Глубокая врезан* ность основных рек позволит изу­ чить вопрос, связанный с выносом материала бортов долин вновь об­ разовавшимися многочисленными родниками. Акватория медленно те* кущей реки Воронеж, несущей хо­ рошо прогретые воды, изобилует во­ дорослями. В ходе эксперимента можно будет составить суждение не только о степени изменения гидро­ динамического режима реки под' влиянием увеличившегося подзем­ ного питания, но и о влиянии боль*- ших притоков холодных вод на фа­ уну и флору. На территории Липецкой области расположился гигант черной метал­ лургии — Новолипецкий завод. Это -—крупнейший потребитель воды. В будущем его дефицит в воде соста­ вит 4 кубометра в секунду. Покры­ вать его помог бы предлагаемый нами метод. За счет паводковых вод, собранных на междуречье Дон—Воронеж, можно увеличить водность реки Воронеж в 1,5—2 ра­ за. Площадь междуречья Дон—Воро­ неж составляет 6240 квадратных ки­ лометров. Поверхностный сток с нее равен 17,36 кубических метра в се­ кунду. Если удастся трансформиро­ вать хотя бы 70 процентов этого количества, то расход реки Воронеж увеличится на 5—6 кубометров в се­ кунду. Для этой цели потребуется построить около 200 прудов со средней емкостью 250 тысяч кубо­ метров каждый. Ориентировочная стоимость такой работы—10.850 тысяч рублей. Стои­ мость проектных и изыскательских работ — 2389 тысяч рублей, стои­ мость исследований — 2638 тысяч рублей. А если пойти по другому предлагаемому пути — переброски донских вод в реку Воронеж (с доле­ вым участием в работах по пере­ броске вод реки Оки в реку Дон), то Новолипецкому заводу придется затратить не менее 37 миллионов рублей. Следовательно, предлагае­ мый нами путь сэкономит 22 мил­ лиона рублей. Итак, необходим эксперимент, э ходе которого I будет решаться воп­ рос:, обеспечим ли мы себя водой посредством дешевых методов, или нам придется осуществлять такие грандиозные проекты, как строитель­ ство крупнейших каналов для пе­ реброски вод сибирских рек в Евро­ пу или создание целой сети колос­ сальных стальных водоводов . С. КУЗНЕЦОВ, инженер-гидрогеолог, сотрудник Липецкого филиала Гипромеза. ПО Из Ленинграда в Москву в пер­ вый испытательный рейс отправился необычный экспресс: к электровозу был прицеплен один из восьми ваго­ нов скоростного пассажирского по­ езда РТ-200 «Русская тройка». Он создан на Калининском вагоностро­ ительном заводе и рассчитан на ско^ рость 200 километров в час. ' Поездка в таком поезде из Ленин­ града а Москву (650 километров) займет меньше четырех часов. В просторном светлом салоне уста­ новлены удобные мягкие кресла с откидными спинками и столиками. По желанию пассажиров каждое из семидесяти кресел можно повернуть под любым углом к направлению движения. Вагоны экспресса «Русская трой­ ка» отличаются низкой посадкой. Для большей устойчивости и обте­ каемости им придана форма геомет­ рической трапеций. Сопротивление встречных потоков воздуха снижают фальшборты, закрывающие подва­ гонное оборудование. Все эти меры улучшают аэродинамические формы экспресса. Проектантам пришлось немало по­ трудиться, чтобы решить и проблему безопасности движения. В случае необходимости не так-то просто бы­ стро остановить поезд, идущий со скоростью двести километров т час. «Русская тройка» впервые в нашей железнодорожной практике обору­ дована дисковыми электропневмати- ческими и магниторельс^выми тор­ мозами. Девятый пятилетний план преду­ сматривает дальнейшее совершенст­ вование подвижного состава отече­ ственных железных дорог. В проек­ тах Всесоюзного научно-исследова­ тельского института вагоностроения появились поезда различного назна­ чения. Дневной экспресс будет перево­ зить пассажиров на расстояния до 800 километров со скоростью 200— 250 километров в чае. Его фирмен­ ная окраска — ярко-вишневая с се­ ребристой полосой посередине. Вечерний экспресс — темно-синий. Проведя ночь в уютных двухмест­ ных спальных купе, пассажиры к ут­ ру перенесутся на расстояние в две тысячи километров. Третий поезд —• двухэтажный, красный, с желтой полосой вдоль окон. Он будет курсировать на рас­ стояния десять и более тысяч кило­ метров. Для удобства путешествен­ ников складные диваны в купе на день можно превращать в мягкие кресла. Из окон второго этажа можно любоваться пейзажами, от­ крывающимися через широкие зер­ кальные проемы. Реакти вный вагон-л аборатор яя, своеобразный аэропоезд, развивает скорость 256 километров в час. Он также создан на Калининском ваго­ ностроительном заводе по проекту специалистов Всесоюзного научно- исследовательского института ваго­ ностроения совместно с коллекти­ вом конструкторского бюро по.авиа­ ционной технике, руководимого! Александром Яковлевым. Такое не­ сколько необычное содружество специалистов воздушного и рельсо­ вого транспорта сыграло большую роль в последующих работах по созданию образцов нового железно­ дорожного подвижного состава. Вагону придана обтекаемая фор­ ма. Под его кузозом расположены баки с шеститонным запасом горю­ чего на тысячу километров пробега. По системе трубопроводов горючее поступает к двум турбореактивным двигателям самолетного типа, уста­ новленным над кабиной машиниста. Развиваемая ими максимальная тя­ га — 3.000 килограммов. От нагре­ ва выхлопными газами крышу ваго­ на предохраняет специальный экран. Во время движения в салоне почти не слышен шум двигателей., Под Киевом по проекту москов­ ского института «Промтрансняи- ироект» строится новый научный центр, с полигоном для отработки конструкций и испытаний опытных образцов нового подвижного соста­ ва. По соседству с производстйенно- лабораторным корпусом будет соо­ ружена двухкилометровая эстакада навесной монорельсовой дороги, проложен железнодорожный путь. На эстакаде начнут проводить ис­ пытания вагонов навесной монорель­ совой дороги, а на пути- е* поездов, оборудованных линейными электро­ двигателями. Скорость передвижения первых рассчитывается на 150 кило­ метров в час, а вторых — до двух­ сот. А. СКОРОБОГАТОВ. (АПН). д о м е н н а я п е ч ь м и к с е р н о е о т д е л ен и е о т д е л е н и е п ри го то вл ен и я «ьерросллА вов о 2 оп ЖЦДКИЙ в1 и з в е с т к о в ы й ц е х Г чугун ~ Т ~ п ш ® Ш конверторное о т д е л е н и е -О о ы ЪшшшЛ о т д е л е н и е .. х=9=/ непрерывной Р А З Л И В К И С Т А Л И I С Л Я Б Ы П Р О К А Т и т В управлении «Отделстрсй-1» треста «Лйпецкстрон» .рационали­ заторы разработали и внедрили гибкий шланговый• битумонровод с электродным подогревом к кот­ лу-термосу. По нему расплавлен­ ный битум из котла-Термоса по­ дается на кровлю, сохраняя не­ обходимую для производства кровельных работ температуру. Шланговый битумонровод удо­ бен в эксплуатации и дает зна­ чительный экономический эффект. * * * На Казанском комбинате стройматериалов налажено про­ изводство глазурованной кирпич­ ной крошки для отделки зданий. Производительность конвейерной линии до 8 квадратных метров в час. Отходы кирпича пропускают через шоковую дробилку,V укла­ дывают на поддоны, которые предварительно посыпают песком. Цветную глазурь (восьми цветов) на кирпичную крошку наносят пульверизатором или краскопуль­ том. Обжигают глазурь в му­ фельных печах. Стоимость ^акой глазури 78 ко­ пеек за килограмм. Применение •нового, дешевого материала дало возможность красиво отделывать колонны, плоскости зданий ри­ сунками,' орнаментами, живопис­ ными панно. На Ленинградском заводе подъ­ емно-транспортного оборудования применяются полиамидные под­ шипники из капрона на башен­ ных и грузоподъемных кранах вместо подшипников № 204. Они. выдерживают большие нагрузки и очень низкие температуры. * * * В Ульяновском тресте «Орг- техстрой» проведена унификация гипсобетонных перегородок, при­ меняемых при строительстве кир­ пичных, жилых и общественных зданий. Разработан каталог, со­ держащий унификацию гипсобе­ тонных перегородок, монтажные схемы их, узлы крепления и опа­ лубочные чертежи. Он позволяет заменить перегородки из отдель­ ных блоков на унифицированные панельные. В результате прове­ денной • унификации количество типоразмеров перегородок сокра­ тилось со 126 до 42. На большинстве строек в каче­ стве изоляционного утеплителя применялись материалы с объем­ ным весом 500—600 килограммов в кубометре. © строительном уп­ равлении № 8 города Фурманова вместо тяжелых утеплителей при­ меняют заливочный пенопласт марки ФРП-1, объемный вес ку­ бометра которого не превышает 60 килограммов. Заливочный пенопласт получа­ ют на специальной установке, смешивая в заданной пропорции два жидких компонента: одну часть резольной смолы с пятью частями продукта ВАГ-2. Стоимость нового утеплителя в два-три раза дешевле применяв­ шихся ранее. (Более подробные сведения об этих новшествах вы можете по- лучить в Липецком ЦНТИ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz