Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
ЯЕЯГИЖПГО'Е Ш Ш 22 мая 1973 г.» № 118 (13 590) П АВОДОК, вешние воды, ледо ходы, «половодье — все это вдохновляло поэтов, писате лей, чаровало их, как символы вес ны — бурного пробуждения при роды, Но давайте посмотрим на эти явления глазами практиче ского человека. Проанализируем, во что обходятся эти явления хозяй ству. Разрушаются мосты и дам бы, прерывается сообщение, гибнут посевы, затапливаются жилые дома, растут овраги. Есть еще и неучиты ваемая потеря — миллионы кубиче ских километров воды, крайне необ ходимой народному хозяйству, кото рые, по сути, в одно мгновение без всякой пользы скатываются в море. Исстари люди строили плотины для регулирования стока рек, для использования энергии воды, для улучшения климата и улучшения судоходства. В Советском Союзе' имеется целый ряд крупнейших во дохранилищ, которые по праву на зываются рукотворными морями. Но при создании водохранилищ затап ливаются ценные пойменные земли, леса. Приходится сносить села. Организация водохранилищ свя зана также с нарушением равнове сия, установившегося в природе. Подъем уровней реки на отдельных участках приводит к нарушению ре жима подземных вод, что зачастую влечет за собой засолонение почв, заболачивание местности. Увеличе ние же площади зеркала реки при водит к увеличению разгона волн, что является причиной разрушения берегов, образования мелководий, Плотины препятствуют нересту ры бы. водка. В годы же бесснежных зим, когда весенний паводок практиче ски не имеет места, водохранилища поосто бесполезны, так как регули ровать нечего. Напрашивается вывод, что при родой нужно управлять иначе. Из менения в естественные процессы следует вносить в момент их зарож- Возможно ля восстановление ут раченного равновесия в природе? Нам думается, возможно. Ведь наше общество имеет в своем распоряже нии могучую технику и может про тивопоставить развивающимся про цессам обезвоживания недр земли, процессам водной эрозии почв вос становление многоводности рек. Например, в настоящее время на ких, как подтопляемость территорий, изменение температурного и дина мического режиму рек и т. п. При современном состоянии науки изу чение подобных проблем реально. Применяются различные гидрогео логические методы, в том числе И математическое моделирование. Мы пробуем не только прогнозировать изменение уровня подземных вод ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ И БУДУЩЕЕ ОБЛАСТИ дения, то есть, когда процессами управлять легче. Каковы же, на наш: взгляд, пути регулирования речного стока в на шей области? Снеготаяние весной Происходит в условиях, когда поч венный слой еще не оттаял. Следо вательно, инфильтрация (просачи- ванйе) тйлых вод в недра земли по чти не происходит, и вода скаты вается с промерзшей . поверхности водоразделов в реки без задержки. Только в самом конце снеготаяния начинается инфильтрация. Причем, наиболее интенсивно она идет в днищах оврагов. Таким образом, процесс пополнения запасов под земных вод происходит в очень ко роткое время, на узко -локальных* участках. Поэтому возможности по полнения запасов пЬдземных вод естественным путем в настоящее время весьма ограничены. А между тем, рассчитано, что объем одного весеннего стока только с территории ЦЧО составляет 13,02 кубических километра. Кроме всего этого, организация водохранилищ регулирует сток рек не радикально. Большинство павод ковых вод все-таки пропускается, и запасов, • накопленных водохранили щами, не хватает от паводка до па- 'АЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛУЧЛЛАЛЛАЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛ.' С первых дней пуска стана «2000» на Новолипецком металлурги ческом заводе работает коммунист Николай Иванович Безрядин, ко торого вы видите на снимке. Он идет в первой шеренге соревную щихся за досрочное выполнение плана третьего решающего года пя тилетки. Тов. Безрядин активный общественник. Он—-партгрупорг, избран членом Левобережного райкома КПСС. Фото А. Гирева. Новый сталеплавильный гигант будет давать в год стали больше, чем Западно-Сибирский и Кузнец кий металлургические заводы вме сте взятые. Строителям предстоит освоить на строительстве первой очереди- цеха 290 миллионов рублей. В комплекс войдет 70 самостоя тельных объектов, многие из кото рых по мощности равны заводам. В проектировании сооружений и обо рудования для второго конверторно го цеха принимают участие 26 про ектных институтов и 8 ведущих за водов. Вместе с липецкими строите лями сталеплавильный гигант со оружают более двух тысяч добро вольцев, приехавших со всех кон цов с&фаны. ...Шумно и многолюдно в эти •дни в , здании управления капиталь ного строительства Новолипецкого металлургического. Сюда постоян но прибывают представители про ектных институтов страны, ведущих заводо:в, которые готовятся к по ставке сложнейшего оборудования. Заводом уже получено технической документации для строительно-мон тажных работ на 120 миллионов руб лей. Значит, есть над чем порабо тать липецким строителям, им не придется ожидать фронта работ. Впервые на стройке второго кон верторного цеха Гипромезом разра ботан проект организации строитель ства. Это — новинка, которая с первых дней сооружения цеха- гиганта придаст организованность Десяткам коллективов строитель ных и специализированных трестов и управлений. Однако, еще много и . нерешенных вопросов. На комплексе создана группа сетевого планирования', а сами графики еще не составлены. Совсем недавно представители ин ститутов «защищали свои проекты», а сегодня многие из них уже стре мятся использовать новые решения. Имеются и такие проекты, которые полностью готовы, но не принимают ся генеральным подрядчиком, пото му что требуют больших затрат ручного труда. Словом, идет обычная напряжен ная жизнь крупного подразделения, связующего в единое целое коллек тивный труд проектных институтов, строителей и за вода-заказчика. Только уехали представители Урал- машзавода, решив вопрос с постав кой первой очереди оборудования, появились сотрудники московского институт «Фундаментпроект». Не успела закрыться дверь за москви чаки,— приехал Александр Петро вич Хренов — старый знакомый липчан. заместитель начальника «Союзметаллургкомплекта». Без уча стия этого человека не строился ни один из действующих цехов НЛМЗ. .„Идут споры, согласования, пе Р А С С К А З Л И П Е Ц К ------------------ — — * О о К Р и У П Н Е Й Ш Е И Т Р О Й К Е ресматриваются сроки поставок. А между тем строительная площадка с каждЫм днем расширяет свои границы. Пройдет совсем немного времени, и вся площадь в 320 гек таров примет рабочий вйд. Уже се годня готовится фундамент каркаса здания конверторного отделения, на чато бетонирование туннелей шла- ковозщх и стадёвозных тележек, прлНШ|«$ 01 Дом идут земляны&г§або- ТЫг"*-*—•-•••*. . ;:А*тШ©рь поближе познако'ЩШся с главными объектами будущего •'КОН-: вэрДОрного цеха. Вспомним, что вся металлургическая промышленность России в 1913 году произвела 4,2 миллиона тонн сталй. Вспомним, и такой факт: в прошлом году круп ные современные металлургические: заводы — Западно-Сибирский и Куз нецкий выплавили соответственно 3,2 и 4,6 миллиона тонн стали. Второй конверторный цех НЛМЗ будет выплавлять до 8 миллионов тонн стали. Строителй&тво цеха бу дет вестись в две очереди. Ввод в строй" первой очереди намечен на будущий год. Технологическая цепочка про- изводстза стали принципиально не отличается, но, естественно, объемы выплавки потребовали внедрения по следних достижений науки, техники, автоматики. Первая очередь цеха запроектиро вана так: будут миксерное, кон верторное отделения и отделение не прерывной разливки стали, транс портно-отделочная линия со скла дом слябов, участок первичной пе реработки шлаков. К числу объектов подсобного производства относится известковый цех, в котором будут действовать три вращающиеся печи большой мощности, загоноопрокиды- ватель, подземные и надземные га лереи для конвейеров, многие другие сооружения. А теперь мысленно пройдем вдоль всей технологической линии конвер торного цеха, познакомимся с от делениями, участками. Жидкий чугун из доменного цеха в 140-тонных ' ковшах поступит по первой чугуновозной эстакаде в миксерное отделение. Здесь, как из вестно, должно производиться усреднение химического состава и температуры чугуна. Для этой цели имеются два 2500-тонных миксера, огромных сосуда цилиндрической формы. После выравнивания температуры чугун из миксеров -в чугуиовозных ковшах емкостью 300 тонн транспор тируется по второй эстакаде в кон верторное отделение. Это отделение имеет в своем со ставе шихтовый, загрузочный, кон верторный, шлаковый, ковщевый, пролеты, В шихтовый пролет, на пример, подается металлолом в же лезнодорожных платформах. Обо рудован он шестью мостовыми кра нами с электромагнитами и грейфе рами. Загрузочный пролет служит для передачи ;жидкого чугуна и метал лолома в конверторы. Здесь же устанавливаются два заливочных крана грузоподъемностью 400 тонн и завалочная машина. Конверторный пролет имеет два сталеплавильных агрегата емкостью 300 тонн каждый. Заметим, что в первом конверторном цехе работают агрегаты емкостью ПО тонн. В кон верторах будут выплавляться угле родистые спокойные'и кипящие ста ли. Всего здесь будет происходить до 40 плавок в сутки, В первом конверторном цехе сталь подается на УНРС ковшами. Здесь же конверторный пролет.соединен с отделением разливки закрытой га лереей, по которой сталевозами по даются ковши с металлом в зону действия кранов УНРС. «Вооружено» это отделение , 5 установкалш непрерывной разливки, расположенными в пяти разливоч ных пролетах. Кстати, установки эти разные. Еще недавно металлурги восторга лись отечественными установками непрерывной разливки стали. А за последнее время специалисты завода, ученые внесли в конструкцию более трехсот изменений, что позволило сделать установку более совершен ной. Сейчас каждая УНРС обору дована передвижным стендом для_ сталеразливочных ковшей, который предназначается для замены ковшей без снижения спорости разливки (метод «плавка на плавку»), а так же, поворотным столом, кристалли затором радиального типа для фор мирования и охлаждения слитка. Все эти технические новинки позво лят значительно повысить скорость разливки. Конверторные жидкие шлаки и твердые шлаки от УНРС з спе циальных чашах будут направлять ся в шлаковый участок, который расположится в 120 метрах от цеха! Длина его—почти полкилометра. На участке установлено много совре менной техники для первичной пе реработки шлаков. Слябы от УНРС подаются роль ганг-тележкой на приемо-транспорт ный участок, а затем на склад, со стоящий из трех пролетов по 36 метров шириной и 396 метров дли ной. Для транспортировки, склади рования и погрузки слябов на платформы установят 8 мостовых кранов. Мы еще ничего не сказали об энергетическом хозяйстве, новом кислородном цехе, объектах водо снабжения. Все это будет. Кроме то го, при комплексе построят 48 кит лометров железных дорог, 18 кило метров шоссейных дорог. В общем, будущий цех неудобно называть цехом. Это поистине гигант! За очень короткое время строите лям предстоит выполнить сложней шие работы. Потребуется переме стить более 9 миллионов кубометров гранта, уложить монолитного бето на и железобетона 633 тысячи кубо метров, смонтировать огромное ко личество металлоконструкций, тру бопроводов, траншей. Крупнейшие советские заводы, в том числе Днепропетровский завод металлургического оборудования, Иркутский, Свердловский заводы тяжелого машиностроения поставят второму конверторному цеху около 80 тысяч, тонн различного оборудо вания, Его также предстоит в сжа тые сроки смонтировать в новом цехе. Выстроить столь сложный комп лекс в короткие сроки—очень слож ная задача. Тем не менее, многие коллективы специализированных строительных организаций высказы вают уверенность, что сократят сро ки, утвержденные четырьмя мини стерствами. Так, например, для мон тажа металлоконструкций отделения непрерывной разливки стали, по под счетам специалистов, необходимо затратить 18 месяцев. Когда же пе ред институтом «Проектстальконст- рукция» поставили задачу уплот нить сроки, то был предложен но вый проект, рассчитанный на 10 ме сяцев. Строительство второго конвертор ного цеха — крупнейшего метал лургического цеха в мире—вступает в решающую фазу. Нет сомнения, что липецкие строители, умудренные большим опытом, с помощью доб- ровольцев-комсомольцев, с помощью своих коллег из многих городов страны и на этот раз с честью вый дут из трудного испытания, Второ му конверторному цеху-—быть! (Материал подготовлен замести телем начальника УКСа НЛМЗ Ю. ПОЛЯКОВЫМ и журналистом А. БАЮКАНСКИМ). ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Украине весьма активно произво дится пополнение запасов подзем ных вод за счет перехвата талых и дождевых вод прудами. Вода, захваченная прудами, просачивается через их дно и поступает в недра земли. В нашем же, центральном, районе вопрос восполнения должен решать ся более кардинально, хотя бы по тому, что именно у .нас формируется сток большинства рек Европейской части страны. При этом дело сле дует рассматривать, прежде всего, как средство для увеличения водно- энергетических ресурсов рек. Если преобладающую часть талых и дождевых вод направить в нед ра на пополнение запасов подземных вод, то можно создать постоянное мощное подземное и родниковое пи тание рек и сделать их вновь полно водными. Кроме того, вследствие значительного увеличения запасов подземных вод их уровень поднимет ся. Благодаря высокому стоянию под земных вод увеличится и испарение их с поверхности. Это создает теп личную обстановку в почвенной и надпочвенной атмосфере, что будет способствовать вегетации растений. Подземные запасы, искусственно увеличенные за счет сброса в недра талых вод только одного весеннего снеготаяния, смогут питать реки в течение 2—3 лет. Предварительная прикидка показала, что годовой объ ем такого дополнительного родни кового питания рек на территории ЦЧО составит в таком случае 5—6 кубических километров. Естественно, прежде чем осу ществдять это мероприятие на прак тике, необходимо изучить целый ряд факторов, возникающих при повы шении уровней подземных вод. Та вследствие увеличения их питания, но и определяем оптимальное коли чество воды, которое нужно и мож но сбросить в недра, обеспечив эф фективность регулирования стока, не принося ущерба природе и народно му хозяйству. Посредством сущест вующих методов можно выбрать оптимальный вариант размещения прудов-питателей, сообразуясь с природными условиями каждого района, участка. О влиянии же из менения «климата» рек на сущест вование и развитие флоры и фауны свое слово должны сказать биологи. Что касается чисто технической стороны вопроса, то сброс талых и дождевых вод в недра можно производить посредством сооруже ния многочисленных прудов в овра гах и даже ложбинах стока. Техни ка же для этого потребуется самая обычная — бульдозеры и скреперы. Данные работы могут производить ся в любое время года. Следова тельно, можно использовать технику, принадлежащую колхозам и совхо зам. Разумеется, прежде чем повсеме стно внедрять предлагаемый способ регулирования стока, необходимо помимо теоретического прогнозиро вания иметь экспериментальные данные. По нашему мнению, наибо лее целесообразно произвести такую работу на территории Липецкой об ласти, которая имеет низкое стояние уровней подземных вод, позволяю щее значительно увеличивать их подземные запасы; отличается налн чием глубоко врезанной овражно-ба лочной сети, что благоприятствует строительству многочисленных пру дов. В днищах и бортах оврагов об нажаются либо чистые, однородные пески, либо сильно трещиноватые известняки, т. е. породы, жадно по* глощаюшие воду. Глубокая врезан* ность основных рек позволит изу чить вопрос, связанный с выносом материала бортов долин вновь об разовавшимися многочисленными родниками. Акватория медленно те* кущей реки Воронеж, несущей хо рошо прогретые воды, изобилует во дорослями. В ходе эксперимента можно будет составить суждение не только о степени изменения гидро динамического режима реки под' влиянием увеличившегося подзем ного питания, но и о влиянии боль*- ших притоков холодных вод на фа уну и флору. На территории Липецкой области расположился гигант черной метал лургии — Новолипецкий завод. Это -—крупнейший потребитель воды. В будущем его дефицит в воде соста вит 4 кубометра в секунду. Покры вать его помог бы предлагаемый нами метод. За счет паводковых вод, собранных на междуречье Дон—Воронеж, можно увеличить водность реки Воронеж в 1,5—2 ра за. Площадь междуречья Дон—Воро неж составляет 6240 квадратных ки лометров. Поверхностный сток с нее равен 17,36 кубических метра в се кунду. Если удастся трансформиро вать хотя бы 70 процентов этого количества, то расход реки Воронеж увеличится на 5—6 кубометров в се кунду. Для этой цели потребуется построить около 200 прудов со средней емкостью 250 тысяч кубо метров каждый. Ориентировочная стоимость такой работы—10.850 тысяч рублей. Стои мость проектных и изыскательских работ — 2389 тысяч рублей, стои мость исследований — 2638 тысяч рублей. А если пойти по другому предлагаемому пути — переброски донских вод в реку Воронеж (с доле вым участием в работах по пере броске вод реки Оки в реку Дон), то Новолипецкому заводу придется затратить не менее 37 миллионов рублей. Следовательно, предлагае мый нами путь сэкономит 22 мил лиона рублей. Итак, необходим эксперимент, э ходе которого I будет решаться воп рос:, обеспечим ли мы себя водой посредством дешевых методов, или нам придется осуществлять такие грандиозные проекты, как строитель ство крупнейших каналов для пе реброски вод сибирских рек в Евро пу или создание целой сети колос сальных стальных водоводов . С. КУЗНЕЦОВ, инженер-гидрогеолог, сотрудник Липецкого филиала Гипромеза. ПО Из Ленинграда в Москву в пер вый испытательный рейс отправился необычный экспресс: к электровозу был прицеплен один из восьми ваго нов скоростного пассажирского по езда РТ-200 «Русская тройка». Он создан на Калининском вагоностро ительном заводе и рассчитан на ско^ рость 200 километров в час. ' Поездка в таком поезде из Ленин града а Москву (650 километров) займет меньше четырех часов. В просторном светлом салоне уста новлены удобные мягкие кресла с откидными спинками и столиками. По желанию пассажиров каждое из семидесяти кресел можно повернуть под любым углом к направлению движения. Вагоны экспресса «Русская трой ка» отличаются низкой посадкой. Для большей устойчивости и обте каемости им придана форма геомет рической трапеций. Сопротивление встречных потоков воздуха снижают фальшборты, закрывающие подва гонное оборудование. Все эти меры улучшают аэродинамические формы экспресса. Проектантам пришлось немало по трудиться, чтобы решить и проблему безопасности движения. В случае необходимости не так-то просто бы стро остановить поезд, идущий со скоростью двести километров т час. «Русская тройка» впервые в нашей железнодорожной практике обору дована дисковыми электропневмати- ческими и магниторельс^выми тор мозами. Девятый пятилетний план преду сматривает дальнейшее совершенст вование подвижного состава отече ственных железных дорог. В проек тах Всесоюзного научно-исследова тельского института вагоностроения появились поезда различного назна чения. Дневной экспресс будет перево зить пассажиров на расстояния до 800 километров со скоростью 200— 250 километров в чае. Его фирмен ная окраска — ярко-вишневая с се ребристой полосой посередине. Вечерний экспресс — темно-синий. Проведя ночь в уютных двухмест ных спальных купе, пассажиры к ут ру перенесутся на расстояние в две тысячи километров. Третий поезд —• двухэтажный, красный, с желтой полосой вдоль окон. Он будет курсировать на рас стояния десять и более тысяч кило метров. Для удобства путешествен ников складные диваны в купе на день можно превращать в мягкие кресла. Из окон второго этажа можно любоваться пейзажами, от крывающимися через широкие зер кальные проемы. Реакти вный вагон-л аборатор яя, своеобразный аэропоезд, развивает скорость 256 километров в час. Он также создан на Калининском ваго ностроительном заводе по проекту специалистов Всесоюзного научно- исследовательского института ваго ностроения совместно с коллекти вом конструкторского бюро по.авиа ционной технике, руководимого! Александром Яковлевым. Такое не сколько необычное содружество специалистов воздушного и рельсо вого транспорта сыграло большую роль в последующих работах по созданию образцов нового железно дорожного подвижного состава. Вагону придана обтекаемая фор ма. Под его кузозом расположены баки с шеститонным запасом горю чего на тысячу километров пробега. По системе трубопроводов горючее поступает к двум турбореактивным двигателям самолетного типа, уста новленным над кабиной машиниста. Развиваемая ими максимальная тя га — 3.000 килограммов. От нагре ва выхлопными газами крышу ваго на предохраняет специальный экран. Во время движения в салоне почти не слышен шум двигателей., Под Киевом по проекту москов ского института «Промтрансняи- ироект» строится новый научный центр, с полигоном для отработки конструкций и испытаний опытных образцов нового подвижного соста ва. По соседству с производстйенно- лабораторным корпусом будет соо ружена двухкилометровая эстакада навесной монорельсовой дороги, проложен железнодорожный путь. На эстакаде начнут проводить ис пытания вагонов навесной монорель совой дороги, а на пути- е* поездов, оборудованных линейными электро двигателями. Скорость передвижения первых рассчитывается на 150 кило метров в час, а вторых — до двух сот. А. СКОРОБОГАТОВ. (АПН). д о м е н н а я п е ч ь м и к с е р н о е о т д е л ен и е о т д е л е н и е п ри го то вл ен и я «ьерросллА вов о 2 оп ЖЦДКИЙ в1 и з в е с т к о в ы й ц е х Г чугун ~ Т ~ п ш ® Ш конверторное о т д е л е н и е -О о ы ЪшшшЛ о т д е л е н и е .. х=9=/ непрерывной Р А З Л И В К И С Т А Л И I С Л Я Б Ы П Р О К А Т и т В управлении «Отделстрсй-1» треста «Лйпецкстрон» .рационали заторы разработали и внедрили гибкий шланговый• битумонровод с электродным подогревом к кот лу-термосу. По нему расплавлен ный битум из котла-Термоса по дается на кровлю, сохраняя не обходимую для производства кровельных работ температуру. Шланговый битумонровод удо бен в эксплуатации и дает зна чительный экономический эффект. * * * На Казанском комбинате стройматериалов налажено про изводство глазурованной кирпич ной крошки для отделки зданий. Производительность конвейерной линии до 8 квадратных метров в час. Отходы кирпича пропускают через шоковую дробилку,V укла дывают на поддоны, которые предварительно посыпают песком. Цветную глазурь (восьми цветов) на кирпичную крошку наносят пульверизатором или краскопуль том. Обжигают глазурь в му фельных печах. Стоимость ^акой глазури 78 ко пеек за килограмм. Применение •нового, дешевого материала дало возможность красиво отделывать колонны, плоскости зданий ри сунками,' орнаментами, живопис ными панно. На Ленинградском заводе подъ емно-транспортного оборудования применяются полиамидные под шипники из капрона на башен ных и грузоподъемных кранах вместо подшипников № 204. Они. выдерживают большие нагрузки и очень низкие температуры. * * * В Ульяновском тресте «Орг- техстрой» проведена унификация гипсобетонных перегородок, при меняемых при строительстве кир пичных, жилых и общественных зданий. Разработан каталог, со держащий унификацию гипсобе тонных перегородок, монтажные схемы их, узлы крепления и опа лубочные чертежи. Он позволяет заменить перегородки из отдель ных блоков на унифицированные панельные. В результате прове денной • унификации количество типоразмеров перегородок сокра тилось со 126 до 42. На большинстве строек в каче стве изоляционного утеплителя применялись материалы с объем ным весом 500—600 килограммов в кубометре. © строительном уп равлении № 8 города Фурманова вместо тяжелых утеплителей при меняют заливочный пенопласт марки ФРП-1, объемный вес ку бометра которого не превышает 60 килограммов. Заливочный пенопласт получа ют на специальной установке, смешивая в заданной пропорции два жидких компонента: одну часть резольной смолы с пятью частями продукта ВАГ-2. Стоимость нового утеплителя в два-три раза дешевле применяв шихся ранее. (Более подробные сведения об этих новшествах вы можете по- лучить в Липецком ЦНТИ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz