Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

* Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 25 марта 1973 г., М 71 (13 543) Перед четвертой четвертью С д е л а н о с в о и м и р у к ам и Обще ственн о сть предприятий и учеба моло дых раб оч их З а дей ственн о сть перед о ­ вого оп ыта КАНИКУЛЫ-ЗАБОТА В З Р О С Л Ы Х Во время весенних каникул число забот у взрослых возра­ стает. В Липецке проводятся тра­ диционные математическая, фи­ зическая и химическая олимпиа­ ды. Участники их — победители районных олимпиад. Новость: в это время будет проведен отбор лучших юных математиков и фи­ зиков области в физико-математи­ ческую школу при МГУ. Большое количество школьни- ков-спортсменов выезжает на соревнования в разные города республики. Красные следопыты будут особенно интенсивно вести свои поиски. Состоятся утрен­ ники, прогулки, экскурсии. Каникулы используются для обмена опытом. Областной се­ минар организаторов внекласс­ ной и внешкольной воспитатель­ ной работы, встреча биологов опорных школ районов, органи­ заторов туристской работы в районах, областной смотр худо­ жественной самодеятельности учителей — перечень главных событий, планируемых на кани­ кулы. Для учителей, свободных от участия в них, главным делом будет работа по оформлению предметных кабинетов. Вообще нынешний учебный год знамена­ телен массовым переходом шк^л на кабинетную систему занятий. Главнейшая задача каждого учителя и каждого педагогиче­ ского коллектива перед началом следующей, четвертой четверти— тщательно проанализировать вы­ полнение учебных планов и про­ грамм, чтобы точно знать, что упущено, что и как наверстывать в оставшееся время. Очень важно привлечь к кани­ кулам внимание родителей. Учи­ теля младших классов будут ра­ ботать с плохо читающими деть­ ми. Обязательно произойдут встречи с их родителями—надо объяснить им, как помочь своим детям, чтобы эти занятия были интересными и необременитель­ ными. Дорогие родители, найдите в дни каникул больше времени для дружеского общения со своими сыновьями и дочками. Расскажи­ те о своей профессии и работе, поинтересуйтесь, чем увлечены ваши дети. Надо сделать все, чтобы ребята хорошо отдохнули, проверить их здоровье, просле­ дить, чтобы они хорошо пита­ лись—ведь позади три нелегких четверти, а впереди — решающий этап учебного года. Нельзя обойти молчанием и такое звено в системе народного образования, как вечерние шко­ лы. Не только потому, что многие из учащихся по возрасту неда­ леко ушли от учащихся обычных средних школ, но и потому, что заключительная часть учебного года и тут будет напряженной. На этой странице опубликована кор­ респонденция о положении в од­ ной из вечерних школ. В той или иной степени подобные факты можно встретить в других шко­ лах рабочей (сельской) молоде­ жи. Общественность предприя­ тий, строек, учреждений должна позаботиться о тех, кто получает образование без отрыва от про­ изводства, создать им все усло­ вия для плодотворной учебы. Д Е Т И Р А Д У Ю Т Н А С Вот у же нес колько лет чугун олитейн ый цех зав ода «Свободн ый С окол» шеф ствует над школой № 28. Совме­ стн о с классными ру­ к оводителями рабо чие организуют экскурсии ребят на зав од, в стре­ чи с перед овиками про­ извод ства, п омогают оформлять разного ро­ да стенды. Учащиеся т о же стараются не о статься в д олгу: хо­ рошо у чатся. Чт об ы сделать при- ятн ое своим старшим друзьям, школьники участвуют в художест­ венной самодеятельно­ сти, их руководители при подготовке новых концертных программ берут во внимание и интересы шефов. Недавно в красном уголке чугунолитейное го цеха состоялся оче­ редной концерт школь­ ной художественной самодеятельности. С большим интересом слушали выступления школьного ансамбля «Ровесники». Очень' понравилось рабочим вокальное трио в со­ ставе Наташи Ивано­ вой, Наташи Фарафо- новой и Тани Ковале­ вой, исполнивших по­ пулярную песню'«Дроз­ ды». Д. БУДЮКИН, слесарь чугунолитейного цеха завода «Свободный сокол». В 19-И ШКОЛЕ внедряется ка­ бинетная система занятий, все классы, начиная с 4-го, занимаются в кабинетах. В марте их было оборудовано 8, еще 6 — дообар удуются. Елена Михайловна Коваленко, ди­ ректор школы, на этот счет говорит: — Уплатили рублей 80 за пластик, древесно-волокнистую плиту. Это наши основные расходы. Остальное — дело рук учителей, родителей, на­ ших учащихся. ...Кабинет истории. Четверо ребят что-то мастерят, один врезал замок в шкаф, вытянув- — ««-ш шийся во всю ..11 1 длину задней сте­ ны кабинета. Этот шкаф и привлек мое внимание. И не только своими размерами, но и отделкой. Верхняя часть его — поч­ ти сплошь из стекла. Внутри — полочки, на ко­ торых размещена историческая управления, и электрифицированные карты — все сделали они. Раиса Марковна Бычкова — клас­ сный руководитель 8 «Л» рассказы­ вает: — Начали с родительского собра­ ния. Рассказала я, что нужно для оборудования кабинета. Помогли, кто советом, кто конкретным делом. Родители сделали эскиз шкафа, по­ могли разобраться с пультом управ­ ления. Все остальное — дело рук мальчиков. -Посмотрели бы, что тут было в зимние каникулы! Класс был превращен в мастерскую; пилили, ШКОЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИЙ Н УЧЕБНЫ Й ПРОЦЕСС многочисленная литература. В нижней части шкафа карты, другие пособия, причем размещены они так, чтобы можно было взять в любую минуту. Но главное достоинство кабинета — в управлении техническими средст­ вами обучения. Расположены они в том же шкафу, а управление ими осуществляется с пульта, который находится на рабочем столе учителя. Достаточно повернуть тумблер — ки­ ноаппарат включен, и тут же на эк­ ране появляется изображение. Забо­ та учителя заключается в том, что­ бы зарядить аппарат, подготовить его к работе. А это не представляет особых трудностей. Еще одна новинка в кабинете — две исторические электрифицирован­ ные карты: одна — по новой исто­ рии, вторая —- охватывает период средневековья. Взял указку, соеди­ нил ее с контактом, рядом с кото­ рым сделана, скажем, подпись о та­ таро-монгольском нашествии, и сра­ зу на карте загораются лампочки, показывающие места, в которых по­ бывали завоеватели. Карты «пита­ ются» от сети переменного тока че­ рез понижающий трансформатор. Творцами оборудования этого ка­ бинета являются ребята. И этот длинный во всю стену шкаф, и пульт 1ИН|ИВИНН1ВВИНИНИИННЮШЯВНИВИИН1Н1 строгали, прибивали, паяли, перепаи­ вали, и так не один раз. Для ребят это была полезная во всех отноше­ ниях работа, а для нас — такие удобства, о которых раньше и не ду­ малось. Теперь Раиса Марковна, видя, что сделано в других кабинетах, сетует: «Вот у нас нет «обратной связи», как в физическом и химическом. А надо бы». И правда, там эта новинка дейст­ вует дазно. Первый внедрил ее у се­ бя в физкабинете Сергей Тарасович Антонов. Многие учителя Липецка хорошо знают его как замечатель­ ного физика и незаурядного рацио­ нализатора. В его кабинете в счи­ танные секунды вы можете автома­ тически закрыть оконные шторы, опустить экран, включить киноаппа­ рат, телевизор или диапроектор. И все это не сходя со своего места. Есть у него и другие новинки. Сергей Тарасович может по ходу объяснения вести проверку усвое­ ния нового материала каждым уче­ ником. Для этого, отвечая на вопрос, ученик должен повернуть в ту или иную сторону выключатель у своего стола: если его ответ правильный, то на пульте управления загорится зе­ леный свет, если — нет, то красный. Это и есть «обратная связь», ,х. е. I информация, идущая от ученика к учителю. Теперь секретом монтажа «обрат­ ной связи» овладели мйогие старше­ классники. Говоря об оборудовании кабине­ тов, нельзя не сказать доброго сло­ ва обучителе В. Е. Першине. До недавнеговремени он работал на станкостроительном заводе в Ли­ пецке. Одновременно учился заочно в Воронежском университете, а ког­ да окончил его, перешел в школу. Ребята быстро привязались к ново­ му учителю, потому, что он все уме- ет: он и электрик и художник, и ге­ ограф, любое де­ ло в его руках спорится. Галерея портретов писате­ лей в литератур ном кабинете — это его заслуга Много полезных вещей сделали ученики под бго "" ............ ... руководством школьной .мастерской. Много интересного может расска зать об оборудовании своего каби­ нета учительница математики Вера Алексеевна Гаврилова. Она в основ­ ном опирается на помощь родителей своего класса. Каждое воскресенье приходят по 5—8 человек. Сооруди­ ли небольшую кафедру, смонтирова­ ли пульт управления, придумали оригинальное крепление для кодо- скопа. Он установлен в среднем ря­ ду на обычном ученическом столе, ко когда нужно, прибор опускается, стол ничем не отличается от других. Классный руководитель Ольга Александровна Дидо задалась целью создать в школе второй лингафон­ ный кабинет. Словом, в активный поиск вклю­ чились все учителя. Работа направ­ ляется администрацией и партийной организацией. О переходе на каби­ нетную систему занятий не один раз вели речь и на партийных собра­ ниях, и на совещаниях при дирек­ торе. Каждый член коллектива зна­ ет свое дело, свое задание, но цель у всех одна — повысить уровень преподавания, создать оптимальные условия для занятий. Ф. РОМАННИКОВ, инспектор школ облоно. г. Липецк.. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Краеведение как средство поз­ нания родной земли, как средство патриотического воспитания под­ растающего поколения все боль­ ше внедряется в жизнь школы. Одно из направлений этой работы — литературное краеведение — привлекло внимание кафедры рус­ ской и зарубежной литературы Липецкого пединститута. При ка­ федре создана группа литератур­ ного краеведения, в которую вхо­ дят научные работники, работни­ ки музеев, учителя, инженеры, краеведы-любители, живущие в Липецке, в других городах и рай­ онах области. Недавно при ка­ федре состоялся второй областной семинар по литературному крае­ ведению. На нем были зачитаны доклады «Глеб Успенский и Ли­ пецкий край» — приводились ма­ лоизвестные факты о его пребы­ вании в Липецке, '«Пришвин и Липецкий край», «Левитов и Ли­ пецкий край». В планах кафедры — использо­ вание материалов семинаров при разработке факультативных кур­ сов по литературному краеведе­ нию для будущих учителей. В. АРКАДЬЕВ. ДЕНЬ ПТИЦ Традицией стало в средней шко­ ле № 12 г. Липецка проводить День птиц. В нынешнем году ре­ бята начали готовиться заранее: оформили альбомы, выпустили специальные номера стенных га­ зет, сделали скворечники и кор­ мушки. Школьный праздник начался с выступлений о пользе пернатых друзей, ребята показали теат­ рализованное представление. Спе­ циальное жюри подвело итоги конкурса и наградило победите­ лей грамотами и игрушками. На снимке: друзья двенадцатой школы. птиц из Фото Ю. Ардашева. Вот уже четвертый год в совхозе «Дмитряшевский» работает филиал Хлевенского сельского профессионально-технического учи­ лища. За это время здесь подготовлено более ста механизаторов. И в этом году на курсах обучаются двадцать четыре рабочих совхоза. На снимке: идет очередное занятие. Его проводит преподаватель Сергей Митрофанович Колесников. Фото Ю. Ардашева. СПИСКАХ УЧАЩИХСЯ Ч И С Л Я Т С Я V I I Школа рабочей молодежи № 2 размещается в хорошем помещении. Расположена недалеко от трактор­ ного занода. Педагогический коллек­ тив работоспособный, энергичный. Учителя умеют привить учащимся любовь к знаниям. И почти в каж­ дом цехе и отделе завода успешно трудятся сейчас бывшие выпускники школы. Конечно, садиться за парту пос­ ле напряженной заводской смены, изо дня в день нести двойную .на­ грузку совсем не просто. Тем более, важно создать работающей молоде­ жи благоприятные условия для учебы. Немало различных форм работы с молодежью использует коллектив экспериментального цеха. Совет по работе с подростками во главе с на­ чальником бюро труда и зарплаты В. Селютиным вместе с преподавате­ лями вечерней школы постоянно ин­ тересуются жизнью юношей и деву­ шек. Учеба в школе учитывается и при повышении рабочего разряда, распределении отпусков. В экспериментальном цехе стара­ ются поддержать контакт с роди­ телями. За каждым молодым рабо­ чим закреплен шеф-воспитатель. Они тоже заботятся об учебе своих юных друзей. И все-таки, даже при наличии по­ добных усилий, результаты учебы молодежи цеха еще далеки от идеа­ ла: из 12 человек, которые могли- бы учиться, посещают школу только шесть. Что уж говорить после этого о тех цехах, где к учебе молодых рабочих относятся без внимания? Почему, например, из года в год мало учится в школе молодых прес­ совщиков? Дело в том, что отсюда чаще всего посылают на учебу но­ вичков, которые еще не успели ос­ воить даже своей рабочей профес­ сии. И вообще многие руководители цехов действуют по принципу: лишь бы осуществить набор и отрапорто­ вать партийному комитету, что работа по вовлечению молодежи в школу за­ вершена. А там, хоть трава не ра­ сти. Ходят ли ребята в школу, нет— их больше не интересует. Внесли, например, в списки вчерашних вы­ пускников профтехучилищ. Они еще не освоили производство, думают о разрядах, и двойная нагрузка им тем более трудна. Можно было бы и подождать годик. Тем более, что в цехе молодых рабочих, не имею­ щих образования, предостаточно. Партийный комитет завода в кон­ це прошлого года провел совещание об учебе рабочей молодежи. В нем участвовали заместители начальни­ ков цехов по кадрам, председателя цехкомов профсоюза, секретари це­ ховых комсомольских организаций. Дело в том, что к этому моменту школу плохо посещало 329 молодых Тракторостроителей из 485 занесен­ ных в списки учащихся, а 42—нахо­ дились на грани отсе/ва. Выяснилось, что ни один цеховой комсорг не по­ сетил школу, что ни разу не заседа­ ла заводская комиссия Всесоюзного смотра «Каждому труженику—сред­ нее образование!» (председатель ко­ миссии главный инженер завода В. Ткачевсккй). Партийный комитет наказал ряд руководителей цехов за слабую воспитательную работу е молодежью. После этого, наконец, комиссия по смотру удосужилась собраться- Приходили в школу комсорга чет- веотого механосборочного корпуса я Цеха сборки тракторов, на классные часы в школу были приглашены представители цехов. Однако можно ли говорить о дей­ ственности этих мер, об усилиях за­ водского комитета ВЛКСМ, если некоторые секретари комсомольских организаций цехов сами не имеют среднего образования? / Проявил, наконец, внимание К школе заводской отдел'технического обучения, руководимый В. Фроло­ вым. Составил графики посещения школы работниками отдела, стал со­ бирать сведения о посещения заня­ тий учащимися, информировать ад­ министрацию цехов о положении дел в школе. А каков же итог общих уси­ лий? Четыре класса школы на 15 марта закрылись. Посещения школы, заседания я совещания, хорошие графики не мо­ гут заменить систематической, ин­ дивидуальной работы с молодежью. Разумеется, теперь труднее испра­ вить положение, чем в начале учеб­ ного года: каждый из нас з-нает, чем бывают чреваты пропуски занятий и как нелегко их наверстывать. Об учебе молодежи нужно беспо­ коиться постоянно, именно—об уче­ бе, а не о составлении списков мо­ лодых рабочих. В. КУПАВЫХ. И з о п ы т а д р у з е й ЛЕНИНГРАД: В порядке подготовки к четвертому областному съезду по ком­ мунистическому воспитанию учащихся Липецким облоно была ко­ мандирована группа работников народного образования в Ленин­ град для изучения опыта педагогических коллективов школ в об­ ласти трудового обучения учащихся и профориентации. Автор пуб­ ликуемой об увиденном в городе на Неве статьи — руководитель этой группы. —------ -----------------------в а --------------■— ---------- Проблема трудового обучения и профессиональной ориентации яв­ ляется одной из центральных в ра­ боте органов народного образова­ ния, педагогических коллективов школ, партийных, советских и обще­ ственных организаций Ленинграда. При городском комитете КПСС на общественных началах действует координационный совет по трудово­ му обучению и профессиональной ориентации школьников, возглавляе­ мый секретарем горкома КПСС. Он координирует выпуск литературы о ведущих профессиях, организует си­ стематическую пропаганду рабочих профессий через печать, радио, те­ левидение, распространение лучшего опыта работы школ, предприятий и других организаций. В состав совета входят партийные, советские, профсоюзные, комсомоль­ ские работники, представители школ. промышленных предприятий, высших учебных заведений, печати, радио. По такому же принципу созданы районные советы. На крупных пред­ приятиях города функционируют профориентационные бюро.' Шефст­ вующие предприятия, профессио­ нально-технические училища, рабочие клубы и дворцы культуры оказыва­ ют школам большую помощь в про­ ведении воспитательной работы, в оборудовании школьных и меж­ школьных мастерских, учебных ком­ бинатов, организации производствен­ ных экскурсий, производственной практики учащихся. Трудовое обучение в начальной школе осуществляют учителя пер­ вых-третьих классов, которые все прошли курсовую переподготовку. Они ознакомлены с методикой про­ ведения уроков, практически изго­ товили все образцы моделей, пре­ дусмотренные программой. Методи­ ческие кабинеты проводят система­ тически консультации и практиче­ ские занятия с этими учителями. Все школы имеют специально оборудованные кабинеты для уро­ ков труда в первых-третьих классах и школьные мастерские—для уро­ ков . в четвертых-восьмых классах. Есть еще и кабинеты труда, отно­ сящегося к сфере обслуживания. В мастерских выполняют внутри- школьные и внешкольные заказы. Они определяются нуждами—от совков, ручек к напильникам до по­ собий, используемых на уроках. На базе школьных мастерских и на производетвбнных предприятиях проводятся практикумы старше­ классников — по металлообработке, техническому 'черчению, автоделу, вычислительной . технике, радио- электротехнике, обработке тканей и другие. Созданы учебные цехи и участки на предприятиях, межшкольные ма­ стерские. Так, старшеклассники Ка­ лининского района в основном по­ лучают допрофессиональную подго­ товку в учебных цехах оптико-меха­ нического объединения. Цех пло­ щадью 1220 квадратных метров имеет два механических и один оп­ тический участок с 120 рабочими местами. Он оснащен современным оборудованием, инструментами, ма­ териалами и наглядными пособиями. Выделена аудитория для теоретиче­ ских занятий. Штат цеха—три стар­ ших мастера, 23 мастера-инструкто­ ра трудового ' обучения, технолог, кладовщик, завхоз. Все мастера по­ добраны из числа кадровых рабочих и инженерно-технических работни­ ков со средним и высшим техниче­ ским образованием. В начале учебного года админист­ рация цеха знакомит учащихся с задачами, продукцией, которую бу­ дут выпускать, организует экскур­ сии в другие цехи, встречи с ветера­ нами предприятия и членами бригад коммунистического труда. В ходе обучения ребята берут на себя со­ циалистические обязательства. Ито­ ги соревнования регулярно рассмат­ риваются администрацией цеха и педсоветом школы. Всего в цехе более 1300 старшеклассников обу­ чается специальностям токаря, фре­ зеровщика, слесаря, оптика-поли­ ровщика. Программа разработана предприятием совместно со школой, в ней учтены требования Министер­ ства просвещения СССР и специ­ фика производства. Учащиеся проходят курс теорети­ ческого обучения по 41-часовой программе, в остальное время ос­ ваивают отдельные виды работ и выполняют комплексные работы сложности первого-второго рабочих разрядов. В ходе обучения ребята получают определенные профессио­ нальные навыки и умение, изготов­ ляют различные детали к оптиче­ ским приборам. Одной из новых форм трудовой подготовки учащихся 8—10 классов явилось создание межшкольных учебных комбинатов. К примеру, созданный в 1971 году комбинат Октябрьского района имеет 15 учебных цехов, которые являются структурными подразделениями предприятий, принявших участие в их создании. 1200 ребят из 16 сред­ них школ обучаются специальностям токаря, фрезеровщика, электросвар­ щика, столяра, оператора почтовой связи, гелеграфиста-оператора, по­ вара, мастера индивидуального по­ шива верхнего платья, машинистки- стено графистки, продавца-кассира, чертежника-конструктора и другим. В учебных цехах из материалов предприятий и под руководством выделенных специалистов школьни­ ки изготовляют изделия, необходи­ мые для производства, приобретает навыки работы на станках, выпол­ няют вычислительные и чертежные работы. Желающие проходят углуб­ ленную подготовку за счет факуль­ тативных занятий, приобретают ра­ бочие профессии. В Калининском районе с прошло­ го сентября начал работать Дом технического творчества и профори­ ентации школьников. 23 учебных кабинета, студни, лаборатории хо­ рошо оборудованы. В них проходят практикум 800 учащихся 9—10 классов из 14 школ района. Во вне­ урочное время там же организуется работа технических кружков для ребят. Важное место в работе школ за­ нимает профессиональная ориента­ ция учащихся. Педагогические кол­ лективы рассматривают ее как го­ сударственную проблему. Система охватывает процесс обучения, вне­ классную работу, изучение интере­ сов и способностей учащихся, по­ мощь в трудоустройстве. Она нахо­ дит свое отражение в специальных разделах общешкольных планов. Созданы кабинеты по профориента­ ции, оформлены стенды, рассказы­ вающие о жизни шефствующих предприятий, о ветеранах труда, бригадах коммунистического труда, о рабочих династиях. Еще одно интересное мероприя­ тие-конкурсы на звание «Лучший юный мастер года» по металлооб­ работке, швейному делу. В состав жюри наряду с учителями трудово­ го обучения, входят инженерно-тех­ нические работники шефствующих предприятий. В городе сложились определенные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами по вопросам Трудового обучения и профориента­ ции учащихся Проводятся педаго­ гические чтения по проблемам поли­ технического образования школьни­ ков. Особое внимание уделяется пре­ подавателям трудового обучения и черчения. Для них организуют те­ матические целевые курсы по учеб­ ным программа,м, достижениям науки и техники, актуальным вопросам трудового обучения и графики- практикумы по технологии совре­ менного производства. Управление трудовых ресурсов горисполкома со­ ставляет перечень основных рабочих профессий и специальностей, подле­ жащих включению в планы профес­ сиональном ориентации и пропаган­ ды. С. ШМАРОВ, заведующий Советским районо г. Липецка. ОТ РЕДАКЦИИ: Надо пожелать, чтобы интересные дела ленинград­ ской общественности по профессиональной ориентации школьников были бы не только предметом ознакомления, но и внедрялись в липецких шко­ лах. Из статьи видно, что создание учебных цехов, комбинатов немыс­ лимо без усилий руководителей предприятий, заинтересованных в воспи­ тании рабочей смены. Свое веское слово должны сказать об этой проб­ леме и партийные организации. Необходимо теснейшее взаимодействие предприятий, школ и органов народного образования для наилучшего решения проблем профориентации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz