Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
* Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 25 марта 1973 г., М 71 (13 543) Перед четвертой четвертью С д е л а н о с в о и м и р у к ам и Обще ственн о сть предприятий и учеба моло дых раб оч их З а дей ственн о сть перед о вого оп ыта КАНИКУЛЫ-ЗАБОТА В З Р О С Л Ы Х Во время весенних каникул число забот у взрослых возра стает. В Липецке проводятся тра диционные математическая, фи зическая и химическая олимпиа ды. Участники их — победители районных олимпиад. Новость: в это время будет проведен отбор лучших юных математиков и фи зиков области в физико-математи ческую школу при МГУ. Большое количество школьни- ков-спортсменов выезжает на соревнования в разные города республики. Красные следопыты будут особенно интенсивно вести свои поиски. Состоятся утрен ники, прогулки, экскурсии. Каникулы используются для обмена опытом. Областной се минар организаторов внекласс ной и внешкольной воспитатель ной работы, встреча биологов опорных школ районов, органи заторов туристской работы в районах, областной смотр худо жественной самодеятельности учителей — перечень главных событий, планируемых на кани кулы. Для учителей, свободных от участия в них, главным делом будет работа по оформлению предметных кабинетов. Вообще нынешний учебный год знамена телен массовым переходом шк^л на кабинетную систему занятий. Главнейшая задача каждого учителя и каждого педагогиче ского коллектива перед началом следующей, четвертой четверти— тщательно проанализировать вы полнение учебных планов и про грамм, чтобы точно знать, что упущено, что и как наверстывать в оставшееся время. Очень важно привлечь к кани кулам внимание родителей. Учи теля младших классов будут ра ботать с плохо читающими деть ми. Обязательно произойдут встречи с их родителями—надо объяснить им, как помочь своим детям, чтобы эти занятия были интересными и необременитель ными. Дорогие родители, найдите в дни каникул больше времени для дружеского общения со своими сыновьями и дочками. Расскажи те о своей профессии и работе, поинтересуйтесь, чем увлечены ваши дети. Надо сделать все, чтобы ребята хорошо отдохнули, проверить их здоровье, просле дить, чтобы они хорошо пита лись—ведь позади три нелегких четверти, а впереди — решающий этап учебного года. Нельзя обойти молчанием и такое звено в системе народного образования, как вечерние шко лы. Не только потому, что многие из учащихся по возрасту неда леко ушли от учащихся обычных средних школ, но и потому, что заключительная часть учебного года и тут будет напряженной. На этой странице опубликована кор респонденция о положении в од ной из вечерних школ. В той или иной степени подобные факты можно встретить в других шко лах рабочей (сельской) молоде жи. Общественность предприя тий, строек, учреждений должна позаботиться о тех, кто получает образование без отрыва от про изводства, создать им все усло вия для плодотворной учебы. Д Е Т И Р А Д У Ю Т Н А С Вот у же нес колько лет чугун олитейн ый цех зав ода «Свободн ый С окол» шеф ствует над школой № 28. Совме стн о с классными ру к оводителями рабо чие организуют экскурсии ребят на зав од, в стре чи с перед овиками про извод ства, п омогают оформлять разного ро да стенды. Учащиеся т о же стараются не о статься в д олгу: хо рошо у чатся. Чт об ы сделать при- ятн ое своим старшим друзьям, школьники участвуют в художест венной самодеятельно сти, их руководители при подготовке новых концертных программ берут во внимание и интересы шефов. Недавно в красном уголке чугунолитейное го цеха состоялся оче редной концерт школь ной художественной самодеятельности. С большим интересом слушали выступления школьного ансамбля «Ровесники». Очень' понравилось рабочим вокальное трио в со ставе Наташи Ивано вой, Наташи Фарафо- новой и Тани Ковале вой, исполнивших по пулярную песню'«Дроз ды». Д. БУДЮКИН, слесарь чугунолитейного цеха завода «Свободный сокол». В 19-И ШКОЛЕ внедряется ка бинетная система занятий, все классы, начиная с 4-го, занимаются в кабинетах. В марте их было оборудовано 8, еще 6 — дообар удуются. Елена Михайловна Коваленко, ди ректор школы, на этот счет говорит: — Уплатили рублей 80 за пластик, древесно-волокнистую плиту. Это наши основные расходы. Остальное — дело рук учителей, родителей, на ших учащихся. ...Кабинет истории. Четверо ребят что-то мастерят, один врезал замок в шкаф, вытянув- — ««-ш шийся во всю ..11 1 длину задней сте ны кабинета. Этот шкаф и привлек мое внимание. И не только своими размерами, но и отделкой. Верхняя часть его — поч ти сплошь из стекла. Внутри — полочки, на ко торых размещена историческая управления, и электрифицированные карты — все сделали они. Раиса Марковна Бычкова — клас сный руководитель 8 «Л» рассказы вает: — Начали с родительского собра ния. Рассказала я, что нужно для оборудования кабинета. Помогли, кто советом, кто конкретным делом. Родители сделали эскиз шкафа, по могли разобраться с пультом управ ления. Все остальное — дело рук мальчиков. -Посмотрели бы, что тут было в зимние каникулы! Класс был превращен в мастерскую; пилили, ШКОЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИЙ Н УЧЕБНЫ Й ПРОЦЕСС многочисленная литература. В нижней части шкафа карты, другие пособия, причем размещены они так, чтобы можно было взять в любую минуту. Но главное достоинство кабинета — в управлении техническими средст вами обучения. Расположены они в том же шкафу, а управление ими осуществляется с пульта, который находится на рабочем столе учителя. Достаточно повернуть тумблер — ки ноаппарат включен, и тут же на эк ране появляется изображение. Забо та учителя заключается в том, что бы зарядить аппарат, подготовить его к работе. А это не представляет особых трудностей. Еще одна новинка в кабинете — две исторические электрифицирован ные карты: одна — по новой исто рии, вторая —- охватывает период средневековья. Взял указку, соеди нил ее с контактом, рядом с кото рым сделана, скажем, подпись о та таро-монгольском нашествии, и сра зу на карте загораются лампочки, показывающие места, в которых по бывали завоеватели. Карты «пита ются» от сети переменного тока че рез понижающий трансформатор. Творцами оборудования этого ка бинета являются ребята. И этот длинный во всю стену шкаф, и пульт 1ИН|ИВИНН1ВВИНИНИИННЮШЯВНИВИИН1Н1 строгали, прибивали, паяли, перепаи вали, и так не один раз. Для ребят это была полезная во всех отноше ниях работа, а для нас — такие удобства, о которых раньше и не ду малось. Теперь Раиса Марковна, видя, что сделано в других кабинетах, сетует: «Вот у нас нет «обратной связи», как в физическом и химическом. А надо бы». И правда, там эта новинка дейст вует дазно. Первый внедрил ее у се бя в физкабинете Сергей Тарасович Антонов. Многие учителя Липецка хорошо знают его как замечатель ного физика и незаурядного рацио нализатора. В его кабинете в счи танные секунды вы можете автома тически закрыть оконные шторы, опустить экран, включить киноаппа рат, телевизор или диапроектор. И все это не сходя со своего места. Есть у него и другие новинки. Сергей Тарасович может по ходу объяснения вести проверку усвое ния нового материала каждым уче ником. Для этого, отвечая на вопрос, ученик должен повернуть в ту или иную сторону выключатель у своего стола: если его ответ правильный, то на пульте управления загорится зе леный свет, если — нет, то красный. Это и есть «обратная связь», ,х. е. I информация, идущая от ученика к учителю. Теперь секретом монтажа «обрат ной связи» овладели мйогие старше классники. Говоря об оборудовании кабине тов, нельзя не сказать доброго сло ва обучителе В. Е. Першине. До недавнеговремени он работал на станкостроительном заводе в Ли пецке. Одновременно учился заочно в Воронежском университете, а ког да окончил его, перешел в школу. Ребята быстро привязались к ново му учителю, потому, что он все уме- ет: он и электрик и художник, и ге ограф, любое де ло в его руках спорится. Галерея портретов писате лей в литератур ном кабинете — это его заслуга Много полезных вещей сделали ученики под бго "" ............ ... руководством школьной .мастерской. Много интересного может расска зать об оборудовании своего каби нета учительница математики Вера Алексеевна Гаврилова. Она в основ ном опирается на помощь родителей своего класса. Каждое воскресенье приходят по 5—8 человек. Сооруди ли небольшую кафедру, смонтирова ли пульт управления, придумали оригинальное крепление для кодо- скопа. Он установлен в среднем ря ду на обычном ученическом столе, ко когда нужно, прибор опускается, стол ничем не отличается от других. Классный руководитель Ольга Александровна Дидо задалась целью создать в школе второй лингафон ный кабинет. Словом, в активный поиск вклю чились все учителя. Работа направ ляется администрацией и партийной организацией. О переходе на каби нетную систему занятий не один раз вели речь и на партийных собра ниях, и на совещаниях при дирек торе. Каждый член коллектива зна ет свое дело, свое задание, но цель у всех одна — повысить уровень преподавания, создать оптимальные условия для занятий. Ф. РОМАННИКОВ, инспектор школ облоно. г. Липецк.. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Краеведение как средство поз нания родной земли, как средство патриотического воспитания под растающего поколения все боль ше внедряется в жизнь школы. Одно из направлений этой работы — литературное краеведение — привлекло внимание кафедры рус ской и зарубежной литературы Липецкого пединститута. При ка федре создана группа литератур ного краеведения, в которую вхо дят научные работники, работни ки музеев, учителя, инженеры, краеведы-любители, живущие в Липецке, в других городах и рай онах области. Недавно при ка федре состоялся второй областной семинар по литературному крае ведению. На нем были зачитаны доклады «Глеб Успенский и Ли пецкий край» — приводились ма лоизвестные факты о его пребы вании в Липецке, '«Пришвин и Липецкий край», «Левитов и Ли пецкий край». В планах кафедры — использо вание материалов семинаров при разработке факультативных кур сов по литературному краеведе нию для будущих учителей. В. АРКАДЬЕВ. ДЕНЬ ПТИЦ Традицией стало в средней шко ле № 12 г. Липецка проводить День птиц. В нынешнем году ре бята начали готовиться заранее: оформили альбомы, выпустили специальные номера стенных га зет, сделали скворечники и кор мушки. Школьный праздник начался с выступлений о пользе пернатых друзей, ребята показали теат рализованное представление. Спе циальное жюри подвело итоги конкурса и наградило победите лей грамотами и игрушками. На снимке: друзья двенадцатой школы. птиц из Фото Ю. Ардашева. Вот уже четвертый год в совхозе «Дмитряшевский» работает филиал Хлевенского сельского профессионально-технического учи лища. За это время здесь подготовлено более ста механизаторов. И в этом году на курсах обучаются двадцать четыре рабочих совхоза. На снимке: идет очередное занятие. Его проводит преподаватель Сергей Митрофанович Колесников. Фото Ю. Ардашева. СПИСКАХ УЧАЩИХСЯ Ч И С Л Я Т С Я V I I Школа рабочей молодежи № 2 размещается в хорошем помещении. Расположена недалеко от трактор ного занода. Педагогический коллек тив работоспособный, энергичный. Учителя умеют привить учащимся любовь к знаниям. И почти в каж дом цехе и отделе завода успешно трудятся сейчас бывшие выпускники школы. Конечно, садиться за парту пос ле напряженной заводской смены, изо дня в день нести двойную .на грузку совсем не просто. Тем более, важно создать работающей молоде жи благоприятные условия для учебы. Немало различных форм работы с молодежью использует коллектив экспериментального цеха. Совет по работе с подростками во главе с на чальником бюро труда и зарплаты В. Селютиным вместе с преподавате лями вечерней школы постоянно ин тересуются жизнью юношей и деву шек. Учеба в школе учитывается и при повышении рабочего разряда, распределении отпусков. В экспериментальном цехе стара ются поддержать контакт с роди телями. За каждым молодым рабо чим закреплен шеф-воспитатель. Они тоже заботятся об учебе своих юных друзей. И все-таки, даже при наличии по добных усилий, результаты учебы молодежи цеха еще далеки от идеа ла: из 12 человек, которые могли- бы учиться, посещают школу только шесть. Что уж говорить после этого о тех цехах, где к учебе молодых рабочих относятся без внимания? Почему, например, из года в год мало учится в школе молодых прес совщиков? Дело в том, что отсюда чаще всего посылают на учебу но вичков, которые еще не успели ос воить даже своей рабочей профес сии. И вообще многие руководители цехов действуют по принципу: лишь бы осуществить набор и отрапорто вать партийному комитету, что работа по вовлечению молодежи в школу за вершена. А там, хоть трава не ра сти. Ходят ли ребята в школу, нет— их больше не интересует. Внесли, например, в списки вчерашних вы пускников профтехучилищ. Они еще не освоили производство, думают о разрядах, и двойная нагрузка им тем более трудна. Можно было бы и подождать годик. Тем более, что в цехе молодых рабочих, не имею щих образования, предостаточно. Партийный комитет завода в кон це прошлого года провел совещание об учебе рабочей молодежи. В нем участвовали заместители начальни ков цехов по кадрам, председателя цехкомов профсоюза, секретари це ховых комсомольских организаций. Дело в том, что к этому моменту школу плохо посещало 329 молодых Тракторостроителей из 485 занесен ных в списки учащихся, а 42—нахо дились на грани отсе/ва. Выяснилось, что ни один цеховой комсорг не по сетил школу, что ни разу не заседа ла заводская комиссия Всесоюзного смотра «Каждому труженику—сред нее образование!» (председатель ко миссии главный инженер завода В. Ткачевсккй). Партийный комитет наказал ряд руководителей цехов за слабую воспитательную работу е молодежью. После этого, наконец, комиссия по смотру удосужилась собраться- Приходили в школу комсорга чет- веотого механосборочного корпуса я Цеха сборки тракторов, на классные часы в школу были приглашены представители цехов. Однако можно ли говорить о дей ственности этих мер, об усилиях за водского комитета ВЛКСМ, если некоторые секретари комсомольских организаций цехов сами не имеют среднего образования? / Проявил, наконец, внимание К школе заводской отдел'технического обучения, руководимый В. Фроло вым. Составил графики посещения школы работниками отдела, стал со бирать сведения о посещения заня тий учащимися, информировать ад министрацию цехов о положении дел в школе. А каков же итог общих уси лий? Четыре класса школы на 15 марта закрылись. Посещения школы, заседания я совещания, хорошие графики не мо гут заменить систематической, ин дивидуальной работы с молодежью. Разумеется, теперь труднее испра вить положение, чем в начале учеб ного года: каждый из нас з-нает, чем бывают чреваты пропуски занятий и как нелегко их наверстывать. Об учебе молодежи нужно беспо коиться постоянно, именно—об уче бе, а не о составлении списков мо лодых рабочих. В. КУПАВЫХ. И з о п ы т а д р у з е й ЛЕНИНГРАД: В порядке подготовки к четвертому областному съезду по ком мунистическому воспитанию учащихся Липецким облоно была ко мандирована группа работников народного образования в Ленин град для изучения опыта педагогических коллективов школ в об ласти трудового обучения учащихся и профориентации. Автор пуб ликуемой об увиденном в городе на Неве статьи — руководитель этой группы. —------ -----------------------в а --------------■— ---------- Проблема трудового обучения и профессиональной ориентации яв ляется одной из центральных в ра боте органов народного образова ния, педагогических коллективов школ, партийных, советских и обще ственных организаций Ленинграда. При городском комитете КПСС на общественных началах действует координационный совет по трудово му обучению и профессиональной ориентации школьников, возглавляе мый секретарем горкома КПСС. Он координирует выпуск литературы о ведущих профессиях, организует си стематическую пропаганду рабочих профессий через печать, радио, те левидение, распространение лучшего опыта работы школ, предприятий и других организаций. В состав совета входят партийные, советские, профсоюзные, комсомоль ские работники, представители школ. промышленных предприятий, высших учебных заведений, печати, радио. По такому же принципу созданы районные советы. На крупных пред приятиях города функционируют профориентационные бюро.' Шефст вующие предприятия, профессио нально-технические училища, рабочие клубы и дворцы культуры оказыва ют школам большую помощь в про ведении воспитательной работы, в оборудовании школьных и меж школьных мастерских, учебных ком бинатов, организации производствен ных экскурсий, производственной практики учащихся. Трудовое обучение в начальной школе осуществляют учителя пер вых-третьих классов, которые все прошли курсовую переподготовку. Они ознакомлены с методикой про ведения уроков, практически изго товили все образцы моделей, пре дусмотренные программой. Методи ческие кабинеты проводят система тически консультации и практиче ские занятия с этими учителями. Все школы имеют специально оборудованные кабинеты для уро ков труда в первых-третьих классах и школьные мастерские—для уро ков . в четвертых-восьмых классах. Есть еще и кабинеты труда, отно сящегося к сфере обслуживания. В мастерских выполняют внутри- школьные и внешкольные заказы. Они определяются нуждами—от совков, ручек к напильникам до по собий, используемых на уроках. На базе школьных мастерских и на производетвбнных предприятиях проводятся практикумы старше классников — по металлообработке, техническому 'черчению, автоделу, вычислительной . технике, радио- электротехнике, обработке тканей и другие. Созданы учебные цехи и участки на предприятиях, межшкольные ма стерские. Так, старшеклассники Ка лининского района в основном по лучают допрофессиональную подго товку в учебных цехах оптико-меха нического объединения. Цех пло щадью 1220 квадратных метров имеет два механических и один оп тический участок с 120 рабочими местами. Он оснащен современным оборудованием, инструментами, ма териалами и наглядными пособиями. Выделена аудитория для теоретиче ских занятий. Штат цеха—три стар ших мастера, 23 мастера-инструкто ра трудового ' обучения, технолог, кладовщик, завхоз. Все мастера по добраны из числа кадровых рабочих и инженерно-технических работни ков со средним и высшим техниче ским образованием. В начале учебного года админист рация цеха знакомит учащихся с задачами, продукцией, которую бу дут выпускать, организует экскур сии в другие цехи, встречи с ветера нами предприятия и членами бригад коммунистического труда. В ходе обучения ребята берут на себя со циалистические обязательства. Ито ги соревнования регулярно рассмат риваются администрацией цеха и педсоветом школы. Всего в цехе более 1300 старшеклассников обу чается специальностям токаря, фре зеровщика, слесаря, оптика-поли ровщика. Программа разработана предприятием совместно со школой, в ней учтены требования Министер ства просвещения СССР и специ фика производства. Учащиеся проходят курс теорети ческого обучения по 41-часовой программе, в остальное время ос ваивают отдельные виды работ и выполняют комплексные работы сложности первого-второго рабочих разрядов. В ходе обучения ребята получают определенные профессио нальные навыки и умение, изготов ляют различные детали к оптиче ским приборам. Одной из новых форм трудовой подготовки учащихся 8—10 классов явилось создание межшкольных учебных комбинатов. К примеру, созданный в 1971 году комбинат Октябрьского района имеет 15 учебных цехов, которые являются структурными подразделениями предприятий, принявших участие в их создании. 1200 ребят из 16 сред них школ обучаются специальностям токаря, фрезеровщика, электросвар щика, столяра, оператора почтовой связи, гелеграфиста-оператора, по вара, мастера индивидуального по шива верхнего платья, машинистки- стено графистки, продавца-кассира, чертежника-конструктора и другим. В учебных цехах из материалов предприятий и под руководством выделенных специалистов школьни ки изготовляют изделия, необходи мые для производства, приобретает навыки работы на станках, выпол няют вычислительные и чертежные работы. Желающие проходят углуб ленную подготовку за счет факуль тативных занятий, приобретают ра бочие профессии. В Калининском районе с прошло го сентября начал работать Дом технического творчества и профори ентации школьников. 23 учебных кабинета, студни, лаборатории хо рошо оборудованы. В них проходят практикум 800 учащихся 9—10 классов из 14 школ района. Во вне урочное время там же организуется работа технических кружков для ребят. Важное место в работе школ за нимает профессиональная ориента ция учащихся. Педагогические кол лективы рассматривают ее как го сударственную проблему. Система охватывает процесс обучения, вне классную работу, изучение интере сов и способностей учащихся, по мощь в трудоустройстве. Она нахо дит свое отражение в специальных разделах общешкольных планов. Созданы кабинеты по профориента ции, оформлены стенды, рассказы вающие о жизни шефствующих предприятий, о ветеранах труда, бригадах коммунистического труда, о рабочих династиях. Еще одно интересное мероприя тие-конкурсы на звание «Лучший юный мастер года» по металлооб работке, швейному делу. В состав жюри наряду с учителями трудово го обучения, входят инженерно-тех нические работники шефствующих предприятий. В городе сложились определенные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами по вопросам Трудового обучения и профориента ции учащихся Проводятся педаго гические чтения по проблемам поли технического образования школьни ков. Особое внимание уделяется пре подавателям трудового обучения и черчения. Для них организуют те матические целевые курсы по учеб ным программа,м, достижениям науки и техники, актуальным вопросам трудового обучения и графики- практикумы по технологии совре менного производства. Управление трудовых ресурсов горисполкома со ставляет перечень основных рабочих профессий и специальностей, подле жащих включению в планы профес сиональном ориентации и пропаган ды. С. ШМАРОВ, заведующий Советским районо г. Липецка. ОТ РЕДАКЦИИ: Надо пожелать, чтобы интересные дела ленинград ской общественности по профессиональной ориентации школьников были бы не только предметом ознакомления, но и внедрялись в липецких шко лах. Из статьи видно, что создание учебных цехов, комбинатов немыс лимо без усилий руководителей предприятий, заинтересованных в воспи тании рабочей смены. Свое веское слово должны сказать об этой проб леме и партийные организации. Необходимо теснейшее взаимодействие предприятий, школ и органов народного образования для наилучшего решения проблем профориентации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz