Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
9 февраля 1973 г„ Я! 34 (Т350?> ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ИДЕТ В ШКОЛЕ НАУЧНЫЙ ПОИСК Педагоги об ласти продолжа ют поиски новых путей совершен ствования ^ обуче ния и воспитания. Важная, заслуживающая серьезного вни мания педагогической общественности идея родилась в коллективе железнодорожной средней школы-интерната № 8 имени А. С. Попова, расположенной в Ельце. Она касается основ организации учебного процесса и выражает принципиально новый подход к решению ряда важнейших проблем, стоящих перед шко лой. Речь идет о переходе на новую систему планирования, управ ления и руководства учебным процессом по сетевому графику, ко торую коллектив школы-интерната № 8 вырабатывает и проверяет экспериментально. Об окончательных результатах эксперимента пока говорить рано, но, публикуя статью директора школы-интерната № 8 Ю. П. Болтышева, мы хотим обратить на новшество внимание педагогиче ской общественности. Н АША школа-интериат доби лась ликвидации второгодни чества в 1970 году. Но трудный и тернистый путь борьбы за качество знаний на этом не кончался. По-прежнему волновал всех вопрос о низком общем уровне знаний учеников, нежелании отдель ных из них учиться... Чего-то не хва тало в общей цепи управления и руководства учебным процессом, а отдельные удачные звенья этой це пи, полностью оправдавшие себя в практике учебного процесса, не ре шали самой главной проблемы — не получалось системы работы, были лишь некоторые удачи в педагоги ческой деятельности коллектива... ■Как и прежде «притчей во язы- цех» были математика и русский язык. Волновала низкая грамотность даже в старших классах, явно недо статочная мыслительная активность учащихся по математике. Посеще на предприятиях области ши рится соревнование за досрочное выполнение заданий третьего, ре шающего рода пятилетки. Отлич но несет трудовую вахту во втором труболитейном цехе завода «Сво бодный сокол» комсомолец Юрий Виноградов. Он умело управляет технологическим процессом отлив ки труб на центробежной машине, владеет несколькими смежными специальностями. Юрий настойчи во борется за высокое качество продукции, снижение ее себестои мости. Он значительно перевыпол няет сменные задания. На Чаплыгинском заводе агре гатов также немало передовиков производства—людей, постоянно опережающих время. В сбороч ном цехе по-ударному трудятся вклейщицы Надежда Алексеевна Тутунина и Валентина Михайлов на Карамышева. 120—130 процен тов — такова их ежедневная вы работка. Участок, на котором они трудятся, по праву считается уча стком высокой культуры производ ства. На снимках: вверху — Юрий Виноградов, внизу — Н. А. Туту нина и В. М. Карамышева. Фото С. Павленко и В. Безрядина. ,к****» О б л и к р о д н о г о г о р о д а ВХОД СО ДВОРА Липецк бурно растет. Поднимаются ввысь кварталы жилых домов, ги- гаптские коробки зданий культурно- бытового назначения. Они образуют новые микрорайоны, где человек на ходит для себя все самое необходи мое — от магазина до сберкассы. Но, как и в любом другом городе, есть в Липецке места, по которым приезжий человек прежде всего су дит о культуре областного центра, его жителей. Да, сегодня нам есть что показать! И наши гости с инте ресом смотрят на красивые здания областного драмтеатра. До ма быта, гостиницы «Липецк» и т. п. Но вот знакомство это нередко начинается с курьеза. Я имею в виду гостей, приезжающих к нам в поез дах, на автобусах* то есть тех са мых пассажиров, которые первым делом видят невзрачное здание же лезнодорожного вокзала, в котором разместился и автовокзал. Липчане, конечно, помнят, что раньше эти вокзалы находились в разных помещениях. Железнодорож ный — в нынешнем его здании, а автовокзал — в легком деревянном павильоне, который из-за ветхости Снесен. Казалось, на время найден выход: железнодорожники взяли к себе «на квартиру» автомобилистов. Но, повторяю, только на время. «Квартиранты» же настолько задер жались, что, похоже, надоели им хозяева. Как со стороны улицы Гагарина, так и со стороны перрона здание вокзала опоясывают две гигантские траншеи. В первой прокладывается теплотрасса, вторая — для нового подъездного пути. И то, и дру гое, безусловно, нужно, но беда в том, что работы безмерно затяну лись. Особенно на привокзальной площади, откуда вот уже в течение нескольких месяцев даже перенесе ны остановки автобусов и стоянка такси. А сколько неудобств терпят от этого пассажиры! Ведь отправление автобусов теперь производится с маленького пятачка летнего рынка— места, совершенно неприспособлен ного для этой цели. Такси тоже не имеют удобной стоянки, часть ма шин просто останавливается в нача ле улицы Терешковой. Надолго ли такое? Никто телком не берется ответить на этот вопрос. Но, может быть, все эти, так ска зать, чисто внешние неудобства ком пенсируются четко продуманным, предупредительным обслуживанием в самом вокзале? Может, пассажи ры, сошедшие с поезда или автобуса или только собирающиеся в путь, могут воспользоваться удобствами, получить необходимые справки в са мом помещении? Увы, неразбериха в нем не меньшая. Вокзал нередко называют ворота ми города. В каком же состоянии они у нас? Главный вход со сторо ны улицы Гагарина забит—«ворота» как бы на засове. Дело в том, что в самом помещении уже длительное время й&Ьт реконструкция. Опять же оговорТТй'ся, что сама по себе затея, может быть, и не плохая, но осу ществляется она настолько черепашь ими темпами, что у многих пасса жиров иссякло всякое терпение. Обслуживание их, действительно, не выдерживает никакой критики. В зале ожидания грязь, шум, суе та. В другом зале кое-как расстав лены автоматические камеры хране ния. И . странное дело: любая пере стройка предполагает прежде всего большие удобства людям, у желез нодорожников же получается на оборот. Работало когда-то на вок зале автоматическое справочное бю ро—сейчас его нет. Как был в по мещении всего-навсего один теле фон-автомат, так и остался. Где же культура обслуживания, до стойная гостей города металлургов? Думается, надо потребовать от Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги наведения должно го порядка на вокзале областного центра. Что же касается перспектив ного решения вопроса, то липчане связывают его, конечно, со строи тельством нового автовокзала. Только такое решение поможет разрядить обстановку. С. ПАРШИН, слушатель городской школы рабкоров. П О Ч Е М У М О Л Ч И Т Р А Д И О ? Дорогая редакция! Посылая это письмо, надеюсь, что в селе Афанасьево Измалковского оайона улучшится обслуживание радиоточек. А то ведь что получается? Уплатил в прошлом году деньги за пользование радиоточкой, а взамен получил марки и длительное молчанье репродуктора. Молчит ра дио и теперь, хотя в январе мне напомнили о своевременной плате за або немент. Вот я и думаю, принесут ли после гтого только новые марки иля нала дят, наконец, трансляцию? Ю. РАСПОПОВ, работник Измалковской ПМК треста «Мелиоводстрой», 0 ВОЛОКИТЕ с газификацией домов по ул. Кротевича в Ли пецке говорилось в одном из полученных редакцией писем. Заместитель председателя горис полкома В. Скопинцев сообщил, что строительство газопровода заверше но. В ближайшие дни газ будет по дан во все дома. * * * Жители с. Синявка Грязинского района жаловались на руководителей совхоза «Грязинский», задержавших выплату денег за сданный скот. Председатель Грязинского райис полкома А. Малахов ответил редак ции, что, согласно ведомости, деньги за сданный скот совхозом выплаче ны. * * * С жалобой на плохую работу бу фета столовой № 15 комбината об щественного питания НЛМЗ обрати лась в редакцию группа рабочих. Заведующий Липецким горторгот- М Е Р Ы П Р И Н Я ТЫ ния и проверки уроков руководите лями школы не давали удовлетворе ния: сами по себе уроки были хо рошими, методически правильными и даже эффективными, а заключи тельные их итоги в контрольных ра ботах, изложениях, сочинениях не приносили желаемых результатов: как и прежде, большая группа уче ников выполняла работы на злопо лучную «тройку». И новый, почти двухлетний поиск педагогов наконец-то привел нас к выводу, который, кажется, открывает большие потенциальные возможности на пути решения большой проблемы — повышения качества и уровня всего учебно-воспитательного про цесса в школе. Перейти в школе на новую систе му сетевого планирования, управле ния и руководства учебным процес сом *— таков был вывод педагогиче ского совета школы-интерната. Что же привело педагогов к тако му решению? Примерно, следующее. Как извест но, весь итог обучения детей в кон це концов сводится к какому-то оп ределенному объему обязательных знаний, умений и навыков, которые учащиеся усваивают в течение всех 10-ти школьных лет. Усвоение этих знаний, умений и навыков можно распределить по соответствующим, ясно обозначенным этапам, четко ограниченным во времени. Так, без знания учеником таблицы умножения, доведенного до автоматизма уже к концу второго года обучения, вперед идти невозможно. Неумение быстро читать в начальных классах никогда не даст возможности успешно учить ся в последующих, причем буквально по всем предметам, не позволит уче нику делать анализы текстов литера туры, истории, географии и других учебных дисциплин. Другими слова ми, учить ребенка читать и писать надо не 10 лет, а на ясно и четко обозначенных этапах обучения, ибо ученику еще надо будет овладевать системой научных знаний. Следовательно, на вооружении всего педагогического коллектива нужно было иметь цепочку умений, знаний и навыков, вытекающих од но из другого, вести этот процесс от низшего к высшему. По каждому предмету для этого нужно четко оп ределить, что и когда ученик дол жен твердо помнить и навсегда со хранять в памяти, что и к какому времени должен усвоить на основе глубокого осмысливания нового программного материала. При этом надо было уметь выделить лишь то, что надо ученику хранить в памяти (запомнить, помнить, осмыслить). Так родилась система управления процессом обучения, построенная на научном распределении усвоения важнейших умений и знаний строго во времени. Появился своеобразный технологический процесс обучения, Который практически учитывал все, что могло входить в курс школьных дисциплин. Какие новые возможности откры вает такая система управления учебным процессом? Во-первых, ученик умственно раз вивается и учится учиться. Во-вто рых, появляется реальная возмож ность отнести овладение умением учиться и знаниями, хранимыми в памяти, на более ранний период обучения школьника. В-третьих, ус танавливается правильная взаимоза висимость между двумя важнейши ми составными частями образования — умениями и знаниями. Переход на новую систему сете вого планирования учебного процес са открыл возможность судить о ра боте учителя не только по качеству отдельных уроков или даже их се рии, заставил коренным образом пе ресмотреть всю систему внутри- школьного контроля за качеством учебного процесса. Предметом серь езной заботы учителя отныне стал отбор материала для уроков, акти визация процесса обучения не во круг какой-то темы учебника, а во круг, прежде всего, строго опреде ленных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик на определенном этапе обучения. Новый подход к управлению про цессом обучения начинает способст вовать тому, чтобы учительский кол лектив становился единой, целеуст ремленной силой. Преемственность обучения между начальным, сред ним и старшим звеньями школы ста ла вырисовываться подлинная. Именно об этом йисал видный советский педагог А. В. Сухомлин- ский: «Я глубоко убежден, что если бы во всех школах удалось постро ить управление процессом обучения на научной основе, постепенно бы отпали кажущиеся непреодолимыми нынешние трудности: перегрузка школьников учебными заданиями, поверхностность знаний, второгодни чество». В школе-интернате, носящей имя великого русского ученого А. С. По пова, начат новый поиск путей по вышения качества учебно-воспита тельного процесса. Мы надеемся, что в самом недалеком будущем уже будем видеть итоги перестройки планирования и управления систе мой обучения на основе сетевого графика учебного процесса, постро енного на умениях, знаниях и навы ках учащихся школы. Порукой тому небывало высокая творческая ак тивность учителей и воспитателей нашей школы, которая стала особо заметной после обсуждения в кол лективе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завер шении перехода хо всеобщему сред нему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразо вательной школы». Для того, чтобы координировать творческую деятельность педагоги ческого коллектива, развернувшую ся в последнее время, партийная организация школы-интерната соз дала при партийном бюро инициа тивную группу, в задачу которой входит оказание практической по мощи педагогам-энтузиастам. Наряду с активной работой всех без исключения педагогов школы- интерната над претворением в жизнь новой системы управления учебным процессом, многие из них самостоятельно ведут поиск новых путей активизации учебно-воспита тельного процесса. Воспитатели школы под руководством коммуни ста В. И. Свинцова работают над проблемой соединения учебного и воспитательного процесса. Заслужен ный учитель школы РСФСР Т. Г. Кирющенко успешно занимается ли тературным краеведением. Член КПСС И. Д. Климиашвили стремит ся решить стоящие перед нашей школой проблемы профессиональной ориентации учащихся, коммунисты И. М. Хрущева, А. А. Грибцова за няты созданием института консуль тантов из учащихся по опыту Мос ковской школы № 73, учителя В. И. Селиванов и Н. Ф. Трубникова нача ли эксперимент по тесной связи кур са зоологии с юннатской работой на созданной при школе станции юных натуралистов, а сама Н. Ф. .Трубни кова хлопочет о создании школьной обсерватории. Все учителя школы под руководством И. М. Хрущевой ведут исследование проблемы про верки качества знаний и умений учащихся, без чего немыслима работа школы-интерната по новой системе управления учебным процес сом. Наш коллектив продолжает поиск. И негг сомнений, что ои принесет нам успехи в решении больших за дач, которые ставят перед советской школой партия и правительство. Ю. БОЛТЫШЕВ, директор школы-интерната № 8 имени А. С. Попова станции Елец. делом И. Микула сообщил: «За не соблюдение правил торговли, не брежное отношение к своим обязан ностям буфетчице Л. Ореховой объявлен строгий выговор. За ра ботой буфета установлен контроль. * * * О волоките с выдачей справки о подтверждении стажа работы шла речь в письме Р.' Никулиной. Как сообщили редакции из Дан- ковского райисполкома, Р. Никули ной требуемая справка выдана. * * * С жалобой на плохую работу ме стных связистов в редакцию обра тился П. Невежин из с. Ситовка Липецкого района. Заместитель начальника Липецко го почтамта А. Захаренков ответил: «Для улучшения обслуживания на селения с. Ситовка под отделение связи выделено помещение. Поч тальон Т. Кочетова уволена». * * * Просьба восстановить автобусное движение по улице Кирова содержа лась в письме жителей г. Данкова. Заместитель председателя Данков- ского горисполкома В. Лескина от ветила, что движение автобусов по указанной улице возобновлено. * • * Жители ул. Авиационной в Липец ке сообщили о неисправности водо провода. Начальник производственного уп равления водопроводно-канализа ционного хозяйства В. Горбаченко ответил редакции, что водоразбор ная колонка исправлена. * * * К. Алехин из с. Круглое Липецко го района сетовал в письме в редак цию на плохое обеспечение населе ния хлебом. Из Липецкого райпотребсоюза со общили: недостатки устранены. ПОВТОРНАЯ ЖАЛОБА Рейд общественной приемной знамени» Обычно человек, которого плохо обслужили в мага зине или столовой, которому недоброкачественно выпол нили заказ в ателье, затянули ремонт квартиры и т. п., обращается с претензиями непосредственно к ад министрации данного предприятия или учреждения. Оно так и должно быть. Где, как не на месте, лучше и быстрее можно разрешить возникший конфликт? Од нако многочисленные факты из практики общественной приемной редакции свидетельствуют о другом. Число жалоб и заявлений трудящихся, поступающих в выше стоящие организации, за последнее время отнюдь не уменьшается. В чем причина? Ответ на этот вопрос мы попытались найти, посетив целый ряд липецких предприятий коммунального хозяй ства, государственной торговли, бытового обслуживания населения. В процессе проверки, естественно, мы обра щали внимание прежде всего на качественную сторону удовлетворения нужд и запросов трудящихся, стреми лись выявить недостатки, тем более, что тревожных сигналов в виде устных и письменных жалоб, посту пивших в редакцию «Ленинского знамени», у нас было Достаточно- Особенно неблагополучно обстоит дело, на наш взгляд, на Липецкой обувной фабрике индпошива, в горэлектросетях и производственном водопроводно- канализационном хозяйстве, в ряде ателье завода «Рембыттехника» и швейной фирмы. Впрочем, судите сами. При посещении обувной фаб рики выяснилось, что администрация даже не назначи ла человека, отвечающего за регистрацию заявлений клиентов. Не удивительно, что многие претензии заказ чиков здесь просто не учитываются. Даже на жалобу, пересланную из редакции «Крокодила», дирекция не от вечала в течение полутора месяцев. Из семи подчиненных фабрике ателье срочного ремон та обуви было обследовано пять, из них только в од ном книга жалоб и предложений находится на видном и доступном для заказчиков м.есте. Но и тогда, когда клиенту удается сделать запись в книге, действенные меры по устранению недостатков не принимаются. Одной из заказчиц в ателье «Сапожок» ремонтировали сапоги более двух с половиной месяцев. Ответ же на жалобу был таков — «заболел мастер». Кстати, о сроке ремонта. В большинстве случаев он нарушается. Несмотря на это, плата с клиентов взима ется именно как за срочный ремонт. По-прежнему много рекламаций поступает на качест. во ремонта радиотелевизионной аппаратуры, особенно от сельских жителей. К тому же дело искусственно усугубляется непродуманным разграничением зон об служивания. Так, например, жителям прилегающих к областному центру сел Желтовка, Плеханове, Сселки удобнее ремонтировать телевизоры в Липецке- Однако их заставляют ездить в город Грязи, располо женный от этих населенных пунктов в 30-40 кило метрах. Мы уже упоминали среди организаций, на работу которых поступает особенно много жалоб, Липецкое городское водо- проводно - кана лизационное хо зяйство. Надо сказать, что пло хое водоснабже ние в летний пе риод в известной степени было вызвано неблагоприят ными погодными условиями. Но вот оправдать ссылка ми на погоду отсутствие воды на верхних этажах жи лых домов в ряде городских кварталов зимой никак нельзя. И очень жаль, что руководители коммунального хозяйства предпочитают отвечать на пересылаемые им жалобы формальными отписками, а то и просто завере ниями, не соответствующими действительности. И люди пишут вновь. Пишут уже в областные и цен тральные органы, поскольку на месте их голосу не вня ли. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Каждая организация, обслу живающая население, обязана не только своевременно реагировать на поступающие жалобы, но и постоянно анализировать их характер, выявлять общие черты и соответственно строить свою работу по искоренению недостатков. В нашу общественную приемную приходит немало посетителей с жалобами на длительные сроки и низкое качество ремонта кзартир. Как правило, до этого люди обращались в горжилуправление, в жилищные отделы заводов и трестов. В отдельных случаях меры были приняты, но общее положение мало изменилось. Так почему бц соответствующим коммунальным органам не обсудить этот вопрос в широком масштабе, не вскрыть причины упущений? Или взять торгующие организации. От липчан можно часто слышать нарекания на недоброкачественность некоторых товаров, в частности, некоторых телевизоров, швейных машин Подольского завода, обуви. В магазин «Руслан», например, на днях поступила партия обуви, среди которой было много дефектной. Факты эти не должны остаться вне внимания гориромторга, областно го управления торговли, оптовых баз, обязанность ко торых проявлять больше требовательности к предприя- тиям-поставщикам. Как показала проверка, проведенная по письмам и заявлениям трудящихся, подобные нерешенные пробле мы есть в управлении Липецких горэлектросетей, на заводе «Рембыттехника», в пошивочных ателье- Все это обязывает руководителей названных предприятий усилить внимание к просьбам и письмам трудящихся. В. И. Ленин называл письма трудящихся подлинными человеческими документами. Ленинское отношение к сигналам трудящихся должно быть положено в основу работы каждого советского учреждения, любой хозяй ственной организации. Особое внимание при этом нЯдо обращать на рассмотрение повторных заявлений и ж а лоб, тщательно выяснять причины их поступления. За бота о человеке в Советском государстве — превыше всего. И. АЛЕКСЕЕВ, Д. ВЕДЕНСКИЙ, И. КАЛАШ НИКОВ, Ф. КАСЬЯНОВ, М. КИРИН, Ц. ОКУНЬ, П. ФРОЛОВ, Е. ФРУМКИН, М ЧУРСИН, А. ХАЛЮТИН, В. ХОЛОПОВ — рейдовая бригада общественной приемной «Ленинского знамени». Н АШЕ Ф О Т О А Т Е Л Ь Е В О Т Т Е П Е Р Ь В С Е Я С Н О ! Администрации «фотоателье» ино гда приходится консультироваться с работниками различных организаций и ведомств относительно получае мых ею писем. Правда, не всегда плодотворно. Но в данном случае ответ сразу исключил возможность всякого недо умения. Наша ч и т а т е л ь н и ц а г. Санникова, много лет проживаю щая в районе тракторного завода по улице Новикова-Прибоя в ком мунальном доме, не на шутку бес покоится за целостность и сохран ность этого дома. Вернувшись од нажды с работы, она не обнаружи ла на своем месте сарая, на другой день исчезла изгородь... «Ведь хотя бы предупредили о предстоящих строительных работах, -впишет она.—Неужели и дом сло мают без ведома жильцов?» Кто ж его знает,—подумала ад министрация «фотоателье», потому и переслала письмо главному архи тектору города т. Прилипко. Перес лала и получила ответ. «Письмо № 430 от 18. 01. 73 г. Вами направ лено не по назначению. Это письмо следует направить директору трак торного завода т. Клименкову, кото рый ведет застройку и снос в жилом районе Л73, зачастую не считаясь с правилами и нормами». Вот так1 А мы-то по простоте ду шевной думали, что городская ар хитектура контролирует застройку города. Значит, ошиблись. В заключение предлагаем фото загадку. Что означает сей стенд, установленный в с. Добром? ОсгпрЫм п е р о л Н Е Д О Х О Д Н О Е М Е С Т О Иду как-то на днях мимо нового жилого дома, что выстроен в Ли пецке на улице Гагарина, рядом с магазином «Старт», смотрю через громадные стеклянные витражы пер вого этажа в помещение, предназ-^ наченное под продовольственный магазин. А там, в пустом торговом зале, подперев руками голову, в зимнем пальто и шапке-ушанке си дит мужчина. И тоже смотрит через стекло. Зашел я. Разговорились. Ин тересный разговор получился. Вот что рассказал человек в ушанке: — Директор здесь я. Вот уже ско ро четыре месяца, как приказом по Липецкому горпишеторгу назначен. Только исполнять директорские обя занности не приходится. Ни обору дования нет, ни штата. Сижу целы ми днями без дела, смотрю в окна. Спросите, пожалуйста, долго ли еще так будет продолжаться? А то ведь стыдно даже зарплату получать. А я задумался. Не то, чтобы жал ко, а обидно стало за человека, ко торого из специалиста торговать превратили в специалиста созерцать. Другой парадокс: в Липецке те перь существуют два гастронома под номером 65. Один—фактически, дру гой — номинально. Соответственно этому существует два директора. При этом один, разумеется, работает, а другой... Но оба получают одинако вую зарплату. Знают ли о сложившейся ситуации в заинтересованных организациях? Оказывается, знают. Но... — Мы тут ни при чем. Еще к ок тябрьскому празднику намечалось ГГГ*ПСПЛС*ТТЛ ППП 1 ЛПП Г 1 КГ*ТпАН«мЙ зин № 65 в новое здание, но подве ли строители, — сказали нам в тор говом отделе Липецкого гориспол кома. В горпищеторге тоже не смогли ответить: нужен ли директор мага зину, которого, по сути дела, нет? И тоже сослались, но уже на... заказ чика — Студеновское рудоуправле ние. Обвиняют его в срыве постав ки оборудования. —■Ничего подобного,— парирует в свою очередь заказчик. — Обору дование поставлено все. Вот разве что нет проектных водонагревателей для подачи горячей воды. Так эти приборы еще год назад решили за менить бытовой газовой колонкой. Нет, в том, что магазин не сдан, по винен генподрядчик — СУ-3 треста «Жилстрой». Им не установлены фаянсовые приборы, не сделан кало рифер для отопления помещения, не оштукатурена часть стен— Есть и другие «неувязки». Итак, как видим, магазина нет, есть брошенный строительный объ ект. Почему так? Да потому, что дом, в котором расположено злопо лучное помещение, давно принят '««комиссией и с разрешения горис полкома заселен. Анекдотичное положение создалось, таким обра зом, не только по вине заказчика и подрядчика, но и комиссии, приняв шей объект с недоделками. Что же касается горпишеторга, получившего вместо доходного недо ходное место, то пенять ему, конеч но, надо на себя! Ибо нельзя арендовать то, чего по ка не существует. А. КОНДАКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz