Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)
2Ф декабря 1*973 гм № 29 5 С13 7 6 7 ) Л Е Н И Н С К О Е 3 Н А М Я 3 М И Ч Е С К О Й У Ч Е Б Е - В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь С ОБЛАСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОПАГАНДИСТОВ В Д ом е политического просвещения обкома КПСС состоя* пась областная методическая конференция на тему «Пути по вышения эффективности экономической учебы». В е е работе приняли участие пропагандисты и руководители экономических школ, заведующие кабинетами политического просвещения, идеологические работники. С докладом «О ходе выполнения партийными организация ми области постановления ЦК КПСС «Об улучшении экономи ческого образования трудящихся» выступил секретарь обкома КПСС А. А. СТАЛЬ. На пленарном заседании и в секциях с сообщениями вы ступили 20 человек. Рассмотрены вопросы воспитания у слу шателей в процессе учебы коммунистического отношения к ТРУДУ* к народному достоянию, привития им навыков эконо мического анализа, повышения мастерства пропагандистов, действенности занятий. На заключительном пленарном заседании были заслушаны сообщения руководителей секций: школ основ марксизма-ле нинизма и экономических школ по курсу «Основы экономики и управления производством» декана Липецкого филиала ВЗФЭИ, кандидата экономических наук Д. И. ОНИЩЕНКО и школ основ марксизма-ленинизма и экономических школ по курсу «Основы экономических знаний» преподавателя поли технического института, кандидата экономических наук И. И. МАЛЬЦЕВА. Подведены итоги, приняты рекомендации, на правленные на повышение эффективности учебы- предприятий черной металлур гии. Экономическое образование в Тесной взаимосвязи с други ми формами производственной пропаганды, массово-политиче ской работы стало важным средством решения задач хо зяйственного строительства и коммунистического воспитания всех трудящихся области. Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнова ние, труженики города и де ревни с огромной энергией бо рются за осуществление реше ний XXIV съезда КПСС, вы полнение заданий девятой пя тилетки. Промышленность об ласти успешно справляется с государственными планами по основным показателям. Наши земледельцы в текущем году вырастили небывалый урожай, продали государству 932 тыс. тонн липецкого хлеба, много другой продукции. Досрочно выполнены государственные задания по заготовкам мяса, молока, яиц, шерсти. В этих достижениях, несомненно, есть весомая частица труда наших пропагандистов, всех идеоло гических работников. Интересы народа требуют, чтобы достижения третьего го да пятилетки были закреплены и развиты в ее четвертом го ду. Именно такую установку приняла сейчас партия, имен но на это нацеливаются рабо чий класс, крестьянство, интел лигенция. Должно быть сде лано все возможное, чтобы ру бежи плана 1974 года были превышены и тем самым об легчено выполнение задач 1975-го, завершающего года пятилетки. В работе по экономическо му образованию трудящихся*, во всей нашей пропаганде сле дует исходить из указаний XXIV съезда КПСС о том, что советская экономика вступила в такой этап своего развития, когда на первый план выдви гаются некоторые новые зада чи — поворот к качественным факторам, повышение эффек тивности народного хозяйства, ускорение технического про гресса и другие. В нашей идеологической де ятельности очень важно учи тывать огромное значение пра вильной организации социали стического соревнования, глав ная цель которого — развитие инициативы масс в борьбе за повышение производительно сти труда. Особого внимания заслуживает такая эффектив ная форма соревнования, как встречные планы. Партийные организации про делали большую работу по под бору пропагандистских кад ров. Сейчас ведут занятия в экономических школах, семина рах и кружках свыше 5.200 пропагандистов. Среди них —• большинство специалистов про изводства, хозяйственные ру ководители, люди подготов ленные, глубоко разбирающие ся в вопросах экономики. Но многим из них недостает навы ков мастерски, методически правильно вести занятия. И в этом им очень важно оказы вать конкретную деловую по мощь в течение всего учебного года, К сожалению, в ряде го родских и районных комитетов партии при проведении семина ров пропагандистов мало уде ляется внимания вопросам ме тодики занятий. Очень важно организовать на них обмен пропагандистским опытом, про водить методические конфе ренций, чаще практиковать взаимное посещение пропаган дистами занятий с последую щим коллективным обсужде нием. Постоянную помощь при званы оказывать методические советы кабинетов политиче ского просвещения. Правильно поступают те партийные коми теты, которые организуют ре гулярные посещения занятий партийным активом, специали стами районных управлений сельского хозяйства, опытными методистами. Непосредствен ное изучение дела на местах, глубокий анализ занятий по зволяют обобщить лучший опыт, выявить недостатки, принять меры к их устранению. Поиски наиболее рациональ ных путей превоащения зна ний в убеждения, а убеждений — в конкретные поступки и де ла людей — задача сложная, многогранная. И каждое заня тие в школе, кружке, •семина ре надо стремиться сделать новой ступенькой, очередным звеном этого длительного про цесса, главной фигурой кото рого был и остается пропаган дист. Вот почему так важны его теоретическая подготовка, широта кругозора, идейная зре- ГЛАВМ0Е— КАЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ — В решениях XXIV съезда КПСС, постановлении ЦК КПСС «Об улучшении эконо мического образования тру дящихся»,—сказал в своем до кладе секретарь обкома КПСС А. А. Сталь, — отмечается, что на современном этапе коммуни стического строительства эко номическая подготовка руко водящих работников, специа листов, рабочих, колхозников, служащих выступает в каче стве важного условия повыше ния научного уровня хозяйст вования, роста инициативы и активности трудящихся в осу ществлении социально-эконо мических и политических за дач. Партийные организации об ласти, выполняя решения съез да и постановление Централь ного Комитета КПСС провели значительную работу по рас ширению экономической уче бы и улучшению ее содержа ния. Эти вопросы обсуждаются на бюро обкома, на пленумах, активах и бюро городских и районных комитетов партии. Повсеместно составлены и осу ществляются перспективные Планы, которыми предусмат ривается в течение четырех-пя ти лет охватить обучением всех работников сферы материаль ного производства. Укреп ляется учебно-материальная база системы экономического образования. - Все больше внимания прида ют партийные организации комплектованию школ и семи наров слушателями. Сегодня на производственных пред приятиях и в сфере обслужи вания экономическими зна ниями овладевают около 150 тысяч человек — каждый тре тий, занятый в производстве. Но масштабы экономическо го образования, которые посте пенно расширяются,—это одна сторона дела. Другая — его эффективность. Докладчик останавливается на критериях, которыми при нято определять эффектив ность партийной пропаганды вообще и в частности—экономи ческой. Критерии последней — это высокая общественная со знательность, коммунистиче ское отношение к труду и со циалистической собственности, повышение роли трудовых кол лективов в решении вопросов экономики. Это—совершенство вание планирования и управ ления производством, улучше ние экономической работы, по вышение профессионального мастерства работников. И как результат всей деятельности — повышение производитель ности труда, эффективности производства, ускорение тем пов научно-технического про гресса, повышение качества продукции, укрепление режи ма экономии, рост рентабель ности предприятий, повыше ние материального благосо стояния трудящихся. Оценивая первые результа ты экономического всеобуча именно с этих позиций, се годня можно с уверенностью говорить о возросшей эффек тивности учебы в ряде партий ных организаций области, на пример, Новолипецкого ме таллургического завода. Здесь работает широкая сеть школ, кружков, семинаров, в которых изучают экономику более 13 тысяч человек. Учеба на этом предприятии организуется на основе пер спективного плана. Действует экономический совет во главе с заместителем директора В. А. Бреусом. К услугам пропаган дистов и слушателей — эконо мический кабинет с учебными и наглядными пособиями, кон сультациями, циклы лекций, а также заводской и 12 цеховых кабинетов политического про свещения. Учеба очень помогает метал лургам в работе. Люди учатся экономить в большом и малом, рачительно использовать ре зервы, анализировать резуль таты хозяйственной деятель ности цеха, предприятия. .Рас тет творческая активность ра бочих и специалистов. Слушатели школ, к р у ж к о в активно участвуют в социали стическом соревновании, мно гие из них уже выполнили за дания четырех лет пятилетки. 160 производственников удо стоены знака «Победитель со циалистического соревнования 1973 года». Коллектив завода неоднократно завоевывал пер венство во Всесоюзном социа листическом соревновании лость, творческая одаренность, знание основ педагогики и со циальной психология. Необхо димо постоянное пополнение ими своего методического ар сенала, умелое использование накопленного у нас опыта для углубления идейно-теоретиче ского содержания занятий, дальнейшего совершенствова ния всего учебно-воспитатель ного процесса. » В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ПРАКТИКОЙ Докладчик, участники кон ференции, подводя итоги пер вого учебного года системы экономического образования, созданной в соответствии с постановлением ЦК партии, положительно отзывались о ней. Каждый выступающий так или иначе касался ее харак терной особенности: система позволяет сочетать глубокое наущение экономической теории и экономической политики КПСС с хозяйственными зада чами наших дней, конкретными практическими делами коллек тива. И если занятия ведутся на высоком идейном уровне, в тесной связи с проблемами, волнующими людей, если про пагандист сумел создать атмо сферу деловитости, взаимного доверия, то успех — налицо. Шестой год руководит шко лой основ марксизма-лени низма в Липецком управлении беано это удается при подго товке и обсуждении рефератов и до,кладов. После года учебы слушатели стали более тщательно анали зировать работу своего под разделения в части выполнения плана, роста производительно сти труда, экономного расхо дования фонда заработной платы и материалов. Возросла их активность. Все они имеют личные творческие планы на пятилетку, о них нередко идет разговор на занятиях. Пропагандист — организатор борьбы за выполнение заданий пятилетки. Это положение участники , конференции ут верждали предметно, аргу ментированно. Руководитель экономической школы, началь ник планово - экономического бюро _ прессового корпуса ЛТЗ ’ Л. М. Пишикина на каждом занятии старается яр че раскрыть сложные явления заводской экономики, помочь своим 30 слушателям понять, во что обходится изготовление того или иного изделия, заост ряет их внимание на имеющих ся резервах и на недостатках в их использовании, совместно .определяются соответствую щие меры. И пропагандист обычно достигает цели. Кол лектив корпуса выполняет план по всем технико-экономическим показателям. Растет произво дительность труда, снижают ся затраты на каждый рубль товарной продукции. Конференция показала, что вопросы себестоимости продук ции, то пропагандист, изучив предварительно опыт родст венных предприятий, показала, сколько теряет родной завод там, где в литье велик удель ный вес (около 11 процентов) вспомогательных материалов. После занятия слушатели шко лы — технологи основательно гАоанализировали положение с материалами. Были пере смотрены нормы их расхода в сторону снижения, дорогостоя щие заменены более дешевы ми. Например, стали приме няться новые составы безвод ных красок. Только за счет этого сэкономлено на каждую тонну годного литья полтора рубля. — Привлечение передового опыта при изучении экономики, несомненно, способствует луч шему усвоению программного материала. Но, предупреждч- ет пропагандист, следует остерегаться превращения за нятия в заурядное совещание ло производственным вопросам. Сами глубоко продуманные примеры дают многое. Они по могают не только понять сущ ность экономических катего рий, но и, основываясь на опы те, увидеть пути повышения производительности труда или снижения себестоимости про дукции, уяснить, что за этим следует. И чем новое шире распространяется, тем кол лектив успешнее справляется со своими задачами. И З Р Е К О М Е Н Д А Ц И Й К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И Всемерно использовать накопленный пропагандистами опыт для дальнейшего совершенствования экономического обр а зования трудящихся. Во всех формах уче бы шире внедрять самообразование, как основной метод овладения марксистско- ленинской теорией. Систематически выра батывать у слушателей навыки самостоя тельной работы над произведениями клас сиков марксизма-ленинизма, решениями партии и правительства, умение анализиро вать показатели производственно-хозяйст венной деятельности предприятий, колхо зов и совхозов. В школах по изучению основ научного управления производством и проблемных теоретических семинарах основной упор сделать на разработку слушателями докла дов, рефератов, сообщений. Пропагандист призван вовлекать своих слушателей в активную борьбу за осущ е ствление экономической политики партии. Привлекать их к выявлению резервов про изводства, разработке предложений по их использованию, выполнению планов техни ческого развития производства, НОТ, к анализу экономических показателей. В работе каждого экономического круж ка, школы, семинара прочное место дол жен занять метод практических заданий. В экономической пропаганде главное внимание сосредоточить на глубоком изу чении ленинских принципов хозяйствова ния, на коренных вопросах экономической политики, определенных XXIV съ ездом КПСС: повышении эффективности произ водства на основе научно-технического прогресса и роста производительности труда; улучшении использования основных фондов и всех материальных ресурсов; строгом соблюдении режима экономии; концентрации производства; углублении и совершенствовании специализации; бы стрейшем внедрении в производство д о стижений науки и техники, передового опыта, широком развертывании 'социали стического соревнования и такой его эф фективной формы, как встречные планы, на укреплении государственной дисципли ны, повышении ответственности работников за порученное дело. Добиваться, чтобы достижения третьего года пятилетки были закреплены и разви ты в е е четвертом году, в Государственном плане которого заложены более высокие показатели. Одним из важнейших условий всемер ного повышения эффективности эко номической учебы конференция считает соблюдение ленинского принципа единства теории и практики. Настойчиво ф ормиро вать у слушателей школ, кружков и семи наров ясное понимание того, что только высокопроизводительным трудом каждого советского человека можно успешно осу ществить намеченные партией планы ин тенсификации производства, дальнейшего развития экономики страны. Совершенствовать деятельность советов по экономическому образованию трудя щихся. Главным в их работе считать о б о б щение и распространение опыта лучших школ, кружков и семинаров, оказание т е оретической и методической помощи про пагандистам, систематический контроль за учебой, анализ е е состояния. Продолжить работу по дальнейшему созданию экономических кабинетов, осна щению их техническими средствами, наг лядными пособиями, справочными матери алами. Дому политического просвещения обко ма КПСС, кабинетам политического про свещения горкомов, райкомов КПСС и пар тийных комитетов промышленных предпри ятий и строек, колхозов и совхозов ока зывать постоянную помощь пропаганди стам в освоении передового опыта, внедре нии активных форм и методов обучения и воспитания людей. механизации треста «Метал- лургпрокатмонтаж» главный инженер этого управления Н. И. Андрейчев. В школе — 20 слушателей, четырнадцать из которых командиры произ водства, двенадцать — комму нисты. Производственная за дача коллектива управления — своевременно обеспечить монтажников, работающих на сооружении важнейших про мышленных объектов и жи вотноводческих комплексов в области различными механиз мами. Нынче четыре пятых из них сосредоточены на строи тельстве кислородно-конвертор ного цеха Липецкой Магнит ки. Это важное обстоятельст во пропагандист всегда учи тывает в своей работе со слу шателями, которые второй год изучают курс «Основы эконо мики и упра>вления пройзвод-* СТВОМ». — Моим слушателям, — рас сказывает пропагандист, — приходится часто бывать на объектах, анализировать рабо ту не только своего участка, отдела, звена, но и монтажни ков. Этому помогают приобре тенные учебой знания. В то же время практический опыт позволяет более глубоко разби раться в программном материа ле, овладевать теорией управ ления производством. Хорошо зная своих слуша телей, при подготовке к за нятиям стараюсь учесть за просы каждого. Имея запас консиактов по первоисточни кам в объеме кандидатского минимума, мне больше време ни остается для глубокого проникновения в те или иные положения, выводы, содержа щиеся в материалах XXIV съезда КПСС, докладе Л. И. Брежнева о 50-летии образо вания СССР, других партий ных документах, а также для сбора и осмысления местного материала. При изложении новой темы стремлюсь увлечь слушателей интересной постановкой во просов, связанных с жизнью коллектива управления, участ ка, экипажа. Добиваюсь, что бы и слушатели в учебе опи рались на первоисточники и то же увязывали теоретические положения с практикой. Осо- экономическая учеба открыва ет огромные возможности для пропаганды передового про изводственного опыта. Он, как известно, в любой области хо зяйственной деятельности по лучает свою оценку в опреде ленных экономических показа телях: в повышении произво дительности труда, в сниже нии себестоимости продукции, в росте рентабельности, в со кращении издержек обраще ния, в экономии материалов и денежных ресурсов и т. д. Этн же показатели, категории (по нятия) рассматриваются при изучении соответствующих раз делов политической экономии, основ экономики. И вот тут-то как раз опытные пропа гандисты прибегают к передо вому опыту, раскрывают его сущность, дают теоретическое обоснование, заботятся о рас пространении его. Старший инженер планово го отдела «Центролита» Н. П. Никишина — молодой пропа гандист. Она второй год ру ководит школой «Основы эко номики и управления произ водством». Но у нее есть чему поучиться по части пропаганды нового, прогрессивного. Она использует каждую тему для привлечения практических при меров, для внесения в лекцию, собеседование материалов с целью распространения передо вого опыта. Н. П. Никишина на этот счет приводила на конференции не мало фактов. Вот один из них. Когда на занятии по теме «Ор ганизация внутризаводского хозрасчета» рассматривались АНАЛИЗ, ПРОДОЛЖЕННЫЙ В ЦЕХАХ Пропагандисты, обмени ваясь опытом, отмечали: зна ния лучше усваиваются, когда слушатели на занятиях сами анализируют, рассуждают, спо рят, выполняют практические задания. Главный зоотехник птице фабрики «Липецкая» А. И. Де нисова говорит: «Я как руко водитель экономической шко лы свою основную задачу ви жу в том, чтобы научить слу шателей — рабочих птицефаб рики — анализировать итоги своего труда и его результаты. В этом — ключ к выявлению резервов производства». С этой целью она широко использует метод практиче ских заданий слушателям. Так, на занятии по теме: «Производительность труда в совхозах и колхозах» пропа гандист, раскрыв понятие про изводительности труда, пору чила слушателям определить достигнутый уровень ее на предприятии по заданным по казателям. Занятие перешло в практическую плоскость. Слу шатели сравнивали показате ли лучшей птичницы Н. Н. Серковой, получившей в 1972 году от каждой курицы-не сушки по 271,2 яйца, и Л. М. Митряхиной, которая в тех же самых условиях полу чила только по 214 яиц. При чем, первая обслуживала 18 тысяч кур, вторая — 5,5. Этим самым пропагандист показала, что производитель ность труда в решающей сте пени зависит от отношения лю дей к Делу, их старания, уме ния применить в работе что-то новое, прогрессивное. Затем попросила подумать слушате лей о резервах повышения про изводительности труда на сво их участках. Поступило нема ло ценных предложений. В Итоге всей этой работы увели чилась плотность посадки пти цы в клетках. Нынче каждая птичница обслуживает до 20 тысяч кур-несушек вместо 12 тысяч, как было раньше. Итак, при обсуждении жиз ненно важных практических во просов на теоретическом заня тии слушатели как бы по-но вому начинают смотреть на многие привычные вещи, учат ся обобщать явления жизни и, в свою очередь, на основе ана лиза более глубоко пони мать саму теорию. Метод практических заданий откры вает широкие возможности для органической связи изучае мого материала с практикой коммунистического строитель ства, с решением конкретных проблем того или другого тру дового коллектива. НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, но И ВОСПИТЫВАТЬ Такой подход к экономиче скому образованию — единст венно правильный. Оно—весь ма существенный фактор об щего процесса коммунистиче ского воспитания. И на конфе ренции речь шла о том. чтобы не только достичь высокого уровня знаний и умения при менять их на практике, научить навыкам экономического анали за, но и настойчиво воспиты вать у слушателей сознание необходимости бережного от ношения к социалистической собственности, ее умножения и упрочения, воспитывать и раз вивать чувство хозяина сво его предприятия, колхоза, сов хоза, ответственности за судь бу Родины. В этих целях используются различные способы и методы. — Свою задачу как пропа гандиста, — говорит руководи тель комсомольского кружка «Основы экономических зна ний» на, Елецком элементном заводе технолог Н. В. Токаре ва, — я вижу в том, чтобы влиять на формирование ком мунистического мировоззрения у молодых рабочих, идейной убежденности, добиваться вы сокой сознательности, роста их трудовой и общественной ак тивности. Одним из основных средств в решении этой задачи у меня является приобщение слушателей к активному уча стию в социалистическом со ревновании. Ведь не секрет, что именно в нем во всей полноте раскрываются лучшие качест ва человека. Оно дает оценку его инициативе, творческому поиску. Работу начала с разъясне ния слушателям ленинских принципов организации со ревнования, требований таких партийных документов, как постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении орга низации социалистического со ревнования», «О развертывании Всесоюзного социалистическо го соревнования работников промышленности, стронтельст- ва. и транспорта за досрочное выполнение нарсднохозяйс г- венного плана на 1973 год» и других. Периодически даю за дания слушателям с таким расчетом, чтобы требования партии к организации сорев нования увязывались с прак тическими делами на поточ ной линии, в бригаде, цехе. Такая предварительная рабо та помогает подобрать «клю чик» к человеку, помочь ему в полной мере раскрыть свои умственные и духовные спо собности. Хорошее знание слушателей позволяет мне дать каждому из них дельный совет при взя тии обязательств. Их обяза тельства всегда конкретные. Содержат, например, та кие пункты, как добиться зва ния ударника коммунистиче ского труда, «бригады высокой культуры», овладеть такой- то смежной профессией, на счет экономии записать столь ко-то сбереженных материа лов. Обязательства у меня в тетрадке, где я отмечаю их выполнение. На занятиях делаю соответствующие ком ментарии. Свое мнение о тру довом соперничестве слушате лей высказываю на рабочих и комсомольских собраниях. Та кой подход к социалистиче скому соревнованию, как к средству воспитания, дает хорошие плоды. Среди мо их слушателей нет не вы полняющих нормы выработки. Наоборот, у работниц Т. Бо родиной, Г. Ярлыковой, Г. До- м о бс к и х и многих других еже дневная выработка превышает норму на 50—80 процентов. Они потребовали от админист рации повысить нормы. На сче ту экономии автоматчиц (та кая профессия моих слушате лей) — значительная сумма от обереженных материалов. Три четверти из них приобрели вторые профессии. Бригада — реальный кандидат на звание коллектива коммунистическо го труда. Растет и общественная ак тивность автоматчиц. Бригада шефствует над восьмым клас сом Елецкой школы № 2, 20 работниц — участницы худо жественной самодеятельности. В. Козырева и 3. Соломатина —хорошие агитаторы, а Л. Гри горьева — профорг. Они при няты кандидатами в члены партии. Выражением чувства ответственности членов брига ды за общее дело явилось их решение шефствовать над от стающими работницами из дру гих бригад. Разумеется, в достигнутых успехах отражается сложивша яся хорошая атмосфера в кол лективе завода, комплекс вос питательной работы партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Но нельзя не учи тывать и роль учебы, влияние ее НИ развитие соревнования. Всемерно способствовать подъему трудового энтузиазма людей, сделать их идейно и духовно богаче — $та мысль , прослеживается и в выступле ниях других пропагандистов. Ценным опытом воспитания у слушателей социалистической дисциплины труда поделился руководитель школы по изуче нию основ экономических зна ний, мастер прокатного отделе ния ЛПЦ-2 Новолипецкого за вода В. А. Анохин. На примете занятия по теме «Социалисти ческая дисциплина труда» он показал, как на формирование убеждений оказывает влия ние не только учеба, но и вся наша советская дейст вительность. В учебе же, на занятиях очень важно пред метно, с помощью близких и понятных фактов, примеров раскрыть перед слушателем значение укрепления дисципли ны, знать цену рабочей минуты, сбереженного килограмма ме талла й во что обходятся мину ты простоя, каждый день про гула, какой удар они наносят по показателям завода, его прибыли, по карману самого нарушителя дисциплины. ГОТОВЯСЬ К ВСТРЕЧЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ В секциях много внимания было уделено методике подго товки к занятиям и собеседова ниям. Оно и понятно: то и дру гое — большая творческая ра бота. Готовятся разные пропа гандисты по-разному, собеседо вания часто бывают несхожи ми по приемам. Живой интерес, например, вызвало выступле ние руководителя экономиче ской школы, начальника цеха контрольно-измерительных при боров и автоматики завода «Свободный сокол» И. К. Иль инского. — Я считаю, — заявил он,— что при подготовке к занятию пропагандист должен учиты вать все возможные рекомен дации, пожелания, но при этом исходить из собственного опы та, объема знаний, учета идей ных запросов слушателей. Всю подготовку делю на три этапа. Первый — накопление материала. Как правило, за ос нову беру рекомендации, пуб ликуемые «Экономической га зетой». Перед тем, как соста вить план, просматриваю мате риалы в этой газете, в журна ле «Политическое самообразо вание», методические указания по теме и главу из учебника «Основы экономических зна ний». Нередко нам предлагают го товый план. Считаю, что стан дартного плана не может быть. План должен сообразовывать ся с уровнем подготовки слу шателей, их возрастными, про фессиональными особенностя ми и т. п. Наметив план, начи наю подбирать литературу по каждому ' вопросу беседы от дельно. В первую очередь, обраща юсь к работам Владимира Ильича Ленина. Советуюсь: ка ково его мнение по данному во просу. Интересуюсь, что гово рится по теме в материалах XXIV съезда КПСС, в решени ях ЦК КПСС я Совета Мини стров СССР после съезда, тща тельно знакомлюсь с выступ лениями Генерального секрета ря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Подборки такого рода мате риалов служат как бы теорети ческим обоснованием изучае мого вопроса. Много вспомога тельного материала нахожу в журнале «(Политическое само образование». Например, к те ме: «Технический прогресс и использование техники» исполь зовал статьи «Наука, техника, управление в социалистическом обществе», «Концентрация производства и научно-техниче ский прогресс», «Соединение достижений научно-техническо го прогресса с преимуществами социалистической системы хо зяйствования». Заканчиваю первый этап подбором необхо димых примеров из жизни об ласти, завода, цеха. И, К. Ильинский подробно рассказывает о втором этапе подготовки — составление конспекта и изготовление необ ходимых наглядных пособий, а также третьем—завершающем этапе. Пожалуй, самым глав ным, — заключает он, — явля ется обдумывание вопросов •для собеседования и самостоя тельной работы слушателей. VЭти вопросы, как правило, на целивают людей на практиче ское применение полученных знании, побуждают к размыш лениям. Значительное место в докла де и выступлениях на конфе ренции заняли вопросы мето дики применения средств на глядности, самостоятельной работы над политической кни гой, использования статистиче ских материалов, организаци онной и методической стороны деятельности пропагандист ских семинаров. Высказывались предложения и пожелания, на правленные на совершенство вание экономического образо вания, критические замечания, касающиеся широкого инфор мирования пропагандистов о положении дел в области, рай оне, на предприятии, работе экономических кабинетов н уголков, отдельных недостатков в учебниках. Конференция показала, что пропагандисты проявляют мно го настойчивости и инициативы в поисках наиболее эффектив ных путей овладения слушате лями экономическими знания ми. Ее участники горячо поддер жали инициативу пропаганди стов Московского электроме ханического завода имени Вла димира Ильича, выступивших с призывом к пропагандистам страны — отдать все свои зна ния, идейную убежденность, ме тодическое мастерство и орга низаторские способности на службу пятилетке. Живой обмен мнениями между участниками методи ческой конференции, обога щение опытом экономиче ской пропаганды проходили в секциях. На снимке: работает сек ция пропагандистов школ основ марксизм а-лениниз ма и руководителей эконо мических школ по курсу «Основы экономических знаний». Руководитель — И. И. Мальцев. Фото Л. Антошкина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz