Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1973 г. (г. Липецк)

2Ф декабря 1*973 гм № 29 5 С13 7 6 7 ) Л Е Н И Н С К О Е 3 Н А М Я 3 М И Ч Е С К О Й У Ч Е Б Е - В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь С ОБЛАСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОПАГАНДИСТОВ В Д ом е политического просвещения обкома КПСС состоя* пась областная методическая конференция на тему «Пути по­ вышения эффективности экономической учебы». В е е работе приняли участие пропагандисты и руководители экономических школ, заведующие кабинетами политического просвещения, идеологические работники. С докладом «О ходе выполнения партийными организация­ ми области постановления ЦК КПСС «Об улучшении экономи­ ческого образования трудящихся» выступил секретарь обкома КПСС А. А. СТАЛЬ. На пленарном заседании и в секциях с сообщениями вы­ ступили 20 человек. Рассмотрены вопросы воспитания у слу­ шателей в процессе учебы коммунистического отношения к ТРУДУ* к народному достоянию, привития им навыков эконо­ мического анализа, повышения мастерства пропагандистов, действенности занятий. На заключительном пленарном заседании были заслушаны сообщения руководителей секций: школ основ марксизма-ле­ нинизма и экономических школ по курсу «Основы экономики и управления производством» декана Липецкого филиала ВЗФЭИ, кандидата экономических наук Д. И. ОНИЩЕНКО и школ основ марксизма-ленинизма и экономических школ по курсу «Основы экономических знаний» преподавателя поли­ технического института, кандидата экономических наук И. И. МАЛЬЦЕВА. Подведены итоги, приняты рекомендации, на­ правленные на повышение эффективности учебы- предприятий черной металлур­ гии. Экономическое образование в Тесной взаимосвязи с други­ ми формами производственной пропаганды, массово-политиче­ ской работы стало важным средством решения задач хо­ зяйственного строительства и коммунистического воспитания всех трудящихся области. Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнова­ ние, труженики города и де­ ревни с огромной энергией бо­ рются за осуществление реше­ ний XXIV съезда КПСС, вы­ полнение заданий девятой пя­ тилетки. Промышленность об­ ласти успешно справляется с государственными планами по основным показателям. Наши земледельцы в текущем году вырастили небывалый урожай, продали государству 932 тыс. тонн липецкого хлеба, много другой продукции. Досрочно выполнены государственные задания по заготовкам мяса, молока, яиц, шерсти. В этих достижениях, несомненно, есть весомая частица труда наших пропагандистов, всех идеоло­ гических работников. Интересы народа требуют, чтобы достижения третьего го­ да пятилетки были закреплены и развиты в ее четвертом го­ ду. Именно такую установку приняла сейчас партия, имен­ но на это нацеливаются рабо­ чий класс, крестьянство, интел­ лигенция. Должно быть сде­ лано все возможное, чтобы ру­ бежи плана 1974 года были превышены и тем самым об­ легчено выполнение задач 1975-го, завершающего года пятилетки. В работе по экономическо­ му образованию трудящихся*, во всей нашей пропаганде сле­ дует исходить из указаний XXIV съезда КПСС о том, что советская экономика вступила в такой этап своего развития, когда на первый план выдви­ гаются некоторые новые зада­ чи — поворот к качественным факторам, повышение эффек­ тивности народного хозяйства, ускорение технического про­ гресса и другие. В нашей идеологической де­ ятельности очень важно учи­ тывать огромное значение пра­ вильной организации социали­ стического соревнования, глав­ ная цель которого — развитие инициативы масс в борьбе за повышение производительно­ сти труда. Особого внимания заслуживает такая эффектив­ ная форма соревнования, как встречные планы. Партийные организации про­ делали большую работу по под­ бору пропагандистских кад­ ров. Сейчас ведут занятия в экономических школах, семина­ рах и кружках свыше 5.200 пропагандистов. Среди них —• большинство специалистов про­ изводства, хозяйственные ру­ ководители, люди подготов­ ленные, глубоко разбирающие­ ся в вопросах экономики. Но многим из них недостает навы­ ков мастерски, методически правильно вести занятия. И в этом им очень важно оказы­ вать конкретную деловую по­ мощь в течение всего учебного года, К сожалению, в ряде го­ родских и районных комитетов партии при проведении семина­ ров пропагандистов мало уде­ ляется внимания вопросам ме­ тодики занятий. Очень важно организовать на них обмен пропагандистским опытом, про­ водить методические конфе­ ренций, чаще практиковать взаимное посещение пропаган­ дистами занятий с последую­ щим коллективным обсужде­ нием. Постоянную помощь при­ званы оказывать методические советы кабинетов политиче­ ского просвещения. Правильно поступают те партийные коми­ теты, которые организуют ре­ гулярные посещения занятий партийным активом, специали­ стами районных управлений сельского хозяйства, опытными методистами. Непосредствен­ ное изучение дела на местах, глубокий анализ занятий по­ зволяют обобщить лучший опыт, выявить недостатки, принять меры к их устранению. Поиски наиболее рациональ­ ных путей превоащения зна­ ний в убеждения, а убеждений — в конкретные поступки и де­ ла людей — задача сложная, многогранная. И каждое заня­ тие в школе, кружке, •семина­ ре надо стремиться сделать новой ступенькой, очередным звеном этого длительного про­ цесса, главной фигурой кото­ рого был и остается пропаган­ дист. Вот почему так важны его теоретическая подготовка, широта кругозора, идейная зре- ГЛАВМ0Е— КАЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ — В решениях XXIV съезда КПСС, постановлении ЦК КПСС «Об улучшении эконо­ мического образования тру­ дящихся»,—сказал в своем до­ кладе секретарь обкома КПСС А. А. Сталь, — отмечается, что на современном этапе коммуни­ стического строительства эко­ номическая подготовка руко­ водящих работников, специа­ листов, рабочих, колхозников, служащих выступает в каче­ стве важного условия повыше­ ния научного уровня хозяйст­ вования, роста инициативы и активности трудящихся в осу­ ществлении социально-эконо­ мических и политических за­ дач. Партийные организации об­ ласти, выполняя решения съез­ да и постановление Централь­ ного Комитета КПСС провели значительную работу по рас­ ширению экономической уче­ бы и улучшению ее содержа­ ния. Эти вопросы обсуждаются на бюро обкома, на пленумах, активах и бюро городских и районных комитетов партии. Повсеместно составлены и осу­ ществляются перспективные Планы, которыми предусмат­ ривается в течение четырех-пя­ ти лет охватить обучением всех работников сферы материаль­ ного производства. Укреп­ ляется учебно-материальная база системы экономического образования. - Все больше внимания прида­ ют партийные организации комплектованию школ и семи­ наров слушателями. Сегодня на производственных пред­ приятиях и в сфере обслужи­ вания экономическими зна­ ниями овладевают около 150 тысяч человек — каждый тре­ тий, занятый в производстве. Но масштабы экономическо­ го образования, которые посте­ пенно расширяются,—это одна сторона дела. Другая — его эффективность. Докладчик останавливается на критериях, которыми при­ нято определять эффектив­ ность партийной пропаганды вообще и в частности—экономи­ ческой. Критерии последней — это высокая общественная со­ знательность, коммунистиче­ ское отношение к труду и со­ циалистической собственности, повышение роли трудовых кол­ лективов в решении вопросов экономики. Это—совершенство­ вание планирования и управ­ ления производством, улучше­ ние экономической работы, по­ вышение профессионального мастерства работников. И как результат всей деятельности — повышение производитель­ ности труда, эффективности производства, ускорение тем­ пов научно-технического про­ гресса, повышение качества продукции, укрепление режи­ ма экономии, рост рентабель­ ности предприятий, повыше­ ние материального благосо­ стояния трудящихся. Оценивая первые результа­ ты экономического всеобуча именно с этих позиций, се­ годня можно с уверенностью говорить о возросшей эффек­ тивности учебы в ряде партий­ ных организаций области, на­ пример, Новолипецкого ме­ таллургического завода. Здесь работает широкая сеть школ, кружков, семинаров, в которых изучают экономику более 13 тысяч человек. Учеба на этом предприятии организуется на основе пер­ спективного плана. Действует экономический совет во главе с заместителем директора В. А. Бреусом. К услугам пропаган­ дистов и слушателей — эконо­ мический кабинет с учебными и наглядными пособиями, кон­ сультациями, циклы лекций, а также заводской и 12 цеховых кабинетов политического про­ свещения. Учеба очень помогает метал­ лургам в работе. Люди учатся экономить в большом и малом, рачительно использовать ре­ зервы, анализировать резуль­ таты хозяйственной деятель­ ности цеха, предприятия. .Рас­ тет творческая активность ра­ бочих и специалистов. Слушатели школ, к р у ж к о в активно участвуют в социали­ стическом соревновании, мно­ гие из них уже выполнили за­ дания четырех лет пятилетки. 160 производственников удо­ стоены знака «Победитель со­ циалистического соревнования 1973 года». Коллектив завода неоднократно завоевывал пер­ венство во Всесоюзном социа­ листическом соревновании лость, творческая одаренность, знание основ педагогики и со­ циальной психология. Необхо­ димо постоянное пополнение ими своего методического ар­ сенала, умелое использование накопленного у нас опыта для углубления идейно-теоретиче­ ского содержания занятий, дальнейшего совершенствова­ ния всего учебно-воспитатель­ ного процесса. » В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ПРАКТИКОЙ Докладчик, участники кон­ ференции, подводя итоги пер­ вого учебного года системы экономического образования, созданной в соответствии с постановлением ЦК партии, положительно отзывались о ней. Каждый выступающий так или иначе касался ее харак­ терной особенности: система позволяет сочетать глубокое наущение экономической теории и экономической политики КПСС с хозяйственными зада­ чами наших дней, конкретными практическими делами коллек­ тива. И если занятия ведутся на высоком идейном уровне, в тесной связи с проблемами, волнующими людей, если про­ пагандист сумел создать атмо­ сферу деловитости, взаимного доверия, то успех — налицо. Шестой год руководит шко­ лой основ марксизма-лени­ низма в Липецком управлении беано это удается при подго­ товке и обсуждении рефератов и до,кладов. После года учебы слушатели стали более тщательно анали­ зировать работу своего под­ разделения в части выполнения плана, роста производительно­ сти труда, экономного расхо­ дования фонда заработной платы и материалов. Возросла их активность. Все они имеют личные творческие планы на пятилетку, о них нередко идет разговор на занятиях. Пропагандист — организатор борьбы за выполнение заданий пятилетки. Это положение участники , конференции ут­ верждали предметно, аргу­ ментированно. Руководитель экономической школы, началь­ ник планово - экономического бюро _ прессового корпуса ЛТЗ ’ Л. М. Пишикина на каждом занятии старается яр­ че раскрыть сложные явления заводской экономики, помочь своим 30 слушателям понять, во что обходится изготовление того или иного изделия, заост­ ряет их внимание на имеющих­ ся резервах и на недостатках в их использовании, совместно .определяются соответствую­ щие меры. И пропагандист обычно достигает цели. Кол­ лектив корпуса выполняет план по всем технико-экономическим показателям. Растет произво­ дительность труда, снижают­ ся затраты на каждый рубль товарной продукции. Конференция показала, что вопросы себестоимости продук­ ции, то пропагандист, изучив предварительно опыт родст­ венных предприятий, показала, сколько теряет родной завод там, где в литье велик удель­ ный вес (около 11 процентов) вспомогательных материалов. После занятия слушатели шко­ лы — технологи основательно гАоанализировали положение с материалами. Были пере­ смотрены нормы их расхода в сторону снижения, дорогостоя­ щие заменены более дешевы­ ми. Например, стали приме­ няться новые составы безвод­ ных красок. Только за счет этого сэкономлено на каждую тонну годного литья полтора рубля. — Привлечение передового опыта при изучении экономики, несомненно, способствует луч­ шему усвоению программного материала. Но, предупреждч- ет пропагандист, следует остерегаться превращения за­ нятия в заурядное совещание ло производственным вопросам. Сами глубоко продуманные примеры дают многое. Они по­ могают не только понять сущ­ ность экономических катего­ рий, но и, основываясь на опы­ те, увидеть пути повышения производительности труда или снижения себестоимости про­ дукции, уяснить, что за этим следует. И чем новое шире распространяется, тем кол­ лектив успешнее справляется со своими задачами. И З Р Е К О М Е Н Д А Ц И Й К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И Всемерно использовать накопленный пропагандистами опыт для дальнейшего совершенствования экономического обр а­ зования трудящихся. Во всех формах уче­ бы шире внедрять самообразование, как основной метод овладения марксистско- ленинской теорией. Систематически выра­ батывать у слушателей навыки самостоя­ тельной работы над произведениями клас­ сиков марксизма-ленинизма, решениями партии и правительства, умение анализиро­ вать показатели производственно-хозяйст­ венной деятельности предприятий, колхо­ зов и совхозов. В школах по изучению основ научного управления производством и проблемных теоретических семинарах основной упор сделать на разработку слушателями докла­ дов, рефератов, сообщений. Пропагандист призван вовлекать своих слушателей в активную борьбу за осущ е­ ствление экономической политики партии. Привлекать их к выявлению резервов про­ изводства, разработке предложений по их использованию, выполнению планов техни­ ческого развития производства, НОТ, к анализу экономических показателей. В работе каждого экономического круж­ ка, школы, семинара прочное место дол ­ жен занять метод практических заданий. В экономической пропаганде главное внимание сосредоточить на глубоком изу­ чении ленинских принципов хозяйствова­ ния, на коренных вопросах экономической политики, определенных XXIV съ ездом КПСС: повышении эффективности произ­ водства на основе научно-технического прогресса и роста производительности труда; улучшении использования основных фондов и всех материальных ресурсов; строгом соблюдении режима экономии; концентрации производства; углублении и совершенствовании специализации; бы­ стрейшем внедрении в производство д о ­ стижений науки и техники, передового опыта, широком развертывании 'социали­ стического соревнования и такой его эф ­ фективной формы, как встречные планы, на укреплении государственной дисципли­ ны, повышении ответственности работников за порученное дело. Добиваться, чтобы достижения третьего года пятилетки были закреплены и разви­ ты в е е четвертом году, в Государственном плане которого заложены более высокие показатели. Одним из важнейших условий всемер­ ного повышения эффективности эко­ номической учебы конференция считает соблюдение ленинского принципа единства теории и практики. Настойчиво ф ормиро­ вать у слушателей школ, кружков и семи­ наров ясное понимание того, что только высокопроизводительным трудом каждого советского человека можно успешно осу­ ществить намеченные партией планы ин­ тенсификации производства, дальнейшего развития экономики страны. Совершенствовать деятельность советов по экономическому образованию трудя­ щихся. Главным в их работе считать о б о б ­ щение и распространение опыта лучших школ, кружков и семинаров, оказание т е ­ оретической и методической помощи про­ пагандистам, систематический контроль за учебой, анализ е е состояния. Продолжить работу по дальнейшему созданию экономических кабинетов, осна­ щению их техническими средствами, наг­ лядными пособиями, справочными матери­ алами. Дому политического просвещения обко­ ма КПСС, кабинетам политического про­ свещения горкомов, райкомов КПСС и пар­ тийных комитетов промышленных предпри­ ятий и строек, колхозов и совхозов ока­ зывать постоянную помощь пропаганди­ стам в освоении передового опыта, внедре­ нии активных форм и методов обучения и воспитания людей. механизации треста «Метал- лургпрокатмонтаж» главный инженер этого управления Н. И. Андрейчев. В школе — 20 слушателей, четырнадцать из которых командиры произ­ водства, двенадцать — комму­ нисты. Производственная за­ дача коллектива управления — своевременно обеспечить монтажников, работающих на сооружении важнейших про­ мышленных объектов и жи­ вотноводческих комплексов в области различными механиз­ мами. Нынче четыре пятых из них сосредоточены на строи­ тельстве кислородно-конвертор­ ного цеха Липецкой Магнит­ ки. Это важное обстоятельст­ во пропагандист всегда учи­ тывает в своей работе со слу­ шателями, которые второй год изучают курс «Основы эконо­ мики и упра>вления пройзвод-* СТВОМ». — Моим слушателям, — рас­ сказывает пропагандист, — приходится часто бывать на объектах, анализировать рабо­ ту не только своего участка, отдела, звена, но и монтажни­ ков. Этому помогают приобре­ тенные учебой знания. В то же время практический опыт позволяет более глубоко разби­ раться в программном материа­ ле, овладевать теорией управ­ ления производством. Хорошо зная своих слуша­ телей, при подготовке к за­ нятиям стараюсь учесть за­ просы каждого. Имея запас консиактов по первоисточни­ кам в объеме кандидатского минимума, мне больше време­ ни остается для глубокого проникновения в те или иные положения, выводы, содержа­ щиеся в материалах XXIV съезда КПСС, докладе Л. И. Брежнева о 50-летии образо­ вания СССР, других партий­ ных документах, а также для сбора и осмысления местного материала. При изложении новой темы стремлюсь увлечь слушателей интересной постановкой во­ просов, связанных с жизнью коллектива управления, участ­ ка, экипажа. Добиваюсь, что­ бы и слушатели в учебе опи­ рались на первоисточники и то­ же увязывали теоретические положения с практикой. Осо- экономическая учеба открыва­ ет огромные возможности для пропаганды передового про­ изводственного опыта. Он, как известно, в любой области хо­ зяйственной деятельности по­ лучает свою оценку в опреде­ ленных экономических показа­ телях: в повышении произво­ дительности труда, в сниже­ нии себестоимости продукции, в росте рентабельности, в со­ кращении издержек обраще­ ния, в экономии материалов и денежных ресурсов и т. д. Этн же показатели, категории (по­ нятия) рассматриваются при изучении соответствующих раз­ делов политической экономии, основ экономики. И вот тут-то как раз опытные пропа­ гандисты прибегают к передо­ вому опыту, раскрывают его сущность, дают теоретическое обоснование, заботятся о рас­ пространении его. Старший инженер планово­ го отдела «Центролита» Н. П. Никишина — молодой пропа­ гандист. Она второй год ру­ ководит школой «Основы эко­ номики и управления произ­ водством». Но у нее есть чему поучиться по части пропаганды нового, прогрессивного. Она использует каждую тему для привлечения практических при­ меров, для внесения в лекцию, собеседование материалов с целью распространения передо­ вого опыта. Н. П. Никишина на этот счет приводила на конференции не­ мало фактов. Вот один из них. Когда на занятии по теме «Ор­ ганизация внутризаводского хозрасчета» рассматривались АНАЛИЗ, ПРОДОЛЖЕННЫЙ В ЦЕХАХ Пропагандисты, обмени­ ваясь опытом, отмечали: зна­ ния лучше усваиваются, когда слушатели на занятиях сами анализируют, рассуждают, спо­ рят, выполняют практические задания. Главный зоотехник птице­ фабрики «Липецкая» А. И. Де­ нисова говорит: «Я как руко­ водитель экономической шко­ лы свою основную задачу ви­ жу в том, чтобы научить слу­ шателей — рабочих птицефаб­ рики — анализировать итоги своего труда и его результаты. В этом — ключ к выявлению резервов производства». С этой целью она широко использует метод практиче­ ских заданий слушателям. Так, на занятии по теме: «Производительность труда в совхозах и колхозах» пропа­ гандист, раскрыв понятие про­ изводительности труда, пору­ чила слушателям определить достигнутый уровень ее на предприятии по заданным по­ казателям. Занятие перешло в практическую плоскость. Слу­ шатели сравнивали показате­ ли лучшей птичницы Н. Н. Серковой, получившей в 1972 году от каждой курицы-не­ сушки по 271,2 яйца, и Л. М. Митряхиной, которая в тех же самых условиях полу­ чила только по 214 яиц. При­ чем, первая обслуживала 18 тысяч кур, вторая — 5,5. Этим самым пропагандист показала, что производитель­ ность труда в решающей сте­ пени зависит от отношения лю­ дей к Делу, их старания, уме­ ния применить в работе что-то новое, прогрессивное. Затем попросила подумать слушате­ лей о резервах повышения про­ изводительности труда на сво­ их участках. Поступило нема­ ло ценных предложений. В Итоге всей этой работы увели­ чилась плотность посадки пти­ цы в клетках. Нынче каждая птичница обслуживает до 20 тысяч кур-несушек вместо 12 тысяч, как было раньше. Итак, при обсуждении жиз­ ненно важных практических во­ просов на теоретическом заня­ тии слушатели как бы по-но­ вому начинают смотреть на многие привычные вещи, учат­ ся обобщать явления жизни и, в свою очередь, на основе ана­ лиза более глубоко пони­ мать саму теорию. Метод практических заданий откры­ вает широкие возможности для органической связи изучае­ мого материала с практикой коммунистического строитель­ ства, с решением конкретных проблем того или другого тру­ дового коллектива. НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, но И ВОСПИТЫВАТЬ Такой подход к экономиче­ скому образованию — единст­ венно правильный. Оно—весь­ ма существенный фактор об­ щего процесса коммунистиче­ ского воспитания. И на конфе­ ренции речь шла о том. чтобы не только достичь высокого уровня знаний и умения при­ менять их на практике, научить навыкам экономического анали­ за, но и настойчиво воспиты­ вать у слушателей сознание необходимости бережного от­ ношения к социалистической собственности, ее умножения и упрочения, воспитывать и раз­ вивать чувство хозяина сво­ его предприятия, колхоза, сов­ хоза, ответственности за судь­ бу Родины. В этих целях используются различные способы и методы. — Свою задачу как пропа­ гандиста, — говорит руководи­ тель комсомольского кружка «Основы экономических зна­ ний» на, Елецком элементном заводе технолог Н. В. Токаре­ ва, — я вижу в том, чтобы влиять на формирование ком­ мунистического мировоззрения у молодых рабочих, идейной убежденности, добиваться вы­ сокой сознательности, роста их трудовой и общественной ак­ тивности. Одним из основных средств в решении этой задачи у меня является приобщение слушателей к активному уча­ стию в социалистическом со­ ревновании. Ведь не секрет, что именно в нем во всей полноте раскрываются лучшие качест­ ва человека. Оно дает оценку его инициативе, творческому поиску. Работу начала с разъясне­ ния слушателям ленинских принципов организации со­ ревнования, требований таких партийных документов, как постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении орга­ низации социалистического со­ ревнования», «О развертывании Всесоюзного социалистическо­ го соревнования работников промышленности, стронтельст- ва. и транспорта за досрочное выполнение нарсднохозяйс г- венного плана на 1973 год» и других. Периодически даю за­ дания слушателям с таким расчетом, чтобы требования партии к организации сорев­ нования увязывались с прак­ тическими делами на поточ­ ной линии, в бригаде, цехе. Такая предварительная рабо­ та помогает подобрать «клю­ чик» к человеку, помочь ему в полной мере раскрыть свои умственные и духовные спо­ собности. Хорошее знание слушателей позволяет мне дать каждому из них дельный совет при взя­ тии обязательств. Их обяза­ тельства всегда конкретные. Содержат, например, та­ кие пункты, как добиться зва­ ния ударника коммунистиче­ ского труда, «бригады высокой культуры», овладеть такой- то смежной профессией, на счет экономии записать столь­ ко-то сбереженных материа­ лов. Обязательства у меня в тетрадке, где я отмечаю их выполнение. На занятиях делаю соответствующие ком­ ментарии. Свое мнение о тру­ довом соперничестве слушате­ лей высказываю на рабочих и комсомольских собраниях. Та­ кой подход к социалистиче­ скому соревнованию, как к средству воспитания, дает хорошие плоды. Среди мо­ их слушателей нет не вы­ полняющих нормы выработки. Наоборот, у работниц Т. Бо­ родиной, Г. Ярлыковой, Г. До- м о бс к и х и многих других еже­ дневная выработка превышает норму на 50—80 процентов. Они потребовали от админист­ рации повысить нормы. На сче­ ту экономии автоматчиц (та­ кая профессия моих слушате­ лей) — значительная сумма от обереженных материалов. Три четверти из них приобрели вторые профессии. Бригада — реальный кандидат на звание коллектива коммунистическо­ го труда. Растет и общественная ак­ тивность автоматчиц. Бригада шефствует над восьмым клас­ сом Елецкой школы № 2, 20 работниц — участницы худо­ жественной самодеятельности. В. Козырева и 3. Соломатина —хорошие агитаторы, а Л. Гри­ горьева — профорг. Они при­ няты кандидатами в члены партии. Выражением чувства ответственности членов брига­ ды за общее дело явилось их решение шефствовать над от­ стающими работницами из дру­ гих бригад. Разумеется, в достигнутых успехах отражается сложивша­ яся хорошая атмосфера в кол­ лективе завода, комплекс вос­ питательной работы партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Но нельзя не учи­ тывать и роль учебы, влияние ее НИ развитие соревнования. Всемерно способствовать подъему трудового энтузиазма людей, сделать их идейно и духовно богаче — $та мысль , прослеживается и в выступле­ ниях других пропагандистов. Ценным опытом воспитания у слушателей социалистической дисциплины труда поделился руководитель школы по изуче­ нию основ экономических зна­ ний, мастер прокатного отделе­ ния ЛПЦ-2 Новолипецкого за­ вода В. А. Анохин. На примете занятия по теме «Социалисти­ ческая дисциплина труда» он показал, как на формирование убеждений оказывает влия­ ние не только учеба, но и вся наша советская дейст­ вительность. В учебе же, на занятиях очень важно пред­ метно, с помощью близких и понятных фактов, примеров раскрыть перед слушателем значение укрепления дисципли­ ны, знать цену рабочей минуты, сбереженного килограмма ме­ талла й во что обходятся мину­ ты простоя, каждый день про­ гула, какой удар они наносят по показателям завода, его прибыли, по карману самого нарушителя дисциплины. ГОТОВЯСЬ К ВСТРЕЧЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ В секциях много внимания было уделено методике подго­ товки к занятиям и собеседова­ ниям. Оно и понятно: то и дру­ гое — большая творческая ра­ бота. Готовятся разные пропа­ гандисты по-разному, собеседо­ вания часто бывают несхожи­ ми по приемам. Живой интерес, например, вызвало выступле­ ние руководителя экономиче­ ской школы, начальника цеха контрольно-измерительных при­ боров и автоматики завода «Свободный сокол» И. К. Иль­ инского. — Я считаю, — заявил он,— что при подготовке к занятию пропагандист должен учиты­ вать все возможные рекомен­ дации, пожелания, но при этом исходить из собственного опы­ та, объема знаний, учета идей­ ных запросов слушателей. Всю подготовку делю на три этапа. Первый — накопление материала. Как правило, за ос­ нову беру рекомендации, пуб­ ликуемые «Экономической га­ зетой». Перед тем, как соста­ вить план, просматриваю мате­ риалы в этой газете, в журна­ ле «Политическое самообразо­ вание», методические указания по теме и главу из учебника «Основы экономических зна­ ний». Нередко нам предлагают го­ товый план. Считаю, что стан­ дартного плана не может быть. План должен сообразовывать­ ся с уровнем подготовки слу­ шателей, их возрастными, про­ фессиональными особенностя­ ми и т. п. Наметив план, начи­ наю подбирать литературу по каждому ' вопросу беседы от­ дельно. В первую очередь, обраща­ юсь к работам Владимира Ильича Ленина. Советуюсь: ка­ ково его мнение по данному во­ просу. Интересуюсь, что гово­ рится по теме в материалах XXIV съезда КПСС, в решени­ ях ЦК КПСС я Совета Мини­ стров СССР после съезда, тща­ тельно знакомлюсь с выступ­ лениями Генерального секрета­ ря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Подборки такого рода мате­ риалов служат как бы теорети­ ческим обоснованием изучае­ мого вопроса. Много вспомога­ тельного материала нахожу в журнале «(Политическое само­ образование». Например, к те­ ме: «Технический прогресс и использование техники» исполь­ зовал статьи «Наука, техника, управление в социалистическом обществе», «Концентрация производства и научно-техниче­ ский прогресс», «Соединение достижений научно-техническо­ го прогресса с преимуществами социалистической системы хо­ зяйствования». Заканчиваю первый этап подбором необхо­ димых примеров из жизни об­ ласти, завода, цеха. И, К. Ильинский подробно рассказывает о втором этапе подготовки — составление конспекта и изготовление необ­ ходимых наглядных пособий, а также третьем—завершающем этапе. Пожалуй, самым глав­ ным, — заключает он, — явля­ ется обдумывание вопросов •для собеседования и самостоя­ тельной работы слушателей. VЭти вопросы, как правило, на­ целивают людей на практиче­ ское применение полученных знании, побуждают к размыш­ лениям. Значительное место в докла­ де и выступлениях на конфе­ ренции заняли вопросы мето­ дики применения средств на­ глядности, самостоятельной работы над политической кни­ гой, использования статистиче­ ских материалов, организаци­ онной и методической стороны деятельности пропагандист­ ских семинаров. Высказывались предложения и пожелания, на­ правленные на совершенство­ вание экономического образо­ вания, критические замечания, касающиеся широкого инфор­ мирования пропагандистов о положении дел в области, рай­ оне, на предприятии, работе экономических кабинетов н уголков, отдельных недостатков в учебниках. Конференция показала, что пропагандисты проявляют мно­ го настойчивости и инициативы в поисках наиболее эффектив­ ных путей овладения слушате­ лями экономическими знания­ ми. Ее участники горячо поддер­ жали инициативу пропаганди­ стов Московского электроме­ ханического завода имени Вла­ димира Ильича, выступивших с призывом к пропагандистам страны — отдать все свои зна­ ния, идейную убежденность, ме­ тодическое мастерство и орга­ низаторские способности на службу пятилетке. Живой обмен мнениями между участниками методи­ ческой конференции, обога­ щение опытом экономиче­ ской пропаганды проходили в секциях. На снимке: работает сек­ ция пропагандистов школ основ марксизм а-лениниз­ ма и руководителей эконо­ мических школ по курсу «Основы экономических знаний». Руководитель — И. И. Мальцев. Фото Л. Антошкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz